Автономия вынужденная и добровольная: Автономное пребывание человека в природной среде. — Сайт КЭПЛ

Содержание

Добровольная автономия человека в природной среде

Урок 18
Добровольная автономия человека в природной среде

imageДобровольная автономия — это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определённой целью. Цели могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьёзная всесторонняя подготовка с учётом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Наиболее доступным и распространённым видом добровольной автономии является активный туризм.

imageАктивный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счёт собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма — активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью во времени, протяжённостью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах людей с разной подготовкой.

Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее 6 дней, протяжённость маршрута 130 км. Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяжённость не менее 300 км.

imageДобровольное автономное существование в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные.

В октябре 1911 г. к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции — норвежская и британская. Цель экспедиций — впервые достичь Южного полюса.

Норвежскую экспедицию возглавлял Руаль Амундсен, полярный путешественник и исследователь. Во главе британской экспедиции стоял Роберт Скотт — морской офицер, капитан первого ранга, имевший опыт руководителя зимовки на арктическом берегу.

Руаль Амундсен исключительно умело организовал экспедицию и выбрал маршрут движения к Южному полюсу. Верный расчёт позволил отряду Амундсена избежать на своём пути сильных морозов и затяжных метелей. Норвежцы достигли Южного полюса 14 декабря 1911 г. и вернулись обратно. Поход был совершён в сжатые сроки, в соответствии с графиком движения, определённым Амундсеном, в пределах антарктического лета.

Экспедиция Роберта Скотта достигла Южного полюса более чем на месяц позже — 17 января 1912 г. Маршрут движения к полюсу, выбранный Робертом Скоттом, был длиннее, чем у норвежской экспедиции, а погодные условия по маршруту — сложнее. На пути к полюсу и обратно отряду пришлось испытать сорокаградусные морозы и попасть в затяжную пургу. Основная группа Роберта Скотта, которая достигла Южного полюса, состояла из пяти человек. Все они погибли на обратном пути во время пурги, не дойдя до вспомогательного склада около 20 км.

Так победа одних и трагическая гибель других увековечили покорение Южного полюса человеком. Стойкость и мужество людей, идущих к намеченной цели, навсегда останутся примером для подражания.

Француз Ален Бомбар, будучи практикующим врачом в приморской больнице, был потрясён тем, что ежегодно десятки тысяч людей гибнут в море. При этом значительная часть их гибла не по причине утопления, холода или голода, а от страха, от того, что они поверили в неизбежность своей гибели.

Ален Бомбар был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добывать её. Он рассуждал так: все спасательные средства на кораблях (шлюпки, плоты) имеют набор лесок и других орудий для рыбной ловли. В рыбе содержится почти всё, в чём нуждается организм человека, даже пресная вода. Пригодную для питья воду можно получить из сырой свежей рыбы, если пожевать её или просто выдавить из неё лимфатическую жидкость. Морская вода, употребляемая в небольшом количестве, может помочь человеку спасти организм от обезвоживания.

Чтобы доказать правильность своих выводов, он в одиночку на надувной лодке, снабжённой парусом, провёл в Атлантическом океане 60 дней (с 24 августа по 23 октября 1952 г.), живя только за счёт того, что он добывал в море.

Это была полная добровольная автономия человека в океане, проведённая с исследовательской целью. Ален Бомбар своим примером доказал, что человек может выжить в море, используя то, что оно может дать, что человек многое способен вынести, если не потеряет силы воли, что он должен бороться за свою жизнь до последней надежды.

imageЯрким примером добровольной автономии человека в природной среде со спортивной целью может служить рекорд, который установил Фёдор Конюхов в 2002 г.: он пересёк Атлантический океан на одиночной гребной лодке за 46 сут. и 4 мин. Прежний мировой рекорд пересечения Атлантики, принадлежавший французскому спортсмену Эммануилу Куанду, был улучшен более чем на 11 сут.

Гребной марафон Фёдор Конюхов начал 16 октября с острова Ла Гомера, входящего в группу Канарских островов, а 1 декабря финишировал на острове Барбадос, входящем в группу Малых Антильских островов.

К этому плаванию Фёдор Конюхов готовился очень долго, накапливая опыт экстремальных путешествий. (На его счёту свыше сорока сухопутных, морских и океанских экспедиций и воехождений и 1000 сут. одиночного плавания. Он сумел покорить Северный и Южный географические полюсы, Эверест — полюс высоты, мыс Горн — полюс яхтсменов-парусников.) Путешествие Фёдора Конюхова — это первый в истории России успешный гребной марафон по Атлантическому океану.

Любая добровольная автономия человека в природе помогает ему развить в себе духовные и физические качества, воспитывает волю в достижении поставленных целей, повышает его способности переносить различные жизненные невзгоды.

imageПроверьте себя

Какую цель преследовал Ален Бомбар, проведя 60 дней в автономном пребывании в океане? Добился ли он, на ваш взгляд, желаемых результатов? (При ответе можно использовать книгу французского писателя Ж. Блона «Великий час океанов» или книгу самого А. Бомбара «За бортом»)

imageПосле уроков

Прочитайте (например, в книгах Ж. Блона «Великий час океанов» или «География. Энциклопедия для детей») описание экспедиций Руаля Амундсена и Роберта Скотта к Южному полюсу. Ответьте на вопрос: почему экспедиция Амундсена прошла успешно, а Скотта закончилась трагически? Ответ запишите в виде сообщения в дневнике безопасности.

Найдите с помощью Интернета (например, на сайте Фёдора Конюхова) или в библиотеке материалы об одном из последних рекордов Фёдора Конюхова и ответьте на вопрос: какие качества Фёдора Конюхова вы считаете наиболее привлекательными? Подготовьте небольшое сообщение на эту тему.


image

Конспект урока по ОБЖ на тему «Автономное пребывание человека в природе»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ГБОУ СОШ г. Беслан

Преподаватель ОБЖ Каргиев В.К.

ТЕМА: АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ 10 КЛАСС.

Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием и особенностями автономного существования человека в природной среде, добровольное и вынужденная автономия.

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: ПК, проектор, компасы.

Руководство: учебник ОБЖ 10 класс, НВП – 1985г, Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации» Москва 2004г.

Задачи урока:

  1. Добровольная и вынужденная автономия.

  2. Способы ориентирования на местности и по компасу.

  3. Устройство ночлега, движение по маршруту.

  4. Международные коды спасения.

  5. Сигналы бедствия.

  6. Принятие решения о движении или стоянке на месте ЧС.

Ход урока:

I. Вступительная часть

  • Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.

  • Автономное существование человека в природных условиях может быть — 1. добровольным 2. вынужденным.

II. Основная часть

— объяснение нового материала:

Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

1. Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

2. Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Цели добровольной автономии.

Внимание! Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.

Задачи добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др. Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой.

Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.

  1. Ориентирование: по местным предметам и компасу. Слайдовое сопровождение.

Ориентированием называется умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта: Север (N), Юг (S), Восток (О), Запад (W). Ориентирование можно осуществлять по компасу, небесным светилам, звездам, окружающим предметам, местным признакам, топографическим картам.

Определение сторон горизонта по компасу. Слайд 1, 2

Наличие исправного компаса снимает практически все проблемы определения сторон горизонта. Метод его применения общеизвестен. Исправность компаса проверяется путем поднесения к стрелке металлического предмета и выведения стрелки из устойчивого равновесия. После удаления металлического предмета стрелка должна установиться в исходное положение. Если стрелка не устанавливается в исходное положение или долго не успокаивается, то такой компас использовать нельзя. В походном положении стрелка компаса должна быть заторможена.

Определение сторон горизонта по небесным светилам, по звездам, луне и солнцу. Сайды 3,4,5,6

В ясную солнечную погоду определить стороны горизонта можно по Солнцу. Около 7 ч утра Солнце бывает на востоке, в 13 ч — на юге, около 19 ч — на западе. При наличии часов стороны горизонта определяются следующим образом. Часовую стрелку необходимо направить на Солнце, при этом положении часов прямая, делящая угол между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате, укажет направление на юг. Часы должны показывать местное время.

В ночное время суток при отсутствии облаков и тумана стороны горизонта можно определить по положению Полярной звезды. Полярная звезда всегда находится на севере и выделяется среди звезд своей яркостью.

Чтобы отыскать на небе Полярную звезду, необходимо найти созвездие Большой Медведицы, которое представляет собой «ковш» из 7 ярких звезд. Если мысленно провести прямую линию через крайние звезды и отметить на ней пятикратное расстояние между звездами, в конце пятого отрезка будет находиться Полярная звезда.

Определение сторон горизонта по местным признакам. Слайд 8,9,10

Приближенно судить о расположении сторон горизонта можно по местным признакам. Кора отдельно стоящих деревьев покрыта мхом с северной стороны. Кора берез светлее, имеет меньше темных пятен и трещин с южной стороны. Весной снег быстрее тает с южной стороны. Муравейники и гнезда пчел расположены с южной стороны деревьев и камней. Весной караваны птиц летят с юга на север, а осенью в обратном направлении. Камни, скалы, деревянные, шиферные, черепичные крыши обычно покрываются мхом с северной стороны. На деревьях хвойных пород смола выделяется и накапливается больше с южной стороны. Ягоды и фрукты в период созревания приобретают окраску зрелости сначала с южной стороны.

В лесу определить стороны горизонта можно по лесоустроительным признакам (просекам, квартальным столбам). Просеки прорубаются в направлении с севера на юг и с запада на восток. В местах пересечения просек устанавливаются квартальные столбы, на которые наносятся цифры с указанием номера квартала. Грань между двумя наименьшими цифрами всегда ориентирована на север.

Надежным ориентиром в лесу являются зарубки на стволах деревьев. Они наносятся на высоте груди человека, с правой стороны от тропы (дороги). Наличие на дереве нескольких зарубок является свидетельством близости дороги или стоянки.

Направление сторон горизонта можно определить по расположению церковного алтаря. В православных церквах он всегда находится на восточной стороне, а в католических костелах — на западной стороне. Кресты на крышах ориентированы в направлении «север-юг». Приподнятый конец нижней перекладины ориентирован на север. Могилы ориентированы с запада на восток, при этом крест устанавливается с восточной стороны и ориентирован с севера на юг.

При ориентировании по местным признакам нельзя окончательно судить о расположении сторон горизонта по одному-двум наблюдениям. Выводы можно делать только после многократной проверки первоначальных результатов.

  1. Факторы выживания.

Первая группа, способствующая выживанию:

— состояние здоровья, морально-волевые качества и психофизиологическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

— уровень подготовленности человека к экстремальным условиям природной среды

— наличие средств (снаряжение, пища, вода, подручные материалы)

Вторая группа, препятствующая выживанию:

— неблагоприятные климатические условия

— хищная и ядовитая фауна и флора

— снижение физической и психологической активности, чувство одиночества, утомление, болезнь, получение какого-либо физического увечья

Первоочередные задачи в экстремальных и бедственных ситуациях при вынужденной автономии:

  1. Выбраться самим и помочь перебраться другим в безопасное место.

  2. Оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

  3. Покидая транспортное средство взять с собой имущество, которое может пригодится в автономном существовании.

  4. Сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождения.

  5. При необходимости соорудить укрытие.

Решение оставаться на месте аварии:

  1. Сигнал бедствия передан, местонахождение известно.

  2. Местонахождения точно не определено. Местность незнакомая и труднопроходимая.

  3. Большая часть людей не может передвигаться самостоятельно из-за полученных травм.

Решение об уходе с места аварии:

  1. Точно известно местонахождение и маршрут движения.

  2. Возникла непосредственная угроза жизни.

  3. Люди не могут быть обнаружены в данном месте, по каким либо причинам.

  4. В течение трех суток нет связи.

  1. Международные коды спасения. Сигналы спасения. Слайды 16,17,18

Шансы на выживание возрастают, если уметь подавать сигналы бедствия спасателям. Сигналы о спасении необходимо подавать пролетающему вертолету или низколетящему самолету.

III. Закрепление материала;

— При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?

— Какие способы ориентирования вы знаете?

— Как организовать ночлег?

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, попавший в вынужденную автономию в природной среде?

Выводы

1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.

2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.

3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.

IV. Домашнее задание:

Параграф 1.2

Тест по ОБЖ на тему «Автономное существование»

Тест по теме «Автономное существование человека в природе»

Вариант 1.

1. Автономное существование человека в природе — это:

а) ежедневные длительные прогулки по лесу;

б) самостоятельное независимое существование человека в природных условиях;

в) разновидность выездного туризма, путешествия в районах, значительно отдаленных от места жительства.

2. Запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью — это:

а) дальний туризм;

б) вынужденная автономия;

в) добровольная автономия.

3. Вынужденная автономия человека в природной среде характеризуется:

а) неожиданностью, неподготовленностью, отсутствием средств к существованию;

б) новой приключенческой обстановкой;

в) тщательной подготовкой к существованию в непривычной среде, наличием некоторых орудий для обеспечения жизнедеятельности.

4. К добровольной автономии человека в природе относится:

а) путешествие моряков на дрейфующем маленьком судне, унесенном ураганом в океан;

б) активный отдых на необитаемом острове;

в) вынужденная посадка испытательного самолета в пустыне.

5. Зима. Вы находитесь в походе. Вам захотелось пить. Что лучше использовать для получения питьевой воды: а) «молодой» лед; б) плотно слежавшийся снег; в) «старый» лед.

6. Основной фактор, приводящий к гибели людей, неожиданно оказавшихся в природной среде без средств существования — это:

а) дикие звери;

б) плохая погода;

в) паника.

7. Особенностью подготовки к добровольной автономии в природных условиях является:

А) изучение местности и подготовка необходимого снаряжения;

Б) личная физическая и психологическая подготовка человека к автономному пребыванию в природных условиях;

В) соответствие видов подготовки целям автономного существования.

8. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:

а) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств,

крупный лесной пожар;

б) несвоевременная регистрация туристическое группы перед выходом на маршрут,

отсутствие средств связи;

в) потеря части продуктов питания, потеря компаса.

9. Что из перечисленного не способствует выживанию?

а) наличие кровотечения

б) стрессоустойчивость

в) способность к импровизации

г) средний возраст

10.Укажи пять способов определения сторон света на местности

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Тест по теме «Автономное существование человека в природе»

Вариант 2.

1. Автономное существование человека в природе бывает:

а) добровольным и вынужденным;

б) добровольным и недобровольным;

в) благоприятным и неблагоприятным.

2. Ситуация, когда человек случайно оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям — это:

а) чрезвычайная ситуация;

б) экстремальная ситуация;

в) вынужденная автономия.

3. Добровольная автономия человека в природной среде характеризуется:

а) неожиданностью, неподготовленностью, отсутствием средств к существованию;

б) всесторонней подготовкой с учетом поставленной цели;

в) новой приключенческой обстановкой.

4. К вынужденной автономии относится:

а) установка мирового рекорда Ф.Конюховым, который пересек Атлантический океан на одиночной гребной лодке за 46 дней;

б) 60 дней пребывания А.Бомбара в Атлантическом океане в одиночку на надувной лодке в целях исследования человеческих возможностей;

в) продолжительный дрейф в океане четырех военнослужащих на барже, унесенной в море ураганом.

5. В условиях добровольной автономии в природной среде оказались:

а) два туриста, заблудившиеся в тайге;

б) два туриста, решившие в течение месяца пожить в тайге, чтобы испытать себя на выносливость;

в) два пассажира тихоокеанского лайнера, после аварии заброшенные волнами на необитаемый остров.

6. Основной фактор, приводящий к гибели людей, неожиданно оказавшихся в природной среде без средств существования — это:

а) голод;

б) холод;

в) страх.

7. В чём состоит главная задача при подготовке и проведении похода в условиях автономии?

а) в получении удовольствия;

б) в получении новых впечатлений и сведений;

в) в обеспечении безопасности;

г) в образовании новых связей и знакомств.

8. На решение какой главной задачи направлена деятельность человека при вынужденной

автономии?

а) На возвращение к людям и привычной жизни.

б) На получение новых острых ощущений.

в) На организацию активного отдыха на природе.

г) На достижение новых спортивных достижений в ориентировании на местности

9. Вам удалось выжать в авиакатастрофе. Перечислите факторы, которые повлияют на ваше решение о том, стоит ли остаться на месте аварии или покинуть его._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

10.Порядок действий в различных аварийных ситуациях в условиях природной среды не одинаков, и зависит от конкретной обстановки.

Из приведенных ниже случаев выберите те, в которых командир группы должен принять решение об уходе с места аварии:

а) группа не может быть обнаружена спасателями из-за окружающей ее густой растительности, в течении трех суток нет связи и помощи, возникла непосредственная угроза жизни людей; 

б) место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая; 

в) сигнал бедствия или сообщение о место происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции.

Тест по теме «Автономное существование человека в природе»

Вариант 3.

1. Автономное существование человека в природе – это:

А) существование человека в природных условиях с целью выполнения определённых задач за определённый промежуток времени;

Б) существование человека в природных условиях вследствие возникших обстоятельств;

В) независимое, самостоятельное существование человека в природных условиях.

2. Что помогает человеку приспособиться к условиям автономного существования?

А) ничего не помогает;

Б) умение расслабиться и дать волю чувствам и эмоциям;

В) умение управлять собой, своими мыслями и действиями;

Г) советы друзей.

3. В чём состоит главная задача при подготовке и проведении похода в условиях автономии?

А) в получении удовольствия;

Б) в получении новых впечатлений и сведений;

В) в обеспечении безопасности;

Г) в образовании новых связей и знакомств.

4. Каковы основные правила безопасного поведения человека на природе?

А) вести себя прилично;

Б) быть внимательным и осторожным;

В) на маршруте или привале не уходить от группы;

Г) никаких правил не существует.

5. Какие главные качества необходимы человеку, находящемуся в экстремальной ситуации?

А) все положительные качества личности;

Б) выдержка, самообладание, дисциплинированность;

В) хорошая физическая подготовка;

Г) стремление и умение выжить.

6. В условиях добровольной автономии оказался:

А) Путешественник, совершивший кругосветное путешествие в одиночестве на яхте;

Б) Моряк на небольшой лодке, унесенной в море ураганом;

В) военный летчик, вынужденный произвести посадку неисправного самолета в африканских джунглях.

7. Ответьте на вопрос: «Чем отличается деятельность человека в условиях добровольной автономии от деятельности в условиях вынужденной автономии____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Особенностью подготовки к добровольной автономии в природных условиях является:

А) изучение местности и подготовка необходимого снаряжения;

Б) личная физическая и психологическая подготовка человека к автономному пребыванию в природных условиях;

В) соответствие видов подготовки целям автономного существования.

9. Чем обеспечивается возможность участия в походах людей с разной подготовкой?

А) обеспечением надёжных мер безопасности и страховки во время походов;

Б) категориями сложности маршрутов походов;

В) рациональным распределением обязанностей между участниками похода.

  1. Руководитель похода обязан сообщить о маршруте туристической группы в поисково-спасательную службу (ПСС) для того, чтобы:

А) от ПСС был выделен представитель для сопровождения группы на маршруте;

Б) ПСС могла контролировать прохождение группой маршрута и в случае экстремальной ситуации или несвоевременного завершения маршрута оперативно оказать ей помощь;

В) ПСС могла контролировать прохождение группой населенных пунктов, отмеченных на маршруте;

Г) ПСС выделила группе рацию для связи при прохождении маршрута

Тест по теме «Автономное существование человека в природе»

Вариант 4.

  1. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:

а) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;

б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут, отсутствие средств связи;

в) потеря части продуктов питания, потеря компаса.

  1. Какая задача при подготовке и проведении туристического похода является главной:

а) выполнение целей и задач похода;

б) полное прохождение маршрута;

в) обеспечение безопасности.

  1. Если в походе во время прохождения маршрута вы отстали от группы, то:

а) необходимо сойти с трассы и остановиться на развилке тропы;

б) можно сойти с трассы, чтобы найти следы товарищей;

в) нельзя сходить с трассы, лыжни.

  1. Какого цвета должна быть верхняя одежда туриста:

а) однотонного цвета;

б) из камуфлированного материала;

в) яркая, демаскирующая.

5.Совершая переход через лес, вы почувствовали, что заблудились. Как вам действовать:

а) сразу же прекратить движение и попытаться сориентироваться с помощью компаса или природных признаков;

б) идти дальше, ускорив темп;

в) двигаться в обратном направлении.

6. В условиях вынужденной автономии оказался:

а) Д.Слокам, совершивший кругосветное путешествие в одиночестве на яхте;

б) врач А.Бомбар, переплывший с целью эксперимента на резиновой лодке Атлантический океан;

в) военный летчик, вынужденный произвести посадку неисправного самолета в африканских джунглях.

7.Передвигаясь с шестом по моховому болоту, вы провалились в «окно» — глубокую водяную яму, поверхность которой скрыта плавучими растениями и травой. Будете ли вы:

а) делать резкие движения, стараясь держаться на плаву;

б) опираясь на лежащий поперек шест, постараетесь принять горизонтальное положение и дотянуться до камыша, ветки, тростника.

8. Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при аварии транспортного средства в первую очередь?

а) не следует что-либо предпринимать до приезда спасателей;

б) перебраться в безопасное место. А также оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

в) покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;

г) Сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.

9.. При каких условиях принимается решение остаться на месте аварии?

а) местонахождение ближайшего населённого пункта примерно известно, расстояние до него не далеко.

б) место происшествия не определено, местность неизвестная и малопроходимая.

в) сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

г) Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм;

д) нет связи только в течении трёх суток.

10. Какие известны основные способы ориентирования на местности?

а) по памяти;

б) по растениям;

в) по небесным светилам;

г) По компасу;

д) по местным признакам.

План-конспект урока по ОБЖ (6 класс) на тему: Добровольная автономия человека в природной среде

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Белгорода»

конспект урока по теме:

«Добровольная автономия человека в природной среде»

6 класс

Коротенко С.В. преподаватель – организатор

МБОУ СОШ № 17 г. Белгорода

г. Белгород -2013 г.

Добровольная автономия — это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью.

Цели могут быть разными:

  1. активный отдых на природе,
  2. исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе,
  3.  спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели:

  1. изучение особенностей природной среды,
  2. подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное физическая и психологическая подготовка к предстоящий трудностям.

Наиболее доступным и распространенным видом добровольной автономии является активный туризм. Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий, несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение.

 Основная цель активного туризма — активный отдых в
природных условиях, восстановление и укрепление здоровья. Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности,  

Которые отличаются друг от друга продолжительностью, протяженностью и их технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах людей с разной подготовкой.

Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями:

  • продолжительность похода не менее 6 дней,
  • протяженность маршрута 130 км.
  • Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяженность не менее 300 км.

Добровольное автономное существование в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные. Рассмотрим реализовались эти цели, на конкретных примерах.

В октябре 1911 г. к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции — норвежская и британская цель экспедиций — впервые достичь Южного полюса.

Норвежскую экспедицию возглавлял Руаль Амундсен полярный путешественник и исследователь.

Во главе британской экспедиции стоял Роберт Скотт — морской офицер, капитан первого ранга, имевший опыт руководителя зимовки на арктическом берегу.

Руаль Амундсен исключительно умело организовал экспедицию и выбрал маршрут движения к Южному полюсу, верный расчет позволил отряду Амундсена избежать на своем пути  сильных морозов и затяжных метелей. Норвежцы достигли южного полюса 14 декабря 1911 г. и вернулись обратно. Поход был совершен в сжатые сроки, в соответствии с графиком движения, определенным Амундсеном, в пределах арктического лета.

Экспедиция Роберта Скотта достигла Южного полюса более чем на месяц позже — 17 января 1912 г. Маршрут движения к полюсу, выбранный Робертом Скоттом, был длиннее, чем у норвежской экспедиции, а погодные условия по маршруту — сложнее. На пути к полюсу и обратно отряду пришлось испытать сорокаградусные морозы и попасть в затяжную пургу. Основная группа Роберта Скотта, которая достигла Южного полюса, состояла из пяти человек. Все они погибли на обратном пути во время пурги, не дойдя до вспомогательного склада около 20 км Так победа одних и трагическая гибель других увековечили покорение Южного полюса человеком. Стойкость и мужество людей, идущих к намеченной цели, навсегда останутся примером для подражания

Ален Бомбар будучи практикующим врачом в приморской больнице был потрясен тем, что в море ежегодно гибнет десятки тысяч людей.

Он  был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добывать ее. Он рассуждал так:

  • все спасательные средства на кораблях (шлюпки, плоты) имеют набор лесок и других орудий для рыбной ловли.
  • В рыбе заключено почти все, в чем нуждается организм человека, даже пресная вода.
  • Пригодную для питья воду можно получить из сырой свежей рыбы, если пожевать ее или просто выдавить из нее лимфатическую жидкость.
  • Морская вода, употребляемая в небольшом количестве, может помочь человеку спасти организм от обезвоживания

Чтобы доказать правильность своих выводов, он в одиночку на надувной лодке, снабженной парусом, провел в Атлантическом океане 60 дней (с 24 августа по 23 октября 1952 г.), живя только за счет того, что он добывал в море.

Это была полная добровольная автономия человека в океане, проведенная с исследовательской целью. Ален Бомбар своим примером доказал, что человек может выжить в море используя то, что оно может дать, что человек многое способен вынести, если не потеряет силы воли, что он должен бороться за свою жизнь до последней возможности.

Ярким примером добровольной автономии человека в природной среде со спортивной целью может служи рекорд, который установил Федор Конюхов в 2002 г.: он пересек Атлантический океан на одиночной гребной лодке за  46 суток и 4 мин.

Прежний мировой рекорд пересечения Атлантики, принадлежавший французскому спортсмену Эммануилу Куанду, был улучшен более чем на 11 суток.

Гребной марафон Федор Конюхов начал 16 октября с острова Ла Гомера, входящего в группу Канарских островов а 1 декабря финишировал на острове Барбадос, входя I группу Малых Антильских островов.

К этому плаванию Федор Конюхов готовился очень долго, накапливая опыт экстремальных путешествий. (На его счету около сорока сухопутных, морских и океанских экспедиций и восхождений и 1000 сут. одиночного плавания. Он сумел покорить Северный и Южный географические полюсы Эверест — полюс высоты, мыс Горн — полюс яхтсменов-парусников.) Путешествие Федора Конюхова — это первый в истории России успешный гребной марафон по Атлантическому океану.

Вынужденная автономия человека в природной среде: практические советы

Современные люди привыкли к наличию удобств. Мало кто из них может представить себе ситуацию, когда приходится существовать без электричества, водопроводной воды и прочих благ цивилизации. Однако никто не застрахован от неожиданного поворота судьбы. Примером может выступить вынужденная автономия человека в природной среде.

Как меняется поведение человека?

Безусловно, внутреннее состояние человека и манера его поведения не могут остаться неизменными в таких обстоятельствах. Обычно он бывает не готов к ситуации, в которой оказался. Ему приходится мириться с тем фактом, что собственная жизнь напрямую зависит от его действий.

вынужденная автономия человека в природной среде

Вынужденная автономия человека в природной среде ставит перед ним основную задачу: найти выход к людям. Это невозможно до тех пор, пока он не приведет в порядок мысли. Сделать это не так просто. Непривычные обстоятельства становятся причиной паники и отсутствия возможности адекватно оценить ситуацию.

Если человек успокоится и твердо поверит в себя, ему удастся принять верное решение.

От чего зависит безопасность человека?

Следующие факторы оказывают на него влияние:

  • общий уровень подготовки для выживания в экстремальных условиях;
  • личностные качества;
  • физическое состояние;
  • способность к мобилизации своих умений и знаний.

Последний параметр очень важен, ведь человеку придется фактически выживать. Это значит, что он где-то должен находить еду и питье. На случай непогоды понадобится специальное укрытие. Чтобы построить его, нужна смекалка. Не помешает здесь и опыт, хотя бы минимальный.

Даже если стоит ясная погода, необходим ночлег. Для его обустройства следует максимально оценить обстановку. Определите, нет ли потенциальных источников опасности.

Вынужденная автономия человека в природной среде потребует от него умения ориентироваться на местности. Он должен понимать, куда следует двигаться, чтобы попасть к людям. На возможность выжить большое влияние оказывает умение подавать сигналы бедствия.

Даже если вы не знаете, где находитесь, правильно поданный сигнал о вашем местонахождении даст возможность другим людям обнаружить вас.

вынужденная автономия человека в природной среде примеры из жизни

Советы, как правильно себя вести

Вынужденная автономия человека в большинстве случаев заставляет его инстинктивно сохранять свои силы. Организм будто чувствует, что оказался в нелегкой ситуации. Он делает все возможное, чтобы уберечься от неблагоприятных факторов. Но, как бы там ни было, не помешают определенные советы тем, кто вынужден выживать.

Вы попали в экстремальные условия? В первую очередь успокойтесь! Взвесьте ситуацию. Определите факторы, представляющие наибольшую опасность. После этого подумайте, как можно избежать их.

По возможности определите, где вы находитесь сейчас. Примите решение, оставаться ли на месте в ожидании людей или двигаться им навстречу.

Вынужденная автономия человека в природной среде требует рационального распределения собственных сил. Это значит, что за тот или иной промежуток времени вам надо выполнять те или иные задачи. Они должны быть посильными. Помните, что переутомление является недопустимым.

Не забывайте повторять про себя, что паника не принесет ничего хорошего. Победите свой страх и держите под контролем эмоции.

вынужденная автономия человека

Дополнительные рекомендации

Что еще важно сделать, когда имеет место автономия человека в природной среде?
Если есть пострадавшие, окажите им первую медицинскую помощь.

В случае аварии транспортных средств вы можете покинуть их пределы. Но перед этим важно взять с собой любое имущество, необходимое для выживания.

Когда лучше остаться на месте происшествия?

  1. Если вам удалось связаться с аварийной радиостанцией и передать данные о случившемся.
  2. Вы оказались в труднопроходимой местности или на территории, с которой плохо знакомы.
  3. Определить расстояние до ближайшего населенного пункта нет возможности.
  4. Имеются серьезные травмы или болезни у вас или находящихся рядом людей.

Когда лучше уйти с места происшествия?

  1. Вы точно знаете, где поблизости живут люди. На то, чтобы добраться до них, потребуется минимум времени.
  2. Густая растительность окружает место, где вы находитесь. Из-за этого спасатели не смогут вас обнаружить.
  3. Помощь не поступает на протяжении 3 суток.

Обратите внимание! Уходя с места аварии, непременно надо оставлять за собой зарубки на деревьях и прочие опознавательные знаки.

автономия человека в природной среде

Выживание поневоле. Вынужденная автономия человека в природной среде: примеры из жизни

В 1960 году самоходная баржа, находившаяся у Курильских островов, попала в открытое море в результате урагана. На борту судна присутствовало 4 человека. Все они были военнослужащими. Погодные условия привели к выходу из строя радиосвязи. Двигатели прекратили работу.

Запасы продовольствия были минимальными. Они состояли из 2 ведер картошки и аварийного пакета продуктов, рассчитанного на 48 часов.

Люди искренне верили в то, что однажды их найдут и спасут. Эта вера помогла им продержаться довольно долго. Небольшой запас продуктов солдаты использовали очень экономно.

Наступил момент, когда провизия закончилась. Военнослужащие не растерялись. Они использовали для варки подметки ботинок и собственные кожаные ремни. После того как изделия становились мягкими, солдаты нарезали их на кусочки и съедали.

Как видите, условия могут быть довольно жестокими, когда имеет место вынужденная автономия человека в природной среде. Примеры из жизни свидетельствуют о том, что в экстремальной ситуации может оказаться каждый из нас. Если вы любите ходить в походы, всегда существует опасность отстать от собственной группы или же заблудиться.

Даже если вы являетесь типичным городским жителем, никто не гарантирует, что завтра вам не придется думать о выживании. Например, вы летите в другой населенный пункт на самолете. Если он потерпит крушение, то может упасть в отдаленных от жилых поселений местах. Это и есть настоящая изоляция. От того, как вы себя поведете, зависит ваша дальнейшая участь.

Подобных примеров в жизни много.

Добровольная и вынужденная автономия — В чем сходство и различие добровольной автономии человека в природной среде и вынужденной автономии — 3 ответа



Автор Волчица задал вопрос в разделе Школы

В чем сходство и различие добровольной автономии человека в природной среде и вынужденной автономии и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Автономное существование человека в природе — это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы. Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.
В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физи­ческими качествами, уметь действовать в различных природно-климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и дает окружающая природная среда.
Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а в условиях вынужденной — на возвращение в свою социальную среду, к лю­дям, привычному образу жизни.
Добровольная автономия — это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью. Цели могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельно пребывать в природных условиях, спортивные достижения и др.
Добровольной автономии человека в природных условиях всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим испытаниям.
Наиболее доступным и распространенным видом добровольной автономии является активный туризм.
Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь груз с собой, включая пишу и снаряжение. Основная цель этого вида туризма — активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.
Добровольное автономное существование человека в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные.
Таким образом, любая добровольная автономия человека в природе помогает ему развить в себе полезные духовные и физические качества, воспитывает волю в достижении поставленных целей, повышает его способность переносить различные жизненные испытания.
Еще про добровольную и вынужденную автономию:
Источник: Полностью:

Ответ от T44T44T erre[новичек]
Автономное существование человека в природе — это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизн

Ответ от Лана Утренняя[новичек]
Автономное существование человека в природе — это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизн

Ответ от Анжелика Хмиловская[активный]
=============================================================Активный отдых на природе, туризм, исследование человеческих возможностей самостоятельно пребывать в природных условиях, спортивные достижения и др.Так, в октябре 1911 г. к Южному полюсу

Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем сходство и различие добровольной автономии человека в природной среде и вынужденной автономии

Очень прошу
Афинская архэ, возникновение и структура.
По мнению древних авторов, Афинский морской союз —
подробнее…Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Вынужденная автономия человека в природной среде

Урок 19
Вынужденная автономия человека в природной среде

imageМожет случиться так, что человек неожиданно, помимо своей воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Это вынужденная автономия человека в природной среде.

Такая ситуация накладывает определённый отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встаёт задача, как выйти к людям. Для этого ему прежде необходимо поверить в себя и свои возможности, успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

imageБезопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. А знаний и умений потребуется немало. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении, подавать сигналы бедствия.

Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надёжно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.

Для этого прежде всего, попав в экстремальную ситуацию, заставьте себя успокоиться, оцените обстановку, определите наиболее опасные факторы и попытайтесь найти наиболее приемлемый путь выхода из создавшейся ситуации.

Постарайтесь примерно определить место своего вынужденного нахождения, оцените свои возможности с учётом условий, в которых вы оказались, и примите решение: или двигаться к людям, или ждать помощи, оставаясь на месте.

Приняв решение, приступайте к его выполнению. Рационально распределяйте свои силы, ставя себе посильные задачи на определённые промежутки времени.

При встрече в пути с неожиданными препятствиями не спешите, а постарайтесь найти наименее рискованный способ их преодоления.

imageПостоянно стремитесь не впадать в панику и побеждать в себе страх, контролировать свои эмоции и действия. Помните, что человек, умеющий сохранить самообладание, имеет больше шансов выйти из экстремальной ситуации.

В подтверждение сказанному рассмотрим два реальных примера.

imageВ ночь на 17 января 1960 г. во время урагана сорвало с тросов и унесло в океан самоходную баржу, стоявшую на якоре у одного из островов Курильской гряды. На барже было четверо военнослужащих Советской армии: младший сержант Асхат Зи- ганшин и рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов.

На барже вышла из строя радиостанция, остановились двигатели. Из продовольствия был только аварийный пакет с продуктами на двое суток и два ведра картофеля.

Солдаты знали и верили, что им придут на помощь, надо только продержаться. Они очень экономно расходовали продукты, а когда те кончились, начали варить кожаные ремни и подмётки ботинок, которые потом нарезали тонкими полосками и ели.

Вынужденная автономия в океане длилась 49 дней. Только 7 марта 1960 г. они были обнаружены и подобраны экипажем американского авианосца.

Это был уникальный по продолжительности и трудности условий дрейф в океане. Имея небольшой запас продовольствия, победив страх и панику, молодые солдаты продержались и выжили.

imageВоенный лётчик ВВС Российской Федерации полковник Дмитрий Петров, находясь в специальной командировке в Республике Конго (Центральная Африка), 4 июня 1993 г. выполнял плановый полёт на сверхзвуковом истребителе МиГ-21. В силу сложившихся обстоятельств ему пришлось произвести вынужденную посадку в африканских джунглях.

В создавшейся обстановке лётчик проявил мужество и уверенность, нашёл в себе силы и в течение пяти дней через африканские джунгли пробирался к людям. Он выжил и дошёл до людей.

(Его рассказ о том, как он в одиночку выбирался к людям)

imageПроверьте себя

■ При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?

■ Какие качества помогают человеку преодолевать трудности? Как можно развить в себе эти качества? Ответы коротко запишите в дневник безопасности.

■ Внимательно прочитайте рассказ Дмитрия Петрова о том, как выжить в экстремальной ситуации (см. Приложение 2). Ответьте на вопросы: если бы вы попали в подобную ситуацию, сумели бы вы победить обстоятельства?

imageПосле уроков

1. Запишите в дневник безопасности последовательность действий человека, попавшего в условия вынужденной автономии в природной среде.

2. Перечислите в дневнике безопасности качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде.

Приведите известные вам один-два примера поведения людей, попавших в экстремальные условия в природной среде. Дайте оценку их действий. При ответе можно использовать сеть Интернет и научно-популярную литературу. Подготовьте небольшое
сообщение.



image

Обзор политики США по автономии в системах вооружений 2012 г.

Введение

21 ноября 2012 года Министерство обороны США опубликовало свою первую государственную политику автономии в системах вооружений. Директива номер 3000.09 (Директива) устанавливает руководящие принципы для разработки и использования автономных и полуавтономных систем оружия Министерством обороны. [1] Директива также представляет собой первое политическое заявление любой страны по полностью автономному оружию, которое действительно еще не существуют, но будут предназначены для выбора и поражения целей без вмешательства человека.

Директива вышла через два дня после того, как Хьюман Райтс Вотч и Международная клиника прав человека Гарвардской школы права опубликовали свой доклад Утрата человечности: Дело против роботов-убийц. [2] В докладе содержится призыв к упреждающему запрету на разработку, производство и использование полностью автономного оружия на международном и национальном уровнях. [3]

Директива не устанавливает такой упреждающий запрет. Однако на период до десяти лет он позволяет Министерству обороны разрабатывать или использовать только полностью автономные системы, обеспечивающие несмертельную силу, если только официальные лица министерства не откажутся от политики на высоком уровне.Важно отметить, что Директива также признает некоторые опасности для гражданских лиц, связанные с полностью автономным оружием, и необходимость запретов или контроля, включая основное требование о том, чтобы человек был «в курсе», когда принимаются решения о применении смертоносной силы. Директива фактически представляет собой мораторий на полностью автономное оружие с возможностью некоторых отказов. Он также устанавливает руководящие принципы для других типов автономных и полуавтономных систем.

Несмотря на то, что Директива является позитивным шагом, она не решает моральных, юридических и практических проблем, связанных с потенциальным развитием полностью автономных систем.Как уже отмечалось, первоначально он действителен на срок от пяти до десяти лет и может быть отменен высокопоставленными должностными лицами Пентагона. Он устанавливает требования к тестированию, которые могут быть невыполнимыми, не учитывают все технологические проблемы и использует неоднозначные термины. Это также позволяет передавать полностью автономные системы другим странам и не распространяется на другие части правительства США, такие как Центральное разведывательное управление (ЦРУ). Наконец, в нем излагается политика добровольного самоограничения, которая может оказаться неприемлемой, если другие страны начнут развертывать полностью автономные системы вооружений, и Соединенные Штаты почувствуют давление, чтобы последовать их примеру.

Принятие Директивы отражает тот факт, что Соединенные Штаты обращаются к все более автономным системам вооружений, и подчеркивает необходимость проведения границ между различными системами. В то же время, разработка Министерством обороны некоторых опасностей полностью автономного оружия и его заявленное намерение не преследовать их в ближайшем будущем являются важными событиями, которые другие страны должны принять к сведению. Human Rights Watch и IHRC считают, что эта политика должна заложить основу для принятия Соединенными Штатами постоянного, всеобъемлющего упреждающего запрета на полностью автономное оружие в ближайшие годы.Конечной целью должен быть юридически обязательный глобальный запрет, чтобы все страны соблюдали одни и те же ограничения и избегали гонки роботизированных вооружений.

Терминология

Директива Министерства обороны и Losing Humanity используют разные термины для описания связанных технологий. Как и во многих других источниках, Losing Humanity называет систему, которая требует человеческой команды для выбора целей и доставки силы, такую ​​как современные вооруженные беспилотники, «оружием человека в контуре».В Директиве используется термин «полуавтономная система вооружения» для описания самого нижнего уровня автономных систем, которые она охватывает: системы оружия, которые поражают определенные цели или типы целей, выбранные человеком-оператором. Потеря человечности описывает как «оружие человека в петле» систему, которая может выбирать цели и доставлять силы под контролем человека-оператора, который имеет право вмешиваться и прекращать боевые действия, в то время как аналог Директивы — «человек -управляемая автономная система вооружения. Losing Humanity называет систему, которая способна выбирать цели и доставлять силы без какого-либо человеческого участия или взаимодействия, «оружием, не имеющим отношения к человеку», а Директива называет ее «автономной системой оружия, ”Хотя последний термин Директивы также включает автономные системы вооружения, контролируемые человеком. Для облегчения обсуждения в отчете Human Rights Watch и IHRC, а также в этом информационном документе используется термин «полностью автономное оружие» для обозначения как оружия, не имеющего отношения к человеку, так и оружия, на вооружении которого технически присутствует человек. петли, но фактически вне цикла, потому что человеческий контроль настолько ограничен.

В то время как Losing Humanity концентрируется на полностью автономном оружии, Директива Министерства обороны занимается вопросами политики, относящимися к системам оружия разного уровня автономии. Частично это применимо к существующему полуавтономному (то есть, управляемому человеком) оружию, такому как дроны. Однако в этом информационном документе основное внимание будет уделено политике Директивы в отношении полностью автономных систем оружия.

Положительные элементы

Директива Министерства обороны с самого начала признает, что полностью автономное оружие может представлять опасность для гражданского населения во многих отношениях.В разделе 1 (b) признается, что сбои могут произойти и привести к «непреднамеренным действиям». Непреднамеренное столкновение определяется как «[т] применение силы, приводящее к повреждению людей или объектов, которые люди-операторы не намеревались стать целями военных операций США». С гуманитарной точки зрения, наиболее значительный тип ущерба — это «неприемлемые уровни сопутствующего ущерба, выходящие за рамки тех, которые соответствуют законам войны, ПВБ [правилам ведения боевых действий] и намерениям командира», другими словами, телесные повреждения или смерть гражданского населения и нанесение ущерба гражданские объекты.

При описании своей цели Директива подчеркивает необходимость контроля над этим оружием, в частности, как указано в разделе 1 (b), необходимость установления руководящих принципов для «минимизации вероятности и последствий отказов». Изложенные в нем руководящие принципы охватывают широкий спектр деятельности, включая разработку, тестирование, юридическую экспертизу, международные продажи и передачи, а также использование.

В ключевом политическом заявлении Директива запрещает использование смертоносной силы полностью автономными системами, хотя и в течение ограниченного периода времени и с возможностью отказа.Раздел 4 (c) (3) ограничивает эти системы оружия применением несмертельной, не кинетической силы и заявляет, что такая сила может использоваться только против материальных целей. Запрет на применение смертоносной силы полностью автономными системами соответствует запрету, к которому призывают Human Rights Watch и IHRC. Если такой запрет будет постоянным и всеобъемлющим, он не только напрямую защитит гражданское население от угрозы этого оружия, но и поможет предотвратить гонку вооружений между высокотехнологичными вооруженными силами, которая может увеличить потенциальный гуманитарный ущерб.

Директива устанавливает другой уровень регулирования для автономных систем оружия, контролируемых человеком. Раздел 4 (c) (2) ограничивает использование этих систем «локальной защитой для перехвата попыток критических по времени атак или атак с насыщением» и исключает выбор людей в качестве целей. При таком использовании автономные системы вооружения, контролируемые человеком, сравнимы с тем, что Losing Humanity описывает как системы защиты от автоматического оружия: обе предназначены для защиты от материальных целей.В отчете автоматические системы защиты оружия определяются как системы, «предназначенные для обнаружения приближающегося боеприпаса, такого как ракета или ракета, и автоматического реагирования для нейтрализации угрозы» [4]. Примеры включают американскую систему оружия ближнего боя MK 15 Phalanx ( CIWS) и противоракетную, артиллерийскую и минометную систему (C-RAM), а также Израильский железный купол.

Низкий уровень регулирования Министерства обороны в отношении автономного оружия, контролируемого человеком, соответствует позиции Human Rights Watch и IHRC, которые не предполагают, что они подпадают под это определение и, следовательно, запрещают полностью автономное оружие.Автоматические системы защиты оружия лучше классифицировать как автоматические, чем автономные, потому что они выполняют только «заранее запрограммированную последовательность операций или движений в структурированной среде» [5]. В результате они, похоже, не вызывают таких проблем, как полностью автономное оружие, которым труднее управлять, потому что оно действует более свободно и в более неструктурированной среде.

Отказы

Эффективность ограничений Директивы на разработку и использование полностью автономного оружия снижена двумя положениями об отказе от прав.Раздел 4 (d) создает исключение из правил Директивы. В нем говорится, что «[] обычные или полуавтономные системы оружия, предназначенные для использования таким образом, который выходит за рамки политики в подпунктах 4.c. (1) — 4.c. (3)» должны быть одобрены двумя в соответствии с министрами обороны и председателем Объединенного комитета начальников штабов «перед официальной разработкой и снова перед выставлением на место». Хотя для отмены правила по умолчанию требуется одобрение на высоком уровне, это положение представляет собой отказ от запрета на использование смертоносной силы полностью автономными системами.

В Директиве есть лазейка внутри этой лазейки. В Приложении 3 изложен список требований, которым необходимо следовать, если предоставляется указанная выше волна. Однако от многих из этих требований к тестированию и обучению можно отказаться в соответствии с разделом 2 этого приложения, в котором говорится, что заместители министра обороны по вопросам политики и приобретения, технологии и материально-технического обеспечения «могут запросить отказ заместителя министра обороны… в случаях срочная военно-оперативная необходимость ». В этой ситуации разработка и постановка на вооружение полностью автономного оружия могут продолжаться без определенных гарантий испытаний и проектирования.Только юридическая проверка останется обязательной. В Директиве также не дается определение «срочной военно-оперативной необходимости» — фразы, которая может быть интерпретирована широко. Эти лазейки открывают двери для разработки и использования полностью автономного оружия, которое может применять смертоносную силу и, таким образом, может представлять опасность для гражданских лиц в вооруженном конфликте.

Тестирование

Как обсуждалось выше, Директива устанавливает требования, такие как испытания, которые должны быть выполнены до предоставления отказа в отношении разработки или использования полностью автономного оружия, доставляющего смертоносную силу.По мнению некоторых экспертов, эффективное тестирование является важным и хорошо продуманным предварительным условием, но его реализация может оказаться очень сложной задачей. Приложение 3 требует тестирования «в реальных условиях, включая возможные действия противника». В другом месте Директивы говорится, что испытания должны «гарантировать, что автономные и полуавтономные системы оружия: (a) Функционируют в соответствии с ожиданиями в реалистичных условиях эксплуатации против адаптивных противников». Воссоздать реалистичную операционную среду сложно, и проблема усугубляется ожидаемым присутствием адаптивных противников.Изменение поведения в ответ на действия противника или другие условия — особенно распространенное поведение в современной войне, и его трудно предсказать. Таким образом, было бы очень сложно, если не невозможно, доказать путем испытаний до разработки или использования, что полностью автономное оружие будет защищать гражданское население в соответствии с законами войны при любых обстоятельствах.

Технические проблемы

Сама Директива подчеркивает ряд слабых мест полностью автономного оружия.Его глоссарий содержит обширный список возможных причин отказов в этом и другом автономном оружии: ошибка человека, сбои взаимодействия человека с машиной, сбои, ухудшение связи, ошибки кодирования программного обеспечения, кибератаки противника или проникновение в производственную цепочку поставок, глушение и т. Д. спуфинг, приманки, другие меры противодействия или действия противника, или непредвиденные ситуации на поле боя.

Неявно отмечая дальнейшие потенциальные риски, Директива обсуждает необходимость обеспечения того, чтобы системы вооружений:

  • «Действовать в соответствии с ожиданиями в реалистичных операционных средах против адаптивных противников»;
  • способны «завершить боевые действия в сроки, соответствующие намерениям командира и оператора, и, если не могут этого сделать, прекратить боевые действия или запросить дополнительную помощь оператора, прежде чем продолжить бой»; и
  • «Свести к минимуму сбои, которые могут привести к непреднамеренному взаимодействию или потере контроля над системой неавторизованными сторонами.”

Эти списки не являются недостатком самой Директивы, но служат напоминанием об опасностях полностью автономного оружия.

Есть дополнительные технологические проблемы, которые Директива не решает. Например, в то время как полностью автономное оружие в соответствии с Директивой будет ограничено атакой целей, направленных против материальных средств, взаимодействие роботов с роботами по своей природе непредсказуемо и может нанести непредвиденный ущерб гражданскому населению [6].

Неопределенность

В двух ключевых местах двусмысленность противоречит ясности Директивы.Раздел 4 (а) Директивы требует, чтобы системы вооружения, в том числе полностью автономные, «проектировались таким образом, чтобы позволить командирам и операторам проявлять надлежащий уровень человеческого суждения при применении силы». Эта формулировка повторяется в Приложении 3, которое, как обсуждалось выше, устанавливает руководящие принципы для разработки и применения оружия, которое не входит в стандартные правила политики. Этот язык мудро признает ценность человеческого суждения, которое необходимо для проведения различия между солдатом и гражданским лицом в соответствии с международным гуманитарным правом.Однако неясно, каков «надлежащий уровень» такого суждения. Например, могло ли управление дюжиной постоянно действующих систем вооружения одним оператором соответствовать этому стандарту? Хьюман Райтс Вотч и IHRC признают сложность на данном этапе конкретного определения «подходящего» уровня человеческого суждения, но это будет важно для Министерства обороны, если оно будет стремиться к еще большей автономии в своих системах вооружений.

Распространение

Директива делает возможным распространение полностью автономного оружия, которое может представлять дополнительные гуманитарные риски.Раздел 4 (е) Директивы разрешает «международные продажи и передачи». Передача должна быть «одобрена в соответствии с существующими требованиями и процедурами в области технологической безопасности и раскрытия информации за рубежом», но как только это оружие покинет страну, Соединенные Штаты утратят исключительный контроль над ним. Если бы был предоставлен отказ от права на разработку и использование полностью автономного оружия, доставляющего смертоносную силу, Соединенные Штаты также могли бы экспортировать его. Оказавшись в обращении, такое оружие может попасть в руки злоумышленников либо в результате прямого приобретения, либо в результате реинжиниринга технологий, к которым эти субъекты получили доступ посредством торговли или захвата.Тогда жестокие лидеры могли бы использовать полностью автономное оружие в качестве средства подавления, не опасаясь мятежа, вызванного просьбой солдат-людей стрелять в своих людей.

Срок годности

Сила запрета Директивы на использование полностью автономного оружия для нанесения смертоносной силы в долгосрочной перспективе подрывается временным характером этой политики. Раздел 7 гласит, что Директива «[m] должна быть переиздана, отменена или удостоверена действующей в течение 5 лет после ее публикации» или истекает 21 ноября 2022 г. (через 10 лет после ее вступления в силу).Министерство обороны может не захотеть продлевать полис в течение пятилетнего периода или заменять его чем-то эквивалентным по истечении срока его действия. Соединенные Штаты могут разработать новую технологию в соответствии с описанным выше отказом, который проложит путь к разработке и производству полностью автономного оружия, способного создавать смертоносную силу, и, вложив средства в эту технологию, Соединенным Штатам может быть трудно отказаться от этого. Кроме того, другие страны, не применяющие аналогичные добровольные ограничения, могут ускориться в попытках развернуть полностью автономные системы вооружений, заставляя американских чиновников полагать, что у них нет другого выбора, кроме как их развернуть.Известно, что другие государства, такие как Китай и Россия, уже инвестируют в беспилотные системы. [7]

По самой своей природе директива, подобная этой, не может гарантировать долгосрочную защиту гражданских лиц от угрозы полностью автономного оружия. На это мог надеяться только международный режим, обязательный для всех стран.

Применяемость

Наконец, хотя директива Министерства обороны может по определению применяться только к оборонным и военным организациям, это ограничение оставляет возможность неограниченной разработки, производства и использования другими агентствами.В пункте 2 (а) (2) указано, что Директива применима только к Канцелярии министра обороны, Военным департаментам, Канцелярии председателя Объединенного комитета начальников штабов и Объединенного штаба, боевым командованиям, Канцелярии генерального инспектора министерства обороны, министерств обороны, полевых операций министерства обороны и всех других организационных единиц министерства обороны. В этот список, в частности, не входит Центральное разведывательное управление (ЦРУ).ЦРУ играло активную роль в использовании дронов, и его удары вызывали споры из-за отсутствия прозрачности в отношении правил ведения боевых действий и его ответственности за жертвы среди гражданского населения. [8] Неясно, могло ли ЦРУ финансировать развитие. и производство полностью автономного оружия. Однако если бы это было возможно, могли бы возникнуть те же опасения по поводу прозрачности и подотчетности. Таким образом, Директива должна быть только первым шагом на пути к более широкой политике правительства США.

Вывод

Директива Министерства обороны об автономии в системах вооружений содержит несколько положительных элементов, которые могут иметь гуманитарные преимущества.Он устанавливает, что полностью автономное оружие является важной и неотложной проблемой, вызывающей серьезную озабоченность США, а также других стран. Это ясно дает понять, что полностью автономное оружие может представлять серьезную опасность и требует ограничений или запретов. Однако он действителен только в течение ограниченного периода времени от пяти до десяти лет и содержит ряд положений, которые могут значительно ослабить его предполагаемый эффект. Ограничения Директивы в отношении разработки и использования могут быть отменены при определенных обстоятельствах.Кроме того, в Директиве подчеркиваются проблемы разработки адекватных испытаний и технологий, она допускает определенную двусмысленность, открывает двери для распространения и применяется только к Министерству обороны.

Human Rights Watch и IHRC призывают Соединенные Штаты усилить свою национальную политику и категорически запретить разработку, производство и использование полностью автономного оружия. Они также призывают его привести другие государства к созданию юридически обязательного международного документа, который установит полный запрет.



[3] Запрет на разработку полностью автономного оружия не будет означать запрет на разработку всей полностью автономной робототехники или всего автономного оружия.

[4] Хьюман Райтс Вотч и Международная правозащитная клиника, Losing Humanity , p. 9.

[6] Ноэль Шарки, «Бездумных роботов-убийц Америки необходимо остановить», The Guardian , 3 декабря 2012 г., http://www.guardian.co.uk/commentisfree/2012/dec/03/mindless-killer -robots (по состоянию на 4 марта 2013 г.).Шарки — профессор искусственного интеллекта и робототехники в Университете Шеффилда. Шарки также отмечает, что недостатки, признанные в определении Директивы, в значительной степени находятся вне контроля разработчиков и, таким образом, «показывают слабость всего предприятия».

[7] Human Rights Watch и IHRC, Losing Humanity , p. 7, п. 14.

,

магистра в области исследований беженцев и вынужденной миграции — Центр исследований беженцев

Степень магистра предлагает интеллектуально требовательный, междисциплинарный путь к пониманию вынужденной миграции в контексте конфликтов, репрессий, стихийных бедствий, изменения окружающей среды и разработки политики в области развития. Он рассматривает принудительную миграцию в исторической, глобальной и человеческой перспективе и поощряет осознанное размышление о международных и национальных ответах как на трансграничное, так и на внутреннее перемещение.

Цели

Степень магистра направлена ​​на то, чтобы помочь вам развить:

  • Понимание сложной и разнообразной природы вынужденной миграции и беженцев; их центральной роли в глобальных, региональных и национальных процессах политических, социальных и экономических изменений; а также о потребностях и чаяниях самих насильственно перемещенных лиц
  • Широкое понимание литературы о вынужденной миграции и беженцах
  • Лучшее понимание различных исследовательских методологий и подходов, имеющих отношение
    к исследованиям беженцев и вынужденной миграции
  • Оригинальное мышление, уникальные исследовательские навыки и надежные инструменты оценки
  • Понимание вклада различных дисциплин социальных наук в изучение беженцев и вынужденной миграции

Структура

Магистр в области исследований беженцев и вынужденной миграции позволяет вам изучать принудительную миграцию с помощью лекций, занятий, семинаров, а также индивидуальных и небольших групповых занятий.В течение учебного года студенты пишут диссертацию, сдают курсовую работу и сдают три официальных письменных экзамена.

Пожалуйста, обратитесь к веб-странице курса на веб-сайте Департамента международного развития для получения полной информации о структуре степени, включая последнюю версию Руководства по курсу.

Запросы на получение степени магистра следует направлять администратору аспирантов: [email protected]

Я любил проводить время в Оксфорде.Я думаю, это не похоже ни на одно другое место в мире … Приехать сюда, где вы так легко связаны со многими громкими именами и иметь так много людей, которые действительно находятся на вершине своей игры, — это особенное.

— Келли О’Коннор, студентка магистратуры, 2012–2013 гг.

Я был очень привязан к RSC, потому что они находятся на вершине своей области, формируя новейшие дебаты. Я действительно хотел быть в центре этих дебатов.

— Хелен Люнг, магистр, 2014–2015 гг.

,

Что такое принудительный труд, современное рабство и торговля людьми (принудительный труд, современное рабство и торговля людьми)

Что такое принудительный труд?

Под принудительным трудом можно понимать работу, которая выполняется принудительно, и под угрозой какого-либо штрафа . Это относится к ситуациям, в которых людей принуждают к работе с помощью насилия или запугивания или с помощью более изощренных средств, таких как манипулирование долгами, сохранение документов, удостоверяющих личность, или угроза денонсации иммиграционным властям.

Определение принудительного труда

Согласно Конвенции МОТ о принудительном труде 1930 года (№ 29), принудительный или обязательный труд — это:

«вся работа или служба, требующаяся от любого лица под угрозой наказания. и за которые это лицо не предлагало себя добровольно «.

Протокол о принудительном труде (статья 1 (3)) прямо подтверждает это определение.

Это определение состоит из трех элементов:

  1. Работа или услуга относится ко всем видам работы, выполняемой в любом виде деятельности, отрасли или секторе, в том числе в неформальной экономике.
  2. Угроза любого наказания относится к широкому диапазону наказаний, используемых для принуждения кого-либо к работе.
  3. Недобровольность: Термины «добровольно» относятся к свободному и осознанному согласию работника принять работу и его / ее свободе уйти в любое время. Это не тот случай, например, когда работодатель или рекрутер дает ложные обещания, чтобы работник устроился на работу, которую он или она иначе не принял бы.

Исключения из определения «принудительный труд»

Статья 2 (2) Конвенции №29 описывает пять ситуаций, которые составляют исключений из определения «принудительный труд» при определенных условиях (см. Общий обзор принудительного труда, Комитет экспертов МОТ, 2007):

  • Обязательная военная служба.
  • Обычные гражданские обязанности.
  • Тюремный труд (при определенных условиях).
  • Работа в аварийных ситуациях (например, война, стихийное бедствие или угроза стихийного бедствия, например, пожар, наводнение, голод, землетрясение).
  • Мелкие коммунальные услуги (в пределах общины).

Принудительный труд, введенный государственными органами

Конвенция № 105 об отмене принудительного труда, принятая МОТ в 1957 году, в первую очередь касается принудительного труда, введенного государственными органами. В нем конкретно запрещается использование принудительного труда:

  • в качестве наказания за выражение политических взглядов,
  • в целях экономического развития,
  • в качестве средства трудовой дисциплины,
  • в качестве наказания за участие в забастовках,
  • как средство расовой, религиозной или иной дискриминации.

Сфера применения инструментов МОТ о принудительном труде

Обе конвенции о принудительном труде ратифицированы почти повсеместно, что означает, что почти все страны юридически обязаны соблюдать их положения и регулярно сообщать о них органам МОТ по надзору за соблюдением стандартов. Не подвергаться принудительному труду является фундаментальным правом человека: все государства-члены МОТ должны соблюдать принцип искоренения принудительного труда независимо от ратификации.

В июне 2014 года правительства, работодатели и работники на Международной конференции труда (ILC) МОТ решили придать новый импульс глобальной борьбе с принудительным трудом, включая торговлю людьми и сходную с рабством практику.

Они подавляющим большинством проголосовали за принятие Протокола 2014 года к Конвенции о принудительном труде 1930 года и Рекомендации 2014 года о принудительном труде (дополнительные меры) (№ 203), которые дополняют Конвенцию 1930 года о принудительном труде (№ 29) и дополняют существующие международные инструменты, содержащие конкретные рекомендации по эффективным мерам, которые необходимо принять в отношении предотвращения, защиты и средств правовой защиты для ликвидации всех форм принудительного труда.

Реальность принудительного труда, торговли людьми и современного рабства

Принудительный труд может навязываться взрослым и детям государственными органами, частными предприятиями или отдельными лицами.Это наблюдается во всех видах экономической деятельности, таких как домашний труд, строительство, сельское хозяйство, производство, сексуальная эксплуатация, принуждение к попрошайничеству и т. Д. И во всех странах.

Определение принудительного труда включает:

«традиционные практики принудительного труда, такие как пережитки рабства или сходные с рабством практики, а также различные формы долговой кабалы, а также новые формы принудительного труда, которые появились в последнее время. десятилетия, например, торговля людьми ». 1 также называют «современным рабством», чтобы пролить свет на условия труда и жизни, противоречащие человеческому достоинству.

Принудительный труд отличается от нестандартных или эксплуататорских условий труда. Для определения того, когда ситуация сводится к принудительному труду, могут использоваться различные индикаторы, такие как ограничение свободы передвижения работников, удержание заработной платы или документов, удостоверяющих личность, физическое или сексуальное насилие, угрозы и запугивание или мошеннические долги, от которых работники не могут сбежать.

Привлечение к принудительному труду является не только серьезным нарушением основных прав человека и трудовых прав, но и уголовным преступлением.


1 МОТ, Общий обзор основных конвенций, касающихся прав в сфере труда в свете Декларации МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации , Отчет Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, 2012 г., Международная конференция труда .101 / III / 1B, п. 272..

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о