Дзюдо техника бросков и захватов: шесть важнейших аспектов выполнения учикоми

Содержание

шесть важнейших аспектов выполнения учикоми

Учикоми – замечательный вид тренировки в дзюдо и просто необходимый, когда речь идет об отработке техники. Выполняя учикоми важно обращать внимание на несколько ключевых моментов, а именно – место захвата, кудзуши, дистанцию, вход, бросок и скорость, с которой вы это выполняете.

 

 

Захват

 

Как вы выполняете захват в учикоми, имеет огромное значение. Важно убедиться, что вы берете захват в том же месте, что и во время рандори. Нет смысла отрабатывать все ваши приемы с классическим захватом за рукав и отворот, если в борьбе вы используете захват сверху или за оба отворота. Обращайте внимание, каким захватом вы пользуетесь в рандори, и используйте такой же в учикоми – вы сразу заметите, как ваша техника начнет улучшаться.

 

 

Кудзуши

 

Кудзуши (выведение из равновесия) – один из самых важных аспектов броска. Проще говоря, если нет выведения из равновесия, нет и броска. Кудзуши важно тем, что не только лишает противника равновесия, но и нарушает его позу, делая уязвимым для атаки. Помните, что ваша главная цель в учикоми – выводить противника из равновесия при каждом повторении без исключения. Если вы отрабатываете прием, направленный вперед, вес соперника должен приходиться на его пальцы ног, а если прием направлен назад, вес противника должен приходиться на пятки.

 

техника дзюдо, учикоми

 

 

Дистанция и вход

 

Дистанция и вход в бросок, на мой взгляд, неразделимо связаны. У вас может быть наилучший вход, но если вы окажетесь слишком близко к сопернику, вам не хватит места, чтобы вывести его из равновесия. Выполняя учикоми, убедитесь, что вы оставляете достаточную дистанцию, чтобы нарушить равновесие противника. Подходя слишком близко, вы оставляете его в устойчивом положении, давая возможность отразить вашу атаку или избежать броска.

 

 

Бросок

 

Многие дзюдоисты делают сотни повторов учикоми каждую неделю, но не могут бросить ни одного партнера в рандори. Одна из причин может крыться в том, что, делая много повторов конкретного элемента, они не выполняют бросок полностью. Да, бывают случаи, когда у вас есть прекрасный вход и кудзуши, но вы не можете довести бросок до конца, потому что соперник обладает отличной чувствительностью к движениям и устойчивостью. Но если вы начнете на тренировках отрабатывать много бросков (нагэ-коми) при небольшом сопротивлении партнера или вообще без него, у вас будет гораздо лучше получаться бросать соперника в поединках с полным сопротивлением. Совмещайте отработку учикоми с выполнением броска полностью – это наилучший способ достигнуть совершенства в овладении техники дзюдо.

 

 

Скорость

 

Скорость также чрезвычайно важна в учикоми. На тренировке следует выполнять быстрый вход в бросок и медленный выход. Сосредоточьтесь в первую очередь только на входе. Дело в том, что в соревновании вам, как правило, не нужно выходить из броска. Если вы выходите из броска, это означает, что вы, возможно, не смогли бросить своего соперника, и теперь рискуете тем, что он отразит вашу атаку, выполнив контрприем. На тренировках следует отрабатывать быстрый четкий вход и меньше думать о выходе.

 

 

Вход – вот над чем нужно работать

 

Есть известное правило для хорошего выполнения приема – это правило 10 000 повторов. Вы должны выполнить прием 10 000 раз, чтобы успешно сделать бросок на соревновании. Учикоми – отличный способ тренировки, но убедитесь, что ваш захват, кудзуши, заход, бросок и скорость верны в каждом повторе без исключения. Если что-то не совсем получается, работайте с более медленной скоростью, чтобы исправить недочеты. Обязательно попросите своего тренера проанализировать вашу технику и помочь в исправлении ошибок, если они есть.

 

 

БРОСКИ. Борьба дзюдо [Первые уроки]

Бросками называются приемы, в результате проведения которых противник переводится из положения стоя на спину или на бок.

А. Броски проворачиваясь (тип «проворотом» («А»)

Это броски противника (Уке) перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком. При их выполнении атакующий вначале проворачивается перед противником на угол от 90° до 270° и входит в контакт с ним своим ближним боком, спиной или дальним боком. Затем, продолжая проворот, бросает его перед собой.

Основным элементом, влияющим на качество выполнения этих бросков, является максимальное отворачивание своей головы в сторону будущего падения противника и далее.

При захватах на дальней дистанции для успешного проведения броска необходимо до входа в контакт с телом противника развернуться на 270°.

При захватах на средней дистанции для успешного проведения броска необходимо до входа в контакт с телом противника провернуться на 180°.

При захватах на ближней дистанции для успешного проведения броска необходимо до входа в контакт с телом противника провернуться на 90°.

В первом случае необходима высокая скорость, в третьем – большая сила.

Все броски типа «проворотом» («А») имеют общую пространственно-тактическую структуру и отличаются друг от друга по динамическим признакам: подъемом вверх, горизонтальным выведением из равновесия, выбиванием всей опоры.

На нижележащем уровне они делятся на броски: без воздействия на ноги противника, с воздействием на ноги ногами, руками, ногами и руками.

Наиболее ответственной фазой, определяющей успех броска, является выход из исходного положения в стартовое (1-я фаза броска). Особенно эта фаза ответственна при проведении бросков проворотом, поскольку атакующий при достаточно сложном по координации выходе с исходной позиции на старт броска находится длительное время в одноопорном положении с малой устойчивостью, что позволяет противнику успешно организовывать защиту.

Именно поэтому техника выхода на старт броска в данном типе приемов является наиболее ответственной и требует особого внимания.

Ниже приводятся броски типа проворотом при разных способах выхода на старт, что по классификации техники борьбы относится к классу техники бросков проворотом.

Ниже по каждому броску к его основному наименованию будет прибавляться способ выхода на старт («входом», «уходом» и т. д.).

Выход на старт броска «выходом». С поворотом на носке сзади стоящей ноги вынос впереди стоящей ноги мимо противника на ее стартовое положение (снаружи одноименной ноги противника) (рис. 4.22).

При одноименной стойке возможно проведение проворота подножкой выходом, но с предварительным выведением из равновесия за счет отшагивания в направлении рывка. Поэтому иногда этот способ называют «отходом», что не совсем правильно, поскольку это действие является одним из способов подготовки к броску и относится к вспомогательным техническим действиям, обеспечивающим тактику проведения броска.

В переводной литературе по дзюдо (X. Эссинк, 1974; М. Вахун, 1981) для проведения бросков с подставлением атакующей ноги перед противником предлагается вариант, представленный на рис. 4.25. На начальном этапе развития спортивного дзюдо такой способ демонстрации «гибкой техники» имел успех. Постепенно по мере ужесточения конкуренции степень свободы захватов была сведена к нулю и в настоящее время использовать такой способ выхода на старт бросков проворотом, даже в качестве отвлекающего маневра, чреват неудачей или поражением. На самом деле это действие является отвлекающим маневром перед выходом на стартовую позицию (т. е., относится к подготовкам).

Рис. 4.22. Проворот через туловище «выходом». (Маки-коми, Сото маки-коми – под плечо, снаружи). При одноименной стойке срыв захвата противника выполняется сравнительно легко, но угол разворота при таком взаимоположении равен 270°. При разноименной стойке угол разворота равен 180°, но срыв захвата противника представляет значительные трудности. В этом случае необходимо руку, срывающую захват, продвигать не к противнику, а внутрь, мимо себя

Рис. 4.23. Обратный проворот через туловище «выходом». Выполняется только при разноименной стойке

Рис. 4.24. Проворот подножкой «выходом». Выполняется только при разноименной стойке

Предварительный захват ноги практически не входит в структуру броска, поскольку является актом приобретения другого захвата. В классификации техники дзюдо он отсутствует, поскольку захваты ног были отнесены к специальному разделу. (Выполняется только при разноименной стойке).

Выход на старт броска «уходом» – с разворотом на носке впереди стоящей ноги увести сзади стоящую ногу назад по кругу так, чтобы она стала снаружи одноименной ноги противника (рис. 4.2 а, б).

Выполняется только при одноименной стойке. При разноименной стойке проворот через руку выполняется классом входа или полувхода.

Проворот «уходом» через безопорную ногу (одноименным зацепом) выполняется, как правило, при одноименной стойке. Сам выход из исходного положение на стартовую позицию является средством выведения противника из равновесия. Если атакуемая нога противника перестает быть опорной, то бросок может быть выполнен как проворот отхватом. Если нет, то он будет относиться к провороту одноименным зацепом (рис. 4.29).

Рис. 4.25. Квази-способ выхода на старт бросков проворотом по М. Вахуну (1981), X. Эссинку (1974)

Рис. 4.26. Проворот подножкой от отрыва ноги «выходом»

Выход на старт броска «входом» – вынос впереди стоящей ноги под проекцию общего центра тяжести противника с одновременным разворотом стопы носком внутрь. После постановки ноги с рывком за кимоно на себя отворачивание к противнику спиной (боком) с подставлением другой ноги к впереди стоящей. После соприкосновения спиной с телом противника продолжать теперь уже совместный проворот в сторону предполагаемого падения противника. Бросок выполняется с различными захватами. При основном захвате за отворот проводится Иппон-сеуои-наге (чистое метание взваливанием) (рис. 4.32).

Рис. 4.27. Проворот через руку «уходом».

Рис. 4.28. Поворот уходом (Таи-отоси – поворот скатываясь). Это типичный бросок для японского принципа использования передвижения противника.

При разноименной стойке угол разворота в 1-й фазе может не превышать 90°.

При одноименной стойке угол разворота в 1-й фазе должен быть не менее 180°.

Практически бросок может быть выполнен и без подножки, если будет пойман момент переноса веса тела противника на атакуемую ногу

При захвате за разноименный рукав и разноименный отворот проводится Сеои-наге (метание взваливанием) (рис. 4.33 а). Однако использование такого захвата на старте броска в соревновательных схватках чревато поражением, так же, как и другого стартового положения при проведении бросков Тсури-коми-госи (рис 4.33 б).

Рис. 4.29. Проворот «уходом» с отхватом или одноименным зацепом

Рис. 4.30. Проворот отбивом «уходом». Бросок является усиленным вариантом выведения из равновесия за счет рывка рук. Более удобен при разноименной стойке

Рис. 4.31. Проворот отрывом «уходом»

При проведении бросков подтипа подворотом с выходом на старт «входом» атакующий поворачивает свою плечевую ось только на 90° и после этого продолжает отворачиваться вместе с противником. Не имеет особенного значения, подсел атакующий под противника или нет, будет ли после этого вертикальный отрыв противника от татами. Важно, чтобы после вхождения в контакт с телом противника атакующий продолжал отворачиваться как можно на больший угол. В этом смысл термина «проворот», и именно его соблюдение обеспечит проведение броска независимо от степени вхождения под ОЦТ противника (рис 4.34).

Рис. 4.32. Проворот через спину «входом». (Иппон-сеои-наге – чистое метание взваливанием)

Бросок выполняется за счет основного рубящего движения ногой назад с горизонтальным продвижением стопы вдоль татами и ударом по ноге противника за счет выпрямления перед этим согнутой в колене ноги. Однако возможен вариант первоначальной попытки вертикального подъема противника

Рис. 4.33. Захваты, которые не рекомендуется использовать в соревновательной и боевой практике

тазом после «входа» и подхватывания несколько разгруженной ноги, с тем чтобы противник не соскользнул с таза атакующего.

Проворот подхватом можно проводить и другими способами выхода на старт. При разноименной и одноименной стойке возможен выход на старт отходом (дальняя от противника нога отходит в направлении рывка и последующего броска). В данном случае основное воздействие на противника осуществляется более по верхней составляющей пары сил и удар ногой проводится уже после полного выведения противника из равновесия.

В тех случаях, когда атакуемая нога противника полностью разгружается и по ней проводится удар ногой, подхват по динамической структуре превращается в отхват, который проводится под свободную ногу.

Рис. 4.34. Проворот через таз «входом» (О-госи – основное бедро, как подъем тазом с подседа)

Рис. 4.35. Проворот «входом» с подхватом

Первый термин будет соответствовать действию, при котором противник «наматывается» вокруг без опорной ноги атакующего. Второй термин будет соответствовать действию, при котором атакуемая нога выбивается в момент снятия стопы с опоры.

Броски с собственным падением совместно с противником (а не потеряв равновесие после его падения) уже не могут считаться подхватами и отхватами. Это уже будут броски через ногу или отбивы, если они проводятся изнутри. Однако все они имеют единую глобальную структуру – проворот.

Следует иметь в виду, что подбивание ноги противника вверх превращает этот бросок в подсад бедром снаружи (рис. 4.36).

Рис. 4.36. Проворот «входом» с подсадом бедра бедром снаружи

Провороты входом с подсадом успешно проводятся с вертикальным воздействием задней поверхностью бедра между ног противника (подсад изнутри), что именуется в России подхватом изнутри. Но это не подхват, а подсад бедром изнутри (рис. 4.37) по тому же принципу, что и проворот входом с подсадом бедром снаружи на рис. 4.36. Россияне при оперировании японскими терминами дзюдо склоны называть этот прием Учи-мата. У японцев Учи-мата – понятие более широкое: «под широко расставленные…» Этот прием может проводиться и как подсад, и как отбив.

Бросок может выполняться непосредственно подсадом, но для этого надо подшагивать сзади стоящей ногой, что снижает силу рывка. Более целесообразным является вход под противника, и после попытки его отрыва следует одновременно включить подсад, как бы мешая ноге противника соскользнуть с бедра. Первый вариант оптимален при разноименной стойке. При одноименной стойке выход на старт броска может проводиться уходом, что по сути переводит сам подсад в разряд усиления в случае соскальзывания противника с бедра.

Выход на старт броска «скрестно» – провернуться на носках обеих ног так, чтобы передняя стопа оказалась на носке, а задняя нога – на всей стопе, расположенной перпендикулярно к сагиттальной плоскости атакующего.

К этому же классу выходов на старт бросков проворотом относится выход «прыжком», когда атакующий, оттолкнувшись от опоры, проворачивается вокруг своей продольной оси и, приземлившись, оказывается на старте броска.

Следует отметить, что этот эффектный в показательных выступлениях способ в условиях соревнований может быть эффективным только с использованием разнонаправленной динамической подготовки.

Рис. 4.37. Проворот «входом» с подсадом бедром изнутри

Рис. 4.38. Проворот «входом» с подсадом бедром и голенью изнутри

Все проиллюстрированные броски могут усиливаться за счет собственного падения, увлекая за собой противника. При этом структура первой и второй фазы практически остается единой. Мощь броска и одновременно его безопасность можно увеличить путем предварительного падения. В этом случае его структура уже в первой фазе будет несколько отличаться от базовой, но общее тактическое назначение и основные пространственно-смысловые признаки будут едиными (бросок противника вперед перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком) (рис. 4.46).

Рис. 4.39. Проворот через спину с отрывом бедра «входом»

Рис. 4.40. Проворот через руку с отбивом «входом»

Рис. 4.41. Проворот рывком ноги «входом»

При ориентации тренера на спортивные достижения в дзюдо следует учитывать некоторые неточности в интерпретации техники бросков дзюдо в связи с эволюцией правил соревнований и эволюцией направленности системы дзюдо. На рис. 4.46 а иллюстрируется вариант выполнения броска Хане-маки-коми (дословно – пружинящим крылом птицы под плечо). Если учитывать тот факт, что Я. Ямасита имеет явно выраженную низкорослость, то надо ли ему проводить такой бросок вместо более простого броска проворотом с захватом руки на плечо, стягивая противника, становясь на колени?

Рис. 4.42. Проворот через таз «скрестно» Бросок успешно проводится с захватом шеи противника и собственным падением

Рис. 4.43. Проворот одноименным зацепом голенью снаружи (последующим «прыжком»). В дзюдо нельзя задерживаться на первой фазе, иначе последует команда «матэ»

Рис. 4.44. Проворот отбивом последующим «прыжком». В дзюдо задерживаться на первой фазе нельзя, так же, как и в предыдущем случае

Рис. 4.45. Проворот сваливанием «скрестно» против захвата ног

На рис. 4.46 б иллюстрируется вариант выполнения броска Сеои-наге (дословно – метание взваливанием) через предплечье и с предварительной постановкой атакующего на колени.

Проведем примитивный историко-биомеханический анализ целесообразности выполнения такого броска.

До выхода дзюдо на мировую спортивную арену весовые категории в нем отсутствовали. 60-килограммовый дзюдоист мог демонстрировать броски на 90-килограммовом. В этом случае он был заведомо меньшего роста, и для удлинения своего туловища необходимо было поднимать плечо, а в качестве преграды выставлять предплечье. «Метание» при этом было обеспечено.

При наличии весовых категорий возможна встреча с противником настолько более длинного роста, чтобы использовать такое поднимание плеча для проведения броска без собственного падения.

Однако для чего в данном случае становиться на колени? Не проще ли, и более успешно было бы провести бросок с захватом руки на плечо?

Рис. 4.46. Броски проворотом с усилением за счет совместного падения (а) (в исполнении чемпиона мира Ясухиро Ямаситы) и предварительного падения (б)

Этот пример дан для того, чтобы начинающие тренеры не воспринимали все зарубежное как догму, а осмысливали, пользуясь элементарными знаниями биомеханических основ техники борьбы.

Если учитывать факт ужесточения борьбы, снижения амплитуды при поведении бросков, то к типу проворотов следует отнести успешно реализуемый в спортивных состязаниях бросок полупроворотом, при котором после «выхода» на старт проворачивание вокруг своей продольной оси производится не вперед, а в сторону. Этот способ лишает противника возможности защищаться динамически (перешагивать), поскольку атакующая нога внутренней стороной бедра вплотную приставлена к атакуемой ноге противника (рис. 4.47).

Таким образом все броски типа А (проворотом) проводятся в одну тактическую сторону. Выходы на стартовую позицию бросков в значительной степени зависят от исходной взаимной стойки (одноименной или разноименной).

На нижележащих классификационных уровнях броски различаются по динамической структуре и относятся к подниманиям, сваливаниям, подхватам, отбивам, через ногу (руку), зацепам.

Броски наклоняясь (тип «наклоны») («В»). Они характеризуются тем, что атакующий (Тори) бросает противника (Уке) назад перед собой. Основным их элементом является наклон атакующего. Причем наклон головы должен опережать сгибание туловища. Соблюдение этого принципа обеспечит успех проведения таких сложнокоординационных бросков, как наклон подсечкой изнутри (Ко-учи-гари). Только при проведении наклона подножкой (длинного на коротком) возможно прогибание в позвоночнике, с тем чтобы быстрее навалиться грудью на плечо противника.

Рис. 4.47. Полупроворот подножкой

Рис. 4.48. Наклон сваливанием

Рис. 4.49. Наклон через руку

Рис. 4.50. Наклон подножкой

Рис. 4.51. Наклон опорным отхватом (О-сото-гари) выполняется за счет выбивающего выпрямления атакующей ноги при постановке ее на опору

Рис. 4.52. Наклон отхватом

Рис. 4.53. Наклон одноименным зацепом (О-сото-отоси – основное скатывание снаружи)

Рис. 4.54. Наклон одноименным отхватом изнутри

Рис. 4.55. Наклон одноименным рывком ноги изнутри

Рис. 4.56. Наклон подсечкой (Де-аси-хараи)

Рис. 4.57. Наклон подсечкой голенью (О-сото-гаке)

Рис. 4.58. Наклон толчком, захватом разноименной ноги снаружи

Рис. 4.59.. Наклон подсечкой изнутри (Ко-учи-гари – малое выкашивание изнутри)

Рис. 4.60. Наклон отхватом изнутри (О-учи-гари – основное выкашивание изнутри)

Рис. 4.61. Как нельзя выходить на старт наклона отхватом (О-учи-гари – основное выкашивание изнутри (М. Вахун, 1983, рис. 59а, б, в, дзюдо, 1980, рис. 198, 199, 200), поскольку после предварительного отворачивания атакующего при выходе на старт броска последующий поворот в сторону оказывается неустойчивым и не обеспечивает полноценного рывка

Рис. 4.61. Наклон рывком разноименной ноги изнутри

Рис. 4.62. Наклон захватом ног

Рис. 4.63. Наклон выхватом ног

Рис. 4.64. Наклон подножкой от отрыва ноги

Рис. 4.65. Наклон подсечкой от отрыва ноги

С целью усиления бросков в спортивной практике используются броски с собственным падением, к которым следует отнести наклон с боковой подножкой или зацепом голенью снаружи (О-сото-гаке – основное наружное падение в обрыв) (рис. 4.66).

Рис. 4.66. Наклон с боковой подножкой

Броски прогибаясь (тип «прогибы») («С») характеризуются тем, что атакующий бросает противника вперед за себя за счет работы мышц спины. Среди них имеются подотряды движений: «прогибом», «разворотом», «вращением», «разгибом».

Разгибы выполняются за счет предварительного наклона атакующего в момент первой фазы броска (входа в контакт с противником) и последующим разгибанием в позвоночнике. Сбрасывание оторванного от татами противника как правило проводится перед атакующим.

Рис. 4.67. Разгиб через плечи

Рис. 4.68. Разгиб захватом ног

Рис. 4.69. Разгиб переворотом

Рис. 4.70. Разгиб обратным переворотом

Вращения выполняются за счет предварительного сгибания атакующего (в момент сближения с противником в 1-й фазе) и последующего вращения вокруг своей продольной оси, не поднимая противника. Именно такой способ является классическим (Ката-гурума – плечевое колесо).

Рис. 4.71. Вращение через плечи (Ката-гурума – плечевое колесо)

Рис. 4.72. Продольное вращение при одноименной стойке

Рис. 4.73. Поперечное вращение при разноименной стойке

Прогибы (чистые прогибы) выполняются в основном за счет прогибания в позвоночнике при обязательном условии запрокидывания головы атакующего за себя. В противном случае работа мышц спины будет значительно нейтрализовываться мышцами – сгибателями позвоночника.

Рис. 4.74. Прогиб подъемом (Ура-наге – обратное метание)

Рис. 4.75. Прогиб с отрывом ноги и подсадом бедром и голенью изнутри, проведенный Ш. Чочишвили и принесший 1-ю для СССР золотую медаль на Олимпийских играх в Мюнхене (1968 год)

Классическое Уширо-госи (обратное бедро как подъем после подседа) практически является встречным контрприемом и формально к атакующей технике не относится.

Рис. 4.76. Прогиб подсадом бедром снаружи

Прогибы могут выполняться подхватом (с горизонтальным выбиванием бедра бедром (снаружи внутрь) (рис. 4.77 а), вертикальным подсадом голенью и стопой изнутри (рис. 4.77 б), подсадом голенью и стопой снаружи (рис. 4.77 в).

Рис. 4.77. Броски прогибом с подхватом (а) и вариантами подсадов (б, в)

Рис. 4.78. Прогиб подсадом стопой (Томое-наге – совместное метание)

Рис. 4.79. Прогиб отбивом бедра голенью изнутри

Рис. 4.80. Прогиб подсечкой (Тсу-ри-коми-аси-хараи). Стопа скользит параллельно татами и выбивает ногу противника по горизонтали

Развороты представляют собой комбинацию прогиба в позвоночнике с одновременным зашагиванием вокруг противника и вращением вокруг своей продольной оси. Они являются более легкими и результативными по сравнению с чистыми прогибами.

Рис. 4.81. Разворот (Ура-наге – обратное метание с акцентом на собственное вращение). Выполняется только с собственным падением

Рис. 4.82. Разворот подножкой на пятке

Рис. 4.82. Разворот сваливанием (в исполнении олимпийского чемпиона 1964 г. Исао Инокумы). Несколько видоизмененный захват за пояс на спине через одноименное плечо, привнесенный в мировое дзюдо школой советского самбо

Рис. 4.83. Разворот через стопу (Хиза-гурума – коленное колесо)

Рис. 4.84. Разворот подсечкой от отрыва ноги

Броски запрокидываясь (тип «запрокидывания») («D») выполняются путем опрокидывания противника назад, за себя, с предварительным поворотом атакующего в сторону, противоположную броску. Здесь важно запрокидывание головы атакующего во 2-й фазе броска после выхода с исходной позиции на стартовую.

Рис. 4.85. Запрокидывание подсадом (Усиро-госи – обратное подбивание)

Рис. 4.86. Запрокидывание подсечкой

Рис. 4.87. Запрокидывание зацепом стопой

Рис. 4.88. Запрокидывание подножкой на пятке

Рис. 4.89. Запрокидывание рывком разноименной ноги изнутри (при разноименной стойке)

Рис. 4.90. Запрокидывание захватом ноги накрест изнутри (при одноименной стойке)

Рис. 4.91. Запрокидывание зацепом стопой, заскакивая (при одноименной стойке)

Рис. 4.92. Запрокидывание обратным выхватом

Рис. 4.93. Запрокидывание через плечи

Рис. 4.94. Запрокидывание двойным подбивом

Рис. 4.95. Запрокидывание двойным зацепом

Рис. 4.96. Запрокидывание одноименным зацепом изнутри и захватом ноги снаружи

Рис. 4.97. Запрокидывание захватом руки под плечо

Рис. 4.98. Запрокидывание подсечкой от отрыва ноги накрест

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Техника захватов в дзюдо (Куми-Ката) – начало поединка

Захваты в дзюдо (куми-ката) – это первый контакт с противником. Поскольку это жизненно важная часть поединка, которую спортсмену необходимо правильно оценить, необходимо постоянно совершенствоваться в этом умении, тем самым увеличивая свои шансы на победу. В данной статье будут рассмотрены некоторые элементы техники захватов в дзюдо и способы ее улучшения.

 

 

Сила захвата в дзюдо

 

В первую очередь необходимо развить силу захвата, поэтому очень важно увеличивать силу рук с помощью упорных тренировок по отработке техники захватов, а также важно регулярно работать в тренажерном зале, по специальной программе, состоящей из упражнений для мышц рук.

 

 

Лазание по канату для развития силы захвата в дзюдо

 

Очень популярное и эффективное упражнение – лазание по канату. Это очень распространенное упражнение в дзюдо, поскольку оно не сложное, не требует специальных технических навыков и имеет некоторые параллели с дзюдо. Здесь очень важна ширина веревки, лучше всего, если она будет полностью имитировать ширину отворота кимоно вашего соперника во время поединка. Лазание по канату поможет выработать силу и силовую выносливость мышц предплечья, бицепсов, трицепсов, не говоря уже о широчайших мышцах спины.

Если подходить к выполнению этого упражнения разумно, то лазание по канату может быть очень эффективно и безопасно. Обязательно включите лазание по канату в свои тренировки и, непременно, попробуйте выполнить его в разных вариациях, например, не помогайте себе ногами, очень медленно слезайте вниз (эксцентрическое сокращение мышц – очень действенный метод), «прыгайте» по канату вверх – одновременно отрывайте обе руки, перехватывая их выше.

 

 

Техника захвата в дзюдо

 

Захват – это не только грубая сила, даже наоборот, главное здесь вовсе не сила. Как и в других компонентах дзюдо, сила дает преимущество, но техника не менее важна. Применение захвата – это начало поединка в дзюдо. Другими словами, чтобы начать бой нужно осуществить захват. Можно утверждать, что это важнейшая часть поединка.

Если вам не удастся взять удобный захват, вы окажетесь в невыгодном положении, противник получит преимущество в осуществлении своего захвата и поведет схватку по своему плану. Поэтому, если вы не работаете над техникой захватов, вы с самого начала поединка попадаете в затруднительное положение, и вам понадобится приложить намного больше усилий для того, чтобы одержать победу. А это вступает в противоречие с философией дзюдо, которое руководствуется принципом максимальной эффективности.

Хороший захват предоставляет надежную стартовую площадку для атаки, в дзюдо без правильного захвата невозможно совершить бросок. Продемонстрировать это очень легко: попробуйте совершить бросок без захвата, потом попробуйте бросить противника, сделав захват одной рукой, потом двумя. Вам все станет ясно.

Захват – это чрезвычайно важный тактический и стратегический элемент поединка, отчасти потому, что от этого зависит, кто из противников получит преимущество после осуществления захватов. Интересно отметить, что большинство спортсменов высшего уровня чаще всего в схватке используют ассиметричный захват кенка йотцу (справа налево и слева направо), нежели правый против правого. Ради удачного захвата в поединке высококлассным спортсменам приходится бороться с естественным преобладанием использования правой или левой руки.

 

Как спортсмен-дзюдоист, вы должны наблюдать и понимать технику захватов (куми-ката) и развивать собственные способы захватов. Это поможет не только выработать собственный стиль в дзюдо, но и противостоять технике захватов и бросков противника.

 

 

Как совершенствовать технику захватов в дзюдо?

 

  1. Для начала хорошо бы посмотреть, как спортсмены выполняют бросок, над которым работаете и вы. Особенно, если это спортсмены высшего уровня. Далее, вместо того, чтобы смотреть на бросок, перемотайте назад и обратите внимание, как они делают захват. Посмотрите, с какой руки они начинают захват, и за какую часть кимоно они захватывают. Изучите также захваты их противников, спросите себя, чего хочет достигнуть каждый из участников поединка.
  2. Возможно, вам понадобится изучить способ захвата с точки зрения механизма броска. Например, если вы совершаете Тай-Отоси (переднюю подножку), то какой захват лучше использовать, чтобы добиться кудзуси (выведения противника из равновесия)? Традиционный захват? Или, может, захват за нижнюю часть рукава и верхнюю часть отворота? Или наоборот?
  3. Попробуйте пойти от обратного: сначала решите, какой бросок вам необходимо выполнить, а после этого проработайте все варианты и выберите наиболее удобный для этого броска захват, а, главное, способы того, как этого захвата добиться в условиях поединка. Нужно ли захватить противника сразу за отворот или сначала захватить за рукав, а потом за отворот? Разработайте схему и испытайте ее на практике. Отметьте, на каком этапе оппонент начинает вам противодействовать, и подстраивайтесь соответствующим образом.
  4. Кроме того, вам будет полезно знать, что при взятии захвата оппонент дает вам подсказку о броске, ведь определенные захваты эффективны для определенных бросков. Поэтому, если вы успеете распознать схему захвата, это предупредит вас о типе броска, который собирается осуществить противник. Это похоже на шахматы, где для каждого вида дебюта (начала шахматной партии) разработаны соответствующие контрмеры. В дзюдо это тоже работает. Существует множество хорошо известных схем захватов и столько же способов их отразить: пришло время научиться некоторым из них.

 

Как спортсмен-дзюдоист, вы можете использовать силу и силовые приемы, однако, если вы не знаете как, когда и который из них применить, то никогда не достигнете всего, на что способны. Технику захватов в дзюдо нужно постоянно изучать, изучать и изучать. Надо знать базовые «дебюты», уметь им противостоять и отражать их.

Техника борьбы дзюдо и самбо. Каталог статей

​Борьба самбо. Дзюдо.

Каллиста фильм предлагает всем интересующимся техникой борьбы самбо и дзюдо тематические статьи о технике бросков и борьбы лёжа. Из них вы сможете узнать, как выполнять приёмы, какие бывают приёмы, какие бывают комбинационные действия. Так же мы расскажем о захватах, о выведении из равновесия, о приёмах само страховки, о дополнительных упражнениях по борьбе самбо и дзюдо. Темы могут быть самые разнообразные. Что бы быстро перейти к напечатанной теме вы можете воспользоваться этой таблицей.

Статьи о борьбе самбо.Статьи о дзюдо.

  • Техника борьбы самбо. Боковой переворот. Техника борьбы самбо. Разбор броска боковой переворот. Данный приём относится к приёмам выполняемым в стойке на ногах. К группе приёмов выполняемых в основном руками. Существуют разные варианты исполнения.Один из вариантов вы можете увидеть ниже. 1. Боковой переворот. Исходное положение для… Читать полностью…
  • Дзюдо. Что нужно знать о выведение из равновесия. Выведение из равновесия это дополнительное движение руками, ногами и корпусом, которое ставит партнёра в неуравновешенное положение и облегчает выполнение задуманного броска. Это движение является началом, его продолжением и завершением броска. В основном оно выполняется за счёт движения рук и… Читать полностью…
  • Приёмы борьбы самбо. Видео уроки для начинающих. Приёмы и техника борьбы самбо. Техника борьбы самбо состоит из приёмов выполняемых в стойке (броски) и приёмов выполняемых лёжа ( болевые приёмы, удержания). Здесь вы увидите приёмы (броски) в исполнении заслуженного Мастера Спорта России Мартынова Михаила Геннадьевича. Вот его результаты. Чемпион мира – 2001… Читать полностью…
  • Техника борьбы самбо. Бросок мельница с колен. Техника борца самбиста. Бросок мельница с колен. Этот бросок применяться в атакующей и контр атакующей манере. Он одинаково эффективен, как приём атаки и ответный приём на атаку соперника. Приём комбинируется с подсечками. Выполняется в основном за счёт корпуса. Давайте рассмотрим фазы броска. Исходное… Читать полностью…
  • Уроки дзюдо для начинающих. Техника удержаний. Уроки дзюдо для начинающих. Техника удержаний. Информация для тренера дзюдо. Введение. Начиная заниматься дзюдо все новички в первую очередь изучают приёмы борьбы лёжа из раздела удержаний. Изучают эти приёмы в самом начале по следующим причинам. Во первых это самый безопасный приём в дзюдо. Во… Читать полностью…
  • Техника борьбы самбо. Бросок боковой переворот. Техника борца самбиста. Бросок боковой переворот. Данный бросок может применяться в атакующей и контр атакующей манере. Он одинаково эффективен, как приём атаки и как ответный приём на атаку соперника. Приём выполняется в основном за счёт рук. Давайте рассмотрим фазы броска. Исходное положение для… Читать полностью…
  • Дзюдо. Самый необычный бросок через спину. Бросок через спину в котором обязательно нужно согнуться. В этой статье мы продолжаем рассказывать о южно корейском дзюдоисте Jeon Ki-young. Первую статью вы можете посмотреть здесь (Феномен корейского дзюдо. Jeon Ki-young. Часть 1. Бросок через спину.) Предлагаем вам новый бросок через спину, о…

БРОСОК ЧЕРЕЗ СПИНУ. МАСТЕР-КЛАСС ПО ДЗЮДО ОТ ЗАСЛУЖЕННОГО МАСТЕРА СПОРТА АЛИМА ГАДАНОВА. ТЕХНИКА, ЗАХВАТЫ, НЮАНСЫ

Этот развернутый мастер-класс заслуженный мастер спорта Алим Гаданов посвятил подробному разбору выполнения одного из красивейших и эффективнейших бросков – броску через спину с колен.

Это, по мнению, Гаданова один из надежнейших приемов, с которых противнику крайне сложно контратаковать.

Этим броском владеют все настоящие мастера дзюдо. Особенно в более легких весовых категориях. Можно сказать, что бросок с колен через спину – визитная карточка «мухачей». Но необходимо им владеть и более тяжелым спортсменам.

Если ваш противник хорошо владеет этим броском, то считайте, что у вас проблемы. Остается или падать, или получать наказание от судьи. Соответственно, если вы им владеете, то проблемы будут у вашего соперника.

Бросок через спину с колен с одностороннего захвата.

Подготовка.

Здесь крайне важно заставить противника встать в фронтальную стойку. Для этого противника надо или «завести», или заставить противника убрать назад переднюю ногу.

Важно!

Первое. Пока вы перевели противника во фронтальную стойку, бросок проводить НЕЛЬЗЯ. Тут или травма будет, или на контратаку нарветесь.

Второе. Идти нужно в противника, под него и к одноименной захвату ноге.

Третье. Нельзя начинать в момент броска вставать. Это дает противнику шанс уйти от броска.

Четвертое. Не надо тащить противника на себя. Надо войти в бросок, подсесть под противника, а не тянуть его на себя.

Пятое. Направление вашего взгляда. Да, будете смотреть не в ту сторону, бросок не получится. Смотреть надо в сторону вашего движения, в сторону броска. Тогда автоматически у вас и руки, и все тело пойдет по правильной траектории.

В результате, если выполнять бросок правильно, ИППОН и ЧИСТАЯ ПОБЕДА вам обеспечены.

О том, как правильно взять захват, какие для этого есть финты в другом мастер-классе Алима Гаданова.

Продолжение уроков с Алимом Гадановым следует!

Данный мастер-класс создан «Национальной школой плавания» в рамках проекта Министерства промышленности и торговли РФ и Ассоциации производителей и экспертов отечественных спортивных товаров и оборудования «Промышленность и Спорт».

Основы дзюдо: ваза (техники) | Дзюдо Канал

Техники дзюдо делятся на три основные категории: нагэ ваза (техники метания), катаме ваза (техники захвата и атеми ваза (удары по жизненно важным точкам).
Наге вадза многочисленны и разнообразны, их цель — вывести из равновесия позу противника. и бросить соперника на пол.

Нагэ ваза (Метательные техники)

Нагэ ваза можно разделить на два основных типа: тати ваза (техники стоя) и сутеми ваза (техники жертвоприношения).Тати ваза далее делятся на группы «те ваза» (техники рук), «коши ваза» (техники бедра) и «аши вадза» (техники ног / ног), а сутеми ваза далее делятся на «ма». группы sutemi waza «(передние жертвоприношения) и» yoko sutemi waza «(боковые жертвоприношения). Хотя во всех этих техниках используются руки, бедра и ступни, названия техник взяты из той части тела или действия, которое является центральным для движения. Основные ваза нагэ показаны ниже.
* В этих пояснениях человек, применяющий технику, обозначен как «тори», а человек, получающий технику, обозначен как «укэ».

Ippon-seoi-nage (бросок одной рукой через плечо) [Tachi waza -> Te waza]
Тори нарушает равновесие укэ, выталкивая его прямо вперед. Вставив правую руку под подмышку уке, Тори разворачивается на правой ноге, опираясь спиной на уке. Затем Тори опускает правое плечо и закидывает уке через плечо круговыми движениями.
Хараи гоши (Широкий бросок бедра) [Тачи ваза -> Коши ваза]
Тори нарушает равновесие укэ, потянув вперед и вправо.Затем Тори вращается так, чтобы его бедра касались уке, и правой ногой отрывает от пола правую ногу, несущую вес уке, и, наконец, перебрасывает уке через бедро.
Осото-гари (Большой внешний урожай) [Тачи ваза -> Аши ваза]
Тори нарушает равновесие укэ, отталкивая его назад, затем Тори использует правую ногу, чтобы оторвать несущую вес правую ногу укэ от пола диагональным движением сзади.
Оучи-гари (Большой внутренний урожай) [Тачи ваза -> Аши ваза]
Тори толкает Уке прямо назад или назад и влево, затем помещает правую ногу за левую ногу УКЭ (на уровне колена) и отрывает левую ногу УКЭ от пола, чтобы бросить его вниз.
Ути мата (бросок с охватом внутренней стороны бедра) [Тачи ваза -> Аши ваза]
Тори нарушает равновесие УКЭ, вытягивая его прямо вперед, затем засовывает ногу глубоко за внутреннюю поверхность левого бедра УКЭ и отрывает ее от пола правым бедром.
Томоэ нагэ (Круговой бросок) [Сутеми ваза -> Ма сутэми ваза]
Тори нарушает равновесие УКЭ, вытягивая его прямо вперед, затем принимает позу лежа на спине (лицом вверх) между ног УКЭ, прижимая подошву одной ступни к области живота УКЭ.Затем Тори переносит тело Уке через голову этой ногой, тем самым бросая УКЭ на пол.

Катамэ ваза (Приемы борьбы)

Катамэ ваза состоит из техник удержания, удушения, скручивания суставов, контр-сгибания и т. Д., Предназначенных для ограничения свободы передвижения противника. Эти техники делятся на три группы: «Осаэ ваза» (техники удержания), «Шимэ ваза» (техники удушения) и «Кансэцу ваза» (техники блокировки суставов).Основные «Катамэ ваза» (техники захвата) описаны ниже.

Кеса Гатаме (Держатель для шарфа) [Осаэ ваза]
Тори лежит на боку над лежащим на спине телом УКЭ, держа руку УКЭ в подмышке, а другой рукой обнимая его за шею. Расставив ноги, Тори удерживает УКЭ в этой позе.
Ками сихо гатаме (верхняя четверка угловых удержаний) [Осаэ ваза]
Тори лежит лицом вниз, положив верхнюю часть тела на грудь или живот лежачего УКЭ.В этой позе Тори прижимает обе руки УКЭ к бокам, таким образом эффективно удерживая УКЭ.
Нами-дзюдзи-джимэ (Обычное удушение) [Шимэ ваза]
Со скрещенными руками Тори хватает Уке за воротник с двух сторон, тем самым задушив его.
Удэ хисиги дзюдзи гатамэ (Крестовый замок) [Кансетсу ваза]
Тори лежит на спине, хватаясь за одно из запястий Уке обеими руками, и двумя бедрами надрезает верхнюю часть захваченной руки. Рука тянется, чтобы чрезмерно разогнуть локоть или плечо.

Ate waza (Ударные техники)

«Атэ ваза» (или «Атеми ваза») состоит из ударных маневров (кистью, пальцами, краем руки, локтем, коленом, ступней и пяткой), направленных на жизненно важные точки противника. Из-за своей опасной природы Ате ваза не используются на соревнованиях или в обычных тренировках.

.

Глоссарий терминов дзюдо ваза (техники) | Дзюдо Канал

Judo Channel Японский
  • ТОП
  • Словарь терминов дзюдо
  • Глоссарий терминов дзюдо ваза (техники)

Глоссарий терминов дзюдо ваза (техники)

67 Нагэ ваза (Метательные техники)

15 Те ваза (Техника рук)
Сео-нагэ (бросок через плечо)
Тай-отоси (падение тела)
Ката-гурума (Плечо)
Sukui-nage (Черпающий бросок)
Уки-отоси (Плавающая капля)
Суми-отоси (Угловой спуск)
Оби-отоси (Пояс)
Сео-отоси (Плечо)
Яма-араши (Бросок горной бури)
Мороте-гари (Жатка двумя руками)
Кучики-таоши (падение одной рукой)
Кибису-гаеши (пятка)
Ути-мата-сукаси (броски для жатвы с внутренней стороны бедра)
Коучи-гаэси (Малый внутренний счетчик бросков жатки)
Ippon-seoi-nage (бросок через плечо одной рукой)
11 Коши ваза (техника бедра)
Уки-гоши (Плавающий бросок от бедра)
О-гоши (Большой бросок от бедра)
Koshi-guruma (бедренное колесо)
Цурикоми-гоши (бросок от бедра)
Harai-goshi (Размах бедер)
Цури-гоши (Бросок от бедра)
Hane-goshi (бедренная пружина)
Уцури-гоши (бедра)
Уширо-гоши (бросок через бедро)
Daki-age (Высокий подъем)
Содэ-цурикоми-гоши (Бросок от бедра и подъема рукава)
21 Аши ваза (Техника ступней / ног)
Де-аши-бараи (-хараи) (взмах ногой вперед)
Хидза-гурума (Колено)
Сасэ-цурикоми-аши (бросок с опорой на стопу)
Осото-гари (Большой внешний жатву)
Ути-гари (Большая внутренняя жатка)
Косото-гари (Малая внешняя жатка)
Кучи-гари (Малая внутренняя жатка)
Okuri-ashi-barai (-harai) (Подметание ног)
Ути-мата (Бросок жатки с внутренней стороны бедра)
Косото-гаке (Малый внешний крючок)
Аши-гурума (Ножное колесо)
Harai-tsurikomi-ashi (Лифт-тяга для ног)
O-guruma (Большое колесо)
Осото-гурума (Большое внешнее колесо)
Осото-отоси (Большая внешняя капля)
Цубамэ-гаэси (счетчик ласточек)
Осото-гаэси (Большой внешний счетчик бросков жатвы)
Оути-гаэси (Большой внутренний счетчик бросков жатки)
Hane-goshi-gaeshi (счетчик бедренной пружины)
Harai-goshi-gaeshi (счетчик подметания бедра)
Ути-мата-гаеши (счетчик бросков внутренней стороны бедра)
5 Ma sutemi waza (Техника жертвоприношения лежа на спине)
Томоэ-нагэ (Круговой бросок)
Суми-гаеши (Угловой)
Ура-нагэ (Бросок назад)
Хикикоми-гаеши (Жертвенный бросок с опусканием вниз)
Тавара-гаеши (Мешок с рисом)
15 Йоко сутеми ваза (техники бокового жертвоприношения)
Ёко-отоси (Боковое падение)
Тани-отоси (Капля Долины)
Hane-makikomi (Пружинный бросок с запахом)
Сото-макикоми (Бросок с заворачиванием наружу)
Уки-ваза (Плавающий бросок)
Йоко-Вакаре (Боковое разделение)
Yoko-guruma (Боковое колесо)
Йоко-гаке (Боковое падение тела)
Daki-wakare (Задний оборот багажника)
Ути-макикоми (внутренний бросок с завихрением)
Осото-макикоми (Большой бросок с запиранием снаружи)
Ути-мата-макикоми (Броски с обхватом внутренней стороны бедра)
Harai-makikomi (Броски с разворотом от бедра)
Кавадзу-гаке (падение на одной ноге) Это запрещенная ваза.
Кани-басами (Метание ножниц) Это запрещенная ваза.

29 Катамэ ваза (Приемы борьбы)

7 Осаэ коми ваза (Техника удержания)
Kuzure-kesa-gatame (Модифицированная фиксация шарфа)
Ката-гатаме (опора за плечи)
Ками-шихо-гатамэ (Верхний четырехугольный захват)
Кудзуре-ками-шихо-гатамэ (Модифицированный верхний четырехугольный захват)
Ёко-шихо-гатамэ (боковая фиксация за четыре угла)
Тате-шихо-гатамэ (Прямой четырехугольный захват)
Кеса-гатаме (Фиксатор шарфа)
12 Шимэ ваза (техники удушения)
Нами-дзюдзи-джимэ (обычное удушение)
Гяку-дзюдзи-джимэ (обратное удушение)
Ката-дзюдзи-джимэ (удушение полукрестом)
Хадака-дзимэ (Обнаженная задушить)
Окури-эри-дзимэ (Удушающий ошейник)
Kataha-jime (Однокрылое удушение)
Содэ-гурума-дзимэ (Гильза колеса задушит)
Kata-te-jime (Удушение одной рукой)
Рё-тэ-дзимэ (удушение двумя руками)
Цуккоми-дзимэ (Удушающий удар)
Санкаку-дзимэ (Треугольное удушение)
До-джимэ (Ножницы для тела) Это запрещенная ваза.
10 Kansetu waza (шарнирные замки)
Удэ-гарами (Замок запутанного рычага)
Удэ-хишиги-дзюдзи-гатамэ (Крестовый замок)
Удэ-хишиги-удэ-гатамэ (Замок на руку)
Удэ-хишиги-хидза-гатаме (Замок колена)
Удэ-хишиги-ваки-гатамэ (Замок для подмышек)
Удэ-хишиги-хара-гатаме (Запор желудка)
Удэ-хишиги-аши-гатаме (Замок ноги)
Удэ-хишиги-те-гатамэ (Ручной замок)
Удэ-хишиги-санкаку-гатаме (Треугольный замок)
Аши-гарами (Замок запутанной ноги) Это запрещенная ваза.
Банкноты
1. «Макура кеса гатаме» (удержание за шарф-подушку) и «уширо кеса гатаме» (перевернутое удержание за шарф) — это разговорные термины. Официальное название этих зацепов — «Кузуре-кеса-гатаме» (модифицированная опора за шарф).
2. Префикс «Кудзуре» (измененный) используется только с «Кеса» (шарф) и «Ками шихо» (верхний угол). Он не используется с «Ёко-шихо-гатаме» (боковой хват с четырьмя углами), «татэ-сихо-гатаме» (прямой четырехугольный захват) и «ката-гатаме» (удержание на плече).
3. Сокращенные названия «Дзюдзи-гатаме» (крестообразный замок) и «Удэ-гатаме» (замок руки). Их официальные названия — «Удэ хисиги дзюдзи гатаме» (Крестовый замок), «Удэ-хишиги-удэ-гатаме» (Замок руки).
Вернуться в «Глоссарий терминов дзюдо»
  • Всеяпонская федерация дзюдо
    Жетон
    и Всеяпонская федерация дзюдо («Зенджурэн»)
  • Обучение дзюдо
    История дзюдо
    Основы дзюдо
    Жизнь Дзигоро Кано
  • Справочные материалы по дзюдо
    Глоссарий терминов по дзюдо
    Зал славы Кодокан
    Организации, связанные с дзюдо
    Правила судейства на соревнованиях Кодокан по дзюдо
    Правила судейства на соревнованиях Международной федерации дзюдо (IJF)
    Судейский регламент
  • Информация по дзюдо
    Дзюдоист
    Дзюдо в современном мире
  • Госуке Гота

АВТОРСКИЕ ПРАВА (C) TOKEN CORPORATION ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.

.

техник — Дзюдо — Виртуальная культура — Kids Web Japan


Методы
Броски

Техника рук и рук

Seoi nage (бросок через плечо)
Бросок через плечо — самая популярная техника в дзюдо. Есть два типа: бросок через плечо двумя руками и бросок через плечо одной рукой. Бросок двумя руками включает в себя поворот и подъем вашего противника на спину, удерживая его обеими руками за дзюдоги и перебрасывая его через плечо.В технике одной рукой вы перебрасываете противника через плечо, держа руки на одной из рук противника. Тошихико Кога, золотой медалист в весовой категории до 71 килограмма среди мужчин на Олимпийских играх в Барселоне 1992 года, и Риоко Тамура, золотой медалист в весовой категории до 48 кг среди женщин на Олимпийских играх 2000 года в Сиднее, оба очень хороши в бросках с плеч. Если вы опускаете одно или оба колена на коврик перед тем, как бросить противника, это движение называется сой отоси (опускание плеча).

Техника ног

Osoto gari (развертка наружной ноги)
Это стандартный способ бросить противника ногами.Вы выталкиваете противника из равновесия и выталкиваете ногу, поддерживающую вес его тела, из-под него. Синъити Шинохара, серебряный призер Олимпийских игр в Сиднее в весовой категории свыше 100 кг среди мужчин, известен своим осото гари. Если вы правильно воспользуетесь этой техникой, это может стать решающим шагом. Есть много разновидностей осото-гари.

Учимата (внутренняя поверхность бедра)
В этом броске вы притягиваете противника к себе, вставляете ведущую ногу между его ног и пинаете одного из них изнутри, когда вы поворачиваете его тело.Хидехико Йошида, золотой призер Олимпийских игр в Барселоне 1992 года в весовой категории до 78 кг, и Давид Дуйе, золотой медалист в весовой категории свыше 95 кг на Играх в Атланте и в весовой категории свыше 100 кг на Олимпийских играх 2000 года в Сиднее, оба являются мастерами. этого броска.

Методы жертвоприношения

Томоэ нагэ (бросок в живот)
Техника жертвоприношения подразумевает умышленное погружение, чтобы опрокинуть противника. В томоэ нагэ вы падаете на спину, ставите ногу ему на живот и перекидываете через голову.Россиянин Тамерлан Тменов набрал очки против японца Шиничи Шинохара с помощью этой техники в полуфинале мужских весовых категорий свыше 100 кг на Играх в Сиднее, но в итоге проиграл матч.

Техника бедра

Хараи гоши (широкий бросок от бедра)
В этом броске вы притягиваете противника к себе, поворачиваясь корпусом, прижимая его к себе на бедро и отводя его ноги. Если вы держите руку оппонента сбоку во время подметания, это становится хараи макикоми (подметание), при котором вы бросаете оппонента, обхватив его тело.

Трюмы

Методы закрепления

Yokoshiho katame (удержание в четырех направлениях)
Эта типичная техника закрепления заключается в том, чтобы удерживать противника на спине, обхватив его одной рукой за плечо, а другой — между ног. Прижимая свою грудь к груди оппонента, они сужаются с четырех сторон. Киоко Наразаки, серебряный призер Олимпийских игр в Сиднее в весовой категории до 52 кг, очень хороша в этой технике.

Шарнирные замки

Удэ хишиги дзюдзи гатаме (перекрестный захват руками)
Это наиболее часто используемый замок. Когда ваш противник лежит на спине, вы садитесь рядом с ним и держите одну из его рук, прижимая его верхнюю часть тела бедрами и сгибая его локоть в обратном направлении. Если они будут терпеть такое удержание, это может привести к сломанной руке или повреждению связок, поэтому эта техника вынуждает их подчиняться. Другие техники закрепления включают использование ваших ног, а также шеи и плеч для удержания руки противника.

Все иллюстрации взяты из книги «ИЛЛЮСТРАЦИИ БОЕВЫХ ИСКУССТВ И СПОРТА В ЯПОНИИ», опубликованной Japan Travel Bureau, Inc .; иллюстратор Масаки Мацусита.




.

Удушающие удушающие приемы дзюдо (shimewaza) — удушающие приемы

«Различные удушающие приемы для разных людей»

Нил Оленкамп

Практика удушения и удушения — это тонкое искусство, которое требует большего внимания к деталям, чем многие другие навыки в дзюдо . Тем не менее, большинство текстов по дзюдо мало помогает сознательному ученику в тонкостях удушения и удушения. Большинство на самом деле подразумевает, что любое давление на шею, заставляющее противника сдаться, является хорошим удушением.

Например, общее описание удушающих приемов в Кодокан Дзюдо , разработанное Дзигоро Кано, звучит так: «вы используете руки, руки или ноги на воротнике или лацканах противника, чтобы оказать давление на его шею или горло». Это прекрасное всеобъемлющее руководство по дзюдо не определяет, где на шее должно быть применено давление, или самая важная цель этих техник, которая заключается в подавлении агрессивных противников с временным бессознательным состоянием.

В практике дзюдо есть три основных способа удушения или удушения противника, а также некоторые их комбинации:

  1. Сдавление сонных артерий на одной или обеих сторонах шеи, ограничивающее поток крови и кислорода. мозг.
  2. Сжатие дыхательного горла (трахеи), останавливающее или уменьшающее поток воздуха в легкие.
  3. Сжатие грудной клетки и легких, не позволяющее противнику вдохнуть (часто используется во время техники закрепления).

Эти методы иногда отличаются разными терминами и могут называться удушением, удушением, выкручиванием или замком шеи. Однако они сгруппированы вместе в класс техник борьбы, называемый шимэ ваза . Shime означает сужение, а waza означает технику, поэтому в эту группу техник входит сужение.Английский термин «удушение» в дзюдо технически относится к сужению или закупорке трахеи, которая препятствует дыханию, а «удушение» технически означает сжатие артерий для предотвращения попадания крови в мозг. Тем не менее, в этой статье и в большинстве занятий дзюдо термин «удушающие приемы» является синонимом всех видов симэвадза.

Все эти методы необходимо применять на практике, и они могут быть полезны в различных ситуациях. Однако первый метод удушения (удушение) особо подчеркивается в дзюдо и чаще всего преподается в классах дзюдо по всему миру.Сжатие сонных артерий желательно, потому что оно требует наименьшего усилия, является самым быстрым из способов удушения, наиболее универсально эффективно против всех противников и в наибольшей степени соответствует принципу эффективности дзюдо: «максимальный эффект при минимальном усилия ». Медицинские тесты показали, что давление, необходимое для закупорки артерий, в шесть раз меньше, чем давление, необходимое для сжатия дыхательных путей. Непосредственное прекращение кровоснабжения головного мозга также приводит к потере сознания примерно в шесть раз быстрее, чем косвенное уменьшение количества кислорода в головном мозге за счет ограничения дыхания или потока воздуха в легкие.

Удушение сонной артерии также более безопасно и менее болезненно, чем другие методы удушения, что упрощает их применение и позволяет приобрести достаточные навыки, чтобы быть уверенным в их применении. Это не только делает их более эффективными, но и делает их более совместимыми с другим принципом дзюдо — «взаимное благополучие и выгода». Искусно выполненная техника даст ученику дзюдо возможность потерять сознание или подчиниться с небольшой болью или предупреждением для человека, получающего технику.

Хорошая удушающая хватка должна привести противника в бессознательное состояние без травм или значительной боли за считанные секунды, независимо от того, кем является противник. Самые основные требования для применения такого эффективного удушения:

  • Убедитесь, что ваше собственное тело всегда имеет полную свободу действий, чтобы вы находились в наилучшем положении для техники, которую собираетесь использовать, и были достаточно гибкими, чтобы иметь возможность отвечать на попытки оппонента убежать. Ваше положение должно быть устойчивым, чтобы при применении техники можно было задействовать все тело.
  • Приведите своего противника в положение, в котором ему труднее всего оказать сопротивление, и контролируйте все его действия. Ваш противник должен быть нестабильным и находиться под вашим максимальным контролем. Очень часто это означает вытягивание тела противника назад.
  • Тренируйте руки для точного удержания в тот момент, когда вы начинаете технику, заставляйте удушение работать за очень короткое время, и как только вы начнете давление, воздержитесь от постоянного отпускания, чтобы отрегулировать свое положение.Ваши приемы будут иметь гораздо больший эффект, если вы твердо решите не позволять противнику уйти, а продолжать до конца, не расслабляясь. Требуется постоянство давления, а не чрезмерная сила. Чрезмерная зависимость от силы может указывать на дефект техники, поскольку требуется очень небольшое давление, чтобы сжать артерию и потерять сознание.

Целые книги могут быть написаны по ключевым моментам и деталям удушающих приемов. Студенты дзюдо всего мира модифицируют и совершенствуют эти техники на протяжении столетия, проверяя их на соревнованиях, столь же жестких и серьезных, как олимпийские соревнования.Они разработали множество вариаций в деталях того, как лучше всего использовать ноги, бедра, грудь, голову, руки и руки, чтобы максимизировать эффект удушения. В некоторых случаях руки и руки могут использовать отворот, как если бы это была тонкая веревка, обхватывающая горло, в других они могут закручиваться или сильно вращаться в шее, а в третьих они могут тянуть или толкать, оказывая давление непосредственно на шею. каротидный треугольник или трахея. Даже один и тот же базовый удушающий прием можно эффективно применять разными способами в зависимости от положения, относительного размера и движения противника, а также от тренировок, сил и предпочтений человека.

Подробное объяснение техники выходит за рамки данной статьи, но в качестве краткой справки некоторые из основных удушающих удушающих приемов Кодокан Дзюдо: воротники с большим пальцем внутрь.

  • Gyaku juji jime или обратный поперечный замок спереди с пальцами внутрь.
  • Ката дзюдзи дзимэ или полукрестообразный замок с захватом одной руки и большим пальцем внутрь.
  • Хадака джиме или голый замок, применяемый сзади, предплечье поперек горла.
  • Mae hadaka jime или передний голый замок (иногда называемый гильотиной).
  • Okuri eri jime или скользящий замок воротника, применяемый сзади, когда одна рука охватывает шею, захватывая воротник, а другая рука достигает противоположного воротника под рукой.
  • Kataha jime или одностворчатый замок сзади с одной рукой за шею до воротника, а другой рукой под рукой и за шеей.
  • Katate jime или удушение одной рукой спереди или сбоку через горло до воротника.
  • Ryote jime или удушение двумя руками спереди, хватаясь за воротник большими пальцами внутрь и поворачивая кулаки по бокам шеи.
  • Sode guruma jime или дроссельная заслонка с втулкой колеса спереди, охватывая заднюю часть шеи одной рукой, а другой — спереди, хватаясь за рукава.
  • Tsukkomi jime или дроссель с уколом спереди, захватывая лацкан и давя кулаком прямо в шею сбоку.
  • Дзигоку дзимэ (адское удушение) сзади с одной ногой и одной рукой через горло, в то время как другая нога и рука контролируют руки противника.
  • Санкаку дзимэ или удушающий треугольник спереди, используя ноги в положении «четверка» вокруг шеи и руки.
  • Правила безопасности Технике удушья должен обучать и контролировать квалифицированный инструктор. Поскольку программа дзюдо всегда содержала более хорошо разработанные приемы удушения, чем любое другое боевое искусство, и они практикуются в реальных соревновательных ситуациях, инструкторы по дзюдо обычно имеют большой опыт в правильном применении удушающих приемов.Дзюдо хорошо известно «удушающим приемом дзюдо», но многие другие боевые искусства сейчас обучают удушающим приемам без богатого опыта и знаний, которыми обладает большинство экспертов по дзюдо. Удушение потенциально опасно, и к нему следует относиться серьезно. Как преподают в дзюдо, они представляют собой кратковременные временные недееспособные техники, правильное выполнение которых должно быть совершенно безвредным. Приемы удушения в дзюдо использовались в классах дзюдо и на тысячах турниров по дзюдо по всему миру на протяжении более 100 лет без каких-либо смертельных случаев.Только при уделении должного внимания безопасности и контролю этот учет может быть сохранен.

    Следует проявлять осторожность при обучении удушению детей, чья физиология отличается и от природы менее развита, чем взрослые. На большинстве турниров по дзюдо в США удушение не разрешено детям младше 13 лет. Детей, приближающихся к этому возрасту, можно подготовить, изучив основные удушающие приемы с побегами и защитами, всегда под строгим присмотром. Ощущение того, что на практике к вам применяются различные удушающие приемы, и понимание того, когда их сдавать, является важной формой подготовки к турниру и обучения тому, как душить других.В этом очень молодом возрасте и фактически для начинающих любого возраста акцент должен быть сделан на распознавании эффекта удушья и защите себя, при этом всегда избегая чрезмерного давления и потери сознания на практике.

    Удушение можно практиковать как стоя, так и на земле, но земля по своей природе более безопасна. Применяя удушение стоя с целью получить полный эффект, вы должны понимать, что жертва не сможет оставаться стоять.На турнирах и тренировках человека, которого задушили, всегда следует немедленно опускать на землю для лучшего контроля и предотвращения случайного падения, которое могло бы травмировать спортсмена, когда он потеряет сознание.

    Умение бросить курить — важная часть тренировки, позволяющая избежать риска ненужных периодов потери сознания. Хотя дзюдоисты не должны отказываться от возможности избежать удушения, они также должны быть обучены своевременно сдаваться, когда это необходимо, распознавая, когда поражение неизбежно, а дальнейшее сопротивление приведет к потере сознания.Как только вы позволяете душить себя без сознания, ваша жизнь буквально в руках вашего противника, и практика любого боевого искусства требует, чтобы ученик научился избегать этого состояния крайней беспомощности. Поскольку говорить, когда вас душат, практически невозможно, универсальным сигналом для подчинения является многократное постукивание противника или мата.

    Самым важным правилом безопасности при применении удушающей техники является немедленное ослабление давления, когда противник подчиняется. При применении удушения нужно быть достаточно чувствительным и иметь достаточный контроль над противником, чтобы распознать, когда он или она теряет сознание, чтобы вы могли немедленно сбросить давление. Потеря сознания может быть легко обнаружена по внезапному отсутствию сопротивления и в целом ощущению вялости тела противника, а также по цвету лица и закрывающимся глазам. Иногда, если удушение удерживается слишком долго, могут начаться судороги, но последствия удушения обычно следует распознать раньше при надлежащей тренировке и наблюдении.

    Методы реанимации (Каппо) Немедленно отпустите пострадавшего и уложите его или ее плашмя, чтобы кровь могла естественным образом течь обратно в мозг. Положив пострадавшего на бок, положив голову на руку, вы предотвратите аспирацию рвоты и при необходимости облегчите дыхание. Внимательно наблюдайте за пострадавшим, чтобы убедиться, что дыхательные пути открыты и пострадавший дышит. Противник обычно приходит в сознание самопроизвольно и невредим. Если спортсмен не приходит в сознание в течение 20–30 секунд и не реагирует на ваши попытки оживить его, следует немедленно обратиться за медицинской помощью.

    Инструкторы по дзюдо должны пройти обучение и пройти курс СЛР для использования в случае дыхательной или другой чрезвычайной ситуации. Даже без удушения дзюдо — это тяжелая физическая нагрузка, сопряженная с определенными рисками, к которой инструктор должен быть готов. Попробуйте разбудить пациента голосовыми или физическими стимулами, такими как постукивание или крик. Проверьте дыхание, поднесите лицо ко рту пациента и посмотрите на грудь, прислушиваясь к воздухообмену и чувствуя дыхание. Держите дыхательные пути открытыми и начните искусственное дыхание, если дыхание не происходит.Если пульс отсутствует, начните массаж грудной клетки.

    Есть много старых традиционных методов реанимации, которые также могут помочь пострадавшему выздороветь. Если результат менее чем желательный, эти меры могут быть не оправданы в судах США. Обычно их заменяет СЛР, основанная на более современных медицинских знаниях. Спортивные тренеры и медицинские работники в США широко признают СЛР в качестве надлежащей реакции на неотложную медицинскую помощь. Тем не менее, традиционные формы реанимации считаются передовыми методами дзюдо, и инструкторы могут пожелать изучить их, чтобы завершить свое обучение в исторических целях или для использования в особых обстоятельствах.

    К традиционным методам реанимации относятся:

    • Прямой массаж каротидного треугольника на шее для вскрытия спавшейся артерии или для стимуляции сонного синуса вручную.
    • Методы оказания помощи жертве в пробуждении и сосредоточении внимания, такие как удары жертвы, удары по подошве стопы или крик.
    • Способы стимулирования или имитации дыхания посредством массажа грудной клетки или диафрагмы, расширения и сжатия легких. Три таких метода Кодокан Дзюдо — это Сасой Кацу, индуктивный метод, Эри Кацу, метод отворота, и Со Кацу, составной метод.

    Кодокан обучает Сасои Кацу с пациентом, сидящим перед вами. Согните правое колено сзади и прижмите коленную чашечку к позвоночнику пациента. Разведите пальцы и положите руки на его или ее нижнюю часть груди, засовывая пальцы под нижние ребра. Оттянитесь назад, как если бы ребра раскрылись в обе стороны, перенесите вес на плечи, чтобы согнуть тело назад, и надавите правым коленом. Это втянет воздух в легкие. Когда ребра раскроются до упора, отпустите их.Воздух будет выдыхаться из легких. Повторите процесс медленно и регулярно. Для традиционного Эри Катсу встаньте на колени справа от жертвы и поддержите его или ее верхнюю часть тела, обхватив левой рукой плечо. Положите ладонь правой руки на живот чуть выше пупка и надавите на солнечное сплетение или ямку живота. Это заставит диафрагму подняться, вытесняя воздух из легких. Подкрепите движение, наклонив верхнюю часть тела вперед левой рукой. Осторожно ослабьте давление, чтобы воздух попал в легкие.Повторяйте эту процедуру до восстановления дыхания.

    Для Со Катсу уложить жертву на спину и встать на колени верхом на бедрах. Положите руки, разведя пальцы в стороны и указывая на его или ее голову, на нижнюю часть грудной клетки. Наклонитесь вперед и надавите на ребра, чтобы он или она выдохнул, затем расслабьте давление. Повторите эту процедуру, покачиваясь вперед и назад, пока пострадавший не сможет дышать без посторонней помощи. Аналогичным образом это можно сделать с пострадавшим на животе.

    Как и в случае с другими боевыми искусствами и наиболее агрессивными видами спорта, занятия дзюдо сопряжены с риском получения серьезных травм.Однако из всех видов техники, применяемых в дзюдо, удушающие приемы оказались одними из самых безопасных, приводящих к относительно небольшому числу травм.

    Список литературы Канон дзюдо Мифунэ, Кюдзо. Токио: Seibundo-Shinkosha Publishing Co., LTD., 1956 Кодокан Дзюдо Кано, Дзигоро. Токио: Kodansha International, 1986

    Дзюдо в действии Кудо, Кадзузо. Токио: Japan Publications Trading Co., 1967

    Дзюдо Томики, Кендзи. Токио: Japan Travel Bureau, 1956

    The Overlook Martial Arts Reader: Classic Writings on Philosophy and Technique by Randy F.Нельсон (редактор). Woodstock: The Overlook Press, 1989

    Неотложная помощь для удушающих трюмов Боуле, Джон. Оттава: «Обзор тренеров»

    смертей, предположительно вызванных использованием «удушающих приемов» доктором Койвай, доктором медицины, Э. Карлом.

    Насколько безопасно удушье в дзюдо? Авторы: Koiwai M.D., E. Karl.

    Полное кано-джиу-джитсу Х. Ирвинга Хэнкока и Кацукумы Хигаси. G. P. Putnam & Sons, 1905,

    ,

    . Тезисы исследований по дзюдо: Информационный сайт по дзюдо: JudoInfo.com

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *