Священная война ислам: сущность, идеология, политическая практика – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Содержание

Ясно-понятно. Что такое джихад и почему все думают, что это священная война?

О понятии джихада говорится в Коране, а дословно термин переводится как «усердие». Современные стереотипы о джихаде сводят его только к вооруженному действию, однако джихад с оружием в руках — лишь частный случай более широкого понятия, включающего в себя любые усилия, которые человек совершает во имя добра, справедливости и нравственного самосовершенствования. Добро можно сеять разными способами, поэтому иногда говорят о джихаде культуры, джихаде слова и так далее. Кроме того, в исламском богословии различают большой и малый джихад — и под большим как раз понимают нравственное самосовершенствование. По преданию, однажды после вооруженной победы мусульман Пророк сказал своим сподвижникам: «Теперь давайте перейдем от малого джихада к большому». Те спросили, какой может быть более великий джихад, чем тот, в котором они только что одержали победу, а Пророк ответил: «Джихад с самим собой». То есть он призвал мусульман бороться со своими пороками, которые мешают обрести нравственную чистоту. И эта борьба первична, потому что без внутренней составляющей внешний джихад с точки зрения ислама совершенно бессмысленен и ничтожен.

Да, джихад может быть вооруженным действием. Когда на родную землю мусульманина приходит враг и появляется необходимость отстоять честь, достоинство, свободу страны и семьи, вооруженная борьба становится необходимым действием. Яркий пример — Великая Отечественная война, которую наши муфтии провозгласили джихадом. Поэтому воины-мусульмане, павшие на той войне, считаются шахидами (мучениками). На Поклонной горе в Москве в едином комплексе с православной часовней и иудейской синагогой находится мемориальная мечеть, официальное название которой — «Мечеть шахидов». Она построена в честь мусульман, погибших в боях Великой Отечественной.

Нельзя сказать точно, когда стереотип о джихаде как исключительно вооруженной борьбе закрепился в европейском сознании. Я думаю, дело здесь в цивилизационном разломе между западной и восточной культурой, а он, как известно, имеет глубокие исторические корни. Западный мир часто демонизировал ислам, и сведение в общественном дискурсе понятия «джихад» только к вооруженной составляющей — проявление этой склонности.

Богословы: «Джихад — это не «Священная война». В исламе нет такого понятия!»

11:05 , 28 сентября 2016

Время чтения: 5 мин

6443

В Казани начала работу конференция «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем: Современная интерпретация коранических стихов, связанных с военной тематикой». Конференция представляет собой продолжение I Международной исламской конференции, проходившей в 2015 г. под девизом «Профилактика радикализма и терроризма в свете Священного Корана и Пречистой Сунны».

В работе конференции принимают участие ведущие отечественные и зарубежные религиозные и светские специалисты из Сирии, Ирака, Ливана, Египта. Делегация Сирийской Арабской Республики.

В Казани начала работу конференция «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем: Современная интерпретация коранических стихов, связанных с военной тематикой». Конференция представляет собой продолжение I Международной исламской конференции, проходившей в 2015 г. под девизом «Профилактика радикализма и терроризма в свете Священного Корана и Пречистой Сунны».

В работе конференции принимают участие ведущие отечественные и зарубежные религиозные и светские специалисты из Сирии, Ирака, Ливана, Египта. Делегация Сирийской Арабской Республики.

Среди целей конференции — выявление причин роста террористической активности под религиозными лозунгами и поиск эффективных мер в контрпропаганде.

Особый акцент в выступлениях участников сделан на правильной интерпретации стихов Священного Корана, связанных с  военной тематикой.

«К сожалению, сегодня есть некоторые неразумные люди, которые неверно толкуют некоторые аяты нашего Божественного Писания, связанные с военной тематикой, тем самым они стараются внести смуту в сердца мусульман и склонить их к вооруженному сопротивлению на территории Российской Федерации или совершить так называемую «хиджру» в земли современного псевдохалифа ДАИШ (организация запрещена на территории РФ — прим. ред.), — заявил муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин. — Сегодня целые течения, которые самостоятельно изучают и толкуют по своему разумению Благородный Коран и Пречистую Сунну, они призывают мусульман ко всеобщей войне, выдергивают из контекста аяты и хадисы и тем самым сеют зерна фитны – хаоса в сердца последователей ислама и своими поступками отвращают немусульман от самой миролюбивой и чистой религии… Как говорят ученые, именно искренние невежды уничтожат религию и это, к сожалению, мы видим сейчас повсеместно».

Незнание основ и сути Корана делает общество больным. Те грехи и пороки, которыми сейчас болеет общество (например, алкоголизм, наркомания, прелюбодеяния и т.д.), могли быть легко излечены, если бы люди обращались к свету Священного Корана и пречистой Сунне – пути любимца Аллаха — пророка Мухаммада, — отметил муфтий РТ.

Для того, чтобы верно трактовать Коран, недостаточно лишь знания арабского языка,  — отметил директор Центра изучения Священного Корана и Пречистой Сунны Фарид хазрат Салман. — Как писал великий исламский ученый Джалалатдин ас-Суюты, человеку, который взялся за толкование аятов Корана, необходимо постичь десятки наук, и арабский язык – лишь одна из них. Даже игнорирование необходимых остановок в чтении аятов Корана способно серьезно изменить их смысл. Таким образом, несведущий в этих вопросах толкователь Корана неизбежно исказит смысл божественных истин. Именно это происходило и происходит с темой джихада – многостороннего явления, затрагивающего различные аспекты ритуальной и бытовой жизни, но сводимого лишь к военной тематике, причем негласно подразумевается агрессия, захват заложников и т.д. Подобные ассоциации не верны в корне!

Самим пророком Мухаммадом великий джихад был определен как борьба со своим нафсом, своим эго, преодоление страстей, заносчивости. Наша жизнь ежедневно наполнена различными формами великого джихада. Например, исполнение обязанностей мусульманина, борьба со своими негативными качествами, получение знаний об исламе, доброе отношение к родителям, добрые отношения с другими религиями, старание и служба главы семейства на благо своей семьи, борьба с бедностью и даже работа и деятельность в структурах, занятых спасением людей в чрезвычайных ситуациях.

Малый джихад – разновидность силового подхода при разрешении той или иной ситуации при соблюдении определенного алгоритма действий. Это, вопреки распространенному заблуждению, не «Священная война». В исламе такого понятия нет.

Те аяты Корана, которые относятся к военной тематике, далеки от призыва к вооруженной борьбе или сражениям. Может ли богобоязненный и страшащийся Бога человек выйти на тропу войны и начать истреблять себе подобных? Совершить страшнейшее преступление против Творца и человечества? Разумеется, нет.

Война, по исламскому мировоззрению, может быть только оборонительной. Агрессивной войны ислам не знает! Мусульманин, если его семья или государство, в котором он живет, подверглись агрессии, обязан остановить агрессию и сражаться, пока агрессор не заявит о поражении и не согласится на заключение мира. Важно учитывать, что Аллах четко запрещает вести военные действия сверх меры! — отметил Фарид Салман. 

Подробный обзор конференции «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем: Современная интерпретация коранических стихов, связанных с военной тематикой» будет доступен на сайте Islam-Today.ru

Islam-Today

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

«Джихад в головах». Как «священная война» обернулась дискредитацией ислама | Москва

Последние дни в разных странах мира сопровождались трагическими событиями, где так или иначе фигурировали люди, якобы связанные с исламом. Все началось с очередных безумных обложек французского издания «Шарли Эбдо», что привело к убийству 29 октября трех человек радикалом. На следующий день уже в Татарстане полицейские застрелили подростка, бросившегося на них с ножом и с криками: «Бог меня спасет, все неверные, Аллах Акбар». А вечером 2 ноября террористы открыли стрельбу в Вене, где погибли четыре человека, 17 были ранены. Связаны ли эти события? Может быть, кому-то выгодно развязать религиозную вражду? Разбирался «ФедералПресс».

Европа потрясена

В столице Австрии 2 ноября произошла серия нападений. Первая атака случилась у здания синагоги на Зайтенштеттенгассе, затем были еще, тоже в центре Вены. В атаках участвовал представитель запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство». Радикалы открыли огонь по людям, есть погибшие и раненые. Часть преступников все еще находится в розыске.

Несколькими днями ранее атаки произошли в Авиньоне, Лионе и Ницце, где радикал убил трех человек. Это – реакция на повторную публикацию карикатуры на пророка Мухаммеда во французском журнале «Шарли Эбдо», которая уже стала причиной теракта пять лет назад. Духовное управление мусульман в России выразило соболезнования французам «в связи с бесчеловечным убийством безоружных людей». Как заявил председатель совета муфтиев России

Равиль Гайнутдин, убийства не могут считаться поступками по восстановлению чести и доброго имени ислама. «Мы категорически осуждаем самосуд, разделяем боль, гнев и неприятие граждан», – добавил муфтий.

Послужила ли французская карикатура почвой для недавнего теракта в Вене? Вряд ли, но почву «удобрила». Радикалы воспользовались возмущением мусульман для совершения насилия. Провокаторы и сектанты-проповедники, якобы приехавшие в Европу из Сирии и других стран, оказались тут как тут, призывая «четвертовать» главного редактора журнала за глумление над чувствами верующих.

Российский радикал и иностранные проповедники

Иностранные проповедники (среди них встречаются нелегалы, приехавшие из Средней Азии) могут воздействовать и на россиян, внушая им радикальные идеи. Недавно в Уфе ФСБ задержала членов запрещенной в России международной террористической организации «Катиба Таухид валь-Джихад». Спецоперации также были проведены в Санкт-Петербурге, Майкопе и Москве, где тоже есть задержанные. В столице злоумышленник готовил взрыв в одном из зданий госорганов.

Настоящим потрясением для страны стало происшествие в Татарстане. 30 октября 16-летний Виталий Антипов напал с ножом на полицейских и бросил на парковку бутылку с зажигательной смесью. Во время задержания Антипов успел ранить стража правопорядка. Подросток был убит. Перед тем как пойти на преступление, Виталий опубликовал на своей странице в соцсети видеообращение, в котором сказал, что идет поджигать кафе, где слушают музыку и продают алкоголь.

Что толкнуло подростка мало того что на преступление, но еще и на верную смерть? Его родители в разводе. В соцсетях сообщают, что после 9-го класса Виталий вместе с матерью переехал в Ижевск «для обучения в якобы мусульманской школе «Гармония». Появилась версия о радикализации подростка именно в этом учебном заведении. Ее подкрепил лидер ЛДПР

Владимир Жириновский, который заявил, что подобные идеи завозят «разного рода проповедники». «По всей Средней Азии, в том числе в Казани, открыли 150 школ с иностранными проповедниками. Звучит красиво: образование, школа. Но в программу чуть-чуть добавляют яду – антихристианских и антирусских настроений. В результате на выходе мы получаем экстремистов, фанатиков, радикалов, которые, как в этот раз в Казани, нападают на полицейских, на мирных граждан. А берут пример с тех же экстремистов, которые совершали нападения на жителей Франции и других европейских стран», – заявил Жириновский и призвал проверить учебные заведения с религиозным уклоном, где может быть экстремистская литература.

Между тем ижевская школа «Гармония» дважды становилась лучшей в России. Ее руководитель Ахтам Чугалаев признан лучшим директором в стране. Учредителем школы является администрация Ижевска. Это явно не какое-то радикальное религиозное учебное заведение. В интервью журналистам Чугалаев подтвердил, что Виталий Антипов учился в их школе, но никто не замечал в нем экстремистских наклонностей.

Исламовед, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО Ахмет Ярлыкапов рассказал «ФедералПресс», что, как правило, в российских мечетях вербовка радикалов не происходит. «Были такие случаи в европейских мечетях. Там есть ряд новых общин, за которыми слабо следят, в том числе официальные имамы. В России устойчивое сообщество, где подобное не происходит. Но есть неформальные группы, где людей «накачивают» радикальными идеями. Это может происходить в каких-то кафе, на квартирах, а дальше уже дело техники», – считает Ярлыкапов.

По мнению заместителя руководителя администрации Духовного управления мусульман Удмуртии Фанзиля Гарипова

, источником радикализации Виталия вполне могли стать интернет либо личные связи подростка. «Бывает, люди при знакомстве видят, что подросток недавно принял ислам. Есть те, кто может этим воспользоваться и начать вербовку. Я твердо могу сказать, что подросток получил свои радикальные идеи не в Ижевске. Он пробыл несколько месяцев и показал себя с положительной стороны. Но он мог «нахвататься» подобного где-то еще», – рассказал Гарипов «ФедералПресс».

По мнению собеседника агентства, причина подобных радикальных действий не религиозная, а прежде всего социальная и психологическая. «Подростки пытаются самоутвердиться и иногда таким страшным способом хотят, чтобы их услышали», – добавил Фанзиль Гарипов.

Есть точка зрения, что Виталий Антипов мог впитать радикальные идеи из семьи. Более того, его родной отец считает, что это мать Земфира могла привить их сыну. Впрочем, Фанзиль Гарипов охарактеризовал маму Виталия Антипова как открытую и общительную, за которой не было замечено радикальных взглядов.

Известно, что мальчик до 2018 года считал себя атеистом, читал научную литературу. В 2019-м принял ислам. Якобы нашел для своей матери нового мужа. Отчимом Виталия весной этого года стал Марат Замалиев, ранее отсидевший за причастность к взрыву газопровода Уренгой – Помары – Ужгород в 1999 году. По обвинительному заключению, в декабре 1998-го один из зачинщиков этого взрыва Рамазан Ишкильдин обучался в лагере «Талибан» (одноименная организация запрещена в России) учебного центра «Кавказ», созданном на территории Чечни Шамилем Басаевым и Хаттабом. В Сети распространена информация, что Замалиев якобы владел мусульманским кафе «Баракат» в Кукморе, где работал Виталий, но ничего противоправного за этим заведением не водилось. После нападения Виталия на полицейских Марата Замалиева задержали.

Историк и религовед Константин Михайлов полагает, что ключевым фактором радикализации действительно, как правило, является семья. «Парень воспитан в особой семье, где влияли на него определенным образом. В широком смысле можно говорить о взаимосвязи событий – массовой паники из-за глобализации, пандемии, карикатур, работы медиа, что приводит к сходным реакциям в разных местах. Сложно представить, что события в Казани и Вене могут быть скоординированы. Здесь действуют одиночки, не связанные с общинами. Как правило, их на преступления толкают проблемы в семье, на работе, неврозы и кризисы», – считает Михайлов.

Причем тут мусульмане

Эксперты действительно не склонны связывать теракты в Вене и Франции, а также нападение подростка в Татарстане между собой. Да и к исламу это отношения не имеет. Зато похоже на дискредитацию мусульман, считают представители мусульманский общины.

Религовед Константин Михайлов заметил, что происходит радикализация не только исламистов. «Давайте вспомним движение за права черных, там большинство было верующими христианами. Радикальный ислам – лишь форма выражения», – говорит эксперт.

Как полагает исламовед Ахмет Ярлыкапов, сейчас происходит обострение у психически неуравновешенных людей, «накачанных» религиозной пропагандой. Влияют политические и социально-экономические факторы. «Как правило, родители таких подростков часто даже не знают, что происходит с их детьми. Вербовщики внушают людям, чтобы они не проявляли себя дома, не меняли поведение, отсюда их сложнее вычислить, – считает эксперт. – Влияет та же коррупция, невозможность молодому человеку найти хорошую работу, не дав взятку. Либо «стеклянный потолок», выше которого не прыгнешь, особенно при определенной национальности либо происхождении».

Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман уже выступили с фетвой (решением) о признаках псевдоисламского радикализма, назвав такое явление опасными сектами. «Проповедников, предоставлявших верующим различные пути, есть и будет великое множество. Главное для любого из них – следование Корану и Сунне, пусть даже в его личном понимании. Простые верующие должны знать, что учителя остаются людьми и могут ошибаться. Практиковать из их наставлений можно то, что обоснованно Кораном и Сунной, при этом не вступает в прямое противоречие с общепринятой моралью и нравственностью, а также с законами государства, в котором этот верующий живет. Без фанатизма и категоричности», – говорится в решении.

Признаками, указывающими на радикальность, или признаками мусульманской секты считаются претензия на свою «единственность», «эксклюзивную правильность» и нетерпимость к мнению других; покушение на жизнь или имущество других людей, убийство на почве религиозной нетерпимости; принижение достоинства и чести других мусульман, причисление их к числу заблудших; разжигание военных противостояний из-за религиозной нетерпимости, нарушение мирной жизни в обществе.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов считает ислам религией милосердия, а радикальные выходки – его дискредитацией. «Возмездие – прерогатива Господа миров. Величайшие пророки ислама не поднимали руку на слабого и даже не осуждали грешников, будучи примером высочайшей жертвенности, которая может победить неверие. Не нужны ножи, кулаки, автоматы, а нужна сила духовная для призыва на пути Аллаха», – пояснил Мухетдинов.

Современные граждане законными способами должны отстаивать свои права и свободы, убежден Дамир Мухетдинов. «Идет война по дискредитации ислама. Мусульмане не обладают такими СМИ, как страны Запада, – говорит он. – Сохраняйте спокойствие, выдержку и не поддавайтесь провокациям, которых может быть все больше».

Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков

Сюжет по этой теме

15 декабря 2020, 14:22

Итоги-2020: срывая маски

Ислам, Ближний Восток и война в Сирии: ключевые понятия

  • <a href=http://www.bbc.co.uk/russian/topics/blog_krechetnikov><b>Артем Кречетников</b></a>
  • Би-би-си, Москва

Автор фото, EPA

Из-за российского вмешательства в конфликт в Сирии в центре мировой политики вновь оказался Ближний Восток.

Иная жизнь, политические реалии, вера и менталитет. Русская служба Би-би-си предлагает краткий глоссарий ключевых понятий, связанных с исламом и сирийским конфликтом.

Сунна: священная книга мусульман, второй после Корана источник исламского права.

В отличие от Корана, содержание которого, как верят мусульмане, было непосредственно внушено пророку Мухаммеду Аллахом, Сунна представляет из себя некий аналог христианских Евангелий — сборник рассказов о жизни, деяниях и поучительных словах (хадисах) Пророка, записанных его учениками.

Содержит детальные указания практически по всем вопросам, от банковского дела до изобразительного искусства, определяющие жизнь мусульман.

Некоторые светские аналитики в связи с этим утверждают, что ислам — не столько вера, сколько общественный уклад и правовая система. Другие указывают, что все религии имеют предписания и запреты, только в исламе духовное и мирское переплетены теснее, и степень регламентации выше.

Сунниты: от арабского «ахль ас-сунна валь-джамаа» («люди Сунны и согласия общины») — последователи наиболее многочисленной мусульманской конфессии, насчитывающей около 1,4 млрд верующих, или около 80% всех исповедующих ислам.

Раскол на суннитов и шиитов произошел по политическим причинам.

Автор фото, AP

Подпись к фото,

Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме: мусульмане верят, что с этого места Пророк возносился на небеса

После кончины в 632 году пророка Мухаммеда, не имевшего сыновей, часть сторонников полагала, что наследовать духовную и светскую власть должен его ближайший родственник-мужчина, двоюродный брат Али. Другие поддерживали тестя Мухаммеда Абу-Бакра и утверждали, что община имеет право избрать своим лидером достойнейшего, невзирая на степень родства с Пророком. При этом они ссылались на цитаты из Сунны (отсюда и название «сунниты»).

В 661 году Али стал четвертым по счету халифом правоверных. Убийство Али и его сына Хусейна в ходе начавшейся вслед за этим гражданской войны положило начало многовековой распре.

Шииты: вторая по численности мусульманская конфессия. Преобладают в Иране, Азербайджане, Ираке и Бахрейне, составляют от 15 до 30 процентов населения в Ливане, Кувейте, Афганистане и Саудовской Аравии.

Отличаются от суннитов, прежде всего, отношением к личности халифа Али, которого почитают почти наравне с Пророком, и 12 его известным потомкам – «святым имамам».

Шииты верят, что прямой потомок Али — «скрытый имам» — живет и сегодня, и в назначенный час станет мессией.

Если сунниты считают Коран и Сунну боговдохновенными и не подлежащими критическому анализу, то шииты обвиняют оппонентов в частичной фальсификации священных текстов и допускают их толкования, хотя заниматься этим должны особые избранные люди. Соответственно, в их жизни более значительную роль играют духовенство и религиозные авторитеты (аятоллы).

По мнению российского арабиста Андрея Остальского, столетия жизни в качестве притесняемого меньшинства сделали шиитов восприимчивыми к идеям революции и самопожертвования.

Автор фото, AP

Подпись к фото,

Башар Асад, как и его отец, подчеркивает светский характер режима, но многие представители суннитского большинства считают его алавитской властью

Алавиты: ответвление шиизма, впитавшее в себя элементы раннего христианства и доисламских восточных культов. Живут в основном в Сирии (порядка пяти миллионов человек, или около 20% населения страны), а также в Турции.

Название буквально означает «последователи Али». Второе наименование, «нусейриты», происходит от имени основоположника учения, богослова IX века Мухаммеда ибн-Нусайра.

Как указывает эксперт по Ближнему Востоку Георгий Мирский, после нескольких столетий пребывания Сирии в составе Оттоманской империи суннитское большинство считало достойными арабов занятиями сельское хозяйство или торговлю, а военную службу — «турецким делом». Когда Сирия в 1946 году сделалась независимым государством, в офицерские училища пошли в основном алавиты, принадлежавшие к городской бедноте и мечтавшие повысить свой социальный статус.

В 1963 году офицеры-алавиты осуществили переворот. Спустя семь лет президентом стал бывший командующий ВВС Хафез Асад. С тех пор он, а затем его сын Башар, бессменно правили страной.

Асады делали ставку на арабский национализм и подчеркивали светский характер режима, но алавиты заняли непропорциональное своей общей численности место в государственном аппарате и силовых структурах. Нынешняя гражданская война начиналась, прежде всего, как протест суннитов против такого положения.

Поскольку много алавитов живет компактно на средиземноморском побережье в районе Латакии и Тартуса, эксперт по мониторингу конфликтных ситуаций Леонид Исаев считает возможной консолидацию там, при российской поддержке, «малой Сирии» во главе с Башаром Асадом.

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото,

После дагестанских событий в августе 1999 года слово «ваххабит» сделалось в России синонимом вооруженного экстремиста

Ваххабизм: направление суннизма, зародившееся в XVIII веке на Аравийском полуострове. Названо по имени основоположника Мухаммеда аль-Ваххаба. Сами ваххабиты предпочитают термин «салафиты» (от слов «ас-саляф ас-салих» — «праведные предки»), поскольку принципиально отвергают любые формы культа личности.

Первоначально ваххабизм распространился среди бедуинов как форма протеста против турецкого владычества, богатства и «разврата» городских имущих классов. В настоящее время является официальной идеологией Саудовской Аравии.

Ваххабиты считают, что чистый ислам существовал лишь при первых трех поколениях последователей Пророка, а затем подвергся искажениям и порче. Они выступают за буквальное понимание Корана и Сунны и поклонение исключительно Всемогущему Аллаху.

Не празднуют день рождения Пророка, негативно относятся к почитанию мусульманских праведников и мудрецов и их могил, не признают безусловных авторитетов, как светских, так и духовных, отказывают не согласным с ними в праве считаться мусульманами.

В России с середины 1990-х годов «ваххабитами» называют всех исламских радикалов, не вдаваясь в богословские различия.

Суфизм: направление суннитского ислама, утверждающее, что религиозного и нравственного совершенства следует достигать под руководством духовных наставников — суфиев.

Светские власти России и ряда других стран считают суфизм умеренной «договороспособной» силой, считая, что суфии способны положительно влиять на радикальную молодежь.

Джихад: в переводе с арабского «усилие», религиозная обязанность мусульманина, «усердие на пути Аллаха».

Обычно ассоциируется с вооруженной борьбой. «Целью джихада является не столько распространение исламской веры, сколько расширение сферы влияния мусульманской власти. Джихад по своей натуре беззастенчиво агрессивен, а его конечная цель состоит в том, чтобы добиться господства мусульман над всем миром», — писал американский историк-исламовед Дэниэль Пайпс.

Умеренные исламские богословы трактуют джихад как нравственное самосовершенствование и мирное улучшение общества, ссылаясь на слова Пророка: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому».

Муджахиддин (моджахед): участник священной войны с врагами ислама.

Шахид (мученик): человек, погибший на священной войне, которому, согласно исламской религии, уготовано место в раю. «Рай — под сенью сабель», — говорил имам Шамиль.

Фетва: решение авторитетных мусульманских богословов по тому или иному конкретному вопросу с указанием, как надлежит поступать. В дальнейшем служит прецедентом.

В немусульманском мире слово получило известность после того, как в феврале 1989 года аятолла Хомейни издал фетву об убийстве писателя-вольнодумца Салмана Рушди.

Автор фото, AP

Подпись к фото,

Ежегодно на хадж в Саудовскую Аравию прибывают около полутора миллионов человек. Квота России составляет 20,5 тысячи

Хадж: паломничество в Мекку, совершаемое в течение пяти дней последнего месяца года по лунному календарю. В идеале каждый верующий должен совершить хадж хотя бы раз в жизни. Рассматривается как разновидность джихада, согласно религиозным канонам, человеку, скончавшемуся во время хаджа, обеспечен доступ в рай.

На время хаджа сунниты и шииты забывают о своих разногласиях и проводят его совместно.

Деление мира в исламе: предложено в VIII веке одним из основоположников шариатского права Абу Ханифой, подразумевает деление на дар аль-ислам (территория ислама), дар ад-дава (территория призыва), дар ас-сульх (территория перемирия) и дар аль-харб (территория войны).

Под территорией призыва имеются в виду страны с мусульманской властью и немусульманским большинством населения, под территорией перемирия — государства с немусульманской властью и большинством жителей, но в которых мусульмане находятся в безопасности и имеют возможность проповедовать.

Дискуссии, продолжающиеся доныне, сводятся, в основном, к двум вопросам. Является ли обязательной для принадлежности к территории ислама мусульманская власть, или достаточно, чтобы мусульмане составляли там большинство? Подразумевает ли определение «территория войны» реальную войну, либо «враждебное отношение к мусульманам», что можно трактовать широко?

Ряд богословов указывают, что подобное деление не упоминается в Коране и Сунне, считают его искусственным, не отвечающим современным реалиям, и вредным.

Панарабизм: идеология арабского национализма, связанная, прежде всего, с именем Гамаля Абделя Насера, и ставившая конечной целью объединение арабов в едином государстве (в реальности их насчитывается 17, не считая Палестинской автономии).

Известным приверженцем панарабизма являлся также Муаммар Каддафи.

Сторонники панарабизма упирали на то, что границы арабских государств, прочерченные Британией и Францией после Первой мировой войны, нередко не имели под собой исторической основы.

Однако идея не материализовалась, как из-за личных амбиций лидеров, так и в силу принципиальных расхождений между теократическими и светскими, прозападными и «антиимпериалистическими» режимами.

Единственной попыткой оказалось формирование в 1958 году Объединенной Арабской Республики в составе Египта и Сирии, да и та просуществовала менее трех лет.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

78-летний король Салман — вероятно, последний монарх из второго поколения саудитов

БААС: Партия арабского социалистического возрождения, в СССР обычно обозначалась аббревиатурой «ПАСВ».

Была основана в 1947 году активистами в Сирии на основе идей панарабизма, этатизма, антизападничества и сильной власти. Позиционировала себя как общеарабская, в 1960-х годах пришла к власти в Сирии и Ираке, после чего де-факто раскололась на две самостоятельные партии, носившие одинаковые названия и претендовавшие на первородство.

После свержения Саддама Хусейна в 2003 году в Ираке подверглась запрету.

Хашимиты: знатный арабский род, потомки Хашима ибн аль-Манафа, прадеда пророка Мухаммеда. К хашимитам принадлежат королевские династии Иордании, Марокко и Ирака (до 1958 года). До 1925 года правили в Мекке, откуда были изгнаны саудитами.

Саудиты: королевская династия Саудовской Аравии. В отличие от хашимитов, не отличается древностью рода и не находится в родстве с Пророком.

В Османской Турции являлись удельными правителями княжества Неджд со столицей в Эр-Рияде. В ходе войн, продолжавшихся с перерывами с 1902-го по 1925 год, молодой эмир Абдул-Азиз аль-Сауд, давший свое имя династии и государству, объединил большую часть Аравийского полуострова и провозгласил себя королем и хранителем святынь ислама.

При жизни Абдул-Азиза в стране была открыта нефть.

Скончавшийся в 1953 году Абдул-Азиз оставил после себя 45 сыновей от разных жен и систему, при которой трон переходит не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему, причем король сам выбирает среди многочисленных братьев «кронпринца» и «вице-кронпринца».

Подпись к фото,

Расстановка сил в Сирии

ИГИЛ: «Исламское государство Ирака и Леванта», запрещенная в России и ряде других стран радикальная суннитская организация, ведущая вооруженную борьбу против властей Ирака и Сирии.

Создана в 2006 году в Ираке путем слияния 11 местных группировок. Широкую известность приобрела в 2013 году.

По приблизительным оценкам, контролирует территорию с населением примерно 10 миллионов человек. Неофициальная столица находится в городе Ракка в центральной Сирии.

С 29 июня 2014 года именует себя просто «Исламское государство», подчеркивая, что не ограничивает себя территориальными рамками, а добивается создания «всемирного халифата». Однако многие политики, включая Владимира Путина, а также эксперты и журналисты, продолжают употреблять прежний термин «ИГИЛ».

Левант — собирательное обозначение территории Сирии и Ливана (в некоторых текстах — всего Ближнего Востока; от французского Soleil llevant — «восходящее солнце»). Известно с конца XV века, после Второй мировой войны было практически забыто, вновь вошло в оборот в связи с появлением ИГИЛ.

Абу Бакр аль-Багдади: «халиф Исламского государства» с 29 июня 2014 года. В качестве такового принял имя Ибрагим, утверждает, что является потомком Пророка Мухаммеда.

Состоял в «Аль-Каиде», в феврале 2014 года был исключен из нее.

В 2004-2009 годах содержался в американском лагере «Букка» на территории Ирака, затем был отпущен.

Приобрел мировую известность 5 июля 2014 года, когда произнес свою первую публичную речь во время пятничной молитвы в мечети Мосула, захваченного его боевиками, призвав мусульман всего мира подчиниться ему и вести джихад.

США обещают 10 млн долларов за информацию о местонахождении Абу Бакра. Выше они оценили только лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири — в 25 миллионов.

После американского авиаудара по автоколонне ИГ в районе иракско-сирийской границы 18 марта 2015 года появились сообщения о гибели 44-летнего «халифа», потом поступила информация, что он парализован в результате тяжелого ранения в позвоночник.

Автор фото,

Подпись к фото,

В каком состоянии находится Абу Бакр аль-Багдади, и жив ли он вообще, достоверно неизвестно

Деньги «Исламского государства»: В отличие от «Аль-Каиды», главным финансовым источником ИГ являются не пожертвования богатых спонсоров, а продажа нефти с захваченных им месторождений на севере Ирака и западе Сирии.

По данным газеты Financial Times, боевики ежедневно сбывают 35-40 тысяч баррелей нефти, зарабатывая в среднем полтора миллиона долларов. Большая часть топлива идет местным потребителям, в том числе политическим противникам исламистов, которые в противном случае не смогли бы обеспечивать жизнедеятельность населения.

Другим пунктом легализации называют Турцию, куда нефть поступает через многочисленных владельцев автоцистерн.

Россияне в ИГ: Президент России Владимир Путин 16 октября заявил, что «на стороне ИГИЛ воюют от пяти до семи тысяч выходцев из России и других стран СНГ».

Первый заместитель министра внутренних дел Александр Горовой уточнил, что собственно россиян среди них около 2,5 тысячи человек.

В июне секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев оценил количество россиян на стороне ИГ в «более чем тысячу человек».

По данным спецслужб, среди них есть выходцы не только с Северного Кавказа, но из других регионов, в том числе Сибири и Дальнего Востока.

В июне нынешнего года много шума наделала история 19-летней студентки МГУ Варвары Карауловой, сбежавшей от родителей и задержанной при попытке незаконного перехода турецко-сирийской границы.

Подпись к фото,

Варвару Караулову задержали в Турции

Сирийская свободная армия: ведущий элемент умеренной сирийской оппозиции.

Была создана 29 июля 2011 года, когда группа офицеров во главе с полковником Риядом аль-Асаадом выпустила в Стамбуле телеобращение с призывом к сирийским военнослужащим повернуть оружие против режима.

Представляет из себя пеструю коалицию сил от «братьев-мусульман» до коммунистов, объединенных исключительно стремлением свергнуть Башара Асада. По разным данным, насчитывает от 30 до 80 тысяч бойцов.

Пользуется поддержкой западных стран и Турции. Контролирует территорию вокруг второго по величине сирийского города Алеппо на северо-западе страны, где в последние дни правительственная армия развернула наступление при поддержке российской авиации.

По мнению Запада, Башар Асад вместо борьбы с ИГ стремится уничтожить умеренную оппозицию, чтобы заставить мировое сообщество смириться с его режимом как единственной альтернативой радикальным исламистам, а Россия ему в этом помогает.

«Идеальный сценарий [для Кремля] — обеспечить отсутствие в этом конфликте полутонов между сирийским государством и ИГ, таким образом, добившись легитимизации Асада», — говорит американский аналитик Майкл Кофман.

Во время визита в Лондон 5 октября министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Москва не считает ССА террористами, и даже попросил партнеров помочь в установлении контакта с ней, одновременно выразив мнение, что «она остается фантомным образованием».

Российская дипломатия и пропаганда широко оперируют тезисом, что никаких реальных сил, кроме ИГ и Асада, в Сирии нет.

Джейш аль-Фатх аль-Шам: суннитская вооруженная группировка.

Создана при участии проживавших в Сирии палестинских активистов, насчитывает, по имеющимся данным, около 6,5 тысяч бойцов. Занимает город Идлиб и часть одноименной провинции на севере Сирии, пользуется поддержкой Саудовской Аравии.

По классификации международных экспертов, принадлежит к умеренной оппозиции, однако российская авиация наносит по ней удары, а представитель минобороны РФ Игорь Конашенков в заявлении 18 октября назвал ее террористической организацией.

Джабхат (фронт) ан-Нусра: сирийский филиал «Аль-Каиды», созданный 23 января 2012 года «для помощи сирийскому народу». Признан террористической организацией как Москвой, так и Вашингтоном, и Лондоном.

После разрыва между «Аль-Каидой» и ИГ в начале февраля 2014 года две организации вступили в борьбу. По имеющимся данным, в боях между ИГ и «ан-Нусрой» за полтора года погибли около 1800 человек.

«Хезболла» («партия Аллаха»): ливанская радикальная шиитская организация. Существует с 1982 года при поддержке Ирана и Сирии, в нынешнем сирийском конфликте выступает на стороне Башара Асада. Контролирует территорию вдоль сирийско-ливанской границы.

По словам заместителя главы «Хезболлы» шейха Набиля Кавука, ее бойцы лишь защищают ливанских граждан, проживающих в приграничных деревнях на территории Сирии. Однако профессор Бейрутского университета Гассан аль-Аззи назвал участие «Хезболлы» в конфликте «самым известным секретом в мире».

Курды — единственный многочисленный народ (около 30 миллионов человек), не имеющий не только государственности, но, до недавнего времени, и автономии.

Автор фото, AP

Подпись к фото,

Бойцы курдского ополчения «пешмерга» неплохо вооружены и обучены

Курды компактно проживают в граничащих друг с другом районах Турции, Сирии, Ирака и Ирана, примерно половина общего количества приходится на Турцию.

После падения режима Саддама Хусейна Иракский Курдистан получил широкую автономию. В настоящее время сирийские курды добиваются того же самого.

Власти Анкары принципиально выступают против национальных автономий, считая всех граждан страны турками. Рабочая партия Курдистана остается под запретом, хотя в 2009 году объявила бессрочный мораторий на вооруженную борьбу.

Курды — непримиримые противники ИГ. Они считаются хорошими бойцами и в большинстве чужды религиозного фанатизма. Так, их женщины не только ходят с открытыми лицами, но и сражаются наравне с мужчинами.

На днях в СМИ появилась информация о возможном открытии в Москве представительства Сирийского Курдистана. О намерении опираться на курдов говорили и официальные лица США.

Более тесному сотрудничеству мирового сообщества с сирийскими курдами препятствует, главным образом, позиция Анкары.

«Пешмерга» (в переводе: «стоящие перед лицом смерти»): курдское вооруженное ополчение. Термин известен с 1890-х годов.

В настоящее время «пешмерга» в Сирии и Ираке насчитывает, по американским данным, до 60 тысяч бойцов, имеет в своем распоряжении 450 танков, большое количество артиллерии и стрелкового оружия.

Женевская конвенция ООН по Сирии: документ по сирийскому урегулированию, подписанный 30 июня 2012 года на конференции с участием пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, Турции, Ирака, Кувейта, Катара и Евросоюза.

Главный пункт — создание в Сирии коалиционного правительства и конституционная реформа — остался невыполненным из-за разногласий по поводу будущей роли Башара Асада.

В интервью российским СМИ 16 сентября того же года он заявил, что покинет пост «только в том случае, если этого захочет народ, а не по Женевской конвенции».

Священные войны в буддизме и исламе — Study Buddhism

В начале этого периода Аббасиды правили Бактрией (северный Афганистан), где они позволили местным буддистам, индуистам и зороастрийцам придерживаться своих религий в обмен на уплату подушного налога. Однако многие добровольно приняли ислам; особенно это было распространено среди землевладельцев и в высших образованных городских слоях населения. Высокая культура ислама была более приемлема, чем их собственная, к тому же они могли не платить больших налогов. Тюркские шахи, заключившие союз с тибетцами, правили Кабулом, где процветали и буддизм, и индуизм. Буддийские правители и духовные лидеры, несомненно, могли волноваться, что подобная смена религии ради выгоды может произойти и здесь.

Тюркские шахи правили регионом до 870 года н. э., потеряв власть только между 815 и 819 годами. За эти четыре года халиф Аббасидов аль-Мамун вторгся в Кабул и заставил правившего шаха подчиниться ему и принять ислам. Демонстрируя покорность, кабульский шах подарил халифу золотую статую Будды из монастыря Субахар. В знак торжества ислама, халиф аль-Мамун отправил огромную статую, вместе с её серебряным троном и драгоценной короной, в Мекку и на два года выставил её на обозрение в Каабе. Таким образом халиф показывал своё полномочие править всем исламским миром, после того как одержал победу над своим братом в гражданской войне. Тем не менее, он не заставлял всех буддистов Кабула принимать ислам; кроме того, он не разрушал монастырей. Он даже не разбил как идола статую Будды, подаренную ему кабульским шахом, а отослал её в Мекку в качестве трофея. После того как армия Аббасидов покинула Кабул, чтобы противостоять борьбе других регионов за автономию, буддийские монастыри быстро восстановились.

Следующий период, когда регион Кабула оказался во власти ислама, также был недолгим: между 870 и 879 годами н. э. регион был захвачен Саффаридами, которые правили независимым военным государством и запомнились своей жестокостью и разрушением местных культур. Захватчики отослали много буддийских «идолов» халифу Аббасидов в качестве военных трофеев. Когда приемники тюркских Шахов, индуистские Шахи, вернули себе власть над регионом, буддизм и монастыри снова восстановили прежнее великолепие.

Тюркские Газневиды отвоевали восточный Афганистан у индуистских Шахов в 976 году н. э., но не разрушили буддийских монастырей. Будучи вассалами Аббасидов, Газневиды также строго следовали суннитскому исламу. Хотя они терпимо относились к буддизму и индуизму в восточном Афганистане, их второй правитель, Махмуд Газневи, начал кампанию против соперников Аббасидов – исмаилитского государства Мултана. Махмуд захватил Мултан в 1008 году н. э., изгоняя по пути индуистских Шахов из Гандхары и Уддияны. Индуистские Шахи заключили союз с Мултаном. Какую бы территорию Махмуд ни захватывал, он разграблял индуистские храмы и буддийские монастыри и укреплял свою власть.

После победы в Мултане, движимый, несомненно, желанием больших земель и богатства, Махмуд продолжил наступление на восток. Он захватил современный индийский штат Пенджаб, известный в те дни как Дели. Однако, когда войска Газневидов продолжили наступление на север от Дели в предгорья Кашмира, в соответствии с разными источниками в 1015 или 1021 году, преследуя остатки индуистских Шахов, они потерпели поражение, предположительно потому, что последние читали особые мантры. Это было первое нападение мусульманской армии на Кашмир. Таким образом, описание в Калачакре будущего вторжения и разгрома неиндийских войск в Дели, скорее всего, обобщённо говорит об угрозе Аббасидам и Газневидам со стороны Мултана и угрозе Кашмиру со стороны Газневидов.

Боевики «Исламского государства» объявили России джихад

Террористическая группировка «Исламское государство» (запрещенная в России организация) разместила в Сети видеозапись с угрозами в адрес россиян и призвала к джихаду против РФ.

На кадрах, размещение которых противоречит российскому законодательству, изображены боевики ИГИЛ в балаклавах, которые обращаются к российскому президенту Владимиру Путину. Они заявляют, что их идейные сторонники приедут в Россию и устроят там джихад.

Каким будет «Возмездие» России за сбитый в Сирии Ми-25 и гибель российских пилотов?

Пока официальных комментариев со стороны российских властей не последовало. Также, как неизвестна подлинность данной видеозаписи. Известно лишь, что это девятиминутное видео пришло из мессенджера Telegram, который боевики используют для обмена сообщениями.

 

Угрозы в адрес России

 

Примечательно, что это не первая угроза со стороны террористов в адрес России. До этого один из бывших главарей группировки Абу Умар аш-Шишани (илиТархан Батирашвили) угрожал вторжением террористов в Россию. Кроме того, исламисты также объявляли «священную войну» российским и американским военным, участвовавшим в сирийских кампаниях своих стран.

В связи с этими угрозами и попытками боевиков устроить теракты на территории страны, в России были увеличены меры безопасности. Правоохранители и сотрудники ФСБ проводят частые задержания членов группировки, занимавшихся подготовкой терактов.

 

Операция ВКС России

 

Боевики ИГИЛ «обозлились» после того, как ВКС РФ начали военную операция в Сирии. После того, как международная коалиция во главе с США не смогла добиться успехов в борьбе с боевиками «Исламского государства» в Сирии и остановить кровопролитие в стране, к делу подключились российские ВКС.

Боевики ИГ опубликовали видео с угрозами в адрес России

Военная операция России в Сирии проводилась Воздушно-космическими силами Российской Федерации с 30 сентября 2015 года до 14 марта 2016 года. В середине марта президент России Владимир Путин подписал указ о выводе российского контингента из Сирии. Авиаудары наносила располагающаяся на аэродроме Хмеймим группировка, состоящая из бомбардировщиков и штурмовиков под прикрытием истребителей и вертолетов. В операции также принимали участие базирующиеся в России стратегические самолеты Дальней авиации РФ. Обстрелы целей крылатыми ракетами производили и корабли Каспийской флотилии и Черноморского флота.

Удары наносились по военным объектам (складам оружия и боеприпасов, горюче-смазочных материалов, технике, лагерям, пунктам управления, узлам связи, командным пунктам и другим) «Исламского государства», «Фронта ан-Нусра» (входит в состав «Аль-Каиды») и других террористических организаций.

По данным министра обороны России Сергея Шойгу, российские войска уничтожили в Сирии более 2 тысяч боевиков — выходцев из России, в том числе 17 полевых командиров.

По данным «Syrian Observatory for Human Rights» на 30 июня 2016 года, в результате российских бомбардировок были уничтожены свыше 2400 боевиков «Исламского государства» и свыше 2000 боевиков других группировок повстанцев, включая «Джебхат-ан-Нусру».

 

«Возмездие»

 

Россия также провела в Сирии военную операцию под названием «Возмездие». Это операция предполагала увеличение боевых вылетов российских ВКС и атак против террористов. Операция была начата после крушения российского лайнера А-321 31 октября 2015 над Синаем. Тогда погибли 224 человека, находившихся на борту судна. Ответственность за произошедшее взяли на себя боевики «Исламского государства».

Сейчас исламисты представляют серьезную угрозу для всего мира, они мечтают создать всемирный халифат

Затем боевики ИГИЛ в начале июля под Пальмирой сбили вертолет российских ВКС. По одним данным, это Ми-25, а по другим – это Ми-35М. В результате крушения двое пилотов погибли. Террористы выпустили по вертолету ракету после срыва наступления под Пальмирой. Называются также имена — летчики-инструкторы Ряфагать Хабибулин и Евгений Долгин, они представлены к госнаградам. После этого инцидента в Сирии было начато нове «Возмездие». Находящая в Сирии российская группировка ВКС увеличила чило боевых вылетов, уничтожив несколько важнейших объектов ИГИЛ.

 

Глобальная война

 

«Исламское государство», действующее на территории Сирии и Ирака в последнее время все активнее распространяет свое влияние не только на арабские страны, но и на страны Европы. Сегодня боевиков ИГИЛ, которые появились 10 лет назад в составе группировки «Исламское государство Ирак», называют «чумой 21 века». Террористы и их сторонники распространяют свои идеи среди единомышленников и уже сейчас претендуют на создание всемирного халифата. Шутки и заигрывания Вашингтона, а также поддержка подобных группировок, уже давно закончились. Сейчас исламисты представляют серьезную угрозу для всего мира.

С потом беженцев из Сирии, в Европу пришли и сторонники террористов

С потом беженцев из Сирии, в Европу пришли и сторонники террористов. О том, что ИГИЛ протянуло свои руки на европейские государства, говорит нынешняя ситуация во Франции и Германии. Страны, которые всегда были благополучными и привлекательными для иностранцев, стали мишенями террористов. В новостных сводках чуть ли не ежедневно говорят об атаках исламистов на мирных жителей. За прошлую неделю в Германии произошло несколько таких атак, а во Франции на несколько месяцев введен режим ЧМ. В Иране назвали войну против «Исламского государства» третьей мировой войной. Это все означает, что глобальная война с боевиками неизбежна, и она уже началась. 

Елена Манихина

Человечная сущность ислама — МК Иркутск

Острая жажда социальной справедливости самых активных сторонников ислама и неприятие ими материалистических ценностей западного мира заставляет многих думать о воинствующей его природе и даже его ортодоксальности, подвигает многих критиков утверждать, что это даже не религия вовсе, а утопическая доктрина сродни коммунистической. Однако все это способствует созданию еще большего количества мифов и все дальше отделяет нас от истинного понимания заповедей пророка Мухаммеда и создает опору радикальным силам, извращающим суть ислама для достижения своих корыстных целей. О подлинной сущности ислама, правильном его понимании и причинах сложной его антропологической судьбы — наш разговор с заместителем Верховного муфтия России, главным муфтием Уральского федерального округа, ректором Российского исламского университета Ринатом хазратом Раевым.

— Ринат хазрат, православное толкование ислама настаивает на том, что в мусульманской религии нет места работе души, что человек в ней лишен права выбора, что он всего лишь орудие Аллаха и обязан слепо подчиняться его воле. Утверждается также, что Аллаха не волнует, что у человека в сердце, а важно только исполнять обряды. Иными словами, согласно православным толкователям, между Аллахом и человеком отсутствует духовная связь. Насколько справедливы эти утверждения?

— Все с точностью наоборот: Всевышний Аллах сотворил человека наместником Бога на земле и возложил на него ответственность за все происходящее в земном мире, поскольку у человека есть разум и знания. Именно поэтому человек считается наивысшим творением Всевышнего Аллаха. И прежде чем сотворить человека, Бог создал его душу.

Именно поэтому на самом деле нет человека неверующего, потому что каждая душа живет с верой в Бога, и поэтому человек рождается с этой естественной божественной искрой. Задача человека в дальнейшем сохранить эту веру в ребенке, развить ее и упрочить. За это ответственность перед Богом несут родители, и в этом вопросе наивно уповать на государство. Поэтому для мусульманина очень важна семья, потому что только благодаря ей ребенок находит свой путь к Богу. Если бы между Богом и человеком не было духовной связи, то как тогда пророк Мухаммед смог бы получить божественные откровения, ниспосланные в священных аятах? Многие утверждают, что Мухаммед переписал Библию, но ведь он не умел ни читать, ни писать. Откровения от Всевышнего, которые ниспосылались через архангела Джабраиля (по Библейской традиции Гавриил) пророку Мухаммеду, на начальном этапе его пророческой миссии заучивались непосредственно пророком, а потом он диктовал откровения, и их записывали на пергаменте, шкурах животных, после чего заучивались его сподвижниками, и в течение 23 лет ниспослание Священного Корана было полностью завершено. После ухода пророка Мухаммеда из этого мира встал вопрос об издании Священного Писания, что и было сделано при Халифе Усмане.

Первые откровения Священного Корана фактически были ниспосланы о знании и науке, об эмбриологии и физиологии, о том, что Аллах создал человека из сгустка крови, были описаны все стадии развития зародыша. Как человек, живущий в то время, мог обладать таким знаниями? В исламе душа человека — самая высшая ценность. В Коране записано: «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех, а кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех».

Что касается формального проявления веры в Бога и исполнения обрядов и ритуалов, то ислам осуждает любой фанатизм. В том числе и в посте, и в молитвах. Обряды ведь не Богу нужны, они нужны человеку для укрепления веры в Бога и, разумеется, в себя.

— Утверждается, что ислам требует от мусульманина безоговорочного повиновения, вплоть до того, что при рождении предопределяется его судьба, и что только Аллах решает быть ему злодеем или героем, преступником или спасителем? Человек всего лишь орудие?

— Предопределение — одно из условий веры. Предопределенность заключается в том, что в каждом человеке есть плохое и хорошее, доброе и злое начало, свет и тень. Мы знаем, что из борьбы противоположностей происходит движение и развитие. Но исполнение деяний зависит от человека, его выбора, будет ли он творить добро или служить силам зла. Это его выбор, его путь и его ответственность перед Аллахом, какую часть, предписанную в его книгах деяний, он выполнит. Именно для того, чтобы выбирать, у человека есть разум. Иногда приходится слышать от незнающих мусульман, которые совершили что-то плохое: «Аллах виноват!» А зачем Всевышний дал тебе разум? Но каким бы умным ни был человек, искушение впасть в бесчестие всегда очень велико, поэтому Кораном предписаны правила, выполнение которых ограждает и спасает его от деяний, вредных для его души. Поэтому существует пять столпов ислама. Первый — вера во Всевышнего Творца Аллаха, второй — выполнение пятикратной молитвы — намазов, третий — соблюдение поста в Священный месяц Рамазан, четвертый — выплата закята от 1/40 части в пользу малоимущих, бедняков, сирот, пятый — совершение паломничества в Мекку.

— Иногда приходится слышать, что джихад, так называемая священная война против неверных, тоже является столпом ислама, шестым по счету. Почему пропагандируется эта версия, кем и зачем?

— Джихад — это не священная война. В арабском языке это слово означает «прилагать усердие». Человек может и должен прилагать усердие в любой созидательной деятельности. Иными словами, он должен трудиться. Именно это означает джихад. Джихад можно понимать также как борьбу доброго и злого начала в душе человека, усердие в его борьбе за веру с самим собой. Это называется «борьба духа». Воинствующее понимание джихада возникло из-за неправильного толкования этого слова, которое использовалось применительно к конкретной ситуации и было вырвано из исторического контекста. Ведь каждый аят был ниспослан верующим по определенной причине и под конкретные события. Откровение о джихаде появилось, когда пророк Мухаммед вместе со своими сподвижниками видел притеснения и преследования со стороны мекканских язычников, которые не давали им даже молиться, и тогда пророку было ниспослано откровение совершить хиджрат (переселение), и пророк переселился со своими сподвижниками из Мекки в Медину.

Пророку и его соплеменникам пришлось защищаться посредством оружия и поэтому тогда джихад понимали именно так: для защиты и обороны, когда есть угроза извне, в целях сохранения безопасности общества или государства. И вырывая контексты из Священного Корана о борьбе с неверными, некоторые излагают их для достижения своих корыстных целей, которые противоречат учению Корана и Сунны пророка.

В исламе нет принуждения. Войной и мечом нельзя обратить человека в веру помимо его воли. Как можно кого-то заставить верить во что-то силой? Это абсурд. Однако это имело место на Северном Кавказе. Традиционное понимание ислама сегодня искажается и трактуется очень вольно, человеческий фактор в этом вопросе, как, впрочем, и во многих других, имеет огромное значение.

— Это происходит из-за невежества или делается сознательно, по злому умыслу?

— Сознательное извращение традиционных ценностей ислама, вне всяких сомнений, имеет место.

Традиционные исламские школы миролюбивы и существуют по соседству со всеми конфессиями. Однако есть исламские фундаменталисты и такое явление как ваххабизм, получившее развитие в XVII веке в Саудовской Аравии по причине сложных экономических условий в стране и резкого социального расслоения. Ситуацию осложняло и то, что страны с западной цивилизацией противостояли распространению ислама. В результате, как реакция на социальное неравенство и процессы глобализации, пропагандирующие потребительскую психологию и культ материальных излишеств, стали создаваться и активизироваться различные агрессивные фундаменталистские школы, выступающие за так называемый чистый ислам. Однако на деле их чистый ислам оборачивается дискредитацией традиционного ислама, который учит нас: «О люди! Воистину, мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга, и самый наидостойнейший перед Аллахом из вас — наиболее богобоязненный».

Люди на протяжении веков искажают учения пророков, делая их удобными для себя. Например, по исламу власть от отца к сыну не передается, а в Саудовской Аравии это происходит именно так, стало быть, мы не можем считать эту страну в полном смысле исламской.

Исламский фундаментализм не только дискредитирует религиозное учение, но и отбрасывает мусульманские страны в средневековье. Он затормозил развитие науки, пытаясь пропагандировать невежество. Ведь в свое время арабские народы дали миру алгебру, медицину и астрологию, а сегодня студенты все чаще задают мне вопрос, как ислам относится к нанотехнологиям. В своих умах мусульмане приостановились в развитии, и этот факт необходимо признать. Ограничились выполнением обрядов и считают, что перед Богом достаточно выполнять свои обязанности и готовиться к вечному. Но в хадиса, изречениях пророка, записано, что если сегодняшний день у мусульманина похож на вчерашний, то перед Богом он проиграл. Приобретение знаний является для мусульманина обязательным от колыбели до могилы.

— Почему христианская православная церковь так непримирима к исламу?

— «Ислам» в переводе с арабского означает «покорный Богу», то есть мусульманин — это человек, который покорился Творцу. Это одна из авраамических религий, которая является продолжением иудаизма и христианства. Корни у этих религий одни и те же, и мы считаем Коран последней книгой Всевышнего и завершающей стадией Божественного Откровения. Мы верим во всех пророков, начиная от Адама. К счастью, не все представители православной церкви выражают непримиримость к исламу, мне известно много образованных православных священнослужителей, с которыми мы ведем диалог и делаем общее дело по просвещению и пропаганде Божьих законов.

— Почему у людей возникла потребность в последней книге и учении пророка Мухаммеда?

На протяжении веков Божьи заповеди трансформировались, человек утрачивал подлинные ценности, пытался их менять и переписывать, поэтому Бог снова и снова посылал своих посланников к людям. Коран передан людям на арабском языке и в подлинниках остается неизменным по сей день. Ислам — очередное, последнее во времени послание Бога, доносящее Его законы и правила.

— Отношение к женщине в исламе вызывает много вопросов и подвергается критике со стороны демократической западной общественности, в частности, утверждается, что мусульманкам запрещено попадание в рай. Это также является мифом?

— В исламе особое отношение к женщине, потому что для мусульманина семья — это свято. Неслучайно в нашей религии нет монашества, потому что Бог создал всех живых существ по паре, и пророк Мухаммед сказал: «самый наихудший из вас тот, кто ходит холостяком». Одиночество под силу вынести только Богу, а божьи твари существуют по паре, потому что смысл бытия заложен в детях. «Рай находится под ногами ваших матерей», как сказано в изречениях пророка Мухаммеда, и Всевышний дал право матери войти в рай и ввести туда за собой своих детей, если они получили ее благословение. Из 114 глав священного Корана женщине посвящена отдельная глава, главы, посвященной мужчине, нет. Достоинство женщины, ее права в Коране защищены больше, чем права мужчины, и утверждать, что женщина в исламе — бесправное существо, могут только невежественные люди или те, кто сознательно извращает эту часть священного писания.

BBC — Религии — Ислам: Джихад

Введение

Джихад

Буквальное значение джихада — борьба или усилие, и это означает гораздо больше, чем священная война.

Мусульмане используют слово джихад для обозначения трех различных видов борьбы:

  • Внутренняя борьба верующего за то, чтобы как можно лучше жить согласно мусульманской вере
  • Борьба за построение хорошего мусульманского общества
  • Священная война: борьба за защиту ислама, при необходимости с применением силы

Многие современные писатели утверждают, что основной смысл джихада — внутренняя духовная борьба, и это принято многими мусульманами.

Однако в исламских писаниях так много ссылок на джихад как на военную борьбу, что неверно утверждать, что интерпретация джихада как священной войны неверна.

Джихад и пророк

Внутренний джихад — это тот, который Пророк Мухаммад назвал великим джихадом .

Но цитата, в которой Пророк говорит об этом, рассматривается некоторыми учеными как исходящая из ненадежного источника. Они считают, что использование джихада для обозначения священной войны является более важным.

Внутренний джихад

Внутренний джихад

Выучить Коран наизусть считается занятием Великого Джихада ©

Фраза внутренний джихад или великий джихад относится к усилиям верующего жить своей мусульманской верой как можно лучше.

Все религиозные люди хотят жить так, как угодно их Богу.

Итак, мусульмане прилагают большие усилия, чтобы жить так, как велел им Аллах; следовать правилам веры, быть преданным Аллаху, делать все возможное, чтобы помочь другим людям.

Для большинства людей жить по Божьему пути — это настоящая борьба. Бог устанавливает высокие стандарты, и верующие должны бороться со своими эгоистичными желаниями, чтобы соответствовать им, независимо от того, насколько сильно они любят Бога.

Пять столпов ислама как джихад

Пять столпов ислама образуют в этом смысле упражнение джихада, так как мусульманин приближается к Аллаху, выполняя их.

Другие способы, которыми мусульманин участвует в «великом джихаде», могут включать:

  • Выучить Коран наизусть или заняться другим религиозным изучением.
  • Преодоление таких вещей, как гнев, жадность, ненависть, гордость или злоба.
  • Бросить курить.
  • Уборка пола в мечети.
  • Участие в деятельности мусульманской общины.
  • Работа за социальную справедливость.
  • Прощение того, кто обидел их.

Споры о Великом джихаде

Говорят, что Пророк назвал внутренний джихад «великим джихадом».

Вернувшись с битвы, Пророк сказал: «Мы закончили малый джихад; теперь мы начинаем большой джихад.Он объяснил своим последователям, что борьба с внешним врагом — это меньший джихад, а борьба против самого себя — это великий джихад (священная война).

Некоторые ученые считают эту цитату недостоверной. Они считают использование джихада «священной войной» более важным.

Однако цитата оказала большое влияние на некоторых мусульман, особенно суфиев.

Священная война

Священная война

Когда мусульмане, их вера или территория подвергаются нападению, ислам разрешает (некоторые говорят, направляет) верующего вести военную войну, чтобы защитить их.

Однако исламский (шариатский) закон устанавливает очень строгие правила ведения такой войны.

В последние годы наиболее распространенным значением джихада была Священная война.

И существует давняя традиция использования джихада для обозначения военной борьбы на благо ислама.

Чем можно оправдать джихад?

Есть ряд причин, но Коран ясно говорит, что самооборона всегда является первопричиной.

Допустимые причины для военного джихада:

  • Самооборона
  • Укрепление ислама
  • Защита свободы мусульман исповедовать свою веру
  • Защита мусульман от угнетения, которое может включать свержение тиранического правителя
  • Наказание врага, нарушившего клятву
  • Исправление ошибки

Чем не является джихад

Война — это не джихад, если есть намерение:

  • Заставить людей принять ислам
  • Покорите другие страны, чтобы колонизировать их
  • Захватить территорию для экономической выгоды
  • Урегулирование споров
  • Продемонстрируйте силу лидера

Хотя Пророк несколько раз участвовал в военных действиях, это были битвы за выживание, а не завоевание, и происходили в то время, когда между племенами велась борьба.

Для просмотра этого контента у вас должен быть включен Javascript и установлен Flash. Посетите BBC Webwise для получения полных инструкций

Правила джихада

Правила джихада

В последние годы наиболее распространенным значением джихада была Священная война ©

Военный джихад должен подчиняться очень строгим правилам, чтобы быть законным.

  • Противник всегда должен начинать бой.
  • Нельзя бороться за завоевание территории.
  • Должен быть запущен религиозным лидером.
  • С ним нужно бороться, чтобы принести добро — то, что Аллах одобрит.
  • Прежде чем прибегать к войне, необходимо попробовать любой другой способ решения проблемы.
  • Невинных людей нельзя убивать.
  • Женщины, дети или старики не должны быть убиты или ранены.
  • Женщин нельзя насиловать.
  • К противникам нужно относиться справедливо.
  • С ранеными вражескими солдатами нужно обращаться так же, как и с собственными солдатами.
  • Война должна прекратиться, как только враг потребует мира.
  • Имущество не должно быть повреждено.
  • Отравление колодцев запрещено. Современная аналогия — химическая или биологическая война.

Коран о джихаде

В Коране много отрывков о сражениях. Некоторые из них выступают за мир, а некоторые очень воинственны. Библия, иудейские и христианские Священные Писания демонстрируют такое же разнообразие отношения к войне.

Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не начинайте военных действий.Вот! Аллах не любит агрессоров.

Коран 2: 190

Тем, против кого ведется война, дается разрешение (сражаться), потому что с ними поступают несправедливо, — и воистину, Аллах могущественнее их на помощь.

Коран 22:39

Следовательно, если они отступят от вас, но не будут сражаться с вами, а (вместо этого) пришлют вам (Гарантии) мира, тогда Аллах не открыл для вас никакого пути (для войны с ними).

Коран 4:90

Но если враг склоняется к миру, ты (также) склоняйся к миру и уповай на Аллаха, ибо Он — Тот, кто слышит и знает (все).

Коран 8:61

% PDF-1.5 % 97 0 obj> эндобдж xref 97 92 0000000016 00000 н. 0000002867 00000 н. 0000003017 00000 н. 0000002136 00000 п. 0000003067 00000 н. 0000003109 00000 п. 0000003411 00000 н. 0000003675 00000 н. 0000003778 00000 н. 0000003845 00000 н. 0000004713 00000 н. 0000005564 00000 н. 0000006409 00000 п. 0000006510 00000 н. 0000007195 00000 н. 0000017097 00000 п. 0000017593 00000 п. 0000018177 00000 п. 0000018467 00000 п. 0000018842 00000 п. 0000019527 00000 н. 0000019732 00000 п. 0000020923 00000 п. 0000021777 00000 п. 0000022312 00000 п. 0000023369 00000 п. 0000024425 00000 п. 0000024602 00000 п. 0000025130 00000 п. 0000025292 00000 п. 0000025653 00000 п. 0000028114 00000 п. 0000028420 00000 п. 0000029671 00000 п. 0000030857 00000 п. 0000031374 00000 п. 0000031797 00000 п. 0000032254 00000 п. 0000041599 00000 н. 0000043024 00000 п. 0000043303 00000 п. 0000044483 00000 п. 0000045465 00000 п. 0000046035 00000 п. 0000047236 00000 п. 0000049633 00000 п. 0000049764 00000 п. 0000050124 00000 п. 0000051969 00000 п. 0000052238 00000 п. 0000052317 00000 п. 0000052603 00000 п. 0000053270 00000 п. 0000053528 00000 п. 0000053726 00000 п. 0000054112 00000 п. 0000056960 00000 п. 0000057283 00000 п. 0000057445 00000 п. 0000057824 00000 п. 0000060397 00000 п. 0000060693 00000 п. 0000060759 00000 п. 0000061054 00000 п. 0000061602 00000 п. 0000061843 00000 п. 0000062328 00000 п. 0000062454 00000 п. 0000074804 00000 п. 0000074842 00000 п. 0000074913 00000 п. 0000075037 00000 п. 0000075112 00000 п. 0000075196 00000 п. 0000075244 00000 п. 0000075339 00000 п. 0000075386 00000 п. 0000075515 00000 п. 0000075562 00000 п. 0000075674 00000 п. 0000075721 00000 п. 0000075840 00000 п. 0000075887 00000 п. 0000075992 00000 п. 0000076039 00000 п. 0000076155 00000 п. 0000076202 00000 п. 0000076300 00000 п. 0000076347 00000 п. 0000076490 00000 п. 0000076536 00000 п. 0000076582 00000 п. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 100 0 obj> поток xb«f`T`c`ad @

Османская империя объявляет священную войну

14 ноября 1914 года в Константинополе, столице Османской империи, религиозный лидер Шейх-уль-Ислам провозглашает исламский священная война от имени Османского правительства, призывая своих мусульманских последователей поднять оружие против Великобритании, Франции, России, Сербии и Черногории в Первой мировой войне.

К тому времени, когда летом 1914 года разразилась Великая война, Османская империя уже пошатнулась, потеряв большую часть своей некогда значительной территории в Европе после поражения в Первой Балканской войне двумя годами ранее. Стремясь объединиться с одной из великих европейских держав, чтобы защитить их от будущих потерь, амбициозные османские лидеры — члены Комитета союза и прогресса (CUP), известные вместе как младотурки, — положительно откликнулись на предложения Германии. в августе 1914 г.Хотя 2 августа Германия и Турция тайно заключили военный союз, турки официально приняли участие в Первой мировой войне лишь несколько месяцев спустя. 29 октября Османский флот, в том числе два немецких корабля, Goeben и Breslau , которые, как известно, ускользнули от британского флота в первую неделю войны, чтобы достичь Константинополя, атаковал российские порты в Черном море, положив начало войне. Участие Турции в войне.

Заявление шейха о священной войне, сделанное двумя неделями позже, побудило мусульман всего мира, в том числе в союзных странах, подняться и защитить Османскую империю, как защитницу ислама, от ее врагов.«Из тех, кто идет на Джихад ради счастья и спасения верующих в победу Бога», — говорилось в заявлении, — «удел тех, кто остался в живых, — это счастье, а ранг тех, кто отправляется в следующий мир мученичество. В соответствии с прекрасным обещанием Бога те, кто жертвует своей жизнью, чтобы дать жизнь истине, будут иметь честь в этом мире, и их последний конец — рай ».

ПОДРОБНЕЕ: Начало Первой мировой войны

Перейти к основному содержанию Поиск