Международные сигналы бедствия на море: Международные сигналы бедствия на судне в море. Как попросить о помощи другие суда?

Содержание

Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности, ГМССБ (Global Maritime Distress and Safety System, GMDSS)

Что такое GMDSS.

GMDSS была разработана Международной морской организацией (IMO) при поддержке Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union, ITU) для повышения надежности передачи сигналов бедствия в море современными радиосредствами.

Ключевые особенности GMDSS по сравнению с предшествующей системой организации спасения в море (Search And Rescue, SAR):

Центр спасательных операций смещается с находящихся поблизости судов, ограниченных дальностью действия средневолновой связи - порядка 150-200 морских миль, на береговые морские спасательные координационные центры (M aritim e Rescue Co-ordination Centre, MRCC). Введение спутниковых средств связи резко повышает вероятность успешной отправки и получения сигналов бедствия, особенно для судов, удаленных от оживленных торговых путей.

Автоматизация передачи и получения сигналов бедствия, что повышает надежность их отправки и позволяет избежать постоянной вахты радиооператора на каналах бедствия (Distress Channels, 2182 kHz на средних волнах, 16 канал в УКВ диапазоне).

Суть системы состоит в том, что береговые спасательные службы, также как и суда в непосредственной близости от терпящего бедствие судна, где бы оно ни находилось, автоматически и очень быстро получают нужную информацию, что позволяет без задержек проводить эффективные спасательные операции. Кроме передачи сигналов бедствия (Distress), GMDSS также используется для передачи срочных сообщений (Urgency) о необходимости ремонта или оказания медицинской помощи, сообщений по безопасности мореплавания (Safety), предупреждающих о навигационных опасностях и приближении штормов, и прогнозов погоды.

С 1-го февраля 1999 года все грузовые суда с валовой вместимостью более 300 тонн или пассажирские суда, перевозящие более 12 пассажиров, осуществляющие международные перевозки,должны полностью удовлетворять требованиям положений GMDSS.

Хотя эти требования и не распространяются на яхты и маломерные суда, подумайте, лишним ли будет в море знание того, как вас в случае каких-то неприятностей могут спасти и какое для этого существует оборудование?

Функции и радиооборудование GMDSS

При разработке глобальной системы подачи сигналов бедствия IMO в первую очередь определила функции, которые должно выполнять судовое радиооборудование:
  1. Подача сигнала бедствия с судна на берег, причем должно быть обеспечено возможность передачи такого сигнала минимум двумя независимыми способами, через разные системы в разных диапазонах радиоволн.
  2. Прием сигналов бедствия с берега на борт судна.
  3. Прием сигнала бедствия с другого судна.
  4. Получение и отправка сообщений руководителем спасательной операции непосредственно на месте операции от берегового координационного центра с целью взаимодействия со всеми участвующими в поиске и спасении морскими и воздушными судами.
  5. Получение и отправка сообщений от руководителя операции непосредственно на месте проведения спасательной операции судами, непосредственно участвующими в операции.
  6. Передача сигналов о местоположении других судов, главным образом при помощи радара.
  7. Передача и получение сообщений по безопасности мореплавания (навигационные опасности и прогнозы погоды).
  8. Передача и прием сообщений общего назначения от береговых станций и публичных информационных сетей.
  9. Передача и прием сообщений мостик-мостик (Bridge-to- Bridge), используемых в основном при заходе в порт или при пилотаже.


Радиоволны разных частот распространяются по-разному, и от способа распространения зависит дальность действия того или иного прибора. Поэтому еще одним существенным отличием новой системы от прежней является комплектация судов радиооборудованием не в зависимости от размера судна, а в зависимости от его удаления от береговых станций или, в терминах IMO, от морского района плавания.


Давайте посмотрим, какие системы и устройства и в каких районах плавания используются в море для осуществления требуемых GMDSS функций.

Районы плавания

Внимательный анализ имеющихся технических систем и устройств связи привел создателей GMDSS к естественному определению районов плавания:
  • GMDSS Area А1 - морской район плавания ГМССБ А1, охватывающий зону действия береговых УКВ радиостанций, около 20 - 30 миль от станции. 
  • GMDSS Area А2 - район плавания А2, охватывающий зону действия береговых средневолновых станций и не включающий район А1, 100 - 150 миль от станции. 
  • GMDSS Area АЗ - район плавания АЗ, охватывающий зону действия спутников Inmarsat и не включающий районы А1 и А2, - поверхность Земли за исключением приполярных областей, начинающихся с 70° северной и южной широты. 
  • GMDSS Area А4 - район плавания А4 - вся оставшаяся часть земной поверхности, не охваченная районами А1, А2 и АЗ. Это приполярные области, где отсутствуют УКВ или средневолновые береговые станции.

Страны-члены IMO, принявшие конвенцию SOLAS/ GMDSS, обязаны не только комплектовать свои суда радиооборудованием, соответствующим району плавания, но и, при возможном сотрудничестве с соседними странами, обеспечивать береговую инфраструктуру. Важно понимать, что район плавания начинается не от береговой линии, а от соответствующей береговой радиостанции. Так, например, в Австралии нет районов А1 и А2, весь континент является районом АЗ - на побережье просто нет достаточного количества УКВ и СВ радиостанций.

Общая структура GMDSS

Теперь давайте рассмотрим общую структуру технических систем GMDSS.

GMDSS состоит из следующих основных компонентов:


  • Спутниковая система Inmarsat. Спутники этой системы расположены на геостационарных орбитах над экватором, их угловая скорость равна скорости вращения Земли. Таким образом, они как бы «висят» над одной и той же точкой на поверхности Земли на высоте около 36 ООО км. Специальные антенны и терминалы позволяют осу ществлятьсвязьс береговыми станциями и немедлен но получать сигналы бедствия, сообщения от спасательных координационных центров, сводки погоды и так далее. Геометрия расположения спутников такова, что они «не видят» приполярных областей, расположенных далее 70° северной и южной широты.
  • Спутниковая система COSPAS/SARSAT (Космическая Система Поиска Аварийных Судов/Search And Rescue Sat- ellite-Aided Tracking). Система была создана Россией, США, Канадой и Францией. Спутниковая группировка состоит как из низкоорбитальных, так и из геостационарных спутников. Основное назначение системы - получение сигналов бедствия из любой точки поверхности Земли через аварийные радиобуи, АРБ (Emergency Position Indicating Radio Beacon, EPIRB).

Спасательные координационные центры (Rescue Co-ordination Centre, RCC), куда стекается и где обрабатывается вся информация GMDSS. К координационным центрам приписываются спасательные суда (Lifeboats), вертолеты (Rescue Helicopters) и госпитали.


  • Наземные УКВ и средневолновые/коротковолновые радиостанции, предназначенные ка к для голосовой связи, так и для связи с помощью цифрового избирательного вызова, ЦИВ (Digital Selective Calling, DSC).
  • Система автоматической передачи навигационных сообщений NAVTEX. NAVTEX состоит из системы береговых средневолновых станций с дальностью действия около 250-300 км и предназначена для использования в районе плавания А2. Каждая станция имеет свое расписание выхода в эфир и передает цифровые сообщения по безопасности мореплавания и прогнозы погоды. Какие станции работают в конкретной акватории можно узнать из лоции.

Радиооборудование в морском районе плавания А1

Радиооборудование GMDSS, которое может встретиться в вашей морской практике в районе плавания А1.
Стационарная УКВ радиостанция с цифровым избирательным вызовом, ЦИВ (VHF/DSC Radio)

Ручная УКВ радиостанция (Hand Held VHF Radio)
Ручная радиостанция необходима на парусной яхте по двум причинам. Первая и основная - ее нужно будет взять в спасательный плот при необходимости покинуть яхту. Вторая причина - стационарная радиостанция находится возле штурманского стола в салоне, гораздо удобнее иметь рацию прямо в кокпите, особенно путешествуя в составе флотилии.

Аварийный радиобуй КОСПАС/САРСАТ, АРБ (Emergency Position Indicating Radio Beacon, EPIRB)EPIRB предназначен для подачи сигналов бедствия через космическую систему COSPAS/SARSAT в любом районе плавания и работает на частоте 406 МГц. В исполнении без GPS-модуля EPIRB обеспечивает точность определения местоположения аварийного судна до 2 морских миль, с GPS-модулем - до 25 метров.

Идентификация EPIRB'a спасательным центром осуществляется с помощью специального, уникального для каждого устройства серийного номера, состоящего из 15 шестнадцатеричных цифр и посылаемого через спутник. Поскольку регистрация EPIRB'a обязательна, спасательный координационный центр немедленно определяет, о каком именно судне идет речь. EPIRB категории I снабжен специальными гидростатическими зажимами, которые автоматически размыкаются при погружении на глубину более 4 м, EPIRB при этом всплывает и запускается автоматически: EPIRB категории II не запускается автоматически и не имеет гидростатических зажимов - он предназначен для использования как на судне, так и в спасательном плоту.
Батарея EPIRB'a рассчитана на работу в течение 48 часов.
Радиолокационный маяк-ответчик, Р/1МО (Search And Rescue Transponder, SART)

SART представляет собой устройство, работающее на частоте морских и авиационных радаров - в диапазоне 9 ГГц. Когда вы включаете SART, он способен в течение 4 суток ждать, пока его облучит радар с проходящего мимо судна или вертолета. Поскольку радар действует практически в зоне прямой видимости, для судов дальность действия составит около 10 миль, для вертолетов - около 30 миль. Как только SART обнаружит сигнал радара, он включается в активный режим и способен передавать свой собственный сигнал в течение еще 8 часов. На экранах радаров других судов сигнал SART выглядит как прямая линия из точек, ведущая прямо к терпящему бедствие судну:
В случае бедствия SART также необходимо взять с собой в спасательный плот.

Автоматическая идентификационная система, АИС (Automatic Identification System, AIS)
АИС работает в УКВ диапазоне, используется как дополнение к радару в целях предупреждения столкновения судов и служит для передачи с судна на судно ил и с судна на берег двух блоков информации. 

Первый блок - статический, он формируется при настройке прибора:

  • Цифровой идентификатор судна, так называемый MMSI (подробно об MMSI см. далее). 
  • Статус судна: наякоре (Atanchor), находу (Underway), лишено возможности управляться (Not under command) и т.д. 
  • Регистрационный номер IMO - уникальный номер судна, состоящий из 7 цифр и остающийся неизменным, пока судно зарегистрировано в регистре данной страны. 
  • Позывной судна (Callsign), уникальная комбинация латинских цифр и букв, присваиваемая судну в момент регистрации в судовом регистре, например , 9FGCV. 
  • Имя судна. 
  • Тип судна: грузовое (Cargo), пассажирское (Passenger), танкер (Tanker) и т.д. 
  • Длина, ширина, осадка судна в метрах. 
  • Порт назначения. 
  • Ожидаемое время прибытия в порт назначения по Гринвичу (ЕТА).
  • Динамический блок информации поступает в передатчик АИС от судовых датчиков и приборов и содержит:
  • Скорость судна относительно грунта в узлах. 
  • Скорость поворота судна: влево или вправо в градусах в минуту. 
  • Курс судна. 
  • Координаты судна. 
  • Время по Гринвичу.

Существуют два класса АИС. АИС класса А обеспечивает надежную передачу сообщений о своем судне другим судам с системой АИС благодаря особому, гарантирующему доставку пакетов информации, протоколу. По требованиям IMO все новые грузовые суда валовой вместимостью более 300 тонн и любые пассажирские суда должны иметь на борту АИС класса А.


На любительские суда устанавливают АИС класса В - они гарантируют, что вы получите информацию от приемника класса А, но не обещают, что другое судно «услышит» вас - только если на вас останется свободное место в протоколе передачи.


Принципиальное различие данных, полученных от АИС и от радара, следующее: радар показывает то, что он «видит», а АИС - то, что ему «скажут» датчики другого судна. Тем не менее, это очень полезная дополнительная система безопасности судового трафика, особенно если информация от АИС выводится на единый экран картплоттера.

NAVTEX
Автоматический приемник сообщений по навигационной безопасности - NAVTEX - работает на 2-х частотах: 518 кГц для передачи сообщений на английском языке и 490 кГц - на национальных языках.
На яхте NAVTEX следует настроить на станции, вещающие в данной акватории. Выбор станций осуществляется в настроечном меню прибора с помощью букв латинского алфавита.
Кроме того, NAVTEX можно настроить для приема сообщений только определенного типа, также с помощью букв латинского алфавита. Например, буква А означает предупреждения о навигационных опасностях (какие-то работы, военно-морские учения, операции НАТО, опасные предметы в море и прочее), В - штормовые предупреждения, С - ледовая обстановка, Е - прогнозы погоды и так далее. Для обеспечения безопасности сообщения типов А и В в меню настроек отключить нельзя. Сообщения накапливаются в памяти прибора, просмотр осуществляется прокруткой экрана на LCD дисплее.

Требования по комплекту радиооборудования

На GMDSS судах, независимо от района плавания, должен быть, как минимум, следующий комплект радиооборудования:
  • Стационарная УКВ радиостанция с ЦИВ 
  • Носимые (ручные) УКВ радиостанции 
  • SART 
  • EPIRB 
  • NAVTEX

Далее, по мере удаления района плавания, этот комплект оборудования также расширяется, - всегда нужно помнить о требовании иметь возможность послать сигнал бедствия минимум двумя независимыми способами. В районе А1 такими способами принято считать стационарную УКВ радиостанцию с ЦИВ и EPIRB.


Поскольку к яхтам и маломерным судам не предъявляются требования GMDSS, на реальной арендуемой лодке вы вряд ли обнаружите весь указанный набор. Береговая охрана Великобритании (Maritime Coastguard Agency, MCA) рекомендует, чтобы при плавании в районе А1 яхта была оборудована:
• Стационарной УКВ радиостанцией с ЦИВ 

• Ручной УКВ радиостанцией


Остальное оборудование - EPIRB, NAVTEX, SART -является не обязательным, но желательным.


Судовое радиооборудование в обязательном порядке подл ежит лицензирован ию, и за его использование взимается ежегодная плата. Другой необходимой лицензией является лицензия судового радиооператора. Ее вы получаете один раз и срок ее действия неограничен. Поскольку в районе плавания А1 основным радиоустройством является УКВ радиостанция, вам потребуется лицензия судового УКВ радиооператора (VHF Radio Operator Certificate). Поэтому далее мы сосредоточимся на порядке работы с УКВ радиостанцией и правилах ведения радиопереговоров. 

УКВ каналы

По международному соглашению для использования на море выделена полоса частот 156 - 174 МГц. Для простоты использования эта полоса разделена с шагом в 25 кГц на 59 каналов. Кроме того, власти каждой страны используют ряд каналов для своих целей. Каждый канал использует одну или две частоты, в зависимости от режима работы, для которого этот канал предназначен:


  • Симплексный режим (Simplex Mode). В этом режиме станция и передает, и получает сигнал на одной и той же частоте, переключение с приема на передачу осуществляется путем нажатия кнопки РТТ (Press То Transmit). 
  • Полудуплексный режим. Прием и передача осуществляется на разныхчастотах, нонеодновременно, для переключения с прослушивания эфира на передачу также используется кнопка РТТ. 
  • Дуплексный режим. В дуплексном режиме станция принимает и передает на разных частотах и делает это одновременно, кнопка РТТ не нужна, связь очень напоминает разговор по обычному телефону.
  • Например, 6 канал предназначен для симплексной работы, и на прием, и на передачу выделена частота 156,3 МГц, а 20 канал использует две частоты: для передачи на берег используется частота 157,0 МГц, для приема с берега - 161,6 МГц. В любом случае, симплексные станции больше не выпускаются, подавляющее большинство станций на современных яхтах - полудуплексные.


С этого момента мы забываем о частотах и думаем только о номерах каналов. Присвоение частот каналам начинается с 60-го канала, далее идет канал 01, затем 61, потом 02 и так далее. Поэтому не удивляйтесь, если вы обнаружите, что на УКВ радиостанции максимальный номер канала - 88, а каналы с 29 по 59 отсутствуют - их просто нет в природе. Кроме того, рация не покажет вам каналов 75 и 76, поскольку эти каналы используются для защиты от помех самого важного УКВ канала - 16-го, на котором передаются сообщения о бедствии. Канал 70 ни в коем случае не следует использовать для голосовых передач - это канал цифрового избирательного вызова.


Рекомендации Международного союза электросвязи (ITU) по использованию каналов:

1. Канал 16 (Channel 16) используется для 4-х целей:


  • Передачи сигналов бедствия (Distress) - такой сигнал подается только по решению капитана судна в случае, если судну или члену экипажа грозит неминуемая гибель. 
  • Передачи сигналов срочности (Urgency) - судну требуется срочный ремонт (или буксир) или члену экипажа нужна медицинская помощь. 
  • Передачи сигналов по безопасности мореплавания (Safety) - как правило, такие сообщения передают береговые станции. 
  • Рутинных вызовов (Routine). 16 канал служит «местом встречи» в эфире, на нем начинаются обычные рутинные переговоры с другим судном. Судно, которое вызывают на 16 канале, обязано тут же предложить для продолжения связи другой канал и освободить 16 канал для его основного назначения - приема сигналов бедствия и ведения спасательных операций.

2. Канал 13 - «мостик-мостик» (Bridge-to-Bridge). Используется исключительно для связи между двумя судами при расхождении.

  • Каналы 6, 8, 72, 77 используются для связи между судами во всех остальных случаях, кроме расхождения.
  • Каналы 11, 12 и 14 используются для портовых операций.
  • Каналы 15 и 17 служат для контроля судового трафика.

В любом случае назначение каналов является довольно условным (кроме каналов 16 и 13 - тут все строго), для конкретной акватории их всегда следует проверять в лоциях и морских альманахах.


Ситуация с каналами несколько осложняется тем, что на самом деле существует три распределения частот по каналам - международное (International), американское (USA) и канадское (Canada). Беспокоиться по этому поводу не стоит: основные каналы совпадают, кроме того, любая рация имеет соответствующий переключатель для выбора нужной группы каналов (USA/lntl/Can).


Основные органы управления и функции УКВ радиостанций
На иллюстрации показана типичная современная УКВ станция с ЦИВ:


  • Регуляторгромкости(Ро\л/ег/\/о1итеСоп1го1)одновременно служит для включения и выключения станции. 
  • Регулятор бесшумной настройки (Squelch Control) позволяет убрать из сигнала фоновые шумы. 
  • Кнопка РТТ (Press То Transmit) на микрофоне служит для переключения с режима приема (кнопка отжата) на режим передачи (кнопка нажата). 
  • Кнопка быстрого перехода на 16 канал (Channel 16 override) служит для немедленного переключения станции на канал бедствия. Кнопка выбора мощности передатчика (Transmit Power HI/LO) - 25 или 1 Вт. По умолчанию мощность передатчика установлена на 25 Вт. Внимательно следите за разрешенными в данной акватории максимальными мощностями. В некоторых регионах запрещено использование мощности более 1 Вт, поэтому устанавливайте максимальную мощность только тогда, когда это действительно необходимо, например, для подачи сигнала бедствия. 
  • Кнопка выбора двойного/тройного прослушивания (Dual/Tri-Watch) позволяет выбрать между обычным режимом и режимами: двойного прослушивания, когда станция одновременно слушает 2 канала: выбранный вами рабочий канал вызова и 16 канал. 16 канал является приоритетным, - если на нем появится сигнал, рация автоматически переключится на него. В режиме тройного прослушивания станция одновременно слушает три канала: выбранный текущий, выбранный канал вызова и 16 канал. Наивысшим приоритетом опять является 16 канал, затем - канал вызова. 
  • Кнопка вызова меню цифрового избирательного вызова (DSC) позволяет активировать и вывести на экран меню DSC. 
  • Кнопка режима сканирования (Scanning) позволяет осу ществитьскан и рование в задан ном диапазоне ка налов. Если на одном из каналов появится сигнал - рация будет слушать его, пока сигнал не исчезнет, потом опять начнет сканировать весь диапазон. Будьте осторожны - в этом режиме нет приоритета 16 канала, и есть шанс его не услышать. 
  • Одновременное нажатие обеих кнопок выбора каналов (Channel Up/Down) позволяет выбрать настройку рации на нужную группу каналов - USA/Intl/Can. 
  • Красная кнопка с надписью «Distress» служит для подачи сигнала бедствия через цифровой избирательный вызов и во избежание случайного нажатия закрыта защитным колпачком.

Подготовка радиостанции к работе

  1. Включите радиостанцию регулятором громкости (Volume). 
  2. Поверните регулятор бесшумной настройки (Squelch) до упора против часовой стрелки - вы должны услышать фоновый шум. 
  3. По шуму настройте требуемый уровень громкости регулятором Volume. 
  4. Поворачивайте регулятор бесшумной настройки (Squelch) по часовой стрелке, пока не исчезнет фоновый шум. 
  5. При необходимости установите выходную мощность передатчика на 1 или 25 Вт. 
  6. Выберите нужный канал кнопками выбора каналов. 
  7. Для того чтобы начать передачу, нажмите и держите кнопку РТТ, произнося свое сообщение. 
  8. Для прослушивания эфира отпустите кнопку РТТ.


Цифровой избирательный вызов

Существуют определенные правила ведения радиопереговоров в море. Одно из таких правил мы уже упоминали: при вызове другого судна на 16 канале вызываемое судно обязано предложить для рутинных переговоров другой, рабочий канал, а вызывающее - подтвердить предлагаемый канал. 

Другое правило требует, чтобы любое сообщение в море начиналось с названия судна, к которому обращаются, потом следует название судна, которое передает сообщение. Сообщение всегда заканчивается либо словом «Over» («Прием») - мы уже произнесли часть сообщения и ждем ответа от другого судна, либо словом «Out» («Конец связи») - все сказано и ответ уже не требуется. Таким образом, минимальный разговор на 16 канале по вызову судном «Альтаир» судна «Вега» прозвучит следующим образом: 

Этот короткий разговор занял бы около 10 секунд. Но
«Vega, Vega This is Altair, Altair Over»
«Altair This is Vega Channel 72 Over»
«Vega This is Altair Channel 72 Over»
представьте себе оживленную и сложную акваторию с десятками судов в непосредственной близости друг от друга. Ясно, что даже такие короткие сообщения могут полностью «забить» 16 канал, - сигнал бедствия может быть попросту не услышан. Чтобы избежать этой проблемы, была разработана специальная технология - цифровой избирательный вызов, ЦИВ (Digital Selective Calling, DSC). Все сообщения ЦИВ передаются в цифровом виде на 70 канале - именно поэтому его не следует использовать для голосовых передач.


Каждой радиостанции с ЦИВ в момент ее регистрации (получения лицензии) присваивается уникальный номер, MMSI - Maritime Mobile Service Identity. Он всегда состоит из 9 цифр, например, 667557000, и обязательно содержит трехзначный код страны, так называемый MID - Maritime Identification Digits. Например, MID 273 означает Россию, коды 232, 233, 234 и 235 отведе-ны для Великобритании, 338, 366, 367, 368, 369 - для США. Существуют три основных разновидности MMSI:

  • Для судовых радиостанций. MMSI формируется
  • так: MIDXXXXXX MID - код страны, X - любая цифра от 0 до 9.
  • Для береговых радиостанций: коду страны предшествуют два нуля: 00MIDXXXX 
  • Групповой MMSI. Присваивается сразу группе судов: флотилии, пароходству и т.д., всегда начинается с одного ведущего нуля: OMIDXXXXX
  • Работа DSC для рутинных индивидуальных вызовов другого судна очень на поминает работу пейджера. Для установлен ия связи через DSC нужно вызвать меню DSC радиостанции. Далее:
  • Выбираем в меню тип вызова «Individual». 
  • Выбираем MMSI нужной нам станции. Настройки рации позволяют сопоставить MMSI «человеческое» имя абонента - так же, как в телефонной книге мобильного телефона. 
  • Выбираем рабочий канал, на котором хотим связаться с другим судном, например, 72. 
  • Подтверждаем вызов.

Цифровой запрос на связь отправляется на 70 канале. Вызываемая нами радиостанция с DSC подает звуковой сигнал и выводит на экран информацию о вызове - наш MMSI, желаемый рабочий канал и его тип - «Individual». Все, что осталось сделать оператору вызываемой станции - нажать «АСК» для подтверждения вызова. Далее обе рации переключаются на выбранный рабочий канал, и мы осуществляем голосовую связь уже на обычном УКВ канале (в нашем примере на 72). 16 канал в этом процессе не участвует и остается полностью свободным для аварийных переговоров.


Цифровой избирательный вызов используется также для подачи сигналов бедствия - с помощью большой красной кнопки «Distress». Если станция подключена к GPS- приемнику, то координаты и время бедствия будут переданы автоматически. Если нет - всегда есть возможность ввести координаты и время вручную.


Правила ведения радиопереговоров

Перечислим основные правила ведения радиопереговоров в море:


  • Сначала слушаем. Перед тем как нажимать кнопку РТТ следует послушать эфир на выбранном канале. Ни в коем случае нельзя мешать чужим переговорам. Канал свободен, когда прозвучит слово «Out».
  • Сначала думаем. Есть очень правильная присказка - «сначала включи мозги, а потом рацию». Эфир не резиновый, и его надо использовать очень экономно. Сначала подумайте, что вы хотите сказать, а уже потом начинайте свое сообщение, - и говорите коротко и ясно.
  • Соблюдаем дисциплину в эфире: 
■ Не используем 16 канал для рутинных разговоров.
■ Не используем 70 канал для голосовых вызовов.
■ Не засоряем эфир несущественными разговорами и (!) музыкой.
■ Не ведем разговоров с друзьями на берегу типа «встретимся в ресторане в 7 вечера».
■ Соблюдаем правило надлежащей идентификации: любое сообщение начинается с указания имени судна, к которому обращаемся, далее называем имя своего судна, потом следует сообщение, заканчивающееся словами «Over» или «Out». Ни при каких обстоятельствах не используем оскорбительную лексику.
  • Избегаем необоснованного повторения слов или фраз - бережем время в эфире.
  • Выполняем указания береговых станций. Береговые станции, в отличие от судовых, лицензированы для работы только на одном или нескольких каналах. Поэтому рабочий канал всегда назначает береговая станция.
  • Несем постоянную вахту на 16 канале. Немедленно прекращаем любую рутинную работу на 16 канале, если слышим сообщения бедствия. Все сообщения бедствия, срочности и безопасности дол жныбытьза писаны в судовой журнал и немедленно доведены до сведения капитана. С этой целью очень неплохо иметь на штурманском столике небольшой диктофон.
  • Для произнесения слов по буквам (Spelling) используем стандартный фонетический алфавит (Phonetic Alphabet):

Процедурные слова (Procedure Words, Prowords)

Радиопереговоры в море ведутся не на литературном английском языке, - это очень затруднило бы общение в море. Для сокращения эфирного времени и однозначной трактовки сообщений IMO разработало специальные процедурные слова и фразы - Standard Marine Communication Phrases, SMCP. Если ваш собеседник злоупотребляет литературным английским языком, просто скажите: «Please, use standard marine communication phrases». Основные процедурные слова и случаи их применения приведены в таблице:


Особенности речи при передаче сообщений

Скорость речи Принято использовать невысокую скорость речи - не более 20-25 слов в минуту. Речь должна быть размеренной, чуть громче обычного, четкой и ясной - как будто вы диктуете сообщение под запись в журнале.


Расстояние и скорость Дистанция всегда передается в морских милях и кабельтовых (miles and cables), скорость - в узлах (knots), причем обязательно указывается единица измерения:
«Му speed is five knots»
Числа Все числа произносятся отдельно по цифрам, что бы эти числа ни означали - расстояние, скорость, время, курс, координаты и так далее. 

Например, координаты 37° 22,7' N 023° 30,8' Е следует произнести так:
«Three seven degrees two two decimal seven minutes north zero two three degrees three zero decimal eight minutes east»
Местоположение При необходимости указать свое местоположение в прибрежном плавании лучше использовать как ориентир какой-то значительный объект, указанный на карте. 

Например, если вы находитесь в двух с половиной милях к западу от марины Алимос, позицию не следует указывать в координатах, лучше сказать:
«Му position is two and a half miles to the west of Alimos marina»
При этом направление указывается так, чтобы вас искали от указанного объекта.
Географические названия Следует использовать те географические названия, которые нанесены на морской карте, и именно в том виде, как они там представлены.
Время Время всегда указывается в 24-х часовой нотации без разделителей. При необходимости указать, что это время по Гринвичу, добавляется сокращение UTC (Universal Time Coordinated). 

Например, 13:45 по Гринвичу:
«One three four five UTC»
Если приему цифр мешают помехи в эфире, для них следует использовать фонетический алфавит.

Мы знаем, что следует называть имя судна в заголовке любого голосового сообщения. А как быть, если имя судна или его позывной неизвестны? Для этого существует специальная морская терминология, с помощью которой можно указать положение судна относительно вашей яхты:


Тогда мы можем обратиться к приближающемуся к нам судну, например, так:«Vessel approaching my starboard quarter, vessel approaching my starboard quarter, This is sailing yacht Vega, Vega Over»
или так «Cargo vessel ahead of me, cargo vessel ahead of me, This is motor yacht Altair, Altair Over» Запрос места в марине
Самым распространенным поводом использовать радиостанцию для вас будет рутинный запрос места в марине. Следует ли делать такой запрос перед заходом в марину и на каком канале, вы узнаете из лоции. Пример запроса места в марине города Бодрум (Турция), 73 канал:
«Bodrum M arina, Bodrum Marina This is sailing yacht Habanera, Habanera Over
Habanera This is Bodrum Marina W hat kind of service can I offer you? Over
Bodrum Marina This is Habanera I need a berth for one night Over
Habanera This is Bodrum Marina What are technical parameters of your boat? Over
Bodrum Marina This is Habanera I am four nine feet sailing yacht, monohull Over
Habanera This is Bodrum Marina I have a berth for you. Enter the marina and wait for pilot assistance Over
Bodrum Marina This is Habanera Entering the marina and waiting for assistance Thank you, sir Out»
Сигналы бедствия, срочности и безопасности передаются в определенных форматах, которые следует строго соблюдать.


Сигнал бедствия (Distress Message)

Напомним, что сигнал бедствия подается только по решению капитана в случае неотвратимой угрозы гибели судна или члена экипажа. Порядок подачи сигнала для радиостанции с DSC следующий:

  1. Убедитесь в том, что радиостанция включена на максимальную мощность.
  2. Откиньте колпачок, закрывающий красную кнопку с надписью Distress.
  3. Нажмите и отпустите красную кнопку Distress один раз.
  4. Если позволяет время, выберите в меню DSC характер бедствия: пожар (Fire), судно тонет (Sinking), судно на мели (Aground), человек за бортом (Man Overboard - MOB) и т.д.
  5. Нажмите и удерживайте красную кнопку Distress в течение 5 секунд для подачи сигнала бедствия.
  6. Подождите (не более 15 секунд) для подтверждения на экране радиостанции принятия вашего сигнала бедствия береговой станцией, затем подайте голосовой сигнал бедствия на 16 канале.

Формат голосового сообщения на 16 канале, например, для тонущей в районе маяка White Lighthouse яхты Вега (курсивом отмечены слова, относящиеся к конкретной ситуации). 

Ключевым в сообщении является использование слова Mayday:
«Mayday, Mayday, Mayday
This is Vega, Vega, Vega, MMSI 234567890 (имя аварийного судна произносится три раза)
Mayday Vega (имя аварийного судна, произнесённое один раз)
My position is two and a half miles south-west of White Lighthouse (укажите направление и дистанцию до вас от значимого объекта на карте или ваши координаты - широту и долготу)
Sinking (укажите характер бедствия: пожар (Fire), судно тонет (Sinking), судно на мели (Aground), человек за бортом (Man overboard) и т.д.)
Require immediate assistance
Four persons on board (сообщите число людей на борту)
Abandoning to liferaft (укажите: есть ли травмированные, наличие спасательных средств, ваши текущие действия и другую уместную информацию)
Over»


Береговая станция подтвердит принятие сигнала бедствия:
«M ayday Vega, Vega, Vega This is Olympia Radio, Olympia Radio, Olympia Radio Received Mayday Launching SAR helicopter Stand by on channel 16 Over»
и начнет спасательную операцию.


Отмена ошибочного сигнала бедствия
Бывает всякое, отправка ложных сигналов бедствия с помощью цифрового избирательного вызова или EPIRB'a происходит довольно часто. Чтобы отменить ошибочно посланный сигнал бедствия, следует перейти на 16 канал и передать в эфир следующее сообщение:
«All stations, all stations, all stations This is Vega, Vega, Vega, MMSI 234567890 In position 37° 22.7' N 023° 30.8' E Distress alert sent in error Cancel distress alert sent at 1345 UTC Out»
Если вы случайно запустили EPIRB, процедура отмены слегка изменяется. Не выключая EPIRB'a, свяжитесь с ближайшей береговой станцией и сообщите о ложном сигнале, указав серийный номер EPIRB'a. Выключить его вы должны только после разрешения береговой станции.
Обязательно запишите в судовой журнал все отправленные и принятые сообщения по поводу отмены ошибочно поданного сигнала. 

Участие в спасательной операции
В разделе о морском праве мы говорили о том, что судно обязано принимать участие в операции по спасению жизни на море. Поэтому сейчас мы рассмотрим порядок действий капитана при приеме сигнала бедствия с другого судна, находящегося в доступной близости.
Если вы приняли сигнал бедствия с другого судна, запишите это сообщение в судовой журнал, сообщите капитану и ждите в эфире подтверждения получения этого сигнала береговой станцией. Если вы услышали такое подтверждение, продолжайте нести вахту на 16 канале, никаких активных действий от вас не требуется (если тол ько береговая станция в обращении ко всем судам не попросит каких-то действий).
В море принято передавать повторные сообщения с интервалом приблизительно в 4 минуты - чтобы во время очередной передачи не пропустить возможный ответ (помните, режим работы станции - полудуплексный, во время передачи прием сообщений не происходит). Если вы слышите, что аварийное судно опять подает сигнал бедствия, а ответа от береговой станции нет, вы должны передать сигнал Mayday Relay (ретрансляция сигнала Mayday). Если ответа от береговой станции нет, подтвердите судну в бедствии получение его сигнала Mayday (так же, как это делала береговая станция, пример см. выше) и идите в сторону терпящего бедствия судна, каждые 4 минуты передавая сообщение Mayday Relay. 

Формат сообщения Mayday Relay, в бедствии находится яхта Альтаир, мы - на яхте Вега:
«M ayday Relay, Mayday Relay, Mayday Relay This is Vega, Vega, Vega Mayday Altair Position: ... (координаты судна из принятого сообщения) Nature of distress: ... (характер бедствия из принятого сообщения) Required immediate assistance Over»
Сообщения срочности (Urgency Message)
В случае если судну требуется срочный ремонт (поломка двигателя, рулевого управления и т.д.) или членам экипажа нужна медицинская помощь, подается сообщение срочности. Ключевым в передаваемом сообщении является использование фразы Pan- Pan:
«Pan-Pan, Pan-Pan, Pan-Pan All ships, all ships, all ships This is Vega, Vega, Vega My position is ... I have broken engine Require tug assistance Four persons on board I am white 45 fe e t sailing yacht Over»
Хотя мы и привели пример запроса буксира при отказавшем двигателе, помните - это следует делать только в крайнем случае, поскольку буксировка связана с большими денежными затратами. Чартерные компании всегда дают номер мобильного телефона (а часто и сам мобильный телефон с местным номером) для экстренной связи. В случае технических проблем с чартерной лодкой старайтесь не проводить никаких ремонтов самостоятельно и сразу связывайтесь с компанией. В конце концов, вы находитесь на оплаченном вами отдыхе.
В случае проблем со здоровьем у члена экипажа в сообщении изменяется вид требуемой помощи:
«Pan-Pan, Pan-Pan, Pan-Pan All ships, all ships, all ships This is Altair, Altair, Altair My position is ... I have a crew with a broken arm Require m edical assistance Three persons on board I am blue 28 fe e t m otor cruiser Over»


Сообщение навигационной безопасности (Safety Message)

Сообщения по навигационной безопасности обычно передаются береговыми станциями и не требуют ответа. Сообщение о штормовом предупреждении:
«Securite, Securite, Securite All ships, all ships, all ships This is Olympia Radio, Olympia Radio, Olympia Radio Gale warning. For urgent warning and weather forecast listen channel 63 Out»

Содержание:

Сигналы опасностей и бедствий в судовождении

Сигнал бедствия-означает, что подающее его судно или гидросамолет на воде терпит бедствие и требует помощи от других судов или с берега.

В случае бедствия должны использоваться следующие сигналы, подаваемые одновременно или порознь:

а) пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 мин;

б) непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;

в) ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;

г) сигнал, переданный по радиотелеграфу или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящий из сочетания звуков • • • — — — • • • SOS по азбуке Морзе;

д) сигнал, переданный по радиотелефону словом “Мэдэ”;

е) сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC ;

ж) сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;

з) пламя на судне (например, горящей смоляной или мазутной бочки и т. п.);

и) красный цвет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;

к) дымовой сигнал - выпуск клубов дыма оранжевого цвета;

л) медленное и повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;

м) радиотелеграфный сигнал тревоги;

н) радиотелефонный сигнал тревоги;

о) сигналы, передаваемые аварийными радиобуями, указания места бедствия.

Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

 

Следует также обращать внимание на соответствующие разделы Международного свода сигналов, Руководства по поиску и спасанию торговых судов, а также на возможность использования следующих сигналов:

а) полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом - для опознавания с воздуха;

б) цветное пятно на воде.

 

“Сигнал тревоги”-означает, что подающее его судно будет немедленно вслед за этим подавать сигналы бедствия по радио. Радиотелеграфный сигнал тревоги предназначен для приведения в действие автоаларма на судах. Радиотелеграфный сигнал тревоги состоит из груп пы в 12 тире, переданной в течение 1 мин; продолжи тельность каждого тире 4 с, а продолжительность интервала между двумя последующими тире 1 с.
Радиотелефонный сигнал тревоги состоит из двух синусоидальных тонов звуковой частоты, передаваемых поочередно. Один тон имеет частоту 2200, а другой 1300 Гц. Длительность передачи каждого тона 250 мс.
При передаче радиотелефонного сигнала тревоги автоматически он должен передаваться непрерывно в течение не менее 30 с, но не более 1 мин, если сигнал передается другим способом, он должен передаваться по возможности непрерывно в течение не менее 1 мин.

“Сигнал срочности”- означает, что вызывающая станция имеет для передачи срочное сообщение, касающееся безопасности морского судна или безопасности какого-либо лица.
Сигнал срочности в радиотелеграфии состоит из трехкратного повторения группы XXX, передаваемой с достаточными промежутками между буквами каждой группы и последующими группами. Сигнал срочности в радиотелефонии состоит из трехкратного повторения группы слов PAN PAN PAN.

“Сигнал безопасности”, передаваемый перед сигналом вызова, означает, что станция намерена передать сообщение, содержащее важное навигационное или важное метеорологическое предупреждение. В радиотелеграфии сигнал безопасности состоит из трех повторений группы ТТТ. Отдельные буквы каждой группы и последующей группы четко отделяются одна от другой. В радиотелефонии сигнал безопасности состоит из трехкратного повторения слова “СЕКЮРИТЕ”.

Капитан каждого судна, которое встретило опасные льды, опасные плавающие предметы или любую другую непосредственную опасность для мореплавания, или тропический шторм, или оказалось под воздействием штормового ветра при температуре воздуха ниже О °С, что вызывает сильное обледенение надстроек, или под воздействием ветров со скоростью 27 м/с и более, о которых не было получено штормового предупреждения, обязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами передать внеочередное оповещение об опасности для мореплавания находящимся поблизости судам, а также компетентным властям первого берегового пункта, с которым он сможет связаться.
Форма, по которой передаются оповещения, является произвольной. Они могут быть переданы либо открытым текстом (предпочтительно на английском языке), либо с помощью Международного свода сигналов.

1906 год — единым сигналом бедствия на море стал SOS — История — EADaily

3 ноября 1906 года в Берлине страны-участницы Международной Радиотелеграфной Конвенции утвердили единый сигнал бедствия для радиосвязи на море. Вестником морской катастрофы был установлен сигнал SOS (… — — — …).

В работе берлинской конференции приняли участие представители двадцати девяти стран, в том числе, Англии, Германии, России, США, Франции и Японии. После утверждения единого сигнала бедствия радиостанции всех этих стран должны были принимать его с судов вне всякой очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм.

Стоит отметить, что в практике радиообмена сигнал SOS не передавался сам по себе, а входил в обязательную группу сигналов. Ее передавал или радист, или автоматический аварийный передатчик, которым комплектовалось любое судно.

Эта группа состояла из следующих знаков: сигнала общего вызова CQ, передаваемого 3 раза, DE — (это Я) представление, затем шел позывной судна, затем сигнал SOS, передаваемый 3 раза, затем широта и долгота судна, и наконец 2 тире длительностью по 12 секунд для пеленгования.

Существует распространенное заблуждение, что впервые в истории сигнал SOS был подан с терпящего бедствие «Титаника» в ночь на 15 апреля 1912 года, в 00:45. В действительности этот случай был по меньшей мере восьмым по счету.

Многие источники утверждают, что впервые сигналом SOS воспользовался пароход «Славония», налетевший на рифы у Азорских островов 10 июня 1909 г. Однако тогдашние газеты это опровергают, сообщая, что со «Славонии» передавали сигнал CQD, который использовался только на судах, оборудованных радиоаппаратами «Marconi Co.».

Первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и лег в дрейф по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа (United Wireless Telegraph Company) на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании.

Изначально сигнал SOS вовсе не означал какую-либо сокращенную фразу, просто данная последовательность была удобна для запоминания. Уже позже моряки стали «расшифровывать» ее на все лады. Самыми распространенными фразами стали Save Our Souls/Save Our Spirits (спасите наши души) и Save Our Ship (спасите наш корабль).

С 1 февраля 1999 решением Международной морской организации сигнал (… — — — …) заменен автоматизированной системой оповещения о бедствии — GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

Также в этот день:

1963 год — свадьба космонавтов Николаева и Терешковой

1957 год — собака Лайка — первый космонавт

Международный сигнал бедствия на море, известный как «SOS»

В 1906 году в Берлине состоялась Морская конференция с участием представителей 29 государств, утвердившая новый международный сигнал бедствия на море, который позднее стал широко известен как сигнал «SOS».

Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Радио (называвшееся тогда «беспроводным телеграфом») сначала использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций.

Первоначально предложенный сигнал состоял из букв CQD — первые две буквы означали стандартный вызов всех радиостанций, а последняя — D — была добавлена к сигналу потому, что с этой буквы начиналось английское слово Danger — опасность. К этому сочетанию моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger», что означает в переводе с английского «Идите быстpее, опасность».

Однако в виде кода на языке азбуки Морзе эта фраза имела довольно сложный вид. Во избежание неприятностей вместо этих букв решено было выбрать другой сигнал. По коду Моpзе на всех языках новый сигнал выглядел одинаково — он представляет собой последовательность «три точки — три тире — три точки», передаваемую без каких-либо межбуквенных интервалов. То есть, эта девятизнаковая группа представляет собой отдельный символ азбуки Морзе.

Таким образом, этот сигнал был выбран из чисто технических соображений. Фразы, которые часто с ним связывают (как расшифровку «SOS») — например, «Save Our Ship» (спасите наш корабль), или «Save Our Souls», «Save Our Spirits» (спасите наши души), или «Swim Or Sink» (плывите или утонем), или даже «Stop Other Signals» (прекратите другие сигналы) появились после принятия сигнала.

описание, интересные факты, какие еще события произошли 3 октября в истории

«SOS» — сигнал бедствия (Фото: kamomeen, Shutterstock)В этот день в 1906 году в Берлине состоялась Морская конференция с участием представителей 29 государств, утвердившая новый международный сигнал бедствия на море, который позднее стал широко известен как сигнал «SOS» .Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Радио (называвшееся тогда «беспроводным телеграфом» ) сначала использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций.Первоначально предложенный сигнал состоял из букв CQD — первые две буквы означали стандартный вызов всех радиостанций, а последняя — D — была добавлена к сигналу потому, что с этой буквы начиналось английское слово Danger — опасность.

К этому сочетанию моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger» , что означает в переводе с английского «Идите быстpее, опасность» .Однако в виде кода на языке азбуки Морзе эта фраза имела довольно сложный вид. Во избежание неприятностей вместо этих букв решено было выбрать другой сигнал. По коду Моpзе на всех языках новый сигнал выглядел одинаково — он представляет собой последовательность «три точки — три тире — три точки» , передаваемую без каких-либо межбуквенных интервалов. То есть, эта девятизнаковая группа представляет собой отдельный символ азбуки Морзе.Таким образом, этот сигнал был выбран из чисто технических соображений. Фразы, которые часто с ним связывают (как расшифровку «SOS» ) — например, «Save Our Ship» (спасите наш корабль), или «Save Our Souls» , «Save Our Spirits» (спасите наши души), или «Swim Or Sink» (плывите или утонем), или даже «Stop Other Signals» (прекратите другие сигналы) появились после принятия сигнала.

С 1 февраля 1999 все морские суда должны использовать для передачи сигналов бедствия более совершенную систему — GMDSS.

В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

Международные морские сигнальные флаги

Эта система, впервые разработанная в 1855 году, была впервые опубликована в виде международного и британского тома в 1857 году и постепенно принята большинством мореплавателей. Редакция 1932 года была опубликована в виде томов визуальной и радиотелеграфической информации на английском, французском, немецком, итальянском, японском и норвежском языках.

Эти флаги используются в море для связи между судами. Они могут озвучивать короткие сообщения и отдельные флаги, а также различные комбинации флагов имеют особое значение.В торжественных и праздничных случаях сигнальные флаги используются для «украшения» кораблей.

В море можно легко различить лишь несколько цветов. Это: красный, синий, желтый, черный и белый; и их нельзя смешивать без разбора. Для ясности вы заметите, что показанные флаги красные и белые, желтые и синие, синие и белые или черно-белые; кроме простого красного, белого и синего.



использование:
• Сигналы с одним флажком - это срочные или очень распространенные сигналы (значения см. Ниже)
• Сигналы с двумя флажками - это в основном сигналы бедствия и маневрирования
• Сигналы с тремя флажками для точек компаса, относительного пеленга, стандартного времени, глаголов, знаков препинания, а также сигналов общего кода и декодирования
• Четыре флага используются для географических сигналов, названий судов, пеленгов и т. Д.
• Сигналы с пятью флажками относятся к времени и положению
. • Сигналы с шестью флажками используются, когда необходимо указать север, юг, восток или запад по широте и долготе сигналы
• Семь флагов предназначены для сигналов долготы, содержащих более ста градусов.
.

Что такое Глобальная морская система бедствия и безопасности или ГМССБ и ее подробности? |

  • Дом
  • Решения
    • Принцип навигации
      • Глава 1: Земля
      • Глава 2: Параллельное и плоскостное плавание
      • Глава 4: Парусный спорт
      • Глава 5. Морская астрономия
      • Глава 8: Время
      • Глава 9: Высота
      • Глава 11: Линии позиций
      • Глава 12: Восход и заход небесных тел
      • Глава 13: Плавание по Великому Кругу
    • Практическая навигация (новое издание)
      • УПРАЖНЕНИЕ 1 - САМОЛЕТ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПАРУС
      • УПРАЖНЕНИЕ 3 - ПАРУСНЫЙ МЕРКАТОР
      • УПРАЖНЕНИЕ 28 - АЗИМУТ СОЛНЦЕ
      • УПРАЖНЕНИЕ 29 - ПОДЪЕМ / УСТАНОВКА АЗИМУТА - ВС
      • УПРАЖНЕНИЕ 30 - ШИРОТА ПО МЕРИДИАНУ ВЫСОТА СОЛНЦА
      • УПРАЖНЕНИЕ 31 - ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СОЛНЦА
      • УПРАЖНЕНИЕ 32 - ПО ХРОНОМЕТРУ СОЛНЦЕ
      • УПРАЖНЕНИЕ 34 - AZIMUTH STAR
      • УПРАЖНЕНИЕ 35 - ШИРОТА ПО МЕРИДИАНУ ВЫСОТА ЗВЕЗДЫ
      • УПРАЖНЕНИЕ 36 - ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ЗВЕЗДЫ
      • УПРАЖНЕНИЕ 37 - ДОЛГОТА ПО ХРОНОМЕТРУ ЗВЕЗДА
    • Практическая навигация (старое издание)
      • УПРАЖНЕНИЕ - 5
      • УПРАЖНЕНИЕ - 6
      • УПРАЖНЕНИЕ - 7
      • УПРАЖНЕНИЕ - 8
      • Задание - 9
      • Упражнение - 10
      • УПРАЖНЕНИЕ-11
      • УПРАЖНЕНИЕ-12
      • Упражнение-13
      • Упражнение 14
      • УПРАЖНЕНИЕ-15
      • УПРАЖНЕНИЕ-16
      • УПРАЖНЕНИЕ-17
      • УПРАЖНЕНИЕ-18
      • УПРАЖНЕНИЕ-19
      • УПРАЖНЕНИЕ-20
      • УПРАЖНЕНИЕ-21
      • УПРАЖНЕНИЕ-22
      • УПРАЖНЕНИЕ-23
      • УПРАЖНЕНИЕ-24
      • УПРАЖНЕНИЕ-25
      • УПРАЖНЕНИЕ-26
    • Стабильность I
      • Стабильность -I: Глава 1
      • Staility - I: Глава 2
      • Стабильность - I: Глава 3
      • Стабильность - I: Глава 4
      • Стабильность - I: Глава 5
      • Стабильность - I: Глава 6
      • Стабильность - I: Глава 7
      • Стабильность - Глава 8
      • Стабильность - I: Глава 9
      • Стабильность - I: Глава 10
      • Стабильность - I: Глава 11
    • Стабильность II
    • ДОКУМЕНТЫ СТАБИЛЬНОСТИ MMD
      • СТАБИЛЬНОСТЬ 2013 БУМАГА MMD
      • СТАБИЛЬНОСТЬ 2014 БУМАГА MMD
      • СТАБИЛЬНОСТЬ 2015 БУМАГА MMD
  • MEO Class 4 - Письменный
    • Мудрые вопросы MMD за предыдущие годы
      • Функция 3
        • Морская архитектура - ПИСЬМЕННЫЙ ДОКУМЕНТ КЛАССА 4 МЕО
        • Безопасность - ПИСЬМЕННАЯ БУМАГА КЛАССА 4 МЕО
      • Функция 4
        • ОБЩИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗНАНИЯ - ДОКУМЕНТ MEO КЛАСС 4 MMD
        • Моторостроение - ДОКУМЕНТ МЭО КЛАСС 4 MMD
      • ФУНКЦИЯ-5
      • Функция - 6
  • MMD оральные
    • Deck MMD Устные вопросы
      • 2-й помощник
        • Навигация Устный (ФУНКЦИЯ –1)
        • Cargo Work Oral (ФУНКЦИЯ - 2)
        • Безопасный оральный (FUNCTION - 3)
      • Старший помощник
        • Навигационный оральный (FUNCTION - 01)
        • Cargo Work Oral (FUNCTION-02)
        • Безопасный оральный (FUNCTION - 03)
    • Engine MMD Устные вопросы
      • Безопасный оральный (ФУНКЦИЯ - 3)
      • Motor Oral (ФУНКЦИЯ - 4)
      • Электрический оральный (ФУНКЦИЯ - 5)
      • MEP Oral (ФУНКЦИЯ - 6)
    • Общие запросы
      • 2-й помощник
        • Контрольный список для оценки
        • Контрольный список GOC ГМССБ
        • Контрольный список для подачи заявки на COC
      • Старший помощник
        • Контрольный список для оценки
        • Контрольный список для подачи заявки на COC
      • ASM
        • Контрольный список для оценки
        • Контрольный список для подачи заявки на COC
  • Подробнее
    • Форум
    • Сокращения
      • Морское сокращение (от A до D)
      • Морское сокращение (от E до K)
      • Морское сокращение (от L до Q)
      • Морское сокращение (от R до Z)
  • О нас
  • Свяжитесь с нами