Общество потребления это: Общество потребления | Блог 4brain

Содержание

Общество потребления — это… Что такое Общество потребления?

Общество потребления (англ. Consumer society) — метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества.[источник не указан 576 дней]

Впервые термин ввел немецкий социолог Эрих Фромм.

Общество потребления возникает в результате развития капитализма[1], сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

Черты общества потребления

  • В потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза — с 4,8 млрд долларов в 1960 году до 20 млрд в 2000 году.
    [2]
  • В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространение приобретает шопинг, который становится популярной формой досуга.
  • Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).
  • Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама, проникающая в самые глубокие слои сознания.
  • Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой — «не сливаться с толпой». Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.
  • Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, дорожные чеки, карты постоянных покупателей и т. п. Всё это ускоряет процесс принятия решения при покупках.
  • Система кредитования превращается в основу социального контроля, когда благополучие основывается на вещах, приобретённых в кредит, и зависит от стабильного заработка. Помимо прямых кредитов, потребитель оплачивает стоимость кредитов производителей и реализаторов. Согласно исследованиям, проведённым сотрудниками системы банков JAK (Швеция), в Германии к 1993 году средняя «процентная» составляющая от общей стоимости на товары и услуги достигала 50 %. В 2000 году 80 % населения покупая товары, в конечном счете более 50 % суммы уплачивали за «процентную» составляющую, для 10 % эта нагрузка составила чуть меньше 50 %, и только для оставшихся 10 % дополнительные накрутки были менее 30 % от конечной стоимости покупки.
    [3]
  • Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в неё включается символическая цена за «торговую марку» (бренд), когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже ничем не отличающихся от них аналогов.
  • Ускоряется темп изменений моды. Вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются. Вводится планомерная смена одних поколений вещей другими. В обществе потребления человек, «отставший от моды», чувствует себя символически бедным.
  • Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой, приобретаемой в массовых масштабах.
  • Физкультура и спорт проходят процесс коммерциализации. Профессиональные спортивные клубы становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой.
  • Выглядеть молодым и здоровым становится «модно», особенно среди элиты. Появляется так называемая «индустрия красоты». Широкое распространение получают омолаживающие процедуры и пластические операции.

Аргументы в защиту общества потребления

Question book-4.svgВ этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 мая 2011.

Среди социологов и общественных деятелей имеется немало сторонников общества потребления и потребительства. Их основные тезисы таковы:

  • Потребление способствует возникновению хорошего и ответственного правительства, способствующего долгосрочной социальной стабильности, необходимой для общества.
  • В обществе потребления производители имеют стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, что способствует прогрессу в целом.
  • Высокие потребительские стандарты являются стимулом для зарабатывания денег и, как следствие, упорной работы, продолжительной учёбы, повышения квалификации.
  • Потребление способствует снижению социальной напряжённости.
  • Потребительские мотивы поведения смягчают национальные и религиозные предрассудки, что способствует снижению экстремизма, повышению терпимости. Кроме того, человек в обществе потребления, как правило, менее склонен к риску.
  • Члены общества потребления требуют более высоких экологических стандартов и экологически чистых продуктов, вынуждая производителей создавать их.
  • Потребление сырья и товаров из стран «третьего мира» способствует их развитию.

Аргументы против общества потребления

  • Общество потребления делает человека зависимым, несамостоятельным.
  • Основной целью индивидуума становится потребление, а упорная работа, учёба, повышение квалификации представляют собой лишь побочный эффект.
  • Основой общества потребления являются природные ресурсы, многие из которых относятся к невосполнимым.
  • Общество потребления существует исключительно в высокоразвитых странах, в то время, как страны третьего мира используются в качестве сырьевого придатка.
  • В обществе потребления поощряется ускорение процессов. В том числе ускоряются отрицательные, разрушительные процессы.
  • В обществе потребления снижается ответственность отдельного человека. Так, например, ответственность за загрязнение окружающей среды выбросами заводов целиком ложится на производителя, а не на потребителя.
  • Двойственность процесса развития. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники. Требования к таким людям снижаются.
  • Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть. Доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд писал:

Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей

. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)[4].

  • Многие религиозные организации официально осуждают идеалы общества потребления, мотивируя тем, что они расходятся с религиозными догмами и разрушают душевное и физическое состояние человека страстями. В частности, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл аргументировал такую позицию следующими доводами:

Простые люди покупают вещь — и радуются. А безудержное потребление убирает эту радость… Человек себя обкрадывает. Если все общество встанет на путь такого безудержного потребления, то и земля наша, ресурсы её этого не выдержат! Уже доказано, что если средний уровень потребления будет такой, как в США, то основных ресурсов хватит всего на 40-50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем жить так. А если все не могут жить так — что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?

— «Патриарх Кирилл: „Я приехал как паломник“», газета Аргументы и факты в Украине № 32 (677) от 05.08.2009

В России

Общество потребления в постсоветский период в России: Согласно «Российской Бизнес-Газете» анализ последнего пятилетия показывает стабильно высокие темпы развития российского потребительского рынка — 10—15 % прироста ежегодно. Даже негативное влияние инфляционных процессов не останавливает наметившуюся с 2000 года тенденцию превращения России в постиндустриальное общество потребления.[5]Финансовый кризис 2008–2009 годов в России затормозил темпы развития общества потребления.

По информации Центробанка в 2004—2005 гг. в России наметилась тенденция превышения темпами роста потребительских расходов населения темпов роста его доходов. Специалисты Банка России уверены, что в этом виновато кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление.

Связанные явления

Вещизм — пристрастие к вещам, материальным ценностям в ущерб духовным ценностям. Термин в основном употреблялся в СССР, где престижность вещей часто определяласть не стоимостью, а дефицитностью — соответственно многие люди были озабочены их «доставанием».

«Аффлюэнца» (англ. affluenza) — термин, составленный из слов influenza (грипп) и affluence (богатство). Обозначает «эпидемию» чрезмерного труда (например, когда человек подрабатывает в дополнение к основной работе), роста потребительской задолженности и постоянной озабоченности своим материальным положением.

См. также

Примечания

Литература

  • Baudrillard, J. The Consumer Society. Myths & Structures. — L., Thousand Oaks, N.Y., Delhi: SAGE Publications, 1998. — ISBN 0-7619-5691-3
  • Miles, S. Consumerism as a Way of Life. — London: SAGE Publications, 1998.
  • Дебор, Ги-Эрнст Общество спектакля.
  • Лимонов, Э. В. Дисциплинарный санаторий. — СПб.: Амфора, 2002. — ISBN 5-94278-320-9
  • Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность.
  • Ильин В. И. Потребление как дискурс. — СПб: Интерсоцис, 2008.
  • Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. — СПб: Интерсоцис, 2007. — ISBN 978-5-94348-044-7

Ссылки

Общество потребления — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Общество потребления (англ. consumer society) — понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок.

Общество потребления возникает в результате развития капитализма[1], сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

Черты общества потребления

  • В потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза — с 4,8 млрд долларов в 1960 году до 20 млрд в 2000 году[источник не указан 622 дня].
  • В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространение приобретает посещение магазинов и покупки, которые становится популярной формой досуга и самоцелью (когда товары приобретаются не в связи с практической необходимостью, а для некоего морального удовлетворения, «покупки ради покупок»).
  • Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).
  • Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама, проникающая в самые глубокие слои сознания.
  • Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой — «не сливаться с толпой». Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.
  • Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, дорожные чеки, карты постоянных покупателей и тому подобное. Всё это ускоряет процесс принятия решения при покупках.
  • Система кредитования превращается в основу социального контроля, когда благополучие основывается на вещах, приобретённых в кредит, и зависит от стабильного заработка. Помимо прямых кредитов, потребитель оплачивает стоимость кредитов производителей и реализаторов. Согласно исследованиям, проведённым сотрудниками системы банков JAK (Швеция), в Германии к 1993 году средняя «процентная» составляющая от общей стоимости на товары и услуги достигала 50 %. В 2000 году 80 % населения покупая товары, в конечном счете более 50 % суммы уплачивали за «процентную» составляющую, для 10 % эта нагрузка составила чуть меньше 50 %, и только для оставшихся 10 % дополнительные накрутки были менее 30 % от конечной стоимости покупки.[2]
  • Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в неё включается символическая цена за «торговую марку» (бренд), когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже ничем не отличающихся от их аналогов.
  • Ускоряется темп изменений моды. Вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются. Вводится планомерная смена одних поколений вещей другими. В обществе потребления человек, «отставший от моды», чувствует себя символически бедным.
  • Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой, приобретаемой в массовых масштабах.
  • Физкультура и спорт проходят процесс коммерциализации. Профессиональные спортивные клубы становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой.
  • Происходит коммерческая стандартизация внешнего вида. Появляется так называемая «индустрия красоты». Как один из примеров: широкое распространение омолаживающих процедур и пластических операций.

Аргументы в защиту общества потребления

Среди социологов и общественных деятелей имеется немало сторонников общества потребления и потребительства. Их основные тезисы таковы:

  • Потребление способствует возникновению хорошего и ответственного правительства, способствующего долгосрочной социальной стабильности, необходимой для общества.
  • В обществе потребления производители имеют стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, что способствует прогрессу в целом.
  • Высокие потребительские стандарты являются стимулом для зарабатывания денег и, как следствие, упорной работы, продолжительной учёбы, повышения квалификации.
  • Потребление способствует снижению социальной напряжённости.
  • Потребительские мотивы поведения смягчают национальные и религиозные предрассудки, что способствует снижению экстремизма, повышению терпимости. Кроме того, человек в обществе потребления, как правило, менее склонен к риску.
  • Потребление сырья и товаров из стран «третьего мира» способствует их развитию.

Аргументы против общества потребления

  • Общество потребления делает человека зависимым, несамостоятельным.
  • Основной целью индивидуума становится потребление, а упорная работа, учёба, повышение квалификации представляют собой лишь побочный эффект.
  • Основой общества потребления являются природные ресурсы, большинство которых относятся к невосполнимым.
  • Общество потребления существует исключительно в высокоразвитых странах, в то время как страны третьего мира используются в качестве сырьевого придатка и поставщика дешёвой рабочей силы.
  • В обществе потребления поощряется ускорение процессов. В том числе ускоряются отрицательные, разрушительные процессы.
  • В обществе потребления снижается ответственность отдельного человека. Так, например, ответственность за загрязнение окружающей среды выбросами заводов целиком ложится на производителя, а не на потребителя.
  • Двойственность процесса развития. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники. Требования к таким людям снижаются.
  • Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть. Доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд писал[неавторитетный источник?]:

Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)[3].

  • Многие религиозные организации официально осуждают идеалы общества потребления, мотивируя тем, что они расходятся с религиозными догмами и разрушают душевное и физическое состояние человека страстями. В частности, патриарх Московский и всея Руси Кирилл аргументировал такую позицию следующими доводами:

Простые люди покупают вещь — и радуются. А безудержное потребление убирает эту радость… Человек себя обкрадывает. Если всё общество встанет на путь такого безудержного потребления, то и земля наша, ресурсы её этого не выдержат! Уже доказано, что если средний уровень потребления будет такой, как в США, то основных ресурсов хватит всего на 40-50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем жить так. А если все не могут жить так — что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?

В России

Общество потребления в постсоветский период в России. Согласно «Российской Бизнес-Газете» анализ последнего пятилетия показывает стабильно высокие темпы развития российского потребительского рынка — 10—15 % прироста ежегодно. Даже негативное влияние инфляционных процессов не останавливает наметившуюся с 2000 года тенденцию превращения России в постиндустриальное общество потребления[4].

Финансовый кризис 2008–2009 годов в России затормозил темпы развития общества потребления.

По информации Центробанка в 2004—2005 годах в России наметилась тенденция превышения темпами роста потребительских расходов населения темпов роста его доходов[источник не указан 474 дня]. Специалисты Банка России уверены, что в этом виновато кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление.

Связанные явления

Вещизм — пристрастие к вещам, материальным ценностям в ущерб духовным ценностям. Термин в основном употреблялся в СССР, где престижность вещей часто определялась не стоимостью, а дефицитностью — соответственно многие люди были озабочены их «доставанием».

«Аффлюэнца» (англ. affluenza) — термин, составленный из слов influenza (грипп) и affluence (богатство). Обозначает «эпидемию» чрезмерного труда (например, когда человек подрабатывает в дополнение к основной работе), роста потребительской задолженности и постоянной озабоченности своим материальным положением.

В поджанре фантастической литературы утильпанке отношение к вещам определяется не денежной стоимостью, а функциональностью и доступностью к переделке. Утильпанк изображает поляризованный мир, где ложные мечты о ярком будущем часто строятся за счёт самых обездоленных и бесправных на фоне кризиса и истощения Земли[5][6][7].

Документальные фильмы

  • 2012-2013 Краткая история потребления / Une petite histoire de la consommation (реж. Ребекка Буланже / Rébecca Boulanger, Франк Сансон / Franck Sanson, Андреа Бергала / Andréa Bergala, Малик Тиайба / Malick Tiaiba)

См. также

Примечания

Литература

  • Baudrillard, J. The Consumer Society. Myths & Structures. — L., Thousand Oaks, N.Y., Delhi: SAGE Publications, 1998. — ISBN 0-7619-5691-3.
  • Miles, S. Consumerism as a Way of Life. — London: SAGE Publications, 1998.
  • Дебор, Ги-Эрнст. Общество спектакля.
  • Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность.
  • Ильин В. И. Потребление как дискурс. — СПб: Интерсоцис, 2008.
  • Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. — СПб: Интерсоцис, 2007. — ISBN 978-5-94348-044-7.
  • Ланцев, А. О. Становление концепта «Общество потребления» в западной философии. От Античности к современности. Автореферат.
  • Лимонов, Э. В. Дисциплинарный санаторий. — СПб.: Амфора, 2002. — ISBN 5-94278-320-9.

Ссылки


Общество потребления — Википедия. Что такое Общество потребления

Общество потребления (англ. consumer society) — понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок.

Общество потребления возникает в результате развития капитализма[1], сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

Черты общества потребления

  • В потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза — с 4,8 млрд долларов в 1960 году до 20 млрд в 2000 году[источник не указан 622 дня].
  • В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространение приобретает посещение магазинов и покупки, которые становится популярной формой досуга и самоцелью (когда товары приобретаются не в связи с практической необходимостью, а для некоего морального удовлетворения, «покупки ради покупок»).
  • Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).
  • Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама, проникающая в самые глубокие слои сознания.
  • Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой — «не сливаться с толпой». Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.
  • Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, дорожные чеки, карты постоянных покупателей и тому подобное. Всё это ускоряет процесс принятия решения при покупках.
  • Система кредитования превращается в основу социального контроля, когда благополучие основывается на вещах, приобретённых в кредит, и зависит от стабильного заработка. Помимо прямых кредитов, потребитель оплачивает стоимость кредитов производителей и реализаторов. Согласно исследованиям, проведённым сотрудниками системы банков JAK (Швеция), в Германии к 1993 году средняя «процентная» составляющая от общей стоимости на товары и услуги достигала 50 %. В 2000 году 80 % населения покупая товары, в конечном счете более 50 % суммы уплачивали за «процентную» составляющую, для 10 % эта нагрузка составила чуть меньше 50 %, и только для оставшихся 10 % дополнительные накрутки были менее 30 % от конечной стоимости покупки.[2]
  • Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в неё включается символическая цена за «торговую марку» (бренд), когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже ничем не отличающихся от их аналогов.
  • Ускоряется темп изменений моды. Вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются. Вводится планомерная смена одних поколений вещей другими. В обществе потребления человек, «отставший от моды», чувствует себя символически бедным.
  • Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой, приобретаемой в массовых масштабах.
  • Физкультура и спорт проходят процесс коммерциализации. Профессиональные спортивные клубы становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой.
  • Происходит коммерческая стандартизация внешнего вида. Появляется так называемая «индустрия красоты». Как один из примеров: широкое распространение омолаживающих процедур и пластических операций.

Аргументы в защиту общества потребления

Среди социологов и общественных деятелей имеется немало сторонников общества потребления и потребительства. Их основные тезисы таковы:

  • Потребление способствует возникновению хорошего и ответственного правительства, способствующего долгосрочной социальной стабильности, необходимой для общества.
  • В обществе потребления производители имеют стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, что способствует прогрессу в целом.
  • Высокие потребительские стандарты являются стимулом для зарабатывания денег и, как следствие, упорной работы, продолжительной учёбы, повышения квалификации.
  • Потребление способствует снижению социальной напряжённости.
  • Потребительские мотивы поведения смягчают национальные и религиозные предрассудки, что способствует снижению экстремизма, повышению терпимости. Кроме того, человек в обществе потребления, как правило, менее склонен к риску.
  • Потребление сырья и товаров из стран «третьего мира» способствует их развитию.

Аргументы против общества потребления

  • Общество потребления делает человека зависимым, несамостоятельным.
  • Основной целью индивидуума становится потребление, а упорная работа, учёба, повышение квалификации представляют собой лишь побочный эффект.
  • Основой общества потребления являются природные ресурсы, большинство которых относятся к невосполнимым.
  • Общество потребления существует исключительно в высокоразвитых странах, в то время как страны третьего мира используются в качестве сырьевого придатка и поставщика дешёвой рабочей силы.
  • В обществе потребления поощряется ускорение процессов. В том числе ускоряются отрицательные, разрушительные процессы.
  • В обществе потребления снижается ответственность отдельного человека. Так, например, ответственность за загрязнение окружающей среды выбросами заводов целиком ложится на производителя, а не на потребителя.
  • Двойственность процесса развития. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники. Требования к таким людям снижаются.
  • Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть. Доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд писал[неавторитетный источник?]:

Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)[3].

  • Многие религиозные организации официально осуждают идеалы общества потребления, мотивируя тем, что они расходятся с религиозными догмами и разрушают душевное и физическое состояние человека страстями. В частности, патриарх Московский и всея Руси Кирилл аргументировал такую позицию следующими доводами:

Простые люди покупают вещь — и радуются. А безудержное потребление убирает эту радость… Человек себя обкрадывает. Если всё общество встанет на путь такого безудержного потребления, то и земля наша, ресурсы её этого не выдержат! Уже доказано, что если средний уровень потребления будет такой, как в США, то основных ресурсов хватит всего на 40-50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем жить так. А если все не могут жить так — что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?

В России

Общество потребления в постсоветский период в России. Согласно «Российской Бизнес-Газете» анализ последнего пятилетия показывает стабильно высокие темпы развития российского потребительского рынка — 10—15 % прироста ежегодно. Даже негативное влияние инфляционных процессов не останавливает наметившуюся с 2000 года тенденцию превращения России в постиндустриальное общество потребления[4].

Финансовый кризис 2008–2009 годов в России затормозил темпы развития общества потребления.

По информации Центробанка в 2004—2005 годах в России наметилась тенденция превышения темпами роста потребительских расходов населения темпов роста его доходов[источник не указан 474 дня]. Специалисты Банка России уверены, что в этом виновато кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление.

Связанные явления

Вещизм — пристрастие к вещам, материальным ценностям в ущерб духовным ценностям. Термин в основном употреблялся в СССР, где престижность вещей часто определялась не стоимостью, а дефицитностью — соответственно многие люди были озабочены их «доставанием».

«Аффлюэнца» (англ. affluenza) — термин, составленный из слов influenza (грипп) и affluence (богатство). Обозначает «эпидемию» чрезмерного труда (например, когда человек подрабатывает в дополнение к основной работе), роста потребительской задолженности и постоянной озабоченности своим материальным положением.

В поджанре фантастической литературы утильпанке отношение к вещам определяется не денежной стоимостью, а функциональностью и доступностью к переделке. Утильпанк изображает поляризованный мир, где ложные мечты о ярком будущем часто строятся за счёт самых обездоленных и бесправных на фоне кризиса и истощения Земли[5][6][7].

Документальные фильмы

  • 2012-2013 Краткая история потребления / Une petite histoire de la consommation (реж. Ребекка Буланже / Rébecca Boulanger, Франк Сансон / Franck Sanson, Андреа Бергала / Andréa Bergala, Малик Тиайба / Malick Tiaiba)

См. также

Примечания

Литература

  • Baudrillard, J. The Consumer Society. Myths & Structures. — L., Thousand Oaks, N.Y., Delhi: SAGE Publications, 1998. — ISBN 0-7619-5691-3.
  • Miles, S. Consumerism as a Way of Life. — London: SAGE Publications, 1998.
  • Дебор, Ги-Эрнст. Общество спектакля.
  • Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность.
  • Ильин В. И. Потребление как дискурс. — СПб: Интерсоцис, 2008.
  • Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. — СПб: Интерсоцис, 2007. — ISBN 978-5-94348-044-7.
  • Ланцев, А. О. Становление концепта «Общество потребления» в западной философии. От Античности к современности. Автореферат.
  • Лимонов, Э. В. Дисциплинарный санаторий. — СПб.: Амфора, 2002. — ISBN 5-94278-320-9.

Ссылки

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ — это… Что такое ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ?

— широко распространенная метафора для описания состояния современного общества, характеризующегося индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства, бюрократизацией общественной жизни, распространением «массовой культуры», абсолютизацией материальных потребностей человека и приданием потребительству статуса высшей социальной, нравственной ценности.

Развитие цивилизации привело к значительному росту научно-технических достижений, что позволяло обеспечить высокий уровень потребления материальных благ. Одним из оснований идеологии индустриального общества стала просветительская идея прогресса. Именно индустриализм впервые породил способ производства, обладающий самоподдерживающейся способностью к росту и экспансии.

Идея прогресса преломилась в общественном сознании буржуазного общества в убеждение, что все новое заведомо лучше старого. Прогресс переориентировался на сокращение жизненного цикла производимой продукции, ускоренную смену ее поколений. Это породило особое явление: экономику предложения и общество потребления.

Международное разделение труда обусловило разворачивающийся процесс глобализации, распространяющий универсальные, «общечеловеческие» ценности, унифицированные стандарты потребления во всем мире, независимо от религиозных или национальных традиций, исторических типов цивилизаций. Навязывание этих и других стандартов, выдаваемых за абсолютные истины, неизбежно сопровождается оскудением мышления, подавлением оригинальных, независимых мнений. Победа цивилизации стандарта над культурой личности привела к ликвидации индивидуального человеческого фактора в истории.

Таким образом, общество потребления оказывается самой тоталитарной социальной конструкцией из всех, когда-либо существовавших на Земле, но его тоталитаризм ненавязчив и маскируется под огромную, невиданную ранее, свободу выбора материальных благ.

Общество потребления — это еще и новый исторический тип социализации. Известный историк Д. Бурстин утверждал, что в США ксередине XX в. приверженность тем или иным потребительским стандартам оказалась главной силой, связывающей людей в сообщества: «Устаревшие политические и религиозные общины так и остались в одиночестве среди множества новых ассоциаций, которые раньше трудно было даже представить. Американцев с все возрастающей силой стали связывать друг с другом не несколько прочных уз, а бесчисленное множество невидимых связей, из которых, как из паутины, сплетались нити их повседневной жизни».

Потребителей, предпочитающих продукцию той или иной компании, объединяет сознание общего благосостояния, общих интересов, общего ощущения, что о них заботится, их опекает, к ним приспосабливается целое общество, «поставленное на службу идее счастья». Как отмечает французский философ Ж. Бодрийар, именно так в обществе потребления формируется «новый гуманизм», утверждающий свободу наслаждения жизнью и право каждого потребителя покупать то, что способно принести ему радость, предоставляющий схемы приспособления к обществу и рецепты комфортной жизни.

Сквозь сладостное воспевание предметов потребления слышится истинный императив рекламы: «Смотрите: целое общество занято тем, что приспосабливается к вам и к вашим желаниям. Следовательно, и для вас разумно было бы интегрироваться в это общество».

Всеобщая деградация идеи труда, которая «знаменует отступление на второй план всех стимулов к труду, кроме денег» (М. Лернер), была явным отступлением от породившего, по М. Веберу, капитализм духа предпринимательства и культа труда, созидания как высшей, религиозно освященной ценности.

Принятие ценности потребления как главной цели человеческого бытия стало необходимым и едва ли не главным условием существования современного западного общества.

Его мощь обеспечивается не военной силой, не финансовыми потоками, не природными ресурсами, а господством в массовом сознании культа тотального потребительства. Именно он, став элементом сознания, обусловливает поведение индивидов и социальных групп.

В потребительском обществе трансформируется и само понятие свободы, для многих сводящейся сегодня к увеличению материального уровня потребления, гедонизму, социальному паразитизму, отсутствию ответственности перед теми, кто оказался менее удачлив. Озабоченность западного человека своим материальным и чувственным удовлетворением делает его все более неспособным к моральному самоограничению, а стало быть, все более нетерпимым к позициям других.

Не знающее границ стремление к потреблению, ставшее доминантой социально-экономической и культурной жизни Запада, давно вошло в противоречие с ресурсными возможностями Земли. Г. Уэллс в свое время писал: «Было бы смешно доказывать, что соединенных мировых средств и энергии всего человечества, особенно если они хорошо организованы, хватит с излишком, чтобы удовлетворить материальную нужду всякой человеческой единицы. И если возможно организовать так, что каждый человек будет довольствоваться разумным физическим и умственным комфортом, не воспроизводя типа низшего порядка, нет никакой причины, чтобы это было не устроено».

Ориентация людей на все больший рост производства и потребления создала счета, по которым некому платить. Конечность природы, ограниченность ее ресурсов не дают возможностей для безграничного роста производства. Осознание этого факта привело западное общество не к идее создания ресурсосберегающих технологий и усмирению своих растущих потребностей (США, где проживает 5% населения всего мира, потребляет 40% мировых ресурсов), а к формированию концепции «золотого миллиарда».

В современном западном «обществе потребления» отсутствует степень разумного ограничения потребностей, механизм контроля над их ростом. Более того, безудержное, ничем и никем не ограниченное удовлетворение, в соответствии с навязанными обществом же нормами, потребностей преподносится СМИ как модель нормального, естественного, единственно правильного человеческого поведения.

Тоталитарная модель общества потребления бесцеремонно навязывается всему миру в качестве универсальной. И эта экспансия распространяется благодаря интернету и другим современным средствам массовой коммуникации со скоростью пандемии.

Впервые сознательно общество потребления стало пропагандироваться американскими президентами Д. Эйзенхауэром, Дж. Кеннеди, Л. Джонсоном. Материальная обеспеченность, по их мысли, должна была стать главным козырем в холодной войне с СССР: «Пусть русские запускают спутники, пусть освобождают негров от рабства колониализма, пусть гордятся своими достижениями в шахматах и балете, а мы будем просто… лучше жить и в конце концов, масса пойдет за нашими идеалами».

Принято считать, что социализм в нашей стране рухнул в 1991 г. На самом деле это произошло гораздо раньше, когда Н. Хрущев провозгласил свой знаменитый лозунг: «Догнать и перегнать Америку по молоку и мясу». Именно тогда советское руководство признало ценности общества потребления универсальными, объявив главной целью страны «удовлетворение все возрастающих материальных потребностей советских людей», в чем якобы и состоит смысл строительства коммунизма как общества «в котором все будет бесплатно». Подмена Хрущевым коммунистического общественного идеала ценностями общества потребления и привела к катастрофическим для страны последствиям в 1980–90-е гг.

В США в последние годы растет движение антипотребителей, которые утверждают: смысл жизни человека не в потреблении материальных благ, а значит, и смысл жизни и деятельности нации, государства также не должен быть направлен на экономический рост. Вместо министерства экономики антипотребители предлагают создать министерство духа и свободного времени.

В России парадигма «общества потребления» до сих пор остается господствующей. В программах всех партий повышение уровня жизни народа стоит как главная цель, различаются лишь способы ее достижения.

Между тем, такая цель вовсе не очевидна. Подобно тому, как смысл жизни отдельного индивида не исчерпывается потреблением материальных благ, смысл жизни народа так же, возможно, состоит в реализации какой-либо миссии, в историческом свершении, для чего зачастую приходится отказываться от высокого уровня жизни.

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.

Общество потребления

03.09.2015 12 289 21 Время на чтение: 16 мин. Общество потребленияОбщество потребления

Мы — общество потребления. И это довольно печально… Сегодня я хочу предложить вашему вниманию немного своих мыслей по этому поводу, а также рассмотреть основные характерные черты общества потребления, в которых вы без проблем узнаете окружающую реальность. Я бы очень хотел, чтобы вы задумались об этом и, возможно, изменили свое отношение к некоторым вещам, которые уже давно превратились в привычки, вредные привычки.

Что такое общество потребления?

В классическом понимании общество потребления — это общество, в котором ведущую роль занимает потребление людьми материальных благ и услуг. Другими словами, люди в обществе потребления живут ради того, чтобы потреблять, потреблять как можно больше, ведь это выступает очень значимой ценностью. Одни люди складывают мнение о других, исходя из того, сколько те потребляют. Кто потребляет больше — занимает более высокое положение в обществе, кто меньше — более низкое.

У классического общества потребления есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести следующие моменты:

  • Стимул и мотивация для развития как производителей, так и потребителей;
  • Все развивается очень быстрыми темпами;
  • Люди хотят работать и зарабатывать;
  • Люди быстро тратят заработанное — деньги всегда в движении, в обороте;
  • Относительная социальная стабильность в обществе;
  • Низкая социальная напряженность — все думают о том, как заработать и потратить деньги.

Теперь рассмотрим основные недостатки общества потребления:

  • Люди в обществе потребления становятся очень зависимыми и несамостоятельными;
  • В погоне за потреблением люди забывают о более важных человеческих ценностях;
  • Из-за высоких темпов производства быстро истощаются природные ресурсы, очень часто они не восстанавливаются;
  • Все процессы происходят очень быстро, в том числе и разрушительные;
  • У людей не развито чувство ответственности, ответственность отдельного человека перед обществом очень мала;
  • Люди в большинстве своем малограмотны и слаборазвиты, они не умеют мыслить, ими легко управлять и манипулировать сознанием;
  • Люди неспособны принимать решения, они привыкли, что за них все решают другие.

Наиболее известное описание общества потребления содержится в книге «Общество потребления» Жана Бодрийяра — французского социолога, культуролога и философа, изданной в 1970 году. В русском переводе книга выпущена только в 2006 году.

Характерные черты общества потребления

Теперь давайте обозначим основные черты, которые могут характеризовать общество потребления:

  • Рост потребностей людей и расходов на личные нужды;
  • Снижение роли мелких магазинов в пользу крупных торговых центров и супермаркетов;
  • Широкое развитие кредитования на потребительские нужды: потребительские кредиты, кредитные карты и т.д.;
  • Широкое развитие всевозможных дисконтных карт, систем скидок и прочих продуктов, стимулирующих потребление;
  • Товары «морально устаревают» быстрее, чем физически изнашиваются или выходят из строя;
  • Реклама активно навязывает «культуру потребления»: рекламируются не сами товары и услуги, а вкусы, ценности, желания, нормы поведения, интересы, предполагающие приобретение этих товаров и услуг;
  • Активно продвигается такое понятие как «бренд», как нечто, за что обязательно «нужно платить»;
  • На коммерческую основу ставятся все важные сферы человеческого развития: обучение (обучающие центры, платные курсы, тренинги), спорт, здоровье (фитнес-центры, тренажерные залы, спортивные клубы), даже красота и внешний вид (платный уход за телом, омолаживающие процедуры, пластические операции) — все это активно рекламируется и стимулируется.

Замечаете в этом окружающую действительность? Это и говорит о том, что у нас активно развивается общество потребления.

Общество потребления и наша реальность

Но то общество потребления, которое все вы можете наблюдать вокруг себя, и к которому, с высокой долей вероятности, можно причислить непосредственно вас, ушло довольно далеко от своего классического примера, причем, в худшую сторону. Оно практически не использует классические преимущества общества потребления, зато все недостатки вобрало в себя в многократном количестве.

В большинстве своем наши люди совершенно не хотят и не умеют брать на себя ответственность за свою жизнь и привыкли возлагать ее на кого-то еще: как правило — на государство, а то и лично на президента.

Посмотрите, на каких понятиях чаще всего заостряют внимание политики, идущие на выборы, для поднятия своих рейтингов: зарплаты, пенсии, рабочие места — пожалуй, это ТОП-3. А почему именно эти понятия? Потому что их больше всего хотят слышать люди — общество потребления. Потому что люди хотят, чтобы какой-то «добрый дядя», пришедший во власть, дал им это все: зарплаты, пенсии и рабочие места. Чем больше — тем лучше. Потому что все это даст возможность больше потреблять.

А также потому, что сами люди не могут и не хотят позаботиться о собственном рабочем месте, своем заработке и обеспечении старости. Мало кто думает о том, чтобы стать фрилансером, открыть свой бизнес или создать себе альтернативную пенсию. Люди предпочитают быть зависимыми от кого-то, кто сделает это за них: от государства, от работодателя. Даже несмотря на то, что это гораздо менее выгодно в финансовом плане. Потому что так проще: не нужно сильно думать, не нужно рисковать, не нужно принимать решения, не нужно брать на себя ответственность. Типичное общество потребления.

А пока всего этого нет (желаемых рабочих мест, высоких зарплат и пенсий), можно поругать правительство, устроить акцию протеста или просто пожаловаться на жизнь.

Очень интересно обстоят дела в современной России: когда возникают какие-то локальные проблемы, допустим, в отдельном населенном пункте или на отдельном предприятии, что часто делают люди? Они пишут коллективное письмо президенту: только он решит все их проблемы! Один единственный человек, на которого с надеждой смотрит вся страна! Общество потребления…

Но самое удручающее то, что ценности общества потребления никак не сочетаются с реальными возможностями наших людей и нашей экономики. И, что очень важно, с уровнем финансовой грамотности населения.

В развитых странах тоже существует и развивается общество потребления, но там оно не оказывает настолько негативного эффекта на каждого отдельно взятого человека, как у нас.

Посудите сами: в России и Украине с 2000 по 2012 годы практически каждый год наблюдался рост потребления, его темпы достигали 10-15% в год, при этом рост потребления часто существенно превышал рост производства и рост реальных доходов граждан. Причем, даже в кризисные 2008-2009 годы тоже наблюдался рост потребления, просто его темпы снижались. Остановился он и пошел на спад только в 2014-2015 году, когда финансовый кризис достиг уже очень серьезных масштабов.

О чем говорит превышение темпов потребления над темпами роста ВВП? О том, что общество потребления оказывает настолько сильное влияние, что люди покупали даже больше, чем страна производила, то есть, покупали импортную продукцию, стимулируя развитие экономики чужих стран.

И такая ситуация оказывает очень негативное влияние на собственную экономику страны. Она стимулирует необоснованный рост цен, и в результате приводит к тому, что местные произведенные товары не выдерживают конкуренции с импортными.

А о чем говорит превышение темпов потребления над темпами роста доходов? О том, что значительная часть товаров и услуг потреблялась в кредит. Люди в обществе потребления согласны жить в долг, лишь бы соответствовать принципам этого общества.

В наших условиях за такую возможность люди на протяжении долгих лет отдавали банкам и другим кредитным организациям десятки и даже сотни (!) процентов годовых, что абсолютно не сочеталось с ростом их доходов и возможностью безболезненно погашать полученные кредиты. Как результат — огромное количество людей ныне пребывают в финансовой яме: имеют задолженность, во много раз превышающую их возможности для погашения, у многих — это 5-10 кредитов и займов в разных организациях. То есть, люди занимали до последнего, пока им еще давали. Виной этому стереотипы, навязанные обществом потребления, ну и, конечно же, низкий уровень финансовой грамотности и грамотности в целом (вспоминаем, что люди, живущие в обществе потребления, не привыкли думать).

Общество потребления в совокупности с нашими условиями кредитования является одной из ключевых причин попадания в финансовую яму огромного количества людей.

Наши люди абсолютно не умеют жить по средствам, они хотят не просто много потреблять, а даже потреблять то, на что еще не заработали! Ведь этого требуют стандарты общества потребления.

Возьмем заезженный пример: ну вот зачем нашему человеку покупать айфон последней модели, который стоит, допустим, 3 его зарплаты? Покупать в кредит, переплачивая еще примерно половину стоимо

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ — это… Что такое ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ?


ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
англ. society, consumer; нем. Konsumgesellschaft. Современное общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентации и установок. см. ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ ТЕОРИЯ.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ
  • ОБЩЕСТВО ПРИМИТИВНОЕ

Смотреть что такое «ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ» в других словарях:

  • Общество потребления — Общество потребления (англ. Consumer society) метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением… …   Википедия

  • Общество потребления — С английского: Consumer society. Из книги «Средства для поднятия настроения» (1973) американского политолога Ивана Иллича (р. 1926). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …   Словарь крылатых слов и выражений

  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ — широко распространенная метафора для описания состояния современного общества, характеризующегося индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства, бюрократизацией общественной жизни, распространением «массовой культуры»,… …   Большая актуальная политическая энциклопедия

  • Общество потребления (Бодрийяр) — «Общество потребления» (фр. La société de consommation: ses mythes et ses structures)  социально философский труд Жана Бодрийяра, написанный в 1970 году. Русский перевод Е. А. Самарской издан в 2006 году… …   Википедия

  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ) — англ. society, consumer; нем. Konsumgesellschaft. Современное общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентации и установок. См.… …   Толковый словарь по социологии

  • Общество спектакля — (фр. La Société du spectacle)  книга, написанная Ги Дебором в 1967. Книга посвящена анализу современного западного общества с леворадикальных позиций. Суть современного состояния Ги Дебор определяет как утрату непосредственности: «всё,… …   Википедия

  • ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБЩЕСТВО — (CONSUMER SOCIETY) Этот термин воплощает идею, согласно которой современные общества отличаются тем, что они во все большей степени оказываются организованными вокруг потребления. Характерные черты обществ потребления являются предметом быстро… …   Социологический словарь

  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ —     ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ термин, используемый для критики общества массового потребления (или общества “всеобщего благосостояния”) как фетишизирующего потребление стандартных бытовых товаров и услуг в ущерб развитию духовных и… …   Философская энциклопедия

  • ОБЩЕСТВО ИЗОБИЛИЯ — термин, применяемый классической немарксистской социологией в 1950 1960 е для обозначения состояния высокоразвитых обществ Запада того времени. Возник в контексте и парадигмальных рамках теорий общества «всеобщего благоденствия» и «общества… …   Новейший философский словарь

  • ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ — общество, характеризующееся высоким уровнем производства и потребления информации и информационных услуг. Компьютерная революция, произошедшая в ряде цивилизованных стран мира, приводит к изменению духовного мира человека, идеологии общества,… …   Педагогический словарь


Про общество потребления — 8+ Хочете правды? Её есть у меня! — ЖЖ

Альянс Коммунистических Сил (АКС)
ЗА БОЛЬШЕВИЗМ!

Про общество потребления

Концепция т.н. «общества потребления» сегодня является одной из наиболее «козырных» уловок монополистической буржуазии в борьбе против революционного движения рабочего класса. Вкратце, суть этой воистину замечательной идеи заключается в том, что техническое развитие, рост производства и потребления товаров апологеты теории «общества потребления» именуют «общественным прогрессом», заявляя о решенности проблемы благосостояния общества – практически каждый гражданин имеет возможность приобрести машину/квартиру/фетровую шляпу. Конечно, для этого нужно постараться – взять кабальный кредит или же измотать себя донельзя на работе. Но где вы видели, чтобы блага доставались человеку даром? Э, так не бывает.

Короче говоря, усердно работай и добьешься счастья, ибо счастье выражается в количестве товаров, которые ты способен приобрести. Очень показательно, что антиподом «общества потребления» в буржуазной пропаганде обычно выступает «коммунизм» с его зловещими проявлениями в виде «трёх сортов колбасы» и «одинаковыми серыми костюмами», как символами несчастья и потребительского тупика. Понятно и то, что сущность капиталистической эксплуатации остаётся за рамками данной теории как нечто несущественное.

Замечу, в интерпретации буржуазных крикунов концепция «общества потребления» имеет и кое-какие негативные черты. К примеру, умножение массы товаров ведёт к утрате привлекательности духовных ценностей; превращает людей в некие роботоподобные автоматы, основным содержанием жизни которых является сытая праздность, механизированный комфорт и прочая золотая мишура в виде фарфоровых слонов и кружевных шторок. Но что поделаешь, говорят нам эти умные господа, таково уж неумолимое движение прогресса; торжество потребительской психологии есть закономерный результат технологического развития производства.

Что же реально лежит в основе культа вещей и той жуткой идеологической надстройки, возвышающейся над этим культом?
Подлинные причины возникновения и развития потребительской психологии раскрывает марксизм-ленинизм. Учение Маркса — Ленина указывает на две причины: отчуждённый труд и товарный фетишизм.

Диалектически, отчуждение есть не просто отстранение человека от какой-либо деятельности или результатов этой деятельности (обывательское понимание отчуждения), но превращение деятельности или её результатов в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему.

Источником отчуждения труда выступают обособление индивидов в производстве, базирующемся на частной собственности, и общественное разделение труда. Это влечёт за собой рост индивидуалистических настроений, превращение личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих классов. Рабочий человек начинает чувствовать равнодушие к результатам трудовой деятельности, ибо у него полностью отсутствуют методы контроля над условиями, средствами и продуктами его же собственного труда. Трудовая обязанность при капитализме выступает для человека не просто как бессмысленная растрата жизненных сил, но как сущее наказание, тягостная ноша, которую он вынужден тащить дабы банально не умереть с голоду. В этих условиях синонимом счастья и свободы становится праздность, а смыслом жизни – потребление.

Другим корнем потребительской психологии и идеологии выступает товарный фетишизм, господство вещей над людьми. Источником данного явления становится рынок – царь и бог современности, которому подчинено всё производство, вся жизнедеятельность производителя. Но на рынке сталкиваются друг с другом отнюдь не люди, а товары, которые они производят. Таким образом отношения между людьми субъективно выступают как отношения между товарами, приобретающими самостоятельность в ходе процесса стихийного рыночного обмена. С одной стороны, всё это порождает «персонификацию вещей», когда тем или иным товарам приписываются человеческие, общественные функции. Сегодня, например, активно фетишизируется техника, которая-де сама по себе способна к развитию и трансформации общественной жизни. С другой стороны порождается «овеществление личности», когда человеку с той или иной вещью в руках якобы передаются свойства, которыми эта вещь обладает.

Стихийно возникший в эпоху развития капиталистического производства, товарный фетишизм очень быстро сменил в общественном сознании некогда всесильный натуральный фетишизм, рассматривавший отношения между вещами как иерархические отношения между людьми и отвечавший натуральному способу ведения хозяйства. Переход капитализма из стадии свободной конкуренции в монополистическую стадию в конце XIX-начале XX века дал мощный толчок к распространению данного явления в массах. Ибо именно в этот момент перед монополистическим капиталом встал вопрос о расширении рынков и принудительном накачивании товаров в уже освоенные рынки. Началась эпоха агрессивной рекламы, навязывающей массам фетишистские представления о товарах и услугах.

Реклама стала подлинным спасательным кругом для загнивающего капитализма. В первую очередь потому, что она содействовала капиталистической эксплуатации, создавая у людей сильные эмоциональные стимулы к приобретению вещей. В этом деле огромным подспорьем стало «овеществление личности»: именно благодаря рекламе тем или иным вещам приписывается способность передавать владельцам самые разнообразные свойства, начиная от социального веса, заканчивая ощущением счастья.

Другой стороной развития навязанной рынком потребительской идеологии и психологии стало поддержание политического и идейного господства буржуазии, канализация революционной энергии рабочего класса в безопасное русло гонки за теми или иными материальными ценностями.

В унисон капиталистической рекламе вторит и буржуазная культура, превращённая господствующим классом в отдельную экономическую отрасль. Не менее эффективно она куёт человека-потребителя, наполняет его голову идеями, содействующими сохранению буржуазной гегемонии: мракобесием и реакционным идеализмом, культом насилия и волюнтаризмом, эгоизмом и принципиальной политической пассивностью, эскапизмом и презрением к труду.

Иллюзия борьбы с потребительством

Само собою, находятся люди, которые в порыве отчаяния трясут кулаками и исторгают проклятия в адрес пропагандистской машины монополистического капитала. Будто бы одним лишь внушением капитал сумел превратить живых людей в безумные автоматы по потреблению различного рода товаров. Всё, всё забыто, — горячатся эти блаженные, — культура низведена до уровня похабной бульварщины и завуалированного торгашества. Повсюду торжествует чистоган. Всё продаётся и всё покупается. Пластмассовый мир победил.

В рядах этих последних, кстати говоря, весьма много самых чёрных реакционеров. Тех, которые, вслед за Шпенглером или Геноном, твердят о кризисе современного мира и необходимости возвращения к «светлому» феодальному прошлому, где честь, мужество и долг были в почёте, где правили люди благородных кровей. Характерно, что наряду с «обществом потребления» эти современные «романтики средневековья», кормящиеся с рук наиболее озверело настроенных секторов буржуазии, столь же неистово бичуют социализм с его «стадным счастьем», выступающем в виде «зелёного пастбища, которое обеспечило бы корм и удобство жизни для всякого» (Ницше). В обоих случаях господа реакционеры видят лишь вырождение человечества, низведение людей до уровня животных с ограниченными, сугубо материальными желаниями и потребностями. Единственным выходом из этого замкнутого круга является восстановление «естественной» иерархии, когда одни (аристократы/сврехлюди/творцы/легионеры и т.д.) будут наслаждаться наполненной высокой духовностью жизнью и крутить колесо истории, а другие (чернь) будут своим тихим трудом обеспечивать избранным это воистину завидное существование.

Подобного же рода курс проводят и всевозможные религиозные безумцы, борцы за «чистоту» какой-либо веры, требующие, ради улучшения жизни общества, возвращения «назад», ко временам обскурантизма, феодального произвола и рабского труда.

Ещё одной, гораздо более распространённой вариацией «борьбы против общества потребления» являются различные виды «великого отказа». Всевозможные битники, хиппи, «современные художники», буддисты, растаманы и тому подобная неформальная публика громогласно и пафосно трещит о разрыве с «потребительским рабством», выставляя себя свободными от пропаганды монополий. Иногда возникает даже некоторое умиление – вот ведь, в нашем похабном капиталистическом борделе завелись святоши. Воротилы с Уолл-Стрит до смерти перепуганы.

В реальности же подобные движения не выходят за рамки буржуазной идеологии. Судите сами: господа бунтари, отказывающиеся от потребительского культа, отказываются, по сути дела, лишь от приобретения вещей, видя в них (и это надо подчеркнуть особо) некие оковы, пленившие свободный человеческий дух. Перед нами, стало быть, типичный пример «персонификации вещей». Именно вещам, созданным людьми предметам, юродствующие «нонконформисты» приписывают некие способности к уродованию личности. Виновата не капиталистическая эксплуатация, порождающая потребительское отношение к человеку и природе, стремящаяся к прибыли любой ценой, разрушающая личность, нет. Виноваты предметы. И именно на предметы направлена вся ярость этих луддитов XXI века — будь то сожжение дорогих автомобилей беснующимися юношами с анархистскими флагами, или хождение в лохмотьях в знак протеста против «общества потребления».

Но глупость и бессмысленность борьбы с вещами как таковыми – это ещё полбеды. Не в силах выйти из-под влияния буржуазной идеологии, напускные «борцы с системой потребления» отказываются от одних предметов товарно-фетишистского культа и… тотчас же набивают карманы другими. Вспомним пресловутых хиппи. Чем по факту отличались их замечательные, раскрашенные во все цвета радуги тряпки (своеобразная униформа) от разрекламированных костюмов и платьев, выпускаемых какими-нибудь модными брендами? Да ничем они по сути не отличались. Тот же культ, та же обязательность ношения, то же «овеществление», те же вожделение и эмоциональная зависимость, проистекающие из товарного фетишизма. Неудивительно поэтому, что раз за разом рынок откликается на «революционные» тенденции и начинает штамповать на потребу тряпки, фетишистскую атрибутику и майки с Че Геварой для всевозможных «борцов с системой», вроде хиппи, панков, новых левых и т.д.

В дополнении ко всему, яростное отрицание потребительства приводит этих смешных персонажей к отрицанию ещё и производства. По их мнению материальное производство якобы является источником бесконечного потока вещей, сыплющихся на человека. Итогом этого становится восхваление социального паразитизма, нетрудовой жизни, праздности, возведённой в принцип. Преподносится таковое сидение на шее общества как «независимость» от капиталистической системы отчуждённого и принудительного труда.

В конце концов под видом «борьбы с обществом потребления» мы имеем… ту же схему «общества потребления», которая слегка приукрашена эффектным словесным радикализмом, столь любимым истеричными мелкими буржуа. Не вызывает удивления и то, что никакого реального вреда такая «борьба» ни капитализму, ни «обществу потребления» не приносит. Напротив, не осознавая этого, лихие «бунтари» лишь укрепляют буржуазные воззрения на мир, лишь увеличивают, так сказать, амплитуду буржуазного идеологического охвата.

Какой же выход из этой печальнейшей ситуации может быть предложен?
Для начала нужно указать, что потребительская идеология и психология имеют преходящий, временный характер. Они не коренятся в человеческой психике, как это утверждают поборники фрейдизма; они не являются итогом технического или общественного прогресса, как об этом думают религиозные мракобесы и реакционеры; они, по сути дела, не есть лишь продукт пропаганды капиталистических монополий, как об этом кричат леворадикалы. Потребительская идеология и психология суть порождение определённого общественно-экономического строя, находящегося на определённой стадии развития.

Единственным, строго научным решением проблемы «общества потребления» является переход к более передовому общественно-экономическому строю, к обобществлению производства. Ибо только социалистическое производство сможет ликвидировать ту экономическую базу, на которой вырастает потребительская психология и идеология во всех её богатых проявлениях.

Во-первых, обобществлённое производство ликвидирует экономическую конкуренцию отдельных производителей между собой и привлекает сами массы к решению задач производства-распределения продуктов. Тем самым нивелируется и индивидуализм, лежащий в основе капиталистической системы «частной инициативы», и отчуждение труда.

Во-вторых, социалистическое производство ведётся на плановой научной основе, благодаря чему подрывается важнейшая основа существования товарного фетишизма. Уходит в прошлое таинственная и непознаваемая сила рыночной анархии, проявляющаяся в т.ч. в наделении вещей сверхъестественными способностями самовозрастания или аккумуляции стоимости.

В-третьих, социалистическое производство ведётся не с целью получения максимальной прибыли, а с целью постоянного улучшения благосостояния трудящихся. Это исключает из общественной жизни агрессивную и всеобъемлющую рекламу, навязывающую массам фетишистские, антинаучные представления о вещах и месте вещей в жизни человека.

В-четвёртых, социалистическое производство заинтересовано в постоянном повышении идейно-нравственного и культурного уровня трудящихся, в преодолении разделения умственного и физического труда. Благодаря этому уйдут в прошлое не только пережитки былого капиталистического мировоззрения; сами трудящиеся массы, осознавшие интересы обобществлённого производства, не допустят отката к потребительской психологии со стороны отдельных отстающих индивидуумов.

Именно этот путь, путь перехода на более высокий уровень общественно-экономических отношений, является единственно эффективным методом борьбы с тошнотворной системой потребительства, уродующей человека.

Про общество потребления

https://vk.com/club62547116

общество потребления — это … Что такое общество потребления?

  • общество потребления — ➔ общество * * * общество потребления Великобритания США имя существительное [C] ► ЭКОНОМИКА общество, в котором люди часто покупают новые товары и которое придает большое значение владению вещами: »В обществе потребления существует может быть не лучшим показателем того, что люди чувствуют, чем то, что они покупают… Финансовые и деловые условия

  • общество потребления — общества потребления N COUNT: usu sing Вы можете использовать общество потребления для обозначения общества, в котором люди думают, что трата денег на товары и услуги очень важна… Словарь английского языка

  • потребительское общество — существительное Общество, в котором потребители приобретение товаров и использование услуг являются ключевым экономическим фактором • • • Основная статья: ↑ Потребляют… Полезный английский словарь

  • общество потребления — общество или страна, в которых люди придают чрезмерное значение накоплению и потреблению материальных благ.В обществе потребления явное проявление материального благополучия считается показателем высокого социального статуса … Аудиторский словарь

  • общество потребления — термин, иногда применяемый к современным западным обществам, который предполагает, что они все в большей степени организованы вокруг потребления (товаров и досуга), а не производства материалов и услуг. Обычный список конца ХХ века…… Словарь по социологии

  • общество потребления — материалистическое общество, общество, которое уделяет большое внимание закупкам и материальным благам… Современный английский словарь

  • потребительское общество — потребитель т. Д.общество в обществе, в котором покупка товаров и услуг считается очень важной… Dictionary of Contemporary English

  • потребительское общество — существительное (C) общество, в котором покупка товаров и услуг считается чрезвычайно важной… Словарь современного английского языка Longman

  • общество потребления — / kənˌsjumə səˈsaɪəti / (скажем kuhn.syoohmuh suh suyuhtee) существительное, как и большинство западных обществ, ориентированных на производство и потребление товаров в больших масштабах… Словарь австралийского английского

  • общество потребителей — / kənˌsju: mə sə saɪəti / существительное тип общества, в котором потребителей поощряют покупать товары… Английский словарь по маркетингу

  • общество потребителей — / kənˌsju: mə sə saɪəti / существительное тип общества, в котором потребителей поощряют покупать товары… Словарь по банковскому делу и финансам

  • ,

    Потребительское общество — это … Что такое Потребительское общество?

  • общество потребления — ➔ общество * * * общество потребления Великобритания США имя существительное [C] ► ЭКОНОМИКА общество, в котором люди часто покупают новые товары и которое придает большое значение владению вещами: »В обществе потребления существует может быть не лучшим показателем того, что люди чувствуют, чем то, что они покупают… Финансовые и деловые условия

  • общество потребления — общества потребления N COUNT: usu sing Вы можете использовать общество потребления для обозначения общества, в котором люди думают, что трата денег на товары и услуги очень важна… Словарь английского языка

  • потребительское общество — существительное Общество, в котором потребители приобретение товаров и использование услуг являются ключевым экономическим фактором • • • Основная статья: ↑ Потребляют… Полезный английский словарь

  • общество потребления — общество или страна, в которых люди придают чрезмерное значение накоплению и потреблению материальных благ.В обществе потребления явное проявление материального благополучия считается показателем высокого социального статуса … Аудиторский словарь

  • общество потребления — термин, иногда применяемый к современным западным обществам, который предполагает, что они все в большей степени организованы вокруг потребления (товаров и досуга), а не производства материалов и услуг. Обычный список конца ХХ века…… Словарь по социологии

  • общество потребления — материалистическое общество, общество, которое уделяет большое внимание закупкам и материальным благам… Современный английский словарь

  • потребительское общество — потребитель т. Д.общество в обществе, в котором покупка товаров и услуг считается очень важной… Dictionary of Contemporary English

  • потребительское общество — существительное (C) общество, в котором покупка товаров и услуг считается чрезвычайно важной… Словарь современного английского языка Longman

  • общество потребления — / kənˌsjumə səˈsaɪəti / (скажем kuhn.syoohmuh suh suyuhtee) существительное, как и большинство западных обществ, ориентированных на производство и потребление товаров в больших масштабах… Словарь австралийского английского

  • общество потребителей — / kənˌsju: mə sə saɪəti / существительное тип общества, в котором потребителей поощряют покупать товары… Английский словарь по маркетингу

  • общество потребителей — / kənˌsju: mə sə saɪəti / существительное тип общества, в котором потребителей поощряют покупать товары… Словарь по банковскому делу и финансам

  • ,

    Потребительское общество — это … Что такое Потребительское общество?

  • общество потребления — ➔ общество * * * общество потребления Великобритания США имя существительное [C] ► ЭКОНОМИКА общество, в котором люди часто покупают новые товары и которое придает большое значение владению вещами: »В обществе потребления существует может быть не лучшим показателем того, что люди чувствуют, чем то, что они покупают… Финансовые и деловые условия

  • общество потребления — общества потребления N COUNT: usu sing Вы можете использовать общество потребления для обозначения общества, в котором люди думают, что трата денег на товары и услуги очень важна… Словарь английского языка

  • потребительское общество — существительное Общество, в котором потребители приобретение товаров и использование услуг являются ключевым экономическим фактором • • • Основная статья: ↑ Потребляют… Полезный английский словарь

  • общество потребления — общество или страна, в которых люди придают чрезмерное значение накоплению и потреблению материальных благ.В обществе потребления явное проявление материального благополучия считается показателем высокого социального статуса … Аудиторский словарь

  • общество потребления — термин, иногда применяемый к современным западным обществам, который предполагает, что они все в большей степени организованы вокруг потребления (товаров и досуга), а не производства материалов и услуг. Обычный список конца ХХ века…… Словарь по социологии

  • общество потребления — материалистическое общество, общество, которое уделяет большое внимание закупкам и материальным благам… Современный английский словарь

  • потребительское общество — потребитель т. Д.общество в обществе, в котором покупка товаров и услуг считается очень важной… Dictionary of Contemporary English

  • потребительское общество — существительное (C) общество, в котором покупка товаров и услуг считается чрезвычайно важной… Словарь современного английского языка Longman

  • общество потребления — / kənˌsjumə səˈsaɪəti / (скажем kuhn.syoohmuh suh suyuhtee) существительное, как и большинство западных обществ, ориентированных на производство и потребление товаров в больших масштабах… Словарь австралийского английского

  • общество потребителей — / kənˌsju: mə sə saɪəti / существительное тип общества, в котором потребителей поощряют покупать товары… Английский словарь по маркетингу

  • общество потребителей — / kənˌsju: mə sə saɪəti / существительное тип общества, в котором потребителей поощряют покупать товары… Словарь по банковскому делу и финансам

  • ,

    Общество потребления — определение общества потребления по The Free Dictionary

    «Мне нравится служить людям, и я всегда был волонтером, так как я президент клуба A’ali, а также часть общества потребления. Утверждая, что экономические изменения сами по себе не являются причиной роста общества потребления. в Канаде в этом исследовании рассматривается важность изменений в социальной иерархии, ценностях и взглядах по мере того, как канадцы учатся становиться потребителями. Ранее в этом месяце Мбойя, бывший генеральный директор Общества юристов Кении, и Общество потребителей электроэнергии Кении подали в суд на Kenya Powerfor завышенные счета на сумму 8 шиллингов.1 миллиард за ноябрь и декабрь прошлого года. Резюме: как родители, мы часто изо всех сил пытаемся поддерживать своих детей в форме и здоровье в обществе потребления, в котором мы живем. ProQuest запустила British Periodicals Collection III для своей базы данных British Periodicals, которая охватывает темы такие как империя и деколонизация, феминизм первой волны и общество потребления в первой половине 20-го века на более чем 850000 страницах литературы, искусства, политических взглядов и других работ, — сказал глава отдела защиты прав потребителей Мохаммад Обейдат: Общество потребления надеется реализовать ряд целей в ближайшие три года, которые будут служить интересам иорданских и всех арабских потребителей.Доктор Хестер Вайзи, преподаватель из Клэр-колледжа в Кембридже, будет в Curtis Auditorium, чтобы обсудить, как была уничтожена целая страна, когда Восточная Германия была фактически захвачена Западом, и как жизнь жителей изменилась, когда они оставили мир, который они оставили. знала о трудном переходе от коммунизма к обществу потребления. Основная цель общества потребления — продвижение потребления. Платформа также предоставляет покупателям и их друзьям сеть для подключения к обществу потребления в целом.Среди тем для обсуждения — общество потребления, отход от фордизма, рост стоимости образования, рост неравенства, краудсорсинг, глобализация и локализм и т. Д. Водный след современного общества потребителей — это научное исследование того, сколько воды современное общество использует во всем: сельское хозяйство для производства коммерческих товаров, а также для домашнего использования. ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *