Поединок на куликовом поле авилов: Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле)

Содержание

Поединок Пересвета с Челубеем - Независимая Окружная Газета

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — самая известная картина Михаила Авилова

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — самая известная картина советского художника Михаила Авилова. Публика впервые увидела её в 1943 году. На полотне изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битвеЭта картина стала классикой батально-исторического жанра в русской живописи.

 

    Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Идея сюжета у художника появилась задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Однако тогда художник остался не удовлетворён своей работой.

    На момент начала Великой Отечественной войны Михаилу Авилову было почти шестьдесят лет. Однако художник решительно отправился в военкомат. Конечно, его развернули, указав на то, что его долг как художника не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат посредством своего таланта.

  Осенью 1942 года из эвакуации художник приехал в Москву, родной Ленинград был ещё скован кольцом блокады. В столице ему выделили просторную мастерскую, и в декабре он приступил к напряженной работе над ставшей впоследствии широко известной картиной. Над созданием полотна он трудился с огромным вдохновением и тщательностью. Чтобы сделать изображение исторически достоверным, Авилов истратил немало бумаги на эскизы и зарисовки оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее. Знаменитое монументальное полотно он писал шесть месяцев.

Битва поединщиков

      По сложившимся ещё в древности законам, битва сильнейших воинов перед боем назначалась только при возникновении сложной или неопределённой ситуации. Древние легенды указывают, что сражение двух воинов в поле зрения противников могло заменить молномасштабное сражение войск. Проигравшая сторона отступала. Возможно, это лишь легенда и в реальности битва начиналась независимо от исхода схватки. Но в любом случае она имела очень важное психологическое значение для бойцов.

     Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для развития событий.

    Как же сложилась ситуация в соотношении противоборствующих сил перед Куликовским сражением? Оказывается, русское и татарское войска были примерно равными по силе, имели почти одинаковое количество воинов. Это было известно обоим армиям и не вызывало у них желания атаковать первыми, рискуя быстро потерять значительную часть своего войска. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия противоположной стороны.

   У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения. Они ждали войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок.

Мурза Челубей

    От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы. В верховых сражениях он использовал копьё на метр длиннее обычного, что позволяло убивать противника ещё до столкновения. Источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком и ранее он уже более 300 раз побеждал соперников в поединках на копьях. Люди Мамая наняли его специально для подобных поединков.

    Челубей (в некоторых источниках Чалабай, Челибей, Темир-Мирза либо Таврул) был не просто опытным воином и богатырем. Это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по.

    В результате он достиг вершин посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приёмов боя беспредельно возрастает за счёт привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов).

    В результате человек впускает в себя «силу зверя» или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти тела не сможет освободиться от посмертных объятий сил тьмы.

    Согласно древним источникам, Челубей отошёл от войска на белом коне, облачённый в серые одежды.

Александр Пересвет

     Дата рождения Александра Пересвета доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о его боярском происхождении, то есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. А вот место рождения известно — это Брянск. Предположительно, Александр Пересвет не раз участвовал в походах и войнах.

Правда, проблема в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям, приписывая знаменитым личностям подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. Известно, что в 1380 году Пересвет постригся в монахи, став иноком Троице-Сергиевского монастыря.

 Сражался он вместе с другим монахом-схимником Родионом (в монашестве Андреем) Ослябей, который как и он был учеником и постриженником Преподобного Сергия Радонежского.

В летописях говорится, что по велению Сергия Радонежского, в поход с князем Дмитрием Ивановичем отправились двое иноков — Пересвет и Ослябя. Им было приказано «вместо золочёных шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.

Но поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссию относительно биографии Пересвета.

По благославению Сергия Радонежского

    Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси и благословение такого человека должно было вселить надежды в воинов.

    Преподобный Сергий благословил не только князя, но и добровольно пожелавших отправиться с ним двух иноков боярского рода, хорошо знающих военное искусство. Этими иноками были, как мы знаем, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму.

     По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского. Там впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Теперь это — исторический экспонат, который хранится в кладовой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. К слову, это скорее костыль для раненого человека, нежели дорожный посох ходока.

    Если это действительно так, то Пересвет на самом деле мог не погибнуть в поединке. Был тяжело ранен и некоторое время опирался на яблоневую палку. Хоть такое предположение маловероятно, оно остается одной из неразгаданных исторических загадок.

Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве.

Поединок богатырей

     По версии, изложенной в учебниках истории СССР, после первого же столкновения копья поединщиков переломались, после чего оба рухнули на землю и скончались. Существует и другая версия поединка, единственная, существовавшая в дореволюционной России.

     Александр Пересвет пошёл в бой, вопреки логике поединка, сняв с себя доспехи и оставшись в одной Великой схиме. Это монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды. Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла.  Тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Челубей был убит и вывалился из седла, значит, поединок им был проигран. Пересвет же, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле и смог сам доехать до строя русского войска.

      В «Сказании о Мамаевом побоище. Основная редакция» так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его.

И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!.. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

    Однако в более ранней «Задонщине» Пересвет всё-таки вернулся к своим. Согласно этой версии, он был тяжело ранен.

    Сразу после схватки поединщиков началась сама битва — конница Мамая атаковала передовой полк русских войск.

Воины Пересвет и Ослябя

     После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби, также погибшем в бою, было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянном) в «каменной палатке». Но по другим сведениям, Ослябя в Куликовской битве не погиб, и упоминания о нём встречаются в летописи за значительно более поздние годы.

    По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.

     Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное.

Могила открыта для посещения. Пересвет и Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых.

Публикация по теме: Три царевны подземного царства были написаны по заказу мецената Саввы Мамонтова

Елена Сурикова

Фото: открытые источники

 

Сочинение описание картины Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) Авилова

Историческое полотно, написанное в середине Великой Отечественной войны, выражает дух патриотизма, которым был проникнут русский народ в тяжелые периоды борьбы за свою независимость.

Картина изображает поединок перед началом битвы на Куликовом поле, когда по традиции, происходил поединок двух лучших воинов той и другой стороны. Исход его, по тогдашним воззрениям, предвещал победу или поражение той или другой армии. Вследствие этого, результат схватки серьезно поднимал или ронял боевой дух.

Полотно Авилова показывает заключительный момент поединка русского и татарского воинов. Александр Пересвет, по преданию монах Троице-Сергиевой лавры, которого благословил принять участие в битве Сергий Радонежский, и Челубей насмерть пронзают друг друга копьями. Поражение татарского воина (хотя оба погибли, но русского конь довез до расположения своих войск, а его противник упал) подчеркнуто начавшимся сползанием с седла Челубеем и слетающим с его головы махалаем.

Фигуры всадников занимают центральное место картины, подчеркивая символизм происходящего. Довольно большие размеры полотна (около 2 х 5 метров) еще больше подчеркивают эффект. Художник изобразил более подробно лицо Пересвета, расположив Челубея спиной к зрителю. На нем видна крайняя ненависть к врагу, но лица не играют центральной роли в картине. Целью живописца было показать образы русского и иноземного захватчика и драматизм схватки.

Больше внимания явно уделено оружию обоих противников, развивающимся на ветру гривам коней, стоящих на дыбах, чьи морды и оскаленные зубы придают сцене более ожесточенный характер.

Цветовая гамма, использованная для изображения облачения Пересвета и Челубея, выполнена довольно разнообразна. Художник использовал возможности, даваемые масляными красками для усиления эффекта и привлечения внимания к центру полотна. Серые кольчуги, черные кони, темного цвета оружие сочетаются с красными и золотистыми щитами и попонами всадников. Выбор красок дополнительно приковывает взгляд к поединку. Серое небо и однообразно зеленая трава также способствуют достижению поставленной художником цели.

На заднем плане, справа и слева изображены русская и татарская рати, наблюдающие за происходящим. Но они не играют ключевой роли в композиции картины и создают фон, необходимый для полотна, изображающего историческую батальную сцену.

Картина органично совмещает историческую достоверность изображенной батальной сцены с выражением патриотических чувств.

Описание 2

Навеянная былинным эпосом, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» стала одной из работ, прославивших советского художника М. И.Авилова. Написанная в 1943г. она возвеличивает славную национальную старину, подвиг родного народа и его бессмертных героев.

3 сентября 1380г. князь Дмитрий Иванович направил 150-тысячное войско к Дону. Оно состояло не только из дружинников, но и из простых крестьян и ремесленников – всех, кто мог держать оружие в руках. Среди них был инок-монах – Александр Пересвет, могучий богатырь и великий мастер рукопашного боя.

Поблизости находилось вражеское войско во главе с Мамаем. Дмитрий, собрав военный совет, принял решение сражаться за православную веру.

Ордынские пешие шли сплошной стеной: ряд в ряд, плечо к плечу. Когда первый их ряд замедлял ход, следующий за ним – налагал на плечи: копья задних были длиннее передних.

Русское войско шло в светящихся доспехах, с крепкими бронзовыми дубравами и флагами. Бесчисленный торжественный строй поверг в ужас противника.

Воинственные полки укоротили шаг и замерли друг против друга на расстоянии. Из гущи ордынцев, раздвинув пехоту, выехал всадник. Это был ордынский богатырь Челубей, славившийся своей непобедимостью. Тяжелый и тучный, он гневно высмеивал русских. Русская сторона оскорблено молчала. Ответить по достоинству за всех вызвался инок Александр Пересвет. Он был велик, красив и статен, но фигура ордынца была крупнее его. Медленно выехав из покачнувшихся рядов, оглянувшись, он выровнял на ходу копье и пустился на врага. Ордынец – к нему навстречу…

На картине изображен момент легендарной схватки двух могучих воинов – Пересвета и Челубея. Главные герои, восседающие на конях и встретившиеся на бешеном скаку, занимают центральный план картины. Фигура Пересвета – слева, она развернута к зрителю. Его сильный взгляд из-под шлема направлен на противника. Лица Челубея не видно. Копье русского воина пронзает щит татарина, и разит противника насмерть. С выбитого из седла ордынца слетает красный малахай. Кони, ставшие под воинами на дыбы, кажется, вот-вот ударятся друг о друга. Их морды оскалены, а глаза – полны ужаса. В столкновение русский богатырь стал победителем, однако его ранение тоже оказалось смертельным. На полотне не показано, но известно, что конь Пересвета вернулся к русскому войску с телом героя, не выбитого из седла.

На заднем плане картины по обе стороны – русский и ордынский полки. Выбранная палитра красок ярко передает настроения в войсках. Используя тона приглушенные в изображении русской рати, автор показывает твердость духа и спокойную величавость. Впереди войска – глава, Дмитрий Донской. Под ним – белый конь.

Правая сторона – ордынцы, показана ярко. Неуверенные и нетерпеливые, их одолевает страх и беспокойство. В поединке они угадывают исход всего сражения на Куликовском поле.

Работая над картиной во время ожесточенных сражений советских войск с немецко-фашистскими захватчиками, Авилов находит и устанавливает связь между прошлым и будущим страны, чем поддерживает боевой дух армии. За эту работу в 1946г. художник был удостоен награды – Сталинской премии I степени.

В настоящее время полотно хранится в Государственном Русском музее г.Санкт-Петербург.

Сочинение по картине Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок Пересвета с Челубеем был написан как раз в то время, когда началась Великая Отечественная война. Она полностью наполнена тем самым духом патриотизма, которого так не хватает. Каждый человек старался сделать хоть что-нибудь для своей страны для того чтобы защитить ее и не дать врагам захватить ее.

Все происходит перед битвой на Куликовом поле. И для этой битвы были отобраны по одному воину с каждой территории. Каждая сторона надеялась, что именно их воин принесет им победу, и они смогут потом захватить территорию своего врага. Кроме этого если их воин победит, то они будут чувствовать себя намного увереннее и сильнее, чем их враги. Да к тому же их потом будут бояться.

Авилов хотел показать на этой картине практически завершающий этап в схватке. Вот только в итоге-то победа не досталась никому, а все, потому что враги ранят в раз друг друга и ни один из них даже не ожидал такого исхода. Рядом с татарским воином оказался его верный помощник, который на протяжении долгого времени выручал и всячески помогал ему, а также оберегал от смерти. Вот только сейчас этого не удалось сделать. Но у него есть еще один шанс, если он вовремя доставит его в расположение, то может быть, другие воины помогут ему и поэтому скорым шагом он поскакал.

Всадники находятся прямо на середине холста, и это значит, что они являются центральными фигурами. А поскольку полотно занимает большое расстояние, то благодаря этому эффекты становятся ярче и четче. Художнику удалось изобразить не только крупным планом Пересвета, а вот его враг закрыт от глаз смотрящих, потому что находится к ним спиной. Кроме этого здесь показана вся ненависть одного врага к другому и их попытка сделать все для того чтобы в этой войне победа досталась только ему, а не кому-то другому.

Их лица жестоки и каждому из них поскорее хочется покончить со своим врагом, но пока этого не удается сделать. Копья развиваются на ветру.

Обратите внимание, как художнику удалось изобразить цвета на этой картине, они выполнены в разнообразном виде. Он использовал масляные краски для того чтобы еще раз подчеркнуть всю трагичность картины, а также для того чтобы привлечь внимание окружающих именно к своей картине.

Описание настроения картины Авилов - Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле)

Популярные сегодня темы

Поединок Пересвета с Челубеем на куликовом поле, Картина Авилова

На протяжении нескольких веков, окутанная множеством легенд и мифических историй, битва русского и татарского воинства на поле Куликовом, привлекает живописцев. Ведь тогда, у слияния рек Непрядвы и Дона, русичи впервые смогли не только нанести внушительный удар по половцам из Золотой Орды, но и пошатнуть нерушимые, «демонические» законы языческого мира и защитить Русь православную.

Рождение картины

Одна из ярких работ, изображающая предшествующий началу Мамаева побоища бой двух поединщиков — картина советского художника-баталиста М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем». Сюжетный замысел вынашивался автором около 25 лет и прежде, чем творение окончательно родилось и воплотилось на холсте, живописец:

  • в 1917 г. выставлял схожую работу (не удовлетворившую его и впоследствии им уничтоженную) — «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом»;
  • на фоне трагических, но героических событий Великой Отечественной войны, вновь решил начать работы по написанию батального холста, о судьбоносных для России событиях на Куликовом поле в 1380 г;
  • с декабря 1942 г. искал нужное композиционное решение. В поисках подходящей темы для написания — нарисовал 4 крупных эскиза, для исторической достоверности — делал зарисовки с настоящих костюмов и оружия хранящихся в Центральном Историческом музее;
  • окончил полотно летом 1943 г. в Москве, где оно первоначально и было выставлено на обозрение публики.

Описание композиции

На холсте Авилов рассказывает об одном эпизоде перед началом Донского побоища между русскими и татарскими войсками в 1380 г, а именно: о поединке богатыря-русича Пересвета с великаном-печенегом Мурзой Челубеем. Их бой определял — кто пойдет в наступление первым, а значит понесет наибольшие потери и скорее всего проиграет все сражение. Справа и слева от центра композиции художник изобразил, в ожидании начала битвы, стояние полков армии Дмитрия Донского и ордынского войска Мамая. Психологическое состояние воинов противоборствующих сторон передается игрой красок, четкостью линий построенных полков. Так, серая цветовая гамма левой части картины и четкий строй ратников — говорит об уверенности в победе и спокойствии русичей. Нестройные ряды татар, их яркие одежды — демонстрируют неуверенность, беспокойство по поводу исхода поединка.

Центральные фигуры полотна

Основные герои, находящиеся в центре картины — это сидящие на вздыбившихся конях вооруженные копьями воины, сблизившиеся для нанесения смертельных ударов друг другу. Поединщик слева — русич, на момент боя, монах-схимник Троице-Сергиевского монастыря Александр Пересвет, справа — тюркский богатырь, слывший «непобедимым», сильный Мурза Челубей. Мощными фигурами взвившихся лошадей, расталкивающимися в стороны, наперекрест им, могучими телами богатырей, автор умело подчеркивает враждебность поединка, передает наивысшее напряжение в битве двух воинов, говорит о приближении скорой развязки. На картине видно, что щиты обоих раскалываются от удара острых копий, которые вот-вот пронзят тела богатырей. По падающему с головы Челубея красному малахаю заметно, что всадник вываливается из седла и скоро будет окончательно повержен. Оба воина-поединщика, участвовавшие в этом бою, погибли, но победа была отдана Пересвету, ведь он, хоть и был смертельно ранен и пронзен копьем, смог доехать до строя русских солдат не упав с лошади. Поединок сыграл свое решающее значение — конница Мамая вынуждена была первой атаковать и понести большие потери.

Поединок Пересвета в картинах русских художников

К теме решающего поединка богатыря-монаха Пересвета с Челубеем обращались, как неизвестные мастера кисти, имена которых не дошли до наших дней, так и именитые живописцы. Самые заметные работы:

Век, год Автор Художественная работа
XVI-XVII Неизвестный Житийная икона, с центральной композицией изображающей легендарный поединок
XX, 1914 г. Васнецов Виктор «Поединок Пересвета с Челубеем»
XX, 1979 г. Глазунов Илья «Поединок Пересвета с Темир-Мурзой (Челубеем)»
XXI, 2004г. Рыженко Павел «Победа Пересвета»

"Поединок на Куликовом поле": как Авилов Челубея "обокрал". | Московит

Ранее в этом блоге я разбирал вооружение богатырей на картинах Васнецова. Думаю, что для моих читателей не секрет, как я отношусь к работам этого великого русского художника. Однако, не Васнецовым единым жива тема фольклора в русской живописи. Настало время поговорить о картинах, не так хорошо (мягко говоря) изображающих легендарные битвы прошлого и художниках, которым стоило бы у Васнецова поучиться (как минимум, взять "на вооружение" его проработку деталей картины). И начнем мы с "эпохального" полотна советского художника М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Я не буду указывать на очевидные художественные огрехи работы, но, по традиции, разберу вооружение ее героев и расскажу о самой главной, на мой взгляд, ошибке художника.

"Виновник" этой статьи "во всей красе".

Пересвет.

Инок Троице-Сергиевского монастыря, а ранее - знатный боярин, участвовавший в военных походах, Пересвет был причислен к лику святых за свой подвиг на Куликовом поле. К деталям поединка мы вернемся позже, а пока поговорим о вооружении монаха, которым "снабдил" его художник. Внимание зрителя сразу же приковывает к себе шлем русского воина. Вот только есть одно "но": шлем, мало того, что не русский, так еще и не имеет никакого отношения ко второй половине XIV века. На голове русского героя - турецкий шлем XV века! Не верите - вот его реальный аналог.

Тот самый шлем с картины Вавилова.

Для корпусного доспеха Пересвета Авилов решил не "изобретать колесо" и, видимо, обратился к Кирилло-Белозерскому списку "Задонщины". "...светяться калантыри злачены..." - и вот уже корпус нашего героя защищает калантарь. Вот только "Задонщина" была написана примерно сто лет спустя описанных в ней событий, а русская доспешная традиция за эти сто лет изменилась практически до неузнаваемости. Во второй половине XIV века, русские доспехи - это шатровидные бацинеты с круговой бармицей и тяжелая клепаная чешуя. Другое дело, что, по легенде, Пересвет специально не стал надевать на поединок доспехи. Но сейчас - не об этом.

Прекрасный рисунок-реконструкция русского воина XIV-XV века за авторством А.В. Красникова. Нечто подобное и использовал Пересвет в поединке (если рассматривать версию легенды, где он вообще мог надеть на поединок доспехи).

Челубей.

А вот с монгольским поединщиком Авилов обошелся вообще по свински. Кольчугу и кожаный щит Челубей еще где-то "раздобыл", но даже шлем басурманину не достался. Вот и пришлось тюркскому богатырю сражаться в шапке-малахай. Тот факт, что Золотоордынские конные копейщики в XIV веке уже во всю использовали корпусные доспехи бригантинного типа (хатангу дегель), шлемы североиранского производства и стальные круглые щиты (кто вообще в здравом уме возьмет кожаный щит на копейный поединок. ..), художник с большим успехом игнорирует.

Реальные золотоордынские доспехи второй половины XIV века. Лично я бы "вручил" Челубею шлем (7 или 14) с рисунка слева и стальной щит (15).

Как итог, судя по доспехам воинов, на картине мы видим поединок поместного конника Московского княжества конца XV века (видать, обменял саадак на шапку турскую) с непонятным кочевником, где-то раздобывшим дорогую одежду и зачем-то сшибшимся с ним на копьях ... в реальности, ни один из них этого, мягко говоря, не хотел бы. Но не это - главная проблема картины. Самое главное, что она не соответствует НИ ОДНОМУ из описаний легендарного поединка Пересвета с Челубеем. На картине Авилова хорошо видно, что копье Пересвета, пробив щит, попадает куда-то в плечо золотоордынскому поединщику (ранение тяжелое, но не смертельное). Куда бил Челубей - на картине точно не показано, но, судя по положению щита воина-инока, его враг вообще не смог точно попасть по нему (кто вообще будет целить в отставленный в сторону(!) щит). Другими словами, обоюдного поражения в копейной сшибке на картине нет, повторюсь, это не соответствует письменным источникам.

Копейная сшибка на европейской миниатюре. Воины тоже европейские, да не суть: длина средневековых конных копий несильно отличалась для Европы, Руси и Золотой Орды.

Здесь необходимо вспомнить, что данная работа создавалась во время Великой Отечественной войны и была призвана вдохновить народ на борьбу с реальным врагом. Не знаю, сработал ли этот замысел, но "Поединок на Куликовом поле" - яркий пример того, как НЕЛЬЗЯ работать художнику, если он хочет правдоподобно изобразить средневековую копейную сшибку. Что ж, отрицательный результат - тоже результат) На этом пока и закончим, а скоро разберем ход этого поединка по оставшимся письменным источникам. Не забудьте поделиться в комментариях своим мнением об этой картине. Спасибо!

Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Михаила Авилова

 

М.Авилов, «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», 1943 год, фото: rusmuseumvrm. ru
Название Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
Страна, художник Россия, Михаил Авилов
Год 1943
Жанр сюжетное историческое искусство
Находится Государственный Русский музей
Материалы холст, масло

Картину “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле”, ставшую самой известной его работой, советский художник Михаил Иванович Авилов написал в 1943 году. Может также называться “Поединок Пересвета с Челубеем” или “Поединок на Куликовом поле”.

По легенде, именно это сражение предшествовало Куликовскому побоищу.

Битва русского богатыря и татарского воина

В центре сюжета – яростно схлестнувшиеся Пересвет (слева) и Челубей (справа), восседающие на верных лошадях. Оба они тогда погибли, победу одержал богатырь Пересвет: конь довез его на спине до стана “своих”. Воин Челубей же был выбит из седла.

Центральную же роль достаточно простой композиции занимают, несомненно, кони. Гиганты, стоящие на дыбах, кажется, поглощают остальные элементы картины. Взволнованные их гривы, оскалы на рассвирепевших мордах делают пугающими. Кажется, скорее они здесь – насмерть сцепившиеся воины.

Очень выделяется щит Челубея, встретивший богатырское копье и бьющаяся, яркая попона его коня. Солнечный свет отражается в шлеме и кольчуге его соперника.

Щиты и доспехи их проигрывают острым копьям друг друга: и оружия вонзаются в тела воинов. Татарский молодец вылетает из седла от мощного удара, с него слетает алый малахай. Отпрянул и русский богатырь. Он сильно напряжен, его глаза гневно буравят сломленного врага.

С обеих сторон полотно обрамляют растворяющиеся за горизонтом войска. Палитра слева передает их боевой настрой: сдержанно-серые, строгие оттенки – как символ уверенной силы и спокойствия перед несомненной победой.

Слева, восседая на белой лошади, строй возглавляет великий князь Дмитрий Донской. В сражении он получит контузию, но выживет.

Разноцветное, беспокойное татаро-монгольское войско выражает неуверенность в лучшем для них исходе битвы.

Главными героями картины Авилова выступают: русский витязь, монах Троице-Сергиевой Лавры, Александр Пересвет и татарин Челубей (в разных транскрипциях и материалах – Челибей, Телебей или Темир-мурза).

Мысль об этой картине родилась у художника за четверть века до ее сотворения.

Вооруженные силы: Силовые структуры: Lenta.ru

  • Сочинения
  • По картинам
  • Другие
  • Авилов — Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле)

Историческое полотно, написанное в середине Великой Отечественной войны, выражает дух патриотизма, которым был проникнут русский народ в тяжелые периоды борьбы за свою независимость.

Картина изображает поединок перед началом битвы на Куликовом поле, когда по традиции, происходил поединок двух лучших воинов той и другой стороны. Исход его, по тогдашним воззрениям, предвещал победу или поражение той или другой армии. Вследствие этого, результат схватки серьезно поднимал или ронял боевой дух.

Полотно Авилова показывает заключительный момент поединка русского и татарского воинов. Александр Пересвет, по преданию монах Троице-Сергиевой лавры, которого благословил принять участие в битве Сергий Радонежский, и Челубей насмерть пронзают друг друга копьями. Поражение татарского воина (хотя оба погибли, но русского конь довез до расположения своих войск, а его противник упал) подчеркнуто начавшимся сползанием с седла Челубеем и слетающим с его головы махалаем.

Фигуры всадников занимают центральное место картины, подчеркивая символизм происходящего. Довольно большие размеры полотна (около 2 х 5 метров) еще больше подчеркивают эффект. Художник изобразил более подробно лицо Пересвета, расположив Челубея спиной к зрителю. На нем видна крайняя ненависть к врагу, но лица не играют центральной роли в картине. Целью живописца было показать образы русского и иноземного захватчика и драматизм схватки.

Больше внимания явно уделено оружию обоих противников, развивающимся на ветру гривам коней, стоящих на дыбах, чьи морды и оскаленные зубы придают сцене более ожесточенный характер.

Цветовая гамма, использованная для изображения облачения Пересвета и Челубея, выполнена довольно разнообразна. Художник использовал возможности, даваемые масляными красками для усиления эффекта и привлечения внимания к центру полотна. Серые кольчуги, черные кони, темного цвета оружие сочетаются с красными и золотистыми щитами и попонами всадников. Выбор красок дополнительно приковывает взгляд к поединку. Серое небо и однообразно зеленая трава также способствуют достижению поставленной художником цели.

На заднем плане, справа и слева изображены русская и татарская рати, наблюдающие за происходящим. Но они не играют ключевой роли в композиции картины и создают фон, необходимый для полотна, изображающего историческую батальную сцену.

Картина органично совмещает историческую достоверность изображенной батальной сцены с выражением патриотических чувств.

Описание 2

Навеянная былинным эпосом, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» стала одной из работ, прославивших советского художника М. И.Авилова. Написанная в 1943г. она возвеличивает славную национальную старину, подвиг родного народа и его бессмертных героев.

3 сентября 1380г. князь Дмитрий Иванович направил 150-тысячное войско к Дону. Оно состояло не только из дружинников, но и из простых крестьян и ремесленников – всех, кто мог держать оружие в руках. Среди них был инок-монах – Александр Пересвет, могучий богатырь и великий мастер рукопашного боя.

Поблизости находилось вражеское войско во главе с Мамаем. Дмитрий, собрав военный совет, принял решение сражаться за православную веру.

Ордынские пешие шли сплошной стеной: ряд в ряд, плечо к плечу. Когда первый их ряд замедлял ход, следующий за ним – налагал на плечи: копья задних были длиннее передних.

Русское войско шло в светящихся доспехах, с крепкими бронзовыми дубравами и флагами. Бесчисленный торжественный строй поверг в ужас противника.

Воинственные полки укоротили шаг и замерли друг против друга на расстоянии. Из гущи ордынцев, раздвинув пехоту, выехал всадник. Это был ордынский богатырь Челубей, славившийся своей непобедимостью. Тяжелый и тучный, он гневно высмеивал русских. Русская сторона оскорблено молчала. Ответить по достоинству за всех вызвался инок Александр Пересвет. Он был велик, красив и статен, но фигура ордынца была крупнее его. Медленно выехав из покачнувшихся рядов, оглянувшись, он выровнял на ходу копье и пустился на врага. Ордынец – к нему навстречу…

На картине изображен момент легендарной схватки двух могучих воинов – Пересвета и Челубея. Главные герои, восседающие на конях и встретившиеся на бешеном скаку, занимают центральный план картины. Фигура Пересвета – слева, она развернута к зрителю. Его сильный взгляд из-под шлема направлен на противника. Лица Челубея не видно. Копье русского воина пронзает щит татарина, и разит противника насмерть. С выбитого из седла ордынца слетает красный малахай. Кони, ставшие под воинами на дыбы, кажется, вот-вот ударятся друг о друга. Их морды оскалены, а глаза – полны ужаса. В столкновение русский богатырь стал победителем, однако его ранение тоже оказалось смертельным. На полотне не показано, но известно, что конь Пересвета вернулся к русскому войску с телом героя, не выбитого из седла.

На заднем плане картины по обе стороны – русский и ордынский полки. Выбранная палитра красок ярко передает настроения в войсках. Используя тона приглушенные в изображении русской рати, автор показывает твердость духа и спокойную величавость. Впереди войска – глава, Дмитрий Донской. Под ним – белый конь.

Правая сторона – ордынцы, показана ярко. Неуверенные и нетерпеливые, их одолевает страх и беспокойство. В поединке они угадывают исход всего сражения на Куликовском поле.

Работая над картиной во время ожесточенных сражений советских войск с немецко-фашистскими захватчиками, Авилов находит и устанавливает связь между прошлым и будущим страны, чем поддерживает боевой дух армии. За эту работу в 1946г. художник был удостоен награды – Сталинской премии I степени.

В настоящее время полотно хранится в Государственном Русском музее г.Санкт-Петербург.

LiveInternetLiveInternet

Суббота, 21 Июля 2012 г. 22:14 + в цитатник


В 1943 году, в год побед под Сталинградом и на Курской дуге, появилось на свет яркое динамичное полотно «Поединок Пересвета с Челубеем». Его автор, Михаил Иванович Авилов, казалось, собрал здесь всю ярость столкновения извечных врагов. Два богатыря — Пересвет и Челубей «сшиблись» с такой силой, что оба пали мертвыми. Готовящиеся к бою полки отодвинуты на задний план. Весь пафос картины сосредоточен в фигурах сражающихся воинов, написанных крупным планом, ростом и силой своей превосходящих обычных людей. Ярость коней и мощь богатырских фигур, все здесь преувеличено, доведено до былинного, эпического звучания. Вздыбленные кони подымаются, как пирамида, над равниной. Им наперекрест расталкиваются в стороны фигуры воинов, заставляя еще более ощутить ожесточенную враждебность поединка. Яркость живописи достигает наибольшего напряжения в фигурах центральной группы, ясно отделяя их от более легко написанных масс противостоящих друг другу армий. Конечно, не обошлось и без образных сравнений. Многие «рассмотрели» в образе Пересвета самого Иосифа Виссарионовича, а в предводителе темных сил, естественно, фюрера. Но полотно Авилова, без всякого преувеличения, стала одним из символов Великой Отечественной. Александр Пересвет — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Участвовал в Куликовской битве и пал в единоборстве с татарским богатырём Челубеем. В Русской православной церкви причислен к лику святых. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер. На этот же сюжет в 1914 году, и тоже в тяжёлый для России период, была написана картина Виктором Васнецовым.

Серия сообщений «Картины русских и советских художников-1»:
Часть 1 — Иогансон. Допрос коммунистов Часть 2 — Яблонская. Хлеб … Часть 17 — Коржев. Гомер (Рабочая студия) Часть 18 — Кустодиев. Праздник на площади Урицкого Часть 19 — Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем Часть 20 — Репин. Автопортрет-1878 Часть 21 — Репин. Бурлаки на Волге … Часть 48 — Рылов. В голубом просторе Часть 49 — Перов. Портрет А. Н. Островского Часть 50 — Русская живопись начала XIX века

Процитировано 1 раз

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось
0

Сочинение по картине Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок Пересвета с Челубеем был написан как раз в то время, когда началась Великая Отечественная война. Она полностью наполнена тем самым духом патриотизма, которого так не хватает. Каждый человек старался сделать хоть что-нибудь для своей страны для того чтобы защитить ее и не дать врагам захватить ее.

Все происходит перед битвой на Куликовом поле. И для этой битвы были отобраны по одному воину с каждой территории. Каждая сторона надеялась, что именно их воин принесет им победу, и они смогут потом захватить территорию своего врага. Кроме этого если их воин победит, то они будут чувствовать себя намного увереннее и сильнее, чем их враги. Да к тому же их потом будут бояться.

Авилов хотел показать на этой картине практически завершающий этап в схватке. Вот только в итоге-то победа не досталась никому, а все, потому что враги ранят в раз друг друга и ни один из них даже не ожидал такого исхода. Рядом с татарским воином оказался его верный помощник, который на протяжении долгого времени выручал и всячески помогал ему, а также оберегал от смерти. Вот только сейчас этого не удалось сделать. Но у него есть еще один шанс, если он вовремя доставит его в расположение, то может быть, другие воины помогут ему и поэтому скорым шагом он поскакал.

Всадники находятся прямо на середине холста, и это значит, что они являются центральными фигурами. А поскольку полотно занимает большое расстояние, то благодаря этому эффекты становятся ярче и четче. Художнику удалось изобразить не только крупным планом Пересвета, а вот его враг закрыт от глаз смотрящих, потому что находится к ним спиной. Кроме этого здесь показана вся ненависть одного врага к другому и их попытка сделать все для того чтобы в этой войне победа досталась только ему, а не кому-то другому.

Их лица жестоки и каждому из них поскорее хочется покончить со своим врагом, но пока этого не удается сделать. Копья развиваются на ветру.

Обратите внимание, как художнику удалось изобразить цвета на этой картине, они выполнены в разнообразном виде. Он использовал масляные краски для того чтобы еще раз подчеркнуть всю трагичность картины, а также для того чтобы привлечь внимание окружающих именно к своей картине.

Пересвет

Александр Пересвет происходил из боярского рода. Он был одним из лучших воинов своего времени.

Незадолго до поединка на Куликовом поле Пересвет был пострижен в монахи (Великую схиму) преподобным Сергием Радонежским.

Великая схима – является высшей ступенью монашеского посвящения.

Принятие Великой схимы Пересветом, означало его отказ от мира.

Принявший Великую схиму монах, как бы умирает для мира и принимает на себя великий Ангельский образ, становясь схимонахом, или схимником.

Также от Сергия Радонежского оба инока, Пересвет и Осляби получили благословение на битву и монашеское облачение (схимы расшитые крестами).

На Куликово поле Пересвет и Осляби вышли вместе…

На бой с Челубеем пошел Пересвет.

Пересвет и Челубей: военная история в шедевре русской живописи

Полотно Михаила Авилова, написанное в нелегкое для России время (1943 год), стало знаменитым. Сегодня картина экспонируется в залах Государственного Русского музея. Художник запечатлел знаковое событие — начальный эпизод Куликовской битвы (8 сентября 1380). Инок Пересвет вступил в поединок с татарским богатырем Челубеем (Темир-мурзой).

Несмотря на простоту композиции, автор картины разрабатывал ее с 1917 года. Но прежние варианты не устраивали мастера. Все наброски были уничтожены. Только война, которую вел советский народ, заставила Авилова вновь взяться за кисть, чтобы сообщить народу о его победной истории.

Готовясь к созданию полотна Авилов делал множество набросков. Так были созданы подготовительные полотна, рассказывающие о роли святого Сергия Радонежского в Куликовской битве. Авилов стремился убедить зрителя: отец Сергий был духовным вдохновителем русского воинства, победившего темника Мамая. Четыре эскиза в хронологической последовательности раскрывают тему Куликовской битвы: „Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», „Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», „Куликовская битва» и „Бегство Мамая».

Сергий Радонежский благословляет на подвиг иноков

Монахи Троице-Сергиевской лавры Пересвет и Ослябя были прославлены в последующих веках, причислены к лику святых. Им были посвящены жития, написанные книжниками еще в годы возраставшего могущества Московского княжества. О подвиге чернецов упоминают шедевры русской средневековой литературы «Краткая летописная повесть», «Пространная летописная повесть», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».

Чернецы до поступления в обитель Сергия готовились к ратному труду. Их боярский род на Брянщине славился боевой славой, мужеством, отвагой. На полу Куликово чернецы прибыли по велению старца Сергия Радонежского, который представил их князю Дмитрию Донскому и просил включить богатырей в состав рати. На прощание Сергий вручил воинам-монахам не оружие, а православный крест. Вера должна была защитить воинов, отправляющихся на подвиг. Возможно, как говорит одна из версий, именно поэтому богатырь Пересвет перед решающим боем не облачился в доспехи, вступил в схватку в обычной монашеской рясе.

Русские предания рисуют татарского удальца настоящим великаном. Якобы он был пяти сажен высотой и трех шириной. Тут чувствуется мотив библейский, так представлялся подвиг Давида, вышедшего биться с Голиафом. Богатыри ударили один одного копьями и погибли в одночасье. такова была воля Божья.

Существует предание, будто бы татарский богатырь до поединка на поел Куликовом никогда не испытывал поражений. Сила его была огромна, к тому же Челубей владел методами древней тибетской борьбы «Бонч-бо». Копье татарина было очень тяжелое и длинное. Владел этим оружием он мастерски, всегда первым нанося смертельный удар.

Челубею удалось пробить панцирь Пересвета, находившийся под рясой (по другим свидетельствам, монах вообще не имел защитного вооружения). Копье татарина пробило тело чернеца насквозь, но русский силач удержался в седле и сумел поразить неприятеля.

Начало Куликовской битвы

Поэтическое «Сказание о Мамаевом побоище. Основная редакция» (в литературном переводе В. В.Колесова) рассказывает о поединке Пересвета и Челубея: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!.. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

Другую трактовку событий дает литературный памятник Руси «Задонщина». По этой версии Пересвет, хоть и был смертельно ранен, но вернулся в ряды русского воинства, где смог причаститься перед кончиной.

Победа богатыря-инока Пересвета

По одной из версий, Ослябя следил за исходом боя из рядом русского войска. Когда брат погиб, он ринулся на татарские полчища и стал рубить врагов направо и налево. Ослябя выжил в самой гуще боя, положив несметно супостатов. Именно он нашел израненного в сече князя Дмитрия Донского и омыл его раны у одинокой березы. Есть предположение, будто бы Андрей Ослябя после Куликовской битвы пользовался расположением епископа Киприана и даже выполнял ответственную мисси. при дворе византийского императора в 1398 году.

Русской Православная Церковь отмечает День памяти монахов-воинов Пересвета и Осляби 7 (22 сентября по юлианскому летоисчислению) сентября. Похоронены богатыри были в Москве у храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Примечания[ | ]

  1. в тексте «Задонщины» (конец XIV — начала XV века) можно видеть, что Пересвет, будучи жив в разгар битвы, на поле «поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвельчивает», когда уже «иные лежат посечены» // Никитин А. Л. Задонщина // Основания русской истории. Мифологемы и факты. АГРАФ. Москва. 2001.
  2. Беседы по искусству в начальной школе — М. И. Авилов «Поединок Пересвета c Челубеем» (неопр. )
    (недоступная ссылка). Дата обращения 30 октября 2010. Архивировано 7 декабря 2009 года.

За землю русскую. Картина недели. Журнал «Историк».

24 октября

Автор: Михаил Авилов. Поединок Пересвета С Челубеем На Куликовом Поле. 1943

Художник создавал эту картину во время Сталинградской битвы в просторной московской мастерской. Он считал своим долгом в эти дни написать масштабное полотно о героических подвигах наших предков. Историческая аналогия очевидна. Мамаево побоище — вечный символ русской доблести. В то время о поединке Пересвета с Челубеем, который долгое время считался поэтической легендой, сообщали даже школьные учебники. И Авилов обратился к этому сюжету.

Живописец изобразил роковую минуту схватки двух героев. Картина головокружительно экспрессивна. По легенде, поединок богатырей предшествовал сражению и мог решить его исход. Оба поединщика погибли, однако Пересвет сумел на коне вернуться в боевой строй и умер в седле.

Оружие обоих воинов врезается в щиты, пробивает их насквозь и вонзается в тела, прорвав кольчугу. Разъярённые лошади встали на дыбы, хотя в их оскалах — не просто ярость, но и ужас. Красный малахай слетает с головы Челубея. Вот-вот упадёт и он сам. Раненный Пересвет продолжает держаться в седле.

На заднем плане — войска, русское и ордынское. Русские воины с тревогой следят за поединком. Среди них можно разглядеть князя Дмитрия Ивановича на белом коне.

Авилов был признанным мастером исторической живописи. Ещё в 1917-м он выставлял картину «Выезд татарина Чели-бея на единоборство с Пересветом». Работая над «Поединком», он создал четыре крупных эскиза: «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва» и «Бегство Мамая». Бродил по залам Исторического музея, зарисовывал древние шлемы и доспехи.

Картина о Куликовской битве стала самой известной работой маститого художника. За неё он получил Сталинскую премию I степени. Огромный холст (размер картины — 325х557 см), вошедший в классику батальной героики, выставлен в Петербурге в Русском музее. И конечно, его воспроизводят едва ли не в каждой учебной книге, если речь идёт о Куликовской битве.

М.И. Авилов «Дуэль на Куликовом поле»: описание картины

.

Картина написана художником в годы Великой Отечественной войны (1943 г.). Этот год - трагический и переломный для нашей страны. Дуэль Челубея и Пересвета также сыграла важную роль в исходе Куликовской битвы. Этот бой укрепил дух русских полков. В бою оба солдата погибли, но победу одержал наш герой. Пересвету удалось добраться до уцелевшего коня русской армии за ним.Челябинск после мощного удара копьем упал с коня и остался лежать, истекая кровью.

Картина «Поединок на Куликовом поле» находится в Государственном Русском музее, которую вы можете увидеть на фотографии выше.

Биография художника

М.И.Авилов - народный художник РСФСР, имеет множество наград, его картины участвовали в выставках в Академии художеств Общества. А.И. Куинджи. Самое известное полотно, написанное художником Авиловым, называется «Дуэль на Куликовом поле.«Картина принесла живописцу большой успех, благодаря ему он стал лауреатом Сталинской премии I степени.

Авилов преподавал в институте. И.Е. Репин (Академия художеств в Санкт-Петербурге, в то время - в Ленинград), создавал плакаты и иллюстрации к русской классической литературе.

Каждая картина этого художника наполнена особой атмосферой.Авилов работал в батальных жанрах (батальная - батальная сцена), в основном запечатлел на своих полотнах значимые исторические события России и России. СССР (Гражданская война).Художник черпал вдохновение в своих современных картинах, и теперь, в наше время, эти картины используются в качестве иллюстраций в учебниках истории.

Художник Авилов, "Дуэль на Куликовом поле": описание картины

На картине мы с первого взгляда знаем легендарного русского воина Пересвета (художник изобразил его слева). Он одет в форму русского воина: блестящий на солнце шлем, русская рубаха, а поверх нее кольчуга с металлическими пластинами, которые крепились в качестве дополнительной защиты. Но это не спасет героя. Пересвет погибнет вместе со своим соперником Челубеем. Также мы видим, что у русского воина носят не лапти, а кожаные сапоги. Это говорит нам о том, что Пересвет - человек богатой или знатной семьи.

Что еще изобразил Авилов? «Дуэль на Куликовом поле» (рисунок) представляет наш взгляд и отрицательного героя «рассказа» - татарского героя Челубея. Художник подробно изобразил все зло (для нас это монголо-татарское иго) в одном лице татарского воина.На картинке этого воина мы увидим справа. Красный Малахай на бритой голове уже говорит нам, что это не русский воин, а татарин, наш враг. Обе фигуры (Пересвет и Челубай) запечатлены в самом центре холста. Они динамичны, изображены крупно, и все это выделяет их на общем плане. Талантливый художник - М. Авилов. «Дуэль на Куликовом поле» (описание картины представлено в нашей статье) - произведение исторически значимое.

Описание действий

В центре картины Пересвет бьет острием копья, от Челубея идет встречный удар. Оружие обоих солдат врезается в щиты, но пробивает их насквозь и проникает в тела, пробивая кольчугу. Разъяренные лошади встали на задние лапы. Красный Малахай вылетает из головы Челубея. Вот-вот упадет и он сам. Раненый Пересвет продолжает висеть на лошади.

Замечательное произведение М. Авилова - «Дуэль на Куликовом поле». Картина, описание которой мы держим, поражает своей реальностью.

Фон

Краски, которыми художник рисовал персонажей холста, ярче и насыщеннее фона.Описание татарской армии выглядит так: полок расположены справа, со стороны Челубея, и выражают озабоченность. Татары уже предвидят исход матча. Это точно будет не в их пользу. Ближе к нам воин не может стоять на месте и спокойно смотреть, он внимательно следит за всем, что происходит на дуэли. И вот, когда он видит, как копье пронзает Челубея, он тревожно идет вперед.

Русские войска менее взволнованы. Наши солдаты уверены в силах Пересвета, но не менее обеспокоены исходом битвы. Все изображал Авилов. «Дуэль на Куликовом поле» - картина (описание еще не окончено), которая не может оставить равнодушным никого.

Впереди на белом коне сидит князь Дмитрий Донской. Наши воины изображены на заднем плане и маленькими фигурами, поэтому невозможно учесть эмоции на их лицах.

Так Авилов представил бой на Куликовом поле. Описание события, которому посвящена картина, позволит вам больше узнать о Куликовской битве.Битва Пересвета с Челубеем известна многим во многом благодаря художнику М.И. Авилову.

Примечания к статье

Мы должны гордиться тем, что эту картину создал наш художник. Авилов. «Дуэль на Куликовом поле» (описание картины отсылает нас к далеким событиям) - потрясающее произведение.

Художник написал на своем холсте легендарное историческое событие России. Делая подробное описание, мы невольно начинаем углубляться в рассказ, пытаясь рассказать о полотне, которое написал Авилов - «Дуэль на Куликовом поле.«Описание картины может заполнить целую главу в учебнике истории.

Заключение

Мы рассмотрели произведение М.И.Авилова -« Дуэль на Куликовом поле ». Описание этой картины расширяет знания о нашей стране, о нашей стране. ее герои и их подвиги. Во всем своем величии здесь представлен дух русского народа, который ниспровергает иго татаро-монголов. Один мощный удар копьем решает судьбу всей Руси. Теперь уже не будет. угнетение, простые люди продолжат мирную жизнь, не боясь, что в любой момент татарские воины могут совершить набег и уничтожить их семьи.Богатырь Пересвет в битве с Челубеем погибает, но оставляет о себе вечную память.

На фото выше памятник, посвященный Куликовской битве.

Благодаря картине художника Авилова многие из нас знают, какой подвиг совершил Пересвет и что вообще битва происходила на Куликовом поле.

М.И. Авилова "Дуэль на Куликовом поле": описание картины

Картина написана художником в годы Великой Отечественной войны (1943 г.).Этот год трагический и переломный для нашей страны. Поединок Челубея и Пересвета также сыграл важную роль в исходе Куликовской битвы. Этот бой укрепил дух русских полков. В бою оба солдата погибли, но победу одержал наш герой. Пересвету удалось сесть на уцелевшую лошадь русской армии, стоявшей сзади. Но Челубей после мощного удара копьем упал с коня и остался лежать, истекая кровью.

Картина «Дуэль на Куликовом поле» находится в Государственном Русском музее, которую вы можете увидеть на фото выше.

Биография художника

М.И. Авилов - народный художник РСФСР, имеет множество наград, его картины участвовали в выставках в Академии художеств Общества. А.И. Куинджи. Самое известное полотно, которое написал художник Авилов, называется «Поединок на Куликовом поле». Картина принесла художнице большой успех, благодаря ей он стал лауреатом Сталинской премии I степени.

Авилов преподавал в институте. I.E. Репина (Академия художеств СПб.В Петербурге, в то время в Ленинграде), создавал плакаты и иллюстрации к русской классической литературе.

Каждая картина этого художника наполнена особой атмосферой. Авилов работал в батальных жанрах (битва - сцена сражений), в основном изображал на своих полотнах знаменательные исторические события России и СССР (времена гражданской войны). Художник черпал вдохновение для своих полотен в своей современности, и теперь, в наше время, эти картины используются в качестве иллюстраций в учебниках истории.

Художник Авилов, «Поединок на Куликовом поле»: описание картины

На картине с первого взгляда узнаем легендарного русского богатыря Пересвета (художник изобразил его слева). Он одет в экипировку русского воина: блестящий на солнце шлем, русскую рубаху и кольчугу с металлическими пластинами поверх нее, которые застегивались в качестве дополнительной защиты. Но героя это не спасет. Пересвет погибнет вместе со своим соперником Челубеем.Мы также видим, что русский воин носит не кожаные ботинки, а кожаные сапоги. Это говорит нам о том, что Пересвет - человек богатый или знатный.

Что еще изобразил Авилов? «Поединок на Куликовом поле» (рисунок) представляет, на наш взгляд, отрицательного героя «рассказа» - татарского героя Челубея. Художник подробно описал все зло (для нас это татаро-монгольское иго) в одном лице как татарский воин. На картинке этого воина мы увидим справа. Красный малахай на бритой голове уже говорит нам, что это не русский воин, а татарин, наш враг.Обе фигуры (Пересвет и Челубей) изображены в самом центре полотна. Это динамичные, большие изображения, и все это выделяет их в общих чертах. Талантливый художник - М. Авилов. «Поединок на Куликовом поле» (описание картины представлено в нашей статье) - произведение исторически значимое.

Описание действия

В центре кадра Пересвет бьет копьем, встречный удар Челубея. Оружие обоих воинов врезается в щиты, но пробивает их насквозь и пронзает тела, пробивая кольчугу.Взбесились лошади. Красный малахай слетает с головы Челубея. Он вот-вот упадет. Раненый Пересвет продолжает держаться за лошадь.

М. Авилов создал замечательное произведение - «Дуэль на Куликовом поле». Картина, описание которой мы выполняем, поражает своей реальностью.

Фон

Краски, которыми художник писал героев холста, ярче и насыщеннее фона. Описание войск татар таково: полки расположены справа, со стороны Челубея, и выражают озабоченность.Татары уже предсказывают исход матча. Он точно не будет в их пользу. Ближе к нам воин не может стоять на месте и спокойно наблюдать, он внимательно следит за всем, что происходит на дуэли. И вот, видя, как копье пронзает Челубея, он с тревогой идет вперед.

Русская армия менее взволнована. Наши воины уверены в силах Пересвета, но не меньше переживают за исход битвы. Авилов все до мелочей изобразил.«Битва на Куликовом поле» - картина (ее описание еще не закончено), которая не может оставить равнодушным никого.

Впереди на белом коне сидит князь Дмитрий Донской. Наши воины изображены на заднем плане и маленькими фигурами, поэтому эмоции на их лицах невозможно увидеть.

Так Авилов представил бой на Куликовом поле. Описание события, которому посвящена картина, позволит вам больше узнать о Куликовской битве. Битва Пересвета с Челубеем известна многим во многом благодаря художнику М.И. Авилов.

Примечания к артикулу

Мы должны гордиться тем, что это полотно создал наш художник М.И. Авилова «Дуэль на Куликовом поле» (описание картины отсылает нас к далеким событиям) - потрясающая работа.

Художник изобразил на своем полотне легендарное историческое событие России. Детально описывая, мы невольно начинаем вникать в рассказ, пытаясь рассказать о полотне, которое написал Авилов - «Поединок на Куликовом поле». Описание изображения может заполнить целую главу в учебнике истории.

Заключение

Мы рассмотрели работы, которые создали М.И. Авилов - «Дуэль на Куликовом поле». Описание этой картины расширяет знания о нашей стране, о ее героях и их подвигах. Во всем своем величии здесь представлен дух русского народа, свергающий иго татаро-монголов. Один мощный удар копьем решает судьбу всей Руси. Теперь угнетения больше не будет, простые люди продолжат мирную жизнь, не опасаясь, что татарские воины в любой момент могут выйти и уничтожить их семьи.Герой Пересвет погибает в битве с Челубеем, но оставляет о себе вечную память.

На фото выше изображен памятник, посвященный Куликовской битве.

Благодаря картине художника Авилова многие из нас знают о подвиге Пересвета и о том, что когда-то происходила битва на Куликовом поле.

Куликовская битва в изображениях и картинах


«Дмитрий Донской на Куликовом поле». Кипренский, Орест Адамович, 1805 (1782-1836)

И, склонившись к земле головой
Говорит мой друг: «Стреляй мечом,
Так не зря сражение с татарами,
За святое дело мертвых идти! "
А.Блок. На Куликовом поле

Искусство и история. После выхода материала читатели ТО предложили продолжение цикла и предложили конкретные темы для новых статей. Среди них - «Донской цикл» Глазунова. Но я посмотрел картины этого цикла и подумал, что, может быть, интереснее будет иметь некую экспозицию картин на тему Куликовской битвы, то есть рассматривать не один-два, а множество узоров и сравните, что есть к чему и к чему стремятся их авторы.Здесь, однако, вопрос выбора, так как картинок много. Но, на мой взгляд, важен принцип имиджа. Кто-то скопировал манеру Рериха, кто-то васнецовское, кто-то попал в эпос, а кто-то в реализм. В любом случае, нас интересует не идея этих картин, а изображения оружия и доспехов. У меня все еще жанр баттл, но не что-то другое ... начнем с девятнадцатого века.

Вот картина О.А. Кипренского "Дмитрий Донской на Куликовом поле".Что я могу сказать? Было такое время! Все написано мастерски, но я чувствую, как над происходящим на полотне немножко посмеюсь. Князь: «Господи, ты мой Бог, пошел! Мука мне невыносима!» Женщина у его ног (кстати, где там женщина?): «Господи, спаси меня!». Мужчина в рваной рубашке: «Настоящий принц, язвенная Велма!». Воин в зеленом плаще: «Да и будь уверен, что это принц старины, я глазами не могу сказать…» Воин в шлеме: «Принц плохой! Поливайте, поливайте!»

Однако все это он использовал... назначение. Было решено! Эта Академия художеств в качестве экзаменационных испытаний предложила своим выпускникам написать картину на тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Более того, было четко прописано, как изобразить Князя:

«Покориться Великому Князю Дмитрию Донскому, когда одержимость победой над Мамаем, оставшиеся русские князья и другие воины находят его в роще при почти последнем вздохе. кровь все еще текла из ран его: но хорошие новости о полном разгроме татар оживляют умирающего великого князя."


Но то, что было сказано по мнению Академии на этой фотографии:

" Голова великого князя полна самовыражения. И радость победы, это обселете, купно с благодарностью Богу, ярко изображена в томном взоре его, смотрящего в небеса. Эта работа - первый опыт творчества этого молодого художника, питающего большую надежду ».


И в итоге 1 сентября 1805 года Кипренский был награжден за эту картину Большой золотой медалью.

А за отсутствие национальных цветов не смутила ни автора, ни исследователей, и, соответственно, не доспехи, не оружие, а изображение мастера.И она точно соответствует эпохе и тогдашнему видению исторических реалий.

Впоследствии ряд художников последовали его примеру и получили соответствующее признание, но со временем люди стали обращать внимание на историю. Дошло до того, что Валентин Серов, например, заказавший «Битву ...», не писал, а даже обратно выдал за это деньги. А все потому, что они не соглашались с мнениями клиентов.


Потом пришел советский период, соцреализм, а вместе с ним и его классика.Например, так известная всем по школьной картина Авилова Михаила Ивановича (1882–1954) «Дуэль на Куликовом поле», написанная в 1943 г.
Лично я бы поменял на ней только узор на щите на татарском. воин. Здесь изображены расписные, но на самом деле они были сделаны из веточек, обмотанных ниткой, соединяющих одно кольцо с другим. Получился очень красивый узор, который дополнительно украшен пряжками и кисточками. Но, в принципе, это даже не реплика. Просто на момент реконструкции татарские щиты еще не были в наличии.Итак, динамизм и экспрессия, и эпос ни на дюйм не уступает исторической точности. На самом деле, это его холст, Авилов настолько высоко поставил планку, что любому, кто возьмется писать на ту же тему, можно предложить только одно: долго-долго смотреть на эту картину и думать, а могу ли я хотя бы приблизиться к нему. И если внутренний голос заставляет усомниться в своих силах - не трогайте!


Средняя часть триптиха Ю. Ракша


К 1980 г., к 600-летию Куликовской битвы Ю.М. Ракша написал триптих «Куликово поле». Нас особенно интересует его средняя часть. И нравится ей "все это". Но почему автор нарисовал воина слева, а со щитом на правой руке мушкетера Бердыша, который он держит в левой руке? Даже если он левша, рубить вражеские молоты одной рукой невозможно, а двумя щитом неудобно. А мелочи портят все впечатление от картины.
Художник Ю.П. Пантюхин также создал триптих, в котором слева разместил Александр Невский, в центре - Дмитрий Донской, а справа - Минин и Пожарский
Like What? Как автор выписывал каски.Наконец-то они такие, какими должны быть. Непонятно, почему на налокотниках, которые он изобразил слева и справа, вход на кисть. И что интересно - откуда взял автор? Есть ли в шрифтах Armory Board или GIM подлокотники? И если что-то в этом роде, это не может относиться к возрасту Александра Невского. Тогда не было ни у нас, ни у западных рыцарей. Впрочем, о Невском мы вам уже рассказывали ... Здесь в глаза бросаются две части: сундук восьмиугольных пластин обоих князей.Видно, что художник им очень понравился. Но не тогда было! От доспехов зарзалехо Дмитрия отделяло не менее 200 лет. А если нет, то зачем вы рисуете? И смешно читать описания всех этих картин, сделанные искусствоведами. Отмечены «смешанные взгляды», и уверенность сквозняков в позах, и люди на заднем плане, поддерживающие своего лидера. Но то, что вы, дорогие, я вижу и другие базовые вещи, которые художник нарисовал «как увидеть», хотя я бы попытался извлечь из этого.Итак, у нас есть историческая фантастика, а сегодня пруд пруди.
Например, подготовка этого материала, просмотр Сети, а затем: «Три тысячи шестьсот хорошо вооруженных генуэзских морских пехотинцев были грозной силой». Где на Куликовом поле ушло ровно 3600 генуэзских пехотинцев и 400 арбалетчиков, когда мы не знаем даже количества войск на поле боя? Моя мать наняла? Куда? В кафе в Судаке? Да столько солдат во всей Генуе не было. Магистраты и вели записи набирали солдат десятками, и те были счастливы.Но главное не в этом, а где источник, откуда у автора эти цифры: 3600 копейщиков и 400 арбалетчиков? Помню, в публикациях 1980 года называли генуэзцев числом 1000, и это подвергалось сомнению. А потом ... размножаются бутонами?


А вот фото Ильи Глазунова я даже объяснить не могу ... Не знаю, с чем такое могло быть связано. И самое главное - почему? Ни поз, ни деталей нет смысла. Кони скачут в разные стороны, Глазунов Пересвет вместо копья курирует, как авиловское в любую погоду, держит его, как ветку... Не понимаю как. И Татарин пока что двумя руками вонзился в нее - рукоятью, не пользовался, наверное, лет пятьсот как минимум! Да и лошадь под ним такая «извращенная» - круп и шея в одну сторону, голова в другую ... Сценическое это хулиганство, а не искусство!


А вот еще одна его картина в узнаваемом стиле Рериха. Но посмотрите на полуголого татарина справа. Почему художник надел на голову шлем самурайской эпохи Нанбокучо? Откуда взялся этот воин? Монголы вторглись в Японию столетием раньше... То есть тех шлемов в 1380 году у солдат-матери быть не могло, как в 1274 и 1281 годах, когда один из предков того ... нищего мог схватить шлем в качестве трофея, Кабуто с такой кувагатой просто не мог существовать. Честно говоря, противно эти ошибки даже комментировать


Следует отметить, что в последнее время художники стали требовательнее к себе в отношении изображения исторических реалий.
Например, картина Белюкина Дмитрия Медведева (1962), «Дмитрий Донской», Броня 2015 года - «Кованая армия», хотя неплохо было бы показать таблички с кольчугой.На рукояти меча спорно, но ... в общем - почему нет?

Мне нравится Князь Дмитрий в образе Кириллова Сергей Александрович (1960 г.р.) «Дмитрий Донской», 2005 г.
А Булаву так можно. И бронеплита показана очень реалистично. Даже наголенники на ногах ... Ну, может быть. Вот только щит какой-то он фантастический! Где его заметили? Где в каком-нибудь музее этот электрод видел, я не знаю. Но ... щиты никогда не были просто деревянными! Это не дверь в загородный флигель! Они были обтянуты тканью или кожей, или кожей и холстом, загрунтованы и расписаны, как даже есть сообщения летописцев, писавших о русских алых щитах.Крест, выросший на нем, нарисовал наименее известный персонаж, изображенный на наших щитах.
Присекин Сергей Николаевич (1958-2015) «Победа». Здесь у Князя, правда, тоже зеркало, но он хоть, хоть далекий

Рыженко Павел Викторович (1970-2014) "Благословение преподобного Сергия", 2005
И снова вот оно ... почему нет?! Все написано очень тщательно, что-то, ну не совсем, но терпимо, в пределах статистической ошибки между типичным и уникальным. То есть, или, по крайней мере, у нас были такие художники на картине, на которую вполне можно смотреть без стыда! Это еще совсем немного, и сюжет и эпос в картинах наших мастеров могут сосуществовать, не мешая друг другу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *