В МИД оценили возможное признание Индии и Пакистана ядерными державами
https://ria.ru/20200304/1568134123.html
В МИД оценили возможное признание Индии и Пакистана ядерными державами
Признание Индии и Пакистана ядерными державами стало бы катастрофичным для Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), заявил директор департамента по… РИА Новости, 04.03.2020
2020-03-04T11:41
2020-03-04T11:41
2020-03-04T11:41
владимир ермаков
договор о нераспространении ядерного оружия
министерство иностранных дел российской федерации (мид рф)
пакистан
индия
в мире
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn25.img.ria.ru/images/152929/88/1529298897_0:263:1366:1031_1400x0_80_0_0_c87c38ebdcf5eaa4566588b2036e0065.jpg
<strong>МОСКВА, 4 мар — РИА Новости.</strong> Признание <a href=»https://ria.ru/location_Republic_of_India/» target=»_blank»>Индии</a> и <a href=»https://ria.ru/location_Pakistan/» target=»_blank»>Пакистана</a> ядерными державами стало бы катастрофичным для Договора о нераспространении ядерного оружия (<a href=»https://ria.ru/person_Vladimir_Ermakov» target=»_blank»>ДНЯО</a>), заявил директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями (ДНКВ) МИД России <a href=»https://ria.ru/person_Vladimir_Ermakov/» target=»_blank»>Владимир Ермаков.</a>
https://ria.ru/20200304/1568133296.html
пакистан
индия
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn25.img.ria.ru/images/152929/88/1529298897_0:135:1366:1159_1400x0_80_0_0_3644cca7b383c414bf54d42b8090b500.jpgРИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
владимир ермаков, договор о нераспространении ядерного оружия, министерство иностранных дел российской федерации (мид рф), пакистан, индия, в мире
Ядерные силы Индии

В Индии созданы развитая атомная энергетика и атомная промышленность, включающая все звенья ядерного топливного цикла, вооруженные силы республики оснащены ядерным оружием, начато строительство подводного атомного флота. Система ядерного вооружения как средства сдерживания и противодействия, главным образом, в отношении Пакистана и Китая, разделена в армии Республики между тремя родами ВС. Эта триада ядерного оружия представляет собой средства доставки в виде баллистических ракет для наземных, военно-воздушных и военно-морских сил.
Индия произвела первое испытание ядерного заряда мощностью 20 килотонн 18 мая 1974 года на полигоне Покхаран в штате Раджастхан. Официально ядерной державой Индия официально стала в 1998 году, совершив серию из 5-ти подземных ядерных испытаний «Шакти-98». В настоящее время Индия может производить две боеголовки в год.
Мирный атом
Попытка мирового сообщества ограничить развитие ядерной программы Индии, когда Дели отказалась присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, не увенчалась успехом. Индия продолжила развитие как военной программы, так и мирной, достигнув хороших результатов. Индия вошла в число мировых лидеров в сфере разработки «быстрых» ядерных реакторов – на быстрых нейтронах.
В настоящее время АЭС Индии производят примерно 3% электроэнергии в стране, к 2035 году планируют увеличить до 10%, а к 2050 году — до 25%.
В Индии создана трехступенчатая программа, базирующаяся на идее замыкания ядерного топливного цикла:
— 1-я ступень программы замкнутого ядерного цикла предполагает сжигание на энергоблоках с тяжеловодными реакторами PHWR природного урана-238 с последующим получением из облученного ядерного топлива плутония-239. Тяжеловодные реакторы предпочтительнее легководных с точки зрения наработки плутония из природного урана.
— 2-я ступень – выделенный плутоний должен использоваться в качестве ядерного топлива на энергоблоках с «быстрыми» реакторами. Сначала планируют применять на энергоблоках с «быстрыми» реакторами оксидное урановое топливо, после чего последует его замещение металлическим топливом – уранплутониевым, а затем с загрузкой еще и тория. Торий хотят начать применять (его в Индии довольно хорошие запасы – по разным оценкам от 225 до 360 тысяч тонн) с 2050 года.
— Внедрение тория позволит приступить к 3-й ступени программы — начать наработку урана-233. Для отработки перспективных ядерных энергетических технологий индийские атомщики создали проект тяжеловодного реактора AHWR, рассчитанного на использование тория.
Прототипом будущей атомной энергетики на быстрых нейтронах является индийский демонстрационный энергоблок PFBR-500 (с установленной электрической мощностью 500 мегаватт), который строится в Калпаккаме. Теплоноситель реактора – жидкий натрий.
Ядерный меч и щит
В структуре индийских вооружённых сил для управления ядерными силами создана специальная структура – NCA (Nuclear Command Authority), Администрация ядерного командования. Это не только военный, но и военно-политический орган управления. Ядерное командование занимается ядерным планированием в интересах обороны, отвечает за принятие и реализацию решения об использовании ядерного оружия для отражения внешней агрессии, во главе него стоит премьер-министр.
Органом оперативно-технического военного управления, подчиненным непосредственно NCA и председателю комитета начальников штабов вооруженных сил Индии, является сформированное в 2003 году Командование стратегических сил (Strategic Forces Command – SFC). Оно осуществляет координацию действий ядерных компонентов сухопутных войск и ВВС, представленных частями СВ, оснащенными баллистическими ракетами наземного базирования и авиационными эскадрильями самолетов-носителей ядерных бомб. В обозримом будущем в сферу ответственности SFC также войдут ныне создаваемые морские стратегические ядерные силы.
Авиационная компонента
В ВВС Индии носителями ядерного оружия могут быть французские тактические истребители «Мираж-2000Н» и русские Су-30МКИ. Из других типов самолетов, которые Индия потенциально может приспособить под носители ЯО, это истребители-бомбардировщики МиГ-27 и «Ягуар».
Ракетные силы
Командование стратегических сил имеет в своём распоряжении, в составе сухопутных войск, две группы тактических баллистических ракет SS-150 «Притхви-1» (ракета поступила на вооружение в 1994 году и имеет дальность стрельбы 150 километров), по одной группе баллистических ракет де-факто оперативно-тактического назначения «Агни-1» (впервые испытана в 1989 году, дальность стрельбы – 700–800 километров) и средней дальности «Агни-2» (на вооружении с 2002 года, 2000–3500 километров). Всего Индия располагает 80–100 ракетами «Агни-1», 20–25 «Агни-2» и не менее чем 60 «Притхви-1». Все они развернуты на самоходных пусковых установках с чешскими тягачами «Татра».
Возможно, что в Индии идёт работа по созданию железнодорожных пусковых установок для ракет «Агни-2».
Успешно испытана баллистическая ракета средней дальности (5500 километров) «Агни-3», способная поразить, например, Пекин и Шанхай. В стадии разработки находится и межконтинентальная баллистическая ракета «Агни-5». После их принятия на вооружение, Дели будет в состоянии поразить любой объект в Китае. Новая оперативно-тактическая ракета SS-250 «Притхви-2» (250–350 километров) cоздана для наземных ракетных частей ВВС, но, возможно, поступит также и в сухопутные войска. Существует и флотский вариант «Притхви-3» (дальность – 350 километров) класса «надводный корабль-земля».

Морская компонента
Морскую компоненту своих ядерных сил Индия начала создавать ещё с помощью СССР. В 1988 году в аренду индийским ВМС была передана АПЛ К-43 проекта 670. В Индии её назвали «Чакра», за три года её аренды индийские моряки получили уникальный опыт её использования.
В РФ продолжили эту добрую традицию, для ВМС Индии предназначена построенная в Комсомольске-на-Амуре многоцелевая АПЛ К-152 («Нерпа») проекта 971И. Срок аренды будет до 10 лет, индийцы её также назвали «Чакра».
Кроме того, индийцы и сами строят АПЛ, причём стратегические, вооруженные ядерными баллистическими ракетами. По программе ATV (Advanced Technology Vessel – «Судно передовой технологии») строятся три АПЛ, проект был создан ещё в конце 80-х годов. Головная АПЛ «Арихант» (на санскрите означает «Истребитель врагов») будет введена в строй в этом или 2012 году. Её ударную мощь составляют 12 баллистических ракет средней дальности К-15 «Сагарика». Эту ракету разработал Хайдарабадский центр ракетостроения многопрофильного государственного оборонного предприятия DRDO – тот же самый, что создал ракеты «Агни» и «Притхви». Первый подводный пуск «Сагарики» с погруженного испытательного понтона состоялся в 2008 году. Следующие индийские АПЛ могут получить на вооружение более дальнобойные баллистические ракеты K-X, являющиеся морским вариантом сухопутной ракеты «Агни-3». Индия планирует заложить ещё две АПЛ с ядерными ракетами.



Третьи ядерные державы и аутсайдеры

Между тем, помимо ряда односторонних обязательств, представленных данных и деклараций, они все еще не имеют юридически обязывающих и проверяемых ограничений на свои ядерные средства и программы их развития.
«Ядерную пятерку» дополняют четыре государства, имеющие ядерное оружие, но не участвующие в ДНЯО. Именно с ними, а также с «пороговыми» режимами (прежде всего с Ираном) связывается ныне опасность дальнейшего ядерного распространения, боевого применения ЯО в региональных конфликтах и попадания ядерных материалов или технологий в руки террористов.
ФРАНЦИЯ – «ТРИОМФАН» И «МИРАЖ»
Эта страна стоит на третьем месте в мире по стратегическим ядерным вооружениям с ее 108 носителями и примерно 300 боезарядами. Франция испытала ЯО в 1960 году и имеет на вооружении термоядерные боезаряды мощностью 100–300 кт.
Основа французских сил в настоящее время – это 3 ПЛАРБ типа «Триомфан» с 48 ракетами типа М45 и 240 боеголовками и одна лодка предыдущего проекта типа «Инфлексибль». Одна подводная лодка постоянно стоит в ремонте, а одна находится на морском патрулировании. Интересно, что Франция в целях экономии поддерживает комплект БРПЛ только для оперативно развернутых подводных ракетоносцев (т.е. в данном случае для трех). Дополнительно «Ударные силы» Франции включают 60 самолетов «Мираж 2000Н» и 24 палубных истребителя-бомбардировщика «Супер Этандар», способных доставить к целям в сумме примерно 60 ракет «воздух–земля». Франция не имеет других систем ядерного оружия.
Программа модернизации предполагает ввод в строй 4-й подводной лодки типа «Триомфан» (вместо выводимой из боевого состава последней лодки типа «Инфлексибль») и развертывание на всех подводных ракетоносцах новых БРПЛ типа М51.1 увеличенной дальности, а также принятие на вооружение новой авиационной системы – истребителя типа «Рафаэль». Авиационная составляющая французских СЯС относится к оперативно-тактическим средствам по российско-американской классификации, но входит в состав стратегических «Ударных сил» Франции. В 2009 году Париж объявил о намерении наполовину сократить авиационную компоненту, что снизит количественный уровень СЯС примерно до 100 носителей и 250 боезарядов.
Имея относительно небольшой ядерный потенциал, Франция открыто делает упор на весьма наступательный, даже «задиристый» тип ядерной стратегии, которая включает концепции первого применения ЯО, массированных и ограниченных ударов как по традиционным оппонентам, так и по странам-«изгоям», а в последнее время и по Китаю (для этого создается новая БРПЛ увеличенной дальности).
Вместе с тем снижен уровень боевой готовности французских «Ударных сил», хотя детали этого неизвестны. Франция прекратила производство урана в 1992 году и плутония в 1994 году, демонтировала установки по производству делящихся материалов для военных целей (пригласив посетить их представителей других государств) и закрыла ядерный испытательный полигон в Полинезии. Она также объявила о предстоящем одностороннем сокращении на треть своих ядерных средств.
ВОСТОЧНЫЙ ЯДЕРНЫЙ ТИГР
Китайская Народная Республика провела первое испытание ЯО в 1964 году. В настоящее время Китай – единственная из пяти великих держав, постоянных членов Совета Безопасности ООН и признанных пяти ядерных держав Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которая не предоставляет никакой официальной информации о своих вооруженных силах, включая ядерные средства.
Официальное обоснование такой секретности состоит в том, что китайские ядерные силы малочисленны и технически несопоставимы с ядерными средствами других держав «пятерки», и потому для поддержания своего потенциала ядерного сдерживания Китай нуждается в сохранении неопределенности в отношении его СЯС.
В то же время Китай – единственная из великих держав, которая на официальном уровне приняла обязательство о неприменении ЯО первой, причем безо всяких оговорок. Это обязательство сопровождается некоторыми расплывчатыми неофициальными разъяснениями (вероятно, санкционированными властью) о том, что в мирное время китайские ядерные боеголовки хранятся отдельно от ракет. Также указывается, что в случае ядерного удара ставится задача в течение двух недель доставить боеголовки к носителям и нанести ответный удар по агрессору.
Обычно считается, что ядерная держава, принявшая обязательство о неприменении ЯО первой, опирается на концепцию и средства ответного удара. Однако, по общепринятым оценкам, пока китайские СЯС, равно как и системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), инфраструктура пунктов боевого управления и связи слишком уязвимы, чтобы обеспечить возможность ответного удара после гипотетического разоружающего ядерного удара США или России.
Поэтому официальную доктрину КНР трактуют как преимущественно политико-пропагандистский инструмент (вроде советского обязательства о неприменении ЯО первым от 1982 году), не отражающий реального оперативного планирования СЯС, в действительности нацеленных на упреждающий удар в случае прямой угрозы ядерного нападения. Ввиду полной закрытости официальных данных все оценки ядерных средств КНР основываются на информации зарубежных правительственных и частных источников. Так, по некоторым из них Китай имеет около 130 стратегических баллистических ракет с ядерными боеголовками. В их составе есть 37 старых МБР стационарного базирования типа «Дунфан-4/5А» и 17 старых стационарных баллистических ракет средней дальности (БРСД) типа «Дунфан-3А». Также развернуто около 20 новых грунтово-мобильных МБР типа «Дунфан-31А» (китайский аналог российской ракеты «Тополь») и 60 новых грунтово-мобильных БРСД «Дунфан-21». (По другим данным, у Китая есть 12 «Дунфан-31/31А» и 71 БРСД «Дунфан-21/21А».) Все названные ракеты имеют моноблочную ГЧ.

Разрабатывается также новая МБР типа «Дунфан-41» с разделяющейся головной частью (6–10 боеголовок) для грунтово-мобильных и железнодорожно-мобильных пусковых установок (сходная со снятой с вооружения российской МБР РС-22). Китай периодически выводил в море экспериментальную атомную подводную лодку типа «Ксиа» с 12 пусковыми установками БРПЛ типа «Джуланг-1» и строит вторую лодку типа «Джин» с ракетами большей дальности «Джуланг-2». Авиационная составляющая представлена 20 устаревшими средними бомбардировщиками типа «Хонг-6», скопированными с советских самолетов Ту-16 выпуска 50-х годов.
Хотя Пекин отрицает наличие оперативно-тактических ядерных вооружений, есть оценки, что в Китае развернуто около 100 таких средств.
В общей сложности ядерный арсенал Китая оценивается примерно в 180–240 боеголовок, что делает его 4-й или 3-й ядерной державой после США и РФ (и, возможно, Франции), в зависимости от точности имеющихся неофициальных оценок. Китайские ядерные боезаряды относят в основном к термоядерному классу с диапазоном мощности 200 кт – 3,3 Мт.
Несомненно, что экономический и технический потенциал КНР позволяет осуществить быстрое наращивание ракетно-ядерных вооружений по всему диапазону их классов. Обращает на себя внимание, что, видимо, в контексте какой-то хитроумной политической линии по контрасту с крайне «скромными» стратегическими декларациями на военном параде по случаю 60-летия образования КНР 1 октября 2009 года Китай явно стремился произвести на весь мир впечатление быстро растущей военной мощи, включая стратегические ядерные вооружения.
СТАВКА НА «ТРАЙДЕНТЫ»
Великобритания наиболее открыта в отношении своего ядерного потенциала. Ее ЯО было впервые испытано в 1952 году, а в настоящее время английские термоядерные боезаряды имеют мощность порядка 100 кт и, возможно, субкилотонного класса.

Стратегические силы страны состоят из четырех подводных лодок типа «Вангард», на которых развернуто 48 БРПЛ «Трайдент-2», закупаемых в США, и 144 английских ядерных боеголовок. Комплект БРПЛ, как и у Франции, рассчитан на три подводные лодки, поскольку одна постоянно находится в ремонте. Дополнительно 10 запасных ракет и 40 боеголовок находятся на складском хранении. Есть неофициальные оценки, что некоторые БРПЛ оснащены одной боеголовкой малой мощности и нацеливаются на страны-«изгои». Никаких других ядерных сил Британия не имеет.
После горячих дебатов в середине текущего десятилетия было принято решение начать проектирование нового типа ПЛАРБ и планирование закупки модифицированных ракет «Трайдент-2» в США, а также разработать ядерные боеголовки нового типа на период после 2024 года, когда подводные лодки «Вангард» закончат срок службы. Вполне вероятно, что прогресс в ядерном разоружении США и России (новый и последующий договоры по СНВ) повлечет пересмотр этих планов.
Предусматривая варианты ограниченных ядерных ударов по странам-«изгоям», Лондон (по контрасту с Парижем) не акцентирует опору на ЯО и придерживается стратегии «минимального ядерного сдерживания». Официально объявлено, что ядерные силы находятся в состоянии пониженной боеготовности и их применение потребует длительного времени (недели) после передачи приказа высшего руководства. Однако никаких технических разъяснений на этот счет дано не было. Соединенное Королевство объявило полный объем своих запасов расщепляющихся материалов, а также поместило расщепляющиеся материалы, которые более не требуются для оборонных целей, под международные гарантии МАГАТЭ. Оно предоставило все объекты по обогащению и переработке для проведения международных инспекций МАГАТЭ и начало работу по национальной исторической отчетности по произведенным расщепляющимся материалам.

Пакистанская ядерная ракета средней дальности «Гхаури»
ЯДЕРНЫЙ ЩИТ ИЕРУСАЛИМА
Израиль отличается от остальных ядерных государств тем, что не только не сообщает официальных данных о своем ядерном потенциале, но и не подтверждает его существования. Тем не менее никто в мире ни в правительственных, ни в частных экспертных кругах не ставит под сомнение наличие в Израиле ядерного оружия, причем Тель-Авив вполне намеренно не оспаривает эту оценку. По аналогии с американской линией относительно их ядерных средств на кораблях и подводных лодках, базирующихся в Японии, Израиль проводит стратегию ядерного сдерживания по принципу «не подтверждать и не отрицать».
Официально не признанный ядерный потенциал Израиля, по мнению руководства страны, оказывает вполне ощутимый эффект сдерживания на окружающие исламские страны и в то же время – не усугубляет неудобное положение США при оказании военной помощи и политической поддержки безопасности Израилю. Открытое признание факта обладания ЯО, как, видимо, полагают израильские руководители, могла бы спровоцировать окружающие арабские страны на выход из ДНЯО и создание собственного ЯО.
По всей видимости, Израиль создал ядерное оружие в конце 60-х годов. Израильские ядерные боезаряды сконструированы на базе оружейного плутония, и, хотя они никогда не проходили натурных испытаний, никто не сомневается в их боеспособности ввиду высокого научно-технического уровня израильских ядерщиков и тех, кто им содействовал за рубежом.
По экспертным оценкам, в настоящее время израильский ядерный арсенал насчитывает от 60 до 200 боезарядов разного типа. Из них около 50 представляют собой ядерные боеголовки для 50 баллистических ракет типа «Иерихон-2» средней дальности (1500–1800 км). Они перекрывают практически все страны Ближнего Востока, включая Иран, зону Кавказа и южные районы России. В 2008 году Израиль испытал ракету «Иерихон-2» с дальностью 4800–6500 км, что соответствует системе межконтинентального класса. Остальные израильские ядерные боезаряды, видимо, являются авиабомбами и могут доставляться ударной авиацией, прежде всего более чем 200 самолетами F-16 американского производства. Дополнительно Израиль недавно приобрел у Германии три дизель-электрические подводные лодки типа «Дельфин» и заказал еще две. Вероятно, торпедные аппараты этих лодок были приспособлены для запуска тактических КРМБ типа «Гарпун» (дальностью до 600 км), приобретенных у США и способных наносить удары по наземным целям, в том числе с ядерными боезарядами.
Хотя Израиль по понятным причинам никак не разъясняет свою ядерную доктрину, очевидно, что она предусматривает первое применение ЯО (превентивный или упреждающий удар). Ведь по логике вещей она призвана предотвратить ситуацию, выражаясь формулой российской Военной доктрины, «когда под угрозу поставлено само существование государства». До сих пор на протяжении 60 лет во всех войнах на Ближнем Востоке Израиль одерживал победы с использованием только обычных вооруженных сил и вооружений. Однако с каждым разом это было более трудно и стоило Израилю все больших потерь. Видимо, в Тель-Авиве считают, что такая результативность применения израильской армии не может продолжаться вечно – с учетом уязвимого геостратегического положения государства, огромного превосходства окружающих исламских стран по населению, размерам вооруженных сил, с их объемными закупками современных вооружений и официальными декларациями о необходимости «стереть Израиль с политической карты мира».
Вместе с тем тенденции последнего времени могут поставить под сомнение израильскую стратегию национальной безопасности. В случае дальнейшего распространения ядерного оружия, прежде всего через обретение его Ираном и другими исламскими странами, ядерное сдерживание Израиля будет нейтрализовано ядерным потенциалом других государств региона. Тогда возможно катастрофическое поражение Израиля в одной из будущих войн с применением обычного оружия или еще большая катастрофа в результате региональной ядерной войны. При этом несомненно, что «анонимный» ядерный потенциал Израиля является серьезной проблемой для укрепления режима нераспространения ЯО на Ближнем и Среднем Востоке.
АТОМНЫЙ ИНДОСТАН
Индия наряду с Пакистаном и Израилем относится к категории государств – обладателей ЯО, не имеющих юридического статуса ядерной державы согласно статье IX ДНЯО. Дели не предоставляет официальных данных о своих ядерных силах и программах. Большинство специалистов оценивают индийский потенциал примерно в 60–70 ядерных боезарядов на основе оружейного плутония с мощностью 15–200 кт. Они могут быть размещены на соответствующем количестве моноблочных тактических ракет («Притхви-1» дальностью 150 км), оперативно-тактических ракет («Агни-1/2» – от 700 до 1000 км) и проходящих испытания баллистических ракет средней дальности («Агни-3» – 3000 км). Также Индия испытывает баллистические ракеты морского базирования малой дальности типа «Дхануш» и К-15. Средние бомбардировщики типа «Мираж-1000 Важра» и «Ягуар ИС Шамшер», вероятно, могут служить носителями ядерных авиабомб, как и закупленные у России истребители-бомбардировщики типа МиГ-27 и Су-30МКИ, причем последние оснащены для дозаправки в воздухе с самолетов Ил-78 также российского производства.

Проведя первое испытание ядерного взрывного устройства в 1974 году (объявленного испытанием в мирных целях), Индия открыто испытала ЯО в 1998 году и объявила свои ядерные силы средством сдерживания КНР. Впрочем, как и Китай, Индия приняла обязательство о неприменении ЯО первой, сделав исключение для ядерного ответного удара в случае нападения на нее с использованием других видов ОМУ. Судя по доступной информации, Индия, как и КНР, практикует раздельное хранение ракетных носителей и ядерных боезарядов.
Пакистан провел первое испытание ЯО в 1998 году почти одновременно с Индией и с официальной целью сдерживания последней. Впрочем, сам факт почти одновременного испытания свидетельствует о том, что разработка ЯО велась в Пакистане на протяжении длительного предшествовавшего периода, возможно, начиная с индийского «мирного» ядерного эксперимента 1974 года. В отсутствие какой-либо официальной информации пакистанский ядерный арсенал оценивается примерно в 60 с лишним боезарядов на основе обогащенного урана с мощностью от субкилотонного масштаба до 50 кт.
В качестве носителей Пакистан использует два типа оперативно-тактических баллистических ракет дальностью 400–450 км (типа «Хафт-3 Гхазнави» и «Хафт-4 Шахин-1»), а также БРСД дальностью до 2000 км (типа «Хафт-5 Гхаури»). Новые баллистические ракетные системы средней дальности (типа «Хафт-6 Шахин-2» и «Гхаури-2») проходят испытания, как и крылатые ракеты наземного базирования (типа «Хафт-7 Бабур»), схожие по технологии с китайскими КРНБ «Дунфан-10». Все ракеты размещаются на грунтово-мобильных пусковых установках и имеют моноблочную ГЧ. Крылатые ракеты типа «Хафт-7 Бабур» также испытываются в вариантах авиационного и морского базирования – в последнем случае, видимо, для оснащения дизель-электрических подводных лодок типа «Агоста».
Вероятные авиационные средства доставки включают истребители-бомбардировщики типа F-16 A/B американского производства, а также французские истребители «Мираж-V» и китайские А-5.
Оперативно-тактические ракеты выдвинуты на рубежи в пределах досягаемости до индийской территории (как и индийские – вблизи пакистанской). Системы средней дальности перекрывают практически всю территорию Индии, Центральную Азию и российскую Западную Сибирь.
Официальная ядерная стратегия Пакистана открыто опирается на концепцию первого (превентивного) ядерного удара – со ссылкой на превосходство Индии по силам общего назначения (как у России в контексте превосходства США, НАТО и в перспективе – КНР). Тем не менее, по доступной информации, пакистанские ядерные боезаряды хранятся раздельно с носителями, как и индийские, что подразумевает зависимость пакистанского ядерного сдерживания от своевременного предупреждения о возможной войне с Индией.
Раздельное хранение в случае Пакистана имеет огромное значение – ввиду неустойчивого внутриполитического положения страны, большого влияния там исламского фундаментализма (в том числе в офицерском корпусе), ее вовлеченности в террористическую войну в Афганистане. Также нельзя забыть опыт преднамеренной утечки ядерных материалов и технологий через сеть «отца пакистанской атомной бомбы» нобелевского лауреата Абдул Кадир Хана на мировой «черный рынок».
САМАЯ ПРОБЛЕМНАЯ ЯДЕРНАЯ ДЕРЖАВА
Корейская Народная Демократическая Республика в плане ее ядерного статуса представляет собой довольно курьезный юридический казус.
С точки зрения международного права пятерка великих держав состоит из юридически признанных согласно ДНЯО ядерных держав – «государств, обладающих ядерным оружием» (статья IX). Три остальные де-факто ядерные государства (Индия, Пакистан и Израиль) признаются таковыми в политическом отношении, но не считаются ядерными державами в юридическом смысле этого понятия, поскольку они никогда не были членами ДНЯО и не могут присоединиться к нему в качестве ядерных держав согласно упомянутой статье.
Северная Корея стала еще одной категорией – государством с непризнанным ядерным статусом. Дело в том, что КНДР воспользовалась в военных целях плодами мирного ядерного сотрудничества с другими странами в рамках ДНЯО, допустила явные нарушения его статей о гарантиях МАГАТЭ и в конце концов вышла из ДНЯО в 2003 году с грубыми нарушениями его статьи X, определяющей разрешенный порядок выхода из Договора. Поэтому признание ядерного статуса КНДР было бы равнозначно поощрению вопиющих нарушений международного права и показало бы опасный пример другим возможным странам-нарушительницам.
Тем не менее КНДР провела испытания ядерных взрывных устройств на основе плутония в 2006 и 2009 годах и, по экспертным оценкам, имеет примерно 5–6 таких боезарядов. Предполагается, однако, что эти боезаряды недостаточно компактны, чтобы разместить их на ракетных или авиационных носителях. При усовершенствовании этих боезарядов Северная Корея теоретически могла бы развернуть их на нескольких сотнях баллистических ракет малой дальности типа «Хвансонг» и нескольких десятках БРСД типа «Нодонг». Испытания МБР типа «Тэподонг» в 2007–2009 годах были неудачными.
При оснащении ядерными боеголовками ракеты «Хвансонг» могли бы перекрыть всю Южную Корею, прилегающие районы КНР и российское Приморье. Ракеты средней дальности «Нодонг» в дополнение к этому могли бы достигнуть Японии, центрального Китая, российской Сибири. А межконтинентальные ракеты «Тэподонг» в случае успешного завершения их разработки обрели бы досягаемость до Аляски, Гавайских островов и западного побережья основной территории США, практически всех регионов Азии, европейской зоны России и даже Центральной и Западной Европы.
Индийское ядерное испытание 1974 года — 40 лет ядерного пути
«Индия считает, что этот договор несправедлив и не нужен ей, что он делит страны на привилегированную группу государств, у которых может быть атомное оружие, и остальные страны, которые не имеют права на него. Из-за ДНЯО Индия была лишена доступа к гражданским атомным технологиям, так как Группа ядерных поставщиков (ГЯП) запретила передачу таких технологий государствам, не подписавшим ДНЯО. Следует отметить, что ГЯП была создана во многом именно в ответ на индийское испытание», — рассказал эксперт, добавив, что Индия, тем не менее, впоследствии могла в определенной степени сотрудничать с зарубежными странами в атомной сфере на основе двусторонних договоров.Индия с 1974 года прилагала большие усилия к тому, чтобы убедить мир отказаться от ядерного оружия — так, в 1988 году премьер-министр Раджив Ганди предложил Генассамблее ООН свой знаменитый план по ядерному разоружению. Однако эти усилия не принесли заметного результата. По словам собеседника агентства, мир «не придавал им большого значения».
«В то же время ситуация вокруг Индии становилась все более опасной — Китай и Пакистан сотрудничали в сфере ядерных и ракетных технологий. Так, сообщалось, что в ядерном испытании в Китае в 1990 году использовалось пакистанское устройство. Ранее, в 1980-х годах Китай передал Пакистану большое количество обогащенного урана. Поэтому Индии ничего не оставалось, как сделать что-то в ядерной сфере. В 1993 годы премьер-министр Памулапарти Нарасимха Рао принял решение испытать ядерное оружие, однако подготовка была зафиксирована американскими спутниками и тест был отменен. В 1998 году к власти пришла оппозиционная партия «Бхаратия Джаната Парти» (БДП). В ее предвыборном манифесте говорилось, что после прихода к власти она проведет ядерное испытание — и в мае 1998 года на полигоне Похран была осуществлена серия атомных взрывов (операция «Шакти»). Премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи тогда написал письма президентам России и США и заявил, что делает это из-за Пакистана и Китая. Тогда, в 1998 году, мы признали, что являемся ядерной державой», — сказал специалист.
После испытаний 1998 года США ввели санкции против Индии и Пакистана (Исламабад провел тесты через несколько дней после Нью-Дели). Однако по мере развития отношений США и Индии американский подход изменился, и в 2008 году было подписано американо-индийское соглашение о сотрудничестве в сфере гражданских атомных технологий. В документе Индия характеризовалась не как ядерная держава, а как «государство с развитой атомной технологией». Тогда же, в 2008 году, ГЯП разрешила Индии сотрудничать с другими странами в сфере коммерческого использования атомной энергии. С тех пор Индия подписала соглашение о сотрудничестве в атомной сфере со многими государствами.
Ядерная доктрина Нью-Дели
«В январе 2003 года была опубликована первая и единственная официальная ядерная доктрина Индии, которая, напомню, является единственным государством, у которого ближайшими соседями являются сразу две ядерные державы (КНР и Пакистан). Самый важный ее пункт — неприменение ядерного оружия первыми против страны, у которой нет такого оружия. Второй пункт — концепция минимального ядерного сдерживания, то есть у нас должно быть достаточно боеголовок, чтобы обеспечить нашу безопасность. Официально число боеголовок не объявляется, однако сегодня, по данным открытых источников, их число не превышает сотню. У Пакистана, вероятно, более 100 боеголовок. Однако в перспективе Индия, очевидно, может произвести больше боеголовок, так как ее инфраструктура сильнее. Недавно бывший заместитель советника премьер-министра по национальной безопасности посол Сатиш Чандра написал статью, в которой указал на то, что Индия должна иметь более 100 боеголовок — он не называет точное число, однако говорит, что оно должно быть трехзначным. Третий пункт — массированное применение ядерного оружия в ответ на атаку против индийской территории или индийских военнослужащих. Четвертый — если Индия атакована с применением других видов оружия массового поражения (химического или биологического), она сохраняет за собой право ответить применением ядерного оружия», — рассказал собеседник РИА Новости.
В последние годы Пакистан активно развивает сегмент тактического ядерного оружия. В связи с этим в Индии ведутся споры относительно ее ядерной доктрины — стоит ли отвечать «массированно» на применение Пакистаном тактического ядерного оружия против индийской армии в случае какого-либо конфликта. Глава комитета экспертов при Совете национальной безопасности Шьям Саран заявил недавно, что Индия должна отвечать массированным применением ядерного оружия на любое использование такого оружия против нее.
«Если говорить о существовании так называемой ядерной триады в Индии, то сегодня у нас есть авиационные и ракетные средства доставки (ракеты семейств «Агни» и «Притхви», дальность «Агни-V» — 5 тысяч километров), а в ближайшее — появятся и морские средства. Атомная подводная лодка «Арихант», которая была создана с помощью России, сегодня проходит испытания и вскоре войдет в состав ВМС Индии. На ней будут развернуты баллистические ракеты K-15 индийской разработки. Кроме самого «Ариханта» в строй должны войти и другие однотипные субмарины. Таким образом, вскоре у Индии будет полная «триада», — говорит эксперт.
Сегодня Индия развивает и противоракетную оборону. Основная цель, по словам собеседника РИА Новости, «противодействие пакистанскому авантюризму», возможному использованию ракет «Хатф» и «Бабур» малой и средней дальности. Создаваемые Индией ракеты предназначены для перехвата вражеских ракет как в нижних, так и в верхних слоях атмосферы. Тем не менее не следует забывать, что ПРО является, в первую очередь, «политическим аргументом» и не дает никакой 100%-гарантии уничтожения всех запущенных ракет, отметил эксперт.
Вопрос ядерного расклада с КНР очень сложный — проблема заключается в том, что эта страна официально не признает Индию ядерной державой. Многие аналитики говорят о том, что Нью-Дели и Пекину нужны какие-то механизмы и соглашения по образцу тех, которые были даже в период холодной войны у СССР и США. Но Пекин в силу ряда причин не признает ядерный статус своего соседа — поэтому нет и ядерного диалога.
«Нельзя сказать, что это очень плохо, но и хорошего тут мало. Напомню, что у Индии даже с Пакистаном есть определенные договоренности в ядерной сфере — например, обязательство не атаковать ядерные объекты друг друга», — отметил эксперт.