Что такое додзе: Додзё — это… Что такое Додзё?

Содержание

Додзё — это… Что такое Додзё?

Додзё (яп. 道場 до:дзё:?, «место, где ищут путь») — изначально это место для медитаций и других духовных практик в японском буддизме и синтоизме. Позже, с одухотворением японских боевых искусств будзюцу и превращением их в будо, этот термин стал употребляться и для обозначения места, где проходят тренировки, соревнования и аттестации в японских боевых искусствах, таких, как айкидо, дзюдо, дзю-дзютсу, кэндо, каратэ и т. д.

Однако есть и другие определения додзё[1]:

  • Место под священным деревом Бодхи, где, на 49-й день медитации, Будда Гаутама Шакьямуни достиг духовного просветления.
  • Место, где буддистские монахи практикуют буддизм; например, храм.
  • Место, где группа людей пребывает преимущественно для того, чтобы дисциплинировать себя.

Таким образом, додзё — это место, где мы дисциплинируем и совершенствуем себя, чтобы стать лучше.

…слово додзё, «место просветления», произошло от санскритского bodhimanda, что значит «место превращения личного сознания в безличное».

— профессор Таитетсу Унно, предисловие к книге «Дух айкидо. Киссёмару Уэсиба».

Этикет додзё

  • В додзё нельзя входить в обуви. При входе и выходе делается церемониальный поклон рэй.
  • В додзё запрещено шуметь, заниматься непотребством, вести суетное времяпрепровождение.

То, что нельзя делать в додзё[2]

  • Не делать поклон, входя в додзё или выходя из него.
  • Носить верхнюю одежду (пальто, куртка, т.д.) в додзё.
  • Носить шапку, шляпу, кепку и т. д. в додзё.
  • Сидеть с вытянутыми ногами.
  • Сидеть с поднятыми коленями либо одним коленом.
  • Лежать на полу.
  • Есть и пить в додзё (кроме особых ситуаций)

В додзё обычно напротив татами находится святыня школы и\или изображение основателя школы, которым в начале и в конце мероприятий производится поклон. Во всех школах принят этикет додзё, который регулирует поведение в стенах школы, нарушение которого карается вплоть до разжалования и изгнания из школы. На данный момент из-за распространения боевых искусств придерживаются значительно упрощённой модели этикета додзё.

Этикет додзё

Додзё кун
Кёкусинкай
  1. Ученики кланяются и произносят Осcу при входе в здание школы и тренировочный зал додзё. При входе в додзё ученики должны поклониться и произнести Осc в направлении Синзен, поклониться и произнести Осс в направлении учеников, уже находящихся в помещении.
  2. Ученики должны на тренировке работать в полную силу. Опоздавшие к началу тренировки должны поклониться и произнести Осс в направлении центра зала и сесть в положение Сейза лицом к стене, противоположной Синзен, с закрытими глазами и опущенной головой. Опоздавшие должны сидеть до тех пор, пока их не пригласят присоединиться к группе. После приглашения опоздавшие, находясь в положении Сейза, должны поклониться и произнести
    сицурэй симасу
    (яп. 失礼します?, прошу прощения за беспокойство). Затем опоздавшие должны встать в конец группы, стараясь не проходить перед группой, особенно перед старшими.
  3. Ученики должны содержать себя и свою форму (доги, накладки, перчатки, раковину и др.) в чистом, аккуратном состоянии. Разрешается надевать на тренировку только чистое белое доги. Официальные эмблемы Кёкусинкай карате следует укреплять на левой стороне груди доги. Все порванные места должны быть аккуратно зашиты. Постоянно неопрятная и неотремонтированная форма показывает небрежное и неуважительное отношение ученика к своим товарищам по группе и к додзё.
  4. Не разрешается без команды поправлять доги в процессе тренировки. Если же возникла необходимость поправить форму во время тренировки, нужно сделать это быстро и без суеты, повернувшись спиной к Синзен.
  5. Всем ученикам более высокого спортивного уровня, а также старшим по возрасту, должно оказываться соответствующее уважение. Все ученики должны встать и произнести
    Осc
    при появлении старшего по положению.
  6. Обращаясь к старшему ученику или инструктору или приветствуя их, ученик должен произнести Осc и поклониться. То же самое нужно сделать и после окончания беседы или обращения. Данный ритуал должен соблюдаться также и за пределами додзё, поскольку ученики всегда должны уважать старших. Если Вам неизвестно положение или спортивный уровень Вашего собеседника, необходимо всегда обращаться к нему как к старшему.
  7. При пожатии рук друг другу используйте две руки, показывая доверие и скромность и произносите Осc. Подобный ритуал соблюдается и за пределами Додзё, особенно по отношению к старшим по положению.
  8. На тренировке ученики должны работать в полную силу, немедленно реагируя на команды инструктора или старшего по уровню, громко произнося Осc. Медленное или безразличное реагирование считается невежливым.
  9. В процессе тренировки ученики должны полностью сосредотачиваться на выполнении техники или других заданий инструктора и не отвлекаться на посторонние темы, оказывать глубочайшее уважение и доброжелательное отношение к инструктору и к своим товарищам по Додзё. Никогда не занимайтесь Кёкусинкай карате без серьёзного отношения, которого карате заслуживает.
  10. В процессе тренировки ученикам временами разрешается по команде «расслабиться сидя» принять «турецкую позу» Анза. В это время расслабления ученики должны сидеть спокойно и не отвлекаться на разговоры или другие посторонние действия.
  11. Ученики не имеют права выходить из зала без разрешения. Если возникла срочная необходимость покинуть зал, сделайте это как положено и по возвращении объясните инструктору причину своего выхода из зала.
  12. Для предотвращения возможных травм ученики не должны носить на тренировке украшения, часы или другие острые предметы. Разрешено находиться на тренировке в очках, предписанных врачом, но во время вольного боя очки необходимо снять или заменить контактными линзами. Рекомендуется также использование накладок на голень, накладок на кисти рук, нагрудники для девушек и паховые раковины для учеников мужского пола.
  13. Традиционно, тренировочный зал является почитаемым местом, поэтому ученики не должны находиться в зале в головных уборах, уличной обуви, а также употреблять грубые и нецензурные выражения. В зале не разрешается жевать жвачку, принимать пищу или напитки. Курение запрещено на всей территории Додзё.
  14. Все ученики убирают зал после тренировки. Ученики должны заботиться о тренировочном зале как об особом и уважаемом месте.
  15. Ученики должны уважать дух товарищества в додзё и не наносить вред образу Кёкусинкай карате неспортивным и неблаговидным поведением, а также не проявлять враждебного отношения к оппоненту в процессе вольного боя, когда возможность травмы значительно увеличивается.
  16. Все члены Додзё должны воздерживаться от сплетен, пренебрежительных и унижающих замечаний о других школах и стилях боевых искусств.
  17. Ученики, желающие участвовать в соревнованиях и чемпионатах, до подачи заявки должны проконсультироваться с Сэнсеем.
  18. Ученики, желающие посетить другие школы Кёкусинкай, должны сначала спросить разрешения у сэнсея. Ученики, желающие тренироваться в филиале школы Кёкусинкай карате, должны иметь действующую карточку члена Международной организации Кёкусинкай и получить письмо-рекомендацию от сэнсея. Находясь в филиале, ученик должен выражать соответствующее уважение, доброжелательность и скромность по отношению к ученикам и инструкторам.
  19. Все ученики должны достойно вести себя внутри и вне додзё чтобы достойно представлять Международную Организацию Кёкусинкай. Ученики не должны применять боевую технику с целью умышленно травмировать любого человека. Исключение составляют случаи, когда жизнь ученика или жизнь близких ему людей находится в непосредственной опасности.
  20. Ученики должны стремиться быть мягкими и уравновешенными в повседневной жизни, оставаться собранными, здравомыслящими и предупредительными во всех действиях. Ученики должны не забывать о духе Кёкусинкай, девиз которого гласит: «Держите свою голову низко (будьте скромными), взгляд высоко (будьте честолюбивы), будьте сдержанными в словах (отдавайте отчёт в сказанном) и добрыми в сердце (относитесь к другим с уважением и доброжелательностью). Относитесь к своим родителям почтительно.»

Ироничное употребление

В связи с модой на боевые искусства в англоязычной среде распространился насмешливый термин МакДодзё (en:McDojo), обозначающий школу/сеть школ боевых искусств с коммерческой ориентацией.

См. также

Додзё в кюдо

Примечания

Ссылки

Додзё – МИР БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Додзё – можно перевести с японского, как «место, где находят Путь», или «место Просветления».

Для людей занимающихся боевыми искусствами, Додзё является чем-то большим, нежели помещением, где проходят тренировки.

Изначально Додзё называлось место для медитаций и духовных практик в синтоизме и японском буддизме. И лишь спустя время, вдохновленные духом БУДО воины стали употреблять данный термин, для обозначения места занятий боевыми искусствами.

Додзё можно сравнить с храмом или церемониальным центром, где человек преодолевая свои слабости, взращивает зерна своей силы.

Додзё

Занятия боевыми искусствами, предполагают интенсивные физические тренировки, требующие сосредоточенности, концентрации, поэтому входя в «место, где находят Путь» повседневные житейские проблемы должны быть оставлены за его пределами.

Додзё представляет собой, как бы иное измерение, где социальная идентичность – не важна, и является бесполезным препятствием.

Для людей практикующих боевые искусства – это место где проходит особое таинство, которое японцы – Гэйко (искусство постижения знаний).

В школах боевых искусств, таких, как каратэ, айкидо, дзюдо, джиу-джитцу, кэндо и прочих, как правило, в передней части Додзё размещается портрет основателя школы, которому, каждый ученик и мастер, входящий в помещение выражает свое почтение, в виде определенных церемониальных действий, например, поклона.

Додзё

Для многих школ боевых искусств характерны особые ритуалы по отношению к «месту Просветления».

Так входящие в помещение должны обязательно снять обувь, поприветствовать и поклониться, выполнив, так называемый Додзё-Рэй (приветствие).

Выходить из помещения можно только спиной к выходу, при этом также следует совершить поклон «месту, где находят Путь».

Также пребывание в Додзё предполагает определенный этикет, называемый

Рэйги, основой которого является уважение учеников друг к другу, а также к мастеру (Сэнсэю) и основателю школы (О-Сэнсэю).

Выполнение Рэйги (правил этикета) способствует получению контроля над эмоциями, обретению спокойствия и сосредоточенности.

Взаимоотношения в Додзё, регламентируемые Рэйги, как правило, предусматривают следующую иерархию:

  • О-Сэнсэй – великий учитель, мастер, основатель школы. Его портрет, обычно помещается в самом почетном месте Додзё. Дух О-Сэнсэя всегда незримо присутствует на тренировках.
  • Сэнсэй – (дословно можно перевести, как «старший» или «рожденный раньше») — мастер, учитель школы.
  • Сэмпай — (дословно можно перевести, как «товарищ, стоящий впереди») – старший или более опытный ученик, приближенный к мастеру (Сэнсэю).
  • Кихаи — (дословно можно перевести, как «товарищ, стоящий позади») – младший, менее опытный ученик.

Додзё

В японской традиции принята многоуровневая система градаций взаимоотношений в обществе, называемая также Kodansha (Коданся/Кюданся) – предусматривающая классификацию степени мастерства.

В боевых искусствах (БУДО) Kodansha выражается в виде системы поясов — ученических уровней (Кю) и мастерских уровней (Данов).

Помимо церемониальных традиций, связанных с посещением и пребыванием в «месте Просветления», существуют весьма значимые практические аспекты особого отношения практикующих боевые искусства к месту тренировок, которое выражается в возможности настроиться на предстоящую тренировку, подготовиться не только физически, но и интеллектуально и эмоционально к предстоящим занятиям, что без сомнения улучшит качество процесса обучения и тренировочного процесса.

Додзё

Слово  «додзё» (道場/dojo) японского происхождения.  Дословно 道 «до» — путь, 場 «дзё» — место. В настоящее время так чаще всего называют зал или клуб для восточных единоборств. В более сложном, приближенном к исходному смысле, это место для занятий айкидо, место постижения пути, храм объединения души и тела.

Додзё в айкидо, как правило, отличает аскетичность убранства и минимализм. Для начала кратко опишем внутреннее устройство додзё. Сёмен (shomen) или камидза (kamiza) — это передняя часть додзё. Она расположена напротив входа. С противоположной стороны располагается симоза (shimoza). Правая часть называется дзёсэки (joseki), а левая симосэки (shimoseki).

Хомбу додзё Ёсинкан айкидо

Вот и всё.

Отличия додзё от спортзала

Многие люди, прочитав этот абзац, решат, что им этого объяснения достаточно, и додзё ничем, кроме замысловатого названия, не отличается от боулинг-клуба, с той лишь разницей, что нет шаров и кегель .

На самом деле, все не так просто. В первую очередь, это место с множеством традиций и особенностей, не всегда понятных постороннему. 

Итак, внешний облик додзё — это спортзал для физической тренировки. Эта часть открыта для любого обывателя.  Но исторически это слово имеет буддистские корни и дословно переводится как храм, святое место. В буддистском храме место для Дзэн медитации называли додзё. Где «дзё»- это место (эмббу-дзё — место для проведения показательных выступлений, кейко-дзё — место для занятий, если оно находится за пределами додзё). «До» — это Путь. Дословно додзё — это место постижения Пути (в данном случае —  пути боевых искусств).

Камидза

Камидза — это духовный центр додзё, место, где живут божества, дух учителей и основателей стиля. Изначально это небольшое домашнее синтоистское святилище, в котором обитают духи предков – основателей рода. Оно расположено в нише стены (токонома 床の間 ). Согласно верованиям, души умерших охраняют жилище и превращаются в божества, которым поклоняются и приносят жертвоприношения в виде еды. Часто здесь размещают фотографии или изображения основателей стиля (Морихея Уэсибы, Годзо Сиоды), которые после смерти также обрели статус духов-хранителей и теперь молчаливо наблюдают за всем, что происходит в додзе (что-то вроде немых свидетелей, глядящих с укоризной на жалкие попытки учеников применить ту или иную технику айкидо).

В додзе принято входить босиком. При входе необходимо совершить поклон (рэй) в сторону сёмена в знак уважения к божествам, то же самое необходимо сделать и при выходе.

Соответственно, камидза – наиболее важная и почетная часть зала. Во время занятий или торжественных церемоний здесь всегда сидит старший учитель или почетный гость.

Традиционно перед началом занятий айкидо сенсей садится в центре додзё напротив правого края камиданы (это место называется — 横座 yokoza). Ученики садятся в линию позади учителя. Справа (дзёсеки/joseki) сидят старшие ученики (не по возрасту, а по уровню владения айкидо), слева (симосэки/shimoseki) сидят новички. Эта традиция существует в школах, получивших развитие в постфеодальной Японии (каратэ, айкидо, дзюдо, кендо…). В некоторых старых школах сохранилась традиция, в которой старшие ученики сидят слева от учителя. Это может быть связано с тем, что в древности в японских семьях был обычай старшему сыну сидеть по левую руку от отца во время приёма пищи.

Внутренняя организация в додзё

Соответственно, правая сторона зала  — дзёсэки – место для старших учеников. Здесь же могут располагаться места для приглашенных (например, во время экзаменов и выступлений).

Левая сторона – симосэки – наименее почетна. В соответствии с канонами фусуй (фен-шуй), здесь располагается выход из зала.

На стенах додзе располагаются таблички с именами учеников, а также держатели для тренировочного оружия.

Центр додзё

Центр додзё — это своего рода место сражения, место истины. Это место встречи оппонентов разного уровня. Это место где рождается конфликт, развивается и имеет свой исход.  Здесь нет места для дискуссий, оправданий, разумных доводов. Центр додзё — это место где будока показывает лучшее, на что способен. Здесь такие мысли как: «Вчера я плохо поел, поэтому у меня мало сил», «Этот партнер сделал слишком сильно болевой контроль, но он использовал силу, а не технику айкидо», «Я больно приземлился после броска, потому что меня неправильно бросил сите» не имеют смысла. Центр додзё называется эмбу-дзё/embu-jo. «Дзё» — здесь переводится как место, «бу» — боевой, «эм» — действие. В других частях додзё у нас есть время на изучение и подготовку. Эмбу-дзё не место для разговоров или теоретических изысканий. Здесь имеет место только действие.

Додзё в центре замка

Когда-то давным-давно (еще в девятом веке) самураи занимались боевыми искусствами на открытых площадках внутри замка. Так как совершенствование техник зачастую требовало сохранения секретности (коварные соседи могли подсмотреть и разведать все секретные техники), появилась необходимость в сокрытии занятий от посторонних глаз. Поэтому тренировки перенесли во внутренние помещения с маленькими окнами под самым потолком. Такие помещения назывались «кэйкодзё»  稽古 場     — «место тренировки», реже — «эмбудзё» 演武場 — «место демонстрации боевого искусства», «синандзё» 指南所 — «место получения наставлений в боевом искусстве» или просто «букан» 武館  — «дом боевого искусства».  Со временем (где-то уже к периоду Эдо) физическое совершенствование и оттачивание боевого искусства стало невозможным без духовного совершенствования и приобрело форму будо.

Разные цели тренировок

В современных боевых искусствах в зале для тренировок (особенно где ключевой элемент спортивный), акцент в занятиях ставится на подготовку чемпиона. Впоследствии такой выдающийся спортсмен делает школу знаменитой и, в конечном итоге, привлекает большее число учеников. Однако, изначально цель занятий в додзё была совсем иной. Додзё являлось прототипом воинского подразделения самураев (воинов).

 
Татэмаэ и Хоннэ

В нем учились не просто выполнять какие-то боевые техники, но и действовать слаженно, в едином ритме. Если бы в додзё ставили цель подготовить несколько высококлассных бойцов, которые в одиночном поединке могли бы справиться с любым противником, то при ведении боевых действий их одиночная победа не имела бы смысла при поражении всей армии. Поэтому одним из элементов тренировочного процесса стало непрерывное выполнение техник под счет.  Такое упражнение позволяло создать из отдельных людей единый боевой механизм, выработать «чувство локтя» и выйти за предел собственных возможностей, подключившись к общему потоку энергии. Таким образом, додзё становилось не просто залом, местом обучения индивидуума, а некой общностью, живущей по своим законам, и сильной не отдельными людьми, а общим настроем, своим боевым духом, умением работать сообща.

Татэмаэ и Хоннэ

В японской культуре есть два важных понятия: маска эмоций — поведение, демонстрируемое окружающим — татэмаэ (建前 tatеmae) и истинные чувства или желания человека, которые могут быть показаны только близким друзьям — хоннэ (本音 honne). Часто у жителей Японии они диаметрально противоположны. Эти две составляющие имеют отражение во всех аспектах жизни японцев. Так, в айкидо Ёсинкан есть эффектные и зрелищные броски, замысловатые болевые контроли. Эта часть айкидо показывается на демонстрациях широкой публике — это как верхняя часть айсберга.  И есть часть знаний, недоступная постороннему взгляду, скрытая за стенами додзё. Сюда можно отнести незаметные движения ног под хакамой, ощущение безопасной дистанции между противниками, время входа в атаку, баланс центра и многое другое.

Понимания и освоение этих навыков приходит только с течением времени во время упорных тренировок под руководством грамотного сенсэя. Сюда же можно отнести такие понятия айкидо как омоте (внешнее) и ура (внутреннее), и идею японского сада камней миэгакуре (miegakure) — дословно означающее «скрытое от взгляда», второе значение этого слова «намеренно скрытое от взгляда обычного человека». Практика боевых искусств предусматривала передачу этих скрытых составляющих будо. Таким образом, в додзё создавались условия для трансляции всех аспектов боевого искусства от учителя к ученикам. При этом существовала необходимость снизить риск получения секретных знаний посторонними, поэтому включался принцип «монгай фусюцу» 門外不出 («за ворота не выносить») и «исси содэн» 一子相伝  («только одному сыну»). Бывало так, что сенсэй выбирал из общей массы одного-двух учеников и занимался с ними отдельно, передавая все секреты своего мастерства и делая их своими преемниками. Это позволяло сохранить знания и передать последующим поколениям.

Таким образом, понятие додзё включает в себя не только элементы внешнего оформления, но и единую систему обучения будо, внешнюю и внутреннюю дисциплину, систему обучения и взаимодействия между сенсэем и учениками.

В этой статье мы постарались описать различные аспекты известные далеко не всем занимающимся традиционными японскими боевыми искусствами. Конечно, нет двух одинаковых додзё, правила этикета тоже имеют небольшие различия, но  в каждом додзё царит своя атмосфера, настрой. Другими словами дух додзё, который нельзя передать, а можно только почувствовать, побывав в нем. Во время нашей первой поездки в Японию нам удалось посетить четыре додзё айкидо Ёсинкан, и в каждом был свой дух. Этот дух создается нашим отношением к этому месту. Любое место где бы вы не находились может стать вашим «додзё»- местом постижения Пути, при должном уважении и внимании к этому месту.

 

Додзё — Карта знаний

  • Додзё (яп. 道場 до:дзё:, «место, где ищут путь») — изначально это место для медитаций и других духовных практик в японском буддизме и синтоизме. Позже, с одухотворением японских боевых искусств будзюцу и превращением их в будо, этот термин стал употребляться и для обозначения места, где проходят тренировки, соревнования и аттестации в японских боевых искусствах, таких, как айкидо, дзюдо, дзюдзюцу, кэндо, карате и т. д. В додзё, обычно в передней части, находится святыня школы и/или изображение важного для школы лица, которым в той или иной мере оказывается почтение (см. Рэй).

    Однако есть и другие определения додзё:

    * Место под священным деревом Бодхи, где, на 49-й день медитации, Будда Гаутама Шакьямуни достиг духовного просветления.

    * Место, где буддистские монахи практикуют буддизм; например, храм.

    Место, где группа людей пребывает преимущественно для того, чтобы дисциплинировать себя.Таким образом, додзё — это место, где мы дисциплинируем и совершенствуем себя, чтобы стать лучше.

    …слово додзё, «место просветления», произошло от санскритского bodhimanda, что значит «место превращения личного сознания в безличное».

Источник: Википедия

Связанные понятия

Айкидо (яп. 合気道 айкидо) — современное японское боевое искусство, созданное Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Чаще всего айкидо переводят как «путь слияния (с) жизненной энергией» или «путь гармонизации духа.» Целью Уэсибы было создание такого искусства, практики которого смогли бы защитить от травм не только себя, но и нападающего.Техники айкидо базируются на слиянии с атакой противника, перенаправлении энергии атакующего и заканчиваются… Илицюань (кит. 意力拳 «и» — мысль, сознание, воля; «ли» — сила, физическая сила; «цюань» — кулак, боевое искусство.) — буквально: «Кулак сознания, направляющий силу») — боевое искусство, внутренний стиль китайского ушу — боевое искусство семьи Цзэн. Илицюань позиционирует себя как искусство развития сознания, основанное на принципах тайцзи и философии чань. С 2015 года полное название стиля — Илицюань Чжунсиньдао, что означает «Боевое искусство осознанности. Путь нейтральности». Дзэн, дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान, дхья́на — «созерцание», кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V—VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее. В широком смысле дзэн — это школа мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма. В более узком смысле дзэн иногда рассматривается… Шаманизм в Китае — это религиозный институт в Древнем Китае эпохи династии Шан-Инь, берущий своё начало с неолита. Данный институт имел четкое деление и выполнял определённые функции. Служителями были шаманы У (кит. 巫). Сэмпай (яп. 先輩 букв. «товарищ, стоящий впереди») и кохай (яп. 後輩 ко:хай, букв. «товарищ, стоящий позади») — японские термины, описывающие неформальные иерархические межличностные отношения, общепринятые в организациях, кружках, клубах, школах и на предприятиях Японии. Натья — (от санскр. नाट्य, Nāṭya, что означает одновременно «драма, представление, ритуал») — род музыкально-пластического искусства, имеющего драматический сюжет и ритуальные цели. Натья известна уже в Древней Индии, она описана в трактате «Натья Шастра» (в переводе с санскрита — «Трактат о Натье»), который по последним находкам (2010) манускрипта-первоисточника в Керале датируется V в. до н. э. Тайцзицюа́нь (тайчи) (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство. Кёку́синкай (яп. 極真会, «общество высшей истины»), или кёку́син (яп. 極真, «высшая истина») — стиль карате, основанный Масутацу Оямой в 1950-х годах. Кёкусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей карате. Тансудо́ (당수도, 唐手道 ‘путь танской (китайской) руки’) — корейское боевое искусство, сосредоточенное на дисциплине и практике форм и последовательностей самозащиты. Хапкидо́ (кор. 합기도?, 合氣道?; хап «объединение» + ки «энергия, сила» + -до «путь»; «Путь объединения энергии») — корейское боевое искусство, схожее с японским айкидо, но ближе к Джиу-джитсу, так как на его появление во многом оказала влияние техника, положенная и в основу айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. В дальнейшем в него вошли и элементы тхэквондо, тансудо. Хапкидо — относительно молодое боевое искусство, хотя в Корее по числу занимающихся занимает третье место после тхэквондо и дзюдо. Кэндо́ (яп. 剣道 кэндо:, рус. путь меча) — современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах. Ведёт свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу (яп. 剣術). Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта. Существует движение за включение кэндо в программу Олимпийских игр. Джиу-джицу, или Джиу-джитсу, точнее Дзюдзю́цу (яп. 柔術 от яп. 柔 «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый» + 術 «техника, способ»; буквально «искусство мягкости») — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него; искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений. Капоэйра Ангола (порт. Capoeira Angola) — традиционный стиль бразильского национального боевого искусства капоэйра. Как правило, представляет собой ритуализированный поединок-игру, совмещающий в себе элементы борьбы, акробатики и музыки. В настоящее время является одним из важнейших аспектов культурного наследия Бразилии. Мои́зм (кит. трад. 墨家, пиньинь: mòjiā, палл.: мо цзя) — древнекитайская философская школа V—III веков до н. э., которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание; единственная школа древнекитайской философии, именуемая в традиционной культуре по имени основателя. Основатель — Мо-цзы, по-видимому, происходящий из ремесленников, был прославлен как военный деятель и дипломат, стремившийся умиротворить Поднебесную. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой… БДСМ — психосексуальная субкультура, основанная на эротическом обмене властью и иных формах сексуальных отношений, затрагивающих ролевые игры в господство и подчинение. Боевы́е иску́сства — различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и сознательное совершенствование. О наставничестве в Википедии смотрите страницу Википедия:Наставничество.Наста́вничество — отношения, в которых опытнее или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.

Подробнее: Наставничество

Орден девяти углов (ONA; O9A) — это оккультная сатанинская группа, приверженцы «пути левой руки». Располагается она в Великобритании, но имеет дочерние группы в различных других частях мира. Говорят, что орден был основан в 1960-х годах, хотя общественное признание он получил только в начале 1980-х годов, привлекая внимание своими неонацистскими идеологиями и активными выступлениями. Члены ONA описывают свой подход как «традиционный сатанизм». Исследователи описывают эту оккультную группу как одну… Женщина-самурай, точнее онна-бугэйся (яп. 女武芸者) — женщина, принадлежащая к сословию самураев в феодальной Японии и обучившаяся навыкам владения оружием. Телесные наказания в школе — официальные наказания учеников школ за плохое поведение, подразумевающие церемониальное нанесение ученику заданного количества ударов согласно общепринятой методике. Удары обычно наносятся по ягодицам либо по ладоням, с использованием специального инструмента, например стека, деревянного паддла или кожаного ремня. Менее обычно шлёпание, однако и оно применяется, особенно в начальной школе. Шанци́н (кит. упр. 上清派, пиньинь: Shàngqīngpài), «Школа Высшей Чистоты» — направление в даосизме, возникшее в конце IV века в Китае. Другое название школы — Маошань (кит. 茅山) по имени горы, где находился центр этой школы. В истории школы можно выделить два периода — деятельность учеников матушки Вэй Хуацунь на горе Маошань, связанная с визуализацией духов и откровениями бессмертных, и восстановление школы Тао Хунцином после почти столетнего перерыва и упадка маошаней. Расцвет школы пришёлся на период… Айки (яп. 合気 «дух единения») — принцип и тактика в японских боевых искусствах, согласно которому защищающийся сливается с атакующим без столкновения и овладевает им, используя внутреннюю силу или энергию ки для выполнения встречной техники. Слияние с движением атакующего позволяет практику айки контролировать действия нападающего с минимальными усилиями. Айки применяется через понимание ритма и намерения атакующего, нахождение оптимальной позиции и расчет времени для проведения встречного приёма… Немецкое дзю-дзюцу (Ju-Jutsu, также используется транслитерация , не путать с классической школой джиу-джитсу (Ju-Jitsu, Jiu-Jitsu или Jiujitsu)) — современная система самообороны . Капоэ́йра (порт. Capoeira, /ka.puˈej.ɾɐ/, более точная транслитерация с португальского — капуэ́йра) — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами, подсечек и, в некоторых направлениях, обилием акробатики. В буддизме та́нтра (санскр. तन्त्र, tantra IAST, «связь, нить, последовательность») — составная часть школ Ваджраяны, связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо). Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды. В тантре активно используется сложная символика, идамы, медитации, мудры, янтры, ритуалы.

Подробнее: Тантра (буддизм)

Фалуньгу́н (кит. трад. 法輪功, упр. 法轮功, пиньинь: Fǎlún Gōng — «духовная энергия колеса закона»), «усердная работа с колесом учения»; или Фалу́нь да фа́ (кит. трад. 法輪大法, упр. 法轮大法, пиньинь: Fǎlún dàfǎ — «великий закон колеса учения», «практика колеса дхармы», «великий метод колеса дхармы») — новое религиозное движение, в основе которого лежит традиционная китайская гимнастика цигун в сочетании с элементами буддизма, даосизма, конфуцианства и китайских народных верований. Тремя главными ценностями в… Буто (яп. 舞踏, буто:) — авангардный стиль современного танца, возникший в Японии после второй мировой войны, в котором акцент делается не на форме, а на способах движения, с попыткой танцора отстраниться от социальной стороны своей личности, корнями уходящий в немецкий экспрессионистский танец. Ви́кка (англ. Wicca) — западная неоязыческая религия, основанная на почитании природы. Она стала популярна в 1954 году благодаря Джеральду Гарднеру, английскому государственному служащему в отставке, который в то время называл эту религию колдовством (англ. witchcraft). Он утверждал, что религия, в которую он был посвящён, — это выжившая современная религия древнего колдовства, которая тайно существовала в течение многих столетий, имеющая корни в дохристианском европейском язычестве. Истинность утверждений… Бразильское джиу-джитсу (порт. Jiu-Jitsu Brasileiro) — боевое искусство и международное спортивное единоборство, основой которого является борьба в партере, а также болевые и удушающие приёмы. Это искусство возникло в начале ХХ-го столетия из дзюдо Кодокан, которое было самостоятельной молодой системой (основано в 1882 году), сформированной многочисленными школами (рю) японского джиу-джитсу. Карате́ (также распространено написание каратэ, соответствующее русскому произношению; яп. 空手道 каратэ-до: «путь пустой руки» или 空手 каратэ «пустая рука») — японское боевое искусство, система защиты и нападения. С 2020 года — олимпийский вид спорта. Три́кинг — спортивное движение, представляющее собой сочетание движений из боевых искусств, гимнастики, капоэйры, брейкданса и других спортивных дисциплин для создания зрелищной смеси из вращений в разных плоскостях, Систе́ма образова́ния ацте́ков — это комплекс педагогических мер древнеацтекского общества, включающий различные способы воспитания и просвещения детей, подростков, юношей и девушек. Целью этих мер было сформировать основные навыки человека, сообразно тем требованиям, которые предъявлялись как для конкретной профессии, так и в целом к каждому члену общества. Система образования представляет собой многолетний опыт народа, а потому обуславливает передачу этого опыта через поколения, его закрепление… Джедаи́зм — нетеистическое новое религиозное движение, основанное на идеях фантастической киноэпопеи Джорджа Лукаса «Звёздные войны». Многие, однако, полагают, что для джедаизма больше подходит термин «субкультура», или «философское течение», нежели «религия» — так как до сих пор в джедаизме не сложилась чётко определённая религиозная община, джедаизм не имеет культовых действий (обрядов, таинств, т. п.), нет культовых сооружений. Энсо (яп. 円相, энсо, кит. юаньсян, «образ круга», «совершенная отметка») — дзэнский каллиграфический символ в виде круга. Считается, что энсо выражает собой «истинную таковость», «изначальную природу будды», «облик реальности», «природу дхарм», совершенное просветление, первоначальное лицо, «космическое тело Будды». Символом, аналогичным энсо, считается полная луна. Нятнам (вьетн. Võ Nhất Nam) — одна из древних оздоровительных и боевых систем, в основе которой лежат дыхательные, статические, динамические упражнения и прикладные тактические приёмы . До недавнего времени система практиковалась внутри родовой традиции, семьи Нго Суан и прочих родственных семей, приближенных к королевскому двору вьетнамских династий на протяжении целого ряда веков, поэтому мало известна широкому кругу исследователей и просто увлеченных людей. Её родина- земли Тяу-хоан и Тяу-ай… Сётокан (яп. 松濤館 сё: то: кан , буквально, «дом колышущихся сосен» или «зал сосны и моря») — один из основных стилей японского карате, разработанный выдающимся популяризатором и преподавателем карате Гитином Фунакоси (1868—1957) и получившим дальнейшее развитие благодаря его сыну Ёситаке Фунакоси. Направление получило название «Сётокан» от литературного псевдонима Фунакоси — Сёто. На эмблеме стиля изображен тигр. Андроцентри́зм (англ. androcentrism от др.-греч. ἀνήρ, anḗr — мужчина + κέντρον, kéntron — остриё (циркуля), средоточие) — глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность (общечеловеческие субъективности) к единой мужской норме, репрезентируемой как универсальная объективность, в то время как иные субъективности, и прежде всего женская, репрезентируются как собственно субъективности, как отклонение от нормы, как маргиналия. Таким образом, андроцентризм — это не просто взгляд… Высокая теория воспитания (ВТВ) — устоявшийся термин для обозначения теории воспитания, принятой в Мире Полудня братьев Стругацких. ВТВ не существует в законченном виде, но ряд её положений, предпосылки для её возникновения, ожидаемые трудности с её внедрением сформулированы Борисом Стругацким в offline интервью с Борисом Стругацким. Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён. Тридцать шесть стратагем (кит. трад. 三十六計, упр. 三十六计, пиньинь: sān-shí-liù jì) — древнекитайский военный трактат. В более широком смысле, собрание неявных стратегических приёмов и система непрямых тактических ходов, используемая для достижения скрытой цели, получения преимущества и перехвата инициативы. Дестре́за (исп. La Destreza), дистре́за либо испанская школа фехтования — испанская техника фехтования. Буквальный перевод означает «мастерство», однако в литературе чаще всего переводится как «истинное искусство». Борьба́ — единоборство, рукопашная схватка двух людей, в которой каждый старается осилить другого, свалив его с ног. Кудзи-кири (яп. 九字切り, «девять символических сечений») — практика использования жестов рук в учениях Сюгэндо и Сингон Миккё. Она также присутствует в некоторых старых и традиционных школах-Рю японских боевых искусств, включая ниндзюцу.

Подробнее: Кудзикири

Игрово́е обуче́ние — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. В настоящее время часто называется эдьютейментом (англ. edutainment), которым означают всевозможные формы образования без принуждения, образовательные развлечения (включая образование посредством развлечения). Сёрин Рю (яп. 小林流) — одно из основных современных Окинавских боевых искусств и один из старейших видов карате. Было основано Тёсином Тибаной в 1933 году. Сёрин Рю сочетает элементы традиционных боевых стилей Сюри-тэ.

Подробнее: Сёрин-рю

Хотя сам Основатель стремился избежать создания различных стилей, тем не менее это произошло. Уэсиба преподавал в течение более чем 40 лет, и за это время айкидо эволюционировало от крайне жёсткого Дайто-рю Айки-дзюцу до «ненасильственно-мягкого» Айкидо Айкикай. Эффективная в реальной схватке разновидность джиу-джитсу со временем превратилась в философско-эзотерическое учение об установлении равновесия во Вселенной с элементами боевого искусства. На протяжении нескольких десятков лет понимание айкидо…

Подробнее: Стили айкидо

Нэйгун (кит.упр.内功, пиньинь:nèigōng, дословно «внутренняя работа») — искусство совершенствования способностей человека. Использует медитации, физические и дыхательные упражнения. Вальдорфская педагогика основывается на выделившемся из теософии религиозно-мистическом учении Рудольфа Штайнера — антропософии. Ямабуси (яп. 山伏, реже 山臥 , букв. «скрывающийся в горах»: 山 — гора, 伏 — скрываться) — горные отшельники в Древней Японии, в основном представители буддийских школ сингон и тэндай, сформировавших свободное сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими святилищами и монастырями.

Додзе — это… Что такое Додзе?

Додзё (яп. 道場 до:дзё:?, «Место где ищут путь») — Изначально это место для медитаций и других духовных практик в японском буддизме и синтоизме. Позже, с одухотворением японских боевых искусств будзюцу и превращением их в будо этот термин стал употребляться и для обозначения места, где проходят тренировки, соревнования и аттестации в японских боевых искусствах, таких, как каратэ, айкидо, дзюдо, дзю-дюцу, кэндо и т. д.

Этикет додзё

  • В додзё нельзя входить в обуви. При входе и выходе делается церемониальный поклон рэй.
  • В додзё запрещено шуметь, заниматься непотребством, вести суетное времяпрепровождение.

В додзё обычно напротив татами находится святыня школы и\или изображение основателя школы, которым в начале и в конце мероприятий производится поклон. Во всех школах принят этикет додзё, который регулирует поведение в стенах школы, нарушение которого карается вплоть до разжалования и изгнания из школы. На данный момент из-за распространения боевых искусств придерживаются значительно упрощённой модели этикета додзё.

Этикет додзё

Кёкусинкай
  1. Ученики кланяются и произносят Осc при входе в здание школы и тренировочный зал додзё. При входе в додзё ученики должны поклониться и произнести Осc в направлении Синзен, поклониться и произнести Осс в направлении учеников, уже находящихся в помещении.
  2. Ученики должны на тренировке работать в полную силу. Опоздавшие к началу тренировки должны поклониться и произнести Осс в направлении центра зала и сесть в положение Сейза лицом к стене, противоположной Синзен, с закрытими глазами и опущенной головой. Опоздавшие должны сидеть до тех пор, пока их не пригласят присоединиться к группе. После приглашения опоздавшие, находясь в положении Сейза, должны поклониться и произнести сицурэй симасу (яп. 失礼します?, прошу прощения за беспокойство). Затем опоздавшие должны встать в конец группы, стараясь не проходить перед группой, особенно перед старшими.
  3. Ученики должны содержать себя и свою форму (доги, накладки, перчатки, раковину и др.) в чистом, аккуратном состоянии. Разрешается одевать на тренировку только чистое белое доги. Официальные эмблемы кёкусинкай карате следует укреплять на левой стороне груди доги. Все порванные места должны быть аккуратно зашиты. Постоянно неопрятная и неотремонтированная форма показывает небрежное и неуважительное отношение ученика к своим товарищам по группе и к додзё.
  4. Не разрешается без команды поправлять доги в процессе тренировки. Если же возникла необходимость поправить форму во время тренировки, нужно сделать это быстро и без суеты, повернувшись спиной к Синзен.
  5. Всем ученикам более высокого спортивного уровня, а также старшим по возрасту, должно оказываться соответствующее уважение. Все ученики должны встать и произнести Осc при появлении старшего по положению.
  6. Обращаясь к старшему ученику или инструктору или приветсвуя их, ученик должен произнести Осc и поклониться. То же самое нужно сделать и после окончания беседы или обращения. Данный ритуал должен соблюдаться также и за пределами додзё, поскольку ученики всегда должны уважать старших. Если Вам неизвестно положение или спортивный уровень Вашего собеседника, необходимо всегда обращаться к нему как к старшему.
  7. При пожатии рук друг другу используйте две руки, показывая доверие и скромность и произносите Осc. Подобный ритуал соблюдается и за пределами Додзё, особенно по отношению к старшим по положению.
  8. На тренировке ученики должны работать в полную силу, немедленно реагируя на команды инструктора или старшего по уровню, громко произнося Осc. Медленное или безразличное реагирование считается невежливым.
  9. В процессе тренировки ученики должны полностью сосредотачиваться на выполнении техники или других заданий инструктора и не отвлекаться на посторонние темы, оказывать глубочайшее уважение и доброжелательное отношение к инструктору и к своим товарищам по Додзё. Никогда не занимайтесь Кёкусинкай карате без серьезного отношения, которого карате заслуживает.
  10. В процессе тренировки ученикам временами разрешается по команде «расслабиться сидя» принять «турецкую позу» Анза. В это время расслабления ученики должны сидеть спокойно и не отвлекаться на разговоры или другие посторонние действия.
  11. Ученики не имеют права выходить из зала без разрешения. Если возникла срочная необходимость покинуть зал, сделайте это как положено и по возвращении объясните инструктору причину своего выхода из зала.
  12. Для предотвращения возможных травм ученики не должны носить на тренировке украшения, часы или другие острые предметы. Разрешено находиться на тренировке в очках, предписанных врачом, но во время вольного боя очки необходимо снять или заменить контактными линзами. Рекомендуется также использование накладок на голень, накладок на кисти рук, нагрудники для девушек и паховые раковины для учеников мужского пола.
  13. Традиционно, тренировочный зал является почитаемым местом, поэтому ученики не должны находиться в зале в головных уборах, уличной обуви, а также употреблять грубые и нецензурные выражения. В зале не разрешается жевать жвачку, принимать пищу или напитки. Курение запрещено на всей территории Додзё.
  14. Все ученики убирают зал после тренировки. Ученики должны заботиться о тренировочном зале как об особом и уважаемом месте.
  15. Ученики должны уважать дух товарищества в додзё и не наносить вред образу кёкусинкай карате неспортивным и неблаговидным поведением, а также не проявлять враждебного отношения к оппоненту в процессе вольного боя, когда возможность травмы значительно увеличивается.
  16. Все члены Додзё должны воздерживаться от сплетен, пренебрежительных и унижающих замечаний о других школах и стилях боевых искусств.
  17. Ученики, желающие участвовать в соревнованиях и чемпионатах, до подачи заявки должны проконсультироваться с Сэнсеем.
  18. Ученики, желающие посетить другие школы Кёкусинкай, должны сначала спросить разрешения у сэнсея. Ученики, желающие тренироваться в филиале школы Кёкусинкай карате, должны иметь действующую карточку члена Международной организации Кёкусинкай и получить письмо-рекомендацию от сэнсея. Находясь в филиале, ученик должен выражать соответствующее уважение, доброжелательность и скромность по отношению к ученикам и инструкторам.
  19. Все ученики должны достойно вести себя внутри и вне додзё чтобы достойно представлять Международную Организацию кёкусинкай. Ученики не должны применять боевую технику с целью умышленно травмировать любого человека. Исключение составляют случаи, когда жизнь ученика или жизнь близких ему людей находится в непосредственной опасности.
  20. Ученики должны стремиться быть мягкими и уравновешенными в повседневной жизни, оставаться собранными, здравомыслящими и предупредительными во всех действиях. Ученики должны не забывать о духе Кёкусинкай, девиз которого гласит: «Держите свою голову низко (будьте скромными), взгляд высоко (будьте честолюбивы), будьте сдержанными в словах (отдавайте отчёт в сказанном) и добрыми в сердце (относитесь к другим с уважением и доброжелательностью). Относитесь к своим родителям почтительно.»

Ироничное употребление

В связи с модой на боевые искусства в англоязычной среде распространился насмешливый термин МакДодзё (en:McDojo), обозначающий школу/сеть школ боевых искусств с коммерческой ориентацией.

Смотрите также

Додзё в кюдо

Wikimedia Foundation. 2010.

Додзё — Википедия. Что такое Додзё

Додзё (яп. 道場 до:дзё:, «место, где ищут путь») — изначально это место для медитаций и других духовных практик в японском буддизме и синтоизме. Позже, с одухотворением японских боевых искусств будзюцу и превращением их в будо, этот термин стал употребляться и для обозначения места, где проходят тренировки, соревнования и аттестации в японских боевых искусствах, таких, как айкидо, дзюдо, дзюдзюцу, кэндо, карате и т. д. В додзё, обычно в передней части, находится святыня школы и/или изображение важного для школы лица, которым в той или иной мере оказывается почтение (см. Рэй).

Однако есть и другие определения додзё[1]:

  • Место под священным деревом Бодхи, где, на 49-й день медитации, Будда Гаутама Шакьямуни достиг духовного просветления.
  • Место, где буддистские монахи практикуют буддизм; например, храм.
  • Место, где группа людей пребывает преимущественно для того, чтобы дисциплинировать себя.

Таким образом, додзё — это место, где мы дисциплинируем и совершенствуем себя, чтобы стать лучше.

…слово додзё, «место просветления», произошло от санскритского bodhimanda, что значит «место превращения личного сознания в безличное».

Этикет додзё

Во всех школах принят тот или иной этикет додзё, который регулирует поведение учеников как в стенах школы, так и вне её пределов. Может содержать как общие указания, вроде воздержания от насилия, так и более частные — обязывать при входе и выходе из додзё делать поклон Рэй.

Как и любая система норм и правил поведения, этикет Додзё может быть частично формализован и записан, что может вылиться в какие-то три правила (к/ф «Гений Дзюдо»), в семь (Оригинальный Додзё кун[2]Кёкусинкай IKO) или даже в целые списки с десятками пунктов[3]. В разных Додзё и организациях строгость соблюдения тех или иных норм, а также их состав могут различаться. Определение наказания за их нарушение остаётся на усмотрения сэнсэя додзё и в самых тяжёлых случаях может повлечь за собой разжалование и пожизненное отстранение от занятий.

Ироничное употребление

В связи с модой на боевые искусства в англоязычной среде распространился насмешливый термин МакДодзё, обозначающий школу/сеть школ боевых искусств с коммерческой ориентацией.

См. также

Примечания

Построить Додзё. — gorindo_ryu — LiveJournal

Друг решил построить Додзё.Захотелось ему помочь в таком благородном деле, есть много правил,связанных с японскими ритуалами.Но наверное главное-это  то ,что додзё «место пути».Проявив настойчивость в додзё, мы постигнем путь. Хорошее додзё сочетает в себе школу, тренировочный зал и храм. Цель — одновременно тренировать тело, сознание и дух. Ваше додзё может находиться где угодно. Точно так же как человеку верующему для молитвы не нужен храм, вам не требуется специального места, чтобы заниматься поиском истины. Спальня, подвал, гараж, веранда, улица — сгодится всё. Чтобы построить себе додзё, нужен лишь правильный подход.В додзё наша цель — обрести не просто информацию, а мудрость. Идея заключается в том, чтобы тренироваться — и испытывать. Только через опыт собственных чувств мы действительно обретаем мудрость. Всё что вы здесь найдёте нельзя изучать просто читая. Никакие слова не могут обучить езде на велосипеде или плаванию; единственный способ научиться — прямой опыт собственного тела. Учиться через опыт — это и есть путь. В Дзене есть такой афоризм: «Путь нельзя изучить, по нему можно только идти».

Википедия определяет додзё следующим образом:Додзё (яп. 道場 до:дзё:, «место, где ищут путь») — изначально это место для медитаций и других духовных практик в японском буддизме и синтоизме. Позже, с одухотворением японских боевых искусств будзюцу и превращением их в будо, этот термин стал употребляться и для обозначения места, где проходят тренировки, соревнования и аттестации в японских боевых искусствах, таких, как айкидо, дзюдо, дзю-дзютсу, кэндо, каратэ и т. д.

Однако есть и другие определения додзё.


  • Место под священным деревом Бодхи, где, на 49-й день медитации, Будда Гаутама Шакьямуни достиг духовного просветления.

  • Место, где буддистские монахи практикуют буддизм; например, храм.

  • Место, где группа людей пребывает преимущественно для того, чтобы дисциплинировать себя.

Таким образом, додзё — это место, где мы дисциплинируем и совершенствуем себя, чтобы стать лучше.


  • В додзё нельзя входить в обуви. При входе и выходе делается церемониальный поклон рэй.

  • В додзё запрещено шуметь, заниматься непотребством, вести суетное времяпрепровождение.

То, что нельзя делать в додзё


  • Не делать поклон, входя в додзё или выходя из него.

  • Носить верхнюю одежду (пальто, куртка, т.д.) в додзё.

  • Носить шапку, шляпу, кепку и т. д. в додзё.

  • Сидеть с вытянутыми ногами.

  • Сидеть с поднятыми коленями либо одним коленом.

  • Лежать на полу.

  • Есть и пить в додзё (кроме особых ситуаций)

Вот некоторые варианты додзё
House-Dojo-1

додзе


додзе1

додзе2

додззе3

додзе индиа

…слово додзё, «место просветления», произошло от санскритского bodhimanda, что значит «место превращения личного сознания в безличное».

— профессор Таитетсу Унно, предисловие к книге «Дух айкидо. Киссёмару Уэсиба».

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Используя свой натянутый на талию дайш, он сражается в традиционном стиле кендзюцу самурая, обученного в известном, санкционированном додзё . Из

Википедия

Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.Она сорванец и работает ассистентом в додзё . Из

Википедия

Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.

Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете.Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Еще примеры Меньше примеров

На следующий день люди вокруг додзё заболевают от крысиного яда, попавшего в колодцы общины.Из

Википедия

Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA. Хомбу В додзё работает около 30 инструкторов, большинство из которых — шиханы.Из

Википедия

Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA. Робот, который остается в додзё , выигрывает один из трех раундов.Из

Википедия

Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA. Роботы настроены вывести оппонента из додзё .Из

Википедия

Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA. Его дом напоминает додзё , и внутри него установлено множество ловушек.Из

Википедия

Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.

Где-то в истории игрок и партнер также активируют додзё

.

додзё — Викисловарь

Английский [править]

Произношение [править]

Этимология 1 [править]

Заимствовано из японского языка 道場 (додзё, буквально «место путей»). Дублет dojang .

Существительное [править]

додзё ( множественное число додзё или додзё )

  1. (боевые искусства) Тренировочная база, обычно возглавляемая одним или несколькими сенсеями; зал или комната, используемые для таких тренировок.
    • 1965 Октябрь, Дин Нельсон, «Финляндия приветствует Каратемана», Норман Фогель, редактор, Черный пояс: журнал боевых искусств , том III, номер 10, Лос-Анджелес, Калифорния: Black Belt, Inc. , ISSN 0277-3066 , OCLC 42341974 , стр. 47:

      Я должен был быть там [Хельсинки, Финляндия] более двух недель; и поскольку гостиничный номер представляет собой довольно неудобное место для практики, я пошел искать додзё . Наконец, услышав слухи о додзё от разных граждан, я обратился к аналогу «Желтых страниц» Хельсинки.Там я нашел в списке под Мейдо-Кан имя некоего Каре К. Кайхкё.

    • 1971 , Фумио Демура, «Об авторе», в Nunchaku: Karate Weapon of Self-Defense , Лос-Анджелес, Калифорния: Black Belt Books, Ohara Publications, опубликовано 2005, → ISBN , стр. 6:

      Когда его учитель переехал из этого района, г-н Демура был переведен в другое додзё , где преподавали как карате, так и кендо.

    • 1974 , Тонни Тулленерс, «Хотите научиться каратэ?», В Начало карате , Санта-Кларита, Калифорния.: Ohara Publications, → ISBN , стр. 12:

      Большинство додзё , если они не обеспечивают групповое покрытие для своих учеников, потребуют от вас подписать отказ от прав, прежде чем вы начнете посещать занятия.

    • 2012 26 ноября, Риз Ригби, «Правильный этикет додзё», в Меня зовут Сенсей , Блумингтон, Индиана: AuthorHouse, → ISBN , стр. 6:

      Первое, что должны были сделать ученики когда они вошли в додзё , должен был поклониться до пола.Это проявило уважение к dojo , относясь к нему со смирением.

  2. (дополнительно) Комната или другое помещение, используемое для другой деятельности, такой как медитация или разработка программного обеспечения.
    • 2014 , Дебора Перри Писсьоне, «Импровизационные инновации: два слова, которые превратят идеи сотрудников в исполнение», в Фактор риска: почему каждой организации нужны большие ставки, смелые персонажи и случайные впечатляющие неудачи , Нью-Йорк , Н.Y .: Palgrave Macmillan, → ISBN , часть II (ДНК смелого риск-человека), стр. 117:

      Ранее додзё были известны как клубы домашнего пивоварения. […] В Кремниевой долине додзё определяют как доократию, где люди объединяются на основе общих интересов и увлечений, таких как программирование и робототехника. […] Дэвид Кроули, физик-полупроводник и основатель Hacker Dojo Robotics, поделился со мной своей страстью — объединить любителей робототехники вместе с 12 задачами: объехать три конуса, доставить пиццу из передняя дверь додзё в заранее определенное место внутри, […]

    • 2018 23 августа, Хелен Бил, «Состояние DevOps в банковской сфере — отчет DOES в Лондоне за 2018 год», в InfoQ [1] , заархивировано из оригинала 15 мая 2019 г .:

      Принося [Эйми] Бехтл и [Джон] Шмидт заявили, что они достигли состояния «без страха изменения», когда люди, работающие в рамках своих потоков создания ценности, сблизились друг с другом физически, а также с помощью среды dojo для экспериментов с новыми способами работы.[…] Оба раза они открывали додзё , Шмидт сказал: «Это будет беспорядок»; они создавали психологически безопасную среду, в которой команда могла экспериментировать.

    • 2018 29 августа, Марк Шиллинг, «Чудо Плакса Шоттана: никогда не поздно сделать свой ход [обзор фильма]», в The Japan Times [2] , Токио: News2u Holdings , ISSN 0447-5763 , OCLC 21225620 , заархивировано из оригинала 30 августа 2018 г .:
      Мы впервые видим [Сёдзи] Сегаву как застенчивого мальчика, хорошего в сёги, что делает его ботаником в глазах некоторых [ ,..] Затем, по настоянию своего доброго отца (Дзюн Кунимура), Сегава испытывает себя против взрослых противников в сёги додзё — наполненном дымом логове, которым руководит седой мастер (Иссей Огата), который узнает [мальчика] ] и призывает их подать заявку в тренировочную академию Федерации сёги для будущих профессионалов.
  3. (сумо) Синоним дохё («ринг, на котором проводится поединок по сумо»)
    • 2017 3 сентября, Мартин Лав, «Обзор пикапа Toyota Hilux:« Рабочая лошадь, а не модная пони »», Кэтрин Винер, редактор, The Guardian [3] , Лондон: Guardian News & Media, ISSN 0261-3077 , OCLC 229952407 , заархивировано из оригинала 5 октября 2018 г .:

      В грузовиках этого класса все решает крутящий момент, и у Hilux он есть в избытке.[…] Его антипробуксовочная система штампует землю с неизменной властью борца сумо, входящего в додзё .

    • 2019 16 января, «Сумо: Кисэносато, единственный нынешний екодзуна, родившийся в Японии, уходит на пенсию», в Пакистан Сегодня , Лахор: Ариф Низами, ISSN 1098-8424 , OCLC 692170356 :

      Женщины [ …] считается «нечистым», не допускаются на додзё , круглое место боя считается священным местом.Негибкость мира сумо в этом вопросе вызвала скандал в прошлом году, когда женщины-врачи и медсестры пришли в додзё , чтобы помочь избранному официальному лицу почувствовать себя неловко во время выступления на турнире. Ассоциация сумо должна была принести «искренние извинения» за то, что попросила их спуститься как можно скорее.

    • 2019 27 июля, Деклан Маквей, «Конюшня Хаккаку: как смотреть в прямом эфире за тренировками звезд сумо в Токио», в The National [4] , Абу-Даби: International Media Investments, OCLC 237124878 , архив из оригинал от 29 июля 2019 года:

      Большинство конюшен закрыто, но в Hakkaku’s разрешено платить гостям в сопровождении гида на утреннюю тренировку.Поскольку соревнования по сумо проводятся всего шесть раз в год, это отличный способ познакомиться с этим уникальным японским явлением. […] Гости молча входят в небольшое додзё , чтобы сесть или преклонить колени в нескольких шагах от того места, где тренируются огромные бойцы.

    • 2019 2 октября, Клаудиу Поп, «Джокович пробовал борьбу сумо перед Japan Open, но не впечатлил», в Tennis World [5] , заархивировано из оригинала 8 октября 2019 г .:
      Новак Джокович до старта Japan Open боролся с другими сумоистами в додзё , но чемпион по теннису явно был не из своей лиги.[…] «У меня был небольшой дефицит веса, но я был очень близок к тому, чтобы сдвинуть этого парня на дюйм. Они говорят, что съедают не менее 10 000 калорий в день, чтобы быть сильными и здоровыми. Не знаю, смогу ли я сопоставить это с честно говоря », — прокомментировал Ноле свое плохое выступление в dojo .
Альтернативные формы [править]
Производные термины [править]
Связанные термины [править]
См. Также [править]
Переводы [править]

( боевые искусства ) учебно-тренировочная база

Этимология 2 [править]

Заимствовано у японцев. 泥 鰌 (додзё, «прудовик»).

Существительное [править]

додзё

  1. Гольц додзё, японский гольц или прудовой гольц ( Misgurnus anguillicaudatus ), пресноводная рыба, обитающая в Восточной Азии.
    • 1878 26 января, Х [Энри] Фолдс, «Замечания о додзё», в Труды Азиатского общества Японии , том VI, часть I, Иокогама: напечатано в офисе «Почта Японии», OCLC 10807228 , стр. 183:

      Голова додзё маленькая, пасть окружена шестью или восемью бородками, как в случае с несколькими видами рыб, обитающих в мутных ручьях.[…] Исследование под микроскопом показало, что они [бородки] богаты мышечными волокнами для движения, а через центр проходит толстый пучок очень тонких нервных волокон, которые распространяются по поверхности кончика каждой бородки. Судя по тому, как dojô опускает голову вниз, они помогают в поисках еды, […]

    • 1971 , Роберт М. Хоуленд, редактор, Sport Fishery Abstracts , том 16, номер 1, Наррагансетт, Р.I: Бюро спортивного рыболовства и дикой природы, Служба рыболовства и дикой природы США, Министерство внутренних дел, ISSN 0038-786X , OCLC 1641708 , реферат 13071, стр. 68:

      [A] сравнительный тест на восприимчивость к E1-43, 064 между золотой рыбкой и рыбой ‘ Dojo ‘ был изготовлен методом окунания. Результат показал, что рыба « Dojo » в 5,32 раза более восприимчива к E1-43, 064, чем золотая рыбка.

    • 2007 , Джон Р.К. Кларк, «Дзидзо-защитник», в Хранитель моря: Дзидзо на Гавайях, (книга Latitude 20), Гонолулу, Хай: Гавайский университет, → ISBN , стр. 51:

      Все Американские дети плавали в ручье и ловили рыбу на додзё , funa и бычков.

Переводы [править]

прудовой гольц ( Misgurnus anguillicaudatus )

Дополнительная литература [править]


Этимология [править]

С японского 道場 (додзё, «место пути»)

Произношение [править]

Существительное [править]

додзё м ( во множественном числе додзё )

  1. (боевые искусства) додзё

индонезийский [править]

Альтернативные формы [править]

Этимология [править]

Заимствовано из японского языка 道場 (ど う じ ょ う, dōjō, буквально «место путей»): (ど う, dō, «дорога; путь») + (じ ょ う, jō, «место; место, где мероприятия, ровная площадка для церемоний или праздников »).

Произношение [править]

  • IPA (ключ) : /do.d͡ʒo/
  • Расстановка переносов: do‧jo

Существительное [править]

додзё ( во множественном числе , притяжательное от первого лица додзёку , притяжательное от второго лица додзё , притяжательное от третьего лица додзонья )

  1. (боевые искусства) Тренировочная база, обычно возглавляемая одним или несколькими сенсеями; зал или комната, используемые для таких тренировок.

Этимология [править]

С японского 道場 (додзё, «место пути»)

Существительное [править]

додзё n ( несклоняемый )

  1. додзё (место, где практикуются боевые искусства)

испанский [править]

Существительное [править]

додзё м ( во множественном числе додзё )

  1. (боевые искусства) додзё
,

93 Признаки того, что ваше Додзё — это МакДодзё

Представьте себе страх:

Вы тренируетесь в своем додзё уже много лет, но странное чувство медленно подкрадывается к вам, вызывая неприятное ощущение внизу живота.

Вы действительно не знаете, что это, но что-то определенно не так.

На самом деле, ходить в додзё все труднее и труднее.

  • Конечно, вы все еще тренируетесь в обычном режиме.
  • И да, вы все еще иногда проводите уроки.
  • Но это уже не то.

Постепенно вы начинаете замечать вещи. Вы начинаете видеть вещи в новом свете и день ото дня понимаете, что, возможно, ваш сенсей — это не «богоподобный» властелин вселенной, которым вы когда-то думали.

Черт…

Понимаете, о чем я?

И вот в один прекрасный день… в голове всплывает ужасающая мысль:

«Мое додзё — это« МакДодзё »!»

Внезапно с плеч сваливается тяжесть!

Но… не так ли?

В самом деле?

Вы начинаете сомневаться в себе.

Вы начинаете думать. Еще и еще. Перебор. Вы все это ставите под сомнение. Голова кружится. Вы с ума сошли!

Итак, вы отправили письмо Джесси-сану.

Ага. Вы знаете, этот чувак Джесси из KARATEbyJesse.com, который, помимо своей иррационально красивой внешности, похоже, любит отвечать на электронные письма читателей по вопросам каратэ. Может, он поможет?

И действительно он отвечает.

И даже просит помощи у своих фанатов в фейсбуке.

И он пишет для вас сообщение в блоге.

Это тот пост.

Вы это читаете.

Прямо здесь.

Прямо сейчас.

Поехали:

1. Вы носите разноцветную униформу.

2. Додзё рекламируется как «Бесконтактное каратэ».

3. Вы носите значков / нашивок на своем ги.

4. Вы получаете черного пояса через 1-2 года.

5. Переход на следующий ранг — это расходов, (причем немалых) вместо почетного достижения.

6. Для абитуриентов требуется , чтобы стать участником / подписаться, прежде чем попробуют пройти урок.

7. Ваш сенсей «гроссмейстер» с 7 даном или выше, но не старше 30 лет.

8. Есть «специальный курс», который даст вам черный пояс через 6 месяцев или меньше.

9. (И да, это очень дорого.)

10. Ваш сенсей не будет сражаться с вами, потому что он «не хочет причинять вам боль».

11. Индивидуальное развитие и Самовыражение практически не существует. Вместо этого поощряется сильный конформистский менталитет , поскольку именно этот негибкий образ мышления позволяет сенсею управлять додзё.

12. бункай (приложения) вас никогда не учат движениям.

13. Если вас учат бункаю, они никогда не работают, — кроме случаев, когда ваш сенсей делает их.

14. Инструкторы носят специальные «инструкторские ремни», а не обычные, что отражает их истинный рейтинг и .

15. Есть много заявлений о том, что это «удостоенный наград додзё» , с небольшими или никакими вескими доказательствами, подтверждающими это.

16. Ваш сенсей изучал маркетинг на дольше, чем карате.

17. Инструкторам требуется , чтобы иметь наклейки додзё на их машине.

18. Вы никогда не практикуете лоу-киков.

19. Есть табличка с надписью «Гарантированный черный пояс» .

20. Есть 11 дан, 12 дан, 13 дан или даже выше.

21. У твоего сенсея одна из этих оценок.

22. … а он «получил в Японии».

23. Ваш стиль был создан вашим сенсеем, но он все еще «традиционный» — и имеет несколько «особых преимуществ» над всеми другими стилями. Да и, скорее всего, название стиля до абсурда длинное.

24. Есть поясов камуфляжных.

25. У вас есть полосы на поясе, которые означают, сколько у вас уплаченных (а не то, что у вас ранг )

26. Оценки длится пятнадцать минут.

27. Есть 7-летние черных поясов.

28. На вывеске додзё есть слова «традиционный», «коммандос», «классический», «эффективный», «100%», «оригинальный», «окинавский», «дракон», «японский», «секретный». ‘и’ элита ‘в одном предложении .

29. Между сортами ремня вы получаете цветных ярлыков на поясе, обозначающих «половину» или «четверть» рангов.

30. Вы можете выставить оценки по почте .

31. Ношение / покупка додзё товара является обязательным.

32. Ваше додзё забито трофеями. Так загромождено, что каждый раз, когда вы делаете шаг в любом направлении в ката, вы на самом деле наступаете на на трофей.

33. Кстати о ката; их очень много.

34. Ваш гроссмейстер 14-кратный Чемпион мира (WKITSKTFKTAF)

35. Вам не разрешено участвовать в соревнованиях. Это не «почетно».

36. Вы обязаны участвовать. Это «почетных».

37. Дрянная тактика продаж используется для эффективного связывания лояльных клиентов (также известных как «студенты»).

38. Вы делаете ката под музыку .

39. Если вы используете оружие, оно светится в темноте, и весит максимум 3 унции.

40. Инструктор использует студентов как боксерских груш.

41. У движений нет наименований — у них номеров.

42. Веб-адрес додзё напечатан на спине вашей униформы.

43. Телефонный номер додзё напечатан на спине вашей униформы.

44. Инструктор отказывается обучать вас определенным техникам, потому что они «слишком опасны»

45. (Когда на самом деле инструкторы просто сдерживают вас, опасаясь, что вы станете лучше него.)

46. Инструктор требует уважения. Он не зарабатывает .

47. Красный ги для гроссмейстера , черный ги для инструкторов и белый ги для обычных студентов .

48. Вы должны заплатить за весь год вперед, без возврата (долгосрочные контракты без оговорок о расторжении).

49. Ваш сенсей звучит и действует как мотивационный оратор.

50. Помимо обучения каратэ, ваш гроссмейстер также преподает «кардио-кикбоксинг» (или аналогичный).

51. Неоднократно упоминается пресловутый «улица» , и то, что там работает / не работает.

52. У додзё есть официальный талисман .

53. Ваш сенсей не может объяснить , означающее любой данной техники.

54 . Никто никогда не проигрывает при выставлении оценок.

55. Детские классы — это больше игр и хаоса , чем собственно карате.

56. Первое, что приветствует учеников, когда они входят в додзё? Кассовый аппарат.

57. Старшеклассники должны набирать новых членов от двери до двери.

58. На вашем веб-сайте додзё ничего не говорится о реальном стиле каратэ, но вместо этого делается много ссылок на «расширение возможностей», «внимательность», «концентрация» и результаты турниров.

59. По времени продвижение по рангам, а не по достижениям.

60. Ваш сенсей зарегистрировал свои кулаки как «смертоносное оружие» в местной полиции.

61. Ваш гроссмейстер редко преподает вещи на практике (для этого у него помощников ).

62. Есть «запрещенных» техник, которым обучают только определенных учеников.

63. На вас форма тхэквондо .

64. Перекрестное обучение не рекомендуется.

65. Остальные школы обсуждаются.

66. Учащиеся класса Кю набираются, чтобы стать инструкторами на раннем этапе, и вводят «программы ускоренного обучения».

67. У вашего гроссмейстера привычка встречаться с учениками.

68. «Сэнсэй, когда я выучу свои следующие ката?»

69. «Когда вы покупаете DVD!»

70. Вас редко обучают философским концепциям, стратегии или теории.

71. Делать что-то «правильное» считается более важным, чем делать то, что на самом деле работает.

72. Вы тренируетесь использовать свою силу ки / чи .

73. Количество приветствуется над качеством — как физическое, так и теоретическое.

74. Сэнсэй всегда прав, , все остальные неправы.

75. Стиль всегда правильный , все остальное неправильно.

76. Додзё всегда правильно , везде неправильно

77. Ставить под сомнение стиль, учителя, родословную или додзё — это большой запрет.

78. Новым ученикам не разрешается смотреть занятия; «Просто подпишите пунктирную линию».

79. Ваш сенсей добавляет / изменяет / удаляет техник, когда ему этого хочется. Это в основном каждую неделю.

80. Ваш сенсей обучает ударам полумесяцем как методам обезоруживания для пистолетов и ножей .

81. Вы тренируете защиту против бейсбольных бит , блокируя свое предплечье .

82. Ваш сенсей вызывает страх.

83. Вы кланяетесь огромному портрету вашего сенсея , висящему на стене.

84. В ката «скрытых» техник.

85 . Когда вы практикуете самооборону, она всегда основана на сценарии, когда ваш противник подходит к вам с прямым ударом , а затем оставляет свою руку болтающейся перед вами , когда вы выполняете 5-10 различных добивающих приемов.

86. Ваш сенсей знает «без касания» K.O.

87. Ваша память для вспоминания техник проверяется чаще, чем ваше действительное умение в выполнении техник.

88. Ваш инструктор предпочитает использовать «гроссмейстер», «мастер» или «сенсей» , а не свое настоящее имя. И в печати, и в личной жизни.

89. Показ приемов, которым вы научились у , где-то еще. не одобряют.

90. Оборудование додзё не выдерживает полноконтактного использования.

91. Студенты кричат ​​на больше, чем кланяются .

92. Если вы сделаете ошибку , ваш сенсей быстро (и часто громко) укажет на нее. Но когда сделать что-то правильно ? Сверчки.

93. Вы практикуете сальто назад.

_________

Заявление об ограничении ответственности: Обладание некоторыми из этих черт не является «доказательством» того, что школа автоматически становится Макдодзё.Многие законные школы боевых искусств будут иметь некоторые из этих знаков, хотя бы для того, чтобы поддерживать додзё в хорошем финансовом состоянии (и в этой экономике, кто действительно может их винить?). Точно так же, как в некоторых традиционных школах могут обучать техникам дерьма, некоторые места, где обучают ценным техникам, могут просто использовать свою бизнес-модель, как McDojo! Так что попробуйте использовать свой мозг, ребята. Это не ракетная хирургия.

PS. Какие из них я пропустил? Оставить комментарий.

ППС. Еще раз спасибо всем читателям, которые помогли мне на странице KbJ в facebook.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *