Пересвет монах воин: Правда о схватке Пересвета и Челубея / Православие.Ru

Почему монах Пересвет отказался от доспехов в битве с Челубеем

О поединке Пересвета и Челубея знают все, кто не пропустил школьные уроки о Куликовской битве. Найдутся и такие, кто вспомнит картинку, на которой в лихой схватке сошлись русский богатырь в шлеме и кольчуге и татарский воин в богатом шелковом одеянии.

Однако далеко не все знают, что на самом деле воина Пересвета звали Александром и у него был брат Андрей Ослябя, а легендарный поединок с Челубеем выглядел сильно иначе. Что нам известно о Пересвете и Ослябе?

Источники

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена. Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» — главные источники о Куликовской битве — а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

В монастыре

Пересвет и Ослябя были братьями, происходили из старинного боярского рода на Брянщине и славились своим воинским мастерством. Впрочем, возможно, родными братьями они и не были, а зафиксированное в тексте «Сказания о Мамаевом побоище» обращение их друг к другу «брате!» объясняется тем, что они оба были монахами.

Все источники повествуют о том, что, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Одни истолковывают это место так, что преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, а другие говорят о том, что оба они уже были к тому моменту схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на крест, чем на доспехи.

На поле Куликовом

Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.

Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!». «Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.

Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.

Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Ослябя, по одному из преданий, тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.

После битвы

Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти отмечается 7 (20) сентября.

Читайте также:

Пересвет против Челубея: как монах победил лучшего монгольского воина

Читая о богатырях Руси, поражаясь их мужественной преданности Родине и недюжинной силе, невольно задаешься вопросом: «А существовали ли они в реальности или же все эти герои, их подвиги – чистый вымысел?». Ведь, до нас дошло не так уж много летописных источников тех времен, и много информации о богатырях земли русской почерпнуты из былин, сказаний, передаваемых веками из уст в уста. Однако, по мнению многих историков, в частности, Б. А. Рыбакова (монография «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» – 1963 г.) и других, прототипами богатырей, героев народных сказаний, были вполне реальные исторические персонажи. Вот о них-то, из числа тех, кто защищал Родину в тяжелейшие годы татаро-монгольского нашествия, и стоит рассказать поподробнее. Их по праву можно назвать последними богатырями Руси.

Алексей Попович

В.М. Васнецов, работая в течение почти двух десятилетий над своей эпохальной картиной «Три богатыря», естественно, не особенно вникал в историческую и хронологическую правдивость своего произведения. Вряд ли ему не было известно, что изображаемые им витязи (точнее, их прототипы), относимые историками к группе «младших» богатырей, жили в совершенно разных столетиях: Добрыня Никитич – в X-ом веке, Илья Муромец – в XII-ом, а Алеша Попович – в XIII-ом веке.
Именно, о последнем и пойдет речь, поскольку из всей троицы как раз ему и досталась судьба противостоять татаро-монголам. Подвиги младшего из знаменитой троицы (его прототипом был, по мнению слависта И. Л. Лося – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона СПб., 1890—1907., статья «Богатыри» — рязанский боярин Олеша Попович) нашли отражение в Никоновской летописи, по версии которой богатырь был в числе дружинников Всеволода Большое Гнездо, а затем и Константина Всеволодовича, его сына, которому помог в 1216 году выиграть Липецкую битву. После смерти Константина Попович отправился в Киев, где и служил Мстиславу Старому вплоть до битвы на Калке. Именно там 31 мая в 1223 году и сложил голову былинный богатырь.
По мнению же Б. А. Рыбакова, прототипом Поповича послужил Ольбег Ратиборович, дружинник Мономаха, участвовавший в убийстве хана половцев Итларя (в былинах упоминается как «Идолище поганое»).
Обращает на себя внимание полная уверенность практически всех историков в существовании ставшего прообразом Алеши Поповича реального богатыря.

Евпатий Коловрат

О подвиге этого русского богатыря, рязанского боярина и воеводы нам известно из ряда источников разного датирования («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сведения и заметки» Срезневский, 1867 год, статьи В.Ф.Миллера « Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», СПб., 1890—1907, других исторических трудов). Нагнав со своим отрядом численностью всего 1700 воинов уходящие после разорения Рязани полчища Батыя, он сумел нанести им многотысячные потери.
Монголы смогли одолеть русских мстителей лишь с помощью стенобитных машин. Самого погибшего в битве Евпатия Коловрата похоронили в 1238 году, 11 января в Рязанском соборе (Воинские повести Древней Руси. М.—Л., 1949.).

Пересвет и Ослабля

Не менее известны на Руси и подвиги богатырей Александра Пересвета и Родиона (иночески пострижен как Андрей) Ослабля, иноков, приблизивших победу русского воинства в Куликовской битве(Игум. Андроник «Православная энциклопедия, М, 2000).
Пересвет на глазах двух противоборствующих армий сразил в одиночном конном поединке знаменитого монгольского поединщика Челубея. Причем, зная, что тот побеждает соперников, используя более длинное, чем у русских, копье, монах снял свои доспехи, чтобы, приняв удар в мягкие части тела, дотянуться таки до противника. Победив Челубея, Пересвет смог вернуться к своим в седле и лишь там скончался от полученных ран.
Ослябя не только героически сражался против Мамаевых полчищ, но и (по одной из версий) после ранения Дмитрия Донского надел его доспехи и повел войска в очередную схватку. Существует информация, что богатырь не погиб в битве, а был в составе посольства Дмитрия Донского в Царьграде не позднее 1389 года.
Оба богатыря причислены РПЦ к лику святых.
Разумеется, и позже не исчезли с земли русской богатыри-патриоты. Но их подвиги вошли уже в историю сначала Российского царства, а затем и государства России.

Читайте также:

Поединок Пересвета с Челубеем: как монах одолел самого страшного воина Мамая

Читая о богатырях Руси, поражаясь их мужественной преданности Родине и недюжинной силе, невольно задаешься вопросом: «А существовали ли они в реальности или же все эти герои, их подвиги – чистый вымысел?». Ведь, до нас дошло не так уж много летописных источников тех времен, и много информации о богатырях земли русской почерпнуты из былин, сказаний, передаваемых веками из уст в уста. Однако, по мнению многих историков, в частности, Б. А. Рыбакова (монография «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» – 1963 г.) и других, прототипами богатырей, героев народных сказаний, были вполне реальные исторические персонажи. Вот о них-то, из числа тех, кто защищал Родину в тяжелейшие годы татаро-монгольского нашествия, и стоит рассказать поподробнее. Их по праву можно назвать последними богатырями Руси.

Алексей Попович

В.М. Васнецов, работая в течение почти двух десятилетий над своей эпохальной картиной «Три богатыря», естественно, не особенно вникал в историческую и хронологическую правдивость своего произведения. Вряд ли ему не было известно, что изображаемые им витязи (точнее, их прототипы), относимые историками к группе «младших» богатырей, жили в совершенно разных столетиях: Добрыня Никитич – в X-ом веке, Илья Муромец – в XII-ом, а Алеша Попович – в XIII-ом веке.
Именно, о последнем и пойдет речь, поскольку из всей троицы как раз ему и досталась судьба противостоять татаро-монголам. Подвиги младшего из знаменитой троицы (его прототипом был, по мнению слависта И. Л. Лося – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона СПб., 1890—1907., статья «Богатыри» — рязанский боярин Олеша Попович) нашли отражение в Никоновской летописи, по версии которой богатырь был в числе дружинников Всеволода Большое Гнездо, а затем и Константина Всеволодовича, его сына, которому помог в 1216 году выиграть Липецкую битву. После смерти Константина Попович отправился в Киев, где и служил Мстиславу Старому вплоть до битвы на Калке. Именно там 31 мая в 1223 году и сложил голову былинный богатырь.
По мнению же Б. А. Рыбакова, прототипом Поповича послужил Ольбег Ратиборович, дружинник Мономаха, участвовавший в убийстве хана половцев Итларя (в былинах упоминается как «Идолище поганое»).
Обращает на себя внимание полная уверенность практически всех историков в существовании ставшего прообразом Алеши Поповича реального богатыря.

Евпатий Коловрат

О подвиге этого русского богатыря, рязанского боярина и воеводы нам известно из ряда источников разного датирования («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сведения и заметки» Срезневский, 1867 год, статьи В.Ф.Миллера « Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», СПб., 1890—1907, других исторических трудов). Нагнав со своим отрядом численностью всего 1700 воинов уходящие после разорения Рязани полчища Батыя, он сумел нанести им многотысячные потери.
Монголы смогли одолеть русских мстителей лишь с помощью стенобитных машин. Самого погибшего в битве Евпатия Коловрата похоронили в 1238 году, 11 января в Рязанском соборе (Воинские повести Древней Руси. М.—Л., 1949.).

Пересвет и Ослабля

Не менее известны на Руси и подвиги богатырей Александра Пересвета и Родиона (иночески пострижен как Андрей) Ослабля, иноков, приблизивших победу русского воинства в Куликовской битве(Игум. Андроник «Православная энциклопедия, М, 2000).
Пересвет на глазах двух противоборствующих армий сразил в одиночном конном поединке знаменитого монгольского поединщика Челубея. Причем, зная, что тот побеждает соперников, используя более длинное, чем у русских, копье, монах снял свои доспехи, чтобы, приняв удар в мягкие части тела, дотянуться таки до противника. Победив Челубея, Пересвет смог вернуться к своим в седле и лишь там скончался от полученных ран.
Ослябя не только героически сражался против Мамаевых полчищ, но и (по одной из версий) после ранения Дмитрия Донского надел его доспехи и повел войска в очередную схватку. Существует информация, что богатырь не погиб в битве, а был в составе посольства Дмитрия Донского в Царьграде не позднее 1389 года.
Оба богатыря причислены РПЦ к лику святых.
Разумеется, и позже не исчезли с земли русской богатыри-патриоты. Но их подвиги вошли уже в историю сначала Российского царства, а затем и государства России.

Читайте также:

Кого убил инок Пересвет | Я русский

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами.

Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам.

Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного».

Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым.

Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета.

Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспеховв облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.

Автор текста: Епископ Митрофан (Баданин)

Материал создан: 23.09.2015

создано на основе этого материала

комментарии к статье


Александр Пересвет Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пересвет.

Александр Пересве́т (? — 8 сентября 1380) — русский монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве.

Русской православной церковью причислен к лику святых в чине преподобных, его память празднуется в Соборе Радонежских святых, соборе Тульских святых 22 сентября (5 октября).

Происхождение[ | ]

Пересвет предположительно родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином[1], участвовал в ряде походов и боёв. Существует предание, будто Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Краевед А. А. Титов, ссылаясь на «Предания о ростовских князьях», сообщает, что сведений об Александре Пересвете нет. Житие Пересвета и Осляби сообщает, что Пересвет и Ослябя были учениками и постриженниками преподобного Сергия Радонежского

[2][3].

Участие в Куликовской битве[ | ]

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий благословил не только князя, но и, согласно автору Сказания о Мамаевом побоище, жившему в XV веке, двух иноков, хорошо знающих военное искусство, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябу[4]. Историк А. Л. Никитин считает, что этот эпизод, скорее всего, является вымышленным, как и поединок Пересвета с Челубеем, и его иночество

Методическое руководство для монахов Ткача туманов — BFA 8.3

Переключить навигацию
  • Дом
  • Около
  • Команды
  • Потоки
  • Рейд
    • История рейдов
    • Прогресс рейда
    • История метода с Sco: Vanilla
  • Направляющие
  • Магазин
  • Контакт
  • Карьера
  • Друид
  • Хранитель
  • Баланс (8.3)
  • Дикий
  • Реставрация (8.3)
  • Маг
  • Огонь (8,3)
  • Мороз (8.3)
  • Магия (8.3)
  • Разбойник
  • Убийство (8.3)
  • Преступник (8.3)
  • Тонкость (8.3)
  • Рыцарь смерти
  • Кровь (8.3)
  • Мороз (8.3)
  • Нечестивый (8.3)
  • Охотник на демонов
  • Разрушение (8,3)
  • Месть (8.3)
  • Охотник
  • Мастерство зверей (8.3)
  • Стрельба (8.1.5)
  • Выживание (8.1,5)
  • Монах
  • Хмелевар (8.3)
  • Ткач туманов (8.3)
  • Танцующий с ветром (8.2.5)
  • Паладин
  • Святой (8.3)
  • Защита
  • Возмездие (8.3)
  • Священник
  • Дисциплина
  • Святой (8.3)
  • Тень (8.3)
  • Шаман
  • Элементаль (8.3)
  • Улучшение
  • Реставрация (8.3)
  • Варлок
  • Колдовство (8.3)
  • Демонология (8.3)
  • Разрушение (8.3)
  • Воин
  • Оружие (8,3)
  • Ярость (8,3)
.

Методическое руководство для монахов Ткача туманов — BFA 8.3

Переключить навигацию
  • Дом
  • Около
  • Команды
  • Потоки
  • Рейд
    • История рейдов
    • Прогресс рейда
    • История метода с Sco: Vanilla
  • Направляющие
  • Магазин
  • Контакт
  • Карьера
  • Друид
  • Хранитель
  • Баланс (8.3)
  • Дикий
  • Реставрация (8.3)
  • Маг
  • Огонь (8,3)
  • Мороз (8.3)
  • Магия (8.3)
  • Разбойник
  • Убийство (8.3)
  • Преступник (8.3)
  • Тонкость (8.3)
  • Рыцарь смерти
  • Кровь (8.3)
  • Мороз (8.3)
  • Нечестивый (8.3)
  • Охотник на демонов
  • Разрушение (8,3)
  • Месть (8.3)
  • Охотник
  • Мастерство зверей (8.3)
  • Стрельба (8.1.5)
  • Выживание (8.1,5)
  • Монах
  • Хмелевар (8.3)
  • Ткач туманов (8.3)
  • Танцующий с ветром (8.2.5)
  • Паладин
  • Святой (8.3)
  • Защита
  • Возмездие (8.3)
  • Священник
  • Дисциплина
  • Святой (8.3)
  • Тень (8.3)
  • Шаман
  • Элементаль (8.3)
  • Улучшение
  • Реставрация (8.3)
  • Варлок
  • Колдовство (8.3)
  • Демонология (8.3)
  • Разрушение (8.3)
  • Воин
  • Оружие (8,3)
  • Ярость (8,3)
  • Защита (8.3)
.

Nioh Wiki

nioh Wiki Войти в систему
    Справка
      Выйти Переключить навигацию Fextralife
      • Вики-сайт
        • Вики-дом
        • СМИ и сообщество
          • Медиа и искусство
            • Индекс потоков
            • Фан-арт
            • Галерея
          • Форумы Nioh
          • Чат Nioh
          • Идентификаторы игроков
          • События сообщества
          • Партнеры YouTube
        • Вики-форумы
        • Вики To-Do
        • Магазин вики
        • Блог Fextralife
        • Fextralife Wiki Hub
      • Общая информация
        • Общая информация
        • О Nioh
          • Описание обновления
          • Обзоры
          • Информация о предварительном выпуске
        • DLC
        • Секреты
        • Органы управления
        • Combat
        • Жесты
        • Святыни
        • Часто задаваемые вопросы
      • Информация о персонаже
        • Информация о персонаже
        • Уильям
        • Амрита
        • Статистика
          • Калькулятор статистики
          • Эффекты статуса
        • Навыки
          • Навыки катаны
          • Навыки двойной катаны
          • Навыки копья
          • Навыки топора
          • Навыки Кусаригамы
          • Навыки Одачи
          • Навыки ниндзя
          • Магические навыки Онмё
        • Заголовки
        • Строит
      • Снаряжение и магия
        • Снаряжение и магия
        • Оружие
          • Мечи
          • Парные мечи
          • Копья
          • Топоры
          • Кусаригама
          • Луки
          • Винтовки
          • Ручные пушки
          • Комплект бонусов
        • Броня
          • Броня головы
          • Броня торса
          • Наручники
          • Ножные щитки
          • Защита для ног
          • Комплект бонусов
        • Инструменты
        • Кузнец
        • Принадлежности
        • шт.
        • Духи-хранители
        • Магия Онмё
        • Ниндзюцу
      • Онлайн-информация
        • Онлайн-информация
        • Онлайн
        • Кланы
        • Клановые битвы
        • Сватовство
      • Мировая информация
        • Мировая информация
        • Местоположение
          • Карты
        • Задания
        • НПС
        • Кузнец
        • Скрытый чайный домик
        • Враги
        • Боссы
        • История
      .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *