Записки старпома: ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ МЕЖДУ ЛИВИЕЙ И ЕВРОПОЙ (Записки старпома, ч.4): specnazspn — LiveJournal

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ МЕЖДУ ЛИВИЕЙ И ЕВРОПОЙ (Записки старпома, ч.4): specnazspn — LiveJournal


       Судно приближается к итальянским берегам. Начинает пробивать мобильная связь.
C каждой морской милей индикатор антенны стремится к максимуму. Каково же было мое удивление, когда несколько беженцев включили не самые «хилые» мобильные телефоны. У представителя Того в руках засветился последней модели iPHONЕ-6.
Да, технически подготовленный побег из солнечной Африки в не менее солнечную Италию. Контакт восстановлен: мигранты, не скрывая радости, извещают своих соплеменников, ранее обосновавшихся на Сицилии.PILOT ON BOARD! FIRST LINE! VSL ALL FAST!

Портовые и прочие формальности
Customs, Immigrations, Harbor Master, Police, RED CROSS, Main Doctor. Сопровождаю итальянскую делегацию. Начинается опрос беженцев: «Как самочувствие? Как относились на пароходе? Кормили? Оказывали медицинскую помощь? Воду давали? Не притесняли?» Стою рядом – слышу в ответ: «All OK! Thanks»! Попробуйте сказать что- то другое, лично потребую у Евросоюза отправки недовольных обратно в джунгли!



Внутри у меня накипало: мигранты использовали всю пресную воду, сократили продовольственный запас до минимума, оставили горы мусора и специфический запах, зависший на грузовых палубах. Ну да ладно, близок час избавления! Местная пресса, радио, ТВ, карета скорой помощи, отряд полиции, благотворительные организации – встреча как долгожданных гостей. Tак нам кажется, на первых порах.

Hе знаю, как точнее выразить: переселение негров в Европу или нашествие на Европу? Что будет с ними дальше – неизвестно. Представитель Красного Креста поведал: через 7-10 дней карантина сформируют группы и согласно разнарядке отправят в Голландию, Германию, Данию… Францию оккупировали арабы Алжира, Туниса, Марокко; в Англии большой процент индусов…
Строго по одному беженцы проходят коридор оформления. «Индикационный» код – бирка на руку.

Получен первый «паспорт Евросоюза». Босоногим обязательно выделяют сланцы. Далее развод по палаткам: семьи, женщины, мужчины. Череда африканцев проходит первые процедуры.



Через изгородь проглядывают лица ассимилированных негров, принявших первые звонки по мобильнику. Щеголяют в шортах Dolce & Gabbana и в шлепанцах PRADA китайского производства на голую ногу. Всем своим видом показывают, что они обжились в Италии и могут выдать полезные советы бесплатно…
Сходит сто девяносто первый!!! Скоростная процедура оформления отхода.
SAR COMPLETED!

All ropes on board! PILOT OFF! Судно добавляет обороты. Главный двигатель проворно рычит, освободившись от груза.
FULL AHEAD!

«Jigawa», как безотказная служба 911, спешит на помощь!

– Солдатик! Надевай противогаз. Предстоит основательно убрать туалет и душ. – Распоряжается бывалый боцман Василий. Со словами «За что мне такое счастье?!» Денис исчезает в плотном запахе африканского смрада. «Надо приготовить носилки. Вынесем тело бойца, если потребуется», – советует матрос Александр. «Выйдет сам – будет настоящим моряком!» – отвечает АВ Виктор.

Экипаж переживает, ожидая возвращения солдатика с поля боя. Сосед по каюте – моторист Юра – впервые в жизни закурил сигарету. Оставалось четыре минуты, Денис самостоятельно вышел из зоны заражения! Моряки, пользуйтесь сертифицированными дыхательными аппаратами АСВ-2!

Израсходовав годовой запас хлорки и всевозможных моющих средств, тщательно обработав места пребывания беженцев, собрав мусор в кучу и окрестив рукотворную гору «Пик АФРИКИ, год образования 2014», моряки поспешили в душ. Питьевой воды оставалось всего ничего: 1 тонна на 3 дня для 13 человек…

Курс – базовый порт Генуя. Причал ро-ро заставлен авто. Европа задыхается от секонд-хенда! Порт Зуара ждет пополнения автомобильного парка всех мировых брендов! «Jigawa», как безотказная служба 911, спешит на помощь!

Смена экипажа и новый капитан
28.07.14 в Геную прибыла первая волна частичной замены экипажа. Новые лица. Работа для второго и старпома – перелопатить все бумаги и внести новые имена.
Выписка из судового журнала № 28:


29.07.14 Командованием судна принял КДП В. Рыжков.
Смена экипажа – всегда волнительное мероприятие. Судно покидают моряки, с которыми начинал преодолевать морскую стихию, делился последней сигаретой или резал деликатес с Привоза попoлам. А чего стоят повседневные будни?

Когда рядом товарищ, всегда есть кому излить душу или перекинуться парой затертых фраз.
Короткая сцена расставания… «Солдатик! Жми «краба»!» Скупая мужская слеза падает на свежевыстиранный комбез второго: «Привет Одессе!»
Микроавтобус отвозит в аэропорт моряков и чемоданы с набитыми сувенирами, нажитые непосильным трудом. Смена состоялась. Значит, в ближайшие 24 часа тревоги согласно SOLAS-74. Человеческая жизнь прежде всего.

Включился счетчик по зарплате – раскачиваться некогда
Зафаршированные очередной партией USEDCARS, берем курс на Ливию. Новые члены экипажа проходят стадию адаптации: пора приступать к своим обязанностям, время пошло: сразу включился счетчик по зарплате – раскачиваться некогда.

Григорий заменил солдатика на вахте с 00 до 04. Второй помощник считает своим долгом ввести Гришу в курс дела и помочь быстрее «отдуплиться». К тому же, это будущий второй помощник, а значит, пора начинать процедуру передачи дел. Пусть старпом глаголет про тревоги и заполняет Familiarization List. Я буду говорить по делу: «Jigawa» порожняк не гонит! Из Италии б/у авто – в Ливию; на обратной дороге подхватываем беженцев – спасенных африканских негров. И разве не так?!

Загрузка полная, no ballast conditions. Да что я такое говорю… Ты же, Григорий, грамотный человек, читаешь прессу, а там на первой полосе про нас всегда пишут. Зайди после вахты к старпому – итальянские газеты захлебываются, жаль, что моей фотографии места не нашлось… Зато, помню, вp. Pozzallo попал крупным планом на TVRAIUNO! Ты смотришь телевизор или только читаешь? Ну, вот он – я!

Cейчас смотри крупным планом всю вахту!
Словесная разминка заканчивается. Впереди чисто. Справа «фонтанируют» касатки. Григорий у руля. «Jigawa» меняет курс и, следуя МППСС-72, уступает дорогу. Минутная стрелка подходит на ровный час. Второй удаляется в штурманскую ставить точку на карте. Минус один час вахты – время бежит…

«Гриша, где мой карандаш из «МASERATTI»?» Перед вторым появляется вся коллекция карандашей – Григорий все схватывает на лету. Значит так! Буду тралить авто – не упущу из виду ни одного простого карандаша, а заодно и ручек – все на мостик! Это же какая польза получается:

1. Судовладельца своими заявками на канцелярию беспокоить не надо.
2. Ждать шипшандлера, который забудет про снабжение, – не надо.
3. Всегда могу пару ручек второму механику Жоре подарить – просто так, oт широты душевной.

Сезон-14 еще не закончился…
Освободившись от «железных коней разных мастей» в p. Zuara, «Jigawa» ложится на обратный курс.

Сегодня NN августа… Второй по привычке листает Deck LogBook. Делает первые записи: координаты, время, вахту принял согласно c/l 12. Итак, сутки открыты! Следующее обязательное мероприятие – сигарета с «рюмкой» кофе. Не подумай, дорогой читатель, другого: штурмана – люди ответственные, поэтому только чай или кофе. После нескольких затяжек, художественно выпустив струйку дыма, второй начинает размышлять вслух:
– Вот послушай, Григорий, сезон-14 по перевозке африканских клиентов еще не закончился… Ты вспомни, сколько мы в июне перевезли, – 191 «пассажира». А в июле? Правильно, 104. Стал быть, в августе 130 мигрантов ожидается. Отвечаю! Вот и чиф намедни шуршал итальянской прессой. Там пишут: 2014 год – самый урожайный. Поперла, стал быть, Африка в Европу! Украина – стучится, не достучится! Неправильную тактику избрали!
– Гриша, смотри в оба! Правило – 5! На горизонте что-то подозрительное. Да и эфир неспокойный…
– Сегодня обойдемся без незваных гостей. Я фигу в кармане всю вахту держу – палец онемел. Придется больничный по всей форме у старпома оформлять, – отвечает без пяти минут второй помощник, усиливая свой взор морским биноклем.

А предыдущий капитан?
– А где же в записках старпома хоть одно упоминание о капитане, передавшем управление судном 29.07.14? – спросит пытливый читатель.
Мой милый друг, коллега, мореман!
Если ОПУС не оказался навязчивым, не утомил тебя, ты не успел уснуть, преодолевая чтиво и не заблудился в сюжете, а многое прочел между строк…
То я посвящу отдельную главу предыдущему капитану. Но это, как говорит знаток советской преступности Леонид Каневский,
СОВСЕМ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ…

Валерий КИСЕЛЕВ, старпом капитана т/х «JIGAWA»
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 8 от 1.03.2017-го


         P.S. Указанные листы рукописи были запрещены к публикации и сгорели в курилке во время кофе-тайма, ввиду жесткой критики и цензуры. Оставшуюся рукопись спас и отредактировал второй помощник капитана Леонид Викторович.

Про старпома и чуть-чуть про традиции

    В Монтевидео у нас случилось происшествие во время швартовки (как ледокол попал в Монтевидео, я потом расскажу, сейчас это не особо важно). Как всё произошло, я толком не знаю, я участвовал только в переводе морского протеста пост фактум.

     Но вообще результат был довольно впечатляющий — мы снесли метров тридцать или пятьдесят гранитной облицовки причала, своротили и уронили в воду причальную швартовную тумбу (чудовищное цельнолитое сооружение из чугуна диаметром метра три как минимум). Ну и ледоколу досталось.

     После криков: «Йоптвоюмать, помяли нашу ласточку, уроды, только из ремонта же!» — штурмана помчались осматривать корпус и вроде бы даже нашли где-то царапинку. Наши судоводы считали, что виноват во всем лоцман, который то ли «hard a-port» вместо «hard a-starboard» скомандовал, то ли передал на буксир указание «полный вперед» вместо «полный назад». Повторю – меня на мостике не было, старпом сказал, что «и так народу дофига, нахер он тут сдался, переводчик этот».

     Ну, в общем да, конечно, мало того что там вахты аж три человека, еще и капитан стоит, и лоцман до кучи. Вся эта толпа из пяти человек жмётся на каких-то ста пятидесяти квадратных метрах, куда там еще и переводчика впихнуть – действительно непонятно. Ну и со старпомом спорить никто не стал. Он умел сделать такое выражение лица, что всякое желание дискутировать, полемизировать и вообще обмениваться мнениями исчезало напрочь.

     Чтобы понять, насколько суров был наш старпом, приведу только один факт. На ледоколе всех бортпроводниц, дневальных, буфетчиц и прочих представительниц прекрасной половины человечества старались всегда селить по одному борту. Причина была банальна и неромантична до жути.

     Фановые системы (это те, что служат для удаления фекальных вод из гальюнов, если что) по левому и правому борту были независимыми, и когда вставала одна, то на другом борту можно было по-прежнему справлять естественные надобности. А если на борту были женщины, то фановая система переставала функционировать обязательно, ибо в представлении женщин толчок напрямую соединялся с мировым океаном короткой, широкой и идеально прямой трубой. А на самом-то деле это довольно сложная инженерная система, и когда в эту систему попадает предмет, который, по замыслу его создателей, должен впитывать жидкость, то он, следуя своему предназначению, ее действительно впитывает, разбухает, где-нибудь застревает и намертво всё блокирует, как ему и положено – хоть в рекламе снимай. Но вот объяснить всё это прекрасной (хотя бы формально) половине экипажа было абсолютно невозможно. Не помогал ни многократный опыт наблюдения за поднимающейся в очке водой, ни объяснения с изображением схемы вакуумной фановой системы руками четвёртого механика с простыми трёхбуквенными пояснениями, ни грозные приказы, ни окрики на морском диалекте русского языка – ни-че-го. В начале рейса, ровно через день и далее по графику, фановая система по левому борту вставала наглухо.

     Однако одного объявления по ГГС добрым голосом старпома с перечислением возможных кар за каждый найденный четвертым механиком посторонний предмет хватало для профилактики этого явления аж на пару месяцев.

     Своё же знакомство со старпомом я вообще начал не очень удачно. Было это, страшно подумать, почти четверть века назад, а вот до сих пор помню. В первый день на ледоколе, еще напрочь сухопутный, я был приглашен в кают-компании за стол комсостава. Потея от напряжения, я прокручивал в голове напутствие начальника службы:

— Ты там, Сережа, помни, что место капитана во главе стола занимать нельзя, даже если оно пустует. Это табу. Хотя нет, не табу конечно, что за предрассудки, мы же в двадцатом веке живём! Это просто! Пиздец! Нельзя! Делать! НИКОГДА ВАЩЕ!      И вот я со вздохом облегчения обошел коварно пустующее место во главе стола и, внутренне торжествуя от своей сообразительности, сел рядом. Сказал всем «здрасьте» и поймал несколько ехидных взглядов офицеров.

     И тут бодрой и стремительной походкой вошел старпом и почему-то резко остановился прямо напротив меня.

— Удобно тебе тут сидеть?

— Да, спасибо, очень хорошо!

     И раздуваясь от гордости за то, как хорошо я выучил все морские традиции, я добавил:

— А мне вот сказали, что место капитана занимать нельзя, и я вот, смотрите, не занял!

     Подняв голову, я вдруг заметил, что у старпома вместо глаз — две черные дыры стволов кулацкого обреза, наведенного в грудь комсомольского активиста.

     В этот момент я начал что-то подозревать, так как соседи за столом как-то разом заулыбались и откинулись в креслах, как будто в кино на премьеру «Титаника» пришли, а я Леонардо Вильгельм Ди Каприо и сейчас буду на радость зрителям трогательно тонуть в ледяной воде Северной Атлантики. Только что поп-корн не подоставали.

— А про то, что место старпома занимать тоже дурной тон, тебе, я так понимаю, не сказали?

— Ой нет, чота…

     Старпом фыркнул и мотнул головой так выразительно, что сразу стало ясно – толку от меня не будет никогда. Еще раз фыркнул, как боевой конь над трупом поверженного врага, и добавил: 

— Ну, приятного аппетита, — и сел напротив. Но перед этим подарил мне свой взгляд…

     Что это был за взгляд! Таким взглядом можно было легко пробить пятисантиметровый ледовый пояс нашего ледокола, сделанный из высококачественной легированной стали. Навылет, ей-богу. Котлета застряла у меня в пищеводе, я попытался пропихнуть ее компотом, не преуспел, пробормотал: «Приятного аппетита всем!» — и вылетел из кают-компании. После чего решил, что ну его нахрен, слишком сложно все — и пересел за другой стол, подальше от сложных традиций.

     Вообще моряки любят традиции. Иногда мне казалось что даже чересчур. Я был абсолютно девственен в этих вопросах, и мне иногда казалось, что парни всё как-то слишком усложняют.

     К примеру, сначала я даже не догадывался, что правила хорошего тона предписывают просить разрешения при входе на ходовой мостик у старшего вахтенного офицера. Ну блин, вы ж сами меня позвали, два раза по рации и еще один раз по ГГС, а теперь чего, скажете «не, не разрешаем, вали отсюда, мы уже под стопкой лоций словарь нашли»? Да нет, конечно, это просто формальность, одна из традиций. Многие из них могут показаться странными, но они формируют этику общения и упорядочивают жизнь на борту. А это на самом деле очень важно, когда судно много месяцев находится в море, выходных нет, пространство и общение ограничено. Если в начале рейса за что-то могли просто ласково пожурить, мол, ну ты и долбоёб, дружище, то в конце рейса за то же самое вполне можно было огрести полный курс обучения великому живому русскому языку.

     А со старпомом потом всё нормально было, кстати. Просто у человека должность такая, что он должен быть суров и страшен, это тоже вроде как морская традиция. Старпом на судне отвечает за такое количество всякого разного, что у нормального человека крыша может поехать. Поэтому он на службе превращается в некое подобие терминатора, просто для большей эффективности. А так-то вне служебных обязанностей некоторые из старпомов даже улыбаться умеют. Я сам один раз видел, потом как-нибудь расскажу, может быть.

Дорогой читатель! Будем рады твоей помощи для развития проекта и поддержания авторских штанов. Комментарии для сайта Cackle

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ МЕЖДУ ЛИВИЕЙ И ЕВРОПОЙ (Записки старпома, ч.2): specnazspn — LiveJournal


Sicilian Channel
Здесь сходятся пути, ведущие на Гибралтар с выходом на просторы Атлантики и на Суэцкий Канал с выходом в Индийский океан. Одним словом, оживленный перекресток. Для ro-ro «Jigawa» это пересечение с Севера на Юг в Ливию и обратно с Юга на Север в Италию. Будь бдителен, Навигатор! Больше всего хлопот доставляют тунисские рыбаки: в отличие от итальянских, шныряют, как мелкие хулиганы, не соблюдая правил. Так что с них взять – неучи! А если суденышко маленькое, деревянное плюс волнение какое-никакое, ночь, видимость ограниченная, огонек, похожий на тухлую головешку…


Фотоальбом (ч.2 выложен) здесь
Будь бдителен, Навигатор! Смотри в оба! Радар тебе в помощь! Штурманам в Южно-Китайском море, где рыбколхозы буквально живут на воде круглый год, приходится маневрировать на крупнотоннажных судах так, что становишься виртуозом и Сицилийский канал это «просто семечки».

Но мелочей остерегайся. Будь всегда бдителен, Навигатор!
Вспоминаю момент, когда газовоз на приличной скорости в 20 узлов пересекал курс и находился справа. Я, в соответствии с хорошей морской практикой, заблаговременно изменяю свой курс вправо с намерением пройти по корме газовоза с расчетной CPA=0.7 nm. Как вдруг газовоз ложится на циркуляцию через свой левый борт, что вынуждает меня URGENCY взять «лево на борт». Слава Богу! «Jigawa» – отличный мореход: управляемость, маневренность, несмотря на почтенный возраст эксплуатации, – превосходная. Ну и я молодец! Спустя некоторое время после пиковой ситуации газовоз вызвал по радио. Извинился и поблагодарил. Волос на моей голове стало меньше, а к оставшимся добавилась благородная седина.
Будь бдителен, Навигатор! KEEPWATCH!

Морские будни продолжаются…
Судовая команда проверяет крепление авто, методично обходя все палубы.
– Ну, солдатик! Жало запустил? С моряками машины тралил? А карандаш простой не зацепил! Чем на вахте точку на карте ставить будем? Так и с маршрута соскочить можем, – вместо приветствия излагает второй помощник в назидание.
Солдатик – это наш кадет. Денис за свой счет, образно говоря, купил билет на пароход и познает романтику будней: днем работы на палубе; ночью на вахте второго изучает основы навигации и премудрости моряцкой жизни, успешно впитывая жаргон старого морского волка. Тралить – это сделать инспекцию всех авто: поставить на ручник, проверить, нет ли оружия, наркотиков и голых женщин, забытых в багажникe. Ну и, конечно же, обнаружить, что не так лежит. Ассортимент из того, что плохо лежит, представлен в каждой каюте моряка: будь то коврик из «LAMBORGHINI», очередной брелок из «CHRYSLERa», стереосистема из «BUICKa» или самое непредсказуемое, например, столовый набор производства Японии на 12 персон с изображением гейши, обнимающей дракона. Одним словом, траление помогает устроить быт моряка в лучшую сторону.
– Солдатик! На следующую вахту без шотландского пледа не приходи! Я его заприметил в серебристом «JAGUARE» во время погрузки. У стармеха радикулит разыгрался – надо бы пледом укрываться. Это старпом, как судовой врач, прописал. А он знает толк, как с недугом бороться. Или ты имеешь что-то против чифа? 04: 00 – судовое время. Пора ставить точку на карте – сдавать вахту. Солдатик! Где же мой карандаш из «MAZDi»?

Заходим в p. Zuara
Порт плохо защищен. Инфраструктура не развита. Глубины на пределе. Винт поднимает коричневый шлейф. Отдача двух якорей. Разворот на 180 градусов. Маневры ГД вперед – назад. Прижим на mooringboat вытравливаем полностью – 150 м. Опытный лоцман филигранно ставит Ro-Ro. All Fast!
Центруется рампа, высокий причал «создает» приличный горб при съезде машин с рампы на берег. Проблема для низкосидящих BMW. Надо выгрузить 20-30 авто с кормы и с отрицательным дифферентом можно успешно продолжать выгрузку. Не впервой! С криками «Bara-Bara»! докеры выволакивают траки и прочую технику не на ходу.

– А что это арабы всем аулом проталкивают BMW через горб? Могли бы повременить, – вопрошает кадет.
– Восток дело тонкое, солдатик! – умудренно комментирует происходящее 2-й механик из бывших помполитов ЧМП. И, вспоминая свои старые добрые времена, пытается прочесть политинформацию на тему «Производительность труда как показатель отношения к социалистической собственности в условиях развивающегося африканского государства под руководством мудрого полковника Каддафи и низкие требования к технике безопасности при нынешнем руководстве».
Зацепив глушитель и пробороздив днище, BMW вытаскивают на причал. Процесс пошел! «Bara-Bara»! Выгрузку не остановишь: сегодня не пятница – главное успеть до захода солнца. 40 авто в час, и весь парк из 250 единиц техники перегнан, протащен на цепях или вынесен погрузчиком в таможенную зону.

Customs, Port Authorities, Agent, забрав положенные «сувениры», как дань, оформляют Port Clearance. Моряки крепят аппарель по-походному. Якоря в клюзе. ME ready! Припорошенная песком Сахары «Jigawa» покидает Ливию, еще долго отбиваясь от африканских мух и назойливых ос.

Судно берет курс на Италию
Впереди хлопотное пересечение Sicilian Channel. Всегда непредсказуемый Bonifaciostrait, Corse и Liguria Gulf. Итого, как правило, 3, 4, 5 дней с крейсерской скоростью 8 узлов.

Вахта второго помощника: принято первое сообщение «DISTERSS». Судно меняет курс, оповещая судовладельца и фрахтователя. …В эфире призывы о помощи… Lampedusa – Radio выходит на связь. На вопрос: «Сообщите координаты» рыдающий голос с бота беженцев путается в цифрах. Выяснить позицию невозможно. Создается проблема. Lampedusa – Radio, как координатор, задает район поиска в десятки миль. Транзитные суда будут прочесывать указанный сектор. А крики и плач продолжают забивать эфир:
– Help! Help! On board woman and baby… We are sinking, sinking, Help! Help! Please!

Голос обрывается. Не исключено, что бот не тонет, но так хочется избавиться от бота и достичь европейского берега! Несколько суток, проведенных в 15-метровом боте, набитом до 100 человек – не повернуться.
Cолнце распекает до невозможности, не хватит никакого запаса питьевой воды, ни пищи. Oсновная масса беженцев укачивается до обморочного состояния. Надежда только на скорейшую помощь.
И, если партия беженцев вытянула «счастливый билет», все они окажутся на парoходе, который непременно доставит в Европу: «Красный Крест» предоставит первый медицинский сервис, а иммиграционные власти начнут длительную процедуру формальностей.

Приходит адресный DISTRESS. C этого момента «Jigawa» –- участник поисково-спасательной операции (SAR) под руководством координационного центра IMRCCRoma. Начинается интенсивная переписка. Переговоры по VHF, координация действий. Второй помощник пролистывает нормативные документы: регламент есть регламент! Заполняется RadioLogBook, CheckList. Старпом и палубная команда готовятся к различным сценариям оказания помощи. Проигрывают варианты действий при спасении.

Возможности ограничены: шлюпки на веслах, надводный борт высокий, не исключено открытие аппарели. Весь экипаж – STAND BY! Строго следуем указаниям локального координационного центра MRCCMalta. В SAR участвуют несколько судов – каждому отводится своя роль. «Jigawa» надлежит доставить мигрантов в один из портов Сицилии.

Валерий КИСЕЛЕВ, старпом капитана т/х «JIGAWA»
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 6 от 15.02.2017-го
Фотоальбом (ч.2 выложен) здесь

starpomlom – Записки яхтенного чайника.

Краткий отчет, уважаемые, о проделанной работе. Как писал классик, ‘Его пример, другим наука’, и все такое. Надеюсь, вам будет полезно почитать ход мыслей офшорного экипажа во время убийственно сложной, с точки зрения тактики, гонки и приключений, которые мы пережили!

Итак, мы остановились на окончании подготовительного этапа гонки Фастнет. О наших приключениях во время квалификационных гонок вы можете почитать вот здесь:

И вот настал день Ч. 16-го Августа, 2015, стартовала 90-я гонка Rolex Fastnet. Мы в классе IRC3, это, как всегда, самый зверский класс во всем мероприятии. 92 яхты, причем на 90% профики. Меня, кстати, постоянно спрашивают, кто такие эти профики. Для меня, профики это экипажи, которые постоянно тренируются. Платят им за это деньги или нет, это уже дело десятое, главное, что они все время гоняются вместе. У нас в классе таких большинство. Но и мы не отстаем, экипаж тренировался все лето и результаты у нас все лучше и лучше.

  • Все треки в этой статье идут в сравнении абсолютного победителя гонки, Courrier Du Leon, яхта проекта JPK10.80. Он, кстати, в нашем классе.
  • Все фотографии – копирайт и огромное спасибо (с) Сергей Филлипочкин. Поехали!

Наш старт в 12:40. Последние приготовления, и как-то уже все спокойно, мы подготовлены, яхта подготовлена, все продумано миллион раз, стратегия сходится с тактикой Хотя это иллюзия, уважаемые, иллюзия. Стратегия на первые пару дней проста – яхта должно ползти. Хоть как-то, но ползти, ветра прогнозируется очень мало. А течения, конечно же, никто не отменял. Перед выходом в очередной раз проверяем, что три легких якоря на борту и 400 метров тонкого каната аккуратно смотаны. Все на месте, якоря и канат понадобятся нам в ближайшем будущем!

5 минут до старта первой группы в гонке Rolex Fastnet 2015. Ветер – 2 узла!

Выходим на старт. Ветра 2 узла, порывами 3. Дрейфуем рядом со стартом и наблюдаем, наблюдаем, наблюдаем. Правая сторона или левая. Слева попутного течения больше. Справа ветра больше. Слева стартует толпа. Справа хуже. Но ветер однозначно идет оттуда. Но слева больше течения. Стартуют большие товарищи, ИМОКИ, Вольво, тримараны и другие гиганты. Сразу за ними IRC4. Мы следующие. Ну как, стартуют, больше плывут с течением. Нет, на левой стороне делать нечего, нужен хоть какой то ход. Идем направо. Не мы одни, пол флота ломанулось стартовать направо, насмотревшись первых стартов. Справа будет свалка, мы свалок не боимся, но в ветер 3 узла победителем выйдет одна яхта, а 30 других будут друг другу мозг выносить два часа. Так что спускаемся немного ниже их – чистый ветер. Туда же приходит еще несколько яхт, жить можно. Стартуем мы крайне четко, яхта на пол корпуса впереди нас на фальшстарте. У них займет около часа что бы развернуться против течения и стартовать правильно. Перевели дух, все ОК, мы в гонке!

Часть первая – Солент

Трек Интуиции и Courried du Leon в проливе Солент

Сразу же уходим направо, как вы помните, там ветра больше. И начинается классическая лавировка в Соленте. Это отработка каждого отскока ветра и баланс с течением. Под берегом ветер сильно лучше по VMG, меньше контр-галсов, но там на узел меньше течение. Останься там долго и будь ты хоть Ker 46, будешь на три мили позади всех. Так что постоянно считаем и работаем на VMG. Тактика срабатывает, из Солента мы вылетаем впереди планеты всей, в острие IRC3 и обогнав половину IRC4. В свалке, короче. Пока все идет штатно, на мель не садились,  места не слили, с Команчи не столкнулись, они, слава богу, поняли, что тут не там и никто их объезжать правым галсом не будет.

Несколько яхт садятся на мель. Сидеть они будут долго, отлив только начался. Теперь нам предстоит принять первое важнейшее решение гонки. Наверное, кстати, самое важное решение. Если мы неправильно все сделаем здесь, догонять нам придется очень долго, гонку сольем вчистую. Итак, куда ехать, оффшор или иншор? Термики заработали на полную мощность, 10 узлов, но только до наступления темноты, потом они исчезнут, и придет что-то другое или полный штиль!

Промежуточные результаты:

  • В классе IRC 3: 25-е
  • В общем зачете: 113-е

Часть вторая – от Needles до Portland Bill

Трек Интуиции и Courried du Leon в Английском Канале, до Portland Bill

Портленд Билл (это такой островоподобный мыс, выходящий далеко в море) можно пройти только с попутным течением. Иначе яхта практически стоит на месте или едет назад. Течения до 4-х узлов и в слабый ветер, если мы не успеваем пройти с течением, то туда соваться нельзя. А мы не успеваем. Поэтому идти надо в оффшор. Мы выбираем 10 миль. Чуть больше половины флота уходит еще дальше. Но мне 10 миль нравится, ветер северный, если придет, то придет с севера, я не хочу быть ниже по ветру всего флота. Едем 10 миль на ветер, там посмотрим. Первая лавировка четко показывает стратегию флота. Кто-то сразу взял VMG галс, кто-то тянет контр-галс с отрешением тибетского монаха, впервые попавшего на яхту. Мы, где-то посередине. Не хочу под берег и не хочу далеко. 10 миль. Ветерок начинает потихоньку стихать и уходить на юго-запад. Но главное стихать, начинается

Темнеет. Вечерний ужин у нас всегда в 19:00, и первые вахты начинаются в 20:00. На ужин – рис и Ланкаширское рагу с Картошкой. Мннняяяяя. Чай и шоколадки. Жизнь налаживается!

Течение постепенно меняется и ветер слабеет. В районе 23:00 мы начинаем стремительно ехать в обратном направлении. Ветер 1 узел, течение 2 узла. ААААААААААА! Достаем якорь. Пробуем Денфорт. Глубина СЕМЬДЕСЯТ метров. Вытравливаем 150 метров каната. Ползет! Еще 50. Ползет. Еще 50. Ползет. Так можно до бесконечности. Поднять якорь!! Вытаскиваем 250 метров каната. Это, поверьте мне, очень непросто. Меняем якорь на Кошку. 100 метров, ползем. 150 метров  – ВСТАЛИ! Слава тебе Господи, а то мы уже укатились на пол. мили назад. Как, впрочем, и другие лодки вокруг нас. Вообще, фееричное зрелище конечно, темень, посередине Английского Канала, 300 яхт становятся на якорь. Ващеее

Течение будет меняться в 01:25. Стоять еще часа два, если не появится ветер. А он узла 3. Так что спокойно ждем попутного течения. В 01:00 у нас уже 0.5 узлов и 4 узла  ветра. Пора поднимать якорь. Снимаемся и начинаем ехать. Ветерок крепчает, пришел он с севера и мы начинаем видеть, как кормовые огни ниже по ветру (дальше в оффшоре) начинают превращаться в зеленые. 5 баллов, стратегия сработала, в 10 милях от берега ветра больше чем в 20. Ставим S3 (плоский спинакер для курсов намного острее VMG), рею подветер и ЕДЕМ!

Через 3 часа Portland Bill позади, идем на Плимут.

Промежуточные результаты:

  • В классе IRC 3: 28-е
  • В общем зачете: 110-е

Часть третья. Портленд Билл до островов Scilly.

Трек Интуиции и Courried du Leon в Английском Канале, до Scilly Islands и мыса Lizzard

С остатками ветра мы долетаем до Плимута, ветер переходит на западный, спиннакеры более не актуальны, начинается лавировка. Здесь мы совершаем первую небольшую ошибку. Ну как ошибку, постфактум всем все понятно, а когда флот разбегается во все стороны, непонятно где лучше. Опять же, вопрос под берег или оффшорнее, после Плимута. Мы уходим оффшорнее. И благополучно встаем. Намертво.

Через час появляется толпа сзади нас, которая стремительно приближается с новым ветром. Те кто ушел под берег тоже давно уехали. Мы только что слили 15 мест. Хочется сделать харакири и никогда больше не гоняться. Если честно, это чувство будет меня преследовать всю гонку, какое бы решение я не принял, все кажется неправильным. Хотя, как покажет будущее, на самом деле все было правильно и прогнозируемо, просто в штиль очень легко заниматься самобичеванием

Трек всего флота в Английском Канале, до Scilly Islands и мыса Lizzard

Но с новым ветром приходят не только конкуренты, но и новый ветер. Мы едем. Стиснув зубы уходим под берег, в самый залив перед окончанием Англии, и лавируемся там. Очень далеко от генералки. Очень. И это пугает, но ветер хороший, едем. Упираемся в берег. Береговая команда поддержки звонит и говорит, что подаст на развод если мы сейчас же не уйдем к генеральной линии. Мы и так собирались, между прочим, у нас же тактика совпадает со стратегией! Хе хе

Выстреливаем из залива, подходим к Лизарду и там, вуаля, группа лидеров. Отлично. Мы снова с вами, уважаемые, мы снова с вами!

Наступает вторая ночь. Она будет знаковой, мы сменили паруса ровно 8 раз. Стаксель на спинакер и обратно, и опять по кругу. Главное, что бы яхта ехала. Неважно как, главное не стоять. Течение попутное, нам дико повезло, что мы сюда успели до смены течения. Крадемся!

Ночью все кошки серы, но вроде всех конкурентов держим, вокруг много яхт IRC3, они для нас главный эталон, пока они тут, все хорошо. Появляется связь, смотрим трекер, все намана, не сливаем. Лидер в 4х милях впереди, это ничего не значит в этой гонке.

В штиль побеждает тот, кто сильнее духом, однозначно. И терпеливей!

К утру доползаем до Scilly Islands. Начинается мучительная лавировка вокруг TSS, судоходного канала, вход в него запрещен гоночной инструкцией, лавируемся максимально близко, но не заходим. Ветер полосками в 100 метров и длинной в 200. Этакие шахматы. Нам повезло, мы вошли в такую полосу и за 20 минут обгоняем лодок 30. Яхты в 10 метрах от нас стоят. Мы едем. Это не тактика и не стратегия, это тупо лотерея, я не могу сказать, что я фанат, но пока это происходит со мной, ОК, жить можно. Через час въезжаем уже в 5 узлов ветра и все хорошо. Мы обогнули TSS, Англия позади, идем на скалу Fastnet!

Промежуточные результаты:

  • В классе IRC 3: 25-е
  • В общем зачете: 128-е

Часть четвертая. Scilly Islands до скалы Fastnet

Трек Интуиции и Courrier du Leon в Ирландском море, до скалы Fastnet

Тут как всегда, чуть голову не сломали. Выходя из под островов мы могли ехать прямо на знак, а именно на скалу Fastnet. Это меня пугало. Интуитивно. Прогноз на ветер вообще южный. Это значит, что мы туда под спиннакером должны идти. А так не бывает. На скалу всегда лавировка. Ну не бывает так, что бы не было лавировки, неважно, что мне говорит прогноз погоды. Принимаем решение, высоту не сливать, идти выше знака. Там посмотрим. Не сливать высоту в офшорах вообще правило номер один. Так и получается, ветер крепчает, узлов 20-22, и очень скоро начинается лавировка. Вот так-то, шестое чувство! А в прогнозе все южные ветра. Хмм, это значит, что обогнув скалу у нас будет опять лавировка??? Все как всегда

Ветерок начал резко ползти наверх, но так ни разу за 25 и не перевалил. Что радовало, мы шли под вторым стакселем (по хорошему уже давно пора было нести номер 3, но не хотелось это делать в такой ветер и волну, плюс у нас после скалы должен все-таки быть полный курс). Никому он, конечно же, не должен, но мы надеялись, что если сейчас в нос, то хоть пару часов после огибания будет попутка. Так оно, впрочем, и случилось.

На этом этапе мы выжали из яхты все что могли. Максимальная стабильная скорость порядка 10 узлов. Обогнали несколько яхт, но с большими яхтами бороться здесь было бесполезно, ватерлиния здесь королева, а 38 футов это 38 футов. Главное было не бояться, потому что в ливень, темень и волну, очень неуютно нестись с такой скоростью. Контейнеры… Киты… Другие яхты в 50 метрах… Брррр Часть подвахтенных распоряжений – спать головой к корме.

Стоит отметить, конечно же, что помимо обязательных спасательных жилетов, которые на человеке всегда когда он/она на палубе, независимо от погоды, в эту ночь все были так же пристегнуты. И не отцеплялись до конца следующего дня. Потерять кого-то ночью в такую погоду, лучше даже об этом не думать. А так, пристегнулся, и все спокойно, не потеряется.

Мы так же стандартно вводим процедуру перемещения по яхте. Никто просто так никуда не ходит. Например, процедура похода на бак.

  1. Перекличка
  2. Включеный красный фонарь у идущего человека
  3. Подсветка палубы/человека красным фонарем пока он идет
  4. Возвращение человека после сделанной работы
  5. Перекличка

Когда на борту много людей, когда они сидят на бортике и вокруг кромешная темень, и требуется отстегнуться/пристегнуться что бы пропустить человека, такая процедура обязательна в непогоду. И будет вам счастье.

Постепенно мгла рассеялась и стало повеселее, уже видно волны, и рулить полегче. Ну а потом, еще часа через два раздался крик ‘СКАЛЛААААААААА’. Слава тебе господи, добрались, действительно скала!

Еще пару часов лавировки и мы обогнули скалу Fastnet в 11 часов, 43 минуты и 45 секунд, утром, 19-го августа 2015 года! Урааа! И наконец, мы обогнули ее при свете дня и без тумана!

Для команды этот рывок и эта ночь стали краеугольными. Все дико устали, не особо много ели и на горизонте начала маячить определенная апатия. А впереди 40 часов спинакера, и днем и ночью, и сильный ветер. Надо отдать должное экипажу. Все взбодрились, прониклись и пошли дальше вкалывать. Я люблю этих людей, они делали невозможное.

Меня, кстати, всегда умиляет видео первых финиширующих яхт, монстров под 100 футов, которые проходят дистанцию за пару суток и выглядят все такие уставшие и О Май Год, как было тяжело. Брателлы, вас бы на гончак маленький на 5 суток, посмотрел бы я на вас  А наша банда ничего, рубится, паруса таскает, вламывает, шутит, готовит и вахты несет. В ветрище, посередине ирландского моря, на 11.58 метрах счастья. Я люблю этих людей.

Скала Fastnet. Мы сделали это! Едем домой!

Итак, мы обогнули скалу!

Промежуточные результаты:

  • В классе IRC 3: 38-е
  • В общем зачете: 129-е

Часть пятая, Скала Фастнет до Scilly Islands

Трек Интуиции и Courrier du Leon от скалы Fastnet до Scilly Islands

Самое страшное ожидание здесь было ожидание прогноза погоды. Я, если честно, очень надеялся, что если ветер уйдет на южный и у нас будет опять лавировка, то пусть он уйдет попозже, хотелось хоть немного проехать под спинчем, восстановить силы, отдохнуть и поесть. И мои мечты не остались за бортом, 5 часов дул замечательный бакштаг, все выспались и поели, мы снова на пике.

Стратегически здесь было два варианта. Набирать высоту или пилить полнее и потом выйти острее. У меня железное правило на длинных дистанциях, не терять высоту если только ОЧЕНЬ не надо. Так что мы стали ехать острее генералки, постепенно набирая высоту. И молодцы, так как ветер перешел на юг к ночи, и мы спокойно вырезались на острова, без лавировки и потери времени. Наконец то планы стали совпадать с реалиями и ожиданиями, а то как-то тяжело дается стратегия в этой гонке. Результат ночи – ничего не получили, но и не потеряли. Места отстояли. Мы банда!

Утром обогнули острова. Туман, моросит, в прогнозе 6 баллов попутняка. Это хорошо, быстрее доедем, я домой уже хочу, если честно

Трек всего флота от скалы Fastnet до Scilly Islands

Промежуточные результаты:

  • В классе IRC 3: 29-е
  • В общем зачете: 135-е

Часть шестая. Острова Scilly до Плимута и ФИНИШ!

Трек Интуиции и Courrier du Leon до финиша в Плимуте

Здесь нам, как это не печально, предстояло идти ва-банк. Как и на любой другой финишной прямой, любой другой 600-мильной гонки. Соперники устали, и кто на этом этапе сильнее, может отыграть очень много мест. И мы были сильны. Сильный ветер, дождь, бурлящее море, самый большой спинакер, скорость 12 узлов и как счетчик гейгера отсчет обгоняемых яхт. 138, 137, 136, 130-е, 125, 122, 120….. МЫ ЛЕТИМ. И нам страшно. Секретное оружие Афанасий ‘Финнист’ Исаев выжимает из яхты какие-то дикие цифры. 12 с половиной узлов. Киль монотонно вибрирует как птичка колибри. Дррррррррррррр. Подключается экипаж, пампинг на волне, ДАВАЙ! Грот влетает в ДП, мужики изо всех сил рвут его на себя, еще пол узла. Триммер спинакера адски крутит лебедку, так как яхта начинает ехать быстрее спинча и уходит в астрал, на таких скоростях надо постоянно добирать спиннакер, что бы он работал. Еще четверть узла… Памп, Трим, Памп, Трим… И так 5 часов.

115… 114… 113… 110… 105… 100… 99… МЫ В ПЕРВОЙ СОТНЕ! Это офигенно, уважаемые. 98… 97…

И тут произошло ожидаемое, конечно же. Спиннакер хлопает на адской волне и разлетается в атомы. Маленькие Экипаж летит за спиннакером номер 3. Теряем 5 минут, ставим трешку. Но скорости уже не те. Последние 6 часов мы будем идти не больше 10 узлов. Нас начинают обходить другие яхты. Ну что ж, это парусные гонки, детка, бывает и так. Выжимаем из яхты все что можно, но уже что бы сохранить позиции. Обгонять уже не получится. Ну как, не получится, до 95-го места мы все таки добрались, но это был предел, учитывая парусный расклад.

И вот наконец Плимут. Несколько поворотов под спинчем и под рев сирены мы пересекаем линию финиша. УРРААААААА! Жмем руки, убираем парусину, поднимаем флаги, идем швартоваться. Мы сделали это.

Финиш Фастнет 2015. Мы сделали это!

Промежуточные результаты:

  • В классе IRC 3: 40-е
  • В общем зачете: 95-е
  • Потом нас пересчитают еще несколько яхт, окончательно мы окажемся 110-ми. Это лучший результат планеты, мы обогнали всех непосредственных конкурентов, включая все остальные Рефлексы и First 40. Мега.

Ну, а потом было пиво, бургеры, встречи с экипажами, долгожданный душ, разговоры с семьей и друзьями и наконец сон. А на следующий день мы ушли домой. Солент, привет!

Мы дома, привет Солент!

 

4–го сентября яхта Интуиция уходит в учебный поход до Мальты, где нас ждет Rolex Middle Sea Race. И будет нам счастье. Если вы хотите учиться, гоняться, накатывать мили или просто стать отличным капитаном или матросом, напишите нам: [email protected]

Искренне ваш

Юрий Фадеев

Старпом — Записки подводника — Каталог файлов

Чёрт, эти шаги над головой отвлекают от спокойных мыслей! Как только 4.00, так туда-сюда стук пяток по настилу средней палубы.
Только ляжешь отдохнуть после вахты, и сразу: вперёд — назад, вперёд — назад, и так целый час. А можно бы было расслабиться, нагнать на себя дрёму и погрузиться в долгожданный сон. Кстати, странно звучит в подводном положении: «Погрузиться в сон!» Чего в него погружаться — то? Можно просто заснуть, погрузился ты уже давно…-
сразу после нескольких часов, прошедших с того момента, как были отданы последние швартовы, задраены люки и прощально прокричали «Тифон» и «Сирена». Всего несколько часов хода до точки погружения и субмарина нехотя «зачерпнула» в свои цистерны балласт, постояла «по грудь» в океане несколько минут, подумала над перспективой не увидеть солнышко несколько месяцев, и втянула в цистерны последнюю каплю. Потом, фыркнув над поверхностью пузырями из клапанов вентиляции, ушла на глубину…
… Чего в него погружаться? В этот сон? Закрыл глаза и сопи… Организм, как часы, отлично настроен на нужное время. Особенно после нескольких десятков суток плаванья.
..А тут эти шаги, слегка шаркающие по настилу, но равномерно шустрые и всё время в один и тот же час… Кому там так весело, что сам не спит и другим мешает? Надо бы посмотреть, но лень вставать… Хотя за время плаванья достало страшно!
…Тело отрывается от койки, в полусознательном состоянии ищутся тапочки, ноги лениво плетутся к трапу на среднюю палубу…
Чёрт! Это старпом, блюститель корабельного порядка, «егузит» по ночам!!! Попробовал бы ты побегать у него над головой! А он, зараза, в своём отсеке не шумит. Припёрся в четвертый, к ракетчикам! Понятно, что тут просторнее и палуба длиннее. Что ему надо — то?
— Александр Алексеевич! Здравия желаю! Вам что, не спится? Или случилось чего?
— Чтобы мышцы не атрофировались нужно больше ходить! — выдохнул старпом.
— И что? Далеко идёте?
— Зря смеёшься. Домой придём — посмотрим, кто быстрее до дому долетит! А, главное, кто и как на следующий день прихромает на корабль! И сколько потом ноженьки болеть будут!
И продолжил маневрирование. Туда — двадцать шагов, обратно — двадцать… Туда — обратно…
Сколько вместе с ним прошли мы автономок? И всегда в 4.00, пока все спят или просто валяются в койках с книжками (никаких тебе учений и тренировок) старпом Алексеич метался по четвертому отсеку, тренируя, а точнее — нагружая, мышцы, чтобы по возвращению не упасть бессильно на сопке по дороге от причала к дому…
Всё это вспоминалось мне в поезде Ленинград — Москва, по дороге в отпуск. Мелькающие за окном столбы почему-то навеяли ассоциации с мельтешившим когда-то старпомом.
…Он долго просидел в старпомовском кресле. Многие его однокашники уже давно нацепили «полковничьи» погоны и заняли главное место на командирском мостике. Некоторые даже успели прыгнуть в кресла начальников штабов дивизий, а он всё продолжал «старпомствовать» и ходить в бесконечные «моря». И там, после каждого погружения, как только устанавливался размеренный ритм жизни, ровно в 4.00…
…Как-то летом экипаж «береговал», то есть сдал корабль второму экипажу и некоторое время был безлошадным. В отпуск пока не отпускали, нового «железа» принимать не предлагали, заставляли обеспечивать тылы плавающей братии…
Были какие-то мелкие маневры в составе кораблей нашей дивизии. Сейчас не помню уже — какие. Может быть торпедные стрельбы? Отправили в море, в точку маневров, небольшое судно, типа буксира. А старшим на борту посадили Алексеича, да ещё взяли нашего штурмана — чертить маршрут…
Судёнышко прибыло в точку, обеспечило то, что от него требовалось и уже собиралось в базу.
Вдруг, при очередном манёвре вокруг субмарины что-то не заладилось. Кто знает — что? Был ветер, волна, буксирный конец натянулся сильнее обычного, кто-то что-то прозевал и буксир упал бортом на волну. Закрутились вокруг него все «мелкие рыбёшки» — катерки. Пытались поставить его на ровный киль. Крепили, бросали, тянули, тащили… Те, кто был на этом буксире на верхней палубе, сиганули в ледяную воду Баренцова моря и благополучно были вытащены на суда.
Те, кто был внутри, очумев, метались по отсекам буксира, ища выход.
Буксир, лёжа на боку, напрягся. Это началась очередная попытка вытянуть его на безопасную глубину. Вдруг что-то необъяснимое произошло в его чреве. Откуда-то из-под воды выскочил огромный пузырь воздуха, лежащий буксир вздрогнул…и… перевернулся килем вверх. Тросы, держащие его, натянулись до предела и слегка изменили ориентацию убитого судна в пучине. Оно лежало теперь в «пол оборота» виднелся киль, но были видны и иллюминаторы правого борта. Чуть-чуть.
Алексееич, когда произошло всё это, был внизу, в каюте. Когда он понял, что судно сделало «оверкиль» и выход из него оказался под водой, старпом рванул в соседнее помещение, где находились двое матросов — первогодков, и по перевернутым коридорам подтащил их к двери, за которой начиналось море. Точнее — уже его глубина. Что он там им говорил — не знаю.. Как заставил набраться смелости — тоже не знаю. Но они открыли дверь и исчезли во тьме Баренцова моря… Все трое…
Он говорил потом, что воздуха было мало, что коридоры «вверх ногами» совсем не такие короткие, как в обычном положении. И, конечно, вода… Студеная вода северного моря, в которой даже летом не больше плюс пяти градусов. И просуществовать в ней больше пяти — десяти минут мало кому удастся…
Но они хотели жить… И плыли….
Над водой вдруг, с той стороны, где никто не ожидал, появилась одна голова,.. другая,…третья. Старпом вынырнул последним, причем, успел подхватить под руки обоих матросов, которые от ужаса, холода и отсутствия воздуха, были уже почти без сознания. Он помог затащить их на борт какого-то катера, залез сам — без помощников. Отдышался минуту, зачем-то скинул с себя тельняшку и, не говоря ни слова, плюхнулся в воду и погрёб к лежащему на волне буксиру. Оглушительно вдохнув у борта буксира, он погрузился и не появлялся долго. Потом над водой появилась голова…, вторая…, третья…, появился Алексееич… Старпом также, ошалев от холода и усталости, помог втащить и этих и развернулся на третий круг, но его удержали.
В это время буксир лег на левый борт, как бы освободившись от моря, тянувшего его на дно, от спасательных тросов, пытающихся удержать его на плаву. Он лежал сам. Беспомощный и жалкий. Он напоминал бумажный кораблик, который неудачно пустили в ручей и он, намокнув, сдался на милость волны…
В иллюминатор глядели сквозь стекло глаза Сашки. Штурмана нашего экипажа. Он показывал, что с ним ещё трое, но дверь открыть они почему-то не могут…
Глаза молили, ждали помощи, кричали о том, что позади всего двадцать пять лет, а впереди — вечность…
Буксир вдруг выдохнул и устремился в пучину… Сашкины глаза — «мамкина радость» — уходили в неё вместе с буксиром. Они уже не кричали и не молили, они просто прощались с солнцем, которое светило в этот день как-то по особенному ярко; с теми, кто пытался спасти, но ни чего не смог сделать; с миром и небом, с жизнью…
Старпом метался в руках державших его моряков, он был почти обезумевшим. Седые волосы вздыбились на затылке, губы были чёрно-синими, пальцы на руках от холода «скрючились»…
…Море сомкнулось над уходящим от всех буксиром…
Всё…
Уже ничто и никто не мог помочь тем, троим, оставшимся в чреве судна…
Буксир подняли потом, через несколько дней…
И стоял в казарме гроб с телом Сашки, и мы все стояли около него, понимая всю нелепость его смерти и бессилие что-либо изменить. А так хотелось этого.

Потом, в последующие годы, были случаи, когда приходилось вот так — стоять в молчаливом карауле у гробов своих собратьев. Но это случилось потом, а тогда — это было в первый раз. И от того больней, обидней и как-то особенно остро и ярко…
…Поезд Ленинград-Москва мерно постукивал колёсами, я, навспоминавшись, задремал, сладко ощущая приближение настоящего отпуска, который мы всегда считали начавшимся только после того, как ступишь ногами на Большую Землю…
..За окном всё так же мелькали столбы и деревья. Изредка ревом приветствовали друг друга встречные поезда, на стыках звякала посуда.
— Чай будете? — открылась в купе дверь.
— Да, пожалуй — сказал я, сладко потянувшись и ощутив себя счастливым и беспечным.
Флот был уже далеко, начальство — тоже. Впереди были почти три месяца отпуска, а воспоминания… они куда-то спрятались, пока я спал.
— Вам с сахаром? Или, может быть, кофе?
— А у Вас и кофе есть?
— А как — же, у нас всё есть — кокетливо улыбнулась проводница. И исчезла в сторону своего купе, неплотно прикрыв дверь.
«Эх, как же всё-таки здорово ощущать себя в отпуске…» — подумалось в очередной раз.
Я спрыгнул на нижнюю полку и разбудил жену и сына.
— Вставайте, сейчас чай-кофе будет!
— Не охота — заскулил сын.
— Ещё бы поспать! — счастливым голосом добавила жена. — А то тут кто-то всё время туда-сюда по коридору вышагивал почти час. Еле уснула.
Я рассмеялся:
— Ты знаешь, а я только что вспоминал про аналогичный случай! Только — на лодке.
— Вот тебе ещё лодка! Опять кто-то задвигался!
Я посмотрел в щель приоткрытого купе и увидел периодически мелькающего в коридоре человека. Он исчезал в сторону головы состава и через несколько секунд — в сторону хвоста. Туда — сюда. Качающийся вагон заставлял его иногда упираться руками в стены купе и от того его маневры на фоне стука колёс были слышны внутри купе. «Совсем как тогда» — подумалось мне и я, улыбнувшись, выглянул в коридор.
…Мне на встречу, от дальнего тамбура уверенной походкой приближался …Алексеич…
— И что? Далеко идём? — как когда-то спросил я.
— Зря смеётесь! Вот в Москве сойдём… Ты! Лейтенант, ты?
… И мы сидели в коридоре на откидных сиденьях до самой Москвы и вспоминали то, что принято назвать «временами моей лейтенантской юности».
Он был совершенно седой и почти лысый Он был такой же стремительный и целеустремлённый… Он был таким же стройным, без всяких «животиков» и кривых ножек. Он всё ещё «дышал» молодцеватостью и энергией… Он был таким, как будто только что встал перед строем молоденьких братьев — подводников, и всем своим видом приготовился показать пример, каким нужно быть и кем нужно быть…
Он был таким же, как тогда…
Только много лет спустя…
Но, не смотря на годы, удары судьбы, разбитую вдрызг карьеру, на всё, что пришлось пережить… каждый раз, особенно ровно в 4.00…
…Вперёд — назад…
…Туда — сюда…
«А вот сойдём в Москве, посмотрим, кто первым до дому доберётся. Особенно — с чемоданами!» — говорил он, удаляясь в своё купе перед прибытием в Москву.
Потом над перроном Ленинградского вокзала пронеслось:
— Бывай, лейтенант! Ходи почаще!

И он растворился в толпе прибывших и встречающих…
Больше наши пути не пересекались, но я по-прежнему в поездах выглядываю в коридор с надеждой, что вот-вот мне навстречу вылетит из тамбура фигурка человека с седыми волосами и стремительной походкой.
Даже в 4.00 утра…

 

(на фото — прототип героя рассказа А.А.Агейков)

Seniors Box Set (His Mate; Seniors, # 1 — # 3) от M.L. Бриерс

Знакомьтесь с пожилыми людьми. Старшие ведьмы находят своего единственного верного спутника жизни в свои золотые годы.

Жизнь начинается в сорок? Не для этих нахальных ведьм, поскольку они находят своих сексуальных серебряных волков в романтической комедии, полной смеха и любви. На пути есть даже пара вампиров, которые добавляют веселья.

Его помощник; Пенсионеры. Романтический роман о волках-оборотнях от автора книги His Mate; Братья серии и серии рычагов переключения передач Bear-ly Bear-ly .

пожилых людей (его товарищ; пожилые люди №1)

Сара унаследовала гостиницу тети, а вместе с ней и массу неприятностей. Когда она добралась туда, она не имела ни малейшего понятия, что на другом конце леса была стая волков-оборотней. Также она не знала, что у ее тети был дружелюбный вампир, который жил поблизости и любил часто навещать ее, и она понятия не имела, что найдет свою половинку.

Когда Натан ответил на зов своего брата о помощи; он никогда не ожидал найти трех злобных ведьм, проблемного вампира и таверну, в которой можно было бы жить с привидениями, но именно это он и получил.Вместе с приятелем, который был в обеденном меню от вампира-новичка. Где бы он нашел время, чтобы ухаживать за своим единственным верным другом?

Внимание: содержит язвительных ведьм, одного-двух саркастических вампиров и оборотня-волка, за которого стоит умереть.

Seniors 2 (Его помощник; Seniors # 2)

Сара унаследовала гостиницу тети, а вместе с ней и массу неприятностей.

Когда внучка Дороти, Фэллон, появляется в гостинице, она приносит собственные неприятности. Ведьма не только преследует вампира по пятам, но еще и пылкая и злющая подруга одной из стаи.

Дороти думала, что у нее достаточно проблем с Фэллон, но подождите, пока она не получит порцию Хэнка. Мужчина серебряный — волк, и он смотрит только на Дороти.

Хлоя все еще плохо себя ведет, и она полна решимости попасть в гостиницу или свести Сару с ума!

Но эта сумасшедшая семья должна сплотиться, когда дела идут плохо и жизни ставятся на кон в попытке сделать то, что правильно. Может ли любовь и семья победить всех или это конец одной из ведьм?

Внимание: содержит язвительных ведьм, одного-двух саркастичных вампиров и нескольких оборотней-волков, за которых стоит умереть.

Пожилые 3 (Его товарищ; Старшие # 3)

Еще один серебряный волк вот-вот найдет свою половинку, и все благодаря назойливым действиям старейшин …

Сара знала, что это лишь вопрос времени, когда два старейшины, Дороти и Анжела, совершат что-то дурное и вызовут массу хаоса. Возможно, предоставить им доступ в Интернет было не самой лучшей идеей, но откуда ей было знать, что они так неразумно использовали немного знаний?

Теперь в таверне было больше ведьм и бродячий волк на свободе, но сможет ли эта сумасшедшая семья собрать все вместе достаточно долго, чтобы спасти жизнь? И разрешат ли когда-нибудь Хлое вернуться в гостиницу?

Предупреждение: есть сарказм — треп — и контент для взрослых.

.

MATE

Примерно через год разработки команда MATE Desktop наконец выпустила MATE 1.24. Большое спасибо всем участникам, которые помогли в этом.

Что нового в MATE 1.24

Этот выпуск содержит множество новых функций, исправлений ошибок и общих улучшений. Некоторые из наиболее важных моментов включают:

  • Мы сделали это снова, среду рабочего стола MATE проще в использовании, чем раньше, когда пользователь запускает сеанс.Вы хотите скрыть запуск приложений? Теперь вы можете указать, какие приложения показывать при запуске.
  • Engrampa теперь поддерживает несколько дополнительных форматов, а также фиксированную поддержку паролей и символов Юникода в некоторых из них.
  • Eye of MATE теперь поддерживает Wayland, и мы добавили поддержку встроенных цветовых профилей.
    • Генерация эскизов была переработана и исправлена ​​в нескольких местах.
    • Добавлена ​​поддержка файлов webp.
  • В наш оконный менеджер, marco , внесено несколько изменений:
    • Мы привезли множество оконных украшений из прошлого, чтобы утолить вашу ностальгию.
    • Наконец добавлены невидимые границы изменения размера. Больше не нужно пытаться найти границу, которую можно захватить с помощью мыши!
    • Все элементы управления окнами (вы знаете, кнопки min, max, close) теперь отображаются в HiDPI.
    • Всплывающие окна Alt + Tab и Workspace Switcher были полностью переработаны .Теперь они отображаются в красивом стиле OSD, более настраиваемы и могут реагировать на стрелки клавиатуры.
    • Плитка окон с помощью клавиатуры теперь позволяет переключаться между окнами разных размеров. Вам больше не нужно чувствовать себя ограниченным только половиной экрана.
  • Апплет панели System Monitor теперь поддерживает диски NVMe.
  • Калькулятор теперь поддерживает использование «пи» или «π».
    • Доработана научная нотация.
    • Некоторые исправления для поддержки предварительно определенных физических констант.
  • Центр управления теперь правильно отображает значки на дисплеях HiDPI.
  • Было добавлено новое приложение Time And Date Manager .
  • Приложение Mouse теперь поддерживает профили ускорения.
  • Приложение Preferred Applications было улучшено для обеспечения доступности, а также улучшенной поддержки интеграции с клиентами IM.
  • Апплет индикатора немного лучше взаимодействует с иконками необычного размера.
  • Говоря о значках, значки апплета сетевого менеджера в наших собственных темах были полностью переработаны, и теперь ими можно пользоваться на дисплеях HiDPI.
  • Если вы относитесь к тому типу людей, которые не любят, когда вас беспокоят, или когда вы проводите презентацию или смотрите фильм, вам будет приятно узнать, что демон уведомлений теперь поддерживает режим «Не беспокоить». Режим.
  • Панель MATE имела несколько ошибок, которые в прошлом приводили к сбоям при изменении раскладки.Теперь это исправлено!
    • Поддержка совместимости с Wayland значительно улучшилась.
    • Значки статуса
    • (также известные как область уведомлений , или на панели задач, ) поддерживают отображение HiDPI.
    • Wanda the Fish была переработана, и теперь вы можете наслаждаться ею во всей красе HiDPI.
    • Список окон Апплет теперь поддерживает эскизы окон при наведении курсора.
    • Различные улучшения доступности для всей панели и ее основных апплетов.
  • Если ваша система не поддерживает systemd, возможно, вам будет интересно узнать, что мы добавили поддержку elogind как в MATE Screensaver , так и в MATE Session .
  • Мы также добавили новую утилиту MATE Disk Image Mounter .
  • Mozo , редактор меню, теперь поддерживает действия Undo и Redo.
  • Плагины Pluma теперь полностью перешли на Python 3.
  • Pluma больше не нужно завидовать другим сложным редакторам, поскольку теперь он может отображать метки форматирования.
  • i18n: Все приложения перенесены из intltools в gettext.

Различные компоненты MATE Desktop 1.24 доступны для загрузки здесь:

Подробнее

Вот более кровавые подробности.

атрил
  • Исправить высокое потребление памяти при масштабировании
  • Исправить утечку памяти при создании эскизов и аннотировании текста
  • Перетаскивание: сброс действия Press_button в начале операции перетаскивания
  • Добавьте дополнительные ускорители в пункты меню
  • Удалите внутреннюю сборку библиотеки «synctex», используйте только внешнюю версию, предоставленную поставщиками программного обеспечения.
  • Исправьте греческое руководство пользователя, которое не позволяет выполнить цель сборки
  • Серверная часть Tiff: устранение сбоя из TIFFReadRGBAImageOriented
  • Tiff backend: Исправлено переполнение буфера в tiff-документе.c
  • Исправить несколько ошибок анализа кода, предупреждения об устаревании, сообщаемые Clang Static Analyzer, Cppcheck и GCC
  • Переход на Python 3 для тестирования
  • Требуется GLib 2.54.0 или новее
  • Требуется WebKitGTK-4.0 2.6.0 или новее
  • Требуется Cairo 1.14.0 или новее
  • Drop WebKit Поддержка GTK-3.0
  • i18n: переход с intltools на gettext
  • g10n: Обновить переводы

Полный список изменений на https://github.com/mate-desktop/atril/commit/master/

caja
  • Готово к использованию gcc 10
  • fm-properties: убрать использование помощника mate-desktop-thumbnail
  • Не переносите имена файлов через дефис
  • Добавить новый интерфейс расширения: CajaWidgetViewProvider API
  • Добавить новый объект: FmWidgetView
  • Исправить грамматическую ошибку, о которой сообщили переводчики
  • Исправить несколько ошибок анализа кода, предупреждения об устаревании, сообщаемые Clang Static Analyzer, Cppcheck и GCC
  • Исправить сбой Caja при перемещении файлов в корейском языке
  • Используйте параметр Показать значки на вкладке представлений
  • Добавить параметр конфигурации для скрытия значков в списке
  • Добавить недостающие значки в несколько пунктов меню
  • Показать миниатюры в виде списка
  • Отображать больше значков в виде cairo_surfaces для лучшей поддержки HIDPI
  • Реорганизовать загрузку пользовательского CSS в отдельную функцию
  • Добавьте поддержку проверки доступности файлов пользовательского интерфейса с помощью gla11y
  • Восстановить прозрачный фон на ярлыках просмотра значков
  • Добавление вкладок прокрутки с помощью колеса мыши для окон свойств файла и настроек caja.
  • Рабочий стол
  • : принудительное отключение границ элементов рабочего стола по умолчанию
  • Изменить префиксы URL с http на https
  • caja-progress-info: добавить всплывающие подсказки в диалоговое окно передачи файлов
  • Добавить доступные имена для кнопок в диалоговом окне операций передачи файлов
  • eel: Удаление функций даты и времени
  • caja-file: Исправить неполный диалог замены файла
  • caja-file-operations: Добавить комментарий с ошибочным предупреждением
  • Устранить несколько утечек памяти повсюду
  • i18n: Разрешить перевод большего количества элементов графического интерфейса
  • i18n: переход с intltools на gettext
  • g10n: Обновить переводы

Полный список изменений на https: // github.com / товарищ-рабочий стол / caja / коммитов / мастер /

caja-dropbox
  • Используйте CAJA_EXTENSION_DIR_SYS, чтобы сохранить и показать системный каталог расширения caja
  • Показать полный путь к caja-extension-dir

Полный список изменений на https://github.com/mate-desktop/caja-dropbox/commit/master/

caja-extension
  • caja-wallpaper-extension: Устранение утечки памяти
  • image-converter: переписать caja-image-resize.ui с нуля, исправив устаревшие версии
  • .
  • Исправить несколько ошибок анализа кода, предупреждения об устаревании, сообщаемые Clang Static Analyzer, Cppcheck и GCC
  • Выполните сборку с использованием gupnp версии 1.0 или 1.2.
  • image-converter: не использовать несуществующие значки в контекстном меню
  • i18n image-converter: разрешить перевод раскрывающегося списка выбора угла
  • i18n: переход с intltools на gettext
  • g10n: Обновить переводы

Полный список изменений на https://github.com/mate-desktop/caja-extensions/commit/master/

энгрампа
  • Готово к использованию gcc 10
  • fr-command-rpm: использовать двоичный файл rpm2cpio, поставляемый с пакетом rpm
  • Добавить исходный rpm к поддерживаемым mime-типам
  • 7z: не устанавливать рабочий каталог, т.е.е. использовать временный каталог
  • Исправить локализованную логику пользовательского интерфейса паузы
  • Zstandard: обновить тип MIME
  • Ar: обновить тип MIME и добавить магические числа
  • LHA: исправить тип интернет-носителя
  • dlg-package-installer: отображать значки в кнопках диалогового окна ошибок
  • unace 2.5: не отображать сводку архива в списке файлов
  • java-utils: удалите пробелы перед чтением имени пакета
  • Добавить поддержку zcompress
  • fr-command-unarchiver: При необходимости запросить пароль
  • Исправить несколько ошибок анализа кода, предупреждения об устаревании, сообщаемые Clang Static Analyzer, Cppcheck и GCC
  • Исправить несколько утечек памяти
  • Обновите руководство до docbook 5.0
  • Поддержка формата пакета .udeb
  • Показать версию приложения в командной строке
  • i18n: переход с intltools на gettext
  • g10n: Обновить переводы

Полный список изменений на https://github.com/mate-desktop/engrampa/commit/master/

eom
  • Добавить eom-thumbnailer для файлов webp
  • thumbnail: убрать использование помощника mate-desktop-thumbnail
  • Включить поддержку Wayland
  • EomPrintPreview: исправление эскиза предварительного просмотра на дисплеях HiDPI
  • Исправить несколько ошибок анализа кода, предупреждения об устаревании, сообщаемые Clang Static Analyzer, Cppcheck и GCC
  • Разрешить цветокоррекцию изображений с альфа-каналом
  • Требуется GLib 2.52 или новее
  • Магазин
  • : добавить любой файл изображения из текущего каталога в магазин
  • Обновите руководство до docbook 5.0
  • Использовать постоянную настройку страницы
  • i18n: переход с intltools на gettext
  • g10n: Обновить переводы

Полный список изменений на https://github.com/mate-desktop/eom/commit/master/

libmatekbd
  • Исправить некоторые ошибки анализа кода, предупреждения об устаревании, сообщаемые Clang Static Analyzer, Cppcheck и GCC
  • Использовать gresources для файлов пользовательского интерфейса
  • i18n: переход с intltools на gettext
  • g10n: Обновить переводы

Полный список изменений на https: // github.ком / товарищ-рабочий стол / libmatekbd / коммиты / мастер /

libmatemixer
  • Исправить некоторые ошибки анализа кода, предупреждения об устаревании, сообщаемые Clang Static Analyzer, Cppcheck и GCC
  • i18n: переход с intltools на gettext
  • g10n: Обновить переводы

Полный список изменений на https://github.com/mate-desktop/libmatemixer/commit/master/

libmateweather
  • Расположение: Добавить метеостанцию ​​аэропорта Лерида – Альгуайре
  • Исправить несколько ошибок анализа кода, предупреждения об устаревании, сообщаемые Clang Static Analyzer, Cppcheck и GCC
  • Местоположение
  • : Смена метеостанции для Ростова-на-Дону, Россия
  • i18n: переход с intltools на gettext
  • g10n: Обновить переводы

Полный список изменений на https: // github.ком / товарищ-рабочий стол / libmateweather / коммитов / мастер /

Марко
Тема
  • : исправлена ​​ошибка рендеринга hidpi оконного управления для всех тем.
  • tabpopup: Полная переработка
  • Окно
  • : добавление необязательного изменения размера плитки
  • Добавьте дополнительные темы оформления окон: Добавить Atlanta, Esco, Gorilla, Motif, Raleigh
  • Исправить несколько ошибок анализа кода, предупреждения об устаревании, сообщаемые Clang Static Analyzer, Cppcheck и GCC
  • Исправить использование визуального элемента RBGA в frame.c, когда композитинг не используется
  • Исправлено перемещение окон к краям для работы с CSD-клиентами.
  • Добавить поддержку системы сборки meson
  • Сделайте настраиваемыми столбцы alt + tab max и учитывайте ширину метки окна
  • Добавить невидимую границу
  • Тема
  • : исправление состояния окна при мозаике из развернутого
  • Ограничения
  • : исправить утечку памяти в meta_window_constrain ()
  • alt + tab popup: переработка
  • Разрешить использование клавиш со стрелками вверх / вниз во всплывающем окне alt + tab
  • Исправить несколько утечек памяти
  • i18n: переход с intltools на gettext
  • g10n: Обновить переводы

Полный список изменений на https: // github.com / товарищ-рабочий стол / Марко / коммитов / мастер /

мат-апплеты
  • Готово к использованию gcc 10
  • Используйте $ {datadir} /dbus-1/system.d в качестве каталога конфигурации D-Bus по умолчанию
  • Сделать каталог dbus настраиваемым
  • Исправить несколько ошибок анализа кода, предупреждения об устаревании, сообщаемые Clang Static Analyzer, Cppcheck и GCC
  • Сделать сборки cpufreq независимыми от версии заголовка ядра.
  • geyes: Избегайте утечки памяти
  • Мультизагрузка
  • : поддержка накопителей NVMe
  • Заставить командный апплет запускать команды асинхронно
  • Сделайте переводимые документы примерно на & nbsp
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *