Учения, обернувшиеся катастрофой | Мир | ИноСМИ
Громогласно объявленные маневры
Поэтому американский генерал хотел действовать наверняка. Он поддержал предложение британского стратега Фредерика Моргана (Frederick E. Morgan), руководившего подготовкой к вторжению с марта 1943 года, по проведению крупных учений, чтобы быть готовым к различным вариантам развития событий. К северо-востоку от местечка Слэптон в британском Девоне нашли отрезок берега, напоминающий побережье Нормандии. Жителей близлежащих окрестностей переселили в другие места, а пляжи Слэптона превратились в огромный полигон.
С конца 1943 года здесь проводились всевозможные крупные и малые маневры, а на апрель-май 1944 года была запланирована генеральная репетиция. Частью ее стало учение «Тигр», прошедшее с 22 по 30 апреля. В его ходе должна была быть отработана высадка с американского корабля «Юта» («Utah») в Нормандии.
Известная опасность
Рано утром 28 апреля в общей сложности восемь десантных кораблей должны были высадить танки на берег. Накануне все прошло удачно, но потом случилась настоящая катастрофа. Командующий учением «Тигр» контр-адмирал Дон Мун (Don P. Moon) к тому моменту уже принял все решения по обеспечению безопасности маневра: с целью контроля за быстроходной флотилией Германии, патрулировавшей Ла-Манш в окрестностях Шербура (Cherbourg), в этот район отправились несколько эсминцев. Но эта их операция длилась лишь 27 апреля.
В последующую ночь восемь относительно тихоходных, но имевших по 120 метров в длину десантных кораблей отправились в сопровождении одного корвета через залив Лайм в сторону места высадки. Координация действий в эту ночь была плохой, и участникам маневров пришлось вести активный радиообмен, который удалось перехватить немцам.
Вскоре после полуночи 28 апреля девять немецких быстроходных судов на малой скорости приблизились к цели. Они не смогли опознать затемненные корабли, но решили, что это эсминцы. Ситуация была опасна для них, потому что эти корабли хотя и менее маневренны и мобильны, но очень хорошо вооружены. Тем не менее, немцы начали атаку.
Бой в два часа ночи
Первая торпеда в 02:02 часа ночи подбила десантный корабль LST-507, на борту которого начался пожар и которое в итоге затонуло. Через четверть часа был подбит также корабль LST-531, взлетевший на воздух. Третьим выстрелом был подбит корабль LST-289.
На трех больших десантных кораблях разыгрывались ужасающие сцены. Поскольку солдат на кораблях не были знакомы со схемой расположения спасательных жилетов и плотов на борту, более 500 человек утонули в ледяной воде. Но почти 200 матросам, в первую очередь американских ВМС и береговой охраны, удалось спастись. В итоге адмиралу Муну пришлось зафиксировать, что 749 человек погибли или пропали без вести.
После этой молниеносной атаки немецкие быстроходные катера удалились восвояси. Британский корвет передавал сигналы на другой частоте, нежели американские корабли, и поэтому оборонительная операция проходила раскоординированно. Пять уцелевших кораблей прервали учения и попробовали уничтожить немецкие катера, но безуспешно.
Сохранение информации в тайне
Месть немцам за это нападение была лишь поводом для последовавшей за этим операции. На трех подбитых кораблях находились в общей сложности десять офицеров союзных войск, посвященные в детали запланированной операции в Нормандии. Все они после атаки немцев пропали без вести. Мун, так же, как и Эйзенхауэр и Морган, боялся, что они могли попасть в немецкий плен и раскрыть план операции врагу.
Поэтому в течение следующих недель на французское побережье, по обе стороны от местечка Байё, состоялась массовая высадка британских водолазов-диверсантов, задачей которых было выяснить, укрепляют ли немцы дополнительно свои позиции. Чтобы не повторить допущенной ошибки, британская Особая лодочная служба (Special Boat Service) отправила несколько наблюдательных кораблей в Па-де-Кале, чтобы заставить немцев поверить, что вторжение состоится именно там.
По этой же причине командование союзников сначала не стало публиковать информацию о битве в заливе Лайм. Она сохранялась в секрете в течение как минимум пяти недель. Родственники погибших также не узнали о том, что с ними произошло. На кресты на временном военном кладбище сначала были нанесены лишь номера. Лишь позднее на них появились имена павших солдат.
Самоубийство командующего
Только в июле 1944 года, когда высадка в Нормандии прошла успешно и северная часть Франции была освобождена от фашистов, американская военная газета «Звезды и полосы» («Stars and Stripes») написала о трагедии в заливе Лайм. Однако потери при высадке в Нормандии были настолько велики, что смерть «всего» 749 человек в ходе учений была вскоре забыта.
Но эта трагедия более не держалась в секрете, хотя один британский исследователь-одиночка и утверждал обратное. Описание этих учений встречалось и в мемуарах участвовавших в них офицеров, и в официальных военных справочниках армии США. Однако официального памятника павшим в ходе учения «Тигр» не существует, потому что американская комиссия по воинским захоронениям заботится лишь о кладбищах, но не о прочих мемориалах. Впрочем, существует несколько частных инициатив и интернет-сайтов, напоминающих об окончившейся трагически генеральной репетиции высадки в Нормандии.
Предположительно, самоубийство адмирала Муна 5 августа 1944 года также никак не связано с неудачным учением «Тигр». После него 50-летний морской офицер успешно провел высадку с десантного корабля «Юта» и был впоследствии переведен на Средиземное море, чтобы руководить высадкой на Лазурном берегу Франции. Однако за десять дней до запланированного начала этой операции он застрелился из табельного оружия – предположительно из-за нервного перенапряжения. Но к тому моменту решающая премьера – высадка в Нормандии – давно уже закончилась.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и будьте в курсе важнейших событий дня.За кулисами «Оверлорда» | Warspot.ru
Самая крупная десантная операция Второй мировой — «Оверлорд» — началась с высадки войск союзников на пляжи Нормандии 6 июня 1944 года. Закрепиться на берегу и отбросить немцев от Ла-Манша удалось не только благодаря пулям и снарядам. Инженерная техника поработала на пляжах Нормандии ничуть не хуже пехоты, танков или флота. Бульдозерные отвалы, штурмовые мосты, минные тралы и фашины проложили солдатам дорогу с узкой полосы простреливаемого песка вглубь побережья. А подводные трубопроводы и огромные плавучие гавани обеспечили войска союзников топливом, боеприпасами, медикаментами и многими другими необходимыми грузами.
Рассмотрим подробнее инженерные решения союзников в Нормандской операции.
Стальные помощники высадки
Бульдозеры пошли в дело вскоре после начала высадки. Они были разными: начиная от обычных, но с наваренными бронелистами, и заканчивая танковыми. Американцы использовали обычные М4 «Шерман», на которые навешивались бульдозерные ножи и гидравлическое оборудование для их подъёма и опускания. Танки при этом оставались полностью боеспособными. Таких инженерно-боевых гибридов у армии США к моменту высадки было около сотни. Англичане же построили на базе танка «Кромвель» со снятой башней около двух с половиной сотен бульдозеров «Кентавр».
Работы хватало. Бульдозеры разрушали препятствия на берегу, сдвигали повреждённые амфибии и другую технику, расчищали дороги, засыпали воронки от бомб и даже обезвреживали минные поля. Иногда они расправлялись с вражескими бункерами, засыпая их. Во время отлива бульдозеры готовили для следующих волн десанта более удобные зоны высадки.
В 1942 году, во время провальной высадки в Дьеппе, серьёзной преградой для танков оказались стены у побережья. Англичане этот опыт учли, создав транспортёр Churchill ARC Mk I. С танка снимали башню, а на её место устанавливали две рампы. Задняя была длиннее передней. Танк должен был как можно выше взобраться на стену и раскрыть рампы, обеспечивая обычным машинам проезд поверх препятствия.
Churchill Ark с полуразложенной рампойЕщё одна машина, широко применявшаяся при высадке, также строилась на базе «Черчилля» — сапёрный танк AVRE. Часть из них вместо пушки была вооружена 290-мм надкалиберной (диаметр снаряда больше диаметра ствола) мортирой, стрелявшей 18-килограммовыми фугасными зарядами для разрушения укреплений. Другие оснащались минными тралами, зарядами взрывчатки, штурмовыми мостами и прочим сапёрным инструментом. Интересен принцип комплектования экипажей AVRE: один человек брался из танкистов, остальные были сапёрами.
«Самый длинный день», как называют на Западе 6 июня, закончился для союзников успешно. Но основная часть наступления была ещё впереди.
Изобилие морской «Шелковицы»
Уже к вечеру первого дня операции на берегу находилось полторы сотни тысяч человек, сотни танков и других машин. Но это были далеко не все силы, задействованные в «Оверлорде», прибыть должно было во много раз больше. Чтобы доставить людей, технику и обеспечить их всем необходимым, английские инженеры разработали и построили два уникальных сооружения — искусственные гавани «Малберри» (англ. — «шелковица»).
Бетонные кессоны гавани «Малберри»Эти огромные сооружения представляли собой целую систему волноломов, пирсов и дорог. Строительство гаваней шло в условиях строжайшей секретности с 1943 года. В сумме они состояли более чем из двухсот огромных бетонных кессонов-поплавков и семидесяти устаревших кораблей, которые нагрузили балластом и превратили в опоры-блокшивы. Пирсы «Малберри» могли опираться либо на кессоны и блокшивы, либо на собственные опоры, которые поднимались при буксировке и опускались на грунт в месте установки.
Зачем такие гавани были нужны? Печальный опыт уже упоминавшейся высадки в Дьеппе показал, что при захвате хорошо защищённого порта неизбежны крупные потери. «Малберри» позволяли избежать лишних жертв. Кроме того, на их развёртывание у берегов Нормандии понадобилось всего несколько дней. Для сравнения: на постройку обычной гавани уходило несколько лет — и это в мирное время.
6 июня, в день высадки, буксиры, тянувшие блокшивы, попали под сильный вражеский обстрел. По счастливой случайности немцы потопили пару судов именно там, где требовалось. Заграждение из блокшивов обеспечило защиту гаваней от морского волнения. А уже на следующий день мощными буксирами были доставлены многотонные кессоны, каждый с командой из двух матросов и двух зенитчиков. Они были расставлены возле зон высадки «Омаха» и «Голд», примерно в миле от берега. Каждая из гаваней была длиной примерно в милю (1,8 км) и в зависимости от прилива возвышалась над уровнем моря на высоту от 3 до 9 метров.
Первой гавани, «Малберри А», не повезло: 19 июня на Ла-Манш налетел самый сильный шторм за последние 40 лет и вывел из строя большую часть её кессонов. Оставшиеся пустили на ремонт «Малберри Б». За пять месяцев службы благодаря этим двум гаваням на берег сошли более двух миллионов человек, полмиллиона машин и были доставлены четыре миллиона тонн грузов. Это было настоящее инженерное чудо ХХ века. А по мнению командующего союзными войсками Дуайта Эйзенхауэра, постройка этих сооружений стала едва ли не самым дерзким элементом высадки в Нормандии.
Подводные вены нормандской операции
Топлива для «Оверлорда» требовалось если не море, то уж точно озеро. От Бристоля и Ливерпуля, удалённых от побережья Великобритании и относительно защищённых от авианалётов, к Ла-Маншу была скрытно протянута целая сеть трубопроводов. Их терминалы и перекачивающие станции замаскировали под гаражи, карьеры и даже магазины мороженого. Но как переправить горючее войскам через пролив?
Англичане разработали план постройки трубопровода по дну Ла-Манша. Операция называлась PLUTO (Pipeline Under The Ocean — «трубопровод под океаном»). К её реализации были привлечены ведущие инженеры Англо-Иранской нефтяной компании. За основу они взяли отработанную технологию прокладки подводных кабелей — только без сердцевины. Это была невероятно надёжная технология. Некоторые телеграфные кабели, уложенные в конце третьей четверти XIX века, исправно работали до конца 50-х годов ХХ столетия.
Прокладка трубопровода по дну Ла-МаншаСуществовали два проекта трубопровода — свинцовый и стальной.
В свинцовом использовалась 5-сантиметровая труба, покрытая несколькими слоями тонких стальных полос, усиленных стальной проволокой. Испытания 1942 года показали, что в трубопроводе необходимо поддерживать высокое внутреннее давление, иначе трубу перекрутит или разорвёт. В итоге инженеры пришли к весьма хитроумной конструкции. Свинцовая труба была покрыта обмотками из бумаги, пропитанного битумом хлопка, стальной проволоки и джута. Стальной вариант трубопровода был практически таким же по устройству (разве что диаметр труб чуть побольше — около 7,5 см) и разрабатывался из-за того, что свинец в военное время был в дефиците. Внешнее давление было опасно для труб так же, как и внутреннее. Поэтому во время прокладки трубы заполнялись водой, чтобы их не раздавило собственным весом.
Трубопроводы наматывались на огромные катушки, разматывающиеся при помощи паровых лебёдок. Одна катушка весила больше, чем два эсминца того времени. В прокладке участвовали более тридцати судов. Первый полноценный трубопровод через Ла-Манш был уложен 12 августа 1944 года, при этом работы заняли менее десяти часов при его протяжённости более 130 километров. Количество трубопроводов постоянно росло. К весне 45-го континент и Великобританию связали почти два десятка стальных и свинцовых вен. До конца войны по ним успело пройти порядка 700 миллионов тонн горючего.
Катушка для прокладки подводного трубопроводаУспехи боевых частей на Западном фронте держались на прочном фундаменте. Почти всегда солдаты и командиры могли быть уверены, что новые танки, автомобили и свежие подкрепления придут вовремя, а топливные баки не окажутся сухими в самый ответственный момент.
Источники:
- Operation Pluto. http://d-dayrevisited.co.uk/planning/operation-pluto.html.
- http://liberationroute.com/great-britain/historical-location/dungeness.
- Mulberry Harbours. http://www.combinedops.com/Mulberry%20Harbours.htm.
- How bulldozers and heroic operators helped demolish Hitler’s Atlantic wall in the D-Day invasion. http://www.equipmentworld.com/how-bulldozers-and-heroic-operators-helped-demolish-hitlers-atlantic-wall-in-the-d-day-invasion-photos-video/#sthash.JsxIIVtQ.dpuf.
- Кларк А. Ч. Голос через океан. М., Связь, 1964.
- http://www.dday-overlord.com/eng/churchill_ark_tank.htm.
- Chamberlain, P., Ellis, C. British and American Tanks of World War II. Arco Publishing, 1969.
Высадка союзников в Нормандии: как это было
Подготовка врага
Германское командование в 1944 году прекрасно понимало, что западный фронт был ослаблен в результате постоянной переброски сил на восточный фронт для борьбы с Красной Армией. В директиве №51, касавшейся распоряжений в связи с ожидаемым вторжением союзных войск на западном фронте, Гитлер писал: «Я не могу больше брать на себя ответственность за то, что Запад ослабляется в пользу других театров военных действий». Для отражения войск союзников необходимо было провести приготовления, которые исключили бы или значительно затруднили продвижения англо-франко-американских войск.
Эту задачу поручили командующему группой армий «Б» генералу Роммелю. Под его руководством были созданы подводные препятствия в виде стальных, деревянных балок, закопанных в песок на небольших глубинах ниже верхней отметки прилива. К балкам были прикреплены противопехотные мины всех видов, противотанковые ежи и бетонные надолбы. На больших глубинах ставились якорные и донные мины всех систем. Берег был также минирован противотанковыми и противопехотными минами, а ровные участки местности, пригодные для посадки десантных планеров и выброски парашютистов, «ощетинились» закопанными в землю бревнами и столбами, получившими название «спаржа Роммеля».
В этих условиях англо-американские войска могли высадиться только в определенный момент – утром, при минимальном уровне прилива, вскоре после восхода солнца. Только в этом случае корабли союзников могли беспрепятственно подойти к береговой линии Нормандии. Но в июне таких дней всего три – 5,6,7 июня. 5 июня, неожиданно для союзников, погода сильно испортилась, что стало дополнительным затруднением для союзных войск. Начало операции главнокомандующий Эйзенхауэр перенес на следующий день. Если бы погода «не удалась» и на следующий день, то операцию по высадке союзных войск, возможно, не предпринимали бы еще год.
Высадка в Нормандии — это… Что такое Высадка в Нормандии?
- Высадка в Нормандии
Нормандская операция Нептун – Тонга – воздушно-десантная операция – Суорд – Джуно – Голд – Омаха – Юта – Пуэнт-дю-Хок – Кан – Брекур Манор – La Caine – Perch – Карентан – Villers-Bocage – Шербур – Martlet – Epsom – Charnwood – Юпитер – Goodwood – Atlantic – Verriéres Ridge – Spring – Кобра – Bluecoat – Totalize – Lüttich – Tractable – Высота 262 – Фалез – Брест – Париж Высадка в Нормандии (6 июня 1944) – высадка союзных (английских, американских и канадских) войск в оккупированной Германией Нормандии в ходе Второй мировой войны, часть Нормандской операции.
Предыстория
См. Предыстория Нормандской операции
Расстановка сил
Союзники
- 21-я группа армий
- 1-я американская армия
- 3-я американская армия
- 2-я английская армия
- 1-я канадская армия
Высадка
Утром 6 июня началась высадка морских десантов на пяти участках побережья: Голд, Джуно, Суорд, Юта и Омаха. С воздуха их надёжно прикрывала союзная авиация. 6 июня она произвела около 11 тыс. самолетовылетов.
Голд, Джуно и Суорд
Основные статьи: Пляж Голд, Пляж Джуно, Пляж Суорд
Высадка на эти пляжи прошла, в основном, согласно плану, хотя продвижение вглубь территории было несколько разочаровывающим, а британская 3-я дивизия на востоке не смогла взять Кан.
Юта
Основная статья: Пляж Юта
На пляже Юта, который был одним из самых слабых мест в немецкой обороне, американские солдаты высадились благополучно, и менее чем за 3 часа овладели предусмотренным по плану участком побережья, после чего начали продвигаться через дамбы на соединение с десантниками.
Омаха
Основная статья: Омаха (пляж)
На пляже Омаха американскими десантниками было встречено ожесточенное сопротивление. Первая волна десантников была полностью уничтожена огнём противника. Несмотря на общую неразбериху, к берегу продолжали прибывать новые и новые катера. Американский десант нёс огромные потери. Побережье было уже заполнено американским десантниками, и к полудню разрозненным группам солдат удалось прорваться через прибрежные скалы на шоссе и захватить рыбацкие деревни, несмотря на то, что огонь противника был по-прежнему исключительно эффективным.
Итоги
К вечеру 6 июня союзникам удалось захватить три плацдарма, на которых высадились 8 дивизий и бронетанковая бригада общей численностью 150 тысяч солдат. Потери составляли у американцев – 6603 человека, в том числе 1465 убитыми, у англичан и канадцев – около 4 тыс. чел. убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
- 21-я группа армий
Wikimedia Foundation. 2010.
- Вырыпаев
- Вырыпаев, Иван
Смотреть что такое «Высадка в Нормандии» в других словарях:
Что означает «Д» в «Дне Д»? Вот истоки термина
Высадка в день «Д» — когда 6 июня 1944 года более 160000 солдат союзников высадились на пляжах Нормандии, Франция, чтобы начать операцию по освобождению Западной Европы от контроля нацистской Германии, — была одной из самых сложных военных операций. подвиги в истории.
И даже 75 лет спустя, отчасти благодаря генералу Дуайту Эйзенхауэру, тогдашнему верховному главнокомандующему Союзными экспедиционными войсками, некоторая путаница продолжает окружать одну из немногих вещей, которые кажутся простыми: имя.
Наиболее широко известное объяснение того, почему это событие вспоминают как «День Д», простое. Буква «D» означает «день».
«Это просто означает день начала вторжения и задействует все расписания», — говорит Кейт Хаксен, старший директор по исследованиям и истории Национального музея Второй мировой войны. Термин H-Hour работал аналогично, где H относился к времени в D-Day, когда союзные войска вышли на пляжи.(H-Hour был 6:30 утра по местному времени для высадки в Нормандии.) Используемый в сочетании со знаками минус и плюс, этот термин также обозначает количество часов до и после времени начала операции.
Это вопрос, который люди задают с той самой недели. Как указывает Стивен Э. Амброуз в статье «День Д», 6 июня 1944 г., «Кульминационная битва Второй мировой войны », TIME ответил на этот вопрос в разделе писем в выпуске от 12 июня 1944 г.:
Господа:
Все ссылаются на «День Д», «Час».Не могли бы вы рассказать мне, что они означают или как они возникли?
(ИМЯ, УДАЛЕННОЕ ПО ЗАПРОСУ) Торонто
¶ D для дня, H для часа означает неопределенный (или секретный) день и час начала военной операции. Их использование позволяет составить подробный график операции и подготовить различные ее этапы подчиненными командирами задолго до того, как будут установлены определенный день и время для атаки. Когда день и время установлены, об этом сообщают подчиненные.
Насколько может определить армия США, первое использование D для дня и H для часа было в полевом приказе № 8 Первой армии, AEF, изданном 7 сентября 1918 года, который гласил: «Первый Армия атакует в H – Hour в D-Day с целью форсировать эвакуацию выступа St. Mihiel »- ED.
Исправьте историю в одном месте: подпишитесь на еженедельную рассылку TIME History
Тем не менее, существуют конкурирующие объяснения.В книге Пола Диксона « War Slang: American Fighting Words and Phrases Since the Civil War » автор цитирует ряд альтернативных объяснений из «Энциклопедии происхождения слов и фраз » Роберта Хендриксона:
Французы утверждают, что D означает «высадка», третьи говорят «высадка», а более поэтичные утверждают, что «день Д» — это сокращение от «дня принятия решения».Когда в 1964 году кто-то написал генералу Эйзенхауэру с просьбой дать объяснения, его исполнительный помощник бригадный генерал Роберт Шульц ответил: «Генерал Эйзенхауэр попросил меня ответить на ваше письмо. Имейте в виду, что у любой морской операции есть «дата начала»; поэтому используется сокращенный термин «День Д» ».
Одно из этих значений, по мнению Диксона, является наиболее рациональным: «Я думаю, что« высадка »имеет больше смысла, потому что это была десантная атака», — сказал он TIME.Десантные атаки — это операции, проводимые военно-морскими кораблями, высадившими войска на враждебном или потенциально враждебном берегу. Диксон говорит, что, по его мнению, военные, вероятно, учли эту «высадку» при принятии решения, как назвать это событие, потому что у военных был прецедент использования терминов, описывающих действия.
«Был момент в 1940 году, когда они начали собирать армию, и у них был первый набросок в ожидании Второй мировой войны — и это называлось M-Day», — говорит Диксон; «М» означало «мобилизация».Кроме того, в США мужчины в возрасте от 21 до 35 лет должны были зарегистрироваться для прохождения призыва 16 октября 1940 года, который назывался R-Day, или «днем регистрации».
«R-Day означает« день регистрации », M-Day -« мобилизацию », и поэтому я склонен думать, что D-Day означает« высадка », — говорит Диксон. «Был обычный военный язык, просто дай что-нибудь письмо».
Обозначало ли «D» «день», «высадку» или другое слово, вторжение союзников в Нормандию было не единственным днем «Д» во Второй мировой войне.Фактически, у каждого десанта был свой День Д. «На протяжении всей Второй мировой войны были дни« Д », когда мы выполняли эту операцию, когда мы высадились на пляжах Марокко и Северной Африки в 1942 году, мы высадились на пляжах Сицилии в 1943 году», — говорит Хуксен из Национального музея Второй мировой войны.
Так почему, когда мы говорим «День Д» сегодня, мы имеем в виду один конкретный день: 6 июня 1944 года?
Среди этих высадок именно день высадки в Нормандии положил начало прекращению контроля нацистской Германии.Это имело настолько большое значение, что сохранило имя, которое изначально было намеренно гибким.
Если бы союзные войска потерпели поражение, говорит Хаксен, «демократия была бы полностью уничтожена и раздавлена по всей континентальной Европе».
Получите наш исторический бюллетень. Поместите сегодняшние новости в контекст и посмотрите основные моменты из архивов.
Спасибо!
В целях вашей безопасности мы отправили электронное письмо с подтверждением на указанный вами адрес. Щелкните ссылку, чтобы подтвердить подписку и начать получать наши информационные бюллетени. Если вы не получите подтверждение в течение 10 минут, проверьте папку со спамом.Напишите Кэт Мун на [email protected].
.