Изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М
Устройство ИДА-59М
Изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М (рис. 9) представляет собой автономный дыхательный аппарат регенеративного типа с замкнутым циклом дыхания. Аппарат изолирует органы дыхания подводника от окружающей среды и предназначен для обеспечения дыхания подводника при выходе из апл, а также для временного поддержания жизнедеятельности в отсеках аварийной пл. Основные составные части аппарата ИДА-59М показаны на рис. 9:
- Нагрудник 1 с пришитым нижним брасом 6 и поясным ремнем 16.
- Регенеративный патрон 2.
- Азотно-гелиево-кислородный баллон 3 с редуктором 5 и крестовиной 4.
- Кислородный баллон 14 с редуктором 13 и переключателем 12.
- Клапанная коробка 9 с гофрированными трубками вдоха и выдоха.
- Кольцевой дыхательный мешок 10, на котором располагается дыхательный автомат 8 и предохранительный клапан 11.
Рис. 9. Аппарат изолирующий дыхательный ИДА-59М
1 – нагрудник; 2 – регенеративный патрон; 3 – азотно-гелиево-кислородный баллон; 4 – крестовина; 5 – редуктор; 6 – брасовый ремень; 7 – ремень с карабином; 8 – дыхательный автомат; 9 – клапанная коробка; 10 – дыхательный мешок; 11 – предохранительный клапан; 12 – переключатель; 13 – редуктор; 14 – кислородный баллон; 15 – карабин;16 – поясной ремень
Нагрудник с пришитым нижним брасом и поясным ремнем
Нагрудник с поясным ремнем и нижним брасом служит для монтажа узлов аппарата и закрепления на туловище подводника. Регенеративный патрон (рис. 10). Его двустенный корпус вмещает 1,7…1,8 кг зернистого регенеративного вещества О-3. На верхней крышке имеются штуцера 1, 2 для присоединения к дыхательному мешку, на нижней – зарядный штуцер с колпачковой гайкой 8. Донышки внутреннего корпуса 6 оборудованы решетками 3, 7. Кольцевые полочки 5 препятствуют проходу выдыхаемой смеси вдоль стенок патрона. Выдыхаемая газовая смесь через штуцер выдоха 2 поступает в патрон, проходит через решетку 3 через слой вещества О-3, где освобождается от углекислого газа и обогащается кислородом, затем через нижнюю решетку 7 поступает в зазор между внутренней и наружной стенками и далее через штуцер вдоха 1 в дыхательный мешок. Азотно-гелиево-кислородный баллон (рис. 9) емкостью 1 литр служит для хранения искусственно приготовленной газовой смеси, содержащей 60% азота, 15% гелия и 25% кислорода при давлении 180…200 кгс/см2 (при учебных спусках допускается давление не менее 100 кгс/см2). Баллон имеет трехцветную окраску: черную с буквой «А» (азот), коричневую с буквой «Г» (гелий) и голубую с буквой «К» (кислород). К баллону с помощью резьбовых соединений подсоединены редуктор 5 и крестовина 4. Азотно-гелиево-кислородный редуктор 5 предназначен для по-нижения давления азотно-гелиево-кислородной смеси, находящейся в баллоне, до давления на 5,3 ¸ 6,6 кгс/см2 большего, чем давление окружающей среды.
Регенеративный патрон
Рис.10. Регенеративный патрон
1 – штуцер вдоха; 2 – штуцер выдоха; 3, 7 – решетки; 4 – наружный корпус; 5 – кольцевая полочка; 6 – внутренний корпус; 8 – колпачковая гайка
Азотно-гелиево-кислородный редуктор
Азотно-гелиево-кислородный редуктор состоит из запорного вентиля и редуктора, размещенных в одном корпусе. Запорный вентиль с малым крутящим моментом открывается вращением против часовой стрелки, закрывается по часовой стрелке. На корпусе редуктора имеются два штуцера: штуцер высокого давления, закрытый колпачковой гайкой и служащий для зарядки баллона АГК смесью, и штуцер низкого давления, который подсоединяется к соединительной трубке дыхательного автомата. Редуктор работает следующим образом (рис. 17). Через открытый клапан вентиля газовая смесь из баллона АГК попадает под клапан редуктора и через отверстие в седле клапана наполняет камеру низкого давления 2. Камера редуктора сверху закрыта резиновой мембраной 6, над которой помещается регулировочная пружина 7 и металлический колпачок с отверстиями. По мере наполнения камеры низкого давления резиновая мембрана 6 прогибается и сжимает регулировочную пружину 7, освобождая толкатель клапана, который в свою очередь дает возможность клапану 3 редуктора под действием пружины перемещаться вверх до полного перекрытия отверстия в седле клапана редуктора. Приток газа в камеру низкого давления прекращается, если газ из камеры низкого давления не расходуется. При истечении газа мембрана 6 прогибается вниз, клапан 3 редуктора под действием толкателя снова открывается и пропускает газ в камеру низкого давления. Из камеры низкого давления через канал и фильтр газ попадает в крестовину 1. Крестовина служит для соединения камеры низкого давления азотно-гелиево-кислородного редуктора с пускателем 4 ДГБ и дыхательным (легочным) автоматом 13, для чего к крестовине присоединены соединительная трубка дыхательного автомата и шланг 10 с ниппелем байонетного замка 9 от ДГБ (см. рис. 16). В одном из штуцеров крестовины расположен предохранительный клапан, стравливающий азотно-гелиево-кислородную смесь из камеры низкого давления редуктора АГК при давлении на 14…17 кгс/см2 больше окружающего. Кислородный баллон емкостью 1 литр служит для хранения медицинского кислорода (99%, не более 1% азота) при давлении 180…200 кгс/см2 (при учебных спусках допускается давление не ниже 100 кгс/см2). На баллоне имеются редуктор 23 с запорным вентилем и переключатель 20 (см. рис. 17). Кислородный редуктор по устройству аналогичен азотно-гелиево-кислородному редуктору, но в отличие от него имеет герметичный колпачок. Поэтому под колпачком на любой глубине сохраняется атмосферное давление в 1 кгс/см2. В связи с этим давление в камере низкого давления кислородного редуктора также остается постоянным – 5,5 ¸ 6,5 кгс/см2 – в течение всего периода работы редуктора и не зависит от величины окружающего давления. На глубине 55…65 м, когда давление окружающей среды становится равным давлению в камере редуктора, истечение кислорода в дыхательный мешок полностью прекращается.
Клапанная коробка
- Клапанная коробка (рис. 11) с гофрированными трубками вдоха и выдоха служит для:
- присоединения дыхательного аппарата к гидрокомбинезону;
- обеспечения во время дыхания циркуляции газовой смеси в аппарате по замкнутому циклу;
- для включения на дыхание в аппарат и переключения на дыхание в атмосферу.
- Клапанная коробка состоит из корпуса, слюдяных клапанов вдоха 5 и выдоха 3, прижимаемых пружинами, и пробкового крана 8.
Рис.11. Клапанная коробка:
1 – патрубок выдоха; 2 – направляющая клапана; 3 – клапан выдоха; 4 – прокладка; 5 – клапан вдоха; 6 – патрубок вдоха; 7 – штуцер; 8 – пробковый кран
Клапанная коробка трубкой вдоха с патрубком 6 соединена с дыхательным мешком, трубкой выдоха с патрубком 1 с регенеративным патроном. При вдохе в клапанной коробке создается разряжение, вследствие чего клапан выдоха 3 закрывается, а клапан вдоха 5 открывается и дыхательная смесь поступает в легкие. При выдохе в клапанной коробке давление повышается, клапан вдоха 5 закрывается, а клапан выдоха 3 открывается и пропускает выдыхаемую газовую смесь в регенеративный патрон. С помощью пробкового крана 8 производится включение в аппарат (ручка крана при этом поворачивается в сторону кислородного баллона) или переключение на дыхание в атмосферу (ручка крана при этом поворачивается в сторону АГК-баллона). Клапанная коробка имеет штуцер 7 для подсоединения к маске с переговорным устройством или гидрокомбинезону СГП-К при помощи накидной гайки.
Дыхательный мешок
Дыхательный мешок (рис. 12) имеет кольцевую форму и выполнен в виде воротника, облегающего шею подводника. Такая форма дыхательного мешка улучшает остойчивость, что особенно важно при свободном всплытии, и поддерживает голову подводника над поверхностью воды после всплытия. Вместимость дыхательного мешка 6…8 л. Изготовлен он из мягкой прорезиненной ткани и крепится к нагруднику с помощью шлевок. В верхней части дыхательного мешка (на тыльной стенке) размещен автоматический пускатель (дыхательный автомат) 3. В нижней части закреплены гофрированные трубки выдоха 5 и вдоха 1, предохранительный клапан 6, два штуцера 8 с накидными гайками для присоединения регенеративного патрона, штуцера 7 и 9 для присоединения кислородного и азотно-гелиево-кислород-ного баллонов. Внутри мешка имеется тройник 10, соединяющий трубку вдоха 1 с отрезком трубки от регенеративного патрона и дыхательной трубкой 4, имеющей боковые отверстия по всей длине. Эти отверстия обеспечивают поступление газовой смеси на вдох из мешка при любом положении подводника. Соединительная трубка 2 подводит газовую смесь из АГК-баллона под клапан дыхательного автомата. Дыхательный автомат (автоматический пускатель) (рис. 13) обеспечивает автоматическое пополнение дыхательного мешка азотно-гелиево-кислородной смесью при погружении или вырав-нивании давления с окружающим в необходимом для дыхания подводника объеме.
Рис. 12. Дыхательный мешок:
1 – трубка вдоха; 2 – соединительная трубка; 3 – дыхательный автомат; 4 – дыхательная трубка; 5 – трубка выдоха; 6 – предохранительный клапан; 7, 8, 9 – штуцеры; 10 – тройник
Внутренняя полость дыхательного автомата изолируется от окружающей среды эластичной мембраной 1, прижимаемой к корпусу защитной крышкой 2 с резьбовым кольцом 3. Газовая смесь через штуцер 6 с фильтром 7 подводится к клапану 5, который прижимается к седлу пружиной 8. Усилие на шток клапана передается рычагами 11 и 12, высота расположения которых регулируется винтом 4 и гайкой 13. Усилие открытия регулируется винтом 9, сжимающим пружину 10. В дыхательный мешок газовая смесь поступает через вырезы в днище корпуса. Дыхательный автомат перепускает газовую смесь при разря-жении в мешке 110…160 мм вод.ст. Предохранительный клапан (рис. 14) обеспечивает сброс избытка газовой смеси из дыхательного мешка аппарата как в процессе его использования, так и при хранении на подводной лодке.
Рис.13. Дыхательный автомат:
1 – мембрана; 2 – крышка; 3 – резьбовое кольцо; 4, 9 – винты; 5 – клапан; 6 – штуцер; 7 – фильтр; 8, 10 – пружины; 11, 12 – рычаги; 13 – гайка
Рис.14.Предохранительный клапан
1 – крышка; 2, 3 – пружины; 4 – шток; 5 – клапан-мембрана; 6 – обратный клапан; 7 – корпус; 8, 9 – гайки
Он устанавливается в нижней части дыхательного мешка и закрепляется накидной гайкой 8. Конструктивно он представляет собой сочетание двух клапанов: основного – клапана-мембраны 5 и обратного резинового клапана 6. При повышении давления в дыхательном мешке мембрана 5, преодолевая усилия пружин 2, 3, отходит от седла и открывает выход избыточной газовой смеси через боковые отверстия в корпусе 7. Дыхание подводника в аппарате (см. рис. 9) осуществляется через клапанную коробку 9, которая присоединяется к ниппелю шлема гидрокомбинезона СГП-К. Необходимый для дыхания состав газов в дыхательном мешке 10 обеспечивается за счет поглощения углекислого газа и выделения кислорода химическим веществом регенеративного патрона 2, подачи кислорода через кислородный переключатель 12, а также подачи азотно-гелиево-кислородной смеси через легочный автомат 8. Все узлы аппарата ИДА-59М смонтированы на нагруднике 1, с помощью которого аппарат закрепляется на туловище подводника поверх гидрокомбинезона СГП-К. На брасовом ремне 6 нагрудника закрепляется ремень с карабином 7, который служит для удержания подводника в люке подводной лодки в процессе шлюзования при выходе свободным всплытием через спасательные люки, оснащенные блоком подачи воздуха. Карабин аппарата 15 предназначен для удержания подводника при выходе из подводной лодки на буйрепе около мусинга. Ремень карабина 15 закреплен на поясном ремне 16 аппарата. С помощью штуцера крестовины 4 аппарат ИДА-59М соединяется с ДГБ (см. рис. 16). Предварительно со штуцера отвертывается колпачковая гайка.
Маска
В комплекте аппарата имеется маска (рис. 15), предназначен-ная для использования аппарата ИДА-59М без гидрокомбинезона СГП-К в сухих и частично затопленных отсеках подводной лодки. Маска позволяет дышать в аппарате и обеспечивает изоляцию органов дыхания и глаз от окружающей газовой или водной среды.
Рис. 15. Маска:
1 – лямки; 2 – очки; 3 – переговорное устройство; 4 – угольник; 5 – накидная гайка; 6 – прокладка
С помощью угольника 4 и накидной гайки 5 с прокладкой 6 маска присоединяется к клапанной коробке аппарата. Для крепления и плотного прилежания маски по контуру лица она имеет лямки 1, которые позволяют подогнать маску по размеру головы. Маска выпускается трех размеров:
- малый,
- средний,
- большой.
Дополнительный гелиевый баллон
Дополнительный гелиевый баллон (рис. 16) используется совместно с аппаратом ИДА-59М для выхода подводников с глубин более 100 м при обеспечении силами. Поисково-спасательной службы ВМФ. Баллоны ДГБ поставляются в сборе с редуктором, пускателем, соединительными шлангами и арматурой. Баллон 1 с гелием заключен в чехол 7. В кармане 6 чехла размещен пускатель, соединенный шлангом 5 с тройником 3 редуктора. Шлангом 10 с байонетным замком 9 и накидной гайкой 8
Рис. 16. Дополнительный гелиевый баллон:
1 – баллон; 2 – редуктор; 3 – тройник; 4 – карабин; 5, 10 – шланги; 6 – карман чехла; 7 – чехол; 8 – накидная гайка; 9 – байонетный замок
Баллон ДГБ подсоединяется к крестовине азотно-гелиево-кислород-ного баллона. Редуктор 2 с запорным вентилем ввернут в горловину баллона. Карабином 4 баллон закрепляется к поясному ремню аппарата. Габаритные размеры ДГБ и его деталей в сборе не превышают 330×160×110 мм, масса баллона 3,2 кг, вместимость 1,3 л, рабочее давление 20 МПа (200 кгс/см2). Редуктор гелиевого баллона по устройству и принципу действия аналогичен редуктору азотно-гелиево-кислородного баллона, но в отличие от него отрегулирован на установочное давление 1…1,2 МПа (10…12 кгс/см2).
Принципиальная схема действия ИДА-59М
При вдохе (рис. 17) газовая смесь из дыхательного мешка 17 через гофрированную трубку 8 и клапан вдоха 9 поступает в органы дыхания. При выходе газовая смесь через клапан выдоха 14 и гофрированную трубку 16 поступает в регенеративный патрон 27 с химическим веществом О-3. Очищенная от углекислого газа и обогащенная кислородом газовая смесь поступает в дыхательный мешок 17, где смешивается с газами, поступающими из баллонов аппарата и ДГБ через механизмы подачи газовых смесей 13 и 20. Кислородный редуктор 23 и переключатель 20 на глубинах от 0 до 55…65 м обеспечивают непрерывную подачу кислорода в дыхательный мешок 17 из кислородного баллона. Подача кислорода зависит от глубины и режимов работы аппарата «погружение-всплытие». B период повышения давления окружающей среды на глубинах от 0 до 20 м клапан 21 переключателя открыт, седло 24 перекрыто мембраной 26, кислород через дюзы Д1, Д2 и Д3 поступает в дыхательный мешок. Подача кислорода определяется тарировкой дюзы Д1 и составляет 0,3…0,6 л/мин. На глубине 20…24 м давление в полости воздействует на мембрану 19 прогибает ее, преодолевая усилие пружины 18, вследствие чего клапан 21 под воздействием пружины 22 закрывается, подача кислорода осуществляется через дюзы Д1 и Д3 (около 1 л). На глубинах 25…30 м мембрана 26 под воздействием этого давления, преодолевая усилие пружины 25, открывает седло 24, кислород из редуктора поступает через отверстие седла 24. Так как проходное сечение отверстия седла 24 намного больше проходного сечения дюз Д2 и Д3, то давление, действующее на мембрану 26, возрастает до значения давления кислорода на выходе из редуктора. Усилие от воздействия давления на поверхность мембраны 26 становится значительно больше усилия пружины 25, и седло 24 остается открытым в процессе дальнейшего погружения и всплытия. При подъеме на поверхность подача кислорода из кислородного баллона возобновляется на глубине 55…65 м. Подача кислорода осуществляется через дюзу Д3 (около 1 л/мин). По мере подъема подача кислорода увеличивается. На глубине 20…24 м усилие пружины 18 преодолевает газовое давление на мембрану 19, клапан 21 открывается, начинается поступление кислорода в дыхательный мешок через дюзы Д2 и Д3 (3,0…4,4 л/мин). Такая подача кислорода остается и после подъема на поверхность. При повышении окружающего давления или при возникновении разрежения в дыхательном мешке 17 мембрана 2 дыхательного автомата 3, прогибаясь, через систему рычагов открывает клапан 11 и обеспечивает поступление газовой смеси в дыхательный мешок. Таким образом, при выходе с глубин менее 100 м при компрессии в шлюзовом устройстве дыхательный мешок 17 пополняется 25%-ой азотно-гелиево-кислородной смесью, поступающей из АГК-баллона через редуктор, тройник 1 и клапан 11 дыхательного автомата 13. В случае выхода с глубин более 100 м дыхательный аппарат работает совместно с ДГБ. В этом случае в дыхательный мешок 17 подается гелий, поступающий из ДГБ через редуктор 5, пускатель 4 и дыхательный автомат 13. Так как давление на выходе из редуктора 5 (10…11 гс/см2) больше давления, создаваемого редуктором АГК-баллона (5,3…6,6 кгс/см2), то мембрана 6 под воздействием давления поступающего гелия, преодолевая усилие пружины 7, прогибается и обеспечивает закрытие клапана 3. Подача азотно-гелиево-кислородной смеси к дыхательному автомату 13 прекращается на глубинах 75…90 м, и взамен ее в дыхательный мешок подается гелий.
Рис. 17. Принципиальная схема действия аппарата ИДА-59М:
1 – крестовина; 2 – камера редуктора; 3,11,21 – клапаны; 4 – пускатель ДГБ; 5,23 – редукторы; 6,12,19,26 – мембраны; 7,18,22,25 – пружины; 8 – трубка вдоха; 9 – клапан вдоха; 10 – клапанная коробка; 13 – дыхательный автомат; 14 – клапан выдоха; 15 – предохранительный клапан; 16 – трубка выдоха; 17 – дыхательный мешок; 20 – кислородный переключатель; 24 – седло клапана; 27 – регенеративный патрон
Характеристика регенеративных веществ и газов, применяемых для дыхания в аппарате ИДА-59М
Для регенерации газовой среды в изолирующем дыхательном аппарате ИДА-59М используют гранулированное регенеративное вещество О-3 на основе надперекиси калия К2О4. Химическая реакция поглощения углекислого газа и влаги из выдыхаемой подводником газовой смеси и насыщения ее кислородом может быть представлена в следующем виде:
2К2О4 + 2Н2О = 4КОН + 3О2 + 28ккал
4КОН + 2СО2 = 2К2СО3 + 2Н2О + 70ккал.
2К2О4 + 2СО2 = 2К2СО3 + 3О2 + 98ккал
К снаряжению регенеративных патронов допускают регенера-тивные вещества, содержащие кислорода не менее 130 л/кг и двуокиси углерода – не более 15 л/кг. В качестве поглотителя двуокиси углерода используется химический поглотитель известковый (ХПИ). Вещество ХПИ используется в основном при отработке личным составом учебных задач в условиях учебно-тренировочных станций и комплексов. Процесс поглощения двуокиси углерода может быть представлен в виде:
Са (ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О + 19ккал
2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O + 28 ккал
К использованию допускается поглотитель с содержанием двуокиси углерода не более 20 л/кг. Вещество О-3 является химически активным. Оно бурно реагирует с водой, маслом, спиртом и жидким топливом. Поэтому при работе с веществом О-3, а также при хранении заряженных аппаратов на пл следует соблюдать строжайшие меры предосторожности во избежание взрывов и пожаров. Для анализа регенеративного вещества О-3 на содержание кислорода и двуокиси углерода и поглотителя ХПИ на содержание двуокиси углерода применяется прибор кальциметр. Пробы на анализ гранулированного регенеративного вещества или химического поглотителя отбираются из каждого вновь вскрываемого барабана (емкость для транспортировки и хранения вещества). Из трех различных мест барабана отбирают не менее трех проб. Для дыхания в аппарате ИДА-59М используется медицинский газообразный кислород (99% О2 и 1% N2), ГОСТ 5583−78. Пользоваться техническим кислородом для дыхания водолазов запрещается. Кислород получают с завода и в транспортных баллонах доставляют на учебно-тренировочные станции и комплексы, где им набивают кислородные баллоны аппаратов ИДА-59М. Для набивки АГК-баллонов используют 25% азотно-гелиево-кислородную смесь, которая содержит 25% кислорода, 15% гелия и 60% азота. При этом максимальное парциальное давление кислорода, применяемое при спасении подводников из аварийной подводной лодки, несколько превышает установленное для водолаз-ных спусков (1,3…1,8 ата). Поэтому сроки пребывания на глубинах 80…100 м при дыхании 25% азотно-гелиево-кислородной смесью для предупреждения кислородного отравления ограничены 15…20 мин. Использование 25% АГК-смеси благодаря повышенному парциальному давлению кислорода обеспечивает некоторое увеличение сроков пребывания под водой под наибольшим давлением при выходе с глубин до 100 м включительно без опасности возникновения у подводников декомпрессионной болезни. В то же время выход личного состава из аварийной подводной лодки на этой смеси методом подъема по буйрепу позволяет применить более короткие режимы. При выходе с глубины более 100 м эта смесь для дыхания непригодна из-за опасности кислородного отравления и должна разбавляться в дыхательном мешке аппарата чистым гелием из ДГБ. Проведение анализов воздуха на содержание вредных веществ, проверка состава газовых смесей по кислороду производится через каждые три месяца эксплуатации компрессорных установок, перед началом эксплуатации вновь установленных или отремонтированных компрессоров, воздушных магистралей и баллонов. Заключение о пригодности регенеративных веществ, химпогло-тителя, газовых смесей и воздуха для дыхания водолазов независимо от места выполнения анализов дает врач-спецфизиолог (врач) корабля (организации ВМФ) или лицо, осуществляющее медицинское обеспечение водолазных спусков.
Смотрите также
негласная иерархия на подлодках США — Российская газета
Помимо официальной иерархии: по должностям и званиям, — на субмаринах ВМС США есть и неформальная. Она зависит от профессии и квалификации. Можно быть блестящим офицером и стоять при этом в корабельной табели о рангах ниже рядового матроса — если тот знает о матчасти больше. Важную роль играют и специфические навыки — например, умение печатать.
Новичка на подлодке зовут балластом (NUB). Он не приносит пользы, только расходует кислород, воду и пищу. Отличить новичка можно по футболке без дельфина (принятый в подводном флоте США знак квалифицированного специалиста) и блокноту в руках. В него NUB непрерывно что-то записывает, изучая свои обязанности и корабль целиком. Во время киносеансов балласту достаются самые неудобные места, отношение к нему других членов экипажа — презрительное. Если новичок является офицером — с добавлением слова «сэр». Подводники охотно обошлись бы без NUBов, но что поделать, раз управление кадров ВМС постоянно их присылает.
Превращение балласта в специалиста обычно занимает 12 месяцев, но может быть продлено, если NUB не отличается сообразительностью. Квалификация разделена на пять стадий. На первой команда знакомится с новичком, проверяет его готовность решительно действовать в экстренных ситуациях. Второй этап — профессиональный. В соответствии с должностью NUB обязан в доскональности изучить свое рабочее место, а затем и другие корабельные системы. Это нужно, чтобы в случае аварии суметь предотвратить перерастание локального ЧП в катастрофу.
Третья фаза — самая сложная. Облаченный в несгораемый асбестовый костюм и дыхательную маску новичок проходит по всем отсекам атомной подлодки, отрабатывая неожиданные вводные, отвечая на вопросы по матчасти и своим обязанностям. Успешно прошедший эти три стадии допускается на «Совет директоров». Это собеседование, которое проводят представитель офицерского состава, старший рядовой и специалист в той профессии, на которую претендует NUB. На «Совет директоров» принято приносить угощение: вазу с конфетами, а то и заказанный у кока торт. Считается, что подслащенные таким образом экзаменаторы будут снисходительнее. Заключительный этап — беседа один на один с командиром подлодки. Успешно прошедший все испытания получает дельфина на форму и зачисляется в одну из двух корабельных групп: ядерные или конусные.
Ядерными называют специалистов по обслуживанию главной энергетической установки и систем движения. Это тощие технари-очкарики, способные почувствовать скачок мощности в реакторе даже во сне, пишет The Drive. Исключение составляют лишь механики машинного отделения — те, как правило, габаритами напоминают шкаф, комбинезоны у них застиранные и старые, а руки — в масляных пятнах. Ядерные занимают отдельный стол в кают-компании и место в середине корабельной иерархии — наравне с главными старшинами других служб.
Остальные члены экипажа подлодки зовутся конусными, потому что работают в конусе, носовой части субмарины. Ракетчиков прозвали стюардами Шервудского леса — они снуют меж толстых, как вековые дубы, шахт МБР Trident II. Торпедисты отвечают за все оружие корабля, кроме ядерных ракет, и обычно работают парами: один что-нибудь чистит или смазывает, другой фиксирует это в контрольном списке. Корабельный врач имеет стандартное прозвище «Дятел» — помимо раздачи экипажу универсальных таблеток мотрина он регулярно проверяет боевой дух шлепком пониже спины.
В средневековой Англии йоменами называли мелких землевладельцев, в ВМС США это — корабельная элита. Они умеют печатать, имеют полный сундук медалей и являются главными помощниками командира и старшего офицера подлодки. Как правило, вахту они проводят в «хижине йоменов» (центральном посту) или торпедном отсеке, склонившись над клавиатурами компьютеров.
А самые уважаемые экипажем люди (после командира, конечно) — коки.
ТОЗ — Регенеративные патроны
Регенеративные патроны — это основной компонент регенеративных установок, которые очищают воздух от ядовитого углекислого газа и химическим путем обогащают воздушное пространство кислородом. Данные патроны используют на АЭС, в специальных убежищах, других защитных сооружениях ГО. Регенеративные патроны являются разовыми: после первичной эксплуатации их необходимо заменить. Монтируются они в воздухоочистительные и вентиляционные системы объектов ГО. При этом количество патронов регулируется количеством людей, укрываемых в помещении. Регенеративные патроны выделяют кислород из вещества – поглотителя при первичном поглощении им влаги и углекислого газа, который выдыхают люди. Данный химический процесс запускается и поддерживается принудительным прохождением воздушного потока, который подлежит очистке от диоксида углерода, через фильтр, а также вещество поглотитель, после чего осуществляется вывод воздуха, обогащенного кислородом, обратно в помещение. Данные патроны работают при повышенном давлении, при разрежении. Патроны подлежат эксплуатации при показателях температуры воздуха от 18°С до 35°С, показателях относительной влажности: 30-95%.
Регенеративный патрон РП-100 поглощает углекислый газ из воздушного пространства защитных сооружений. Комфортными условиями эксплуатации являются: температурный диапазон от +18 до +35°С, относительная влажность воздуха — 30-95%. В состав патрона входит химический поглотитель, который является разовым. Использование установки с патронами РП-100 предназначено для убежищ с концентрацией углекислого газа 2% объёмных. Если данный показатель достигает уровня 2,5-3% содержания, в таком случае патрон считают использованным, его следует заменить. Один, два, три патрона монтируют в установки с соответствующими показателями расхода воздуха: 100, 200, 300 м3/ч. Вентиляционное запорное оборудование и измерительные приборы осуществляют подачу воздуха в патроны, контролируют и регулируют его расход. Регенеративный патрон РП-2 используется для восстановления допустимой концентрации кислорода в воздухе убежищ и защитных сооружений. Входит в состав установки РУ-150/6. Патрон снаряжен катализатором ОКЧ, транспортируется в деревянном ящике, в котором имеются специальные клинья для закрепления. Регенеративный патрон П-10 входит в состав «Устройства-300», обычно идет вместе с формуляром ВП МО РФ.
Про немецкие человеко-торпеды — Тёмная сторона Луны — LiveJournal
Обновил старую запись про немецкие человеко-торпеды.
Последний призыв фюрера, чудо-оружие «Негер».
Недавно, зная о моём интересе к военной истории, мой начальник поделился со мной новостью о том, что энтузиасты авиационной техники в США создали копию немецкого реактивного бомбардировщика Go 229. Его впечатлило изображение этого самолета, и сопровождающая информация о невероятном устремлении в будущее немецкой технической мысли середины 20-го века. В свое время я тоже попал под впечатление различных технических нововведений продемонстрированных третьим рейхом на излете своей истории. Позже, однако, при детальном изучении обнаружились интересные особенности вроде народного оружия для ведения тотальной войны, оказавшиеся обратной стороной этого прогресса. Среди таких образцов народного оружия известные фаустпатроны и народный истребитель He-162.
Во флоте к замечательным образцам, коренным образом способным изменить ход военных действий, относились подводные лодки 21, 23 серии и лодка «Вальтера». Но свой вариант оружия тотальной войны не миновал и кригсмарине. В конце 1943 года было сформировано соединение К под руководством вице-адмирала Вайхольда, вскоре его сменил на посту контр-адмирал Гельмут Хейе.
Это соединение специализировалось на дешевых и примитивных видах морской войны: малых подводных лодках, управляемых торпедах, водолазах-диверсантах и катерах-брандерах.
Итальянский королевский флот малоуспешный в традиционных видах морского единоборства успешно применял подводные диверсии против баз противника. Немецкие союзники, находясь перед перспективой тотального поражения, и видимо не надеясь на новые виды вооружений, решили перенять опыт итальянских коллег. Поэтому предложение об использовании управляемых торпед явилось логичным шагом для немецких стратегов. Немцы не были бы самими собой, если бы банально скопировали итальянские образцы, это претило тевтонскому гению, и они разработали собственную концепцию управляемых торпед. Если в итальянской версии торпеды использовались для доставки аквалангистов диверсантов с грузом для минирования кораблей противника, то арийский гений предложил использовать торпеду для доставки и наведения другой торпеды, расположив их тандемом одна над другой. Настоящие герои всегда идут в обход. Получился эдакий вариант полуподводного всадника апокалипсиса. В верхней торпеде вместо боевого отделения оборудовали кокпит для пилота. Инженером, предложившим это чудо-оружие, был Рихард Мор, а так как мор переводится как мавр, то чудо-оружие назвали «Негер». Это оружие оказалось совершенно простым в изготовлении, а примитивные органы управления позволяли массово обучать добровольцев, что соответствовало всем требованиям народного оружия тотальной войны.
«Негер» собственной персоной.
Дальность плавания «Негеров» составляла чуть более 30 миль с учетом возвращения, однако это возвращение было весьма проблематичным. При обычной скорости в 4 узла атака подвижных целей была невозможной, оставалось искать удачи у корабельных стоянок. К тому же полупогруженное положение с торчащим из воды плексигласовым колпаком переводило в разряд бесперспективных дневное применение «Негеров». На успешную атаку можно было претендовать на довольно коротких дистанциях из-за проблем с обзором, в условиях ночи это уже был пистолетный выстрел. В тесной рубке пилота быстро накапливался углекислый газ, что приводило к постоянным авариям и потерям. Калийные патроны и баллон с сжатым воздухом не всегда помогали сохранить сознание добровольца. Да именно добровольцами из береговых служб комплектовали отряды «Негеров». Дениц, хотя и дал большую свободу для деятельности Хейе, категорически запретил использовать людей из нормального подводного флота. Их ждали лодки 21 и 23 серии вместе с противолодочными силами союзнико
куда девался мусор на подводной лодке?
Итак возвращаемся к теме мусора на подлодке, как продолжение вопрос о немецких «пакетах спасения», упоминаемых Пикулем и Платовым в «Реквиеме» и «Секретном фарватере». Вопрос простой: Куда девался мусор на подлодке?
Некоторые коллеги совершенно верно отметили, что для избавления от мусора использовался торпедный аппарат, однако без конкретных пояснений это мнение может превратится в устойчивый стереотип, который будет неверен на 90 %. Поэтому стоит дать пояснения почему в торпедных аппаратах мусор не хранили и почему начали хранить.
В начале войны все шло как положено. На подводной лодке во время похода появление мусора было вполне обычным фактом. Пищевые отходы, упаковка и тара для пищи долгого хранения, отработанные картриджи (или патроны) с поташом и т.п. Немецкие подводники с гигиеной старались дружить и избавлялись от мусора при первом удобном случае, когда лодка всплывала в надводное положение в относительно спокойных местах. Использовать торпедный аппарат, как помойку в голову особо никому не приходило, так как он имеет совершенно другое назначение, а периодически «палить» из него мусором это совершенно излишний расход воздуха высокого давления. Поэтому мусор отправляли за борт обычным способом — выкидывали.
Но пришел 1944 год и с массовым монтажом на лодки устройства «шнорхель» подводно-надводная война стала подводной войной. Теперь подводные лодки могли ходить на дизелях под водой и всплывали на поверхность достаточно редко. Это привело к ряду проблем с которыми ранее немцы не сталкивались. Санитарное состояние на борту «шнорхельных» лодок резко ухудшилось, так как не было былой возможности отправлять мусор за борт, как в былые дни. В конечном итоге было решено решение складывать накопившийся мусор в один из торпедных аппаратов и периодически его «разгружать». Для этого даже был введен в ЖБД лодки специальный термин обозначающий выстрел из ТА мусором.
Технически это выглядело следующим образом — появившийся мусор упаковывали в коробки и канистры, связывали их и помещали в аппарат. По мере накопления в нем достаточного количества мусора, производили выстрел сжатым воздухом, но при этом торпедный «поршень» не использовался и выстрел был с «пузырем». Но! Что любопытно, делали это далеко не так часто. У меня сложилось ощущение, что если на лодка уже расстреляла все торпеды, она могла совершать «мусорный залп» хоть четыре раза за день. Однако, если торпеды оставались на борту, то тогда количество «мусорных залпов» делали ограниченное количество. Кроме этого мусор приходилось терпеть, если лодка находилась в боевой зоне, рядом с противником. «След из крошек» для него не оставляли. Как писал один из командиров лодок в ЖБД по поводу «мусорных залпов»:
«Тремя выстрелами весь мусор, включая и калиевые патроны (поташ) был удален за борт. С тех пор лодка сохранялась в безупречно чистом состоянии, которое, после утомлявших команду дней в операционной зоне (с мусором на борту — В.Н.), было более выгодно для экипажа и, как я полагаю, было очень важно для его здоровья. Стоит учитывать тот факт, что избавление от мусора дает больше места для воздуха внутри лодки».
В итоге немецких подводников конца войны можно считать очень смелыми и терпеливыми людьми, так как они воевали в страшной вонище. Сами экипажи в походе все-таки умудрялись привыкнуть к вони из торпедного аппарата — «мусорного бака», но когда лодка приходила на базу и вставла на верфь, то рабочих верфи буквально мутило от того «аромата», который шел из открытых люков лодки.
P.S. Вот отсюда и растут ноги о «пакетах спасения», видимо
Оборудование для спасения подводников: valery_mukhin — LiveJournal
Напишу немного про оборудование для спасения подводников. Я, собственно, к флоту и подводным лодкам, отношения не имею. Однако есть тема в которой я обладаю определенными знаниями и опытом — индивидуальное оборудования для спасения подводников с аварийных лодок. Дело в том, что я применял и применяю это оборудования для решения своих прикладных задач в дайвинге, поэтому пришлось многое узнать о нем.
Надо отметить, что материалов по теме с свободном доступе не много, а исторические аспекты темы вообще теряются в тумане, поскольку ранее оборудование — большая редкость.
Более-менее внятная картина начинает прорисовываться только с момента появления ИДА-59.
Собственно если смотреть на тему с прикладной точки зрения, то более ранее оборудование имеет историческую и коллекционную ценность, но прикладное значение такого оборудование невелико (в виду почтенного его возраста).
Фото #1 — Список аппаратов (до ИДА-59) для выхода с ПЛ виден вот на этом стенде, который хранился в учебном центре в Петербурге, а потом таинственно и без следа исчез.
Работы по созданию спасательного снаряжения подводников в СССР были начаты после утверждения в 1926 г. первой Государственной программы по военному кораблестроению, рассчитанной на шесть лет. Несмотря на крупные отечественные достижения в сфере судоподъемных работ, предполагалось, что в мирное время спасание личного состава посредством подъема затонувшей ПЛ с глубин более 50 метров будет малоэффективно, а в условиях ведения боевых действий такой способ спасения нереален даже при меньших глубинах затопления. Поэтому первостепенное значение придавалось самостоятельному выходу подводников с затонувшей ПЛ. Разработки спасательного снаряжения изначально были ориентированы на обеспечение выхода подводников с больших (по тем временам) рабочих глубин.
В 1931-1932 гг. был разработан индивидуальный спасательный аппарат (ИСА) «Э-1» («ЭПРОН-1», кислородный) для самостоятельного выхода подводников из затонувшей ПЛ. К 1935 г. появилась серия аппаратов типа «Э». Для дыхания использовался кислород, применялся химический поглотитель известковый ХП-И.
В 1934 г. для водолазных работ и спасения подводников был разработан и принят на снабжение гидрокомбинезон, полностью изолирующий тело человека от воды, что повысило безопасность самостоятельно выхода из затонувшей ПЛ.
В 1936 г. появились новые, более совершенные конструкции дыхательных аппаратов для водолазов и подводников.
В 1939 г. на снабжение принимается гидрокомбинезон ТУ-1, имеющий шлем с очками.
В этом же году разработан один из лучших образцов автономных дыхательных аппаратов – изолирующий спасательный аппарат морской (ИСА-М), на базе которого в 1943 г. была выпущена усовершенствованная модель ИСА-М-43.
Фото #2 Единственная фотография с полным комплектом описываемого снаряжения, которой я могу проиллюстрировать написанные выше абзацы, это фотография погибшего советского подводника помощника командира лодки С-34 старшего лейтенанта Душина В.Л., сфотографированное болгарской полицией на Царском пляже в районе Созопола 16 ноября 1941 года.
Фото #3 Представление о примерном виде описываемого оборудования дает современная фотография ТУ-1 в комбинации с ИДА-57.
В 1951 г. в НИИ аварийно-спасательного дела для выхода из аварийной ПЛ был разработан изолирующий дыхательный аппарат ИДА-51 с гидрокомбинезоном ГК-2, имеющим объемный шлем. В отличие от ИСА-М-48, в аппарате было два баллона (кислородный и с 7%-ной кислородно-гелиевой смесью (КГС)). Вместо химического поглотителя ХП-И использовалось регенеративное вещество О-3. Наличие баллона с КГС позволяло подводникам осуществлять выход с глубин до 200 метров.
Фото #4 ИДА-51
В модернизированном аппарате ИДА-51М использовались баллон с 25%-ной кислородно-азотно-гелиевой смесью (60% азота и 15% гелия), а также дополнительный гелиевый баллон (дополнительные гелиевые баллоны хранились на спасательный судах и подлежали передаче на аварийную ПЛ).
Комплект снаряжения, состоявший из аппарата ИДА-51 и гидрокомбинезона ГК-2, получил название изолирующего снаряжения подводника (ИСП).
Многолетние отработки выхода подводников по буйрепу выявили его существенные недостатки: декомпрессия была достаточно продолжительной, и человек вынужденно находился в холодной воде, что приводило к его переохлаждению. Кроме того, имелась высокая вероятность сноса буйрепа течением, а также пропусков остановок на мусингах, что создавало предпосылки для возникновения декомпрессионной болезни. Способ был достаточно сложен в связи с тем, что подводник должен был помнить режим декомпрессии и самостоятельно соблюдать время выдержек на мусингах, а также уметь управлять дыханием в ИДА. В период Великой Отечественной войны при выходе с затопленных ПЛ подводники нередко пренебрегали правилами подъема по буйрепу и всплывали естественным путем – с дыхательными аппаратами и без них.
Отечественные исследования по самостоятельному выходу подводников с затонувшей ПЛ с середины 1950-х гг. сфокусировались на разработке технологии всплытия — как более простой операции по сравнению с процедурой подъема по буйрепу. Под «свободным всплытием» («СВ») в отечественной практике подразумевается самостоятельный выход подводников из затонувшей ПЛ в изолирующем (спасательном) снаряжении, в то время как за рубежом термин «свободное всплытие» означал всплытие естественным путем, за счет объема воздуха в легких.
Эти особенности необходимо учитывать для корректного сопоставления зарубежных и отечественных технологий самостоятельного выхода из затонувшей ПЛ. Вероятно, отечественный термин «свободное всплытие» изначально должен был отражать различия двух технологий самостоятельного выхода: всплытие без режима декомпрессии и без «привязки» к ПЛ и подъем по буйрепу с соблюдением надлежащего режима декомпрессии.
В 1952 г. были разработаны режимы и методика выхода подводников из аварийной подводной лодки в снаряжении ИДА-51 с глубин до 200 метров. В 1953 г. на Северном флоте прошло учение по выходу подводников из погруженной ПЛ с глубины 100 метров и с глубины 200 метров посредством водолазного колокола.
И вот, наконец, мы добрались до основного героя нашего повествования, который меняя свой облик существует до сих пор — ИДА-59
В 1959 г. создается изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59, а в 1960 г. – спасательный гидрокомбинезон подводника (СГП). В том же году на снабжение принято изолирующее спасательное снаряжение подводника ИСП-60, в состав которого входили СГП и дыхательный аппарат ИДА-59, позволявший подводникам осуществлять самостоятельное спасение методом свободного всплытия и способом подъема по буйрепу с глубины 100 метров. В комплект входило 2 баллона (кислородный и с 25% кислородно-азотно-гелиевой смесью), использовалось регенеративное вещество О-3.
Для спасения с глубин 100-120 метров предполагался «мокрый» способ перехода из одной лодки в другую, при котором к аппарату пристегивался третий баллон с гелием.
Спасение подводников с глубин более 100 м, а также из отсеков с избыточным давлением более 6 кгс/см2 (60 м вод. ст.) подразумевало участие сил поисково-спасательного обеспечения. Водолазы-спасатели через штатные шлюзовые устройства должны были передавать на затонувшую ПЛ газовые баллоны для аппаратов ИДА-59М. Выход мог быть обеспечен с помощью спасательного колокола, но в дальнейшем были созданы спасательные ПЛ, велись разработки спасательных подводных аппаратов.
Отличительным признаками для опознавания первых вариантов ИДА-59 в отличие от других вариантов этого аппарата является форма стравливающего клапана на дыхательном мешке и форма кислородного автомата.
Фото №1 — ИДА-59 с характерным с травящим клапаном из желтой пластмассы.
Фото №2 — Форма кислородного автомата. Если по простому — нижний прилив корпуса кислородного автомата (штука прикрученная к кислородному редуктору на левом баллоне) имеет маленький диаметр в отличие от следующей модели.
Фото №3 — К ИДА-59 штатно прилагается СГП со следующими характерными особенностями — резиновыми клапанами на плечах и на ушах.
Фото №4 — Так же встречается вот такой вариант с большим металлическим клапаном и клапанной коробкой более ранней формы.
После того, как был создан комплект ИСП-60 мысль военных, а вслед ученых и инженеров пошла по пути увеличения глубины выхода с ПЛ.
Усовершенствование способов спасения подводников с использованием снаряжения ИСП-60 в 1970-е гг. предусматривало использование дыхательных газовых смесей нового состава и преследовало две задачи: увеличение глубины выхода и спасение из условий повышенного давления с переводом в спасательную ПЛ.
Опыт разработки новой технологии – метода выполнения водолазных работ из условий полного насыщения организма индифферентным газом (метод ДП – длительного пребывания под повышенным давлением) позволил оценить возможность его применения и для спасания подводников. В итоге, был разработан эффективный способ спасения с глубин до 200 метров из условий продолжительного пребывания под давлением до 0.7 МПа.
Этот способ с применением метода ДП и использованием снаряжения ИСП-60 включал следующие операции:
1. погружение спасательной ПЛ до глубины нахождения аварийной ПЛ и быструю компрессию водолазов до указанной глубины;
2. передача водолазами на аварийную ПЛ газовых баллонов для ИСП-60, заполненных дыхательной смесью нового состава;
3. компрессия подводников в шлюзовых и спасательных устройствах аварийной ПЛ с последующим выходом в воду в ИСП-60 в комплектации с полученными газовыми баллонами;
4. переход подводников с помощью водолазов в приемно-выходной отсек комплекса ДП спасательной подводной лодки под повышенным давлением;
5. декомпрессия водолазов и подводников из условий ДП по режиму ДП для данного давления.
Вариантом этого способа являлся также перевод подводников в спасательный (или водолазный) подводный аппарат.
В этот же период продолжались исследования по самостоятельному выходу свободным всплытием для увеличения глубины спасения. В результате, глубина выхода через спасательный люк возросла до 240 метров, что обеспечивалось новым снаряжением и системой шлюзования. Главной особенностью этого снаряжения была реализация идеи уменьшения скорости подъема при приближении к поверхности.
Позднее был разработан модифицированный вариант дыхательного аппарата – ИДА-59М, отличавшийся от базового образца
Репетиция конца света. Как российские подлодки стреляют ядерным залпом
Уникальную операцию до сих пор не смог повторить ни один военный флот в мире.
Сколько нужно ракет?
Последние расчёты и стратегическое планирование показали, что для удара по всем ключевым объектам на территории США и попутного уничтожения большей части населения Америки потребуется не более десяти ракет «Сармат». Однако ядерного оружия (как тактического, так и стратегического) в российских арсеналах значительно больше. Баллистические ракеты на подводных лодках (БРПЛ) — особенная категория ядерного оружия. Именно им, а не ракетам в шахтах где-нибудь за Уральскими горами, всегда отводилась ключевая роль в будущей войне. Для того чтобы уметь действовать в критической ситуации, экипажи стратегических подводных ракетоносцев постоянно учатся и по несколько десятков раз за боевой поход отрабатывают учебную ядерную атаку.
В фильмах, так или иначе связанных с началом третьей мировой, почему-то всегда показывается запуск одной, максимум двух ракет. В реальности дела обстоят немного иначе: после срабатывания системы предупреждения о ракетном нападении сигнал о подготовке пуска моментально поступает на все подлодки, находящиеся на боевом дежурстве. У командира субмарины на такой случай существуют конкретные указания по запуску. Там прописаны координаты цели и количество ракет, необходимых на ту или иную точку. В зависимости от типа цели командир принимает решение — «стрелять одиночными» или «стрелять залпом». Последняя процедура считается наиболее сложной не только у подводников, но и у «ракетчиков» вообще.
«Лодка держит глубину!»
В 1991 году, когда Советский Союз находился на грани распада, состояние Военно-морского флота в целом и подводных лодок с ядерным оружием в частности, мягко говоря, вызывало опасения. Если изучать учебники, в которых прописаны механизмы и процедуры управления родами войск, то можно наткнуться на забавную формулировку: «Слаженная работа частей и соединений ВМФ должна сохраняться вне зависимости от событий, происходящих в мире». На деле боеготовность флота к началу 90-х была низкой — сказались и системный государственный кризис, и недостаточное финансирование, и другие обстоятельства.
В 1990 году органы внешней разведки получили данные, что периодом политической и экономической нестабильности могут воспользоваться потенциальные противники страны — США и блок НАТО. На любую военную агрессию в такой период всё равно нужно было отвечать, причём сделать это предлагали асимметрично и по принципу «нулевой терпимости». Для отражения вероятной угрозы потенциальному противнику решили показать, что даже одна подводная лодка сможет при необходимости стереть целую страну в порошок.
Для демонстрации силы выбрали один из самых боеспособных во флоте кораблей — атомный подводный крейсер К-407 «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин». Субмарину как раз только что передали в состав флота и вооружили новейшими ракетами Р-29РМУ2 «Синева». Проблема состояла в другом — набрать экипаж для такой миссии оказалось делом непростым.
Ответственность высшего порядка
Кадровые трудности, поразившие советский флот и вооружённые силы к началу 90-х, в случае с подводниками могли превратиться в чудовищную проблему. Бывший командир боевой части подлодки К-206 «Мурманск» Леонид Кравченко отмечает, что, если бы в начале 90-х началась большая война, немедленного ответа на ядерный удар у Вооружённых сил СССР (а позже России) не случилось бы.
Качество личного состава оставалось прежним, просто людей стало намного меньше. Все начали разбегаться, потому что очевидно было, что про подводников начали забывать. Финансирования не было, многие вещи приходилось своими силами ремонтировать. Коллапс огромного механизма, такого как подводная лодка, был лишь вопросом времени. Понятно, что нужна была демонстрация силы, но проводить её могли только ультрапрофессиональные люди. Их на подводном флоте к тому моменту оставалось буквально с десяток человек
Леонид Кравченко
Бывший командир боевой части подлодки К-206 «Мурманск»
Сложности пуска
Проблема состояла ещё и в том, что обычным пуском баллистической ракеты потенциального противника удивить было нельзя. Тогда в штабе флота родилась идея: провести запуск сразу всех находящихся на борту баллистических ракет. Однако и здесь возник вопрос: как это сделать? До 1991 года флот ни разу не проводил массированного учебного пуска сразу 16 баллистических ракет. Любая авария во время такого мероприятия могла обернуться «вторым Чернобылем» у берегов СССР. Такая вероятность появилась при первой попытке провести массовый учебный пуск в 1989 году — тогда из-за отказа нескольких датчиков на борту субмарины К-84 «Екатеринбург» вспыхнул пожар, который только по счастливому стечению обстоятельств не привёл к человеческим жертвам и взрыву.
Армия. Главное по теме
ЕщеОсобенной системы пожаротушения и нейтрализации открытого пламени в ракетной шахте не было, поэтому ликвидировали возгорание просто — с помощью срочного погружения и прокачки шахты забортной морской водой. Одной из причин провала операции назвали не только неисправные датчики, но и большое количество флотского начальства, «пристально следившего» за каждым действием моряков. После провальной попытки, ремонта лодки и отозванного «на разговор» в Москву командования К-84 ещё раз вышла в море, но приказ на проведение массированного пуска моряки так и не получили. Для многих участников пуска от исхода стрельбы зависела буквально вся жизнь — кому-то «придержали» высокое звание, кого-то хотели направить на другое, более комфортное место службы, но тоже «по итогам стрельбы».
«Стреляй, командир!»
У ВМС США массированный пуск баллистических ракет никогда не практиковался. Хотя в инструкции к пусковому механизму АПЛ «Огайо» чётко прописано, что «при получении приказа командир и экипаж должны провести массированный пуск». И хотя на другом конце третьей мировой не собираются ждать, пока американцы не спеша расстреляют весь боезапас, процедуру «быстрого» запуска всех имеющихся на борту ракет в ВМС США ни разу не проводили. То ли от недостатка опыта, то ли из соображений безопасности.
АПЛ «Мичиган» типа «Огайо». Фото © Wikipedia
Зато полгода подготовки Северного флота к операции «Бегемот-2» дали неожиданный результат. К подготовке результата после нескольких месяцев тренировок и электронных пусков подключились не только подводники, но и представители промышленности. Все — от командира субмарины Сергея Егорова и главного конструктора субмарины Сергея Ковалёва до разработчиков ракет «Синева» и контр-адмирала Юрия Фёдорова, откомандированного на Северный флот с целью жёсткого контроля за учениями — сутки напролёт изучали процедуру пуска для предотвращения ошибок.
Фото © ТАСС / Иващенко Владимир
За 30 минут до выхода в точку стрельбы, когда субмарина с начальством и ракетами уже находилась в Баренцевом море, случилось то, чего меньше всего ожидали все члены экипажа. На этапе подготовки к стрельбе у подлодки отказала звукоподводная связь — устройство, которое связывает подводный крейсер с кораблём наверху. Инструкция запрещала стрельбу с таким дефектом, однако ответственность за последствия взял на себя контр-адмирал Леонид Сальников. Гулкое «Стреляй, командир!» на центральном посту — и через несколько секунд по отсекам понеслись доклады о готовности к пуску. Ещё через несколько секунд капитан и ответственный за ядерное оружие офицер повернули стартовые ключи, и командир нажал «белую кнопку» запуска ракет.
В 21:09 6 августа 1991 года первая баллистическая ракета «Синева» с рёвом, грохотом и дымом вылетела из пусковой шахты и устремилась вверх. На девятой запущенной ракете, как признавались участники учений, лодка начала неприятно вибрировать — сказывались чудовищные нагрузки от старта, даже прочный металл, из которого был сделан крейсер, начал передавать людям в отсеках всю силу ядерного оружия. Через несколько минут последняя — шестнадцатая — баллистическая ракета унеслась к цели на камчатском полигоне Кура, а на центральном посту управления субмариной воцарилась гробовая тишина: командир корабля, представители флота и разработчики лодки ещё пару минут проверяли, все ли ракеты вышли из шахты. После того как успех подтвердился, командир соединения Северного флота Владимир Макеев вручил командиру подлодки новые погоны с тремя звёздами.
Уникальная операция экипажа подлодки К-407 показала, что даже системный политический кризис не помешает военным в случае необходимости выполнить поставленную задачу. Пуск 16 баллистических ракет позднее анализировали специалисты из ЦРУ и военной разведки США. Американские специалисты пришли к выводу, что, если бы стрельба была не учебной, система противоракетной обороны и средства слежения на «северных направлениях» пропустили бы этот пуск и Соединённые Штаты навсегда лишились бы большей половины своей территории и огромного флота.
Подлодка К-407 «Новомосковск» по-прежнему в строю. Через восемь лет после уникальных учений с борта субмарины осуществлён первый пуск баллистической ракеты из географической точки Северного полюса. В 2012 году лодка прошла плановый ремонт и будет находиться в строю до 2022-го. Рекордную стрельбу субмарины частично удалось повторить подлодке нового проекта 955 «Борей». В 2018 году из акватории Белого моря экипаж крейсера «Юрий Долгорукий» выпустил четыре ракеты по полигону Кура на Камчатке. Все ракеты успешно поразили цель.
Две самые современные подводные лодки России завершат ходовые испытания к концу года — босс верфей — RT Россия и бывший Советский Союз
Две современные российские подводные лодки в настоящее время проходят ходовые испытания и, как ожидается, завершат испытания к концу года, сообщил генеральный директор верфей Севмаша, добавив, что они будут переданы ВМФ в 2019 году.
Две подводные лодки с названиями «Князь Владимир» и «Казань», которые в настоящее время выдерживают суровые погодные условия российского полярного Белого моря, относятся к двум различным классам судов, которые, как ожидается, станут основой подводного флота России.
Также на rt.com В Санкт-Петербурге спущена на воду новая подводная лодка-невидимка (ФОТО)«Все идет хорошо, по плану», — заявил Михаил Будниченко, генеральный директор Севмаша, на пресс-конференции, подтвердив новость о ходовых испытаниях двух подводных лодок. Он также сказал, что было «без сомнения» , что испытания пройдут успешно. Ожидается, что суда вернутся в порт 24 и 28 декабря.
Обе подлодки пройдут очередной раунд ходовых испытаний, которые начнутся в мае 2019 года, и будут переданы ВМФ к концу того же года, сообщил Будниченко. Ранее СМИ сообщали, что одна из двух подводных лодок «Князь Владимир» была отправлена на ходовые испытания 28 ноября.
Также на rt.com Боевое одобрение — экипаж документального фильма RT поднялся на борт российской атомной подводной лодкиПринадлежащий к модернизированной версии подводных лодок класса «Борей», «Князь Владимир» является одним из кораблей, которые заменят старые подводные лодки класса «Акула» и «Дельфин» в качестве основы российского военно-морского компонента триады ядерного сдерживания.
Судно длиной 170 метров предназначено для перевозки 16 ядерных баллистических ракет «Булава», дальность действия которых, по сообщениям, составляет до 11 000 км (6835 миль), и может нести до шести ядерных боеголовок, а также торпеды, а также ракеты «Оникс» и «Калибр». .
Модернизированный вариант «Борей-А» имеет улучшенные системы связи, более низкий уровень шума и улучшенные кабины экипажа. Три штатные подводные лодки класса «Борей» — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах» — в настоящее время несут службу в ВМФ России и активно используются для испытательных пусков «Булавы».
Не менее впечатляет и второе судно, проходящее испытания, — многоцелевая атомная подводная лодка «Казань». Хотя он не имеет в своем арсенале баллистических ядерных ракет, он по-прежнему описывается как один из «самых современных линкоров, вобравших в себя все передовые технологии подводного судостроения» адмиралом Владимиром Королевым, главнокомандующим Российской Федерацией. Военно-морской флот.
120-метровое судно класса «Ясень-М» может погружаться на глубину 520 метров и работать автономно в течение 10 суток.Подводные лодки несут десять 533-мм торпед и имеют восемь систем вертикального пуска, каждая из которых оснащена четырьмя сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Оникс» и «Калибр».
Ракеты «Калибр» неоднократно успешно запускались как российскими подводными лодками, так и надводными кораблями из Средиземного и Каспийского морей в борьбе с террористами в Сирии.
Если вам понравилась эта история, поделитесь ею с другом!
.Submarine [История] 🌊 — Roblox
Submarine [Story] St — RobloxПожалуйста, включите Javascript, чтобы использовать все функции на этом сайте.
🌊 Добро пожаловать в Submarine! Это НОВАЯ сюжетная игра, в которой вы совершаете увлекательное путешествие на подводной лодке и путешествуете по морям! Под водой все может пойти не так ... верно? 🛒Трудно выжить? Загляните в магазин за игровыми абонементами, которые помогут вам справиться с любой проблемой, с которой вы столкнетесь! (ИГРЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТОЛЬКО В ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ!) 🛒 ✨В настоящее время есть ЧЕТЫРЕ разных концовки! Сможете ли вы их всех увидеть? Грядут новые концовки! ✨ 🔊 Не забудьте увеличить громкость для наилучшего восприятия! 🔊 👍 Обязательно лайкни и добавь в избранное, если тебе было весело! ⭐ 💀Стань монстром! Monster gamepass открывает финал монстра! 💀 🔥 Присоединяйтесь к группе, чтобы получать новости об этой и будущих играх! 🔥 😎 Присоединяйтесь к группе! https: // www.roblox.com/groups/group.aspx?gid=4989760 Автор сценария: Scrizonn ⚡ Строитель: voikan 🌲 Аниматор: takeiewilliams03 🎮Играйте в эту игру с друзьями и другими приглашенными вами людьми.
Просмотрите все свои частные серверы на вкладке Серверы.
На данный момент запущенных игр нет.
Запуск Roblox …
Подключение к игрокам …
Отметьте Запомните мой выбор и нажмите OK в диалоговом окне выше, чтобы быстрее присоединяться к играм в будущем!
1
Нажмите Сохранить файл , когда появится окно загрузки
2
Перейдите в раздел «Загрузки» и дважды щелкните RobloxPlayer.exe
3
Нажмите Выполнить
4
После установки нажмите Играть , чтобы присоединиться к действию!
5
Нажмите Ok при появлении предупреждения
🌊 [ОБНОВЛЕНИЕ] Ролевая игра в подводной лодке [БЕТА] — Roblox
🌊 [ОБНОВЛЕНИЕ] Ролевая игра в подводной лодке [БЕТА] — RobloxПожалуйста, включите Javascript, чтобы использовать все функции на этом сайте.
🌊 [ОБНОВЛЕНИЕ] Подводная ролевая игра [БЕТА]
Версия 1.9.0 𝑫𝒊𝒔𝒄𝒍𝒂𝒊𝒎𝒆𝒓 - В этой ролевой игре много деталей, имитирующих настоящие подводные лодки. Если у вас есть проблемы с производительностью, попробуйте снизить качество графики. ТАКЖЕ, я призываю всех прочитать описания геймпасов перед их покупкой! 𝐒𝐇𝐔𝐓𝐃𝐎𝐖𝐍 = 𝐔𝐏𝐃𝐀𝐓𝐄 ✅ Мы призываем всех, кому нравится эта игра, поставить ей лайк! --------------------------------------------- ⚓ Добро пожаловать на военный корабль США Невада, атомную подводную лодку, состоящую на вооружении ВМС США.Управляйте морями мира на корабле разрушения в «Подводной ролевой игре». Присоединяйтесь к группе MRPC, чтобы получить игровые льготы и функции, а также получить доступ к функциям чата на нашем сервере. --------------------------------------------- Сборка и сценарии Калумны Сетки Copuni Униформа M-Pak Tactical Значок эскиза и игры, сделанный Avbient
77
26,703
2.7M +
7/1/2018
9/2/2020
Naval
Просмотрите все свои частные серверы на вкладке Серверы.
На данный момент запущенных игр нет.
Запуск Roblox …
Подключение к игрокам …
Отметьте Запомните мой выбор и нажмите ОК в диалоговом окне выше, чтобы быстрее присоединяться к играм в будущем!
1
Нажмите Сохранить файл , когда появится окно загрузки
2
Перейдите в раздел «Загрузки» и дважды щелкните RobloxPlayer.exe
3
Щелкните Выполнить
4
После установки щелкните Play , чтобы присоединиться к действию!
5
Нажмите Ok при появлении предупреждения