Джихад — Википедия
Джиха́д (от араб. الجهاد [dʒɪˈhɑːd] — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру[1].
Понятие военного джихада (вооружённой борьбы за распространение ислама) стало основным значением слова для немусульман и получило название «священная война»[1]. Многие мусульманские авторы, особенно современные[1], настаивают на более широкой интерпретации понятия, не обязательно подразумевающей кровопролитие, и называют словосочетание «священная война» неточным и неприемлемым переводом[2].
Джихадом в исламе также является борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращённостью общества и так далее), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей[3]. Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и так далее.
Согласно Корану, каждый мусульманин должен[4] проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооружённую борьбу против врагов веры. Отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины.
По мнению историка ислама Даниэля Пайпса, «целью джихада является не столько распространение исламской веры, сколько расширение сферы влияния суверенной мусульманской власти… Таким образом, джихад по своей натуре беззастенчиво агрессивен, а его конечная цель состоит в том, чтобы добиться господства мусульман над всем миром». Он же указывает, что всегда джихад проявлялся в виде территориальной экспансии. При этом Пайпс отмечает, что «многие учёные и исламские апологеты утверждают, что, согласно идеологии джихада, разрешается вести только защитные военные действия или что джихад является всецело ненасильственным движением» [5].
Джихад в исламизмеПравить
Радикальный мусульманский мыслитель, идеолог организации «Братья-мусульмане» Сейид Кутб считал, что джихад — это форма борьбы с врагами ислама[6].
Российский политолог И. И. Хохлов пишет, что тенденции в деятельности исламистских экстремистов следует считать «глобальным джихадом». По его мнению, «если ранее основное внимание уделялось революциям в отдельных странах или регионах с целью изменения правящего режима или государственного строя, то теперь приоритет отдан борьбе с Соединёнными Штатами Америки, Израилем и европейскими странами»[7]. Аналогичного мнения о связи радикального исламизма с глобальным джихадом придерживается профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм, полагающий, что это борьба за реисламизацию мира[8].
Как считает исполнительный директор Института международной политики по борьбе с терроризмом доктор Боаз Ганор, радикальные исламисты делят мир на две части — «мир войны» и «мир ислама». Их целью является всемирная террористическая война против тех, кто не исповедует их ценности — глобальный джихад
В 2014 году Совет безопасности ООН в связи с деятельностью международной террористической организации «Исламское государство» принял резолюцию № 2170 о борьбе с джихадизмом, являющимся важнейшим источником международного терроризма[10]
Использование терминаПравить
Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба) и малый (газават — вооружённая борьба). Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в Коране:
Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили своё имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние верующие.
— Коран, 49:15
Также «великий (или большой) джихад», то есть духовный, ставится гораздо выше «малого джихада», то есть вооружённой борьбы. В подтверждения этого мусульмане приводят слова пророка Мухаммеда: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому»[11].
Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности, выделяют следующие:
- Джихад на поле боя («джихад руки»)[11]. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (Гази).
- Джихад против своих пороков (нафс, «джихад сердца»)[11]. Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали.
- Военный джихад (газават) («джихад меча»)[11]. Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют и т. д. Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
- Джихад языка. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого[11].
- Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, учёность ведёт к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
- Джихад материальными средствами. Решение проблем при помощи денег, имущества.
Анализ текстов, принадлежащих имаму аль-Бухари — исламскому богослову, автору наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Сахих аль-Бухари», составляющего основу мусульманской предания (сунна), много писавшего о джихаде, показывает, что в 97 % случаев речь идёт о священной войне как о религиозном долге правоверных и лишь в 3 % — о внутренней борьбе за нравственную чистоту[12].
Этические ограниченияПравить
В исламском праве, основанном на Коране и практике пророка Мухаммада, изложен ряд законов, которые должны соблюдаться во время военного джихада. В частности, этот закон запрещает убийство некомбатантов[прояснить]: стариков, женщин, детей, священнослужителей и других мирных людей, не принимающих участия в сражениях[13].
История ДжихадаПравить
АфганистанПравить
Со времён Первой англо-афганской войны (1838—1842), как и в последующих войнах против Британии и Советского Союза, а позже против войск НАТО, афганское сопротивление приняло традиционную мусульманскую форму Джихада — войны против оккупации
Россия и СССРПравить
В 1784 году шейх Мансур, чеченский воин, во главе отряда мусульман, объявил газават (войну) России. В 1791 году был взят в плен и умер в заточении. В 1829 году Гази-Мухаммад начал призыв к изгнанию русских из региона. В 1834 году он погиб в битве, и имам Шамиль занял его место в качестве лидера кавказского сопротивления. Шамилю удалось закончить начатое шейхом Мансуром — объединить северокавказских горцев в борьбе против Российской империи. Он был лидером сопротивления в Кавказской войне в Дагестане и Чечне (1834—1859)[15][16].
Советская наука рассматривала «джихад» и «газават» как слова синонимы[17][18].
Во время Великой Отечественной войны Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну — джихад — нацистской Германии. Тогдашний муфтий ДУМ ЕС Габдрахман Расулев призвал мусульман встать на защиту Родины. «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова пророка Мухаммада: „Любовь к Родине — это часть твоей веры“», — сказал муфтий на съезде мусульманского духовенства в Уфе в 1942 году [19][20].
- ↑ 1 2 3 Джихад // Ислам: Словарь атеиста / Авксентьев А. В., Акимушкин О. Ф.[ky], Акиниязов Г. Б. и др.; Под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова . — М.: , . — 254 с. — ISBN 5-250-00125-4.— С.68
- ↑ Rudolph Peters, Islam and Colonialism. The doctrine of Jihad in Modern History (Mouton Publishers, 1979), p. 118
- ↑ Догматы ислама. Ислам
- ↑ Коран, 2:216
- ↑ Что такое джихад?
- ↑ John Calvert. Qutb and the Origins of Radical Islamism. (недоступная ссылка) New York: Columbia University Press, 2010, pp. vii+377, (Hardback). ISBN 978-0-231-70104-4
- ↑ Исламский терроризм — Глобальный джихад Салафи — международная террористическая сеть Аль-Каида (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 февраля 2011. Архивировано 18 апреля 2008 года.
- ↑ http://world.lib.ru/a/amusxja_m/060222_amper_islam.shtml — «Что такое Исламизм?». Проверено 7 сентября 2017.
- ↑ Ганор Б. Угроза глобального джихада и международных криминальных сетей // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. — С. 53. — ISBN 9789659127702.
- ↑ Воробьёв, 2016, с. 278.
- ↑ 1 2 3 4 5 Ефим Резван Зеркало Корана Архивная копия от 24 июля 2012 на Wayback Machine //«Звезда» 2008, № 11
- ↑ Дуализм как принцип ислама (неопр.). Дата обращения 1 июля 2014.
- ↑ Aboul-Enein, H. Yousuf and Zuhur, Sherifa, Islamic Rulings on Warfare, p. 22, Strategic Studies Institute, US Army War College, Diane Publishing Co., Darby PA, ISBN 1-4289-1039-5
- ↑ Reason to hope Canadians don’t repeat history in Afghanistan, Alan G. Jamieson, The Edmonton Journal, July 31 2006
- ↑ Imam Shamil of Dagestan
- ↑ Tough lessons in defiant Dagestan
- ↑ Джихад // Дейли — Джут. — М. : Советская энциклопедия, 1931. — С. 798. — (Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 21).
- ↑ Джихад // Демосфен — Докембрий. — М. : Советская энциклопедия, 1952. — С. 230. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 14).
- ↑ Хотят ли мусульмане войны. О джихаде в России. Дню Победы посвящается Архивная копия от 15 мая 2009 на Wayback Machine
- ↑ Суходеев В. В. Сталин. Военный гений
Джихад — Википедия
Джиха́д (от араб. الجهاد [dʒɪˈhɑːd] — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру[1].
Понятие военного джихада (вооружённой борьбы за распространение ислама) стало основным значением слова для немусульман и получило название «священная война»[1]. Многие мусульманские авторы, особенно современные[1], настаивают на более широкой интерпретации понятия, не обязательно подразумевающей кровопролитие, и называют словосочетание «священная война» неточным и неприемлемым переводом[2].
Джихадом в исламе также является борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращённостью общества и так далее), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей[3]. Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и так далее.
Согласно Корану, каждый мусульманин должен[4] проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооружённую борьбу против врагов веры. Отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины.
Цели
По мнению историка ислама Даниэля Пайпса «целью джихада является не столько распространение исламской веры, сколько расширение сферы влияния суверенной мусульманской власти… Таким образом, джихад по своей натуре беззастенчиво агрессивен, а его конечная цель состоит в том, чтобы добиться господства мусульман над всем миром». Он же указывает, что всегда джихад проявлялся в виде территориальной экспансии. При этом Пайпс отмечает, что «многие учёные и исламские апологеты утверждают, что согласно идеологии джихада разрешается вести только защитные военные действия, или что джихад является всецело ненасильственным движением»[5].
Джихад в исламизме
Радикальный мусульманский мыслитель, идеолог организации «Братья-мусульмане» Сейид Кутб считал, что джихад — это форма борьбы с врагами ислама[6].
Российский политолог И. И. Хохлов пишет, что тенденции в деятельности исламистских экстремистов следует считать «глобальным джихадом». По его мнению, «если ранее основное внимание уделялось революциям в отдельных странах или регионах с целью изменения правящего режима или государственного строя, то теперь приоритет отдан борьбе с Соединёнными Штатами Америки, Израилем и европейскими странами»[7]. Аналогичного мнения о связи радикального исламизма с глобальным джихадом придерживается профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм, полагающий, что это борьба за реисламизацию мира[8].
Как считает исполнительный директор Института международной политики по борьбе с терроризмом доктор Боаз Ганор, радикальные исламисты делят мир на две части «мир войны» и «мир ислама». Их целью является всемирная террористическая война против тех, кто не исповедует их ценности — глобальный джихад[9].
В 2014 году Совет безопасности ООН в связи с деятельностью международной террористической организации «Исламское государство» принял резолюцию № 2170 о борьбе с джихадизмом являющимся важнейшим источником международного терроризма[10]
Использование термина
Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба) и малый (газават — вооружённая борьба). Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в Коране:
Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили своё имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние верующие.
— Коран, 49:15
Также «великий (или большой) джихад», то есть духовный, ставится гораздо выше «малого джихада», то есть вооружённой борьбы. В подтверждения этого мусульмане приводят слова пророка Мухаммеда:«Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому»[11].
Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности выделяют следующие:
- Джихад на поле боя («джихад руки»)[11]. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (Гази).
- Джихад против своих пороков (нафс, «джихад сердца»)[11]. Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали.
- Военный джихад (газават) («джихад меча»)[11]. Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют и т. д. Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
- Джихад языка. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого[11].
- Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, учёность ведёт к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
- Джихад материальными средствами. Решение проблем при помощи денег, имущества.
Анализ текстов принадлежащих имаму аль-Бухари — исламскому богослову, автору наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Сахих аль-Бухари», составляющего основу мусульманской предания (сунна), много писавшего о джихаде показывает, что в 97% случаев речь идёт о священной войне как о религиозном долге правоверных и лишь в 3% — о внутренней борьбе за нравственную чистоту[12].
Этические ограничения
В исламском праве, основанном на Коране и практике пророка Мухаммада, изложен ряд законов, которые должны соблюдаться во время военного джихада. В частности, этот закон запрещает убийство некомбатантов[прояснить]: стариков, женщин, детей, священнослужителей и других мирных людей, не принимающих участия в сражениях[13].
История Джихада
Афганистан
Со времён Первой англо-афганской войны (1838-42), как и в последующих войнах против Британии и Советского Союза, а позже против войск НАТО, афганское сопротивление приняло традиционную мусульманскую форму Джихада — войны против оккупации[14].
Россия и СССР
В 1784 году шейх Мансур, чеченский воин, во главе отряда мусульман, объявил газават (войну) России. В 1791 году был взят в плен и умер в заточении. В 1829 году Гази-Мухаммад начал призыв к изгнанию русских из региона. В 1834 году он погиб в битве, и имам Шамиль занял его место в качестве лидера кавказского сопротивления. Шамилю удалось закончить начатое шейхом Мансуром — объединить северокавказских горцев в борьбе против Российской империи. Он был лидером сопротивления в Кавказской войне в Дагестане и Чечне (1834—1859)[15][16].
Во время Великой Отечественной войны Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну — джихад — нацистской Германии. Тогдашний муфтий ДУМ ЕС Габдрахман Расулев призвал мусульман встать на защиту Родины. «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова пророка Мухаммада: „Любовь к Родине — это часть твоей веры“», — сказал муфтий на съезде мусульманского духовенства в Уфе в 1942 году[17][18].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 Джихад // Ислам: Словарь атеиста / Авксентьев А. В., Акимушкин О. Ф.[ky], Акиниязов Г. Б. и др.; Под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова . — М.: , . — 254 с. — ISBN 5-250-00125-4.— С.68
- ↑ Rudolph Peters, Islam and Colonialism. The doctrine of Jihad in Modern History (Mouton Publishers, 1979), p. 118
- ↑ Догматы ислама. Ислам
- ↑ Коран, 2:216
- ↑ Что такое джихад?
- ↑ John Calvert. Qutb and the Origins of Radical Islamism. (недоступная ссылка) New York: Columbia University Press, 2010, pp. vii+377, (Hardback). ISBN 978-0-231-70104-4
- ↑ Исламский терроризм — Глобальный джихад Салафи — международная террористическая сеть Аль-Каида
- ↑ http://world.lib.ru/a/amusxja_m/060222_amper_islam.shtml — «Что такое Исламизм?». Проверено 7 сентября 2017.
- ↑ Ганор Б. Угроза глобального джихада и международных криминальных сетей // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. — С. 53. — ISBN 9789659127702.
- ↑ Воробьёв, 2016, с. 278.
- ↑ 1 2 3 4 5 Ефим Резван Зеркало Корана Архивная копия от 24 июля 2012 на Wayback Machine //«Звезда» 2008, №11
- ↑ Дуализм как принцип ислама. Проверено 1 июля 2014.
- ↑ Aboul-Enein, H. Yousuf and Zuhur, Sherifa, Islamic Rulings on Warfare, p. 22, Strategic Studies Institute, US Army War College, Diane Publishing Co., Darby PA, ISBN 1-4289-1039-5
- ↑ Reason to hope Canadians don’t repeat history in Afghanistan, Alan G. Jamieson, The Edmonton Journal, July 31 2006
- ↑ Imam Shamil of Dagestan
- ↑ Tough lessons in defiant Dagestan
- ↑ Хотят ли мусульмане войны. О джихаде в России. Дню Победы посвящается Архивная копия от 15 мая 2009 на Wayback Machine
- ↑ Суходеев В. В. Сталин. Военный гений
Литература
Ссылки
Джихад: определение, виды и история
29.04.2019
В настоящее время в мире отношение к исламу можно назвать неоднозначным. Причина этому – настоящий взрыв пассионарности, который происходит в мусульманском мире в последние несколько десятилетий. Сегодня остальной мир с огромным удивлением и опаской наблюдает за страстями, кипящими на Ближнем Востоке и Средней Азии. Еще бы, ведь религиозные войны последний раз сотрясали Европу еще в XVI веке.
Однако вряд ли у кого-то получится остаться просто сторонним зрителем этих грозных процессов, отголоски бури все чаще докатываются до «цивилизованного» мира в виде взрывов и расстрелов ни в чем не повинных людей.
Терроризм – это одна из самых серьезных опасностей, стоящих сегодня перед человечеством. Нельзя сказать, что все мусульмане являются террористами, но практически все нынешние террористы исповедуют ислам. Увы, это является правдой. У современного европейца, американца или россиянина многие мусульманские религиозные символы или понятия вызывают ужас, ибо ассоциируются с террором или войной против людей, исповедующих другую религию.
Одним из самых страшных слов для западного и российского обывателя является «джихад» и «моджахед». Именно с этим понятием ассоциируются взрывы, расстрелы заложников, массовые убийства и другие проявления беззакония и экстремизма. По сути, слово «джихад» стало синонимом терроризма, а «моджахед» – синонимом религиозного фанатика. Джихад объявляли советским войскам афганские моджахеды, затем против российских федеральных войск его вели сепаратисты Чечни и Северного Кавказа, сегодня под знаменем джихада ведут борьбу радикалы в Сирии.
В настоящее время в общественном сознании между понятием «джихад» и преступлениями, творящимися от имени ислама, практически стоит знак равенства. Но отвечает ли это действительности или подобное мнение – это просто стереотип, навязанный средствами массовой информации?
Что такое джихад?
На самом деле, все немного сложнее. Ислам – очень сложная и многогранная религия, которая имеет множество течений и школ. В Коране джихад – это одно из основных понятий, которое означает не столько войну против носителей другой религии, сколько проявление усердия в защите ислама и утверждения его в мире. Джихад не следует отождествлять с агрессией и насилием.
В переводе с арабского это понятие означает «усилие или борьба на пути Аллаха». В широком смысле этого слова, джихад – это любое деяние, направленное на распространение и защиту принципов и заветов, заложенных в исламе. То есть, джихадом можно назвать любую борьбу со злом и несправедливостью, она не обязательно должна быть направлена вовне и вестись с оружием в руках.
Любое распространение (мирное) идей ислама среди людей – это также джихад, а человек, который совершает его — моджахед. Согласно Корану, каждый правоверный мусульманин не должен жалеть сил и материальных средств на подобные цели.
Если говорить еще шире, то джихад – это постоянная борьба, которую каждый мусульманин должен вести против собственных страстей и пороков. Или, если хотите, против дьявола, который ежесекундно искушает человека. Любой правильный и благородный поступок – это тоже своего рода джихад. Если вы увидели, что у человека из кармана выпали сто долларов и вернули ему их, то, значит, вы преодолели искушение и победили.
Кстати, если проанализировать все значения слова джихад в Коране, то становится понятно, что оно в подавляющем большинстве случаев не несет призывов к насилию. Часть из них подразумевают борьбу за Бога (веру) в духовном смысле, чаще всего джихад – это защита своей земли или имущества, и только несколько раз это понятие связано с борьбой против представителей других религий.
Виды джихада
Это понятие одно из самых сложных и многогранных в исламе.
Существует несколько видов джихада. Самым важным из них является так называемый джихад сердца. Он означает борьбу человека со своими пороками или нафсом (животной составляющей). Считается, что, не победив в этой борьбе, человек не может стать ближе к Богу и проповедовать идеи ислама другим людям. Этот вид джихада можно назвать «базовым».
Следующим уровнем этого понятия является джихад языка. Он означает, что верующий может нести идеалы ислама другим людям, призывая их жить согласно мусульманским правилам. Однако чтобы проповедовать, верующий сам должен побороть страсти и пороки, то есть пройти джихад сердца.
Еще более высоким уровнем данного понятия является джихад руки. Он означает, что человек с еще более высоким развитием может пресекать чьи-то неправильные действия. Например, карать преступников. То есть человек не просто проповедует (джихад языка), а активно действует.
Самым последним уровнем является джихад меча. К нему можно прибегать только в крайнем случае, если других способов решения вопроса уже не осталось. То есть, насилие разрешено использовать, если ни слово, ни действие не дает результатов.
Есть и еще одна классификация джихада, которая основывается на хадисах. В ней различается большой (духовная борьба) и малый джихад. К малому джихаду как раз относится вооруженная борьба, которую правоверные должны вести для защиты своей земли, близких, собственной жизни и, конечно же, защиты ценностей ислама (в самом широком понимании этого слова). Чаще всего, моджахед – это человек, который идет по пути малого джихада.
Следует отметить, что в исламе существует огромное количество интерпретаций относительно джихада меча: когда его можно применять, при каких условиях, а также о его методах и задачах.
То есть, в теории все выглядит довольно мирно и весьма благопристойно, но на практике термин «джихад» чаще всего все-таки употребляется в отношении борьбы с неверными.
Не следует забывать и исторический контекст, в котором это понятие применялось. Пророк Мухаммед действительно делал упор на мирные стороны джихада, но после этого последовали столетия активной экспансии мусульман (отнюдь не мирной) и борьба с многочисленными врагами, которые угрожали исламскому миру. Здесь можно вспомнить и монгольское нашествие в Средние века, которое стало настоящим потрясением для мусульман, и Крестовые походы, предпринятые против Востока Европой. Именно в этот период призыв к джихаду стал одним из основных мобилизационных факторов для последователей пророка Мухаммеда.
Как объявляется джихад и правила ведения войны в исламе
Естественно, что не каждый мусульманин может объявить джихад и пойти на войну. Такое решение принимается уважаемыми богословами, которые должны детально разобраться в ситуации и только потом высказать свою волю. Решение должно быть принято консенсусом.
В случае агрессии джихад объявляется по умолчанию, и участвовать в нем должен каждый мусульманин.
Кстати, в Коране даны четкие правила ведения боевых действий, они во многом противоречат тому, что сегодня террористы делают в Сирии и Афганистане. Исламское право, которое основано на Коране, излагает правила, обязательные для мусульман во время военного джихада.
В них запрещается убийство и наказание мирных граждан, особенно женщин, стариков, детей и священников. Также в этих правилах говориться о соблюдении соглашений и договоров с неприятелем и стремлении к скорейшему прекращению конфликтов.
История джихада
История малого джихада насчитывает уже более XIV столетий. Первый джихад объявил еще пророк Мухаммед, когда совершал походы на другие племена и города Аравийского полуострова (начало VII века).
Мусульмане неоднократно объявляли джихад против своих противников. Например, афганские моджахеды объявили войну англичанам во время Первой англо-афганской войны в середине XIX века. В конце XX столетия джихад был объявлен советским войскам, вторгшимся в Афганистан.
Несколько слов следует сказать о значении слова «моджахед». Его также можно трактовать по-разному. В широком смысле моджахед – это человек, чьи усилия или борьба подходит под одно из определений джихада. Моджахед должен вести свою борьбу ради славы Аллаха, а не для денег, честолюбия или мести. Это определение подходит не только воину, но и священнику или учителю, которые несут знания или слово Бога людям. Даже мать, правильно воспитывающая своего ребенка, — это тоже моджахед. Однако не слишком корректно так называть террористов в Сирии или Афганистане, которые режут безоружным заложникам головы или заживо сжигают людей.
России часто объявляли джихад. Первый раз это случилось в конце XVIII века, после начала войны на Кавказе. Тогда его объявил шейх Мансур – лидер чеченцев, сражавшийся против России. В начале XIX столетия с аналогичным призывом к мусульманам обратился Гази-Мухаммад. Он призывал объявить России священную войну и изгнать русских с территории Чечни и Кавказа. Его борьбу продолжил знаменитый Шамиль, который объединил горцев Кавказа и несколько десятков лет сражался против русских войск.
Во время Первой мировой войны джихад России и остальным странам Антанты объявила Турция. Впрочем, этот призыв не слишком подействовал на мусульман, которые массово участвовали в восстаниях против Османской империи.
Во время следующей мировой войны джихад нацистской Германии объявили мусульмане СССР.
Джихад был объявлен СССР после вторжения в Афганистан. Первый джихад современной России был объявлен после начала войны в Чечне. Последний раз он был объявлен в конце прошлого года террористической группировкой ИГИЛ, после начала российских бомбардировок Сирии.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Автор статьи:
Егоров ДмитрийУвлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.
Свежие публикации автора:
С друзьями поделились:
Что такое джихад?
16:15 , 11 декабря 2013
73217
Что такое джихад?
В Священном Коране слово джихад употребляется довольно часто. На сегодняшний день почти все люди стали бояться этого выражения. Почему? Главной причиной этого является то, что слово «джихад» начали ассоциировать с убийствами, поджогами, взрывами и другими проявлениями экстремизма и беззакония. Но правы ли те, кто ставит знак равенства между категорией «джихад» и творящимися от имени ислама преступлениями? И не менее важный вопрос – верно ли то распространенное понимание джихада как «войны против неверных», которым его наделяют, специально или по незнанию, средства массовой информации?
Думаю, что если бы люди знали и понимали поистине прекрасный смысл этого слова, то джихад стал бы для них самым дорогим и важным делом. С арабского слово «джихад» переводится как «борьба на пути Аллаха». Борьба со злом и несправедливостью.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) разделил джихад на две категории — малый джихад и большой джихад.
Малый джихад – это борьба с оружием в руках против тех врагов, которые нападают на твою страну, притесняют людей, выгоняют их из домов и делают их рабами. В этом случае каждый мусульманин обязан защищать себя, свою семью и страну от врагов. И это, обратите внимание, малый джихад.
Большой джихад мусульманина – это борьба со своим нафсом или своим внутренним «я». Борьба против невежества, алчности, жадности, высокомерия, зависти и против наущений дьявола, иными словами – борьба против своих слабостей и отрицательных внутренних качеств. Джихад – это воспитание своего внутреннего духовного мира. Однаджы к пророку Мухаммаду подошел один человек и попросил его, чтобы его взяли в поход против врагов. Пророк спросил его: «А живы ли твои родители?» Тот ответил: «Да, живы». Пророк сказал: «Возвращайся к своим родителям и осуществи джихад заботясь о них и ухаживая за ними».
Как же сегодня нуждается наше общество в таком джихаде! Сколько детей бросают своих родителей в старости, оставляют их в домах престарелых, не понимая, какой пример они подают своим детям.
Мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь честным трудом, обеспечивать свою семью относиться к ним наилучшим образом, воспитывать своих детей так, как указывает на это Аллах и Его посланник. Это и есть повседневный джихад настоящего мусульманина. Как говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), «наилучший из вас тот, кто хорошо относится к своей семье, и я самый лучший из вас, кто хорошо относится к своей семье».
Взрывы, захваты заложников, поджоги молельных домов – это джихад?!! НЕТ! Это не джихад на пути Аллаха, а джихад на пути сатаны! Мы не можем называть таких людей мусульманами. Мусульмане не подрывают себя, а также невинных людей. Потому что самоубийство – это смертный грех перед Аллахом. Самоубийство, повлекшее гибель ни в чем не повинных людей – это ужасное и жестокое преступление против государства, против народа и, конечно же, против ислама. Можем ли мы называть таких людей шахидами? Ведь шахид – это не смертник, а мученик за веру. Шахид не убивает себя, а умирает за веру, защищая религию, семью и страну.
В последнее время участились поджоги христианских церквей и молельных домов. Мы, мусульмане, очень обеспокоены этим. Мы уверены, что это не могли сделать мусульмане, более того, мы вообще сомневаемся, что это могли сделать люди, верующие в Бога. Однажды пророка Мухаммада спросили: «Кто такой мусульманин?» Он ответил: «Мусульманин – это тот человек, который не вредит остальным ни своим языком, ни своими руками». Это значит, что мусульманину запрещены сквернословие и грубость и, тем более, запрещены действия, наносящие вред кому-либо.
Джихад не ведется против своего народа и граждан своей страны. Это не джихад, это страшное преступление. Если человек убивает себя привязав к себе бомбу и тем самым убивает ни в чем не повинных людей – это двойное преступление и нет этому никакого оправдания! Всевышний Аллах в Священном Коране призывает нас не убивать себя и не убивать невинных людей. Если кто-нибудь прольёт кровь одного невинного человека, то его грех приравняется к убийству всех людей на свете, а если сохранит жизнь одного человека, то это будет принято Всевышним так, как если бы он сохранил жизни всех людей на земле. Жизнь человека ценна и неприкосновенна перед Всевышним Аллахом.
Я призываю верующих к сплотиться против наших общих врагов в эти непростые времена. Молю Аллаха даровать нам терпения, мудрости в делах и победу над недоброжелателями.
С уважением имам-хатыйб мечети с. Зиреклы Новошешминского района РТ Ильяс хазрат Сулейманов.
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
это что такое? Значение слова «джихад». Что такое джихад в Исламе?
К исламу в современном мире отношение неоднозначное. Некоторые без доли сомнения принимают решение стать покорным слугой Аллаха. Другие же называют эту религию агрессивной. Приверженцы второго мнения считают, что ислам призывает уничтожать всех неверных (не мусульман), и даже приводят отдельные высказывания из Корана, которые это подтверждают. Например, в Священном Писании отведено особое место джихаду, который должен соблюдать каждый мусульманин. Это понятие обозначает «священную войну», которую ведут мусульмане во имя Творца против неверных, дабы они тоже поклонялись Аллаху. Так ли это на самом деле? Выясним, джихад – это что такое и какова его роль в исламе.
Война с самим собой
Значение слова «джихад» понимает далеко не каждый образованный человек. В юридических и многих богословских трудах джихад трактуется как война. И это понятие воспринимается большинством людей в его буквальном смысле. Мало кто задумывается, о какой войне здесь идет речь. На самом деле джихад – это борьба за установление слова Аллаха. Это значит, что каждый мусульманин должен защищать свою религию и пропагандировать ее среди «неверных». Джихад также подразумевает войну за сохранение слова Создателя при нападении врагов. Если хорошенько проанализировать понятие, то можно увидеть, что оно не означает убийство или истребление «неверных». Скорее, это война с самим собой и со своими страстями, а также духовная борьба в защиту слова Аллаха. Это священная война, которую ведет мусульманин с дьяволом, собственными страстями, и направлена она на распространение истины.Большой джихад
Понятие подразумевает борьбу со своими страстями. Что такое джихад в исламе? Это когда человек просыпается посреди ночи, чтобы поправить одеяло своему ребенку. Поступок этот считается большим джихадом. Война с самим собой самая сложная. Ведь так тяжело не поддаваться страстям! Но если человек не совершает блуд, который мог бы совершить, это его бесценная заслуга перед Аллахом. Большой джихад – это любой «красивый поступок». Например, человек, увидев, как у прохожего из кармана выпало 100 долларов, поднимает и отдает ему купюру. Это тоже большой джихад. Это значит, что мусульманин не поддался искушению — не забрал выпавшие деньги себе.
Малый джихад
Он обязывает мусульманина защищать свою родину, близких людей, а также нравственность и Божьи законы. В жизни бывают такие ситуации, когда слово не может помочь, поэтому приходится брать в руки оружие, чтобы не убили тебя и твоих близких. Это и есть малый исламский джихад. Когда человек пытается защитить свое государство от врагов, это тоже считается малым джихадом. Понятие означает и защиту нравственных ценностей при попытке недоброжелателей оклеветать их.Флаг
Практически все видели черный флаг джихада с изображением меча и надписью на арабском языке. Знамя, представленное в таких мрачных тонах, навевает мысли о войне, терроре и убийствах. Почему же у джихада черный флаг? В Священном Писании пророк упоминал, что в будущем на земле будет армия с черными знаменами. Поэтому флаг джихада – черный. Надпись на арабском языке переводится как: «Нет Бога, кроме Аллаха». Выполнена она в белых тонах как символ выделения единобожьей истины среди мирового куфра. Изображение меча символизирует «священную войну». У некоторых мусульман флаг джихада зеленый, но надпись на арабском языке и изображение меча тоже белые. Про зеленый цвет ислама упоминается в Коране. Поэтому флаги джихада можно увидеть как в черных, так и в зеленых тонах.Существует ли женский джихад?
Исламские женщины освобождаются от некоторых обязанностей, которые касаются только мужчин, с целью их защиты и проявления уважения. Это относится и к джихаду. Однажды Аиша спросила у пророка: «Должна ли женщина соблюдать джихад?» И он ответил: «Только тот, который не подразумевает сражения». Поэтому у женщин в исламе нет обязанности делать джихад, сражаясь с кафирами. Для девушки джихад – это усердие для ее души. Однако известно, что многие мусульманские женщины участвовали в военных походах, сопровождая своих мужей. Там они не воевали, а помогали раненым, лечили и обслуживали воинов. Это тоже считается джихадом, к которому призывает женщин шариат.Брачный джихад
В Сирии появилось новое понятие — «брачный джихад». Что это значит? Девушек направляют «служить» невестами в места боевых действий. Такие поступки спровоцировали на территории страны случаи изнасилования молодых женщин боевиками. Религиозные представители некоторых арабских государств одобряют подобное явление, полагая, что после этого в Сирии возникнет исламское религиозное государство. И хотя многие опровергают слухи о «брачном джихаде», нашлись свидетельницы, которые пострадали от насильственных действий солдат. Кроме того, в некоторых мусульманских странах, в частности в Египте, Сирии, существует понятие «сексуальный джихад». Он означает, что женщина должна оказывать интимные услуги мужчинам, тем самым «поощряя» их борьбу. Некоторые мусульманки утверждают, что такие действия их призывает совершать религия. Таким образом они могут показать свою причастность к джихаду – «священной войне».
Джихад в Священном Писании
Что говорит Коран о джихаде? В святой книге написано, что джихад должен совершать каждый мусульманин. В суре 61 (аят 4) сказано, что Аллах любит тех, кто воюет рядами на Его пути так, будто они плотное здание. Коран призывает пропагандировать ислам среди «неверных». Если же кто-то оскверняет религию, то мусульманин обязан защищать слово Аллаха (сура 9, аят 12). В Священном Писании сказано, что если человек другой религии принимает ислам, то он должен быть с почетом принят в ряды мусульман. Для Аллаха большая радость видеть, что в него веруют (сура 9, аят 11). В Коране также сказано, что в религии нет принуждения. Но Всевышний поддерживает только тех, кто верует в него, а не поклоняется идолам. И если человек сам захочет стать мусульманином, это будет лучшим подарком для Создателя. Ислам для мусульман – это несокрушимая опора в их жизни (2:256).
«Священная война» в современном мире
Сегодня по телевизору можно увидеть так много «антиисламских» новостей и программ, что при слове «мусульманин» у человека возникают мысли: «Он террорист, убийца». Это стереотип о мусульманах, распространенный в современном мире. Сейчас больший процент населения Земли с опаской и даже агрессией относится к представителям ислама. Для многих это не люди, а беспощадные солдаты-смертники, готовые во имя религиозных ценностей убить любого человека.
Люди называют происходящее джихадом или «священной войной», которая ведется в современном мире. Военные события в Египте, Тунисе, Сирии, Ливии – прямое тому подтверждение. Но не все понимают, что «кровавый» джихад больше пропагандируется и «приукрашается» Западом. Только Коран дает правильный ответ на вопрос о том, что такое джихад в исламе. Священное Писание говорит, что политическая война против правителей-угнетателей, за которую отдельные мусульмане получают хорошее вознаграждение, не является джихадом. Шариатское значение этого понятия таково: джихад – это борьба и все, что с ней связано (мысли, слово, имущество, призыв и другое). Распространение слова Аллаха – обязанность каждого мусульманина. Но это не означает применение для этих целей оружия и других силовых методов. Каждый мусульманин лишь должен защищать свою веру, государство и при необходимости принимать участие в законной войне.
Джихад — Википедия. Что такое Джихад
Джиха́д (от араб. الجهاد [dʒɪˈhɑːd] — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру[1].
Понятие военного джихада (вооружённой борьбы за распространение ислама) стало основным значением слова для немусульман и получило название «священная война»[1]. Многие мусульманские авторы, особенно современные[1], настаивают на более широкой интерпретации понятия, не обязательно подразумевающей кровопролитие, и называют словосочетание «священная война» неточным и неприемлемым переводом[2].
Джихадом в исламе также является борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращённостью общества и так далее), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей[3]. Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и так далее.
Согласно Корану, каждый мусульманин должен[4] проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооружённую борьбу против врагов веры. Отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины.
Цели
По мнению историка ислама Даниэля Пайпса «целью джихада является не столько распространение исламской веры, сколько расширение сферы влияния суверенной мусульманской власти… Таким образом, джихад по своей натуре беззастенчиво агрессивен, а его конечная цель состоит в том, чтобы добиться господства мусульман над всем миром». Он же указывает, что всегда джихад проявлялся в виде территориальной экспансии. При этом Пайпс отмечает, что «многие учёные и исламские апологеты утверждают, что согласно идеологии джихада разрешается вести только защитные военные действия, или что джихад является всецело ненасильственным движением»[5].
Джихад в исламизме
Радикальный мусульманский мыслитель, идеолог организации «Братья-мусульмане» Сейид Кутб считал, что джихад — это форма борьбы с врагами ислама[6].
Российский политолог И. И. Хохлов пишет, что тенденции в деятельности исламистских экстремистов следует считать «глобальным джихадом». По его мнению, «если ранее основное внимание уделялось революциям в отдельных странах или регионах с целью изменения правящего режима или государственного строя, то теперь приоритет отдан борьбе с Соединёнными Штатами Америки, Израилем и европейскими странами»[7]. Аналогичного мнения о связи радикального исламизма с глобальным джихадом придерживается профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм, полагающий, что это борьба за реисламизацию мира[8].
Как считает исполнительный директор Института международной политики по борьбе с терроризмом доктор Боаз Ганор, радикальные исламисты делят мир на две части «мир войны» и «мир ислама». Их целью является всемирная террористическая война против тех, кто не исповедует их ценности — глобальный джихад[9].
В 2014 году Совет безопасности ООН в связи с деятельностью международной террористической организации «Исламское государство» принял резолюцию № 2170 о борьбе с джихадизмом являющимся важнейшим источником международного терроризма[10]
Использование термина
Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба) и малый (газават — вооружённая борьба). Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в Коране:
Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили своё имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние верующие.
— Коран, 49:15
Также «великий (или большой) джихад», то есть духовный, ставится гораздо выше «малого джихада», то есть вооружённой борьбы. В подтверждения этого мусульмане приводят слова пророка Мухаммеда:«Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому»[11].
Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности выделяют следующие:
- Джихад на поле боя («джихад руки»)[11]. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (Гази).
- Джихад против своих пороков (нафс, «джихад сердца»)[11]. Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали.
- Военный джихад (газават) («джихад меча»)[11]. Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют и т. д. Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
- Джихад языка. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого[11].
- Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, учёность ведёт к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
- Джихад материальными средствами. Решение проблем при помощи денег, имущества.
Анализ текстов принадлежащих имаму аль-Бухари — исламскому богослову, автору наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Сахих аль-Бухари», составляющего основу мусульманской предания (сунна), много писавшего о джихаде показывает, что в 97% случаев речь идёт о священной войне как о религиозном долге правоверных и лишь в 3% — о внутренней борьбе за нравственную чистоту[12].
Этические ограничения
В исламском праве, основанном на Коране и практике пророка Мухаммада, изложен ряд законов, которые должны соблюдаться во время военного джихада. В частности, этот закон запрещает убийство некомбатантов[прояснить]: стариков, женщин, детей, священнослужителей и других мирных людей, не принимающих участия в сражениях[13].
История Джихада
Афганистан
Со времён Первой англо-афганской войны (1838-42), как и в последующих войнах против Британии и Советского Союза, а позже против войск НАТО, афганское сопротивление приняло традиционную мусульманскую форму Джихада — войны против оккупации[14].
Россия и СССР
В 1784 году шейх Мансур, чеченский воин, во главе отряда мусульман, объявил газават (войну) России. В 1791 году был взят в плен и умер в заточении. В 1829 году Гази-Мухаммад начал призыв к изгнанию русских из региона. В 1834 году он погиб в битве, и имам Шамиль занял его место в качестве лидера кавказского сопротивления. Шамилю удалось закончить начатое шейхом Мансуром — объединить северокавказских горцев в борьбе против Российской империи. Он был лидером сопротивления в Кавказской войне в Дагестане и Чечне (1834—1859)[15][16].
Во время Великой Отечественной войны Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну — джихад — нацистской Германии. Тогдашний муфтий ДУМ ЕС Габдрахман Расулев призвал мусульман встать на защиту Родины. «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова пророка Мухаммада: „Любовь к Родине — это часть твоей веры“», — сказал муфтий на съезде мусульманского духовенства в Уфе в 1942 году[17][18].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 Джихад // Ислам: Словарь атеиста / Авксентьев А. В., Акимушкин О. Ф.[ky], Акиниязов Г. Б. и др.; Под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова . — М.: , . — 254 с. — ISBN 5-250-00125-4.— С.68
- ↑ Rudolph Peters, Islam and Colonialism. The doctrine of Jihad in Modern History (Mouton Publishers, 1979), p. 118
- ↑ Догматы ислама. Ислам
- ↑ Коран, 2:216
- ↑ Что такое джихад?
- ↑ John Calvert. Qutb and the Origins of Radical Islamism. (недоступная ссылка) New York: Columbia University Press, 2010, pp. vii+377, (Hardback). ISBN 978-0-231-70104-4
- ↑ Исламский терроризм — Глобальный джихад Салафи — международная террористическая сеть Аль-Каида
- ↑ http://world.lib.ru/a/amusxja_m/060222_amper_islam.shtml — «Что такое Исламизм?». Проверено 7 сентября 2017.
- ↑ Ганор Б. Угроза глобального джихада и международных криминальных сетей // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. — С. 53. — ISBN 9789659127702.
- ↑ Воробьёв, 2016, с. 278.
- ↑ 1 2 3 4 5 Ефим Резван Зеркало Корана Архивная копия от 24 июля 2012 на Wayback Machine //«Звезда» 2008, №11
- ↑ Дуализм как принцип ислама. Проверено 1 июля 2014.
- ↑ Aboul-Enein, H. Yousuf and Zuhur, Sherifa, Islamic Rulings on Warfare, p. 22, Strategic Studies Institute, US Army War College, Diane Publishing Co., Darby PA, ISBN 1-4289-1039-5
- ↑ Reason to hope Canadians don’t repeat history in Afghanistan, Alan G. Jamieson, The Edmonton Journal, July 31 2006
- ↑ Imam Shamil of Dagestan
- ↑ Tough lessons in defiant Dagestan
- ↑ Хотят ли мусульмане войны. О джихаде в России. Дню Победы посвящается Архивная копия от 15 мая 2009 на Wayback Machine
- ↑ Суходеев В. В. Сталин. Военный гений
Литература
Ссылки
Джихад большой и малый | islam.ru
Джихад. Это слово вызывает страшное беспокойство у большинства западных стран, которые практически ставят знак равенства между джихадом и насилием.
Для обозначения джихада нередко используют словосочетание «священная война», которое так же было использовано крестоносцами в оправдание массовых убийств, грабежей городов и поселений того времени.
Однако, джихад – арабское слово, ёмкое по смыслу и имеющее несколько значений, главное из которых – «бороться, прилагать усилия на верном пути к Аллаху». Для упрощения понимания можно сказать, что существует «большой джихад», который представляет, по сути, борьбу с самим собой, и «малый джихад», включающий в себя борьбу внешнюю.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что самый лучший джихад для кого бы то ни было – это борьба с самим собой во имя Аллаха Великого и Всемогущего. В этом утверждении Пророка (мир ему и благословение) имеется в виду борьба правоверного с мирскими соблазнами, влекущими к грехопадению, с испытаниями, подстерегающими его на жизненном пути.
Аллах также говорит в Коране (смысл): «Продолжай (о Пророк!) свой призыв к истине и передай Послание твоего Господа. Если же неверные будут противостоять твоему призыву и обижать верующих, то упорно борись с неверными посредством него (Корана)!» (сура «аль-Фуркан», аят 52).
В этом кораническом стихе Всевышний завещает мусульманам не поддаваться неверующим, отказываясь от своей религии, и призывает бороться (совершать джихад) для принятия Корана и осуществления понимания его людьми. Эта сура, рождённая в мекканский период, являет собой поручение принять участие в священной борьбе (джихаде), не имеющей ничего общего с использованием военных средств.
Малый джихад, сошедший за последние 400 лет со сцены бурных политических событий, вдруг вспыхнул вновь в 1980 году не без помощи Америки. Пользуясь случаем вторжения Советского Союза в Афганистан, Зия-уль-Хак, военный диктатор Пакистана, увидел возможность объявить джихад против советских войск, а точнее коммунизма. Учитывая глобальную конфигурацию того периода истории, у США появился шанс разделить мир между двумя силовыми полюсами, стимулировав мобилизацию сотен тысяч мусульман против того, что Рональд Рейган называл «Империей Зла». Деньги потекли рекой, агенты ЦРУ принялись «окучивать» мусульманский мир, вербуя способных участвовать в этом «великом джихаде». Не развивая тему, отмечу, что Усама бин Ладин с самого начала был одним из таких рекрутов.
Мусульмане на пути к Аллаху, борясь против соблазнов и похотей, могут переносить физические страдания. Это тот «малый джихад», который и подвергается ожесточённой критике. Только по невежеству этот вид джихада, а с ним и Ислам, некоторые соотносят с террором, хотя цель этого джихада, если он ведётся по установленному закону, есть возвышение Слова Божьего. Поступая так, все те, кто призывают к свободе во всём мире, так или иначе освобождаются подобно тому, как пацифисты выбирают свой собственный путь в мире, полном хаоса и недоброжелательности. Если бы не существовало такого джихада, то коррупция захватила бы планету. «…И если бы Аллах не удерживал одних людей другими, то они бы разрушили христианам церкви, монахам – монастыри, иудеям – храмы и не оставили бы мусульманам мечетей, где многократно поминается имя Аллаха. Аллах дал твёрдое обещание помогать всем, кто сражается за победу Его религии и славит Его Истину на земле. Аллах никогда не нарушает Своего обещания, ибо Он Всемогущ и может выполнить всё, что пожелает. Поистине, Аллах – Могучий, Великий, Непобедимый!» (сура «Аль-Хадж», аят 40).
Бог благоволит к благочестивым, подвергающимся нападению неверующих и несправедливых. Всевышний создал борьбу между людьми как средство для подавления лжи. Иначе праведные верующие, не взявшие в руки оружие, будут уничтожены ложью, которая низвергнет культовые сооружения на всей земле. Этот вид джихада, будь он оборонительным или наступательным, является божественным повелением мусульманам в целях спасения угнетённых и слабых от тирании на том или ином этапе истории мира.
«Почему же вы не сражаетесь за прямой путь Аллаха, хотя слабые из мужчин, женщин и детей призывают вас на помощь и взывают к Аллаху, говоря: «Господи наш! Выведи нас из этого города (Мекки), где жители творят беззаконие, и помоги нам Своим могуществом и милостью быть под защитой уверовавших в Тебя людей, и пошли нам от Себя защитника и помощника»?» (смысл 75 аята суры «ан-Ниса»).
Праведные должны не щадить жизни во имя спасения немощных мужчин, женщин и детей, молящих Всевышнего о ниспослании помощи. Они связали себя с Богом с момента, когда приняли веру в спасение своё и всего человечества от всякого греха и беззакония.
Каждый, кто знаком с ранней историей Ислама, знает, что все те страны, которые первыми встали под знамя Ислама, действительно испытывали угнетение от своих правителей и вельмож. В качестве примера можно напомнить, что когда сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) отправились распространять Ислам среди египтян, персов и римлян, население из простолюдинов (рабочие и крестьяне) не оказывало абсолютно никакого сопротивления. Вместо этого они принимали Ислам в таком массовом масштабе, что становится неубедительно утверждать, будто джихад в Исламе принёс нечто другое, чем избавление от вековой тирании. Таков славный путь мусульманского джихада. Сравним его с жестокими крестовыми и колониальными военными походами в остальном мире.
Современные могущественные страны бомбят мирных жителей Судана, Афганистана, Югославии, Ирака и др., выдавая уничтожение невинных людей за благовидную цель – поддержание мира во всём мире. Но «когда верующие говорят этим лицемерам, чтобы они не сеяли нечестие на земле, не вносили раскол и не разжигали войны, они, отвергая от себя всё это, отвечают им, что творят благое и стараются, чтобы люди отказались от неправильного образа жизни и встали на прямой путь. Это – ложные речи каждого хитрого распутника. О верующие! Обратите внимание на то, что на самом деле благое, о котором они говорят, это нечестивость и гибель, но они из-за высокомерия этого не понимают и не знают дурных последствий этого лицемерия» (смысл 11-12 аятов суры «аль-Бакара»).
У джихада существуют пределы того, что дозволено, а что нет. Не нарушать пределов означает не убивать женщин и детей. Это означает также, что старики, больные люди, священники и молящиеся в местах поклонения, а также те, кто работает на земле, не должны быть атакованы ни при каких обстоятельствах. Соблюдать пределы означает не убивать животных, не сжигать посевы и растительность в целом, не отравлять воды и не разрушать дома, монастыри, церкви и синагоги.
«Аллах не запрещает вам благодетельствовать и поддерживать связи с теми неверующими, которые не сражались с вами и не изгоняли вас из родных жилищ. Поистине, Аллах любит благодетелей и тех, кто поддерживает взаимную связь» (смысл 8 аята суры «аль-Мумтахина»).
Бог не запрещает благочестивым делать добро неверующим, не воевавшим против мусульман, потому что Бог любит праведных. Если прочесть эту выдержку из Корана и понять то, что разрешено и запрещено в джихаде, правила ведения войн приобретают новый, справедливый смысл.
Что же можно сказать о проблеме террористов-смертников, о которой, к сожалению, мы слышим всё чаще и чаще. Являются ли они частью джихада на пути Аллаха? Исходя из вышеизложенного и не вдаваясь в дальнейший подробный анализ, можно сделать вывод, что такие действия не продиктованы религией. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что тот, кто идёт на крайние меры, будет уничтожен. Теракт, безусловно, крайняя мера. В правилах ведения войны не существует подобного указания в высказываниях Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. К сожалению, сегодня некоторые заблуждающиеся называют это джихадом и считают, что такие действия прокладывают путь к возрождению Ислама и сулят поворот к славным законам. Однако они противоречат словам Посланника Аллаха (мир ему и благословение), говорившего, что нельзя быть довольным чьими-либо действиями, пока нет уверенности в том, что они ведут к счастливому завершению. Теракт как оружие возмездия не может быть таковым в принципе, поэтому не может считаться джихадом. Самоубийство запрещено в Исламе так же, как и в любой другой монотеистической религии. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что того, кто убивает сам себя, в любом случае Аллах предаст геенне огненной.
Действительно ужасно, что эти люди на самом деле готовы покончить с собой, даже если Бог говорит в Коране (смысл): «…Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (сура «ан-Ниса», аят 29).Таким образом, представление о том, что тот, кто совершает самоубийство во имя веры, заслуживает рая, совершенно неправильное. Речь может идти о целях политических или жажде мести – о чём угодно, но только не о вере.
Отнимать жизнь, которую дал вам Бог, – это большой грех, такой же, как когда вы берёте чужую жизнь, потому что жизнь человека является действительно ценным даром от Всевышнего. «…Кто убьёт человека не в качестве мести за убийство, не для защиты себя, своей чести либо имущества, и не за распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, за что навлечёт на себя гнев Аллаха и будет наказан Им. А кто сохранит жизнь человеку, тот словно всех людей убережёт от смерти, потому что он таким образом сохранит души других невинных людей и заслужит великую награду от Аллаха» (смысл 32 аята суры «аль-Маида»).Таким образом, любой экстремизм, будь то захват заложников, угон самолётов и установка бомб в общественных местах, категорически осуждается в Исламе и никак не может являться джихадом.
Что означает термин «джихад»?
Короткий ответ:
Джихад — это арабское слово, которое можно перевести как «борьба», «способность стремиться» или приложение максимальных усилий для уничтожения врага словом или делом. Также необходимо различать «меньший джихад» и «большой джихад». Великий джихад — и, следовательно, более важный — также называют «джихадом против себя», то есть борьбой, направленной на подавление собственного эго, против злых наклонностей и наклонностей.Это духовное стремление приблизиться к Богу, сознательное стремление на протяжении всей жизни, лежащее на каждом мусульманине.
«Малый джихад» ведет борьбу в порядке самообороны против врага, который начал атаку. Это также попытка противостоять врагу, который незаконно изгоняет человека из дома и посягает на свободу поклонения Богу. Джихад не предназначен для того, чтобы проливать кровь, поощрять нелояльность к существующим правительствам или каким-либо образом нарушать мир. Все подобные действия противоречат учению ислама.
Подробный ответ:
Арабское слово Джихад происходит от глагола Джахада , что означает бороться или бороться. В исламской терминологии это означает прилагать усилия, стремиться и стремиться к благородному делу. . Это слово обычно используется для описания любого вида стремления к делу Аллаха (Бога). Согласно исламскому учению, существует три основных типа джихада, и все они стремятся установить и продвигать мир в обществе, как описано ниже.
Типы джихада
Согласно исламским учениям, джихад делится на три основные категории:
(i) Джихад-и-Акбар то есть джихад высшего порядка .
Это джихад (борьба) за самореформирование. Борьба ведется против наших собственных искушений, таких как жадность, похоть и другие мирские искушения. Это путешествие человека от «животного» состояния существования, то есть жизни ради немедленного удовлетворения или выгоды, к тому, где его психика достаточно дисциплинирована, чтобы осуществлять моральный контроль.Этот вид джихада является обязательным для каждого мусульманина на протяжении всей его жизни.
(ii) Джихад-и-Кабир то есть большой джихад.
Это джихад распространения истины, послания Корана . Коран также поручает нам распространять это послание с мудростью, терпимостью и уважением к другим и их убеждениям,
16: 126 — Призови на путь Господа твоего с мудростью и добрым наставлением… ;
6: 109 — И не оскорбляйте тех, кого они призывают помимо Аллаха, чтобы они, назло, не поносили Аллаха в своем невежестве.Таким образом, Мы сделали так, чтобы поступки каждого народа казались справедливыми. Затем к их Господу их возвращение; и Он сообщит им, что они делали раньше.
Запрещается применение любого принуждения или силы,
2: 257 — В религии не должно быть принуждения. Конечно, правильное стало отличным от неправильного; так что всякий, кто отказывается быть ведомым преступниками и верит в Аллаха, несомненно, ухватился за крепкую рукоять, которую нельзя сломать. Аллах — Слышащий, Знающий .
Согласно Корану, любой, кто посвящает свое время, усилия, богатство или знания делу праведности, практикует Джихад-и-Кабир. Это также обязательно для всех мусульман.
(iii) Джихад-и-Асгар то есть джихад низшего порядка.
Это джихад оборонительной битвы. Коран четко ограничивает этот вид джихада определенными условиями, запрещая при этом любые нарушения.
1. Битва может быть только оборонительной, но не наступательной.
(2: 191 — И сражайтесь за Аллаха против тех, кто сражается против вас, но не преступайте. Воистину, Аллах не любит преступников.
2. Мусульмане должны были столкнуться с угнетением в исповедании своей религии и угрозой для своей жизни.
3. Мусульман следовало изгнать из домов; учение состоит в том, чтобы сначала уйти оттуда, где имеет место притеснение, и если угнетатель нападет на мусульман, чтобы помешать им исповедовать свою религию в новом жилище, а также угрожает их жизни, только в этих обстоятельствах мусульманам разрешается принять оружие в оборонительном бою.
Далее, есть четкие указания, что можно, а что нельзя делать в битве, в которой участвуют мусульмане.
- Мирные жители, которые не воюют с мусульманами, вообще не должны подвергаться нападениям или убивать.
- Посевы или другие источники пищи и воды, а также крупный рогатый скот или другие животные не подлежат уничтожению.
- Больницы, детские дома и другие убежища и убежища не подлежат разрушению.
- Мечети, церкви, синагоги и другие культовые сооружения не подлежат разрушению.
- Не трогать женщин, детей, стариков и инвалидов.
- Если агрессор прекращает агрессию или предлагает договор, он должен быть принят, и боевые действия немедленно прекращаются.
- Убегающих угнетателей не нужно преследовать излишне долго, и им нужно разрешить вернуться в свой дом.
- С военнопленными следует обращаться с уважением, удовлетворять их основные потребности и как можно скорее после битвы освободить или выкупить их.
Отсюда совершенно ясно, что цель любой такой битвы по-прежнему заключается в восстановлении мира, а не в поощрении агрессии. Важно отметить, что начало такой битвы не в руках мусульман, а может быть инициировано только угнетателем, выполняющим вышеупомянутые условия.
Джихад и Святой Пророк (sa)
(sa) Пророка Мухаммеда вся жизнь была посвящена Джихаду. Из них всего четыре месяца (приблизительно) было потрачено на оборонительные сражения, и их причина и цель неоспоримы.
Он провел первые 13 лет пророчества в Мекке, стремясь нести послание Корана против жестокого и жестокого угнетения, но он ни разу не пошевелил пальцем в ответ. Он уехал из Мекки в Медину, но мекканцы продолжали преследовать его в Медине. Только когда они начали битву за убийство мусульман в Медине, физическая битва в целях самообороны была разрешена, и даже тогда только в той степени, в которой они сохранили свою свободу жить в мире и поклоняться Богу.
Однажды, возвращаясь с битвы (описанной выше), Пророк Мухаммад (sa) напомнил своим последователям, что они возвращаются из джихада низшего порядка к джихаду высшего порядка i.е. что им необходимо без промедления возобновить усилия по самореформации.
В другом случае Пророк (sa) сказал, что из всех тех, кто совершает джихад, самый возвышенный — это тот, кто борется против своих страстей (Ибне Маджа, Китабул Фитн)
.Что означает джихад? — IslamCan.com
Слово Джихад представляет концепцию, которую на Западе понимают неправильно. Эту концепцию хорошо объясняет христианский ученый Ира 6. Зепп-младший в своей книге «Мусульманский букварь» на страницах 133–135. Мы адаптируем его ответ к следующему:
Существенное значение джихада — это духовные, психологические и физические усилия, которые мы прилагаем, чтобы быть ближе к Богу и, таким образом, достичь справедливого и гармоничного общества. Джихад буквально означает «стремление» или «борьба» и является сокращением от «Джихад фи Сабил Аллах» (борьба за дело Бога).В некотором смысле каждый мусульманин — муджахид, тот, кто борется за Бога и справедливость.
Аль-Газали уловил суть джихада, когда он сказал: «Настоящий джихад — это война против (своих) страстей. Д-р Ибрагим Абу-Раби называет джихад« исполнением усилий против зла в самом себе и всех проявлений зла ». зло в обществе ». В некотором смысле, джихад — это чистейшая жертва мусульманина: борьба за совершенную жизнь и полное подчинение Богу.
Другая форма джихада — это стремление претворить Слово Бога в жизнь.Если человек испытал на себе Бога и получил руководство из Корана, ему будет трудно применять это руководство в повседневной жизни. Итак, более широкое и распространенное значение джихада — это духовная борьба души. В этом случае джихад всегда присутствует для верующего вне зависимости от того, есть ли у него внешний враг. Мы никогда не должны сводить Джихад к насилию.
Третий уровень джихада широко известен как «священная война». Классический отрывок находится в Коране:
Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границ.Воистину, Аллах не любит преступников (Коран 2: 190).
Здесь важно отметить, что оправдывается оборонительная война; Ислам не может оправдать агрессивную войну. Мухаммад и Традиция также против убийства мирных жителей, пыток заключенных, уничтожения посевов, животных и домов. По материалам Ira 6. Zepp, Jr., A Muslim Primer (1992, Wakefield Editions, США), стр.133-135.
Роберт Эллвуд из Университета Южной Калифорнии сказал следующее о мусульманской концепции джихада:
Из общинного идеала ислама проистекает концепция джихада, или священной войны, которая предназначена для защиты ислама и разрешает его социальную защиту. практика, но не для принуждения к индивидуальным преобразованиям, что запрещено.Поскольку ислам в принципе является сообществом, а также религией, предположительно, только абсолютный пацифист сможет сразу отвергнуть теорию джихада, поскольку другие сообщества также борются за защиту или расширение своего образа жизни. (Роберт С. Эллвуд, «Многие народы, многие веры», 4-е издание, Simon & Schuster, США, 1982, стр. 346).
Пожалуйста, найдите момент и поделитесь этой страницей
Ознакомьтесь с сообщениями в нашем блоге
.Что означает джихад? джихад Определение. Значение джихада. OnlineSlangDictionary.com
Google наказывал этот сайт в его поисковом рейтинге в течение лет и Google Об этом соврал сотрудник . Поскольку они почти уничтожили этот сайт, я собираюсь начну публиковать подробности в понедельник 17 августа о моем разговоре с Google сотрудник, который тайно сообщил мне о взыскании. Это завершится моим выпуском файл MBOX, включая полные заголовки. Подробнее здесь.Google наказывал этот сайт в его поисковом рейтинге в течение лет и Google Об этом соврал сотрудник . Поскольку они почти уничтожили этот сайт, я собираюсь начну публиковать подробности в понедельник 17 августа о моем разговоре с Google сотрудник, который тайно сообщил мне о взыскании. Подробнее здесь. Google наказывал этот сайт в его поисковом рейтинге в течение лет и Google Об этом соврал сотрудник . я собираюсь начну публиковать подробности в понедельник 17 августа о моем разговоре с Google сотрудник, который тайно сообщил мне о взыскании.Подробнее здесь. Google наказывал этот сайт в его поисковом рейтинге в течение лет и Google Об этом соврал сотрудник . Подробности моего разговора с Google Сотрудник, который тайно сообщил мне о штрафе, начал работу в понедельник 17 августа. Подробнее здесь. Google в течение многих лет лгал о наказании против этого сайта. Мой разговор с сотрудником Google, который рассказал мне о взыскании, начинает пропадать 17 августа. Подробнее здесь.Сленговые термины с одинаковым значением
Ничего не найдено.
Сленговые термины с одинаковыми корневыми словами
Нет. Как насчет случайных слов?
Определения включают: иметь романтический интерес; «влюбиться в». | |
Определения включают: «собираюсь». | |
Определения включают: разочаровывать, расстраивать или гневить. | |
Определения включают: прогулка (обычно утром) домой от места жительства человека, с которым он занимался сексом накануне вечером. | |
Определения включают: мужские гениталии | |
Определения включают: см. Салат. | |
Определения включают: Сочетание плавного и интеллектуального с технологиями Некоторые люди просто не технологичны | |
Определения включают: видео. | |
Определения включают: подробности на сленге. Использование при запросе «подробностей» кажется самонадеянным и слишком похоже на то, о чем спрашивала бы ваша мать. | |
Определения включают: Уничижительный термин для австралийца. |
Пользуюсь | (3) | ||
Больше не использовать | (0) | ||
Слышал, но никогда не использовал | (4) | ||
Никогда не слышал | (2) |
В среднем 4 голосов: 27% (Смотрите самые пошлые слова.)
Наименее пошлый | Самый пошлый |
Ваш голос: Нет (Чтобы проголосовать, нажмите на перец. Голосуйте как вульгарно это слово — не то, как оно есть.)
JavaScript должен быть включен для голосования.
Наименее пошлый | Самый пошлый |
Зарегистрированные пользователи могут добавлять себя на карту.Войдите, зарегистрируйтесь, войдите мгновенно через Facebook.
Чтобы добавить ссылку на этот термин на веб-странице или в блоге, вставьте следующее.
джихад
Чтобы сделать ссылку на этот термин в вики, например Википедии, вставьте следующее.
[http://onlineslangdictionary.com/meaning-definition-of/jihad jihad]
Некоторые вики используют другой формат для ссылок, поэтому обязательно проверьте документацию.
.