Что такое питьицем медвяныим: МЕДВЯНЫЙ — это… Что такое МЕДВЯНЫЙ?

Содержание

«Испейте чарку питьица медового»

В старинных лечебниках описывались десятки  рецептов, в состав которых входил пчелиный мед в сочетании с ромашкой, крапивой, лебедой, луком, чесноком, хмелем, маком и так далее. Упоминали медок в былинах: вспомните, как старцы исцелили Илью Муромца, «...дав испить чарку питьица медвяного». И, главное, представляли его как лекарство для людей любого возраста. Рассказать читателям о значении меда в профилактике и лечении опаснейших недугов в гостиную «Р» заглянули Степан Грицай, директор государственного научно-производственного КУП «Садес», специалисты которого создают лечебные композиции на основе меда, и пчеловод Сергей Кирющенко.

Эликсир  долголетия

— Природа давно протянула нам руку помощи, создав пчелу-труженицу, производящую уникальные продукты, которые содержат огромное количество полезных веществ, макро- и микроэлементы, протеины, аминокислоты и многое другое, — рассказывает Степан Грицай. — Продукты пчеловодства гарантированного качества — это настоящий эликсир здоровья и долголетия!

В чем же заключаются лечебные свойства меда? Его основная составная часть — глюкоза, которая широко применяется в медицине при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, инфекционных заболеваниях, сепсисе, отравлениях — и это далеко не полный перечень. Глюкоза — прекрасный питательный материал для клеток, тканей и органов, способствующий повышению сопротивляемости организма.

Если постоянно употреблять мед по 50—140 г (в среднем 70 г) в сутки больным с тяжелыми сердечными заболеваниями, то обязательно улучшится общее состояние, нормализуется состав крови, повысится гемоглобин. В пищевой рацион некоторых больных с недостаточностью сердечно-сосудистой системы вводят мед, который создает самые лучшие условия для питания сердечной мышцы.

Хлеб  пчелиный  —  здоровье  людское

— Почему у пенсионеров порой плохое самочувствие? — рассуждает Сергей Кирющенко. — Потому что, если употреблять в пищу только обычные продукты, организм будет недополучать полезные элементы. А всего лишь 10—15 граммов в сутки правильно сохраненной пыльцы или перги (пчелиного хлеба) увеличат работоспособность и жизненный тонус на долгие годы.

Кстати, пергу называют пчелиным хлебом потому, что пчелы вскармливают ею своих личинок. При таком питании они за три дня вырастают в 1500 раз! Особенно ценно то, что в перге сохраняется программа воздействия на живой организм, способность строить его основные системы. Она насыщена калием, магнием, железом, кальцием, витаминами А, С, Р, Е и другими.

— А как полезны продукты пчеловодства женщинам, — рассказывает Степан Петрович, — многие из них страдают от мастопатии, опухолей, фибромиом! Более четырех лет на основе лабораторных исследований мы кропотливо создавали специальные композиции, состоящие из трутневого и маточного молочка, прополиса, перги. Одна из них — «Алла» — названа в честь моей покойной жены, в ней большое количество прополиса, который убивает бактерии, грибки, обезболивает, является сильным противовоспалительным средством, оказывает противозудное действие, способствует заживлению ран. Мы сотрудничаем с врачами городских поликлиник, которые рекомендуют пациентам принимать медовые композиции, и, знаете, результат налицо: через 5—6 месяцев организм перестраивается и опухоли начинают рассасываться.

Днем  —  бодрость,  ночью  —  спокойный  сон

Говорят, что мед — лучший друг желудка. Это ценное диетическое средство при язвенной болезни: при лечении им исчезают боли, изжога, тошнота, повышается содержание гемоглобина в крови. Принимать его нужно за 1,5—2 часа до еды  или через  3 часа после. А если растворить мед в теплой воде — это способствует разжижению слизи в желудке и быстрейшему   всасыванию, не  раздражая кишечник, снижая  кислотность.

— А как полезны для здоровья компоты без сахара на меду с курагой или другими сухофруктами! — уверяет Степан Грицай. — Я обычно делаю так: вечером варю, за ночь он настаивается, а с утра натощак пью — целый день бодрый и веселый, а стакан такого ароматного напитка на ночь обеспечит спокойный сон. Очень полезно ложить в рот ложечку меда и рассасывать. В косметических целях применяют медовые маски из чистого меда или его смеси в равных частях с яичным желтком и сметаной.

С далеких времен мед зарекомендовал себя как отличное средство для ускорения процесса заживления ран: применяют его в сочетании с рыбьим жиром. Борются с помощью меда против нарывов во рту.

Пыль  пользы не  принесет

— Если вы хотите получать от продуктов пчеловодства пользу, то не покупайте их у незнакомых людей на улице, — предостерегает Сергей Кирющенко. — Например, продают в прозрачных бутылках или пластиковых стаканах пыльцу — значит, она испорчена, ведь ее нужно хранить в темном месте при соответствующей температуре. Более того, ее дробят и насыпают в баночки, не зная, что через 10—12 часов — это просто пыль. А где вы видели натуральный жидкий мед в январе—феврале? Последнюю откатку делают в конце сентября, а уже через месяц все меды закристаллизированы, и если их растопить, то они будут в лучшем случае чуть мягче, но не жидкими. В противном случае — это фальсификат, в который добавили сахар или патоку. Покупайте сертифицированные продукты, и, прежде чем начинать лечиться, почитайте книги о свойствах меда.

Значение слова МЕДВЯНЫЙ. Что такое МЕДВЯНЫЙ?

медвя́ный

1. устар. поэт. имеющий запас мёда ◆ Буди́ заснувшие цветы // И им расписывай листы; // Потом медвяною росой // Пчелу-работницу напой. В. А. Жуковский, «Летний вечер», 1818 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — А тебе принёс я, странница, медвяный сот, твою нужу великую видючи, о слезах твоих сокрушаючись! М. Е. Салтыков-Щедрин, «Губернские очерки», 1856–1857 г

2. нар.-поэт. имеющий вкус или

запах мёда, а тж. с полн. формами: приготовленный с мёдом, на меду ◆ А Иван, совсем не зная, // Что ему беда такая // Угрожает, всё плетёт // Гривы в косы да поёт; // А убрав их, в оба чана // Нацедил сыты медвяной // И насыпал дополна // Белоярого пшена. П. П. Ершов, «Конёк-горбунок», 1834–1851 г (цитата из НКРЯ) ◆ Тогда сели все они за столы дубовые, за скатерти браные, за яства саха́рные, за пития медвяные; стали есть, пить, прохлаждатися, ласковыми речами утешатися. С. Т. Аксаков, «Аленький цветочек», 1858 г. ◆ Теперь почуял он на себе седока могучего и вспомнил о прежних днях, когда носил богатырей в грозные сечи и кормили его отборным зерном, и поили медвяною сытой. А. К. Толстой, «Князь Серебряный», 1842–1862 г ◆ И запах ландышей — медвян, певуч и густ. К. Д. Бальмонт, «Прости», 1914 г. (цитата из НКРЯ)

3. имеющий цвет мёда; жёлтый, янтарный ◆ Когда ж молитвословьем благодарным // Скончали гости трапезу, медвян // Стал солнца низкий свет. В. И. Иванов, «Феофил и Мария», (Разные лирические стихотворения), 1910–1911 г (цитата из НКРЯ) ◆ Этот обольстительный предмет, к которому как на поклон я водил Юрика Рауша, был так же знаком мне, как остальные, более очевидные, украшения кабинета: модный в те дни брик-а-брак из хрусталя или камня; многочисленные семейные фотографии; огромный, мягко освещённый Перуджино; небольшие, отливающие

медвяным блеском под своими собственными лампочками, голландские поло́тна. В. В. Набоков, «Другие берега», 1954 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я вижу: из-за гор медвяный месяц вышел, // И теплоту разлил по лёссовым полям, // И память, словно майна, выше, выше // К пирамидальным рвётся тополям… «Немного солнца в холодный февраль» // «Весть», (Калуга), 2002 г.

4. перен. нар.-поэт. ароматный, сладкий или сладковатый; сладостный ◆ Наряд на ней — весь в ка́мнях самоцветных, // Так и горит, так и слепи́т глаза; // Дугою бровь, медвяные уста, // Коса как ночь, вся в жемчуг перевита; // И, диво дивное, — во лбу горит звезда!.. С. Я. Надсон, «Царевна Софья», 1880 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В воздухе чувствовался тягучий, медвяный травяной запах. Куприн, «Болото», 1902 г. ◆ Но потом следует отрясти с вежд липкий медвяный этот сон, и прохватиться, и осмотреться. Б. В. Шергин, «Из дневников», 1930–1960 г (цитата из НКРЯ)

5. перен. поэт. сладкозвучный ◆ Приходит миг раздумья. Истомлённый, // Вникаешь в полнозвучные слова // Канцон

медвяных, где едва-едва // Вздыхает голос плоти уязвлённой. К. Д. Бальмонт, «Неразделённость», 1917 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Медовый напиток и культ Сварога. Часть 2.

Медовый напиток и культ Сварога. Часть 1.

Первое упоминание о меде у славян относится к V веку. Приск Панийский, участвовавший в 448 г. в посольстве, отправленном византийским императором к правителю гуннов Аттиле, оставил нам следующее описание оседлого населения, через поселения которых он проезжал: «В деревнях нам доставлялось продовольствие, притом вместо пшеницы просо, а вместо вина — так называемый по туземному мед; следовавшие за нами слуги также получали просо и напиток, добываемый из ячменя; варвары называют его «камос» (квас. — М.С.)» (Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Собрал и издал В. В. Латышев, т. 1, вып. 3, СПб., 1900, с. 824). Благодаря нескольким словам этих жителей, приводимым любознательным путешественником, становится ясно, что путь Приска Панийского лежал через земли славян, подвластных в тот момент кочевникам-гуннам. Из этого короткого отрывка следует не только наличие у славян меда в раннем средневековье, но и то, что уже в середине V века у них существовала градация напитков по степени значимости: в то время как знатным иноземным послам подавали мед, их слуги должны были довольствоваться простым квасом.


Таким образом, уже на самой заре известной нам по письменным источникам славянской истории мы видим высокий социальный статус рассматриваемого напитка, который в глазах его изготовителей был явно выше простого кваса. Обращаясь к истории собственно Древней Руси, мы видим там употребление меда как минимум в трех ситуациях — на княжеских пирах, на похоронах и в ритуалах братчины. Согласно автору сочинения «Худуд ал-алам», еще в X веке основным хмельным напитком у славян был именно мед: «Они делают хмельной напиток и все, что похоже на него, из меда; кувшины для их хмельного напитка — из дерева; имеются люди, которые ежегодно делают до ста кувшинов хмельного напитка» (Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 2, М., 1967, с. 118). Память об обильных пирах князя Владимира надолго пережила ту эпоху, в которую они проводились, и запечатлелась не только в летописных миниатюрах (рис. 2), но и в былинах киевского цикла. Хоть с течением веков на первоначальный текст неизбежно наслаивались элементы, взятые из текущей повседневной жизни, народное творчество однозначно фиксирует употребление меда на княжеских пирах. Хоть герои там часто пьют «зелено вино», отдельные тексты сохранили оппозицию «вино» — «мед» и даже особо отмечают иноземный характер первого напитка. Так, например, в былине о Соловье Будимировиче прибывшим в Киев на свадьбу гостям Владимир «велел подносить вина… заморские и меда сладкие». В былинах «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Илья Муромец», «Василий Игнатьевич» мы видим весьма показательный набор из трех напитков, подносимых главному герою:

А и проводили-то Добрыню во большо место,
А за тыи за эти столы за дубовые,
А за тыи ли за ества за сахарные,
А за тыи ли за питья да медвяные.
Наливали ему чару зелена вина,
Наливали-то вторую пива пьяного,
Наливали ему третью меду сладкого…

(Былины, Л., 1984, с.83)
Во всех трех былинах количество напитков неизменно, порядок их подачи перепутан только во второй былине, из чего можно сделать вывод, что данное описание отражает реальный пиршественный ритуал. По аналогии с тем, что во многих былинах и сказках главный герой обычно трижды пытается совершить некое действие, причем самой значимой оказывается третья, заключительная попытка, мы вправе предположить, что и в этом повторяющемся наборе напитков, подаваемых при великокняжеском дворе, самым значимым оказывается последний напиток. Вино, как заморский напиток, вошедший в русский быт сравнительно недавно, занимает первую, наименее значимую позицию. Что касается пива, то на пиру у Владимира в X веке оно, по всей видимости, занимало по отношению к меду примерно такую же второстепенную позицию, как и квас у славян в V веке. Последнюю, наиболее значимую позицию, занимает мед. Древняя архаика прослеживается и в предшествующих строчках былины, где все питье как таковое наделяется эпитетом «медвяное», недвусмысленно указывающим, каким именно был наиболее древний напиток наших предков. Более того, употребление меда, по мнению специалистов, было даже древнее употребления молока, не говоря уже про такие напитки, как вино и пиво: «Можно думать, что древние индоевропейцы познакомились с медом раньше, чем с молоком, что следует также из соображений культурной типологии: мед диких пчел обратил на себя внимание людей еще на стадии примитивного собирательства, то есть, по-видимому, задолго до появления молочного скотоводства. Потом обе отрасли сливаются в единую базу благосостояния, а изобилие меда и молока превращается в устойчивый образ символ всяческого изобилия вообще при вероятном примате именно меда в этом двойном символе…»

(Этимологический словарь славянских языков, вып. 18, М., 1992, с. 69). Как символ неисчерпаемого изобилия все три напитка упоминаются в русской поговорке XIX в. «Много пива крепкого, меду сладкого, вина зеленого» — в смысле, всего не выпьешь. Весьма вероятно, что именно меду приписывалась способность увеличивать силы богатырей. Так, в одном из вариантов былины об обретении силы Ильей Муромцем он получает свою богатырскую силу, отведав меду из рук калик перехожих: «Приходили калики перехожия, они крест кладут по-писаному, поклон ведут по-ученому, наливают чарочку питьица медвяного, подносят-то Илье Муромцу. Как выпил-то чару питьица медвяного, богатырско его сердце разгорелося, его белое тело распотелося» (Песни, собранные П. Н. Рыбниковым, т. 1, СПб., 1909, с. 318). Эта же мысль подтверждается и двумя русскими поговорками, связанными с этим напитком: «Пиво пьет да мед — ни что его неймет!»; «Отвага мед пьет и кандалы трет». Само происхождение русского слова «пир», образованного от глагола «пить», недвусмысленно указывает на то, что изначально главенствующую роль в этом ритуале играли именно напитки, а не собственно пища. На тесную связь последней с ритуалом жертвоприношения также указывают данные лингвистики, а именно одинаковый корень в словах «жрать» и «жертва». Необходимо отметить, что по своей функции пир в древности был гораздо значимее современного застолья. О его месте в отечественном героическом эпосе С. Ю. Неклюдов писал следующее: «Часто эпической картиной такой неподвижной во времени постоянной гармонии является один из распространенных былинных мотивов — описание пира у киевского князя Владимира. Обычно он располагается в зачине, причем повествование часто имеет симметричное построение также в конце, и тогда в финальном пиршестве как раз словно бы осуществляется возврат к исходной ситуации. С этой точки зрения былинный пир существенно отличается от финального пира-свадьбы в волшебной сказке, чаще венчающего именно достигнутое (а не возвращенное) благополучие» (Неклюдов С. Ю. Время и пространство в былине // Славянский фольклор, М., 1972, с. 21). Западноукраинские колядки еще в XIX в. рисуют следующую картину всеобщего веселья, приносимого дарованным богом вином:

Дай же ти, Боже, в городе зелье
В городе зелье, в дому веселье,
В дому веселье барзо весельне,
Барзо весельне, на славу втешне!

(Головацкий Я. Ф. Народные песни Галицкой и Угорской Руси, ч. II, М., 1878, с.70).
С другой стороны, эти же колядки рисуют унылую картину мира без присутствия в нем божественного начала:

Як було з давна а з первовеку,
А з первовеку, з первопочатку?
Святам Николам пиво не варят,
Святам Рождествам службы не служат,
Святам Водорщам тройци не сучать.
Ой брат на брата мечем рубае,
Сестра сестрици чари готуе,
Ой кум на кума все ворогуе,
Сусед суседа збавляе хлеба,
А донька матер все проклинае,
А сын на вотця право тягае.

(Там же, с. 21)
Как видим, на первое место среди причин отсутствия гармонии в обществе колядка ставит даже не несоблюдение людьми церковных служб, а то, что они не варят пиво, играющее здесь роль ритуального напитка, к основному религиозному празднику.

М. Серяков. Радигост и Сварог. Славянские боги.

Предложения со словом МЕДВЯНЫЙ

Был и известный медвяный квас, который в квасной иерархии находился на самой высокой ступеньке. А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелк?вая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен. Особого разговора заслуживает падевый мёд, вырабатываемый пчёлами из медвяной росы и экскрементов насекомых (тлей, червецов, листоблошек и др.). Медвяная роса представляет собой сахаристую жидкость, выделяемую в жаркие дни при холодных ночах нежными частями растений в виде выпота. Падевый мёд растительного происхождения (собранный пчёлами с медвяной росы) может быть лиственным и хвойным.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова увоз (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Мёд, полученный из медвяной росы лиственных растений, имеет тёмную окраску, а из росы хвойных деревьев — светло-янтарную. Дурманит головы пьянящий, медвяный запах прелых корневищ. Падевый мёд получается в том случае, когда пчёлы собирают медвяную росу (падь), выступающую на листьях клёна, дуба, орешника, тополя, берёзы и других растений, а также сладкие выделения некоторых насекомых, например листоблошек, тли, червеца, щитовки и др. Одуряюще медвяный запах поплыл по всей округе. Ещё и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата. Его столы были не браные, яства не сахарные, питья не медвяные. Он сидел в старинном деревянном кресле с резными подлокотниками, которое стояло на выскобленном до медвяного блеска светлом деревянном полу. Падевый мёд пчелы производят, собирая падь (сладкую жидкость, выделяемую стеблями и листьями растений и содержащую сахароподобные, азотистые, минеральные и другие вещества) и медвяную росу (сладкие выделения тли). Дивится честной купец такому богатству несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только хозяина, и прислуги нет; а музыка играет не смолкаючи; и подумал он в те поры про себя: «Всё хорошо, да есть нечего» — и вырос перед ним стол, убранный-разубранный: в посуде золотой да серебряной яства стоят сахарные, и вина заморские, и питья медвяные. Тогда сели все они за столы дубовые, за скатерти браные за яства сахарные, за пития медвяные; стали есть, пить, прохлаждатися, ласковыми речами утешатися. Но поскользнулась его левая нога, дрогнула правая рука, не попал он в голубей, а попал в окошко, расшиб зеркало стекольчатое, пошатнулись белодубовые столы, плеснулись питья медвяные. Пахнет влажной землёю, сочными дудками борщевика и медвяным запахом цветущей таволги. Не следует увлекаться только слишком насыщенными медвяными запахами: они не всегда всем приятны. Поля вокруг расстилались самые обыкновенные: цвела гречиха, и густой медвяный запах кружил голову. Чуть заметный ветерок подул из чащи леса и принёс с собою душистую, медвяную струю ландышного аромата. Когда-то вся не тронутая плугом придонская степь летом пахла медвяным донником. Близ терема располагались хозяйственные постройки, где складывалось всякого рода добро; кладовые, погреба, в которых в изобилии хранились «меды стоялые, питьица медвяные, зелено вино». Круглые листочки лежат на земле, по краям их частые булавочки, на булавочках медвяная роса капельками. Слетел на листок, опустил в каплю носок, стал росу медвяную пить. Насекомое хорошо различимо невооружённым глазом, поскольку выделяет сахаристое вещество — медвяную росу, на которой затем поселяется сажистый гриб. Был и медвяный квас, который в квасной иерархии находился на самой высокой ступеньке. И был знаменитый монастырский медвяный — его настаивали на калаче вместо дрожжей, а мёд давали монастырские пчёлы. И на вкус чудесно сладкими, медвяными, как если бы они были пропитаны медовой сладостью и ароматом, или испечены с маслом из благовонных семян, или в них были добавлены благоуханные пряности, — такова была их постная сладость. От этого парилка наполнялась терпким медвяным духом, и дышалось легко. За это муравьи получают от тлей наполовину переваренный ими растительный сок, называемый медвяной росой. При этом личинки медяницы выделяют медвяную росу, которая склеивает внутренние части почек, препятствуя их нормальному развитию. Каких только яств сахарных и питей медвяных не было на браной скатерти! Медвяной запах трав плыл над показавшимся за дубравою лугом, покачивался в орешнике меж ветвей и уже наливавшихся первым молочным соком плодов — орехов. Над степью пронеслись влажные порывы ветра, пригибая густые медвяные травы. Берег с лодками медвян, скалами и зарослями кустарника отдалился, превратился через несколько минут в жёлто-зеленовато-бурую полосу.

Славянские былины о Святогоре

 

Былина Святогор

Четыре истории о былинном русском герое Святогоре.

 

Что такое былины? Былины — это жанр народного творчества, который передавался устно из поколения в поколение. Благодаря такой традиции мы и сейчас можем узнать многое о том времени, когда не было телевизоров, газет и даже книг.

Былины отличаются от сказок тем, что такие события, герои, были на самом деле в реальной истории. Возможно, кое-что было преувеличено, приукрашено или подзабыто, однако сама суть, нить сюжета повествования практически не изменялись со временем и дошли до наших дней, как повествования о некогда происходивших событиях в красивой, даже певучей сказочной форме.

 

Ещё несколько десятилетий назад к былинам относились с предубеждением, почти как к сказкам на ночь какого-нибудь Ганса Христиана Андерсена, однако сейчас былины рассматриваются даже с исторической, исследовательской точки зрения. В них находят множество подтверждений реально происходившим историческим фактам и существовавшим героям, которых теперь называют былинными. Былины, Быль — сказ о жизни какого-либо исторического героя, богатыря или сказ о происшествии, истории, которая имела место быть не в воображении человека.

 

Сам герой этого материала Святогор является былинным богатырём, великаном, рост которого доходил выше леса, до самых облаков. Некоторые исследователи загадок истории, которые занимаются якобы некогда существовавшими на земле великанами, потомками лемурийцев, относят былины о Святогоре к фактам, подтверждающим существование на земле в давнем прошлом гигантских людей. При его ходьбе и езде сотрясается Мать Сыра Земля и колышутся деревья. Удивительно, но Святогор, будучи героем и богатырём с нечеловеческой силой, практически не участвует ни в каких войнах и живёт где-то обособленно, не общаясь с людским родом. Он не ездит на Русь, а постоянно живёт в Святых Горах.

 

Славянские сказки о Святогоре (ИЗДАНИЕ: «Былины». Ленинград, 1957):

 

Былина: СВЯТОГОР И ТЯГА ЗЕМНАЯ

Снарядился Святогор во в чисто поле гуляти,

Заседлает своего добра коня

И едет по чисту полю.

Не с кем Святогору силой помериться,

А сила-то по жилочкам

Так живчиком и переливается.

Грузно от силушки, как от тяжелого беремени.

Вот и говорит Святогор:

«Как бы я тяги нашел,

Так я бы всю землю поднял».

Наезжает Святогор в степи

На маленькую сумочку переметную;

Берет погонялку, пощупает сумочку — она не скрянется,

Двинет перстом ее — не сворбхнется,

Хватит с коня рукою — не подымется.

«Много годов я по свету езживал,

А эдакого чуда не наезживал,

Такого дива не видывал:

Маленькая сумочка переметная

Не скрянется, не сворохнется, не подымется».

Слезает Святогор с добра коня,

Ухватил он сумочку обема рукама,

Поднял сумочку повыше колен —

И по колена Святогор в землю угряз,

А по белу лицу не слезы, а кровь течет.

Где Святогор увяз, тут и встать не мог,

Тут ему было и кончение.

 

Былина: СВЯТОГОР И ГРОБ

Как выехал Илья на добром кони,

Как сам-то еще пораздумался:

«Какой я есть богатырь-носитель?

На бое мни смерть да не писана,

Как на бое да не сказана.

Поеду я еще во святы и горы,

Проведаю ведь я про богатырей,

Про того ли я Егора-Святогора ведь, —

Есть матерой богатырь да великиих,

Есть он, да был горныих,

Его-то я ведь силушки не попробовал».

Заехал-то Ильюшенька Муромец

На ты ль тут горы на высокие,

Под ущелья были да плотные.

Как едет чудовище, чудо ведь,

Сидит-то он еще на добром кони,

Такого чуда он да ведь не видал,

Такого ведь чуда он не слыхал.

Как ту разъехался на добром кони,

Ударил своей палицей богатырской

Прямо тут ему буйну голову.

А как то ведь чудовище да идет-то,

На кони сидит да подремливат,

Назад-то ведь чудо не оглянется,

Вперед-то ведь он колыбается.

Илья-то тут-ка был Муромец,

Сам-то он еще пораздумался:

«Как раньше ездил я да наезживал,

Как сразу я головушек поимывал,

С добрых-то я коней попихивал.

Теперь-то у мня сила не по-старому,

Могута стала да не прежняя».

А ударил палицей да во сырой дуб —

Разлетелся дуб да ведь сырыих.

Как другой раз наехал на чудовище,

Бил-то ведь его буйну голову —

Как на кони сидит да подремливат,

Вперед-то чудо ведь да не оглянется,

А на добром кони ни пошатнется

От того удара богатырского.

Как наехал тут Илья третий раз,

Ударил тут его плотно-наплотно,

Ударил тут его крепко-накрепко.

Чудовище назад увыркнулося,

Схватило Илью за желты кудри,

Спускал он его во карман да глубокиих,

Повез-то он вперед да поехал ведь.

Стал-то конь у того у Святогора,

Ноги-то стали ведь подгибатися,

За кажное ведь стал спотыкатися.

А ни про то Егор воспроговорил:

«А и что же ты, конь ведь богатырский,

Стали ноженьки подгибатися,

За кажинно место спотыкатися?»

А конь про то ему проязычился:

«А тяжело возить двух богатырей, —

Стали ноженьки подгибатися,

За кажинное место спотыкатися,

Как едут тут два богатыря

А на мни, на добром кони».

Как он спустил-то руку в карман-то ведь,

Как вынул из кармана Ильюшеньку,

Стал-то у него да ведь спрашивать:

«Какой ты есть, удалый добрый молодец?

Смел ты ведь наехать на меня теперь,

Ударить меня ведь три-то раз».

А говорит Илья таковы слова:

«Да нужно мне с тобой познакомиться,

Твоей-то силушки да попробовать.

Как про тебя слава широко-то шла

По всим землям-то, еще по всим ордам,

Как очень ты был да ведь сильный, —

Потому наехал я теперь

На тебя, на доброго молодца». —

«Спасибо ти, Ильюшенька Муромец,

Как ты наехал, ударил меня-то ведь

Три раза тут, три великиих, —

Будто три раза как комар кусил, —

А вот тебе спасибо за это ведь,

Ты со мной ведь познакомился.

Будь-ко ты мне нунь меньшим братом,

Я буду еще да большим братом.

Если бы я тебе да ударил-то,

Как от тебя один да ведь прах-то стал,

Разлетелись бы твои косточки».

Поехали по сельгам, по плотам

Рассказывать, показывать жительство.

Приехали оны да в одно место,

Лежит-то гроб да ведь каменный,

Лежит-то ведь гроб да устроен-то.

«Ай же ты, Илюша, ложись во гроб».

Илья свалился да во этот гроб, —

Как гроб Ильи не пристанет-то,

Очень широкий, очень длинныих.

«А нет, так нунь не устроен гроб,

Мне теперь этот да неладен есть».

Говорит Святогор таковы слова:

«Выходи, Илья, поскурехоньку,

А не тля тебя ведь гроб устроен-то,

А мни-то, я думаю, подойдет теперь».

Илья-то вышел с гроба, воспроговорит:

«Не лажно те ложиться во этот гроб, —

Тебе ведь с гроба нунь не повыйти ведь».

Да как только лег-то ведь Святогор-то ведь,

Да гроб-то по его будто есть.

«Прикрой-ко ты еще да ведь крышку-то, —

Крышка тут рядом да лежит-то ведь».

Как клал Илья да ведь крышку ведь

На того ли на Святогора на его-то.

«Как сымь-то ты крышку ведь».

Илья принялся он да за крышку ведь, —

Как крышка тут будто приросла

Никак не мог, не может да ведь крышки взять,

Не может он никак да ведь крышки взять.

Как тот и Илюша Муромец

Палицей своей богатырскоей

Расколачивает эту крышку ведь.

«Как, как же мни со гроба повыступить?»

Ударил тут Илья да ведь палицей —

Скочил тут обруч да зелезныи;

Ударил он да раз ведь обруч зелезныи —

Другой-то тут обруч стал;

Ударил он третий раз обруч зелезныи —

Третий раз да стал обруч зелезныий.

А нынь-то ведь Егору да славы поют,

Как стали по гробу обручи.

«Бери-ко меч да сильныих,

Секи ведь, секи да эти да обручи,

Да надь со гробу повыйти мне!»

Дак тут берет его да ведь меч, —

Да его меча не может да ведь поднять.

«А нет, ты, богатырь, Святогор-то ведь,

Твоего меча не могу от земли вложить,

От земли поднять не могу теперь».

«Илья, попади, припади-тко

Ко гробу ведь, да ко щелочке,

Я вздохну, тебе да прибавлю

Силушки в тебе да вдвое теперь,

Как станешь ты владеть да моим мечем».

Припал-то он ведь, Илюша, ко щелочке,

Вздохнул-то, встал да с своим мечем,

Как тюкнул он да мечем-то ведь —

Наскочили да вдоль обручи зелезные,

Другой раз тюкнул — обручи зелезные.

Тут Святогору славы поют.

«Как припади, Илюша, ко щелочке,

Я вздохну — будет вся ведь сила моя у тебя». —

«Не надо мни твоей боле силушки». —

«Каб ты припал да ведь другой-то раз,

Вздохнул бы вздохом да мертвые,

Уснул бы ты да у гроба ведь,

Как тут твоя бы жизнь да кончалася.

Как же ты, Ильюшенька Муромец,

Как привяжи ко дубу ко моему ведь,

К моему ко гробу великому,

Как привяжи добра коня-то ведь,

Привяжи его плотно-наплотно,

Чтоб тут подохнул ведь и добрый конь, —

Никому не владеть да добрым конем,

Добрым конем еще богатырскиим».

Как привязал Илья на поводу шелковые

Его-то ведь еще да добра коня —

Тут Святогор, тут и конь добрый.

Тут Святогору славу поют,

Славу поют век и по веку,

А и слава ему не минуется.

 

Былина: Святогор и Илья Муромец

В славном городе во Муромле,

Во селе было Карачарове,

Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,

Сиднем сидел цело тридцать лет.

Уходил государь его батюшка со родителем

Со матушкою на работушку на крестьянскую.

Как приходили две калики перехожия

Под тое окошечко косявчето,

Говорят калики таковы слова:

«Ай же ты, Илья Муромец, крестьянский сын!

Отворяй каликам ворота широкия,

Пусти-ка калик к себе в дом».

Ответ держит Илья Муромец:

«Ай же вы, калики перехожия!

Не могу отворить ворот широкиих,

Сиднем сижу цело тридцать лет.

Не владаю рукамы, ни ногамы».

Опять говорят калики перехожия;

«Выставай-ка, Илья, на резвы ноги,

Отворяй-ка ворота широкия,

Пускай-ка калик к себе в дом».

Выставал Илья на резвы ноги,

Отворял ворота широкия

И пускал калик к себе в дом.

Приходили калики перехожия,

Они крест кладут по писаному,

Поклон ведут по-ученому,

Наливают чарочку питьица медвянаго,

Подносят-то Илье Муромцу.

Как выпил-то чару питьица медвяпаго,

Богатырско его сердце разгорелося,

Его белое тело распотелося.

Воспроговорят калики таковы слова:

«Что чувствуешь в собе, Илья?»

Бил челом Илья, калик поздравствовал:

«Слышу в собе силушку великую».

Говорят калики перехожия:

«Будешь ты, Илья, великий богатырь,

И смерть тобе на бою не писана:

Бейся-ратися со всяким богатырем

И со всею паляницею удалою;

А столько не выходи драться с Святогором-богатырем:

Его и земля на себе через силу носит;

Не ходи драться с Самсоном-богатырем:

У него на голове семь власов ангельских;

Не бейся и с родом Микуловым:

Его любит матушка сыра-земля;

Не ходи още на Вольгу Сеславьича:

Он не силою возьмет, так хитростью-мудростью.

Доставай, Илья, коня собе богатырскаго,

Выходи в раздольице чисто поле,

Покупай перваго жеребчика,

Станови его в срубу на три месяца,

Корми его пшеном белояровым,

А пройдет поры-времени три месяца,

Ты по три ночи жеребчика в саду поваживай

И в три росы жеребчика выкатывай,

Подводи его к тыну ко высокому:

Как станет жеребчик через тын перескакивать,

И в ту сторону, и в другую сторону,

Поезжай на нем, куда хочешь,

Будет носить тебя».

Тут калики потерялися.

Пошел Илья ко родителю ко батюшку

На тую работу на крестьянскую,

Очистить надо пал от дубья-колодья:

Он дубье-колодье все повырубил,

В глубоку реку повыгрузил,

А сам и сшел домой.

Выстали отец с матерью от крепкаго сна

-Испужалися: «Что это за чудо подеялось?

Кто бы нам это сработал работушку?»

Работа-то была поделана, и пошли они домой.

Как пришли домой, видят:

Илья Муромец ходит по избы.

Стали его спрашивать, как он выздоровел.

Илья и рассказал им,

Как приходили калики перехожия,

Поили его питьицем медвяныим:

И с того он стал владать рукамы и ногамы,

И силушку получил великую.

Пошел Илья в раздольице чисто поле,

Видит: мужик ведет жеребчика немудраго,

Бураго жеребчика косматенькаго.

Покупал Илья того жеребчика,

Что запросил мужик, то и дал;

Становил жеребчика в сруб на три месяца,

Кормил его пшеном белояровым,

Поил свежей ключевой водой;

И прошло поры-времени три месяца,

Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать;

В три росы его выкатывать,

Подводил ко тыну ко высокому,

И стал бурушко через тын перескакивать,

И в ту сторону, и в другую сторону.

Тут Илья Муромец седлал добра коня, зауздывал,

Брал у батюшка, у матушки прощеньице-благословеньице

И поехал в раздольице чисто поле.

Наехал Илья в чистом поле на шатер белополотняный,

Стоит шатер под великим сырым дубом,

И в том шатре кровать богатырская немалая:

Долиной кровать десять сажень,

Шириной кровать шести сажень.

Привязал Илья добра коня к сыру дубу,

Лег на тую кровать богатырскую и спать заснул.

А сон богатырский крепок:

На три дня и на три ночи.

На третий день услыхал его добрый конь

Великий шум с-под сиверныя сторонушки:

Мать сыра-земля колыбается,

Темны лесушки шатаются,

Реки из крутых берегов выливаются.

Бьет добрый конь копытом о сыру землю,

Не может разбудить Илью Муромца.

Проязычил конь языком человеческим:

«Ай ясе ты, Илья Муромец!

Спишь себе, проклаждаешься,

Над собой незгодушки не ведаешь:

Едет к шатру Святогор-богатырь.

Ты спущай меня во чисто поле,

А сам полезай на сурой дуб».

Выставал Илья на резвы ноги,

Спущал коня во чисто поле,

А сам выстал во сырой дуб.

Видит: едет богатырь выше лесу стоячаго,

Головой упирает под облаку ходячую,

На плечах везет хрустальный ларец.

Приехал богатырь к сыру дубу,

Снял с плеч хрустальный ларец,

Отмыкал ларец золотым ключом:

Выходит оттоль жена богатырская.

Такой красавицы на белом свете

не видано и не слыхано:

Ростом она высокая, походка у ней щепливая

Очи яснаго сокола, бровушки чернаго соболя,

С платьица тело белое.

Как вышла из того ларца,

Собрала на стол, полагала скатерти браныя,

Ставила на стол ествушки сахарныя,

Вынимала из ларца питьица медвяныя.

Пообедал Святогор-богатырь

И пошел с женою в шатёр проклаждатися,

В разныя забавы заниматися.

Тут богатырь и спать заснул.

А красавица жена его богатырская

Пошла гулять по чисту полю

И высмотрела Илью в сыром дубу.

Говорит она таковы слова:

«Ай же ты, дородний добрый молодец!

Сойди-ка со сыра дуба,

Сойди, любовь со мной сотвори,

Буде не послушаешься,

Разбужу Святогора-богатыря и скажу ему,

Что ты насильно меня в грех ввел».

Нечего делать Илье:

С бабой не сговорить, а с Святогором не сладить;

Слез он с того сыра дуба

И сделал дело повеленое.

Взяла его красавица, богатырская жена,

Посадила к мужу в глубок карман

И разбудила мужа от крепкаго сна.

Проснулся Святогор-богатырь,

Посадил жену в хрустальный ларец,

Запер золотым ключем,

Сел на добра коня и поехал ко Святым горам.

Стал его добрый конь спотыкаться,

И бил его богатырь плеткою шелковою

По тучным бедрам,

И проговорит конь языком человеческим:

«Опережь я возил богатыря да жену богатырскую,

А нонь везу жену богатырскую и двух богатырей:

Дивья мне потыкатися!»

И вытащил Святогор-богатырь Илью Муромца

Из кармана, и стал его выспрашивать,

Кто он есть и как попал к нему во глубок карман.

Илья ему сказал все по правды по истине.

Тогда Святогор жену свою богатырскую убил,

А с Ильей поменялся крестом

И называл меньшим братом.

Выучил Святогор Илью всем похваткам,

Поездкам богатырским,

И поехали они к Сиверным горам,

И наехали путем-дорогою на великий гроб,

На том гробу подпись подписана:

«Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет».

Лег Илья Муромец:

Для него домовище и велико, и широко.

Ложился Святогор-богатырь:

Гроб пришелся по нем.

Говорит богатырь таковы слова:

«Гроб точно про меня делан.

Возьми-тко крышку, Илья, закрой меня».

Отвечает Илья Муромец:

«Не возьму я крышки, больший брат,

И не закрою тебя:

Шутишь ты шуточку немалую,

Сам себя хоронить собрался».

Взял богатырь крышку и сам закрыл ею гроб;

Да как захотел поднять ю,

Никак не может;

Бился он и силился поднять и проговорил

Илье Муромцу:

«Ай меньший брат!

Видно, судьбина поискала меня,

Не могу поднять крышки,

Попробуй-ка приподнять ю».

Попробовал Илья Муромец

Поднять крышку, да где ему!

Говорит Святогор-богатырь:

«Возьми мой меч-кладенец и ударь поперек крышки».

Илье Муромцу не под силу и поднять Святогорова

меча-кладенца.

Зовет его Святогор-богатырь:

«Наклонись ко гробу, ко маленькой щелочке,

Я дохну на тебя духом богатырскиим».

Как наклонился Илья

И дохнул на него Святогор-богатырь

Своим духом богатырскиим:

Почуял Илья, что силы в нем

Против прежняго прибавилось втрое,

Поднял он меч-кладенец и ударил поперек крышки.

От того удара великаго

Посыпались искры,

А где ударил меч-кладенец,

На том месте выросла полоса железная.

Зовет его Святогор-богатырь:

«Душно мне, меньший брат,

Попробуй още ударить мечом вдоль крышки».

Ударил Илья Муромец вдоль крышки,

И тут выросла железная полоса.

Опять проговорит Святогор-богатырь:

«Задыхаюсь я, меньший братец:

Наклонись-ка ко щелочке, я дохну още на тебя

И передам тебе силушку великую».

Отвечает Илья Муромец:

«Будет с меня силы, больший братец;

Не то земля на собе носить не станет».

Промолвил тут Святогор-богатырь:

«Хорошо ты сделал, меньший брат,

Что не послушал моего последняго наказа:

Я дохнул бы на тебя мертвым духом,

И ты бы лег мертв подле меня.

А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,

А добра коня моего богатырскаго

Привяжи к моему гробу.

Никто, кроме меня, не совладает с этим конем».

Тут пошел из щелочки мертвый дух,

Простился Илья с Святогором,

Привязал его добра коня ко тому гробу,

Опоясал Святогоров меч-кладенец

И поехал в раздольице чисто поле.

 

Былина: ПОГРЕБЕНИЕ СВЯТОГОРА

Ехали они тут, Святогор и Илья, куда ли, бог знат. Едут, едут, глядят — на гроб наехали. Стоит гроб большой, никому не впору. Пустой стоит. Святогор говорит Илье:

— Ну, попробуй, ложись, не на тебя ли рублен?

Илья послушался, лег — ровно малой ребенок в гробу. Не по нем гроб-то строен. А Святогор лег — в самой раз ему.

Ну, попробовал, вставать хочет. А не выйти ему из гроба-то: крышка нахлошгулась. Говорит он Илье:

— Руби, говорит, брат, со всей силы.

Илья палицу свою поднял, стал по гробу бить: Раз ударит — железной обруч наскочит. Другой раз ударит — другой обруч наскочит. Святогор говорит:

— Нет, видать — не выйти мне отсюдова. И зачем лез!

Так там и помер. Святогор-то. А Илья дальше поехал.

 

Хотите почувствовать себя настоящим богатырём, проводить свободное время весело и на свежем воздухе? Конные прогулки и верховая езда в Харькове — это именно то, что вам необходимо. Конные прогулки для детей и взрослых по самым привлекательным расценкам.

Исцеление Ильи Муромца | Былины

В славном городе во Муромле,
Во селе было Карачарове,
Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,
Сиднем сидел цело тридцать лет.
Уходил государь его батюшка
Со родителем со матушкою
На работушку на крестьянскую.
Как приходили две калики перехожие
Под тое окошечко косявчето.
Говорят калики таковы слова:
"Ай же ты Илья Муромец, крестьянский сын!
Отворяй каликам ворота широкие,
Пусти-ка калик к себе в дом".
Ответ держит Илья Муромец:
"Ай же вы, калики перехожие!
Не могу отворить ворот широкиих,
Сиднем сижу цело тридцать лет,
Не владаю ни рукамы, ни ногамы".
Опять говорят калики перехожие:
"Выставай-ка, Илья, на резвы ноги,
Отворяй-ка ворота широкие,
Пускай-то калик к себе в дом".
Выставал Илья на резвы ноги,
Отворял ворота широкие
И пускал калик к себе в дом.
Приходили калики перехожие,
Они крест кладут по-писаному,
Поклон ведут по-ученому,
Наливают чарочку питьица медвяного,
Подносят-то Илье Муромцу.
Как выпил-то чару питьица медвяного,
Богатырско его сердце разгорелося,
Его белое тело распотелося.
Воспроговорят калики таковы слова:
"Что чувствуешь в себе, Илья?"
Бил челом Илья, калик поздравствовал;
"Слышу в себе силушку великую".
Говорят калики перехожие:
"Будь ты, Илья, великий богатырь,
И смерть тебе на бою не писана;
Бейся-ратися со всяким богатырем
И со всею паленицею удалою,
А только не выходи драться
С Святогором-богатырем -
Его и земля на себе через силу носит;
Не ходи драться с Самсоном богатырем -
У него на голове семь власов ангельских;
Не бейся и с родом Микуловым -
Его любит матушка сыра земля;
Не ходи още на Вольгу Сеславьича -
Он не силою возьмет,
Так хитростью-мудростью.
Доставай, Илья, коня собе богатырского,
Выходи в раздольице чисто поле,
Покупай первого жеребчика,
Станови его в срубу на три месяца,
Корми его пшеном белояровым.
А пройдет поры-времени три месяца,
Ты по три ночи жеребчика в саду поваживай
И в три росы жеребчика выкатывай,
Подводи его к тыну ко высокому.
Как станет жеребчик через тын перескакивать
И в ту сторону и в другую сторону,
Поезжай на нем, куда хочешь,
Будет носить тебя".
Тут калики потерялися.
Пошел Илья ко родителю ко батюшку
На тую на работу на крестьянскую,
- Очистить надо пал от дубья-колодья.
Он дубье-колодье все повырубил,
В глубоку реку повыгрузил,
А сам и сшел домой.
Выстали отец с матерью от крепкого сна -
испужалися:
"Что это за чудо подеялось?
Кто бы нам это сработал работушку?"
Работа-то была поделана,
И пошли они домой.
Как пришли домой, видят:
Илья Муромец ходит по избы.
Стали его спрашивать,
Как он выздоровел.
Илья и рассказал им,
Как приходили калики перехожие,
Поили его питьицем медвяныим -
И с того он стал владать рукамы и ногамы
И силушку получил великую.
Пошел Илья в раздольице чисто поле,
Видит: мужик ведет жеребчика немудрого,
Бурого жеребчика косматенького.
Покупал Илья того жеребчика,
Что запросил мужик, то и дал;
Становил жеребчика в сруб на три месяца,
Кормил его пшеном белояровым,
Поил свежей ключевой водой.
И прошло поры-времени три месяца.
Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать,
В три росы его выкатывал;
Подводил ко тыну ко высокому,
И стал бурушко через тын перескакивать
И в ту сторону и в другую сторону.
Тут Илья Муромец Седлал добра коня, зауздывал,
Брал у батюшки, у матушки Прощеньице-благословеньице
И поехал в раздольице чисто поле.

Источник: Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Изд. 2-е. Под редакцией А. Е. Грузинского. В 3-х тт. М., 1909, т. 1; 1910. №51.

ЧИТАТЬ ПЕРЕЛОЖЕНИЕ БЫЛИНЫ "ИСЦЕЛЕНИЕ ИЛЬИ МУРОМЦА"

Читать онлайн Святогор и Илья Муромец

Святогор и Илья Муромец


Вариант 1

В славном городе во Муромле,

Во селе было Карачарове,

Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,

Сиднем сидел цело тридцать лет.

Уходил государь его батюшка со родителем

Со матушкою на работушку на крестьянскую.

Как приходили две калики перехожия

Под тое окошечко косявчето,

Говорят калики таковы слова:

«Ай же ты, Илья Муромец, крестьянский сын!

Отворяй каликам ворота широкия,

Пусти-ка калик к себе в дом».

Ответ держит Илья Муромец:

«Ай же вы, калики перехожия!

Не могу отворить ворот широкиих,

Сиднем сижу цело тридцать лет.

Не владаю рукамы, ни ногамы».

Опять говорят калики перехожия;

«Выставай-ка, Илья, на резвы ноги,

Отворяй-ка ворота широкия,

Пускай-ка калик к себе в дом».

Выставал Илья на резвы ноги,

Отворял ворота широкия

И пускал калик к себе в дом.

Приходили калики перехожия,

Они крест кладут по писаному,

Поклон ведут по-ученому,

Наливают чарочку питьица медвянаго,

Подносят-то Илье Муромцу.

Как выпил-то чару питьица медвяпаго,

Богатырско его сердце разгорелося,

Его белое тело распотелося.

Воспроговорят калики таковы слова:

«Что чувствуешь в собе, Илья?»

Бил челом Илья, калик поздравствовал:

«Слышу в собе силушку великую».

Говорят калики перехожия:

«Будешь ты, Илья, великий богатырь,

И смерть тобе на бою не писана:

Бейся-ратися со всяким богатырем

И со всею паляницею удалою;

А столько не выходи драться с Святогором-богатырем:

Его и земля на себе через силу носит;

Не ходи драться с Самсоном-богатырем:

У него на голове семь власов ангельских;

Не бейся и с родом Микуловым:

Его любит матушка сыра-земля;

Не ходи още на Вольгу Сеславьича:

Он не силою возьмет, так хитростью-мудростью.

Доставай, Илья, коня собе богатырскаго,

Выходи в раздольице чисто поле,

Покупай перваго жеребчика,

Станови его в срубу на три месяца,

Корми его пшеном белояровым,

А пройдет поры-времени три месяца,

Ты по три ночи жеребчика в саду поваживай

И в три росы жеребчика выкатывай,

Подводи его к тыну ко высокому:

Как станет жеребчик через тын перескакивать,

И в ту сторону, и в другую сторону,

Поезжай на нем, куда хочешь,

Будет носить тебя».

Тут калики потерялися.

Пошел Илья ко родителю ко батюшку

На тую работу на крестьянскую,

Очистить надо пал от дубья-колодья:

Он дубье-колодье все повырубил,

В глубоку реку повыгрузил,

А сам и сшел домой.

Выстали отец с матерью от крепкаго сна

-Испужалися: «Что это за чудо подеялось?

Кто бы нам это сработал работушку?»

Работа-то была поделана, и пошли они домой.

Как пришли домой, видят:

Илья Муромец ходит по избы.

Стали его спрашивать, как он выздоровел.

Илья и рассказал им,

Как приходили калики перехожия,

Поили его питьицем медвяныим:

И с того он стал владать рукамы и ногамы,

И силушку получил великую.

Пошел Илья в раздольице чисто поле,

Видит: мужик ведет жеребчика немудраго,

Бураго жеребчика косматенькаго.

Покупал Илья того жеребчика,

Что запросил мужик, то и дал;

Становил жеребчика в сруб на три месяца,

Кормил его пшеном белояровым,

Поил свежей ключевой водой;

И прошло поры-времени три месяца,

Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать;

В три росы его выкатывать,

Подводил ко тыну ко высокому,

И стал бурушко через тын перескакивать,

И в ту сторону, и в другую сторону.

Тут Илья Муромец седлал добра коня, зауздывал,

Брал у батюшка, у матушки прощеньице-благословеньице

И поехал в раздольице чисто поле.

Наехал Илья в чистом поле на шатер белополотняный,

Стоит шатер под великим сырым дубом,

И в том шатре кровать богатырская немалая:

Долиной кровать десять сажень,

Шириной кровать шести сажень.

Привязал Илья добра коня к сыру дубу,

Лег на тую кровать богатырскую и спать заснул.

А сон богатырский крепок:

На три дня и на три ночи.

На третий день услыхал его добрый конь

Великий шум с-под сиверныя сторонушки:

Мать сыра-земля колыбается,

Темны лесушки шатаются,

Реки из крутых берегов выливаются.

Бьет добрый конь копытом о сыру землю,

Не может разбудить Илью Муромца.

Проязычил конь языком человеческим:

«Ай ясе ты, Илья Муромец!

Спишь себе, проклаждаешься,

Над собой незгодушки не ведаешь:

Едет к шатру Святогор-богатырь.

Ты спущай меня во чисто поле,

А сам полезай на сурой дуб».

Выставал Илья на резвы ноги,

Спущал коня во чисто поле,

А сам выстал во сырой дуб.

Видит: едет богатырь выше лесу стоячаго,

Головой упирает под облаку ходячую,

На плечах везет хрустальный ларец.

Приехал богатырь к сыру дубу,

Снял с плеч хрустальный ларец,

Отмыкал ларец золотым ключом:

Выходит оттоль жена богатырская.

Такой красавицы на белом свете

не видано и не слыхано:

Ростом она высокая, походка у ней щепливая

Очи яснаго сокола, бровушки чернаго соболя,

С платьица тело белое.

Как вышла из того ларца,

Собрала на стол, полагала скатерти браныя,

Ставила на стол ествушки сахарныя,

Вынимала из ларца питьица медвяныя.

Пообедал Святогор-богатырь

И пошел с женою в шатёр проклаждатися,

В разныя забавы заниматися.

Тут богатырь и спать заснул.

А красавица жена его богатырская

Пошла гулять по чисту полю

И высмотрела Илью в сыром дубу.

Говорит она таковы слова:

«Ай же ты, дородний добрый молодец!

Сойди-ка со сыра дуба,

Сойди, любовь со мной сотвори,

Буде не послушаешься,

Разбужу Святогора-богатыря и скажу ему,

Что ты насильно меня в грех ввел».

Нечего делать Илье:

С бабой не сговорить, а с Святогором не сладить;

Слез он с того сыра дуба

И сделал дело повеленое.

Взяла его красавица, богатырская жена,

Посадила к мужу в глубок карман

И разбудила мужа от крепкаго сна.

Проснулся Святогор-богатырь,

Посадил жену в хрустальный ларец,

Запер золотым ключем,

Сел на добра коня и поехал ко Святым горам.

Стал его добрый конь спотыкаться,

И бил его богатырь плеткою шелковою

По тучным бедрам,

И проговорит конь языком человеческим:

«Опережь я возил богатыря да жену богатырскую,

А нонь везу жену богатырскую и двух богатырей:

Дивья мне потыкатися!»

И вытащил Святогор-богатырь Илью Муромца

Из кармана, и стал его выспрашивать,

Кто он есть и как попал к нему во глубок карман.

Илья ему сказал все по правды по истине.

Тогда Святогор жену свою богатырскую убил,

А с Ильей поменялся крестом

И называл меньшим братом.

Выучил Святогор Илью всем похваткам,

Поездкам богатырским,

И поехали они к Сиверным горам,

И наехали путем-дорогою на великий гроб,

На том гробу подпись подписана:

«Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет».

Лег Илья Муромец:

Для него домовище и велико, и широко.

Ложился Святогор-богатырь:

Гроб пришелся по нем.

Говорит богатырь таковы слова:

«Гроб точно про меня делан.

Возьми-тко крышку, Илья, закрой меня».

Отвечает Илья Муромец:

«Не возьму я крышки, больший брат,

И не закрою тебя:

Шутишь ты шуточку немалую,

Сам себя хоронить собрался».

Взял богатырь крышку и сам закрыл ею гроб;

Да как захотел поднять ю,

Никак не может;

Бился он и силился поднять и проговорил

Илье Муромцу:

«Ай меньший брат!

Видно, судьбина поискала меня,

Не могу поднять крышки,

Попробуй-ка приподнять ю».

Попробовал Илья Муромец

Поднять крышку, да где ему!

Говорит Святогор-богатырь:

«Возьми мой меч-кладенец и ударь поперек крышки».

Илье Муромцу не под силу и поднять Святогорова

меча-кладенца.

Зовет его Святогор-богатырь:

«Наклонись ко гробу, ко маленькой щелочке,

Я дохну на тебя духом богатырскиим».

Как наклонился Илья

И дохнул на него Святогор-богатырь

Своим духом богатырскиим:

Почуял Илья, что силы в нем

Против прежняго прибавилось втрое,

Поднял он меч-кладенец и ударил поперек крышки.

От того удара великаго

Посыпались искры,

А где ударил меч-кладенец,

На том месте выросла полоса железная.

Зовет его Святогор-богатырь:

«Душно мне, меньший брат,

Попробуй още ударить мечом вдоль крышки».

Ударил Илья Муромец вдоль крышки,

И тут выросла железная полоса.

Какие преимущества меда с теплой водой?

Понятие пить мед с теплой водой не чуждо никому из нас. В течение многих лет его рекламировали как чудесный напиток. Нам попадались объявления, рекламирующие употребление меда и теплой воды для похудания и борьбы с инфекциями. Многие популярные аюрведические тоники от кашля также основаны на меде. Есть ли правда в этих утверждениях? Продолжайте читать, чтобы узнать.

Какие преимущества меда?

Мед имеет несколько преимуществ для вашего здоровья (1).Этот сладкий и густой эликсир производят медоносные пчелы. Он обычно используется как заменитель сахара, а также имеет множество терапевтических применений для кожи, таких как лечение ран и ожогов.
Пить мед с теплой водой дает много преимуществ. Однако важно отметить, что это самая чистая и нефильтрованная форма меда, которая имеет наибольший терапевтический потенциал (2).

Преимущества меда:

  • Мед проявляет сильные целебные свойства при местном применении и может ускорить заживление ран и ожогов на коже.Эти действия в основном связаны с антимикробными, антиоксидантными и противовоспалительными свойствами меда (3), (4).
  • Может применяться для лечения язв диабетической стопы. Язвы стопы - это открытые язвы, которые являются одним из распространенных осложнений, возникающих при диабете, и мед может помочь в их заживлении (5).
  • Местное применение меда также помогает от прыщей.

А теперь давайте узнаем, почему хорошо запивать мед теплой водой.

Какие преимущества меда с теплой водой?

Мед часто рекомендуется запивать теплой водой по следующим причинам:

1.Мед обладает противомикробным действием

Антибактериальные свойства меда могут защитить организм от инфекционных заболеваний (спезис) (6).

2. Может помочь при кашле

Мед может уменьшить частоту и тяжесть кашля у детей. Его можно давать в дозе 2,5 мл детям старше одного года (7). Однако его нельзя давать детям младше одного года из-за риска заболевания ботулизмом.

3. Он может улучшить качество сна

Мед также может улучшить качество сна у детей с инфекциями верхних дыхательных путей, такими как кашель (8).

4. Мед может способствовать пищеварению

Он оказывает положительное влияние на кишечные бактерии и помогает поддерживать здоровье и равновесие пищеварительной системы (9). Мед также может подавлять генотоксические и вредные эффекты микотоксинов при использовании в качестве заменителя обработанного сахара (10).

5. Это может помочь похудеть

Замена сахара медом может помочь в потере веса в долгосрочной перспективе (11).

6. Он может избавить от похмелья

Научные исследования показывают, что мед может снизить концентрацию алкоголя в крови у мышей, находящихся в состоянии интоксикации (12).Для достижения наилучших результатов смешайте мед с половиной стакана апельсинового сока и йогуртом (13).

Примечание : Большинство этих исследований проводилось на животных. Следовательно, для подтверждения этих утверждений необходимы дополнительные исследования на людях.

Это проверенные терапевтические применения меда. Ниже упомянуты несколько анекдотических заявлений без каких-либо научных доказательств в их пользу:

  • Мед помогает выводить токсины.
  • Мед помогает избавиться от угрей при местном применении.
  • Растапливает жир.
  • Улучшает когнитивные функции.

Хотя это популярные утверждения, мы не знаем, насколько они верны, и не можем полностью на них полагаться. Некоторым людям необходимо ограничить потребление меда из-за его возможных побочных эффектов.

Есть ли побочные эффекты от приема меда с теплой водой?

Мед - натуральный ингредиент, который в большинстве случаев полностью безопасен для употребления. Но хотя это лучшая альтернатива обработанному сахару, вам нужно потреблять мед в умеренных количествах, если у вас диабет или кожа, склонная к акне (14), (15).

Детям младше одного года нельзя давать мед, так как он увеличивает риск ботулизма (16).

Когда лучше всего запивать мед теплой водой, чтобы получить максимальную пользу?

Можно ли пить мед и теплую воду на ночь перед сном?

Мед можно запивать теплой водой в любое время дня. Вы можете принимать эту смесь на ночь для крепкого сна. Это особенно важно, если вы или ваши дети болеют ночной простудой или гриппом (8).

Хотя кормить ребенка медом относительно безопасно, необходимо учитывать его возраст, чтобы избежать осложнений.

Можно ли давать мед детям?

Да, мед можно давать детям. Это связано с тем, что потребление меда помогает уменьшить тяжесть симптомов у детей с инфекциями верхних дыхательных путей и кашлем.

Однако не давайте мед детям младше одного года, поскольку это может увеличить риск заражения ботулизмом (16). Ботулизм - это редкий тип отравления, вызванный разновидностью бактерий, называемых Clostridium botulinum (C. botulinum).

Это подводит нас к другому распространенному вопросу - нужно ли принимать мед только с теплой водой или можно использовать холодную воду?

Можно ли запивать мед холодной водой?

Хотя обычно рекомендуется запивать мед теплой водой для улучшения пищеварения, его также можно запивать холодной водой.Фруктовый сок или простая вода, смешанная с медом, - гораздо более здоровая альтернатива другим искусственно подслащенным напиткам.

Однако мед нельзя кипятить или запивать горячей водой. Потребление нагретого меда может иметь пагубные последствия для здоровья из-за образования токсичных соединений во время процесса нагревания (17).

Вот как это можно употреблять. Смешайте чайную ложку меда со стаканом теплой воды и выпейте утром, чтобы ускорить пищеварение. Вы также можете охладить стакан воды, смешанной с медом, и выпить его после утомительного рабочего дня.

Питье меда с теплой водой может помочь успокоить кашель и инфекции верхних дыхательных путей, улучшить сон, улучшить пищеварение, помочь похудеть и облегчить похмелье.

Однако, поскольку большинство преимуществ получено в результате исследований на животных, необходимы дополнительные исследования, чтобы установить аналогичные преимущества для людей. Обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем добавлять мед в свой ежедневный режим.