Сосредоточенность внимания: Сосредоточенность внимания | Успех в Жизни

Содержание

Сосредоточенность внимания | Успех в Жизни

Реагируя на сообщение говорящего, вы пользуетесь невербальными средствами общения, выражающими заинтересованность. Ваше поведение поощряет собеседника к продолжению разговора. Однако вы должны не только воспринимать, но и обрабатывать получаемую информацию, а для этого нужно иметь сосредоточенность внимания.

Согласно самому простому определению, сосредоточенность внимания — это направленная на какой-то предмет умственная активность. Она появляется, когда для важно то, о чем говорит собеседник, или личность собеседника.

Помните, чем больше вы отвлекаетесь, тем хуже поймете смысл сообщения отправителя; вы попусту тратите время — и свое, и вашего собеседника. Кроме того, если вы слушаете пассивно или избирательно, то тем самым обижая говорящего.

Порой сосредоточиться трудно, но для целей эффективного общения необходимо. Длительная концентрация внимания утомительна не меньше, чем физическое напряжение. Но если вам удастся сконцентрироваться и вникнуть в суть сообщения, значит, вы правильно его поймете и сможете адекватно отреагировать, т.е. максимально эффективно решите проблему или вопрос. В результате вы почувствуете огромное удовлетворение — ведь ваши усилия не пропали даром!

Вот несколько советов, которые помогут вам сосредоточиться.

Устраните отвлекающие факторы. Отключите внутренний и мобильный телефоны, пейджер, радио. Подальше отложите бумаги, которые вы просматривали до появления собеседника. Уберите все, что может вас отвлечь. Не пытайтесь заняться чем- нибудь еще во время разговора. Чем больше внимания вы обращаете на собеседника, тем выше ваша концентрация.

Записывайте важные моменты. Если собеседник передает важную информацию, не стоит полагаться исключительно на память. Делайте краткие записи — это активизирует мозг и помогает лучше сосредоточиться на словах говорящего. Записи помогут вам убедиться в том, что вы правильно поняли адресанта, а его — в серьезности вашего к нему отношения. Помните, самая отменная память хуже самого маленького карандаша.

Не стремитесь записать каждое слово, фиксируйте только ключевые моменты. К тому же вам нужно поддерживать постоянный зрительный контакт, так что не увлекайтесь писаниной. Записывайте только самое важное; желательно при этом уточнять у собеседника, правильно ли вы его поняли.

Представляйте в воображении то, о чем говорит собеседник. Это особенно полезно при разговоре по телефону, потому что помогает лучше понимать сообщение, сконцентрироваться и поддерживать эффективный диалог.

Переспрашивайте, если теряете нить разговора.
Иногда по различным причинам вы перестаете понимать, о чем говорит ваш собеседник. Заметив, что вы что-то пропустили, разрешите себе вставить реплику, например: “Не могли бы вы повторить эту мысль” или “Простите, я что-то упустил”. Если вы будете делать вид, что все понимаете, то окажете медвежью услугу и себе, и собеседнику. Ваша цель — эффективное общение, поэтому скорее найдите упущенную нить.

Уточняйте. Если собеседник говорит о не понятных для вас вещах или просто не слишком понятно выражает свою мысль, смело задавайте вопросы, например: “Позвольте уточнить… вы считаете, что нам нужно заказывать меньше обедов?” Собеседник даст вам необходимые разъяснения или подтверждения, что позволит вам правильно понять его мысль.

Вам кажется, что если человек задает вопросы или переспрашивает, то он демонстрирует свое незнание? Какая чушь! Во-первых, задавая вопрос, вы помогаете собеседнику лучше разъяснить свою мысль, а во-вторых, если ни о чем не спрашивать, то так никогда ничего и не узнаешь.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Как заработать на вкладах в криптовалюте?

Сосредоточенность внимания — важная особенность психики

Сосредоточить внимание

Важной особенностью человеческой психики является сосредоточенность внимания, позволяющая мысленно концентрироваться на каком-то одном предмете, явлении.

Под термином «сосредоточенность внимания» понимается выделение сознанием конкретного объекта и направление на него всей полноты внимания.

Роль концентрированного внимания в нашей жизни может быть различна и, восприниматься может также по-разному. Оно, безусловно, необходимо для полного, глубокого исследования какого-либо объекта.

В то же время, чрезмерная концентрация внимания на единичном фрагменте окружающего мира приводит к резкому сужению общего диапазона внимания. А создает трудности в восприятии остальных важных объектов.

Поэтому здесь должно быть все в меру. Сосредотачивать внимание нужно только при необходимости, а не постоянно.

Но сегодня для достижения успеха во многих видах деятельности сосредоточенность внимания

и его устойчивость жизненно необходимы. Они характеризуют длительность, глубину, интенсивность нашей психической деятельности.

Именно сосредоточенность внимания отличает людей, страстно увлеченных каким-либо делом, умеющих при необходимости ради основного отключиться от разнообразных побочных раздражителей.

Но даже при очень сверхустойчивом и сосредоточенном внимании всегда присутствуют непроизвольные кратковременные изменения степени его напряженности, интенсивности. Это колебания внимания.

Существуют ли способы развития концентрации внимания? Например, можно ли заставить себя внимательно прочитать очень сложный или скучный текст? Это можно сделать, если читать его по несколько раз, ставя перед собой конкретные задачи.

Первый раз читаем для общего ознакомления. Второй раз – для усвоения общей логики сюжета, материала. Третий раз – для выделения тезиса (главной мысли). Иными словами, нужно учиться смотреть на привычные, знакомые явления с иной точки зрения.

Особенно важна сосредоточенность внимания для современных бизнесменов. Она позволяет правильно уяснить позицию партнеров по бизнесу, конкурентов, желания потребителей, рыночные тенденции.

Предпринимателю сосредоточенность внимания нужна во всем, начиная от организации бизнеса, его управления, составления, оформления ежедневных документов и заканчивая ведением деловых переговоров, заключением контактов, соглашений.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

Основные свойства внимания — Студопедия

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, како­му-либо событию или факту. Степень или сила сосредото­ченности — это концентрация или интенсивность внимания.

Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности яв­ляется невозможность отвлечь внимание от предмета дея­тельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью погло­щен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его мож­но окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Устойчивость — это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого вре­мени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов говорил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредото­ченность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».


Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой спо­собностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значи­мости, от отношения к выполняемой работе.

Проследить колебания внимания можно при восприя­тии двойственных изображений, например большого и ма­ленького квадратов. Если в течение нескольких минут смот­реть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут — находится перед большим, либо «проваливается» — большой квадрат выдвигается на пере­дний план.


Внимание не может долго задерживаться на неподвиж­ном объекте (например, точка на листе), если мы не мо­жем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче раз­личными своими свойствами объект, тем легче сосредото­чить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спек­такля, беседа с интересным человеком, содержание жи­вописного пейзажа.

Объем — это количество объектов, которые охватыва­ются вниманием одномоментно, одновременно. Объем вни­мания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Для определения объема внимания пользуются специ­альным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» — быстрейший и «скопео» — смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объек­тов — букв, геометрических фигур, знаков — на 0,1 с. Сколь­ко объектов запомнил человек — таков его объем внимания.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех — шести.

Человек, находящийся на крупном современном про­изводстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.

Распределение внимания — это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое вни­мание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, сту­дент на лекции распределяет одновременно внимание меж­ду тем, что записывает, и тем, что слышит в данный мо­мент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение рас­пределять внимание у людей различно. Говорят, что Напо­леон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно бу­дет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое внимание развивается посте­пенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо рас­пределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не сле­дует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенкана другое. Но способствовать развитию этого умения необ­ходимо.

Переключение — это сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания явля­ется его переключение, т.е. способность быстро перехо­дить от одной деятельности к другой. Сознательное пе­реключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей преды­дущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается неко­торым напряжением, которое выражается в волевом уси­лии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нра­вится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая сме­на видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознатель­но ставит цель заняться чем-то новым.

Внимание быстрее и легче переключается от менее важ­ного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индиви­дуальные особенности человека — одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя — способности распределять внимание.

Внимание и рассеянность. Обычно внимание противо­поставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бас-сейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вме­сто валенок перчатки натянул себе на пятки».

Однако рассеянность и невнимательность не всегда со­впадают друг с другом. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредо­точиться долгое время, его внимание непрерывно пере­скакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, осо­бенно в состоянии утомления, во время болезни.

Но рассеянность может иметь и совершенно иную При­чину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые со­вершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность явля­ется выражением максимальной собранности и сосредо­точенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» при­водит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит… часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось от­крыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».

Одна из причин невнимания — недостаточная умствен­ная активность. Огромную роль в развитии внимания иг­рает направленность личности.

Основные свойства внимания. Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость — Мегаобучалка

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность— это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, како­му-либо событию или факту. Степень или сила сосредото­ченности — это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности яв­ляется невозможность отвлечь внимание от предмета дея­тельности посторонними раздражителями. Например, ре-бенок собирает новый конструктор. Он полностью погло­щен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его мож­но окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Устойчивость— это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого вре­мени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов гово-‘ рил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредото­ченность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону. /

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой спо­собностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значи­мости, от отношения к выполняемой работе.



Проследить колебания внимания можно при восприя­тии двойственных изображений, например большого и ма­ленького квадратов. Если в течение нескольких минут смот­реть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут — находится перед большим, либо «проваливается» — большой квадрат выдвигается на пере­дний план.

Внимание не может долго задерживаться на неподвиж­ном объекте (например, точка на листе), если мы не мо­жем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче раз­личными своими свойствами объект, тем легче сосредото­чить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спек­такля, беседа с интересным человеком, содержание жи­вописного пейзажа.

Объем— это количество объектов, которые охватыва­ются вниманием одномоментно, одновременно. Объем вни­мания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.Человек с большим объемом внимания может заметить Дольше предметов, явлений, событий. Объем внимания во

t[Hort)M зависит от знания объектов и их связей друг с ругом.

Для определения объема внимания пользуются специ­альным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» — быстрейший и «скопео» — смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объек­тов — букв, геометрических фигур, знаков — на 0,1 с. Сколь­ко объектов запомнил человек — таков его объем внимания.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех-шести.

Человек, находящийся на крупном современном про­изводстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.

Распределение внимания— это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое вни­мание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, сту­дент на лекции распределяет одновременно внимание меж­ду тем, что записывает, и тем, что слышит в данный мо­мент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение рас­пределять внимание у людей различно. Говорят, что Напо­леон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно бу­дет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое внимание развивается посте­пенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо рас­пределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не сле­дует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенкана другое. Но способствовать развитию этого умения необ­ходимо.

Переключение— это сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания явля­ется его переключение, т.е. способность быстро перехо­дить от одной деятельности к другой. Сознательное пе­реключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей преды­дущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается неко­торым напряжением, которое выражается в воЛевом уси­лии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нра­вится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая сме­на видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознатель­но ставит цель заняться чем-то новым.

Внимание быстрее и легче переключается от менее важ­ного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индиви­дуальные особенности человека — одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя -способности распределять внимание.

Внимание и рассеянность.Обычно внимание противо­поставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бас-сейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вме­сто валенок перчатки натянул себе на пятки».

Однако рассеянность и невнимательность не всегда со­впадают друг с другом.Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредо­точиться долгое время, его внимание непрерывно пере­скакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, осо­бенно в состоянии утомления, во время болезни.

Но рассеянность может иметь и совершенно иную При­чину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые со­вершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность явля­ется выражением максимальной собранности и сосредо­точенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» при­водит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит… часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось от­крыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».

Одна из причин невнимания — недостаточная умствен­ная активность. Огромную роль в развитии внимания иг­рает направленность личности.

Понятие о внимании. Свойства внимания — Мегаобучалка

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение.Эти свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту.

Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. С точки зрения физиологии это значит, что очаг оптимального возбуждения достаточно устойчив. Возникает вопрос: сколько времени может непрерывно поддерживаться внимание на одном объекте? Все зависит от двух обстоятельств: во-первых, от того, подвижен или нет, изменяется или нет сам объект, а во-вторых, от того, активную или пассивную роль играет при этом человек. На неподвижном, неизменяющемся объекте пассивное внимание сохраняется примерно 5 секунд, после чего начинает отвлекаться.

Если человек активно действует с объектом, то устойчивое внимание может сохраняться 15-20 минут. Дальше могут следовать кратковременные отвлечения, дающие возможность маленького перерыва в сосредоточенности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает устойчивости внимания, но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45 и более минут.

Частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты — называют неустойчивостью внимания. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно обширной, а также от неинтересной и никому не нужной работы, механической деятельности.

Объем внимания — это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются внимание одномоментно. Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания.



Опыты показали, что объем внимания взрослого человека — от 4 до 6 объектов, школьника — от 2 до 5 объектов. Это при условии, что показывают отдельные, не связанные между собой буквы. Если в тахиостоскопе показать короткие слова, то для грамотного человека объектом внимания будет уже не буква, а целое слово. Формально объем внимания останется тем же, но букв человек воспримет уже не 4-6, а до 16, т.е. практически объем внимания увеличится. Отсюда видно, как важно уметь объединять предметы в одно целое, воспринимать их целыми комплексами.

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действии с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две или более различные деятельности.

Физиологи распределение внимания объясняют тем, что привычная деятельность, не вызывающая особых затруднений, может управляться, как указывал И.П. Павлов, участками коры, находящимся в известной степени торможения.

При действии, требующем большого и полного сосредоточения, другие действия обычно невозможны. Нетренированному человеку предлагали идти по гимнастическому бревну, сохраняя равновесие и устойчивость, и одновременно решать простую арифметическую задачу. Совместить эти два действия не удавалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу. Однако опытная гимнастка — мастер спорта — свободно выполнит такое задание.

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Трудно назвать деятельность, которая не требовала бы такого переключения. Ведь объем внимания человека не очень велик. И только способность переключать внимание дает ему возможность познавать окружающий мир во всем его многообразии.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом. О человеке со слабой способностью к переключению внимания говорят, что у него «жесткое», «липкое» внимание.

Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Способность к быстрому переключению внимания зависит от подвижности нервных процессов, т.е. в конце концов от типа нервной системы.

Существует такой недостаток внимания — рассеянность. Рассеянностью называют совершенно разные, в каком-то смысле даже противоположные недостатки внимания.

Первый вид рассеянности — это частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. У рассеянных людей этого типа, как говорят, «скользящее», «порхающее» внимание.

Второй вид рассеянности — следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он, кроме своей работы, ничего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях. Такой вид рассеянности наблюдается у людей, увлеченных работой, охваченных сильными переживаниями, — у ученых, творческих работников в области искусства.

Указанные два вида рассеянности действительно противоположны по своей природе. Первый вид рассеянности есть слабость произвольного внимания, неумение сосредоточиться. Второй вид — чрезмерно сильное внимание и сильнейшее сосредоточение. В первом случае в коре отсутствует сильный и стойкий очаг оптимального возбуждения, во втором случае имеется очень сильный и стойкий очаг.

Внимание: свойства, функции и виды

Внимание— направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание — психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Пять основных свойств внимания:

1. устойчивость,

2. сосредоточенность,

3. переключаемость,

4. распределение,

5. объем.

Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания — переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

 

Функции внимания:

  • активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
  • способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
  • обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • определяет точность и детализацию восприятия,
  • определяет прочность, и избирательность памяти,
  • определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
  • является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
  • выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
  • для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
  • в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
  • о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
  • внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

 

Основные виды внимания:

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное внимание — обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,

Чувственное внимание — связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание — преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Формы расстройств внимания:

1. Повышенная отвлекаемость – чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;

2. Уменьшение объема внимания;

3. Инертность (малая подвижность) внимания – невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;

4. Гипо- и апрозекксияневозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.

Глава 14. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ. Простыми словами о внимательности

Глава 14. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

Медитация Випассаны — нечто вроде приведения ума в равновесие. Вы будете развивать такие качества ума, как внимательность и сосредоточенность. Идеально, если оба эти качества действуют вместе, как группа или, так сказать, тандем. Поэтому важно развивать их равномерно и одновременно. Если один из факторов усиливается за счет другого, равновесие ума утрачивается и медитация становится невозможной.

Сосредоточение и внимательность — совершенно различные функции. Каждая из них играет свою роль в медитации, и взаимоотношения между ними вполне определенные и очень тонкие. Сосредоточенность часто называют однонастроенностью ума. Она проявляется в том, что ум принуждают сохранять внимание на одной неподвижной точке. Пожалуйста, обратите внимание на слово «принуждают». Сосредоточение в значительной мере представляет собой деятельность принудительного типа. Его можно развивать с помощью силы, только с помощью постоянных волевых усилий. И будучи развитым, оно сохраняет некий налет принуждения. С другой стороны, внимательность — это тонкая функция, ведущая к утонченной чувствительности. Оба качества являются партнерами в процессе медитации. Внимательность — чувствительный партнер, который замечает вещи. Сосредоточение дает силу, чтобы удерживать внимание на одном предмете. В идеале устанавливаются именно такие взаимоотношения между внимательностью и сосредоточением. Внимательность выбирает объекты внимания и замечает, если внимание отклоняется в сторону от этих объектов. Если один из партнеров слаб, ваша медитация отклоняется от заданного курса.

Сосредоточением можно назвать такое качество ума, которое целенаправленно и непрерывно фокусируется на одном объекте. Необходимо подчеркнуть, что истинная сосредоточенность — это здоровая однонастроенность ума. Иначе говоря, такое состояние свободно от жадности, ненависти и заблуждений. Возможна также и нездоровая однонастроенность ума, но она не ведет к освобождению. Вы можете быть весьма целеустремленными в состоянии страсти, но это никуда вас не приведет. Непрерывная концентрация на том, что вы ненавидите, совершенно вам не поможет. В действительности такая нездоровая сосредоточенность весьма недолговечна, даже когда она достигается, особенно в том случае, если её используют, чтобы причинять людям вред. Сама же истинная сосредоточенность свободна от подобных загрязнений. Это состояние, в котором ум сконцентрирован и благодаря этому приобретает силу и энергию. Мы могли бы привести аналогию с линзой. Параллельные лучи солнечного света, падающие на бумагу, лишь слегка нагреют ее поверхность. Но такое же количество света, сфокусированное с помощью линзы, падает на одну точку, и бумага загорается. Сосредоточенность — это та же линза. Она создает сильную энергию, необходимую для того, чтобы увидеть более глубокие уровни ума. Внимательность выбирает объект, на котором линза фокусирует лучи, и смотрит через эту линзу, чтобы увидеть то, что там находится.

Сосредоточенность следует считать инструментом. Как и любой инструмент его можно использовать как на благо, так и во вред. Острым ножом можно вырезать красивый резной орнамент, но можно и ранить человека. Все зависит от того, кто использует нож. То же самое можно сказать и о сосредоточении. Если его использовать правильно, оно поможет вам достичь освобождения. Но его также можно поставить на службу «я». Его можно использовать ради того, чтобы достичь успеха и соперничать с другими. Вы можете использовать сосредоточение, чтобы подчинять других, можете использовать его в эгоистических целях. Подлинная проблема состоит в том, что одно лишь сосредоточение ничего не даст вам в будущем. Оно не прольет свет ни на основные проблемы эгоизма, ни на природу страдания. Его можно использовать лишь для того, чтобы достичь глубоких психологических состояний. Но даже тогда силы самовлюбленности не будут поняты. Понять их может только внимательность. Если нет внимательности, которая смотрит через увеличительное стекло и видит то, что было открыто, тогда все сосредоточение ничего не дает. Понимает только внимательность, только внимательность дает мудрость. У сосредоточения имеются и другие ограничения.

Подлинно глубокая сосредоточенность возникает лишь при определенных условиях. Буддисты затрачивают много сил и труда, чтобы построить залы для медитации и монастыри. Главная их цель — создать обстановку, где бы не было отвлекающих факторов, чтобы там учиться искусству медитации. Там нет ни шума, ни помех. Однако столь же важно создание свободной от отвлечений эмоциональной атмосферы. Развитию сосредоточенности мешают некоторые состояния ума, которые мы называем пятью препятствиями. Это страсть к чувственным наслаждениям, ненависть, вялость, беспокойство и колебания ума. Более подробно мы рассматривали эти состояния в Главе 12.

Монастырь — это контролируемое пространство, где эмоциональный фон подобного рода сведен к минимуму. Членам общины противоположного пола полагается жить отдельно, поэтому там меньше возможностей для проявления чувственности. Не разрешается владеть никаким имуществом, поэтому нет никаких споров из–за собственности и меньше оснований для проявления жадности и скупости. Необходимо упомянуть и еще об одном препятствии для сосредоточения. При подлинной глубокой сосредоточенности вы оказываетесь настолько поглощены объектом сосредоточения, что совершенно забываете о мелочах, например, о своем теле, о своей личности и обо всем, что вас окружает. Здесь, в монастыре, созданы благоприятные условия. Так приятно знать, что кто–то заботится о вас, кто–то занимается всеми мирскими делами, готовит вам пищу и обеспечивает вашу безопасность. Без такой поддержки практикующий вряд ли решился бы погрузиться в сосредоточение так глубоко, как мог бы это сделать.

С другой стороны, внимательность свободна от всех этих ограничений. Внимательность не зависит от каких бы то ни отдельных обстоятельств — физических или иного рода. Это — только отмечающий фактор. Таким образом, внимательность только отмечает все то, что возникает, — будь то страсть, ненависть или шум. Внимательность не ограничена какими–либо условиями. До некоторой степени она присутствует в любой момент, при любых обстоятельствах. Внимательность также не имеет постоянного объекта сосредоточения. Она наблюдает изменения. Таким образом, она располагает неограниченным количеством объектов внимания. Она просто смотрит на то, что проходит через ум, и не распределяет по категориям. Отвлечениям и помехах уделяется столько же внимания, сколько формальным объектам медитации. В состоянии чистой внимательности ваше внимание просто течет вместе с теми изменениями, которые происходят в вашем уме. «Изменение, изменение, изменение… Вот это сейчас… сейчас это… а сейчас вот это».

Вы не можете развивать внимательность с помощью силы. Вам ничего не даст волевое усилие, совершаемое со скрежетом зубовным, на самом деле оно только препятствует продвижению вперед. Внимательность нельзя развивать в борьбе. Она возрастает благодаря тому, что вы понимаете, благодаря тому, что отпускаете, благодаря тому, что сохраняете спокойствие независимо от того, что переживаете. Это не значит, что внимательность появляется целиком и полностью самопроизвольно. Далеко не так. Здесь требуется энергия, требуется усилие. Но это усилие совершенно не похоже на насилие. Внимательность развивается легким усилием, естественным усилием. Практик медитации развивает внимательность, постоянно и мягкого напоминая себе о поддержании осознавания того, что происходит именно сейчас. Секрет успеха — настойчивость и легкий подход. Мы развиваем внимательность, постоянно возвращая себя в состояние осознавания, — мягко, мягко, мягко.

Также нельзя использовать внимательность исходя из эгоистических побуждений. Это внесубъективная бдительность. В состоянии чистой внимательности нет «меня», а потому нет и «я», чтобы быть эгоистичным. Наоборот, именно внимательность дает вам реальный шанс познать самих себя. Она позволяет вам сделать в уме решительный шаг назад, отбросив собственные влечения и отвращения, что даст вам возможность оглядеться и сказать: «Ага! Так вот какой я на самом деле».

В состоянии внимательности вы видите себя точно такими, какие вы есть. Вы видите, что поступаете эгоистично. Вы видите, что страдаете сами. Вы видите, как создаете страдания, как причиняете боль другим. Вы проникаете сквозь толщу той лжи, которую обычно говорите себе, и видите то, что действительно существует. Внимательность ведет к мудрости.

Внимательность не стремится достичь чего–то. Она просто смотрит. Именно поэтому в нее не вовлечены влечения и отвращения. В процессе внимательности нет места сравнению и погоне за успехом. Внимательность ни к чему не стремится. Она всего лишь видит то, что уже существует.

Внимательность выполняет более важную и серьезную функцию, нежели сосредоточенность. Эта функция всеобъемлюща. Сосредоточенность исключает. Она останавливается на одном предмете и не обращает внимания ни на что другое. Внимательность включает. Она отходит от центра внимания и наблюдает за происходящим в более широком ракурсе, быстро отмечая любые изменения. Если вы сфокусировали ум на камне, сосредоточение увидит только этот камень. Внимательность отступает от самого процесса, она осознает камень, осознает сосредоточение, фокусирующееся на камне, осознает силу этого сосредоточения и мгновенно осознает перемещение внимания, когда сосредоточение ослабевает. Именно внимательность замечает, что ум отвлекся, именно внимательность вновь направляет внимание к камню. Развивать внимательность гораздо сложнее, нежели сосредоточение, потому что ее функция состоит в том, чтобы идти глубже. Сосредоточение — это просто фокусирование ума, нечто вроде лазерного луча. Оно обладает силой, способной расчистить путь в глубины ума и осветить то, что там находится. Однако оно не понимает того, что видит. Внимательность способна исследовать механику эгоизма и понимать то, что видит. Внимательность может постичь тайну страдания и механизм уныния. Внимательность может сделать вас свободными.

Однако здесь есть еще один подвох, еще одна «Уловка 22». Внимательность не реагирует на то, что она видит. Она только видит и понимает. Внимательность — это сущность терпения. Поэтому следует просто принимать все, что вы видите, признавать и беспристрастно наблюдать. Это нелегко, но крайне необходимо. Мы пребываем в неведении. Мы эгоистичны, жадны и хвастливы. Мы чувственны и лживы. Таковы факты. Быть внимательным — значит видеть эти факты и быть терпимыми к себе, принимать себя такими, какие мы есть. Это нам не по нутру. Мы не хотим принимать факты, мы хотим отрицать их, изменять или оправдывать. Но приятие — это сущность внимательности. Если мы хотим расти во внимательности, мы должны принимать все то, что находит внимательность. Это может быть скука, раздражение или страх. Это может быть слабость, неспособность или другие недостатки. Что бы это ни было, таков наш образ жизни. Именно он реален.

Внимательность просто принимает то, что существует. Если вы хотите расти во внимательности, единственный путь к этому — терпеливое принятие. Внимательность растет только с помощью постоянной практики внимательности, с помощью простого старания быть внимательными, а это значит — быть терпеливыми. Этот процесс нельзя ускорять, его нельзя торопить. Его ход естественен.

Сосредоточение и внимательность в практике медитации идут рука об руку. Внимательность направляет силу сосредоточения. Внимательность руководит операцией. Сосредоточение дает силу, с помощью которой внимательность способна достичь самого глубинного уровня ума. В результате их сотрудничества возникает прозрение и понимание. Их следует развивать одновременно, в уравновешенном состоянии. Лишь несколько больший упор делается на внимательность, потому что внимательность — это основа медитации. Для выполнения практики освобождения достигать глубочайших уровней сосредоточенности реально не требуются. Тем не менее равновесие крайне необходимо. Чересчур много осознания без уравновешивающего его спокойствия даст в результате безумно повышенную чувствительность, сходную со злоупотреблением ЛСД. Слишком большая сосредоточенность без уравновешивающего ее осознания приводит в состояние, которое можно назвать «каменный Будда»: медитирующий становится настолько успокоенным, что сидит неподвижно, как каменный. И той, и другой крайности следует избегать.

Начальные стадии развития ума особенно тонки. Чрезмерный упор на внимательность в этот момент лишь замедлит развитие сосредоточенности. Начав практику медитации, вы заметите и заметите почти сразу же, что на самом деле ум невероятно активен. Традиция Тхеравады называет этот феномен «обезьяньим умом», а тибетская традиция уподобляет его «водопаду мысли». Если в этот момент вы сделаете упор на функцию осознавания, тогда придется осознавать столь многое, что сосредоточиться будет невозможно. Но не падайте духом, такое случается с каждым. Есть простое решение. В самом начале направьте больше усилий на то, чтобы заострить ум. Просто снова и снова продолжайте отвлекать внимание от блужданий. Держитесь! Подробные рекомендации о том, как это сделать, можно найти в Главах 7 и 8. Через пару месяцев практики и вы разовьете силу сосредоточенности. Тогда вы сможете начать вкладывать энергию во внимательность. Однако не заходите в сосредоточении слишком далеко, чтобы не оказаться в состоянии оцепенения.

Из двух составляющих практики внимательность продолжает оставаться более важной. Ее необходимо установить, как только вы сможете без лишнего напряжения сделать это. Внимательность дает необходимую основу для последующего развития более глубокой сосредоточенности. Большинство ошибок в этой сфере равновесия само собой со временем будет устранено. При пробуждении устойчивой внимательности естественно развивается и правильное сосредоточение. Чем лучше вы разовьете фактор внимания, тем быстрее будете замечать отвлечение, тем быстрее будете отстраняться от него и возвращаться к формальному объекту внимания. Вполне естественно, что в результате возрастет и сосредоточенность. По мере своего развития сосредоточенность способствует развитию внимательности. Чем больше у вас сила сосредоточения, тем меньше у вас возможностей вовлечься в длительное и детальное изучение отвлечения. Вы просто отмечаете это отвлечение и возвращаете внимание туда, где оно и должно находиться.

Таким образом, оба эти фактора склонны вполне естественно уравновешивать и поддерживать рост друг друга. При этом вам надо следовать лишь одному–единственному правилу: сначала направить усилия на сосредоточение, пока «обезьяний ум» хотя бы немного не успокоится. После этого делайте упор на внимательность. Если вы замечаете, что близки к помешательству, делайте упор на сосредоточение. Если замечаете, что погружаетесь в оцепенение, делайте упор на внимательность. В целом же необходимо придавать особое значение внимательности.

Внимательность руководит вашим развитием в медитации, потому что она обладает способность осознавать сама себя. Именно внимательность даст вам возможность продвинуться в практике. Благодаря внимательности вы узнаете, как вы продвигаетесь. Но не стоит слишком уж беспокоиться об этом. Это не гонки. Вы ни с кем не состязаетесь, и здесь нет никакого графика.

Самое трудное, пожалуй, это усвоить, что внимательность не зависит ни от какого эмоционального состояния или состояния ума. У нас есть определенное представление о медитации: медитация — это нечто такое, чем занимаются в тиши пещер спокойные люди, движения у которых несколько замедлены. Таковы условия обучения. Они создаются для того, чтобы способствовать сосредоточенности и обучать искусству внимательности. Однако если вы обучились этому искусству, вы можете обойтись без ограничений, которые вводятся на период обучения. И вообще–то нужно обходиться без них. Чтобы быть внимательными, вам нет надобности двигаться черепашьим шагом, даже нет надобности быть спокойными. Вы можете проявлять внимательность, решая задачи по интенсивному вычислению. Вы можете сохранять внимательность, если вы деретесь за мяч на футбольном поле, даже в порыве неистовой ярости. Умственная и физическая деятельность нисколько не помешают внимательности. Если вы обнаружите, что ваш ум чрезмерно активен, просто наблюдайте природу и степень этой активности. Она — всего лишь часть преходящего действа, которое разворачивается внутри.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Наука внимания: как привлечь и удержать внимание легко отвлекаемых студентов

Наука внимания: как привлечь и удержать внимание легко отвлекаемых студентов

capturing attention

Как долго вы можете ожидать, что ваши ученики будут уделять внимание во время уроков? Некоторые психологи утверждают, что типичная продолжительность концентрации внимания студента составляет от 10 до 15 минут, однако в большинстве университетских занятий длятся от 50 до 90 минут. Уровень внимания студентов естественно варьируется в зависимости от мотивации, настроения, воспринимаемой значимости материала и других факторов.Но есть ли особые тактики, которые мы могли бы использовать в наших инструкциях, чтобы поддерживать интерес и бдительность учащихся в течение более длительных периодов времени?

Давайте внимательнее посмотрим, что на самом деле говорит наука.

Средняя продолжительность концентрации внимания

Несмотря на распространенное мнение, что у студентов «короткий» интервал внимания — от 10 до 15 минут, есть убедительные доказательства обратного.

В обзоре литературы 2007 года психологи Карен Уилсон и Джеймс Х.Корн пришел к выводу, что существует мало доказательств, подтверждающих это мнение. Доказательства, которые они действительно нашли, были поверхностными и неточными. Например, обнаружив, что записывание студентов в целом снижается на протяжении лекции, исследователи одного исследования выразили поддержку теории продолжительности концентрации внимания. Но, как отмечают Уилсон и Корн, они не нашли прямых доказательств постоянного 10-15-минутного периода внимания.

В другом исследовании внимания студентов обученные наблюдатели наблюдали за студентами во время лекции и записывали предполагаемые перерывы во внимании.Они отметили упадок внимания в первые минуты «успокоения», снова через 10-18 минут после начала лекции, а затем каждые 3-4 минуты к концу урока.

Уилсон и Корн сразу же напоминают нам, что наблюдатели могут быть не в состоянии точно измерить продолжительность концентрации внимания студентов, и что «хотя во время лекции может наблюдаться тенденция снижения внимания студентов, точная продолжительность средней продолжительности концентрации внимания не указана. не определился ».

Продолжите обучение с помощью онлайн-курса в образовательной поддержке

Внимание и активное обучение

В 2010 году исследователи вновь обратились к этому вопросу, попросив студентов трех вводных курсов химии сообщать о потерях внимания с помощью «кликера».«Каждый курс вел разные профессора с использованием разных методов обучения (чтение лекций, демонстрация или задание вопросов). Исследователи измерили среднюю продолжительность случаев провалов внимания студентов, о которых сообщают, а также взаимосвязь между потерями внимания и различными педагогическими методами, используемыми каждым профессором. Студентов попросили сообщить о потерях внимания, нажав кнопку на своих кликерах после того, как они узнали, что пережили период невнимания.

Учащиеся нажимали одну кнопку, чтобы указать задержку внимания продолжительностью 1 минуту или меньше, другую кнопку, чтобы указать промежуток времени в 2–3 минуты, и третью кнопку, чтобы указать промежуток времени в 5 минут или более.Ответы на кликеры отправлялись на компьютер, и эта информация была нанесена на временную шкалу различных методов обучения, используемых каждым профессором.

Это позволило исследователям определить, стали ли сообщаемые потери внимания более или менее частыми (или остались прежними), когда профессор переключался с одного метода на другой.

Исследователи обнаружили три интересных вещи. Во-первых, наиболее часто сообщаемая продолжительность потери внимания составляла 1 минуту или меньше, что позволяет предположить, что очень короткие перерывы во внимании встречаются чаще, чем более длительные.Во-вторых, ошибки случались чаще, чем предполагает преобладающая теория. Если бы 10-15-минутная теория была верной, исследователи увидели бы ряд сообщений о промахах каждые 10 минут или около того, но этого не произошло.

Вместо этого на всех трех курсах они наблюдали паттерн, в котором первый «всплеск» заявленных провалов внимания произошел всего через 30 секунд после сегмента лекции, отражая период «успокоения»; следующий всплеск произошел на 4,5–5,5 мин после начала лекции; следующий через 7-9 минут; и следующий через 9-10 минут.

«Этот паттерн нарастания и убывания продолжался на протяжении всей лекции, при этом потери внимания происходили все чаще по ходу лекции», — сообщили исследователи. «К концу лекции провалы происходили примерно каждые две минуты».

В-третьих, исследователи обнаружили связь между вниманием и активным обучением, или педагогикой, ориентированной на студента. Двумя наиболее часто используемыми методами активного обучения были демонстрации и вопросы. Во время демонстраций и вопросов было меньше случаев упущенного внимания, чем во время лекционных сегментов.Также было меньше сообщений о потерях внимания во время сегментов лекции в период сразу после демонстрации или вопроса, по сравнению с сегментами лекции, которые предшествовали активным методам обучения.

«Этот последний вывод, — заключают они, — предполагает, что методы активного обучения могут иметь« двойную пользу »: привлечение внимания студентов во время сегмента и освежение внимания сразу после сегмента».

Правда о технологиях

Мы все знакомы с аргументом о том, что более широкое знакомство с технологиями меняет мозг учащихся, что затрудняет их доступ и обучение.Интернет-опрос Pew, в котором приняли участие около 2500 учителей, показал, что 87% считают, что новые технологии создают «поколение, которое легко отвлекается с коротким интервалом внимания», а 64% говорят, что современные цифровые технологии «больше отвлекают студентов, чем помогают им в учебе». Но действительно ли это черное или белое? В некоторых случаях технологии не могут улучшить внимание?

Дэвид Леви, профессор Информационной школы Вашингтонского университета, не верит в доводы о том, что технологии истощают наши мозги.

«Многие из этих дебатов даже не признают или не осознают, что мы можем научить себя, даже в цифровую эпоху, быть более внимательными», — говорит он. «Wha

.

Концентрация внимания: как этого добиться?

Очень часто человек сталкивается с тем, что ему сложно на чем-либо сосредоточиться, он разбросан и несобран. Дети, например, очень быстро концентрируются на том, что им нравится. Конечно, они сразу же игнорируют то, что им не нравится, они отвлекаются. Концентрация внимания — это способность, которой ребенка нужно учить, а не учить, потому что он умеет. Что касается взрослых, их уже нужно учить этому.

Дело в том, что наше сознание довольно узкое, внимание человека может быть сосредоточено на определенном количестве предметов или явлений. Поэтому из всей массы существующих объектов и объектов необходимо выбрать самые важные, те, которые нам нужны в данный момент. Ведь при попытке охватить сразу много элементов наше внимание начинает рассеиваться, таким образом теряется четкость восприятия.

Исходя из этого, возникает вопрос, каков объем человеческого внимания.Сколько различных впечатлений вы можете испытать одновременно? Исходя из многочисленных исследований в области психологии, мы можем сделать вывод, что наше внимание привлекают не сами элементы, а то чувство, которое они могут иметь для нас в данный момент.

Лучшее внимание — это энергия, которую можно уделить менеджменту. Но его круг — это та область, по которой распределяется эта энергия. Когда он расширяется, внимание также увеличивается, если происходит сужение круга, наблюдается обратный процесс.Концентрация внимания — поддержание его объема на необходимом уровне, сужение его до необходимых параметров. Однако учтите, что нам не всегда нужно сосредотачиваться на одной точке, иногда нам нужно просмотреть всю область. Например, водитель не имеет права концентрироваться на чем-то одном, он должен уметь держать в поле зрения дорогу в целом. Если он сосредоточен на разговоре с собеседником или на рекламных щитах, может произойти авария.

Но в ситуации, когда видимой опасности нет, но требуется решить сложную задачу, концентрация внимания просто необходима.Уметь делать так, чтобы не отвлекаться от цели. Дело в том, что как только вы сузите свой фокус и сосредоточитесь на чем-то одном, вы начнете действовать максимально эффективно.

Есть такое понятие, как стабильность внимания, т.е. продолжительность сохранения его интенсивности. Как ни странно, продолжающаяся концентрация напрямую зависит от подвижности объекта: нельзя долго концентрироваться на объекте, если он не двигается и его нельзя рассматривать с нескольких сторон.Дело в том, что однообразие притупляет внимание. Однако устойчивость личности также влияет на активность. В общем, постановка целей и задач, выделение в них новых функций и раскрытие их содержания — основные черты долгосрочного сосредоточения на чем-то.

Отметим, что концентрация внимания не зря так подробно изучается психологами. Когда человек научится применять его на практике, он сможет улучшить свою память, а также способность воспринимать и думать. Помогает развивать целеустремленность и формирует сознание.Однако, если вы еще не освоили этот навык, не стоит пытаться это делать во время выполнения ответственного и серьезного задания. Дело в том, что напряжение мешает выполнению поставленной задачи и достижению поставленной цели. Уметь делиться своим делом: если вы чем-то занимаетесь, лучше делать это до конца, не отвлекаясь на развитие концентрации. Но если вы решили потренировать этот навык, посвящайте этому занятию все свое время, не забивая внимание ничем другим.

Чтобы научиться концентрироваться, попробуйте сначала создать для себя максимально комфортную среду. Многие, как ни странно, не могут работать в тишине, поэтому можно включить тихую тихую музыку, которая тоже помогает сосредоточиться. Также помните, что в любом деле важно уметь чередовать время работы с отдыхом, ведь без перерывов человек не может хорошо выполнить задание и полностью посвятить себя задаче.

p >> .

типов внимания. Внимание делится на непроизвольное, произвольное и пост-произвольное.

Непроизвольное (пассивное) внимание Этот тип внимания активируется и поддерживается без воли человека. Например. 1 , трудно не обернуться, когда вы слышите громкий шум или замечаете яркую вспышку света. Непроизвольное внимание проявляется как ориентирующая реакция на неожиданный раздражитель. Как правило, непроизвольное внимание долго не сохраняется.

Добровольное внимание Если внимание человека связано с целью, оно носит добровольный характер. Он активен и целенаправлен. Например, вы решили больше узнать о внимании и сейчас читаете этот текст. Произвольное внимание развивается на протяжении всего обучения и работы человека, поскольку систематическая сознательная деятельность невозможна без контроля внимания.

Пост-добровольное внимание если человек делает попытку и сосредотачивает свое внимание на каком-то важном занятии, он сможет продолжить его без усилий через некоторое время.Например, целый день готовиться к сложному экзамену. Сначала его внимание является произвольным, а затем оно превращается в непроизвольное внимание. Он основан на автоматизации умственной деятельности и изменении мотивации.

Характеристики внимания. Основные характеристики внимания — это объем внимания, концентрация, стабильность, способность переключаться, распределение и избирательность.

Интервал внимания — это количество объектов, которые человек может четко воспринимать одновременно.Согласно тестам, объем внимания не может быть развит и обычно ограничивается 6-7 элементами. Например, некоторых пилотов обучали обнаружению низкорасположенных целей во время полетов на малой высоте (ниже 100 метров). Это оказалось невозможным, потому что и пилотирование, и поиск требовали максимальной концентрации. Внимание отказалось от сплита, и длительные тренировки не дали никакого эффекта.

Концентрация внимания — это степень концентрации человека на каком-либо объекте или деятельности. Концентрация внимания является показателем глубины внимания и определяет способность человека работать в неблагоприятных условиях.Концентрация во многом зависит от интереса и мотивации. Когда вы читаете захватывающий рассказ или смотрите интересный фильм, вы забываете обо всем, что вас окружает.

Способность переключаться (чередование внимания) — переход вашего внимания с одного объекта на другой за счет выбора новой цели. Способность переключать внимание — обратная сторона концентрации. Чем больше вы сосредоточены, тем сложнее переключиться. Бородин, известный композитор и химик, как-то раз ужинал дома, и после того, как он устал, попрощался со всеми, объяснив, что ему нужно идти, потому что на следующий день он читал лекцию, и пошел в приемную 2 , чтобы получить пальто.

Распределение внимания (разделенное внимание, многозадачность) персональная способность концентрировать внимание на нескольких объектах или выполнять несколько задач одновременно. Есть основания полагать, что ощущение одновременности возникает при очень быстром переключении с одного вида деятельности на другой. Обычный человек может распределить свое внимание на нескольких автоматизированных действиях. Например, вы можете водить машину, разговаривать с другом и есть пирог одновременно, пока ситуация не напряжена.Вы бы не стали делать это на скользкой дороге.

Стабильность внимания (устойчивое внимание) — это время, в течение которого вы можете оставаться сосредоточенным на объекте. Устойчивость — это продолжительность произвольного внимания. Он определяется периодом времени, в течение которого вы можете удерживать свое внимание на исходном качественном уровне. Стабильность зависит от вашего физического состояния, интересов и мотивации. Вы можете лучше справиться с интересной работой утром, чем с скучной работой вечером, когда вы устали.

Избирательность внимания (избирательное внимание) — это способность выделять определенные объекты из широкого диапазона объектов. Селективность — это способность сортировать объекты, превращать одни в фигуры, а другие в фон. На вашу избирательность влияет ваше эмоциональное состояние и соответствие информации вашим потребностям. Когда вы голодаете, все вывески кафе на вашем пути привлекают внимание, но вы не обращаете на них особого внимания, когда не голодны.

_____________________________

1 E.грамм. например

2 прихожая [‘æntɪruːm]

3. Переведите слова одного корня:

внимательность, внимательность, внимательность

для требования [], требование, требующего

исполнение, исполнение

цель, цель

переключить, переключить

воспринимать, восприятие

выбор, селективность, выбрать

распространение, распространять, дистрибьютор

4.Обратите внимание на произношение:

цель [bˈʤɛktɪv], цель [ˈtɑːgɪt], сознательная активность [ˈkɒnʃəs ækˈtɪvɪti], требовать [tuː rɪˈkwaɪə], глубина внимания [əˈtɛnʃ (ə) n dɛpθ], многозадачность [ˈmʌltɪs .

5. Выполните сопоставление:

повернуть восприятие справиться с умственный платить требовать без человека интересная работа о вокруг o деятельность o максимальная концентрация.о будет o объектов о внимание

6. Отвечайте на вопросы, используя основную лексику темы. Подготовьтесь к интервью по теме.

1) Что такое внимание?

2) Какие типы внимания вы знаете?

3) Какой тип внимания активируется без воли человека?

4) Можете ли вы описать произвольное внимание?

5) Что означает пост-произвольное внимание?

6) Какие есть характеристики внимания?

7) Каковы пределы внимания?

8) Если вы ведете машину, разговариваете с другом и одновременно едите пирог, какую характеристику внимания вы используете?

9) Какие характеристики внимания вам понадобятся для подготовки к экзамену?

10) Объясните, что такое избирательность внимания?

7.Прочтите текст и попробуйте перевести без словаря



: 2018-10-14; : 297 | |


:


:


:



© 2015-2020 lektsii.org — -.

концентрация внимания — это … Что такое концентрация внимания?

  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — Синдром дефицита внимания / гиперактивности Классификация и внешние ресурсы Дети с СДВГ часто сталкиваются с трудностями при выполнении школьных заданий. ICD 10 F… Википедия

  • Споры по поводу синдрома дефицита внимания с гиперактивностью — Метилфенидат (риталин) 10 мг таблетки (Ciba / Novartis), препарат, обычно назначаемый для лечения СДВГ. Причины, диагностика и лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) были предметом обсуждения активных дебатов, по крайней мере, с…… Wikipedia

  • внимание — внимание, прил.п. / euh ten sheuhn /; interj. / euh ten shun /, сущ. 1. акт или способность присутствовать, особенно. направляя ум на объект. 2. Психол. а. концентрация ума на одном объекте или мысли, особенно. предпочтительно один…… Универсал

  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — OMIM = 143465 MedlinePlus = 001551 eMedicineSubj = med eMedicineTopic = 3103 eMedicine mult = eMedicine2 | ped | 177 MeshID = D001289 Расстройство дефицита внимания с гиперактивностью (http: // www isa.ninds.nih.gov/disorders/adhd/adhd.htm NINDS…… Википедия

  • Расстройство дефицита внимания / гиперактивности — ▪ патология Введение поведенческий синдром, характеризующийся невнимательностью и отвлекаемостью, беспокойством, неспособностью сидеть на месте и трудностью сосредоточиться на чем-то одном в течение любого периода времени. СДВГ чаще всего встречается у детей…… Universalium

  • Concentrating — Concentrate Concentrate (? Или?), V.т. [имп. & п. п. {Концентрированный}; п. пр. & vb. п. {Концентрация}.] [Прив. con + L. centrum center. Ср. {Concenter}.] 1. Привести к общему центру или направить к нему; сплотиться теснее; собрать в … … Международный словарь английского языка

  • внимание — при • тэн • н. [[t] əˈtɛn ʃən [/ t]] interj. [[t] əˌtɛnˈʃʌn [/ t]] n. 1) cvb psl действие или способность мысленной концентрации на одном объекте, мысли или событии 2) psl состояние сознания, характеризующееся такой концентрацией 3) наблюдательная забота или… от формального английского языка к сленгу

  • Расстройство дефицита внимания (гиперактивности) (СДВ или СДВГ) — ранее гиперактивность Поведенческий синдром у детей, основными симптомами которого являются невнимательность и отвлекаемость, беспокойство, неспособность сидеть на месте и трудности с концентрацией на одном деле в течение какого-либо периода времени.Встречается примерно в 5% всех… Универсалиум

  • концентрат — прил. фокусирующий, централизующий концентрат || kÉ’nsÉ ™ ntreɪt v. focus, обратите внимание; собрать в одном месте; сделать сильнее, сделать более интенсивным… Словарь современного английского

  • Нейронные механизмы, лежащие в основе смещения внимания — Окружающая среда полна различных объектов, особенностей и сцен, которые конкурируют за наше внимание. К сожалению, человеческий разум ограничен в своей способности обрабатывать информацию, и одновременная обработка не может происходить без…… Wikipedia

  • театр — / thee euh teuhr, theeeu /, n.театр. * * * I Здание или пространство, в котором проводятся выступления перед публикой. Он содержит зрительный зал и сцену. В Древней Греции, где зародился западный театр (V век до н.э.), строились театры…… Universalium

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *