Куст «Неопалимой купины» | Екатерининский мужской монастырь
This slideshow requires JavaScript.
История куста неопалимой купины, растущего в Екатерининском монастыре
«Началась эта история на Рождество Христово 2001 г. Я приехал в Египет на Синай с целью посетить древний монастырь Святой Екатерины, расположенный у подножия горы Хорив, где Господь вручил Моисею Скрижали Завета.
Совсем недавно закончилась Литургия и братия отдыхала, но наш проводник договорился с охранником из местного племени, чтобы он впустил нас в монастырь, где к нам вышел один монах из Грузии, который в то время находился в монастыре. Братия монастыря по Уставу может состоять только из греков, поэтому в последующие приезды я уже не видел в монастыре вышедшего к нам русскоговорящего монаха, который провел нас по монастырю и рассказал о его истории.
Одной из святынь монастыря является растущий на его территории Куст Неопалимой Купины, в котором Моисею явился БОГ. Около этого куста, в горном оазисе, по преданию христиане стали жить начиная с 1 века. Монастырь в его нынешнем виде был построен в 6 веке.
Когда наш экскурсовод – монах ушел отдыхать, мы остались в монастыре в ожидании краткой службы, которая начинается в 10 часов.
Я подошел к Кусту и у меня появилась мысль отломить веточку и привести ее в Москву. Я засунул руку в Куст, ветви которого спускались сверху, и попытался выбрать подходящую ветку, однако не мог выбрать ни одной из них для проращивания.
Вдруг сзади меня раздалось истошное мяуканье – я оглянулся и увидел худую рыжую кошку, которая смотрела мне в глаза и «орала» по-кошачьи. Я с трудом высвободил руку из ветвей Куста и повернулся к кошке, которая сделала два шага в сторону и стала мяукать тише. Я начал медленно двигаться к ней, а она отходила от меня, все время оглядываясь, чтобы удостовериться, что я иду за ней.
Так мы дошли до высокой каменной лестницы, ведущей к вратам Храма Преображения Господня, основа которого – церковь, построенная в 6 веке.
Рыжая кошка была на третьей ступеньке лестницы, когда я на секунду отвернулся от нее, но когда я вновь посмотрел на лестницу, никакой кошки нигде не было. Преодолеть метров семь вверх по лестницы или проскочить мимо меня за секунду она точно не могла.
Я воспринял появление кошки как предостережение свыше, и решил прежде чем отломить веточку от Куста, попросить разрешения у Господа и Святой великомученицы Екатерины.Понимая, что просить эту святыню только для себя у меня нет оснований, я решил просить ее, чтобы посадить в Свято-Екатерининском Монастыре в г. Видное, который я знал и который находился в полной разрухе, чтобы Куст Неопалимой Купины помог восстановить монастырь и укрепить верующих.
С этой молитвой я отстоял недолгую службу в Храме, в конце которой монахи вынесли нам Ковчег с мощами Св. Екатерины и дали по серебряному колечку. Это колечко и по сей день со мной.
Когда после службы я вновь подошел к Кусту, то сразу выбрал веточку длиной около 20 сантиметров с тремя почками и положил ее в маленькую бутылку с остатками воды. В этой бутылочке веточка и приехала в Россию.
Через неделю из каждой почки появились листики … а еще через неделю все они завяли. Я понял, что веточке не хватает молитв и поехал в Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Малой Дмитровке, где есть очень красивая икона Св. Екатерины.
Вернувшись домой, я внимательно рассмотрев веточку, и увидел, что под каждым увядшим листком есть «спящая» почка. Разрезав веточку на 3 части, по числу почек, я посадил их снова и начал поливать Святой водой с молитвой. Через четыре дня веточки потемнели…. Я вновь поехал в Храм, понимая, что только Чудо может их оживить … На следующий день утром я увидел, что одна из спящих почек лопнула и из нее буквально изливается яркий ИЗУМРУДНЫЙ свет! До сих пор помню его.
Из почки начала расти новая веточка, а старая, вскоре,совсем засохла и я ее храню.
Летом 2001 г. я приехал в Видное к отцу Тихону, в то время Настоятелю монастыря, и рассказал ему о Кусте и о своем обете посадить Куст в монастыре.
Я предложил посадить его прямо в Храме, который внутри был практически полностью разрушен, однако Владыка Тихон предложил прежде дать Кусту подрасти в домашних условиях и перенести посадку на следующий год. В следующем году я приехал с Кустом, но обсуждая место для посадки, мы поняли, что в Храме для Куста будет темновато, поэтому зиму с 2002 г.- 2003 г. Куст провел на окне в келье игумена Владимира (Маслова).
Однажды зимой, приехав монастырь, я увидел, что перед братским корпусом проходит теплотрасса и снег там растаял, значит корням Куста будет тепло – вот место для Куста! Владыко Тихон благословил сажать там.
В 2003 г. мы с Игуменом Владимиром высадили куст в грунт.На зиму я устанавливал над ним теплицу с подогревом, которую приходилось ежегодно надстраивать, т.к. Куст стал очень мощно расти.
Зимой 2007 г. в морозы случился перебой с электричеством и ветки Куста почти полностью вымерзли, однако корень остался невредим и летом Куст вырос больше чем был раньше.
Перед 350–летием Свято-Екатерининского монастыря Куст зацвел! Это было в августе и это был добрый знак для монастыря, который к 2014 г восстановил свой первоначальный облик, а может быть стал красивее, чем до 1917 года.
В 2012 г. пришлось построить для Куста большой павильон, который стал ему мал уже в следующем году и теперь приходится ежегодно обрезать Куст пред зимой.
В 2012 г. мы с Игуменом Владимиром отсадили отросток Куста на новое место в монастыре, где он растет без всякого обогрева.
Несмотря на то, что зимой ветви вымерзают полностью, корни уже третий год весной дают новые побеги и ветви за лето вырастают на 1,5 метра.
Слава Господу, история Куста продолжается, и я ожидаю новых Чудес!»
Владимир Соколов, октябрь 2015 г., фото автора
Икона Неопалимая купина | Правмир
Какую историю рассказывает нам один из самых сложных иконографических образов Богородицы — Неопалимая купина?
Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!
И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.
И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его
и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев.
И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.
Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.
Икона Неопалимая купина изображает Библейский сюжет о Моисее. Ему явился сам Господь в образе тернового куста, который горел, но не сгорал в огне. Считается, что это видение было прообразом Богоматери. Именно там Господь рассказал Моисею о его предназначении и просил вывести народ Израиля из Египта в Землю Обетованную. Единственный из плененного народа в те времена Моисей вырос свободным и равным египетским вельможам. В сорок лет он впервые увидел свой народ и, пораженный его бедственным положением, убил египтянина, избивавшего раба. Но сорок лет пустыни научили его смирению и открыли дверь в новую духовную жизнь.
«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3: 2).
Описание, толкование и значение иконы Неопалимая купина
Икона Неопалимая купина считается одной из самых сложных по композиции и толкованию образов, заключенных в ней. На иконе Неопалимая купина Богородица изображена вместе с горящим кустом, который когда-то увидел Моисей, пасущий овец. Согласно Ветхому Завету, пророк пришел в горе Синай, где услышал Глас Божий, велевший ему не приближаться и снять обувь. Моисей стоял на месте, которое являлось святой землей. У подножия горы Синай и монастыря Святой Екатерины Неопалимая купина растет и сейчас. Именно у купины святая Екатерина скрывалась, опасаясь, что ее выдадут замуж в то время, когда она хранила себя для Небесного Жениха. Согласно некоторым преданиям в тот день, когда она крестилась, у нее на пальце появилось кольцо, которое она обнаружила на себе, проснувшись. Это был знак от Господа.
Среди благодетелей монастыря часто оказывались влиятельные люди. В 324 году по приказу святой Елены, матери императора Константина, рядом с кустом построили капеллу. Корни знаменитого куста находятся прямо под алтарем монастырского собора, а за алтарем располагается часовня, названная «Неопалимая Купина». Престол часовни находится прямо над корнями купины, обычно его располагают над мощами святых, которые хранятся в часовне. В новом Завете также были события, связанные с этим кустом. Кроме того, они получили глубокое богословское толкование. Дева Мария носила в себе Бога, огонь палящий, но не опаливший человеческое естество. Через Богородицу в мир пришло Спасение — Господь наш Иисус Христос, Агнец Божий, принявший грехи мира.
Читайте также — Иконография чрезвычайных ситуаций
Неопалимая купина. История иконы
В IV в. на иконе изображали горящий куст, а внутри него — образ Богородицы. Чаще всего этим образом была Богоматерь Одигитрию. Это — один из наиболее распространенных образов Девы Марии со младенцем Христом, который, как считается, был написан первоначально самим евангелистом Лукой. В этом образе Богоматерь и Христос не касаются друг друга ликами и Иисус изображен ближе к отроку, чем к младенческому возрасту. По мнению многих искусствоведов, на этой иконе Богородица и Христос ведут беседу.
Именно этот образ Неопалимой купины был известен на Руси, его привозили в наши края монахи-паломники. В VI в. во времена правления Ивана Грозного у иконы Неопалимая купина появились новые детали. В те времена Русь прирастала новыми землями. В ее состав вошли Сибирь, Астрахань, Казань… Русь стала крупнейшей мировой державой и одним из центров православия. Именно в это время, в период правления митрополита Макария, образ перерабатывается. Туда, кроме сюжета о несгорающем кусте, добавляются несколько богословских текстов.
Неопалимая купина становится акафистной иконой. Иконой, призванной прославить Деву Мария. Новая идея Неопалимой купины заключается в том, что Богоматерь собирает вокруг себя весь мир — небо и землю, стихию и силы природы. На икону добавляются два скрещенных ромба — красные и синего или зеленого. Такое сочетание мы видим на образе «Спас в силах». Скрещенные ромбы на этой иконе говорили о представлениях древних людей о том, как устроена наша Вселенная. Красный ромб символизирует землю, а синий или зеленый — небо, выше неба в овале — Силы Небесные. И выше всего, конечно, находится сам Иисус Христос.
На иконе Неопалимая купина ромбы получают дополнительную смысловую нагрузку. Красный ромб символизирует пламя, а зеленый — сам куст, охваченный пламенем. В углах красного ромба изображены евангелисты, что дает нам отсылку к иконе «Спас в силах». Земное пламя на этой иконе пытается охватить Небесное и оказывается не в силах это сделать. Икона говорит нам о том, что защититься от пламени можно верой и молитвой. Внутри одного из ромбов изображены ангелы, которые служат Богородице.
Икона Неопалимая купина собрала в себе множество смыслов и стала очень трудной для толкования. Изменение образа в VI в. несло важную миссию. С присоединением земель предстояла важная задача — показать православие людям, живущих на них. Привлечь их внимание было проще необычными сложными образами. Неопалимая купина отражала величие и глубину православной веры.
Так, на новых образах у Богородицы в руках находятся разные символические образы: лестница, которая отсылает нас к видению пророка Иакова, который увидел лестницу, как образ Богородицы в виде пути от земли до Неба. На некоторых образах присутствует гора или камень, как символ возвышения, облегчения и восхождения к Небу. Лестница христианской жизни приводит человека в Царствие Небесное, где Христос предстает уже в образе Царя Небесного. Таким образом, на Неопалимой купине оказывается два образа Христа — отрока и Царя небесного града. Иногда на иконе Неопалимая купина Богородица держит в руках Врата Иезекииля.
Преподобный Иоанн Дамаскин истолковывал образ Неопалимой купины так:
«Купина была образом Богоматери, и Моисею, намеревающемуся к ней подойти, Бог сказал: “Сними обувь твою с ног твоих…” Итак, если земля святая, на которой был явлен Моисею образ Богородицы, то во сколько раз больше этот образ? Ибо он не только святой, но, осмелюсь сказать, даже среди святых святой».
В чем помогает икона Неопалимая купина
С давних времен иконе приписываются многие чудесные свойства.
- Неопалимой купине часто молятся об избавлении от огня.
- Неопалимая купина помогает во время сильных гроз.
- Во время пожаров с иконой Неопалимая купина часто совершаются крестные ходы.
- Защищает икона и от необдуманных поступков.
- Помогает справиться с физическими и душевными недугами.
Важно помнить, что мы можем молиться перед иконой Неопалимая купина о том, что велит просить нам душа. Потому что у икон нет мистических свойств и не существует иконы отвечающей за ту или иную духовную «епархию». Икона была особо любима у крестьянского населения на Руси. В те времена постройки были деревянными и часто страдали от пожаров, но это не значит, что молиться перед иконой Неопалимая купина можно только для спасения от стихий.
Неопалимая купина. Чудеса иконы
Самое известное чудесное событие, связанное с образом Неопалимой купины — после неустанных молитв перед ней Дмитрий Колошин, который служил конюхом у царя Федора Алексеевича, был освобожден из несправедливого заключения. Благодаря силе его веры и молитвы, Богородица Сама явилась царю, чтобы сообщить о том, что Колошина осудили безвинно, после чего его оправдали. В благодарность за явленное чудо, Дмитрий Колошин, чуть не попавший в опалу окончательно, в 1680 году за свой счет построил храм, который назвали Неопалимой Купиной в честь иконы.
Несмотря на то, что в древние времена пожары случались часто, так как большинство строений были деревянными, прихожан Неопалимовской церкви огонь всегда обходил стороной, а икону во времена сильных пожаров носили вокруг строений.
В 1822 году город Славянск Донецкой области охватили страшные пожары. Причину возгораний никак не могли остановить. Однажды прихожанке местного храма во сне явилось откровение о том, что нужно написать икону Неопалимая купина и отслужить молебен. Практически сразу после этого задержали виновницу поджогов, страдавшую душевным заболеванием и пожары прекратились.
Храмы, где можно увидеть образ
- Самую первую икону «Неопалимая купина», которая появилась на Руси привезли с собой в Москву в 1390 году иноки-паломники из Палестины. Считается, что этот образ был написан у подножия той скалы, где Моисей и увидел пылающий куст. Эта икона до сих пор хранится в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.
- Церковь Неопалимой купины в Сосновном бору (Ленинградская область)
- Собор Петра и Павла что находится на Урале, в поселении Суксун хранит древний список лика Богородицы. Недалеко от Суксуна в поселке Тохторево три века назад находился монастырь. Однажды человек увидел в реке образ Неопалимая купина и принес его в храм. В честь этого события возвели собор. Через некоторое время икона Неопалимая купина оказалась в Суксуне и к месту ее чудесного обретения стали совершать крестный ход.
- Для Свято-Богородице-Неопалимовского кафердального собора построенного в 20 веке в Ульяновске на Афоне был написан образ Богородицы Неопалимая купина, который славится многими исцелениями от недугов по молитве перед ним.
Читайте также — О молении, о бездождии и шаровой молнии
Молитва иконе Неопалимая купина
Тропарь, глас 4
Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.
Ин тропарь, глас той же
В купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.
Кондак, глас 8
Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати cладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.
Традиции праздника Неопалимая купина
В день памяти иконы Неопалимая купина можно читается Акафист Пресвятой Богродице в честь иконы Ея «Неопалимая купина». Дата почитания иконы Неопалимая купина в 2018 году выпадает на 17 сентября (4 сентября по Юлианскому календарю).
Вы прочитали статью Икона Неопалимая купина. Вам может быть интересно:
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
Аудио:
Кондак 1
Взбранной Воеводе, Пречистой и Богообрадованной Деве Богородице, огнезрачныя иконы Своея явлением обрадовавшей Церковь Христову и ею от огненнаго запаления защищающей верныя, похвальное возглашаем пение; Ты же, о, Богомати, Купина Неопалимая нами именуемая, яко имущая державу непобедимую и милосердие многое, ускори на помощь к нам, требующим Твоего заступления, и от всяких бед свободи зовущих Ти:
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Икос 1
Ангелов Царице и всея твари Владычице Госпоже Богородице, от ангельских ликов горе приемлющая хвалебное пение, сподоби и нас, земных и перстных, возносити к Тебе гласы хвалы благодарения за премногую милость Твою к роду человеческому. И аще недостойни есмы пети Тя по достоянию, обаче Ты, яко благая, не возгнушайся наших недовлеющих похвал и, яко Сын Твой две лепте вдовицы милостивно прият, тако любоблагоутробно услыши нас, со умилением Тебе вопиющих:
Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем неопальне носившая;
Радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая.
Радуйся, силу адову пречестным рождеством Твоим упразднившая;
Радуйся, Адама и Еву древняго проклятия свободившая.
Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно послужившая;
Радуйся, Творца небесе и земли безсеменно воплотившая.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 2
Видя Моисей на Синаи купину огнем горевшую и не сгоравшую, ужасеся, и се бысть глас к нему Божественный от купины: Иззуй сапоги от ногу твоею: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть. Сего послушающе, и мы, смиреннии, таинство воплощения Бога Слова от Пречистыя Девы, чудом неопалимыя купины прообразованное, исповедуем, и со страхом поклоняемся месту явления Божия, зовуще Зиждителю всяческих: Аллилуиа.
Икос 2
Разум человеческий не может постигнути таинства смотрения Божия, от сложения мира искупление падшего человечества предопределившаго в Совете превечном Триипостаснаго Божества, обаче Духом Святым вдохновленныя святии Божии пророцы, издалече предзряще чудо чудес, яко Творец рабий зрак восприимет, спасти хотя дело рук Своих от погибели вечныя, возвещаху прообразы и пророчествы неложными имущее совершитися искупление рода человеча обетованным Искупителем, Емуже Ты, Всечистая, плоть взаимодавши, сподобилася еси быти Мати Господа Твоего, внушающаго нам вопити к Тебе:
Радуйся, огнезрачная палато на херувимех Седящаго;
Радуйся, светоносная ложнице серафимом Повелевающаго.
Радуйся, одре Царя великаго верху горы небесныя;
Радуйся, престоле одушевленный Обладающаго горними и дольними.
Радуйся, кивоте освященный Божества, Святая Святых больший;
Радуйся, стамно всезлатая, в Нейже манна спасительная уготовася, плоть и кровь Божественнаго Агнца.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 3
Силою Всевышняго действующи, Владычице преблагая, силу естества огненнаго укрощаеши святою иконою Твоею и многа чудеса ею содеваеши во вселенней; темже род христианский ублажает Тя гласы хвалебными и в бедах внезапных, наипаче же во время огненнаго запаления, к Тебе молитвенно притекает, приемля помощь от Тебе благовременну. Сего ради благодарственно вопием прославльшему Тя Царю славы Христу: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи любовь велию к людем, искупленным честною кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистая, прияла еси от Него власть строити и покрывати род христианский; Ты бо грешником еси споручница покаяния их пред Творцем, ненадежным надежда спасения, бедствующим скорая помощь, погибшим взыскание державное и всему миру покров. Тебе, милосердой и благолюбивой заступнице нашей, за любовь любовию воздающе, смиренномудренне глаголем:
Радуйся, радосте всемирная, Еюже слезы отъемлются от очес страждущих и скорбящих;
Радуйся, прибежище благоотишное, в Немже спасаются обуреваемии бурею страстей житейскаго моря.
Радуйся, утолительнице всемогущая праведно движимаго на нас гнева Божия;
Радуйся, пламень огня угашающая росою молитв Твоих пред Престолом Вседержителя.
Радуйся, от грома и молнии соблюдающая предстательством Твоим небесным;
Радуйся, помощь Твою святую благовременно подающая всякой души, верно Тебе молящейся.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 4
Буря огненная егда найдет на нас внезапно и пламень грады и веси наша обымет, тогда, Госпоже Всемилостивая, ускори на помощь к нам безпомощным и иконою Твоею честною защити и избави нас от огненнаго наказания, егоже сотворихомся достойни грех наших ради, Тебе бо грешнии имамы заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и, прославляюще силу молитв Твоих, рождшемуся от Тебе Спасу мира зовем: Аллилуиа.
Икос 4
Слышим и видим чудеса велия, от иконы Твоея бываемая, Царице наша Всеблагая, юже даровала еси нам во утешение и защиту в несчастиих; се бо и всепоядающий огнь изнемогает в силе своей пред силою благодатною Твоего пречистаго образа, якоже многажды видехом и испытахом, Неопалимую Купину Тя именующе в изображении сего Твоего образа и пред ним воспевающе гласы хвалебными сице:
Радуйся, молитвеннице неусыпающая ко Христу Богу, на милость к нам Его преклоняющая;
Радуйся, кару Божию за беззакония наша от глав наших отводящая.
Радуйся, ризою Твоею честною от всяких несчастий нас сохраняющая;
Радуйся, Матерним покровом щедрот Твоих жилища наша от огня и грома соблюдающая.
Радуйся, всемилостивая услышительнице гласов наших молебных в скорби и обстоянии;
Радуйся, державная скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 5
Боготечная звезда, икона Твоя всечестная, Богородице Дево, во всем мире чудес множеством благодатно сияет и просвещает души и сердца человеческая к познанию велия Твоего милосердия, имже род христианский покрываеши и заступаеши, яко Мати благосердая. О сем радующеся, благодарим Христа Бога, Тебе, Матерь Свою по плоти, и нам в Матерь по духу даровавшаго, и зовем Ему во умилении глубоцем: Аллилуиа.
Икос 5
Видим икону Твою, Владычице, яко воистину купину неопалимую, во огни несгорающую и присутствием своим жилища человеческая в пламени несгораемыми соделывающую; Тебе бо дадеся благодать свыше силу естества огненнаго укрощати, Огнь Божества во чреве Твоем неопально вместившей. Сея же благодати и пречистый образ Твой причастен показася, темже от верных Неопалимая Купина наименовася, егоже мы чествуем благолепно и Тебе хвалебно вопием:
Радуйся, Свеще Неугасимая, в молитвах Своих у Престола Господа присногорящая;
Радуйся, огнем любве Божия и наша хладная сердца воспламеняющая.
Радуйся, сению молитв Твоих зной страстей наших прохлаждающая;
Радуйся, в час скорби и недоумения помыслы душеполезныя нам низпосылающая.
Радуйся, во время безпомощия нашего, егда бедствуем и не имамы помогающего, на помощь к нам ускоряющая;
Радуйся, в годину несчастий внезапных державною рукою Твоею от погибели нас исхищающая.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 6
Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородительнице, яко песка морскаго и звезд небесных множае суть; от востока бо и до запада хвально имя Твое чудесы и несть града или страны, идеже не совершися Тобою действо силы Божия во избавление и спасение, просвещение и исцеление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи милости и щедрот бедствующему и болящему человечеству. Сего ради славословим Тя гласы песней духовных, и вопием Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияла еси в светолитии божественныя славы, Дево Богоотроковице, Младенца предвечнаго Господа Иисуса Христа на руку Твоею держащи и ликом сил ангельских окружаема, якоже Тя видим на иконе изображенную, моисейскую Неопалимую Купину таинственно пронареченную, от неяже дары благодатныя верным даруеши, от огня и грома спасаеши, недужныя врачуеши, скорбящия утешаеши и всем вся благая и душеполезная низпосылаеши, во еже пети Тебе гласы немолчными сице:
Радуйся, о Нейже радуется и торжествует ангельский собор и человеческий род;
Радуйся, Еяже слава превосходит похвалы земныя и небесныя.
Радуйся, от горних высот всю вселенную Матернею любовию Твоею назирающая;
Радуйся, юдоль земную многоскорбную благодеянии Твоими посещающая.
Радуйся, нейсчетною благостынею Твоею не оставляющая презренныя и отверженныя;
Радуйся, сердоболием Твоим от рова погибельнаго исхищающая безнадежных.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 7
Хотя Господь явити любовь Свою к людем, искупленным Его кровию, дарова нам в покров и защиту Матерь Свою Пренепорочную и Сию сотвори прибежище благоотишное всякой души христианстей, скорбящей и озлобленней, помощи и милости требующей. Ведуще убо таковое милосердное служение Твое роду человеческому, Владычице Всеблагая, к Тебе очи наши в скорбех возводим и руце молебно простираем, утешения от Тебе единыя просяще, да спасеши нас предстательством Твоим от скорбей временных и вечных и сподобиши на земли живых, в радости святых пети Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Дивно прославила еси чудесы икону Твою святую, Неопалимая Купина именуемую, Богородице Дево, еюже грады и веси от запаления огненнаго и молниеноснаго грома соблюдаеши и домы верных благословляеши, в нихже чествуется благоговейно пречистаго лика Твоего подобие. Сего ради, яко дар многоценен, образ Твой благодатный радостно приемлем, достодолжным поклонением почитаем и Тя по долгу ублажаем благохвалении сими:
Радуйся, алавастре врачевания, на всякий недуг врачевство содержащий;
Радуйся, мироположнице благоухания Христова, облагоухавшего падшее человечество.
Радуйся, узы греховныя разрешающая кающимся грешником;
Радуйся, пленицы страстей сокрушающая подвизающимся о чистоте.
Радуйся, дев младопитательнице и матерей тихое веселие;
Радуйся, вдов заступнице и сирот благосердое призрение.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 8
Странно есть видети, яко икона Твоя, Владычице, на дске написанная и по естеству своему огненному действу подверженная, силу пачеестественную являет и присутствием своим силу огня укрощает. Познающе в сем силу Божию и Твоих молитв действо, величаем возвеличившаго Тя Зиждителя всяческих Бога, во отраду и утешение нам даровавшаго образ Твой чудотворный и сим спасающаго нас от огненнаго запаления, да присно зовем Ему благодарственно и хвалебно: Аллилуиа.
Икос 8
Весь мир христианский славит имя Твое преблагословенное, Марие Богородице, и всякому верному сладостно и утешительно есть взирати на пречистаго лика Твоего подобие, имже обыкла еси являти многая и преславная чудеса. Се и мы, смиреннии, Твою святую икону видяще, благолепно ей поклоняемся и с любовию ю лобызаем, чающе от нея помощи и заступления Твоего державнаго, наипаче же во время беспомощия нашего, егда грех ради наших огненное запаление на ны найдет внезапно, да спасаеми Тобою от погибельнаго пламене, благодарственными усты Тебе вопием:
Радуйся, нерукотворенная скиние Бога Слова, херувим превысшая и серафимы превосходящая святынею и чистотою;
Радуйся, облаче легкий Солнца правды, Имже Небесный к земным прииде, да на небо с Собою возведет.
Радуйся, райския двери отверзшая падшему человечеству Рождеством Твоим Святым;
Радуйся, небо и землю воедино совокупльшая, во еже пети Тебе и Рождшемуся от Тебе немолчныя хвалы.
Радуйся, Божественный источниче, Воду жизни источивый, от Негоже пиющии ктому не умирают;
Радуйся, Грозд спасения возрастившая благословенная лозо, вино безсмертия искапающий человеком.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 9
Всяку похвалу превосходит слава Твоя, Преблагословенная и Препрославленная Мати Господа нашего; недоумевают бо и уми безплотнии пети Тя по достоянию, паче же нам земным и перстным сие неудобно есть, обаче любовию к Тебе побеждаеми, дерзаем приносити Тебе посильное пение хвалы и благодарения за премногую милость Твою к роду человеческому, егоже возлюбила еси и емуже благотворити не престаеши, подвизающи всяк возраст верных взывати рождшемуся от Тебе Спасу Христу: Аллилуиа.
Икос 9
Витии человечестии изнемогают постигнути великую тайну Твоего приснодевства, Богородительнице, юже утаи Господь от премудрых века сего и верою откры смиренным и благоговейным, пытливаго испытания чуждым, от нихже православно и несумненно до Рождества и в Рождестве, и по Рождестве Дева проповедуешися. Приими убо, о, Мати и Дево, и наше о сем исповедание вседушевное и укрепи нас последовати Тебе житием непорочным и сердечною чистотою, да возможем благоугодно воспевати Тебе песни сицевыя:
Радуйся, крине белоснежный девства и чистоты, неувядаемо цветущий горе;
Радуйся, к девству и чистоте невидимо руководствующая живущих доле.
Радуйся, матерство и девство в Себе чудно сочетавшая;
Радуйся, во обою непорочно и свято Себе соблюдшая.
Радуйся, иноческих ликов предводительнице в девстве богоугоднем;
Радуйся, девственных полков начальнице в чистоте души и тела.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 10
Спасение человеческое устрояя, Един от Троицы воплотитися от Тебе изволи, Богоневесто Владычице, естество человеческое прославив седением одесную Отца на престоле Божества, яко Сын Единородный, Тойже и Сын Твой по плоти бысть и Тебе с Собою прослави славою, превысшею всякия славы, еяже добротою осеняема, не забываеши милостивно род человеческий, но молитвенно предстательствуеши пред Творцем, в Троице Единым, о всех верно поющих Ему славословия песнь: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси девственным ликом и иноческим собором, Богородице Дево, и всем усердно к Тебе в молитвах притекающим, икону же Твою святую благоговейно чествующим; Тебе бо единей даровася от Господа благодать всемирнаго заступления и верных в девстве и чистоте утверждения. Темже непорочнаго жития рачителие под Матерний покров Твой от бури страстей прибегают и благоотишие душевное находят, согласно Тебе взывающе:
Радуйся, иноков и инокинь благочестивых изрядная покровительнице и теплая к Богу о них ходатаице;
Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих всегдашняя помощнице и в подвизех духовных руководительнице.
Радуйся, юных наставнице целомудрия и воздержания;
Радуйся, старцев благоговейных упокоение и отрадо.
Радуйся, домы и семейства христианския осеняющая благим Твоим покровом;
Радуйся, всяк возраст верных сподобляющая Твоего благосердаго попечения.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 11
Пение хвалебное приносит Тебе немолчно святая Христова Церковь, Всепетая Владычице, возвещающи милости Твоя и чудеса, имиже обогатися вся вселенная. Воистину, кто бо, якоже Ты, скоропослушлива есть к молитвенным прошением нашим? Но и самая прошения обыкла еси предваряти, милующи и ущедряющи требующих помощи Твоея святыя, еяже не лиши и нас смиренных, в час сей поющих во славу имене Твоего и вопиющих Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарная Твоя икона, Богомати Пречистая, просвещает потемненныя грехми души наша сиянием Божественных чудес, в нихже познаем Божия всемогущества силу и Твое милосердие неисчетное, присно готовое способствовати нам в покаянии и обращении от злых дел на путь спасения. Молим убо Тебе, Всеблагая, не остави нас заблуждати в дебрех грехов и страстей, но приведи к тихому пристанищу благочестнаго и богоугоднаго жития, да возможем достойно приносити Тебе сия песненныя дары:
Радуйся, враги наша невидимыя запинающая бодренною Твоею молитвою;
Радуйся, сим не попускающая обладати нами насилием смертнаго сего телесе.
Радуйся, яко беси имене Твоего святаго боятся и трепещут;
Радуйся, яко икона Твоя честная всяку силу диаволю присутствием своим прогоняет.
Радуйся, подвижников благочестия укрепляющая в брани духовной со враги спасения человеческаго;
Радуйся, в час кончины помогающая любовь и веру к Тебе имущим.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 12
Благодати Божия причастну исповедуем Твою святую икону, богоблагодатная Дево, и светло торжествуем праздник ея явления; во образе бо неопалимыя купины сия явльшися, тожде и действо показует своими чудесы, от огненнаго пламене сохраняющи и соблюдающи жилища наша своим присутствием. Сию убо, яко щит и забрало, имуще, Тебе, помощницу нашу державную, хвалами песненными ублажаем и рождшемуся от Тебе Спасителю нашему вопием: Аллилуиа.
Икос 12
Поем Тя, Богородительнице, едину надежду и упование наше, исповедуем милости Твоя, не таим чудес Твоих, прославляем неисчетную благость Твою к роду христианскому, благословляем имя Твое святое, еже воистину миро излиянное есть любящим Тя, благоуханием духовным исполняющее благочестивыя души. Облагоухай убо и нас, Владычице, смердящих страстьми греховными, и сподоби чистым сердцем и нескверными усты взывати к Тебе:
Радуйся, миро источающая сладостное и душеспасительное, имже умащаются сердца боголюбивая;
Радуйся, недуги душевныя и телесныя врачующая единым прикосновением к иконе Твоей святей.
Радуйся, водительнице благая, на путь благоугождения и спасения направляющая кающихся грешников;
Радуйся, лествицею добродетелей возводящая подвижников Христовых ко вратам Царствия Небеснаго.
Радуйся, смиренных и терпеливых страдальцев венчающая утешением благодатным;
Радуйся, изгнанных и гонимых безвинно услаждающая предвкушением блаженства райскаго.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 13
О, всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово и Неопалимая Купина от нас недостойных именуемая! Вонми гласу молений и пений наших, пред святою иконою Твоею усердно Тебе возносимому, и теплою молитвою Твоею ко Господу огня временнаго и вечнаго избави нас, хвалящих имя Твое и прославляющих чудеса Твоя, Сыну же Твоему и Богу нашему вопиющих: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Царице …» и 1-й кондак «Взбранной Воеводе …».
Молитва
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содевающи, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всяко благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны, немощныя и грешныя, Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, Церковь Святую, храм сей (или: обитель сию) и вся ны, припадающия к Тебе с верою и любовию и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехми многими и не имущих дерзновения ко Христу Богу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти; Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприемнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестиваго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгораются домы наша или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение, да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя покланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.
значение и история образа, в чем помогает, куда повесить в доме это изображение Богородицы, о чем молятся и от чего защищает, молитва
Содержание страницы
Почему в каждом доме на Руси была икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
Богоматерь «Неопалимая Купина». Конец XVI века. Соловецкий монастырь
Иконография Богородицы Неопалимая Купина была настолько распространена на Руси, что, пожалуй не один дом не обходился без этой художественно изысканной, полной богословских смыслов, иконы.
Образ Неопалимая Купина был популярен именно в русской народной среде, он массово воспроизводился небезызвестной фирмой «Жако», начинавшей свою деятельность с фабричного производства жестяных конфетных коробочек.
Полезные материалы
Со временем они переключились на иконы, и, стали печатать наиболее востребованные образы, посредством хромолитографии, – фабричной накатки краски по металлическому листу. Иконы, производства братьев Жако, неплохо хранились и часто встречаются в домах и в наше время.
История образа
Неопалимая Купина, икона Божией Матери
Датировки: XIX в.
Материал: Дерево, темпера
Размеры иконы: высота 35,5 см, ширина 31 см
Многофигурная композиция с неглубоким ковчегом выполнена в иконной манере, в технике миниатюрного письма. В среднике по центру помещено изображение Богоматери с Младенцем на фоне темно-синего ромба, среди золотых звезд, в круглой мандорле с золотыми лучами. По углам ромба — ангелы Господни. Ромб наложен на другой киноварного цвета, с поворотом на 90 градусов, в углах его символы евангелистов. В сегментах между ромбами 8 ангелов с огнем, ларцами, чашами, фонарем. В левом верхнем углу — видение Моисея на Синайской горе, справа — Исайя, Серафим, Облачный Спас. Слева внизу: видение Иезекиилю справа внизу — видение Иакову. Цвета одежд киноварные, зеленые, вишневые, местами с ассистом. Фон средника золотой. По лузге обводка в три цвета черный, красный, белый.
Инв. № КХМ КП 03292.© Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Пропедевтическое истолкование ветхозаветных текстов наделило этот образ Богородицы глубоким смыслом. В основе его лежит древнее церковное славословии, сравнивающее Пречистую Деву с Неопалимой купиной, – кустом, объятым пламенем, который увидел пророк на святой горе. Церковное предание истолковывает это видение как прообраз Боговоплощения.
По тексту Ветхого Завета (Книга Исход 3, 2–4) Ангел Иеговы (или Иегова) явился пророку Моисею в пустыне при горе Хориве для того, чтобы призвать его к избавлению еврейского народа от египетского пленения и к образованию из него втехозаветной церкви Божией:
«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды терноваго куста (в древнем славянском тексте «явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины»). И увидел он, что «терновый куст горит огнем, но куст не сгарает», («купина горит огнем, купина же не сгараше»). Дал Моисей говорит, что пойдет взглянуть на чудо, отчего куст не сгорает в пламени? Господь увидел, что он идет смотреть, и, в этот момент взывает к нему из куста, – купины ««и сказал (Господь): Моисей, Моисей! Он сказал: вот я!» ».
Образ Богоявления так сильно отпечатался в сердце пророка, что перед смертью, благословляя двенадцать колен Израилевых, называет Бога «явившимся в купине» (обитающим в купине).Патрологическое понимание чуда нашло выражение в литургических текстах и гимнографии, что в свою очередь не могло не повлиять на художественную сторону церковной жизни. Один из древних богослужебных догматиков – «Якоже купина не сгараше опаляема, тако, Дево, родила еси и Дева пребыла еси». Составление догматика приписывается св. Иоанну Дамаскину, его толкование образа Неопалимой Купины как бы подытоживает святоотеческую мысль:
«Купина была образом Богоматери, и Моисею, намеревающемуся к ней подойти, Бог сказал: “Сними обувь твою с ног твоих…” Итак, если земля святая, на которой был явлен Моисею образ Богородицы, то во сколько раз больше этот образ? Ибо он не только святой, но, осмелюсь сказать, даже среди святых святой».
Моисей у Неопалимой Купины. XII в., Египет, монастырь св. Екатерины на Синае
Самые ранние изображения этого иконописного типа можно увидеть на страницах «Христианской Топографии», греческой рукописи, принадлежащей перу византийского купца, Косьмы Индикоплевса, датируется шестым веком. Это своеобразный свод знаний христианской ойкумены. Греческий вариант книги находится в Ватикане, она богато и изысканно иллюстрирована. Рукопись была широко известна в домонгольской Руси.
В монастыре Хора, находящимся в наше время на территории Турции находится фреска, изображающаяся момент Богоявления пророку Моисею, она так же имеет значение прообраза, – в кусте художник изобразил Богородицу в виде Знамения (Оранты), с Младенцем на руках. Фреска датируется четырнадцатым веком, это хорошо известное на тот момент, осмысленное изображение. В знаменитом синайском монастыре св. Екатерины есть фресковое изображение Богородицы, объятой языками пламени, так же в позе Оранты.
Древнейшая русская икона Неопалимой Купины находится в Московском Благовещенском соборе; по преданию, она имеет восточное происхождение, в Москву была привезена в конце четырнадцатого века палестинскими монахами. Считается, что она написана на камне скалы Хорив, где Господь говорил с пророком Моисеем из горящего куста.
Два типа изображения
Иконописный тип Неопалимая Купина можно условно разделить на два закрепившихся в каноне, извода. Первый связан с историческим ветхозаветным, а второй с богословских пониманием чуда.
Первый извод считается несколько архаичным выражением богословской мысли. Он получил небольшое хождение в России и был распространен очень недолго. Возможно, потому, что такие изображения считались аллегориями, сроди фрескам из римских катакомб, изображающим Христа символично, в виде ангца или рыбы. Известно, что св. патриарх Никон боролся с иконами этого типа.
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
Например, так называемое «Отечество» или «Всевидящее око» сохранились, в основном, в старообрядческой среде. Образ представляет Купину в виде объятого огнем тернового куста, над которым как бы парит в воздухе, изображенная по пояс Пречистая Дева с Младенцем.
Иногда, нижняя часть иконы дополняется изображением пророка Моисея, пасущего стадо овечек или снимающего обувь, перед тем как ступить на святое место.
Намного большую известность получил второй иконописный извод Неопалимой Купины. На иконе изображают восьмигранную звезду, как бы обрамляющую Богоматерь с Младенцем. Звезда состоит из двух перекрещивающихся квадратов или ромбов, немного неправильной, вытянутой формы.
Один из них окрашен в красный киноварный цвет и символизирует собой образ божественного пламени, второй может быть зеленого или синего цвета, в напоминание о неиссякаемой вечной свежести Неопалимой Купины, ещё одно его значение – Приснодевство Богородицы. Пересекающиеся геометрические фигуры образуют собой звезду, в центре которого — Пречистая Дева.
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
По углам иконной композиции изображены светила небесные, а в красных лучах своеобразной мандорлы или звезды, окружающей Богородицы – так называемые «тетраморфы», это мистические существа, описанные по своим таинственных видениям, пророком Иезекиилем и Апостолом Евангелистом Иоанном Богословом.
Образы мужа, льва, тельца и орла, — эмблемы четырех апостолов-евангелистов. В зеленых лучах или красных (вариаций много) пишутся Небесные Силы Бесплотные – архангелы с их атрибутами: архистратиг Михаил с жезлом или мечом, Гавриил с ветвью благовестия или лилией, Рафаил с «сосудом алавастровым», Уриил с мечом огненным, Варахиил с гроздью виноградной, Иегудиил и Салафиил с кадилами.
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
Икона Неопалимой Купины имеет несколько вариаций. Иногда, Богородица держит в руке «лествицу», в знак того, что Она возвела человечество от земли к Царствию Небесному, – это ещё один ветхозаветный прообраз Богородицы, написанный по сновидению патриарха Иакова.
По углам иконы могут быть показаны ветхозаветные пророческие видения, связанные с воплощением Христа: в левом верхнем — видение Моисею Купины, в правом верхнем — видение пророка Исайи: Серафим, держащий в щипцах раскаленный уголь, в нижнем левом углу, — видение затворенных врат пророку Иезекиилю, справа – небесной лествицы Иакова. На некоторых изводах присутствует элемент «мира горнего» — гора или камень, ещё один символ восхождения к Небу.
Молитва Неопалимой Купине присутствует во многих молитвословах, любят верующие и храм Неопалимая Купина.
Со временем Неопалимая Купина получает новое значение акафистной иконы, теперь ее сложная аллегорическая композиция призвана прославить Богородицу. Суть её, в идее божественного домостроительства, устройства Церкви земной и Небесной, последовательно идущей через ветхозаветное обетование о Спасителе к реальному земному Боговоплощению. Аналогичное цветовое сочетание ромбов (синее и красное) присутствует на иконе Господа “Спас в силах”.
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
Случаи чудесной помощи
С начала появления иконы на Руси, уже с пятнадцатого века, записаны свидетельства о ее чудесной помощи. Самое известное чудо от иконы Неопалимой Купины произошло в семнадцатом веке, с личным стременным, конюхом царя Фёдора Алексеевича, Димитрием Колошиным. Он глубоко почитал Богородицу и всегда кланялся ее иконе, висевшей в сенях Грановитой палаты. Однажды, конюх был оклеветан и попал в царскую немилость.
Он прибег к молитве Богородице, как к главному средству помощи, так как все его земные возможности были исчерпаны, не помогли даже связи с известными царедворцами. Он слезно молился у иконы Царице Небесной, и, по молитве его, царю во явилась Сама Богородица и сказала тому о невиновности Димитрия.
Было назначено расследование, доказавшее невиновность царского стременного. В благодарность своей Заступнице Димитрий Колошин построил единственный в Москве храм иконы Неопалимая Купина.
День празднования
Празднование иконы установлено в день памяти св. пророка Моисея 17 сентября.
О чем молятся пред этим образом
Неопалимая Купина, икона Божией Матери, Избранные святые
Датировки: XVIII в. XVIII – XIX век.
Материал: Дерево, левкас, темпера
Размеры иконы: высота 35,5 см, ширина 30 см
В центральной части иконы Богоматерь с Младенцем изображены на фоне восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину другой зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. По углам красного четырёхугольника символы евангелистов. Неопалимая Купина окружена ангелами. Основной сюжет обрамлен изображениями святых.
КП 0236. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Перед иконой Богородицы Неопалимая Купина традиционно молятся о сохранении от пожара и удара молнией. Богородицу просят об Её заступничестве, участии в жизни, наставлении, защите наших душ от огня геены, о сохранении веры и Церкви. Так же Пречистую молят об исцелении души и тела.
В доме образ Божией Матери «Неопалимая Купина» можно разместить в святом уголке, вместе с остальными иконами.
Особо почитаемые иконы
В настоящее время осталось не так много храмов, в которых имеются древние образы Неопалимой Купины. Красивейшая икона семнадцатого века ведет свое бытование в Оружейной Палате.
Самый древний, дошедший до нас образ, хранится в уже упомянутом Благовещенском Соборе Кремля. Чтимому списку иконы можно поклониться в одноименном храме, который находится на московском Патриаршьем подворье в Очаково-Матвеевском районе Москвы.
Адрес храма: г. Москва, Мичуринский пр-т (Олимпийская деревня), напротив вл. 15.
Неопалимая Купина — своего рода хранительницей дома или храма. Когда хозяева уезжали в путешествие, это икону часто оставляли, как бы поручая ей защиту дома от пожара. В молитве к иконе читаем
«..В час же гро́знаго посеще́ния Бо́жия, егда́ огне́м возгоря́тся до́мы на́ша, или молниено́сным гро́мом устраша́еми бу́дем, яви́ нам ми́лостивное Твое́ заступле́ние и держа́вное вспоможе́ние..».
Как Боговоплощение не опалило огнем Пречистую Деву, так и ее святой образ сбережет дом от огня. На Синае традиционно поют службу иконе во время сильной грозы, а на Руси икону обносили вокруг жилища, во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня. Есть предание о том, что образ специально оставляли в доме, веруя, что его благодать Божья погасит пламя.
Автор: Ксения Филина
Молитва Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Неопалимая Купина»
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю и пречестно́ю ико́ною Твое́ю, е́юже ди́вны и пресла́вны чудеса́ содева́еши, от о́гненнаго запале́ния и молниено́снаго гро́ма жили́ща на́ша спаса́вши, неду́жныя исцеля́еши и вся́кое благо́е проше́ние на́ше во бла́го исполня́еши. Смире́нно мо́лим Тя, всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице, сподо́би ны немощны́я и гре́шныя Твоего́ Ма́терняго уча́стия и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, оби́тель сию́, всю страну́ на́шу правосла́вную, и вся ны припа́дающия к Тебе́ с ве́рою и любо́вию, и умиле́нно прося́щия со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая, умилосе́рдися на нас, обурева́емых греха́ми мно́гими и не иму́щих дерзнове́ния ко Христу́ Го́споду, проси́ти Его о поми́ловании и проще́нии, но Тебе́ предлага́ем к Нему́ на умоле́ние Ма́терь Его́ по пло́ти: Ты же, Всеблага́я, простри́ к Нему́ Богоприи́мнии ру́це Твои́ и предста́тельствуй за нас пред Бла́гостию Его́, прося́ще нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны, и до́браго отве́та на стра́шнем Суде́ Его́. В час же гро́знаго посеще́ния Бо́жия, егда́ огне́м возгоря́тся до́мы на́ша, или молниено́сным гро́мом устраша́еми бу́дем, яви́ нам ми́лостивное Твое́ заступле́ние и держа́вное вспоможе́ние: да спаса́еми всеси́льными Твои́ми ко Го́споду моли́твами вре́меннаго наказа́ния Бо́жия зде избе́гнем и ве́чное блаже́нство ра́йское та́мо унасле́дуем: и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пное и́мя поклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
^sss^Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина»^sss^
Неопалимая купина — это… Что такое Неопалимая купина?
Неопали́мая купина́ — в Пятикнижии горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.
Скорее всего, реальным прообразом Неопалимой Купины послужило растение ясенец белый, встречающееся на Синайском полуострове, выделяющее летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце.
В христианстве
В христианстве Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.
Неопалимая купина в монастыре святой Екатерины
В православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове почитается куст, по преданию считающийся Неопалимой Купиной.
В монастыре в IV веке была построена часовня Неопалимой Купины. О ней и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия:
Интерьер часовни Неопалимой Купины(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского) 1857 год)
|
Престол часовни расположен не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины.[2] Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.[3]
Неопалимая Купина в иконописи
Икона Богородицы Неопалимая Купина
В православии наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.
В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево.
Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений.
В целом эта тема нашла свое отражение во многих богослужебных текстах, откуда, очевидно, и была заимствована (ср. напр. «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» — Акафист Богоматери, кондак IX и др.). Предание, повествующее о чудесах, совершенных иконой, не сохранило истории ее обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI века.
Празднование иконе совершается 4 сентября (по юлианскому календарю).
Почитание
Икона «Неопалимая Купина» почитается как заступница при пожарах. В день её празднования отмечается профессиональный праздник День спасателя Украины.
Примечания
Литература
- Гладышева Е. В., Нерсесян Л. В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству.
Ccылки
Богоматерь «Неопалимая Купина»
Wikimedia Foundation. 2010.
Горящий куст — определение горящего куста по The Free Dictionary
Я думаю, сэр, когда Бог проявляет Свое присутствие через нас, мы подобны горящему кусту: Моисей никогда не обращал внимания, что это был за куст — он видел только сияние Господа. Что это делает: Когда Моисей бежал из Египта, он работал пастырем у Иофора, своего тестя, и, пас его стада, Ангел Господень явился ему из горящего куста, который не сгорел, и Бог воззвал к нему с середины куста и сказал: «Вот я».(Исход: купите четыре, чтобы купить одного бересклета Alatus за 8,99 фунтов стерлингов (код GA036) или закажите четыре только за 17,98 фунтов стерлингов (код h292)) — ПОЛОВИННАЯ ЦЕНА Бересклет Euonymus alatus, известный как « Горящий куст », добавляет столь необходимую вспышку цвета в сад в качестве бесплатной доставки в течение 14 дней. Листва, известная обычно как «горящий куст», особенно впечатляет. Бог заманил Моисея горящим кустом и сказал ему божественное имя, чтобы он мог погрузиться в тайну Зрелище горящего куста предназначалось не только Моисею.Все это также построено вокруг особой теологии, которая кратко изложена в предисловии; затем он последовательно разворачивается в трех теофании, содержащихся в произведении: Неопалимая купина и два восхождения на Синай. Считается, что этот регион хранит горящий куст, из которого Бог впервые явился Моисею, включая множество сокровищниц. иконы и рукописи. Однако было замечено, что кролик бежит в горящий куст. На его бицепсе написано ehiyeh asher ehiyeh, или «Я есть то, что есть».«Это то, что Бог говорит Моисею в горящем кусте после того, как Моисей спрашивает, как его назвать. Этот горящий куст является странным. Это происходит, конечно, от Моисея и откровения, которое он получил еще в 3-й главе Исхода:« И, вот, куст сгорел в огне, а куст не сгорел ». Шотландцы считают его эмблемой пресвитерианской церкви, восходящей к типографу Джорджу Моссману, который включил его в свой титульный лист« Актов и трудов 1691 года ». .. «Сияние молнии обновляет горящий куст города..Горящий куст — Викисловарь
английский [править]
Этимология [править]
(Эта этимология отсутствует или является неполной. Пожалуйста, дополните ее или обсудите в скриптории этимологии.)
Существительное [править]
горящий куст ( множественное число горящий куст )
- (Иудаизм, христианство) Библейский объект, описанный в Исходе 3: 1-22, используемый Яхве для общения с Моисеем.
- Любое растение нескольких видов Бересклет :
- Крылатый веретенообразный или крылатый бересклет ( Euonymus alatus ) с ярко-пурпурной осенней листвой, произрастающий в Восточной Азии, распространен как декоративный и инвазивный в Северной Америке.
- Западный горящий куст ( Euonymus occidentalis ), произрастающий в западной части Северной Америки
- Восточный горящий куст ( Euonymus atropurpureus ), декоративный кустарник, произрастающий на Среднем Западе США и приносящий красную ягоду.
- Многолетнее растение ( Dictamnus albus ), которое выделяет столько эфирного масла, что иногда его можно поджечь, и оно будет гореть на короткое время, не нанося вреда растению.
- Combretum paniculatum , растение, произрастающее в Африке
- Bassia scoparia (син. Kochia scoparia ), крупное однолетнее растение из семейства Chenopodiaceae, произрастающее в Евразии, завезенное во многие части Северной Америки.
Синонимы [править]
Переводы [править]
Бересклет вообще — см. Шпиндель .горящий куст — это … Что такое горящий куст?
ГОРЯЩИЙ КУСТР — ГОРЯЩИЙ КУСТР, сенех, который связан с откровением Бога Моисею и о котором сказано, что куст сгорел в огне, и куст не сгорел (Исх. 3: 1–4) ). Для растения были предложены различные обозначения. Один…… Энциклопедия иудаизма
Горящий куст — Горящий горящий, а. 1. Это горит; горит; чрезмерно горячий; огненный. [1913 Вебстер] 2.Потребление; интенсивный; воспалительный; захватывающе; неистовый; мощный; как, пылающий рвением. [1913 Webster] Как молодая гончая на пылающий запах. Драйден. [1913…… Международный коллаборативный словарь английского языка
горящая втулка — н. [после библейского горящего куста: Исх. 3: 2] ☆ 1. любой из нескольких американских кустарников (род Euonymus) семейства древовидных, с ярко-красными плодами или листьями 2. ГАЗОВЫЙ ЗАВОД… Словарь английского языка
Горящий куст — Чтобы узнать о других значениях, см. Горящий куст (значения).Бог является Моисею в Неопалимой купине. Картина из Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Горящий куст — объект, описанный в Книге Исход (3: 1 21) как находящийся на горе…… Wikipedia
горящий куст — 1. Библия. куст, который горел огнем и … не сгорел, из которого ангел говорил с Моисеем. (Исх. 3: 2). 2. Также называемый жареным кустом, летний кипарис. Кустарниковое растение Kochia scoparia из семейства гусиных с густой перистой листвой…… Universalium
горящий куст — firebush firebush n.1. Вечнозеленый южноамериканский кустарник * {Streptosolen jamesonii}) с эффектными оранжевыми цветками в форме трубы; выращивается как декоративное или комнатное растение. Синоним: мармеладный куст, {Streptosolen jamesonii}. [WordNet 1.5] 2. Плотно…… Международный словарь английского языка для сотрудничества
Горящий куст — Wahoo Wa * hoo, n. Любые из различных американских деревьев или кустарников; уточнение: а) некий кустарник ({Evonymus atropurpureus}) с пурпурными коробочками, которые при расхождении обнажают алые арилированные семена; называемый также {горящий куст}.(б) Облепиха каскара. (c)…… Международный коллаборативный словарь английского языка
горящий куст — / ˌbɜnɪŋ ˈbʊʃ / (скажем .berning boosh) существительное 1. любое из различных растений, которые дают летучее и легковоспламеняющееся масло. 2. Любой из различных видов Combretum, листопад с массой мелких красных цветков весной. {Из горящего куста в Исходе…… Австралийский английский словарь
горящий куст — baltasis diktonas statusas T sritis vardynas apibrėžtis Rūtinių šeimos dekoratyvinis, vaistinis nuodingas augalas (Dictamnus albus), paplitęs pietų Europoje ir pietjov.atitikmenys: много. Dictamnus albus angl. горящий куст;…… литовский словарь (lietuvių žodynas)
горящий куст — diktonas statusas T sritis vardynas apibrėžtis Rūtinių (Rutaceae) šeimos augalųgentis (Dictamnus). atitikmenys: много. Dictamnus angl. горящий куст; диттани; fraxinella vok. Диптам рус. ясенец ленк. dyptam… Dekoratyvinių augalų vardynas
горящий куст — куст, описанный в Книге Исхода, который горел огнем, но не сгорел… Современный английский словарь