Авилов михаил поединок пересвета с челубеем: Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле)

Содержание

Вооруженные силы: Силовые структуры: Lenta.ru

8 сентября 1380 года возле впадения в Дон речки Непрядвы произошло сражение, получившее название Куликовской битвы. Итогом боя на Куликовом поле стала полная победа русских. «Лента.ру» публикует продолжение рассказа о мифах и исторических фактах великого события.

Если Дмитрий не заезжал в Троице-Сергиев монастырь, то откуда в войске взялись воины-иноки Пересвет и Ослябя? Они фигурируют уже в ранних вариантах летописи, в том числе в самом первом Кратком повествовании, где боярин Александр Пересвет назван в числе погибших. В Пространной летописной повести говорится, что он бывший брянский боярин, очевидно, перешедший на службу к великому князю Московскому вместе со своим сюзереном — князем Дмитрием Брянским. Ослябя в текстах не фигурирует, зато мы знаем, что десятилетием позже Куликовской баталии он состоял на дипломатической службе у великого князя Василия Дмитриевича (сына Донского). В летописи он именуется «черньцомъ Родионом Ослебятемъ, иже прежде былъ боярин Любутьскы». Любутск — город в Брянской области, так что Пересвет и Ослябя — земляки, возможно, даже родственники. Фигурируют они и в «Задонщине», причем, оба:

«Пересвет поскакивает на борзе кони, а злаченым доспехомъ посвечиваше. […] И молвяше брат его Ослабе черънецъ: «Брате Пересвет, вижу на тели твоем раны, уже голове твоеи летети на траву ковыл[ь], а чаду моему Якову на ковыли земли не лежати на поли Куликове…»

Получается, Пересвет участвовал в сражении, а не погиб в поединке с Челубеем, да и выглядит он не чернецом в схиме, а витязем в золоченом доспехе. А у Осляби еще и сын Яков сражался с татарами! И никаких намеков на знаменитый поединок…

Вообще, сюжет с поединком появляется лишь в «Сказании» — напомним, самом позднем и наиболее легендаризированном из всех летописных рассказов о Куликовской битве. Описание «дуэли» в разных списках сильно отличаются. То бились пешими, то конными, то копьями, то мечами, то Пересвет доехал до своих, а Челубей рухнул наземь, то русский витязь упал сверху на врага и прикрыл его ризой…

А в одном из списков даже есть такой сюжет: в момент поединка находившийся в Троице-Сергиевом монастыре Сергий Радонежский отправляет будущего игумена Никона на колокольню «видения ради». Никон с колокольни (!) видит лежащих на поле Куликовом Пересвета и покрытого его ризой татарина и рассказывает об этом Сергию… Чудо!

Репродукция картины Павла Рыженко «Молитва Пересвета перед битвой»

Репродукция картины Павла Рыженко «Молитва Пересвета перед битвой»

Кстати, супротивник Пересвета в разных списках именуется по-разному — Челибей, Темир-Мирза, Таврул. Именуется он то татарином, то печенегом, хотя этот народ к XIV веку уже стал легендарным и из Причерноморья ушел.

Исторических аналогий поединку мы тоже не находим. Фраза «по обычаям того времени» не соответствует действительности – такой традиции не было ни на Руси, ни тем более в Орде. Ясса Чингисхана требовала четкого подчинения дисциплине и командам офицеров, а своеволие каралось смертью. К тому же татары (и другие степняки) атаковали в конном строю, изначально забрасывая врага стрелами, а построение друг против друга и стояние на месте (что подразумевает поединок) противоречило их тактике.

Получается, что поединок Пересвета и Челубея — скорее всего красивый вымысел. Впрочем, это нисколько не умаляет заслуг нашего витязя, ведь, если он остался в памяти народа и был персонально упомянут в летописи, значит, действительно отличился в сражении.

Еще один спорный момент — участие в сражении самого князя Дмитрия. Согласно преданию, князь решил биться как простой воин в первых рядах, посему он поменялся конями и одеждой с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, повелев своему оруженосцу держать рядом с ним свое чермное (то есть темно-красное или багровое) знамя. Во время битвы командовавший большим полком воевода Михаил Бренок погиб. Самого же князя после битвы якобы нашли в изрубленном доспехе, без сознания, но живого и даже особо не пораненного. Для достоверности рассказа указаны имена воинов, обнаруживших князя, правда, в разных списках они отличаются, причем в некоторых фигурируют люди, в битве участия не принимавшие. Ясно, что это поздние вставки и желание разукрасить «биографию рода».

Репродукция картины Виктора Тормосова «На защиту Руси»

Репродукция картины Виктора Тормосова «На защиту Руси»

Как все было на самом деле — загадка. Легенда о переодевании появляется только в позднем «Сказании», в ранних текстах об этом нет и речи. Смысл сего поступка совершенно не понятен — если воины не знали, что под стягом князя сидит не Дмитрий, то гибель Бренка и падение стяга могли сыграть такую же пагубную роль, как гибель самого Дмитрия. Естественно, на предводителя вражеского войска идет охота, но и защищают его лучшие из лучших.

Если же говорить о ходе битвы, то все источники указывают на то, что главную роль в ней сыграл удар засадного полка, до решающего момента скрывавшегося в дубраве. Командовал этим отборным отрядом двоюродный брат Дмитрия князь Владимир Андреевич Серпуховской (получивший прозвище Храбрый) и опытный воевода князь Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский.

Когда татарской коннице после изнурительного боя удалось потеснить левый фланг русских войск и просочиться в тыл, молодой князь хотел атаковать сразу, но матерый воевода, кстати, потомок литовского князя Гедиминаса, женатый на сестре Дмитрия Донского, уговорил его подождать. И лишь когда татары в довольно большом числе сосредоточились в тылу большого полка и построились для атаки, Боброк дал приказ своим воинам напасть на врага. Удар свежего отборного конного полка был столь внезапен и решителен, что татары не смогли перестроиться и оказались зажаты между русскими частями — большая часть была изрублена, выжившие побежали, увлекая остальных.

Использование скрытого резерва в военной науке не новость. Его применял еще Юлий Цезарь в битве при Фарсале. Однако в русской военной истории это был первый подобный пример. И, главное, применен резерв был чрезвычайно удачно и своевременно, что говорит о недюжинных полководческих талантах князя Дмитрия и (или) его воевод.

Известно, что союзниками Мамая в этой битве выступали литовец Ягайло и рязанский князь Олег. Считается, что они шли к Дону, но к битве не поспели. А скорее всего, и не собирались поспевать. Если бы Мамай всерьез рассчитывал на их помощь, он вполне мог подождать, но темник предпочел сам атаковать превосходящие силы врага.

Репродукция картины Виктора  Маторина «Хан Мамай»

Репродукция картины Виктора Маторина «Хан Мамай»

В летописных текстах прослеживается разное отношение к Олегу Рязанскому. От откровенно враждебного в Пространном рассказе, до почти примирительного в «Сказании». Видимо, связано это с тем, каковы были московско-рязанские отношения на момент написания трудов. Вообще же, судьба у Олега была непростая — ему приходилось лавировать между Ордой и Москвой, что удавалось не всегда. Он воевал с Дмитрием, который даже низверг его с рязанского княжения. А потом Мамай восстановил.

Позже Олег был гарантом договора Дмитрия и Михаила Тверского. Когда же Дмитрий разбил татар на Воже, ответный удар татары нанесли именно по рязанским землям, а Дмитрий соседям не помог. Вряд ли Олег хотел воевать на стороне Мамая, скорее боялся, что его порубежное княжество от набега пострадает больше остальных. Отсюда и двойственность его политики. Кстати, завершится долгая княжеская распря свадьбой сына Олега Рязанского Федора с дочерью Дмитрия Донского Софьей.

Репродукция картины Виктора Маторина «Герой Куликовской битвы. Боброк Волынский»

Репродукция картины Виктора Маторина «Герой Куликовской битвы. Боброк Волынский»

Литовцу Ягайло тоже не особо хотелось воевать. Главным образом из-за того, что реальная помощь Мамаю могла осложнить отношения Литвы с ханом Тохтамышем. Сепаратист Мамай, по сути, был уже «сбитым летчиком», а за молодым и вполне легитимным правителем Золотой Орды маячила грозная фигура «железного хромца» Тимура. К тому же, значительную часть войска Ягайло составляли жители Полоцкой, Витебской, Киевской и Волынской земель, входивших тогда в Литовское княжество. Как бы они отнеслись к войне с единоверцами и почти родичами на стороне татар — неясно. Да еще за спиной у Ягайло остался его дядя Кейстут, отказавшийся принять участие в походе, зато мечтавший отодвинуть племянника от власти. Кстати, интересно, что в «Сказании» Ягайло почему-то назван именем своего отца великого князя Ольгерда, который умер тремя годами ранее. Лишнее подтверждение того, что не всем сведениям этого литературного памятника стоит слепо доверять.

Ни в одном русском источнике не упоминается страшный и прискорбный факт — нападение литовских отрядов на обоз с ранеными русскими воинами, возвращавшимися домой после битвы. Однако на это прямо указывают прусские хронисты — монах-францисканец Торнского монастыря Дитмар Любекский и живший в Ризенбурге чиновник из Помезании Иоганн Пошильге.

«В то же время была там великая битва у Синей Воды между русскими и татарами, и тогда было побито народу с обеих сторон четыре сотни тысяч; тогда русские выиграли битву. Когда они хотели отправиться домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были позваны на помощь татарами, и взяли у русских их добычу, и убили их много на поле».

(из хроники Дитмара Любекского)

Хочется верить, что эти сведения не достоверны. Они не меняют исторического смысла куликовской победы, хотя, возможно, поясняют огромные потери русских.

А значение этой победы для русской истории действительно невозможно переоценить. Очень точно это выразил великий русский ученый Лев Николаевич Гумилев: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него — русские». Это была важнейшая веха в создании русского этноса, можно сказать, отправная точка. Важно и то, что после куликовской победы никогда больше не подвергалось сомнению главенство Москвы как центра русских земель. Неслучайно через два года, несмотря на разорение Москвы, хан Тохтамыш оставил ярлык на Великое княжение Дмитрию Донскому, а не передал его своим союзникам Михаилу Тверскому или Дмитрию Суздальскому. Первенство Москвы уже не требовало доказательств.

Насколько важно для нас точное следование историческим фактам и насколько допустимы в них погрешности? Можем ли мы позволить себе легендаризировать события тех лет, пытаться усилить патриотический эффект приукрашиванием побед и ретушированием неудач? Это принципиальный и очень важный вопрос. «Маленькая ложь рождает большое недоверие». А недоверие к своей истории приводит к пренебрежению ею. Пытаясь создать образы идеальных и безгрешных героев, мы теряем память о настоящих людях, состоящих из плоти и крови, но жертвующих собой ради великого дела. Они превращаются в мифических былинных богатырей, полубогов, которые в силу своей возвышенности не могут быть примером для подражания простым смертным.

Репродукция картины Сергея Присекина «С победой»

Репродукция картины Сергея Присекина «С победой»

Ведь неважно, лично участвовал в Куликовской битве Дмитрий или нет — все равно он организатор этой победы. Он и в походах на Рязань и Булгар не участвовал (войском командовал Боброк и московский тысяцкий Вельяминов), и с Тохтамышем воевать не стал, да и умер князь «от тучности великой», не дожив даже до сорока. Но это его заслуг не умаляет.

И Пересвет не перестает быть великим воином и героем, даже если не было его пресловутого «поединка» с Челубеем. И уж тем более не пострадает образ преподобного Сергия Радонежского — не только великого православного подвижника, но и политического деятеля, не гнушавшегося мирскими делами. Кстати, это он примирил Дмитрия и Олега Рязанского, чем спас множество русских жизней.

К сожалению, пока мало изучены и не очень широко фигуры других героев Куликовской битвы: князя Владимира Храброго, Дмитрия Боброка, Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, Семена Мелика, Микулы Васильевича и других московских воевод. Всех не перечесть. Но вспоминать о них хотя бы в дни годовщин — наш долг.

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) — самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, якобы[1] предшествовавший Куликовской битве. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Описание картины

Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем. Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской. В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка[2].

Примечания

Ссылки


Как Пересвету удалось победить лучшего воина Мамая Челубея — Рамблер/спорт

О поединке Пересвета и Челубея знают все, кто не пропустил школьные уроки о Куликовской битве. Найдутся и такие, кто вспомнит картинку, на которой в лихой схватке сошлись русский богатырь в шлеме и кольчуге и татарский воин в богатом шелковом одеянии.

Однако далеко не все знают, что на самом деле воина Пересвета звали Александром и у него был брат Андрей Ослябя, а легендарный поединок с Челубеем выглядел сильно иначе. Что нам известно о Пересвете и Ослябе?

Источники

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена. Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» — главные источники о Куликовской битве — а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

В монастыре

Пересвет и Ослябя были братьями, происходили из старинного боярского рода на Брянщине и славились своим воинским мастерством. Впрочем, возможно, родными братьями они и не были, а зафиксированное в тексте «Сказания о Мамаевом побоище» обращение их друг к другу «брате!» объясняется тем, что они оба были монахами.

Все источники повествуют о том, что, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов — Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Одни истолковывают это место так, что преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, а другие говорят о том, что оба они уже были к тому моменту схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на крест, чем на доспехи.

На поле Куликовом

Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.

Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!». «Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.

Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.

Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Ослябя, по одному из преданий, тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.

После битвы

Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти отмечается 7 (20) сентября.

Что мы знаем об авторе картины «Поединок Пересвета с Челубеем?». | Биографии

После окончания гимназии Михаил оказался перед дилеммой: продолжить занятия рисованием или поступить в институт. Но любовь к кисти все-таки перевесила. Он поступил в студию Льва Евграфьевича Дмитриева-Кавказского, известного своими многочисленными офортами картин и гравюрами. Учеба у мастера-гравера продолжалось в течение года, а потом Михаил понял, что гравюры — это не его путь, и поступил в качестве вольнослушателя в Академию художеств.

Здесь ему повезло больше. Опеку над юношей взяли мастер панорамной живописи Франц Алексеевич Рубо, автор появившихся в период учебы Авилова батальных полотен «Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе» и «Бородинский бой», а также Николай Семенович Самокиш, тоже любитель батальной живописи, оставшийся в истории самым известным своим полотном, созданным гораздо позднее — «Переход Красной Армии через Сиваш. От каждого из этих мастеров Михаил взял что-то свое, но в годы учебы в Академии художеств, которая продолжалась 10 лет, Авилов особое внимание уделял точному изображению деталей снаряжения, мундиров, оружия. А «коньком» начинающего баталиста стали наброски стремительного бега лошади. Не случайно Михаил Иванович очень много времени посвящал зарисовкам с натуры, часто пропадая на ипподроме.

Впрочем, он и предположить не мог, что вскоре его жизнь круто изменится. Начало войны Михаил Иванович встретил в столице Российской империи и вполне мог избежать мобилизации, так как уже тогда подавал большие надежды. Но он решил, что в такие трудные минуты нельзя отсиживаться за спинами других и добровольцем ушел на фронт. Почти четыре военных года провел Авилов в солдатской шинели, протопав все военные дороги рядовым бойцом. Но зато, когда он вернулся в Северную Пальмиру, это уже был уже не восторженный молодой человек, а тертый жизнью мужчина. М. И. Авилов

М. И. Авилов
Фото: Источник

Такое изменение не могло не сказаться и на его творчестве. Теперь он смело брался за то, к чему раньше не решался подступиться. И три года, с 1918 по 1921, проведенные в Тюмени, где он фактически отвечал за оформление города во время всех празднеств, тоже оставили свой след — Михаил Иванович освоил «размах», ему уже тесно стало в рамках обычного портрета или зарисовки.

Начал он все-таки издалека, с полотна «Рабочие привозят пушки Пугачеву». Но темы гражданской войны, темы мужества пролетариата уже «стучались в двери». Тюменские воспоминания послужили хорошим подспорьем в написании полотна «Сибирские партизаны», созданные в 1926 году, а год спустя появилась одна из знаковых картин художника — «Прорыв польского фронта армией Буденного». Остается добавить, что все эти годы (вплоть до 1930-го) Михаил Иванович преподает в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. Правда, некоторым студентам было невдомек, почему наряду с батальными полотнами их кумир создает еще и плакаты, но Авилов терпеливо отвечал, что любое произведение — это шаг к новой, более значительной работе.

Когда началась Великая Отечественная война, Михаилу Ивановичу было уже почти 60. Во второй раз «фокус» с добровольным вступлением в армию не прошел, ему мягко намекнули в военкомате, что его оружие не винтовка, а кисть. «Вот если Вы напишете что-то патриотичное, значительное, способное поднимать советских людей на беспощадную борьбу с фашистами — это и будет ваш важный вклад в победу. А врага мы, дедушка, и без Вас разобьем», — без обиняков сказал ему годящийся во внуки молодой военный. Эта мысль не давала покоя и самому Авилову. Он задумал работу над полотном, которое и принесло ему наибольшую славу.

«Поединок Пересвета с Челубеем» начал создаваться в те времена, когда враг рвался к Сталинграду. Весь советский народ с замиранием следил за тем, как сражаются красноармейцы-герои, цепляясь за каждый клочок родной земли. И эта героическая оборона придавала Авилову новые силы.

«Поединок» стал своеобразным подарком советским воинам, которые разгромили врага у Курска и Орла, и погнали фашистов далеко на запад. Конечно, не обошлось и без образных сравнений. Многие «рассмотрели» в образе Пересвета самого Иосифа Виссарионовича, а в предводителе темных сил, естественно, фюрера. Правда, историки скрывали от широких масс, что в этом поединке практически сразу после его начала пали оба — и Пересвет, и Челубей.

Но полотно Авилова, без всякого преувеличения, стала таким же символом Великой Отечественной, как репортажи Ильи Эренбурга, сообщения Совинформбюро или карикатуры Кукрыниксов.

Спустя год после окончания Великой Отечественной войны за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» Михаил Иванович Авилов получил Сталинскую премию. В следующем году он становится действительным членом Академии художеств СССР, в год смерти Сталина — народным художником СССР. Преподаёт в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.

Михаил Иванович скончался 14 апреля 1954 года на 72-м году жизни. Он похоронен в Александро-Невской лавре. А картину «Поединок Пересвета с Челубеем» любой желающий может увидеть в Государственном Русском музее.

Картина Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом Поле Михаила Авилова

Известный мастер исторических батальных сцен Михаил Авилов написал картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» в годы Великой Отечественной войны», чтобы поднять дух советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Русь всегда славилась своими богатырями. Имя Пересвета русский народ чтит до сих пор. Его бой с татарским воином Челубеем как раз и запечатлен художником как напоминание о Куликовской битве, которая имела огромное значение в борьбе русского народа с татаро-монгольским игом. Господство Золотой Орды наконец-то пошатнулось. В этом поединке и Пересвет, и Челубей погибли, но конь Пересвета довез своего седока до русских войск, а Челубей погиб выбитым из седла. Решающий момент битвы, изображенный художником, показывает силу ударов противников: щиты и кольчуги проткнуты копьями, вонзившимися в тела воинов. Но шлем на голове Пересвета не шелохнулся, тогда как красный малахай Челубея слетел с поверженной головы. Автору картины удалось показать, какой лютой ненавистью к врагу-захватчику переполнено сердце Пересвета. Явно не за свою жизнь беспокоится он, напряженность его фигуры говорит о гордости за свою страну и непобедимом желании защитить. У коней оскалены зубы, гривы развеваются, они своим свирепым видом будто подчеркивают весь ужас этого боя не на жизнь, а на смерть.

Слева и справа на заднем плане картины Авилов показывает войска противников. Их состояние передается игрой красок. Строгие серые тона указывают на выдержку, уверенность в победе русского войска. На белом коне увековечен князь Дмитрий Иванович Донской. Татаро-монгольское войско справа изображено пестро. Это говорит о беспокойстве. Действительно, им было о чем беспокоиться: пришедший с мечом должен был от меча и погибнуть!

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом Поле художника Михаила Авилова на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Михаила Авилова Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом Поле: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Михаила Авилова на сайте интернет-магазина BigArtShop.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Картина  М.И. Авилова«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Михаил Иванович Авилов изобразил на своей картине, которая, надо сказать, стала самой известной среди всех его произведений, битву русского и татарского богатырей. Перед самой Куликовской битвой, которая состоялась 8 сентября 1380 года, в смертельном сражении сошлись русский богатырь Пересвет и татарский воин Челубей. Согласно источникам,
которые донесли до нас историю той битвы, оба воина погибли, пронзив друг друга копьями, однако победа засчиталась Пересвету, так как конь смог довезти его тело до русских войск, тогда как Челубей был выбит из седла и остался на земле.

На картине мы можем увидеть решающий момент схватки. Кажется, что в поединке сошлись не только богатыри, но и кони, которые с оскаленными мордами встали на дыбы. Авилов разместил воинов так, чтобы мы видели лицо Пересвета, который свирепо смотрит на своего врага. Его копьёразбивает щит татарского воина и выбивает того из седла. Головной убор слетает с головы татарского воина, но тот также оказался мастером военного дела и смертельно ранил своего соперника — Пересвета.

По бокам сражающихся находятся два войска. С левой стороны — русское войско под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389), который стоит впереди на белом коне. Русское войско выражает ощущение спокойствия, мужества и стойкости. В правой части картины находится татарское войско беклярбека Золотой Орды Мамая.
Нестройностью рядов татарских воинов Авилов выразил их сомнение в поединке и неуверенность в исходе боя.

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» была написана в годы Великой Отечественной войны, что делает её ещё и примером для советских воинов, которые вышли на бой против новой «орды». В те годы было крайне важно поддержать дух русского воина, показав яркие примеры из истории Руси, когда воины бились до последней капли крови против любого врага, кто посягнёт на их Родину.

«Илья Глазунов*. Поле Куликово».

Илья Глазунов - Поединок Пересвета с Темир-Мурзой. 1979 г.

Победа Пересвета. Картина Павла Рыженко.



кто кого на самом деле

Год издания: 1968

Страна: СССР

Каждый школьник знает, что Куликовская битва освободила Русь от монгольского ига. Те, кто знают историю чуть лучше, чем школьники, могут задуматься о том, с кем именно сражались русичи и в чьих интересах. Но в любом случае о смертельном поединке русского богатыря Пересвета и татарского витязя Челубея перед битвой слышали все. Но происходила ли эта схватка на самом деле?

Брянский боярин Александр Пересвет — фигура историческая, хотя о жизни его сведений сохранилось крайне мало. Распространенная версия, будто бы он постригся в монахи и именно как духовное лицо участвовал в Куликовской битве, вызывает у историков сильные сомнения. Пошла эта легенда из житий Сергий Радонежского и самого Пересвета, причисленного русской православной церковью к лику святых. Однако эти тексты написаны через пару веков после сражения с татарами и вряд ли могут считаться достоверными. Если вчитаться в описание схватки, то оно больше напоминает былину. Татарин Челубей специально использовал очень длинное копье, лишавшее его противников шансов на победу. Монах Пересвет снял доспехи, чтобы это копье легко прошло бы сквозь мягкие ткани его тела. Именно благодаря этому ему удалось «подобраться» поближе к Челубею и убить его. Конь донес до русского строя уже мертвого монаха, чудом удержавшегося в седле. Всё это похоже на фэнтези.

10.02 Марка Пересвет и Челубей.jpg

Марка из серии «Государственный русский музей». (личная коллекция автора)


Александр Пересвет действительно участвовал в Куликовской битве. Его упоминает самый ранний источник об этом сражении — «Задонщина», написанная всего через несколько лет после сражения. Правда, о героической гибели Пересвета перед битвой в поэме нет ни слова. Наоборот, в самом конце боя Пересвет гарцует на своем коне, «посвельчивая» золочеными доспехами. О существовании Челубея вообще нет достоверных сведений. Получается, что героический сюжет русской истории, вдохновивший таких художников как Виктор Васнецов, Михаил Авилов и Павел Рыженко, — не более чем легенда.

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле, Михаил Авилов

Дуэль Пересвета с Челубеем на Куликовом поле, Михаил Авилов

Авилов изобразил битву, которая произошла между русским богатырем и воином татар. Именно с ним началась битва на Куликовом поле.

Авилов написал эту картину, когда шла оборона Сталинграда. Художник сказал, что композиция его картины невероятно проста. В центре мы видим двух крадущихся лошадей.Они сидят: слева Пересвет, справа Чубой.

Художник изображает главных героев очень крупно. Они полностью затмевают все остальное, что изображено на этом полотне. Авилов специально преувеличил свою гигантскую силу и колоссальный рост

. Он довел их до поистине пафосного звучания, характерного для эпоса.

Художник поднимает над равниной фигуры гигантских лошадей. Они похожи на причудливые пирамиды.

Наиболее интенсивны краски в изображении двух главных героев.Armies., Которые видны где-то далеко позади них, намеренно написаны очень бледными. Лошади выглядят действительно потрясающе. Их гривы осторожно трепещут, а рты полностью обнажены.

Художник использует причудливую игру красок, чтобы передать красками определенное состояние солдат. Слева преобладает серый оттенок. Он говорит о максимальной уверенности и отличной сдержанности солдат. Воины с нетерпением ждут исхода этого грандиозного поединка. Но при этом они стоят непоколебимо, как гранитная скала.Перед армией Авилов нарисовал самого Дмитрия Донского на белом коне.

Для изображения войска татаро-монголов художник выбирает красочные и яркие оттенки. Это указывает на то, что противник совершенно неуверен в своих способностях. Он сомневается, удастся ли победить или сдаться на откуп победителю.

Полотно Авилова максимально выразительно. Все ждут развязки. Художник умело передает надвигающееся напряжение.

.

М.И. Авилов «Дуэль на Куликовом поле»: описание картины

Картина написана художником в годы Великой Отечественной войны (1943 г.). Этот год — трагический и переломный для нашей страны. Дуэль Челубея и Пересвета также сыграла важную роль в исходе Куликовской битвы. Этот бой укрепил дух русских полков. В бою оба солдата погибли, но победу одержал наш герой. Пересвету удалось добраться до уцелевшего коня русской армии за ним.Челябинск после мощного удара копьем упал с лошади и остался лежать, истекая кровью.

Картина «Поединок на Куликовом поле» находится в Государственном Русском музее, которую вы можете увидеть на фотографии выше.

Биография художника

М.И. Авилов — народный художник РСФСР, имеет множество наград, его картины участвовали в выставках в Академии художеств Общества. А.И. Куинджи. Самое известное полотно, написанное художником Авиловым, называется «Дуэль на Куликовом поле.«Картина принесла живописцу большой успех, благодаря ему он стал лауреатом Сталинской премии I степени.

Авилов преподавал в институте. И.Е. Репин (Академия художеств в Санкт-Петербурге, в то время — в Ленинград), создавал плакаты и иллюстрации к русской классической литературе.

Каждая картина этого художника наполнена особой атмосферой.Авилов работал в батальных жанрах (баттл — батальная сцена), в основном запечатлел на своих полотнах значимые исторические события России и России. СССР (Гражданская война).Художник черпал вдохновение в своих современных картинах, и теперь, в наше время, эти картины используются в качестве иллюстраций в учебниках истории.

Художник Авилов, «Дуэль на Куликовом поле»: описание картины

На картине мы с первого взгляда знаем легендарного русского воина Пересвета (художник изобразил его слева). Он одет в форму русского воина: блестящий на солнце шлем, русская рубаха, а поверх нее кольчуга с металлическими пластинами, которые крепились в качестве дополнительной защиты.Но это не спасет героя. Пересвет погибнет вместе со своим соперником Челубеем. Также мы видим, что у русского воина носят не лапти, а кожаные сапоги. Это говорит нам о том, что Пересвет — человек богатой или знатной семьи.

Что еще изобразил Авилов? «Поединок на Куликовом поле» (рисунок) представляет наш взгляд и отрицательного героя «рассказа» — татарского героя Челубея. Художник подробно изобразил все зло (для нас это монголо-татарское иго) в одном лице татарского воина.На фото этого воина мы увидим справа. Красный Малахай на бритой голове уже говорит нам, что это не русский воин, а татарин, наш враг. Обе фигуры (Пересвет и Челубай) запечатлены в самом центре холста. Они динамичны, изображены крупно, и все это выделяет их на общем плане. Талантливый художник — М. Авилов. «Дуэль на Куликовом поле» (описание картины представлено в нашей статье) — произведение исторически значимое.

Описание действий

В центре кадра Пересвет бьет острием копья, от Челубея идет встречный удар.Оружие обоих солдат врезается в щиты, но пробивает их насквозь и проникает в тела, пробивая кольчугу. Разъяренные лошади встали на задние лапы. Красный Малахай слетает с головы Челубея. Вот-вот упадет и он сам. Раненый Пересвет продолжает висеть верхом.

Замечательное произведение М. Авилова — «Дуэль на Куликовом поле». Картина, описание которой мы держим, поражает своей реальностью.

Фон

Краски, которыми художник рисовал персонажей холста, ярче и насыщеннее фона.Описание татарской армии выглядит так: полок расположены справа, со стороны Челубея, и выражают озабоченность. Татары уже предвидят исход матча. Это точно будет не в их пользу. Ближе к нам воин не может стоять на месте и спокойно смотреть, он внимательно следит за всем, что происходит в поединке. И поэтому, когда он видит, как копье пронзает Челубея, он тревожно идет вперед.

Русские войска менее взволнованы. Наши солдаты уверены в силах Пересвета, но не меньше переживают за исход боя.Все изображал Авилов. «Дуэль на Куликовом поле» — картина (описание еще не окончено), которая не может оставить равнодушным никого.

Впереди на белом коне сидит князь Дмитрий Донской. Наши воины изображены на заднем плане и маленькими фигурками, поэтому невозможно учесть эмоции на их лицах.

Так Авилов представил бой на Куликовом поле. Описание события, которому посвящена картина, позволит вам больше узнать о Куликовской битве.Бой Пересвета и Челубея многим известен во многом благодаря художнику М.И. Авилову.

Примечания к статье

Мы должны гордиться тем, что эту картину создал наш художник. Авилов. «Дуэль на Куликовом поле» (описание картины отсылает нас к далеким событиям) — потрясающее произведение.

Художник написал на своем холсте легендарное историческое событие России. Делая подробное описание, мы невольно начинаем углубляться в рассказ, пытаясь рассказать о полотне, которое написал Авилов — «Дуэль на Куликовом поле.«Описание картины может заполнить целую главу в учебнике истории.

Заключение

Мы рассмотрели произведение М.И. Авилова -« Дуэль на Куликовом поле ». Описание этой картины расширяет знания о нашей стране, о ее герои и их подвиги. Во всем величии здесь представлен дух русского народа, свергающий иго татаро-монголов. Один мощный удар копьем решает судьбу всей Руси. Теперь уже не будет. угнетение, простые люди продолжат мирную жизнь, не боясь, что в любой момент татарские воины могут совершить набег и уничтожить их семьи.Богатырь Пересвет в битве с Челубеем погибает, но оставляет о себе вечную память.

.

Михаил Никипелов | Дриблинг

×
  • Проводить исследования
    • Выстрелов

      Вдохновляйтесь дизайнами, которые поделились нашим талантливым сообществом
    • Лучшие дизайнеры

      Посмотрите рейтинги и узнайте, какие дизайнеры в тренде
    • Блог

      Удивительные интервью с лидерами индустрии дизайна, учебные пособия и многое другое
    • Еженедельная разминка

      Присоединяйтесь к веселью и проявите свои дизайнерские навыки с нашей еженедельной подсказкой
    • Плей-офф

      Смотрите снимки, над которыми треплются другие дизайнеры, и участвуйте сами
      • Команды
      • Продажа товаров
      • Встречи
      • Магазин Dribbble
      • О Dribbble
      • Объявить
  • Дизайнерам
    • Доска объявлений

      Найдите работу дизайнера своей мечты на Dribbble
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *