Ци это в философии: ЦИ — это… Что такое ЦИ?

Содержание

ЦИ — это… Что такое ЦИ?

    I.

    ЦИ — орудие (кит., буквально — конкретное явление, способность) — категория классической китайской философии. Термин “ци” первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности, в частности культовой утилитарности (“Лунь юй”, “Си цы чжуань”, “Дао дэ цзин”, “Мэн-цзы”).     Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкретных способов ее реализации, привело первых китайских философов к противопоставлению ци (“орудий” и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) “благородного мужа” — цзюнь цзы (“Лунь юй”), так и первозданной простоте (пу) мироздания (“Дао дэ цзин”). Последняя в “Дао дэ цзине” выступает ипостасью дао, которое тем самым противопоставляется ци. В качестве “отсутствия/небытия” дао определяет главную функцию ци как сосуда — способность вмещать в себя, т. е. ци представляется “орудием” дао. Фундаментальная оппозиция дао — ци терминологически была впервые оформлена в “Си цы чжуани” (4 в. до н. э,). Эволюция ци как философского понятия, в орудийно-функциональном аспекте охватывающего мир материальных предметов и явлений, проходила в русле развития концепций дао.

    А. И. Кобзев

    II.

    ЦИ — пневма (кит., буквально — эфир, атмосфера, газ, воздух, дыхание, дух, нрав, темперамент, энергия, жизненная сила, материя) — одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий китайской философии, выражающая идею континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции. Этимологическое значение — “пар над варящимся [жертвенным] рисом”. Стандартную терминологическую оппозицию ци составляет лв-принцип. Предельно общее понятое “ци” конкретизируется на трех главных смысловых уровнях: космологическом, антропологическом и психологическом. В первом случае ци — универсальная субстанция Вселенной; во втором — связанный с кровообращением наполнитель человеческого тела (аналог “жизненных” или “животных духов” европейской философии), способный утончаться до состояний “семенной души” и “духа”; в третьем — проявление психического центра, “сердца” (синь), управляемое волей и управляющее чувствами. Общепризнанным в китайской философии было представление о ци как бескачественном первовеществе, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой “Хаосом” (хуньдунь), “Великим пределом” (тай цзи), “Великим единым” (тай и), “Великим началом” (тайчу) или “Великойдустотой” (тай сюй). Начальные формы дифференциации этого вещества — инь т и “пять элементов” (у сан).     Философской категорией термин “ци” стал в 4 в. до н. э. в таких классических памятниках, как “Гуань-цзы”, “Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы” и др. Хронологически первым, видимо, можно считать упоминание ци в “Го юй” (5 в. до н. э.), где появление термина отнесено к 8 в. до н. э.: Бо Янфу, сановник царства Чжоу, объяснял землетрясение нарушением порядка взаимодействия ци Неба и Земли. Единым субстанциальным началом, “пронизывающим тьму вещей”, ци предстает в “Дао дэ цзине”. Положение о преобразовании ци в конкретные объекты вследствие сгущения и разрежения, ставшее общепринятым в китайской классической философии, впервые прозвучало в “Чжуан-цзы”, где указанные процессы применительно к ци осмыслялись как синонимы жизни и смерти. Там же обозначена связь сгущения и разрежения, подъема и опускания “пневменных” субстанций с психоэмоциональной сферой. В “Цзо чжуани” (4 в. до н. э.) человеческие эмоции и “вкусы” (горечь, сладость и т. п.) объявляются порождением, а “воля” — воплощением ци. Духовная сущность ци-пневмы обозначена в “Гуань-цзы” термином “лин ци” — “одухотворенная пневма”, “подвижная пневма”. Она присутствует в “сердце” — сознании и психике человека (ср. наименование “сердца” в “Чжуан-цзы”: “вместилище духовности”, или “души”, — лин фу), способна спонтанно “приходить и уходить”, ей присуща диалектическая атрибутика дао — такая “малость”, что она не имеет ничего “внутри [себя]”, и одновременно такая “огромность”, что “ничто [не остается] вне [ее]” (гл. “Нэй е” — “Внутренняя работа”).

    В “Си цы чжуани” (4 в. до н. э.) ци соединено с понятием выражение безбрежности мировой “пневмы”.

    В “Хэ Туань-цзы” (4 в. до н. э.?) или, возможно, в трудах Дун Чясуншу (2 в. до н. э.) впервые появляется понятие “изначальная пневма” (юань ци), из которой “образуются Небо и Земля”. Дун Чжуншу отождествил “изначальную пневму” с качествами, полученными человеком от родителей, и с общемировой субстанцией. В “Хуайнань-цзы” (2 в. до н. э.) ци рассматривается в космологическом и антропологическом плане как одно из порождающих начал наряду с “духом” и “семенем” и одновременно объединяющее их — “то, что наполняет все сущее”.     Ван Чун интерпретировал воплощенное в ци духовное начало — шэнь ци как “утончение” цзин ци, а сгущение и разрежение “пневмы” сравнил с образованием льда и его таянием: человек порождается “духовной пневмой” (сгущение) и возвращается в нее со смертью (разрежение). Понятие “шэнь ци” у Ван Чуна может быть истолковано как синоним “изначальной пневмы”, в которой “отсутствует разделение [на мутное и чистое]”. Ван Су (3 в.) отождествил “изначальную пневму” с “Великим единым” (тай и) —состоянием, предшествующим космогенезу в космогонической схеме “Ле-цзы” (4 в. до н. э.), а даос Чэн Сюаньин (7 в.) — с “Великим началом” (тай чу) космогенеза. Чжан Цзай связал ци с понятиями “Беспредельное” или “Предел отсутствия/небытия” (у цзи, см. Тай цзи) и “Великая пустота” (тай сюй), акцентировав неуничтожимость “пневмы”, сгущение и разрежение которой реализуется в мировых трансформациях, образующих преходящие “формы” и “образы”.     Особое значение термин “ци” приобрел в неоконфуцианстве, главной проблемой которого стало выяснение соотношения двух начал: материалообразующего, динамичного, континуального, чувственного и морально индифферентного ци со структурообразующим, дискретным, статичным, рациональным и морально окрашенным ли-принципом. Чэн Иъ отличие от Чжан Цзая постулировал возможность уничтожения ци с разрушением “принципов”. Чжу Си отстаивал вечность существования “принципов”, с которыми неразрывно связано ци.     Ван Янмин трактовал ли и ци как нерасчленимое единство, а ци, “дух” и “семя” как “одну вещь”: “распространяющаяся активность — это пневма, сгущенное скопление — это семя, а чудесное (утонченное) применение — это дух”. Выражение этого единства Ван Янмин находил в “благосмыслии” (ляп чжи) — врожденном “благом” и интуитивном знании. Ван Фучжи усматривал в концентрации и рассеивании ци причины “видимости” или “невидимости” чего-либо, позволяющие говорить о “наличии/бытии”, “форме”, либо об “отсутствии/ небытии”, “неоформленности”. Янь Фу (19 в.) объяснял западное понятие “эфир” (итай) как “имя самого чистого ци”. Фэн Юлань отождествил ци с платоновско-аристотелевой материей как полным отсутствием форм, т. е. коррелятивных “принципов” (ли) или “Беспредельным” (у цзи) “ничто”. Современные исследователи сближают ци с понятием “поле” (Фэн Ци и др.).     Традиционные концепции ци в настоящее время играют большую роль в теории китайской медицины.

    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Ци — это… Что такое Ци?

Ambox scales.svgПроверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Ци, иногда чи (кит. трад. 氣, упр. 气, пиньинь: ; в японском варианте — ки яп. 気 ki, иногда кэ; англ. qi или ch’i) — одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины. Чаще всего определяется как[1][2][3] «пневма», «эфир», «воздух» (англ.)русск., «дыхание», «энергия» (англ.)русск., «жизненная сила» (англ.)русск..

Ци выражает идею фундаментальной,[4] континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции[1], которая лежит в основе устроения Вселенной, где всё существует благодаря её видоизменениям и движению.[4] Противоположным понятием является ли[1].

Принято выделять три смысловых уровня понятия — космологический (ци как универсальная субстанция вселенной), антропологический (ци как наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением) и психологический (ци как психический центр или «сердце» — синь, находящийся под влиянием воли и регулирующий чувство)[1].

Общим для всей китайской философии является рассмотрение ци как бескачественного первовещества («Великого начала»), соответствовавшего первой фазе развития вселенной. Дифференциация этого первовещества происходила в форме инь и ян, а также пяти элементов (у син)

[1].

Категория не имеет прямых аналогов в западной философской традиции[5].

История понятия

Определение в китайских первоисточниках

Го Юй Чжоу

夫天地之气,不失其序;若过其序,民乱之也。

  • Ци неба и земли не должны нарушать свою последовательность, если последовательность не будет соблюдена, это приведет к смуте в народе — перевод М. В. Крюкова
Нэйцзин

В «Трактате о внутреннем» («Нэйцзин») сказано:

  • «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение, определённо имеется недостаток ци.»
  • «Туда, где находятся защитные силы, не проникает вызывающее болезнь нарушение.»

Неоконфуцианство

На распространение понятия ци оказал существенное влияние основатель неоконфуцианства Чжу Си (1130—1200), который считается второй (после Конфуция) фигурой в истории китайской мысли. Согласно его учению, всё сущее вокруг пронизывает ци и ли. Ли (или дао) люди и вещи получают в момент своего зарождения, ли определяет природу вещей. Ци вдыхает в них жизнь, ци — дыхание самой природы, источник силы всего, что существует. Ци отождествляется с инь и ян

[6]. Правильная циркуляция ци создаёт гармонию, напротив, недостаток ци приводит к прекращению всякого движения. В организме человека правильная циркуляция ци обеспечивает успех и здоровье, а недостаток ци приводит к болезням и смерти.

Категория ци в китайской медицине

В традиционной китайской медицине термином «ци» могут обозначаться любые субстанции, участвующие в жизнедеятельности организма или поддерживающие функциональную активность органов и тканей. Вдыхаемый воздух также называется ци. В различных трактатах движение ци уподобляется движению по кругу без начала и конца, при этом предупреждается, что законы ее циркуляции не позволено нарушать никому.[4]

Ци, двигаясь по внутренностям человека, согревает его плотные органы чжан и полые органы фу, а снаружи увлажняет кожу через поры. Таким образом, все виды циркуляции осуществляются по сосудам, коллатеральным связям и по различного вида каналам (собственные каналы-цзин иньских и янских органов, сухожильно-мышечные, подкожные каналы и т.д.). Иньские сосуды питают пять органов-хранилищ

чжан, а янские сосуды питают шесть органов-чертогов фу.[4]

Считается, что воздействием на меридианы можно изменить циркуляцию Ци и тем самым вызвать физиологические изменения в человеческом теле. Представления о такого рода воздействиях нашли широкое применение в акупунктуре и боевых искусствах (См. Цигун, Айкидо). Такие представления являются объектом критики современной науки.

Понятие ци является основополагающим для фэн-шуй, а также ряда китайских систем оздоровления человеческого тела[7].

Формы ци

  • Чжен-ци (иногда шэн ци[7]) (正氣 zhèngqì, упр. 正气) — истинная, правильная форма ци; дыхание природы
  • Юань-ци (元氣 yuánqì, упр. 元气) — изначальная ци (наследственная энергия)
  • Се-ци (иногда ша ци[7]) (邪氣 xiéqì, упр. 邪气) — вредоносная энергия, зловещее дыхание
    • Жар
    • Холод
    • Влажность
    • Ветер
    • Сухость

Аналогичные понятия в других культурах

Понятие «прана» (дыхание жизни), аналогичное ци (шэн ци)[7], имеется в индийской культуре. В западной философии существовали близкие понятия пневма (в древнегреческой медицине, стоицизме и раннехристианской философии), Energeia у Аристотеля. Сходное по смыслу понятие Élan vital (жизненная активность, сила) есть в философии Бергсо́на.

Ки в японской культуре

Ki obsolete.svg

Является составной частью наименований многих боевых искусств: айкидо (合気道)[8], кико, бусидо и японской традиционной медицины — Рэйки когда используя пальцевый метод сиацу в тело пациента направляют поток энергии Ки.

Японская эзотерическая философия выделяет восемь видов Ки:

  • Кэкки (яп. 血気?, ки крови) — изначальная, витальная Ки, её символизирует кровь. В цигун ей соответствует цзинь-ци. Энергия первой чакры (здесь и далее — условное сравнение).
  • Сиокэ (яп. 塩気?, ки соли) — биоэнергия, энергия биоплазмы, дает телесную структуру, её символизирует соль в крови («сио» и значит «соль»). Энергия второй чакры.
  • Мидзукэ (яп. 水気?, ки воды) — энергия воды («мидзу»), сексуальная энергия, энергия рода. Тоже энергия второй чакры.
  • Куки (яп. 空気 ку:ки?, ки воздуха) — энергия воли, способность расщеплять, разрушать и созидать. Энергия третьей чакры.
  • Дэнки (яп. 電気?, ки грома) — общественно-организующая сила. Энергия четвертой чакры.
  • Дзики (яп. 磁気?, ки магнита) — магнитная энергия, собирающая сила, творческая энергия, сила красоты, эстетика. Энергия пятой чакры.
  • Рэйки (яп. 霊気?, ки духа) — синергия, духовная или космическая энергия. Рэйки-практиками воспринимается как Белый огонь или Свет, нисходящий в 7 и 6 чакры, понижающий вибрационные характеристики для того или иного существа.
  • Синки (яп. 神気?, ки ками) — божественная энергия, что видно и из иероглифа 神 — «син» — Ками, божество.

Отдельно следует упомянуть термины айки и киай.

  • Айки (яп. 合気?, ки соединения) — соединение (гармония) энергии, метод использования энергии Ки. Широко используется в айкидо, как способ управления энергией противника, и является даже частью его наименования этого вида кэмпо.
  • Киай (яп. 気合?, встреча ки) — искусство использования энергии звука (боевого крика) для воздействия на противника в кэмпо, для лечения в ки-ко, для магического воздействия на себя или окружающее в сюгэндо, ниндзюцу, ки-ко.

Понятие ци в нью-эйдж

Понятие ци стало популярным в движении нью-эйдж, были найдены многочисленные аналогии с другими культурами, энергию ци стали «искать, выделять и переосмыслять»[источник не указан 590 дней]

Современные представления о ци как об «энергии» или «силе»

В современном мире распространено немало учений и практик, в которых «энергия ци» представляется как материальный объект, некий вид «жизненной энергии» или «силы», которым можно манипулировать[9][10][6][11]. Такой подход критикуется современной западной, а также и китайской философией и наукой. Современная наука отрицает существование вида энергии, который можно было бы отождествить с ци[10][12]. Некоторые авторы характеризуют как псевдонаучные и псевдомедицинские[13][14][15][16][17][18][19] такие учения и практики, как цигун и акупунктура, фундаментом которых являются манипуляции с «энергией ци».

В китайской философии отсутствуют аналитические понятия «сила», «энергия»[20][21].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Кобзев А. И. Ци — пневма // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. — 2006. — 727 с. С.549-551.
  2. Bo Mou History of Chinese philosophy / Routledge history of world philosophies, Vol.3. p.72
    «It is interesting to note that the original texts of the Zhou-Yi did not mention qi, and it is not until the writing of the Yi-Zhuan commentaries of the Yi text that the term qi was used. But this is not to say that experiences and understanding of qi as a living force may not begin with the observation and experiences of the yin-yang forces in process of change in reality (nature)».
  3. Философский словарь. Руах (ивр. רוח‎) воздух, также Дух; Руах Элохим, Ruah Ha-qodesh (ивр. רוח הקודש‎) Divine Spirit or Divine Inspiration; соответствует Святому Духу христиан. Также ветер, дыхание и текущая вода
  4. 1 2 3 4 Дубровин Д.А. Трудные вопросы классической китайской медицины. Л.: Аста-пресс, 1991
  5. Кобзев А. И. Категории и основные понятия китайской философии и культуры // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. — 2006. — 727 с. С. 66-81.
  6. 1 2 Ци и Инь и Ян
  7. 1 2 3 4 Дыхание природы (шэн ци) и зловещее дыхание (ша ци)
  8. И происходящее от него корейское хапкидо (合氣道)
  9. Micozzi M. S. Foreword // Tianjun Liu. Chinese Medical Qigong, 2010.
    «Qigong also recognizes the role of Qi or „vital energy“ in health and healing, a key feature of human physiology and biology that is not fully recognized or utilized in Western biomedicine. Notwithstanding Western medical technology, Qi represents a powerful force of Nature which may be cultivated for healing purposes».
  10. 1 2 Stenger V. J. Bioenergetic Fields. // The Scientific Review of Alternative Medicine, Vol. 3, No. 1, Spring/Summer 1999 / colorado.edu. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 8 декабря 2011.
    «Chi or qi remains the primary concept in traditional Chinese medicine, still widely practiced in China and experiencing an upsurge of interest in the West. Chi is said to be a living force that flows rhythmically through „meridians“ in the body. The methods of acupuncture and acupressure are used to stimulate the flow at special acupoints along these meridians, although their location has never been consistently specified. The chi force is not limited to the body, but is believed to flow throughout the environment. …As modern science developed in the West and the nature of matter was gradually uncovered, a few scientists sought scientific evidence for the nature of the living force».
  11. Zhang Y. H., Rose K. A brief history of qi.— Paradigm Publications, 2001. ISBN 978-0-912111-63-6.
  12. Beyerstein B.L., Sampson W. Traditional Medicine and Pseudoscience in China: A Report of the Second CSICOP Delegation (Part 1) // Skeptical Inquirer 20(4):18-26, 1996.
    «…Although the delegation found this „force“ dismally inaccurate when the Qigong masters invoked it to diagnose illnesses, it is the same „energy“ that TCM advocates say runs through acupuncture meridians to effect healing. It has always struck us as odd that proponents can accept that this mysterious energy is unable to interact with the physical matter in the sensors of measuring instruments (which could confirm its existence) while it is still able to interact with the physical matter of bodily organs to „read“ their state of health and produce a cure».
    «8. For instance, no reputable scientist has ever found an anatomical basis in the circulatory, nervous, or lymphatic systems for the „meridians“ through which the health-enhancing vital energies posited by TCM are supposed to flow».
  13. Ulett G. A., Han J., Han S. Traditional and Evidence-Based Acupuncture: History, Mechanisms, and Present Status // SOUTHERN MEDICAL JOURNAL, Vol 91, No. 12. December 1998.
    «In 1997, the NIH/OAM Consensus Meeting on Acupuncture came to essentially the same conclusions after focusing its attention primarily on clinical studies, based on TCA with its pseudoscientific theories of meridians and Qi».
  14. John P. Jackson What is acupuncture?. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  15. Steven Salzberg Acupuncture infiltrates the University of Maryland and NEJM (2008). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  16. Steven Novella Acupuncture Pseudoscience in the New England Journal of Medicine. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
  17. Wallace I. Sampson Critique of the NIH Consensus Conference on Acupuncture (March 2005 publisher=Acuwatch). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
  18. Sampson WI, Atwood K (5/19 December 2005). «Propagation of the Absurd: demarcation of the Absurd revisited». Med J Aust 183 (11/12).
  19. Greasley P. Is evaluating complementary and alternative medicine equivalent to evaluating the absurd? // Eval Health Prof. 2010 Jun; 33(2):127-39.
    «The empirical evaluation of a therapy would normally assume a plausible rationale regarding the mechanism of action. However, examination of the historical background and underlying principles for reflexology, iridology, acupuncture, auricular acupuncture, and some herbal medicines, reveals a rationale founded on the principle of analogical correspondences, which is a common basis for magical thinking and pseudoscientific beliefs such as astrology and chiromancy».
  20. Китайская философия. Энциклопедический словарь, ред. Титаренко М. Л. Изд-во Мысль, М., 1994. — 573 с. ISBN 5-244-00757-2
  21. Кобзев А. И. О категориях традиционной китайской философии. // Народы Азии и Африки, 1984, № 4.

Литература

См. также

Жизненная сила или энергия ЦИ

Жизненная сила или энергия Ци, как понятие  в китайской философии – одно из самых сложных. В Китае различают небесную ЦИ, земную ЦИ, человеческую ЦИ, Ци животных и растений. Очевидно, что каждая разновидность обладает определенными свойствами.

Для нас достаточно представлять ЦИ как силу, которая присутствует везде, всюду проникает, невидима и постоянно находится в движении.

В принципе наше тело сформировано энергией ЦИ.  Так как это энергия повсюду и во всем, то человек получает ее через  пищу, воду, движение и дыхание.

А теперь проанализируйте эти четыре источника энергии – какой из них наиболее необходим? Значимость не одного из них нельзя умалять. Но, наверное, количество и качество поступаемой энергии, скорость ее поступления в организм из каждого источника сравнить можно.

Задумайтесь над простым вопросом. Какое время человек может просуществовать без движения? Без пищи? Без воды? Без воздуха? Если без пищи мы можем прожить более месяца, то без дыхания, самые тренированные из нас – несколько минут. Поэтому деятельность энергии ЦИ яснее всего проявляется в дыхании. Китайцы говорят, что “ЦИ”- жизненная сила, просто эквивалент слову “дыхание”.

Каждый орган человеческого организма должен “питаться” и “омываться” энергией ЦИ.  Энергия распределяется  по нашему телу по так называемым “энергетическим дорожкам”. Она циркулирует в организме как сверху вниз (от неба, через человека, в землю), так и поднимается снизу вверх (от земли, через человека к небу). Перераспределение  энергии между органами происходит в основном по сложной системе каналов, или как говорят китайцы, меридианов.

В нашем теле их шесть пар или двенадцать “больших” меридианов. Но существует еще и огромная сеть более мелких и мельчайших каналов, которым эта энергия и распределяется по телу. Если к органу поступает мало энергии – возникают признаки болезни. Если орган не получает энергии – он погибает.

В чем причина блокады энергии? Вспомните транспортную систему большого города. Огромный поток машин. И если где-то этот поток ограничен – образуется пробка. Движение останавливается. А где чаще всего образуются пробки? На перекрестках. Как эти проблемы должны решаться городскими властями? Расширение дороги, создание дополнительных обводных дорог, грамотный регулировщик и т.д.

То же самое происходит и в каналах нашего организма. На “перекрестках” – пересечениях каналов, может тормозиться – замедляться течение энергии. И какой-либо орган, недополучая ее начинает голодать, иначе говоря – болеть.

Китайские врачи пронесли через века знания акупунтурных точек (“перекрестков” каналов) организма. Китайский врач знает всю “транспортную” систему нашего организма и понимает, если возникла боль в каком-то из органов – где возникла “пробка”. И прижигание, этой точки (активация движения), или прокалыванием специальной иглой (создание дополнительного “пути” для энергии) помогает справиться с болезнью.

Нам с вами эту науку не одолеть. Китайский врач, занимающийся иглоукалыванием, обучается около 20 лет. Посетить Китай и получить грамотное лечение – далеко не каждый имеет такую возможность. Поэтому наша задача, использовать  знания  для сохранения здоровья и долголетия.

А что мы с вами знаем?
  1. Пища и вода должны быть наполнены  энергией ЦИ. Иначе говоря – должны быть экологически  чистыми. Без всевозможных синтетических добавок и т.д…  Я думаю, вы понимаете, что чем больше добавок и обработки – тем меньше жизненной энергии, значит эта пища просто мертва. Так зачем нам такая пища? Это очень большая и серьезная тема. Она у нас еще впереди.
  2. Движение – это инструмент, помогающий правильно распределить энергию ЦИ в нашем теле, и избавиться от блоков – значит сохранить здоровье.
  3. Дыхание. Здесь можно сказать следующее – правильное дыхание, залог здоровья. И еще  – чем больше загрязнен воздух, тем меньше в нем энергии. Значит наша задача чаще бывать за городом, на природе – там где воздух наполнен энергией.

Я уже слышу ваше возмущенные возгласы – ну вот опять эти прописные истины! Сколько можно об этом говорить? Помните что сказал Гете: “Чего человек не понимает – тем он не владеет!”

И еще –  Материя и энергия  – суть одно и берет начало из Космического Сознания, а значит обладает Разумом.

Соблюдение таких принципов как “мысль управляет движением энергии, Ци, жизненная сила, следует движению мысли”, “взаимо согласованность формы, мысли и ЦИ“, способствует оздоровлению всего тела на клеточном и более высоких уровнях.

Значит чем больше мы знаем и понимаем процессы своего организма и окружающего мира, тем лучше мы можем силой мысли управлять ими. А это путь к здоровью и долголетию.
Всего доброго!

Ци | Понятия и категории

ЦИ – пневма (кит., буквально – эфир, атмосфера, газ, воздух, дыхание, дух, нрав, темперамент, энергия, жизненная сила, материя) – одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий китайской философии, выражающая идею континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции. Этимологическое значение – «пар над варящимся [жертвенным] рисом». Стандартную терминологическую оппозицию ци составляет ли-принцип. Предельно общее понятие «ци» конкретизируется на трех главных смысловых уровнях: космологическом, антропологическом и психологическом. В первом случае ци – универсальная субстанция Вселенной; во втором – связанный с кровообращением наполнитель человеческого тела (аналог «жизненных» или «животных духов» европейской философии), способный утончаться до состояний «семенной души» и «духа»; в третьем – проявление психического центра, «сердца» (синь), управляемое волей и управляющее чувствами. Общепризнанным в китайской философии было представление о ци как бескачественном перво-веществе, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой «Хаосом» (хуньдунь), «Великим пределом» (тай цзи), «Великим единым» (тай и), «Великим началом» (тай чу) или «Великой пустотой» (тай сюй). Начальные формы дифференциации этого вещества – инь ян и «пять элементов» (у син).

Философской категорией термин «ци» стал в 4 в. до н.э. в таких классических памятниках, как «Гуань-цзы», «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы» и др. Хронологически первым, видимо, можно считать упоминание ци в «Го юй» (5 в. до н.э.), где появление термина отнесено к 8 в. до н.э.: Бо Янфу, сановник царства Чжоу, объяснял землетрясение нарушением порядка взаимодействия ци Неба и Земли. Единым субстанциальным началом, «пронизывающим тьму вещей», ци предстает в «Дао дэ цзине». Положение о преобразовании ци в конкретные объекты вследствие сгущения и разрежения, ставшее общепринятым в китайской классической философии, впервые прозвучало в «Чжуан-цзы», где указанные процессы применительно к ци осмыслялись как синонимы жизни и смерти. Там же обозначена связь сгущения и разрежения, подъема и опускания «пневменных» субстанций с психоэмоциональной сферой. В «Цзо чжуани» (4 в. до н.э.) человеческие эмоции и «вкусы» (горечь, сладость и т.п.) объявляются порождением, а «воля» – воплощением ци. Духовная сущность ци-пневмы обозначена в «Гуань-цзы» термином «лин ци» – «одухотворенная пневма», «подвижная пневма». Она присутствует в «сердце» – сознании и психике человека (ср. наименование «сердца» в «Чжуан-цзы»: «вместилище духовности», или «души», – лин фу), способна спонтанно «приходить и уходить», ей присуща диалектическая атрибутика дао – такая «малость», что она не имеет ничего «внутри [себя]», и одновременно такая «огромность», что «ничто [не остается] вне [ее]» (гл. «Нэй е» – «Внутренняя работа»).

В «Си цы чжуани» (4 в. до н.э.) ци соединено с понятием «цзин» (в значении «семя», «семенная душа»), выражающим в «Дао дэ цзине» порождающую потенцию дао: «осемененная (утонченная) пневма (цзин ци) образует вещи» благодаря тому, что «мужское и женское [начала] связывают семя». Содержащиеся в «Си цы чжуани» высказывания о цзин как обозначении разумного начала корреспондируют с пассажами из «Гуань-цзы», где цзин ци фактически отождествляется с «духом» (шэнь) как психическим началом. В «Мэн-цзы» представлено положение о единении телесного и духовного ци в «сосредоточенности на должной справедливости», что рассматривалось как выражение безбрежности мировой «пневмы».

В «Хэ Гуань-цзы» (4 в. до н.э.?) или, возможно, в трудах Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) впервые появляется понятие «изначальная пневма» (юань ци), из которой «образуются Небо и Земля». Дун Чжуншу отождествил «изначальную пневму» с качествами, полученными человеком от родителей, и с общемировой субстанцией. В «Хуайнань-цзы» (2 в. до н.э.) ци рассматривается в космологическом и антропологическом плане как одно из порождающих начал наряду с «духом» и «семенем» и одновременно объединяющее их – «то, что наполняет все сущее».

Ван Чун интерпретировал воплощенное в ци духовное начало – шэнь ци как «утончение» цзин ци, а сгущение и разрежение «пневмы» сравнил с образованием льда и его таянием: человек порождается «духовной пневмой» (сгущение) и возвращается в нее со смертью (разрежение). Понятие «шэнь ци» у Ван Чуна может быть истолковано как синоним «изначальной пневмы», в которой «отсутствует разделение [на мутное и чистое]». Ван Су (3 в.) отождествил «изначальную пневму» с «Великим единым» (тай и) – состоянием, предшествующим космогенезу в космогонической схеме «Ле-цзы» (4 в. до н.э.), а даос Чэн Сюаньин (7 в.) – с «Великим началом» (тай чу) космогенеза. Чжан Цзай связал ци с понятиями «Беспредельное» или «Предел отсутствия/небытия» (у цзи, см. Тай цзи) и «Великая пустота» (тай сюй), акцентировав неуничтожимость «пневмы», сгущение и разрежение которой реализуется в мировых трансформациях, образующих преходящие «формы» и «образы».

Особое значение термин «ци» приобрел в неоконфуцианстве, главной проблемой которого стало выяснение соотношения двух начал: материалообразующего, динамичного, континуального, чувственного и морально индифферентного ци со структурообразующим, дискретным, статичным, рациональным и морально окрашенным ли-принципом. Чэн И в отличие от Чжан Цзая постулировал возможность уничтожения ци с разрушением «принципов». Чжу Си отстаивал вечность существования «принципов», с которыми неразрывно связано ци.

Ван Янмиин трактовал ли и ци как нерасчленимое единство, а ци, «дух» и «семя» как «одну вещь»: «распространяющаяся активность – это пневма, сгущенное скопление – это семя, а чудесное (утонченное) применение – это дух». Выражение этого единства Ван Янмин находил в «благосмыслии» (лян чжи) – врожденном «благóм» и интуитивном знании. Ван Фучжи усматривал в концентрации и рассеивании ци причины «видимости» или «невидимости» чего-либо, позволяющие говорить о «наличии/бытии», «форме», либо об «отсутствии/ небытии», «неоформленности». Янь Фу (19 в.) объяснял западное понятие «эфир» (итай) как «имя самого чистого ци». Фэн Юлань отождествил ци с платоновско-аристотелевой материей как полным отсутствием форм, т.е. коррелятивных «принципов» (ли) или «Беспредельным» (у цзи) «ничто». Современные исследователи сближают ци с понятием «поле» (Фэн Ци и др.).

Традиционные концепции ци в настоящее время играют большую роль в теории китайской медицины.

А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 329-330.

Учение о Ци | WEBMEDCHINA.RU

Ци – это достаточно многозначная категория китайской философии. Во всяком случае, «Большой толковый словарь китайских иероглифов» предлагает около тридцати различных его значений.

Чтобы не углубляться в дебри философских изысканий в этом вопросе, будем использовать более прикладные аспекты учения о Ци.

Целостное осознание и адекватное восприятие этой категории приходит со временем, по мере изучения фундаментальной теории традиционной китайской медицины. Поэтому в самом начале не будет неправильным отождествление Ци с жизненной энергией, функциональной активностью.

Применительно к организму человека, традиционная китайская медицина считает, что Ци это:

  • текущие внутри тела и содержащие питательные вещества различные субстанции.
    В теории традиционной китайской медицины для обозначения этой субстанции используется термин питательная Ци.
  • функции и активность внутренних органов и структур организма. Например, Ци каждого из органов, Ци меридианов, Ци частей тела и т.д.
  • понятие, используемое в связи с патологическими изменениями или функциональными нарушениями в организме. Например, «подъем Ци желудка вверх»

 

Различают следующие виды Ци в организме:

Первичная или изначальная Ци (Юань Ци).

Первичная Ци образуется из врожденной квинтэссенции Цзин, получаемой человеком от родителей.   Она зависит от состояния здоровья родителей до зачатия и особенно в сам момент зачатия, а так же от здоровья матери во время беременности и родов. Хотя поток этой энергии передаётся нам от двух начал родителей и считается доминирующим, он требует постоянной подпитки внешней энергией. Это главный энергетический поток в организме человека. Исток его находится в почках – начале всего организма.
Первичную Ци можно рассматривать, как динамическую движущую силу, которая пробуждает и мотивирует функциональную активность всех органов.

Ци пищи (Гу Ци)

Представляет собой первую стадию трансформации пищи в Ци.
Вначале пища попадает в Желудок, где «измельчается и переваривается» и далее трансформируется в Ци Пищи Селезенкой. Ци Пищи не та форма, которую может использовать организм. Она является лишь основой для дальнейшей трансформации в более очищенные формы Ци.

Смешанная или совокупная  Ци (Цзун Ци).

Вырабатывается в легких.  Формируется путем взаимодействия Ци Пищи с воздухом. Селезенка направляет к Легким Ци Пищи, где она комбинируется с воздухом и трансформируется в Смешанную Ци . Смешанная Ци более тонкая и более разреженная форма Ци, чем Ци Пищи и может использоваться организмом.

Истинная Ци  (Чжэнь Ци)

Это последняя стадия трансформации Ци. Смешанная Ци трансформируется в Истинную Ци, под каталитическим действием Первичной Ци. Истинная Ци это финальная стадия процесса очищения и трансформации Ци; это Ци которая циркулирует в каналах и питает органы… Как и Смешанная Ци, Истинная Ци также зарождается в Легких, и находится под управлением функции Легких по контролю Ци в целом.

Истинная Ци принимает две различные формы: Питательная Ци (Инь Ци)  и Защитная Ци (Вэй Ци).

Питательная Ци (Инь Ци).

Выполняет функцию питания Внутренних Органов по всему телу.  Питательная Ци тесно связана с Кровью и течет вместе с нею в кровеносных сосудах также, конечно, как и в каналах.
Регулирует пять Инь органов, увлажняет шесть Ян органов, она проникает в кровеносные сосуды, она циркулирует в каналах выше и ниже, она соединяет 5 Инь органов и соединяется с 6 Ян органами.

Защитная Ци (Вэй Ци).

Распространяется вне сосудов. Контролируется легкими. Основная задача — циркулируя в коже и в мышцах, образует защитные силы организма, препятствуя проникновению в организм внешних болезнетворных факторов.

 

Источник: Джованни Мочачо «Основы китайской медицины». том 1.

Ци Википедия

Ци, иногда чи (кит. трад. 氣, упр. 气, пиньинь ; в японском варианте — ки яп. 気 ki, иногда кэ; англ. qi или ch’i) — одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины. Чаще всего определяется как[1][2][3] «пневма», «эфир», «воздух» (англ.)русск., «дыхание», «энергия» (англ.)русск., «жизненная сила» (англ.)русск.. Ци выражает идею фундаментальной,[4] континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции[1], которая лежит в основе устроения Вселенной, где всё существует благодаря её видоизменениям и движению.[4] Противоположным понятием является ли[1].

«Ци» в традиционном китайском скрипте «Ци» в полускорописной версии

Принято выделять 3 смысловых уровня понятия — космологический (ци как универсальная субстанция вселенной), антропологический (ци как наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением) и психологический (ци как психический центр или «сердце» — синь, находящийся под влиянием воли и регулирующий чувство)[1]. Общим для всей китайской философии является рассмотрение ци как бескачественного первовещества («Великого начала»), соответствовавшего первой фазе развития вселенной. Дифференциация этого первовещества происходила в форме инь и ян, а также пяти элементов (у син)[1].

Категория не имеет прямых аналогов в западной философской традиции[5].

Ян Цзюньмин о концепции Ци в китайской философии.


Одним из фундаментальных понятий  китайской культуры, науки и философии является понятие  об энергии ци,  лежащей в основе  всех процессов во Вселенной.  В рамках этой концепции Вселенная рассматривается как взаимодействие энергий.  При этом все эти энергии являются  различными аспектами  изначальной  энергии ци.  Вот,  что об этом пишет,  д-р Ян Цзюньмин  в своей работе  «Корни китайского цигун.  Секреты практики цигун»:

«Ци —  это энергия,  или природная сила,  наполняющая Вселенную…  В Китае ци определяется как любой тип энергии,  способной проявлять силу вовне.  Такой энергией может быть электричество,  магнетизм,  тепло или свет.  Электрический ток,  например,  называется «электрическая ци» (дянь ци),  а тепло —  тепловая ци (жэ ци).  Энергия тела живого человека называется «человеческая ци»  (жэнь ци).

Слово ци также часто употребляется  в значении энергетического состояния  чего-либо,  особенно живых существ.  Как упоминалось выше,  погода называется  «Небесная ци» (тянь ци),  так как она отображает энергетическое состояние небес.  Живые существа имеют жизненную ци  (хо ци),  мертвые —  мертвую ци (сы ци),  или  «ци злого духа»  (гуй ци).  Когда человек справедлив и обладает духовной силой для добрых дел,  говорят,  что он имеет «Нормальную,  или Правильную ци» (чжэнь ци).  Духовное состояние или моральный уровень армии  обозначается китайским термином «состояние ци»  (ци ши).

Вы видите,  что слово ци имеет более  широкий смысл  и более общее определение,  чем считает большинство людей.  Оно относится не только к энергии,  циркулирующей в человеческом теле,  а к энергии вообще  и может быть использовано для обозначения  характера  или состояния энергии…

Чтобы понять природу ци,  вначале необходимо разобраться в том,  откуда берется эта энергия  —  ведь нечто не может возникнуть из ничего.  Соответственно,  ци (любой тип энергии)  должна возникать из какой-либо  материи,  как правило,  в результате определенной химической реакции.  Материя представляет собой физическую форму энергии;  энергия,  в свою очередь, является незафиксированным потенциалом материи  (или ее нематериальной формой).  К примеру,  вы можете сжечь кусочек дерева  или определенный объем  газа  и получить ци  в виде тепла и света.  Аналогично,  пища и воздух,  попадая внутрь нашего тела,  посредством биохимической реакции  превращается в ци,  которая чаще всего находится в форме тепла и биоэлектромагнитной энергии.  Если вы съедите пищи больше,  чем это необходимо вашему телу,  излишки накапливаются в вашем теле в виде жира.

Кроме того,  вы должны понимать,  что  ци,  как правило,  представляется в виде тепла,  света или электромагнитных сил.  Строго говоря,  свет является формой электромагнитных волн,  поэтому в нашей повседневной жизни  мы сталкиваемся практически лишь с двумя  видами энергии.  При этом свет и тепло достаточно часто  сосуществуют друг с другом.

Наконец,  вы должны признать,  что ци движется из области  с высоким потенциалом  к области с низким потенциалом;  благодаря  такой особенности все наши внутренние системы  естественным и автоматическим путем  приходят в равновесие…

Китайские врачи  и практикующие цигун  традиционно уподобляют движение ци  движению воды.  Тому есть несколько причин.  Во-первых,  подобно воде,  которая всегда течет с возвышенности в низину,  ци перетекает  из областей высокого потенциала  в области низкого потенциала.  Таким образом  ци естественным порядком уравновешивает себя.  Во-вторых.  если мутную воду оставить в покое на некоторое время,  грязь и песок осядут на дно, а вода станет чистой и спокойной.  Правда, стоит взмутить воду,  как песок поднимется со дна  и мы получим все ту же мутную воду опять.  Точно также,  если разум человека  спокоен и уравновешен,  его ци будет спокойной  и прозрачной.   Но стоит разуму взбудоражится,  как ци  также окажется возмущенной.  В-третьих,  каналы,  по которым движется ци в организме,  уподобляются рекам,  а «чудесные» сосуды.  в которых ци накапливается,  обычно сравнивают с водохранилищами.  Более того:  и вода,  и ци имеют  свойство течь непрерывно  и равномерно.  Когда река (или канал ци)  перекрывается препятствием,  вода,  (или же ци)  становится беспокойной,  бурляще

Что такое ци в традиционной китайской медицине и философии?

Вопрос: «Что такое ци в традиционной китайской медицине и философии?»

Ответ:

Qi ( chi , ch’i или ki , произносится как «чи») буквально переводится как «воздух», но в религиозном / философском смысле оно стало означать «жизненная сила» или «энергия». . » По мнению некоторых, ци — это одушевляющий принцип Вселенной, который доходит до субатомного уровня.Цигун (также называемый внутренней алхимией) — это практика манипулирования ци. Концепция ци пришла к нам в более популярной форме в фильмах «Звездные войны » как «Сила», а также в Kung Fu Panda 3 .

Манипуляция ци является основным принципом традиционных боевых искусств и китайской медицины. В традиционной китайской медицине существуют различные виды ци, включая наследственную ци, с которой мы рождаемся, и другую ци, которую мы со временем впитываем из окружающей среды.

Считается, что манипуляции с этой энергией излечивают или облегчают различные физические симптомы. Например, акупунктура должна способствовать потоку ци между различными точками давления, в которые вставлены иглы, устраняя дисбаланс. Фен-шуй — это практика ориентирования здания и его внутренних особенностей, чтобы обеспечить более благоприятный поток энергии внутри здания на благо тех, кто его занимает, тем самым устраняя духовный дисбаланс.

Философия / религия, лежащая в основе концепции ци, — это даосим.Говорят, что Дао — это универсальная энергия, из которой происходят все вещи. Из этой энергии возникает Единое, но Единое делится на инь и ян. Между инь и янь существует постоянный поток энергии. Эта передача энергии вызывает физическую / материальную вселенную.

Как христианин должен относиться к китайской медицине? С осторожностью.

Религиозные / философские принципы китайской медицины явно антибиблейские. Восточная философия не признает личного Бога Творцом и не признает людей созданными по образу Бога.Согласно восточной философии и концепции ци или ци, все является просто частью «одной энергии» вселенной. В той степени, в которой практикующий пытается уравновесить ци, эта практика является небиблейской, и христианин должен избегать ее.

Сказав, что так же, как китайские боевые искусства могут быть эффективным средством самозащиты, даже если они отделены от манипуляций с ци, возможно, что некоторые практики в китайской медицине, такие как иглоукалывание, могут иметь медицинские преимущества, которые вытекают из стимуляция нервов и мышц с помощью игл.Это физическое преимущество не имеет ничего общего с предполагаемой ци. В научном сообществе обсуждается, есть ли реальная польза от акупунктуры и аналогичных практик. Изначально хиропрактика зародилась как нечто в значительной степени духовное / метафизическое, но теперь ее приняли, потому что физические манипуляции с телом приносят физическую пользу. Традиционная китайская медицина пока не оказалась столь успешной. В конце концов, каким процедурам мы подвергаемся в поисках исцеления, зависит от духовной проницательности и благочестивого убеждения.

.Раскрытие

: 12 способов взращивания ци

Выражение шока на моем лице, должно быть, было довольно очевидным.

«Что-то не так?» спросила она.

«Извини, я в порядке», — сказал я. «Вы случайно не знаете, чем я зарабатываю на жизнь?»

«Разве ты не говорил, что был учителем?»

«Да, учитель цигун», — сказал я.

«Ни за что!»

Этот разговор произошел, когда я ждал в очереди в аэропорту Коста-Рики.Женщина была совершенно незнакомой и просто случайно оказалась передо мной.

Она понятия не имела ни обо мне, ни о моей работе.

Двумя минутами ранее, без моего ведома, она начала говорить о философии ци.

«Я хожу на занятие по так называемому цигун», — сказала она. «Ты слышал об этом?»

Я чувствовал себя как в Сумеречной Зоне. Вот почему я выглядел шокированным, и мне потребовалось время, чтобы ответить.

Все дороги ведут к цигун

Еще в 1990-х, когда я впервые начал заниматься цигун, никто об этом не знал.Мой разговор в аэропорту тогда был бы немыслим.

Сегодня все больше и больше людей интересуются китайской концепцией qi .

Философия ци древняя, она пронизывает множество искусств, в том числе:

  1. Цигун (и нэйгун)
  2. Все стили внутреннего кунг-фу (включая тайцзи)
  3. Фен-шуй
  4. Иглоукалывание
  5. Прижигание
  6. Китайская фитотерапия
  7. Искусство даосской спальни
  8. Дзен Медитация

Если вы хотите узнать больше о ци, то рано или поздно все дороги в конечном итоге приведут к цигун.

И это имеет смысл, потому что цигун переводится как «искусство выращивания ци».

Если вы акупунктурист, массажист, мастер рейки, целитель энергии, экстрасенс, практикующий йогу, дизайнер интерьеров (который использует фэн-шуй), спиритуалист или даже пианист — вы можете извлечь пользу из изучения ци.

12 вещей, которые можно делать с помощью Qi

«Взмахивая головой и виляй хвостом» из 8 парчового цигун | Фото Энтони Корахаиса

Если вы будете изучать цигун достаточно долго, вы научитесь делать разные вещи со своей ци.

Например, вы узнаете, как его циркулировать в вашем теле, а также как направлять его в руки.

Короче говоря, существует всего 12 различных способов развития ци, и здесь я объясню каждый из них.

Моя цель в этой статье — дать вам краткий обзор различий между каждым измерением. Позже я углублюсь в подробности, если эта тема будет интересна. (Оставьте мне комментарий ниже, если хотите, чтобы я написал больше!)

Помните, что размеры не линейные, а круговые.

Практика цигун на протяжении всей жизни включает в себя множество кругов по 12 измерениям, с каждым последующим кругом все глубже и глубже.

Также помните, что 12 измерений универсальны, что означает, что они применимы ко всем школам цигун.

В разных школах могут использоваться разные методы и разные термины, но размеры по сути остаются теми же.

Щелкните здесь, чтобы узнать больше о 12 измерениях Qi Mastery

Измерение 1: открытие Qi

Чтобы глубоко погрузиться в цигун, вам нужно стать более чувствительным к ци в целом.Другими словами, вы должны обнаружить ци, которая уже существует в вашем теле и вокруг него. Обнаружение ци — это постепенный процесс успокоения ума, расслабления тела и усиления внутреннего осознания. В моей школе есть ряд техник, которые мы поэтически называем Вход в дзен. Мы, , Входим в Дзэн каждый раз, когда практикуем нашу 5-фазную программу.

Измерение 2: Циркуляция Ци

Плавный поток ци имеет решающее значение для здоровья и счастья.Как только вы научитесь циркулировать ци, вам захочется практиковать его всю оставшуюся жизнь. Циркуляция ци — вот что приносит быстрые результаты, особенно с точки зрения снятия боли, улучшения пищеварения, эмоционального исцеления и иммунного ответа. Это также то, что заставляет вас чувствовать себя бодрым. В моей школе цигун основной способ циркуляции ци — это красивая и редкая техника под названием «Летящий ветерок, покачивающая ива» (, фаза 3 пятифазной практики).

Размер 3: Выравнивание Ци

Если ваша физическая структура не выровнена, если ваши мышцы, сухожилия, фасции и связки не работают оптимально, если ваш позвоночник нездоров, вы никогда не справитесь со своей ци.Вам нужно постепенно наращивать силу, гибкость и баланс, чтобы выровнять свою структуру и, следовательно, свою ци. К счастью, цигун помогает людям в этом независимо от уровня физической подготовки и возраста. В моей школе мы используем различные техники цигун для выравнивания ци, в основном, из 18 рук Луохань.

Измерение 4: Сбор ци

Теперь, когда ваша ци течет хорошо, вы можете начать собирать ее. Ци — главный ингредиент в этом искусстве, поэтому иметь больше ее определенно полезно! Этот навык также открывает большие возможности в более поздних измерениях, особенно в консолидации, преобразовании и передаче ци.В моей школе мы используем стойки воина (чжань чжуан) в качестве основного метода сбора ци.

Измерение 5: Защита Ци

Внешние факторы могут иметь негативное влияние на вашу ци — пища, которую вы едите (или не едите), ваш образ жизни, ваше окружение, даже ваши финансы. Независимо от того, насколько вы хороши в других измерениях, независимо от того, сколько вы тренируетесь, вы остановитесь в своем развитии, если не защитите свою ци. В моей школе я помогаю ученикам улучшить гигиену сна, диету, а также избавиться от негативных привычек (например, курения).

Измерение 6: Очищение Ци

В то время как Защита Qi сосредоточена на внешних воздействиях (например, на мусоре, которое мы едим), Purifying сосредоточена на внутренних воздействиях (например, на мусоре, о котором мы думаем). Чтобы достичь более высокого уровня владения ци, вы должны очистить свои мысли и эмоции. В моей школе есть множество техник и медитаций для очищения, в том числе медитация 1% прощения, медитация любящей доброты, искра благодарности, игра пяти животных и рассеивание 1000 мыслей.

Измерение 7: мобилизация ци

Мастера внутренних боевых искусств (например, тайцзи-цюань) знают, как мгновенно мобилизовать или вызвать ци. Но полезно узнать, как мобилизовать ци, даже если вы не интересуетесь боевыми искусствами. Мобилизация ци — более сильное выражение энергии. Этот навык помогает вам соприкоснуться с духом мирного воина, что сделает вас смелее, решительнее и поможет лучше очертить личные границы.В моей школе мы обычно мобилизуемся, используя техники из The 18 Arhat Arts , а также Дзен стрельбы одним пальцем .

Измерение 8: Направление Ци

Вы не можете называть себя мастером ци, если не можете легко направить ци в любую часть своего тела, включая любой орган. Хотя новичкам и скептикам это может показаться фантастическим, на самом деле это естественный прогресс. Большинство студенты могут сделать это легко через 6-9 месяцев самоотверженной практики.В моей школе мы используем разные техники, чтобы направлять ци в разные области. Например, мы используем Питательные почки, , чтобы направлять ци к почкам, Толкающие горы, , чтобы направить ци к рукам, и , отделяющую воду, , чтобы направить ци в легкие.

Измерение 9: Консолидация Ци

Недостаточно собрать ци; вам также необходимо консолидировать ци в основных энергетических центрах, или даньтяня. Это измерение идет рука об руку с Сбор ци , но больше сосредоточено на хранении ци, а не просто на ее сборе.Если вы много лет практикуете цигун или тай-чи, но все еще не можете почувствовать золотую сферу энергии в даньтянь, то вам нужно больше времени на то, чтобы консолидироваться. В моей школе мы делаем это на четвертом этапе 5-фазной практики. Мы также используем другие техники, в том числе слияния трех центров, дыхание даньтян, и различные техники визуализации.

Измерение 10: Преобразование Ци

Маленькая Вселенная (или Микрокосмическая орбита) — это знаменитая техника цигун для преобразования ци (энергии) в цзин (сущность) и шэнь (дух).Во многих отношениях все другие формы цигун — детская игра по сравнению с этим измерением. В некоторых школах проводится различие между цигун (развитие энергии) и нэйгун (внутреннее совершенствование), но это чисто семантически. Два лучших метода для этого — Малая Вселенная и Большая Вселенная.

Измерение 11: Объединение Ци

Чем дольше вы совершенствуете ци, тем чаще вы будете сливаться с космосом, часто даже не пытаясь. Большинство медитативных традиций нацелены на блаженное состояние единения с бесконечностью, Дао, Шивой, космосом или Богом.Сидячая медитация — отличный способ достичь этого состояния. Если у вас уже есть практика сидячей медитации, практика предыдущих 10 измерений выведет ее на совершенно новый уровень. В моей школе мы также используем техники Метаморфозы Сухожилий и Малую Вселенную для объединения ци.

Размер 12: Передача Ци

В 12-м измерении мы завершаем цикл, возвращая энергию вашим собратьям. Ци может передаваться от рук, а также от сердца.Когда я преподаю, когда я делюсь этим прекрасным искусством с другими, я передаю ци из своего сердца. Я также занимаюсь практическим лечением, но это всегда дополняет мое учение. Для меня обучение исцелению — это инь и янь, и они всегда должны идти вместе. В моей школе методы передачи ци для целей исцеления включают: Палец Меча , Космос Ладонь и Дзэн на одном пальце .

Понимание навыков и техники

Толкающие горы руками 18 Луохан | Фото Энтони Корахаиса

Изучая «12 измерений», убедитесь, что вы понимаете разницу между мастерством и техникой.

Вот самый простой способ понять разницу:

Приемы видны; навыков нет.

Когда мы говорим о 12 измерениях, мы говорим о навыках. Как и большинство навыков, они в основном невидимы.

Например, если я направлю ци на свой указательный палец, вы, вероятно, не заметите. (Некоторые студенты, кажется, могут «видеть» ци, но давайте пока оставим это в стороне.)

С другой стороны, если я использую технику цигун под названием Стрельба стрелами , физическая форма довольно очевидна.Мое тело движется определенным образом (см. Ниже), и это видно.

Стрельба из 18 луоханьских стрел | Фото Мелиссы Кост

Другими словами, «Стрельба стрелами» — отличная техника для навыка направления ци к указательному пальцу. Но навыки и техника — это разные вещи.

Давайте рассмотрим 3 простых примера, чтобы понять это:

Пример № 1: Мэри выполняет технику цигун под названием Стрельба стрелами , но она не может направить ци на указательный палец, даже несмотря на то, что физическая форма упражнения правильная.

Пример № 2 : Лаура выполняет технику цигун, называемую «Стрельба стрелами » , и она может направлять ци на свой указательный палец.

Пример № 3: Джейн стоит прямо и неподвижно с закрытыми глазами. Она не выполняет технику Стрельба из стрел , но, тем не менее, может направлять ци на свой указательный палец.

Вы видите, чем отличаются техника и мастерство? Вы видите, как это может случиться (или не случиться) с

.

китайской философии | Britannica

Корни китайского гуманизма

Во время перехода от династии Шан (17–11 вв. До н.э.) к династии Чжоу Китай переходил от племенного к феодальному обществу и от бронзового века к железному веку. Новая экономика и новое общество требовали новых инструментов и новых талантов. Люди Шан молились своим предкам о решении их проблем, но люди Чжоу обратились к людям, хотя они почитали своих предков не меньше, чем люди Шан.Молитвы о дожде, например, постепенно уступили место орошению. Человек был в господстве. Люди Шан верили в Шангди, племенного «Господа», который был величайшим предком и верховным божеством, которое защищало их в битвах, одобряло их начинания и посылало им награды и наказания. Однако во время Чжоу Шангди постепенно вытеснялся небом ( тянь ) как высшей духовной реальностью. Его антропоморфный (или человеческий) характер уменьшился, и его желания теперь выражались не в непредсказуемых прихотях, а в мандате небес ( тяньминь ).Этот мандат был абсолютным и постоянным, неподвластным человеку. Однако со временем, по мере того, как значение человека росло, стало казаться, что награды и наказания зависят от его добродетели ( de ), поскольку «Небеса всегда благосклонны к добродетельным». Таким образом, человеческая добродетель стала определяющим фактором; Теперь человек мог управлять своей судьбой ( мин, ). Религиозные жертвы продолжали играть большую роль в жизни людей; Однако значение жертвы менялось с магического на этическое, то есть от способов умиротворения духовных существ к чистому выражению благоговения.Именно в этой атмосфере возникла так называемая Сотня школ мысли ( байцзя ) (VI – III века до н. Э.).

Все Сотни школ возникли в соответствии с практическими условиями. Их философы были либо правительственными чиновниками, либо учеными, путешествуя из одного феодального государства в другое и предлагая идеи социальных реформ. Выражая свои идеи в беседах, официальных документах или коротких трактатах, они устанавливали образец для более поздних философов.

Экзистенциальный характер китайской философии, однако, создал ошибочное впечатление, что она носит чисто этический и социальный характер и лишена метафизики.Хотя философия каждой школы казалась случайной и бессистемной, она была результатом многих лет серьезного мышления и образовала связное и логичное целое. В каждом случае она строилась на определенных концепциях о человеке и небесах, независимо от того, интерпретировалось ли последнее как Высшее Существо или просто как Природа.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

Периоды развития китайской философии

Исторически китайская философия пережила четыре периода: (1) классический, (2) неодаосский и буддийский, (3) неоконфуцианский и (4) современный.В классический период (VI – III века до н.э.) основными понятиями были Дао («Путь»), de («добродетель»), ren («человечность», «любовь»), yi ( «Праведность»), тянь («небо») и инььян (космические элементы спокойствия и активности или слабости и силы соответственно). У каждой школы был свой Путь, но Путь Конфуция (551–479 гг. До н.э.) и Путь другого традиционного мудреца, Лаоцзы (VI век до н.э.), были наиболее заметными. Для Конфуция Дао — это Путь человека, Путь древних царей-мудрецов и Путь добродетели.Однако для Лао-цзы Дао — это Путь природы. Его концепция была настолько уникальной, что позже его школу стали называть школой даосов. Для всех школ Дао обладает двумя аспектами Инь и Ян, Дао, наделенное человеком, является его добродетелью, а величайшими добродетелями, особенно для конфуцианцев, являются рен, и йи. Очевидно, что одни концепции этичны, а другие — метафизичны.

В неодаосский и буддийский период (III – IX века н. Э.) Произошел радикальный поворот к строго метафизическим концепциям.Выйдя за рамки характеристики Дао как небытия Лао-цзы, нео-даосы сосредоточились на вопросе, является ли Высшая Реальность Бытием или Небытием, и является ли принцип ( li ), лежащий в основе вещи, универсальным или частным. Под их влиянием ранние китайские буддийские философы обратили свое внимание главным образом на Бытие и Небытие. Впоследствии буддийские школы, пришедшие из Индии, были разделены на соответствующие категории: школы Бытия и школы Небытия.Вопрос об универсальности и специфичности, или об одном и многих, привел к развитию истинно китайских буддийских школ, чьей заботой была связь между принципом, объединяющим все вещи как одно, и фактами, которые разделяют вещи на множество.

В неоконфуцианский период (11 — начало 20 века) влияние буддизма и даосизма побудило конфуцианство найти метафизические и эпистемологические основы своей этики. Две основные концепции неоконфуцианства — это природа и принцип — природа, особенно человеческая природа, поскольку конфуцианство все еще в первую очередь касалось человека, и принцип, потому что неоконфуцианцы отвергали буддийскую пустоту и даосское Небытие как негативное и мистическое, заменяя их собственными метафизическими. принцип, li («образец»), положительные, конкретные и рациональные законы, которые формируют вселенную и которые всегда хороши.По словам главного поборника неоконфуцианства Чжу Си (1130–1200), li — это принцип или образец, делающий вещи такими, какие они есть. Человеческая природа — это li , универсальная для всех людей. С этой универсальной сущностью связана ци («жизненное дыхание», «пневма»), особая материальная сила, которая делает каждого человека уникальным. Ци скрывает человеческую природу и присущую ей доброту; поэтому метафизические спекуляции или исследование законов человеческой природы и вселенной являются для неоконфуцианца путем этического поведения.

Интересно отметить, что эти три периода представляют собой диалектическое движение: классический период был связан в основном с мирскими проблемами; период неодаоса и буддизма был связан с трансцендентным; а неоконфуцианский период был синтезом этих двух.

С другой стороны, современный период (начало 20 века), похоже, не соответствует никакому предыдущему образцу. Китайская философия XX века прошла путь от вестернизации через реконструкцию традиционной философии к триумфу марксизма.Во втором и третьем десятилетии были переведены работы Дарвина, Спенсера и других, а также учения Геккеля, Кропоткина, Ницше, Шопенгауэра, Бергсона, Ойкена, Декарта и Джеймса, а также Платона, Канта и Гегеля. были представлены, каждый со своими особыми защитниками. Позже Уайтхед, Ройс, Карнап и другие продвигались серьезными небольшими группами. Это движение открыло китайцам новые философские перспективы в метафизике, логике и эпистемологии (теории познания). Общий тон был научным, позитивистским и прагматичным.Из всех западных систем наиболее влиятельным был прагматизм, представленный и продвигаемый Ху Ши (1891–1962), лидером интеллектуальной революции 1917 года. В «полемике науки и жизни» в 1920-х годах ведущие китайские интеллектуалы обсуждали этот вопрос. относительно того, может ли наука лечь в основу философии жизни. Дискуссия поставила под сомнение превосходство западной философии, которая, в понимании китайцев, считалась по существу научной, а не метафизической.

В современном Китае марксизм — официальная философия. Марксистская мысль в Китае росла с середины 1920-х годов, и к моменту создания Народной республики в 1949 году она прошла через ленинизм и перешла в маоизм. Официальная идеология не запрещает изучение традиционной китайской философии, но подвергает ее критической оценке и суровой критике. С 1957 года велось множество дебатов, было опубликовано много книг и журналов. Одна из тем дискуссии была посвящена природе истории китайской философии.Хотя единого мнения не было, «правильная» точка зрения заключалась в том, что история китайской философии — это всего лишь часть всемирной истории философии и как таковая история борьбы между материализмом и идеализмом. Конфликт между теориями изначального добра и зла в человеческой природе, противостояние принципа и материальной силы, противоречие между Бытием и Небытием, а также конфликт между именами и действительностью приводились как свидетельства этой непрерывной борьбы.Таким образом, история китайской философии — это всего лишь развитие марксизма-ленинизма в истории Китая. Та часть философского наследия Китая, которая является материалистической и имеет классовый характер, должна быть продолжена и продвинута.

.

Китайский цигун — хороший способ сохранить долголетие

Говорят, что здоровое тело имеет обильные и свободно текущие «ци» с соответствующим количеством и качеством ци в каждой части тела и в каждом органе. Считается, что ци — это энергия, текущая во Вселенной.

Считается, что когда ци в изобилии и плавно течет, тело становится здоровым и сильным. . Цигун — это упражнение , помогающее накапливать ци и заставлять ее плавно течь по телу.Здесь представлена ​​информация об истории, философии, практике и практических преимуществах цигун.

История

Идея ци очень древняя и является одной из основополагающих аксиом даосской философии и религии. За тысяч лет важные тексты традиционной медицины описывают ци и способы управления ею для улучшения здоровья и укрепления тела.

Две тысячи лет назад, , важные тексты описывают три основных способа помочь циркуляции и накоплению этой ци.

Многие виды цигун

Существует сотен разновидностей упражнений цигун . Сотни методов были разработаны в странах Восточной Азии, и многие новые современные формы развиваются.

Цигун используется в основном для улучшения здоровья. Но его также можно использовать для боевых искусств . В боевых искусствах используется для атаки противника.

Один из многих способов перемещения ци

Практикующие цигун обычно считают, что цигун — это внутренняя практика физических упражнений и техник умственной медитации для управления ци.Но для получения дополнительной выгоды они обычно практикуют и внешние методы.

Внешние методы — это травяные и лечебные методы и манипуляции с телом вдоль каналов различными способами, например, прижигание, купирование, массаж, точечный массаж и акупунктура.

Основные идеи цигун

Считается, что ци циркулирует и оживляет тело , и что можно тренироваться перемещать ци в теле, а также выводить ци наружу.

Считается, что существует около 12 каналов или «меридианов», по которым течет ци, что-то несущественное. Ци не только несущественна, но многие думают, что ее нельзя испытать напрямую, как можно было бы обнаружить физическую энергию.

Ци течет по каналам (меридианам) через органы к конечностям и голове. Наряду с 12 главными меридианами, возможно, существует бесчисленное множество крошечных притоков, соединяющих главные меридианы и достигающих кожи.

Даосская философия обозначает все как комбинацию инь и янь. Считается, что ци — это инь в теле, поскольку сама по себе не имеет формы и ее трудно ощутить. Считается, что само тело — это янь. Инь бесформенен и труден для восприятия. Ян — это форма, и его легко почувствовать.

Тип общей медицинской практики

Цигун — это разновидность китайской лечебной практики.Упражнение цигун — это внутренняя программа упражнений , позволяющая перемещать ци по телу и научиться управлять ци.

Считается, что когда ци низкая, в какой-то момент застаивается или блокируется в какой-то точке тела, возникает болезнь и физическая слабость .

Цигун — это философия физических и медитативных процедур, и упражнения тай-чи, которые люди практикуют в парках, тоже можно считать типом цигун. Тай-чи — это приложение для самообороны и боевых искусств цигун и философии.

Сотни миллионов людей практикуют тот или иной вид цигун или тай-чи, и это обычное упражнение , которое вы увидите в парках или на открытом воздухе в Китае, особенно по утрам.

Долговечность

Это может вас удивить, но считается, что занятия цигун не только улучшают здоровье и излечивают болезни, но и продлевают жизнь. В некотором смысле это логически следует из идеи цигун, поскольку, если люди могут постоянно лечить свои болезни или телесные повреждения с помощью цигун, они не умрут.

Большинство верующих даосов верят, что в Китае есть много людей, которым действительно сотни лет благодаря практике цигун, принятию специальных трав или лекарств. Они поклоняются этим людям и считают их божествами. Их называют бессмертных .

Методы цигун

Вы можете найти десятков различных техник и упражнений цигун. Некоторые из них так же просты, как контроль дыхания и медитация или выполнение небольших повторяющихся движений телом.

Другие виды цигун подходят для упражнений боевых искусств . Вы можете увидеть мастеров боевых искусств, практикующих в общественных парках некоторые виды цигун, которые представляют собой сложные и быстрые упражнения боевых искусств. Некоторые упражнения подходят мастерам боевых искусств, а некоторые больше подходят только для улучшения здоровья.

Практические преимущества

Практикующие цигун и тай-чи обычно говорят, что упражнения успокаивают их и помогают чувствовать себя лучше и «бодрее» .Они говорят, что после периода упражнений чувствуют себя более энергичными, чем до их начала.

Ритмичные движения тонизируют мышцы и могут помочь улучшить баланс и выносливость . Люди учатся лучше контролировать свои конечности и тело, а приседания во многих более физических стилях помогают развить более сильные ноги. Его можно использовать для тренировки боевых искусств.

Среди ученых нет единого мнения относительно его целебных свойств или продления жизни.Нет единого мнения и в отношении утверждений практикующих о том, что они могут управлять объектами или людьми вдали от своего тела с помощью ци.

Опыт кунг-фу в Китае

Наши туры — , настраиваемые , чтобы вы могли узнать больше о том, что вас интересует.

Наслаждайтесь шоу кунг-фу в Пекине, практикуйте тай-чи с местными жителями на набережной Шанхая, посетите храм Шаолинь и познакомьтесь с монахами, которые практикуют кунг-фу … Если вы хотите узнать больше о кунг-фу, дайте нам знать, и мы поможем вам совершить поездку.

Еще статьи о китайском кунг-фу

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *