Описание картины поединок на куликовом поле авилова: Сочинение описание картины Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) Авилова

Содержание

Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М. Авилова. М.И. Авилов «Поединок на Куликовом поле»: описание картины

Одним из величайших творений выдающегося российского и советского живописца Михаила Ивановича Авилова является картина “Поединок на Куликовском поле”. Данное полотно принесло настоящую известность и успех художнику. Благодаря ей, Михаил Авилов стал лауреатом 1 степени Сталинской премии.

Художник изобразил легендарный бой двух богатырей – Пересвета и Челубея. Оба воина изображены в центре картины, восседающие на конях. Предчувствуя сильное столкновение, кони взвились на дыбы. Стоит отметить, что русский воин изображен слева, а татарский богатырь справа. Как мы можем увидеть, Пересвет облачен в русскую рубаху, поверх которой находится кольчуга с металлическими пластинами, на голове богатыря поблескивает белый шлем. А на ногах у воина кожаные сапоги, которые говорят о его знатном роде.

Вся атмосфера военных действий шикарно передана с помощью цветов и оттенков. Так, позади Пересвета, изображены русские воины. Благодаря мастерству живописца, можно прочувствовать настроение русского войска. Используя больше серых, бледных тонов автор картины позволяет ощутить дух русского войска. Уверенные, стойкие русские богатыри расположились на левой стороне картины. Воины с тревогой ожидают исхода этого важного поединка. Но при этом они тверды и сильны. Во главе войска Михаил Авилов нарисовал самого Дмитрия Донского, восседающего на белом коне.

В тоже время, напротив Пересвета изображен Челубей. В целом, вся правая сторона картина более насыщена яркими красками. Так, мы можем понять, что вот-вот и с выбритой головы Челубея слетит красный малахай. Татарский воин изображен также крупно, его тело, пораженное копьем, скоро упадет на землю. А войско, которое расположилось в правой части картины, на заднем плане, с ожиданием и нетерпением наблюдает за процессом. Чувства врага художник мастерски передает яркими красками. Неуверенность, нетерпение – вот чувства, которые испытывает вражеское войско. Страх и беспокойство уже пронзили их, ведь они уже предугадали исход поединка.

Безусловно, необходимо отметить, что фигуры самих богатырей являются центральной частью картины. Художник изображает воинов очень крупно, он будто увеличивает их в росте, добавляет тем самым им невиданных сил.

Достаточно взглянуть в лицо русскому воину – Пересвету. Его лицо будто излучает невероятную силу и мощь, которые олицетворяют дух всего русского войска. В тоже время, лица татарского богатыря мы не видим. Художник очень остро передал самый напряженный момент поединка — столкновение, которое предвосхитило весь ход Куликовской битвы. Как мы знаем, в действительности, оба воина героически погибли в этом сражении. Но победа осталась за русским воином, так как конь его прискакал с мертвым телом на седле до своего войска, а тело татарского богатыря в момент столкновения упало бездыханное на землю.

Картина Михаила Ивановича Авилова является поистине достоянием русской культуры. Она потрясающе воплотила в себе одно из важнейших событий в истории Древней Руси.

Описание картины Поединок Пересвета с Челубеем

Традиция, когда от двух войск выставляют по одному воину, для того чтобы решить исход битвы, существует довольно давно. Конечно, на практике не всегда хватало только такого поединка, ведь пришедшие на поле битвы, зачастую приходят туда, чтобы там остаться и многие понимают этот факт. Как известно, побоище на Куликовом поле унесло много человеческих жизней и русских и татарских, после битвы поле было обильно удобрено сильными, молодыми и старыми телами.

Авилов предлагает нам картину до битвы, практически перед самой битвой. Два войска сошлись и стоят неподалеку друг от друга сомкнутыми рядами. На свободном пространстве сошлись главные богатыри.

Согласно легенде, Дмитрий Донской приезжал к Сергию Радонежскому для того чтобы получить благословение и духовное наставничество. Одним из монахов Радонежского был Пересвет, который относился к боярскому роду и имел познания в воинском искусстве. Поэтому Сергий Радонежский не только благословил князя, но и отправил с ним своего инока, который смог бы не только молитвой, но и мечом помочь собственной земле.

Таким образом фигура Пересвета представляет собой монаха-воина, который противостоял чужеземному воину Челубею, кстати, профессиональному поединщику. Далее сведения из легенды немного расходятся, однако, практически всегда указывается на гибель каждого воина. Они вонзили друг в друга собственные копья и скончались.

Тем не менее, эти подробности не столь существенны, как художественная ценность рассматриваемой картины и те мысли, которые хотел передать художник. Перед нами два воина на крупных, ретивых конях, ставших на дыбы. Кони изогнулись и ржут свирепо, а воины сломили друг о друга копья.

Нужно сказать, Авилов не пишет пронзенных воинов, если присмотреться, то копье Пересвета уперлось в щит Челу

Сюжет картины поединок на куликовом поле. М.И. Авилов «Поединок на Куликовом поле»: описание картины

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) — самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова . На полотне картины изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем , по преданию предшествовавший Куликовской битве . В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Описание картины [ | ]

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай . Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем. Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской . В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка .

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова. Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Историческое полотно, написанное в середине Великой Отечественной войны, выражает дух патриотизма, которым был проникнут русский народ в тяжелые периоды борьбы за свою независимость.

Картина изображает поединок перед началом битвы на Куликовом поле, когда по традиции, происходил поединок двух лучших воинов той и другой стороны. Исход его, по тогдашним воззрениям, предвещал победу или поражение той или другой армии. Вследствие этого, результат схватки серьезно поднимал или ронял боевой дух.

Полотно Авилова показывает заключительный момент поединка русского и татарского воинов. Александр Пересвет, по преданию монах Троице-Сергиевой лавры, которого благословил принять участие в битве Сергий Радонежский, и Челубей насмерть пронзают друг друга копьями. Поражение татарского воина (хотя оба погибли, но русского конь довез до расположения своих войск, а его противник упал) подчеркнуто начавшимся сползанием с седла Челубеем и слетающим с его головы махалаем.

Фигуры всадников занимают центральное место картины, подчеркивая символизм происходящего. Довольно большие размеры полотна (около 2 х 5 метров) еще больше подчеркивают эффект. Художник изобразил более подробно лицо Пересвета, расположив Челубея спиной к зрителю. На нем видна крайняя ненависть к врагу, но лица не играют центральной роли в картине. Целью живописца было показать образы русского и иноземного захватчика и драматизм схватки.

Больше внимания явно уделено оружию обоих противников, развивающимся на ветру гривам коней, стоящих на дыбах, чьи морды и оскаленные зубы придают сцене более ожесточенный характер.

Цветовая гамма, использованная для изображения облачения Пересвета и Челубея, выполнена довольно разнообразна. Художник использовал возможности, даваемые масляными красками для усиления эффекта и привлечения внимания к центру полотна. Серые кольчуги, черные кони, темного цвета оружие сочетаются с красными и золотистыми щитами и попонами всадников. Выбор красок дополнительно приковывает взгляд к поединку. Серое небо и однообразно зеленая трава также способствуют достижению поставленной художником цели.

На заднем плане, справа и слева изображены русская и татарская рати, наблюдающие за происходящим. Но они не играют ключевой роли в композиции картины и создают фон, необходимый для полотна, изображающего историческую батальную сцену.

Картина органично совмещает историческую достоверность изображенной батальной сцены с выражением патриотических чувств.

Описание 2

Навеянная былинным эпосом, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» стала одной из работ, прославивших советского художника М.И.Авилова. Написанная в 1943г. она возвеличивает славную национальную старину, подвиг родного народа и его бессмертных героев.

3 сентября 1380г. князь Дмитрий Иванович направил 150-тысячное войско к Дону. Оно состояло не только из дружинников, но и и

Михаил Иванович Авилов
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле . 1943
Холст , масло . 327 × 557 см
Государственный Русский музей , Санкт-Петербург

М.И. Авилов «Поединок на Куликовом поле»: краткое описание картины

Картина была написана художником во время Великой Отечественной войны (в 1943 г.). Этот год является трагическим и переломным для нашей страны. Поединок между Челубеем и Пересветом также был важным в исходе Куликовской битвы. Этот бой укрепил дух русских полков. В схватке погибли оба воина, но победа была одержана нашим богатырем. Пересвет сумел доехать на уцелевшем коне до русского войска, стоявшего позади. А Челубей после мощного удара копьем упал с коня и так и остался лежать, истекая кровью.

Картина «Поединок на Куликовом поле» находится в Государственном русском музее, который вы можете увидеть на фото выше.

М.И. Авилов – народный художник РСФСР, имеет множество наград, его картины участвовали в выставках в Академии художеств Общества им. А.И. Куинджи. Наиболее известное полотно, которое написал художник Авилов, носит название «Поединок на Куликовом поле». Картина принесла живописцу большой успех, благодаря ей он стал лауреатом Сталинской премии I степени.


Художник Авилов, «Поединок на Куликовом поле»: описание картины

На картине мы с первого взгляда узнаем легендарного русского богатыря Пересвета (художник изобразил его слева). Он облачен в снаряжение русского воина: поблескивающий на солнце шлем, русская рубаха, а поверх нее надета кольчуга с металлическими пластинами, которые крепились в качестве дополнительной защиты. Но это не спасет богатыря. Пересвет погибнет вместе со своим противником Челубеем. Также мы видим, что на русском воине надеты не лапти, а кожаные сапоги. Это говорит нам, что Пересвет – человек богатый или знатного рода.

Что еще изобразил Авилов? «Поединок на Куликовом поле» (картина) представляет нашему взгляду и отрицательного героя «рассказа» — татарского богатыря Челубея. Художник подробно расписал все зло (для нас это татаро-монгольское иго) в одном лице воина-татарина. На картине этого воина мы увидим справа. Красный малахай на бритой голове уже говорит нам, что это не русский воин, а татарин, наш враг. Обе фигуры (Пересвет и Челубей) запечатлены в самом центре полотна. Они динамичны, изображены крупно, и все это выделяет их на общем плане. Талантливый художник — М. Авилов. «Поединок на Куликовом поле» (описание картины представлено в нашей статье) — исторически значимая работа.

Описание действий

В центре картины Пересвет бьет острием копья, от Челубея идет встречный удар. Оружие обоих воинов врезается в щиты, но пробивает их насквозь и вонзается в тела, прорвав кольчугу. Разъяренные лошади встали на дыбы. Красный малахай слетает с головы Челубея. Вот-вот упадет и он сам. Раненный Пересвет продолжает держаться на коне.

Замечательную работу создал М. Авилов — «Поединок на Куликовом поле». Картина, описание которой мы проводим, поражает своей реальностью.

Задний план

Краски, которыми художник расписывал героев полотна, более яркие и насыщенные, чем задний план. Описание войска татар выглядит так: полки расположены справа, со стороны Челубея, и они выражают беспокойство. Татары уже предугадывают исход поединка. Он будет точно не в их пользу. Воин, который стоит ближе к нам, не может стоять на месте и спокойно наблюдать, он внимательно следит за всем, что происходит в поединке. И вот, увидя, как копье пронзает Челубея, он с беспокойством подается вперед.

Русское же войско менее взволновано. Наши воины уверены в силах Пересвета, но они не менее беспокоятся об исходе битвы. До мелочей все изобразил Авилов. «Поединок на Куликовом поле» — картина (описание ее еще не окончено), которая не может оставить равнодушным никого.

Впереди на белом коне восседает князь Дмитрий Донской. Наши воины изображены на дальнем плане и небольшими фигурами, поэтому невозможно рассмотреть эмоции на их лицах.

Так представил Авилов поединок на Куликовом поле. Описание события, которому посвящена картина, позволит вам больше узнать о Куликовской битве. Бой между Пересветом и Челубеем известен большинсту людей во многом благодаря художнику М.И. Авилову.

Примечания к статье

Мы должны гордиться тем, что создал это полотно наш художник — М.И. Авилов. «Поединок на Куликовом поле» (описание картины отсылает нас к далеким событиям) — удивительная работа.

Живописец изобразил на своем полотне легендарное историческое событие Руси. Делая подробное описание, мы невольно начинаем углубляться в историю, стараясь рассказать о полотне, которое написал Авилов — «Поединок на Куликовом поле». Описание картины может заполнить целую главу в учебнике по истории.

Заключение

Мы рассмотрели работу, которую создал М.И. Авилов — «Поединок на Куликовом поле». Описание этой картины расширяет знания о нашей стране, о ее героях и их подвигах. Во всем своем величии здесь представлен дух русского народа, который свергает иго татаро-монголов. Один мощный удар копьем решает судьбу всей Руси. Теперь больше не будет гнета, обычные люди продолжат мирную жизнь, не боясь, что в любое время могут нагрянуть татарские воины и уничтожить их семьи. Богатырь Пересвет в битве с Челубеем погибает, но оставляет о себе вечную память.

авилов поединок на куликовом поле описание

На фото выше представлен монумент, посвященный Куликовской битве.

Благодаря картине художника Авилова многие из нас знают о том, какой подвиг совершил Пересвет и что вообще когда-то состоялась битва на Куликовом поле.

Эпизод 12. Куликовская битва |  Капля света

Главная » Иллюстрированная история России » Эпизод 12. Куликовская битва

Рубрика «Иллюстрированная история России»

Автор: Евгений Сусманович


Центральное событие: Битва на Куликовом поле 8 сентября 1380 года.

Центральная картина: М.И. Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле (1943).

 

В 1367 году великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Иванович (позже получивший прозвище Донской) начал строительство каменного кремля и вообще каменное строительство в Москве. Поводом стал большой пожар, случившийся два года назад и уничтоживший большую часть кремля деревянного, а само строительство можно рассматривать как иллюстрацию возвышения Дмитрия, возвышение Москвы:

Васнецов А.М. Московский Кремль при Дмитрии Донском 1922. Бумага на картоне, уголь, акварель, 51 на 80, картинка увеличивается

Несколько слов о том, почему Дмитрий звался не только Московским, но Владимирским князем. Эпоха татаро-монгольского ига ХIII-ХV веков политически очень запутанный период истории. Нам сегодня трудно понять некоторые моменты почему, например, Русь и Орда находились, время от времени, в союзнических отношениях. Бывало так, что русичи воевали на стороне каких-нибудь ханов против самих же русичей. Одним словом, существовала феодальная раздробленность. Правители Орды выдавали ярлыки на княжение во Владимирском княжестве, но при этом считалось, что данный князь уже является «старшим всем иным князьям в Русской земле».

Иногда князья вели себя нервно в борьбе за эту важную грамоту:

Чориков Б.А. «Распря русских князей в Золотой Орде за ярлык на великое княжение»

Таким, вот, старшим князем стал Дмитрий Иванович в нелёгкой политической борьбе с суздальско-нижегородским, рязанским и тверским княжествами. Объединение вокруг Москвы в немалой степени определялось и повышением единства русского этноса в отношении ордынцев: «а пойдут на нас татарове или на тебе, битися нам заодно противу их, или пойдём на них и тобе с нами заодно пойти на них»

Надо отметить, что Орда тоже не представляла собой единого государства. Она раскололась на две части, враждовавшие между собой за власть над Русью. Одну из них возглавлял тёмник* Мамай. Летом 1378 года он предпринял попытку прекратить разброд в умах русичей. В Рязанской земле появились воины мурзы** Бегича. На реке Воже состоялась битва, к которой войско Дмитрия Ивановича одержало блестящую победу и стало ясно: решающего сражения между поднимающимся русским этносом и Ордой не избежать.

Основатель Троицкого монастыря (впоследствии Троице-Сергиева лавра) монах Сергий Радонежский (впоследствии преподобный Сергий Радонежский) 17 августа 1380 года благословляет Дмитрия Ивановича на битву с Ордой и даёт двух иноков-воинов своего монастыря; одним из них был Александр Пересвет:

Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем»

По разным оценкам под знамёна князя собралось от 100 до 400 тысяч ратников. В.О. Ключевский пишет: «народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, с духом, встал на поработителей и не только нашёл в себе мужество встать, но и пошёл искать татарских полчищ в открытой степи…». Встреча войск Дмитрия и Мамая состоялась далеко от Московского княжества — на поле между реками Дон, Непрядвой и Красивой Мечей. Это все знают, но немногие знают, что союзником русского князя выступал золотоордынский хан Тохтамыш, соперник Мамая в деле управления Ордой. Правда, войска его не успели к месту сражения.

У Карамзина (да и у многих других историков) мы не находим имени Александра Пересвета в описании битвы на Куликовом поле. По преданиям (а их нельзя сбрасывать со счетов) перед началом всеобщего сражения состоялась битва двух богатырей: Пересвета и Темир-Мурзой (Челубеем). Оба они погибли в смертельной схватке:

М.И. Авилов, «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943), холст, масло 327 на 577 см, картинка увеличивается

Отметим, что образец батально-исторической живописи создан советским живописцем Михаилом Ивановичем Авиловым во время событий обороны Сталинграда.

Как бы то ни было сотни тысяч воинов с обеих сторон сошлись в бою утром 8 сентября 1380 года. С самого начала татары атаковали успешно.

По Н.М. Карамзину: «с обеих сторон храбрые падали на месте, а малодушные бежали; так некоторые Московские неопытные юноши — думая, что все погибло — обратили тыл».

Передовые полки русичей были смяты, близился разгром.

И вот «Димитрий, с величайшим вниманием примечая все движения обеих ратей, вдруг извлек меч и сказал: «Теперь наше время». Тогда засадный полк выступил из дубравы, скрывавшей его от глаз неприятеля, и быстро устремился на Моголов»:

Павел Попов, Виктор Маторин «Удар засадного полка», картинка увеличивается

Удар десятитысячного засадного полка решил исход баталии. Татары побежали, и ещё 20 километров их преследовали и рубили.

Лев Николаевич Гумилёв, так оценивает события на Куликовом поле:

«Победа была одержана, но потери русских оказались очень велики: из 150 тысяч человек в строю осталось 30 тысяч, 120 тысяч погибло или было ранено. Однако жертвы эти были не напрасны. Этническое значение происшедшего на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи, пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах».

8 сентября 1380 года Гумилёв считает датой возникновения новой этнической общности – Московской Руси.

*Тёмник – командующий тьмой – десятью тысячами.
**Мурза – титул феодальной знати в Орде.

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».

Ещё почитать:



К записи 6 комментариев

Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

Описание картины «Дуэль на Куликовом поле». Заступники России. Спаситель Отечества

В истории России можно по пальцам пересчитать Битва, когда решалась судьба Родины. Одно из них — Куликовское. Чтобы дать описание картины «Поединок на Куликовом поле», необходимо представить, как все начиналось.

Как сбросить иго

Князь Дмитрий Иванович собрал князей сдружинами, когда узнал, что у татар между собой ссоры, и они уже не такие сильные, как раньше.Но многие князья, дав обещание выступить против татар, не сдержали своих слов. А татарские разведчики уже в орде доложили, что русские собирают армию. И первый сделал. Что оставалось делать князю Дмитрию? Соберите народное ополчение. Но как это сделать? Историческое описание картины «Дуэль на Куликовом поле» поможет понять, что именно происходит на картине.

Благословение преподобного Сергия

С поклоном и большой просьбой князь Дмитрий направился к самому уважаемому человеку на Руси — в Св.Сергию Радонежскому. И благословил великую инициативу московского князя.

И он подарил своих иноков — Пересвета и Ослабы. Теперь весь русский народ увидел, что князь начал подвиг и нуждается в помощи. И простой народ собрался поддержать Москву в борьбе с татарами. Это один из важнейших ключей для понимания описания картины «Дуэль на Куликовом поле».

Прощание

Молитва в Успенском и Архангельском соборах Кремль, 12 августа, князь с войском и ополчением приехал из Москвы.Все поселки бегали смотреть на русскую армию. Священники с иконами и знаменами окружили войско, окропили его святой водой. Знамена развевались над армией. Шлемы и кольчуги были посеребрены, богатые доспехи князей были золотыми. Лес копий возвышался над армией. Жены, невесты, сестры плакали и кричали. Трубы, бубны звенели. Армия двинулась.

На Куликовом поле

И утренний туманный туман пропитался утром. Так началось утро Куликовской битвы.Туман над Доном и Непрядвой сполз низко, облизывая поле. Я укрывал друг от друга русских и татар. Только речь противников была слышна в белесой дымке. Знание и подача, как на самом деле все произошло, прояснят описание картины «Поединок на Куликовом поле». У татар был такой обычай. На поле перед строящимися войсками вышел их силач. Он вызвал на бой одного из вражеских воинов. Вышел храбрый и сильный воин.Драка стала показывать всем пример. За ней обе стороны внимательно наблюдали: на чьей стороне будет победа. И вот, как только туман спал, герой хана Мамая вышел на середину поля. Звали его Челябинск по прозвищу Железный воин. Сам Чулубей — могучий красавец, а лошадь у него красива, дуб могучий, а не конь. Оба настоящие герои. И пик хороший, тяжелый, длиннее обычного. Он играет с ней, как соломинкой, могучими Сундуками и кричит: «Выходи, кто храбрый.«Но тут часть русских воинов разошлась — стоит Пересвет.

Молитва успокоила душу Пересвета, принял благословение от священника, низко поклонился всем, у всех просил прощения. Шлем его посеребрен, схиму, св. его. Сергий. Потом он сел на боевого коня и пустил его в полет. А у него огромная вершина. К татарскому богатырю. Всадники все ближе и ближе. Вершины сделаны. На полном скаку они почти одновременно протыкают их друг в друга.Удар Челубея, удар Пересвета. Такая сила была в ударах, что лошади почти не сопротивлялись и садились на зад. Все замерли в поле. Что здесь? Кто победил? Они все видят — татарский богатырь упал, а второй в седле, и его конь везет его в русский лагерь. Но оба героя погибли. Однако победа была за Пересветом, он достиг своей.

Изображение в картине

На картине написан решающий момент сражения.Так художник М.И. Авилов видит дуэль на Куликовом поле. Крупный план — сильные лошади, стоящие на задних лапах и слегка присевшие от удара, и их обнаженные лица. Развевается красный платок, вышитый золотом на Челубейском коне. Особняком стоит его круглый черный щит, раскрашенный золотом, пронзивший Пересвет. Вот-вот слетит с головы красный Малахай. Кольчуга и шлем Пересвета на солнце. От удара он откинулся назад, но глаза его горели ненавистью к врагу, который мучает православный народ, издевается над ним.Русское татарское иго ненавидят. И друг против друга на заднем плане два войска, готовые начать бой.

Сражение в осенний день

Князь Дмитрий объехал все войско, сказал всем ободряющие слова и сделал то, чего до него не делал ни один полководец. Он стоял перед армией, чтобы каждый почувствовал, что князь думает не о себе, а о Отечестве и людях, вышедших на битву, и не прячется за спиной сражающихся.

Татары мощным ударом устремились к центру русских войск, но князь так блестяще расставил войска, что Орда не имела возможности победить. Противнику не удалось окружить русскую армию, это был их излюбленный метод. И из засады на них ударил полк серпуховского князя. Затем они побежали назад. Битва окончена. Долго искали раненого в битве князя Дмитрия, но нашли и помогли ему сесть на коня, и он, раненый, обошел войско, поздравляя всех с первой великой победой над Золотой Ордой.Дуэль на Куликовом поле можно кратко охарактеризовать как начало разгрома основных сил орды и уверенности русского народа в том, что татары можно победить. р> ,

Описание картины «Дуэль на Куликовом поле». Заступники России. Спаситель Отечества

В истории России можно по пальцам пересчитать Битва, когда решалась судьба Родины. Одно из них — Куликовское. Чтобы дать описание картины «Поединок на Куликовом поле», необходимо представить, как все начиналось.

Как сбросить иго

Князь Дмитрий Иванович собрал князей сдружинами, когда узнал, что у татар между собой ссоры, и они уже не такие сильные, как раньше.Но многие князья, дав обещание выступить против татар, не сдержали своих слов. А татарские разведчики уже в орде доложили, что русские собирают армию. И первый сделал. Что оставалось делать князю Дмитрию? Соберите народное ополчение. Но как это сделать? Историческое описание картины «Дуэль на Куликовом поле» поможет понять, что именно происходит на картине.

Благословение преподобного Сергия

С поклоном и большой просьбой князь Дмитрий направился к самому уважаемому человеку на Руси — в Св.Сергию Радонежскому. И благословил великую инициативу московского князя.

И он отдал своих иноков — Пересвета и Ослабы. Теперь весь русский народ увидел, что князь затеял подвиг и нуждается в помощи. И простой народ собрался поддержать Москву в борьбе с татарами. Это один из важнейших ключей для понимания описания картины «Дуэль на Куликовом поле».

Прощание

Молитва в Успенском и Архангельском соборах Кремль, 12 августа, князь с войском и ополчением приехал из Москвы.Все поселки бегали смотреть на русскую армию. Священники с иконами и знаменами окружили войско, окропили его святой водой. Знамена развевались над армией. Шлемы и кольчуги были посеребрены, богатые доспехи князей были золотыми. Лес копий возвышался над армией. Жены, невесты, сестры плакали и кричали. Трубы, бубны звенели. Армия двинулась.

На Куликовом поле

А утренний туман пропитался утром. Так началось утро Куликовской битвы.Туман над Доном и Непрядвой сполз низко, облизывая поле. Я укрывал друг от друга русских и татар. Только речь противников была слышна в белесой дымке. Знание и подача, как на самом деле все произошло, прояснят описание картины «Поединок на Куликовом поле». У татар был такой обычай. На поле перед строящимися войсками вышел их силач. Он вызвал на бой одного из вражеских воинов. Вышел храбрый и сильный воин.Драка стала показывать всем пример. За ней обе стороны внимательно наблюдали: на чьей стороне будет победа. И вот, как только туман спал, герой хана Мамая вышел на середину поля. Звали его Челябинск по прозвищу Железный воин. Сам Чулубей — могучий красавец, а лошадь у него красива, дуб могучий, а не конь. Оба настоящие герои. И пик хороший, тяжелый, длиннее обычного. Он играет с ней, как соломинкой, могучими Сундуками и кричит: «Выходи, кто храбрый.«Но тут часть русских воинов разошлась — стоит Пересвет.

Молитва успокоила душу Пересвета, принял благословение от священника, низко поклонился всем, у всех просил прощения. Шлем его посеребрен, схиму, св. его. Сергий. Потом он сел на боевого коня и пустил его в полет. А у него огромная вершина. К татарскому богатырю. Всадники все ближе и ближе. Вершины сделаны. На полном скаку они почти одновременно протыкают их друг в друга.Удар Челубея, удар Пересвета. Такая сила была в ударах, что лошади почти не сопротивлялись и садились на зад. Все замерли в поле. Что здесь? Кто победил? Они все видят — татарский богатырь упал, а второй в седле, и его конь везет его в русский лагерь. Но оба героя погибли. Однако победа была за Пересветом, он достиг своей.

Изображение в картине

На картине написан решающий момент сражения.Так художник М.И. Авилов видит дуэль на Куликовом поле. Крупный план — сильные лошади, стоящие на задних лапах и слегка присевшие от удара, и их обнаженные лица. Развевается красный платок, вышитый золотом на Челубейском коне. Особняком стоит его круглый черный щит, раскрашенный золотом, пронзивший Пересвет. Вот-вот слетит с головы красный Малахай. Кольчуга и шлем Пересвета на солнце. От удара он откинулся назад, но глаза его горели ненавистью к врагу, мучающему православный народ

.

Дуэль на Куликовом поле на картине русского художника М.И. Авилова

В русской истории много славных страниц! О них можно говорить бесконечно. Один из них — это рассказ о битве двух воинов на пороге знаменитой и трагической Куликовской битвы.

Дуэль на Куликовом поле — особое сражение. Этот бой был посвящен литературным, музыкальным и художественным произведениям.

Рассмотрим сегодня одну из картин кисти замечательного художника-реалиста М.И. Авилова.

История создания работы

Полное название картины художника звучит так: «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Картина написана автором в тяжелый 1943 год, когда судьба нашей страны решалась в Сталинграде. Именно в этой битве русские победили, что определило исход самой ужасной войны 20 века.

На картинке мы видим похожую ситуацию: в смертельной схватке сошлись два всадника, их копья пронзили друг друга, их кони встали на задние лапы, оба воина полны ярости, но пока неизвестно, кто из них будет победителем.

Русская летопись, детализирующая сюжет боя, в конце концов говорит о победе Пересвета, потому что его — смертельно раненый — вернул русским войскам свой конь, Челусы умерли, упав с седла, подбитые мощным удар своему противнику.

Сюжет работы

Дуэль на Куликовом поле изображена художником как драматическое столкновение двух сил: русской и татарской.

Состав работы предельно ясен.В центре полотна — две фигуры солдат, сидящих на лошадях. Лица солдат обращены друг к другу, а лицо Челубея скрыто густой бородой, и публика этого не видит. Лицо Александра Пересвета, напротив, видно на снимке.

Понятно, что русский богатырь испытывает сильнейшее физическое и моральное напряжение, все силы сосредоточены на разгроме врага.

Герои одеты иначе. Голуби одеты в богатые одежды.Даже конь сделан из красного материала с золотым шитьем. На голове татарского воина — шлем с меховой отделкой. Его щит расписан дорогой почеркой.

Русский воин одет в простую кольчугу, железный шлем на голове, обычная сбруя на коне. Видно, что русский богатырь не привык выставлять напоказ свою внешность.

Авилов: дуэль на Куликовом поле как отражение смысла истории России

Дуэль на Куликовом поле — важнейшее событие в истории нашей страны.Ведь это было одно из первых крупных сражений, когда русские после векового ига Золотой Орды решили отстоять свою независимость в страшной битве с врагом. И это было началом процесса объединения русских земель вокруг Московского княжества, что способствовало укреплению Российского государства.

Обращаясь к событиям далекой истории, художники словно вселяют в своих соотечественников надежду, что в 1945 году нашу страну ждет не поражение, а грядущая победа над страшным злом 20 века — фашизмом.Русские солдаты всегда будут защищать свою Родину, они никогда не сгибаются перед лицом врага. Этот пример показывает нам русского героя — Александра Пересвета и тех солдат, которые за ним идут.

Кстати, русские войска на картине изображены скромными серыми красками, лица солдат обращены в сторону сражающегося Пересвета и его соперника. Русские сконцентрированы, смерти не боятся, но верят в свою победу. Войска татар разнообразны и небезопасны, они воют не за свою Родину, а за свою будущую добычу, которую они могут получить, в очередной раз грабя русские земли.

Символическое значение произведения

Дуэль на Куликовом поле и последующая победарусских войск над татарами ознаменовали поворот в истории России от эпохи феодального раскола к собиранию земель. То же самое, по словам художника, произойдет, когда русские войска войдут в Берлин и покажут всему миру, что означает победа русских.

Художник предвосхищает грядущие события, вселяет в зрителей надежду на то, что нашу страну не сломить никакими военными силами, потому что сила России в ее людях, ее защитниках, готовых пожертвовать собой, но не клеветать на родных. земля.

Поэтому картина «Дуэль Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» так полюбилась зрителям многих поколений. Ведь в нем нашла свое воплощение сама история нашей страны.

Таким образом, картина Авилова, хранящаяся сегодня в Русском музее, представляет собой и талантливую иллюстрацию русской истории, и пророческое предвидение исхода великой освободительной войны, которую вела наша страна.

p >> ,

Что принесло России битва на Куликовом поле

Битва на Куликовом поле стала финалом ожесточенного противостояния времен Мамая и князя Дмитрия Ивановича. Подготовка Руси к генеральной битве с ордой началась с восшествия на московский престол князя Дмитрия Ивановича. Золотая Орда в середине XIV века была значительно ослаблена двадцатилетней смутой. Хан Бердибек начал убивать ее отца и братьев, сам Бердибек был убит за два года в 1339 году, более 20 правителей сменила Орда на два десятилетия.Беда закончилась приходом к власти хана Тохтамыша. Во время смуты вознесся Мамая, который, не будучи законным наследником, не мог захватить власть в Орде.

Тогда Мамай обратил свой взор в сторону России, где хотел создать свое государство. Собрав огромное войско, он пригласил князя Дмитрия Ивановича заплатить дань, сопоставимую с той, которую Русь ранее платила золотоордынским правителям. Поначалу князь не хотел платить Мамаю, зная его настоящий статус.Однако, сравнивая силу ханской армии и понимая, что Мамай на данный момент сильнее, он предпочитал платить золотом, чем жизнь своего народа. Однако ордынский темник не удовлетворился данью и начал готовить новый поход на Русь.

Дмитрий тоже решил подготовиться к отпору. Сбор войск начался в августе 1380 г., отряды были сосредоточены у города Коломна. 26 августа русская армия двинулась в поход. Изначально маршрут путешествия пролегал по реке.Ока, в устье реки. Войска Лопасни перешли Оку и двинулись на юг, к истоку Дона. Необходимость такого маршрута интерпретировалась желанием разделить войска татар и литовцев, а также нежеланием продвигаться по враждебной Рязанской земле. Тогда Рязань встала на сторону Мамая.

Куликово поле находится на междуречье Непрядвия и Дона, его ландшафт был наиболее подходящим для боя. Болота и поросшие лесом фланги не давали возможности для активного использования татарской конницы.Русские войска развернулись в боевой порядок, в авангарде стоял сторожевой полк, призванный только для начала боя, заменяя монгольские войска для обстрела русских стрелков, а затем быстро отступая. За часовым шел передовой полк, который должен был ослабить первый удар перед входом основной армии. Третья линия представляла собой большой полк, который должен был принять на себя весь главный удар монголо-татарской армии. Были расположены фланги левой и правой руки. Небольшой линией укрылся засадный полк во главе с опытным воеводой Дмитрием Боброк-Волынским.

Битва на Куликовом поле началась 8 сентября 1380 года. Битва началась дуэлью монаха Пересвета и монгольского героя Челубея, в результате которой оба погибли. Татарская кавалерия атаковала центр, сокрушив сторожевые и передовые полки, она три часа пыталась прорвать оборону большого полка. Затем Мамай нанес второй удар по левому флангу, вынудив Дмитрия Ивановича ввести в действие первый резерв, но, не выдержав натиска татар, левый фланг был сломан, и русские войска оказались на грани окружения.В этот момент по гибельному полку был нанесен неожиданный удар, который решил исход битвы, обратив монгольское войско в бегство. Русские войска оттеснили татарские войска более чем на пятьдесят километров, поэтому битва на Куликовом поле завершилась победно. Итоги Куликовской битвы трудно переоценить. Это было началом конца татаро-монгольского ига. После этого в течение двух лет, до похода Тохтамыша на Москву, который он предпринял с помощью лживых обещаний новгородских купцов, Русь не платила Орде дань.Но даже после этого выплаты становились все более условными. Нашествие Мамая на русскую землю должно было полностью уничтожить Русь, превратив ее в Орду Мамая, который, не добившись признания на своей земле, решил стать правителем в чужой. Битва на Куликовом поле и решительный отпор Дмитрия Ивановича, прозванного в честь битвы — Донским, показали Орде силу русского оружия.

год Куликовской битвы стал отправной точкой, после которой монголы уже не рисковали вступать в открытое противостояние с Русью.Куликовская битва оказала огромное влияние на самосознание русского народа, который понял, что татары не только возможны, но и их нужно побеждать.

Ровно сто лет назад Русь официально считалась вассалом Золотой Орды, власть которой завершилась великим противостоянием на реке Угре, хотя ни одна из сторон не решилась на активные боевые действия, монголы остались ни с чем.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *