Кулачные бои на руси: Кулачные бои на Руси — Исторический дискуссионный клуб

Содержание

Кулачные бои на Руси — Исторический дискуссионный клуб

В Древней Руси часто проводились кулачные бои.Существовади они в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».


История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны.Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:
« Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела.

»
Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».


«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя.Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного. Бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»).Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьбa в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.
Борьба с кулачным боем

В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Духовенство считало кулачные бои богомерзким делом и наказывало участников по церковным законам.Это осуждение привело к тому, что во время правления Федора Иоанновича (1584 – 1598) не было зафиксировано ни одного поединка на кулаках. Само правительство обычно не поощряло, но и не преследовало кулачных боев.

Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 9 декабря 1641 года Михаил Фёдорович указал: «которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе и тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье».19 марта 1686 года вышел указ, запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам:«Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье».

Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.

Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве.

При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью.Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».

После 1917 года, кулачный бой был отнесен к пережиткам царского режима, и, не став спортивным видов борьбы, уходил из жизни.

В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.

Кулачный бой в искусстве

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.

Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».

Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».

Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Кулачный бой».

Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Стенка на стенку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стоношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы всего мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.
Стеношный бой

Стеношный бой или бои стенка на стенку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы у мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.
Основные правила

Стенки строятся в несколько рядов (обычно 3-4) напротив друг друга на расстоянии 20 – 50 метров. По команде судьи, начинают двигаться навстречу друг другу. Задача вытолкать стенку противника за первоначальную позицию. Во время соступа разрешены удары в корпус и в голову, либо только в корпус. Запрещены удары ногами и атака сзади.
История Стеношных боев

Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой. О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях “стенка на стенку”, свидетельствуют и воспоминания очевидцев – Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни – Забелина и Сахарова, строки полицейских протоколов и государственных указов. В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года “О кулачных боях”, определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ “О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии”. В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях, обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века.

« Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более, что многие значительные в городе люди поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30-40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек.

Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит:
« Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются. »

То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.

Название “стенка” произошло от традиционно установившегося и никогда не менявшегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на “противника”. Характерная черта стеношного боя – линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания – вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов, до тех пор пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями древнерусской рати.

Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т.п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для боя. Зимой обычно бились на льду реки. Этот обычай биться на замерзшей реке объясняется тем, что ровная, занесенная снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два “лагеря”. Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии: на Москве – реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы.

У “стенки” был предводитель. В разных областях России его называли по разному: “башлык”, “голова”, “староста”, “боевой староста”, “предводитель”, “старый чоловик”. Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя: например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей “стены” для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию “стены”, намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т.п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара. У П.П. Бажова в сказе “Широкое плечо” приведено наставление башлыка своим бойцам:
« Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.

— Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано.»

Источник

Раззудись, плечо! История кулачных боев на Руси | История | Общество

Спорт, конечно, штука полезная, но небезопасная. Его вечный спутник – травмы.

Пальму первенства здесь держат, разумеется, боевые искусства. А среди них, наверное, рукопашные единоборства, как бы их ни называли – хоть бокс, хоть «кулачки».

Как бить лежачего

Последнее, то есть русский традиционный кулачный бой, многим сейчас кажется исключительно гуманной дисциплиной. По какой-то загадочной причине его портрет чрезмерно зализан и залакирован – тут и «лежачего не бить», и запрет на удары в голову и ниже пояса, и толстые мягкие «щадящие» рукавицы, и полная остановка боя при первой же крови, и общее рыцарское благородство всех участников.

Исторические источники – от свидетельств иностранцев до рассказов очевидцев и популярных лубков – рисуют совсем другую картину. Веселее прочих, конечно же, лубочные гравюры с характерными надписями вроде: «А вот боец, удалой молодец, хочет сделать супротивника дураком – бьёт его по глазу кулаком». Или: «Се – молодцы, кулашны бойцы, встали до драки, разбивают друг другу сраки».

Отзывы иностранцев не столь веселы. Наоборот, иной раз полны ужаса, но зато куда более информативны. Вот, например, австриец Сигизмунд Герберштейн, побывавший у нас в начале XVI столетия: «Начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют руками и ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям, и, вообще, каким только можно способом, состязаясь взаимно о победе».

Русский патриарх Иоасаф показывает, что бывает после таких ударов: «Многие люди, не токмо что младые, но и старые в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства».

Закаливание на Руси.

Однако проходит ещё полтораста лет, и картина вроде бы меняется. Иностранцы, бывавшие в России времён

Екатерины Великой, оставляют совершенно другие свидетельства о кулачных боях. Как, скажем, англичанин Уильям Кокс, историк и педагог, видевший тренировки и показательные поединки в имении графа Алексея Орлова. «На руках бойцов были толстые кожаные перчатки. Они никогда не наносили ударов прямо, а большею частью кругообразно и били только в лицо и голову. Но их обычаи в бою мешали несчастному случаю, также мы не заметили переломов руки или ноги, которыми обычно кончаются бои в Англии».

Смягчению нравов и возникновению более-менее внятного регламента способствовала целая серия указов на высочайшем уровне. Участников боёв предполагалось бить сначала батогами, вторично пойманных – кнутом, а на третий раз – «кнутом без пощады, и, выправя на них судебные издержки, ссылать в украйные города на вечное житьё».

Впрочем, запретительные меры никакого эффекта не возымели. И тогда было принято одно из самых мудрых решений. Если не можешь уничтожить какое-то явление – возглавь его. Делает это Екатерина I. Её указ от 21 июня 1726 года впервые вводит то самое правило, которое считается «исконным». Вот оно: «Осмотреть рукавицы, дабы никаких инструментов к увечному бою не было, а кто упадёт, лежащих никого не били б».

Капустка, дёготь, мясо

Случаев смертоубийств действительно стало меньше. Однако травматизм никуда не делся. Да, за вложенную в рукавицу свинчатку наказывали очень жестоко. Но московские кулачные бойцы нашли остроумный выход. Их секрет раскрыл мемуарист Пётр Страхов: «Рукавицы намачивали водой, а потом замораживали. Подобной перчаткой можно было нанести тяжкие сотрясения».

В.Васнецов «Кулачный бой» В.Васнецов «Кулачный бой» Фото: Commons.wikimedia.org

Разумеется, тех, кому не повезло, лечили. С первой помощью проблем не было – бои обычно проводились на Масленицу, снега и льда хватало, так что к синякам и ушибам приложить было что. Более серьёзные повреждения, например сотрясение мозга, врачевали на первый взгляд варварски, как это описано у

литератора Ивана Шмелёва:

«– Антошка с Глухим как, лежат?

– Уж в бане парились, целы. Иван Иваныч фершал смотрел, велел тёртого хрену под затылок. Уж капустки просят…»

Между тем «капустка» здесь очень кстати – в старинных лечебниках от «головного удара и трясения» как раз рекомендуют настой капустного сока на льняном семени. Правда, курс лечения – целых две недели.

От синяков и шишек эффективно помогал берёзовый дёготь. Кстати, он используется и сейчас, поскольку содержится в мази Вишневского с её «антиотёчным и противовоспалительным действием».

Зато готовились к поединкам необычно. Сохранились воспоминания одного из самых отчаянных московских бойцов XIX столетия, Ивана Киреева. «Водили нас в баню и разминали силу – нарочитые были на то мастера по брюхомяльному делу. Потом, конечно, угощение «с водоворотом», покуда с катушек не свалимся. На другой день, чтоб сразу похмелиться-поправиться – ни-ни. И сидели голодом, чтобы, значит, застервенеть как полагается. А уж как до боя час ли, два ли, тут дают полный стакан, да закусить слегка – студню там, или ещё чего».

Святая Русь Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны.Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:

«Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела.»

Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя.Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного. Бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»).Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьбa в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Борьба с кулачным боем

В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Духовенство считало кулачные бои богомерзким делом и наказывало участников по церковным законам.Это осуждение привело к тому, что во время правления Федора Иоанновича (1584 – 1598) не было зафиксировано ни одного поединка на кулаках. Само правительство обычно не поощряло, но и не преследовало кулачных боев.

Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 9 декабря 1641 года Михаил Фёдорович указал: «которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе и тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье».19 марта 1686 года вышел указ, запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам:«Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье».

Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.

Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве.

При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью.Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».

После 1917 года, кулачный бой был отнесен к пережиткам царского режима, и, не став спортивным видов борьбы, уходил из жизни.

В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.
Кулачные бои на Руси Кулачные бои, история, стенка на стенку

Кулачный бой в искусстве

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.

Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».

Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».

Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Кулачный бой».

Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Стенка на стенку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стоношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы всего мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.

Стеношный бой

Стеношный бой или бои стенка на стенку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы у мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.

Основные правила

Стенки строятся в несколько рядов (обычно 3-4) напротив друг друга на расстоянии 20 – 50 метров. По команде судьи, начинают двигаться навстречу друг другу. Задача вытолкать стенку противника за первоначальную позицию. Во время соступа разрешены удары в корпус и в голову, либо только в корпус. Запрещены удары ногами и атака сзади.

 

История Стеношных боев

Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой. О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях «стенка на стенку», свидетельствуют и воспоминания очевидцев – Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни – Забелина и Сахарова, строки полицейских протоколов и государственных указов. В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года «О кулачных боях», определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ «О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии». В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях, обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века.

«Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более, что многие значительные в городе люди поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30-40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек.

Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит:

«Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются.»

То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.

Название «стенка» произошло от традиционно установившегося и никогда не менявшегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на «противника». Характерная черта стеношного боя – линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания – вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов, до тех пор пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями древнерусской рати.

Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т.п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для боя. Зимой обычно бились на льду реки. Этот обычай биться на замерзшей реке объясняется тем, что ровная, занесенная снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два «лагеря». Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии: на Москве – реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы.

У «стенки» был предводитель. В разных областях России его называли по разному: «башлык», «голова», «староста», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик». Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя: например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей «стены» для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию «стены», намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т.п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара. У П.П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам:

«Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.

— Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано.»

Кулачный бой на Руси: когда русские дрались насмерть

Свидетельства очевидцев

Идеализируя стародавние времена, многие люди рассматривают кулачные бои как простую забаву – безопасное развлечение, после которого все дружно веселились. Однако многочисленные очевидцы говорят об обратном. Например, патриарх Иоасаф I, возглавлявший Русскую православную церковь с 1634 по 1640 год, писал: «Многие люди, не токмо что младые, но и старые в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства». Впрочем, он был руководителем христианской церкви, которая выступала против языческих обрядов. Но вот свидетельство иностранца – австрийского дипломата Сигизмунда фон Герберштейна. В книге «Записки о Московии», изданной в 1549 году, он отобразил следующую картину: «Начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют руками и ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям, и, вообще, каким только можно способом, состязаясь взаимно о победе».

Но это было в XVI веке. Может, со временем нравы смягчились? Как выясняется, не особо. Советник правления Московского университета Михаил Назимов оставил рассказ о том, как проходила эта народная потеха в его родном Арзамасе. В работе «В провинции и в Москве с 1812 по 1828 год. Из воспоминаний старожила» можно прочесть, что в Арзамасе в кулачных боях на Масленицу участвовали примерно 500 человек, и проводились они при массовом скоплении людей. А местные власти ничего не могли с этим поделать. Некоторые чиновники даже высказывали мысль о пользе таких побоищ для «поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа».

Очевидцы описывают кулачные бои XIX века крайне негативно. Иногда стенка на стенку сходились работники двух заводов, порой отношения выясняли городские и деревенские. Никто никаких правил, конечно, в пылу сражения не соблюдал. Трупы погибших прятали, а травмы объясняли несчастными случаями. Как и прежде, смерть в кулачном бою не считалась в народе криминальной.

Кулачный бой на Руси: главные правила русской драки

Свидетельства очевидцев

Идеализируя стародавние времена, многие люди рассматривают кулачные бои как простую забаву – безопасное развлечение, после которого все дружно веселились. Однако многочисленные очевидцы говорят об обратном. Например, патриарх Иоасаф I, возглавлявший Русскую православную церковь с 1634 по 1640 год, писал: «Многие люди, не токмо что младые, но и старые в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства». Впрочем, он был руководителем христианской церкви, которая выступала против языческих обрядов. Но вот свидетельство иностранца – австрийского дипломата Сигизмунда фон Герберштейна. В книге «Записки о Московии», изданной в 1549 году, он отобразил следующую картину: «Начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют руками и ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям, и, вообще, каким только можно способом, состязаясь взаимно о победе».

Но это было в XVI веке. Может, со временем нравы смягчились? Как выясняется, не особо. Советник правления Московского университета Михаил Назимов оставил рассказ о том, как проходила эта народная потеха в его родном Арзамасе. В работе «В провинции и в Москве с 1812 по 1828 год. Из воспоминаний старожила» можно прочесть, что в Арзамасе в кулачных боях на Масленицу участвовали примерно 500 человек, и проводились они при массовом скоплении людей. А местные власти ничего не могли с этим поделать. Некоторые чиновники даже высказывали мысль о пользе таких побоищ для «поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа».

Очевидцы описывают кулачные бои XIX века крайне негативно. Иногда стенка на стенку сходились работники двух заводов, порой отношения выясняли городские и деревенские. Никто никаких правил, конечно, в пылу сражения не соблюдал. Трупы погибших прятали, а травмы объясняли несчастными случаями. Как и прежде, смерть в кулачном бою не считалась в народе криминальной.

Кулачные бои на Руси

В Древней Руси часто проводились кулачные бои.Существовади они в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».


История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны.Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:
« Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела. »
Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».


«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя.Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного. Бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»).Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьбa в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.
Борьба с кулачным боем

В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Духовенство считало кулачные бои богомерзким делом и наказывало участников по церковным законам.Это осуждение привело к тому, что во время правления Федора Иоанновича (1584 – 1598) не было зафиксировано ни одного поединка на кулаках. Само правительство обычно не поощряло, но и не преследовало кулачных боев.

Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 9 декабря 1641 года Михаил Фёдорович указал: «которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе и тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье».19 марта 1686 года вышел указ, запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам:«Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье».

Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.

Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве.

При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью.Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».

После 1917 года, кулачный бой был отнесен к пережиткам царского режима, и, не став спортивным видов борьбы, уходил из жизни.

В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.

Кулачный бой в искусстве

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.

Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».

Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».

Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Кулачный бой».

Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Стенка на стенку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стоношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы всего мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.
Стеношный бой

Стеношный бой или бои стенка на стенку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы у мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.
Основные правила

Стенки строятся в несколько рядов (обычно 3-4) напротив друг друга на расстоянии 20 – 50 метров. По команде судьи, начинают двигаться навстречу друг другу. Задача вытолкать стенку противника за первоначальную позицию. Во время соступа разрешены удары в корпус и в голову, либо только в корпус. Запрещены удары ногами и атака сзади.
История Стеношных боев

Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой. О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях “стенка на стенку”, свидетельствуют и воспоминания очевидцев – Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни – Забелина и Сахарова, строки полицейских протоколов и государственных указов. В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года “О кулачных боях”, определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ “О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии”. В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях, обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века.

« Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более, что многие значительные в городе люди поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30-40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек.

Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит:
« Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются. »

То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.

Название “стенка” произошло от традиционно установившегося и никогда не менявшегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на “противника”. Характерная черта стеношного боя – линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания – вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов, до тех пор пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями древнерусской рати.

Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т.п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для боя. Зимой обычно бились на льду реки. Этот обычай биться на замерзшей реке объясняется тем, что ровная, занесенная снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два “лагеря”. Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии: на Москве – реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы.

У “стенки” был предводитель. В разных областях России его называли по разному: “башлык”, “голова”, “староста”, “боевой староста”, “предводитель”, “старый чоловик”. Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя: например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей “стены” для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию “стены”, намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т.п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара. У П.П. Бажова в сказе “Широкое плечо” приведено наставление башлыка своим бойцам:
« Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.

— Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано.»

Источник

Как родились кулачные бои? — История России

Кулачные бои – древнейшая забава наших предков. О кулачных боях свидетельствуют многие источники, а первым из них была «Повесть временных лет». Рукопашные поединки проводились еще до Крешения Руси в честь громовержца Перуна. Со временем наши предки особенно полюбили сходиться в таких боях на Масленицу и Рождество.

Попытки представителей церкви бороться с этими языческими проявлениями, как правило, результатов не имели. Любителей этого вида спорта не останавливал даже указ, озвученный в 1274 году митрополитом Кириллом: «Отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать».

В.М. Васнецов. «Кулачный бой»

В дальнейшем против кулачных боев выступления продолжились. Конкретные меры по борьбе с ними принимали и Федор Иоаннович, и Михаил Федорович, и Елизавета Петровна, и Николай I.

Но не все представители власти были настроены столь категорично: к примеру, Петр I благосклонно относился к кулачным боям, а многие очевидцы свидетельствовали, что это действо доставляло ему большую радость. Екатерина II также не отказывала себе в удовольствии посмотреть кулачные бои. А Григорий Орлов, фаворит государыни, и сам готов был с кем-нибудь помериться силушкой.

Петр II, несмотря на то что его правление было недолгим, тоже внес свою лепту в организацию кулачных боев. Он ввел следующее ограничение: «Кто упадет, лежащих никого не били бы». До нашего времени эта фраза дошла немного измененной – «не бей лежачего».

Б.М. Кустодиев. «Кулачный бой на Москва-реке»

Кулачный бой был традиционным русским боевым искусством. Со стороны человеку непосвященному могло показаться, что это обычный мордобой, но на самом деле это было настоящее мастерство со своими премудростями.

Бились в русском кулачном бою только голыми руками. Бить можно было в корпус и голову, запрещено – в пах и по ногам. Правила не разрешали бить лежачего и противника, у которого было сильное кровотечение. За соблюдением правил зорко следили судьи, зрители и сами участники. В случаях нарушения установленных правил нечестного бойца могли сурово наказать. Хотя участники боев и сражались голыми руками, травмы бывали очень серьезные, случались даже убийства.

Одним из первых видов кулачного боя принято считать «сцеплялку-свалку», при которой бойцы выступали друг против друга и против всех сразу, но более распространенным видом боя (и в современности) считается «стенка на стенку». Бойцы шли двумя рядами, и каждый защищал себя и своих собратьев. Во главе каждой стенки был вожак, который являлся и вдохновителем, и организатором боя.

После Революции 1917 года большевики объявили, что кулачные бои полностью искоренены как позорный пережиток царского режима. Но молодежные массовые драки никуда не исчезли.

Автор этих строк еще в 1960-е годы наблюдал подобные «забавы» на окраине Москвы. Мне в то время было лет 10, и я мог видеть (сидя на крыше дома своего приятеля в деревне Строгино), как стенка на стенку шли строгинские парни и молодые мужики на своих соседей из Троице-Лыкова. Какое яблоко раздора спровоцировало их на подобные действия, современные летописи не сообщают. Драка была поистине захватывающей, но, конечно, особенно радовало нас то, что наше местоположение было недоступно для бойцов…

Кулачные бои в России и их происхождение

  • Изучайте русский язык в Европейском Союзе
Вход для студентов

Учетная запись для студентов

Вход в систему Забыли пароль? Вход для сотрудников

Учетная запись для сотрудников

?
Меню
  • Виртуальное обучение за рубежом
    • Русский язык и культурное общение
    • Русское общение и активная грамматика
    • Избранные академические курсы русского языка и культуры
    • Компоненты виртуального обучения за границей по запросу
    • Репетиторы русского онлайн
    • Русские равноправные репетиторы онлайн
    • Интерактивные виртуальные экскурсии
  • Онлайн-курсы русского языка
    • Индивидуальный онлайн-курс: русский язык как иностранный
    • Индивидуальная онлайн-программа русского языка
    • Часто задаваемые вопросы по онлайн-курсам русского
    • Стоимость онлайн-курсов русского
  • Исследование
    • Учебный год / семестр Программы обучения за рубежом
    • Русский язык как иностранный
    • Индивидуальная программа изучения русского языка
    • Проект на русском языке
    • Курсы повышения квалификации учителей
    • Возможности стажировки
  • Студентам
    • Очные программы и пандемия
    • Русские принимающие семьи
    • Учеба в Латвии безвизовый
    • Экскурсионные и социальные программы
    • Партнеры по обмену данными
    • Прибытие в Даугавпилс
    • Положения и условия
    • Зачетный Каталог курсов
    • Уровни владения языком
    • Отзывы студентов
    • Стипендия Добычина
  • Стоимость
  • Даугавпилс
    • О Даугавпилсе
    • Погружение в русский язык в Европейском Союзе
    • Идеальное место для изучения русского
    • Еврейский Даугавпилс
    • Что посмотреть в Даугавпилсе
    • Фото галерея
  • Подайте заявку сейчас!
  • О нас
    • О программе «Учите русский язык в ЕС»
    • Контакт
  • Конференция
  • Блог
  1. Учите русский язык в ЕС
  2. Блог
  3. Русский язык, культура, традиции
  4. Кулачный бой в России и его происхождение
  • Категории
    • Новости
    • Другое
    • русский как
    • Русский язык, культура, традиции
    • Опыт обучения за рубежом
Изучайте русский язык в Европейском Союзе
.

Древнерусские традиции боевых искусств :: Манеры, обычаи и традиции :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

Традиция кулачного боя существовала в России с незапамятных времен до начала 20 века. Помимо своего рода спортивного народного развлечения, это была своеобразная школа боевых искусств, развивающая навыки, необходимые для защиты родной земли.

История

В России были свои традиции боевых искусств. Славяне были известны во всей Европе как доблестные воины.Поскольку войны в России нередки, каждый мужчина должен был владеть боевыми навыками. С раннего возраста дети учились с помощью различных игр, борьбы и метания, как постоять за себя и свою семью, отстоять Родину. Когда дети выросли, игры превратились в настоящие поединки, известные как кулачные бои.

Первые записи о таких боях были сделаны летописцем Нестором в 1048 году. Кулачные бои часто проводились на Великом (то есть «великом») мосту в Новгороде.

Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились в праздничные дни, а ожесточенные поединки начинались во время Масленицы (Масленичной недели).Летом бои проходили на площадях, а зимой на ледяных реках и озерах. В драках принимали участие как простые люди, так и торговцы. В зависимости от количества бойцов они были разных типов, например, единоборства или групповые поединки: «улица против улицы», «деревня против деревни» или «пригород против пригорода».

Самым древним видом единоборств была русская версия греческого панкратиона, смешанного боя без правил. Это называлось чем-то, что примерно переводится как «схватка» и «беспорядочная драка».Это была добрая схватка, когда каждый борец сражался за себя и против всех, без каких-либо построений и приказов. «Нужна была не только ловкость и сильный удар, но и незаурядное хладнокровие», — отметил Н. Разин.

Самым распространенным видом кулачных боев был бой «линия на линию». Битва разделилась на три части: сначала сражались мальчики, затем неженатые юноши, а затем только зрелые мужчины. Не разрешалось бить бойца в положении лежа, на корточках или на корточках и хвататься за одежду.Задача каждой стороны заключалась в том, чтобы заставить противника бежать или хотя бы отступить. Сторона, потерявшая «поле» (зону боевых действий), считалась побежденной. У каждой из сторон был свой лидер, который определял тактику ведения боя и поощрял своих товарищей. В каждой из команд были и «бойцы надежды», призванные прорвать линию «врага», оторвав сразу нескольких противников. Против таких «бойцов надежды» применялась особая техника: линия расходилась, пропуская «надежду» внутрь там, где их ожидали специальные бойцы, и сразу замыкалась, не подпуская врага.борцы, столкнувшиеся с «надеждой», были опытными мастерами рукопашного боя.

Бои один на один были самым популярным видом боев. Это было похоже на старый ручной бокс в Англии. Однако русские бои были более мягкими, потому что существовало правило, запрещающее бить лежащего противника (никогда не бей человека, когда он упал!), Тогда как в Англии это правило было введено не ранее 1743 года. Бои один на один могли быть организованный особым человеком или произошедший спонтанно.В первом случае драка назначалась в определенное время и в определенном месте, а во втором она могла разразиться в любом месте сбора, например, на ярмарках и праздниках.

При необходимости кулачные бои один на один даже служили для подтверждения правоты подсудимого в судебном деле. Этот способ доказательства своей правоты назывался «полевым» и существовал до смерти Ивана Грозного. Русские кулачные бойцы применяли только удары кулаками и, конечно, никакого вооружения. Они использовали три поражающие поверхности, которые соответствовали трем поражающим поверхностям оружия: головки базидальтовых костей (как укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (как рубящее оружие) и головки проксимальных фаланг (как рубящее оружие) как удар прикладом оружия).Разрешалось бить любую часть тела выше пояса, но обычно пытались бить в голову, солнечное сплетение и под ребра. Продолжение боя в партере никогда не допускалось. Существовали определенные правила, запрещавшие избивать лежащего или истекающего кровью человека. Нарушение этих правил строго каралось. Несмотря на эти строгие правила, поединки иногда приводили к плачевным результатам: бойцы могли получить необратимые травмы или даже погибнуть.

Борьба с кулачными боями

Славяне почитали Перуна как покровителя боевых искусств.После крещения Руси власти начали борьбу с языческими обрядами, в том числе боевые состязания в честь Перуна.

В 1274 году митрополит Кирилл на Владимирском соборе постановил, среди прочего, «отлучить от церкви участвующих в кулачных боях и коловых боях и не совершать панихиды по погибшим в таких боях». Духовенство считало кулачный бой святым делом и наказывало участников по церковным законам. Это порицание привело к тому, что во время правления царя Федора Иоанновича (1584 — 1598) не было зафиксировано ни одного кулачного боя.Правительство обычно не одобряло кулачные бои, но и не преследовало их.

Настоящее ограничение кулачных боев началось в 17 веке. В 1641 году царь Михаил Федорович издал указ: «Те, кто затевает драку в центре Москвы, должны быть схвачены и наказаны». В 1686 г. были запрещены кулачные бои и были установлены наказания для их участников: «за первый рекорд побить их розгами и зарядить напильником, за второй рекорд побить их кнутом и зарядить напильником вдвое больше, и за третий рекорд» бить кнутом и на всю жизнь ссылку в глушь ».

Тем не менее, несмотря на все указы, кулачные бои продолжались, и теперь участники начали выбирать судью, который следил за соблюдением всех правил боя.

Известно, что Петр I любил устраивать кулачные бои «для того, чтобы продемонстрировать отважное мужество русского народа».

В 1751 году на Миллионной улице в центре Санкт-Петербурга разразились жестокие бои. Узнав о них, императрица Елизавета Петровна попыталась сократить количество опасных поединков и издала указ, запрещающий их в Санкт-Петербурге и Москве.

Однако при Екатерине Второй кулачные бои были очень популярны. Граф Григорий Орлов был искусным борцом и часто приглашал знаменитых кулачных бойцов, чтобы попробовать силы против него.

Николай Первый категорически запретил кулачные бои «как вредное развлечение» в 1832 году.

После Октябрьской революции 1917 года кулачные бои были приписаны пережиткам царского режима и, так как не превратились в официальный вид спорта, постепенно перестали быть.

В 1990-е гг. Были сделаны первые попытки возродить школы и стили старославянских боевых искусств, в том числе русский кулачный бой.

Забронировать отели и апартаменты в России

Туры в Россию

Заказ уникальных экскурсий от местных жителей

Заказ железнодорожных и автобусных билетов по России

Найти и заказать трансфер по России

Юридическая консультация по российскому законодательству

.

военнослужащих из России и США участвуют в кулачных боях на северо-востоке Сирии: SOHR заявляет

Пожертвовать

Russian, U.S. Service Members Engaged In Fist Fight In Northeast Syria: SOHR Claims

ФАЙЛОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ: Военнослужащие российской военной полиции находятся в Сирии

ОБНОВЛЕНИЕ: Министерство обороны России опубликовало официальное заявление, в котором отрицается подобный инцидент.

***

В северо-восточном сирийском городе Телль-Тамр произошла драка между российскими и американскими военнослужащими , сообщила Сирийская обсерватория по правам человека (SOHR) 26 декабря.

По данным британской группы мониторинга, несколько американских военнослужащих, сопровождавших группу, проводившую обследование в Телль-Тамре, вступили в кулачный бой с российскими солдатами, недавно дислоцированными в городе.

Сообщается, что исследовательская группа спрашивала местных арабов и курдов об их мнении о коалиции, возглавляемой США. В SOHR заявили, что подавляющее большинство людей назвали американские войска «предателями».

«Началась драка… Потому что они оба были [российскими и американскимивоеннослужащих] в том же регионе », — говорится в отчете SOHR.

Группа мониторинга не объяснила, как началась драка между американскими и российскими военнослужащими. Никакой информации о предполагаемом инциденте местные источники также не предоставили.

В октябре прошлого года войска США вышли из обширных регионов на северо-востоке Сирии, способствуя нападению под руководством Турции на их местных союзников, Сирийские демократические силы (SDF). Тогда в регион были быстро отправлены подразделения российской военной полиции, чтобы остановить турецкое наступление.

Еще по теме:

Пожертвовать

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *