Защита населения от стихийных бедствий: Защита населения

Содержание

Защита населения

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени – это комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф (ГОСТ Р 22.3.03-94).

 

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:

— риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;

— предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

    Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

    Мероприятия по подготовке к защите населения на территории Российской Федерации проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

    Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:

— оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

— эвакуационные мероприятия;

— мероприятия по инженерной защите населения;

— мероприятия радиационной и химической защиты;

— медицинские мероприятия;

— подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.


Приемы и способы защиты населения — Состоянии защиты населения и территорий от ЧС — О районе — АДМИНИСТРАЦИЯ муниципального района «Буйнакский район»

 

Стихийные бедствия – это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности населения, а также разрушения и уничтожение материальных ценностей. Они нередко оказывают отрицательное воздействие на окружающую природу.

К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.

Опасными бедствиями являются, кроме того, производственные аварии. Особую опасность представляют аварии на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности.

Стихийные бедствия, пожары, аварии… По разному можно встретить их. Растерянно, даже обречено, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой верой в собственные силы, с надеждой на их укрощение. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил.

 

При любых стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях, покидая свое жилье, берите с собой документы и ценности. Они должны быть в легко и быстро доступном только для Вас месте!!!

 

1. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ДЕИСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯХ

 

Землетрясения — это специфические явления, происходящие в определенных участках земной коры. Они могут происходить как на суше, так и под водой. Землетрясения всегда поражали людей и своей разрушительной силой, и последствиями, выражающимися в опускании земной коры, активизации вулканической деятельности, образовании цунами и т. д.

Для человека очень важно знать, где и когда будет землетрясение. Современная наука располагает сведениями о том, где может быть такое стихийное бедствие той или иной силы, но предсказать день и час его пока еще не может.

Работы по прогнозированию землетрясений ведутся десятки лет, в последние годы в этом направлении наметились определенные успехи.

Предвестниками землетрясений, как это уже установлено, могут быть косвенные признаки. В период, предшествующий землетрясению, например, имеет место поднятие геодезических реперов, изменяются параметры физико-химического состава подземных вод. Эти признаки регистрируются специальными приборами геофизических станций. К предвестникам возможных землетрясений следует отнести также некоторые признаки, которые особенно должно знать население сейсмически опасных районов; это – появление запаха газа в районах, где до этого воздух был чист и ранее подобное явление не отмечалось, беспокойство птиц и домашних животных, вспышки в виде рассеянного света зарниц, искрения близко расположенных, но не касающихся друг друга электрических проводов, голубоватое свечение внутренней поверхности стен домов, самопроизвольное загорание люминесцентных ламп незадолго до подземных толчков. Все эти признаки могут являться основанием для оповещения населения о возможном землетрясении.

Землетрясения всегда вызывали у людей различной степени расстройства психики, проявляющейся в неправильном поведении. Вслед за острой двигательной реакцией часто наступает депрессивное состояние с общей двигательной заторможенностью. В результате этого, как показывает статистика, большая часть получаемых травм среди населения объясняется неосознанными действиями самих пострадавших, обусловливаемыми паническим состоянием и страхом.

Можно ли снизить психотравмирующее воздействие землетрясения на человека? Да, возможно, прежде всего, воспитанием у каждого человека чувства высокой гражданственности, мужества, самообладания, дисциплинированности, ответственности за поведение не только самого себя и своих близких, но и окружающих людей по месту жительства, работы или учебы. Воспитанию этих качеств в значительной степени способствует хорошо отлаженная система подготовки населения по гражданской обороне, разъяснительная работа среди населения, всесторонняя агитационно-массовая работа.

В случае оповещения об угрозе землетрясения или появления признаков его необходимо действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники.

При заблаговременном оповещении об угрозе землетрясения, прежде чем покинуть квартиру (дом), необходимо выключить нагревательные приборы и газ, если топилась печь – затушить ее; затем нужно одеть детей, стариков и одеться самим, взять необходимые вещи, небольшой запас продуктов питания, медикаменты, документы и выйти на улицу.

На улице следует как можно быстрее отойти от зданий и сооружений в направлении площадей, скверов, широких улиц, спортивных площадок, незастроенных участков, строго соблюдая установленный общественный порядок. Если землетрясение началось неожиданно, когда собраться и выйти из квартиры (дома) не представляется возможным, необходимо занять место (встать) в дверном проеме; как только стихнут первые толчки землетрясения, следует быстро выйти на улицу.

На предприятиях и в учреждениях во время землетрясения все работы прекращаются, производственное и технологическое оборудование останавливается, принимаются меры к отключению тока, снижению давления воздуха, кислорода, пара, воды, газа и т. п.; рабочими и служащие, состоящие в формированиях гражданской обороны, немедленно направляются в районы их сбора, остальные рабочие и служащие занимают безопасные места. Если по условиям производства остановить агрегат, печь, технологическую линию, турбину и т. п. в короткое время нельзя или невозможно, то осуществляется перевод их на щадящий режим работы.

При нахождении во время землетрясения вне квартиры (дома) или места работы, например в магазине, театре или просто на улице, не следует спешить домой, надо спокойно выслушать указание соответствующих должностных лиц по действиям в создавшейся ситуации и поступать в соответствии с таким указанием. В случае нахождения в общественном транспорте нельзя покидать его на ходу, нужно дождаться полной остановки транспорта и выходить из него спокойно, пропуская вперед детей, инвалидов, престарелых. Учащиеся старших классов школ должны помочь дирекции и учителям в поддержании порядка среди школьников младших классов.

Землетрясение может длиться от нескольких мгновений до нескольких суток (периодически повторяющимися подземными толчками). Примерная периодичность толчков и время их возникновения, возможно, будут сообщаться по радио и другими доступными способами. Следует свои действия сообразовывать с этими сообщениями.

После землетрясения или даже в процессе его будут вестись работы по оказанию помощи пострадавшим, по ликвидации последствий землетрясения. В первую очередь такие работы будут проводить лица, состоящие в формированиях гражданской обороны. Но и остальное население по призыву органов местной власти и органов управления ГО должно принимать участие

в первоочередных спасательных и аварийно-восстановительных работах в районах разрушений.

Большая помощь со стороны населения может быть оказана медицинским учреждениям и медицинской службе гражданской обороны в поддержании нормальных санитарно-бытовых условий в местах временного расселения (в палаточных городках, антисейсмических зданиях) пострадавшего в результате землетрясения населения. Надо способствовать предупреждению вспышек в таких местах инфекционных заболеваний, являющихся, как правило, спутниками стихийных бедствий. В целях предупреждения возникновения и распространения эпидемий следует строго выполнять все противоэпидемические мероприятия, не уклоняться от прививок и принятия лекарств, предупреждающих заболевания. Необходимо тщательно соблюдать правила личной гигиены и следить за тем, чтобы их выполняли все члены семьи; нужно напоминать об этом соседям, товарищам по работе.

 

2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ НАВОДНЕНИЯХ

 

Тяжелыми стихийными бедствиями являются наводнения. Основными причинами большинства наводнений являются сильные ливни, интенсивное таяние снегов, речные (морские) паводки (нагон) в результате приливной волны или изменения ветра в устье реки (на море).

Действия населения при наводнениях осуществляются с учетом времени упреждения наводнения, а также опыта наблюдений прошлых лет за проявлениями этой стихии. Масштабы наводнений, например, вызываемых весенними, летними или осенними паводками, могут прогнозировать за месяц и более, нагонные наводнения – за несколько часов (до суток).

При значительном времени упреждения наводнения осуществляются мероприятия по возведению соответствующих гидротехнических сооружений на реках и в других местах предполагаемого — наводнения, по подготовке и проведению заблаговременной эвакуации населения и сельскохозяйственных животных, по вывозу материальных ценностей из районов возможного затопления.

Об эвакуации на случай наводнения, как правило, объявляется специальным распоряжением комиссии по борьбе с наводнением. Население о начале и порядке эвакуации оповещается по местным радиотрансляционным сетям и местному телевидению; работающие, кроме того, оповещаются через администрацию предприятий, учреждений и учебных заведений, а население, не занятое в производстве и сфере обслуживания,– через жилищно-эксплуатационные конторы и домоуправления. Населению сообщаются места развертывания сборных эвакопунктов, сроки явки на эти пункты, маршруты следования при эвакуации пешим порядком, а также другие сведения, сообразующиеся с местной обстановкой, ожидаемым масштабом бедствия, временем его упреждения. При наличии достаточного времени население из угрожаемых районов эвакуируется вместе с имуществом. С этой целью каждой семье предоставляется автомобильный или гужевой транспорт с указанием времени его подачи.

Эвакуация производится в ближайшие населенные пункты, находящиеся вне зон затопления. Расселение населения осуществляется в общественных зданиях или на жилой площади местных жителей.

На предприятиях и в учреждениях при угрозе затопления изменяется режим работы, а в некоторых случаях работа прекращается. Защита некоторой части материальных ценностей иногда предусматривается на месте, для чего заделываются приямки, входы и оконные проемы подвалов и нижних этажей зданий.

В зонах возможных затоплений временно прекращают работу школы и дошкольные детские учреждения; детей переводят в школы и детские учреждения, которые находятся в безопасных местах.

В случае внезапных наводнений предупреждение населения производится всеми имеющимися техническими средствами оповещения, в том числе и с помощью громкоговорящих подвижных установок.

Внезапность возникновения  наводнения  вызывает  необходимость особых поведения и действий населения. Если люди проживают на первом этаже или других нижних этажах и на улице наблюдается подъем воды, необходимо покинуть квартиры, подняться на верхние этажи, если дом одноэтажный – занять чердачные помещения. При нахождении на работе по распоряжению администрации следует, соблюдая установленный порядок, занять возвышенные места. Находясь в поле, при внезапном затоплении следует занять возвышенные места или деревья, использовать различного рода плавающие предметы (например, камеры шин сельскохозяйственной техники).

Поиск людей на затопленной территории организуется и осуществляется немедленно, для этого привлекаются экипажи плавающих средств формирований гражданской обороны и все другие имеющиеся силы и средства.

При спасательных работах необходимо проявлять выдержку и самообладание, строго выполнять требования спасателей. Нельзя переполнять спасательные средства (катера, лодки, плоты и т. п.), поскольку это угрожает безопасности и спасаемых, и спасателей. Попав в воду, следует сбросить с себя тяжелую одежду и обувь, отыскать поблизости плавающие или возвышающиеся над водой предметы, воспользоваться ими до получения помощи.

 

3. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ СЕЛЕВЫХ ПОТОКАХ И ОПОЛЗНЯХ

 

Селевые потоки – это потоки с гор смеси воды, песка, глины, щебня, осколков камней и даже валунов. Оползни происходят в результате нарушения условий равновесия склонов, чаще всего по берегам рек и водоемов; основной причиной их возникновения является насыщение подземными водами глинистых пород до пластического и текучего состояния, в результате чего и происходит сползание по склону огромных масс грунта со всеми постройками и сооружениями.

Большое влияние на поведение и действия населения при селевых потоках и оползнях оказывает организация своевременного обнаружения и учета признаков этих стихийных бедствий и организация оповещения (предупреждения) о бедствии.

В селеопасных районах прямыми признаками возможного возникновения селевых потоков являются чрезмерные (ливневые) атмосферные осадки (селевые потоки в результате ливневых осадков обычно формируются после засухи), быстрое таяние снегов и ледников в горах, переполнение горных озер и водоемов, нарушения в естественном стоке вод горных рек и ручьев с изменением русел и образованием запруд. Косвенными признаками возможного селя являются повышенная эрозия почв, уничтожение травяного покрова и лесонасаждений на склонах гор.

В большинстве случаев население об опасности селевого потока может быть предупреждено всего лишь за десятки минут и реже за 1 – 2 ч и более. Приближение такого потока можно слышать по характерному звуку перекатывающихся и соударяющихся друг с другом валунов и осколков камней, напоминающих грохот приближающегося с большой скоростью поезда.

Наиболее эффективным в борьбе с селевыми потоками является заблаговременное осуществление комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий.

Население в селеопасных районах обязано строго выполнять рекомендации по рубке лесонасаждений, ведению земледелия, по выпасу домашнего скота. При угрозе селя на пути его движения к населенным пунктам укрепляются плотины, возводятся насыпи и временные подпорные стенки, устраиваются селевые ловушки, отводные канавы и т. д. Долг каждого – по мере возможности участвовать в этих работах.

Оползни, как и селевые потоки, чаще всего вызываются сильными дождями и эрозией почвы. Они вызываются также недостаточно продуманной деятельностью людей, в результате которой изменяются условия устойчивости грунта (уничтожение лесных массивов и выкорчевывание даже отдельных деревьев, чрезмерное использование оросительных систем, ведение горных и земляных работ там, где геологическое строение земли изучено с недостаточной полнотой, и др.).

Первоначальным признаком начавшихся оползневых подвижек является появление трещин на зданиях, разрывов на дорогах, береговых укреплениях и набережных, выпучивание земли, смещение основания различных высотных конструкций и даже деревьев в нижней части относительно верхней.

Противооползневыми мероприятиями, в которых должно принимать участие население, являются отвод поверхностных вод, древонасаждение, устройство различных поддерживающих инженерных сооружений, отрывка траншей в целях осушения грунтов оползневого массива, разгрузка и планировка оползневого склона. Кроме того, население, проживающее в оползневоопасных районах, не должно допускать обильной утечки воды из кранов, поврежденных труб водопровода или водоразборных колонок; необходимо свое временно устраивать водоотводящие стоки при скоплении поверхностных вод (с образованием луж).

При угрозе селевого потока или оползня и при наличии времени население из опасных районов эвакуируется в безопасные; эвакуация производится как пешим  порядком, так и с использованием транспорта. Вместе с людьми эвакуируются материальные ценности, производится отгон сельскохозяйственных животных.

В случае оповещения населения о приближающемся селевом потоке или начавшемся оползне, а также при первых признаках их проявления нужно как можно быстрее покинуть помещение, предупредить об опасности окружающих и выйти в безопасное место. Покидая помещения, следует затушить печи, перекрыть газовые краны и выключить свет и электроприборы. Это поможет предотвратить возникновение пожаров.

Селевые потоки и оползни представляют серьезную опасность при их внезапном проявлении. В этом случае страшнее всего паника.

В случае захвата кого-либо движущимся потоком селя нужно оказать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты, канаты или веревки, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю.

При оползнях возможно заваливание людей грунтом, нанесение им ударов и травм падающими предметами, строительными конструкциями, деревьями. В этих случаях надо быстро оказывать помощь пострадавшим, при необходимости делать им искусственное дыхание.

 

4. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ПРИ СНЕЖНЫХ ЗАНОСАХ

 

Зимние проявления стихийных сил природы нередко выражаются снежными заносами в результате снегопадов и метелей.

Снегопады, продолжительность которых может быть от 16 до 24 ч, сильно воздействуют на хозяйственную деятельность населения, особенно в сельской местности. Отрицательное влияние этого явления усугубляется метелями (пургой, снежными буранами), при которых резко ухудшается видимость, прерывается транспортное сообщение как внутригородское, так и междугородное. Выпадение снега с дождем при пониженной температуре и ураганном ветре создает условия для обледенения линий электропередачи, связи, контактных сетей электротранспорта, а также кровли зданий, различного рода опор и конструкций, что нередко вызывает их разрушения.

С объявлением штормового предупреждения – предупреждения о возможных снежных заносах – необходимо ограничить передвижение, особенно в сельской местности, создать дома необходимый запас продуктов, воды и топлива. В отдельных районах с наступлением зимнего периода по улицам, между домами, необходимо натянуть канаты, помогающие в сильную пургу ориентироваться пешеходам и преодолевать сильный ветер.

Особую опасность снежные заносы представляют для людей, застигнутых в пути далеко от человеческого жилья. Занесенные снегом дороги, потеря видимости вызывают полную дезориентацию на местности.

При следовании на автомобиле не следует пытаться преодолеть снежные заносы, необходимо остановиться, полностью закрыть жалюзи машины, укрыть двигатель со стороны радиатора. Если есть возможность, автомобиль нужно установить двигателем в наветренную сторону. Периодически надо выходить из автомобиля, разгребать снег, чтобы не оказаться погребенным под ним. Кроме того, не занесенный снегом автомобиль – хороший ориентир для поисковой группы. Двигатель автомобиля необходимо периодически прогревать во избежание его «размораживания». При прогревании автомобиля важно не допустить проникновения в кабину (кузов, салон) выхлопных газов, с этой целью важно следить, чтобы выхлопная труба не заваливалась снегом.

Если в пути вместе окажется несколько человек (на нескольких автомобилях), целесообразно собраться всем вместе и использовать один автомобиль в качестве укрытия; из двигателей остальных автомобилей необходимо слить воду. Ни в коем случае нельзя покидать укрытие – автомобиль: в сильный снегопад (пургу) ориентиры, казалось бы, надежные с первого взгляда, через несколько десятков метров могут быть потеряны.

В сельской местности с получением штормового предупреждения нужно в срочном порядке заготовить в необходимом количестве корм и воду для животных. С отгонных пастбищ скот перегоняется в ближайшие укрытия, заранее оборудованные в складках местности, на стационарные стойбища или фермы. Для доставки животноводов к месту предстоящей работы выделяется надежная, технически исправная гусеничная техника.

Во время гололеда масштабы бедствия увеличиваются. Гололедные образования на дорогах затруднят, а на сильно пересеченной местности и совсем остановят работу автомобильного транспорта. Передвижения пешеходов затруднятся. Обрушения различных конструкций и предметов под нагрузкой станут реальной опасностью; в этих условиях необходимо избегать находиться в ветхих строениях, под линиями электропередачи и связи и вблизи их опор.

 

5. ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ СНЕЖНЫХ ЛАВИНАХ.

 

Снежные лавины — это большая масса снега, срывающаяся по склону горы, крутизной от 15 до 50% с большой скоростью, достигающей 1000 м/с.

В горных районах после сильных снегопадов возрастет опасность схода снежных лавин. Об этом население будет извещаться различными предупредительными сигналами, устанавливаемыми в местах возможного схода снежных лавин и возможных снежных обвалов. Не следует пренебрегать этими предупреждениями, надо строго выполнять их рекомендации.

Не выходите в горы в снегопад и непогоду. Находясь в горах, следите за изменением погоды. Избегайте мест возможного схода снежных лавин. Если лавина срывается  достаточно высоко, уходите в безопасное место, укройтесь за выступом скалы. Нельзя прятаться за молодыми деревьями. Если от лавины невозможно уйти, освободитесь от лишних вещей, примите горизонтальное положение, поджав колени к животу и сориентировав тело по направлению движения лавины.

Мероприятия по защите населения при стихийных бедствиях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ

Р.Е. Просветов, В.А. Картавцев, ФГБОУ ВПО Воронежский государственный

технический университет

Стихийные бедствия являются трагедией для всего государства, и, особенно, для тех районов страны, где они возникают. В результате стихийных бедствий страдает экономика страны, так как при этом разрушаются производственные предприятия, уничтожаются народные богатства и, самое главное, возникают потери среди людей, гибнет их жилье и имущество.

Правильное поведение населения при стихийных бедствиях, опирающееся на знание основ гражданской обороны, является основой снижения людских потерь и материального ущерба.

При землетрясениях для проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ привлекаются спасательные отряды, аварийно-технические команды, другие формирования, которые имеют на оснащении бульдозеры, экскаваторы, краны, механизированный инструмент и средства малой механизации (керосинорезы, бензорезы, тали, домкраты). При проведении спасательных операций в очаге землетрясения, прежде всего, извлекают из-под завалов, из полуразрушенных и горящих зданий людей, которым оказывают первую медицинскую помощь; устраивают в завалах проезды; локализуют и устраняют аварии на инженерных сетях, которые угрожают жизни людей или препятствуют проведению спасательных работ; обрушивают или укрепляют конструкции зданий и сооружений, находящихся в аварийном состоянии; оборудуют пункты сбора пострадавших и медицинские пункты; организуют водоснабжение.

При наводнениях для проведения спасательных работ привлекают спасательные отряды, команды и группы, а также ведомственные специализированные команды и подразделения, оснащенные плавсредствами, санитарные дружины и посты, гидрометеорологические посты, разведывательные группы и звенья, сводные отряды механизации работ, формирования строительных, ремонтно-строительных организаций, охраны общественного порядка. Спасательные работы при наводнениях направлены на поиск людей на затопленной территории (посадка их на плавсредства—лодки, плоты, баржи или вертолеты) и эвакуацию в безопасные места. Разведывательные группы и звенья, действующие на быстроходных плавсредствах и вертолетах, определяют места скопления людей на затопленной территории, их состояние и периодически подают звуковые и световые сигналы. На основании полученных данных разведки начальник ГО уточняет задачи формированиям и выдвигает их к объектам

спасательных работ. Небольшим группам людей, находящимся в воде, выбрасывают спасательные круги, резиновые шары, доски, шесты, или другие плавательные предметы с учетом течения воды, направления ветра, извлекают их на плавсредства и эвакуируют в безопасные зоны. Для спасения и вывоза с затопленной территории большого числа людей используют теплоходы, баржи, баркасы, катера и другие плавсредства. Посадку людей на них осуществляют непосредственно с берега. В этом случае выбирают и обозначают места, удобные для подхода судов к берегу, или оборудуют причалы. При спасении людей, находящихся в проломе льда, подают конец веревки, доски, лестницы, любой другой предмет и вытаскивают в безопасное место. Приближаться к людям, находящимся в полынье, следует ползком с раскинутыми руками и ногами, опираясь на доски или другие предметы. Для снятия людей с полузатопленных зданий, сооружений, деревьев и местных предметов или спасения их из воды все плавсредства, используемые для выполнения спасательных работ, обязательно оснащают необходимым оборудованием и приспособлениями. Обстановка в районе наводнения может резко осложниться в результате разрушения гидротехнических сооружений. Работы в этом случае проводятся с целью повышения устойчивости защитных свойств существующих дамб, плотин и насыпей; предупреждения или ликвидации подмыва водой земляных сооружений и наращивания их высоты. Борьбу с наводнением в период ледохода ведут путем устранения заторов и зажоров, образующихся на реках.

При селевых потоках и оползнях непосредственное регулирование селей осуществляют гидротехнические сооружения. Основной способ борьбы с селями — стимулирование развития почвенного и растительного покрова на горных склонах, и особенно в местах зарождения селей, а также уменьшение поступления поверхностных вод, спуск талой воды, перекачка воды с помощью насосов, правильное размещение на склонах гор различных инженерных гидротехнических сооружений. Эффективный способ борьбы с селями — улавливание их специальными котлованами, а также искусственное разжижение селевого потока водой. С началом образования селя противоселевая служба предупреждения оповещает население и формирования. Проводится сбор формирований и выдвижение их к угрожаемым участкам. Спасательные и аварийно-технические группы спасают людей и эвакуируют их в безопасные районы, устраивают проезды, очищают смотровые колодцы и камеры на коммунально -энергетических сетях, восстанавливают дороги, гидротехнические и дорожные сооружения.

При оползнях о начавшейся подвижке пород склона штаб ГО оповещает объекты и население. В оползневый район (очаг) высылают разведку и оперативную группу во главе с ведущим специалистом оползневой станции. На основании данных разведки и личного наблюдения начальник оперативной группы уточняет задачи

формированиям. В первую очередь проводят розыск пораженных людей и извлечение их из завалов и разрушенных зданий и сооружений, оказывают первую медицинскую помощь. После остановки оползня формирования дорожных и мостостроительных организаций приступают к работам по восстановлению дорог, мостов, линий и средств связи, сооружению водоотводных канав, очистке дорог и улиц от заносов и завалов.

При бурях и ураганах проводятся предупредительные, спасательные и аварийно-восстановительные работы. В районах, где наиболее часто возникают ураганы, здания и сооружения строят из наиболее прочных материалов, ставят наиболее прочные опоры линий электропередач и связи. До подхода ураганного ветра закрепляют технику, отдельные строения, в производственных помещениях и жилых домах закрывают двери, окна, отключают электросети, газ, воду. Население укрывается в защитных или заглубленных сооружениях. После урагана формирования совместно со всем трудоспособным населением объекта проводят спасательные и аварийно-восстановительные работы; спасают людей из заваленных защитных и других сооружений и оказывают им помощь, восстанавливают поврежденные здания, линии электропередач и связи, газо- и водопровода, ремонтируют технику, проводят другие аварийно-восстановительные работы.

Особую важность приобретает участие населения в работах по ликвидации последствий стихийных бедствий, как предпосылка скорейшего востановления нормальной жизни на территории, охваченной стихийным бедствием.

Необходимо отметить, что действия населения при стихийных бедствиях и при ликвидации их последствий должны проводить в строгом соотвестствии с указаниями органов гражданской обороны.

Список использованной литературы:

1. Картавцев В.А., Федянин В.И. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2008. Ч. 1. 331 с.

2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / под ред. С.К. Шойгу. М.: МГФ «Знание», 1999. 592 с.

3. Мастрюков Б.Т. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. М.: МИСиС, 1998. Ч.1, 1999. Ч.2.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, сообщается в тексте Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно статистике МЧС России о чрезвычайных ситуациях, происшедших на территории Российской Федерации за три месяца 2017 года, чаще всего случались ЧС техногенного характера и ДТП с тяжкими последствиями. 

Источник: Фотобанк Московской области Источник: Фотобанк Московской области

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Московской области при Губернаторе Московской области является координационным органом Московской областной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МОСЧС). Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется Главным управлением МЧС России по Московской области.

Положение о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Московской области при Губернаторе Московской области

Состав комиссии

Информация о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях указана на сайте Главного управления МЧС России по Московской области в разделе «Оперативная информация».

Как сообщается на сайте областного управления МЧС, наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы. Реагировать на пожар необходимо как можно скорее, используя все доступные способы для тушения огня (песок, воду, огнетушители и т.д.). Необходимо сразу же вызвать спасателей. Проходить горящие и задымленные помещения рекомендуется быстро, задержав дыхание, защитив рот и нос влажной тканью, ползком или пригнувшись. При угрозе взрыва нужно лечь на живот, защищая голову руками, подальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц.

Подробная информация для населения о приемах и способах защиты от возникших чрезвычайных ситуаций указана на сайте Главного управления МЧС России по Московской области в разделе «Рекомендации населению».

112 — Единый номер вызова экстренных оперативных служб.

01 — Единый номер пожарных и спасателей.

02 — Полиция.

03 — Скорая помощь.

04 — Аварийная газовая служба.

8 (499) 216-79-01 — Справочная МЧС России

8 (498) 505-42-70 — Телефон доверия Главного управления МЧС России по Московской области.

Необходимые номера телефонов также указаны на сайте Главного управления МЧС России по Московской области в разделе «Контакты».

Общая информация по ГО и ЧС в Ставропольском крае

Общая информация по ГО и ЧС в Ставропольском крае

Территория и население Ставропольского края могут быть подвержены воздействию чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера.
Среди чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий) в Ставропольском крае возможны землетрясения, наводнения, сход лавин и селевых потоков, бури и ураганы, лесные пожары, оползни. Подробная информация о границах сейсмических зон на территории края, районах, наиболее подверженных наводнениям, оползневым процессам, лесным пожарам, а так же прогноз по возможному возникновению тех или иных стихийных бедствий предоставляется ГУ МЧС по СК.
Помимо стихийных бедствий, в крае возможно возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера – пожаров, аварий на химическом производстве, аварий на транспорте.
Из-за соседства с регионами, где имеется нестабильная социально-общественная обстановка, ведётся активная террористическая деятельность, население Ставропольского края страдает от совершаемых на его территории террористических актов.
При возникновении чрезвычайных ситуаций, информация о медицинских последствиях, пострадавших, оказании им медицинской помощи и других мерах по медицинской защите населения оперативно публикуется на сайте МЗ СК.

В соответствии с ФЗ РФ от 11.11.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», защита населения от ЧС является общегосударственной задачей и включает в себя комплексное использование всех способов и средств защиты от поражающих факторов техногенных катастроф и стихийных бедствий.
Защите от ЧС подлежит всё население Ставропольского края, а также граждане других регионов РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории края.
С целью эффективной защиты людей проводятся следующие мероприятия:
— обучение населения и спасателей правилам защиты от опасностей, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, в том числе способам оказания первой медицинской помощи и мерам профилактики инфекционных болезней
— морально-психологическая подготовка населения и спасателей с целью формирования психологической устойчивости и готовности к действиям по ликвидации последствий ЧС, предупреждения паники, усугбляющей последствия ЧС
— использование защитных сооружений, как средств коллективной защиты населения, в том числе и для развёртывания и деятельности медицинских учреждений
— использование средств индивидуальной защиты
— соблюдение соответствующих режимов, правил поведения, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий

К основным способам защиты населения от ЧС относятся: своевременное оповещение, укрытие в защитных сооружениях, использование средств индивидуальной защиты, в том числе медицинских, эвакуация населения.
 

Учебно-консультационный пункт по ГО и ЧС

Номера и наименование тем и занятий Интерактивные лекции по темам Видеофильмы по темам Текстовые лекции и материалы по темам
Тема 1
Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера и чрезвычайных ситуаций. Организация гражданской обороны.
Нормативное регулирование в области защиты от опасностей ВВ и ЧС Нормативно-правовое регулирование защиты от опасностей ВВ и ЧС
Тема 2
Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий и при чрезвычайных ситуациях. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них.
Обычные средства поражения
Оповещение
Основы госполитики по защите от ЧС
Поражающие факторы ССП
Современные средства поражения
ЧС природного и техногенного характера в Москве
Эвакуация в ЧС, часть 1
Эвакуация в ЧС, часть 2
Инженерная защита
Средства индивидуальной защиты
 
Защита от оружия массового поражения Бактериологическое (биологическое) оружие и последствия его применения.   

Обычные средства нападения, высокоточное оружие  

Ядерное оружие и его боевые свойства  

Порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера  

Инженерная защита 

Определение и классификация ЧС

Тема 3, занятие 1
Понятия об опасном природном явлении, стихийном бедствии и источнике природной чрезвычайной ситуации. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.  
Действия населения при стихийных бедствиях геологического (землетрясения, оползни, сели и др.) и метеорологического (ураганы, бури, смерчи) характера.
Виды и посл. стихийных бедствий.
 
Защита населения от черезвычайных ситуаций Действия населения в ЧС природного характера  

ЧС природного характера

Тема 3, занятие 2
Действия населения при стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения), природных пожарах (лесных, торфяных). Массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений, действия людей при их возникновении.
Стихийные бедствия.
 
Природные пожары 

Действия при угрозе ЧС природного характера

Тема 4, занятие 1
Понятие об аварии и катастрофе. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.  
Действия сотрудников при оповещении об аварии с выбросом радиоактивных веществ. Последствия радиационных аварий. Виды радиационного воздействия на людей.
Аварии на АЭС
Классификация ЧС
Меры радиационной защиты
Действия в условиях ЧС техногенного характера
 
Тема 4, занятие 2
Действия сотрудников при оповещении об аварии на химически опасном объекте.  
Пожары и взрывы в жилых и административных зданиях. Действия при возникновении пожаров и взрывов.
Аварии на химически опасном объекте.
Средства индивидуальной защиты.
 
Авария на Чернобыльской АЭС Пожары и взрывы  

Мед помощь при поражении химическими ОВ  

Средства индивидуальной защиты

Тема 4, занятие 3
Транспортные аварии (на воздушном, автомобильном, общественном транспорте). Действия пассажиров в случае аварии.  
Виды террористических актов, их общие и отличительные черты. Правила и порядок поведения сотрудников при угрозе или совершении террористического акта.
Действия в терактах.
ТЕРРОР
 
Теракт в Ираке Действия в условиях терактов
Тема 5, занятие 1
Возможные негативные и опасные факторы бытового характера. Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожарах на транспорте и в природных условиях.   
Действия при дорожно-транспортных происшествиях, бытовых отравлениях, укусах животных.
Негативные факторы бытового характера  

Действия в условиях опасных факторов бытового характера

Тема 5, занятие 2
Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментами. Правила содержания домашних животных и поведения с ними на улицах. Способы предотвращения и преодоления паники.
Тема 6, занятие 1
Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту. Система оповещения и порядок действия сотрудников при пожаре. План эвакуации. Действия при обнаружении задымления и возгорания.
Пожарная безопасность
 
Применение средств тушения пожаров
Тема 6, занятие 2
Обязанности сотрудников по соблюдению правил пожарной безопасности. Технические средства пожаротушения. Действия сотрудников по предупреждению пожара, а также по применению первичных средств пожаротушения.
Средства пожаротушения
 
Тема 7, занятие 1
Основные правила оказания первой медицинской помощи. Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Первая помощь при переломах.
Остановка кровотечений.
Средства индивидуальной мед. защиты.
Переломы
Повязки
 
Индивидуальные средства медицинской защиты Средства индивидуальной мед. защиты  

Оказание первой медицинской помощи

Тема 7, занятие 2
Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, обморожениях, поражении электрическим током. Правила оказания помощи утопающему. Основы ухода за больными.
Обморожения
Ожоги
 
Первая помощь при ожогах и обморожении  

Оказание первой помощи при ожогах

Администрация города Сочи — Общая информация

Общая информация

Защита населения от ЧС — важнейшая задача Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), исполнительных органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Защита населения от ЧС в Российской Федерации — общегосударственная задача, определяемая Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Законом определены организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на всей территории страны.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) — комплекс мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов ЧС.

Планирование мероприятий по защите населения осуществляют органы управления ГОЧС на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться в результате аварий, стихийных бедствий и катастроф в населённых пунктах и на объектах экономики.

Защита достигается проведением до и после возникновения ЧС следующих мероприятий:

—  прогнозирования возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;

—  непрерывного наблюдения и контроля состояния окружающей среды;

—  оповещения (предупреждения) населения об угрозе возникновения и факте ЧС;

—  эвакуации людей из опасных зон и районов;

—  инженерной, медицинской, радиационной и химической защиты;

—  применения специальных режимов защиты населения на загрязнённой (заражённой) территории;

—  оперативного и достоверного информирования населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, прогнозируемых и возникших ЧС, порядке действий;

—  подготовки к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил РСЧС;

—  проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;

—  обеспечения защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды;

—  создания финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧС.

В городе Сочи функции по защите населения от чрезвычайных ситуаций возложены на управление гражданской обороны и защиты населения администрации города Сочи.

Защита от стихийных бедствий | Кластер глобальной защиты

Внезапные или повторяющиеся стихийные бедствия, такие как извержения вулканов, землетрясения, приливные волны / цунами, циклоны, наводнения, оползни, часто вызывают серьезные и затяжные стихийные бедствия в странах, где местных возможностей недостаточно для обеспечения эффективной готовности и, следовательно, адекватных реакция на разрушительные последствия таких событий для населения.

Воздействие стихийных бедствий наиболее остро ощущается отдельными лицами и сообществами с уже существующей уязвимостью, которая часто характеризуется ограниченным использованием прав.Многие из наиболее важных проблем защиты в ситуациях бедствий — это давние проблемы защиты и прав человека, которые обнаруживаются и усугубляются чрезвычайной ситуацией. Чрезвычайные ситуации вызывают и усугубляют риски защиты, такие как сексуальное и гендерное насилие; разлучение с семьей; торговля детьми; неравный доступ к помощи; дискриминация при оказании помощи; принудительное переселение; потеря личных документов; земельные споры и вопросы, связанные с земельными и имущественными правами.

Как и в случае сложных чрезвычайных ситуаций, стихийные бедствия часто приводят к внутреннему перемещению населения. Государство играет главную роль и несет ответственность за защиту пострадавшего населения и оказание ему помощи. Когда национальные возможности становятся неадекватными в результате чрезвычайной ситуации и по запросу правительства, международное сообщество может предоставить поддержку и гуманитарную помощь. Для сектора защиты это, в частности, регистрация и документирование уязвимых групп населения, а также адресная поддержка групп с особыми потребностями.

На страновом уровне руководящая роль в области гуманитарной защиты в ситуациях стихийных бедствий в настоящее время определяется на индивидуальной основе УВКБ ООН, Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) и ЮНИСЕФ, тремя агентствами, уполномоченными обеспечивать защиту. под руководством координатора по гуманитарным вопросам / координатора-резидента. Решение о руководстве зависит от способности каждого ведомства в стране выполнять роль и обязанности ведущего ведомства кластера защиты в конкретной чрезвычайной ситуации.

4. Смягчение | Более безопасное будущее: уменьшение последствий стихийных бедствий

ГЛАВА 4

СМЯГЧЕНИЕ

M Действия, предпринимаемые для предотвращения или снижения риска для жизни, имущества, социальной и экономической деятельности, а также природных ресурсов в результате стихийных бедствий, являются центральным элементом инициативы Десятилетия. Системы осведомленности, просвещения, готовности, прогнозирования и предупреждения могут уменьшить разрушительное воздействие стихийного бедствия на сообщества.Однако необходимы меры по смягчению, такие как зонирование, практика землепользования и строительные нормы, чтобы предотвратить или уменьшить фактический ущерб от опасностей. Предотвращение застройки в районах, подверженных оползням и наводнениям, например, посредством постановлений о планировании и зонировании, может сэкономить деньги на строительстве и снизить человеческие жертвы и ущерб собственности и природным ресурсам. Посткризисные исследования продолжают подтверждать фундаментальный факт, что инвестиции сообщества в смягчение последствий приносят прямые дивиденды в случае возникновения бедствия.

Тенденции развития в США подчеркивают необходимость привить новую приверженность смягчению последствий. Национальный институт стандартов и технологий (NIST) прогнозирует национальные инвестиции в размере 4 триллионов долларов в 1990-е годы в новое строительство и инфраструктуру. Достижения в области оценки опасностей и рисков предоставляют лицам, принимающим решения, все более точную и полезную информацию о потенциальных воздействиях стихийных бедствий на общество. Задача состоит в том, чтобы применить эту информацию и воплотить текущее понимание природных опасностей в значимые действия на уровне сообществ для защиты значительных инвестиций в новые и существующие разработки.Не менее важна человеческая сторона смягчения последствий; программы должны отражать потребности городского, стареющего, технологически ориентированного общества.

Несмотря на растущую уязвимость к стихийным бедствиям, многие сообщества сопротивляются принятию программ смягчения их последствий. Барьеры носят экономический, социальный и политический характер, и смягчение последствий часто воспринимается как ограничительное, дорогостоящее и несовместимое с целями экономического развития сообщества. Смягчение может включать решения, которые технически надежны, но политически непопулярны.В этом контексте выборные должностные лица часто неохотно проводят программы по смягчению последствий.

Прогресс на пути к внедрению методов смягчения последствий потребует участия сообщества, признания ограничений и препятствий, а также инновационных решений. Например, районы, подверженные наводнениям, могут быть включены в открытое пространство, благоприятное для жизни сообществ, достопримечательности дикой природы и отдыха, или пешеходные тропы и маршруты для занятий физической культурой. Необходимо разработать новые программы повышения осведомленности и просвещения, чтобы способствовать включению уроков, извлеченных из стихийных бедствий, и результатов социальных исследований в практику смягчения последствий.

Инициативы по смягчению последствий, прежде всего, должны вовлекать ключевые группы, которые участвуют в разработке, принятии, внедрении и обеспечении соблюдения мер по смягчению последствий: государственных служащих, специалистов по финансам и страхованию, инженеров, проектировщиков и архитекторов, общественные группы, специалистов по маркетингу, преподавателей и исследователей . Чтобы смягчение последствий было эффективным, требуется мультидисциплинарный командный подход, свободный от доминирования какой-либо одной группы с особыми интересами; у каждой дисциплины есть своя роль и свой вклад. Тесное общение и координация между исследователями, практиками и политиками увеличивают вероятность того, что будут реализованы эффективные программы смягчения последствий.

Как защитить общины от стихийных бедствий — о чем говорят исследования

Утром 29 августа 2005 года один из самых смертоносных ураганов в Атлантике обрушился на побережье Мексиканского залива США. При продолжительных ветрах скоростью до 140 миль в час ураган Катрина убил более 1800 человек и нанес ущерб на сумму 160 миллиардов долларов.

В то время правительство критиковали за медленное реагирование, особенно за его неспособность вовлечь местные общины в решения о подготовке к стихийному бедствии и реагировании на него.Спустя почти 15 лет на регион обрушился еще один сильный шторм. Полмиллиона человек в Техасе и Луизиане эвакуировались, спасаясь от «непреодолимого» штормового нагона урагана Лаура, и, на момент написания, по меньшей мере шесть человек были убиты.

Я изучаю стихийные бедствия, чтобы лучше понимать, как спасать жизни. Одна из наиболее важных стратегий снижения риска для каждого в сообществе — взаимодействие с местным населением на каждом этапе принятия решений.

Сообщества в регионах, подверженных стихийным бедствиям, на протяжении поколений разрабатывали стратегии борьбы с экстремальными погодными условиями.Они с большей вероятностью заметят сезон предупреждений раньше и знают, как лучше реагировать.

Последствия стихийных бедствий могут иметь длительное влияние на жизнь жителей пострадавших регионов, и любой, кто жил в Новом Орлеане в течение последних двух десятилетий, может сказать вам. Жизненно важно, чтобы вклад этих сообществ принимался во внимание, если необходимо прочное доверие к учреждениям, которые организуют подготовку к стихийным бедствиям и усилия по оказанию помощи.

Реакция правительства США на ураган «Катрина» многими считалась неудачной.EPA / Шон Тью

Ранние предупреждения

Некоторые из моих исследований сравнивали, как академические эксперты и люди, живущие в районах, подверженных стихийным бедствиям, по-разному думают об этих событиях. Хотя эксперты, изучающие стихийные бедствия, как правило, сосредотачиваются на интенсивных, но нечастых явлениях, таких как цунами, по всему миру есть сообщества, которые адаптировались к более умеренным, но более распространенным проблемам, таким как наводнения.

Мы хотели посетить сообщества в Великобритании и Японии, чтобы сравнить, как лидеры и инженеры их сообществ разрабатывают контрмеры для защиты своих территорий. Они были классифицированы как «мягкие» меры противодействия, такие как планы эвакуации и системы раннего предупреждения, и как «жесткие» решения, такие как защита от наводнений и насыпи.

Сообщества, сталкивающиеся с сильными, но низкочастотными бедствиями, такими как цунами в Японии, как правило, имеют стратегии, которые предотвращают или уменьшают масштаб ущерба с помощью сложных инженерных решений, таких как морские стены. Для сообществ, подверженных незначительным, но частым опасностям, таким как наводнения, таких как те, которые мы изучали в Великобритании, адаптация — это то, что характеризует большинство контрмер, включая сети сообществ, которые держат уязвимых людей в готовности к любой угрозе.

Община Дзёкумачи в городе Хита префектуры Оита, Япония, пострадала от проливных дождей в 2017 и 2018 годах. Хотя правительственные меры принимались медленно, некоторые жители были эвакуированы в укрытия и на возвышенности, именно вмешательство местных жителей позволило общине рано распознавать риски и быстро реагировать.

В частности, местные жители использовали самодельные датчики дождя с громкоговорителями, которые могли транслировать оповещения для отслеживания приближающейся опасности.Эта система раннего предупреждения помогла людям подготовиться до того, как правительство сможет принять ответные меры.

Датчики измеряют количество осадков, а подключенные громкоговорители транслируют предупреждение. Равиндра Джаяратне, автор предоставил

Готовимся к будущему

Но что является эффективным ответом на будущие бедствия? Наше исследование в Штурмере, подверженной наводнениям деревне в Эссексе, Англия, показало, что самоотверженная организация сообщества — лучшая защита.

Sturmer был затоплен проливными дождями в 2001 и 2014 годах, вызвав наводнения, причинившие большой ущерб.Но эти события меркли по сравнению с катастрофическими штормовыми нагонами, которые опустошили регион в 1953 году. Поскольку изменение климата угрожает более сильным ливням в будущем, сообщество разработало свои собственные способы оставаться готовыми.


Прочитайте больше: Штормовой нагон 1953 года: как крупнейшее стихийное бедствие в Великобритании положило начало дискуссии об изменении климата


Подобные переносные средства защиты от наводнений хранятся в уязвимых домах и могут быть развернуты, когда группа действий предупреждает о неизбежности наводнения.Равиндра Джаяратне, автор предоставил

После наводнения 2014 года в селе была сформирована группа по борьбе с наводнением. Группу возглавляют члены сообщества, и она сообщает о рисках наводнения посредством собраний, журналов и листовок. Чтобы местные жители были в курсе предупреждений о наводнениях, некоторые в группе несут ответственность за постоянную проверку ежедневного прогноза погоды, а также за датчики глубины наводнения, установленные в ручье. Когда наводнение кажется неизбежным, дома, подвергающиеся наибольшему риску, снабжены переносными затворами, которые можно открывать по мере необходимости.

Этот продолжающийся восходящий подход сильно отличается от реагирования на бедствия, проводимого центральными правительственными учреждениями, которые часто находятся далеко. Даже лучшие примеры управления сверху вниз вряд ли будут обладать обширным опытом и местными знаниями, которые делают общины настолько эффективными при подготовке к стихийным бедствиям.

Центральные правительства должны учиться у них и спрашивать, как лучше всего они могут помочь в оказании помощи и восстановлении, вместо того, чтобы пытаться навязать универсальный подход.

Стихийные бедствия и безопасность человека

2011 • 04 • 29

Мадока Футамура, Кристофер Хобсон и Николас Тернер

Как показало Великое землетрясение в Восточной Японии 2011 года, стихийные бедствия очень трудно предсказать и полностью подготовиться к ним, и они имеют невероятно далеко идущие последствия для безопасности и благополучия людей и сообществ. Как и в случае предыдущих стихийных бедствий, таких как цунами в Индийском океане в 2004 году, ураган Катрина в 2005 году, лесные пожары в Австралии в 2009 году, землетрясение на Гаити в 2010 году и наводнение в Пакистане в 2010 году, воздействие на людей и общество в пострадавших районах является немедленным и огромным. Такие катастрофы, как правило, усугубляют ранее существовавшие проблемы и неравенство, в результате чего уязвимые части населения часто страдают в непропорционально большой степени. Например, первоначальные оценки предполагают, что 65% смертей в результате недавней катастрофы в Японии были люди в возрасте 60 лет и старше. Последствия могут ощущаться на протяжении многих лет, когда люди страдают как беженцы или перемещаются внутри своей страны, их средства к существованию разрушаются и они сталкиваются с долгосрочными проблемами со здоровьем.

Как мы можем лучше всего понять и отреагировать на угрозы, которые стихийные бедствия представляют для безопасности и благополучия человека?

Один из подходов — рассматривать все это как угрозу «безопасности человека».С момента появления в Докладе о развитии человека Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) за 1994 год концепция безопасности человека быстро появилась в международной политике с созданием Комиссии по безопасности человека в 2001 году. В то время как традиционное понимание безопасности делает упор на вооруженных силах. защита государственных интересов, безопасность человека обеспечивает альтернативную, ориентированную на человека перспективу, которая фокусируется на обеспечении и защите «свободы от нужды» и «свободы от страха».Он предлагает более широкое понимание безопасности, включая проблемы развития и прав человека, а также более традиционные вопросы.

Безопасность человека продвигает восходящий, ориентированный на людей подход, который подчеркивает потребности, возможности и опыт людей на местах. Он широко применяется в ряде областей, таких как миростроительство, гуманитарная помощь, развитие, образование и здравоохранение.

Обеспечение безопасности человека в случае стихийных бедствий

«Экологическая безопасность» была определена как ключевой компонент определения безопасности человека, изложенного в докладе ПРООН за 1994 год.Тем не менее дебаты и политика в области безопасности человека, как правило, больше сосредоточены на антропогенных катастрофах, таких как вооруженные конфликты и нарушения прав человека. В то же время в стратегиях снижения риска бедствий (например, Хиогская рамочная программа действий на 2005-2015 годы) в значительной степени избегается прямая ссылка на безопасность человека.

Даже в этом случае, как ясно показали недавние катастрофы, такие как землетрясения на Гаити и в Японии, реальные угрозы, с которыми люди борются после стихийного бедствия, аналогичны угрозам антропогенного кризиса, такого как вооруженный конфликт: «страх» (например, толчки и ухудшение общественного порядка) и «нужды» (отсутствие еды, воды и жилья).Точно так же в ответных мерах задействованы многие из тех же субъектов, особенно ООН и гуманитарные НПО. Действительно, большинство организаций, занимающихся оказанием помощи при стихийных бедствиях, работают над защитой безопасности человека, даже если они не называют свою работу таковой.

В постконфликтных ситуациях практическая ценность подхода к безопасности человека заключается в его способности сосредоточить и координировать усилия множества различных субъектов на реальных человеческих потребностях, обеспечивая целостную и восходящую перспективу.

Очевидно, что этот подход был бы также полезен при реагировании на стихийные бедствия, когда координация усилий по оказанию помощи была постоянной проблемой, как это видно на примере цунами в Индийском океане и землетрясений на Гаити и в Японии. Подход к безопасности человека будет способствовать систематическому обмену информацией, общим планам действий, оценке потребностей и лучшей координации ответов и предложений помощи.

Перспектива безопасности человека побуждает нас учитывать потребности наиболее уязвимых слоев населения, в первую очередь защиты женщин, детей и пожилых людей.Безопасность человека также подчеркивает стратегии расширения прав и возможностей, позволяя людям — как отдельным лицам, так и сообществам — действовать от своего имени и от имени других. В частности, во время восстановления, это будет предлагать восходящий подход и включение голосов всех, кого это затронуто. При обеспечении готовности к стихийным бедствиям безопасность человека будет способствовать разработке политики, обеспечивая меры по обеспечению устойчивости и сценарии, включающие учет потребностей человека и общества.

Важное различие при применении безопасности человека к стихийным бедствиям касается роли военных и характера военно-гражданских отношений.В гражданских конфликтах вооруженные силы иногда могут представлять серьезную угрозу безопасности человека, но в случае стихийных бедствий военные, обладая значительным оперативным потенциалом и полевым опытом, могут вместо этого быть основным поставщиком безопасности человека — как в нынешнем усилиями Сил самообороны Японии.

Значение концепции безопасности человека

В качестве относительно молодой концепции безопасность человека все еще исследуется и обсуждается учеными и практиками.Обдумывание возможности его применения в случае стихийных бедствий — важный шаг в дальнейшем развитии идеи.

Теоретически безопасность человека — это универсальная концепция, но, как правило, она сосредоточена на людях в развивающихся и (пост) конфликтных странах. Стихийные бедствия, такие как ураган Катрина, лесные пожары в Черную субботу, недавнее землетрясение и цунами в Японии, демонстрируют, что безопасность человека остается актуальной даже для самых богатых, высокоразвитых промышленно развитых стран. Таким образом, важно учитывать сходства и различия в способах понимания и применения безопасности человека в разных странах и контекстах.

Стихийные бедствия также демонстрируют необходимость более междисциплинарного подхода при рассмотрении вопросов безопасности человека. В то время как вопросы безопасности человека в вооруженном конфликте понимаются в первую очередь через социальные науки, естественные науки могут дать бесценные знания для подготовки и адаптации к человеческим воздействиям стихийных бедствий.

Взгляд вперед

Идея безопасности человека быстро стала играть важную роль в том, как международное сообщество понимает такие проблемы, как вооруженные конфликты и нарушения прав человека, и реагирует на них.Однако люди — не единственная угроза безопасности человека, как мы убедились на примере огромных страданий и ущерба, причиненных стихийными бедствиями. Как показывает ситуация на АЭС «Фукусима-дайити», стихийные бедствия также могут вызывать антропогенные катастрофы.

Из-за роста населения, бедности и нехватки земли люди все чаще живут в районах, которые более подвержены стихийным бедствиям. Точно так же экономические последствия стихийных бедствий являются долгосрочными и широкомасштабными, особенно для развивающихся стран.Полдесятилетия спустя общины, пострадавшие от цунами в Индийском океане, все еще пытаются вернуться к нормальной продуктивной жизни.

Хотя мы не можем предотвратить все стихийные бедствия, наша подготовка к их антропогенному воздействию и реагирование на них могут и должны быть улучшены. Подход к безопасности человека может многое предложить, способствуя сосредоточению внимания на уязвимостях человека, тем самым уменьшая серьезные последствия стихийных бедствий для безопасности и благополучия человека.

Что происходит при стихийных бедствиях во время пандемии?

Рано утром 22 марта Ранко Глумак встал с постели, когда мир вокруг него содрогнулся.Комната наполнилась механическим грохотом упавшего фена. Когда Глумак наклонился к прибору, чтобы заглушить шум, он заметил темную трещину, прорезавшую стену его спальни, и понял, что его родной город Загреб, Хорватия, только что пострадал от землетрясения.

Он и его семья выскочили на улицу в морозный весенний воздух, и другие сделали то же самое через город. Но в скоплении людей таился еще один риск: новый коронавирус, который уже начал распространяться в регионе.

Землетрясение силой 5,3 балла потрясло хорватскую столицу Загреб 22 марта 2020 года, повредив здания и отключив электричество в ряде районов.

Фотография Дениса Ловровича, AFP через Getty Images

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Землетрясение в Хорватии стало одним из первых призывов к тревоге для людей во всем мире о том, что во время пандемии COVID-19 стихийные бедствия все еще угрожают, включая наводнения, пожары, торнадо, ураганы и даже извержения вулканов.

Риск особенно высок в Соединенных Штатах, которые в настоящее время возглавляют мировое число случаев заболевания с примерно 640 000 подтвержденными заболеваниями. Модели предполагают, что вспышка в стране может скоро приблизиться к своему пику, что приведет к перегрузке систем здравоохранения, бюджетов и цепочек поставок. Уже на этой неделе торнадо пронеслись по юго-востоку США, в результате чего погибли по меньшей мере 34 человека и более полумиллиона остались без электричества.

«Бедствия не прекращаются для вируса», — говорит Крейг Фугейт, бывший администратор Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям (FEMA).

Тем не менее, эксперты подчеркивают, что люди, живущие в регионах, подверженных стихийным бедствиям, не беспомощны. Личная подготовка важна как никогда — от точной настройки аварийных комплектов до очистки желобов и дворов от всего, что может действовать как трут.

«Мы всегда можем построить лучшее будущее», — говорит исследователь стихийных бедствий Мика Маккиннон.

Прогноз стихийных бедствий

С наступлением весны многие части страны сталкиваются с возможными стихийными бедствиями. Недавний прогноз NOAA предупреждает, что 1.Этой весной 2 миллиона человек на Среднем Западе столкнутся с риском сильного наводнения. Ранний анализ, проведенный Государственным университетом Колорадо, также предполагает, что ураганы в Атлантике, которые обычно образуются в период с 1 июня по 30 ноября, с большей вероятностью, чем в среднем, обрушатся на берег в этом году.

Ущерб от экстремальных погодных явлений резко увеличился в последние годы, поскольку изменение климата приводит к росту интенсивности и частоты штормов. Выбросы парниковых газов также способствуют продолжительным засухам и более частым и беспорядочным лесным пожарам на большей части территории U.С. Западное побережье.

«У нас практически не было снежного покрова в низинах здесь, в нашем районе, поэтому мы знаем, что у нас будет плохой пожарный сезон», — говорит Карлин Андерс, мэр Патероса, штат Вашингтон, и исполнительный директор Команда по ликвидации последствий стихийных бедствий.

В Соединенных Штатах реагирование на стихийные бедствия — это, по сути, местные усилия. Волонтеры, службы экстренного реагирования и небольшие некоммерческие организации составляют авангард в случае любых бедствий. Далее идут региональные и государственные группы реагирования. Федеральное правительство вмешивается только в том случае, если катастрофа пересекает границы или перегружает местные возможности для реагирования.Но люди на всех уровнях системы реагирования сталкиваются с последствиями пандемии.

На самом деле нет ничего о том, как мы реагируем на бедствие, на которое не повлиял бы COVID-19

Саманта Монтано, ассистент профессора, Университет Небраски, Омаха

«На самом деле нет ничего о том, как мы реагируем на бедствие, которое COVID-19 никоим образом не затронул », — говорит Саманта Монтано, доцент программы по управлению чрезвычайными ситуациями и науке о стихийных бедствиях Университета Небраски в Омахе.

Торнадо в Теннесси

Штат Теннесси служит ярким примером серьезных проблем, с которыми сталкиваются сообщества. В ночь на 2 марта, до того, как вирус стал широко распространяться в штате, в результате серии смертей погибло не менее 25 человек и еще сотни получили ранения. На следующее утро реакция сообщества была быстрой и широкой.

«У нас была буквально миля автомобилей, которые были либо людьми, пришедшими добровольно, либо людьми, которые приходили бросить вещи», — говорит Тина Донигер, исполнительный директор Центра общественных ресурсов (CRC) Теннесси, некоммерческой организации из Нэшвилла. собирает и распределяет товары во время чрезвычайных ситуаций.Другие добровольцы разошлись веером, чтобы убирать завалы и рубить упавшие деревья.

Но скоро ситуация изменится. 23 марта, когда число случаев COVID-19 увеличилось, Департамент общественного здравоохранения Нашвилля приказал жителям оставаться дома, если они не заняты основными видами деятельности, и прекратил усилия по восстановлению территории.

В CRC количество добровольческих бригад, которых обычно исчисляется сотнями, сократилось до 10, согласно официальным рекомендациям. По словам Эми Фэйр, вице-президента по донорским услугам Общественного фонда Среднего Теннесси, компании закрыли свои двери, многие мероприятия по сбору средств были отменены, а финансовые пожертвования на экстренное реагирование замедлились или были приостановлены.

Спасательные бригады ищут пропавших без вести на следующий день после серии торнадо, прорвавшихся через Теннесси, разрушив здания и разрушив линии электропередач. Все, что осталось от этого здания в районе Буэна-Виста, — это одинокая дверь.

Люк Шаррет, New York Times через Redux

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

В некотором смысле Нэшвилл уникально подготовлен. Бригады начали складировать расходные материалы до того, как COVID-19 обрушился на их регион, и покупатели опустошили запасы предметов первой необходимости, таких как туалетная бумага, перчатки и чистящие средства.«Мы будем единственными, кто будет готов, если начнется шторм», — сказал Донигер в прошлый четверг.

Три дня спустя торнадо обрушился на соседний город Чаттануга, и CRC был готов помочь с запасами предметов первой необходимости. «Наши волонтеры упаковывают коробки, пока мы пишем это сообщение», — написала организация в Facebook в понедельник.

Социальное дистанцирование во время бедствий

Как показывает ситуация в Теннесси, одна из фундаментальных проблем заключается в том, что для эффективного реагирования на бедствия требуется тесный контакт — противоположность социального дистанцирования.

«Все физически собираются вместе, физически объединяются в сообщество», — говорит Монтано. Команды ищут жертв среди обломков зданий, распределительные центры выстраивают ряды добровольцев, а выжившие собираются в тесных убежищах. Но новый коронавирус добавляет дополнительный риск этим жизненно важным мероприятиям.

В обычных условиях более половины больничных коек в стране уже заполнены. Но сейчас к нам приходят пациенты с лихорадкой и кашлем, хотя врачи и медсестры сами все чаще заболевают COVID-19. Сотрудники службы экстренного реагирования также переносят болезни в своих рядах. На момент написания этой статьи почти 10 600 пожарных и сотрудников службы экстренной медицинской помощи сообщили о воздействии COVID-19 только в Соединенных Штатах, почти 5000 из которых находятся на карантине.

Ураганы — самые сильные штормы, известные человеку. Узнайте, когда пик сезона ураганов, как формируются ураганы и какую удивительную роль они играют в более крупной глобальной экосистеме.

Тем временем группы реагирования изо всех сил пытаются обучить последние партии добровольцев в чрезвычайных ситуациях.

Обученные добровольцы составляют 70 процентов пожарных сил США, и изучение веревок часто требует повторения физических упражнений лично. Тем не менее, по словам Андерса, учебные занятия для пожарных-добровольцев в Патреосе, штат Вашингтон, были перенесены в онлайн, что ограничивает возможности участка по подготовке новичков к тушению пожаров.

Агентства также борются с сокращением средств из-за COVID-19, поскольку управление чрезвычайными ситуациями часто недоукомплектовано кадрами и финансируется даже без пандемии.Эрика Артесерос, капитан пожарной части Сан-Франциско, говорит, что она работает над переносом своей программы обучения добровольцев для реагирования на чрезвычайные ситуации в Интернете, но у нее нет ресурсов для решения этой проблемы. «Я работаю в одном штате, и наш бюджет не растет», — говорит она.

Эти проблемы будут только усиливаться по мере увеличения масштабов потенциальной катастрофы. Крупные катастрофы обычно привлекают команды и припасы издалека, чтобы усилить реакцию на местах. Но пандемия потребляет ресурсы, а ограничения на поездки затрудняют движение подколенного сухожилия.«Это означает, что когда ваши местные возможности перегружены, вы не можете обратиться за дополнительной помощью», — говорит Маккиннон.

Переписывая правила игры

По словам Маккиннона, наиболее эффективный способ снизить риск — это взять на себя более важную роль. Сообщение о потенциальных опасностях, таких как выход за пределы берегов реки или клубы дыма на расстоянии, может купить важные минуты для команд эвакуации и реагирования. Комплекты для оказания неотложной помощи также жизненно важны для всех, кто живет в регионах, подверженных стихийным бедствиям, и они содержат многие из тех же принадлежностей, которые люди покупали, чтобы остановиться во время пандемии.

В то же время группы аварийного реагирования придумывают творческие способы смягчения последствий стихийных бедствий.

Некоторые агентства стараются восполнить потенциальные пробелы в реагировании на стихийные бедствия. Программа Evacuteer, предназначенная для помощи жителям Нового Орлеана в эвакуации во время урагана, сместила операции по сбору денег для стабильных продуктов питания и припасов, поскольку большинство агентств, ответственных за этот аспект реагирования на ураган, работают, чтобы прокормить людей, потерявших работу из-за вирус.

Группы также работают над укреплением связей с общественностью, что является важной частью устойчивости местного населения. Капитан пожарной охраны Сан-Франциско Артесерос и ее команда призывают членов сообщества оставаться на связи через центр социальных сетей Nextdoor, особенно с людьми из групп риска. «Иметь соседа, который будет проверять кого-то пожилого, когда официальные каналы перегружены, бесценно», — говорит она.

Красный Крест модернизирует убежища, чтобы предотвратить распространение болезней, — говорит Тревор Ригген, старший вице-президент службы поддержки цикла стихийных бедствий.

Убежища часто представляют собой детские кроватки на открытом воздухе, например спортзал или общественный центр, где вирусы могут легко распространяться. Таким образом, Красный Крест внедряет новые стратегии, такие как размещение кроватей дальше друг от друга и проверка людей на наличие симптомов перед тем, как они войдут, и во время их пребывания. По возможности, отели будут использоваться для разделения людей. Тем не менее, приюты по-прежнему сталкиваются с проблемами, поскольку медицинские работники обеспокоены бессимптомными носителями COVID-19.

«Мы знаем, что это единственное, что нужно сделать правильно», — говорит Ригген.«Меньше всего мы хотим, чтобы кто-то не эвакуировался, потому что они задаются вопросом, куда идти и будут ли убежища безопасными».

На шаг впереди стихийного бедствия

В прошлом месяце землетрясение силой 7,8 балла в Эквадоре унесло жизни более 600 человек и почти 30 тысяч ранено, а экономический ущерб прогнозируется на сумму более 3 миллиардов долларов. К сожалению, подобные события становятся слишком обычным явлением. Воздействие стихийных бедствий усиливается, создавая растущую угрозу экономике и жизням миллионов людей во всем мире.

Фактически, глобальные убытки от бедствий увеличились почти в четыре раза за последние несколько десятилетий: в среднем с 50 миллиардов долларов в год в 1980-х годах до почти 200 миллиардов долларов в год в последнее десятилетие. Больше всего в таких ситуациях страдают бедные люди — за последние 20 лет страны с низкими доходами испытали чуть более четверти наводнений, но понесли почти 90 процентов связанных с ними жертв.

Такие тенденции, как рост населения и урбанизация, приводят к убыткам в уязвимых регионах.До 1,4 миллиона человек переезжают в города каждую неделю, причем большая часть этого роста — до 90 процентов до 2050 года — приходится на Африку и Азию. В то же время изменение климата грозит к 2030 году привести к бедности еще 100 миллионов человек. Подобные примеры ясно показывают, что риск бедствий не статичен, а быстро развивается.

Все больше правительств, сообществ и международных организаций узнают, что разумные инвестиции в обеспечение готовности и устойчивости могут предотвратить превращение стихийных бедствий в человеческие катастрофы.Эти инвестиции могут также иметь другие преимущества, такие как стимулирование рабочих мест и экономического роста, больше возможностей для образования, улучшение гендерного равенства, защита окружающей среды, и могут помочь в достижении высоких целей развития к 2030 году.

Точная и надежная информация о рисках стихийных бедствий является краеугольным камнем для достижения эффективных инвестиций. По данным Глобального фонда по уменьшению опасности бедствий и восстановлению (GFDRR) — управляемое Всемирным банком партнерство из 34 стран и девяти международных организаций, убедительно доказывающих, что правительства должны инвестировать до того, как произойдет стихийное бедствие, требует быстрой, тщательной и регулярной идентификации рисков.Благодаря технологиям, которые делают информацию о рисках бедствий более доступной, чем когда-либо, люди и правительства во всем мире повышают свою способность определять риски.

«Благодаря значительным достижениям в области технологий и исследований, которые доступны и более доступны по цене, это возможность для политиков, специалистов-практиков и сообществ получить информацию о том, как лучше всего подготовиться к опасности», — говорит Джон Рум. , Старший директор по изменению климата Группы Всемирного банка. «Поскольку изменение климата угрожает увеличить риск бедствий и смыть важные достижения в области развития, давно пора применить еще более активный и серьезный подход к умному управлению рисками бедствий».

Стихийные бедствия и снижение риска бедствий

Ожидаемые среднегодовые глобальные потери в искусственной среде, связанные с тропическими циклонами (ветровые и штормовые нагоны), землетрясениями, цунами и наводнениями, в настоящее время оцениваются в 314 миллиардов долларов США. Этот риск представляет собой реальный вызов глобальной повестке дня устойчивого развития.(…) В абсолютном выражении среднегодовые глобальные убытки сконцентрированы в крупных странах с более высокими доходами и подверженными опасностям. Однако, что касается годовых капитальных вложений или социальных расходов, многие страны с низким и средним уровнем доходов и, в частности, малые островные развивающиеся государства (МОСТРАГ) имеют самую высокую концентрацию риска. — МСУОБ ООН: Глобальный оценочный отчет по снижению риска бедствий, 2015 г.

Человеческие и материальные потери, вызванные такими бедствиями, являются серьезным препятствием на пути устойчивого развития. Путем выпуска точных прогнозов и предупреждений в понятной форме и обучения людей тому, как подготовиться к таким опасностям, прежде чем они перерастут в бедствия, можно защитить жизни и имущество. Особое внимание уделяется снижению риска бедствий: один доллар, вложенный в обеспечение готовности к бедствиям, может предотвратить экономические потери, связанные с бедствиями, на семь долларов — значительный возврат инвестиций.

В качестве подписантов Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг. Страны-члены ВМО обязались предотвращать новые и снижать существующий риск бедствий посредством реализации ряда комплексных и всеобъемлющих мер, которые предотвращают и сокращают подверженность опасностям и уязвимость к бедствиям, повышают готовность к реагированию и восстановлению и, таким образом, повышение устойчивости.Для поддержки оценки глобального прогресса в достижении результатов и целей Сендайской рамочной программы были согласованы семь глобальных задач, большинство из которых имеют прямые последствия для ВМО и ее стран-членов.

Деятельность ВМО по снижению риска бедствий интегрирована и координируется с другими международными, региональными и национальными организациями. ВМО координирует усилия национальных метеорологических и гидрологических служб по уменьшению людских и имущественных потерь за счет улучшения услуг прогнозирования и раннего предупреждения, а также оценки рисков и повышения осведомленности общественности.

Стихийные бедствия происходят в разное время и в разных масштабах, и каждое в чем-то уникально. Торнадо и внезапные наводнения — это кратковременные сильные события, затрагивающие относительно небольшую территорию. Другие, например засухи, развиваются медленно, но могут поражать большую часть континента и целые страны в течение месяцев или даже лет. Экстремальное погодное явление может включать несколько опасностей одновременно или в быстрой последовательности. Помимо сильного ветра и сильного дождя, тропический шторм может привести к наводнениям и оползням.В умеренных широтах сильные грозы могут сопровождаться сочетанием больших разрушительных градиновых камней, торнадо, сильных ветров или проливных дождей, приводящих к внезапным наводнениям. Зимние штормы с сильным ветром и сильным снегопадом или ледяным дождем также могут способствовать сходу лавин на некоторых горных склонах и обильному стоку или наводнениям позже, в сезон таяния снегов.

Некоторые национальные метеорологические и гидрологические службы и специализированные центры несут ответственность за расследование геофизических опасностей, включая вулканические взрывы (переносимый по воздуху пепел) и цунами, а также опасные переносимые по воздуху вещества (радионуклиды, биологические и химические вещества) и сильное загрязнение городов.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *