Экстремальные ситуации: Понятие экстремальной ситуации | Шпаргалка к написанию экзаменов

Содержание

Экстремальные ситуации — GameSHOWS.ru

Экстремальные ситуации

информация о телеигре

Логотип игры
Ведущий:
Николай Фоменко
Производство:
Телекомпания «Андрей ТВ»
Страна:
Россия
Язык:
русский
Количество сезонов:
1
Выпуски:
18

Производство:

Продолжительность:
38 — 52 минуты

Вещание:

Канал:
НТВ
Период трансляции:
с 25 февраля по 2 сентября 2000

Экстремальные ситуации — это экстремальная телеигра, выходившая ка канале НТВ. Главный приз — автомобиль.

Правила игры

Этапы

В игре принимают участие 5 игроков. Им предстоит пройти 4 этапа: «Воздух», «Земля», «Огонь», «Вода». В каждом из этапов их ждёт испытание, связанное с названием этапа. Так, например, в этапе «Воздух» игрокам необходимо подняться на воздушном шаре на высоту 1 500 километров и спрыгнуть оттуда с парашютом. Участники и ведущий передвигаются от одного этапа к другому на вертолёте. После каждого этапа игру покидает участник, который пришёл последним, выполнил хуже всех условие испытания, либо же участник не может продолжать игру по каким-либо причинам. После того, как все 4 этапа пройдены, игрок, который остался, проходит в суперигру.

Суперигра

В суперигре участник может выиграть главный приз игры — автомобиль. Для этого ему в течение ста секунд необходимо продержаться на ринге против мастере спорта по боксу и не уйти при этом в нокаут. Если после удара мастера спорта игрок не может встать с ринга через 10 секунд, ему засчитывается поражение. В случае, если у игрока получается выстоять на ринге в течение указанного времени, он получает автомобиль. Если же участник проигрывает в супер игре, он получает утешительный приз — компьютер.

Интересные факты

  • В игре неоднократно происходят непредвиденные ситуации. Так, в одном из выпусков, на этапе «Воздух», когда игроки должны были спрыгнуть с парашютом, у одного из игроков парашют так и не открылся. На помощь ему пришёл другой участник игры и прыжок завершился благополучно.
  • Многие выпуски делились на две части.
  • С 9 сентября по 28 октября 2000 на НТВ шли повторы.

Галерея изображений

  • Этап «Воздух»

  • Участнику вручается утешительный приз — сертификат на компьютер

Ссылки

Телевизионные игры России

Психологические типы экстремальных ситуаций — это… Что такое Психологические типы экстремальных ситуаций?

По особенностям и результатам личностно-обстановочного взаимодействия в системе «человек в ситуации» выделяются четыре основных психолого-педагогических типа экстремальных ситуаций

Первый тип — объективно экстремальные ситуации. Трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком явно и объективно в результате действия непреодолимых сил, без его участия. Они насыщены угрозами, опасностями, трудностями. Бывает, что человек не в состоянии избежать их, иногда он может уменьшить опасность для себя и других, иногда отдалиться и уйти в безопасную зону, а бывает, что человек идет навстречу опасности, увеличивая ее для себя. Таковы, например, ситуации стихийных бедствий, вооруженной борьбы, крупных аварий и катастроф, других чрезвычайных обстоятельств.

 Второй тип — потенциально экстремальные ситуации. Они характерны тем, что объективные сложности, трудности, опасности выражены в них неявно, существуют в потенции, как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека. Таковы, например, ситуации дорожного движения, обращения с заряженным оружием и т.п.

Третий тип – лично спровоцированные (виктимные) экстремальные ситуации. Риск, трудности и опасности порождаются самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поступками, действиями. Они могут возникать даже при практически полном отсутствии объективных потенций к ним, по пустякам, из-за ошибок, по неосторожности, непредусмотрительности человека.

Четвертый тип – воображаемые (фантазийные, мнимые, иллюзорные) экстремальные ситуации. Эти ситуации тоже создаются человеком, но лишь его воображением, а не поступками. Они либо вообще объективно не содержат проблем, угроз и опасностей, но воспринимаются субъективно как угрожающие, либо содержат какую-то толику потенциальной угрозы, но видятся и переживаются им как сверхсложные и опасные.

(А.М. Столяренко)

Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.

Реакция на экстремальную ситуацию

Понятие экстремальной ситуации

Определение 1

Экстремальная ситуация – это выходящая за рамки обычного ситуация, связанная с особо неблагоприятными для жизнедеятельности человека факторами, или же обстоятельствами, угрожающими его здоровью либо жизни.

Человек чувствует себя в безопасности только тогда, когда он находится в знакомой обстановке. Если в его жизни появляется какая-то новая проблема (или опасная ситуация), в нем могут начать происходить различные изменения. Как правило, экстремальная ситуация характеризуется высокой психологической нагрузкой, изменением поведения, снижением критичности мышления, нарушением координации движений, понижением восприятия и внимания, изменением эмоциональных реакций и т.д.

В последние годы в Российской Федерации возросло количество различных техногенных и природных катастроф, конфликтов с иными государствами, террористических актов и т.д. Это обуславливает необходимость обучения специалистов, которые смогут оказать экстренную психологическую помощь людям в случае подобных ситуаций. Однако несмотря на то, что эти проблемы являются чрезвычайно важными и актуальными, на сегодняшний день задачи, стоящие перед специалистами, все еще остаются новыми для них.

Готовые работы на аналогичную тему

Следует отметить, что экстремальные ситуации не только оказывают прямое воздействие на человека (например, угроза жизни), но и связаны с ожиданием такой ситуации. Например, наводнение или ураган обуславливают появление психологической реакции, которая не носит какого-либо специфического характера. Такая реакция является универсальной, а частота и глубина ее проявления определяется характером экстремальной ситуации.

Таким образом, экстремальными ситуациями называют ситуации, которые связаны с угрозой жизни (вплоть до летального исхода), либо опасностью причинения физической или психологической травмы). Такие ситуации могут возникать в любом социальном обществе и затрагивают одного человека или целое население. Экстремальные ситуации, особенно когда они приводят к травмам или смерти, часто называют катастрофами.

Поведение человека в экстремальных ситуациях было относительно неизученной областью в социальных и психологических науках (хотя некоторые типы экстремальных ситуаций и являются общими для них). Большая часть населения Земли пережила бедствия в форме эпидемий, наводнений, землетрясений, финансового кризиса и депрессии, пожаров, голода, военных поражений и т.д. Подобные события не были редкостью в прошлые века, зачастую их можно было рассматривать в качестве определяющего фактора человеческой истории.

Если рассматривать популярную литературу и СМИ становится очевидным, что большое внимание было уделено бедствиям в ряде государств. В большинстве стран многие организации занимаются предотвращением или смягчением их последствий (или, в случае военных учреждений, созданием экстремальных ситуаций для врага).

Тем не менее, несмотря на общий интерес к этой проблемой, до недавнего времени о поведении человека в экстремальных ситуациях было опубликовано очень мало научных работ. И только лишь во время и после Второй мировой войны из-за угрозы воздушного нападения на американские и британские города, несколько исследовательских центров в этих странах и за рубежом подошли серьезно к проблемам поведения человека в экстремальных ситуациях.

Признаки экстремальных ситуаций

Теория вероятности учит, что вероятность возникновения экстремальной ситуации зависит от многих факторов. Бывает, что происходят абсолютно непредсказуемые события, вероятность возникновения которых близка к нулю, и тогда человек сталкивается лицом к лицу с таким понятием, как экстремальные ситуации. Кажется, что ничего нельзя сделать или изменить. Появляется ощущение, что человек стал игрушкой и заложником этого состояния.

Психологи делят все события, происходящие в человеческой жизни, на четыре категории:

  1. предсказуемые и обычные ситуации, когда люди легко находят решения;
  2. напряженные события, когда необходимо приложить определенные усилия, чтобы найти выход;
  3. сложное или опасное стечение обстоятельств. Чтобы их преодолеть, нужно мобилизовать все свои резервы и использовать все свои способности на максимальном уровне. Зачастую выход из сложных ситуаций подразумевает использование предельных способностей человека;
  4. экстремальные ситуации, положительный исход которых лежит за пределами нормальных человеческих возможностей.

Есть несколько признаков, которые объединяют все экстремальные ситуации:

  • Абсолютно непреодолимые (как кажется на первый взгляд) препятствия, возникшие на пути к достижению любой цели.
  • Максимальное психологическое напряжение, которое человек когда-либо испытывал. Также сюда входят все виды реакций людей на эти ситуации и окружающую действительность. Прохождение этих «испытаний» имеет большое значение для человека. Иногда цена выхода из подобного стечения обстоятельств — это жизнь.
  • Третьим фактором, объединяющим все экстремальные ситуации, является резкое изменение привычной (обычной) ситуации.

Характеристики экстремальных ситуаций криминального и природного характера

В большинстве случаев именно экстремальные ситуации криминального характера заставляют человека переосмыслить свои возможности и правильно оценить свои риски и шансы. Нужно уметь быстро принимать решения, логически и рационально мыслить. Такие ситуации включают в себя:

  1. шантаж;
  2. вымогательство;
  3. телефонное хулиганство и т.д.

Существуют также экстремальные ситуации в природе, при которых может возникнуть угроза здоровью, психическому состоянию или жизни человека. Однако большинство из них можно избежать, руководствуясь определенными правилами. Например, не исследовать незнакомые болота и реки, пещеры и овраги. Не уходить далеко, если нет специальных (хотя бы начальных) навыков ориентации. Однако экстремальная ситуация в природе может превратиться в чрезвычайную ситуацию — землетрясение, засуха, обвал, оползень и т.д.

В любом случае нужно не терять самообладания и стараться трезво рассуждать. Ведь окончательный исход событий зависит от человека.

Экстремальные ситуации в ПД — это… Что такое Экстремальные ситуации в ПД?

Экстремальными называются ситуации, которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности. К ним относятся и те, что именуются порой «трудными», «сложными», «особыми», «рискованными», «опасными», «критическими», «критическими инцидентами», «кризисными», «конфликтными», «стрессовыми», «угрожающими», «чрезвычайными».

По степени трудности для людей, характеру угроз, опасностей, возможных последствий, требований к подготовленности и поведению людей (или, как еще говорят, по степени экстремальности),все ситуации различаются как:

нормальные — обыденные, не представляющие особых трудностей для человека, не содержащие необычных опасностей, требующие обычных напряжений и завершающиеся, как правило, благополучным результатом. В сущности у таких ситуаций нет признаков экстремальности и они не относятся к экстремальным;

 параэкстремальные (околоэкстремальные) — близкие к экстремальным, вызывающие у человека сильное внутреннее напряжение, могущие быть опасными и привести к неудачам;

собственно экстремальные — характеризующиеся предельным или близким к предельному внутренним напряжением и перенапряжением, испытываемым человеком. Вероятность снижения успеха, срыва действий, наступления нежелательных последствий в них весьма велики;

гиперэкстремальные (сверхэкстремальные) — вызывающие внутренние нагрузки, превышающие возможности человека, непереносимые для многих, разрушающие обычное поведение и действия, приводящие зачастую к опасным последствиям для психического здоровья.

Экстремальными ситуациями насыщена жизнь и деятельность людей. Среди них выделяются социально-политические экстремальные ситуации, экономические, производственные, профессиональные, на транспорте, финансовые, бытовые, криминального характера, природного происхождения (землетрясения, наводнения и др.), военные и др.

ПД — насыщенный экстремальными ситуациями вид человеческой деятельности. Деятельность сотрудников ПОО протекает чаще всего в напряженных, конфликтных ситуациях, обстоятельствах опасных для жизни, связанных с применением оружия. Даже проверка документов, замечание в адрес нарушителя правил дорожного движения, разведывательный опрос, профилактическая беседа, очная ставка, допрос и пр. наполнены психическим напряжением и содержат потенцию «психологического взрыва», перерастающего в острейшее противоборство. В последнее десятилетие наблюдается тенденция учащения психологически сложных ситуаций и обстоятельств, а так же повышения их экстремальности. Это связано в первую очередь с ростом социальной напряженности в жизни людей, увеличением числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, групповых нарушений общественного порядка, случаев применения оружия преступниками, действия незаконных вооруженных формирований, развитием экстремизма и терроризма. Подобные ситуации, условия, обстоятельства оказывают на персонал правоохранительных органов сильное психологическое воздействие, усложняют решение профессиональных задач, сказываются на успешность действий, требуют психологической устойчивости, особой подготовленности, специального обеспечения.

(А.М. Столяренко)

Литература: Прикладная юридическая психология…Глава 11; Човдырова Г.С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивости личного состава системы МВД России в экстремальных условиях. – М., 1998.

Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.

Понятие экстремальной ситуации в психологии

Под экстремальными в психологии принято понимать ситуации, которые развертываются при относительно устоявшемся течении жизни человека, в ставших привычными алгоритмах выполнения различных видов деятельности и могут негативно сказаться на различных сферах жизнедеятельности личности. Л.И. Анцыферова выделяет три вида экстремальных ситуаций: повседневные неприятные, негативные события, связанные с возрастом, собственно экстремальные ситуации.

Мы будем считать экстремальными ситуации, в которых решающим фактором является критерий сохранности субъекта. Экстремальными называют ситуации, которые связаны с большими объективными и психологическими трудностями, обязывают человека к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности. Экстремальные ситуации разнообразны (табл.). Они отличаются по трудности, степени и характеру угроз, возможным последствиям, требованиям к подготовке и поведению людей. Экстремальные ситуации сопряжены с переживаниями и таят в себе угрозу неудач, провалов, поломок техники, травм, серьезных заболеваний и пр.

В научной литературе последних лет наблюдается тенденция к расширительному толкованию понятия «экстремальная ситуация». Некоторые авторы склонны относить к таковым все ситуации, которые требуют напряжения тех или иных физиологических или психических функций, причем грань, отделяющая «нормальные» условия от экстремальных, остается достаточно неопределенной. Например, часто к экстремальным ситуациям относят нахождение в суровом климате Арктики или Антарктики. Но для коренных жителей Арктики, например, такой климат является привычным, для них экстремальной в данном контексте будет ситуация отдыха где-нибудь на Средиземноморье.

Возникает вопрос определения критериев экстремальной ситуации. Во-первых, существенный вклад в проблематичность выделения критериев вносят высокая индивидуальная вариабельность функциональных характеристик человека, интегральной характеристикой которой выступает устойчивость. Так, условия, крайне тяжелые для людей с одним уровнем физического развития, например, являются легкими для других, более хорошо физически подготовленных. Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие экстремальности не может быть абсолютным и имеет вероятностную природу. Следовательно, к экстремальному может быть отнесено такое значение фактора, которое с определенной вероятностью вызывает появление того или иного состояния человека. Здесь и выделяется сложная проблема — определение критериев этого состояния.

Типы экстремальных ситуаций
По причинам возникновения:
— стихийные;
— техногенные;
— антропогенные;
— смешанные

По качественным особенностям:
— природные;
— социально-политические;
— экономические;
— профессиональные;
— бытовые;
— соматические;
— транспортные;
— криминальные;
— военные

По комплексности и тяжести последствий:
— кризисные;
— катастрофические;
— чрезвычайные;
— общественные бедствия

По масштабности:
— глобальные;
— международныелокальные;
— местные;
— групповые;
— индивидуальные

По длительности:
— кратковременные;
— средней продолжительности;
— долговременные 

Достаточно часто используется критерий напряженности физиологических функций, причем нередко ставится знак равенства между условиями экстремальными и стрессовыми. С таким подходом трудно согласиться. Имеется много примеров, показывающих, что любые отклонения от состояния покоя сопровождаются напряжением физиологических функций различной выраженности. Таким образом, критерий напряженности сам по себе растворяется в понятии активности, а термин «экстремальный» теряет специфичность.

В качестве другого критерия выдвигают условия, при которых происходит сокращение физиологических резервов человека. Однако данный критерий нельзя распространить на информационно-семантическую группу условий. Так, аварийная ситуация, которую можно отнести к экстремальной, вообще может не затрагивать физиологических резервов человека. Подобный пример приводят Ю.А. Александровский с соавторами: «Жительница Припяти Х, старший инженер производственно-распределительного отдела управления строительства ЧАЭС, свидетельствует: «В субботу, 26 апреля 1986 г. все уже готовились к празднику 1 Мая… Что-то уже просочилось об аварии и пожаре на 4-м энергоблоке… Но что именно произошло, никто толком еще не знал. Дети пошли в школу, малыши играли на улице в песочницах, катались на велосипедах. Группа соседских ребят ездила на велосипедах на путепровод (мост), оттуда хорошо был виден аварийный блок. Ребятам было интересно смотреть, как горит реактор»».

Существует подход московской школы исследований экстремальных и чрезвычайных ситуаций, который предлагает шкалу рисков любой деятельности, в том числе в экстремальных условиях с высокой степенью возникновения чрезвычайных ситуаций.
1. Зона — область допустимого (в обычных условиях жизнедеятельности) риска: любая деятельность с уровнем риска, постоянно сопутствующем деятельности человека в повседневной жизни.
2. Зона — область приемлемого (превышающего допустимый уровень в обычных условиях) риска: любая деятельность с повышенным уровнем риска. Примером такой деятельности могут быть парашютный спорт, участие в автомобильных гонках и пр.
3. Зона предельно допустимого риска: постулируется, что предельно допустимый уровень риска не должен превышаться независимо от вида той или иной деятельности. Примером такой деятельности является, например, работа горноспасателей, пожарных и пр.

4. Зона — область чрезмерного риска: любая деятельность с уровнем риска, превышающим предельно допустимый уровень риска. К данной зоне относится любая деятельность, в которой жизнь индивида подвергается реальной угрозе.

Вероятно, необходим более общий критерий оценки состояния. В.И. Медведев предложил критерий «динамического рассогласования». Согласно данной концепции все состояния человека, возникающие при воздействии факторов среды или факторов, связанных с внутренней структурой деятельности, можно разделить на две группы — состояние адекватной мобилизации и состояние динамического рассогласования.

Состояние адекватной мобилизации характеризуется полным соответствием степени мобилизации и напряжения функций требованиям, предъявляемым данными условиями. Если такое состояние нарушается, то говорят о возникновении динамического рассогласования, т.е. такого состояния, когда ответ организма неадекватен нагрузке или требуемый адекватный ответ превышает физиологические возможности человека. В структуру динамического рассогласования входит как нарушение адекватности физиологических реакций, так и нарушение психологических реакций.

Более четкая формулировка понятия экстремальности позволяет выделить следующие ситуации:
— ситуации, когда интенсивность внешних условий при определенном времени воздействия вызывает обязательное ухудшение параметров, по которым оценивается состояние человека. К таким условиям относят физико-химические, необычные, информационные, индивидуально-личностные (внутренние) и семантические;
— вторая группа ситуаций, которые могут быть отнесены к экстремальным, отличается от первой тем, что физическая характеристика условий не имеет значения для развития того или иного состояния человека, а ведущими становятся информационно-семантические характеристики.

Рассмотрим табл.. Наиболее простым является класс физико-химических экстремальных факторов, в который входят все физические и химические факторы среды, чьи характеристики (интенсивность, экстенсивность, время, темп и др.) таковы, что приводят к состоянию динамического рассогласования, особенно к его крайней форме — патологическим изменениям организма. Особенностью механизма действия факторов, входящих в этот класс, является их абсолютный характер, т.е. экстремальность фактора, как правило, обусловлена его размерностью и мало зависит от других условий, связанных с этим фактором, например от его информационной характеристики.

Классификация экстремальных условий
КлассПодклассРазряд
1. Физико-
химические
ФизическиеМикроклиматические.
Радиационные.
Барические.
Механические
ХимическиеИзмененный состав воздуха.
Измененный газовый состав среды.
Механические примеси
2. НеобычныеФизической природыГиповесомость.
Гипервесомость
Информационной природыЛогические.
Компонентные.
Ситуационные
3. Информационные
  1. Недостаточность информации.
  2. Избыточность информации.
  3. Ложность информации.
  4. Структурно- информационные (двойная деятельность).
  5. Неожиданность информации
Факторы, связанные с собственной структурой информационного потока.
Факторы коммуникабельности
4. ВнутренниеБиологические 
5. СемантическиеУгрожающие индивиду и группе 

В конце прошлого века считалось, что все члены конкретной группы, подвергшиеся воздействию какого-то физического или химического экзогенного фактора, рискуют в одинаковой степени. Однако проведенные исследования [87, с. 298] говорят об обратном. Так, в США обследовались люди, болеющие профессиональными респираторными заболеваниями, связанными с вредными промышленными веществами. В эпидемиологических исследованиях была обнаружена угроза редкого вида рака легких у рабочих, имеющих дело с асбестом. Оказалось, что риск этого заболевания связан с последствиями вдыхания асбестовых нитей и прямо коррелирует с наличием или отсутствием определенных энзимов в слизи в дыхательных путях. Эти энзимы, уровень активности которых определен генетически, становятся важным определяющим моментом реакции на воздействие асбеста.

Стоит оговорить лишь радиационный фактор. Интенсивное развитие ядерной энергетики породило интерес общества к последствиям действия доз облучения. Классические положения радиобиологии убеждали в том, что типичным отдаленным последствием лучевого воздействия являются лейкемии и солидные раки, развитие которых ожидается через 10 и более лет после радиационного воздействия. Необходимо подчеркнуть, что данная концепция разработана на основе наблюдений за клиническими эффектами больших доз радиации, т.е. тех, которые в острый период облучения вызывают классические признаки острой лучевой болезни. Все модели прогнозирования дополнительных случаев онкопатологии, вызываемые большими дозами радиации, так же как и построение социальных программ по предотвращению радиационно индуцированных раков, базировались на анализе эпидемиологических данных и не принимали в расчет показатели индивидуальной реактивности и радиочувствительности человека.

В настоящее время признано положение о зависимости ответной реакции организма человека на облучение от полученной дозы, согласно которому высокие дозы радиации вызывают прямое повреждение тканей и развитие облигатных симптомов лучевой болезни, тогда как малые дозы запускают каскад неспецифических компенсаторно-приспособительных реакций и лишь предрасполагают пострадавшего к развитию у него заболевания.

В последнем случае, как указывают многие авторы, клинические проявления патологии носят случайный, т.е. вероятностный характер и во многом зависят от индивидуальной психосоматической предиспозиции человека. Так, А.К. Гуськовой и А.Е. Барановым систематизированы и подробно описаны дозовые зависимости изменений нервной системы у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС: в диапазоне реальных доз облучения, полученных этими пациентами (0,2-1,0 Гр), корреляции изменений состояния нервной системы от дозы облучения не выявлено [37, с. 33].

Исследование особенностей психологического статуса ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной электростанции, проведенное сотрудниками Института биофизики РАН, также не выявило связи обнаруженных нарушений ни с дозовой нагрузкой, официально представленной в документах, ни с временем пребывания на ЧАЭС [84, с. 14].

Поэтому, основываясь на известных дозозависимых эффектах радиации и средних дозах облучения, полученных ликвидаторами (кстати, если вероятность смертельных опухолевых заболеваний у наиболее облученных 0-150 случаев на 25 000 человек, то от курения 10 сигарет в день — 1 случай на 200 человек), можно было бы предполагать отсутствие значимых и длительно существующих патологических изменений состояния здоровья у участников ликвидации аварии на ЧАЭС.

Тем не менее многие исследователи обнаруживали большую частоту и тяжесть клинических синдромов у ликвидаторов по сравнению с местным населением, не принимавшим участия в аварийных работах, но получившим примерно такие же дозы облучения. Кроме того, все исследователи подчеркивают наличие психологических деформаций в поведении ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Так, обобщенные данные Медицинского радиационного научного центра РАМН продемонстрировали, что 80% ликвидаторов, работавших на станции с 1986 по 1988 г. и получивших дозы облучения до 35 бэр (1 Гр = 100 бэр), в 1993 г. имели нарушения адаптационно-защитных систем организма. У них отмечались следующие признаки: 1) психологическая и социальная дезадаптация; 2) нейро-циркуляторная дистония; 3) эндокринопатия; 4) иммуно-депрессия; 5) дисбаланс в системе гомеостаза [37, с. 36].

Таким образом, установлено, что один и тот же экстремальный фактор может по-разному воздействовать на человека. Развернутую характеристику воздействий радиационного и других факторов дали украинские ученые [133]. Наиболее существенные факторы, воздействовавшие на человека в 30-километровой зоне вокруг г. Припять:
1. Опасность. В результате исследований было установлено, что «эмоциогенное значение опасности определяется не столько объективным уровнем радиации на местности, сколько представлениями людей о том, какую угрозу она может представлять для здоровья» [133, с. 12].
2. Выполняемая работа отличалась большими физическими нагрузками, труд был преимущественно однообразный и тяжелый. Исследователи сообщают, что примерно у каждого второго участника ликвидации последствий аварии сразу после катастрофы выполняемая работа не соответствовала ни гражданской профессии, ни специальности, приобретенной во время службы в армии. Другой отличительной особенностью выполняемой деятельности была ее необычность. Никогда еще в СССР человек не работал на ликвидации последствий радиационной катастрофы, поэтому у руководителей «не было отчетливого представления, как это сделать… В результате нелегкая сама по себе выполняемая работа отягощалась отрицательными впечатлениями от обилия бесплодно приложенных усилий» [133, с. 14].
3. Время. Известно, что дефицит времени — показатель экстремальности во многих видах деятельности. Однако в данных условиях продолжительность работ была связана с возрастанием опасности. «Каждый выезд в зону увеличивал полученную дозу облучения. Конкретный размер увеличения зависел от разных обстоятельств. Некоторые исчерпывали «лимит безопасности» очень быстро» [133, с. 15].
4. Относительная изоляция. В условиях данной экстремальной ситуации такими обстоятельствами были отрыв от привычной системы трудовых и социальных отношений по месту постоянной работы и жительства; необходимость подчинения новой системе требований и отношений, складывающихся на основе выполнения непривычных, а порой представляющих непосредственную или скрытую угрозу для здоровья трудовых функций; существенное ограничение свободы перемещения, выбора форм проведения свободного времени; довольно жесткая регламентация поведения; длительное расставание с семьей.

5. Ответственность заключалась в том, что, как пишут исследователи, «крайне ответственное поручение, которое нельзя выполнить недобросовестно — такое настроение было доминирующим, особенно на самых ранних этапах работ вокруг разрушенного блока» [133, с. 17].

Другими словами, авария на Чернобыльской АЭС привела к принципиальным изменениям научных представлений о влиянии ионизирующего излучения на здоровье человека.

Класс необычных факторов занимает промежуточное место между первым и третьим классом. С первым их роднит физическая природа, с третьим — механизм действия. В данный класс включены факторы, для которых общим является одно свойство — новизна. Для этих новых факторов у человека не выработана реакция приспособления, следовательно, отсутствует состояние адекватной мобилизации. В ряде случаев существующие механизмы приспособления, например рефлексы, являются слабыми, чтобы организовать адекватную мобилизацию при длительной гипервесомости.

Во второй подкласс входят факторы, имеющие информационную природу и проявляющиеся в привычном и знакомом для человека алгоритме деятельности. Так, вариантом логических экстремальных факторов выступает, например, случай, когда при переходе на новую технику при полной сохранности общего алгоритма изменен порядок расположения приборов на панели управления. Так, описаны затруднения, возникающие у летчиков при замене авиагоризонта с неподвижной «Землей» и изменяющимся наклоном «самолета» на авиагоризонт с неподвижным силуэтом «самолета» и изменяющимся наклоном «Земли».

К компонентным относятся такие условия, где необычными, новыми являются какие-то составные части, отрезки алгоритма. Так, экстремальным компонентным фактором для водителя автомобиля выступает, например, появление слишком свободного люфта рулевого управления.

В разряд ситуационных входят те условия, которые могут стать необычными для привычной, хорошо знакомой деятельности. Такими являются, например, условия вождения на дорогах с левосторонним движением на машине с правосторонним расположением управления.

Общая черта всех видов факторов, относящихся ко второму классу — классу необычных факторов, это условность, относительность экстремального значения факторов. По сути, экстремальностью обладает лишь один признак — новизна. По мере утрачивания этой новизны, приспособления человека к действующему фактору они могут вообще выйти из рубрики экстремальных.

Третий класс составляют факторы, экстремальность которых зависит от информационной структуры. Здесь физическая характеристика условия вообще не имеет решающего значения, хотя некоторую побочную роль она все же играет. Наиболее широко встречается первый подкласс факторов — недостаточность информации, что сказывается на большей трудности принятия решения. Специфическим видом этого подкласса является недостаток времени для переработки информации.

По мнению многих авторов, поддержание адекватного контролируемого психикой поведения требует непрерывного поступления информации. Длительная изоляция приводит к серьезным изменениям в психической сфере. Так, известны эксперименты Бек-стона и Хирона, проведенные на студентах при изоляции их в особых боксах. Обследуемые лежали на особых и удобных кушетках. Возможность зрительных, слуховых и осязательных восприятий исключалась искусственно. На глаза надевали очки с поглощающими светофильтрами, на уши — аудифоны, на руки — специальные картонные футляры. Прием пищи и физиологические отправления осуществлялись по требованию. Реакция испытуемых характеризовалась возникновением потребности во внешних впечатлениях, которая приводила их к двигательному беспокойству (некоторые, например, колотили руками по стенкам бокса). Обследуемых тяготило отсутствие отчетливого представления: спят они или бодрствуют. Также у лиц, принимавших участие в эксперименте, наблюдались расстройства мышления, ложные ощущения, физическое и психическое утомление, скука, приводящие к снижению мотивации. Большинство отказывалось от продолжения эксперимента через 24-72 часа. У оставшихся в боксе в течение более двух суток появились зрительные галлюцинации.

Как указывают авторы, галлюцинации возникали в случаях особенно жесткого ограничения сенсорной информации. Сначала, как выяснилось в эксперименте, человек достаточно критически относится к галлюцинациям в условиях изоляции, затем это отношение исчезает, и они приобретают доминирующее значение. Подобные галлюцинации могут приводить к полному распаду личности.

Исследования, проведенные Ф.Д. Горбовым, В.И. Мясниковым и В.И. Яздовским в сурдокамерах длительностью 10-15 суток [32], показали, что у испытуемых отмечаются физиологические изменения (угнетение функций надпочечников, развитие явлений утомления и пр.), проявляются разные степени апатии, скуки, тревоги и страха, а также повышается внушаемость. Нередко у испытуемых отмечалось возникновение чувства эйфории, что свидетельствует о снижении контроля со стороны коры большого мозга над функциями подкорки. Обычно состояние эйфории возникает перед концом опыта или сразу после него и характеризуется сильным, неадекватным обстановке возбуждением, когда субъективная оценка не соответствует объективному ухудшению функционального состояния организма.

Интересный опыт провел французский спелеолог М. Сифр [112]. Он опустился под землю на глубину 130 м в ледяную пещеру Скарс-сон и провел там более 1 500 часов (62 суток) в целях изучения влияния длительного одиночества и отсутствия связи с внешним миром на восприятие времени. Поскольку в этих условиях невозможно отслеживать смену дня и ночи, ориентация во времени нарушилась очень скоро. Через 40 суток Сифру казалось, что прошло лишь 25. Когда эксперимент кончился, он заявил, что и не предполагал, что конец так близок. То же отмечали спелеолог Ж. Лорес, пробывшая в пещере Виньерон три месяца, и А. Сенни, проведший в пещере Оливье 125 суток. Так, когда Сенни предупредили о скором окончании опыта 2 апреля, он считал, что на данный день всего 6 февраля.

Факторы второго подкласса могут быть обусловлены избыточностью информации. Избыточность является одним из мощных средств повышения надежности систем, однако для человека данный фактор может иметь отрицательное значение, снижая величину переработанной информации. Непосредственной причиной снижения эффективности работы в условиях избыточности информации являются большая напряженность распределения внимания, затруднение поиска инвариантных признаков и большая нагрузка на оперативную память.

Третий подкласс включает ситуации поступления ложной информации. Наиболее типичным является случай, когда человек знает, что он адекватно оценил ситуацию, принял правильное решение и верно организовал деятельность, однако система обратной связи дает неправильную информацию о результатах этой деятельности. Это ведет к резкому эмоциональному возбуждению с выраженными негативными реакциями и, в конечном счете, к резкой хаотичности деятельности или полному отказу от нее. Интересной особенностью, характеризующей поведенческие реакции человека при действии этого экстремального фактора, является агрессивная персонификация какого-либо структурного элемента, «ответственного» за «неудачу» деятельности человека.

Четвертым подклассом объединены структурно-информационные факторы. Здесь следует обратить внимание на два разряда. Первый охватывает факторы, связанные с собственной структурой информации. К ним следует относить неодинаковую плотность информации, особенность логической структуры алгоритма, например сосредоточение в одной точке большого числа логических условий. Примером может служить ситуация, когда необходимо одновременно выполнять два или более видов деятельности.

Второй разряд включает экстремальные факторы коммуникабельности. Наиболее отчетливо данные факторы проявляются при совместной деятельности в системах «человек — человек» или «человек — машина» в условиях рассогласования деятельности или ее результатов. Именно данные экстремальные условия приводят к конфликтности как между профессиональными группами или подгруппами, так и в межличностном взаимодействии.

В четвертый класс входят все случаи, внутренние по отношению к человеку и лишь косвенно связанные с его деятельностью. К ним следует отнести, например, болезни, близкие к ним состояния, лишение сна и т.п.

Пятый класс объединяет ситуации, когда экстремальным фактором является значимость возникающего события, в котором находится человек. Наиболее существенным подклассом здесь следует считать ситуации угрозы жизни для индивида или группы. Сюда относятся все чрезвычайные ситуации.

1.2.4 Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях

1.2.4 Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях

Одной из главных опасностей при любой чрезвычайной ситуации является толпа. Различные формы поведения толпы называют «стихийное массовое поведение». Его признаками являются: вовлеченность большого количества людей, одновременность, иррациональность (ослабление сознательного контроля), а также слабая структурированность, то есть размытость позиционно-ролевой структуры, характерной для нормативных форм группового поведения (Назаретян, 2001).

Толпа скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием. При этом общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия зависит от достижения ее другими участниками; наличие такой цели создает предпосылку для сотрудничества. Если цель каждого достигается вне зависимости от достижения или недостижения ее остальными, то взаимодействие отсутствует или оно минимально. Наконец, если зависимость достижения одной и той же цели субъектами отрицательна, складывается предпосылка для конфликта. В толпе цели людей всегда одинаковые, но обычно не бывают общими осознанно, а при их пересечении возникает острейшее отрицательное взаимодействие.

Выявлены два основных механизма образования толпы: слухи и циркулярная реакция (синоним эмоциональное кружение). Циркулярная реакция — это взаимное заражение, то есть передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Выделяют четыре основных вида толпы с соответствующими подвидами.

Окказиональная толпа (от англ. occasion — случайность) — скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие.

Конвенциональная толпа (от англ. convention — условность) собирается по поводу заранее объявленного события. Здесь уже преобладает более направленный интерес, и люди до поры (пока толпа сохраняет качество конвенциональности) готовы следовать определенным условностям (конвенциям).

Экспрессивная толпа ритмически выражает ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т. д. Спектр эмоциональных доминант здесь очень широк, а главная отличительная черта ритмичность выражения.

Экстатическая толпа — экстремальная форма экспрессивной толпы.

Действующая толпа — политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения. В ее рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.

Агрессивная толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как и направленность действий прозрачно выражены в названии.

Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности.

Стяжательная толпа — люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминирующей эмоцией здесь обычно становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх.

Повстанческая толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально-справедливым характером возмущения.

В практическом плане наиболее важное свойство толпы — превращаемость: если толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой.

В экстремальных ситуациях наибольшую опасность представляет паническая толпа. Согласно приведенной выше классификации паническая толпа — это подвид действующей толпы (наряду с другими подвидами: агрессивной, стяжательной и повстанческой).

Паника временное переживание гипертрофированного страха, порождающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самоконтроля, неспособностью реагировать на призывы, с утратой чувства долга и чести.

В основе паники лежит страх — опредмеченная тревога, возникающая как результат переживания беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее вместо того, чтобы бороться с ней.

В. М. Бехтерев считал, что паника это «психическая эпидемия кратковременного свойства», которая возникает в виде «подавляющего аффекта» чаще всего при большом стечении народа, которому как бы «прививается идея о неминуемой смертельной опасности», обусловленной складывающимися обстоятельствами. Паника, по его мнению, неразрывно связана с инстинктом самосохранения, который одинаково проявляется у личности независимо от ее интеллектуального уровня. Внушение в толпе распространяется подобно пожару; оно иногда возникает от случайно сказанного слова, отражающего переживания масс, резкого звука, выстрела, внезапного движения. В исступленной толпе каждый индивид влияет на окружающих и сам подвергается постороннему влиянию.

Психофизиологический механизм паники заключается в индукционном торможении больших участков коры головного мозга, что предопределяет понижение сознательной активности. В итоге наблюдается неадекватность мышления, неадекватная эмоциональность восприятия, гиперболизация опасности («у страха глаза велики»), резкое повышение внушаемости.

Биологическое толкование паники заключается в сравнении ее с гипобулическими реакциями у животных (бессмысленной активностью), как, например, в тех случаях, когда птица бьется о прутья клетки.

Психология паники, помимо взаимной индукции «психического заражения», «эмоционального отравления», во многом определяется резким повышением внушаемости из-за перевозбуждения психики.

Панику можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности и деструктивным последствиям.

По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику. В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно: групповая — от 2–3 до нескольких десятков и сотен человек, а массовая тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном замкнутом пространстве (на корабле, в здании) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего числа.

Под глубиной охвата имеется в виду степень панического заражения сознания. В этом смысле можно говорить о легкой, средней панике и панике на уровне полной невменяемости.

Легкую панику можно, в частности, испытывать тогда, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке). При этом человек сохраняет почти полное самообладание и критичность. Внешне такая паника может выражаться лишь легким удивлением, озабоченностью, напряжением.

Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Паника средней глубины часто проявляется при проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре и различных стихийных бедствиях.

Полная паника паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью — наступает при чувстве ужасной, смертельной опасности. В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль за своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие их критическую оценку, рациональность и этичность. Классические примеры паники — события на кораблях «Титаник», «Адмирал Нахимов», а также во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров в универмагах.

По длительности паника может быть кратковременной (секунды, несколько минут), достаточно длительной (десятки минут, часы), пролонгированной (несколько дней, недель). Кратковременная паника — это, например, паника в автобусе, потерявшем управление. Достаточно длительной бывает паника при землетрясениях, не развернутых во времени и не очень сильных. Пролонгированная паника это паника во время длительных боевых операций, например блокада Ленинграда, ситуация после взрыва на ЧАЭС.

По механизмам формирования выделяют два вида паники:

После непосредственого экстремального устрашающего воздействия, воспринимаемого как смертельная опасность.

После длительного пребывания в состоянии тревоги в ситуации неопределенности и ожидания, напряжения, ведущего со временем к нервному истощению и фиксации внимания на предмете тревоги.

Выделяют четыре комплекса факторов (иначе их называют также условиями, или предпосылками) превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.

1. Социальные факторы — общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии или предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.

2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.

3. Общепсихологические факторы — неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и достаточно значимой общей цели, эффективных пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.

Есть два основных момента, определяющих возникновение паники. Первый связан главным образом с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности, например, при взрыве, аварии, пожаре. Второй можно связать с накоплением соответствующего «психологического горючего» и срабатыванием «реле» определенного психического катализатора. Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности, невзгоды — все это создает благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае может быть все что угодно.

Механизм развития бурной динамической паники можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь: включение «пускового сигнала» (вспышка, громкий звук, обвал помещения, землетрясение), воссоздание образа опасности, активизация защитной системы организма на различных уровнях сознания и инстинктивного реагирования и следующее за этим паническое поведение. Проявление паники колеблется от случаев истерического поведения до подавленного, апатичного, отрешенного; имеются случаи игнорирования, иногда показного, опасностей.

Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, сразу отличающегося чем-то заведомо необычным (например, сирена, возвещающая начало воздушной тревоги). Частым поводом для паники являются пугающие слухи.

Для того чтобы привести к настоящей панике, действующий на людей стимул должен быть либо достаточно интенсивным, либо длительным, либо повторяющимся (например, взрыв, сирена, автомобильный клаксон, серия гудков и т. п.). Он должен привлекать к себе внимание и вызывать эмоциональное состояние подчас неосознанного, животного страха (Ольшанский, 2002).

Первый этап реакции на такой стимул — как правило, резкий испуг, потрясение, ощущение сильной неожиданности, шока и одновременно восприятие ситуации как кризисной, критической, угрожающей и даже безысходной.

Второй этап — обычно замешательство, в которое переходит потрясение, а также связанные с ним хаотичные индивидуальные, часто совершенно беспорядочные попытки как-то понять, проинтерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или же путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из известного человеку чужого, как бы заимствованного им, опыта. С этим связано острое чувство реальной угрозы. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится особенно актуальной и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает новый страх. Первоначально этот страх сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией. Если такой страх не будет подавлен, то развивается следующая стадия.

Третий этап усиление интенсивности страха по известным психологическим механизмам циркулярной реакции. Тогда страх одних людей отражается другими, что, в свою очередь, еще больше усиливает страх первых. Усиливающийся страх стремительно снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создает у большинства смутное ощущение обреченности. Завершается все это неадекватными действиями, которые обычно представляются людям, охваченным паникой, спасительными. Хотя на деле они могут совсем не вести к спасению: это этап «хватания за соломинку», в итоге все равно оборачивающийся паническим бегством (разумеется, за исключением тех случаев, когда бежать людям просто некуда). Тогда может возникать подчеркнуто агрессивное поведение: известно, насколько опасен бывает зверь, загнанный в угол, даже если он обычно убегает от опасности.

Четвертый этап массовое бегство. Паника именно как особый вариант массового поведения реально становится заметной, проявляясь в наблюдаемых феноменах — прежде всего в массовом бегстве. Раньше или позднее именно бегство становится естественным следствием любой паники. Стремление спрятаться, укрыться от надвигающегося страха (ужаса) — естественная реакция. Безоглядное бегство — как правило, апофеоз паники.

Пятый этап — завершение паники. Внешне паника заканчивается по мере прекращения отдельными людьми бегства.

Либо они это делают по причине усталости, либо начиная осознавать бессмысленность бегства и возвращаясь в «здравый ум». Обычные следствия паники либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям. Реже встречаются вторичные проявления паники.

Оценивая весь цикл панического поведения, надо иметь в виду следующие три момента. Во-первых, если интенсивность первоначального стимула очень велика, то все предыдущие, до бегства, этапы могут «свертываться». Для наблюдателя предшествующие этапы как бы невидимы и тогда только бегство становится непосредственной индивидуальной реакцией на панический стимул. Индивидуальной, но одинаковой для многих людей — соответственно, массовой.

Во-вторых, словесное обозначение пугающего стимула в условиях его ожидания может само непосредственно вызвать реакцию страха и панику даже до появления стимула.

В-третьих, всегда надо принимать во внимание ряд специфических факторов: общую социально-политическую атмосферу, в которой происходят события, характер и степень угрозы, глубину и объективность информации об этой угрозе и т. д. Это имеет значение для прекращения или даже предотвращения паники.

По своим деструктивным последствиям паника бывает следующих типов: 1) паника без каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических нарушений; 2) паника с разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время; 3) паника с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, срывами, с последствиями в виде длительной утраты трудоспособности и инвалидности.

Средства борьбы с паникой разнообразны. Убеждение (если позволяет время), категорический приказ, информация о несущественности опасности или же использование силы и даже устранение наиболее злобных паникеров. Остановить толпу, которая впадает в панику, значительно легче, начиная с последних, уменьшая группу насколько это возможно; перегораживать дорогу толпе, которая движется, гораздо труднее, так как на идущих впереди давят сзади.

Воздействие на паническое поведение в конечном счете представляет собой всего лишь частный случай психологического воздействия на любое стихийное поведение — прежде всего, на поведение толпы. Здесь действует общее по отношению к любой толпе правило: прежде всего необходимо снизить общую интенсивность эмоционального заражения, вывести людей из-под гипнотического воздействия состояния и рационализировать, индивидуализировать психику. В толпе любой человек лишен индивидуальности — он представляет собой всего лишь часть массы, разделяющую единое эмоциональное состояние, подчиняющую ей все свое поведение.

В панике, как особом состоянии психики толпы, есть и некоторые специфические моменты. Во-первых, это вопрос о том, кто станет образцом для подражания для толпы. После появления угрожающего стимула (звук сирены, клубы дыма, первый толчок землетрясения, первые выстрелы или разрыв бомбы) всегда остается несколько секунд, когда люди «переживают» (точнее, «пережевывают») произошедшее и готовятся к действию. Здесь им необходим пример для подражания. Жесткое, директивное управление людьми в панические моменты — один из наиболее эффективных способов прекращения паники.

Такие методы бывают особенно эффективными в сочетании с экстренным предъявлением нового, причем достаточно привычного, знакомого людям, стимула, вызывающего привычное, спокойное и размеренное поведение.

Во-вторых, в случаях паники, как и стихийного поведения вообще, особую роль играет ритм. Стихийное поведение — это поведение неорганизованное, лишенное внутреннего ритма. Если такого «водителя ритма» нет в толпе, он должен быть задан извне.

Роль ритмической, в частности хоровой, музыки имеет огромное значение для регуляции массового стихийного поведения. Например, она может за секунды сделать его организованным.

Сцепление локтями — одна из хорошо известных мер противодействия паническим настроениям. С одной стороны, ощущение физической близости товарищей повышает психологическую устойчивость. С другой стороны, такая позиция мешает провокаторам или индукторам паники расчленить ряды, после чего растерянность, ощущение беспомощности и паника станут намного вероятнее.

Известны приемы управляющего воздействия извне и изнутри, что зависит от такого специфического феномена, как география толпы.

Ранее отмечалось, что толпа как таковая не обладает позиционно-ролевой структурой и что в процессе эмоционального кружения она гомогенизируется. Вместе с тем в толпе часто образуется свой параметр неоднородности, связанный с неравномерной интенсивностью циркулярной реакции. География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при аэрофотосъемке) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется эффект циркулярной реакции, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние.

Поэтому психологическое воздействие на толпу извне обычно рекомендуется нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается. Для воздействия же изнутри агентам следует проникнуть в ядро, где внушаемость и реактивность гипертрофированы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Дать определение понятию экстремальная ситуация, виды экстремальных ситуаций. Критерии различия между кризисными и экстремальными ситуациями.

Экстремальная ситуация превышает возможности человека, в ней есть угроза жизни и здоровью.

Экстремальной называется ситуация которая ставит перед человеком больший объем

Отличительные признаки: Монотония/Резкие изменения ситуации (иррациональности)/Ограничение возможностей получения информации/одиночество/опять же угроза жизни.

Классификация: 1) Техногенные катастрофы

2) Природные катастрофы

3) Ситуации вооруженной борьбы

4) Глобальная террористическая угроза

5) Ситуации криминального характера

6) Экстремальные ситуации вызванные сменой формы общественного строя

7) Вызванные социально-культурными факторами

8) Профессиональные

9) На транспорте

10) Бытовые

В. И. Медведев выделяет два типа экстремальных ситуаций. Первый тип характеризуется, по мнению автора, такой интенсивностью внешних условий, которая при определенном времени воздействия вызывает обязательное ухудшение параметров, по которым оценивается состояние человека. Условия, ведущие при этом к обязательному появлению патологических состояний и к полной невозможности продолжать деятельность, выделены им в особую группу «сверхэкстремальных» условий. Для этих ситуаций характерны следующие признаки: физические характеристики факторов, состояние человека, показатель деятельности. Для ситуаций второго типа ведущими являются не физические, а информационно-семантические характеристики внешних условий. Соответственно, экстремальные условия данного вида характеризуются специфическим сочетанием признаков: информационно-семантическими характеристиками внешней среды, состоянием человека и показателем деятельности последнего.


По мнению А.М. Столяренко, к нормальным (обыденным) относятся те ситуации, которые не создают трудностей и каких-либо опасностей для человека, а требуют от него обычной активности. Они, как правило, заканчиваются позитивно. Параэкстремальные ситуации вызывают сильное внутренне напряжение, они способны приводить личность к неудачам. Экстремальные ситуации отличаются возникновением у человека предельного напряжения и перенапряжения. Они ставят перед личностью большие объективные и психологические задачи. В случае их возникновения резко снижается вероятность успеха и возрастает риск отрицательных последствий.

Гиперэкстремальные ситуации предъявляют к человеку требования, превышающие его способности. Они приводят к значительному нарастанию внутреннего напряжения, нарушениям обычного поведения и деятельности. Такие ситуации имеют опасные для жизни человека последствия. В зависимости от особенностей и результатов личностно-обстановочного взаимодействия, экстремальные ситуации делятся им на объективные, потенциальные, лично спровоцированные (виктимные) и воображаемые (фантазийные, мнимые, иллюзорные).


Экстремальная ситуация, как многомерное явление, представляет собой временное стечение негативных обстоятельств, выражающихся в особых, неблагоприятных условиях для деятельности человека.

Экстремальная ситуация — это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности, коллектива особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т. д.

Кризисная ситуация подразумевает внутреннюю переоценку ценностей, тупиковая ситуация.

Экстремальная ситуация: внешнее воздействие, наличие ресурсов для её разрешения.

чрезвычайных ситуаций — перевод на французский — примеры английский

Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.

Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

В чрезвычайных ситуациях , когда эрозия вызвала глубокие овраги, использование сельскохозяйственной техники затруднено.

Dans les cas extrêmes , lorsque l’érosion a profondément raviné le sol, les travaux Agricoles mécanisés sont impraticables.

В чрезвычайных ситуациях это также может включать ограничительные меры, такие как запрет определенных речевых действий.

Dans les cas extrêmes , ces stratégies peuvent même comprendre des mesures constraints, telles que l’interдикция определенных типов выражений.

Экстремальные ситуации В были вовлечены ответственные органы, которые были специализированными регулирующими органами.

Лес крайних ситуаций согласованных авторитетных ответственных сторон организации специальной регуляции.

Мятеж и тюрьма: изменение представлений в экстремальных ситуациях .

Часто пневморессоры подвергаются экстремальным ситуациям .

Другие терапевтические методы необходимы для решения экстремальных ситуаций .

Часы Explorer предназначены для экстремальных ситуаций .

Водителю видно все, даже экстремальных ситуаций .

Я, конечно, согласен с тем, что в этих более экстремальных ситуациях есть место социальной политике.

Je suis tout à fait d’accord pour dire que la politique sociale a sa place dans ces крайних ситуаций .

Это привело бы к чрезвычайным ситуациям в наших странах.

Статические охранники обучены реагировать на экстремальных ситуаций , которые, как мы надеемся, будут происходить редко.

Les Gardes Stationnaires sont Entraînés для восстановления в крайних ситуациях qui, nous l’espérons, ne Surviennent que Rarement.

Однако это право будет реализовано только в чрезвычайных ситуациях .

Серьезный, далеко идущий мониторинг, вероятно, позволил бы избежать чрезвычайных ситуаций в Греции и Испании.

Правильное наблюдение и мелкие вероятности позволяют разрешить экстремальных ситуаций , согласившись на Грецию и Испанию.

Европейский Союз должен разработать специальные инструменты для решения чрезвычайных ситуаций, таких, как эта катастрофа, происходящая в Испании.

Европейский союз разработал концепцию специальных инструментов для устранения экстремальных ситуаций сообщений о катастрофе в Испании.

Пневморессоры часто подвергаются экстремальным ситуациям, , например, отказу от контроля уровня.

Les coussins d’air sont souvent разоблачения крайних ситуаций , номинал. en cas de panne de régulation de niveau.

Даже без этих типов экстремальных ситуаций спортсмены испытывают огромное психологическое напряжение.

Même sans ces types of Extrêmes , les athlètes sont soumis à un огромной психологии стресса.

Созданы для самых суровых условий. Эти насосы обеспечивают оптимальную производительность даже в экстремальных ситуациях .

Conçues pour les environmental les plus difficiles Ces pompes fournissent des performances optimales même dans des extrêmes .

В лучших из них символическая атмосфера выдерживает жестокие инциденты с участием мужчин в экстремальных ситуациях .

Dans les meilleures, une atmosphère chargée de Symboles Entoure de Violents Incidents auxquels sont mêlés des hommes placés dans des des extrêmes .

Для этих сред требуются специализированные продукты и решения, которые были «усилены» для работы в экстремальных ситуациях .

Это необходимые среды для продуктов и специальных решений и средств для использования в экстремальных ситуациях .

Vital Stove — это уникальная печь для выживания, специально разработанная для экстремальных ситуаций .

,

чрезвычайных ситуаций — перевод на арабский — примеры английский

Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.

Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

В экстремальных ситуациях ваше тело будет реагировать на подсознательном, органическом уровне.

В определенных чрезвычайных ситуациях закон не отвечает требованиям.

Создание плана действий по изучению и устранению рисков, связанных с окружающей промышленной средой, в случае чрезвычайных ситуаций .

Тем не менее, он также пришел к выводу, что для продолжения эксплуатации предприятиям необходимо как можно скорее повысить свою устойчивость к экстремальным ситуациям сверх уже существующих запасов безопасности.

وفي الوقت نفسه, اعتبرت أن مواصلة تشغيلها يستلزم القيام في أقرب الآجال بتعزيز قدرتها على مقاومة الأحوال الشديدة الخطورة بمستوى يتجاوز هوامش الأمان التي تستوفيها حاليا.

Однако было чрезвычайных ситуаций, когда хаос или слабость государства не позволяли правительствам предоставить необходимую защиту.

ير نه ار لى نه توجد حالات وى تحول يها الفوضى أو عف الدولة دون يام الحكولحالات التود الحكولة دون يام الحكومات التوالةاتوميات الحكولات التوالة.

Обращаясь к вопросу 15, он отметил, что, хотя национальное законодательство не допускает содержания под стражей без связи с внешним миром, в чрезвычайных ситуациях обвиняемому не разрешалось связаться с адвокатом или изучить доказательства против него.

31 — وأشار, منتقلا إلى السؤال 15, أن التشريعات المحلية بالرغم من أنها لا تسمح بالحبس الانفرادي إلا أن في حالات قصوى لا يسمح للمتهم بالاتصال بمحام أو بحث الأدلة ضده.

Такие чрезвычайных ситуаций создают проблему, которая не решается обстоятельствами, исключающими противоправность.

وأثارت هذه الحالات القصوى مشكلاً لم يعالج في إطار الظروف النافية لعدم المشروعية.

В чрезвычайных ситуациях это также может включать ограничительные меры, такие как запрет определенных речевых действий.

ويمكن يشمل لك أيضاً في الحالات القصوى اتخاذ تدابير تقييدية مثل حظر خطابات معيّنة.

Стихийные бедствия и другие аналогичные чрезвычайные ситуации

Моя делегация считает, что санкции против государств следует рассматривать только как последнюю меру в случае чрезвычайных ситуаций .

ويؤمن وفد بلدي بأنه ينبغي اعتبار الجزاءات المتخذة ضد الدول مجرد تدابير نهائية يلجأ إليها في آخر المطاف في الحالات القصوى .

Правительства разрешили бы иностранным подводным лодкам заходить в каждую из своих территориальных вод только в экстремальных ситуациях , таких как немедленное бедствие.

ويمك للحكومات فحسب أن تسمح بمرور الغواصات الأجنبية في المياه الإقليمية في الحالات حسب ن تسمح بمرور الغواصات الأجنبية في المياه الإقليمية في الحالات حسب الة اللةالة الة الة.

В чрезвычайных ситуациях беженцы оказались в заложниках в отчаянных попытках бывших режимов и повстанческих группировок добиться своих целей.

وفي الحالات القصوى اللاجئون رهائن ي محاولة يائسة مي محاولة يائسة من النم السابقة والجماعات الحابقة المات التابقة تلمرقي.

Поиски мира и безопасности в мире не могут ограничиваться вмешательством только в чрезвычайных ситуациях .

ن السعي لى تحقيق السلام والأمن في العالم لا يمكن أن يقتصر على التدخل في الحالات القصوى فقط.

И в экстремальных ситуациях , подобных той, в которой вы находитесь сейчас, у вас нет выбора.

Что ж, в крайних ситуациях , когда супруг не может отделить себя от созависимости каким-либо другим способом, они были известны…

حسنا ، ي الحالات الوى عندما يكون الزوج غير ادر على ل نفسه عن فقدان الذات بأيّ رنيقان رلو

В чрезвычайных ситуациях последствия могут быть серьезными для членов определенных групп меньшинств, общества в целом и стабильности государства в целом.

وفي الحالات القصوى د تكون المضاعفات وخيمة على راد مجموعات معينة من ليات تولىالاعات ويمة على راد مجموعات معينة من ليات ولالالالعلا

Во многих экстремальных ситуациях международному сообществу нужно было сделать больше, чем просто ссылаться на права человека: оно должно было предпринять политические действия.

112 — واسترسل يقول إنه في كثير من الحالات القصوى , يتعين على المجتمع الدولي أن يفعل ما هو أكثر من مجرد الدعوة إلى احترام حقوق الإنسان: إذ يجب عليه القيام بإجراءات سياسية.

Наконец, в чрезвычайных ситуациях , соответствующих правовому определению, таким лицам также может быть предъявлено обвинение в участии в террористическом преступлении (убийство, взрывы и т. Д.).).

وأخيرا, يجوز, في الحالات القصوى التي ينطبق عليها التعريف القانوني, توجيه التهمة إلى أولئك الأشخاص بالمشاركة فيما نجم عن الجريمة الإرهابية (جريمة قتل واستخدام متفجرات لأغراض إرهابية).

Новые и расширенные механизмы следует рассматривать как защиту от чрезвычайных ситуаций , а не как основной источник ресурсов Фонда.

وينبغي النظر لى ترتيبات الإقراض الجديدة والمددة باعتبارها حاجزا وقائيا ضد الحالات القصو رتيبات الراض الجديدة.

Его делегация продолжает настаивать на том, что санкции следует вводить только в чрезвычайных ситуациях, после того, как были исчерпаны все средства компромисса, и только в соответствии с Уставом и международным правом.

73 — وأوضح أن وفده ما زال يرى أن الجزاءات لا ينبغي فرضها إلا في الحالات القصوى فقط وبعد استنفاد جميع وسائل الحلول الوسط وعلى أن يتم ذلك أيضا في إطار الامتثال للميثاق والقانون الدولي.,

Экстремальных ситуаций ▷ Испанский перевод

Экстремальные ситуации ▷ Испанский перевод — Примеры использования Экстремальных ситуаций в предложении на английском языке Для охоты в экстремальных ситуациях как дальность, так и светимость. X50 — это понятие для случая в крайних ситуациях, танто на дистанции в течение всего дня. Quiet следует использовать только в самых крайних ситуациях . Solo se debe utilizar en situaciones extremas . Использование этого сигнального слова ограничено крайними ситуациями . El uso de este término se limita a situaciones extremas de peligro. Они также могут заниматься спортом с собаками или в экстремальных ситуациях . También pueden servir para perros de deporte o en situaciones extremas . К смертоносным продуктам следует прибегать только в экстремальных ситуациях . Deberías buscar productos letales solo en situaciones extremas . Встроенный централизованный ограничитель для защиты системы в экстремальных ситуациях . Ограничение централизованной интеграции для защиты системы в крайних ситуациях . Этот символ появляется только в большинстве экстремальных ситуаций . Este símbolo sólo aparece en la mayoría de las situaciones extremas . Никто не знает, как другие отреагируют в экстремальных ситуациях . Нади Сабе cómo alguien va comportarse en una situación extrema . Портрет выдающегося человека в экстремальных ситуациях , военный фотограф, также является самым убедительным фильмом Кристиана Фрея. Retrato de un hombre excepcional en situaciones extremas , «Военный фотограф» находится в непосредственной близости от христианской свободы. Нам известно экстремальных ситуаций , в которых мы с радостью убедились в героическом сопротивлении и конечном успехе мальчиков и девочек, которых мы считали уязвимыми. Sabemos de situaciones límite donde hemos constatado con alegría la heroica resistencia y el éxito final de niños y jóvenes que creíamos уязвимых. Очевидно, что в экстремальных ситуациях выживание человека имеет приоритет над защитой окружающей среды. Es Evidente que en situaciones extremas la supervivencia humana tiene Prioridad sobre la protección del medio ambiente. Контроль наддува следует использовать только в экстремальных ситуациях при появлении симптомов от вашей терапии CPAP. El control de refuerzo sólo debe utilizarse en situaciones extremas en las que Experimente los síntomas de la terapia CPAP. Я-не-скажу-вам-чей голос проведет нас через три экстремальных ситуаций , которые на самом деле одинаковы. La voz de no-te-digo-quién narra tres situaciones límite que en realidad son una misma. Низкая самооценка мешает им идентифицировать, признавать или отмечать бесчисленные навыки, с которыми они преодолевали экстремальных ситуаций . La baja autoestima no les permite Identificar, reconocer y Знаменитость по грехам-номер-де-хабилидад-де-gestión de situaciones límite que han superado. ,

чрезвычайных ситуаций — перевод на итальянский — примеры английский

Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.

Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

Иногда в экстремальных ситуациях бывает …

Часы Explorer предназначены для экстремальных ситуаций .

Серьезный, далеко идущий мониторинг, вероятно, позволил бы избежать чрезвычайных ситуаций в Греции и Испании.

Un controllo serio e capillare avrebbe probabilmente evitato le limite limit di Grecia e Spagna.

Серия мощных и прогрессивных удилищ, которые можно назвать «универсальными» для экстремальных ситуаций .

Серия канальных потенциалов и прогрессивная технология, определяющая «универсальный» для предельных ситуаций .

В экстремальных ситуациях ваше тело будет реагировать на подсознательном, органическом уровне.

Никто не знает, как другие отреагируют в экстремальных ситуациях .

Кто-то как-то сказал мне, что экстремальных ситуаций иногда требуют крайних мер.

Qualcuno un tempo mi excche situazioni estreme , qualche volta richiedono misure estreme.

Решительность, смелость, смекалка помогли юному бойцу экстремальных ситуаций .

La Definition, il coraggio, l’ingegnosità ha aiutato il combattente giovane con situazioni estreme .

В крайних ситуациях финансового отчаяния долги могут быть ненавязчивыми.

Nelle situazioni estreme di disperazione finanziaria, i debiti Possono essere ненавязчиво.

Водителю видно все, даже экстремальных ситуаций .

Эта игра — высшая гоночная лихорадка, Ваши навыки вождения будут проверены в экстремальных ситуациях .

Это игра в массиве febbre da corsa, le tue abilità di guida saranno testate в situazioni estreme .

Отек бывает в экстремальных ситуациях : при кровоизлияниях, травмах, опухолях.

В этой работе я представляю синдром выживших экстремальных ситуаций .

Опыт научил меня ясно мыслить в экстремальных ситуациях .

Их надежность необходимо проверить в экстремальных ситуациях , то есть во время конфликта.

Per verificarne l’affidabilità devono essere testati in situazioni estreme , ovvero nel corso di conflitti.

Взгляд фотографа Николаса Мингассона обращен на людей, живущих в экстремальных ситуациях .

Николас Мингассон хочет видеть больше людей, живущих в условиях, .

Убытки после чрезвычайных ситуаций в основном связаны с физическим повреждением материалов.

Le perdite a seguito di situazioni estreme majormente dai danni fisici ai material.

Выжить в экстремальных ситуациях и побеждать, набрав самые высокие баллы.

Трехслойная структура для достижения максимальной теплоизоляции в экстремальных ситуациях .

Strutturato in tre strati per ottenere il massimo isolamento termico в situazioni estreme .

Выдающийся архитектор, который на протяжении двадцати лет творчески реагирует на экстремальных ситуаций, вызванных разрушительными стихийными бедствиями.

Un eccezionale architetto che da vent’anni risponde con la creatività estreme provocate da devastanti calamità naturali.,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *