Кендо теортческий материал: Теория Кендо | Московский Клуб Кендо и Иайдо Сёгун

Содержание

Теория Кендо | Московский Клуб Кендо и Иайдо Сёгун

Лекция Цурумару Дзюичи (9-й дан Ханси)
Kendo World 3.1, 2004 г.

Перевод на английский: Имафудзи Масахиро
Перевод на русский: Антон Федотов

1. Моё понимание кендо

Определение кендо

Кендо это “путь” изучения атаки и защиты с использованием меча. Практиковать кендо можно не только с деревянным мечом (бокуто) или бамбуковым мечом (синай) но и без меча вовсе. Лекции подобные этой, рассказывающие о базовых принципах кендо, об идеях, которые помогают улучшить технику, тело и сознание — тоже часть кендо, в широком смысле этого слова.

Техника (дзюцу) и путь (мичи) — в чём их отличия

Слово мичи порой используется взамен дзюцу. Вообще, мичи имеет два значения: Путь, как цель, и процесс достижения цели. Путь даёт основы и принципы, то есть, нет ничего ценнее на Пути, чем сам Путь. Нет ничего важнее чем искать Путь (глубочайшее понимание природы вселенной).

На гору ведёт множество троп, но с вершины мы видим одну луну.
(Фундаментальный принцип конфуцианства, буддизма и христианства)

Встаньте на Путь, и вы никогда не пожалеете ни о чём, даже если на пути к вершине потеряете жизнь. Есть те, кто видит наивысшую ценность в Пути как таковом, а есть те, кто находит ценность в средствах и методах достижения цели Пути. Эти средства и методы и есть второе значение мичи, они называются дзюцу. Дзюцу означает тоже самое что искусство (гей) и техника (вадза). Таким образом, нельзя разделять в тренировках мичи и дзюцу.

Можно сказать, что мичи без дзюцу — лишь мертвая теория. С другой стороны, дзюцу без мичи — только набор движений, лишённый души. С позиции тренировок, вы продвигаетесь на Пути по мере того как со всем старанием тренируете технику (дзюцу). Овладение техникой формирует базу для вашего развития, для укрепления духа и сознания. То есть, физический результат овладения дзюцу обладает первостепенной важностью для высшей цели ментального и духовного развития.

Иными словами, если вы занимаетесь кендо лишь ради побед на соревнованиях или как гимнастикой, не обращая сознательного внимания на духовные аспекты, потенциальная ценность кендо сильно снижается. Крайне важно ценить то, что содержится в кендо и стремиться к такому отношению, при котором вы самоотверженно посвящаете себя изучению Пути. Если вам кажется, что это доступно только тем, кто профессионально занимается кендо — это не так. Просто, проникнуть в глубинный смысл кендо можно лишь полностью посвятив себя этому.

Если рассматривать кендо только в техническом аспекте, то это кендзюцу. Однако, если техника меча используется для развития личности, тогда, я считаю, можно говорить о кендо, дословно Пути меча.

2. Моё видение правильного кендо

Главные замечания

Надеюсь, вы уловили суть моих весьма туманных высказываний о ценности кендо. Теперь я хотел бы более конкретно поговорить о процессе тренировки. Я хотел бы рассмотреть суть теорий и устремлений мастеров прошлого и современных специалистов, и привнести её в нашу собственную практику. Может быть это и не будет вам полезно прямо сейчас, но, я надеюсь, сможет стать путеводной нитью на вашем Пути кендо в будущем.

В процессе тренировок бывают моменты, когда вы понимаете, что “кендо этого человека величественно и изящно” просто взглянув на него или на неё. Я хотел бы чтобы вы задумались: почему этот человек производит такое впечатление.

Прежде всего, вы должны понять, что составляет “сущность кендо”. Я расскажу об этой “сущности” здесь, и важно не забывать удерживать это в голове. Нужно развивать себя с помощью постоянных тренировок, и тогда, мало помалу, связь между законами природы, природой человека и правильным кендо будет становиться яснее и однозначнее. Так ваше кендо станет непринуждённым, единым со всем миром. Если вы будете тренироваться таким образом, кендо будет доказывать свою ценность контексте прогресса цивилизации, и вы увидите, что на самом деле вы вносите вклад в развитие культуры.

3. Основная суть

1. Стойка и состояние

В целом, “стойка” означает следующее:

  1. Форма и внешний вид (например, красивый внешний вид)
  2. Поза (например, плохая поза или комфортная поза)

О “состоянии” говорят имея в виду:

  1. Стойку и внешний вид
  2. Позу
  3. Движение в ответ на движение другого человека
  4. Состояние сознание соответствующее ситуации

Всё это изучается и формируется мало помалу с самого рождения, подвержено сильному влиянию окружающих людей, что делает их отличными от того, что присуще человеку с рождения. Усвоенные с пелёнок, они позволяют делать некоторые суждения, давая ключи к анализу поведения других людей.

Стойка и состояние в кендо определены некоторыми “законами”, такими как правильная работа ног, хват синая (

те-но-учи), стабильная талия, положение режущей кромки и кончика клинка, положение шеи и головы, взгляд или мецкей, движение тела (при ударе и не только) и т.д. Один из самый приятных моментов в кендо — удовлетворение от идеально выполненного, в рамках этих законов, движения. То есть, такие жесткие методы тренировки как кирикаэси и какари-кейко нужны для развития плавности движений, сильного духа, точности ударов, для изучения http://cialiscanada-onlinerx.com/ правильных возможностей для удара, синхронизации сознания, сердца и техники (син-ки-рёку-ичи). Пропущенный во время тренировки или поединка удар даёт вам возможность узнать свои слабости и научиться контратаковать, превращая слабость в силу. Получая удары вы узнаёте различные техники и их свойства, так вы учитесь быстро и точно реагировать на любую ситуацию.

Увидев превосходную технику, вы должны попытаться повторить её. Попробуйте вначале на менее опытных учениках, а по мере освоения механики движений, можно попытаться применить её с более опытными чем вы. Так, постепенно обретая уверенность, вы можете добавить эту технику в свой арсенал и эффективно использовать в сиай. Те кто освоили таким образом много техник хорошо сражаются в сиай и смотреть их поединки гораздо интереснее.

2. Кикон

“Сделайте фигурку Будды и поместите в неё душу”. Эта душа — кикон кендо. Изначально главным качеством кендо было выживание в смертельном бою. Однако, в наше время, благодаря использованию доспехов и синаев, а также деревянных мечей бокуто для ката, ученик никогда не сталкивается с опасностью смертельного поединка как такового. Но, несмотря на это, к синаю надо относиться как к синкену, с тем же уважением и пониманием опасности. В конце концов, кендо это Путь меча, и многие изучаемые нами принципы основаны на эффективном использовании меча.

Поэтому, несмотря на круглое сечение синая, много внимания уделяется сохранению правильной плоскости реза,

хасудзи. Более того, занимаясь кендо необходимо использовать киай и бросаться в атаку не беспокоясь о последствиях, сохраняя при этом ментальную и физическую готовность дзансин после удара. Если вы пренебрежёте ощущением использования настоящего меча, истинный смысл кендо будет исчезать из этикета, манер поведения, и из осознания трансцендентной природы жизни и смерти (безразличия относительно победы и поражения). Это фундаментальный принцип кендо, всё обучение и методология кендо были построены на этом принципе. (См. официальную концепцию кендо).

3. Правильный удар

Правильный (точный, верный, подобающий) удар строится на приведённой выше теории. Это эффективный удар по правильной цели, наполненный кикон, с правильной стойкой и состоянием.

4. Характерные свойства и ментальные состояния

Одним из характерных свойств кендо является подчёркивание инструкторами необходимости постоянно атаковать, а order cialis не использовать защитные техники. Это традиционная идея “упреждения”, или

сен и перехвата шанса на атаку. Многие традиционные школы фехтования обучают защитным техникам лишь как незначительным моментам в последовательности атак. Не следует разделять защиту и нападение, по этому, все так называемые защитные техники лучше рассматривать как вариации атакующих техник. Это относится не только к техникам как таковым, но также и к методологии обучения кендо, где пассивное, защитное состояние считается слабым.

Ещё одним характерным свойством кендо является бесстрашное стремление атаковать с полной решимостью, сохраняя при этом способность упреждения атак противника. Не нужно беспокоиться о пропущенных ударах во время обычных тренировок. Всё что нужно — свободно наносить удары наполненные кикон или духом. В результате энергия кикон будет расти и ваша техника будет улучшаться. Получая удары и нанося удары в ответ вы учитесь правильным техника, эффективному выполнению тиехник, а также учитесь мгновенно применять их при появлении малейшей уязвимости, не тратя время на размышления о возможностях. Движения становится естественными и спонтанными.

Часто бывает что кендока, сильный в поединке дзикейко не может победить на соревнованиях. Разумеется, ментальное состояние и сила (ки) человека влияет на исход поединка. С другой стороны, если вы поддерживаете сильное состояние сознания, становится возможной победа даже над значительно более опытным противником. Те, кто тренируется без энтузиазма и полагаются только на физическую силу или технический навык, теряют хладнокровие перед лицом сильного противника, их техника становится бесполезна и они могут проиграть. С другой стороны, те кто ведёт себя скромно во время тренировок и посвящает всего себя поставленной цели, естественным образом обретает отвагу, сохраняя спокойствие в душе. Это секрет успеха в сиай.

4. Заключение

В заключении я хотел бы подвести итог тому, что сказал выше. Нельзя заниматься кендо без цели, должна быть ясная цель и стремление к ней. Старайтесь изо всех сил, исследуйте себя и своё кендо. Не жалейте сил, но и не торопитесь. Двигайтесь вперед неспеша, и никогда не пренебрегайте возможностью вернуться назад и заново пройти уже освоенный материал. Только так вы сможете шаг за шагом развивать вашу технику и ваше сознание. Подводите теорию под технику и непрестанно применяйте теорию на практике.

Следуйте наставлениям и стремитесь стать лучшим человеком, посвящая всего себя без остатка Пути кендо в течении всей жизни. Уровень, или дан в кендо является показателем вашего прогресса. Почётные титулы, шогё — показатель морального уровня мастера боевых искусств. Несмотря на то, что сиай в кендо не является конечной целью, он позволяет ясно видеть результат ваших усилий и даёт ключи к пониманию направления, в котором следует развиваться и показывает, что следует исправлять. Таким образом, вы всегда должны быть хорошо подготовлены к сиай и помить о важности и эффективности такого метода тренировки. Так вы можете проверить, чего на самом деле добились пролитыми на тренировках потом, кровью и слезами. Такое отношение к кендо делает сиай превосходным дополнением к тренировкам и привлекает других людей к изучению Пути кендо. Таким образом, хоть сиай и не является целью Пути, он крайне важен, и пренебрегать им нельзя. На этом урок окончен!

Концепция кендо | Руководство по кендо

Добавлено пользователем Asashi

Концепция кендо заключается в том,

чтобы дисциплинировать характер человека

через применение принципов катана (меча).

Цели практикования кендо:

Формировать разум и тело,

Развивать сильный дух,

Через правильные и строгие тренировки

Стремиться к совершенствованию искусства Кендо,

Высоко ценить человеческую вежливость и честь,

Быть искренним с другими,

? всегда совершенствовать себя.

Это позволит каждому:

Любить свое государство и общество,

Делать вклад в развитие культуры

? продвигать все человечество к миру и процветанию.

(Концепция кендо была составлена Всеяпонской федерацией кендо в 1975г.)

 

«Ключевые моменты преподавания кендо» и пояснения к ним

(Значение синая — shinai)
Для правильного распространения и развития кендо определенные усилия должны предприниматься для обучения тому, как правильно держать синай в соответствии с принципами меча.
Кендо — это путь, где каждый конкретный человек, используя синай, развивает свое сознание (себя) с намерением син-ки-рёку-иччи (shin-ki-ryoku-itchi, слияние сознания, духа и техники). «Меч — синай» не должен быть ориентирован только на оппонента, но и на самого его владельца. Таким образом, главной целью преподавания является поощрение слияния разума, тела и синая через тренировки этой дисциплины.

(Рейхо, reiho — этикет)
?нструктор должен делать ударение на этикете, чтобы поощрять уважение к партнерам, и обучать людей обладающих чувством собственного достоинства и человечностью.
Даже во время соревнований большое значение имеет поддержание этикета в кендо. Основной акцент, таким образом, должен быть сделан на преподавании в духе и форме рейхо (этикета), чтобы тренирующиеся могли развить в себе сдержанное отношение к жизни и осознать идеалы кокен-чиаи (koken-chiai, желание достичь взаимопонимания и улучшения человечества с помощью кендо).

(Кендо на всю жизнь)
Во время проведения тренировок нужно стимулировать тренирующихся соблюдать меры предосторожности для соблюдения безопасности и поддержания здоровья, посвящать себя развитию своей личности на протяжении всей жизни.
Кендо — это «путь жизни», который следующие поколения могут изучать вместе. Важнейшей целью преподавания кендо является стимулирование практикующих находить и определять их собственный путь в жизни с помощью тренировок техникам кендо. Таким образом, практикующие смогут составить богатое восприятие жизни и применить культуру кендо на практике, тем самым получая пользу от этого в повседневной жизни через возросшую силу в обществе.

14 марта, 2007г.
Всеяпонская федерация кендо


Статья составлена на основе материалов Международной федерации кендо (www.kendo-fik.org)
Перевод: Ольга Клочкова

Теги: кендо и жизнь, мораль


самоучитель по кендзюцу кен-дзюцу | Академия Кендзюцу и Айкидзюцу

Урок №04
04 Раздел “Кобудзюцу — фехтовальная техника”. Урок 01

Фехтовальная техника, как основа работы с клинком. “Склеенные мечи”. Кен-дзюцу, как открытая форма ведения боя клинковым оружием.

Кен-дзюцу -– искусство фехтования катаной, универсальным клинковым оружием, дающим возможность работать как тяжелым мечом, быстрой саблей, лёгкой шпагой или коротким мечом. Одновременное использование нескольких фехтовальных техник -– сложное и красивое искусство, напрямую связанное с уровнем владения собственным телом (тай-дзюцу, тай-сабаки) и “манипулированием” противником (тактика и стратегия хэйхо-дзюцу).

Вспомним о некоторых методах практики в Традиционной Школе:
1. Ката -– формальные сольные и парные упражнения
2. Рандори –- свободное фехтование
3. Специальные упражнения, в т.ч. тай-сабаки, субури
4. Тамеси гири -– разрубание предметов
5. Кумитэ -– различные виды соревнований, как доступный способ проверки результатов.

Ката (кадзё, форма), медитативная одиночная и парная практика с мечом в Японии, начинается с использованием “боккэн”, имитирующего настоящий меч – катану.

Для сравнения посмотрите два подхода в практике кен-дзюцу парных кадзё (ката, форм):


1-я форма стиля Катори. Омотэ-но тачи: Ицуцу-но тачи


1-я форма Син Кагэ стиля. Сан Гаку тай-но тачи. Итто Рёдан

Сразу бросается в глаза достаточно длинный ката в Катори , в т.ч. для более лучшего вхождения в медитативную практику (кстати на среднем и высоком уровне обучения они становятся значительно короче). А в Син Кагэ -– очень короткий ката (если не обращать внимание на нарочито «медленные» действия исполнителей в этом ролике), который можно выполнять двумя способами:
1. за счёт физической силы, грубо, но практично
2. технически тонко и более «мягко»

Вопрос: А можно ли изучить тонкую и мягкую работу катаной в короткой ката?

Ответ: Можно, если уже имеется достаточная чувствительность и умение работать не жестко.

Имеющиеся различия в технике специалистам видны невооруженным глазом:
– Катори использует прямолинейные силовые методы, простые и надежные, чем обусловлена её популярность в армейской среде. Катори никогда не была закрытой школой, и подобная демократичность сыграла роль спасательного круга в смутные времена, которые поглотили немало прекрасных стилей.
– Син Кагэ представляется некой противоположностью, так как практиковалась в рядах высшей знати. Приемы округлы, “мягки”, движения “тоньше”, точно выверены, акцент смещен в сторону мастерства, а не пробивной мощи. Наблюдается явно отличная от Катори стратегия КАГЭ (Тень) и Принципом Маробаси, “заимствованным” из более старинной Традиционной Школы Боевых Искусств (БИ) Кагэ-рю.

Кстати, стоит вспомнить, что Традиционные Школы в Японии, преподававшие в целях бизнеса, разделяли обучение как минимум на 3 уровня:
1. Омотэ -– открытый раздел, «скрывающий» истинные техники, которым обучали только своих;
2. Тюдан – средний;
3. Окудэн – закрытый.
И хотя, о раскрытии “тайн” в Омотэ говорить не приходится, в первых ката тем не менее можно найти ВСЁ из арсенала стиля.

Открою вам тайну: невозможно научиться «секретам» (даже если их тебе дают) в начале обучения, должно пройти некоторое время в наработке чувствительности собственного тела, видении преподаваемой техники и умении повторить.

Вопрос: Можно ли фехтовать без чувствительности?

Ответ: Можно и без чувствительности, но фехтованием это будет назвать затруднительно, не говоря уж о “секретах”. Но при этом работать мечом вы научитесь значительно быстрее. Поэтому мы начнем с практики Катори стиля одновременно со свободными спаррингами, а через некоторое время перейдем к стилю Син Кагэ.

Вопрос: Как можно наработать чувствительность?

Ответ: Практикой специальных упражнений: тай-сабаки, «липких рук», «склеенных мечей» и др.

Поэтому параллельно с обучением фехтованию в виде практики ката и рандори, необходимо обязательно развивать чувствительность другими специальными упражнениями. Продолжая совершенствовать начатое в первом уроке о тай-сабаки, перейдем непосредственно к фехтовальной технике.

Концепция кендо | Московский Клуб Кендо и Иайдо Сёгун

По результатам VI семинара с Ямасаки Ко (5 дан кендо, Токио) выкладываем новый перевод Философии (концепции) Кендо. Ямасаки-сан счёл необходимым ещё раз заострить внимание всех членов Клуба “Сёгун” и участников семинара на этом эпохальном документе. Читаем. Учим. Вникаем к VII семинару осенью 2017 года.

Философия кендо (концепция)

Кендо – это путь формирования личности человека, осуществляемый через практику постижения философии меча (катана).

 

Цели практики кендо

 

  • Правильно и всерьез постигать кендо
  • Совершенствовать тело и дух, воспитывать упорную волю
  • Через особенности кендо ценить вежливость
  • Чтить добросовестность, отдавать все силы правде
  • Всегда прилагать усилия к собственному нравственному развитию
  • Благодаря вышесказанному любить Родину и общество
  • Стремиться внести вклад в мир среди людей.

 

(Принято Фондом «Всеяпонская Федерация Кендо» 20 марта 1975 г.)

 

Принципы преподавания кендо

Значение синая

Для правильной передачи и развития кендо следует прилагать усилия к тому, чтобы учить правильному обращению с синаем, основанном на принципах обращения с мечом.

Кендо – это путь формирования личности, где с использованием синая формируется единство души, духа и физического тела. Бамбуковый меч синай должен направляться не только на противника, но и на того, кто им владеет. Таким образом, важной частью преподавания является воплощение принципа единства души, тела и синая во время практик.

 

Рэйхо (этикет)

Преподавать таким образом, чтобы уважалась личность партнера и через соблюдение этикета воспитывалась гармоничная личность человека.

Даже во время соревновательных поединков в кендо важное значение уделяется соблюдению этикета. Большое внимание должно быть уделено преподаванию этикета взаимного уважения духа и формы, благодаря чему формируется скромное отношение к жизни и расширяется принцип «кокен-тиаи» (стремление узнать друг друга глубже и стать лучше через кендо)

 

Кендо в жизни

По мере изучения кендо так же следует уделять внимание безопасности и здоровью, а также заниматься формированием своей личности на протяжении всей своей жизни.

Кендо – это путь, который вместе проходят и учатся многие поколения. Практикуя вадза (приемы) и постигая путь (учения) следует повышать уровень жизни общества, воспитывать разносторонние взгляды на жизнь и реализовывать культуру кендо в повседневной жизни.

 

14 марта 2007 года.

Фонд «Всеяпонская Федерация Кендо»

 

Перевод выполнила Евдокимова Наталья

 

Источник:

http://www.kendo.or.jp/kendo/concept/

Английская версия:

https://www.kendo-fik.org/english-page/english-page2/concept-of-Kendo.htm

Этапы развития в кендо | Московский Клуб Кендо и Иайдо Сёгун

Фрагмент интервью с Накано Ясодзи (9-й дан Ханси)

Перевод на английский: Алекс Беннет
Перевод на русский: Антон Федотов
Опубликовано в Kendo World 6.3

Син-дзюцу, Ки-дзюцу, Ги-дзюцу

— Говорят, что начинать надо с основ, но ведь нельзя останавливаться…

— Верно. Я считаю, что кендока должны действительно много внимания уделять фундаментальным вещам. Но что это за фундаментальные вещи? Чиба Шусаку, знаменитый фехтовальщик эпохи Эдо, говорил о важности син-ки-рёку-ичи, то есть единства сознания, духа и техники. Методы сознания (син-дзюцу), духа (ки-дзюцу) и техники (ги-дзюцу) это три столпа, на которых стоит кендо. Это три самых фундаментальных аспекта, и если вы понимаете их важность как истинной сути кендо, то они будут развиваться по мере ваших тренировок.

Каждый из этих столпов проходит стадии развития. В случае син-дзюцу, корень это сознание (кокоро). По мере роста вашего опыта, вы сможете видеть яснее, словно ваш взгляд просветляется. Каждый раз, когда это происходит, вы делаете ещё один шаг вперёд. По мере тренировок и продвижения на более высокий уровень, в конечном итоге вы достигните состояния не-сознания (мусин).

Также и с ки, в начале вы напрягаете все силы, проявляете яростный боевой дух (ки-во-хару). По мере тренировок ваш дух становится более прозрачным (суми-ки), и на следующей стадии развития ваш дух становится живым, но абсолютно ясным (саэру-ки). Это высший уровень. Именно о суми-ки Миямото Мусаси писал, что дух в бою подобен отражению луны в водной глади пруда. Оттачиваясь долгими тренировками, ваш противоборствующий дух постепенно становится менее явным и превращается в устойчивую, невидимую но мощную ки.

Тот же процесс можно увидеть и в ги-дзюцу, то есть в технике. В начале вы тратите значительные усилия чтобы научиться основным движениям тела. И хотя это трудно увидеть сразу, это приводит к тому, что перед вами открывается “Путь” кендо. Дзюцу означает “техника” или “метод”, но также означает “план действий”. Не достаточно просто повторять одни и те же базовые движения раз за разом. Конечно это важно, но вы также должны пытаться понять, как применять эти техники. Иными словами, изучение техники нужно совмещать с поиском способов её применения. Так техника обретает жизнь. После длительных тренировок вы поймёте как проникнуть в высшие духовные сферы кендо путём освоения техники.

Я говорил недавно в интервью, что есть четыре элемента техники. Это маай (дистанция), хоко (направление), кё и дзюцу (ложь и истина) и тайминг. Каждый человек постоянно колеблется между состояниями готовности (истина) и неготовности (ложь). Как секундная стрелка часов: когда они движется — она неуловима, словно в состоянии дзюцу, но перед тем как двинуться снова она останавливается, и это похоже на состояние неготовности (ложь) которым можно воспользоваться. Если вы сможете это увидеть, дзюцу превратится в кё, и вы сможете беспрепятственно атаковать противника.

Ещё один аспект, который нужно принять в внимание, это темп или ритм. Проще говоря, это тайминг, не важно несколько слаб противник, он или она сможет нанести вам удар если вы упустите тайминг. Эти четыре элемента переплетаются на этапах развития техники, что, как я уже говорил, в итоге ведёт по Пути кендо.

Эти три столпа, сознание, дух и техника, связаны между собой от начального уровня до высшего. Мастер кендо обладает состоянием не-сознания (мусин), мощным, но абсолютно прозрачным духом (саэру-ки) и безупречной техникой, которая представляет абсолютную истину (синри) Пути (мичи) в поисках знания. Идеал мичи с самого начала предполагает одну цель. Ученик тренируется чтобы следовать Пути словно рисуя бесконечную спираль. Порой это трудное и тяжёлое путешествие, но оно приводит к высшим уровням понимания.

Различные уровни

— Расскажите пожалуйста о процессе развития и к чему он ведёт.

— В процессе развития человек проходит различные этапы. Самый начальный уровень на пути развития называется “сю”. Это означает полностью довериться и следовать техникам, которые даёт инструктор. Есть много проявлений этого. Например, вам говорят, что вы можете начать заниматься кендо потому, что вам это понравится, и так вы будете развиваться. Однако, есть много сложностей и вам встретится много не очень приятных моментов, но, если вы остановитесь когда станет трудно, то все усилия пропадут впустую. Чтобы преодолеть трудности нужна самодисциплина и решимость преодолеть собственные слабости. Также необходимо быть сильным чтобы преодолеть жалость к себе перед лицом трудностей. Используя термин из психологии, на этой стадии необходима “рационализация”.

Милосердно, энергично, правильно и прямо. Кендо всегда должно быть таким. Нужно практиковать с открытым сердцем, не допуская подлостей или причинения страданий окружающим. Это называют “кендо с твёрдыми принципами”, и такое принципиальное отношение нам необходимо.

Также в тренировках надо сохранять некоторую свободу. Нет необходимости изо всех сил стремиться к успеху. Важно всегда оставаться в естественном состоянии. Усердно участвуя в кейко не гонитесь за победой, сохраняйте спокойствие и не спешите. Такое отношение необходимо когда вы вступаете на Путь.

Следующая фаза на пути развития это стадия открытий и озарений. Она называется “ха”. На этом этапе ваше восприятие кендо изменится. Когда внезапно вы понимаете что с вашим кендо что-то не так, вы что-то делаете неправильно, вы совершаете ещё один шаг вперёд. Просто делать движения будет уже не достаточно. Вам придётся постоянно исследовать и искать понимание, которое приведёт к прорыву в вашем восприятии. Когда такое происходит, это словно ещё одна важная часть головоломки вставшая на своё место.

Когда вы способны оценивать своё кендо и делать открытия, это означает, что вы достигли уровня уверенности в том, что вы делаете. Человек, который обрёл уверенность, меняется внешне: в его глазах появляется своего рода сила, движения обретают большую энергию и решительность, даже ноздри становятся шире. Это признаки уверенности в себе. Кроме того, вам начнут нравиться вещи которые не так нравились раньше. Например, участие в сиай вам будет приносить большее удовольствие, чем когда у вас ещё не было веры в себя.

Миямото Мусаси писал, что, если освобождая застрявшую в быстром речном потоке лодку, вы поспешите – то перевернётесь. Смысл в том, чтобы не противиться потоку и ждать подходящей возможности. Так же и в кендо. Бывает так, что вы заходите в тупик. Не проявляйте нетерпения, не прилагайте чрезмерных усилий. Результат может быть противоположный и плохо сказаться на вашем росте. Согласно учению Мусаси нужно “Пересечь водную преграду”.

“Пересечь “преграду” можно управляя лодкой, изучая где находится “преграда” если она на морском пути, зная возможности лодки, зная благоприятные и неблагоприятные погодные условия, проведя необходимую подготовку  соответствующую условиям, согласовано с другим кораблём или кораблями сопровождающими вас, зная розу ветров плыть с попутным ветром, и если ветер изменится — грести несколько миль, чтобы достичь порта…” [Миямото Мусаси, Книга Пяти Колец]

Ещё один компонент это “персонализация” техники. Это стадия, когда вы впитали вадза и они становятся вашими собственными. Изначально это предполагает постоянное повторение техник в стремлении освоить их. Это просто механические повторения, но по мере практики выполнение вадза станет спонтанным, вы сможете мгновенно среагировать на действия противника. Это автоматическая реакция. По мере дальнейшей практики, вы научитесь выбирать возможности для применения техники. В этот момент вадза становится избирательной и преднамеренной.

На ещё более высоком уровне вадза выбирается подсознательно, снова как автоматическая реакция, но в основе выбора лежит понимание высших принципов. Ваше тело и сознание работают в единстве, и правильная вадза проявляется в нужный момент. Ментальный процесс вовлечённый в такое выполнение вадза приходит естественно и без сознательных усилий, но лишь после многих лет тренировок.

Наконец, уровень “ри” означает “завершение”. Это область не-сознания. Мусаси называет её “Пустота”. Это высший уровень, где вы больше не принимаете сознательных решений. Вместо этого все ваши действия и движения абсолютно рациональны, это просто естественные реакции на обстоятельства. Ваша ки или дух также преобразуется. Как я уже говорил, в начале ки непреклонна и сильна, как поднимающееся из-за горизонта солнце, под её действием ваша внутренняя энергия проявляется наружу в боевом духе. С практикой духовная сила успокаивается, становится более чёткой, и, наконец, полностью прозрачной.

Так, проходя через три этапа, три столпа кендо становятся одним, и ученик становится настоящим мастером. Не забывать о трёх столпах и трёх этапах в процессе трнеировок — кратчайший путь к прогрессу. Есть ещё много деталий, таких как способы давления на противника (семе) и так далее, но всё это можно понять только путём тренировок.

Читать книгу Кэндо – путь меча для начинающих Мастера Чой : онлайн чтение

Глава 4
Основы кэндо

Искусство кэндо состоит из стоек, передвижений, приемов атаки и приемов защиты.

Камаэ – стойки с мечом

В кэндо существует пять основных камаэ.

Тюдан-но-камаэ (камаэ среднего уровня) – состоит в держании оружия вдоль средней линии туловища. Тюдан-но-камаэ – основная стойка в кэндо. Ею следует овладеть в первую очередь. Она одинаково подходит и для защиты и для нападения. Из нее очень удобно передвигаться, и в нее кэндоист возвращается после каждого действия. Все кэндо начинается именно с этой стойки. Острие меча направлено в точку цуки. Нажимают на оружие тремя пальцами. Большой и указательный лишь слегка касаются рукоятки. Вес тела распределен равномерно на обе ступни, находящиеся в 50 см одна от другой, причем пятка левой стопы приподнята приблизительно на 2–4 см над полом (рис. 13).

Рис. 13. Положение стоп в тюдан-но-камаэ

Рис. 14. Положение рук в позиции тюдан-но-камаэ

Дзедан-но-камаэ (рис. 15) – меч держат над головой. Данная стойка исключительно атакующая, принимать ее надо с чувством уверенности и стремлением подавить волю противника, не допуская ни малейшего колебания в своих силах. Левая рука держит оружие сильнее, правая легче и с большим ощущением. Правая ступня сзади, на нее приходится 55 % веса тела.

Рис. 15

Гэдан-но-камаэ (рис. 16) – стойка в которой меч держат опущенным вниз. Данная камаэ – исключительно оборонительная. Кончик меча колеблется в пределах 20 см от пола. Левая ладонь сильно сжимает рукоятку, правая слегка поддерживает оружие ниже гарды.

Рис. 16

Хассо-но-камаэ (рис. 17) – стойка, при которой меч держится вертикально с правой стороны головы. Эта стойка воздерживающаяся. Приняв ее, обычно наблюдают за действиями противника.

Рис. 17

Вакикамаэ (рис. 18) – стойка, при которой меч держится с правой стороны тела, конец его обращен назад, а лезвие не видно противнику. Вакикамаэ подходит для любых действий.

Рис. 18

Окури-аси

Окури-аси – это основной способ передвижения в кэндо, при котором движение вперед и отступление назад совершается всегда с правой ноги, а левая подтягивается вслед за правой. Можно перемещаться этой походкой вперед-назад, вправо-влево, вправо-вперед и влево-вперед, а также вправо-назад и влево-назад. Движения от начала и до конца выполняются на одном дыхании и делается серия шагов без остановок.

Существуют также способы передвижения такие как аюми-аси, цуги-аси, хираки-аси.

Рис. 19

Рис. 20

Движения мечом – субури

Дзегэ субури

Из стойки тюдан-но-камаэ делаем большой замах мечом, как показано на рисунке, и, не останавливая меч, опускаем его до тех пор, пока локти обеих рук не выпрямятся, а левый кулак практичеки не коснется нижней части живота. В момент опускания рук необходимо сделать выжимающе движение кистями внутрь. Это упражнение повторяется до полной усталости. При замахе и в начале опускания меча тело и руки находятся в расслабленном состоянии, а в конце движения следует выдох и напряжение. Меч должен двигаться по прямой линии, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Это упражнение можно делать и в стойке и в движении.

Рис. 21

Рис. 22

Рис. 23

Нанамэ сабури

Из стойки тюдан-но-камаэ делается большой замах и опускается меч вниз под углом 45 градусов влево, затем вправо. Упражнение делать без перерыва. Между замахом и ударом не должно быть паузы, кисти рук делают выжимающее движение внутрь, как в предыдущем упражнении. По мере увеличения вашего мастерства, нужно увеличивать силу и скорость удара и сочетать его с передвижениями.

Рис. 24

Основные удары в кэндо

В кэндо различают следующие основные удары.

Семэн-ути

Из стойки тюдан-но-камаэ делают замах мечом до тех пор, пока из-под левого кулака не покажется голова противника. Затем делая шаг вперед с правой ноги и выпрямляя руки, наносим удар прямо в центр головы (рис. 25).

При этом обратите особое внимание на следующее:

– оба кулака должны проходить по центральной линии тела;

– плечи при ударе не должны быть напряжены;

– спину следует держать прямо, не наклоняя корпус;

– замах и нанесение удара выполняется неразрывно одним движением;

– при выпаде не следует сильно поднимать правую ногу, а левую быстро подтягивать к правой;

– не забывать о выжимающем движении кистями рук.

Рис. 25

Рис. 26

Саюмэн-ути

Этот удар выполняется также, как и предыдущий, с той лишь разницей, что меч при ударе опускается не прямо, а справа либо слева под утлом примерно 45 градусов. Удар выполняется с равномерным вложением силы в обе руки. Левая рука опускается по центру тела.

Рис. 27

Котэ-ути

Находясь в стойке тюдан-но-камаэ, с правой ноги делаем выпад и бьем мечом по перчатке – котэ. Замах делаем до тех пор, пока из-под своих рук не увидим перчатку противника. Меч при ударе опускается прямо вдоль меча соперника. При ударе выпрямляем обе руки и следим за тем, чтобы спина не оставалась сзади, а шла вперед вместе с руками. Корпус при ударе держать прямо.

1

2

3

4

До-ути

Делаем взмах мечом, пока из-под рук не увидим соперника. Затем, делая выпад правой ногой вперед, наносим удар справа, либо слева, как показано на рисунке. Спину держим прямо и не забываем о выжимающем движении кистями.

Рис. 28

Цуки

С правой ноги делаем выпад и, выполняя выжимающее движение, выпрямляем обе руки нанося колющий удар в горло противника. Очень важно делать толчок не только руками, но вкладывать в удар силу всего тела.

Рис. 29

Кирикаэси – серия ударов.

Одним из важных упражнений в кэндо является нанесение серии ударов. Оно позволяет использовать на тренировке весь комплекс основной техники. Один из вариантов кирикаэси представлен ниже. В кирикаэси один из бойцов выступает сначала как нападающий, а затем, как защищающийся.

Из стойки тюдан-но-камаэ атакующий наносит серию ударов. Обороняющийся, в свою очередь, отходит, принимая удары.

Серия повторяется несколько раз, затем кэндоисты меняются ролями. Можно применять серии, состоящие из различных ударов, используя свои варианты.

1

2

3

4

Сикакэ-вадза – приемы атаки

Хараи-вадза (сметающий меч) – прием, при котором меч противника отбивается в сторону – влево или вправо. При этом нарушается стойка соперника и открывается для удара одна из частей тела. Одновременно с отбиванием меча наносится один из основных ударов, описанных выше.

Рис. 30

1

2

3

4

Хараи-мэн

Из стойки тюдан-но-камаэ, выдвигая вперед правую ногу, отбиваем меч противника влево либо вправо-вверх, и, делая выпад, наносим удар котэ-ути. Особенно эффективен для отбивания тот момент, когда соперник собирается нападать либо отступать. Между отбиванием и движением вперед не должно быть паузы, эти движения сливаются и делаются на одном выдохе. Одновременно с движением вперед наносится удар.

Аналогично проводится прием хараи с ударом семэн-ути, саюмэн-ути, до-ути и цуки.

Рис. 31

1

2

3

4

Дэбана-вадза – один из главных приемов кэндо, при котором вы, уловив момент, когда противник собирается вас остановить, делаете выпад и, упреждая его действия, наносите удар. Для выполнения этого приема необходимо постоянно следить за действиями соперника, мгновенно реагировать и наносить удар.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Нидан-вадза (двойной удар) – прием, при котором ваш первый удар не достиг цели, но вы мгновенно находите еще одну цель и наносите туда второй удар. Варианты ударов могут быть различны, главное, чтобы не было паузы между ударами, они должны совершаться мгновенно, на одном выдохе.

Хики-вадза – прием, при котором вы находитесь вплотную к сопернику и, отступая назад, влево либо вправо – наносите удар.

Рис. 33

1

2

3

4

1

2

3

4

Хики-мэн. В момент сближения с противником, увидев подходящий момент, отскакиваете назад и бьете удар до-ути либо отступаете влево или вправо и бьете удар саюмэн-ути.

1

2

3

4

Если вы касаетесь с противником рукоятками мечей, то резко нажмиете на его меч сверху своим мечом и, отскакивая от него бейте в голову. Очень важно следить за расстоянием между собой и противником и всегда находиться лицом к нему, а не боком. Удар должен быть коротким. Помните о выжимающем движении кистями.

Существуют также и другие методы атаки. Вы должны помнить, что атаковать лучше всего, когда:

– соперник открыл свою стойку;

– соперник собирается атаковать;

– делает вдох;

– вы уклонились от атаки противника;

– соперник закончил какой-либо прием;

– соперник потерял равновесие.

Одзи-вадза – приемы защиты

Приемы защиты заключаются в нейтрализации атаки противника и нанесении ответного удара. Ниже мы рассмотрим несколько видов защитных приемов.

Суриагэ-вадза

Противник начинает атаку и его меч отбивается вправо либо влево-вверх. После нейтрализации удара наносите ответный удар в какое-либо открывшееся место.

Рис. 34

1

2

3

Мэн-суриагэ-мэн

Противник атакует вас ударом семэн-ути. Вы отступаете с левой ноги и отбиваете меч противника вправо либо влево-вверх. Затем делаете выпад с правой ноги и наносите ответный удар в голову.

1

2

Ути-отоси-вадза

Атакующий меч противника сбивается вниз и после этого наносите ответный удар.

1

2

До-ути-отоси-мэн

Соперник атакует ваш корпус справа. Отходя левой ногой немного влево-назад, поворачиваем корпус вправо и сбиваем меч противника вправо-вниз. После этого мгновенно делаем выпад правой ногой и наносим удар семэн-ути. Важно сбить меч противника в тот момент, когда его руки выпрямляются.

1

2

3

4

5

Нуки-вадза

Это прием, при котором вы уворачиваетесь от удара противника и наносите ему свой удар.

Рис. 35

1

2

3

4

Приложение
Совершенствование техники кэндо с партнером
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Насколько эффективно кендо | Руководство по кендо

Добавлено пользователем Asashi

Вопрос: Эффективно ли кендо на самом деле в бою на настоящих мечах?

Ответ Масахиро ?мафудзи:
Честно говоря, я не знаю, потому что я никогда не был в такой ситуации и не собираюсь. Вы должны знать, что кендо не для того, чтобы сражаться с другими, но для того, чтобы сражаться с самим собой.
Если вы прочитаете концепцию и цели кендо, то поймете, что кендо не для того, чтобы сражаться.

Кроме того, для чего вы хотите знать, насколько эффективно кендо в бою на настоящих мечах? Многие сегодня практикуют будо для того, чтобы натренировать себя.

Если кто-то обучает тому, как использовать настоящий меч в уличной драке, то он(а) не знает, что на самом деле означает будо. Поэтому будьте осторожны, когда выбираете учителя.

***
Комментарий 1: Подобные оправдания всегда даются для традиционных боевых искусств, и часто они даются именно в такой форме, как написано здесь. Я не то, чтобы хочу сказать, что кендо неэффективно, но скорее хочу отметить несправедливость утверждения, что любое боевое искусство должно продолжать свое существование без доказательства его эффективности в реальной жизни.

Если бы я выбирал, каким боевым искусством заняться, мне, как минимум, хотелось бы знать, что то, чему я буду обучаться, может иметь потенциальное применение, даже учитывая такой маловероятный случай, как подвергнуться нападению. Просто утверждать, что искусство — это способ оттачивать себя как личность, не опираясь на чьи-то возможности драться, это чистейший уход от реальности. ? если искусство имеет только такую базу к своему существованию, то это просто обман, фарс.

Ос, ~ученик Кёкусин карате~

Ответ Масахиро ?мафудзи: Спасибо за то, что поделились с нами своим мнением. Судя по вашему мнению и точке зрения, кендо не входит в вашу категорию боевых искусств.

Я хотел бы высказать свое мнение.

Я согласен с тем, что кендо не для самообороны, потому что мы не изучаем, как защитить себя с помощью блоков, бросков, ударов руками или ногами. Кендо изменилось, чтобы быть безопаснее. ? сегодня у нас нет бросков, ударов ногами, подножек и т.д. Это действительно старые техники.

Таким образом, мой ответ людям, которые хотят знать, насколько эффективно кендо в настоящей боевой ситуации, — «неэффективно».

Практикующие кендо также усердно тренируются. Не набивают кулаки или что-то вроде этого, но также физически тяжело. Вы выбираете карате, потому что это полезно, когда вам нужно защитить себя. ? это на самом деле хорошо.

Я тренируюсь кендо, потому оно помогает мне контролировать мой вспыльчивый характер. Оно удерживает меня на правильном пути. Кендо делает меня сильным физически, ментально и как человек. Кроме этого, в кендо есть что-то такое, чего я не могу объяснить.

Кендо очень применимо и полезно в моей реальной жизни. Но не в вашей реальной жизни. Вот и всё.

***
Комментарий 2: Реальность в том, что кендо как таковое — не «настоящее» боевое искусство в значении быть изученным и практикуемым как система самозащиты или для настоящего боя на мечах. Несмотря на то, что многие техники кендо могут быть эффективными в боях на мечах, ему больше нет применения.

Это спорт японского происхождения, основанный на использовании и принципах меча (катана).

За свою историю кендо претерпело много модификаций, из-за которых техники и движения были очищены и изменены таким образом, чтобы подходить для безопасной практики кендо. В отличие от кендо, кендзюцу — это настоящее боевое искусство, предназначенное для настоящего боя на мечах. Кендо произошло от кендзюцу и было создано для того, чтобы можно было практиковать «бой на мечах», не получая при этом травм.

Ответ Масахиро ?мафудзи: К сожалению, в английском (или русском) языке есть только одно словосочетание для будо (budo) и будзюцу (bujutsu) — боевые искусства.

Если люди используют это термин, боевые скусства, ссылаясь на боевую систему обучения, как наносить физические поражения другим, тогда кендо не попадает в эту категорию. Если спорт — это что-то, чем люди занимаются, когда у них есть свободное время, тогда кендо не попадает и в эту категорию.

Кендо происзошло из самурайского искусства фехтования и хранит в себе японские древние учения самодисциплины физической и ментальной с целью улучшить свои собственные человеческие качества.

Я не отрицаю, что в кендо есть спортивные аспекты, потому что мы действительно соревнуемся во время турниров. ? в кендо есть аспекты «боевых искусств», потому что многие из нас знают, что тренировка проводится не просто ради удовольствия. Если бы тренировки проводились просто для удовольствия, кто бы тогда делал какари гейко (kakari geiko) до «потери сознания»?

В любом случае, сегодня кендо широко распространено среди многих групп людей разного возраста, и это правда, что многие тренируют кендо для поддержания здоровья. Как и многие занимаются спортом для поддержания здоровья.

Кендо — это будо. А будо произошло из будзюцу. Ничего больше, ни меньше.

Что кендо означает для людей, варьируется. Для одних это просто спорт. Для других это хобби. Для третьих это работа. Для меня сейчас это значительная часть моей жизни. В будущем это может измениться.

Перевод Ольги Клочковой
Статья составлена на основе статьи Масахиро ?мафудзи, 5 дан кендо (www.kendo-guide.com)

Теги: кендо и жизнь


Версия 4.0.0. Дополнительные сведения см. В выпуске № 2018 на GitHub.

  1. Загрузите и установите пакет темы Kendo UI Material.

      npm install --save @ progress / kendo-theme-material  
  2. Следующие шаги, включающие альтернативные подходы к установке темы, см. В инструкциях в статье о стилях в пользовательском интерфейсе Kendo.

Чтобы тема Kendo UI Material полностью соответствовала рекомендациям по дизайну материалов, предоставьте семейство шрифтов Roboto и настройте дополнительные модули в своем приложении.

По умолчанию тема Material использует семейство шрифтов Roboto, но сам шрифт не включен в пакет темы.

Вы можете добавить шрифт на страницу из Google Fonts следующим образом:

  
<стиль>
  тело {font-family: Roboto, sans-serif; }
  

Дополнительная конфигурация

Следующая дополнительная конфигурация улучшает внешний вид темы в вашем приложении:

  • Использовать эффект пульсации — доступно через директиву kendoRippleContainer из модуля @ progress / kendo-angular-ripple NPM.Директива kendoRippleContainer обеспечивает эффект ряби чернил материала для компонентов пользовательского интерфейса Kendo для Angular и полностью совместима со всеми доступными темами пользовательского интерфейса Kendo.
  • Используйте плавающие метки — доступно через компонент kendo-textbox-container из модуля @ progress / kendo-angular-inputs NPM. TextBox позволяет предоставлять плавающие метки для входных элементов и компонентов пользовательского интерфейса Kendo.

Чтобы применить тему «Материал» к любому из примеров на этом веб-сайте, используйте раскрывающийся список выбора темы в правом верхнем углу страницы.Стиль темы материала загружается по умолчанию.

Для одновременного предварительного просмотра нескольких компонентов из разных пакетов, для создания собственной темы или для настройки любого из доступных Kendo UI, используйте возможности веб-приложения Kendo UI Theme Builder.

.

новейших вопросов ‘kendo-ui-angular2’ — qaru Переполнение стека
  1. Около
  2. Товары
  3. Для команд
  1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
  2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
  3. Вакансии Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
  4. Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
  5. Реклама Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира
  6. О компании

Загрузка…

.

новейших вопросов ‘kendo-angular-ui’ — qaru Переполнение стека
  1. Около
  2. Товары
  3. Для команд
  1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
  2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
  3. Вакансии Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
  4. Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
  5. Реклама Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира
.Мастер пользовательского интерфейса

kendo angular — qaru Переполнение стека
  1. Около
  2. Товары
  3. Для команд
  1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
  2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
  3. Вакансии Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
  4. Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
  5. Реклама Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира
  6. О компании
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *