РСЗО «Ураган»: описание и характеристики
29.04.2019
РСЗО 9К57 «Ураган» — это советская реактивная система залпового огня, разработанная в 70-х годах. Она до сих пор используется российской армией. Основной задачей этого оружия является поражение живой силы и других объектов противника на дистанциях от 10 до 35 км. РСЗО «Ураган» можно использовать для дистанционной постановки противопехотных и противотанковых мин.
Разработкой комплекса занималось тульское ГНПП «Сплав», в котором ранее была создана еще одна знаменитая реактивная система – «Град». Работами по созданию РСЗО 9К57 «Ураган» руководил генеральный конструктор Ганичев.
По основным характеристикам «Ураган» значительно превзошел Б-21 «Град»: он мощнее, имеет большую дальность стрельбы и может использовать более широкую номенклатуру боеприпасов, что повышает универсальность этого оружия.
РСЗО «Ураган» стоит на вооружении нескольких десятков стран мира, он принимал участие во множестве конфликтов и не раз доказывал свою высокую эффективность.
История создания
В середине 60-х годов советские военные получили на вооружение превосходную РСЗО «Град», аналогов которой на тот момент не имела ни одна из армий мира. Однако военным нужен был еще один комплекс РСЗО с несколько другими характеристиками: с большей дальностью стрельбы и более мощным боеприпасом. Начиная с 1963 года, конструкторы ГНПП «Сплав» в инициативном порядке работали над созданием подобного РСЗО. В 1967 году был готов эскизный проект системы, проведены стендовые испытания различных узлов и стрельба опытными реактивными снарядами.
В 1972 году начались полигонные испытания «Урагана» и доработка реактивной системы. На этом этапе конструкторы сумели получить характеристики, которые требовали от них военные. Дальность стрельбы новой РСЗО достигла 35 км, была значительно повышена ее кучность (она в 1,5 выше, чем у «Града») и эффективность поражения противника. Залп одной пусковой установки накрывал площадь в 42 гектара.
Конструкторы «Сплава» первые в мире сумели создать кассетную головную часть реактивного боеприпаса для РСЗО. С тех пор было разработано несколько видов кассетных боеприпасов для «Урагана», кроме боеприпасов с осколочными боевыми элементами, ракета может снаряжаться противотанковыми и противопехотными минами.
В 1975 году «Ураган» приняли на вооружение, ее производство продолжалось до 1991 года.
Боевым крещением «Урагана» стал Афганистан, советские войска широко применяли эту РСЗО на протяжении всего конфликта. Участвовал «Ураган» и в боевых действиях на территории Африки, сирийская армия использовала его против израильских войск в начале 80-х годов, а российские федеральные войска – в обеих чеченских кампаниях. РСЗО 9К57 «Ураган» активно применялся обеими сторонами конфликта на востоке Украины.
Описание
РСЗО «Ураган» имеет в своем составе следующие компоненты:
- боевую машину 9П140;
- реактивные снаряды;
- транспортно-заряжающую машину;
- комплекс управления огнем;
- метеорологический комплекс;
- учебное оборудование;
- автомобиль для проведения топографической съемки.
Основной составляющей «Урагана» является боевая машина 9П140, выполненная на базе автомобиля ЗИЛ-135ЛМ с колесной формулой 8х8. Артиллерийская часть состоит из шестнадцати трубчатых направляющих, которые объединены в единый пакет. Направляющие крепятся на прямоугольной платформе – люльке. Качающаяся часть устанавливается на вращающемся основании, которое обеспечивает наводку направляющих по азимуту. Наведение возможно и с помощью ручного привода.
Наводка в вертикальной плоскости возможна в диапазоне от +6° до +55°. Угол горизонтального наведения составляет от — 30° до +30° от продольной оси автомобиля. В задней части автомобиля установлены домкраты, которые повышают устойчивость при стрельбе.
«Ураган» оборудован панорамным прицелом и орудийной панорамой, есть рация и прибор ночного видения.
Трубчатые направляющие имеют П-образный паз, с помощью которого реактивному снаряду придается вращательное движение.
Стрельбу можно вести как залпом, так и одиночными выстрелами. Возможен вариант так называемого рваного залпа, во время которого первые восемь ракет выпускаются с интервалом в 0,5 секунды, а остальные восемь – 2 секунды. Время обычного залпа – 8,8 секунды, а «рваного» — 20. Стрельбу можно вести из кабины или дистанционно. Дальность стрельбы достигает 35 км, если огонь ведется на меньшие дистанции, то на головную часть ракеты устанавливаются специальные тормозные кольца.
Автомобиль ЗИЛ-135ЛМ оснащен двумя восьмицилиндровыми двигателями, с мощностью 180 л. с. каждый. Силовая установка находится позади кабины. Колеса задней и передней оси управляемы, машина оснащена системой подкачки шин.
Аналогичное шасси используется и для транспортно-заряжающей машины. Она может нести до 16 реактивных снарядов. Заряжание может проводиться без специальной подготовки, на любых площадках, его время – 15 минут. Транспортно-заряжающая машина оборудована краном, лотком с досылателем, грузовыми тележками, приспособлениями для стыковки, электрооборудованием и механизмом выверки.
Самым простым и наиболее используемым типом реактивных снарядов для РСЗО «Ураган» является 9М27Ф с осколочно-фугасной боевой частью. Боеприпас состоит из головной и ракетной части. В головной части расположена БЧ и взрыватель, в ракетной части находится твердотопливный двигатель и стабилизаторы. Они (как и у «Града») имеют форму сектора цилиндра и раскрываются после вылета реактивного снаряда из направляющей.
Ракета РСЗО «Ураган» 9М27К имеет кассетную боевую часть, в ней находятся тридцать осколочных элементов. Они расположены пятью секциями по шесть штук вокруг оси снаряда. Каждый подобный элемент оснащается собственными стабилизаторами и содержит 350 готовых поражающих элементов с высокой пробивной способностью.
«Ураган» стал первой системой залпового огня, которую можно было применять для дистанционного минирования местности. На заданной высоте боевая часть ракеты раскрывается пороховым зарядом, и боевые блоки рассеиваются на определенной территории. Взрыватель каждой мины блокируется системой замедления, которая отключается через время после приземления боеприпаса. После этого мины становятся на боевое дежурство.
В качестве боевых элементов реактивный снаряд «Урагана» может нести противотанковые контактные мины (взрывается только после наезда на них) и мины, реагирующие на магнитное поле боевой машины. Последние имеют кумулятивные выемки и могут пробивать танковую броню.
Также боевая часть реактивного снаряда может быть снаряжена противопехотными минами ПФМ-1С (312 штук). Эта мина имеет пластиковый корпус и небольшое крыло, которое предназначается для рассеивания боеприпасов на большую площадь. По форме они напоминают бабочку или лепесток. Подобные мины широко применялись советскими войсками в Афганистане, от них сильно страдало гражданское население, в особенности дети.
Реактивный снаряд может оснащаться и объемно-детонирующей боевой частью.
Технические характеристики РСЗО 9К57 «Ураган»
Ниже указаны тактико-технические характеристики системы залпового огня «Ураган».
Характеристики боевой машины | |
Количество направляющих | 16 |
Масса заряженной с расчетом, т | 20 |
Масса без снарядов и расчета, т | 15,1 |
Угол вертикальной наводки (зоны стрельбы), град | +6…+55 |
Максимальная скорость наведения электроприводам, град/с | 3 |
Минимальная скорость наведения электроприводам, град/с | 0,2 |
Время полного залпа, с: | |
при постоянном темпе | 8,8 |
при «рваном» темпе | 20 |
Дальность стрельбы, км: | |
максимальная | 35,8 |
минимальная | 5 |
Время, мин: | |
перевода из походного положения в боевое | 3 |
заряжания | 14 |
подготовки для срочного перемещения | 1,5 |
Шасси | Зил-135ЛМ |
Масса шасси, т | 10,6 |
Габариты, м: | |
в походном положении | 9,63х2,8х3,23 |
в боевом положении | 10,83х5,34х5,24 |
Максимальная скорость, км/ч | 65 |
Запас хода, км | 570 |
Глубина преодолеваемого брода, м | 1,2 |
Расчет мирного/военного времени, чел | 4 (6) |
Технические характеристики боеприпасов
Характеристики реактивных снарядов | |||||
Индекс | Тип ГЧ | Масса, кг | Масса ГЧ, кг | Длина | Дальность стрельбы, км |
9М27Ф | осколочно-фугасная | 280 | 99 | 4833 | 10-35,8 |
9М27К | кассетная, осколочная | 271 | 89,5 | 5178 | 7,5-35 |
9М27К2 | противотанкового минирования | 271 | 89,5 | 5178 | июл.34 |
9М27К3 | противопехотного минирования | 271 | 89,5 | 5178 | июл.34 |
9М51 | объемно-детонирующая | 256 | 143,5 | 5147 | май.13 |
9М59 | противотанкового минирования | 270 | 90 | 5178 | окт.35 |
Видео об РСЗО
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
С друзьями поделились:
ЗРК «Ураган»: фото, характеристики, видео
М-22 «Ураган» (индекс ГРАУ – 3С90, экспортная версия – «Штиль», по классификации NATO – SA-N-7 Gadfly) – морская версия ракетного зенитного комплекса «Бук». Это ракетный корабельный комплекс средней дальности. Он не оснащен своей радиолокационной станцией обнаружения цели, но получает информацию от общекорабельной трехкоординатной радиолокационной станции целеуказания и обнаружения.
История создания
Создание ЗРК М-22 «Ураган» была начала по Постановлению СМ СССР и ЦК КПСС от 13 января 1972 года. Она предназначалась для поступления на вооружение в Военно-морской флот. Эти комплексы унифицировались по ЗУР. Корабельный универсальный многоканальный комплекс средней дальности «Ураган» создал в НПО «Альтаир», должность главного конструктора занимал Г.Н. Волгин.
ЗРК поступил на вооружение в 1983 году, вместе с ЗУР 9М38. М-22 «Ураган» обеспечивал стабильную работу системы в любое время суток, при разных метеоусловия и при выполнении моря до пяти баллов. Пусковая установка палубная наводимая, станкового типа с нижней подсветкой ракеты и одной пусковой балкой, создана в КБ «Старт». Над ее разработкой работал А.И. Яскин, занимающий должность главного конструктора.
Позже комплекс прошел модернизацию и получил другое наименование ЗРК «Ёж» (на экспорт поставлялся под старым названием «Штиль», индекс ГРАУ – 3С90, по классификации НАТО – SA-N-7B Grizzly или SA-N-12 Grizzly). Новый комплекс поступил на использование ЗУР 9М317.
В 1997 году заключили контакт с Индией по поставке 3 фрегатов проекта 1135,6, оборудованных ЗРК «Штиль». Но позже было принято доработать проект до уровня ЗРК «Штиль-1» с более совершенной ЗУР. Экспертный ЗРК «Штиль» по каталогу Jane’s обозначался как SA-N-7C ‘Gollum’ (с зенитной управляемой ракетой 9М317Э), но это больше подходит для нового ЗРК «Штиль-1».
ЗУР 9М38
В ЗРК «Ураган» применяется универсальная ракета для ВМФ и сухопутных войск 9М38, которая была разработана на Свердловском машиностроительном КБ «Новатор». За разработку отвечал главный конструктор Л.В. Люльева. ЗУР 9М38 в сухопутных войсках входит в состав ЗРК «Бук».
Ракеты могут маневрировать с перегрузкой 20 g. Показатель максимальной скорости полета – 1200 метров в секунду. Ракеты 9М38 и ее модификации одноступенчатые с двухступенчатым твердотопливным двигателем.
Ракета оснащается полуактивной головкой самонаведения, активным радиовзрывателем, автопилотом, двухрежимным твердотопливным двигателем, осколочной боевой частью, а также газовыми приводами (работают на горячем газе) и турбогенератором. Перед пуском ЗУР системами пускозаряжающей или самоходной огневой установок формируется полетное задание. Чтобы расширить зону поражения и использовать максимальные возможности ракеты применятся дополнительная информация, передаваемая по линии радиокоррекции на борт ракеты. Для приема сигналов радиокоррекции полета в PER есть специальный канал приема/обработки получаемой информации.
Наведение ракеты на воздушную цель осуществляется по способу пропорциональной навигации по сигналам полуактивной радиолокационной головки самонаведения, которая имеет в своем составе бортовой вычислитель. На каждую цель одновременно может находиться до трех ракет.
Уничтожение цели осуществляется боевыми частями, в состав которых боевая часть осколочно-фугасного действия, активно-импульсный радиовзрыватель и система контактных датчиков. Радиус зоны поражения составляет 17 метров. Контактный подрыв боевой части применяется во время стрельбы по надводным целям.
ЗУР поставляется на флот в специальном стеклопластиковом транспортном контейнере, и абсолютно готовая к боевой эксплуатации без проверок бортовой аппаратуры, а также не нуждается в регламентных работ в течение продолжительного срока эксплуатации во всех климатических зонах.
Приведем технические характеристики ЗУР
- Вес боевой части – 70 кг.
- Длина – 5550 мм,
- Масса ракеты – 690 кг.
Пусковая установка МС-196
Палубная наводимая пусковая установка МС-196 (3С-90 по индексу МО) станкового типа имеет нижнюю подвеску ракеты и одну пусковую балку. Устройство хранения барабанного типа с 2 концентрическими рядами вертикально расположенных направляющих, которые предназначены для фиксации 24 ракет. Скорость схода ракет с одной пусковой установки – 12 с. Вес ПУ без ракет составляет 30 тонн. Глубина погреба – 7,42 м, площадь – 5,2х5,2. Скорость схода ракет составляет 12 с.
Пусковая установка МС-196 была разработана КБ «Старт», главный конструктор, отвечающий за проект – А.И. Яскин.
Система управления
Стоит отметить, что корабельный ЗРК «Ураган» не располагает собственной радиолокационной станции обнаружения, так как, по мнению конструкторов, создание системы обнаружения, которая дублирует основную общекорабельную станцию, может привести к большим весогабаритным характеристикам комплекса и существенным трудозатратам. Поэтому данные «Ураган» получает от общекорабельной трехкоординатной РЛС обнаружения и целеуказания.
К составу системы управления комплекса относятся приборы отображения данных и управления стрельбой, система подсветки целей, цифровой вычислительный комплекс и система телевизионных визиров. Радиопрожекторы системы подсветки располагаются на надстройках корабля так, чтобы была возможность их одновременного использования в разных направлениях.
Корабельная система управления 3Р-90 работала от установленной на грот-матче радиолокационной станции общего обнаружения «Фрегат-М» (МР-700). Координаты обнаруженных воздушных целей поступали в центральный пост на устройство размножитель воздушной информации ОИ-5Ц. Прожекторы радиолокационного подсвечивания воздушных целей, 2 экстрополятора целей, прибор распределения целей, телевизоры, устройство управления огнем и прочие – вот достаточно сложная цепочка передачи первичных радиолокационных данных к ракете. Теоретически станция управления может обеспечивать сопровождение 24 воздушных целей и обстрел 19 (если на корабле есть соответствующее количество прожекторов подсветки и телеоптических визоров), но на практике такие цифры составили 12 и 6 соответственно.
На готовность комплекса из холодного состояния уходит не больше 3 минут. Во время боя комплекс может работать с централизованным управлением от общекорабельных систем управления противовоздушной обороны или в автономном режиме.
ЗРК «Ураган» обеспечивает надежную работу в любых метеоусловиях, в любое время суток и при волнение моря до пяти балов.
Испытания
В период 1974 по 1976 гг. габаритный противолодочный корабль пр.61 «Проворный» переоборудован в пр.61-Э для испытания ЗРК «Ураган» с РЛС «Фрегат». С корабля сняли ЗРК «Волна», и вместо кормового, разместили опытный образец многоканального ЗРК «Ураган». В будущем планировалось установить 2 таких же носовых и модернизировать минимум 4 корабля. Таким планам не суждено осуществится, и «Проворный» в результате остался единственным фрегатом пр.61, вооруженным ЗРК «Ураган». В 1990 году «Проверный» сдали на лом.
Поступление на вооружение
Зенитный ракетный комплекс «Ураган» вооружены ЭМ пр.956. Головной ЭМ пр.956 «Современный» был заложен в 1976 году, и его спустили на воду зимой 1978 года, а летом 1980 года он прошел приемные испытания на Балтике. Приемный акт был подписан 25 декабря 1980 года.
В 1983 году ЗРК «Ураган» приняли на вооружение. К середине 1992 года в строй введено 15 ЭМ пр.956 с таким комплексом.
ЗРК устанавливается на советских эскадренных миноносцах по типу «Современный». С 1985 года по сегодняшний день было создано 16 кораблей этого класса, а также после 2000 года построены два эсминца для МВФ Китая.
На ЭМ пр.956 установлены 2 пусковые установки зенитно-ракетного комплекса М-22, находящиеся в кормовой и носовой частях корабля прямо за артиллерийскими установками АК-130-МР184. Что касается боевого запаса, то он состоит из 48 ракет.
Показатель максимальной дальности поражения воздушной цели на высоте больше 1 км – 25 км на высоте 25 метров и ниже 12 км. Зона обстрела составляет 360 градусов. Максимальная скорость поражаемых воздушных целей – 830 метров в секунду. Количество одновременно обстреливаемых объектов – до 12 единиц (их количество определяется комплектацией ЗРК).
Экспорт
Корабельный ЗРК «Ураган» идет на экспорт под наименованием «Штиль». На сегодняшний день комплексы «Штиль» поставляются Китаю в составе вооружения ЭМ пр. 956Э, Индии – фрегата пр. 11356, ЭМ касса «Дели».
Модернизация
По словам А.Павлова на ЭМ пр.956, начиная с «Безудержного», устанавливается «Ураган-Торнадо» (модификация ЗРК «Ураган»). Нижняя граница поражения цели снижена до 5 метров, дальняя граница поражения у нового комплекса поражена до 70 км (вероятней всего это опечатка, поскольку дальняя граница не больше 40 км – прим. Вестника ПВО).
В западных СМИ было упомянуто об еще одной модернизации «Ёж», в этом комплексе собирались использовать новую ракету 9М317 от ЗРК «Бук-М2».
Тактико-технические характеристики
- Зона поражения по дальности: 1—25 км
- Зона поражения на высоте :25 м — 12 км
- Зона высот полета целей: 10 м — 15 км
- Число одновременно обстреливаемых целей: 12
- Зона обстрела: 360°
- Максимальная скорость поражаемых целей: 330—830 м/с
- Средняя скорость полёта ЗУР: 1000 м/с
- Масса ракеты: 685 кг
- Масса боевой части: 70 кг
- Радиус зоны поражения цели: 17 м
- Длина ракеты: 5500 мм
- Диаметр корпуса ракеты: 400 мм
- Размах рулей: 860 мм
- Боекомплект: 24—96 ракет
- Время реакции (в режиме дежурства): 16—19 с
Первоначально машину планировалось использовать только под монтаж ракетных комплексов, но впоследствии на базе МАЗ-543 были созданы новые боевые системы и обширный шлейф вспомогательных средств, превратившие его в самый востребованный и распространенный тяжелый автомобиль Советской армии.
Высокая мощность, надежность конструкции, качество сборки и проходимость, приспособленность к эффективной эксплуатации в любых дорожных условиях и климатических зонах и относительно невысокая собственная масса, достигнутая путем широкого применения легированных сталей, алюминия и стеклопластика – вот основные преимущества этого грузовика.
Статьи / Военная техника Автомобиль с тысячью лиц: военные профессии тягачей МАЗВ предыдущей статье мы выяснили, что четырехосные седельные машины серии МАЗ-537 конструкции минского СКБ-1, производством которых занимался Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), заслужи… 20350 2 3 29.09.2016
Когда-то на военных парадах автомобили МАЗ-543 с новыми видами вооружения буквально каждый год преподносили иностранным наблюдателям очередные шокирующие «сюрпризы». До недавнего времени эти машины прочно удерживали свой высокий статус и до сих пор остаются на вооружении Российской армии.
К проектированию нового поколения тяжелых четырехосных машин СКБ-1 Минского автозавода под руководством главного конструктора Бориса Львовича Шапошника приступили в начале 1960-х, а организация производства 543-го семейства стала возможной лишь с передачей выпуска седельных тягачей МАЗ-537 на Курганский завод. Для сборки новой автотехники на МАЗе был образован секретный цех, позднее преобразованный в производство специальных колесных тягачей, а СКБ-1 превратилось в Управление главного конструктора № 2 (УГК-2).
Семейство МАЗ-543
По общей конструкции и агрегатной базе семейство МАЗ-543 являлось более быстроходной и маневренной транспортной модификацией седельных тягачей МАЗ-537Г, получившее модернизированные агрегаты, новые кабины и существенно увеличенную монтажную длину рамы. На шасси с оригинальной так называемой живой клепано-сварной рамой монтировали 525-сильный дизель Д12А-525А V12, автоматическую трансмиссию с модернизированным гидротрансформатором и трехступенчатой коробкой передач, новые дисковые колеса на торсионной подвеске с регулируемым давлением в широкопрофильных шинах.
Основу 543-го семейства составляли базовые шасси МАЗ-543, МАЗ-543А и МАЗ-543М с новыми стеклопластиковыми боковыми кабинами с обратным наклоном лобовых стекол, ставшими своеобразной «визитной карточкой» всей гаммы. Кабины имели правое и левое исполнения, а два члена экипажа располагались по оригинальной схеме тандем — на индивидуальных сиденьях друг за другом. Свободное пространство между ними использовалось под установку радиатора и размещение передней части ракеты. Все машины имели единый размер колесной базы 7,7 метра, с полной нагрузкой развивали скорость по шоссе 60 км/ч и расходовали 80 л топлива на 100 км.
МАЗ-543
Родоначальником 543-го семейства являлось «легкое» базовое шасси грузоподъемностью 19,1 т с незамысловатым индексом МАЗ-543. Первые шесть прототипов были собраны весной 1962 года и отправлены на волгоградский завод «Баррикады» для монтажа ракетной системы. Выпуск машин МАЗ-543 начался осенью 1965-го. На них перед моторным отсеком стояли две изолированные друг от друга двухдверные кабины, что предопределило сравнительно небольшой передний свес (2,5 м) и монтажную длину рамы чуть более шести метров. Автомобили МАЗ-543 собрали в количестве 1 631 экземпляра.
В Народной армии ГДР на шасси МАЗ-543 монтировали короткие цельнометаллические кузова с тентом и усиленные сцепные приспособления, превращавшие их в мобильные ремонтно-эвакуационные средства или балластные тягачи.
На первом этапе главным предназначением этой версии являлось несение опытных ракетных комплексов оперативно-тактического звена. Первым из них стала макетная система комплекса 9К71 «Темп», за которой последовала самоходная пусковая установка (СПУ) 9П117 нового комплекса 9К72.
На этой базе монтировали также первые образцы берегового ракетного комплекса «Рубеж», радиорелейной станции связи, пунктов боевого управления, войскового автокрана 9Т35, дизельных электростанций и т. д.
МАЗ-543А
В 1963 году первый образец шасси МАЗ-543А с полезной нагрузкой 19,4 т сразу же поступил под монтаж СПУ оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Темп-С», а потом служил основой для войсковых кузовов и надстроек. Его промышленное изготовление началось в 1966-м и два года спустя переросло в серийное производство.
Главным отличием машины от модели МАЗ-543 являлась незаметная со стороны перекомпоновка шасси путем небольшого продвижения обеих кабин вперед. Это привело к мизерному увеличению переднего свеса (всего на 93 мм) и удлинению полезной части рамы до семи метров. До середины 2000-х годов было выпущено свыше 2,6 тысяч шасси МАЗ-543А.
Главным и наиболее серьезным предназначением машины МАЗ-543А являлось несение пусковой установки 9П120 ОТРК «Темп-С» и входивших в ее состав транспортной и транспортно-заряжающей машины (ТЗМ), а также ТЗМ системы залпового огня «Смерч».
На этом автомобиле базировался расширенный набор военной техники: транспортно-установочные агрегаты, автокраны, подвижные командные пункты, машины связи и охраны ракетных комплексов, радиолокационные средства, мастерские, электростанции и другие.
Опытные и мелкосерийные машины семейства МАЗ-543
В конце 1960-х и начале 1970-х годов к 543-му семейству относилось несколько проходных экспериментальных и мелкосерийных модификаций. Первыми в алфавитном порядке являлись два опытных образца шасси МАЗ-543Б, построенные на базе МАЗ-543 и служившие для монтажа модернизированной пусковой установки 9П117М комплекса 9К72.
Главной новинкой был малоизвестный прототип МАЗ-543В с принципиально иной компоновкой и полезной нагрузкой 19,6 т, послуживший основой известного в будущем варианта МАЗ-543М. В отличие от предшественников, на нем впервые появилась единственная сдвинутая вперед двухместная кабина, расположенная с левой стороны рядом с моторным отсеком. Такая компоновка позволила существенно удлинить монтажную часть рамы под установку более крупного оборудования. Шасси МАЗ-543В собрали в количестве 233 экземпляров.
Для выполнения тыловых транспортных операций в Советской армии и народном хозяйстве в середине 1960-х был разработан многоцелевой бортовой вариант МАЗ-543П двойного назначения, выполнявший роль учебных машин или балластных тягачей для буксировки артиллерийских орудий и тяжелых прицепов.
К малоизвестным единичным прототипам, не получившим развития, относились шасси МАЗ-543Д с многотопливным вариантом штатного дизеля и экспериментальный «тропик» МАЗ-543Т для эксплуатации в горной и пустынной местности.
МАЗ-543М
В 1976 году, через два года после создания и испытаний опытного образца, родилось наиболее удачное, совершенное и эффективное шасси МАЗ-543М, сразу же поступившее в производство и на вооружение, а затем возглавившее всё 543-е семейство. От двух первых машин 543/543А новый автомобиль отличался установкой только одной левой кабины, расположенной рядом с моторным отсеком и сдвинутой на передний свес рамы, достигший своего максимума (2,8 м). При этом все агрегаты и узлы не претерпели изменений, а полезная нагрузка возросла до 22,2 т.
К немногочисленным модификациям этого автомобиля относилось пробное многоцелевое шасси с цельнометаллической бортовой платформой от гражданского грузовика МАЗ-7310 двойного назначения.
На долю МАЗ-543М приходились наиболее мощные и совершенные отечественные системы вооружения и многочисленные специализированные надстройки и кузова-фургоны. На нем монтировали самую мощную в мире боевую систему залпового огня «Смерч», пусковые установки берегового артиллерийского комплекса «Берег» и ракетного «Рубеж», несколько типов зенитных пусковых систем С-300 и т. д.
Самым же обширным был перечень вспомогательных средств обеспечения подвижных ракетных комплексов: мобильные командные пункты, машины обнаружения целей, связи, боевого дежурства, обороны и охраны, автономные мастерские и электростанции, передвижные столовые и общежития для боевого расчета и многие другие.
Пик производства машин МАЗ-543М пришелся на 1987 год. До середины 2000-х Минский автозавод собрал свыше 4,5 тыс. машин этой серии.
Распад Советского Союза привел к остановке серийного производства всех трех базовых шасси МАЗ-543, но их продолжали собирать небольшими партиями по заказам для восполнения парка списанной автотехники, а также для опробования на них новых перспективных систем вооружения. К середине 2000-х в Минске в общей сложности собрали более 11 тыс. машин 543-й серии, на которых размещалось около ста систем вооружения и военного оборудования. С 1986 года по лицензии сборка доработанных машин серии МАЗ-543 осуществляется китайской фирмой Wanshan под маркой WS-2400.
В 1990 году, накануне распада СССР, для замены уже устаревших к тому времени машин МАЗ-543 был создан многоцелевой 22-тонный прототип МАЗ-7930 с многотопливным двигателем V12 мощностью 500 л. с. и многоступенчатой трансмиссией Ярославского моторного завода, новой моноблочной кабиной и высокобортным стальным кузовом.
Тем временем 7 февраля 1991 года военное подразделение Минского автозавода было выведено из состава головного предприятия и преобразовано в Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) с собственными производственными мощностями и научно-исследовательским центром. Несмотря на это, в 1994-м опытные образцы прошли испытания, через четыре года поступили в производство и в феврале 2003 года под маркой МЗКТ-7930 были приняты на снабжение Российской армии, где служат для монтажа новых видов вооружения и спецнадстроек.
До настоящего времени базовые машины семейства МАЗ-543 остаются в производственной программе МЗКТ и при необходимости могут быть вновь поставлены на конвейер.
Фотографии без ссылок на источники — из архива автора.
Реактивная система залпового огня 9К512 «Ураган-1М»
Реактивная система залпового огня 9К512 «Ураган-1М» предназначена для поражения площадных целей, уязвимыми элементами которых являются открытая и укрытая живая сила, небронированная техника, легкобронированная и бронированная техника мотопехотных и танковых рот, подразделения артиллерии, тактических ракет, зенитных комплексов и вертолётов на стоянках; командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленнной структуры.
Реактивная система залпового огня «Ураган-1М» была разработана специалистами ОАО «НПО «СПЛАВ» (Город-Герой Тула) в кооперации с ПАО «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь), Министерством обороны Российской Федерации и смежных предприятий.
РСЗО «Ураган-1М» является принципиально новой системой, с возможностью применения различных реактивных снарядов разных калибров. Бикалиберность реализована применением двух типов реактивных снарядов: от 220-мм РСЗО 9К57 «Ураган» и от 300-мм системы 9К58 «Смерч», а также новыми типами РС.
Первые фотоизображения опытной боевой машины стали появляться в сети Интернет c 2009 года — для РС 220мм: фото1 (дата в данных фотографии 07.11.2008), фото2 (без даты) и для РС 300мм: фото3 (дата в данных фотографии 10.12.2008).
Государственные испытания РСЗО «Ураган-1М» проводились с 2012 года и были успешно завершены в 2015 году. По данным ПАО «Мотовилихинские заводы» система «Ураган-1М» была принята на вооружение вооружённых сил Российской Федерации в 2016 году.
Впервые публично новая бикалиберная реактивная система залпового огня 9К512 «Ураган-1М» была продемонстрирована во время показа техники и вооружения в честь Дня ракетных войск и артиллерии, состоявшегося 19 ноября 2016 года на территории Лужского артиллерийского полигона (33-й полигон, Лужский район Ленинградской области).
Реактивные системы залпового огня «Ураган-1М» включены в перспективную систему ракетно-артиллерийского вооружения. Данными системами оснащаются отдельные артиллерийские части и соединения.
«Ураган» огненных стрел
Реактивная система залпового огня «Ураган» обеспечивает одновременное поражение бронированных и небронированных целей на площади около 43 гектаров
Современные реактивные системы залпового огня (РСЗО) являются сегодня одним из главных огневых средств Сухопутных войск России. В период с 1941 по 1945 годы их знаменитая прародительница «Катюша» наводила ужас на немецкие войска и превосходила их буксируемые установки РСЗО Nebelwerfer и Wurfrahmen (были приняты на вооружение в 1940 году) по мобильности и дальности поражения. Для мгновенного поражения различных целей на больших площадях Российская армия оснащена известными РСЗО и их модифицированными вариантами «Град» («Торнадо-Г»), «Ураган» и «Смерч» («Торнадо-С»).
В настоящее время реактивная система «Ураган» считается одной из самых известных и распространенных в армиях мира. Свое могущество и эффективность воздействия по целям высокомобильный «Ураган» убедительно доказал в реальных боевых действиях в Афганистане, на Северном Кавказе и Украине, на Ближнем Востоке и в Африке.
История создания
РСЗО 9К57 «Ураган» создана по инициативе тульского Центрального НИИ точного машиностроения. На базе полевой реактивной системы М-21 в начале 60-х годов прошлого столетия здесь была разработана более мощная по огневому воздействию и дальности боевая машина реактивной артиллерии. На основании проекта (1964 года) в 1967-м научная работа «Создание высокоточного ракетного комплекса залпового огня «Ураган» (НВ-121-66) подтвердила возможность создания такой РСЗО с заданными характеристиками.
Во второй половине 1968 года был разработан аванпроект, в 1969–1970 годах уточнены тактико-технические требования для опытно-конструкторской работы. Проект предусматривал создание боевой (БМ) и транспортно-заряжающей (ТЗМ) машин на колесном (ЗИЛ-135ЛМ) и гусеничном (МТ-С) шасси. Рассматривался также вариант ТЗМ на базе автомобиля КрАЗ-253. Практические работы позволили определить типы боевых частей для реактивных снарядов. Главным конструктором системы в целом стал Александр Ганичев, боевой машины — Юрий Калачников. В окончательном варианте РСЗО «Ураган» была принята на вооружение и эксплуатируется с 1975 года. Серийно реактивную артиллерийскую систему «Ураган» производило ГНПП «Сплав» (Тула) в период с 1975 по 1991 годы.
Реактивная система залпового огня «Ураган» на параде. Фото: Сергей Субботин/РИА Новости
Особенности
Советская реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган» предназначена для поражения открыто расположенной и укрытой живой силы, бронированной и небронированной техники, а также площадных (артиллерийских, ракетных и зенитных подразделений, командных пунктов, узлов связи, складов, мест базирования) и других объектов противника на дальностях от 8–10 до 35 километров. Кроме того, реактивная система «Ураган» может использоваться для сплошного минирования местности с использованием противопехотных и противотанковых мин.
Для решения указанных задач комплекс имеет боевые, обеспечивающие и учебно-тренировочные средства. Боевые элементы РСЗО «Ураган» включают боевую (БМ, 9П140) и транспортно-заряжающую (ТЗМ, 9Т452) машины, 220-мм реактивные снаряды и комплекс автоматизированного управления огнем (1В126) «Капустник-Б». Средства боевого обеспечения — автомобиль для топографической съемки (1Т12-2М), радиопеленгационный метеорологический комплекс (1Б44), комплект специального арсенального оборудования и инструмента (9Ф381).
Боевая машина (пусковая установка) боевой массой 20 тонн служит для транспортировки 16 реактивных снарядов, их пуска и поражения целей на площади не менее 42 гектаров. Артиллерийская часть — блок из 16 трубчатых направляющих с прицельными приспособлениями, механизмами наведения, средствами связи и управления — размещена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Блок может наводиться на цель в вертикальной (5–55 град.) и горизонтальной (до 240 град.) плоскостях. Направляющие с П-образным винтовым пазом придают первоначальное вращение снаряду для устойчивого полета по траектории. Реактивные снаряды могут запускаться залпом (интервал 0,5 секунды) и в «рваном» темпе (первые восемь через 0,5 секунды, последующие — через 2 секунды). В последнем случае снижается частота колебаний БМ и повышается кучность стрельбы. Расчет из четырех человек (в мирное время) обеспечивает перевод установки в боевое положение, оставление ею огневой позиции и перезарядку боекомплекта в течение 3, 1,5 и 15 минут соответственно.
ТЗМ (9Т452) на аналогичной колесной базе обеспечивает заряжание и разряжение пусковой установки. Перезарядка БМ боекомплектом из 16 реактивных снарядов производится в течение 15 минут. При полной загрузке БМ и ТЗМ могут передвигаться по шоссе с максимальной скоростью до 65 км/час и без предварительной подготовки преодолевать броды глубиной до 1,2 метра. Запаса топлива хватает на 500 километров пути.
Для решения задач пусковая установка может применять реактивные снаряды с осколочно-фугасной (9М27Ф), кассетной (9М27К) с осколочными боевыми элементами, зажигательной (9М27С) и объемно-детонирующей (9М51) головными частями. В зависимости от решаемой задачи их масса составляет от 89,5 до 99 кг. Для дистанционного минирования местности используются реактивные снаряды с кассетной головной частью для противотанковых (9М59) или противопехотных (9М27К2, 9М27К3) мин. Для морально-психологического воздействия на противника «Ураган» может применять снаряд (9М27Д), головная часть которого оснащается агитационными материалами.
Артиллерийская реактивная система «Ураган» безотказно работает при внешних температурах от –40 до +50ºС, ветре до 20 м/с, высокой влажности и запыленности воздуха на высотах до 3 тысяч метров над уровнем моря. Она может решать боевые задачи в условиях применения противником ядерного, химического и биологического оружия в любое время года и суток в погодно-климатических условиях любого региона мира, куда может быть доставлена любым видом транспорта. Система постоянно модернизируется с целью повышения боевых возможностей.
В настоящее время РСЗО «Ураган» является штатной огневой системой Российской армии. Кроме того, эта мощная огневая система имеется в армиях Украины, Афганистана, Чехии, Узбекистана, Туркмении, Белоруссии, Польши, Ирака, Казахстана, Молдавии, Йемена, Киргизии, Гвинеи, Сирии, Таджикистана, Эритреи, Словакии и других стран.
Боевое применение РСЗО «Ураган»
Боевое крещение РСЗО «Ураган» прошла в Афганистане — моджахеды называли ее «шайтан-труба» и очень боялись. Свою эффективность «Ураган» продемонстрировал в ЮАР и в войне Сирии с Израилем в начале 80-х годов. Огневая система использовалась против незаконных вооруженных формирований сепаратистов в Чеченской Республике и во время грузино-южноосетинского конфликта 2008 года. В 2014–2015 годах реактивную систему «Ураган» на автомобилях КрАЗ-6322 активно применяли вооруженные силы Украины на юго-востоке страны, а также ополченцы, которые захватили несколько пусковых установок в боях.
Высокие эффективность и эксплуатационная надежность РСЗО «Ураган» гарантируют ее применение в качестве огневого средства поражения в ближайшие 10–15 лет.
Реактивные снаряды минирования для РСЗО «Ураган»
В семидесятых годах в нашей стране началась разработка реактивных снарядов дистанционного минирования для систем залпового огня. Со временем ракеты такого рода вошли в номенклатуру боеприпасов всех отечественных РСЗО. Так, для применения с боевыми машинами 9К57 «Ураган» создали три варианта 220-мм снарядов дистанционного минирования с отличающейся полезной нагрузкой.Боевая машина РСЗО «Ураган». Фото Vitalykuzmin.net
На базе кассетных
Для РСЗО «Ураган» с самого начала предлагался 220-мм реактивный снаряд 9М27К, оснащенный кассетной головной частью типа 9Н128К. Такой боеприпас нес 30 осколочных боевых элементов. Позже на его основе разработали ракету 9М27К1 с головной частью 9Н516, укомплектованной новыми суббоеприпасами. Дальнейшее развитие кассетных снарядов для «Урагана» привело к появлению ракет дистанционного минирования.
Первые образцы такого рода были созданы к началу восьмидесятых годов. В течение нескольких следующих лет в серию пошли три снаряда с разным «наполнением» и отличающимся предназначением. При этом конструкция и основные характеристики новых изделий отличались минимально.
Головная часть снаряда 9М27К2 с минами ПТМ-1. Фото Russianarms.ru
По своей конструкции снаряды минирования минимально отличаются от других боеприпасов для «Урагана». По сути, речь идет об установке новой головной части на существующий корпус с ракетным двигателем. Дистанционная трубка, отвечающая за срабатывание головной части тоже заимствовалась у существующих ракет.
Снаряд 9М27К2 «Инкубатор»
В 1980 г. на вооружение Советской армии поступил реактивный снаряд 9М27К2, оснащенный кассетной головной частью 9Н128К2 и трубкой ТМ-120. Длина такого снаряда – менее 5,18 м, стартовый вес – 270 кг. Головная часть с полезной нагрузкой весят 89,5 кг. По показателям дальности стрельбы «Инкубатор» не отличался от других снарядов «Урагана» и позволял доставлять мины на дальность от 10 до 35 км.
Противотанковая мина ПТМ-1. Фото Saper.isnet.ru
Полезная нагрузка изделия 9М27К2 – 24 противотанковые мины ПТМ-1. Мины размещались в три яруса по восемь в каждом. На месте мины удерживались кожухами и диафрагмами. Выброс боеприпасов из корпуса осуществлялся пиропатроном и набегающим потоком воздуха.
Противотанковая мина ПТМ-1 имеет длину 337 мм и выполнена в корпусе близкого к треугольному сечения. Масса – 1,6 кг, в том числе 1,1 кг взрывчатого вещества. Мина оснащается взрывателем типа МВДМ с жидкостным датчиком цели. Подрыв производится при давлении на корпус мины с усилием не менее 120 кг. Подрыв основного заряда повреждает ходовую часть наехавшей машины. Взрыватель становится на боевой взвод в течение 1-2 мин после выброса из ракеты; самоликвидатор срабатывает после 3 часов нахождения на грунте.
Макет изделия 9М27К3 с противопехотными минами. Фото Russianarms.ru
При стрельбе полным залпом из 16 снарядов на максимальную дальность одна РСЗО «Ураган» засеивает минами участок размерами 900х900 м – 81 га. На него выбрасывается 384 мины, за счет чего создается поле достаточной плотности. При минимальной дальности стрельбы размеры участка сокращаются до 400х600 м (24 га), тогда как плотность минирования повышается.
Снаряд 9М27К3 «Инкубатор»
В тот же период был создан и принят на вооружение реактивный снаряд 9М27К3, предназначенный для противодействия вражеской пехоте. Он комплектовался головной частью 9Н128К3 с трубкой ТМ-120. По своим габаритам и массе ракета аналогична другому варианту «Инкубатора». Головные части двух типов так же не отличаются по размерам и весу.
Внутри головной части 9Н128К3 в три яруса продольно размещаются 12 кассет КПФМ-1М; рядом с ними находится вышибной заряд. Каждая кассета вмещает 26 противопехотных мин ПФМ-1С. Суммарно ракета несет 312 мин. На нисходящей части траектории снаряд должен сбрасывать кассеты, после чего те раскрываются и рассеивают по местности свое содержимое.
Кассета КПФМ-1М с минами ПФМ-1С. Фото Russianarms.ru
Мина ПФМ-1С представляет собой простейший противопехотный боеприпас минимальных размеров. Поперечник изделия не превышает 120 мм, масса – всего 80 г. Внутри легкого пластикового корпуса помещено 40 г взрывчатого вещества. Взрыватель нажимного действия становится на боевой взвод в течение 1-10 минут после сброса. Предусмотрен самоликвидатор, срабатывающий через 1-40 ч после взвода.
При стрельбе на максимальную дальность залпом из 16 снарядов 9М27К3 мины рассеиваются по эллипсу площадью до 150 га. Среднее расстояние между отдельными минами не превышает 10 м. Для создания более плотного минного поля может понадобиться несколько залпов.
Снаряд 9М59 «Туманность»
В 1989 г. на вооружение приняли реактивный снаряд 9М59, предназначенный для противотанкового минирования местности. Основным элементом этого изделия является кассетная головная часть типа 9Н524, соединяемая со штатной ракетной частью и стандартной трубкой. Несмотря на изменение полезной нагрузки, габариты ракеты в сборе и основные летные характеристики остались прежними.
Макет мины ПФМ-1С. Фото Russianarms.ru
Внутри изделия 9Н524 помещается девять противотанковых мин ПТМ-3 – в три яруса по три единицы. Сброс мин осуществляется пиропатроном и выполняется на нисходящей части траектории.
Изделие ПТМ-3 выполнено в виде продолговатого коробчатого устройства длиной 330 мм и массой 4,9 кг. Используется прямоугольный заряд массой 1,8 кг, боковые поверхности которого вместе с выколотками корпуса образуют кумулятивные выемки. Подрыв выполняется магнитным взрывателем ВТ-06 и призван поражать гусеницу или днище цели. Переход в боевое положение занимает 1 минуту, время работы – не более 24 ч.
Макет изделия 9М59. Фото Russianarms.ru
16 снарядов «Туманность» доставляют в заданный район 144 мины ПТМ-3. Участок их падения имеет площадь до 250 га. Среднее расстояние между соседними упавшими минами – ок. 50 м. Таким образом, может возникать необходимость в нескольких залпах для создания минного поля достаточной плотности.
Преимущества и недостатки
Реактивные снаряды минирования для РСЗО «Ураган» создавались с учетом опыта создания и испытаний аналогичного оружия для систем «Град». 122-мм снаряды подтвердили принципиальную возможность создания и использования ракет минирования, но показали недостаточные характеристики. Полезная нагрузка 122-мм ракет была ниже желаемой из-за ограничений по размеру корпуса и стартовой массе.
Снаряд калибром 220 мм имеет больший внутренний объем, доступный для размещения полезной нагрузки, такой как противотанковые или противопехотные мины. Эти возможности удалось использовать также благодаря увеличенной грузоподъемности ракеты. В результате этого были созданы три типа 220-мм снарядов минирования с повышенной эффективностью. Впрочем, такие снаряды для «Урагана» по основным параметрам уступают 300-мм боеприпасам РСЗО «Смерч».
Макет мины ПТМ-3. Фото Russianarms.ru
За счет снарядов дистанционного минирования РСЗО «Ураган» приобретает дополнительную функцию и может помогать инженерным подразделениям в организации минно-взрывных заграждений. При этом установка мин внаброс осуществляется на большом удалении, что может быть полезным в некоторых ситуациях.
В то же время, возможны затруднения логистического или организационного характера. Постановка мин требует подвоза соответствующих боеприпасов вдобавок к прочим реактивным снарядам. Организация минирования может быть не всегда целесообразной. Если противник оказался в зоне досягаемости «Ураганов», фугасные заряды или осколочные суббоеприпасы могут быть гораздо полезнее мин.
Тем не менее, реактивные снаряды минирования для «Урагана» поступили на вооружение и отправились в арсеналы. Также были созданы аналогичные изделия для РСЗО «Смерч». Благодаря этим разработкам Советская и Российская армия получили новые возможности в сфере минирования, обеспечив себе определенные преимущества перед вероятным противником.
9К57 Ураган
Реактивная система залпового огня (РСЗО)
9К57 «Ураган» разработана Тульским Государственным НИИ точного машиностроения под общим руководством А. Н. Ганичева, главный конструктор боевой машины системы — Ю. Н. Калачников. Проработка аванпроекта системы начата институтом в инициативном порядке в 1963-1964 г. г. В в 1967 году была начата НИР «Создание высокоточного ракетного комплекса залпового огня «Ураган». Аванпроект комплекса завершен и защищен в 1968 г. Непосредственная разработка РСЗО “Ураган” начата на основании Постановления Совета Министров СССР от 21 января 1970 года №71-26.
Первый образец РСЗО «Ураган» представлен на испытания в 1972 г. Система принята на вооружение в 1975 г. В этом же году начались поступления первых образцов системы в ВС СССР. Серийное производство системы «Ураган» велось в 1975-1991 г.г.
РСЗО «Ураган» поставлялась на экспорт в такие страны как Сирия, Эфиопия, Ливия, Афганистан, Йемен. Система состоит на вооружении многих стран СНГ.
Боевая машина 9П140 ракетного комплекса 9К57 «Ураган» (http://twower.livejournal.com)
В середине 1990-х годов начаты работы по созданию модернизированного варианта ракетной системы залпового огня «Ураган-1М» на шасси БАЗ, а позже — МЗКТ. В 2012 г. начаты испытания системы 9К512 «Ураган-1М» с боевой машиной на шасси МЗКТ-7930 «Астролог».
РСЗО «Ураган» в ВС России
По состоянию на 2016 г. в составе Вооруженных Сил России находится не менее 200 единиц боевых машин 9П140 РСЗО «Ураган». На базах хранения по западным данным находится еще не менее 700 систем. РСЗО «Ураган» входят в состав ракетных бригад ракетных войск и артиллерии сухопутных Войск ВС России.
РСЗО «Ураган» применялись ВС России во всех чеченских войнах, в Грузино-Осетинском конфликте 2008 г. и в Сирии.
Состав бригадного комплекта комплекса
В состав РСЗО «Ураган » входят следующие боевые средства:
- Боевая машина 9П140 на шасси ЗИЛ-135ЛМ с 16 направляющими для снарядов, собранными в единый пакет (артиллерийская часть)
- Транспортно- заряжающая машина 9Т452 на шасси ЗИЛ-135ЛМ
- Реактивные снаряды
- Комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б»
- Учебно- тренировочные средства
- Автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М
- Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44
- Комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381
ТТХ РСЗО «Ураган»
Боевая машина 9П140: Длина - 9630 мм Ширина - 2800 мм Высота в походном положении - 3225 мм Расчет - 4 чел. Масса снаряженной боевой машины - 20000 кг Масса боевой машины без снарядов и расчета - 15100 кг Углы наведения: - по вертикали максимальный - 55 градусов - по горизонтали - по 30 градусов влево-вправо Скорость движения по шоссе - 65 км/ч Запас хода по шоссе - 570 км Дальность действия: - минимальная - 8000 м - максимальна - 35800 м Площадь поражения максимальная - 426000 кв.м
Боевая машина 9П140 ракетного комплекса 9К57 «Ураган» (http://twower.livejournal.com)
Боевое оснащение
В РСЗО "Ураган" используются неуправляемые реактивные снаряды (ракеты) с разными типами боевых частей. Снаряды типа 9М27 оснащаются фугасными, зажигательными и кассетными боевыми частями. Снаряд 9М51 оснащается отделяемой термобарической (объемного взрыва) боевой частью. Снаряд 9М59 оснащается кассетной боевой частью с противотанковыми минами. Для РСЗО "Ураган" до 1990-х годов существовал снаряд с химической боевой частью 9Н519.
Транспортно-заряжающая машине 9Т452 ракетного комплекса 9К57 «Ураган»
Система управления и наведение
Наведение неуправляемых реактивных снарядов РСЗО осуществляется механическим прицеливанием артиллерийской части боевой машины РСЗО по азимуту и углу места.
Модификации:
РСЗО 9К57 «Ураган» — основной вариант ракетной системы залпового огня, принят на вооружение в 1975 г.
РСЗО 9К512 «Ураган-1М» — модернизированный вариант ракетной системы залпового огня на шасси МЗКТ-7930 «Астролог». Поступления в Вооруженные Силы России начаты в 2017 г.
«Новый оборонный заказ. Стратегии»
90000 National Hurricane Center 90001 90002 90003 90004 90005 Top News of the Day … view past news 90006 90007 90008 Last update Sun, 12 Jul 2020 17:56:09 UTC 90009 90006 90011 90004 90013 90006 90011 90016 90017 90018 90004 90005 For best viewing experience, please enable browser JavaScript / Active Scripting. 90021 90004 90005 90006 90011 90026 90027 90028 90018 90004 90005 90028 90004 90005 90002 90006 90011 90016 90006 90011 90041 90016 90006 90011 90016 90006 90011 90041 90016 90002 90051 90052 90053 Atlantic — Caribbean Sea — Gulf of Mexico 90054 90055 90011 90004 90013 90006 90011 90004 90005 90063 90004 90005 90066 There are no tropical cyclones in the Atlantic at this time.90067 90006 90011 90016 90006 90011 90016 90066 90075 * 90076 Spanish translations, when available, are courtesy of the NWS San Juan Weather Forecast Office. 90067 90051 90052 90053 Eastern North Pacific (East of 140 ° W) 90054 90055 90011 90004 90013 90006 90011 90004 90005 90006 90011 90016 90051 90052 90053 Central North Pacific (140 ° W to 180 °) 90054 90055 90011 90004 90013 90006 90011 90004 90005 90063 90004 90005 90066 There are no tropical cyclones in the Central North Pacific at this time.90067 90006 90011 90016 90006 90011 90016 .90000 What is a hurricane? 90001 90002 VIDEO: What is a hurricane? Here’s what you need to know in less than a minute. Transcript 90003 90002 A tropical cyclone is a rotating low-pressure weather system that has organized thunderstorms but no fronts (a boundary separating two air masses of different densities).Tropical cyclones with maximum sustained surface winds of less than 39 miles per hour (mph) are called tropical depressions. Those with maximum sustained winds of 39 mph or higher are called tropical storms. 90003 90002 When a storm’s maximum sustained winds reach 74 mph, it is called a hurricane. The Saffir-Simpson Hurricane Wind Scale is a 1 to 5 rating, or category, based on a hurricane’s maximum sustained winds. The higher the category, the greater the hurricane’s potential for property damage.90003 90002 Hurricanes originate in the Atlantic basin, which includes the Atlantic Ocean, Caribbean Sea, and Gulf of Mexico, the eastern North Pacific Ocean, and, less frequently, the central North Pacific Ocean. A six-year rotating list of names, updated and maintained by the World Meteorological Organization, is used to identify these storms. 90003 90002 «Hurricane Season» begins on June 1 and ends on November 30, although hurricanes can, and have, occurred outside of this time frame.NOAA’s National Hurricane Center predicts and tracks these massive storm systems, which occur, on average, 12 times a year in the Atlantic basin. 90003 90002 As a world leader in hurricane research, NOAA strives to understand the mechanics of these complex storms in order to protect people, property, commerce, and natural resources. 90003 90014 Video Transcript 90015 90002 When the maximum sustained winds of a tropical storm reach 74 miles per hour, it’s called a hurricane.Hurricane Season begins on June 1 and ends on November 30, but these powerful storms can occur before and after the official season. A hurricane can be an awesome and destructive force of nature. Be prepared. Visit Ready.gov 90003 .90000 Hurricane — Basic Planet 90001 90002 What is a Hurricane? 90003 90004 90005 90004 Hurricanes can be described as giant, swirling storms. They are severe ‘tropical storms’ and are usually accompanied by treacherous thunderstorms. These monster storms can reach winds speeds up to 160 miles per hour. They can also unleash a whopping 2.4 trillion gallons of rain a day. 90005 90004 Hurricanes occur in the Caribbean Sea, Eastern Pacific Ocean, Southern Atlantic Ocean and in the Gulf of Mexico.90005 90002 Types of Winds 90003 90004 These same ‘tropical storms’ are known as ‘cyclones’ in the northern Indian Ocean and Bay of Bengal, and similar storms are known as ‘typhoons’ in the western Pacific Ocean. These storms may have different names, but they all have similar and devastating effects. 90005 90004 ● Tropical depression 90005 90004 A tropical depression is an occurrence which consists of clouds and thunderstorms joining together. A tropical depression can have wind speeds up to 39 mph.This is the maximum wind speed that is expected from a tropical depression. It has no eye and does not typically have the organization or the spiral shape of more powerful storms. It’s pressure is lower than more serious storms, and this is why it is given the name «depression». 90005 90004 ● Tropical storm 90005 90004 A tropical storm is a group of heavy thunderstorms with a specific surface circulation and greatest constant winds between 39 — 74 mph. During this point, the typical cyclonic shape starts to develop, though an eye is not always present.The Government weather services assign names to the cyclone that reaches this intensity and strength. 90005 90004 ● Hurricane or typhoon 90005 90004 A hurricane or typhoon system involved sustained winds that reach at least 34 meters per second or 74 miles per hour. A hurricane can be sometimes referred to as a tropical cyclone, as opposed to a depression or storm. The eye of the storm is actually the calmest part of the storm, and is at this point the pressure is at its lowest. The eye can be observed from satellite images.These images look like small, circular shaped spots that have no clouds. The area that is called the eye wall surrounds the eye of the storm. The size of the area is between 16 -80 kilometers wide. In the eye wall the winds and thunderstorms are the strongest and cause the greatest amount of damage. The strongest winds sustained in recorded tropical cyclones have been measured at 195 miles an hour or 85 meters a second. 90005 90026 Tropical cyclone seen from the space 90002 Where and when hurricanes occur 90003 90004 Areas that are subjected to, and regularly experience hurricanes are all the Atlantic and Gulf of Mexico coastal areas.Parts of the Southwest United States and Pacific Coast also experience heavy rains, storms and floods each year as results of hurricanes that hit Mexico. 90005 90004 The Atlantic hurricane season starts in the month of June and ends in November. Mid August to early October is considered as the peak seasons for hurricanes. The Eastern Pacific hurricane starts and ends around May 15 — November 30. 90005 90004 Hurricanes start off in the warm ocean waters as tropical disturbances. The temperature of these waters would be around 80 degrees Fahrenheit.The pressure from these systems produces energy from the warm water. A storm is termed a ‘tropical depression’ as it achieves wind speeds of 38 miles per hour. (61 kilometers per hour). 90005 90004 A tropical depression becomes a tropical storm when its wind speeds reach up to 39 miles an hour. When a storm’s unrelenting wind speeds reach at 74 miles an hour it forms a hurricane and earns a category rating of 1 to 5 on the Saffir-Simpson scale. 90005 90004 The scale is used to measure the strength and intensity of a hurricane.It ranges from one-five rating. The scale is used to give an accurate estimation of the flooding and property damages expected down the coast from the storm. Wind speed is the determining factor in the scale. 90005 90004 Hurricanes can be described as giant heat engines that produce large scale energy. They draw heat from warm ocean air and release it through condensation of water vapor during thunderstorms. 90005 90004 The low pressure centre which the hurricane spins around is known as the ‘eye’, or the ‘eye of the storm’.Sinking air makes this 20 to 30-mile-wide area notoriously calm. 90005 90002 The dangers of hurricanes 90003 90004 The major fear we have on hurricanes is its capability to cause catastrophic damages to not just the coastlines but to several miles inland. Today’s stats show that hurricanes are capable of producing winds exceeding 155 mph (miles per hour) .These high winds are so powerful and destructive that they can pull entire buildings, boats and farms out of the ground and relocate them to several miles away from where they were originally found.90005 90004 Apart from it, hurricanes are also able to create and form heavy storm around the coastal areas that can cause heavy damage due to heavy rainfall. The most destructive results of hurricanes are the floods and flying debris from the extreme winds. It’s the slow moving hurricanes that produce heavy rains especially moving to mountainous regions which results in mudslides and landslides. Nonstop heavy rainfall can also causes flash flooding. 90005 90004 Strong tropical cyclones at sea can cause high winds, heavy rain and large waves that causes shipwrecks and disrupt shipping.Tropical cyclones swirl up water causing cool winds behind. 90005 90004 On land, the heavy winds can cause catastrophic disasters and most of the time even destroys vehicles, bridges, buildings, barns and other outdoor structures. The winds can turn debris into deadly objects in a matter of seconds. 90005 90004 The storm surge in sea levels increases to causes problems due to the tropical cyclone, which are typically the worst effect from land falling. It has been recorded that these effects result in 90% of tropical cyclone deaths.The wide rotation of the land falling tropical cyclones and wind forms tornadoes. Tornadoes can also be produced as a result of eye wall vortex, which can persist until landfall. 90005 90055 After a hurricane 90004 Over the past two hundred years, these tropical cyclones have been held responsible for causing the deaths of around 1.9 million people worldwide. Large undrained areas had large amounts of water caused by flooding. This results to form infection in many people and contributed to mosquito-borne illnesses.Crowded evacuation shelters increase the risk of disease spreading. Tropical cyclones can had negative effects infrastructure and sometimes they can not be fixed quickly. This can lead to power cuts, bridge destruction, and can make reconstruction efforts very difficult. 90005 90004 Although cyclones take an enormous toll on human lives and public and personal property, they may have very important effects on the water regimes of locations that they occur in. This is because they transport the very necessary water to drier regions.Tropical cyclones can also play a part in global warming. They help maintain the global heat balance by the warm and damp air being moved to the middle latitudes and Polar Regions. The cyclones also help keep the heat balance maintained by regulating the thermohaline circulation. The hurricanes strong winds and storm surge are usually destructive to human-made structures, but they also affect the water in important fish breeding areas. In fact, it is popular that due to the destruction that the tropical cyclones cause, the local property values increase and will result in development.90005 90002 Global warming effects on hurricanes 90003 90004 A U.S. Geographical Laboratory has run tests to determine the effects of global warming on hurricanes. Their studies and research conclude that there are high possibilities of extreme and intense hurricanes to occur in the next century since the climate is warmed due to the increase in greenhouse gases in our atmosphere. 90005 90002 Hurricane Video 90003 90004 90067 90068 90005 90070 Hurricane Related Articles 90071 .