Леонардо да винчи золотое сечение человека: Золотое сечение Да Винчи: как это работает

Содержание

Идеальные пропорции тела человека | Теория золотого сечения

Примерно в 1490 году великий итальянский ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи нарисовал свой знаменитый рисунок «Витрувианский человек». Этот рисунок часто используется как символ симметрии человеческого тела. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями. Значение этого рисунка сложно переоценить. Ведь пропорции являются средством создания гармоничного образа не только для архитекторов, художников, проектировщиков, но и для модельеров одежды.Не знаете свой тип фигуры? Пройдите бесплатный тест..

Теория пропорционирования Леонардо да Винчи

Значение «Витрувианского человека» в том, что только идеальные пропорции тела человека позволяют позицию с разведенными руками и ногами вписать в круг, а с разведенными руками и сведенными ногами – в квадрат. Однако сама теория пропорционирования (Леонардо да Винчи лишь воплотил ее в рисунке) была создана другим римским ученым и архитектором – Марком Витрувием Поллионом. Позднее эта теория получила распространение в изобразительном искусстве и архитектуре.

Согласно этой теории следующие соотношения характерны для идеальных пропорций тела человека:

  • Идеальные пропорции человеческого тела» длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони
  • » ступня равна четырем ладоням
  • » локоть равен шести ладоням
  • » высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти)
  • » шаг равняется четырём локтям
  • » размах человеческих рук равен его высоте
  • » расстояние от линии волос до подбородка равняется 1/10 его высоты
  • » расстояние от макушки до подбородка равняется 1/8 его высоты
  • » расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
  • » максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
  • » расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
  • » расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
  • » длина руки составляет 2/5 его высоты
  • » расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
  • » расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
  • » длина ушей 1/3 длины лица

Теория золотого сечения

Однако теория пропорционирования Марка Витрувия Поллиона возникла намного позднее теории «золотого сечения» или «божественной пропорции». Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Пирамида Хеопса в Египте, Парфенон в Афинах, Собор Нотредам де Пари, картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», Ботичелли «Венера», Рафаеля «Афинская школа» и многие, многие другие объекты были созданы по принципу «золотого сечения».

Идеальные пропорции человеческого телаВ 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические исследования». Он измерил около 2000 человеческих тел и пришел к выводу универсальности золотого сечения. Деление тела точкой пупа — важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1 : 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской. Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела — длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.

Скачайте Альбом рекомендаций по типу фигуры:

Идеальные пропорции человеческого тела Идеальные пропорции человеческого тела Идеальные пропорции человеческого тела Идеальные пропорции человеческого тела Идеальные пропорции человеческого тела Идеальные пропорции человеческого тела

 


Идеальные пропорции человеческого тела Идеальные пропорции человеческого тела Идеальные пропорции человеческого тела Идеальные пропорции человеческого тела
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ?

Золотое сечение Да Винчи: как это работает

Золотое сечение — это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве – во всем, с чем может соприкоснуться человек. Однажды познакомившись с золотым правилом, человечество больше ему не изменяло.

Наиболее емкое определение золотого сечения гласит, что меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. Приблизительная его величина – 1,6180339887. В округленном процентном значении пропорции частей целого будут соотноситься как 62% на 38%. Это соотношение действует в формах пространства и времени.

Древние видели в золотом сечении отражение космического порядка, а Иоганн Кеплер называл его одним из сокровищ геометрии. Современная наука рассматривает золотое сечение как «ассиметричную симметрию», называя его в широком смысле универсальным правилом отражающим структуру и порядок нашего мироустройства.

Представление о золотых пропорциях имели древние египтяне, знали о них и на Руси, но впервые научно золотое сечение объяснил монах Лука Пачоли в книге «Божественная пропорция» (1509), иллюстрации к которой предположительно сделал Леонардо да Винчи. Пачоли усматривал в золотом сечении божественное триединство: малый отрезок олицетворял Сына, большой – Отца, а целое – Святой дух.

Непосредственным образом с правилом золотого сечения связано имя итальянского математика Леонардо Фибоначчи. В результате решения одной из задач ученый вышел на последовательность чисел, известную сейчас как ряд Фибоначчи: 0, 1, 1, 2, 3… и т.д. На отношение этой последовательности к золотой пропорции обратил внимание Кеплер: «Устроена она так, что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности». Сейчас ряд Фибоначчи это арифметическая основа для расчетов пропорций золотого сечения во всех его проявлениях.

Леонардо да Винчи также много времени посвятил изучению особенностей золотого сечения, скорее всего именно ему принадлежит и сам термин. Его рисунки стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, доказывают, что каждый из полученных при сечении прямоугольников дает соотношения сторон в золотом делении.


Со временем правило золотого сечения превратилось в академическую рутину, и только философ Адольф Цейзинг в 1855 году вернул ему вторую жизнь. Он довел до абсолюта пропорции золотого сечения, сделав их универсальными для всех явлений окружающего мира. Впрочем, его «математическое эстетство» вызывало много критики.

Даже не вдаваясь в расчеты, золотое сечение можно без труда обнаружить в природе. Так, под него попадают соотношение хвоста и тела ящерицы, расстояния между листьями на ветке, есть золотое сечение и в форме яйца, если условную линию провести через его наиболее широкую часть.

Белорусский ученый Эдуард Сороко, который изучал формы золотых делений в природе, отмечал, что все растущее и стремящееся занять свое место в пространстве, наделено пропорциями золотого сечения. По его мнению, одна из самых интересных форм это закручивание по спирали.

Еще Архимед, уделяя внимание спирали, вывел на основе ее формы уравнение, которое и сейчас применяется в технике. Позднее Гете отмечал тяготение природы к спиральным формам, называя спираль «кривой жизни». Современными учеными было установлено, что такие проявления спиральных форм в природе как раковина улитки, расположение семян подсолнечника, узоры паутины, движение урагана, строение ДНК и даже структура галактик заключают в себе ряд Фибоначчи.

Модельеры и дизайнеры одежды все расчеты делают, исходя из пропорций золотого сечения. Человек – это универсальная форма для проверки законов золотого сечения. Конечно, от природы далеко не у всех людей пропорции идеальны, что создает определенные сложности с подбором одежды.

В дневнике Леонардо да Винчи есть рисунок вписанного в окружность обнаженного человека, находящегося в двух наложенных друг на друга позициях. Опираясь на исследования римского архитектора Витрувия, Леонардо подобным образом пытался установить пропорции человеческого тела. Позднее французский архитектор Ле Корбюзье, используя «Витрувианского человека» Леонардо, создал собственную шкалу «гармонических пропорций», повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

Адольф Цейзинг, исследуя пропорциональность человека, проделал колоссальную работу. Он измерил порядка двух тысяч человеческих тел, а также множество античных статуй и вывел, что золотое сечение выражает среднестатистический закон. В человеке ему подчинены практически все части тела, но главный показатель золотого сечения это деление тела точкой пупа.

В результате измерений исследователь установил, что пропорции мужского тела 13:8 ближе к золотому сечению, чем пропорции женского тела – 8:5.

  • Искусство пространственных форм

Художник Василий Суриков говорил, «что в композиции есть непреложный закон, когда в картине нельзя ничего ни убрать, ни добавить, даже лишнюю точку поставить нельзя, это настоящая математика». Долгое время художники следователи этому закону интуитивно, но после Леонардо да Винчи процесс создания живописного полотна уже не обходится без решения геометрических задач. Например, Альбрехт Дюрер для определения точек золотого сечения использовал изобретенный им пропорциональный циркуль.

Искусствовед Ф. В. Ковалев, подробно исследовав картину Николая Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», отмечает, что каждая деталь полотна будь-то камин, этажерка, кресло или сам поэт строго вписаны в золотые пропорции.

Исследователи золотого сечения без устали изучают и замеряют шедевры архитектуры, утверждая, что они стали таковыми, потому что созданы по золотым канонам: в их списке Великие пирамиды Гизы, Собор Парижской Богоматери, Храм Василия Блаженного, Парфенон.

И сегодня в любом искусстве пространственных форм стараются следовать пропорциям золотого сечения, так как они, по мнению искусствоведов, облегчают восприятие произведения и формируют у зрителя эстетическое ощущение.

  • Слово, звук и кинолента

Формы временного искусства по-своему демонстрируют нам принцип золотого деления. Литературоведы, к примеру, обратили внимание, что наиболее популярное количество строк в стихотворениях позднего периода творчества Пушкина соответствует ряду Фибоначчи – 5, 8, 13, 21, 34.

Действует правило золотого сечения и в отдельно взятых произведениях классика. Так кульминационным моментом «Пиковой дамы» является драматическая сцена Германа и графини, заканчивающаяся смертью последней. В повести 853 строки, а кульминация приходится на 535 строке (853:535=1,6) – это и есть точка золотого сечения.

Советский музыковед Э. К. Розенов отмечает поразительную точность соотношений золотого сечения в строгих и свободных формах произведений Иоганна Себастьяна Баха, что соответствует вдумчивому, сосредоточенному, технически выверенному стилю мастера. Это справедливо и в отношении выдающихся творений других композиторов, где на точку золотого сечения обычно приходится наиболее яркое или неожиданное музыкальное решение

Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн сценарий своего фильма «Броненосец Потёмкин» сознательно согласовывал с правилом золотого сечения, разделив ленту на пять частей. В первых трех разделах действие разворачивается на корабле, а в последних двух – в Одессе. Переход на сцены в городе и есть золотая середина фильма.

Золотое сечение.: mumis34 — LiveJournal

Сознание человека неустанно стремится к идеалу. Высота это непокорима, ведь тайна идеального не разгадана. Хоть мы и считаем свои действия полностью осознанными, задумываясь над некоторыми повседневными поступками, можем в этом усомниться. Так, например, представим обычную скамейку в парке, на которую мы желаем присесть. Куда мы сядем? В центре скамейки или прижмемся к краю? Почти наверняка произойдет третий вариант. Мы сядем так, чтобы соотношение образовавшихся частей скамейки было около 1,62. Так мы будем ощущать себя комфортнее, в мыслях и чувствах будет гармония. Это — тяготение человека к идеальному. Это — достигнутое золотое сечение.



Об идеальных пропорциях во всем, что нас окружает, много рассуждали мудрецы древности. Египтяне, индийцы, китайцы — такие разные давние цивилизации, а представления об идеале сходилось именно к золотому сечению. Греческий математик и философ Пифагор основал школу, посвященную сути золотого сечения. Даже понятия этики Аристотелем были сопоставлены с идеальной гармонией.

В Средние века на сущность идеального обратил свое внимание гениальный механик, ученый и художник Леонардо да Винчи. Золотое сечение, отображенное им во всемирно известном изображении «витрувианского человека».

Известные художники много взяли из опыта античных мастеров. Микеланджело и Леонардо да Винчи золотое сечение воплощали в своих полотнах. По мнению творцов, соблюдая нужные пропорции, можно достичь красоты в картине.

То же мы наблюдаем в образцах древней архитектуры. Повсеместно в разных уголках планеты различные цивилизации придерживались одних пропорций.

Появление термина «золотое сечение» приписывается трудам Пифагора (6 век до н. э.). Он же, в свою очередь, перенял учение об идеальных пропорциях у более древних народов — вавилонян, египтян.

Впервые золотое сечение упоминает в своих «Началах» Эвклид. В одной из книг он подает геометрическую схему построения золотого деления. После него идеальными пропорциями фигур занимался Гипискл во 2 веке до н. э. В Европу эти знания пришли в Средние века через арабский перевод Эвклидовых «Начал».

Наваррский переводчик текстов Дж. Кампано написал свои комментарии к переводному тексту «Начал». Видимо, в нем отображались значительные тайны нашей жизни, способные повлиять на нее. Информация о золотом сечении в Европе некоторое время была доступна лишь избранным.

Имя и достижения Марка Витрувия сегодня известны немногим, несмотря на все его открытия. Насмешка судьбы в том, что если бы да Винчи не изобразил иллюстрацию к тому, что писал в своих «Десяти книгах» римлянин о пропорциях тела человека, то Витрувия бы могли забыть вовсе. Таким образом гений одного увековечил гений другого.

Представляемое золотое сечение Леонардо да Винчи — пропорции человеческого тела, которое можно вписать в геометрические фигуры-символы (квадрат и круг, о коих уже шла речь). Изображение «витрувианского человека» — это и есть зашифрованное золотое сечение, по мнению исследователей вопроса. Мы знаем, что даже свои записи да Винчи любил кодировать, так и с ключом к разгадке идеальных пропорций.

В изображении «витрувианского человека» принято усматривать два тела — две фигуры, одна из которых вписывается в круг, а другая — в квадрат. Толкование такой композиции имеет следующее значение.

Квадрат — символ земного, таким образом автор отображает привязанность человека к земному, материальному. Центр квадрата находится в паховой области.

Круг — символ божественного, в том числе и божественного происхождения человека. Фигура, находящаяся в круге, не содержит черточек, то есть не измеряется. Поскольку как явление божественное, эта фигура и не может быть измерена. Центр окружности — пупок человека.

По современным представлениям, видеть только две фигуры в «витрувианском человеке» — слишком плоско. На самом деле в изображении можно рассмотреть гораздо больше. И это еще не все тайны, разгадываемые в этой загадке.

Внимание также обращается к ногам фигуры, стоящей в круге (божественное начало). Они стоят на плоскости, выходят за рамки окружности. В этом видится символ того, что человек тяготеет к земному, несмотря на божественную свою составляющую.

По материалам, оставленным Леонардо да Винчи, золотое сечение, кратко говоря, усматривается в человеческом теле. И опять-таки в изображении «витрувианского человека» заключено устремление людей того времени к возвышению. Великий гений узрел и попытался передать другим поколениям глубокий смысл, увиденный им в нашей природе.

Еще одно знаменитое творение, в котором отобразил Леонардо да Винчи золотое сечение, — «Мона Лиза». Ее загадочная улыбка невероятным образом очаровывает миллионы созерцателей.

В очень давние, но незабытые времена, в 1 веке до нашей эры, римлянин Витрувий создал свои «Десять книг» — труд, посвященный императору Августу. Но, кроме благодарности за помощь, в книгах содержатся ценнейшие советы в области архитектуры.

Книги Витрувия не стали известными при жизни автора. Зато примечателен факт, что именно он завел речь об эстетике архитектуры, эргономике конструкций. Последнее крайне важно, поскольку в наше время инженеры и архитекторы проектируют свои творения, опираясь на данные человеческого тела, чтобы сделать использование конструкций удобным. Кроме того, Витрувий спроектировал акведук — водоснабжающие системы, значительно улучшившие жизнь в римских городах.

А вот одна из «Десяти книг» Витрувия посвящена человеческому телу. Впервые поднимался вопрос о пропорциях и некоем делении, делающем его близким к идеалу. Гласила эта книга о том, что человек идеально вписывается в квадратную форму. Последняя же — отображение сущности всего земного. Также человека можно вписать и в круг — символ божественного. Таким образом человек приближается к Богу, и такие философствования близки духу той эпохи.

Посмотрите еще раз на то, как изобразил золотое сечение Леонардо да Винчи. Картинки, которые можно найти во многих книгах, дают возможность ознакомиться с шифром и попытаться увидеть разгадку формулы.

Знаменитое изображение «витрувианского человека» да Винчи получило грандиозную популярность. Но, как свидетельствуют разные исторические источники, возможно, идея отыскать золотое сечение человеческого тела была вовсе не Леонардо. Здесь важную роль сыграл друг художника — Джакомо Андреа, чья судьба была крайне трагична.

Джакомо также была сделана иллюстрация к книге Витрувия, отображающая линии идеального деления тела человека. Если сравнить ее с творением да Винчи, сходство будет замечено сразу же. Но это еще не все факты.

На найденном изображении исследователи увидели правки: кто-то корректировал его, по всей видимости, доводя до своего субъективного идеала. Кроме того, изображение авторства Джакомо Андреа старше, чем Леонардо да Винчи. Плюс творение последнего создавалось «начисто», без поправок, с легкой руки. Так, словно его делали по памяти.

Однако же так разворачивались события по мнению историков-искусствоведов, коим более интересны разные страсти, что кипели в науке и искусстве того времени. О гениальности художника и ученого Леонардо да Винчи, золотое сечение в представлении которого мы и рассматриваем, спорить не приходится, поэтому неудивительно, что его «Витрувианский человек» нарисован с первого раза.

В неживой природе формула золотого сечения не просматривается. Зато все живое, созданное природой, неуклонно следует закону красоты. Если оглянуться вокруг, то увидим, что самые привлекательные и радующие нас явления соответствуют пропорции золотого сечения: от лепестков цветка, морской раковины с множеством завитков, уменьшающихся к центру как раз на нужное значение, до красивого человеческого тела, на котором так гениально продемонстрировал золотое сечение Леонардо да Винчи.

Принципы золотого деления наследуют и современные художники, фотографы, скульпторы и дизайнеры. Оно по сей день до конца не понято, но его применение делает любую вещь гораздо привлекательнее. В этом его грандиозная эстетическая составляющая.

Тайна золотого сечения — высшей гармонии, дарующей красоту, проста и недосягаема в одночасье. Его воплощенную суть мы видим в повседневной нашей жизни и в простых естественных вещах, на которые привыкли не обращать внимания.

Великие умы, самые ярые искатели тайн бытия, такие как Эйнштейн, разгадывали точное значение золотого деления. Однако далее, чем бесконечное количество цифр после нуля, еще никто не продвинулся… Так какие же выводы делать нам? Как раз те, о которых твердит мудрость веков: ничто не идеально. Но к идеальному нужно стремиться ради создания высшей красоты, раскрытия тайны этого мира и нашего с вами сознания.

Пополняйте копилку друзей. Если вам нужен взаимофренд, то черкните об этом в комментарии ниже.

Интересные факты о «золотом сечении»

Золотое сечение это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве – во всем, с чем может соприкоснуться человек. Однажды познакомившись с золотым правилом, человечество больше ему не изменяло.

Определение

Наиболее емкое определение золотого сечения гласит, что меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. Приблизительная его величина – 1,6180339887. В округленном процентном значении пропорции частей целого будут соотноситься как 62% на 38%. Это соотношение действует в формах пространства и времени.
Древние видели в золотом сечении отражение космического порядка, а Иоганн Кеплер называл его одним из сокровищ геометрии. Современная наука рассматривает золотое сечение как «ассиметричную симметрию», называя его в широком смысле универсальным правилом отражающим структуру и порядок нашего мироустройства.


История

Представление о золотых пропорциях имели древние египтяне, знали о них и на Руси, но впервые научно золотое сечение объяснил монах Лука Пачоли в книге «Божественная пропорция» (1509), иллюстрации к которой предположительно сделал Леонардо да Винчи. Пачоли усматривал в золотом сечении божественное триединство: малый отрезок олицетворял Сына, большой – Отца, а целое – Святой дух.

Непосредственным образом с правилом золотого сечения связано имя итальянского математика Леонардо Фибоначчи. В результате решения одной из задач ученый вышел на последовательность чисел, известную сейчас как ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. На отношение этой последовательности к золотой пропорции обратил внимание Кеплер: «Устроена она так, что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности». Сейчас ряд Фибоначчи это арифметическая основа для расчетов пропорций золотого сечения во всех его проявлениях.

Леонардо да Винчи также много времени посвятил изучению особенностей золотого сечения, скорее всего именно ему принадлежит и сам термин. Его рисунки стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, доказывают, что каждый из полученных при сечении прямоугольников дает соотношения сторон в золотом делении.

Со временем правило золотого сечения превратилось в академическую рутину, и только философ Адольф Цейзинг в 1855 году вернул ему вторую жизнь. Он довел до абсолюта пропорции золотого сечения, сделав их универсальными для всех явлений окружающего мира. Впрочем, его «математическое эстетство» вызывало много критики.


Природа


Даже не вдаваясь в расчеты, золотое сечение можно без труда обнаружить в природе. Так, под него попадают соотношение хвоста и тела ящерицы, расстояния между листьями на ветке, есть золотое сечение и в форме яйца, если условную линию провести через его наиболее широкую часть.

Белорусский ученый Эдуард Сороко, который изучал формы золотых делений в природе, отмечал, что все растущее и стремящееся занять свое место в пространстве, наделено пропорциями золотого сечения. По его мнению, одна из самых интересных форм это закручивание по спирали.

Еще Архимед, уделяя внимание спирали, вывел на основе ее формы уравнение, которое и сейчас применяется в технике. Позднее Гете отмечал тяготение природы к спиральным формам, называя спираль «кривой жизни». Современными учеными было установлено, что такие проявления спиральных форм в природе как раковина улитки, расположение семян подсолнечника, узоры паутины, движение урагана, строение ДНК и даже структура галактик заключают в себе ряд Фибоначчи.


Человек


Модельеры и дизайнеры одежды все расчеты делают, исходя из пропорций золотого сечения. Человек – это универсальная форма для проверки законов золотого сечения. Конечно, от природы далеко не у всех людей пропорции идеальны, что создает определенные сложности с подбором одежды.

В дневнике Леонардо да Винчи есть рисунок вписанного в окружность обнаженного человека, находящегося в двух наложенных друг на друга позициях. Опираясь на исследования римского архитектора Витрувия, Леонардо подобным образом пытался установить пропорции человеческого тела. Позднее французский архитектор Ле Корбюзье, используя «Витрувианского человека» Леонардо, создал собственную шкалу «гармонических пропорций», повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.
Адольф Цейзинг, исследуя пропорциональность человека, проделал колоссальную работу. Он измерил порядка двух тысяч человеческих тел, а также множество античных статуй и вывел, что золотое сечение выражает среднестатистический закон. В человеке ему подчинены практически все части тела, но главный показатель золотого сечения это деление тела точкой пупа.

В результате измерений исследователь установил, что пропорции мужского тела 13:8 ближе к золотому сечению, чем пропорции женского тела – 8:5.


Искусство пространственных форм


Художник Василий Суриков говорил, «что в композиции есть непреложный закон, когда в картине нельзя ничего ни убрать, ни добавить, даже лишнюю точку поставить нельзя, это настоящая математика». Долгое время художники следователи этому закону интуитивно, но после Леонардо да Винчи процесс создания живописного полотна уже не обходится без решения геометрических задач. Например, Альбрехт Дюрер для определения точек золотого сечения использовал изобретенный им пропорциональный циркуль.

Искусствовед Ф. В. Ковалев, подробно исследовав картину Николая Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», отмечает, что каждая деталь полотна будь-то камин, этажерка, кресло или сам поэт строго вписаны в золотые пропорции.
Исследователи золотого сечения без устали изучают и замеряют шедевры архитектуры, утверждая, что они стали таковыми, потому что созданы по золотым канонам: в их списке Великие пирамиды Гизы, Собор Парижской Богоматери, Храм Василия Блаженного, Парфенон.

И сегодня в любом искусстве пространственных форм стараются следовать пропорциям золотого сечения, так как они, по мнению искусствоведов, облегчают восприятие произведения и формируют у зрителя эстетическое ощущение.

Слово, звук и кинолента

Формы временно̀го искусства по-своему демонстрируют нам принцип золотого деления. Литературоведы, к примеру, обратили внимание, что наиболее популярное количество строк в стихотворениях позднего периода творчества Пушкина соответствует ряду Фибоначчи – 5, 8, 13, 21, 34.

Действует правило золотого сечения и в отдельно взятых произведениях русского классика. Так кульминационным моментом «Пиковой дамы» является драматическая сцена Германа и графини, заканчивающаяся смертью последней. В повести 853 строки, а кульминация приходится на 535 строке (853:535=1,6) – это и есть точка золотого сечения.

Советский музыковед Э. К. Розенов отмечает поразительную точность соотношений золотого сечения в строгих и свободных формах произведений Иоганна Себастьяна Баха, что соответствует вдумчивому, сосредоточенному, технически выверенному стилю мастера. Это справедливо и в отношении выдающихся творений других композиторов, где на точку золотого сечения обычно приходится наиболее яркое или неожиданное музыкальное решение.

Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн сценарий своего фильма «Броненосец Потёмкин» сознательно согласовывал с правилом золотого сечения, разделив ленту на пять частей. В первых трех разделах действие разворачивается на корабле, а в последних двух – в Одессе. Переход на сцены в городе и есть золотая середина фильма.

Тарас Репин

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Божественная пропорция / золотое сечение в искусстве да Винчи

Леонардо да Винчи издавна ассоциировался с золотым сечением. Эта ассоциация была усилена в массовой культуре в 2003 году благодаря бестселлеру Дэна Брауна «Код да Винчи». В сюжете есть ключевые ключи, связанные с золотым сечением и рядами Фибоначчи. В 2006 году общественная осведомленность об ассоциации выросла, когда по книге сняли фильм с участием опытного актера Тома Хэнкса. Связь да Винчи с золотым сечением, известным в его время как Божественная пропорция, протекает намного дольше и глубже.

Иллюстрации да Винчи появляются в книге Пачоли «Божественная пропорция»

Да Винчи создал иллюстрации к книге Луки Пачоли «De Divina Proportione» («Божественная пропорция»). Она была написана примерно в 1497 году и впервые опубликована в 1509 году. Пачоли был современником да Винчи, и книга содержит десятки прекрасных иллюстраций трехмерных геометрических тел и шаблонов букв для каллиграфии. Оригинальную рукопись можно просмотреть в Интернете по адресу http: // issueu.ком / s.c.williams-библиотека / документы / de_divina_proportione. На момент написания этой статьи в 2014 году английский перевод недоступен.

В книге Пачоли пишет о математических и художественных пропорциях, особенно о математике золотого сечения и его применении в искусстве и архитектуре. Некоторым геометрическим телам, таким как додекаэдры и икосаэдры, присуще золотое сечение в их размерах и пространственном положении их пересекающихся линий. Другие примеры золотых соотношений на иллюстрациях включают одну архитектурную иллюстрацию в книге и одну букву (G), которая не разделена по горизонтали в своей средней точке.

На первой странице De Divina Proportione Пачоли заявляет, что его намерение состоит в том, чтобы раскрыть художникам секрет гармонических форм с помощью Божественной пропорции, описывая свое письмо как:

Работа, необходимая для всех проницательных и пытливых человеческих умов, в которой каждый, кто любит изучать философию, перспективу, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и другие математические дисциплины, найдет очень тонкое, тонкое и достойное восхищения учение и найдет восторгаться разнообразными вопросами, касающимися очень секретной науки.

Золотые пропорции / Божественные пропорции появляются в искусстве Возрождения на картинах религиозного значения

Использование Да Винчи Божественной пропорции очевидно в некоторых его собственных работах, даже до его сотрудничества с Пачоли. Картины, которые я рассмотрел, предполагают, что использование Божественной пропорции в картинах художников эпохи Возрождения, возможно, было более распространено в картинах особого религиозного значения.

Похоже, что да Винчи применил божественные пропорции в своем исполнении «Благовещения», написанного примерно в 1472–1473 годах.Точное определение затруднено со 100% уверенностью, потому что различные доступные изображения этой картины немного по-разному обрезаны. Похоже, это основа для размеров стен и входа во двор, а также других элементов композиции, как показано на фотографиях ниже. Могут быть найдены и другие золотые отношения, но, чтобы избежать любого восприятия, что это произвольно, показанные на рисунке основаны на очень отличных чертах картины. Боттичелли также использовал золотой паек в нескольких вариантах исполнения «Благовещения» между 1485 и 1493 годами.Микеланджело использовал его в «Сотворении Адама» в 1510 году.

«Тайная вечеря» да Винчи содержит множество ярких примеров Божественных пропорций.

Пожалуй, одна из лучших иллюстраций его использования — «Тайная вечеря», написанная между 1494 и 1498 годами. Различные дизайнерские и архитектурные элементы демонстрируют очень четкие золотые пропорции. Некоторые считают, что даже ученики за столом были размещены в божественных пропорциях по отношению к Иисусу.

Мона Лиза и золотое сечение да Винчи

Одна из самых известных картин да Винчи — «Жаконда», Мона Лиза.Эта картина была начата примерно в 1503 году, и работа над ней продолжалась годами. По своему составу он похож на «Христос как Спаситель мира». Применение Божественной пропорции в этой картине является наиболее предметом интерпретаций и споров. В отличие от «Тайной вечери» и «Благовещения», Мона Лиза имеет несколько прямых линий или архитектурных элементов, которые можно использовать в качестве ориентиров при принятии решения. В «Моне Лизе» можно найти золотые сечения, но они не так точны. Если вы выполните поиск в Google по запросу «золотое сечение Моны Лизы», вы также найдете очень креативные интерпретации золотого сечения в Моне Лизе.Многие из них нелегко поддержать как отражающие намерения да Винчи, потому что их отправные точки, положение и размер несколько произвольны и непоследовательны.

Однако есть некоторые наблюдения, которые можно сделать о Моне Лизе. Изображение слева внизу показывает золотые пропорции по бокам холста. При таком подходе не видно золотых пропорций по краям холста, которые совпадают с ключевыми элементами композиции. Хотя здесь все еще могут быть золотые отношения. Ширина ее лица очень близка к золотой пропорции ширины холста.Это показано желтым прямоугольником того же размера. На изображении справа мы видим, что ее глаз довольно точно совмещен с центром холста. Линии золотого сечения от центра картины к краям холста красиво совпадают с шириной ее волос. Также могут быть золотые пропорции в вертикальных размерах картины. Как и в случае с изображением Христа выше, наиболее заметными элементами композиции являются ее голова, линия шеи и рука.Они также показывают золотые пропорции в их позиционировании. Таким образом, хотя это не так однозначно, как прямые линии архитектурных элементов на других картинах, можно сделать разумный аргумент в пользу того, что Мона Лиза также воплощает в своей композиции намеренные пропорции золотого сечения. Учитывая предыдущее использование да Винчи, не было бы необычным или неожиданным, чтобы он применил его и здесь.

Da-Vinci-Mona-Lisa-Golden-Ratio
Золотые соотношения сторон холста
Da-Vinci-Mona-Lisa-Golden-Ratio-from-Center
Золотые пропорции от центра холста

Анализ витрувианского человека да Винчи

Еще одна из самых известных работ да Винчи — это работа Витрувианского человека, созданная около 1490 года.Официальное название рисунка — «Le proporzioni del corpo umano secondo Vitruvio» или «Пропорции человеческого тела по Витрувию».

Википедия утверждает,

Рисунок основан на соотношениях идеальных человеческих пропорций и геометрии, описанных древнеримским архитектором Витрувием в Книге III его трактата De Architectura. Витрувий описал человеческую фигуру как главный источник пропорций среди классических архитектурных орденов.Витрувий определил, что идеальное тело должно быть высотой в восемь голов. Рисунок Леонардо традиционно назван в честь архитектора. Это изображение демонстрирует смешение искусства и науки в эпоху Возрождения и является прекрасным примером глубокого понимания Леонардо пропорций.

В статье в Википедии описывается, как Витрувио измерил все человеческое тело в целых долях роста человека. Изучение иллюстрации Витрувианского человека показывает, что направляющие линии, проведенные Да Винчи на теле, по-видимому, основаны на целых долях роста, которые также равны его ширине.На рисунке ниже показано разделение высоты / ширины на 4-ю, 5-ю, 8-ю и 10-ю части. Это совпадает с направляющими линиями, проведенными горизонтально на ключице, груди, гениталиях и колене. Они совпадают по горизонтали с направляющими линиями, проведенными на запястье, локтях и плечах.

Исследование подтверждает, что Витрувианский Человек был нарисован для представления дробных мер, предложенных Витрувием, и не основан на золотом сечении. Однако, как обсуждалось на странице Великой пирамиды, иррациональные числа, такие как Фи, можно точно аппроксимировать целыми дробями.Таким образом, хотя Витрувианский Человек может производить человеческое тело с очень хорошими пропорциями, кажется маловероятным, что человеческая форма будет основана на системе половин, 4, 6, 7, 8 и 10, когда мы находим постоянные скорости фрактального расширения в пропорциях другие живые организмы. Другие исследования и подходы к измерению человеческого тела точно так же или лучше выражают это в золотом сечении, которое лучше согласуется с отношениями роста, встречающимися в природе. См. Иллюстрации на страницах Лицо, Тело и Руки / Ноги.

У Витрувианского человека есть некоторые измерения, которые соответствуют золотым пропорциям. Они показаны на втором рисунке ниже и включают следующие точки:

  • На расстоянии от направляющей линии да Винчи, проведенной по линии роста волос до направляющей линии у подножия, все следующие точки находятся в точках золотого сечения:
    • пупок, который чаще всего ассоциируется с золотым сечением общей высоты, а не с высотой линии роста волос
    • рекомендации для грудных сосков
    • рекомендации для ключицы
  • На расстоянии от направляющей линии Да Винчи, проведенной у локтя, до направляющей на кончиках пальцев.
    • основание стрелки находится в точке золотого сечения.
Vitruvian-Man-Fractional-Measure-Method
Da-Vinci-Vitruvian-Man-Golden-Ratio-Divine-Proportion

Золотые отношения легко определить и применить с помощью простых инструментов

Божественные пропорции довольно легко применить художнику. Все, что для этого требуется, — это простой датчик с двумя зубцами, который поворачивается в точке золотого сечения. Вы берете мерку с одной стороны, а затем просто переворачиваете ее, чтобы получить золотое сечение этой меры. Еще одна популярная конструкция — трехконтактный калибр. В этом случае золотое сечение отображается в одной строке.Подобные инструменты могли бы обеспечить очень хорошие оценки точек золотого сечения, но, конечно, их точность зависит от точности размещения их опорных точек. В целом они не будут такими точными, как анализ этих изображений на уровне пикселей, как это делается в этой статье. Это могло бы объяснить некоторые незначительные вариации, когда линии композиции на картине не соответствуют цифровой сетке пикселям. Однако в большинстве случаев выравнивание достаточно хорошее и указывает на вероятность намерения художника применить золотое сечение.

Не на всех картинах да Винчи есть явные свидетельства золотого сечения

Если вы просмотрите все картины да Винчи, вы, скорее всего, не найдете явных свидетельств золотого сечения во многих из них. Он, возможно, использовал его во многих других картинах, чем показано выше. Однако многие картины не имеют четких опорных линий, как на этих картинах, поэтому их трудно поддерживать. Хотя золотые сечения могут присутствовать в элементах других его картин, их обнаружение постфактум может быть предметом творческой интерпретации и, следовательно, может быть произвольным и неправильным.В этой статье я попытался привести примеры, в которых его применение кажется настолько ясным, что большинство разумных людей сочли бы его преднамеренное применение Да Винчи достоверным и достоверным. Однако история показала, что различия во взглядах сохранятся. Если у вас есть сомнения, я рекомендую провести анализ самостоятельно с помощью изображений с высоким разрешением и такого инструмента, как PhiMatrix, который создает золотые отношения, пользовательские отношения и линейки с точностью до пикселя.

Артикул:

http: // en.wikipedia.org/wiki/List_of_works_by_Leonardo_da_Vinci

http://en.wikipedia.org/wiki/De_divina_proportione

http://en.wikipedia.org/wiki/Luca_Pacioli

http://en.wikipedia.org/wiki/Vitruvian_Man

http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Luca_Pacioli

http://bookishgirl.com.au/2012/02/15/art-and-maths-the-divine-proportion-of-luca-pacioli-with-drawings-by-leonardo-da-vinci

http://www.codicesillustres.com/catalogue/de_divina_proportione/

http: // books.google.com/books?id=bUARfgWRh24C&pg=PA131#v=onepage&q&f=false

http://books.google.com/books?id=bUARfgWRh24C&printsec=frontcover#v=onepage&q&f=false

http://www.goldenmeancalipers.com/blog/page/2/

http://cdn5.fontspring.com/fnt_imgs/a1/f3ee/9718705fe92afbca1a1ec5b769/sd-720.png

http://www.theguardian.com/artanddesign/jonathanjonesblog/2012/dec/25/leonardo-da-vinci-angels-flying-machine

http: //www.museumsinflorence.ru / uffizi / 15 / 15.html

,

Геометрическая конструкция Витрувианского человека Леонардо да Винчи

Геометрическая конструкция Витрувианского человека Леонардо да Винчи

«Витрувианский человек» — всемирно известный рисунок, созданный Леонардо да Винчи около 1487 года Сопровождается заметками на основе работы Витрувия. Рисунок, выполненный пером и тушь на бумаге, изображает обнаженную мужскую фигуру в двух наложенных друг на друга позы с разведенными руками и ногами и одновременно вписаны в круг и квадрат.Рисунок и текст иногда называемый Каноном пропорций или, реже, Пропорции человека. Он хранится в Галерее Академии в Венеция, Италия, и, как и большинство работ на бумаге, отображается только время от времени.


Рисунок основан на соотношениях идеального человека. пропорции с геометрией, описанные древнеримским архитектором Витрувий в Книге III своего трактата De Architectura. Витрувий описал человеческую фигуру как главный источник пропорция среди классических архитектурных орденов.Другой Художники безуспешно пытались изобразить концепцию. Рисунок традиционно назван в честь архитектора.

Это изображение иллюстрирует смешение искусства и науки во время Возрождения и представляет собой прекрасный пример увлечения Леонардо. проценты пропорционально. Кроме того, это изображение представляет собой краеугольный камень попыток Леонардо связать человека с природой. Интернет-энциклопедия «Британника» утверждает: «Леонардо предвидел большая графическая карта человеческого тела, которую он создал анатомические рисунки и Витрувианский человек как космография дель минор мондо (космография микромира).Он верил в работу человеческое тело должно быть аналогом работы вселенной ». Некоторые также считают, что Леонардо символизировал материал. существование квадратом и духовным существованием кругом. [ Источник: Wikipedia.org]

Предполагается, что пропорции круга и квадрата отражают Золотой Дивизион.
Здесь мы представляем анализ, который показывает, что это предположение неверен.

Рис. 1 Сравнение истинного золотого прямоугольника с рисунком Витрувианского человека


Фиг.2 Круг и квадрат по Золотому сечению

Если круг имеет радиус = 1 единицу, сторона квадрата равна:

1,656 для витрувианского человека
1,618 для конструкции золотого сечения
1,571 для условия: окружность круга = периметр квадрата
1,772 для условия: площадь круга = площадь квадрата

Возведение круга в квадрат — задача, предложенная древними геометрами. Это это задача построения квадрата той же площади, что и заданный круг, используя только конечное количество шагов с компасом и линейка.

Рис. 2b Квадрат круга.
Изображение справа: Квадрат круга: площади этого квадрата и этот круг равны.
Изображение слева: окружность круга равна периметр кв.


Рис. 2b Слева
показывает круг с радиусом = 1 и квадрат со стороной = 1,571.
Окружность круга = 6,28 … [2 x Pi = 6,28]
Квадрат со стороной 1,571 имеет периметр, равный 6.28 [4 х 1,571 = 6.28].

Рис. 2b Справа показывает круг с радиусом = 1 и квадрат со стороной = 1,772.
Площадь круга равна 3,14 [определяется как число Пи, умноженное на радиус в квадрате].
Площадь квадрата тоже 3,14 … [1,772 x 1,772].


Витрувианский человек — методы геометрического построения
круга и квадрата

Самая простая композиция основана на квадрате, который дублированы и повернуты на 45, чтобы сформировать октаграммуРасстояние между базовой линией первого квадрата и вершиной повернутый просто представляет диаметр круга.

Рис. 3 Самый простой способ описать
геометрическая конструкция Витрувианского человека.

* * *

Другой способ геометрического построения Витрувианский человек:

Шаг 1. Нарисуйте квадрат и круг (радиус R1) как показано на Рис.4



Фиг.4 Нажмите для увеличения

Шаг 2: Переместите круг так, чтобы точка A перекрывала точка B (см. рис.5):



Рис.5 Нажмите для увеличения

Шаг 3. Найдите центр последней окружности (точка O) Разделив расстояние AB пополам.
Нарисуйте новую окружность с радиусом R2 = OA (см. Рис.6)



Рис.6 Нажмите для увеличения

Результат полностью соответствует рисунку Леонардо:

Фиг.7 Наложенное изображение рисунка 6 и Рисунок Леонардо.

Вернуться к основной статье:
Числа Фибоначчи в природе и золото Коэффициент


Ссылки по теме:

.

Леонардо Да Винчи — Великие умы Великие мыслители

Первая известная биография Леонардо была опубликована в 1550 году Джорджо Вазари, который написал Vite de ‘piu eccelenti architettori, pittori e scultori italiani («Жизни самых выдающихся итальянских архитекторов, художников и скульпторов»), а затем стал независимый художник во Флоренции. Большая часть информации, собранной Вазари, была получена из первых рук современников Леонардо (Вазари был еще ребенком, когда Леонардо умер), и это остается первым источником информации при изучении жизни Леонардо.

Леонардо, внебрачный сын флорентийского нотариуса по имени Сер Пьеро и местной крестьянки по имени Катерина, родился до того, как в Европе появились современные правила именования; его имя «Леонардо ди сер Пьеро да Винчи» означает просто «Леонардо, сын [Мес] сер Пьеро из Винчи». Леонардо подписывал свои работы «Леонардо» или «Ио, Леонардо» («Я, Леонардо»).

Леонардо вырос со своим отцом, сером Пьеро, во Флоренции, где он начал рисовать и рисовать.Он пошел в школу, когда ему было 5 лет. Его ранние эскизы были такого качества, что отец вскоре показал их художнику Андреа дель Верроккьо, который впоследствии взял четырнадцатилетнего Леонардо в ученики. В этой роли Леонардо также работал с Лоренцо ди Креди и Пьетро Перуджино.

Но величайшим из учеников Андреа был Леонардо да Винчи, в котором, помимо красоты человека, которым никогда не восхищались, и чудесной грации во всех его действиях, была такая сила интеллекта, что все, на что он обращал внимание, он делал сам. мастер с легкостью.(см .: Джорджо Вазари, Жизнь Леонардо да Винчи (1550).

Из работ Леонардо и его ранних биографов очевидно, что он был человеком высокой честности и очень чутким к моральным вопросам. Его уважение к жизни привело его к тому, что он был вегетарианцем, по крайней мере, часть своей жизни (хотя термин «веган» подошел бы ему хорошо, так как он даже придерживался мнения, что брать молоко у коров равносильно воровству. звери, из которых делают сыр, — отвечает он, — молоко будет взято у маленьких детей.Вазари рассказывает историю о том, что в молодости во Флоренции он часто покупал птиц в клетках, чтобы освободить их из плена. Он также был уважаемым судьей по вопросам красоты и элегантности, особенно в создании конкурсов.

Отношения
Изображение Святой Иоанн Креститель —

Святой Иоанн Креститель — картина Леонардо да Винчи, написанная маслом в стиле эпохи Возрождения на ореховом дереве.Вероятно, завершенная с 1513 по 1516 год, это, как полагают, его последняя картина . Первоначальный размер картины составлял 69 х 57 см. Сейчас он выставлен в Луврском музее в Париже, Франция.

Указывающий жест святого Иоанна на небеса предполагает важность спасения через крещение, которое олицетворяет Иоанн Креститель.

Профессиональная жизнь

Самая ранняя известная датированная работа Леонардо — это рисунок, выполненный пером и тушью долины Арно, сделанный 5 августа 1473 года.Предполагается, что между 1476 и 1478 годами у него была собственная мастерская, за это время он получил два заказа.

Примерно с 1482 по 1499 год Людовико Сфорца, герцог Миланский, нанял Леонардо и разрешил ему управлять собственной мастерской с подмастерьями. Именно здесь семьдесят тонн бронзы, которые были отложены для конной статуи Леонардо «Гран Кавалло» (см. Ниже), были брошены в оружие для герцога в попытке спасти Милан от французов при Карле VIII в 1495 году.

Когда французы вернулись при Людовике XII в 1498 году, Милан пал без боя, свергнув Сфорца [3]. Леонардо пробыл в Милане какое-то время, пока однажды утром он не нашел французских лучников, использующих его глиняную модель «Гран Кавалло» в натуральную величину для стрельбы по мишеням. Он уехал с Салаи и его другом Лукой Пачоли (первым человеком, описавшим двойную бухгалтерию) в Мантую, перебравшись через 2 месяца в Венецию (где он был нанят военным инженером), а затем ненадолго вернулся во Флоренцию в конце Апрель 1500 г.

Во Флоренции он поступил на службу к Чезаре Борджиа, сыну Папы Александра VI, в качестве военного архитектора и инженера; вместе с Чезаре он путешествовал по Италии. В 1506 году он вернулся в Милан, теперь находящийся в руках Максимилиана Сфорца после того, как швейцарские наемники изгнали французов.

С 1513 по 1516 год он жил в Риме, где в то время работали такие художники, как Рафаэль и Микеланджело, хотя он не имел особых контактов с этими художниками.Тем не менее, он, вероятно, сыграл решающую роль в перемещении Давида (во Флоренции), одного из шедевров Микеланджело, против воли художника.

В 1515 году Франциск I Французский отвоевал Милан, и Леонардо было поручено сделать центральное место (механического льва) для мирных переговоров между французским королем и Папой Львом X в Болонье, где он, должно быть, впервые встретился с королем. В 1516 году он поступил на службу к Франциску, получив в пользование поместье Clos Lucé (также называемое «Cloux») рядом с резиденцией короля в королевском замке Амбуаз.Король предоставил Леонардо и его окружению щедрые пенсии: в сохранившемся документе перечислено 1000 © cus для художника, 400 для Мельци (названного «учеником») и 100 для Салаи («слуга»). В 1518 году Салаи покинул Леонардо и вернулся в Милан, где в конце концов погиб на дуэли. Фрэнсис стал близким другом.

Леонардо да Винчи умер в Кло Лука, Франция, 2 мая 1519 года (легенда гласит, что он умер на руках Франциска). По его желанию за его гробом последовали 60 нищих.Похоронен в часовне Святого Юбера в замке Амбуаз. Хотя Мельци был его главным наследником и душеприказчиком, Салаи не был забыт; он получил половину виноградника Леонардо.

Изображение : Мадонна Бенуа (1478)

Одна из его первых картин, написанных во Флоренции. Вероятно, Мадонна Бенуа была первой работой, написанной Леонардо независимо от его мастера Верроккьо.На протяжении веков Мадонна с младенцем и цветами считалась утерянной. В 1909 году архитектор Леон Бенуа сенсационно выставил его в Санкт-Петербурге в составе коллекции своего тестя. С 1914 года картина экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Арт

Леонардо впервые применил новые техники рисования во многих своих произведениях.В одной из них, технике цветового затенения, называемой «Кьяроскуро», использовалась серия глазурей, изготовленных на заказ Леонардо. Для него характерны тонкие переходы между цветовыми областями. Еще один эффект, созданный да Винчи, называется сфумато, который создает атмосферную дымку или эффект дыма. Chiaroscuro — это техника яркого контраста между светом и тьмой.

Ранние произведения во Флоренции (1452-1482)

Леонардо поступил в ученики к художнику Верроккьо во Флоренции, когда ему было около 15 лет.В 1476 году Леонардо работал с Верроккьо, чтобы нарисовать Крещение Христа для монахов Валломброзы. Он нарисовал ангела спереди и пейзаж, и разницу между работами двух художников можно увидеть с помощью более тонкого смешения и манеры Леонардо. Джорджо Вазари рассказал историю, что, когда Веррочио увидел работу Леонардо, он был настолько поражен, что решил никогда больше не прикасаться к кисти.

Первой картиной Леонардо, полностью выполненной им самим, была Мадонна с младенцем , завершенная в 1478 году; в то же время он также нарисовал картину маленького мальчика, который ест шербет.С 1480 по 1481 год он создал небольшую картину «Благовещение», которая сейчас находится в Лувре. В 1481 году он также написал незаконченную работу святого Иеронима. Между 1481 и 1482 он начал писать Поклонение королей (также известный как Поклонение волхвов ). Он сделал обширные амбициозные планы и сделал множество рисунков для картины, но она так и не была закончена, поскольку услуги Леонардо были приняты герцогом Миланским, куда он отправился.

Image Тайная вечеря — последняя трапеза, которую, согласно рассказам Евангелия, Иисус разделил со своими Апостолами в Иерусалиме перед «Распятием Иисуса».Христиане отмечают Тайную вечерю, особенно в четверг, Великий четверг. Тайная вечеря обеспечивает библейскую основу для Евхаристии, также известной как «Причастие Хьоли» или «Вечеря Господня».

Леонардо провел 17 лет в Милане на службе у герцога Людовико (между 1482 и 1499). За это время он написал много картин, скульптур и рисунков. Он также оформлял придворные фестивали и рисовал многие свои инженерные эскизы.Ему была предоставлена ​​свобода работы над любым проектом, который он выбрал, хотя он оставил многие проекты незавершенными, завершив за это время всего около шести картин. К ним относятся Тайная вечеря ( Ultima Cena или Cenacolo , в Милане) в 1498 году и Богородица в скалах в 1494 году. В 1499 году он написал Мадонну с младенцем и Святой Анной . Он работал над многими своими записными книжками между 1490 и 1495 годами.

Он часто планировал грандиозные картины с множеством рисунков и набросков, чтобы оставить их незаконченными.Один из его проектов включал создание планов и моделей монументальной статуи лошади высотой семь метров из бронзы под названием «Гран Кавалло». Из-за войны с Францией проект так и не был завершен. (В 1999 году по его планам была отлита пара полноразмерных статуй, одна установлена ​​в Гранд-Рапидс, штат Мичиган, а другая — в Милане.) Бронза, предназначенная для строительства статуи, использовалась для изготовления пушки, и победила. Французские солдаты использовали глиняную модель статуи для тренировок по стрельбе. В музее Охоты в Лимерике, Ирландия, есть небольшая бронзовая лошадь, которая, как считается, была произведена учеником по оригинальному проекту Леонардо.

Когда французы вторглись в Милан в 1499 году, Людовико Сфорца потерял контроль, вынудив Леонардо искать нового покровителя.

Кочевой период — Италия и Франция (1499-1519)

Image s -Мона Лиза — это поясной портрет итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, который был описан как «самый известный, самый посещаемый, о котором больше всего пишут, о котором больше всего говорят, о котором больше всего пародируют. и дорогое произведение искусства в мире.

Мона Лиза (1503-1507)

Между 1499 и 1516 годами Леонардо работал с несколькими людьми, путешествуя по Италии и выполняя несколько заказов, прежде чем переехать во Францию ​​в 1516 году. Это было описано как «кочевой период». [5] Он останавливался:

  • Мантуя (1500)
  • Венеция (1501)
  • Флоренция (1501-06), известная иногда как его Второй флорентийский период .
  • Путешествовал между Флоренцией и Миланом, останавливаясь в обоих местах на короткое время, прежде чем обосноваться в Милане.
  • Милан (1506-13) (известный иногда как его Второй миланский период , под патронажем Шарля д’Амбуаза до 1511 года)
  • Рим (1514)
  • Флоренция (1514)
  • Павия, Болонья, Милан (1515)
  • Франция (1516-19) (покровительство короля Франциска I)

В 1500 году он отправился в Мантую, где сделал набросок портрета маркизы Изабеллы д’Эсте.Он уехал в Венецию в 1501 году и вскоре вернулся во Флоренцию.

После возвращения во Флоренцию ему было поручено создать большую общественную фреску, посвященную великому военному триумфу в истории Флоренции, Палатой Большого Совета в Палаццо Веккьо, резиденции правительства Флорентийской Республики (Zollner p. 164). Битва при Ангиари ; его соперник Микеланджело должен был расписать противоположную стену. Выполнив фантастическое разнообразие этюдов в рамках подготовки к работе, он уехал из города с фреской незавершенной из-за проблем с получением оплаты от своего работодателя и, что более важно, из-за его выбора техники, которую он снова экспериментировал вместо техники фрески ( как на последнем ужине) с масляными связующими в надежде продлить время манипулирования краской (Полное собрание сочинений да Винчи Цолльнера, с. 172-178).Незавершенная картина была уничтожена во время войны в середине шестнадцатого века.

Большинство свидетельств подтверждают, что он начал работу над Мона Лизой (также известной как Ла Джоконда , сейчас находится в Лувре в Париже) в 1503 году и продолжал работать над ней до 1506 года, работая над ней время от времени и после этого (Сассон, стр. 22 ). Скорее всего, это Лиза де Герардини дель Джокондо, жена торговца шелком Франческо дель Джокондо. По заказу ее мужа в ознаменование рождения второго сына, а также переезда в новый дом (zollner p240).Скорее всего, он всегда держал его при себе и без него не путешествовал. Многое приписывается важности этой картины, и в первую очередь потому, что это самая известная картина в мире. Короче говоря, во времена современников он был известен по разным причинам, нежели сейчас. Использование Леонардо да Винчи сфумато (эффект дыма, который он оказывает на свои работы) превзошло условность того времени, как и угол съемки, контрапосты и взгляд на фон с высоты птичьего полета. По большей части он прославился всем вышеперечисленным и непреодолимым вниманием средств массовой информации, иными словами, он прославился своей известностью.

Он написал святую Анну в 1509 году. Между 1506 и 1512 годами он жил в Милане и под патронажем французского губернатора Шарля д’Амбуаза написал несколько других картин. К ним относятся Леда и Лебедь , известные сейчас только по копиям, поскольку оригинальные работы не сохранились. Написал вторую версию «Богородицы в скалах» (1506–1508). Находясь под покровительством Папы Льва X, он написал Иоанна Крестителя (1513-1516).

Во время своего пребывания во Франции Леонардо изучал Деву Марию для Девы с младенцем и св.Анны , а также множество рисунков и других исследований.

Избранные произведения

  • Крещение Христа (1472-1475) Уффици, Флоренция, Италия (из мастерской Верроккьо; ангел слева, по общему мнению, является самой ранней сохранившейся росписью Леонардо)
  • Благовещение (1475-1480) Уффици, Флоренция, Италия
  • Джиневра де Бенчи (ок.1475) Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, США
  • Мадонна Бенуа (1478-1480) Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
  • Богородица с цветами (1478-1481) Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
  • Поклонение волхвов (1481) Уффици, Флоренция, Италия
  • > Мадонна в скалах (1483-86) Лувр, Париж, Франция
  • Дама с горностаем (1488-90) Музей Чарторыйских, Краков, Польша
  • > Портрет музыканта (ок.1490) Pinacoteca Ambrosiana, Милан, Италия
  • Мадонна Литта (1490-91) Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
  • La belle Ferronière (1495-1498) Лувр, Париж, Франция
  • Тайная вечеря (1498) Женский монастырь Св. Мария делле Грацие, Милан, Италия
  • Богородица с младенцем, святые Анна и Иоанн Креститель (ок.1499-1500) Национальная галерея, Лондон, Великобритания
  • Мадонна пряжи 1501 (оригинал утерян)
  • Мона Лиза или Ла Джоконда (1503-1505 / 1507) Лувр, Париж, Франция
  • Мадонна в скалах или Мадонна в скалах (1508) Национальная галерея, Лондон, Великобритания
  • Леда и Лебедь (1508 г.) — (Только копии сохранились в самом известном экземпляре в Галерее Боргезе, Рим, Италия)
  • Богородица с младенцем и св.Анна (ок. 1510) Лувр, Париж, Франция
  • Святой Иоанн Креститель (ок. 1514) Лувр, Париж, Франция
  • Bacchus (или Святой Иоанн в пустыне ) (1515) Лувр, Париж, Франция

Ромбокубооктаэдр Леонардо в том виде, в каком он появился в книге Луки Пачоли Divina Proportione , 1509.

Наука и техника

Гуманизм эпохи Возрождения не видел взаимоисключающих полярностей между наукой и искусством, и его исследования в области науки и техники столь же впечатляющие и новаторские, как художественные работы Леонардо, записанные в записных книжках, содержащих около 13000 страниц заметок и рисунков, которые объединяют искусство и науку. Эти записи были сделаны и сохранены во время путешествий Леонардо по Европе, во время которых он постоянно наблюдал за окружающим миром.Он был левшой и всю жизнь писал в зеркале. Объясняется это тем, что гусиное перо тянуть легче, чем толкать; Используя зеркальное письмо, писатель-левша может тянуть перо справа налево. Он писал свои дневники (журналы), используя зеркальное письмо.

Его подход к науке был наблюдательным: он пытался понять явление, описывая и изображая его во всех деталях, и не делал упор на эксперименты или теоретические объяснения.Всю свою жизнь он спланировал большую энциклопедию, основанную на подробных рисунках всего. Поскольку у него не было формального образования в области латыни и математики, современные ученые в основном игнорировали Леонардо-ученого.

Да-Винчи-Витрув-Люк-Виатур

Анатомия

Леонардо начал открывать анатомию человеческого тела в то время, когда он был учеником Андреа дель Верроккьо, поскольку его учитель настоял на том, чтобы все его ученики изучали анатомию.Когда он стал успешным художником, ему было разрешено препарировать человеческие трупы в больнице Санта-Мария-Нуова во Флоренции. Позже он препарировал также в Милане в больнице Маджоре и в Риме в больнице Санто Спирито (первая итальянская больница на материке). С 1510 по 1511 год он сотрудничал с доктором Маркантонио делла Торре (1481-1511). За 30 лет Леонардо вскрыл 30 мужских и женских трупов разного возраста. Вместе с Маркантонио он подготовил к публикации теоретический труд по анатомии и сделал более 200 рисунков.Однако его книга была опубликована только в 1580 году (намного позже его смерти) под заголовком Трактат о живописи .

Леонардо нарисовал множество изображений человеческого скелета и первым описал двойную S-образную форму позвоночника. Он также изучил наклон таза и крестца и подчеркнул, что крестец не был однородным, а состоял из пяти позвонков. Он также смог исключительно хорошо представить человеческий череп и поперечные сечения мозга (поперечный, сагиттальный и фронтальный).Он нарисовал множество изображений легких, брыжейки, мочевыводящих путей, половых органов и даже коитуса. Он был одним из первых, кто извлек плод во внутриутробном положении (он хотел узнать о «чуде беременности»). Он часто рисовал мышцы и сухожилия шейных мышц и плеча. Он был мастером топографической анатомии. Он изучал не только анатомию человека, но и других существ. Важно отметить, что его интересовала не только структура, но и функции, поэтому он был анатомом и физиологом одновременно.Поскольку он активно искал людей с телесными деформациями, чтобы рисовать их, он также считается новичком в карикатуре.

Его изучение анатомии человека привело также к созданию первого известного робота в зарегистрированной истории. Конструкция, которую стали называть роботом Леонардо, вероятно, была создана около 1495 года, но была открыта заново только в 1950-х годах. Неизвестно, была ли предпринята попытка построить устройство. Он правильно вычислил, как сердечные клапаны закручивают поток крови, но не подозревал о циркуляции крови, поскольку считал, что кровь перекачивается в мышцы, где она потребляется.Диаграмма сердца, нарисованная Леонардо, вдохновила британского кардиохирурга на изобретение нового способа восстановления поврежденного сердца в 2005 году. [6]

Изобретения и техника

Очарованный феноменом полета, Леонардо подробно изучил полет птиц и разработал планы нескольких летательных аппаратов, в том числе вертолета, приводимого в движение четырьмя людьми (который не сработал бы, поскольку корпус корабля мог бы вращаться) и легкий дельтаплан, который мог бы летать.1 3 января 1496 г. он безуспешно испытал построенный им летательный аппарат.

В 1502 году Леонардо да Винчи создал чертеж однопролетного моста длиной 720 футов (240 м) в рамках проекта гражданского строительства для султана Константинополя Беязида II. Мост должен был перекрыть бухту в устье Босфора, известную как Золотой Рог. Он так и не был построен, но видение Леонардо возродилось в 2001 году, когда в Норвегии был построен меньший мост по его проекту.

Благодаря тому, что он работал военным инженером, в его записных книжках также есть несколько проектов для военной техники: пулеметы, бронированный танк, приводимый в движение людьми или лошадьми, кассетные бомбы, рабочий парашют и т. Д., Хотя позже он считал войну главным оружием. худшая из человеческой деятельности. Среди других изобретений — подводная лодка, устройство с зубчатыми колесами, которое было интерпретировано как первый механический вычислитель, и автомобиль, приводимый в движение пружинным механизмом. В годы своего пребывания в Ватикане он планировал промышленное использование солнечной энергии, используя вогнутые зеркала для нагрева воды.Хотя большинство изобретений Леонардо не были созданы при его жизни, модели многих из них были созданы при поддержке IBM и выставлены в музее Леонардо да Винчи в замке Кло Люк в Амбуазе.

Его записные книжки

Блокноты Леонардо были посвящены четырем основным темам; архитектура, элементы механики, живопись, анатомия человека. Эти записные книжки — первоначально отдельные листы разных типов и размеров, распространенные друзьями после его смерти, — попали в крупные коллекции, такие как Лувр, Национальная библиотека Испании, Библиотека Амброзиана в Милане и Британская библиотека.Британская библиотека разместила отрывок из своей записной книжки (BL Arundel MS 263) в Интернете в разделе Turning the Pages . Кодекс Лестера — единственная крупная научная работа Леонардо, находящаяся в частных руках. Он принадлежит Биллу Гейтсу и демонстрируется раз в год в разных городах мира.

Почему Леонардо не публиковал или иным образом не распространял содержимое своих записных книжек, остается загадкой для тех, кто считает, что Леонардо хотел сделать свои наблюдения достоянием общественности.Историк-технолог Льюис Мамфорд предполагает, что Леонардо вел записные книжки как частный журнал, намеренно подвергая свои работы цензуре со стороны тех, кто мог бы безответственно использовать их (например, резервуар). Они оставались малоизвестными до 19 века и не имели прямого отношения к развитию науки и техники. В январе 2005 года исследователи обнаружили скрытую лабораторию, которую Леонардо да Винчи использовал для изучения полета и других новаторских научных исследований, в ранее запечатанных комнатах монастыря рядом с базиликой Сантиссима Аннунциата в самом центре Флоренции.

В художественной литературе

Благодаря гению и наследию Леонардо да Винчи, очаровавшим авторов и ученых спустя поколения после его смерти, многие примеры «художественной литературы о да Винчи» можно найти в культуре и литературе. Таким примером является «Код да Винчи» Дэна Брауна, опубликованный в 2003 году.

Леонард Квирмский, персонаж серии романов Плоский мир, в основном основан на Леонардо да Винчи.

,

10 фактов о Леонардо да Винчи, которых вы не знали

Леонардо да Винчи, «истинный человек эпохи Возрождения», не останавливался ни дня в своей жизни. Амбиции Леонардо и его одержимость пониманием всего вдохновили его на создание таких великих шедевров, что даже сегодня его гений не имеет себе равных среди художников, изобретателей и ученых. Между своими чертежами машин промышленного масштаба, картинами самых реалистичных портретов и естественной философией божественных пропорций Леонардо оставил больше, чем замечательные воспоминания о себе в умах всего мира.

Леонардо был просто незаконнорожденным ребенком (но еще и гением!)

Леонардо да Винчи родился от незамужней крестьянки и, несмотря на свой ум, был лишен какого-либо формального образования. Однако это, похоже, его совсем не беспокоило, он шутил, что он «не литератор». Фактически, Леонардо в любой день предпочитал нежное отношение к нечестивым культурным людям. Он также был наделен хорошим чувством юмора.

«Образованные люди посмотрят на то, что я делаю, и скажут, что это бесполезная работа.Но слова, которые они произносят из уст своих, мудры, как ветер, исходящий из их задниц. Дураки «.

У да Винчи было только два желания: прославиться и летать

Не многого просил, верно? По крайней мере, одно из этих желаний он выполнил. Да Винчи на самом деле предпочитал, чтобы его вспоминали не как художника, а как изобретателя или инженера. Он изучал полет птиц, чтобы научить людей летать.

Это было, конечно, до того, как теории о том, как объекты падают с воздуха, были проверены в Пизе столетием спустя Галилео Галилей недалеко от его родного города в Тоскане.Несмотря на это, он проложил новый путь и углубился в собственную версию аэродинамики.

«То, что справедливо в мужчинах, недолговечно. Старость подкрадывается к тебе. Нет ничего более скоротечного, чем годы жизни мужчины, но у тех, кто умеет им пользоваться, есть время. Какой смысл пролететь мимо Земли незамеченной? Человек, который не прославился, — не более чем древесный дым на ветру пены над морем, но я намерен оставить память о себе в умах других.”

— Леонардо да Винчи, ученик опыта

Леонардо задавался вопросом, почему небо было голубым, прежде чем оно было прохладным

Леонардо да Винчи был естествоиспытателем, который обнаружил, что все можно понять с помощью опыта и наблюдения в природе. Он внимательно следил за тем, как свет меняет ландшафт в течение дня, преображая вид горы. Он наблюдал, как горы стали синими, когда солнце садилось, и подумал, что, должно быть, видит отражение цвета атмосферы.Он часто применял эти идеи света и цвета в своих картинах.

Да Винчи также объяснил бы, что небо голубое из-за того, как солнечный свет освещает воздух и раскрывает черноту космоса за его пределами. Хотя в наше время у нас есть лучший способ объяснить это с помощью научного термина «рассеяние», это была довольно изумительная попытка, исходящая от человека без формального образования.

Леонардо да Винчи преследовали за гомосексуализм

В возрасте 24 лет, живя во Флоренции, Леонардо да Винчи был обвинен в содомии анонимным сообщением в письме на адрес Gli Ufficiali di Notte («Офицеры ночи») — также известный как флорентийский полицейский отряд.

«С того года [оцен. 1432] до 1502 г. число мужчин, обвиненных в содомии, превышало 17 000, из которых 3 000 были осуждены. В это число также входило гетеросексуальное мужеложество ».

Преступление наказывалось смертью в 1476 году. Хотя обвинения были сняты, когда никто не выдвинул обвинений, огласка опустошили желание да Винчи сохранить личную жизнь. Именно после этого инцидента он уехал из Флоренции в Милан.

Многие позже сочли бы это конкретное событие свидетельством его предпочтений в отношениях, поскольку даже Фрейд намекал: «Леонардо никогда не обнимал женщину в страсти.Но сам да Винчи никогда не раскрывал ничего по этому поводу.

Он был философом-естествоиспытателем, который видел микрокосм в макрокосме

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *