2. Образование условных рефлексов. Торможение рефлексов
Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного и безусловного, вызывающего определённый безусловный рефлекс. Условный раздражитель (вспышка света, звук и т. п.) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей.
Условные рефлексы формируются на основе безусловных рефлексов и вырабатываются при непосредственном участии коры головного мозга.
Изучение формирования условных рефлексов проводилось в лаборатории И. П. Павлова в опытах на животных (собаках).
Когда собаке давали пищу (безусловный раздражитель), у неё рефлекторно выделялась слюна — возникал безусловный слюноотделительный рефлекс.
Нервные импульсы, возникающие при раздражении рецепторов на языке и в слизистой оболочке рта веществами пищи поступают по чувствительным нейронам в центр слюноотделения продолговатого мозга. Отсюда возбуждение по эфферентным (двигательным) нейронам передаётся к слюнным железам, и они начинают выделять слюну. Это дуга безусловного слюноотделительного рефлекса.
Условный слюноотделительный рефлекс формировался у собак при сочетании кормления и зажигания лампочки или звука звонка.
Чтобы выработать условный рефлекс, за полминуты до кормления включали электрическую лампочку или другой, безразличный для слюноотделительного рефлекса раздражитель. После нескольких сочетаний включения лампочки с кормлением одна лишь вспышка света вызывала слюноотделение даже в том случае, если пищи в кормушке не было.
В результате через несколько повторений слюна выделялась в ответ на действие безусловного раздражителя (вспышка света или звук звонка становились сигналом появления пищи — условным раздражителем). Это означало, что в коре головного мозга образовалась новая, временная связь между центрами слюноотделения и зрительным (слуховым), т. е. выработался условный слюноотделительный рефлекс.
Высшая нервная деятельность, подготовка к ЕГЭ по биологии
Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.
«Отец русской физиологии» — И.М. Сеченов написал книгу «Рефлексы головного мозга», где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.
Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным — постоянным, а другая — приобретенным.
При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.
Условные и безусловные рефлексы
Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:
- Приобретенные — врожденные
- Индивидуальные — групповые
- Неспецифичные — специфичные
- Изменчивые — постоянные
- С корой — без коры
Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы — врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.
Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.
Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет — палочками и колбочками сетчатки.
Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды — они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.
Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное — запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.
Механизм формирования условного рефлекса
Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.
Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного — включение лампочки.
За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.
Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой — происходит замыкание и формирование условного рефлекса.
Торможение рефлексов
Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.
Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.
Павлов описан два вида коркового торможения:
- Безусловное (внешнее)
- Условное (внутреннее)
Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.
Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).
Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет — это и есть условное торможение.
Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание — исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.
Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах
У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук — они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .
Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.
В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.
Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.
Типы темперамента
Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик — легко возбудимый тип, сангвиник — уравновешенный. Флегматик — процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик — процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы — весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.
Эмоции, мышление и память
Эмоции — субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.
Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей — в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).
Память — способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.
Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.
Сон
Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.
Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.
Фаза быстрого сна — именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные «умные» будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.
Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.
Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания — осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.
Заболевания
Сомнамбулизм (устаревшее — лунатизм) — болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.
Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.
Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Условные рефлексы — Психология человека
Рефлексы бывают безусловными, то есть врожденными, и условными, то есть приобретенными в течении жизни человека, или животного. В этой статье мы с вами рассмотрим рефлексы условные, которые в нашей с вами жизни играют очень важную роль. Условные рефлексы изучал такой известный ученый и психолог как И.П. Павлов, уважаемый мною человек, его труды для меня бесценны. В принципе условные рефлексы перекликаются с темой так называемого якорения, термина используемого в НЛП, но я эти вещи вижу по-разному и по-разному к ним отношусь, условные рефлексы они ведь гораздо раньше были изучены и на их основе строилось изучение и управление человеческим поведением. Человеку или животному можно задать определенную реакцию на определенный внешний раздражитель, это будет так называемое индифферентное раздражение, которое в свою очередь вызовет возбуждение в соответствующих рецепторах, от них уже импульсы поступят в головной мозг в соответствующие анализаторы.
Сложного в понимании условных рефлексов нет ничего, достаточно понять что есть некая информация извне, которая ассоциируется у организма обладающего ЦНС, центральной нервной системой, человека или животного с конкретным видом действий со стороны как раздражителя, так собственно и его самого. С условными рефлексами мы сталкиваемся постоянно и повсюду, к примеру можно выработать у человека реакцию на определенный звук, на визуальный раздражитель, обонятельный и осязательный. Я не стану вдаваться в технические подробности теоретического характера, в конце концов в библиотеке и в интернете вы можете найти массу информации по условным инстинктам, я же дам вам лучше несколько практических рекомендаций по использованию этого рефлекса, или правильнее будет сказать по его выработке, что для нас с вами гораздо важнее. Из экспериментов Павлова известно, что в некоторых из них он использовал в качестве условного раздражителя звуковой сигнал, в качестве безусловного еду, а реакцией было слюноотделение у собак. После выработки у собак реакции в виде слюноотделения, перед собаками в короткое время перед начальным раздражителем перед собаками появлялся черный квадрат, то есть второй условный раздражитель.
И после десяти таких сочетаний, слюноотделение на один только квадрат начинала возникать с половинной интенсивностью. Это называется условный рефлекс второго порядка, условный рефлекс третьего порядка Павловым был обнаружен в случаях с оборонительным рефлексом, когда он использовал удары электрическим током. А теперь давайте попытаемся сопоставить всю эту цепочку действий и реакции на внешние раздражители, с нашей человеческой жизнью, в которой условные рефлексы мы называем своими привычками в том числе. Насколько современный человек может что-то делать в этой жизни, полностью продумывая каждый свой шаг? Это редкость друзья, я вас в этом уверяю, куда чаще люди действуют согласно тем стереотипам, которые у них накопились благодаря их жизненному опыту и их убеждениям, и следовательно, масса внешних раздражителей, влияющих на этих людей, задействуют их условные рефлексы, и мы в таком случае наблюдаем, относительно примитивное поведение а не хорошо продуманные поступки, которые можно назвать разумными, адекватными. Привычка друзья мои, вот ваш условный рефлекс, причем любую привычку можно выработать, если ее натренировать таким же образом, как Павлов добивался выделения слюны у собак одним лишь показом черного квадрата.
К примеру схожим образом поступают с новобранцами в армии, где крайне важно сделать из неуправляемого стада, организованных бойцов, действующих определенным образом при определенных условиях, вот почему и говорят что в армии умные солдаты не нужны. Дрессировка животных и дрессировка человека в принципе мало чем отличается, ведь центральная нервная система у нас одинаковая, а разница в интеллектуальном развитии практически незаметна, ведь как я уже сказал, большинство людей опираются на ранее полученный опыт и имеют готовый алгоритм действий на каждый случай. Стоит ли говорить о том, что при возникновении нестандартной ситуации, многие начинают паниковать, ведь у них срабатывает защитный рефлекс, когда надо просто спасаться, так как не знаешь что делать. Крайне важно найти закономерности всех своих действий, которые происходят исключительно после определенных внешних раздражителей, и те из них что не актуальны, разумеется должны быть пересмотрены. Еще как пример можно привести ситуацию, при которой людям очень сложно найти себе новую работу, потому что они просто привыкли к старой, она может быть ужасной и низкооплачиваемой, но они к ней привыкли, и ничего другого им не нужно.
Тоже и со страхами, смысла в которых нет вообще, и тем не менее люди реагируют именно рефлекторно на большинство опасных ситуаций, нередко только усугубляя ситуацию. Условные рефлексы применяют в отношении людей, начиная с детства, когда дети делают что-то не так, что-то что просто не нравится взрослым, то в отношении них применяют насилие, физическое или моральное. Ребенок может не понимать почему именно нельзя делать те или иные вещи, что может кстати негативно сказаться на его дальнейшем развитии, вопросы без ответов оставлять нежелательно, но он знает что это делать нельзя, потому что за это накажут. Подобно тому как Павлов применял удары электрическим током на своих подопытных животных, принуждая их действовать по нужному ему алгоритму, точно также поступают и в отношении человека, применяя в отношении него насилие. И это работает идеально, в принципе альтернативой выработке условных рефлексов посредством насилия могут быть только убеждения, но они применимы не к каждому. Взгляните на свою жизнь как бы со стороны, попробуйте поступить нестандартно в стандартной ситуации, и попытайтесь понять, почему вы всегда реагируете определенным образом на внешние раздражители, устраивает ли вас ваш алгоритм действий, или быть может они эти ваши действия устраивают больше кого-то другого?
Есть такое понятие как обучение и есть такое понятие как тренировка, в первом случае работа может проводиться с вашим сознанием, которое изучает и познает, если вы только учитесь не зубря и тупо запоминая. А вот в случаях с тренировками речь идет о выработке определенных реакций, смысл и актуальность которых вам может быть вовсе не понятна, но вы знаете что поступать необходимо так, а не иначе. Это вот и есть условные рефлексы, есть ситуация, есть вариант ваших действий на случай ее возникновения, и тут человек мало чем отличается от животных, и поэтому часто действует примитивно. Посмотрите теперь на наше образование, насколько оно похоже на обучение и насколько оно похоже на тренировку, по мне так именно тренировкой, или даже дрессировкой оно является более всего. Если человека заставляют запоминать, а не понимать, это дрессировка, это программирование если хотите, шаблонное мышление, шаблонный образ жизни, шаблонные реакции и поведение.
Конечно условиям общества такой человек хорошо отвечает, но часто этот человек является инструментом в руках тех, кто действительно понимает, кто не реагирует, не действует рефлекторно, а подходит творчески к каждой новой ситуации, к каждой новой проблеме. При этом такой подход может быть только в отношении своего собственного поведения и действий, в отношении же других людей можно и даже нужно действовать стандартно, для них стандартно, рисуют именно ту картину, которую они должны увидеть согласно вашим планам. Для кого-то черным квадратом будет слово, для кого-то деньги, или это может быть бутылка водки. У подавляющего большинства людей, можно выработать условный рефлекс социальной полезности, то есть такой рефлекс, который будет интересен вам, но не ему, не этому человеку. И сделать это можно, заинтересовав человека чем-то, что для него может быть интересным, учитывая особенности его характера, проще говоря каждому что-то нужно и на этом можно сыграть. Необходимо создать человеку такие условия, задействовав для этой цели нужные внешние раздражители, при которых он будет для вас полезен, а не вреден, при которых он будет вам другом а не врагом. И вы в принципе можете все это увидеть в каждом человеке, если просто повнимательнее присмотритесь к поведению людей вокруг вас. Каждого из нас можно чем-то, если можно так выразиться, завести, каждого можно определенным образом к чему-то побудить.
Как пример могу еще привести ситуацию с женщинами, которым достаточно будет сказать несколько ласковых слов в определенный момент, и любая из них будет вашей, может ненадолго но все же, и никакие золото и бриллианты ей будут не нужны, вам не надо будет ее покупать. Только вот чтобы управлять условными рефлексами других людей, чтобы их вырабатывать нужным вам образом, необходимо самому не быть жертвой бессознательного поведения, не идти на поводу своей центральной нервной системы, и действовать по шаблону, который находится в вашей базе данных в голове.
Статья опубликована: 28.08.2012. Последнее обновление: 22.07.2016
Безусловные и условные рефлексы — урок. Биология, Человек (8 класс).
Высшая нервная деятельность (ВНД)
Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. ВНД обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.
В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках коры больших полушарий головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.
В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И. М. Сеченова — «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П. К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.
Особенности высшей нервной деятельности человека:
- развитая психическая деятельность;
- речь;
- способность к абстрактно-логическому мышлению.
Начало созданию учения о высшей нервной деятельности было положено трудами великих русских учёных
И. М. Сеченова и И. П. Павлова.
Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций.
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.
И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:
- первое, начальное звено — это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.
- Второе, центральное звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).
- Третье, конечное звено — движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время.
Продолжателем идей И. М. Сеченова стал И. П. Павлов.
Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.Безусловные рефлексы
Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.
У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).
Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.
- Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного.
- Оборонительные: отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.
- Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.
- Ориентировочный (его И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.
Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.
Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.
Пример:
мать выкармливает и защищает своего ребёнка, птицы строят гнезда — это примеры инстинктов.
Условные рефлексы
Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.
Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.
У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.
Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.
Пример:
чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов.
Эти рефлексы могут исчезать.
Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
Рефлексы человека и манипуляции людьми через рефлексы человека
В борьбе со здравым смыслом всегда побеждает человек.
(С.М.)
Прямо сказать нее всем выгодно распространять знания о рефлексах человека. Рефлексы человека заставляют нас реагировать на разные обстоятельства без нашего участия и неосознанно. А вы об этом не знали? Догадывались? Самое время закрыть пробелы сведений и стать информированным человеком.
Рефлексы человека и самоопределение
В основе миропонимания человека лежат его рефлексы. Миропонимание не фиксировано. Оно изменчиво, и постоянно дополняется. Оно такое какие условные, приобретенные рефлексы сформировались в человеке. Рефлексов множество, они включены в две группы условные это те которые приобретаются людьми в процессе жизни и рефлексы безусловные. Мы не думаем как должно биться наше сердце, в какое время надо моргнуть или вдохнуть, когда отдёрнуть руку если стало горячо – всё это безусловные рефлексы данные нам при рождение.
В соответствие с рефлексами людям свойственно реагировать на раздражение примерно одинаково. Если кто-то хамит хочется ответить также. Если желают добра, то миропонимание подсказывает добрую реакцию. Действовать только посредством проявления рефлексов значит идти по жизни дорогой животного. Сознательно выбирать свой путь. Путь человеческий – означает одержать победу над животной своей сущностью и стать духовным существом. Настоящим сознательным человеком, который выбирает и вырабатывает в себе нужные и полезные рефлексы.
Для этого наблюдайте за своими реакциями и получайте именно те знания о которых здесь идёт речь. Простой вопрос заданный себе о том, какие причинно-следственные связи будут включены после данного действия помогает принимать верные решения. Если совершая действие вы исходите из принципа добра и видите, что от вашего действия будет получены добрые результаты или по крайней мере не будет причинено зло, то это верный выбор.
Если в течение определённого времени, человек соизмеряет таким образом свои действия, он приобретает нужный условный рефлекс и всегда делать правильный выбор становится частью его сознания. Миропонимание в этом случае уже работает лучше и в автономном режиме не предлагает неверных действий.
Есть ещё хороший и очень сильный способ действовать позитивно и правильно. Надо советоваться со своей душой и сердцем. Для этого переместите внимание на душу загляните в себя и всегда получите верный ответ.
Безусловные рефлексы человека
Безусловные рефлексы – передаются по наследству и являются врождёнными реакциями организма на разные раздражители. Одинаковые безусловные рефлексы присущи всем людям. Такие рефлексы образовались и закрепились в людях видимо генетически. Эти рефлексы
защищают людей и приспосабливают его под окружающую среду. Мы знаем такие безусловные рефлексы как: половые, защитные, пищевые, ориентировочные. К примеру, когда рука резко отдергивается от горячего – это проявление защитного рефлекса, а когда люди видят вкусный обед, начинается слюноотделение. Интересно, что почти все части тела и органы людей принимают участие в рефлекторных реакциях организма. Нейронные дуги безусловных рефлексов, проходят через спинной мозг, но могут задействовать подкорку головного мозга и кору головного мозга. В рефлексах бывают задействованы также: кора больших полушариев, мозжечок, ствол головного мозга.
Каналы похождения нервных импульсов (дуги безусловных рефлексов) образуются к времени рождения и сохраняются на протяжение жизни. Дуги прохождения рефлексов могут и изменится, например при травме или болезни. Существуют такие безусловные рефлексы которые стираются. Так к 4 месяцам у детей стирается хватательный рефлекс.
Условные рефлексы человека
Условные рефлексы зарождаются в процессе личного развития. Формирование новых нейронных связей проходит под влиянием и зависимости внешней среды. Условные рефлексы вырабатываются при участии высших отделов мозга на основе безусловных рефлексов.
И.М. Сеченов и И.П. Павлов первые учёные о которых вспоминаешь затрагивая тему рефлексов.. Павлов стал первым русским нобелевским лауреатом. Он, продолжая работы Сеченова, создал науку о высшей нервной деятельности.
Павлов доказал — новый стимул к началу рефлекторной реакции связан с безусловным стимулом. К примеру, когда собака чует запах мяса, то у неё наблюдается отделение слюны и желудочного сока. Эти рефлексы являются безусловными. Теперь если начать звенеть звонком, то нервная система собаки связывает этот звук с рефлексами и в следующий раз слюноотделение и желудочный сок начнут выделятся как ответная реакция на звонок, даже если мяса не давать. Условные рефлексы, в отличие от безусловных находятся в основании приобретенного поведения и являются своеобразными программами.
Механизм условных рефлексов существует от того, что наш мир изменчив и к нему надо приспосабливаться. Те, кто способен быстро и рационально отвечать на возникшие изменения имеют больше шансов на успех. Однако рефлекторная природа людей очень уязвима и поддаётся влиянию, манипуляциям из вне. С другой стороны по мере получения опыта в коре полушарий головного мозга формируется система рефлекторных связей. Эту систему называют динамическим стереотипом. Данный стереотип выстраивается на фундаменте навыков и привычек. Проявляется он к приму так; обучившись катанию на велосипеде навык держать равновесие возникает автоматически и люди не думают о том как им держать равновесие. Так же происходит с умение ездить на автомобиле. Требуется нажимать ногами на тормоз, сцепление двигателя, переключать рукой передачи и одновременно рулить. Раз, научившись люди уже не думают, как они это делают. Руки и ноги как бы работают независимо от концентрации мозга.
Манипуляция человеческим сознанием через рефлексы человека
Понятно, что нашими мозгами манипулируют всякие мошенники, рекламщики и власть предержащие. Данное манипулирование идёт через СМИ. В Российской Федерации народ прозвал телевизор зомбиящиком. Во многом массовое манипулирование людьми похоже на тайную войну со своим народом. Манипуляторы хорошо применяют психологию, НЛП, методы невербального воздействия в том числе воздействуют и на рефлексы человека.
Других, более глубоких и опасных результатов манипуляцией сознанием достигают сектанты, религиозные и военные организации которые устанавливают непосредственный контакт с человеком и имеют возможность проводить, так называемое «обучение» в своих лагерях. С помощью формирования рефлексов и отложенного внушения, они могут сделать так, что люди забудут о прохождение «обучения», а когда услышат свой код у них включится рефлекс и они выполнят команду.
К примеру, люди вспоминали место закладки пояса шахида, надевали его и взрывали себя. Казалось бы рефлекс сохранения жизни очень силён однако и он преодолевается и более того на его основе можно выстроить страшную команду на убийство себя и окружающих.
Хуже всего, что выработать такие рефлексы не представляет большого труда. Все средства для этого доступны.
Большое количество действий, которые в процессе «обучения» выполняет новый объект и его мозг, по сигналу командира физиологически сложнее чем обычные рефлексы. Это двигательные системы, состоящие из комплекса рефлексов. Выработка комплекса нужных рефлексов именуют навыком. Цель манипуляторов выработать в объекте стойкие, условные рефлексы на выполнение действий по сигналу командира. По этой схеме люди приучаются к выполнению любого действия по команде, звуку, запаху, виду картинки (например, фотографии). Например, запах смазки оружия может заставить убивать.
Программирование людей
Следующая информация смоделирована для примера и пояснения, сам я не применял данные методики, инфа является моим теоретическим измышлением.
Существует два основных метода выработки условных рефлексов. Первый метод кнута, второй метод пряника. Или методы механического и поощрительного воздействия. Упрощенно, метод кнута используется в следующем порядке. Командир применяет (механическое раздражение) насилие по отношению к объекту. Заставляет, например человека (объекта) убивать военнопленного своими голыми руками и даже откусывать от него куски. Своё принуждение командир сопровождает любой короткой командой, например «смерть фашисту!» или «за жизнь!». При этом командир один раз бьёт объект, кнутом чтобы тот от боли кинулся на человека и начал его как зверь рвать руками и грызть зубами. Могут обучить объект быстро сворачивать шею или применять другие примы. Через ряд повторений удар кнутом уже не требуется и объект накидывается на военнопленных после короткой команды «за жизнь!» или «смерть фашисту!»
К механическому раздражению здесь будет относится удар хлыстом, для того чтобы выработать рывок сразу после команды. После выработки данного рефлекса человек вводится в медикаментозный транс в котором реакцию на команду проверяют, снимая энцефалограмму головного мозга и произнесения закреплённую команду оценивают работу коры полушарий мозга. По достижению определённой электрической активности мозга, когда человек находится как бы между сном и явью над адептом проводится спецпроцедура. В результате процедуры объект забывает о том, что проходил данное обучение. Остаётся лишь голый рефлекс.
Через пару лет во время встречи с высокопоставленным лицом, например господином «З» кто-то крикнул «господин «З» за жизнь! Реакция не заставила себя ждать.
Второй метод – это метод пряника. В качестве раздражителя здесь используются положительные эмоции, например любовь к Богу, детям, матери, отцу. Внушаются патриотические идеи. А в качестве подкрепления используется вкусная пища. Во время трапезы идёт дополнительное напоминание основной задачи объекта. Произносятся короткие команды. Условно «За Сталина», «Али Вали», «Акуна Матата» при этом рукой отдаётся честь. Пища здесь является безусловным раздражителем. Рефлекс вырабатывается поднятием руки к голове при т.н. отдачи чести. Данное действие сочетается с командой «За Сталина», «Али Вали», «Акуна Матата» поэтому на основание пищевого рефлекса образуется устойчивый условный рефлекс. В дальнейшем слова команды совместно с жестом руки будут запускать нужные действия или человек может быть запрограммирован выполнять любые команды после выполнения им данных действий.
При выработки новых условных рефлексов обычно используют смешанный вид программирования людей. Он включает в себя смесь методов кнута и пряника и именуется «метод кнута и пряника». С помощью смешенного способа выработки рефлексов они закрепляются сильнее.
Всё это достаточно грубые, шаблонные примеры. Однако именно они такие процессы лежат в основе формирования рефлексов человека. Каждая заинтересованная структура вырабатывает свои индивидуальные приёмы подавления личности и образования своих рефлексов.
Обычно приёмами называют систему воздействия на человека с целью выработки определённых умений: стрелять без мыслей о том, что убиваешь мирных людей, идти в атаку, управлять танком, поражать противника приёмами рукопашной схватки, маскироваться, находится долгое время в неподвижном состояние, и другое.
Приемы делят на три глубины. Первая глубина – это условный рефлекс в ответ на раздражитель которой является: команда, слова, действия, жесты и т.д. так в рефлексе отвечать, к примеру, «так точно» первоначальное действие заключается в отдачи чести, выпрямление позвоночника и принятие стойки «смирно». Командир при отработки навыков требует безукоснительное выполнение своих команд. Таким образом, на данном этапе командир решает две задачи побуждает выполнить нужное действие и связывает его с условным рефлексом на команду.
Первая глубина имеет две особенности. В головном мозге людей вырабатывается обобщение условных раздражителей. Люди пока не умеют чётко реагировать «по уставу» и совершают ошибки, могут оказывать сопротивление связанные с прошлой жизнедеятельностью. Командир тормозит ошибки и прямые сопротивления поощрение только правильно выполненных действий и наказывая за непослушания и ошибки. Вторая особенность первой глубины это когда командир пока не может преодолеть внимание отвлекающих раздражителей, а четкие рефлексы на команду ещё не выработаны. Например, отвлекают: бытовые задачи, конфликты, планы и т.д. Поэтому командир принимает решение проводить занятия сменив местоположение на такое, в котором находится меньше отвлекающих факторов.
Вторая глубина – обусловлена усложнением выработанных условных рефлексов до уровня умения. Люди начинают выполнять команды «на автомате», в сложных условиях, например под пулями и данные действия уже не подкрепляются поощрениями. Однако все нежелательные действия и ошибки тормозятся и имеют наказания.
Третья глубина – это выполнение команд командира в ещё более сложных условиях, грязи, отрицательных температурах, условиях полного изнеможения. Как только человек четко выполняет команды в данных условиях их усложняют ещё больше. Такими насильственными методами подавляются другие рефлексы человека: самосохранения, ориентировочные и некоторые реакции. Чтобы управлять рефлексами солдат во время боя командир постоянно вводит более сильные методы воздействия и увеличивает механические раздражители при этом его интонации в командах становятся угрожающие после которых идёт болевое воздействие. В случае отказа от выполнения команды командир всё равно добивается выполнения своей команды.
В отдельных случаях у человека могут развивать управляемую агрессию к нарушителям порядка, недоверие ко всем людям кроме командиров, командования, президента, выполнять команду огонь по всем целям включая женщин и детей.
Для это изменяется риторика. Люди называются целями, противниками, врагами, отступниками. Процесс убийства называют работой по цели и т.д.
К большому сожалению, наше современное общество наполнено враждой. Очень многие готовы убивать. Поэтому, скорее всего, у нашей цивилизации нет будущего, как не было его у предыдущих четырёх цивилизаций земли. Однако люди исповедующие: жизнь, добро, единение с Богом, открывшие каналы со Вселенной и другие хорошие люди в составе светлых сил, должны идти до конца и делать всё возможное для противодействию злому. В этой работе со злом обязательно надо исключить методы насилия и добиваясь доброго. некогда не делать зла.
С.Манцуров http://udacha-uspeh.ru
Чем условный рефлекс отличается от безусловного?
Этот особенный процесс является одним из самых важных в психической деятельности как животных, так и людей. Специалисты выделяют безусловный и условный рефлекс. Чем они отличаются между собой и какие есть особенности условных рефлексов?
Что такое условный рефлекс?
Специалисты говорят, что условный рефлекс в психологии — это приобретенный рефлекс, который свойственен отдельному индивиду. Он может появляться на протяжении всей жизни и при этом не закрепляться генетически, то есть не передаваться по наследству. Такие рефлексы могут вырабатываться при каких-либо конкретных условиях и даже исчезать, когда они отсутствуют. При этом способны формироваться на базе безусловных с участием высших отделов головного мозга. Рефлекторные реакции могут зависеть от старого опыта, от определенных условий, в которых и возникает условный рефлекс.
Признаки условных рефлексов
Узнать, какой рефлекс у человека является условным, не так и сложно. Для этого нужно знать о главных его признаках:
- Приспособительный характер рефлексов. Благодаря им, поведение становится особенно пластичным.
- Все условные рефлексы создаются благодаря участию высших отделов мозга. По этой причине приспособительные реакции нельзя относить к условно-рефлекторным реакциям.
- Такие условные рефлексы могут как возникать, так и исчезать, чем и отличаются от безусловных.
- У такого рефлекса есть сигнальный характер, который всегда предупреждает и предшествует все будущие.
Виды условных рефлексов
Есть специальная классификация условных рефлексов. Их принято разделять по рецепторному, эффекторному признаках и биологическому значению. Так по рецепторному условные рефлексы у человека делят на:
- экстероцептивные;
- интероцептивные;
- проприоцептивные.
По эффекторному признаку их делят на:
- вегетативные;
- соматодвигательные.
По биологическому значению их называют:
- пищевыми;
- оборонительными;
- половыми;
- статокинетическими;
- локомоторными.
Виды торможения условных рефлексов
Психологи говорят, что торможение условных рефлексов бывает нескольких видов – врожденное и полученное. Первое разделяют на такие подвиды:
- Внешнее торможение – может возникать благодаря остановке имеющегося условного рефлекса, когда действует посторонний раздражитель.
- Запредельное – может появляться при действии сильного условного сигнала. Известно, что между силой условного раздражителя и значением ответной реакции есть некое соответствие – «закон силы». Так чем сильнее сигнал, тем сильнее и сама реакция.
Условное торможение принято делить на следующие подвиды:
- Угасательное – способно возникать при повторном использовании условного сигнала и неподкреплении его. Изначально условный рефлекс становится слабее, а спустя время вовсе исчезает. Через определенное время он способен восстанавливаться.
- Запаздывательное торможение может возникать во время отставания подкрепления на одну или три минуты в отношении начала воздействия условного сигнала. Со временем возникновение условной реакции может сдвинуться к моменту подкрепления.
- Дифференцировочное – способно вырабатываться во время дополнительного включения раздражителя, который близок к условному.
Чем условный рефлекс отличается от безусловного?
Между двумя видами рефлексов немало различий:
- Условные рефлексы в отличие от безусловных называют приобретенными реакциями в индивидуальной жизни. Безусловные – врожденные, которые могут переходить по наследству.
- Безусловные – видовые, то есть они являются свойственными представителям какого-то отдельного вида. Условные же индивидуальные.
- Безусловные являются постоянными и способны оставаться на всю жизнь, а условные – непостоянные и могут появиться, закрепиться и исчезнуть.
- Условные могут вырабатываться на базе безусловных.
- Если безусловные вырабатываются за счет низших отделов центральной нервной системы, то условные осуществляются благодаря функции высших отделов центральной нервной системы.
- Безусловные рефлексы возникают в качестве ответа на какие-либо раздражения и являются структурно закрепленными, а условные способны появляться на любые раздражители.
- Безусловные являются реакцией на конкретные раздражители, а условные – на свойства раздражителя.
Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?
Доказано, что выработка условного рефлекса происходит при определенных условиях:
- Отличное состояние организма.
- Отсутствие каких-либо видов активной деятельности.
- Значительная степень возбудимости безусловного или же хорошо закрепленного условного раздражителя.
- Интенсивность условного раздражителя.
Как выработать условный рефлекс у человека?
Все, кого интересует, как выработать условный рефлекс должны понимать, что такой рефлекс вырабатывается сам при наличии необходимых условий и является подсознательным. Например:
- В комнате при входе на протяжении многих лет выключатель располагался справа. После ремонта его перенесли слева от входа, но человека еще долго будет искать выключатель справа — это все действие выработанного условного рефлекса.
- Вождение автомобиля происходит благодаря условным рефлексам. Все, торможение, переключение передач, использование зеркал — выработанные рефлексы, приобретенные при определенных условиях. Хорошо отработанный и закрепленный рефлекс в данном случае называют опытом вождения.
- Чем меньше время между звуком выстрела из стартового пистолета и началом движения, тем быстрее и успешнее старт, что, к примеру в спринте, играет немаловажную роль, поэтому старт по выстрелу тренируют как раз посредством выработки условного рефлекса.
Почему условный рефлекс может со временем угаснуть?
Известно, что условные рефлексы угасают, когда условный раздражитель больше не способен взаимодействовать с безусловным. Другими словами, если условный раздражитель может быть самостоятельным, без безусловного, тогда условная реакция в нем исчезает. Условный рефлекс приобретенный, а не врожденный и потому может не только закрепиться, а и угаснуть.
Рефлексы человека – это норма или патология?
Рефлексы играют большую роль в жизнедеятельности любого существа. Такое огромное их значение не случайно, ведь именно нервная система играет ведущую роль в восприятии окружающего мира. С ее помощью индивид может, как восхищаться, так и защищаться от внешней среды. Рефлексы человека становятся незаменимы именно для реализации такой защиты. В качестве примера можно вспомнить отдергивание руки от горячих поверхностей.
Что такое рефлекс?
Рефлекс является основной реакцией организма на окружающую среду. Его реализация невозможна без участия нервной системы. Таким образом, происходит поведенческая реакция в ответ любой тип раздражителя, который воздействует на нервные окончания.
Путь, по которому проходят импульсы от раздражения и ответ на него называются рефлекторной дугой. Самое простое такое образование должно состоять не менее чем из двух таких путей. Один из них является чувствительным, а второй двигательным. Таким образом, реализуется отдергивание руки от горячего: сначала ощущается раздражитель, а потом происходит движение. Эти морфологические взаимосвязанные образования обеспечивают восприятие, передачу и переработку сигналов организмом.
Любое воздействие на организм будет тщательно проанализировано последним и трансформировано в нервный импульс. После этого он будет отправлен в центральную нервную систему и передаст необходимую информацию обо всех изменениях всему организму. Стоит заметить, что весь этот сложный процесс занимает всего долю секунды.
Для чего нужны человеку рефлексы
Благодаря рефлексам обеспечивается точное ориентирование любого организма во времени и пространстве, нахождение им пищи и избегание опасности.
Таким образом, значение рефлекса сводится к обеспечению следующих задач:
- Взаимодействие всех внутренних органов и систем как единого целого;
- Согласованная работа разных по функции органов;
- Обеспечение ответа организма на действие внешней среды;
- Функционирование коры головного мозга.
Какие бывают рефлексы
Реакций организма существует настолько много, что возникла необходимость классифицировать их. Рассмотрим, какие бывают рефлексы у человека.
Прежде всего, их можно разделить по значению для сохранения биологического вида на:
- Оборонительные;
- Половые;
- Ориентировочные.
Также рефлексы могут усиливать или, наоборот, тормозить деятельность эффектора. В качестве яркого примера можно упомянуть, что симпатическая нервная система учащает биение сердца, а блуждающий нерв — урежает.
Виды
Любой живой организм реагирует на раздражители множеством способов. В связи с этим в науке возникла необходимость выделить виды рефлексов человека. В основном принято разделять их на две большие группы по типу образования: условные и безусловные.
Безусловные рефлексы присущи всем живым организмам с рождения, то есть их не нужно изучать или прилагать усилия для применения. Чаще всего, при срабатывании безусловного рефлекса, кажется, что действие произошло само собой. В качестве примера таких реакций можно выделить сосательный, защитный, половой и другие рефлексы. Их цель — обеспечить выживаемость организма для продолжения рода и приспособиться к условиям окружающей среды.
Появление таких стереотипных реакций связано с эволюционным развитием видов живых существ. Реакция организма при безусловном ответе осуществляется на уровне спинального и низших структур головного мозга.
Обычно безусловные рефлексы настолько устойчивы, что не меняются и не исчезают у человека в течение всей жизни. Кроме того, они специфичны для одного биологического вида.
Условные рефлексы вырабатываются живым организмом в течение некоторого времени. Другими словами, это приспособительное поведение для того чтобы адаптироваться к многократному влиянию раздражителя. Естественно, что такой вид рефлекторной реакции будет отсутствовать у новорожденного.
Также условные рефлексы способны угасать, если на протяжении некоторого времени они не подкреплялись действием раздражителя. Выделяют такие виды условных рефлекторных реакций:
- Натуральные. Вырабатываются на раздражители на основе безусловного рефлекса. Таким образом, человек знает, как пахнет тот или иной продукт. Даже если еда не будет иметь запаха, рефлекс создаст ложное его ощущение;
- Искусственные. Разновидность условного рефлекса, которая заключается в ответе на стимул, который в обычных условиях не сочетается с безусловным рефлексом. Это может быть свет в момент кормления;
- Экстероцептивные. Обеспечивают адаптацию организма к раздражителям из внешней среды;
- Интероцептивные. Обеспечивают адаптацию к химическим и физическим раздражителям для обеспечения функционирования внутренних органов.
Как формируются условные рефлексы
Для того чтобы сформировать условно-рефлекторный ответ необходимо пройти несколько шагов:
- Наличие двух типов раздражителей и появление условного прежде безусловного;
- Многократное чередование раздражителей между собой;
- При этом безусловный стимул должен всегда оставаться сильнее;
- В момент выработки новой реакции организма не должно быть сторонних раздражителей;
- Все это реализуется при условии, что нервная система не имеет патологий и нормально функционирует.
В чем отличие безусловного рефлекса от инстинкта
Понятия инстинкт и безусловный рефлекс очень схожи. Они заложены в каждое живое существо и не требуют специального изучения. Однако принципиальное их различие в том, что инстинкт является чувственным проявлением живого существа. Это может выражаться в совершении более-менее осмысленных действий. Например, брачные игры самца для привлечения самки. Таким образом, нет однозначной гарантии того, что инстинкт проявится.
Избежать появления безусловного ответа организма на раздражитель невозможно. Такие примеры рефлексов у человека можно взять из физиологии: невозможно сопротивляться подергиванию ноги при ударе по колену или не отдернуть руку от горячего предмета.
Какие могут быть патологии и нарушения
Не смотря на то, что безусловные рефлексы надежны и стабильны, они могут нарушаться в сторону понижения или утраты, повышения, изменения ответа на раздражитель.
Утрата рефлекторного ответа организма может произойти в связи с повреждением пути, по которому проходит сигнал. Чаще всего это связано с какими-либо травмами нервной системы.
Нарушение работы ЦНС может привести к образованию извращенной реакции организма, или к появлению патологических рефлексов. При нормальном функционировании организма спровоцировать их появление невозможно.
Повышение силы рефлекторного ответа на раздражитель может быть связано с нарушением тормозящего влияния коры головного мозга. Таким образом, импульс от нормального раздражителя воспринимается анализатором как слишком сильный. При этом такой ответ организма может быть не только проявлением какого-то нарушения со стороны нервной системы, а и наблюдаться у лиц с некоторыми психологическими особенностями характера, например, у невротиков.
Оцените статью: Loading …
Записи по теме:
Тестирование, обращение за помощью и другие рефлексы
Младенцы развивают несколько рефлексов, которые помогают им приспособиться к жизни вне матки. У недоношенных детей развитие некоторых рефлексов может задерживаться, или они могут сохранять рефлекс дольше среднего. Поговорите с врачом вашего ребенка, если вас беспокоят его рефлексы.
Рефлекс укоренения
Рефлексы укоренения и сосания идут рука об руку. Ваш ребенок поворачивает голову, когда гладят его щеку или уголок рта.Как будто они пытаются найти сосок.
Чтобы проверить рефлекс укоренения:
- Погладьте ребенка по щеке или рту.
- Следите за укоренением из стороны в сторону.
По мере того, как ваш ребенок становится старше, обычно в возрасте около трех недель, он быстрее поворачивается в сторону, которую поглаживают. Рефлекс укоренения обычно исчезает к 4 месяцам.
Рефлекс Моро
Рефлекс Моро также известен как рефлекс «испуга». Это потому, что этот рефлекс часто возникает в ответ на громкие звуки или движение, чаще всего это чувство падения назад.Вы можете заметить, что ваш ребенок вскидывает руки и ноги в ответ на неожиданные звуки или движения. После вытягивания конечностей ваш ребенок сократит их.
Рефлекс Моро иногда сопровождается плачем. Это также может повлиять на сон вашего ребенка, разбудив его. Пеленание иногда помогает снизить рефлекс Моро, пока ребенок спит.
Чтобы проверить рефлекс Моро:
- Понаблюдайте за реакцией вашего ребенка на громкий шум, например лай собаки.
- Если ваш ребенок выдергивает руки и ноги, а затем сгибает их обратно, это признак рефлекса Моро.
Рефлекс Моро обычно исчезает примерно через 5-6 месяцев.
Тоник для шеи
Асимметричный тоник для шеи, или «рефлекс ограждения», возникает, когда голова вашего ребенка повернута набок. Например, если их голова повернута влево, левая рука вытянется, а правая согнется в локте.
Для проверки тонуса шеи:
- Осторожно поверните голову ребенка набок.
- Следите за движением их рук.
Этот рефлекс обычно исчезает примерно через 6-7 месяцев.
Рефлекс захвата
Рефлекс захвата позволяет младенцам автоматически хвататься за ваш палец или маленькие игрушки, когда их кладут на ладонь. Он развивается внутриутробно, обычно примерно через 25 недель после зачатия. Чтобы проверить этот рефлекс:
- Сильно погладьте ладонь ребенка.
- Они должны цепляться за палец.
Хватка может быть довольно сильной и обычно длится до 5-6 месяцев.
Рефлекс Бабинского
Рефлекс Бабинского возникает при сильном поглаживании подошвы ребенка. Это заставляет большой палец ноги сгибаться к вершине стопы. Остальные пальцы ноги тоже выпадут. Для проверки:
- Сильно погладьте нижнюю часть стопы ребенка.
- Смотри, как их пальцы на ногах разлетаются веером.
Этот рефлекс обычно проходит к тому времени, когда вашему ребенку исполняется 2 года.
Шаговый рефлекс
Шаговый рефлекс или «танцевальный» рефлекс может сделать вашего ребенка способным ходить (с помощью) вскоре после рождения.
Для проверки:
- Держите ребенка вертикально на плоской твердой поверхности.
- Поставьте ножки ребенка на поверхность.
- Продолжайте оказывать полную поддержку телу и голове вашего ребенка и наблюдайте, как он делает несколько шагов.
Этот рефлекс обычно исчезает примерно через 2 месяца.
Краткий обзор рефлексов
.The Diving Reflex — Breatheology
Ваш внутренний дельфин
У людей и других млекопитающих есть Diving Response (также известный как Dive Response / Reflex Mammalian Dive Response / Reflex), состоящий из набора рефлексов, которые активируются, когда наше лицо охлаждается (например, водой во время погружения) или если мы удерживаем наше дыхание. Рефлекс ныряния — это умный физиологический механизм, позволяющий организму справляться с пониженным уровнем кислорода и переносить его.
В теле происходят три основных изменения:
- Брадикардия , замедление пульса.Частота сердечных сокращений человека замедляется на 10–30% и до 50% или более у тренированных людей.
- Периферическое сужение сосудов (сужение кровеносных сосудов для уменьшения кровотока за счет сокращения мышц в стенке кровеносного сосуда) вызывает снижение притока крови к конечностям, гарантируя, что чувствительные к кислороду органы, такие как мозг и сердце, получают кислород.
- Во время глубоких погружений происходит сдвиг крови , позволяющий плазме крови и воде проходить через органы и стенки кровообращения в грудную полость, чтобы защитить органы от повышения давления.Легкие постепенно наполняются плазмой крови, которая реабсорбируется при падении давления.
Уменьшение частоты сердечных сокращений происходит относительно быстро при контакте лица с холодной водой. Лицевые нервы тройничного нерва (5-й черепной нерв) передают информацию в мозг, который иннервирует блуждающий нерв (10-й черепной нерв), вызывая брадикардию и периферическую вазоконстрикцию. Чем холоднее вода, тем быстрее реакция. Температура выше 21 ° C (70 ° F) не вызывает реакции.Снижение кровотока в конечностях происходит более постепенно. Рефлекс является профилактическим, потому что он возникает до того, как уровень кислорода станет критически низким. Кроме того, большое количество крови, которая накапливается в кровеносных сосудах легких, действует как защитная мера, потому что жидкости — в отличие от тканей и костей — не могут сжиматься. Таким образом, кровь предотвращает коллапс легких под глубоким давлением.
Когда вазоконстрикция отводит кровь от рук и ног, имеющееся у нас количество крови концентрируется в «маленькой» системе кровообращения между легкими, сердцем и мозгом.Это наиболее чувствительные к кислороду органы тела, поэтому шунтирование крови — идеальный механизм выживания при низком уровне кислорода. Кроме того, снижение частоты сердечных сокращений также способствует снижению потребления кислорода, поскольку сердечная мышца работает с меньшей интенсивностью.
Другие реакции у людей
Еще одно проявление реакции на ныряние можно наблюдать у младенцев, когда они находятся под водой. Дыхательное горло за голосовые связки самопроизвольно закрывается, чтобы вода не попала в легкие.Этот рефлекс запускается при контакте с водой. Однако он исчезает, когда ребенку исполняется примерно шесть месяцев.
Недавние исследования показали, что селезенка, содержащая красные кровяные тельца, также играет важную роль во время погружений и задержек дыхания. После нескольких погружений селезенка сокращается и выделяет в систему кровообращения большое количество красных кровяных телец. Сокращение селезенки происходит намного медленнее, чем другие рефлексы ныряния. Выделение большего количества красных кровяных телец позволяет хранить в крови больше кислорода.Наконец, дополнительное количество клеток крови позволяет телу быстрее восстанавливать нормальный баланс после продолжительной задержки дыхания. В народе селезенка действует как своего рода «турбо» — во время и после длительного погружения.
Ныряющие млекопитающие с сильной реакцией
Ныряющие млекопитающие, такие как киты и тюлени, от природы обладают хорошо развитым рефлексом ныряния, позволяющим им добывать корм под поверхностью в течение продолжительных периодов времени. Есть несколько причин, по которым кашалоты, тюлени и морские слоны отлично задерживают дыхание и могут нырять более часа.Во-первых, у этих животных довольно много крови и высокая концентрация клеток крови, которые связывают кислород в так называемом белке гемоглобина . Кроме того, у них в мышцах более высокая концентрация связывающей кислород молекулы, называемой миоглобином . Вы когда-нибудь видели кита или мясо тюленя и задавались вопросом, почему там так темно? Миоглобин — вот ответ. Высокое содержание железа в миоглобине окрашивает мясо в коричневый цвет.
Ныряющие млекопитающие также способны охлаждать свой мозг, что помогает им при длительных погружениях.Несколько исследований показывают, что тюлени могут понижать температуру своего тела и мозга до 3 градусов по Цельсию и тем самым резко снижать метаболизм и потребление кислорода. В отличие от людей, тюлени могут полностью перекрывать кровоснабжение конечностей и, таким образом, направлять насыщенную кислородом кровь в легкие, сердце и мозг.
Как я могу использовать Diving Response ?
Если вы собираетесь выступать, например, на соревнованиях или деловых мероприятиях активация дайвинг-рефлекса поможет расслабиться.Рефлекс ныряния активируется при задержке дыхания и контакте лица с холодной водой. Если вы закроете лицо, особенно лоб и область вокруг носа (область тройничного нерва) холодным влажным полотенцем, активизируется рефлекс ныряния. Поскольку ныряющий рефлекс иннервирует блуждающий нерв, ваш пульс снизится, и ваше тело расслабится. Таким образом можно быстро успокоить нервы перед выступлением.
Демонстрация реакции на ныряние у млекопитающих
В серии Discovery Ultimate Superhuman Стиг демонстрирует реакцию млекопитающих при нырянии.
Вы хотите, чтобы простые техники набрались энергии и расслабили ваш разум?
Тогда откройте для себя метод дыхания
Класс обнаружения свободного дыхания
Изучите свой собственный истинный дыхательный (и задерживающий!) Потенциал.
Выполняйте простые упражнения и почувствуйте мгновенный сдвиг в своем уме и влияние на свое тело и душу.
В нем представлены три урока о пользе осознанного дыхания и о том, как оно принесет пользу вашему здоровью и расслабит ваш разум.
Читать далее Присоединяйтесь к бесплатному мастер-классу ,Высокие люди имеют более медленные рефлексы
Высокие люди с меньшей вероятностью ударит комара, прежде чем он пустит кровь. Это потому, что у нас обычно более медленные рефлексы. Помимо ударов насекомых, рефлексы особенно важны при занятиях спортом и вождением. Ниже приведен калькулятор, чтобы определить, насколько ваши собственные рефлексы отличаются от рефлексов человека среднего роста. Следуя калькулятору, я объясню, как он работает.
Когда мы чувствуем комара на своей коже, электрические сигналы проходят по нервам в мозг, а затем обратно в реагирующие мышцы.Время для этих нейронных процессов зависит как от скорости электрических сигналов, так и от расстояния, которое они проходят. Совершенно очевидно, что у нас, высоких людей, есть более дальние пути. Что удивительно, так это то, что скорость также может быть меньше, что может быть связано с сужением нервов 1 . Одно исследование показало, что увеличение роста на 14% привело к увеличению времени реакции на 22% 2 .
Приведенный выше калькулятор использует это соотношение для расчета разницы во времени реакции от среднего роста человека вашего пола.Средний рост был для мужчин и женщин в США: 5 футов 3,8 дюйма и 5 футов 9,3 дюйма. Учитывая, что мужчины в среднем выше женщин, неудивительно, что у женщин были более быстрые рефлексы 3 .
Я хотел бы отметить, что это всего лишь тенденции, и все разные. Кроме того, разница во времени реакции невелика и, вероятно, незаметна. Как мужчина ростом 6 футов 7 дюймов, у меня теоретически будет время реакции на 22% меньше среднего. Я когда-нибудь замечала это? Конечно нет.Одна вещь, которую я заметил, — это меньшая координация, которая, как считается, ухудшается с рефлексами 4 . Например, у меня развилась фобия танцпола, и я однажды ударил свет в ловкой игре в дартс. Но, возможно, здесь во многом была связана просто подчеркнутая вертикальная протяженность. При этом, обладая определенными навыками, высокие люди могут контролировать свой рост на танцполе.
Более крупные виды, например слоны, также имеют более медленное время реакции. Ученые, изучающие эту цифру, утверждают, что крупные виды компенсируют это превосходным планированием и стратегиями предотвращения риска 5 .Эта адаптация была разрешена миллионами лет эволюционной адаптации из-за их огромных размеров.
С другой стороны, мы, высокие люди, получили меньшую пользу от эволюционной адаптации и не можем компенсировать подобным образом. Возможно, это способствует нашему повышенному риску травм опорно-двигательного аппарата. Тем не менее, мы можем научиться лучше планировать наперед. Что касается меня, то я планирую придерживаться медленных танцев.
1. Судманд Р., Уорд Л.С., Свифт Т.Р. Влияние высоты на скорость нервной проводимости.Neurology. 1982; 32.
2. Чу Н.С. Моторные вызванные потенциалы при магнитной стимуляции: корреляция с ростом. Электроэнцефалогер Клин Нейрофизиол. 1989; 74 (6).
3. Характеристики нервно-мышечной реакции у мужчин и женщин после нарушения коленного сустава в позе с опорой на одной ноге
4. Судан Дж., Кумар А. Взаимосвязь между антропометрическими показателями и скоростью проведения моторных нервов лучевого и локтевого нервов у аэробных тренировок Спортсмены. J Exerc Sci Physiother. 2012; 8 (1).
5.Масштабирование сенсомоторного контроля у наземных млекопитающих
Что это такое, триггеры и многое другое
Рефлекс Моро, или рефлекс испуга, относится к непроизвольной двигательной реакции, которая развивается у младенцев вскоре после рождения. Рефлекс Моро может заключаться в том, что младенец внезапно разворачивает руки и двигает ногами, прежде чем поднести руки к своему телу.
Врачи часто проверяют рефлекс Моро во время первых нескольких осмотров после родов.
Продолжайте читать эту статью, чтобы узнать больше о рефлексе Моро, включая его триггеры, и о том, как успокоить младенцев, испытывающих этот рефлекс.
Младенцы демонстрируют несколько инстинктивных рефлексов, включая укоренение, сосание, хватание и шаг. Врачи будут проверять эти рефлексы во время первых нескольких осмотров после родов.
Рефлекс Моро — еще один тип автоматической реакции новорожденных, когда они испуганы.
Когда что-то запускает рефлекс Моро, ребенок вытягивает руки, двигая их наружу в плече, а затем выпрямляя их, и запрокидывает голову назад. Они часто вытягивают и ноги, и руки, но движения ног у детей различаются.Затем ребенок будет поджимать руки и ноги к своему телу. Во время рефлекса ребенок может плакать, а может и не плакать.
У некоторых детей аномальный рефлекс Моро затрагивает только одну сторону тела, в то время как у других рефлекс Моро может отсутствовать. Возможные причины аномального или отсутствующего рефлекса включают:
- травмы в процессе родов
- инфекции
- мышечная слабость
- спастический церебральный паралич
- повреждение периферических нервов
Громкие звуки, интенсивный свет и резкие движения могут вызвать рефлекс Моро ребенка.Они могут даже вызвать это в себе, когда они внезапно двигаются.
Ощущение падения также может быть спусковым крючком. Ребенку может казаться, что он падает, когда родители или опекуны кладут или поднимают его.
Доктора могут использовать метод опускания головы для проверки рефлекса Моро. Во время теста на падение головы врач имитирует ощущение падения, осторожно опуская голову ребенка относительно его тела.
Рефлекс Моро присутствует при рождении. В первые 12 недель после рождения у младенцев может наблюдаться полный рефлекс Моро, который затрагивает руки, ноги и голову.
Когда шея может выдерживать вес головы, примерно в возрасте 4 месяцев, у младенцев начинается меньше и менее интенсивные рефлексы Моро. Они могут только вытягивать и сгибать руки, не двигая головой или ногами. Рефлекс Моро полностью исчезает, когда малышу исполняется 6 месяцев.
Хотя рефлекс Моро является хорошим признаком для новорожденных, у некоторых младенцев есть гиперактивный или преувеличенный рефлекс Моро, который иногда может мешать сну.
В очень редких случаях тяжелый рефлекс Моро может быть признаком гиперэкплексии, наследственного неврологического состояния.
Младенцы с гиперэкплексией имеют преувеличенную реакцию испуга, за которой следуют короткие периоды мышечной жесткости и паралича. У них также повышен мышечный тонус, называемый гипертонусом, из-за которого конечности становятся жесткими и затрудненными для движения. Люди могут проконсультироваться со своим врачом, если увидят эти симптомы у новорожденного.
В остальном важно помнить, что рефлекс Моро — нормальная реакция у здоровых младенцев и не является поводом для беспокойства. Рефлекс Моро особенно силен у новорожденных, поскольку они приспосабливаются к внешнему миру, но обычно их не беспокоит.
Родители и опекуны могут утешить ребенка, который плачет или выглядит обеспокоенным, когда испытывает рефлекс Моро:
- осторожно перемещая вытянутые руки и ноги ребенка к своему телу
- прижимая ребенка к себе, пока они не успокоятся
- поддерживая ребенка голова и шея при движении или удерживании их
- пеленание ребенка в легкую ткань
Термин «пеленание» относится к различным методам заворачивания новорожденных в легкое одеяло.Пеленание помогает держать конечности ребенка близко к своему телу, чтобы они не пугались во время сна.
Вот несколько советов по пеленанию ребенка:
- Положите большое тонкое одеяло на плоскую поверхность одним углом вверх так, чтобы одеяло образовало ромбовидную форму.
- Загните верхний угол вниз.
- Положите ребенка лицом вверх так, чтобы его голова и шея были выше согнутого края.
- Положите левую руку ребенка прямо вдоль тела.
- Сложите левую сторону одеяла поперек тела ребенка под правую руку и заправьте под спину.
- Положите правую руку ребенка прямо рядом с его телом.
- Сложите правую сторону одеяла на тело ребенка и заправьте под его левую сторону.
- Сложите нижний угол вверх, но не забудьте оставить немного места, чтобы ребенок мог двигать ногами.
Хотя пеленание — давняя практика, это противоречивая тема среди медицинских работников, родителей и опекунов.
По данным Национального института здоровья (NIH), пеленание может увеличить риск синдрома внезапной детской смерти (СВДС), если ребенок перекатывается на живот.
Национальные институты здравоохранения рекомендуют, чтобы пеленанные младенцы спали на спине. NIH также рекомендует родителям и опекунам перестать пеленать младенцев, которые могут самостоятельно переворачиваться.
Инфантильные спазмы, или синдром Веста, относится к типу припадков, которые возникают у младенцев с эпилепсией. Инфантильные спазмы имеют некоторые из тех же черт, что и рефлекс Моро.
Инфантильные спазмы могут выглядеть по-разному у разных детей. Некоторые дети выгибают спину и вытягивают руки и ноги, в то время как другие наклоняются вперед, в то время как их руки и ноги напрягаются.
Родители или опекуны, которые обеспокоены движениями ребенка, должны показать их педиатру, который должен уметь относительно легко различать рефлекс Моро и детские спазмы у новорожденного.
Инфантильные спазмы обычно начинаются в течение первого года жизни, между 4 и 8 месяцами. Обычно они проходят в возрасте 5 лет, хотя на их место могут прийти другие приступы. У младенцев может быть до 100 спазмов в день.
Врачи могут лечить детские спазмы с помощью гормональной терапии или противосудорожных препаратов.Однако эти методы лечения могут вызвать серьезные побочные эффекты. Младенцам, у которых из-за поражения головного мозга развиваются инфантильные спазмы, может потребоваться операция.
Громкий шум или резкое изменение света могут испугать ребенка. Когда это происходит, они могут отреагировать, запрокинув голову, вытягивая руки и ноги, а затем приняв позу эмбриона. Люди называют эту непроизвольную реакцию рефлексом Моро.
Родители и опекуны могут беспокоиться, когда впервые видят рефлекс Моро, но это нормальная реакция для здоровых младенцев.Рефлекс Моро ослабевает, когда ребенок может поддерживать голову, что обычно происходит в возрасте 4 месяцев.
Врачи обычно проверяют рефлекс Моро во время осмотров после родов. Родители и опекуны, которые подозревают, что у их ребенка гиперактивный рефлекс Моро или его отсутствие, могут обратиться к врачу.
.