Минно взрывные заграждения: Минно-взрывные заграждения. Учебник выживания войсковых разведчиков [Боевой опыт]

Содержание

Минно-взрывные заграждения — это… Что такое Минно-взрывные заграждения?


Минно-взрывные заграждения

        заграждения, создаваемые на местности путём установки минных полей, групп мин, отдельных мин и зарядов взрывчатых веществ. Применяются в различных видах боевых действий в сочетании с другими видами заграждений и самостоятельно с целью нанести поражение противнику, задержать его продвижение, затруднить маневр, а также содействовать уничтожению сил и средств противника. М.-в. з. бывают неуправляемыми (мины и заряды взрываются при непосредственном соприкосновении с ними) и управляемыми (мины и заряды взрываются по сигналу, передаваемому по радио или проводам с пункта управления). Минные поля могут быть противотанковыми, противопехотными, смешанными и ложными. Мины в минном поле обычно устанавливаются в несколько рядов или группами. В некоторых капиталистических государствах, по данным иностранной печати, изучается возможность применения для поражения живой силы и боевой техники противника ядерных мин (ядерных фугасов).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Минно-артиллерийская позиция
  • Минные заграждения

Смотреть что такое «Минно-взрывные заграждения» в других словарях:

  • Минно-взрывные заграждения —    см. Взрывные заграждения …   Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

  • Минно-взрывные заграждения — (в ВМФ – минные заграждения), инженерные заграждения, устраиваемые на местности (акватории) и объектах в виде минных полей, групп мин, одиночных мин и фугасов, узлов заграждений. Решение на устройство М. в.з. принимает директор ФПС России, а при… …   Пограничный словарь

  • Минно-взрывные заграждения — (в ВМФ минные заграждения) система минных полей, групп мин, одиночных мин и зарядов ВВ. установленных на местности (акватории) и объектах в целях нанесения потерь противнику и затруднения его продвижения. В армиях США и некоторых других стран… …   Словарь военных терминов

  • Заграждения военные —         искусственные препятствия и преграды, создаваемые заблаговременно или в ходе военных действий в целях нанесения потерь противнику, воспрепятствования продвижению или маневру его войск по суше, кораблей и иных плавучих средств по воде,… …   Большая советская энциклопедия

  • Заграждения — ЗАГРАЖДÉНИЯ. Создавались с целью нанести пр ку урон или воспрепятствовать продвижению и манёвру его войск, сил флота и авиации. При обороне Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Сталинграда и другие. городов, а также в разл. др.… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Заграждения —    инженерные средства и сооружения, применяемые для замедления или остановки продвижения войск противника. По назначению 3. подразделяются на противопехотные (см.), противотанковые (см.), противо транспортные и противодесантные; по характеру… …   Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

  • Инженерные заграждения — искусственные препятствия и преграды, устраиваемые на местности в целях затруднения продвижения и маневра нарушителей ГГ (противника), обеспечения пограничным нарядам и резервам благоприятных условий для их блокирования и задержания (уничтожения) …   Пограничный словарь

  • Военно-инженерное искусство —         отрасль военного искусства (См. Военное искусство), охватывающая теоретические исследования и практическое решение проблем военно инженерной подготовки государства к войне и инженерного обеспечения ведения военных действий. Исследует… …   Большая советская энциклопедия

  • Боеприпасы инженерные —         средства взрывания, заряды взрывчатых веществ (ВВ), мины, пиротехнические устройства и другие предметы инженерного вооружения, снаряженные взрывчатыми веществами и пиротехническими составами. Средствами взрывания являются капсюли… …   Большая советская энциклопедия

  • Преодоление заграждений и препятствий — продвижение войск через заграждения и естественные препятствия при невозможности их обхода. Танки с тралами преодолевают минно взрывные заграждения в боевом (предбоевом) порядке; танки без тралов и другая техника по проходам; пехота в пешем… …   Словарь военных терминов

Минно-взрывные заграждения — Студопедия

Степенях готовности.

Инженерные заграждения устраивают в первой и во второй

ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ

Инженерные заграждения предназначены для:

— задержания продвижения противника, затруднения его маневра,

— нанесения ему потерь в живой силе и технике,

— создания наиболее благоприятных условий своим войскам для

поражения противника всеми видами оружия.

Инженерные заграждения применяют во всех видах боевых
действий войск, устраивают их в соответствии с решением команди­ра, в сочетании с естественными препятствиями, в тесной увязке с системой огня и действиями войск.

Создают инженерные заграждения по рубежам (перед позициями войск) и по направлениям; они должны быть неожиданными для противника, устойчивыми ко всем видам огневого воздействия и не стеснять маневра своих войск.

Инженерные заграждения подразделяются на:

— минно-взрывные,

— невзрывные

— и комбинированные.

Все инженерные заграждения в свою очередь подразделяются на:

— противотанковые

— и противопехотные.

При наличии рек (водохранилищ) могут устраи­ваться водные заграждения.

Первая степень — заграждения приведены в полную боевую готовность:

— мины окончательно снаряжены и установлены, а управ­ляемые мины и минные поля приведены в боевое состояние, ограж­дения минных полей отсутствуют;

— невзрывные заграждения полностью подготовлены, проходы и

переходы через них закрыты, разрушены или заминированы.


Вторая степень — заграждения подготовлены к быстрому пере­воду их в первую степень:

— мины окончательно снаряжены и уста­новлены, но минные поля ограждены;

— управляемые мины и минные поля находятся в безопасном состоянии;

— невзрывные заграждения подготовлены полностью, но проходы и

переходы через них не зак­рыты, не разрушены и не заминированы или заминированы управляе­мыми минами, содержащимися в безопасном состоянии.

составляют основу инже­нерных заграждений и устраиваются в виде минных полей, групп (очагов) мин и отдельных мин.

Для устройства минно-взрывных заграждений применяют противотанковые (ПТМ) и противопехотные (ППМ) мины, а также за­ряды ВВ. В комплексе с минно-взрывными заграждениями могут устанавливаться сигнальные мины (СМ).

Мнные поля бывают:

— противотанковые,

— противопехотные

— и смешанные.

Их устанавливают перед позициями войск, на флан­гах и в промежутках, на выявившихся направлениях наступления противника, а также для прикрытия районов расположения войск и объектов.


Минные поля характеризуются:

— размерами по фронту и в глуби­ну,

— количеством рядов мин и расстояниями между рядами и минами в рядах,

— расходом мин на 1 км

— и вероятностью поражения боевой техники и живой силы.

Группы мин (отдельные мины) устанавливают на дорогах, объез­дах, бродах, гатях, горных тропах, в лощинах, выемках и в населен­ных пунктах.

Противотанковые минные поля (ПТМП) имеют размеры по фронту обычно 300—500 м и более, а в глубину 60—100 м и более.

Мины устанавливают в три-четыре ряда с расстоянием между рядами 20—40 м и между минами в рядах 4—6 м для ПТМП из противогусеничных мин и 9—12 м из противоднищевых. Расход мин на 1 км минного поля составляет: мин типа ТМ-57 и ТМ-62 — 750-1000; мин типа ТМК-2 — 300-400.

На особо важных направлениях противотанковые минные поля могут устанавливаться с повышенным расходом мин: мин типа ТМ-62 — 1000 и более; мин типа ТМК-2 — 500 и более.

Вероятность поражения танков, БТР и БМПна минных полях

из мин типа ТМ-62 при расходе 750—1000 шт./км составляет 0,65-0,75,

а из мин типа ТМК-2 при расходе 300—400 шт./км — 0,7-0,8.

Противотанковые минные поля устанавливают:

— минными заградителями,

— вертолетами,

— оборудованными комплектами для раскладки мин (ВМР-2),

— а также с применением автомобилей, оборудованных лотками,

— и вручную.

Прицепной минный заградитель ПМЗ-4 предназначен для механизированной установки противотанковых мин в грунт (снег) и на поверхность грунта (снега), а также для установки управляемых минных полей (рис.). Заградитель транспортируют автомобилем ЗИЛ-131 (Урал-375), в кузове которого установлены контейнеры для перевозки мин. При минировании расчет, находящийся в кузо­ве, вручную подает мины в заградитель, вынимая их из контейнера.

Как преодолевались немецкие минно-взрывные заграждения в годы войны

Как преодолевались немецкие минно-взрывные заграждения в годы войны
До нападения на СССР и в первые месяцы войны германское командование считало, что мины и фугасы могут применяться только в качестве средств усиления невзрывных заграждений. Однако уже в период оборонительных боев, которые наши войска вынудили вести фашистов в конце 1941 и в 1942 году на отдельных стратегических направлениях, командование вермахта приняло ряд мер, направленных на разработку новых видов минно-взрывных средств. В дальнейшем, когда советские войска перешли в наступление на всем фронте, для повышения устойчивости своей обороны немцы развернули массовое производство мин и создание минно-взрывных заграждений (МВЗ) на своих оборонительных рубежах. В 1943 году на вооружении германской армии находилось шесть видов противотанковых мин (ПТМ) и три вида противопехотных мин (ППМ). Совершенствовалось построение системы заграждений противника, усложнялась ее структура. Если в первый период войны плотность его минных полей составляла 1-2 мины на 1 погонный метр, то с 1943 года она значительно увеличилась. При этом менялись также форма и глубина минных полей, достигавшая 100 м. Они имели преимущественно прямоугольную форму и создавались перед первой, второй, а порой и перед третьей траншеями первой позиции главной немецкой полосы обороны.

Как видим, если в первом периоде войны в германской армии мины считались по существу заграждениями «второго сорта», то в последующем с учетом опыта боев, в том числе и наших войск, их применение стало осуществляться в массовом количестве. Преодоление созданной противником системы заграждений стоило больших усилий от войск ведущих наступление в инженерно-техническом и организационном отношении. Необходимо было совершенствовать имеющиеся средства и способы устройства проходов в минно-взрывных заграждениях и создавать новые, наиболее отвечающие требованиям боя. Одновременно изыскивались более эффективные методы работы командиров (командующих), общевойсковых штабов и начальников инженерных войск по организации преодоления заграждений.

В предвоенные годы в РККА изучались и практически разрабатывались отдельные средства, способы и сама организация преодоления МВЗ. В качестве средств разведки и разминирования минных полей в наших инженерных войсках к началу войны использовались миноискатели ВИМ-210, самодельные щупы и разнообразные устройства подрыва. Практически отработанным способом проделывания проходов в МВЗ был ручной с использованием щупов, миноискателей, а иногда и взрывчатых веществ (ВВ). Проводились исследования и эксперименты по разработке других, более совершенных способов проделывания проходов в МВЗ: артиллерийским огнем, катковыми тралами, с помощью колейных мостов. Однако к началу войны они не получили достаточного развития.

Как преодолевались немецкие минно-взрывные заграждения в годы войны

Красная Армия в начале войны вела тяжелые оборонительные бои, поэтому основное внимание научной мысли и рационализаторов инженерных войск было сосредоточено на разработке и поиске путей наиболее эффективного применения различных заграждений, а не их преодоления. Кроме того, недостаточное развитие средств и способов разминирования было вызвано тем, что при ведении оборонительных действий противник сравнительно мало применял минно-взрывные заграждения.

Во втором периоде войны, когда наши войска начали проводить крупные наступательные операции, и противник вынужден был перейти к широкому использованию МВЗ на своих оборонительных рубежах, одной из главных задач инженерного обеспечения прорыва и наступления стало обеспечение проходов в минно-взрывных заграждениях. Осенью 1943 года инженерные войска получили на вооружение более совершенные миноискатели (ВИМ-203, ВИМ-203М), чаще стал применяться взрывной способ создания проходов. Был создан противоминный трал ПТ-3. По предложению его конструктора подполковника П.М. Мугалева впервые сформировали опытную инженерно-танковую часть, положившую в дальнейшем начало созданию инженерно-танковых полков, оснащенных противоминными тралами.

Инженерные войска в последнем периоде войны располагали уже целым комплексом средств разведки и преодоления МВЗ. Стали широко применяться миноискатели ВИМ-625, ВИМ-625В, удлиненный заряд взрывчатых веществ УЗ-1, противоминный трал ПТ-3, комплект приспособлений и приборов для разведки мин замедленного действия (МЗД), щуп Владимирова, прибор для прослушивания часовых механизмов в МЗД и др. Для контрольной проверки местности на минирование использовали специально подготовленных собак-миноискателей.

Весьма существенные изменения произошли и в организационно-штатном отношении. В инженерных войсках появились штурмовые инженерно-саперные бригады, отдельные инженерно-танковые полки, важнейшая задача которых заключалась в обеспечении проходов в МВЗ и непосредственное участие в штурме огневых сооружений при прорыве вражеских оборонительных рубежей. Для разминирования территории освобожденных районов страны приказом Ставки ВГК в феврале 1943 года было сформировано пять тыловых бригад разграждения, каждая из которых состояла из пяти-семи инженерных батальонов, а в марте началось Формирование батальонов собак-миноискателей.

Наличие новых средств разминирования и большой боевой опыт войск по преодолению МВЗ давали возможность совершенствовать ручной способ проделывания проходов, практически применять и развивать взрывной и механический (траление) способы, а также искать другие пути устройства проходов.

Наиболее часто в годы войны применялся ручной способ. Из инженерно-саперных подразделений формировались специальные группы разграждения. В зависимости от характера заграждений и требуемой ширины прохода (от 5- 6 м до 10—12 м для пехоты и до 20—30 м для бронетанковой техники), в группу назначалось до одного-двух саперных отделений. Оснащались группы одинаково почти во всех операциях 1944-1945 годов. Так, группы разграждения 37-й инженерно-саперной бригады 69-й армии при прорыве вражеского оборонительного рубежа на пулавском плацдарме на вооружении имели 1-2 миноискателя, 3-4 щупа, 1-2 ножниц для перерезания проволоки, набор для визуального обозначения мин, ленты-указки для обозначения прохода, 2-3 шнура с «кошками» для стаскивания мин, набор чек к взрывателям, носимый шанцевый инструмент. Иногда выделялись двухсотграммовые толовые шашки и зажигательные трубки.

Как преодолевались немецкие минно-взрывные заграждения в годы войны

В конце второго и третьем периоде войны чаще всего устройство проходов в минных полях осуществлялось взрывным способом, который был намного прогрессивнее и надежнее ручного. Он применялся для проделывания проходов в комбинированных минных полях, при наличии в противотанковых минах элементов неизвлекаемости, или в сложных погодных условиях (снежный покров, обледенение и т. п.). Разминирование проходов производились с помощью накладных сосредоточенных, подвесных и надвигаемых сосредоточенных, удлиненных и даже метаемых зарядов ВВ. При взрывном способе не нужно было определять место нахождения каждой мины (кроме случаев подрыва мин накладными зарядами), важно было только знать границы минного поля. В роли накладных зарядов использовали преимущественно двухсотграммовые тротиловые шашки, уложенные на поверхность маскировочного слоя мины. Иногда их соединяли между собой детонирующим шнуром для создания группового заряда. Во время войны нашли применение сосредоточенные подвесные заряды ВВ, требующие меньше времени на подготовки прохода в своих МВЗ. При подготовки к прорыву блокады на Ленинградском фронте в начале 1943 года ночью перед наступлением установили более 1000 подвесных зарядов над нашими минными полями. С началом артподготовки их взорвали. В результате произошло сплошное разминирование.

На некоторых фронтах велись экспериментальные работы по совершенствованию ручного и других способов. В конце 1944 года на 2-м Белорусском фронте было определено, что для устройства прохода на разведанной местности, имеющей площадь порядка 100 кв. м, требуется 60-80 кг ВВ и 3-4 часа работы саперного отделения. В инженерных войсках 1-го Украинского фронта при проведении Висло-Одерской операции применялись подвижные (на одноосных тележках) сосредоточенные заряды массой ВВ 60-80 кг. Заряд с помощью штанги, поддерживаемой колесными опорами, подавался вперед на 70-80 м. Взрыв такого заряда, как показал эксперимент, образовывал в минном поле проход глубиной и шириной до 20-25 м.

Однако, как показал опыт, более совершенным было проделывание проходов с помощью удлиненных зарядов (УЗ) взрывчатых веществ. В первые два периода войны УЗ готовились в подразделениях чаще всего с использованием 400-граммовых тротиловых шашек, подвязанных к жерди (бруску). Длина зарядов — от одного метра и более. Первоначально проход с использованием УЗ проделывали последовательно, т. е. взорвав один заряд, укладывали и подрывали следующий. Ширина прохода в минном поле в этом случае составляла около 2 м.

Позднее стали применяться подвесные УЗ на треногах высотой до метра, что позволило увеличить ширину прохода до 8 м. Однако и тот и другой способы установки УЗ на поле имели недостатки: удлинялось время на подготовку взрыва, и нарушалась скрытность действий саперов от наблюдения противника.

В конце войны, когда в инженерных войсках появились табельные удлиненные заряды (УЗ-1), их доставка на минное поле стала производиться на тележках. При этом требовалось, чтобы поверхность земли была относительно ровной и твердой. Большая ширина прохода достигалась параллельной укладкой и подрывом нескольких удлиненных зарядов.

Следует отметить, что принцип использования подвижных УЗ получил развитие в иностранных армиях после войны. Были разработаны заряды, доставляемые на поле с помощью реактивных двигателей. УЗ применялись в ходе войны (путем надвижки их танками) для уширения проходов, проделанных с помощью колейных минных тралов, прицепленных к танкам. Боевой опыт проделывания проходов в МВЗ тралением танками с тралами ПТ-3 впервые получен в Киевской операции в ноябре 1943 года. Находящийся в составе ударной группировки 1-го Украинского фронта 166-й инженерно-танковый полк после артиллерийской подготовки начал выдвижение с исходного рубежа к переднему краю германской обороны. По следам, оставленным тралами и гусеницами танков, двигались линейные танки и стрелковые подразделения. Безостановочное движение наступающих подразделений через заграждения явилось полной неожиданностью для врага.

Как преодолевались немецкие минно-взрывные заграждения в годы войны

Данный опыт показал, что новый способ может быть весьма эффективным, если атакующие танки будут одновременно двигаться по проходам. Однако его применение требовало массированного использования танков с тралами. Поэтому уже летом 1944 года в Белорусской операции одновременно действовали пять таких полков на участках прорыва 6-й гвардейской, 5-й, 11-й гвардейской, 3-й и 28-й армий. Указанные части в основном выполнили поставленную задачу, однако опыт их применения в условиях лесисто-болотистой местности выявил ряд недостатков, снижавших эффективность действий, а в ряде случаев приводивших к боевым потерям. Чаще всего это наблюдалось там, где танки с тралами следовали мелкими группами по топкой местности, без достаточной организации взаимодействия с линейными боевыми машинами. И наоборот, если они применялись массированно, тесно взаимодействовали с линейными танками, артиллерией и пехотой, двигаясь вдоль дорог или по относительно твердой поверхности, успех был очевидный.

К концу войны в основном были отработаны способы действий инженерно-танковых полков при устройстве проходов. Имея в своем составе три роты (всего 20 танков с тралами ПТ-3), полк обычно действовал на фронте до 2-3 км. Рота танков-тральщиков с саперным взводом обеспечивала пропуск по проходам танкового полка. С началом атаки танки-тральщики, как правило, попарно двигались по намеченным направлениям и протраливали полосу шириной в 4,8. При этом танки с тралами следовали уступом, один за другим на расстоянии 15 -25 м. Для пехоты проделывались и колейные проходы (один танк с тралом), которые затем могли уширяться саперами с помощью УЗ.

Объем задач по устройству проходов в МВЗ инженерно-танковыми полками и обеспечению пропуска линейных танков виден из следующего примера. В начале Висло-Одерской операции 1-го Белорусского фронта, 166-й инженерно-танковый полк проделал четыре прохода шириной по 4,8 м и шесть колейных; 92-й инженерно-танковый полк соответственно шесть и четыре. По ним без потерь преодолели МВЗ две танковые бригады, четыре тяжелых танковых полка и три полка САУ.

Таким образом, новый способ устройства проходов в МВЗ (траление танками с тралами) в годы войны явился достаточно эффективным и в послевоенное время получил дальнейшее развитие. Кроме катковых тралов, появились ножевые, используемые в качестве индивидуального средства каждого боевого танка. В этом случае можно успешно решать основную задачу — обеспечение массированного применения танков при прорыве обороны противника, насыщенной минно-взрывными заграждениями.

Как преодолевались немецкие минно-взрывные заграждения в годы войны

Во время войны непрерывно велись эксперименты по использованию огня для проделывания проходов в МВЗ. Опытные проверки проводились на разных фронтах. Например, в полосе 2-й гвардейской армии, действовавшей весной 1944 года в Крыму, по минному полю (100 штук противопехотных мин типа ПМД-6 и 50 штук противотанковых мин типа Т-55) вели огонь из 120-мм минометов. Взрывами 128 мин, попавших в пределы минного поля, подорвалось только 7 противотанковых мин, а противопехотные сохранили боеспособность, хотя 30 из них были пробиты осколками. Многие подобные эксперименты в 1944 году показали нецелесообразность такого способа проделывания проходов в МВЗ, тем более что после обстрела поле становилось изрытым, мины забрасывались грунтом, и отыскать их среди осколков с помощью миноискателя было почти невозможно.

Проводилась проверка и других способов, например, применения сетки из детонирующего шнура, мостиков для прохода пехоты. Однако с развитием минно-взрывных средств, совершенствованием самой системы заграждений такие способы оказались тогда неэффективными и не получили права на использование.

При организации преодоления МВЗ важное значение имеет совместная работа командиров, штабов общевойсковых частей и соединений, оперативных объединений и инженерных начальников всех степеней. Опыт Великой Отечественной войны показал, что командующие (общевойсковые командиры) лично занимались выбором способов, определением необходимого количества и времени на проделывание проходов на участках прорыва, порядка преодоления заграждений атакующими войсками, а также организацией взаимодействия. Основой для решения этих вопросов являлись предложения начальника инженерных войск, которые докладывались при выработке решения или на рекогносцировке, проводимой командующим. Кроме того, часто разрабатывались специальные директивы, приказы и указания войскам. Например, в январе 1944 года для обеспечения правильной организации прорыва вражеской обороны в директиве за подписью командующего, члена военного совета и начальника штаба 4-го Украинского фронта давались указания о количестве проходов в различных заграждениях, их ширине, порядке проделывания и содержания.

Как преодолевались немецкие минно-взрывные заграждения в годы войны

На практике проходы в своих заграждениях устраивали за двое-трое суток до наступления, а во вражеских заграждениях в ночь накануне наступления, и заканчивали в период артподготовки. Нередко на участках прорыва наши заграждения снимались полностью, а те, которые были в глубине, ограждались или тоже снимались, чтобы исключить подрыв техники и личного состава. О масштабах выполняемых задач по устройству проходов говорят следующие данные. В Висло-Одерской операции, в полосе 1-го Белорусского фронта было проделано 1170 проходов в наших и 872 в немецких минных полях. Всего было снято в своих минных полях 42407 ПТМ и 17955 ППМ, а в немецких — 19483 и 14201 соответственно.

В современных условиях, как отмечают специалисты, изучающие опыт локальных войн, минно-взрывные заграждения получили дальнейшее развитие, их системы стали более сложными и эффективными. Широкое распространение получает площадное минирование. При наличии дистанционно устанавливаемых минных полей успешное их преодоление требует не только совершенствования традиционных способов устройства проходов, но и поиска новых приемов, в большей степени соответствующих современным требованиям, а также более активного участия всех родов войск.

Источники:
Харченко В. …Специального назначения. М.: Воениздат, 1973. С. 3-31, 147-156.
Цирлин А., Бирюков П. Истомин В., Федосеев Е. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. М.: Воениздат, 1970. С. 152-157.
Сосков А. Развитие средств и способов проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях в годы войны // ВИЖ. 1984. №4. С. 14-19.
Бирюков П. Инженерные войска. М.: Воениздат, 1982. С. 48-54.

Минно-взрывные заграждения — это… Что такое Минно-взрывные заграждения?


Минно-взрывные заграждения
(в ВМФ – минные заграждения), инженерные заграждения, устраиваемые на местности (акватории) и объектах в виде минных полей, групп мин, одиночных мин и фугасов, узлов заграждений. Решение на устройство М.-в.з. принимает директор ФПС России, а при осложнении военно-политической обстановки – командующий пограничным объединением. Работы по устройству М.-в.з. проводятся только силами специально подготовленных инженерных подразделений (кораблей) Пограничной службы Российской Федерацци.

Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ. 2002.

  • Миграция населения
  • Мирный проход в территориальном море

Смотреть что такое «Минно-взрывные заграждения» в других словарях:

  • Минно-взрывные заграждения —    см. Взрывные заграждения …   Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

  • Минно-взрывные заграждения —         заграждения, создаваемые на местности путём установки минных полей, групп мин, отдельных мин и зарядов взрывчатых веществ. Применяются в различных видах боевых действий в сочетании с другими видами заграждений и самостоятельно с целью… …   Большая советская энциклопедия

  • Минно-взрывные заграждения — (в ВМФ минные заграждения) система минных полей, групп мин, одиночных мин и зарядов ВВ. установленных на местности (акватории) и объектах в целях нанесения потерь противнику и затруднения его продвижения. В армиях США и некоторых других стран… …   Словарь военных терминов

  • Заграждения военные —         искусственные препятствия и преграды, создаваемые заблаговременно или в ходе военных действий в целях нанесения потерь противнику, воспрепятствования продвижению или маневру его войск по суше, кораблей и иных плавучих средств по воде,… …   Большая советская энциклопедия

  • Заграждения — ЗАГРАЖДÉНИЯ. Создавались с целью нанести пр ку урон или воспрепятствовать продвижению и манёвру его войск, сил флота и авиации. При обороне Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Сталинграда и другие. городов, а также в разл. др.… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Заграждения —    инженерные средства и сооружения, применяемые для замедления или остановки продвижения войск противника. По назначению 3. подразделяются на противопехотные (см.), противотанковые (см.), противо транспортные и противодесантные; по характеру… …   Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

  • Инженерные заграждения — искусственные препятствия и преграды, устраиваемые на местности в целях затруднения продвижения и маневра нарушителей ГГ (противника), обеспечения пограничным нарядам и резервам благоприятных условий для их блокирования и задержания (уничтожения) …   Пограничный словарь

  • Военно-инженерное искусство —         отрасль военного искусства (См. Военное искусство), охватывающая теоретические исследования и практическое решение проблем военно инженерной подготовки государства к войне и инженерного обеспечения ведения военных действий. Исследует… …   Большая советская энциклопедия

  • Боеприпасы инженерные —         средства взрывания, заряды взрывчатых веществ (ВВ), мины, пиротехнические устройства и другие предметы инженерного вооружения, снаряженные взрывчатыми веществами и пиротехническими составами. Средствами взрывания являются капсюли… …   Большая советская энциклопедия

  • Преодоление заграждений и препятствий — продвижение войск через заграждения и естественные препятствия при невозможности их обхода. Танки с тралами преодолевают минно взрывные заграждения в боевом (предбоевом) порядке; танки без тралов и другая техника по проходам; пехота в пешем… …   Словарь военных терминов

Преодоление противопехотных минно-взрывных заграждений – Охранное агентство «Жетi Арлан»

Ни для кого не секрет, что в ходе военных конфликтов, в зоне боевых действий накапливается огромное количество мин, минных полей и заграждений, неразорвавшихся боеприпасов, которые по окончании войны еще многие годы “терроризируют” мирное население, вернувшееся в свои дома.

Чем дольше длится вооруженный конфликт, тем больше идет засоренность минами, которые наносят потери живой силе путем ее повреждения и уничтожения, так как преодоление минно-взрывных заграждений неподготовленными бойцами практически всегда приводит к их гибели и ранениям.

Поэтому в идеале, при выполнении боевой задачи, целесообразно включить одного минера в головной дозор, а второго – в ядро группы. Дополнительно,  весь личный состав группы должен быть обучен обнаружению и преодолению растяжек, знать демаскирующие признаки минированных участков местности и самих мин.

Передвижение

Движение в составе группы на потенциально заминированной местности необходимо осуществлять в колонну по одному бойцу, продвигаясь “след в след”. Одним из первостепенно важных значений имеет правильность постановки ног: так, с целью уменьшения вероятности зацепить старую провисшую и лежащую на земле растяжку или проволочный замыкатель, при ходьбе необходимо поднимать и ставить ступни ног на землю строго вертикально.

Очень часто, особенно в лесной и лесостепной местности, противником могут применяются мины-растяжки, то есть противопехотные осколочные мины натяжного действия типа ПОМЗ-2 и ПОМЗ-2М или их аналоги, но чаще их функции успешно выполняют обычные осколочные гранаты. Напомню, что поражение минами такого типа человеку или группе людей наносится осколками корпуса мины при ее подрыве в тот момент, когда боец противника, зацепившись ногой за проволочную растяжку, невольно выдергивает боевую чеку взрывателя.

По высоте установки, условно, растяжки делятся на два уровня: нижний (до бедра человека) и верхний (выше бедра). Наряду с горизонтальными, обычными растяжками, применяются и косые растяжки, что усложняет их идентификацию. В связи с этим во время передвижения необходимо внимательно и последовательно осматривать как нижний, так и верхний уровень.В минно-взрывных заграждениях широко применяется комбинированный способ установки, это так называемые “растяжки с сюрпризом”. В связи с этим, при обнаружении мин и/или фугасов, установленных на растяжку, обезвреживать их запрещается.
В этом случае, место обнаружения растяжки отмечается на карте, сама растяжка отмечается специальными указателями мин, а при их отсутствии – любыми подручными средствами, например – воткнутой рядом палкой с завязанным на ней куском яркой материи, накинутой на растяжку легкой полосы материи яркого цвета и т.д. Обнаруженная и помеченная растяжка обходится личным составом с повышенными мерами предосторожности.

Простой эффективный способ обнаружения мин-растяжек

Для обнаружения мин-растяжек могут быть применены различные подручные материалы, как и способы обнаружения. Но самым простым, равно как и эффективным способом является применение прута. Для этого, с дерева срезается прямая ветвь длиной не выше солнечного сплетения бойца. Ее толщина не должна превышать 1 см. Ветвь очищается от сучков и листьев, затем с нее снимается кора, главное – она должнв быть гладкой.

При передвижении, прут удерживается перед собой тремя пальцами на расстоянии 15-20 см от его верхнего края и на высоте около 5 см от поверхности земли. Передвижение должно происходить медленными и ровными шагами: таким образом, при встрече прута с растяжкой не создается необходимого усилия для приведения ее в действие, а его отклонение указывает на ее наличие.

В условиях, когда визуальное обнаружение минно-взрывных заграждений затруднено и есть большая вероятность их присутствия, использование прута осуществляется следующим образом:

1. Производится проверка нижнего и верхнего уровней пространства перед собой. Для этого, необходимо плавным движением выпрямить руку, а затем вернуть ее в исходное положение.

2. После проверки верхнего уровня, руку оставить в вытянутом положении. Удерживая прут на месте, подойти к нему, одновременно сгибая руку.

3. При отклонении прута, то есть его встрече с препятствием, следует убедиться в отсутствии растяжки.  Для этого, не передвигая ног, свободной рукой легким скользящим движением по пруту опуститься к точке его соприкосновения с препятствием.

4. При обнаружении растяжки, снова же не передвигая ног, надо удерживать руку в таком положении, чтобы не создавая давления на растяжку, обеспечить постоянный контакт с ней ладони руки.

5. Скользящим движением по ладони, аккуратно переместить прут за растяжку и проверить нижний и верхний уровни за уже обнаруженной растяжкой.

6. Убедившись в отсутствии других растяжек, обнаруженную растяжку необходимо обозначить одним из выше перечисленных способов и только после этого принимать решение либо на ее преодоление, либо на обход.

7. При принятии решения на преодоление растяжки, необходимо продолжая контролировать растяжку рукой, повернуться к ней боком и осторожно переступить ее. Особое внимание обратить на оттягивание носков стопы, чтобы не задеть ее.

8. Преодоление косых растяжек, или установленных на верхнем уровне осуществляется аналогично при постоянном контроле рукой. При этом, следует обратить особое внимание на то, чтобы оружие, элементы экипировки и боеприпасы не зацепили растяжку.

Не смотря на то, что при использовании этого способа скорость движения группы значительно снижается, он обеспечивает безопасное прохождение сложных участков местности.

Взрывные заграждения — с русского на все языки

  • Взрывные заграждения — инженерные средства, устанавливаемые на местности с целью замедлить или временно остановить движение противника, вооруженных банд и групп, нанести определенный урон живой силе и технике. Подразделяются на противотанковые, противотранспортные и… …   Пограничный словарь

  • Взрывные заграждения —    инженерные средства, которые устанавливаются на местности с целью стеснить, замедлить или временно остановить движение противника и тем самым дать возможность своим войскам нанести ему поражение. По своему назначению В. з. подразделяются на… …   Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

  • Минно-взрывные заграждения —    см. Взрывные заграждения …   Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

  • Минно-взрывные заграждения —         заграждения, создаваемые на местности путём установки минных полей, групп мин, отдельных мин и зарядов взрывчатых веществ. Применяются в различных видах боевых действий в сочетании с другими видами заграждений и самостоятельно с целью… …   Большая советская энциклопедия

  • Минно-взрывные заграждения — (в ВМФ – минные заграждения), инженерные заграждения, устраиваемые на местности (акватории) и объектах в виде минных полей, групп мин, одиночных мин и фугасов, узлов заграждений. Решение на устройство М. в.з. принимает директор ФПС России, а при… …   Пограничный словарь

  • Минно-взрывные заграждения — (в ВМФ минные заграждения) система минных полей, групп мин, одиночных мин и зарядов ВВ. установленных на местности (акватории) и объектах в целях нанесения потерь противнику и затруднения его продвижения. В армиях США и некоторых других стран… …   Словарь военных терминов

  • Заграждения военные —         искусственные препятствия и преграды, создаваемые заблаговременно или в ходе военных действий в целях нанесения потерь противнику, воспрепятствования продвижению или маневру его войск по суше, кораблей и иных плавучих средств по воде,… …   Большая советская энциклопедия

  • Заграждения — искусственные препятствия (сооружения и разрушения), создаваемые ня путях движения противника с целью нанести ему урои, задержать и затруднить продвижение, сковать манёвр или вынудить передвигаться в выгодном для наших войск направлении. 3. тесно …   Словарь военных терминов

  • Заграждения — ЗАГРАЖДÉНИЯ. Создавались с целью нанести пр ку урон или воспрепятствовать продвижению и манёвру его войск, сил флота и авиации. При обороне Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Сталинграда и другие. городов, а также в разл. др.… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Заграждения —    инженерные средства и сооружения, применяемые для замедления или остановки продвижения войск противника. По назначению 3. подразделяются на противопехотные (см.), противотанковые (см.), противо транспортные и противодесантные; по характеру… …   Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

  • Инженерные заграждения — искусственные препятствия и преграды, устраиваемые на местности в целях затруднения продвижения и маневра нарушителей ГГ (противника), обеспечения пограничным нарядам и резервам благоприятных условий для их блокирования и задержания (уничтожения) …   Пограничный словарь

  • Минно-взрывные заграждения Википедия

    Заграждения — военный термин, охватывающий собой широкий спектр сооружений, устройств или мер по разрушению чего-либо для стеснения или препятствования движению войск.

    Военные заграждения могут быть выставлены на суше, в воде или в воздухе с целью нанести неприятельским силам ущерб, затруднить их перемещение, задержать или сковать их действия или вынудить к передвижению в выгодном для дружественных войск направлении[1][2][3][4].

    Возведение заграждений может проводиться как заблаговременно, так и в ходе вооружённого столкновения; заграждения могут создаваться в полосе обеспечения, на подступах к оборонительным рубежам, перед их передним краем и в глубине тактической и оперативной зон обороны. Сооружение заграждений подчиняется предполагаемому замыслу боя (операции), тесно увязывается с системой огня и ударами средств огневого поражения с учётом маневрирования своих сил[1][3][4].

    На все устроенные заграждения оформляется отчётная документация установленного образца; при смене войск возведённые заграждения передаются по акту с приложением к нему отчётных документов[1].

    Исторический очерк

    Установлено, что разные виды невзрывных заграждений применялись в военных целях ещё на заре человеческой цивилизации. Как правило, они включали в себя земляные валы, каменные стены, деревянные палисады, рвы, волчьи ямы, лесные завалы и засеки, засечные черты и др[1][2][3][4]. К примеру, в оборонительных сооружениях Киевской Руси высота земляных валов достигала 6—8 метров при ширине 16—17 метров, в системе укреплений древнего Новгорода XII века имелись сразу две линии заграждений[2]. Для обороны государственных границ обустраивались мощные системы укреплений (засечные линии) сочетавшие фортификационные сооружения и заграждения[2].

    Начиная с XVIII века в устройстве заграждений начали применяться пороховые заряды, а со второй половины XIX века — бризантные взрывчатые вещества[1][3][4]. В 1769 году под Хотином русские минёры впервые пустили в ход плавучие минно-взрывные средства[2]. Чуть позже, в 1776 году аналогичные устройства нашли применение во время войны США и Великобритании[2]. Войска А. В. Суворова достигли высокого мастерства, используя заграждения против турок у Гирсова и на подступах к Херсону в 1787 году[2]. М. И. Кутузов использовал постройку заграждений в Бородинском сражении и под Тарутином в 1812 году[2]. При обороне Севастополя в 1854—55 годах русские сапёры впервые применили гальванические и ударно-огневые мины, а также — полевые и камнемётные фугасы[2][4]. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов русские военные инженеры продолжали развивать практику использования камнемётных фугасов и минных подводных заграждений[2]. В 1848 году ими были разработаны передовые по тем временам конструкции управляемых противопехотных мин и фугасов; в 1894 году российскими конструкторами была создана первая неизвлекаемая противопехотная мина, примерно в то же самое время появился осколочный полевой фугас Сушинского[2].

    В 1904 году при обороне Порт-Артура русские войска первыми применили противопехотные мины, электризуемые проволочные заграждения и заряды взрывчатых веществ, дистанционно инициируемые электрическим способом[1][2][3][4]. Как правило, в те времена передовые линии русских взрывных заграждений состояли из самодействующих мин, примерно на расстоянии в 200 метров позади них выставлялись управляемые по проводам фугасы[2].

    Во время Первой мировой войны с появлением на поле боя бронетанковой техники были немедленно разработаны первые конструкции противотанковых мин[1][3]. Большое распространение получила тактика создания сплошных полос проволочных заграждений[4]; на Западном фронте особо широкое применение помимо них нашли противопехотные мины[3] и объектные мины замедленного действия[1]. Для усиления крепостей (Ивангород, Осовец, Брест-Литовск, Новогеоргиевск и др.) использовались водные заграждения в виде затопления и заболачивания местности[2]. Протяжённые водные заграждения были также созданы на притоках реки Припять[2]. В 1916 году для защиты Лондона, Венеции и Парижа были организованы противосамолётные заграждения с помощью аэростатов[4]. Во время войны российскими военными инженерами — Драгомировым, Грицкевичем, Ревенским — был предложен целый ряд оригинальных конструкций различных мин, которые использовались в системах заграждений разного назначения[4].

    В 20-30-х годах XX века началась интенсивная разработка целостного теоретического фундамента для применения заграждений в масштабе боя или операции[1][3]. В его разработку внесли существенный вклад советские военные теоретики М. П. Воробьёв и Д. М. Карбышев[1][2].

    Перед Второй мировой войной возведению комплексных систем заграждений придавалось очень большое значение и в рамках сооружения различных оборонительных линий (например линия Зигфрида в Германии, линия Мажино во Франции, линия Маннергейма в Финляндии) подготавливались системы комбинированных заграждений, в которых наряду с минными полями шли в дело металлические и железобетонные надолбы, гранитные тетраэдры, противотанковые рвы, эскарпы, контрэскарпы и т. п.[1][2][3][4]

    Опыт Второй мировой войны значительно обогатил практику использования заградительных систем, которые на суше применялись во всех видах боевых действий[1][3]. Помимо этого, заградительные средства активно использовались при организации систем ПВО и береговой обороны[1]. На минах, которые широко применялись советскими партизанами, немецко-фашистские войска несли огромные потери[2] (см. статью советские партизаны в Великой Отечественной войне). Во время битвы под Москвой советские войска впервые начали прибегать к тактике подвижного минирования, которая потом многократно успешно использовалась для противодействиям бронетанковым клиньям вермахта[1][3][4]. С 1943 года советские подвижные отряды заграждения (ПОЗы) официально стали элементом боевого порядка и оперативного построения войск. Воздушные заграждения задействовались в системах ПВО Ленинграда, Москвы и других промышленных центров[1].

    В послевоенный период функциональная роль заграждений в общевойсковом бою и операции продолжала возрастать[1][3]. Теоретические основы применения военных заграждений совершенствовались под влиянием стремительного развития средств преодоления препятствий и заграждений[1][3]. В армиях целого ряда стран на вооружение были приняты комплексы дистанционного минирования местности и водных пространств с помощью авиационной техники, ракетного вооружения, артиллерии и реактивных систем залпового огня[1][3]. Начиная с 80-х годов выявилась тенденция совмещать дистанционно устанавливаемые минные заграждения с комплексами разведывательно-сигнализационных датчиков[1].

    Классификация

    Системы заграждений принято классифицировать по целому ряду различных признаков[1]. Некоторые виды заграждений могут быть ложными, в таком случае они, как правило имитируют собой боевые заграждения и используются в сочетании с действительными[1].

    По масштабу применения[1]:

    • тактические, которые создаются силами войск и приданных им инженерных частей в полосе обороны дивизий по планам соединений и объединений; они включают в себя противотанковые и противопехотные минные поля, невзрывные заграждения, узлы заграждений тактического значения, подготовленные к разрушению искусственные сооружения и участки транспортных путей; наращивание и усиление тактических заграждений может быть проведено подвижными отрядами заграждений (ПОЗ),
    • оперативные, которые возводятся по плану командования фронта или армии для обеспечения выполнения поставленных задач на наиболее важных направлениях, определяющих устойчивость всей обороны в целом; как правило они включают в себя заграждения на важнейших дорожных магистралях (рокадных и фронтальных), транспортных узлах, полосы и зоны заграждений, рубежи минирования, зоны затопления и подготовленные к разрушению важные объекты; оперативные заграждения создаются силами инженерных войск фронта или армии с привлечением в отдельных случаях сил дивизий, их наращивание может быть организовано ПОЗами и резервами армии, фронта или главного командования на ТВД, а также — путём дистанционного минирования местности авиацией и артиллерией.

    По месту расположения[1][2][3]:

    • наземные (противотанковые, противопехотные, смешанные, противотранспортные, противодесантные и на водных преградах),
    • морские (минные, сетевые, боновые или комбинированные),
    • воздушные (противосамолётные и противовертолётные мины, тросовые и сетевые заграждения поднимаемые заградительными аэростатами и др.).

    По характеру воздействия[1][2][3]:

    • взрывные (минно-взрывные, ядерно-взрывные и т. д.),
    • электризуемые (проволочные, сеточные или тросовые заграждения под высоким напряжением),
    • невзрывные из подручных и строительных материалов (земля, древесина, снег, бетон, металл и т. д.) или конструкционных элементов промышленного изготовления (колючая проволока, надолбы, противотанковые ежи, сети и др.),
    • комбинированные (различные сочетания взрывных, невзрывных и электризуемых).

    По предназначению[1][5]:

    • отсечные — создаются в зонах обороны войск для замедления или остановки наступления противника или для принуждения его к смене направления движения,
    • беспокоящие — создаются без схемы и, как правило, закрытым способом для сковывания действий противника, снижения его темпов движения и пресечения использования им в своих интересах определённых территорий,
    • охранные — создаются без схемы открытым способом из ограниченного количества противотанковых мин с целью непосредственной защиты войск для усиления местности перед их позициями и между ними.

    Характеристики

    Каждое отдельно взятое заграждение на местности характеризуется своей глубиной, протяжённостью и временем задержки противника при его преодолении. Минно-взрывные заграждения в дополнение к этому характеризуются количеством установленных мин и вероятностью поражения на них живой силы и техники неприятеля[1]. Другим важным параметром является плотность заграждений, которая определяется степенью насыщенности местности заграждениями и прикрытия ими позиций, рубежей, направлений и полос действий войск[1]. Плотность заграждений определяется как отношение общей протяжённости установленных заграждений к ширине фронта прикрываемого рубежа, полосы или направления[1]. Плотности невзрывных и минно-взрывных заграждений, как и плотности противотанковых и противопехотных минных заграждений определяются раздельно[1].

    Боевая эффективность возведённой системы заграждений оценивается числом поражённой живой силы и техники врага на минно-взрывных заграждениях, а также — через снижение темпов его наступления за счёт применения всех видов заграждений в совокупности[1]. Считается, что максимальная эффективность достигается внезапностью, массированностью и эшелонированием заграждений на направлениях действий войск неприятеля[1].

    Заграждения могут устраиваться в первой и второй степенях готовности; степень готовности заграждений и порядок их перевода из одного состояния в другое определяется командиром полка или дивизии на участке которого они созданы[1].

    • первая степень — полная боевая готовность: в минных полях управляемые мины переведены в боевое положение, неуправляемые мины окончательно установлены и снаряжены, предупреждающие знаки и ограждение с минных полей убрано, на намеченных к разрушению объектах подрывные заряды, объектные и противотранспортные мины установлены и замаскированы, в заряды вставлены детонаторы, а их механизмы инициированы; в комбинированных заграждениях установленные минно-взрывные элементы снаряжены и взведены, проходы и переходы через них заминированы.
    • вторая степень готовности: противотранспортные и объектные мины установлены и замаскированы, но их взрыватели не переведены в боевое положение, подрывные станции полностью оборудованы, подрывные заряды в намеченных к разрушению объектах подготовлены к быстрому переводу их в боевое положение, их заряды и взрывные сети установлены, детонаторы соединены со взрывными сетями, но в заряды не вставлены, неуправляемые мины в минных полях снаряжены и установлены, но сами поля ограждены и охраняются, управляемые мины содержатся в безопасном состоянии; невзрывные заграждения подготовлены, но проходы и переходы через них не разрушены и не заминированы.

    Примечания

    Дополнительная литература

    • Варенышев Б. В. Преодоление инженерных заграждений и препятствий. — Москва, 1976. — Стб. 53
    • Варенышев Б. В. Будущему воину об инженерном деле. — Москва: ДОСААФ, 1972.
    • Гутенко П. Д., Матин Г. А. Минное оружие. — Москва, 1988. — 95 с.
    • Карбышев Д. М. Раздел 3. Инженерные заграждения // Избранные научные труды. — Москва, 1962. — 704 с.
    • Колибернов Е. С., Корнев В. И., Сосков А. А. Справочник офицера инженерных войск. — Москва, 1989. — С. 248-332. — 432 с.
    • Самойлов Р., Опилат В. Заграждения на водных преградах по взглядам специалистов НАТО (рус.) // Зарубежное военное обозрение : журнал. — 1977. — № 4. — С. 94-98. — ISSN 0134-921X.
    • Сидоров В. Применение инженерных заграждений в армейских оборонительных операциях (рус.) // Военно-исторический журнал : журнал. — 1979. — Сентябрь (т. 239, № 09). — С. 69.
    • Суша В. А. Шеховцев Н. П. Сетевой способ построения инженерных заграждений (рус.) // Армейский сборник : журнал. — 2014. — Май (т. 239, № 5). — С. 19-23.
    • Geneste, Marc E. Barbed Wire and Boomerangs. // Military Review. — February 1963. — Vol. 43 — No. 2.

    Ссылки

    • Веремеев Ю. Инженерные войска (рус.). Информационный сайт army.armor.kiev.ua. Дата обращения 28 октября 2016.
    • Инженерные заграждения (рус.). Информационная страница goup32441.narod.ru. Дата обращения 28 октября 2016.
    • Родионов А. Н. Раздел 2. Инженерная подготовка (рус.). Пособие по огневой и инженерной подготовке, подготовке по связи. Информационный сайт ebooks.grsu.by. Дата обращения 28 октября 2016.

    Как преодолеть немецкие противоминные заграждения во время войны

    How to overcome the German mine blast barriers during the war
    Перед нападением на СССР и в первые месяцы войны немецкое командование считало, что мины и фугасы могут использоваться только как средство укрепления невзрывоопасных заграждений. Однако уже в период оборонительных боев, которые наши войска вынудили вести фашистов в конце 1941 и в 1942 годах на отдельных стратегических направлениях, командование вермахта предприняло ряд мер, направленных на разработку новых типов минно-взрывных устройств.Позже, когда советские войска перешли в наступление на всем фронте, немцы для повышения устойчивости своей обороны развернули серийное производство мин и создание противоминно-взрывных заграждений (МВЗ) на своих рубежах обороны. В 1943 году на вооружении немецкой армии находилось шесть типов противотанковых мин (ПТМ) и три типа противопехотных мин (ППМ). Усовершенствована конструкция заградительной системы противника, усложнена ее конструкция. Если в первый период войны плотность его минных полей составляла 1-2 мины на 1 погонный метр, то с 1943 года она значительно увеличилась.При этом изменились форма и глубина минных полей, достигнув 100 м. Они имели преимущественно прямоугольную форму и создавались перед первым, вторым, а иногда и перед третьими траншеями первой позиции главной немецкой линии обороны.

    Как видите, если в первый период войны в немецкой армии мины считались по сути заграждениями «второго сорта», то с учетом опыта боев, в том числе наших войск, их применение было осуществляется в больших количествах.Преодоление созданной противником заградительной системы потребовало от войск, ведущих наступление, значительных усилий в инженерно-техническом и организационном отношении. Необходимо было усовершенствовать имеющиеся средства и способы устройства проходов в минно-взрывных заграждениях и создать новые, наиболее отвечающие требованиям боя. В то же время для командиров (командиров), общевойсковых штабов и начальников инженерных войск были разработаны более эффективные методы организации преодоления препятствий.

    В предвоенные годы РККА изучила и практически разработала индивидуальные средства, методы и саму организацию для преодоления центров затрат. К началу войны миноискатели ВИМ-210, самодельные зонды и различные детонационные устройства использовались как средства разведки и разминирования минных полей в наших инженерных войсках. На практике проходы в МВЗ выполнялись вручную с использованием зондов, миноискателей, а иногда и взрывчатых веществ. Проведены исследования и эксперименты по разработке других, более совершенных способов прохождения проходов в МВЗ: артиллерийский огонь, роликовые тралы, использование путепроводов.Однако к началу войны они не были достаточно развиты.

    How to overcome the German mine blast barriers during the war

    Красная Армия в начале войны вела ч

    .Система удаленного майнинга

    M128 GEMSS (США)

    Противоминно-взрывные заграждения являются важным элементом защиты, и их организация требует использования специального оборудования. Размещение мин на местности может осуществляться разными образцами с использованием разных методов работы. Интересный способ установки мин был реализован в американской горной системе проекта M128 GEMSS. Это изделие могло в кратчайшие сроки создавать большие поля, используя несколько типов противотанковых или противопехотных мин.

    Новый принцип


    К началу семидесятых годов прошлого века армия США была оснащена несколькими системами для быстрого минирования местности несколькими типами взрывных устройств.Применялись специальные артиллерийские снаряды, кассетные авиационные бомбы и наземные средства. Эти изделия в целом отвечали современным требованиям, но не всегда устраивали войска. В связи с этим в начале семидесятых годов началась разработка новой системы наземного минирования с необходимыми характеристиками и возможностями. Remote Mining System M128 GEMSS (USA)
    Транспортер М548 с установкой М128. Фото Tankograd.com

    Разработка новой модели велась с участием специалистов инженерных войск и завершилась в середине десятилетия.В 1975 году новая модель была принята на вооружение под обозначением M128 GEMSS (Ground Emplaced Mine Scattering System — «Наземная шахтная система рассеивания»). Вскоре армия получила необходимое количество новых систем и развернула их в районах предполагаемого конфликта. Новые технологии впервые отправлены в Европу.

    При разработке перспективной системы добычи полезных ископаемых был использован необычный принцип разметки мин по территории. Вместо пиротехнических средств пришлось использовать центробежный механизм с электроприводом.Принцип работы такой установки заключался в разгоне мины с помощью ротора и последующей отправке в поле.

    Система GEMSS не имела особо сложной конструкции. Буксируемую систему предлагалось построить на базе колесного прицепа, несущего несколько основных устройств. Такой продукт можно было буксировать любым доступным оборудованием и на ходу выполнять работы по добыче полезных ископаемых. Заодно можно было поменять основной

    .

    Барьеры взрывчатые — Большая химическая энциклопедия

    Заданное как ударное давление в преграде на границе раздела барьер / взрывчатое вещество и преобразованное автором в ударное давление в разложении на границе раздела барьер / взрывчатое вещество с использованием экспериментальных данных Гюгонио работ 32 24 (а) Вероятно, несколько более крупные частицы, чем частицы в соответствующие данные LSGT и SSGT … [Pg.300]

    Механические барьеры Распространение взрыва предотвращается некоторым типом физического барьера.Механические барьеры могут включать поворотные клапаны, которые имеют достаточное количество лопастей для образования барьера, шнековые питатели, которые модифицированы таким образом, чтобы постоянно удерживать пробку материала, и быстродействующие запорные клапаны. [Pg.796]

    Сунь Цзяньхуа, Взрыв пористого барьера от утечки и давления в автоматической воздушной заслонке, которая используется в шахте, China Mining Magazine, 2011.20 (3) 105-106 China Coal Society, 2008, 33 ( 8) 903-907 (на китайском языке). [Pg.444]

    Специально разработанные непроницаемые костюмы, например.Костюмы уровня А используются рабочими, работающими с некоторым ракетным топливом и другими очень опасными соединениями (см. Взрывчатые вещества и топливо). Барьерные кремы гораздо менее эффективны, чем перчатки, для предотвращения контакта с кожей. [Стр.96]

    Механические пламегасители, которые используются для взрывозащиты взрывов горючих газов и паров растворителей, очень чувствительны к действию грязи и, за одним исключением, не подходят для пылеулавливания трубопроводов. Исключение составляет поворотный клапан (см. Рис.26-45), который основан на эффекте гашения пламени через узкие зазоры и в основном используется в точках загрузки и выгрузки продукта. [Pg.2331]

    Взрывоизоляция также может быть обеспечена с помощью запорных клапанов быстрого действия. В настоящее время они могут быть размещены только в горизонтальных трубопроводах и подходят, как правило, только для ручьев с небольшим количеством пыли. Таким образом, такие клапаны часто используются для защиты вентиляционных линий. Поскольку для закрытия таких клапанов необходимо определенное избыточное давление взрыва, различают запорные клапаны с самоприводом и с внешним управлением (рис.26-46). [Pg.2331]

    Взрывоизоляция систем по особенно разумной цене включает использование разгрузочной трубы, с помощью которой направление потока может изменяться на 180 °. Предотвращает воспламенение факела при предварительном сжатии в конструктивно защищенном оборудовании. При наличии всасывания может произойти распространение взрыва. Чтобы предотвратить это, необходимо использование дополнительного огнезащитного барьера или быстродействующей задвижки. Если дивертер установлен там, где подается положительное давление, то отклонитель, как правило, защищен от распространения взрыва.[Pg.2332]

    Но, вероятно, самым серьезным препятствием был паралич, который настигает неопытный разум, когда он сталкивается со взрывом. Это мешает многим распознать взрыв как упорядоченный процесс. Как и любой упорядоченный процесс, взрывной шок можно исследовать, его последствия можно зафиксировать, понять и использовать. Скорость и сила взрыва не нарушают законы Ньютона, законы термодинамики, химии или квантовой механики. Однако они заставляют материю переходить в новые состояния, совершенно отличные от тех, с которыми мы обычно имеем дело.Они обеспечивают строгие проверки некоторых из наших любимых предположений об объемных свойствах материи. [Стр.3]

    Правильное применение пламегасителя может помочь избежать катастрофических потерь при пожаре и взрыве, обеспечивая огнезащитный барьер между опасным оборудованием и предполагаемыми источниками возгорания. [Стр.18]

    Последняя задача этой серии касается фемтосекундной лазерной абляции от наночастиц золота [87]. В этом процессе твердый материал превращается в летучую фазу, инициируемую быстрым выделением энергии.Эта абляция носит нетепловой характер. Выброс материала вызывается увеличением электрического поля вблизи изогнутой поверхности наночастиц. Эта абляция достижима для мощности лазерного возбуждения, намного меньшей, чем начало общего катастрофического разрушения материала, такого как образование плазмы или вызванное лазером взрывное кипение. Наблюдалась анизотропия в картине абляции. Это совпадает с уменьшением поверхностного барьера от парообразования и плавления частиц. Этот эффект ограничивает любые мощные манипуляции с наноструктурированными поверхностями, такие как измерения комбинационного рассеяния с усилением поверхности или плазмоники с фемтосекундными импульсами.[Стр.282]

    Упаковка взрывчатых веществ имеет большое значение, если они должны быть доставлены пользователю в удовлетворительном состоянии. Первоначальные деревянные ящики были в значительной степени заменены более эффективными ящиками из фибрового картона, хотя некоторые власти все еще настаивают на первом. В любом случае, обеспечение адекватного водонепроницаемого барьера важно для предотвращения появления влаги, вызывающей … [Pg.43]

    В промышленных масштабах азид свинца обычно получают путем осаждения в присутствии декстрина, который значительно изменяет кристаллическую природу продукта .Принятая процедура заключается в добавлении раствора декстрина в реакционный сосуд, часто с долей нитрата свинца или ацетата свинца, необходимой для реакции. Основные растворы нитрата свинца и азида натрия по соображениям безопасности обычно находятся в сосудах по разные стороны от противовзрывной заслонки. Они загружаются в реакционный сосуд с контролируемой скоростью, при этом весь процесс осуществляется удаленно в условиях безопасности для оператора. По окончании осаждения перемешивание прекращают и дают возможность осадку осесть, а затем маточный раствор декантируют.Осадок несколько раз промывают водой до чистоты. Продукт содержит около 95% азида свинца и состоит из округлых гранул, состоящих из небольших кристаллов азида свинца, он так же безопасен, как и большинство инициирующих взрывчатых веществ, и с ним легко обращаться с должной осторожностью. [Стр.96]

    Каждый раз, когда выполняемая операция включает в себя возможность вызвать инициирование метательного, взрывчатого или пиротехнического (-ых) компонента (-ов) боеприпаса, APE управляется дистанционно с помощью оператор за защитной стеной или барьером, либо он заключен в защитную баррикаду или рабочий щит.Баррикады или оперативные щиты предназначены для защиты персонала и имущества от воздействия избыточного давления взрыва, теплового воздействия или огненного шара, а осколки возникают в результате инициирования компонентов PEP, таких как взрыватель, капсюль, метательный заряд, разрыватель и т. Д. [Стр. 294]

    В Индексе Монда завод разделен на отдельные подразделения на основании возможности создания разделительных барьеров. Таким образом, одним из факторов, учитываемых в индексе, является планировка завода. Потенциальная опасность выражается в виде начального значения набора показателей пожара, взрыва и токсичности.Затем проводится анализ фактора опасности, чтобы увидеть, уменьшают ли изменения конструкции опасность, и определяются промежуточные значения индексов. Применяются компенсирующие коэффициенты для профилактических и защитных функций, и рассчитываются окончательные значения индексов или индексов компенсации. Элементы метода Монда перечислены в Таблице 1. [Стр.23]

    Поворотный воздушный затвор (активный) Барьер пожаротушения (активный) Взрывозащищенный клапан (пассивный или активный) … [Стр.21]

    Взрывоотводчик (пассивный) Двойной золотниковый клапан (активный) Слой продукта в качестве барьера (активный) Винтовой конвейер (пассивный) Барьер пожаротушения или взрывозащищенный клапан в сочетании с переключателем взрыва (активный) Пламегасители… [Стр.21]

    Датчик давления в резервуаре обеспечивает самое раннее обнаружение взрыва в соединенном сосуде, в то время как датчик пламени в трубопроводе обеспечивает надежное обнаружение даже ленивого пламени, когда оно распространяется по трубопроводу в противопожарный барьер. [Стр.21]

    Полимеризация, разложение и перегруппировка веществ Большинство из этих веществ стабильны при нормальных условиях или с добавлением ингибитора, но могут энергетически само реагировать с вводом тепловой, механической или другой формы энергии, достаточной для преодолеть его активационный энергетический барьер (см.4, Кинетика реакций, конструкция реактора и термодинамика). Скорость самореакции может варьироваться от незаметно медленной до взрывоопасной и может увеличиваться, если реакция экзотермическая или самокаталитическая. [Стр.28]

    Первой задачей при применении таблицы интервалов к объекту является обеспечение соответствия философии защиты, принятой в компании. Если имеется ограниченное пространство для обеспечения необходимого расстояния, необходимо подтвердить проверку эквивалентных противопожарных и взрывоопасных барьеров или активной системы пожаротушения.Компания должна принять этот анализ как часть анализа проектного риска. [Стр.96]

    При установлении философии технологического интервала или, если используется, рейтинги противопожарных и взрывобезопасных барьеров (как может быть в случае на море), эффективность пожаротушения, следует учитывать ряд принципиальных факторов. Эти … [Стр.96]


    .

    Форсирование водной преграды


    Время действия 12:58. Противник, разгромив мотострелковую бригаду, потерпев поражение на промежуточном рубеже Макаровка (в направлении Муром 14 км) — Репино (в направлении Панфилово 11 км), выходит в направление Муром, Навашино, ведет сдерживающие боевые действия, отступая части, пытаясь закрепиться на правом берегу реки Ока, в то же время вытесняет резервы из глубины с востока (Вача-Навашино).

    1-я Омбра 20-я армия завершает разгром противника в батальонных районах обороны первого эшелона на рубеже Макаровка-Репино. Усиленный мотострелковый батальон, авангард 1-го омбсбр, главными силами вышел на западную окраину Панфилово. 5 МСР — головной походный пост, расположенный на южной окраине г. Карачарово. Ее боевой разведывательный патруль идет к реке Оке.

    Согласно отчету военной разведки, в районе 1 км к юго-востоку от железнодорожного моста города Мурома — оз.Старица — марка. 79,1 переходят на защиту отряда войск к пехотному батальону. Отмечены работы по фортификационному оборудованию и установке минно-взрывных заграждений.

    Через 17 минут в 13 км к юго-востоку от Муромского железнодорожного моста в 15: 1,5 будет произведен тактический штурм с задачей: обеспечить захват плацдарма на правом берегу Оки в зоне наступления предстоящего соединения. . Наиболее удобен для форсирования участок: южная окраина Карачарово, Загряжское.Перед наступлением необходимо провести разведку возможных мест расположения техники для переправ, форсировать реку Оку на указанном участке и во взаимодействии с тактическим десантом нанести поражение противнику на правом берегу. К 14:30 захватить район озера Белое — озеро Омут — отм. 82,5 и обеспечивали форсирование реки основными силами бригады.

    На р. Ока 21 в мае 2015 года прошел показательный урок действий инженерных войск при переходе водной преграды.По словам начальника инженерных войск генерал-лейтенанта Юрия Ставицкого, такие масштабные операции, в которых было задействовано более 1000 военнослужащих и около 200 единиц различной техники, проводились впервые за многие годы.

    При переходе через шесть колеи на широком фронте через водную преграду шириной около 300 метров использовался перегонный паром г / п 160 тонн новейшего понтонного парка ПП-2005. Помимо переправы колонны основных сил, подразделений технического и тылового обеспечения на плавучем мосту, под прикрытием дыма и аэрозолей, ударов авиации и частей ПВО были перевезены ракетные комплексы «Ярс».Помимо мобильной пусковой установки с грузовым макетом ракеты, была перевезена еще и машина инженерного обеспечения и маскировочная машина с последующим развертыванием надувных макетов пусковой установки баллистических ракет «Ярс».

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *