Стиль капуэро: Виды современных танцев. Танец Капоэйра.

Содержание

Виды современных танцев. Танец Капоэйра.

Она сочетает элементы танца, игры, акробатики, единоборства и имеет древнюю загадочную историю, немного печальную, как звуки беримбао, бразильского народного музыкального инструмента сопровождающих замысловатое действо.

 

Родом из Бразилии

 


Капоэйра зародилась в Южной Америке в XVI—XVIII веках, в эпоху колонизации. Черные невольники из Конго, Анголы, Мозамбика и других африканских стран привозили с собой на континент свою религию и обряды. Одним из них был нголо — ритуальный боевой танец, исполнявшийся во время обряда инициации.

 

Молодые воины под музыку имитировали движения сражающихся зебр, боролись в танце-поединке за право взять в жены понравившуюся девушку без уплаты выкупа.

 

Есть версия, что нголо и стал основой капоэйры. Хотя может быть, под видом ритуального танца невольники практиковали боевое искусство. «Маскировали» капоэйру музыкой, акробатическими и танцевальными элементами.

Основателем капоэйры, по одной из версий, стал легендарный африканский герой Зумби. Его искусство развивалось в киломбушах, поселениях беглых рабов, постепенно распространяясь.


К прошлому веку капоэйра обогатилась элементами других боевых искусств и существовала в двух видах. Одна — на улицах и площадях, в среде бандитов и наемников; другая — среди истинных мастеров, скрытая от посторонних глаз.

 

Для них капоэйра — это и древняя философия, и музыка, сопровождающая игру. Мастера вели двойную жизнь и даже имели два имени: одно для всех, другое для мира капоэйры. Это имя ученик получал во время особого ритуала посвящения — батизада, который сохранился до сих пор.

 

Легальным это искусство стало только в 1932 году — бразилец Мануэль дус Рейш Машаду основал первую в мире официальную школу и разработал собственный стиль — капоэйра режиунал.

 

Десять лет спустя другой мастер — Висенте Феррера Паштинья открыл школу иного стиля капоэйры, так называемый стиль ангола, в котором делал упор на ритуальные и игровые элементы. Два этих стиля существуют и развиваются и поныне. Впрочем, единая капоэйра имеет не меньшее число сторонников.

Это красиво!

Круг, с одной его стороны располагаются музыканты с бубнами, барабанами и инструментами, внешне напоминающими лук, к тетиве которого привешена выдолбленная тыква; в центре круга — два участника, выполняющие неописуемую смесь плавных и резких движений и наносящие друг другу удары, только не настоящие, а воображаемые…

Если тебе случайно доведется увидеть такое зрелище, сопровождаемое неторопливой латиноамериканской музыкой, знай: это была она, капоэйра. Круг называется рода, а тот инструмент, что похож на лук с тетивой, и есть знаменитый беримбао.

Неповторимый бразильский колорит капоэйры завораживает! Тебе понравилось? Тогда срочно ищи фитнес-клуб, где, занимаясь с профессиональным инструктором, сможешь шаг за шагом приобщиться к этому удивительному действу.

Если раньше ты занималась спортивной гимнастикой или акробатикой, если танцуешь брейк или хип-хоп — это существенный плюс, но и без всякой предварительной спортивной подготовки успехов в капоэйре достичь возможно. Было бы желание!

Среди модных в наше время видов этнической аэробики капоэйра едва ли не самый популярный. Кроме мощного энергетического заряда она дает еще и заряд позитива. Капоэйра — это сила, ловкость, координация движений, гибкость и способность дать достойный отпор в ситуации, когда приходится защищаться. Ведь среди всех видов боевых искусств этот один из наиболее
эффективных.

Но капоэйра — это еще и игра и отличный способ избавиться от собственных комплексов и стрессов большого города. Здесь каждый находит что-то для себя. Ну а для тех, кто хочет заниматься серьезно, существуют специальные секции, с фитнесом ничего общего не имеющие.

 

Примерно через десять лет обучения ученик может получить звание местре — настоящего мастера капоэйры.

Капоэйра — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами, подсечек и, в некоторых направлениях, обилием акробатики.

Современная капоэйра, в отличие от её ранних форм, редко используется в боевых целях. Обычная практика — это бесконтактный бой, хотя существуют чемпионаты мира по полноконтактной капоэйре.

В 1930 году военный переворот изменил политическую ситуацию в стране. Капоэйра, как проявление народной культуры, оказалась в более благоприятном положении, став легитимным боевым искусством.

Капоэйра Режионал
В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Её основателем был Местре Бимба (Мануэль дус Рейс Машаду). Местре Бимба основал новый стиль капоэйры, назвав его «Лута Режионал Байана» (порт. Luta Regional Baiana) или просто «Капоэйра Режионал». Он систематизировал наработанный опыт различных школ и улучшил технику преподавания. Бимба разработал методику преподавания капоэйры, комплексы движений, ударов и контрударов руками и ногами.

Капоэйра Ангола
Вторым человеком, сильно повлиявшим на современную капоэйру, был Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья). Его школа «Академия „Капоэйры Ангола“» (порт. Capoeira Angola) была открыта в 1941 году. Стиль мастера Пастиньи так и называется «Ангола», в честь места на Африканском континенте, откуда привозили рабов (по другой теории это название происходит от слова «нголо» (n’golo) — ритуального танца народов Африки)

Капоэйра Контемпоранеа
Тенденция к смешению стилей, создание «универсального» стиля, как например MMA (смешанные единоборства) затронуло и капоэйру. Приверженцы стиля контемпоранеа считают, что капоэйрист должен постигать как традиционный стиль ангола, так и современный — режионал. Только тогда он может что-либо противопоставить любому капоэристу, независимо от стиля его игры. Именно такими всесторонне развивающимися капоэйристами и видят себя последователи стиля контемпоранеа (стандартным контраргументом представителей более ортодоксальных направлений является утверждение, что традиционные направления совершенны и не требуют доработки, и любое несовершенство кроется отнюдь не в недостатках системы, а в недостаточном умении правильно её использовать). Так или иначе, сегодня по стилю игры капоэриста понять к какому стилю принадлежит его манера игры крайне сложно. Игра капоэйры контемпораньи начинается с анголы под пение ладаиньи опытным игроком или Местре, примерно также как в направлении «ангола». С развитием хода игры темп ускоряется и игроки ускоряются. Тогда батерия играет режиональные ритмы и Местре подает знак, что можно играть высоко и быстро (в некоторых группах направления «капуэйра ангола» также практикуется подобный подход, правда — вместо режьональных ритмов играются быстрые анголейрские). От анголы контемпоранеа взяла низкие переходы, удары, тактическую манеру ведения игры, выносливость и хитрость. От режионал она почерпнула красоту высоких ударов, рефлекторность, скорость, эффективность и эффектность. От анголы осталась духовность, осмысленность каждого движения и стремление взаимодействовать с соперником, ведя диалог, а не противостояние. От режионал ей досталось завораживающее действо под быстрые и зажигательные ритмы. Но так или иначе, игрок капоэйры контемпораньи стремится использовать сильные стороны традиционных стилей, чтобы остаться неуязвимым как для высоких атак, так и для низких, что, правда, не всегда ему удается при игре с опытными приверженцами более традиционных направлений.

Название «Контемпоранеа» также применяется к различным группам, которые не связывают себя ни с Местре Бимба, ни с Местре Пастинья.

На протяжении последних нескольких лет различные философии современной капоэйры выражались в создании различных школ, в частности в Северной Америке, которые создают и продолжают развивать их индивидуальную школу современного искусства. Это стало определяющей характеристикой многих школ, вплоть до того, что опытный ученик порой может определить, из какой школы происходит его соперник, судя лишь по стилю игры капоэйриста. Некоторые школы обучают смешанным техникам, основанным на сочетании нескольких стилей. Традиционно, роды в этих школах начинаются со стиля Ангола, во время которого местре или опытный ученик поет ладаинью (которую, как правило, можно услышать в начале игры в Капоэйре Ангола). Через некоторое время игра ускоряется и вскоре местре подает знак, после которого ритмы беримбау становятся традиционными для стиля Режионал.

Каждый из стилей, Режионал и Ангола, уделяют основное внимание различным свойствам и ключевым моментам. Режионал концентрируется на развитии скорости и быстроты рефлексов, в то время как Ангола делает упор на глубокую осмысленность каждого движения, практически как в партии шахмат.

История Капоэйры — Возникновение и развитие

Капоэйру принято называть бразильским боевым искусством. Но на вопрос, где именно она возникла — в Африке или в Бразилии — однозначного ответа не существует. Причиной тому служит отсутствие информации: до наших дней дошло всего несколько документов, относящихся к периоду ранее XIX века, в которых содержатся упоминания о капоэйре.

Безусловно, первым событием, ставшим причиной появления капоэйры в Бразилии, стал ввоз на ее территорию рабов из Африки. Поэтому историю капоэйры принято рассказывать, начиная с 1500 года. В этом году португальцы во главе с конкистадором по имени Педро Алварес Кабрал (Pedro Alvares Cabral) открыли Бразилию. Они отправились в Индию, но по дороге сильно отклонились на запад и попали в новые земли, на которые Португалия сразу заявила колониальные претензии. Одной из первостепенных и основных задач колонизаторов было обеспечение себя рабской силой. Для этого они пытались подчинить бразильских индейцев. Но такая идея оказалась неудачной: местные рабы были слабыми и быстро погибали или убегали в свои поселения.

Как результат — португальцам пришлось привозить рабов из других колоний, расположенных в Африке. Рабы привезли с собой свои традиции и свою культуру. Вот здесь и начинаются разногласия относительно происхождения капоэйры: рабы привезли ее как часть своей культуры из Африки? или капоэйра зародилась уже в Бразилии под влиянием африканских традиций? Однозначного ответа на эти вопросы нет. Но существует несколько теорий, часто основанных не на фактах и имеющих скорее характер легенд, чем исторических фактов.

Самая популярная теория происхождения капоэйры утверждает, что зародилась она в легендарном
поселении беглых рабов Киломбо дос Пальмарес (Quilombo dos Palmares). После разгрома этого поселения
португальцами капоэйра продолжала развиваться среди рабов. Ее приходилось маскировать под танец,
чтобы скрыть настоящее занятие от рабовладельцев. Эту теорию часто критикуют, поскольку не только капоэйра, но и танцы (как и все проявления африканской культуры) часто запрещались и преследовались. Поэтому маскировать одно запрещенное явление под другое не было смысла.

Наиболее правдоподобным выглядит предположение, что в Бразилии произошел синтез разных видов боевых искусств, танцев, музыки, привезенных из различных районов Африки. Скорее всего, это произошло в XIX столетии в Сальвадоре (столица штата Байя)

С 1814 года все проявления бразильской культуры начали подвергаться репрессиям и преследованиям.
До этого не было четкой позиции в их отношении. Кто-то их запрещал, кто-то даже поощрял, потому что рассматривал, как способ уменьшить внутреннее напряжение в условиях рабства или как способ внести раздор между разными этническими группами африканцев.


С 1888 года начинается так называемый «документированный» этап в истории капоэйры. В этом году был подписан «Золотой Закон», отменивший рабство. Тогда множество рабов оказались на улице — без работы,  без средств к существованию, абсолютно не приспособленные к новому образу жизни. Неудивительно, что многие из них занялись разбоем. Капоэйра стала для оружием в преступной среде. Слово «капоэйрист» ассоциировалось тогда со словами «хулиган», «бандит». Поэтому через четыре года в 1892 году первая конституция Бразильской Республики запретила капоэйру. Полиция начала ее искоренение. Считается, что в Байе, где капоэйра скорее имела характер ритуального танца-поединка, она оказалась более жизнеспособной. Но ритуал не стоит понимать, как «мягкий» стиль. Здесь тоже постоянно доходило до драк, использовались ножи, были кровопролития и убийства.

Капоэйра того времени мало походила на сегодняшнюю капоэйру. В ней не было акробатики, перемещений у земли, привычных сегодня ударов ногами. Даже беримбау (berimbau) начали использовать только в XX веке.

В 1930 году в Бразилии произошел военный переворот, в результате которого к власти пришел националистически настроенный президент Жетулио Варгас(Getulio Vargas). С его приходом ослабли гонения на капоэйру, и укапоэйристов появилась возможность больше не скрываться. Более того,Варгас всячески помогал развитию капоэйры как бразильского национального вида спорта.

Как следствие, в 1932 году в Сальвадоре Местре Бимба (Mestre Bimba) — настоящее имя Мануэль душ Рейш
Мачадо (Manoel dos Reis Machado) — открыл первую академию капоэйры — Centro de Cultura Fisica Regional Baiano. От названия этой академии и произошло название стиля «реджионал» (regional).Местре Бимба первый начал использовать разноцветные пояса для оценки уровня учеников. Стиль, который он преподавал, не был традиционной капоэйрой. Местре Бимба несколько изменил ее, привнеся определенные заимствования из других боевых искусств.

Первая школа традиционной капоэйры открылась почти десять лет спустя — в 1941 году Местре Паштинья (Mestre Pastinha; Vicente Ferreira Pastinha) открыл школу «Капоэйра Ангола» (Capoeira Angola). Позднее вслед за названием школы традиционную капоэйру стали называть «ангола». Местре Паштиньяпервым ввел форму в капоэйру ангола. Его ученики носили черные брюки и желтые майки.

Местре Бимба и Местре Паштинья — это ключевые фигуры в истории капоэйры. Именно благодаря им капоэйра стала такой, какой мы знаем ее сегодня.

Капоэйра

Суть

Капоэйра – это афробразильское боевое искусство, сочетающее элементы акробатики, игры и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как единоборство капоэйра уникальна тем, что развивалась самостоятельно, не испытывая влияния других боевых систем.

Капоэйристы нередко передают суть занятий словом «игра». Играть в неё могут все, ограничений по возрасту, полу или физической подготовке нет. Надо сказать, что в Норильске капоэйрой заинтересовались многие. Правда, большинство представляло игру скорее как гимнастику или акробатику. Такое представление дали фильмы, где появлялись западные капоэйристы.

Меж тем эксперты уверяют: в капоэйре главное – взаимодействие между игроками. А вот рассматривать её как способ самозащиты вряд ли стоит, хотя она даёт боевой навык и вполне контактная: только здесь используются не жёсткие блоки, а уход от противника. Это и есть отличительная черта капоэйры в целом — в ней нет жёстких стоек, чётко запланированных движений и ударов. Капоэйра – это постоянное перемещение, танец, уходы, увороты и резкие выпады, непредсказуемость направления атаки. Её основа — жинга — непрерывное движение. Капоэйрист двигается всегда очень близко к земле и хорошо защищён руками, поэтому сложно провести по нему прицельный удар. 90% ударов в капоэйре наносятся с помощью ног. Руки используются для защиты и опоры, а также для проведения бросков.

Капоэйра Ангола

Современная капоэйра состоит из двух основных стилей: Ангола и Режионал. Для Анголы характерны медленные, вязкие движения, плавно перетекающие друг в друга. Режионал — скоростной, силовой стиль, изобилующий наносимыми в прыжке ударами и другими сложными акробатическими элементами.

Встречи капоэйристов, как правило, проходят по следующим правилам. Музыканты становятся в изголовье круга (роды). Роду образуют игроки или публика, стоящая или сидящая по кругу. Все поют песни на португальском языке. Двое входят в игру, иногда используя акробатические элементы. Начинается игра — передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Считается, что недостаточно просто выиграть поединок. Необходимо доказать собственное превосходство в мастерстве, сделать это изящно и стильно.

Кстати, капоэйра неотделима от музыкального сопровождения. Игра ведётся под исполнение особых, магических песен под аккомпанемент традиционных инструментов: беримбау, атабаки, кашиши. Они задают необходимый ритм и темп игры.

Таким образом, вместе с практикой в роде и отработкой новых элементов ученик изучает португальский язык, музыку, песни, историю капоэйры и её философию.

Эксперт

Михаил ЖОГА, лидер группы капойэра Ангола в Норильске. Играет в капоэйру более трёх лет, свою группу ведёт около двух.

Форма

Традиционный костюм капоэйриста составляют чёрные штаны и жёлтая футболка. Впрочем такая форма не строго обязательна – подойдут и любые свободные штаны, футболка. В капоэйре Ангола занятия проводятся в спортивной обуви. В остальных стилях – босиком.

Травматичность

Травмы здесь редки, в основном страдают суставы. Многие игроки-новички жалуются на боль в коленных суставах, на которые приходится основная нагрузка – ведь все стойки в капоэйре делаются на полусогнутых ногах.

История

Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву, где африканская религия и культура встретились с индейской. Из субкультуры беглых и начала своё распространение капоэйра. Первоначально она не несла в себе боевого аспекта. Он появился позднее на территории Бразилии.

В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Её основателем был местре Бимба, задавший новый стиль – капоэйра Режионал. Вторым человеком, сильно повлиявшим на современную капоэйру, был местре Паштинья. Его стиль называется Ангола. Местре Паштинья всегда подчеркивал её традиционно ритуальный и игровой характер.

Первый серьёзный интерес к этому виду искусства в России и СНГ был проявлен в 1994 году после выхода на экраны фильма «Только сильнейшие». Как следствие первыми капоэйристами в СНГ были энтузиасты практически без доступа к информации, но с огромным желанием учиться. Спустя несколько лет капоэйристы из стран СНГ стали посещать тренировочные лагеря и семинары в Европе, США и Бразилии. Следующим этапом в развитии отечественной капоэйры стали визиты бразильских мастеров. С 1998 года в нашей стране зарегистрирована Федерация капоэйра России — организация, официально признанная Госкомспортом.

В 2002 году основана первая школа капоэйра Ангола.

В настоящий момент есть группы капоэйры в десятках российских городов. В том числе и в Норильске.

Контакты

Получить дополнительную информацию о капоэйре

и записаться в группу можно по телефону

8-923-202-13-13

(капоэйра Ангола).

В следующем выпуске рубрики речь пойдёт об ледолазании.

Татьяна ЗАЧУПЕЙКО. Фото Александра ВАКУЛЕНКО

Как капоэйра завоевала весь мир

Капоэйра зародилась в тропических лесах Южной Америки, и изначально не имела ничего общего с боевыми искусствами. В XX веке, выйдя из тени бандитских группировок, ей понадобилось всего каких-то 50 лет, чтобы завоевать сердца бразильцев. После чего она обрела популярность по всему миру и добавила эффектности не одному голливудскому фильму от боевиков до фэнтези.

Искусство двух материков

В переводе с португальского «капоэйра» — клетка для кур, а также место, где их кормят. Однако достоверно этимология слова не известна. Хотя капоэйра считается бразильским национальным боевым искусством, её прародина — Африка. В XV веке, когда португальские конкистадоры прибыли на южноамериканский континент, им понадобилась дешёвая рабочая сила для освоения новых территорий. После неудачной попытки превратить в рабов свободолюбивые индейские племена, было решено перевезти людей из Африки. Вместе с тысячами невольников в устье Амазонки появилась игра, которая впоследствии стала боевым искусством и получила название «капоэйра». По разным версиям она могла произойти как от субкультуры национального африканского танца, так и от ритуального боевого танца «нголо».

На пляже Копакабана всегда много капоэйристов, песок — идеальная поверхность для них

Опасаясь бунта, конкистадоры не разрешали рабам практиковать боевые техники. Тогда африканцы замаскировали свои тренировки под ритуальные танцы. Некоторым новоиспеченным рабам удалось бежать в тропические леса, где они встретились с индейцами. Чтобы защищать свои свободные поселения и тем, и другим нередко приходилось прибегать к рукопашному бою. Беглые рабы и индейцы совместно придумали технику стремительных атак и подсечек. Так, из смешения двух культур появилась капоэйра.

После того как рабы получили свободу в 1888 году, основным занятием для них стали разбой и грабеж, а боевое искусство, которым они владели, превратилось в средство нападения. Долгое время слово «капоэйрист» было синонимом «преступника». В конце XIX века бразильский уголовный кодекс ввел запрет на занятия капоэйрой. Только смена национальной политики в 30-е годы XX века позволила местре Бимба открыть первую специализированную академию боевого искусства. Он придумал правило: тренироваться только в чистой белой одежде. Белые костюмы символизировали, что бойцы занимаются не разбоем, а искусством.

Местре — высший ранг в капоэйре, который завоевывается в бою. Мастера боевой техники путешествуют по всему миру, проводят семинары и создают новые школы. Благодаря этим людям сегодня капоэйристы имеют возможность заниматься практически в любой стране.

После того, как капоэйра перестала ассоциироваться с преступностью, ее признали национальным видом спорта в Бразилии, а в 2014 она получила статус культурного наследия ЮНЕСКО.

Школы капоэйра

В истории этого боевого искусства особое место заняли два имени: местре Бимба (Мануэль душ Реиш Мачаду), и местре Паштинья (Висенте Ферейра). Им принадлежит заслуга популяризации и систематизации техник боя, а также создания двух основных школ — Режиональ и Ангола.

Стиль Ангола учитывает ритуальный и игровой характер капоэйры, тогда как школа Режиональ ориентирована на боевые аспекты. Однако современные капоэйристы не противопоставляют две техники между собой и выступают вместе.

Совместная тренировка Ангола и Режиональ

Как звучит беримбау

Тренировки в рода (круг, где сражаются капоэйристы) всегда проходят под живую музыку. Капоэйра — не только поочередное исполнение определенных технических приемов, но и следование бойцов мелодии. Музыканты, в свою очередь, постоянно реагируют и подстраиваются под происходящее на ринге. Ритм — связующий аспект игры в капоэйра.

Рода

Главный инструмент в таком боевом оркестре — беримбау. Он напоминает лук с резонатором, а звуки извлекаются небольшой деревянной палочкой. В руке, которая держит палочку, обычно находится небольшая погремушка кашиши́ в виде корзинки с жестким дном. Наравне с беримбау музыканты используют атабаку (традиционный африканский барабан) и пандейру (бубен). Это трио — неотъемлемая часть музыкального сопровождения боев.

Для исполнения комбинации звуков на беримбау используют небольшой плоский камень или монету

Искусство ударов ногами

Много внимания в капоэйре уделяется защите. Боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами, подсечек. Такая техника позволяет вести практически бесконтактный бой и сохранять энергию. Любое движение в капоэйре должно идти по окружности, не прерываясь и не ломая траекторию дуги, независимо от того, будет это удар, перемещение или блок.

В отличие от традиционных видов единоборств, капоэйра предлагает в качестве защиты не блоки, а ловкость и уклонения от ударов или движений противника. Сделать это необходимо так, чтобы соперник не ожидал подвоха. Вкладывая всю силу в удар или захват оппонент должен провалиться в пустоту и потерять равновесие. В этот момент капоэйрист наносит удар.

В удары вкладывается вся энергия, без остатка

До середины ХХ века среди тех, кто практиковал капоэйру, не существовало деления на ранги. Мастерство бойца проверялось в обстановке реального боя. Впоследствии, когда капоэйра вышла из подполья и стала частью национальной культуры Бразилии, разделение спортсменов стало просто необходимым. Была разработана система кордау. Разноцветные пояса помогали отличать ранги бойцов. В настоящее время разные группы используют свои цвета поясов, а также технические требования. Общей остается лишь система рангов.

Белый, зеленый, желтый и синий, национальные цвета Бразилии, обязательно присутствуют в каждой системе кордау

Схватка на экране

Люди впечатляются характером капоэйры. Этот дух воспитывает, а не только культивирует физические навыки. Вдохновившись ритмами беримбау и зрелищными акробатическими трюками, режиссёры начали активно интегрировать капоэйру в свои фильмы.

После выхода в 1993 году боевика «Только сильнейшие», среди голливудских звезд началась настоящая капоэйромания. Местре Амен Сантоc, снявшийся в фильме — почетный президент федерации капоэйры в России. В странах СНГ интерес к этому боевому искусству появился после выхода киноленты.

Трейлер к фильму «Только сильнейшие»

«В поисках приключений» 1996 года (англ. The Quest) стал дебютом в режиссёрской карьере Жан-Клода Ван Дамма. Фильм порадовал зрителей разнообразием стилей боевых искусств: муай-тай, сумо, кунг-фу, капоэйра. Все сцены боя очень яркие и динамичные. К ним Ван Дамм, как сценарист и постановщик, отнесся с большим вниманием. Каждому спортсмену и тренеру он придумал форму и неповторимый стиль боя. На роль бразильского бойца был приглашен Сесара Карнейру, который уже успел сняться в ленте «Только сильнейшие».

В японском фильме Такаси Миике «Город потерянных душ» (2000 год) бразильские капоэйристы эпизодично участвуют в разборках между преступными группировками.

Во многих картинах капоэйра не была представлена как отдельное боевое искусство. Постановщики боев часто используют ее наиболее эффектные движения и элементы в сочетании с другими техниками, как в фильмах «Женщина-кошка» и «12 друзей Оушена».

Важное имя для капоэйры в кинематографе — Латиф Кроудер, американский актёр афро-бразильского происхождения, каскадер и мастер боевых искусств. С 6 лет он начал заниматься капоэйрой. Известен своей ролью колоритного бойца в фильме «Честь дракона», где сражался против банды бойцов муай-тай. Во время съемок схватки с главным героем Кроудер получил травму ахиллова сухожилия, из-за чего сцена была прервана и не закончена.

Злосчастная сцена в «Чести дракона»

В фильме «Теккен», снятому по одноименной серии игр, Латифу Кроудереру досталась роль Эдди Гордо, благодаря навыкам в области капоэйра и внешнему сходству с персонажем.
Кроудер сыграл бразильского бойца в фильме о смешанных единоборствах «Неоспоримый 3». Банальная идея подпольных боев интригует жизнью русских «зэков», хотя в касте нет ни одного российского актера.

Бой между бразильцем и Юрием Бойко

Короткометражка «Смертельная битва: Перерождение» рассказывает альтернативный вариант вселенной Mortal Kombat. Персонажа Барака в фильме сыграл Латиф Кроудер. Как и оригинальная игра, картина изобилует боевыми сценами, не последнее место в которых играют элементы капоэйры.

Барака в короткометражке — хирург, вжививший себе клинки в предплечья

Капоэйру используют не только для постановки боевиков. В серии фильмов «Шаг вперед» элементы боевого искусства применяются в танце.

Современный брейк-данс строится на технике и акробатике капоэйристов

Также этот вид искусства изучал английский актер Том Хиддлстон для роли Локи в фильме «Тор». Артист рассказал об этом во многих интервью и признался, что ему был полезен этот опыт, хотя пришлось не просто. В сериале Stargate SG-1 (Звёздные врата SG-1) инопланетная раса Джаффа используют капоэйра в боевых сценах.

История зарождения и развития боевого искусства упоминается в фильме «Пеле: Рождение легенды» (2016 год). По сюжету, знаменитый футболист использует капоэйру для «финтов» на поле и обмана соперников.

30 октября 2009 года в Бразилии состоялась премьера фильма «Besouro» («Жук»). Картина рассказывает историю мастера капоэйры Мануэла Энрике. Согласно легендам, он умел исчезать всякий раз, когда сталкивался с противниками, превосходящими его числом. Бытуют мифы о том, что Энрике имел сверхъестественные способности, мог уворачиваться от пуль и превращаться в жука. В фильме показана не только зрелищная часть капоэйры: создатели постарались отразить ее сложную философию.

ЕКАТЕРИНА БАЛЯБИНА

Капоэйра в кинофильмах. «Только сильнейшие» с Марком Дакаскосом и другие

Сегодня капоэйра все чаще появляется в кинофильмах, наделяя героя своеобразным стилем боя. А с чего все начиналось?!

Капоэйра, являясь бразильским боевым искусством,  уже покорила сердца людей во многих уголках мира. А каких-то сто лет назад она еще была запрещена властями и преследовалась по закону. И спрашивая у знакомых капоэйристов о том, что было причиной пойти и заниматься этим красивым видом спорта, слышала в ответ, что, увидев капоэйру первый раз в кино, она произвела на них сильнейшее впечатление.

В мире игрового кино пока снято немного фильмов, раскрывающих суть капоэйры, в основном это лишь эпизодичное упоминание о ней.

Только сильнейшие 

Фильм «Только сильнейшие» (Only the strong) в главной роли с Марком Дакаскосом (Mark Dacascos) стал первым и единственным голливудским фильмом, полностью посвященным капоэйре. После выхода этого фильма на большие экраны в 1993 году среди голливудских звезд, а потом и по всей Америке началась настоящая капоэйромания, которая быстро распространилась по всему миру.

Фильм повествует о том, как молодой парень по возвращении домой из армии решает посетить школу, в которой когда-то учился. И придя туда, видит, что в школе процветает беспредел и наркомания. Тогда он принимает решение пойти работать учителем по капоэйре, веря, что это боевое искусство заставит ребят измениться в лучшую сторону.

Марк Дакаскос не случайно был выбран на главную роль в фильме. Он с раннего детства занимался боевыми искусствами. Отец Марка – известный во всем мире тренер кунг-фу, а приемная мать входила в десятку лучших бойцов США. Сам Марк завоевал свой первый титул в 9 лет.

Подготовкой Марка Дакаскоса к съемкам в фильме в совершенно новом ему стиле единоборства занимался бразильский мастер Амен Санто (Amen Santo). Марк тренировался каждый день на протяжении трех месяцев. «Я был счастлив видеть Амена не только в качестве своего учителя для подготовки к роли, но и в качестве моего преподавателя в фильме», – говорит Марк в одном из интервью. Амен Санто со своими помощниками тренировал и других актеров, играющих в этом фильме. Он помогал не только с постановкой боев, но и с музыкой для фильма.

Очень многие капоэйристы после просмотра фильма отрицательно относятся к сюжету: мол, капоэйра в нем раскрыта лишь частично, а фильм очень наивен с его безоружными бандитами. Но хорошая режиссура Шелдона Леттича (Sheldon Lettich) сделала фильм лишенным той жестокости, что присуща фильмам с Ван Даммом или Сигалом. Хотя и приоткрыла нам лишь малую часть сути капоэйры.

Итак, сценарий фильма абсолютно стандартный, актеры на тот момент не очень известные, так что же сделало этот фильм таким популярным? Ответ прост – это капоэйра!

В поисках приключений 

В 1996 году на экраны вышел фильм «В поисках приключений» (The Quest) в главной роли с Жан-Клод Ван Даммом (Jean-Claude Van Damme). Это была его первая режиссерская работа. В этом фильме капоэйра представлена лишь во время сцен боя между бойцами различных боевых искусств. Все сцены боя очень ярки и являются самыми эффектными в фильме. К ним Жан Клод, как сценарист и постановщик, отнесся с большим вниманием. Каждому спортсмену и тренеру придумал национальную колоритную спортивную форму и неповторимый стиль боя. На роль бразильского бойца был приглашен Сесар Карнейру (Cesar Carneiro), который также принимал участие в съемках фильма «Только сильнейшие».

Сесар Карнейру, или Местре Диалабама (Mestre Dialabama), после многолетней практики капоэйры стал участвовать в различных турнирах и вошел в состав фольклорной группы Bale Folklorica da Bahia, а год спустя присоединился к большой организации в шоу-бизнесе Oba-Oba. Так он начал совершать поездки по всему миру, был замечен и стал известным актером.

1. Кадр из фильма «The Quest»                                    
2. Местре Диалабама с Марком Дакаскосом во время съемок фильма «Только сильнейшие»

Женщина-кошка

В фильме «Женщина-кошка» (Catwoman, 2004) с Холли Берри (Halle Berry) в главной роли в нескольких боевых сценах отчетливо прослеживаются движения из капоэйры, благодаря которым сцена ограбления в банке выглядит очень эффектно.

Холли Берри начала физическую подготовку к роли задолго до начала съемок. В качестве учителя по капоэйре был приглашен Местре Бонеко (Mestre Boneco), с которым Берри в течение восьми месяцев постигала основы боевого искусства.

«Я всегда была в форме, но мне нужно было достичь абсолютно нового уровня, чтобы достойно встретить физические трудности и довести тело до уровня Женщины-кошки», – говорит Берри. Энн Флетчер, хореограф фильма и тренер по фитнесу, наблюдала за тренировками Берри по капоэйре. «Это одна из самых трудных дисциплин, но и одна из самых красивых эталонных форм в мире», – говорит Флетчер. Если Женщина-кошка легко выполняет нижние движения и совершает удары в воздухе, то для Берри это было сущим испытанием. «Кажется, что капоэйра – это самая трудная вещь на планете, которой можно учиться, – говорит актриса. – А я должна была научиться сделать все по высшему классу!»

Безору 

В 2009 году в Бразилии состоялась премьера фильма Безору (Besouro, жук) с актером Айлтоном Кармо (A?lton Carmo) в главной роли. Этот фильм основан на реальных событиях и повествует о Мануэле Энрикесе (Manuel Henriques) – мастере капоэйры, известном в его родном бразильском штате Баия в 1920-х годах как Безору Манжинга (Besouro Manginga). Такое имя он получил от своего учителя за способность бесследно исчезать, чувствуя опасность. Безору окружило множество слухов и легенд. К примеру, он якобы превращался в большого черного жука, почувствовав опасность. В фильме показана не только зрелищная часть капоэйры, но и присутствует попытка отразить сложную философию данного явления.

12 друзей Оушена

В фильме «12 друзей Оушена» (Ocean’s Twelve, 2004) очень зрелищно показаны движения капоэйры в сцене ограбления банка. Мошенник «Ночной лис» красиво и ловко преодолевает лазерные ловушки банка. Его сыграл известный актер Венсан Кассель (Vincent Cassel). Такие акробатические способности, а особенно владение капоэйрой, он приобрел задолго до карьеры актера, обучаясь в цирковой школе Парижа. «Не жалею ли я, что сначала учился на циркача, а не на актера? Отнюдь, цирк научил меня контролировать свое тело, жонглировать, дал знания по капоэйре – все это потом пригодилось при работе в кино», – рассказал Кассель в одном из интервью.

Защитник

Особого внимания заслуживает красивая сцена в храме, наполненном водой, в фильме «Защитник» (Tom Yum Goong/The Protector, 2005). Эта сцена поединка бойцов двух стилей: капоэйры и муай-тай. Тайского бойца в фильме сыграл Tони Джа (Tony Jaa) – известный актер, ставший популярным как на родине, так и в голливудском мире благодаря своим навыкам в муай-тай. А бразильского бойца сыграл мастер капоэйры Латиф Краудер (Lateef Crowder) – популярный американский актер бразильского происхождения, член организации каскадеров ZeroGravity.

Существует еще множество фильмов, смотря которые, можно с уверенностью заявить: «Да это же элементы из капоэйры!» И все эти фильмы сугубо о единоборствах. Но в 2004 году в прокат вышел фильм «Знакомство с Факерами» (Meet the Fockers), в котором капоэйра лишь упоминается в диалоге одной сцены. Но даже это мимолетное упоминание заставило очень многих людей заинтересоваться и узнать больше о таком красивом боевом искусстве, как капоэйра.

Каньшина Анна

 

Ссылки на видео из фильмов с капоэйрой:

 

Российский центр капоэйры, Санкт-Петербург

Вопрос-Ответ

В этом разделе мы постарались ответить на многие вопросы, которые чаще всего задают нам люди, желающие заниматься. Это только самые частые. Все остальные вы сможете задать своему тренеру или более старшим ученикам. Не стесняйтесь, спрашивайте.

Какого рода нагрузку я получу на тренировке по капоэйре?

Капоэйра развивает растяжку, мышечную силу, даёт неплохую кардио-нагрузку. Во время тренировок по капоэйре развиваются «непривычные» группы мышц, которые практически не задействованы в других видах спорта. Поэтому после первых нескольких занятий (особенно если вы не занимаетесь спортом постоянно) вы можете испытывать боль в мышцах. После тренировки полезно дополнительно сделать упражнения на растяжку, обязательно выпить воды или другой жидкости и, по возможности, принять горячий душ или ванну. И помните: если на утро у вас всё болит – значит вчера вы хорошо тренировались.

Что именно меня ждёт на тренировке?

Типовая тренировка построена следующим образом: прежде всего разминка, затем несколько групповых и индивидуальных упражнений, потом отработка новых элементов с партнёром. Каждая тренировка заканчивается родой, где ученики отрабатываю знания, полученные в предыдущие полтора часа. Почти на каждой тренировке уделяется некоторое время музыкальной составляющей: игра на инструментах, разучивание новых песен. Но. Не стоит думать, что каждая тренировка строится по такому принципу. Достаточно часто на тренировке отводится время и самостоятельной работе и играм связанным с капоэйрой.

Есть ли тренировки для начинающих?

Да, есть тренировки для начального уровня подготовки. Но если в силу каких-либо причин у вас нет возможности посещать их, не стоит бояться — тренер обязательно уделит вам особое внимание, да и мы весьма дружелюбны и старшие ученики с удовольствием помогут вам.

Что мне одевать на тренировку по капуэйре?

Любую одежду, в которой вам будет удобно заниматься спортом, делать растяжку. Спортивные штаны и футболка – прекрасно подойдут. Но, просьба отказаться от коротких спортивных шорт.

Надо ли мне приобретать униформу?

Когда вы придёте на первую тренировку по капоэйре, вы заметите, что большинство студентов одето в форму с символикой Санкт-Петербургского капоэра центра или группы Cordao de Ouro. Нет ничего страшного в том, что бы заниматься в той одежде, которая вам нравится. Если вы почувствуете интерес к капоэйре и останетесь с нами надолго, у вас будет возможность приобрести футболки и штаны с логотипом.

Как и когда я получу один из этих поясов?

Если вы были на тренировке или на нашей роде, вы, наверно, заметили, что многие студенты носят цветной пояс. Свой первый пояс вы получите на одном из мероприятий (которое называется batizado), которое устраивает наша школа после того, как наберётесь достаточно знаний и умений для этого.

Как мне заниматься – босиком или в обуви?

Кто-то предпочитает заниматься капоэйрой босиком, кто-то в обуви. Если вы решите заниматься босиком, то будьте готовы к мозолям в первые несколько тренировок, потом эта проблема постепенно уходит. Если вы решите заниматься в обуви, то мы рекомендуем обувь для фитнеса в зале. Баскетбольные кроссовки не только неудобны, но и опасны вывихом ноги.

Как мне называть тренера?

Наших тренеров можно называть как по имени, так и по апелиду (имя, под которым капуэрист известен в капоэйре). И, конечно, на «ты».

Б-же мой, что мне делать в роде, я ничего не умею?!

Рода – это круг, где играют капоэйру. В роде вы можете использовать все навыки и умения, которые вы получили на тренировках. Если вас что-то сковывает, достаточно просто делать ginga и те базовые уходы, которым вас научат на первом же занятии.

Я не знаю слов песен. Что мне делать когда я стою или сижу в роде?

Песни, которые поются в капоэйре – на португальском. Ничего страшного, если вы не знаете слов и не понимаете языка, просто хлопайте в такт музыке и постарайтесь слушать, что поют вокруг вас. Постепенно вы будете учить новые песни и, возможно, начнёте понимать португальский. Кстати, это ещё одна из причин заняться капоэйрой.

Как мне научиться играть на этих смешных музыкальных инструментах?

У вас будет возможность поучиться этому перед, на или после тренировки. Ваш тренер или старшие ученики с удовольствием вам помогут и объяснят основные ритмы и приёмы игры.

Нужна ли спортивная подготовка, хорошая расстяжка?

Нет. Это появляется со временем.

Какой возраст подходит для того, чтобы начать?

Тот кто чувствует себя молодым находится именно в том возрасте, чтобы начать.

Девушки тоже занимаются капоэйра?

Много! Капоэйра — это игра хитрости и ловкости, что позволяет женщинам и мужчинам играть на равных.

Через какое время я начну парить в воздухе?

В нашей группе упражнения делятся на уровни сложности и у каждого есть свой ритм продвижения, но уже через пол года Вы удивите себя.

Что нужно для начала?

Ничего. Нет тренажёров. Не нужна обувь. Улыбка на лице — этого достаточно.

Я слишком полный/худой (высокий/низкий). Я смогу заниматься капоэйрой?

Может хватит вопросов и мы, наконец, приступим? Выбирайте зал, который вам более удобен для занятий капоэйрой и приходите! Помните — первый урок бесплатный.

Руководство по истории и стилю капоэйры

Обычно, когда вы видите танцующих людей, это чистое удовольствие. Но если вы внимательно посмотрите на такие мероприятия в Бразилии, вы можете увидеть нечто иное. Танец движется с определенной целью. И это основа стиля боевых искусств, известного как капоэйра, история которого включает прочные связи с Африкой, рабством и Бразилией.

Вот история капоэйры.

История капоэйры

Капоэйра берет свое начало в далеком прошлом из африканских боевых стилей, и большая часть ее истоков в Южной Америке происходит от рабов.В некоторой степени аналогично тому, как каратэ часто скрывали в ката практикующими, рабы в резиновой промышленности в Боливии изобрели боевые «танцы», в которых один исполнитель играл раба, а другой, капорала (хозяина). Во время этого представления раб защищался от хозяина. В конце концов, этот танец попал в Бразилию через африканских рабов, где он был усовершенствован и стал известен как капоэйра.

В Бразилии его описывают как танец воина для тех, кто сбежал от своих хозяев, а также как танец, который подготавливает рабов к борьбе со своими хозяевами в восстании.К сожалению, с середины до конца 1800-х годов тех, кто практиковал капоэйру, часто задерживали, поскольку это считалось преступной практикой. В 1890 году президент Бразилии Додоро да Фонсека фактически дошел до подписания закона, запрещающего его практику. Тем не менее, капоэйра не умерла и продолжала практиковаться, особенно среди бедных.

Мануэль дос Рейс Мачадо (Местре Бимба) в конечном итоге принес в массы академическую капоэйру, также известную как капоэйра региональ. К 1930 году некоторые из его политических усилий убедили власти снять запрет на боевые искусства в регионе.Вскоре после этого Рейс Мачадо основал первую школу капоэйры в 1932 году, что заставило многих считать его отцом современной капоэйры.

Оттуда возникло несколько ответвлений. Сегодня капоэйра по-прежнему сильна в регионах Баия, Пернамбуку, Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу.

Характеристики капоэйры

Музыка, танцы и боевые искусства.

Музыка задает темп для игры, которая будет проходить в роде. Рода называет колесо или круг людей, в которых практикуются несколько форм афроамериканских боевых искусств, включая капоэйру.Пение часто сопровождает работу в роде, иногда в формате звонка и ответа. Как правило, начало песни дается в форме повествования, называемой ладаинья. Затем следует чула, или образец призыва и ответа, который часто включает в себя благодарность Богу и своему учителю. Corridos — это песни, которые исполняются во время игры после шаблона вызова и ответа.

И, конечно же, танцы, которые сами по себе являются стилем боевых искусств. Часть танцевального аспекта — это жинга.Расставив обе ступни на ширине плеч, практикующие перемещают одну ногу назад и назад к основанию, делая несколько треугольных и ритмичных шагов. Это действительно подготовительное движение.

Капоэйра делает ставку на удары ногами, взмахами и головой. Удары редко подчеркиваются. С точки зрения защиты, уклончивые движения и броски составляют большую часть учений этого искусства.

Игры капоэйра

Игры и соревнования проводятся в пределах роды. Это не стиль, в котором упор делается на полный контакт с телом.Скорее, когда двое практикующих противостоят друг другу, они часто показывают ходы, не завершая их. В играх также присутствует аспект честной игры: если противник не может уклониться от более упрощенной или более медленной атаки, более быстрая и более сложная атака не будет использоваться.

Удары ногами, взмахи и удары головой являются нормой.

Основные стили капоэйры

  • Капоэйра Ангола: Самая древняя форма капоэйры, основанная на традициях. Обычно он практикуется ниже уровня пола и медленнее, чем другие подстили.
  • Капоэйра Региональный: Это наиболее распространенная форма капоэйры. Кроме того, обычно люди говорят, что это происходит из Бразилии.
  • Capoeira Contemporânea: Гибридный подстиль капоэйры, эклектичный по своей природе, заимствованный из различных других типов.

Знаменитые практики капоэйры

  • Андерсон Сильва: Знаменитый боец ​​смешанных единоборств, Сильва когда-то тренировался в Капоэйре. Его очень подвижный боевой стиль намекает на это на соревнованиях.
  • Уэсли Снайпс: Снайпс, очень известный актер, обучался нескольким стилям боевых искусств. Одно из них — капоэйра.
  • Шарлиз Терон: Терон, известная актриса, обучалась капоэйре для своей роли в Aeon Flux.

Тайная история капоэйры

Капоэйра на закате © Silvia Nikolova / Flickr

Капоэйра — это танец с элементами боевого искусства, который, как считается, возник в 16 веке в Бразилии. Несмотря на то, что сегодня капоэйра стала в некоторой степени вездесущей благодаря быстрорастущей популярности уличной акробатики, такой как паркур, ее история остается загадочной.Откройте для себя историю этого 500-летнего боевого искусства и исследуйте лучшие места, где можно попробовать капоэйру в Бразилии.

Капоэйра, которую иногда называют боевым искусством, иногда танцем, а иногда даже игрой, представляет собой уникальное явление, привлекшее внимание всего мира. Он мгновенно узнаваем благодаря движениям исполнителей; кажется, что они движутся вместе, а затем внезапно нападают друг на друга, все еще сохраняя ритм. Тем не менее, несмотря на его растущую популярность, точное происхождение этого искусства было утеряно из-за нехватки исторических свидетельств и секретности его истоков.

Было высказано предположение, что капоэйра была впервые создана в 16 веке рабами, которые были вывезены из Западной Африки в Бразилию португальскими колонистами. Считается, что капоэйра, которой запрещено отмечать свои культурные обычаи и строго запрещено заниматься какими-либо боевыми искусствами, возникла как способ обойти эти два навязывающих закона.

Скрытые в музыкальных и ритмических элементах формы, сильные удары ногами были замаскированы под страстные танцевальные движения, а сочетание западноафриканских культур спасло его от попытки сохранить какую-либо конкретную традицию.Таким образом, капоэйра стала инструментом выживания не только для самообороны, но и для культурной самобытности.

Используя капоэйру, многие рабы сбежали от своих хозяев и сформировали группы восстания, известные как «Киломбо» | © Digital Girl / Flickr

Используя капоэйру, многие рабы сбежали от своих хозяев и сформировали группы восстания, известные как Quilombos, создав сообщества вне контроля Португалии. Эти общины были оплотом против португальцев, и многие из них известны своей смелой обороной.Пальмарес является самым известным из них, и считается, что в нем проживало более 10 000 человек. Хотя существует немного исторических документов, считается, что капоэйра была жизненно важной частью их защиты и культурной практики.

В португальских обществах капоэйру было так же трудно контролировать. С ростом городов, которые формировались в конце 17-го и начале 18-го веков, большее население привело к появлению более крупных сообществ рабов на меньших территориях. Это привело к расширению социальной культуры рабов, и капоэйра стала популярным средством развлечения.Хотя были примеры его использования для самообороны, многие случаи были просто соревнованием или досугом, создавая сложную дихотомию для реакции правящего класса. Несмотря на это, танцоров капоэйры наказывали за занятия, но это искусство все равно продолжалось.

Капоэйра была объявлена ​​вне закона в 1890 году | © Tatiana Souza / Flickr

Конец рабства в Бразилии привел к более мрачной эре капоэйры, когда ее боевые элементы использовались в преступных целях. С отменой рабства в 1888 году многие недавно освобожденные граждане оказались без жилья и доходов, что привело к повсеместной бедности.По мере роста населения Бразилии в 19 веке, преступность резко возросла в городских центрах, и капоэйра стала одним из многих видов оружия, используемых преступными элементами.

Используя вымышленные имена, чтобы избежать опознания, и скрывая оружие, такое как острые как бритва лезвия парикмахера, некоторые банды обучались искусству капоэйры и создавали проблемы по всей Бразилии. Вследствие этого капоэйра была объявлена ​​вне закона в 1890 году, и те, кто практиковал ее, понесли серьезные последствия, такие как смерть или разрыв ахиллова сухожилия.В эту эпоху получили распространение истории, которые романтизировали и критиковали мастеров капоэйры; одной из таких фигур был Насименто Гранде, которого легенды изображают практически непобедимым.

Капоэйра пережила почти полное исчезновение из-за незаконности, и именно местре Бимба из Сальвадора, одного из последних городов, где все еще практиковалась капоэйра, возродил популярность этого вида искусства. Представляя культурное значение капоэйры, а также подчеркивая внимание, которое она привлекла со стороны туристов, Бимба успешно убедил бразильские власти в культурной ценности этого искусства и получил разрешение открыть первую школу капоэйры в 1932 году (хотя и не под названием капоэйра, как это было раньше). все еще было незаконным).

Строгий подход Бимбы к боевому искусству привел к появлению новых движений и хореографических атак, которые стали известны как «региональные». В 1940-х годах с капоэйры был снят официальный запрет, и это позволило двум основным течениям развиваться в унисон: «региональный», на который повлияло учение Бимбы, и «ангола», которая опиралась на традиции этого искусства до того, как оно было запрещено.

Первая школа капоэйры открылась в 1932 году | © Archangel12 / Flickr

Сегодня капоэйра является культурным символом Бразилии и широко практикуется во всем мире.Капоэйра исполняется в различных контекстах, от развлекательных танцев с хореографией до соревнований, где один участник пытается заставить другого вылететь из ритма музыки или упасть. Капоэйра — это разнообразное боевое искусство, которое также популярно среди тех, кто интересуется веселыми упражнениями, которые учит основные боевые искусства и акробатика. Если вы путешествуете в Бразилию, обязательно посетите представление капоэйры или школу капоэйры.

Несмотря на то, что по всей стране разбросано множество известных школ капоэйры, тренировочный лагерь капоэйры выделяется своей международной направленностью.Это великолепное заведение, которое принимает людей со всего мира, расположено на родине современной капоэйры, в Сальвадоре. Его обучение сосредоточено на бразильской культуре в целом, и они предлагают уроки с мастерами обоих стилей, а также уроки музыки капоэйры и португальского языка.

Будущее этой культурной иконы как никогда светлое | © Родриго Солдон 2 / Flickr

Из-за секретности происхождения капоэйры правда о ее основании может быть действительно утеряна в истории.Однако благодаря энтузиазму и приверженности тех, кто практиковал это искусство, капоэйра была увековечена в историях, музыке и движении. Хотя прошлое капоэйры может быть окутано тайной, будущее этой культурной иконы остается светлым, как никогда.

Капоэйра

Капоэйра — боевое искусство африканского происхождения, но в нынешней форме оно развилось в Бразилии. Воинские искусства, переросшие в капоэйру, были привезены в Бразилию африканскими рабами из таких мест, как Ангола и Луанда.Рабам запрещалось заниматься боевыми искусствами, поэтому они маскировали свои боевые тренировки под праздничную танцевальную игру, в которую играли во время собраний и праздников. Во время празднования люди пели и танцевали в тесной группе, а в середине, где посторонние не могли видеть, начиналась игра в капоэйру. Под аккомпанемент инструментальной музыки, аплодисментов и пения капоэйристы использовали защиту группы, чтобы скрыть свои незаконные боевые действия.Практика приняла форму акробатической игры на ловкость и хитрость. Капоэйра использует постоянный поток мощных ударов ногами и защитных уклончивых движений (эскива) и представляет собой потрясающую тренировку, ведущую к большой физической силе, ловкости, гибкости и выносливости.

Капоэйра сегодня по-прежнему остается очень праздничным боевым искусством. Капоэйристы (капоэйристы) собираются в круг (рода), хлопают в ладоши и поют песни. Они сопровождают музыку такими инструментами, как барабаны, погремушки, бубны и биримбао, инструмент, состоящий из лука и струны, калебаса, палки и камня.Драки или игры происходят внутри круга под наблюдением певцов и музыкантов. Два игрока садятся на корточки перед оркестром, выражают почтение лидеру роды, приветствуют друг друга, а затем переходят в роду и играют. Слово капоэйра означает «куриное логово» и относится к кругу, образованному зрителями во время петушиного боя. Капоэйра — это больше, чем просто игра двух человек, это целое событие, и каждый зритель и музыкант добавляют некоторую часть энергии и духа (топор) всего происходящего.

Капоэйра — это оригинальное боевое искусство, которое имеет множество отличительных черт, которые делают его уникальным и ценным дополнением к миру боевых искусств. В игре присутствует беззаботная, праздничная игривость, но также и скрытое чувство серьезности и хитрости стратегии (mallicia), которая сохраняет остроту чувств воина. Эта парадоксальная двойственность игривости и серьезности — один из примеров культурного и духовного наследия капоэйры, уходящего своими корнями в африканскую духовность (презерватив).

Стили

Сегодня существует два основных стиля капоэйры — региональный и ангольский. Ангола — старый стиль. Он использует медленные, похожие на обезьяны движения, низко и близко к земле, удары ногами, которые близки и часто соприкасаются, а также спотыкаются и толкаются. Regional был разработан патриархом современной капоэйры Местре Бимбой. Это вертикальный стиль, в котором используются более быстрые и масштабные движения, акробатика и мощные быстрые удары ногами, которые выполняются на более безопасном расстоянии, чем в стиле Анголы.Иногда говорят, что региональный стиль больше предназначен для демонстрации, а ангольский стиль — больше для боевых действий, но это различие зависит от человека, практикующего это искусство. Как в ангольском, так и в региональном стилях интересным аспектом игры является флореро (цветок). Флореро — это яркие акробатические движения, которые делают игрока уязвимым, но впечатляющие и служат для того, чтобы произвести впечатление и развлечь толпу, а не служат военным целям. Цель опытного игрока — иметь такой контроль над игровым пространством, чтобы он мог выполнять флореро по своему желанию.

Подход школы свободы

Подход школы свободы заключается в том, чтобы дать ученику необходимые навыки, чтобы иметь возможность присоединиться к роде и играть капоэйру, независимо от того, ангольский ли это стиль или региональный.

Ангольскому стилю обучают напрямую, играя в игру, в которой игроки стоят на руках и ногах, а цель состоит в том, чтобы толкнуть противника ногой так, чтобы противник оказался на спине.

В

Региональный стиль можно играть только после того, как игроки изучат несколько базовых навыков, которые отрабатываются во время тренировок.Эти навыки:

Джинга — базовый танцевальный шаг капоэйры, покачивающее движение из стороны в сторону, которое действует как стартовая площадка для всех возможных техник капоэйры.

Аху — колесо телеги. Колесо телеги выполняется с игроками, которые все время смотрят в глаза. Когда игрок теряет зрительный контакт, соединение теряется, и игра проигрывается. Глаза делают разницу между пустой акробатикой и настоящей капоэйрой. Истинные каперисты никогда не отвлекаются от соперников во время игры.

Удары ногами — ученики учатся выполнять все основные удары ногами из движения джинга или аху

Эскива — Студенты учатся выполнять уклончивые движения в любой момент во время джинга или аху.

Флореро не преподают в Школе Свободы, они должны развиваться игроком спонтанно. Игроки должны заработать себе место, чтобы делать флореро. В наши дни есть много игроков, которые больше заинтересованы в трюках, чем в игре. Это не настоящая капоэйра.

Рода — студенты изучают основы этикета и обычаи роды, а затем могут играть.Навыки в капоэйре развиваются через игру. Студентам даются инструменты для игры, а затем они свободны и сами несут ответственность за свой прогресс и рост.

Капоэйра в стиле свободы позволяет наносить удары и броски, а также удары ногами. Удары отрабатываются с помощью совместных упражнений по хлопку в ладоши. В капоэйру также можно играть двумя палками, что означает двойные мачете (макулуле).

История, основные правила и методы

Капоэйра — одно из самых красивых боевых искусств, зародившихся в Бразилии.Это сочетание различных акробатических трюков и танцевальных элементов в исполнении национальной бразильской музыки. Это занятие стало боевым искусством благодаря движению за свободу среди бразильских рабов. Наиболее характерные черты капоэйры включают в себя множество низких позиций, ударов ногами и акробатических трюков.

Преимущества

Этот боевой танец тренирует все группы мышц и способствует идеальному растяжению и способности ориентироваться в пространстве. В этом случае люди становятся подтянутыми, гибкими, а также учатся лучше координировать свои движения.Те люди, которые занимаются капоэйрой на регулярной основе, могут впечатлить своей прекрасной позицией.

Интенсивность тренировки можно регулировать, проигрывая быструю или медленную музыку. В дополнение к этому, обучение капоэйре оказалось полезным для создания правильной психологической ориентации, которая может быть полезна для эффективного сотрудничества с партнером, что имеет ключевое значение для каждого в современном мире.

Недостатки

Этот вид физических упражнений подходит для людей в хорошей физической форме, которых можно достичь годами тренировок.Если человек никогда не занимался спортом, занятия капоэйрой могут быть для него опасны. Кроме того, занятия капоэйрой противопоказаны людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, плохой координацией и проблемами с суставами.

В капоэйре желание и регулярность тренировок имеют такое же значение, как и в других видах спорта. Самая важная проблема здесь — начать с уровня, наиболее подходящего для ваших возможностей, а не пытаться преследовать более опытных и умелых бойцов.Дело в том, что существуют тренировочные занятия, созданные специально для начинающих бойцов; они способствуют общему физическому развитию. Во время тренировок крайне важно следовать советам инструктора, чтобы избежать травм, как легких, так и серьезных.

Общие правила

До сих пор нет точного определения боя капоэйры, который, кстати, обычно называют родой. Если это вид спорта, должны быть какие-то правила относительно того, как долго может длиться бой.Однако, когда дело доходит до роды (слово буквально означает «круг» с португальского), она может длиться несколько часов без остановок и перерывов. Этому факту есть простое объяснение: неразумно и нецелесообразно останавливать или сокращать бой, когда противники получают от него удовольствие. Что еще интереснее, бойцы называют роду игрой, а сами себя — игроками, что определяет характер единственного боя и данный вид спорта в целом. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что поединок проходит в неформальной обстановке под традиционную бразильскую музыку.

Что касается музыки, то она служит для ритма и темпа, а также для создания особого настроения бойцам. Те, кто впервые видят роду, особенно когда она проводится с соблюдением всех национальных традиций, считают, что это не боевое искусство, а фантастический танец. Поэтому неудивительно, что борцы с капоэйрой — постоянные участники бразильских карнавалов, где демонстрируют все свое мастерство.

Учитывая тот факт, что капоэйра является демократичным видом спорта, соревнования могут быть как полноконтактными, так и ограниченными по разрешенным приемам и ударам ногами.Таким образом, профессиональные бойцы участвуют в боях, свободных от строгих правил. Как и во многих других боевых искусствах, в капоэйре существует рейтинговая система, в которой зеленый пояс обозначает начинающего бойца, а белый — признак самого опытного и профессионального бойца.

Нет вопросов? Сделайте ставку прямо сейчас!

Школа и стили

Процесс создания школ капоэйры был трудным: полиция хорошо помнила своих непослушных представителей. Обычной практикой для полиции было блокирование мест, где собираются борцы капоэйры, но невозможно было поймать их врасплох; При приближении полиции соответствующие люди начали играть соответствующую мелодию, чтобы сообщить всем бойцам о приближающейся опасности.Однако первая школа капоэйры появилась в Сальвадоре в 1937 году. Эта школа разработала стиль, известный как региональная капоэйра. Кроме того, в 1941 году представители другой школы создали стиль капоэйра Ангола. Большой скачок в развитии этого боевого искусства произошел в 1950-х годах, когда этот боевой прием стал популярным в Европе и США.

По правде говоря, два вышеуказанных стиля капоэйры востребованы и сейчас, и между ними есть некоторые различия.С одной стороны, Капоэйра Риджинал — это скоростной и мощный стиль, который полон различных акробатических элементов и ударов ногами, которые должны выполняться в воздухе. С другой стороны, капоэйра Ангола — более мягкий и спокойный стиль, для которого характерны терпеливые и «вязкие» движения без четких границ между отдельными. Однако распределение стилей считается формальным, потому что бойцы могут изменять их в течение одного боя. Следует отметить, что молодой и агрессивный боец ​​предпочитает использовать капоэйру региональ, в то время как капоэйра ангола подходит более опытным и опытным бойцам.

Снаряжение и вооружение

Традиционная форма капоэйры состоит из белых хлопчатобумажных брюк и рубашки без рукавов с логотипом школы. Как уже было сказано, бойцы должны носить пояс, цвет которого обозначает уровень бойца. Следует отдельно упомянуть, что школы, не имеющие соответствующих сертификатов национальной федерации, могут иметь собственное распределение цветов по поясам.

Техника капоэйры предполагает, что человек может сражаться в одиночку против нескольких противников, невооруженный человек может сражаться против вооруженных, а человек может сражаться с этим связанными руками.Кроме того, некоторые части обучения капоэйре посвящены работе с оружием. Мачете — национальное и традиционное оружие бойцов капоэйры. Кроме того, профессиональные капоэйристы могут пользоваться специальными ножами с изогнутыми лезвиями и без рукояток. Лезвия в пальцах ног, бойцы могут серьезно повредить спину и грудь своих противников.

Техника

Капоэйра — боевое искусство; поэтому он предлагает множество ударов ногами, ударами и даже головами. Его техника изобилует контратакующими действиями, метательными элементами, наклонами и различными переходами.Соответствующие акробатические элементы — это первое, что бросается в глаза для людей, впервые наблюдающих за боями капоэйры. Например, бойцы используют сальто назад и вперед, чтобы избежать атаки противника или начать свои собственные атакующие действия.

В определенные моменты техника капоэйры похожа на технику, используемую в других боевых искусствах. Дело в том, что создавать новые зацепки или удары ногами сложно, но некоторые отличия все же существуют. Таким образом, капоэйристы, как правило, выполняют удары ногой и используют ногу в качестве опоры.Как правило, бойцы наносят удары ногами противнику по голове и телу.

Что касается защитных движений и наклонов, то они свойственны каждой школе в отдельности. Однако самые профессиональные капоэйристы знают, что постоянное движение — лучшая защита. Дело в том, что при такой стратегии противникам будет крайне сложно поразить их. Это боевое искусство универсально, потому что дает спортсменам возможность за доли секунды сменить защитные движения на атакующие.

История

В настоящее время трудно сказать, какая страна стала первой родиной этого боевого искусства, кто был его основателем, почему оно так популярно.Из общепринятого мнения следует обратить внимание на Южную Америку XVII-XVIII веков. Африканские рабы, которых привезли в Бразилию для работы на плантациях, избежали суровых условий и создали свои собственные коммуны в джунглях Амазонки. Затем они столкнулись с коренными индейцами Америки, которые были свободны от влияния европейских колонизаторов. Для двух групп было обычным делом защищать свои поселения от врагов, и рукопашные бои были одним из наиболее востребованных средств для этого.Историки считают, что это послужило поводом для появления боевого искусства капоэйры. Хотя слово «капоэйра» не имеет точного перевода, считается, что оно означает американские джунгли. Однако есть и другое мнение, согласно которому это слово означает небольшое поле с невысокой травой — территорию, подходящую для боев капоэйры.

В 1888 году рабство было отменено, но это положительное явление не повлияло на африканских рабов. Официальные власти несколько раз пытались запретить капоэйру, но беднякам удалось сохранить ее и как танец, и как боевое искусство.Ситуация значительно улучшилась в 20 веке. Таким образом, в 30-е годы капоэйра стала официальным видом спорта.

различных стилей капоэйры: ангольская или региональная?

Стили капоэйры: В настоящее время капоэйра считается одним из самых известных послов бразильской культуры и истории. С момента своего создания в 16 веке стили капоэйры прошли через разные фазы. После создания этого искусства многочисленные африканские рабы начали использовать его, чтобы получить силы для отпора португальским властям.Он приобрел у них большую популярность. Но когда правительство отменило рабство, многие капоэйристы использовали свое искусство в преступных целях. И правительство решило этого избежать, запретив практику капоэйры. В то время спорт практически исчез, если бы не преданность своему искусству некий местре.

В течение десятилетий запрета некоторые практикующие боролись за возрождение стилей капоэйры. Они знали величие этого вида спорта и хотели продвигать его как вид спорта и образовательный инструмент, а не как опасное оружие, которым он стал.Среди них были местре Бимба и местре Пастинья. Оба Местре начали практиковать капоэйру в молодом возрасте, хотя власти запретили это в большей части Бразилии. Они полюбили это искусство и решили посвятить ему жизнь.

Чтобы добиться признания, которое они хотели для своего вида спорта, оба привнесли свое видение капоэйры. Они создавали школы, они исполняли капоэйру для различных аудиторий, они делали все возможное, чтобы дать властям хороший имидж капоэйры.Пытаясь сделать это, оба пошли разными путями. Они внесли свой вклад в капоэйру и привнесли ее в историю, что привело к созданию двух различных нынешних стилей капоэйры.

Капоэйра Ангола

Местре Пастинья считается основателем капоэйры Ангола. Но название существовало еще до того, как он начал преподавать капоэйру. Это действительно название оригинальной версии капоэйры. Это старейший стиль капоэйры. Если это традиционный стиль капоэйры, то с годами он потерял свою популярность из-за проблем, поднятых капоэйристами, использующими свое искусство для преступных действий.Именно благодаря местре Пастинья ему удалось вернуть себе славу, что привело к распространенной мысли, что именно местре Пастинья его изобрел.

В ангольском стиле игроки очень близки друг к другу и используют больше наземных ходов. Скорость может варьироваться от медленной до быстрой, но игра обычно длится дольше, чем в другом стиле. Он содержит множество ритуальных движений. Музыка медленнее, чем в других стилях. В игре упор делается на стратегию и обман, демонстрируя менее агрессивное взаимодействие между игроками.

Региональная капоэйра

Региональная капоэйра — это название стиля капоэйры, изобретенного местре Бимбой. Этот удивительный мастер капоэйры посвятил свою жизнь тому, чтобы показать чудеса своего искусства и убедить власти снять запрет на его практику. Он решил сделать акцент на боевых техниках, чтобы продвигать капоэйру, поскольку он создал стиль в начале 20-го века, что было не лучшим временем для капоэйры. Он также первым открыл школу капоэйры.

Практикующие обычно играют в эту игру в более быстром темпе и длятся более короткое время, чем игры Капоэйра Ангола. Игроки проводят больше времени на ногах, и большое внимание уделяется технике. Приемы смешаны с движениями другой бразильской боевой формы. Действительно, местре Бимба тоже выучил батуке. Это была еще одна игра, которую они создали примерно в то же время, что и капоэйра. Местре Бимба использовал некоторые приемы из игры батука в капоэйре, привнося различные техники в игру капоэйры.

Сегодня можно специализироваться в той или иной школе. Вы можете посещать занятия по тому или иному стилю. Это зависит от вашей точки зрения и ваших предпочтений. Не упустите шанс открыть для себя оба стиля капоэйры! Найдите свой костюм для капоэйры и свои стили капоэйры!

капоэйра | Описание, история и факты

Капоэйра , танцевальное боевое искусство Бразилии, исполняемое под аккомпанемент хорового пения и ударной инструментальной музыки.Наиболее прочно он ассоциируется с северо-восточным регионом страны.

капоэйра

Уличное представление капоэйры в Баии, северо-восток Бразилии.

Тибор Богнар / Алами

Основные эстетические элементы капоэйры были привезены в Бразилию порабощенными людьми, в основном из Западной и Западной Центральной Африки. Эти элементы были повторно объединены и переосмыслены в разнообразном порабощенном сообществе Бразилии, чтобы создать уникальное средство самообороны, как управляемое, так и замаскированное — просто под танец — его музыкальным сопровождением.Рабство было отменено в Бразилии в 1888 году, но капоэйра продолжала процветать среди афро-бразильского населения, особенно в северо-восточном штате Баия. Однако правительство, осознавая физическую и духовную мощь этого вида искусства и считая его угрозой для общества, продолжало запрещать эту практику до начала 20 века.

капоэйра

капоэйристы в Сальвадоре, Бразилия.

© Rafael Martin-Gaitero / Shutterstock.com

Капоэйру лучше всего описать не как танец, а как вид спорта, в котором участники — исторически, иногда с лезвиями, привязанными к лодыжкам или зажатыми между пальцами ног, — высоко замахиваются ногами. атаковать, выполнять кувырки в воздухе и проходить в пределах толщины волоса от колен, головы, паха или живота друг друга.Гибкость, выносливость, быстрота движений и malicia (обман) важнее чистой мышечной силы. Несмотря на то, что в капоэйре используются изящные, плавные и часто акробатические движения в качестве средства ухода от атаки, а не блокирования атаки, «игра» в капоэйру, как ее называют ее практикующие, тем не менее может быть смертельной, когда действительно происходит контакт с человеком. своевременный, удачный удар.

В современной практике два противника сталкиваются друг с другом в пределах роды — круга капоэйристов (практикующих капоэйру) — стилизованно имитируя удары и парирование боя в такт ритмам небольшого музыкального произведения. ансамбль.Музыка действительно является неотъемлемой частью практики капоэйры. Ансамбль обычно состоит из одного-трех berimbaus (смычков), одного или двух atabaques (одноголовых, стоячих, конических барабанов), pandeiro (бубен), agogô (двойной колокол) , а иногда также reco-reco (очищенная бамбуковая трубка), каждая из которых сопровождает песни с запросом и ответом, обычно под управлением одного из проигрывателей berimbau .

беримбау и пандейро

Музыканты, играющие беримбау и (справа) пандейро (бубен).

© Мария Вайднер / Shutterstock.com Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишись сейчас

Примерно с 1930-х годов в штате Баия и несколько позже в Рио-де-Жанейро клубы обучали студентов точным ударам ногами, пасам и стратегическому обману. В конце 20-го века капоэйра начала завоевывать международное признание, и к началу 21-го века активные клубы существовали во многих городах по всему миру. Более того, это искусство приобрело много высококвалифицированных практикующих женщин, хотя в первые годы своего существования капоэйра была исключительно мужской сферой.

Международный фестиваль капоэйры

Капоэйристы выступают на Международном фестивале капоэйры 2009 года, Манхэттен-Бич, Калифорния.

© Хосе Гиль / Shutterstock.com

Капоэйра | Какие боевые искусства

Краткая история и предыстория Капоерии

Капоэйра — это бразильское боевое искусство, история которого восходит к коренным жителям Бразилии и африканцам, которых португальцы привезли в рабство в 16 веке.

Стиль использует множество танцевальных движений и часто сопровождается музыкой, многие движения быстрые, замаскированные и были разработаны, чтобы позволить туземцам, рабам и всем остальным защитить себя от португальских колонистов. Он также был разработан, чтобы вы могли защитить себя от нескольких злоумышленников.

В 18 веке в Рио было запрещено его использование, и его использование каралось тюремным заключением. В конце 19 века его начали использовать телохранители, киллеры, наемники и тому подобное, и в конечном итоге он был запрещен по всей Бразилии до начала 20 века.

В 1930-х годах Местре Бимба основал первую школу капоэйры в Сальвадоре, однако назвал ее «Luta Regional Baiana» (что означает региональная борьба из Баии), поскольку слово капоэйра все еще было запрещено в Бразилии до 1940 года. к «боевой» стороне борьбы в отличие от «художественной» стороны.

В 1941 году Висенте Феррейра Пастинья основал Centro Esportivo de Capoeira Angola (CECA), и стиль его школы был направлен на более традиционный стиль капоэйры.

Некоторые другие организации включают: Associação Brasileira de Apoio e Desenvolvimento da Arte-Capoeira (ABADÁ-Capoeira), Grupo Capoeira Brasil, Международный фонд капоэйры в Анголе (ICAF), Всемирную федерацию капоэйры (WCF).

Капоэйра сейчас приобрела большую популярность со школами во многих странах, но все еще сохраняет очень сильные связи с Бразилией. Существует множество стилей, некоторые из которых традиционные, некоторые для практического применения, а некоторые смешанные.


Обучение капоэйре

Практикующих капоэйру называют «капоэйристами».

В капоэйре есть много движений и техник, все с вариациями.

Практикующего учат двигаться, а не быть постоянной целью, с замаскированными движениями / атаками и контратаками. Атаки могут производиться любой частью тела, но ноги — любимое оружие и используются в основном для вихревых движений и взмахов руками.

Здесь не так много блокирующих маневров, так как большая часть защиты осуществляется за счет движения и уклонения от оппонента.

Многие движения требуют навыков катания или акробатики.

Многие капоэйристы практикуют свои навыки, играя в игру, которая очень похожа на спарринг, но эффективно без контакта или с минимальным контактом. Другие используют музыку и образуют круг, и капоэйристы, по сути, демонстрируют свои навыки, по очереди в круге.


Используемое оборудование / снаряжение для капоэйры

Штаны для капоэйры (обычно белые, но не обязательно)
Футболка (обычно белая, но не обязательно)
Цветной шнур (аналогично классификации поясов)


Инструменты и музыка капоэйры

Музыка используется для управления скоростью, стилем и агрессией при использовании игрового метода практики.Используемые песни обычно имеют историю или смысл.

Berimbau — однострунный ударный инструмент, поддерживающий темп музыки.
Pandeiro — тип барабана с ручным обрамлением.
Atabaque — высокий деревянный афро-бразильский ручной барабан.
Agogô — звонок одинарный или множественный.
Ganzá — бразильская погремушка, используемая как ударный инструмент.


Знаменитости Капоэйра Практикующие

Уэсли Снайпс
Винсент Кассель
Марк Дакаскос
Латиф Краудер
Рики Мартин
Эдди Мерфи


Фильмы с участием капоэйры
Название

Год

Cordão de Ouro

1977

Крыши

1989

Только сильные

1993

Мадам Сата

2002

Двенадцать друзей Оушена

2004

Защитник (Король воинов)

2005

Хеллбой 2

2008

Besouro

2009

Бесспорным 3: Искупление

2010