Икона сергий радонежский куликовская битва: Об иконе — Сольвейгия — LiveJournal

Об иконе — Сольвейгия — LiveJournal

На днях я с удивлением узнала об ещё одном кульбите «исторической правды» с подачи Фоменко и Носовского. Сии — нисколько не учёные историки и не искусствоведы, — взялись в области, которая для них, оказывается, терра инкогнита, наводить свои порядки. Так они предприняли попытку «притянуть за уши» к своей версии истории произведения искусства, в данном случае — икону Сергия Радонежского. Путём измышлений они изпользовали изображённое снизу мамаево побоище в качестве доказательства… отсутствия татаро-монгольского ига в истории Руси. Итак, смотрим, что такое имеется в нижней части иконы.


Здесь можно разсмотреть http://www.xn--b1aghtoehk.xn--p1ai/upload/iblock/eeb/Kulikovskay_ikona_fragment.jpg

Что утверждают мимоисторики ФиН?

««На иконе мы видим много подробностей, подтверждающих нашу гипотезу, что Куликовская битва произошла в Москве на Кулишах, и что здесь сражались русские с русскими, а не русские с «татарами». Икона датируется серединой XVII века. Вооружение и тип лиц «татар» точно такие же, как и русских. И то, и другое войско изображены совершенно одинаково… Оба вражеских войска — русское и «татарское» — идут в бой, навстречу друг другу под одними и теми же знаменами. Нас долго и упорно убеждали, что на Куликовом поле сошлись в смертном бою православное русское Дмитрия Донского воинство с иноверцами — татарами Мамая. Следовательно, над войсками должны были бы развеваться совершенно разные знамена, с совершенно разной символикой. Мы видим, что и у русских, и у «татар» на знамени изображен один и тот же образ Нерукотворного Спаса… Напомним, что этот образ, как известно, был старым русским военным знаменем. Оказывается, что под этим же знаменем в бой шли и «татарские» войска Мамая. Это означает только одно. Что на Куликовом поле сошлись в смертном бою русские войска Дмитрия Донского и русские войска темника Мамая, то есть тысяцкого Ивана Вельяминова».

Это позволило «академикам» утверждать, что это явное подтверждение их гипотезы о том, что не было никакого монголо-татарского нашествия. А только княжеские междоусобные войны….

Но Носовский и Фоменко идут дальше: «Обратим внимание на то, что войско Дмитрия Донского имеет пушки. Не просто пушки, а целую батарею пушек. На иконе мы видим изображение этой батареи, ведущей огонь в направлении войска Мамая.

Формально ничего удивительно в этом нет. Поскольку, согласно скалигеровской истории, пушки появились на полях сражений как раз в середине XIV века. Потому что именно в это время в Европе открыли порох. Но историки уверяют нас, будто все это происходило исключительно на просвещенном Западе. А на Руси в то время якобы никаких пушек не было и в помине. Стреляли из луков, воевали тяжелыми булавами, дубинами».» http://www.spb.kp.ru/daily/25954.5/2896134/

А теперь, ознакомимся с трудами действительно учёных


Ви́ктор Васи́льевич Фила́тов (23 сентября 1918, Москва — 18 декабря 2009, Москва) — русский исследователь, знаток техники и технологии древнерусской живописи, реставратор монументальной и станковой темперной живописи.

Източник

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ТРУДЫ ОТДЕЛА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНСТИТУТА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ • XVI

В. В. ФИЛАТОВ

Изображение «Сказания о Мамаевом побоище» на иконе XVII в.

«…Как и ярославская монументальная живопись, отличающаяся чрезвычайно разнообразной и богатой тематикой, станковая живопись (иконопись) Ярославля поражает обилием различных бытовых и исторических сюжетов.

Разбирая и реставрируя иконы только одного Ярославского художественного музея, мы обнаружили большое количество интересных исторических сюжетов. Несколько икон из коллекции музея имеют изображения на сюжеты, связанные с борьбой русского народа против ханского ига. На иконах• художники изобразили вторжение Батыя в пределы Руси и первое большое вооруженное сопротивление, оказанное русскими ханам-завоевателям, — битву ярославцев на Туговой горе в 1237 г. Подробно иллюстрирована легенда о Меркурии Смоленском. Житие Федора и Михаила Черниговских содержит большое количество клейм с эпизодами разорения и угнетения русского народа ханами. Изображенные в клеймах этой иконы сюжеты настолько далеки от жития святых, что художник, увлекшись историей, в ряде клейм не изображает святых совсем. В ряду этих произведений значительное место занимает икона с подробным изображением; сюжетов «Сказания о Мамаевом побоище».

Икона с изображением «Сказания» была обнаружена мною и научным сотрудником музея им. А. Рублева Н. А. Деминой во время разбора фондов Ярославского областного художественного музея в 1951 г.

Икона эта имеет две разновременные части. Первая и основная часть иконы состоит из средника, где художник помещает изображение Сергия Радонежского, окруженное различными сценами из истории России конца XV—начала XVII в.; вокруг средника, как на всех иконах с циклом жития, размещено 24 клейма с эпизодами из жизни Сергия. Любопытен тот факт, что в цикле традиционных для жития Сергия Радонежского клейм отсутствует благословение Сергием великого князя Димитрия на Куликовскую битву. Вторая часть иконы представляет собою довольно узкую доску (высотой 30 см.), прикрепленную к основной иконе снизу к нижнему ее полю. Протяженность этой доски соответствует ширине основной части иконы (112 см). То, что обе эти части разновременны и не принадлежат кисти одного художника, окончательно установлено проведенной реставрацией, которая заключалась в основном в удалении потемневшей олифы и красочных записей.6 Кроме безусловного стилистического различия этих двух частей произведения, о разновременности их свидетельствуют также колористические отличия. Колорит живописи на дополненной нижней доске значительно темнее живописи основной части произведения. Это объясняется тем, что художник писал ее с желанием как можно более приблизить свое произведение к основной части иконы уже в то время, когда олифная пленка, покрывающая более старую часть иконы, значительно потемнела от времени. Судя по степени различия колоритов обеих частей, это произошло лет через 20—30 после завершения работы первым художником. Создание основной части произведения ориентировочно можно отнести к середине XVII в. на основании того, что стилистически она примыкает к живописи первой половины и даже начала XVII в., а написана она (как это нами определено) на текст жития Сергия, составленного Симоном Азарьиным и напечатанного на Московском печатном дворе в 1646 г.7

Облечь в изобразительную форму сложное литературное повествование, каким является «Сказание о Мамаевом побоище», задача чрезвычайно трудная. Обычно русские художники до конца X VI и первой половины XVlI в. сложные и большие литературные сочинения иллюстрировали способами, идущими от книжной иллюстрации. Они обычно выбирали из текста наиболее характерные отрывки и иллюстрировали их, располагая каждый сюжет в клейме прямоугольной формы. Скомпанованное подобным приемом произведение приобретало вид как бы разложенных в определен­ном порядке листов лицевых рукописей, снабженных небольшими поясняю­щими текстами. Отказ художников от общепринятой системы располо­жения сюжетов в клеймах начинает постепенно внедряться в иконописное искусство со второй половины X VI в. В XVII в. встречается уже много икон, где иллюстрации сложных повествований располагаются по всей по­верхности произведения не в виде прямоугольных клейм, а в виде отдель­ных сцен, разделенных для облегчения восприятия сюжета элементами пейзажа: крепостными стенами, горками и т. п. Перед художником, иллюстрирующим такое многосложное сочинение, как «Сказание о Мамаевом побоище», стояла трудная задача. Ему нужно было передать непрерывную последовательную связь в развитии сюжет­ной линии произведения, сохранив его композиционные особенности: вести повествование, постоянно сравнивая и противопоставляя два враждующих военных лагеря, во главе которых стояли, с одной стороны, великий князь Димитрий, с другой — Мамай. Кроме того, развертывая композицию на фризе, формат которого обусловлен приставной доской, он должен был выделить главные композиционные группы так, чтобы сложное развитие сюжетной линии литературного произведения не нарушало единого ком­позиционного замысла живописного произведения. Композиция фриза выполнена очень обдуманно и интересно. Схематически композиция фриза представлена на стр. 400.


Весь фриз разделен по горизонтали на две части. В большом, главном фризе художник изображает все события от начала «Сказания» до победы на Куликовом поле. В малом, нижнем фризе он помещает изображения событий, следующих за победой. Этот фриз располагается на выступающей части иконной доски, на так называемом поле.

Композиционным и сюжетным центром основного фриза является Москва, куда стекаются войска из различных княжеств и городов и откуда они выступают на поле Куликово. По левую сторону от центра располагаются события, предшествующие битве (рис. 1, 2), по правую — битва и ставка Мамая (рис. 2, 3). Вправо, как бы вспять, бежит Мамай с малочисленной свитой, и его убивают в Кафе (Феодосии). Влево развертываются сцены погребения павших в битве воинов и изображается войско, возвращающееся в Москву через Коломну. Фактическое разделение двух враждебных Руси сил: рязано-литовской коалиции, с одной стороны, и войска Мамая — с другой, подчеркнуто художником размещением их в правом и левом краях основного фриза. Этим художник отмечает не только их территориальную и военную, но и политическую изолированность.

Большое значение художник придает масштабному соотношению отдельных частей композиции. Стекающиеся к Москве войска, как ручейки, втекают в озеро (рис. 1), их объединение создает большую и монолитную силу. Враждебная коалиция рязанского князя Олега с литовским князем Ольгердом занимает скромный уголок в тылу русских войск. Силам Мамая художник уделяет большое место в композиции (рис. 3).

Развитие сюжета «Сказания о Мамаевом побоище» художник начинает с левой стороны вправо, как это обычно бывало на иконах с клеймами жития святого. Для иллюстрирования всего текста «Сказания» художник выбирает из него около пятидесяти сюжетных сцен. Кроме чисто изобразительных средств, художник использует обычный для древнерусской живописи прием: пояснение короткими текстами. Все тексты были только в нижнем (авторском) слое живописи и раскрыты при удалении позднейших красочных наслоений. Сохранившиеся остатки надписей XVII в. явились подсобным материалом при разборе изображений отдельных событий.

Создавая живописное произведение на тему «Сказания о Мамаевом побоище», художник, безусловно, имел для работы текст «Сказания», выбирая из него наиболее важные сюжеты, которые можно передать средствами изобразительного искусства. Как литературное произведение «Сказание» было очень популярно, о чем свидетельствует большое количество списков, сохранившихся до нашего времени.8

Различные списки «Сказания», дошедшие до нашего времени, являются не механически размноженным (переписанными) экземплярами произведения, а представляют группы произведений древнерусской литературы, созданных в различное время. Первый вариант «Сказания» был создан около 1410 г. 9 З а время своего существования и благодаря большой популярности сюжета оно претерпело несколько весьма существенных переработок. Сохранившиеся списки «Сказания» имеют весьма различные сюжетные и стилистические особенности, позволившие первому исследователю «Сказания» С. К. Шамбинаго 10 разделить их на четыре редакции: 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю. Л. А. Дмитриев также группирует все известные ему списки в четыре редакции, давая им наименования: Летописная, Киприановскай, Основная и Распространенная.11

Произведенный нами предварительный разбор изображений «Сказания» на иконе, а также сохранившиеся в композиции поясняющие тексты свидетельствуют о том, что художник XVII в. при работе воспользовался текстом Распространенной редакции. Время возникновения этой редакции близко к 70-м годам X V в. 12

«Сказание» начинается с рассказа о подготовке Мамая к войне против Русской земли. Затем следует эпизод, повествующий об измене Олега Рязанского и Ольгерда Литовского, сговорившихся с Мамаем о совместном выступлении против Москвы.

Если бы художник следовал тексту «Сказания», он должен был бы расположить в левом верхнем углу или ставку Мамая и переправу через Волгу, или переписку рязанского князя Олега с литовским князем Ольгердом. Но поместить на первом плане противников Русской земли он не мог, поэтому сюжеты, связанные с деятельностью князей рязанского и литовского, он относит ниже изображения Москвы, а ставку Мамая — в правый конец фриза. Таким образом, рассматривающий икону начинает с Москвы — главного города Русской земли.

Художник начинает иллюстрировать «Сказание» с момента получения Димитрием Ивановичем известия о выступлении войска Мамая (рис. 1, /) . Событие развертывается в Московском кремле, о чем свидетельствует изображение большого пятиглавого собора (Успенского собора) и трехъярусной колокольни (колокольни Ивана Великого). По левую сторону в каморе фигура в нимбе поклоняется образу «Спаса». По правую сторону та же фигура (судя по лицу) в княжеском костюме без головного убора (но с нимбом) стоит перед группой монахов. Группу эту возглавляет митрополит в белом клобуке, вокруг головы которого также имеется нимб. Над этими изображениями не сохранилось ни одного фрагмента надписи. Но, сравнивая их с текстом «Сказания», можно заключить, что в первой сцене художни

Куликовская битва — съ нами Богъ разумѣйте языцы.. — LiveJournal

 «В 1959 году была открыта икона XVII века с редким изображением Куликовской битвы, оригинал которой находится сейчас в Ярославле, в музее «Митрополичьи Палаты». Икона называется «Сергий Радонежский. Житийная икона».(1)
  В центре иконы расположено изображение святого Сергия Радонежского, по периметру идут изображения из его жизни (поэтому она и называется житийной), но интерес представляет доска, приставленная к иконе снизу, которая изображает Куликовскую битву – сражение между русским князем Дмитрием Донским и татаро-монгольским ханом Мамаем.
   Эту икону открыли следующим образом. Обычно иконы покрывались олифой, которая со временем темнела, и через 100 лет её поверхность становилась чёрной. Поверх неё писали новое изображение, не всегда совпадающее со старым, а иногда вообще не совпадающее. Таких наслоений могло быть несколько. В XX веке появились технические возможности для снятия верхних слоёв и открытия изначальных изображений, что и было сделано с иконой Сергия Радонежского только в 1959 году, что, вероятно, и спасло её от уничтожения.

   Музейное описание иконы гласит: «…В 1680-х гг. была добавлена наделка с живописным сказанием о «Мамаевом побоище». В левой части композиции изображены города и сёла, пославшие своих воинов на помощь Дмитрию Донскому – Ярославль, Владимир, Ростов, Новгород, Рязань, село Курба под Ярославлем и другие. Справа – лагерь Мамая. В центре композиции сцена Куликовской битвы с поединком Пересвета с Челубеем. На нижнем поле – встреча победоносных русских войск, погребение погибших героев и смерть Мамая».

  На всех этих картинках, взятых, как из русских, так и европейских источников, изображены сражения русских с монголо-татарами, но нигде невозможно определить кто русич, а кто татарин. Более того, в последнем случае и русские, и «монголо-татары» облачены практически в одинаковые золочёные доспехи и шлемы, и сражаются под одинаковыми хоругвями с изображением Спаса Нерукотворного».(2)
 
 О том, что русские полки и татарская конница воевали с обоих сторон говорил президент Путин В.В. (3) Вообще вопрос очень интересный: если верить официальной версии, то получается, что после сражения в Тульской области убиенных на поле брани увозили за 300 километров и хоронили в Москве. Как то это странно..
 Интересная версия этого события изложена также Ведославом, что Куликово поле находится в Москве (4).


 

(1) — http://peshera.org/khrono/Fotos-09/foto-389.jpg
(2) — http://peshera.org/khrono/khrono-09_4.htmlъ
(3) — 
(4) — http://www.swarog-fond.ru/article/articles/kulbitva.htm

Ведическая и христианская. Куликовская битва [Прошлое Руси]

Сражение двух систем: Ведическая и христианская — противоборствующие войска состояли из русских воинов. Куликовская битва

Фрагмент иконы «Сергий Радонежский. Житийная икона» (Куликовская битва)

В 1959 г. была открыта икона XVII века с изображением Куликовской битвы. Фоменко А.Т. и Носовский Г.В. обнаружили, что на иконе изображено сражение руских с рускими. С той и с другой стороны люди и стяги одинаковые. Сражались две системы – ведическая и христианская, а нам преподносят это как нашествие татар, которых никогда не было (монголо-татарское иго – ложь).

Пришедшая орда (старорусское слово для обозначения армии, войска) более чем на семьдесят процентов состояла из РУСОВ! И в то время население Великой Тартарии, как её называли на Западе, или Великой Асии, или Великой Расении, как её называли наши предки, на 70-80% состояло из славян! А остальные 20-30% населения образовывали многочисленные малые народы

Ведической Славяно-Арийской Империи, на землях которой они проживали. Были среди этих малых народов и тюрки, которым наши предки предоставили убежище после того, как эти племена стали гонимы и уничтожались на своей Родине в пределах Древнего Китая, но это – тема отдельного разговора. Так что не только Чингисхан был русом, но и подавляющее большинство его орды (армии) составляли славяно-арии. Земли так называемой Киевской Руси отделились от Ведической Империи на рубеже IX-X веков н.э., когда отступники варяги-русы Оскольд и Дир, так называемые, чёрные витязи, со своей дружиной захватили власть в Киеве. Так вот, эта самая орда русов пришла, чтобы восстановить древние традиции и не допустить проникновения паразитизма на русские земли.

Видео Онлайн

Известное высказывание президента В.В. Путина о Куликовской Битве, в которой русские якобы воевали против татар с монголами…

Сейчас уже во многих сувенирных магазинах продают карты Великой Тартарии. Президент В. Путин с членами правительства посетил Русское географическое общество, где учёные наглядно продемонстрировали первому лицу государства карты Российских земель многовековой давности. Развёрнутая древняя книга с картой Великой Тартарии доказывает наличие множества величественных городов, построенных нашими предками. Так же были представлены книги с подтверждением того, что не было Монголо-Татарского Ига, что это на Руси была гражданская война, и противоборствующие войска состояли из русских воинов.

Видео Онлайн

 

* Дополнительная информация:

 

Пресс-конференция «Великое прошлое — Великое будущее»

 

Пресс-конференция была посвящена работам Николая Левашова, раскрывающим действительное прошлое нашей Родины и нашей цивилизации. Многие корреспонденты впервые услышали интересный рассказ о реальном прошлом нашей планеты, о том, что она была колонизирована более полумиллиона лет назад людьми белой расы, создавшими мощную, высокоразвитую цивилизацию, в которую входили многие тысячи планет из различных галактик нашей Вселенной. Присутствовавшим были продемонстрированы оригиналы уникальных старинных документов, неоспоримо доказывающие достоверность того, о чём пишет Н.В. Левашов в своих работах. Во второй половине конференции академик Н. Левашов ответил на многочисленные вопросы журналистов.

Видео Онлайн

СкачатьАрхив-1, Н-Диск, Levashov

Скачать

аудио файл

* О Сущности, Разуме и многом другом… http://www.levashov.info — официальный сайт удивительного человека, русского учёного, целителя, писателя — академика Николая Левашова

Икона Сергия Радонежского: значение, в чем помогает

Сергий Радонежский, один из самых почитаемых и любимых православными русских святых, оставил неизгладимый след в истории Руси. О его роли свидетельствует тот факт, что первая икона Сергия Радонежского была  написана в начале XV века, то есть практически сразу же после его кончины в 1392 году.

Дни памяти:

  • 5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых;
  • 6 июля – Собор Владимирских святых;
  • 18 июля – Обре́тение честных мощей;
  • 19 июля – Собор Радонежских святых;
  • 6 сентября (переходящая) – Собор Московских святых;
  • 8 октября – Преставление.

Преподобный Сергий Радонежский

Житие святого

Его житие было полно чудес, что также нашло отражение в иконописи

В детстве отрок Варфоломей, как святой был наречен при крещении, очень плохо воспринимал учение, но после чудесной встречи с неким черноризцем с ним произошло удивительное превращение, и он стал преуспевать в учении.

По его завершении благочестивый юноша ушел в пустынь, чтобы вести отшельническую жизнь. Ему было около 20 лет, когда он принял монашеский постриг под именем Сергия, которое впоследствии прославило его по всей Руси. Постепенно вокруг Сергия стала собираться братия, и вместе они основали обитель, именуемую ныне Троице-Сергиевой лаврой. Тем самым было положено начало основанию множества монастырей: Сергием и его учениками их было создано около сорока.

Своей праведной жизнью и кроткой натурой Сергий Радонежский заслужил славу миротворца – ему удавалось примирить враждовавших между собой князей и добиться их сплочения вокруг московского князя Дмитрия

Это сыграло решающую роль в победе русского воинства в Куликовской битве, на которую Сергий лично благословил князя Дмитрия, о чем повествует икона Сергия Радонежского «Куликовская битва».

Икона Сергия Радонежского «Куликовская битва»

Уже в преклонном возрасте преподобный испытал великое потрясение от чуда, которое описывает икона «Явление Богородицы Сергию Радонежскому»: ему явилась сама Матерь Божия и пообещала и впредь Свое покровительство.

Икона Сергия Радонежского «Куликовская битва»

Сегодня икона преподобного Сергия Радонежского есть практически в каждом православном храме, а у многих и дома. Чтобы этот святой стал заступником и небесным покровителем мальчика, нареченного Сергеем, нужно обязательно подарить ему икону святого Сергия Радонежского.

Описание иконы

Образ иконы Сергия Радонежского являет нам седобородого старца в монашеском облачении, со свитком в левой руке и поднятой правой рукой с перстами, сложенными для благословения. Его лицо поражает мудростью, силой и терпением – он понимает греховность человеческой натуры, хотя сам безгрешен, и заставляет каждого молящегося осознать свои грехи и отринуть их.

Святой преподобный Сергий Радонежский

Широкое распространение получила также икона «Житие преподобного Сергия Радонежского», где сам святой изображен в центре, а в клеймах, окружающих его образ, — сюжеты из его жития, начиная с рождения, встречи с черноризцем и далее тех чудес, которые были совершены самим Сергием.

Сергий Радонежский. Житийная икона

В чем помогает икона Сергия Радонежского

Свою жизнь Сергий Радонежский посвятил богоугодным делам: он внес огромный вклад не только в распространение монашества на Руси, но и в сплочение русских князей перед лицом общего врага.

Значение его иконы заключается в напоминании о его жизненном подвиге, безгрешной подвижнической жизни и примере для всех православных, как нужно служить Христовой вере, не теряя мужества, но сохраняя кротость и терпение

Даже после кончины святого он продолжал творить чудеса, о чем свидетельствует множество случаев исцеления и преодоления жизненных трудностей.

Молитва перед иконой преподобного Сергия Радонежского помогает успешной учебе, недаром он считается покровителем учащихся

Помогает она вразумлению детей и подростков и избавлению их от дурного влияния; помогает справляться с бытовыми неурядицами, а также преодолевать собственные грехи, например, гордыню и отсутствие усердия. Сергий Радонежский при жизни защищал вдов и сирот, и молитва его иконе так же помогает им и сегодня.

Молитвы перед иконой

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Се́ргие вели́кий! Не забу́ди убо́гих свои́х до конца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до свое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́я дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, не премолчи́ за ны ко Го́споду и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския, и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый; а́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́теля предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся, е́же моли́тися о нас Всеми́лостивому Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ти вре́мя на покая́ние, и о невозбра́нном преи́тии от земли́ на Не́бо, мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и ве́чныя му́ки изба́витися, и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О, Небе́снаго граждани́не Иерусали́ма, преподо́бне о́тче Се́ргие! Воззри́ на нас ми́лостиво и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ Небе́сней. Ты горе́ на Небеси́; мы на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́ не то́лько ме́стом, ели́ко греха́ми свои́ми и беззако́ниями; но к тебе́, я́ко нам сро́дному, прибега́ем и взыва́ем: наста́ви нас ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Сво́йственно есть тебе́, о́тче наш, благоутро́бие и человеколю́бие: на земли́ живу́щу, не о свое́м то́кмо спасе́нии бысть тебе́ попече́ние, но и о всех к тебе́ притека́ющих наставле́ния твоя́ бы́ша тро́стию кни́жника скоропи́сца, на се́рдце ка́ждаго глаго́лы жи́зни начертава́ющего. Не теле́сныя то́кмо врачева́л еси́ боле́зни, но па́че душе́вных врач изя́щный яви́лся еси́; и вся твоя́ свята́я жизнь бысть зерца́лом вся́кия доброде́тели. А́ще толи́к был еси́, свя́тче Бо́жий, на земли́, коли́к ны́не еси́ на Небеси́! Ты днесь предстои́ши Престо́лу Све́та Непресту́пнаго и в Нем, я́ко в зерца́ле, зри́ши вся на́ша ну́жды и проше́ния; ты водворя́ешися со А́нгелы о еди́ном гре́шнице ка́ющемся ра́дующимися. И человеколю́бие Бо́жие есть, неистощи́мо, и твое́ к Нему́ дерзнове́ние мно́го, не преста́ни о нас вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего мир Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ нас, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. А́ще бо и недосто́йни есмы́ толи́каго отца́ и хода́тая, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ нам досто́йны чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́. Вся богопросвеще́нная Росси́я, твои́ми чудесы́ испо́лненная и ми́лостями облагоде́тельствованная, испове́дует тя бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́ и и́хже отце́м спомоществова́л еси́, не отри́ни и нас, чад их, стопа́ми их к тебе́ ше́ствующих. Ве́руем, я́ко ду́хом нам сопрису́тствуеши. Иде́же бо есть Госпо́дь, я́коже сло́во Его́ учи́т нас, та́мо и слуга́ Его́ бу́дет. Ты ве́рный еси́ раб Госпо́день, и Бо́гу везде́ су́щу, ты в Нем еси́, и Он в тебе́ есть, па́че же и те́лом с на́ми еси́. Се нетле́нныя и живоно́сныя твоя́ мо́щи, я́ко сокро́вище безце́нное, вручи́ нам чуде́с Бог. Предстоя́ще им, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ их на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менну в ну́ждах на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ нас в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. Па́ству же твою́ духо́вную, тобо́ю со́бранную, не преста́ни управля́ти жезло́м духо́вныя му́дро­сти, подвиза́ющимся помози́, разсла́бленных возста́ви, споспеши́ и́го Христо́во нести́ во благоду́шии и терпе́нии и всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нная не́дра Авраа́мова, иде́же ты ра́достно по труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Сергий Радонежский. Житийная икона Загрузка…

история, описание и значение, в чем помогает

Икону Преподобного Сергия Радонежского принято считать одной из основных святынь в Православии. Еще во время своей земной жизни этот святой был настоящим христианином, который вел смиренный образ жизни. Был трудолюбивым, верным и милосердным. Именно благодаря этому он и заслужил уважение церкви и народную любовь.

История иконы

Сергий Радонежский, один из самых почитаемых и любимых православными русских святых, оставил неизгладимый след в истории Руси. О его роли свидетельствует тот факт, что первая икона Сергия Радонежского была написана в начале XV века, то есть практически сразу же после его кончины в 1392 году.

В детстве отрок Варфоломей, как святой был наречен при крещении, очень плохо воспринимал учение, но после чудесной встречи с неким черноризцем с ним произошло удивительное превращение, и он стал преуспевать в учении.

По его завершении благочестивый юноша ушел в пустынь, чтобы вести отшельническую жизнь. Ему было около 20 лет, когда он принял монашеский постриг под именем Сергия, которое впоследствии прославило его по всей Руси. Постепенно вокруг Сергия стала собираться братия, и вместе они основали обитель, именуемую ныне Троице-Сергиевой лаврой. Тем самым было положено начало основанию множества монастырей: Сергием и его учениками их было создано около сорока.

Своей праведной жизнью и кроткой натурой Сергий Радонежский заслужил славу миротворца – ему удавалось примирить враждовавших между собой князей и добиться их сплочения вокруг московского князя Дмитрия

Это сыграло решающую роль в победе русского воинства в Куликовской битве, на которую Сергий лично благословил князя Дмитрия, о чем повествует икона Сергия Радонежского «Куликовская битва».

Уже в преклонном возрасте преподобный испытал великое потрясение от чуда, которое описывает икона «Явление Богородицы Сергию Радонежскому»: ему явилась сама Матерь Божия и пообещала и впредь Свое покровительство.

Сегодня икона преподобного Сергия Радонежского есть практически в каждом православном храме, а у многих и дома. Чтобы этот святой стал заступником и небесным покровителем мальчика, нареченного Сергеем, нужно обязательно подарить ему икону святого Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий Радонежский мирно почил 25 сентября (8 октября) 1392 года. Ровно через 30 лет его мощи были обретены, и сегодня они хранятся в Троице-Сергиевой лавре под Москвой.

Троицкий монастырь: 1355 год

Со временем с благословения Константинопольского патриарха Филофея в 1355 году в монастыре святого Сергия Радонежского был введен общежитийный устав. Территорию обители раздели на три части – общественную, жилую и оборонительную. По центру монастыря стояла новая деревянная церковь святой Троицы. Игуменом монастыря сначала стал упоминаемый ранее игумен Митрофан, а после его кончины – преподобный Сергий Радонежский.

В скором времени Троицкий монастырь, поддерживаемый великими князьями, стал считаться центром московских земель. Именно здесь и благословил на победу преподобный Сергий Радонежский войско Дмитрия Донского в бой с ордой Мамая.

Произошла Куликовская битва в день рождения Богородицы 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1380 года. Дата была выбрана не случайно, ведь сама Богородица покровительствовала Руси. На поле битвы вышли получившие благословение у святого Сергия монахи Троицкого монастыря Пересвет и Ослябя, когда-то они были славными воинами в дружине Дмитрия.

Это был священный долг каждого православного христианина. Победа была одержана, много братии полегло в те дни. После сражения Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь, чтобы лично оповестить отца Сергия о победе.

Есть такая необыкновенная чудотворная икона св. Сергия Радонежского, где он благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эта икона может исцелять от болезней и защищать настоящих воинов от ранений и гибели.

Описание иконы

По традиции святыня демонстрирует нам лик самого святого, изображаемый либо в полный рост, либо по уровень пояса. На плечи Сергия наброшена монашеская одежда. Как правило, рясу послушника рисуют чёрной либо красной.

Зачастую с помощью своей левой руки святой старец удерживает развёрнутый манускрипт, выступающий символом тяги к знаниям. А вторая рука жестом даёт благословение Сергия всем верующим людям.

Весь образ святого призван вырабатывать в людях стойкость духа, преданность вере, кротость и усердие. Один только взгляд на святыню позволяет справиться с гордыней и улучшиться в духовном плане, начав активно самосовершенствоваться.

Его лицо поражает мудростью, силой и терпением – он понимает греховность человеческой натуры, хотя сам безгрешен, и заставляет каждого молящегося осознать свои грехи и отринуть их.

Широкое распространение получила также икона «Житие преподобного Сергия Радонежского», где сам святой изображен в центре, а в клеймах, окружающих его образ, — сюжеты из его жития, начиная с рождения, встречи с черноризцем и далее тех чудес, которые были совершены самим Сергием.

В чем помогает

Обращаются к этому лику не только за себя, но и за близких, друзей, врагов. Молитвы Сергию Радонежскому об исцелении помогут избавится от многих физических и душевных недугов. Ведь этот божественный образ относят к числу чудотворных.

В каких же ситуациях данный образ сможет помочь вам:

  1. Святого просят помощи в разрешении проблем, касающихся учёбы.
  2. Кроме того, мольбы Сергию Радонежскому позволяют наиболее легко и гармонично разбираться с различными судебными делами, но исключительно праведными. Святейший старец оберегает от нападок обидчиков и даёт силы достаточно для отстаивания своих прав.
  3. Ещё с помощью молитвенных обращений реально усмирить свой буйный нрав и устранить такой негативный человеческий порок, как гордыня.
  4. Также вы можете просить Преподобного Сергия Радонежского исцелить вас или ваших родных и близких от любых патологий.
  5. Обращения к образу праведника защищают от разнообразных трудностей и облегчают процесс выхода из затруднительных жизненных ситуаций.
  6. Популярным считается обращение к образу с целью налаживания своих рабочих дел и получения того, о чём вы желаете.
  7. Ещё одно из назначений молитв Сергию Радонежскому – получение необходимой поддержки, защиты и обретение душевного спокойствия.

Безусловно, допустимо чтение молитв у образа не только за себя лично, но также за своё близкое окружение – родных, друзей и даже неприятелей.

Также к этому Святому обращаются накануне важных судебных дел и во время тяжбы. Он служит заступником честной жизни и праведников. Помогает всем, кто в делах и помыслах чист и искренен и в суде за правду против лжи борется.

Молитва к этому божественному лику поможет защитить Вас от жизненных проблем. Дети будут ограждены от неудач в учебе и дурного влияния. Для взрослых молитва о работе поможет добиться желаемых результатов на этом поприще.

Необходимо всегда помнить о том, что обращаясь с молитвой к иконе того или иного святого, мысль необходимо направлять к Богу, так как прошение за Вас будет от Святого идти, а исполнение прошения – от Господа Бога.

Наши молитвы направлены на то, чтобы обрести поддержку, защиту, а также покой в душе. Самое основное в любой молитве – искренняя вера и молитва, которая идет из Вашего сердца.

Молитвы

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый!

Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Многие студенты обращаются к этому святому об успешной сдаче экзамена. А вот так следует читать перед образом молитву об успешной сдаче экзамена:

«О преподобне и богоносне отче наш Сергее! Воззри на нас милостивно, и к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими.

Испроси предстательством твоим дар разумети науки и вся ны спосшествующими (с помощью твоих молитв) молитвами сподоби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десные же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».

Почитание святого

Почитают икону Сергия Радонежского 4 раза в году:

  • 8 октября (25 сентября по старому стилю) – день смерти
  • 18 июля (5 июля) – день обретения мощей Святого
  • 5 июня (23 мая) – день на честь Ростово-Ярославского собора
  • 19 июля (6 июля) – день на честь Радонежского собора.

Число храмов на территории России, названых на честь этого святого, превышает полтысячи. Божественные изображения с ним можно найти в каждом храме и церкви. Церковнослужители говорят, что любая молитва, которая произнесена перед этими иконами, способна творить чудеса. Существует несколько особенно почитаемых среди христиан:

Икона и мощи в Троице-Сергиевой Лавре

Чудесная ситуация связана с обретением мощей. После приставления Сергия в монастыре начали строить новый храм. И вот в самый разгар стройки одному прихожанину явился сам Сергий. Об этом верующий рассказал в храме и сообщил, что Радонежский просил достать его из земли и воды.

Монахи решили исполнить просьбу. Когда они подняли гроб, то увидела, что там была вода. После смерти прошло 30 лет и еще больше они были поражены, так как Его тело и одежды остались сохраненными. После этого большое количество паломников приходили сюда. Кому-то он излечил тело, а кому-то и душу.

А перед священным образом просят об: отречение от дурного образа жизни, здоровье детей, обретение веры.

Чудеса по молитвам преподобного Сергия Радонежского

Согласно Житию, преподобный Сергий Радонежский и сам совершил множество чудес.

Историк церкви Е. Е. Голубинский в своей работе перечисляет следующие чудеса преподобного:

  • Изведение источника. Поскольку «монахи оказались вынужденными приносить себе воду издалека», возник ропот, и тогда преподобный, «нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву», после чего открылся обильный источник воды.
  • Воскрешение отрока. Один местный житель, имея тяжко больного сына, понёс его к преподобному Сергию. Но когда он вошёл к преподобному в келью и попросил молитв о больном, сын его умер. Убитый горем ушёл за гробом. «Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим — и по его молитве дитя ожило».
  • Исцеление бесноватого вельможи.
  • Исцеление больного бессонницей, который «в продолжение двадцати дней не ел и не спал».
  • Наказание лихоимца, который «заставил одного бедного соседа своего уступить ему борова» и «не хотел платить за него денег». Сергий обратился к обидчику обличением и услышал в ответ обещание не только «заплатить за взятую у бедного соседа свинью, но исправить и всю свою жизнь», о котором вскоре забыл, и свиная туша была изъедена червями, «хотя время было зимнее».
  • Исцеление греческого епископа. «Слушая многие рассказы о преподобном Сергии, он не хотел верить им…» Но при встрече с преподобным «на него напала слепота», «и неволею исповедал он преподобному своё неверие», после чего преподобный Сергий вернул ему зрение.

Заключение

Жизнь отрока Варфоломея стала примером для современных детей и молодежи, который убеждает нас, что неприятные внешние обстоятельства или такие объективные, как нездоровье, неспособность к обучению, могут или разрушить жизнь, или дать основу для формирования сильной личности и ее особых черт характера, что и произошло с преподобным отцом нашим Сергием Радонежским. Икона прп. Сергия Радонежского всегда слышит наши молитвы о наших семьях, детях, родителях, а значит, и о будущем Отечества.

от XIV века к XXI веку

В «Сказании о Мамаевом побоище», одном из наиболее ранних литературных произведений о Куликовской битве (оно сложилось в конце XIV века, как предполагают исследователи — на основании свидетельств участников самого сражения), подробно рассказывается о поездке святого благоверного великого князя Димитрия Донского к «игумену Земли Русской» перед выступлением на Куликовскую битву.

В частности, в «Сказании» пересказывается разговор между святыми Сергием и Димитрием (этих сведений нет в Житии преподобного Сергия, составленном преподобным Епифанием Премудрым). Согласно «Сказанию», преподобный Сергий «рече :…живот ти будет; не уже бо ти еще венец на победы сия наидти, но во вспомявших летех, иным уже венцы плетутся» [1]. Это предречение святого о венцах, которые «уже плетутся» участникам битвы, предвосхитило земную и Небесную славу героев, отдавших свои жизни за Землю Русскую и Веру Православную у впадения Непрядвы в Дон.

Историки до сих пор спорят о числе погибших в Куликовской битве: по разным оценкам, на поле брани остались от ста десяти до трехсот шестидесяти тысяч русских воинов ([2], [3]). Среди погибших был ближний боярин святого князя Димитрия Михаил, прозванный Бренком. Согласно летописным сведениям, они перед битвой обменялись доспехами: Бренк одел великокняжеские, а сам князь надел одежду и доспехи простого ратника. Таким способом святой Димитрий ответил тем своим боярам, которые предлагали ему переждать битву в тылу войска. Как сообщается в Житии святого князя, им руководило горячее желание пострадать за Христа. Однако Господь судил восприять мученический венец в тот день не князю, а его боярину. Святой Димитрий был обнаружен после битвы весь израненный, но живой.

А боярину Михаилу будет суждено еще раз послужить Руси и Православной Церкви: через четыре столетия в потомстве Бренка процветет поистине благоуханный крин — великий угодник Божий, святитель Игнатий (Брянчанинов) [4].

В час битвы преподобный Сергий служил Литургию. Как сообщает святой Епифаний, «вся предсказоваше братиам бывшая святый: победу и храборство великого князя Димитрия Ивановича, преславно победу показавша на поганых, и от них избиенных по имени сказа, и приношение о них Всемилостивому Богу принесе» [5]. Эта Литургия, отслуженная великим чудотворцем, стала первой церковной памятью по страдальцам Куликовской битвы. Преподобный Сергий перечислял имена погибавших русских воинов в самый час их кончины; очевидно, что никаких записей в тот момент братия Троицкого монастыря не вела. В древних синодиках уцелели лишь около сотни имен павших, в основном, разумеется, князей (см. Приложение I).

По свидетельству летописей, лишь три княжества не прислали воинов Великому Князю. Все остальные русские князья пришли к месту сбора русского войска в Коломне со своими воинами. Среди них был двоюродный брат святого Димитрия Серпуховский князь Владимир Андреевич. В благословение от преподобного Сергия Великий Князь выпросил себе в войско двух иноков: Александра (в миру Пересвета) и Андрея (в миру Ослябю). Составитель Жития святого Димитрия замечает, что вряд ли они были нужны ему как дополнительные ратники, хотя их, бывших брянских бояр, отличали воинские выправка и искусство. Вероятнее всего, в их лице с русским воинством отправился как бы сам преподобный Сергий. Некоторые древнерусские источники называют Пересвета и Ослябю братьями. Неясно, имеется в виду родство плотское или духовное — через иноческие подвиги в Сергиевой обители, но факт памятования об этом обстоятельстве говорит о близости святых воинов-иноков.

Сам святой Сергий облек братьев в схиму, заповедав им: «Вот вам оружие нетленное, да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных». Схимонах Александр стал первым погибшим в битве: отвечая на вызов монгольского богатыря Челубея, он выехал на него лишь с одним копьем, облеченный, по заповеди игумена, в схиму вместо доспехов. Всадники пробили друг друга копьями и погибли оба. Схимонах Андрей уцелел в битве: еще в 1398 году он упоминается в составе посольства, отправленного Великим Князем Василием Дмитриевичем в Константинополь с милостыней [6].

Вернувшийся с победой Великий Князь озаботился не только погребением своих погибших воинов, но и церковным их поминовением. Одну из первых панихид совершил преподобный Сергий. В память погибших по воле Великого Князя было установлено особое ежегодное поминовение — субботний день перед Днем его Ангела, святого великомученика Димитрия Солунского. Димитриевская родительская суббота постепенно стала в Русской Церкви днем сугубой молитвы об упокоении православных вождей и воинов, на поле брани убиенных [7].

Святой священноисповедник Афанасий (Сахаров) замечает в своем труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви»: «В XIV веке нашли нужным установить особый день для поминовения воинов, убиенных на Куликовом поле. Для этого избрали не день битвы, 8 сентября, — в этот день ради двунадесятого праздника не может быть поминовения усопших. Поминовение приличнее всего приурочить к субботе. При этом избрали не субботу пред 8 сентября, ибо эта суббота в некоторые годы может совпадать с праздником Индикта или предпразднством Рождества Богородицы, а избрали субботу пред днем святого великомученика Димитрия Солунского, которого русские считали своим особым покровителем и помощи которого, в частности, приписывали свою победу над Мамаем» [8].

С этого времени почитание «вождей и воинов», погибших в Куликовской битве или участвовавших в ней, как бы ветвится. Великий Князь Димитрий Донской в церковной памяти всегда стоял особняком — его чтили не только как победителя Куликовского сражения, но как покровителя и защитника Москвы, образец благочестивого правителя. Так, в «Слове о житии великого князя Дмитрия Ивановича», написанном вскоре после его преставления, говорится: «Дмитрий же доблестен был и добр нравом, велик в своем величии, решителен в добродетельных деяниях, пока не почил в покое… Бывал он друзьям стеной и опорой, а врагам — мечом и огнем, иссекая нечестивых и сжигая их словно хворост». В «Слове» содержатся упоминания о чудесах, совершившихся в час кончины Великого Князя: воздух «возмутился», а лицо князя просияло ангельским светом. «Слово» заканчивается молитвой к благоверному Димитрию «о роде твоем и о всех людях, живущих в царстве твоем». В этой молитве почивший князь прямо называется святым, ныне пребывающим «где пажити святых отцов и вечное насыщение» [9].

Уже в наше время приснопамятный архидиакон Роман (Тамберг) написал балладу о святых воинах, невидимо охраняющих Москву [10]:

Первый всадник — грек святый Георгий,
Рядом — Донской Дмитрий, а за ним
Скачет в схимника простом уборе
Князь смиренный инок Даниил.

На иконе Явления Угрешской иконы святителя Николая Великому Князю Димитрию Донскому (конец XVII века, находится в собрании ЦАК МДА) Великий Князь изображен в нимбе [11]. Также в нимбе святой Димитрий изображен на иллюстрациях Лицевого Жития преподобного Сергия (созданного в основанной им Лавре в конце XVI века) и на иконе преподобного Сергия Радонежского «в житии», написанной около 1680 года и содержащей иллюстрации ко всем наиболее значимым эпизодам «Сказания о Мамаевом побоище» [12].

В середине XVII века почитание святого Димитрия было зафиксировано в «Книге, глаголемой описание о Российских святых»: в лике Московских чудотворцев указан «Святый благоверный великий князь и царь Димитрий Иоаннович Донский и Московский, преставися в лето 6897 месяца маия в 19 день» [13].

Параллельно с почитанием в Москве Великого Князя Димитрия, в Серпухове складывалось почитание его двоюродного брата Владимира Андреевича, получившего за отвагу и мужество, проявленные в Куликовской битве, прозвание Храбрый. Это почитание осталось в значительной степени локальным, однако стоит отметить наличие иконного изображения князя в нимбе (с надписанием «Благоверный князь Владимир Донской») в росписях Серпуховского Высоцкого монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским по просьбе князя Владимира на его землях. Благоверный князь Владимир также почитался серпуховцами не только как герой Куликовской битвы, но и как святой заступник Серпухова, его Небесный воитель [14].

Второй «ветвью» почитания в Русской Православной Церкви участников Куликовской битвы стало складывавшееся вокруг Богородице-Рождественского храма в Старом Симонове почитание схимонахов Александра и Андрея. Преподобномученик Александр Пересвет был погребен в Симоновском монастыре, где настоятельствовал преподобный Феодор — племянник и постриженник преподобного Сергия, в храме, освященном в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в день празднования которого состоялась битва). Когда отошел ко Господу схимонах Андрей, его похоронили подле его собрата. Ныне, к сожалению, точное местоположение могилы воинов-схимников утрачено, но в храме установлено надгробие с сенью, воспроизводящей облик той, которая была в храме до революции [15].

Однако и здесь память героев битвы оказалась в большей степени связана не с битвой как таковой, а с принадлежностью схимонахов Александра и Андрея к духовной семье преподобного Сергия. Это отражено в некоторых древних святцах, где Александр и Андрей указаны как Радонежские чудотворцы.

Долгое время почитание остальных мучеников Куликовской битвы ограничивалось заупокойным поминовением в Димитриевскую субботу. Упорядочивание церковного почитания Куликовских мучеников произошло только в XX веке.

Первым шагом к гласному провозглашению Церковью святости Куликовских мучеников и подвижников стало Определение Святейшего Патриарха Пимена от 10 июля 1981 года. В этот день в церковный календарь было внесено празднование в честь Собора Радонежских святых [16]. Кроме святых учеников преподобного Сергия и святых иноков Троице-Сергиевой Лавры, в Соборе Радонежских святых почитаются святые сродники и собеседники преподобного Сергия. Так в русский церковный календарь (пока лишь как местное празднование) были внесены дни памяти святого благоверного Великого Князя Димитрия Донского и преподобных Александра-Пересвета и Андрея-Осляби, схимонахов-воинов Радонежских [17]. День памяти святых Александра и Андрея был установлен (ввиду совпадения дня мученической кончины святого Александра с двунадесятым праздником) на 7 сентября. Святым Димитрию [18], Александру и Андрею ([19], [20]) были составлены тропари и кондаки. При этом в богослужебных текстах был сделан уже обратный акцент — все трое прославлялись в них именно в связи с Куликовской битвой.

Стоит отметить, что тем же Определением в Соборе Радонежских святых был прославлен преподобный Нектарий вестник — тот самый инок, который принес на Непрядву в самый день битвы грамоту преподобного Сергия со словами ободрения Великому Князю и русскому воинству.

Шесть лет спустя, 3 июня 1987 года, по благословению Святейшего Патриарха Пимена было установлено празднование соборной памяти Всех святых, в земле Тульской просиявших [21]. Поскольку Куликово поле находится в пределах Тульской епархии, то при установлении празднования имена подвижников и мучеников, связанных с Куликовской битвой, были также включены в соборную память [22].

Было установлено местное празднование в Тульской епархии благоверному Великому Князю Димитрию Донскому, святым воинам-схимонахам Александру и Андрею (с наименованием их обоих уже не преподобными, а преподобномучениками), ранее прославленным в Соборе Радонежских святых, а также святому благоверному князю Владимиру Серпуховскому и «всем святым воинам-мученикам, на Куликовом поле живот свой положившим». При установлении празднования Тульским святым им были составлены тропарь, кондак и величание. В величании сразу же было отражено богослужебное почитание Куликовских мучеников: «Величаем вас, святый благоверный княже Димитрие и мученицы-воини, и почитаем честную память вашу, вы бо на поле Куликове за веру и Отечество души своя положивше, подвигом любви землю Российскую прославили есте». Таким образом, через 607 лет после мученической кончины русских воинов Православная Церковь гласно засвидетельствовала их прославленность в Небесном Царствии, предреченную некогда преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, игуменом Радонежским и всея России чудотворцем.

На следующий год вся Полнота Православной Церкви торжественно праздновала тысячелетие Крещения Руси. На Освященном Поместном Соборе, проходившем 6-8 июня 1988 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, было принято решение о прославлении в лике святых угодников Божиих, просиявших в Русской Церкви за многовековую ее историю, благоговейно чтимых народом Божиим. В их числе к общецерковному почитанию был прославлен местночтимый в Москве и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Великий Князь Димитрий Донской. Память ему было определено творить 19 мая по юлианскому календарю, в день его блаженной кончины. Собор одобрил для богослужебного употребления тропарь и кондак святому и благословил составление ему особой службы [23]. 6 октября 1999 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви служба Великому Князю Димитрию, подготовленная в Синодальной Богослужебной комиссии, была одобрена к употреблению в богослужебном обиходе. Служба была опубликована в Приложении ко II части Минеи-Май, выпущенной Издательским Советом Русской Православной Церкви в 2002 году [24].

В этой службе, в славнике стихир «На хвалитех», кроме святого Димитрия, поминаются и его сподвижники, участвовавшие в Куликовской битве: схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, князья Владимир Храбрый и Андрей Полоцкий, воевода Димитрий Боброк, боярин Михаил Бренк, «с ними же и прочии вои, за землю Русскую не пощадившии живота своего».

Тогда же, в 2002 году, издательство Тульской епархии выпустило Службу всем святым, в земле Тульстей просиявшим [25]. Особенностью этой службы является структура канона (написанного под краегранесие [26] «Благословением Святейшего Патриарха Пимена»). В каждой песне канона (кроме девятой) первый тропарь посвящен соборному прославлению Тульских святых, второй — особо почитаемому в епархии преподобному Макарию Белевскому, предпоследний — какому-либо из ликов святости (с перечислением по именам тех святых этого лика, кто включен в соборную память). Третий же тропарь во всех песнях, кроме восьмой, посвящен святому благоверному князю Димитрию и мученикам-воинам Куликовской битвы.

Святые Димитрий и воины-мученики, на поле Куликовом «жизни своя положившия», упоминаются также в обеих молитвах из состава этой Службы при поименном перечислении наиболее почитаемых Тульских святых.

Так на заре наступившего XXI столетия Церковь почтила «в песнех и пениих» страдальцев, отдавших свои жизни за свободу и независимость Руси и за Православную Веру, разорить которую в Русской Земле похвалялся гордый Мамай.

Остается добавить, что день празднования Собора Тульских святых (а, значит, и всех святых Куликовской битвы) был установлен на день памяти преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца, 22 сентября по юлианскому календарю. По григорианскому календарю этому дню соответствует 5 октября, день завершения работы нашего Форума. Святии благоверный Великий Княже Димитрие и мученицы-воины, на поле Куликовом жизни своя за Веру и Отечество положившия, молите Бога о нас!

М.Е. Плякин
Отдел религиозного образования и катехизации
Саратовского Епархиального Управления



[1] Сказание о Мамаевом побоище (фрагменты). // В сб.: Жизнь и житие Сергия Радонежского. / Сост. В.В. Колесова. — М.: Советская Россия, 1991. ^

[2] Святой благоверный Великий Князь Московский Димитрий Донской. // В сб.: Московский Патерик. / Сост. Игумен Иосиф (Шапошников), Я.А. Шипов. — М.: Столица, 1991. ^

[3] Жития святых: 1000 лет русской святости. Собрала монахиня Таисия. — Джорданвилль, 1983. В 2-х тт. Т. I. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. ^

[4] Житие святителя Игнатия Брянчанинова. // В сб.: Жития русских святых. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. В 6-ти кнн. Кн. I. ^

[5] [Преп.] Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // В сб.: Жизнь и житие Сергия Радонежского. / Сост. В.В. Колесова. — М.: Советская Россия, 1991. ^

[6] Пересвет и Ослябя. // В сб.: Московский Патерик. / Сост. Игумен Иосиф (Шапошников), Я.А. Шипов. — М.: Столица, 1991. ^

[7] О поминовении православных воинов. // Панихида о православных воинех и о всех, за Веру и Отечество на брани убиенных. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2005. ^

[8] Епископ Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. — СПб.: Сатисъ, 1999. ^

[9] Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича. // В сб.: Сергий Радонежский. Сост. В.А. Десятников. — М.: Патриот, 1991. ^

[10] Архидиакон Роман (Тамберг). Святой Даниил Московский. // Альбом «Русь называют святою…» Свято-Данилов монастырь, 1996. ^

[11] Русские иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988. ^

[12] Преподобный Сергий Радонежский. / Сост. Н. Чугреева. — М.: Панорама, 1992. ^

[13] Книга, глаголемая описание о Российских святых. — М.: В Университетской типографии (М. Каткова) на Страстном бульваре, 1887. Репринт: М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. ^

[14] Пречистыя Владычицы нашея Богородицы Серпуховский Высоцкий мужской монастырь. — Серпуховский Высоцкий мужской монастырь, 2003. ^

[15] Прот. Владимир Силовьев. Воспитание истинного патриотизма. // Церковный вестник, N 17 (318) сентябрь 2005. ^

[16] Православный церковный календарь на 1994 год. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993. ^

[17] Собор Радонежских святых. // В сб.: Жития русских святых. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. В 6-ти кнн. Кн. III. ^

[18] Благоверный великий князь Димитрий Донской. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 1990. ^

[19] Икона святых воинов-схимонахов Александра Пересвета и Родиона (Андрея) Ослябя. // Приходская страница церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. ^

[20] Полный тропарион для клироса и мирян. — М.: Лодья, 1999. ^

[21] Максим, архиепископ Тульский и Белевский. Собор Тульских святых. // Журнал Московской Патриархии, N 10, 1988. ^

[22] Собор Тульских Святых. // Официальный Интернет-сайт Тульской епархии. ^

[23] Канонизация святых в XX веке. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1999. ^

[24] Служба благоверному великому князю Димитрию Донскому. // Минея дополнительная. Вып. 1. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2005. ^

[25] Служба всем святым, в земли Тульстей просиявшим. — Тула, 2002. ^

[26] Краегранесие (краестрочие, акростих) — фраза, составленная первыми буквами всех тропарей канона. ^

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/82.html

Куликовская битва: классика православной мифологии

От РП: Церковники всегда с фантастической наглостью с большим или меньшим успехом пытались примазаться буквально ко всем великим делам — к победе над Наполеоном, Великой Отечественной, даже к космические кораблям, которые «освящают» без зазрения совести. Как правило, во время самих великих дел роль церковников, была, в лучшем случае ничтожной. Однако, с веками истинные события стираются из памяти, а летописи и пропаганда остаются в руках церковников, представляющих чуть ли не все успехи России как результат своего мудрого духовного руководства. Типа, без них ну никуда. Если РПЦ сохранится через 100 лет, то будет неудивительно услышать, что Юрия Гагарина перед полётом в космос благославлял какой-нибудь святой Пимен или как его там. Даром что Гагарин был коммунист, а церковь к полётам в космос и всем с этим связанным не то что никогда не имела ни малейшего отношения, она была, мягко говоря, оппонентом этого направления. К счастью, оппонентом неудачливым. Церковь и церковники были такими всегда. Даже небольшое историческое исследование показывает, что церковная версия истории — это ложь на лжи. Так же было и с Куликовской Битвой — реальный Сергий Радонежский, который теперь типа особо почитаемый святой в РПЦ, был в реальности весьма мерзкой личностью, этот лживый старик вовсе не благословлял московского князя Дмитрия, ещё тогда не Донского. Более того, Дмитрий был отлучён от церкви и так и вступил в бой — отлучённым, ему даже перед смертью исповедь не полагалась. Сам Сергий Радонежский это отлучение весьма бодро поддерживал и был, мягко говоря, неприязненно настроен к князю Дмитрию, а если прямо — был его врагом. Кстати, Пересвет — вовсе никакой не монах, что прекрасно знают историки и он вовсе не выходил на бой, защищённый только «ризой схимника». Историки полагают, что Пересвет и его брат Ослябя были т.н. «монастырскими боярами» — наёмными профессиональными воинами, которым платила церковь. Это враньё церковники стали осторожно вводить в историю через сотню лет после Куликовской битвы, когда умерли даже дети участников и некому было сказать правду. Хорошая историческая статья об этой не имеющей отношения к реальности легенде.

Победа на Куликовом поле, безусловно, является одним из самых значительных событий в истории России. Как и всякое явление подобного масштаба, с годами ее стали сопровождать всевозможные домыслы, добавления, «новые подробности», присочиняемые, как правило, с благими намерениями. В какой-то момент такие виртуальные факты вдруг выходят на первый план, делаются не просто историческим штампом, а непреложной истиной. В истории Куликовской битвы такого рода «истины» тоже встречаются.

Сегодня, 21 сентября, нам еще раз напомнят о том, что основная заслуга в этой битве принадлежит православному святому Сергию Радонежскому, вовремя благословившему князя Дмитрия на битву. Этот факт настолько въелся в наше сознание, что почти никому не приходит в голову усомниться в его подлинности.

 Во многом за это мы должны быть благодарны Карамзину, который столь красочно описал духовное участие старца в ратном подвиге Дмитрия Донского и его дружины. Однако…

Однако, эта картина-икона — чистая церковная пропаганда и не имеет ни малейшего отношения к реальным событиям.

Немногие знают, что князь уходил на битву, будучи прОклятым митрополитом всея Руси Киприаном, и отлученным им от церкви. Но даже те, кому это известно, не задумываются о том, что пресловутого благославления князя на битву просто не могло быть потому… что Сергий Радонежский был ярым сторонником группировки Киприана, и уж конечно, не стал бы в чем-то благословлять опального князя. Более того, сам князь не стал бы обращаться к старцу за таковым благословением хотя-бы потому, что находился с Сергием в, мягко говоря, натянутых отношениях. Однако…

Обратимся к источникам

Тест текстологический

Памятники древнерусской письменности, в которых отражены события 1380г., давно выявлены в особый блок как «произведения куликовского цикла».

Как Сергий Радонежский стал героем Куликовской битвы

How did Sergius of Radonezh become a hero of the Battle of Kulikovo
Практически все выпускники русских школ знают, что Дмитрий Иванович Московский перед поездкой на Куликово поле отправился на север, в Троицкий монастырь. Цель такого маневра всем кажется ясной: князь отправился получить благословение Сергия Радонежского на свой подвиг. И даже те, кто не помнит других подробностей битвы, несомненно, скажут вам, что перед этим сражением дуэль Пересвета, посланного святым старцем для поддержки московского князя, произошла с неким Челубеем.

При этом, как правило, мало кто задается вопросом, почему спешивший навстречу врагу Дмитрий Донской, чтобы предупредить объединение войск Мамая с армией литовского князя Ягайло, направился в диаметрально противоположном направлении. . Нелогичность таких действий Дмитрия Ивановича очевидна: от Москвы до Коломны (куда и был назначен сбор отрядов, вышедших на Куликово поле) по прямой 103 километра; от Москвы до Троицкого монастыря — 70 километров, а от Троицкого до Коломны — еще 140 километров.Таким образом, «спешащий» великий князь Московский решил более чем удвоить свой путь, который теперь, по меркам того времени, должен был составлять не менее двух недель! Логически это сложно объяснить. Конечно, можно принять точку зрения известного педагога-новатора Виктора Федоровича Шаталова, однажды убедившего школьников, что Дмитрий пытался ввести врага в заблуждение. Но тогда необходимо хотя бы подумать, каким образом в XIV веке Мамай и Ягайло могли в свое время узнавать о странных передвижениях московского князя.А это действительно довольно сложно …

На этом странности не заканчиваются. Остается непонятным, а что заставило Дмитрия Ивановича стремиться получить благословение Сергия, а не его племянника Феодора, игумена Симонова монастыря, который находился совсем рядом (возле современной станции метро Автозаводская)? И как можно было надеяться на благословение Сергия или Феодора, если всего за два года до этого они вроде бы поддержали митрополита Алексия, который был в конфликте с Дмитрием из-за стремления последнего наставить своего ближайшего соратника на митрополита-Михаила? Ведь именно к ним, к Сергию и Феодору обратился и следующий, «законный» митрополит Киприан: «Они не прятались от вас и от всего христианского народа, как они относились ко мне, — не прятались. делать с любым святым земля стала.Я, божественная воля и избрание великого и святого собора и предложение вселенского патриарха, был назначен митрополитом всей Русской земли, о которой знает вся вселенная. И вот я со всей искренностью и доброжелательностью пошел к великому князю (Дмитрию Ивановичу. — И. Д.). И он послал ваших посланников, чтобы я не скучал по мне, и все же построил аванпосты, собирая войска и выставляя их перед ними, и какое зло я должен сделать, и, более того, смерть, чтобы предать нас с

.

Гайд Дугина — День Куликовской битвы

Здравствуйте, вы смотрите программу Директива Дугина.

Сегодня мы отмечаем день Куликовской битвы. Самая важная дата в истории России.

Куликовская битва не могла считаться точкой освобождения Руси от монгольского владычества. Но здесь, чтобы укрепить Московское княжество, под руководством великого князя Дмитрия Донского, впервые продемонстрировало свое умение нанести татарам поражение.Так из рядовых притоков впервые в истории России монгольский период стал самостоятельным образованием.


Победе Куликово предшествовала победа над Русской Ордой на реке Пьяный и на реке Воже. Но именно прямое противостояние с войсками Мамая на Куликовом поле действительно показало, что русские стали настолько сильными, что теперь их следует считать правителями Орды в полной мере.

У Куликовской битвы много аспектов.Дипломатический, религиозный и политический. В течение этого периода оставалась вероятность того, что Литва сделает христианство официальной религией и будет больше связываться с Москвой, а не с католической Польшей. В Орде между Мамаевым и Тахтамышей развернулась гражданская война. Проблема была у Дмитрия Донского с греческим митрополитом Киприаном. И наконец, вот русские княжества раздроблялись и меняли лагеря и партии по несколько раз в день.

В этой ситуации Дмитрий Донской, следуя заветам Андрея Боголюбского и Александра Невского и предвосхищая политику Ивана III, Василия Третьего и Ивана Грозного, прилагает невероятные усилия, чтобы сделать Москву и Россию предметом истории, великим и независимая власть.Объединить вокруг Москвы все русские земли. И то, что он бросает вызов непобедимым татарам и одерживает сложную, но исторически важную победу над ними на Куликовом поле, меняет ход всей российской истории.

Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский лично благословляет Дмитрия Донского на битву. Дает ему на помощь героям и монахам Пересвет Окабу. Казалось, может быть, игумен Исихаст, строгий фанат монашеской традиции посылать монахов на войну? Потому что это запрещено церковными правилами.Да, запрещено. Но в самых исключительных случаях запрет снимается только тогда, когда речь идет о судьбе Святой Руси, о будущем русского и мирового православия. Сергий Радонежский с подросткового возраста защищает людей, вникает в монашество, не занимается политикой, но в критический момент — накануне Куликовской битвы — отступает от этого правила. Бывают дни, когда политика становится священной, а земная война становится битвой ангелов против демонов. И тогда монахи, как воины Христа, бросились в бой.Бывает очень редко. Когда небо сходится с землей, и когда армии ада у дверей. Куликовская битва была таким случаем. Это была священная битва за прошлое и будущее Святой Руси.

И мы его выиграли. Мы все. Те, кто умер, кто сейчас жив, кто еще не родился. Такие решающие битвы и делают людей людьми. Мы русские, потому что это был наш бой и потому что мы его выиграли. Тех, кто отдал свои жизни в этой войне и создал нас. И тогда от войны к войне другие поколения, потомки тех, кто погиб или выжил на Куликовом поле, снова и снова сражались за христианский крест на нашу Родину.Таким образом, они создали ее и отдали свою жизнь за нас. Чтобы мы могли жить по-русски и в России, нужно было не только родить поколение русского происхождения, но и отстоять власть, бороться за ее независимость, чтобы умереть и завоевать ее свободу и ее власть. Так мы постепенно пришли от походов Святослава, Ледяной битвы и Куликовской битвы к возвышению Московии, Империи и величайшей державы в мире. А мы живем в России, говорим по-русски и придерживаемся Православия именно потому, что князь Дмитрий Донской вел свои войска на Куликовом поле.Потому что величайший русский преподобный Сергий Радонежский благословил нас, потому что мы погибли на Куликовом поле. И потому что мы победили. Из крови каждого павшего русского солдата возникают сотни и тысячи новых персонажей. И их становится все больше в молитве святых старцев. И поэтому мы собираем огромную Российскую армию, чтобы защитить и укрепить, чтобы сохранить нашу Святую Родину — нашу страну и нашу православную веру. Из века в век. И так до скончания веков.

Всего доброго, вы смотрели Директиву Дугина о Куликовской битве.

Эта история — не факты, а вечное настоящее народа. Это судьба, которая всегда действительна в прошлом, настоящем и будущем. Настоящий подвиг — не умереть. Напротив, он создает новые эксплойты. Вечное Куликово поле…

См. Передачу из архива — http://tsargrad.tv/

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *