Как человек узнает о начале землетрясения бжд: БЖД Землетрясения — Безопасность жизнедеятельности — РУДН

Содержание

БЖД Землетрясения — Безопасность жизнедеятельности — РУДН

Реферат по теме «Землетрясения» преподавателя Мансур в ИИЯ РУДН, 1 курс

Комментарий

  • Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии.

Preview text

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ДОКЛАД ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» на тему «Землетрясения» Проверила: канд. мед. наук, доцент Мансур Татьяна Ивановна Москва 2013 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Причины землетрясений …………………………………………………… 3 Причины движения земной коры …………………………………………. 3 Характеристика землетрясений …………………………………………… 5 Прогнозирование землетрясений ………………………………………….. 6 Заключение …………………………………………………………………… 7 Список использованной литературы ….……………………………………. 8 2 твёрдую, прочную и, казалось бы, навеки неподвижную Землю испытывать такие сложные изменения? Одна из самых известных гипотез заключается в следующем: Земля в начале своего образования, то есть после того, как она стала самостоятельным небесным телом, была большим расплавленным шаром. Это было около 3 миллиардов лет тому назад. С течением времени раскалённый земной шар остывал, и, как остывающее тело, уменьшался в объёме. На его поверхности уже образовалась твёрдая холодная кора, а в глубине всё ещё оставался жар; но Земля продолжала остывать и, следовательно, сжиматься. Значит, и коре нужно уменьшаться, сокращаться в площади; она коробится, сминается, даже рвётся, лишь бы приспособиться к ещё не остывшему ядру. Отсюда те движения и нарушения на поверхности Земли, которые мы наблюдаем. Такова одна из гипотез, пожалуй, самая ранняя. Наряду с нею, чтобы лучше и точнее объяснить причины тектонических движений, найти их источник, в последние десятилетия было предложено много новых гипотез. Так, например, в одной из гипотез говорится, что материки, состоящие из сравнительно лёгких пород, можно представить себе как бы плавающими в более тяжёлых породах нижней части земной коры. При этом материки могут медленно передвигаться по своему основанию, как льдины по воде. Можно рассчитать, какие силы и в каком направлении стремятся сдвинуть огромные массы материков. Если это так, то при своём движении материки будут испытывать различные деформации, то есть тектонические нарушения, что и явится, с одной стороны, причиной образования гор, а с другой – землетрясений, вулканических извержений и т.п. В другой гипотезе указывается на то, что материковые массы могут перемещаться не только в горизонтальном направлении, но и в вертикальном, то есть либо подниматься, либо опускаться. Если такая огромная масса, как целый материк, опустится хотя бы немного и очень 4 медленно, то она с такой силой выжмет из-под своего основания подстилающие её породы, что образуются горы. Наконец, многое говорит о том, что в глубинах Земли существуют очень медленные, но мощные потоки вещества, перетекающего с одного места на другое. Вещество в глубинах Земли, вследствие огромного всестороннего давления, обладает пластическими свойствами, то есть податливо способно к перемещениям. Подобные потоки вовлекают в движение благодаря трению и земную кору; отсюда тектонические нарушения, горы и землетрясения. Характеристика землетрясений Очагом поражения при землетрясении называется территория, в пределах которой произошли массовые разрушения и повреждения зданий, сопровождающиеся поражением и гибелью людей, животных, растений. Все землетрясения принято характеризовать тремя параметрами: 1) глубиной очага 2) магнитудой (характеризует общую энергию землетрясения) 3) интенсивностью энергии на поверхности земли. Рассмотрим более подробно параметры землетрясения. В зависимости от глубины очага землетрясения делятся на нормальные (глубина очага 0–70 км), промежуточные (70–300 км) и глубокофокусные (300–700 км). Опасными считаются землетрясения с очагом глубиной 5–300 км, а наиболее опасными – с глубиной 10–100 км. Очаг землетрясения характеризуется интенсивностью сейсмического эффекта, выражаемого в баллах и магнитуде. В России используется 12балльная шкала интенсивности Медведева-Шпонхойера-Карника (МSК-64). Согласно этой шкале, принята следующая градация интенсивности землетрясений: I-III балла – слабые, IV-V – ощутимые, VI-VII – сильные (разрушаются ветхие постройки), VIII разрушаются прочные здания, падают 5 – разрушительные (частично фабричные трубы), IХ – прогнозировании основное значение придаётся так называемым предвестникам: измеряется некоторый геофизический, геохимический или другой параметр в некоторой точке. Если произошло землетрясение и было установлено, что параметр за некоторое время до начала землетрясения необычно резко изменился, то эту аномалию связывают с землетрясением и называют предвестником. Если связь между землетрясениями и аномалиями подтверждена многократно, то есть устойчива, предвестники можно использовать для предсказания будущих землетрясений. Заключение Как отдельный человек, или отдельное растение и животное, рождаются, растут, развиваются, изменяются, стареют и погибают, так и вся Земля в целом не остаётся неизменной. И земная кора, и горы, и реки, и даже отдельные камни и минералы – всё в мире медленно, но неуклонно изменяется. Всё находится в постоянном движении. «Ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов её движения и изменения», – говорил Ф.Энгельс в своей книге «Диалектика природы». Землетрясения – лишь маленькая часть этого грандиозного беспрерывного всеобщего движения и изменения природы. 7 Список использованной литературы 1) «Безопасность жизнедеятельности» под ред. Л.А. Михайлова 2) Г.П. Горшков. «Землетрясения» 3) Н.В. Короновский, В.А. Абрамов. «Землетрясения: причины, последствия, прогноз» 4) Болт Б. «Землетрясения: Общедоступный очерк» 8

Землетрясения — ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности

Литосферные плиты.

Землетрясения — подземные толчки и колебания поверхности Земли, вызванные естественными причинами (главным образом тектоническими процессами) или искусственными процессами (взрывы, заполнение водохранилищ, обрушением подземных полостей горных выработок). Небольшие толчки могут вызывать также подъём лавы при вулканических извержениях.

Ежегодно на всей Земле происходит около миллиона землетрясений, но большинство из них так незначительны, что они остаются незамеченными. Действительно сильные землетрясения, способные вызвать обширные разрушения, случаются на планете примерно раз в две недели. К счастью, большая их часть приходится на дно океанов, и поэтому не сопровождается катастрофическими последствиями (если землетрясение под океаном обходится без цунами).

Землетрясения наиболее известны по тем опустошениям, которые они способны произвести. Разрушения зданий и сооружений вызываются колебаниями почвы или гигантскими приливными волнами (цунами), возникающими при сейсмических смещениях на морском дне.
Международная сеть наблюдений за землетрясениями регистрирует даже самые удаленные и маломощные из них.

Карта тектонических разломов

 

 


 

Меры безопасности при землетрясении

Командир американской международной спасательной бригады,участвовавший в спасательных операциях в 60 странах мира, подвергает критике распространенные правила поведения во время землетрясения.

Как сообщает Bakililar.AZ, командир американской международной спасательной бригады Rescue Chief and Disaster Manager of the American Rescue Team International (ARTI) Дуг Коп на основании своих наблюдений составил правила поведения, увеличивающие шансы на выживание.

Он проникал внутрь 875 разрушенных землетрясением зданий, работал в спасательных командах в 60 странах, в течение 2 лет я был экспертом ООН по изучению последствий катастроф ,и с 1985 года ни одна из серьезных катастроф не осталась без его внимания.

«Первое здание, куда мне удалось проникнуть была школа в Мехико во время землетрясения 1985 года. Все дети находились под партами. Все они были расплющены на толщину собственных костей.

Они могли быть спасены, если бы лежали рядом с партами в проходах. Немыслимо, с моей точки зрения, но детям было предписано во время землетрясения прятаться под столы и парты.

Я был удивлен, но в мексиканских школах, до сих пор действует такая инструкция Duck and Cover, согнуться, покрыть голову руками и спрятаться под столом», — говорит Коп.

Когда здание рушится, тяжелый потолок падает на объект или мебель, разрушая их, рядом образуется полость или свободное пространство.

Коп называет его «треугольник жизни». Чем больше и прочнее объект, тем больше полость, где человек может избежать ранения и спастись. Это можно наблюдать по ТВ, когда мы видим работу спасательных команд.

10 правил выживания при землетрясении:

1) Каждый, кто пригнулся и укрылся в разрушающемся здании или машине будет ранен или погибнет.

2) Кошки, собаки и младенцы часто принимают естественную утробную позу. Это то, что нужно сделать при землетрясении. Это инстинкт. Это положение помогает поместиться в маленькой полости.

Придвиньтесь ближе к крупному, громоздкому объекту, который, будучи раздавлен, сплющен, все же оставит некоторое пространство для выживания.

3) Деревянные здания самые безопасные во время землетрясений. Дерево хорошо работает на изгиб и кручение под действием сейсмической волны.

Если деревянное здание все же рушится, оно образует большие полости спасения и не причиняет больших ранений. Кирпичные здания разрушаются на отдельные кирпичи.

Кирпичи причиняют значительные ранения , но все же меньше, чем бетонные. Бетонные панельные здания самые опасные во время землетрясений.

4) Если землетрясение застало вас ночью в постели, просто скатитесь с кровати . Самое безопасное место будет вокруг кровати. В отелях многие жизни могут быть спасены , если на двери каждого номера будет висеть инструкция, предписывающая посетителям лечь на пол рядом с днищем кровати во время землетрясения.

5) Если землетрясение случилось, и вы не можете выбежать ни через дверь, ни через окно, лягте на пол в позе утробного младенца рядом с кроватью или большим креслом.

6) Почти каждый, кто стоял в дверном проеме в падающем здании, погиб. Как? Если стоять под дверной перемычкой, то когда обрушится дверной косяк, вы будете разрушены вместе с ним

7) Никогда не стойте во время землетрясения на ступенях. Ступени имеют отдельный момент кручения, отличный от каркаса здания.

Ступени и остальные обломки здания, постоянно сталкиваясь, просто перемалывают человека, находящегося внутри этой бойни.

Даже если здание не коллапсирует, не оставайтесь на ступенях. Даже если ступени целы, они могут быть разрушены под наплывом множества людей и должны быть сначала проверены.

Если это возможно, лучше находиться возле наружных стен внутри или снаружи здания. Лучше снаружи, чем внутри. Чем дальше от наружной стены вы будете находиться внутри здания, тем меньше у вас шансов выскочить наружу.

9) Люди внутри транспортных средств погибают, если на них обрушиваются дороги верхнего уровня. Почти все жертвы землетрясения в Сан-Франциско, находились внутри транспортных средств.

Если бы они сидели или лежали рядом с транспортными средствами они были бы спасены. Каждая разрушенная машина имеет рядом с собой полость безопасности 3 фута высотой, за исключением случаев, когда прямо на машину падала колонна.

10) По опыту проникновения в газетный офис стало ясно, что кипы бумаги образуют наибольшие полости безопасности.

Сила землетрясения

Когда происходит землетрясение, его энергия выделяется в различных формах: механической, тепловой, в виде энергии электрического и магнитного полей и т.д.  Эта энергия огромна, и определить ее в полной мере оказывается довольно сложной задачей. Большая часть механической энергии расходуется на разрушение горной породы в очаговой области землетрясения, на вертикальное и горизонтальное смещение примыкающих блоков земной коры. И лишь небольшая часть этой энергии излучается во всех направлениях в окружающее пространство в виде сейсмических волн, которые распространяются по Земному шару. Когда волны достигают поверхности Земли, они порождают те колебания почвы, которые мы воспринимаем как землетрясение.

Для характеристики силы землетрясений  используются такие понятия, как магнитуда, энергетический класс и интенсивность.

Магнитуда (М) землетрясения является условной мерой энергии, выделившейся из очага землетрясения в виде сейсмических волн. Амплитуда сейсмической волны означает смещение почвы, и чем сильнее размах волны, тем больше магнитуда землетрясения.

Понятие магнитуды ввел в 1935 году американский сейсмолог Чарльз Рихтер, профессор Калифорнийского технологического института в Пасадене.

Определим магнитуду Рихтера его собственными словами:

«Магнитуда любого толчка определяется как логарифм выраженной в микронах максимальной амплитуды записи этого толчка, сделанной стандартным короткопериодным крутильным сейсмометром на расстоянии 100 км от эпицентра».

На практике измерения производятся на различных расстояниях от эпицентра различными приборами. Поэтому для приведения к необходимым условиям используются поправки.

В мире существуют различные шкалы магнитуд, различающиеся способом их определения. Это локальная магнитуда (ML), магнитуда по поверхностным волнам (MS), по объемным волнам (mb), по сейсмическому моменту (MW). Максимальное значение магнитуды по введенной Рихтером шкале — около 9 единиц. Минимальные землетрясения, еще ощутимые без приборов, характеризуются магнитудой  в пределах 2–3. Землетрясения меньших магнитуд регистрируются только чувствительными сейсмическими приборами.

Колебания почвы при землетрясениях с магнитудами, различающимися на единицу, отличаются по амплитудам сейсмических волн в 10 раз. Таким образом, замечаемые без приборов землетрясения от едва ощутимых до катастрофических, разрушительных, различаются по амплитудам волн, по крайней мере, в миллионы раз. С величинами сейсмической энергии, освобождаемой при землетрясениях, сопоставима энергия атомных и водородных взрывов.

У нас в стране, как и в других странах бывшего Советского Союза, употребляется еще одна характеристика величины землетрясения, эквивалентная магнитуде и называемая энергетическим классом (К).

Энергетические классы землетрясений варьируют в диапазоне значений от 0 до 18–20. В среднем по миру для пересчета магнитуд в значения энергетических классов К принята формула:

К = 4+1,8М

В свою очередь, энергетический класс связан с сейсмической энергией простым соотношением:

Е = 10К Джоулей

Следовательно, магнитуду можно связать с сейсмической энергией следующим образом:

lg E = 4 + 1,8М

Интенсивность — принципиально иная характеристика силы землетрясения, устанавливаемая только при ощутимых подземных толчках в каждом конкретном пункте на поверхности Земли по описательной и, как правило, неинструментальной шкале.Интенсивность характеризует проявление землетрясения на поверхности Земли, она зависит от магнитуды землетрясения, глубины очага и грунтовых условий и измеряется в баллах.

В сейсмологии синонимом интенсивности является балльность.

Интенсивность тем больше, чем ближе очаг расположен к поверхности, так, например, если очаг землетрясения с магнитудой, равной 8, находится на глубине 10 км, то на поверхности интенсивность составит XI–XII баллов; при той же магнитуде, но на глубине 40–50 км воздействие на поверхности уменьшается до IX–X баллов.

Сейсмические шкалы. Сейсмические движения сложны, но поддаются классификации. Существует большое число сейсмических шкал, которые можно свести к трем основным группам. В России применяется наиболее широко используемая в мире XII-балльная шкала МSK-64 (Медведева-Шпонхойера-Карника), в странах Латинской Америки принята X-балльная шкала Росси-Фореля, в Японии — VII-балльная шкала.

Оценка интенсивности, в основу которой положены бытовые проявления землетрясения, легко различаемые даже неопытным наблюдателем, в сейсмических шкалах разных стран различна. Например, в Австралии одну из степеней сотрясения сравнивают с тем «как лошадь трется о столб веранды», в Европе такой же сейсмический эффект описывается как «начинают звонить колокола», в Японии фигурирует «опрокинутый каменный фонарик». В наиболее простом и удобном виде ощущения и наблюдения представлены в схематизированной краткой описательной шкале (вариант MSK), которой может пользоваться каждый.

Шкала MSK-64

Балл

Проявление на поверхности

IНе ощущается никем, регистрируется только сейсмическими приборами
IIОщущается иногда людьми, находящимися в спокойном состоянии
IIIОщущается немногими, более сильно проявляется в помещениях на верхних этажах
IVОщущается многими (особенно в помещении), в ночное время некоторые просыпаются. Возможен звон посуды, дребезжание стекол, хлопки дверей
VОщущается почти всеми, многие ночью просыпаются. Качание висячих предметов, трещины в оконных стеклах и штукатурке
VIОщущается всеми, осыпается штукатурка, легкие разрушения зданий
VIIТрещины в штукатурке и откалывание отдельных кусков, тонкие трещины в стенах. Толчки ощущаются в автомобилях
VIIIБольшие трещины в стенах, падение труб, памятников. Трещины на крутых склонах и на сырой почве
IXОбрушение стен, перекрытий кровли в некоторых зданиях, разрывы подземных трубопроводов
XОбвалы многих зданий, искривление железнодорожных рельсов. Оползни, обвалы, трещины (до 1 м) в грунте
XIМногочисленные широкие трещины в земле, обвалы в горах, обрушение мостов, только немногие здания сохраняют устойчивость
XIIЗначительные изменения рельефа, отклонение течения рек, предметы подбрасываются в воздух, тотальное разрушение сооружений

Проявления одного и того же землетрясения в различных пунктах различны — от наиболее интенсивных в эпицентральной области до минимальных в удалении. Таким образом, магнитуда — это определенная величина, характеризующая энергию в очаге землетрясения, а интенсивность — это мера силы сейсмических сотрясений в пункте наблюдения, зависящая не только от интенсивности сейсмических волн, излученных из очага, но и от расстояния до эпицентра, глубины очага, местоположения пункта и грунтовых особенностей в этом пункте. Это ясно видно на приведенном ниже рисунке.

Магнитуда дается в условных единицах, отражающих энергию очага (или интенсивность в очаге) землетрясения. Интенсивность (или балльность) определяет степень сотрясений и нарушений на поверхности.

Журналисты совершают ошибку, давая сообщение: «Сила землетрясения 7 баллов по шкале Рихтера», т.к. при магнитуде 7 по шкале Рихтера интенсивность землетрясения на поверхности, если очаг неглубокий, может составить X баллов, как это было, например, в Спитаке (Армения) в 1988 году. Если же очаг расположен на достаточной глубине, то при такой же магнитуде 7 интенсивность на поверхности может составить лишь VIII баллов, как это было при Зайсанском землетрясении (Казахстан) в 1990 году.

Чтобы лучше ориентироваться в газетных и телевизионных сообщениях о произошедших землетрясениях, можно воспользоваться следующей простой таблицей Н.В. Шебалина.

Магнитуда землетрясения по шкале Рихтера4,05,06,07,08,0
Глубина очага землетрясения, км35–10510102015302540
Интенсивность сотрясений на поверхности по шкале MSK-64, баллыVIIVIVIIIVIIVIII–IXVII–VIIIIX–XVIII–IXX–XIIX–X

Ученые считают, что землетрясения более сильные, чем с магнитудой 9 произойти на Земле не могут. Известно, что каждое землетрясение представляет собой толчок или серию толчков, которые возникают в результате смещения горных масс по разлому. Расчеты показали, что размер очага землетрясения (то есть объем, в котором произошло смещение горных пород) при слабых, едва ощутимых человеком толчках измеряется несколькими метрами. При землетрясениях средней силы, когда возникают в зданиях трещины, размеры очага достигают уже километров. Очаги же при самых сильных, катастрофических землетрясениях имеют протяженность 500–1000 км и даже более и уходят на глубину до 50 км. У максимального из зарегистрированных на Земле землетрясений размер очага близок к максимальной длине разломов, известных ученым. Невозможно и дальнейшее увеличение глубины очага, так как земное вещество на глубинах более 100 км в мантии переходит в полурасплавленное состояние. Следовательно, такое землетрясение, как произошедшее в Юго-Восточной Азии (Суматринское) в декабре 2004 года и имевшее магнитуду 9, можно считать близким к максимальному по его силе. Длина разрыва в очаге этого землетрясения была оценена  в 1200–1300 км, а его ширина — более 100 км.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. А.А. Никонов. Землетрясения… Прошлое, современность, прогноз. М.: КомКнига. 2006. 192с.
2. А. Нурмагамбетов, М.С. Кунаев. Физика Земли. Алматы: КазНТУ. 2007. 224с.
3. Дж. Гир, Х. Шах. Зыбкая твердь: Что такое землетрясение и как к нему подготовиться. М.: Мир. 1988. 220с.
4. А.Д. Завьялов. Землетрясение у берегов Суматры //Природа. 2005. №5

 

Землетрясение | Безопасность жизнедеятельности

Землетрясение — это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Точку в земной коре, из которой расходятся сейсмические волны, называют гипоцентром землетрясения. Место на земной поверхности над гипоцентром землетрясения по кратчайшему расстоянию называют эпицентром. Интенсивность землетрясения оценивается по 12-бальной сейсмической шкале (MSK-86), для энергетической классификации землетрясений пользуются магнитудой. Условно землетрясения подразделяются на слабые (1-4 балла), сильные (5-7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов).
При землетрясениях лопаются и вылетают стекла, с полок падают лежащие на них предметы, шатаются книжные шкафы качаются люстры, с потолка осыпается побелка, а в стенах и потолках появляются трещины. Все это сопровождается оглушительным шумом. После 10-20 секунд тряски подземные толчки усиливаются, в результате чего происходят разрушения зданий и сооружений. Всего десяток сильных сотрясений разрушает все здание. В среднем землетрясение длится 5-20 секунд. Чем дольше длятся сотрясения, тем тяжелее повреждения. При землетрясении в г.Нефтегорске Сахалинской области (1995 г.) под обломками разрушенного города погибло около 2 тыс.человек.

Как подготовиться к землетрясению

Заранее продумайте план действий во время землетрясения при нахождении дома, на работе, в кино, театре, на транспорте и на улице. Разъясните членам своей семьи, что они должны делать во время землетрясения и обучите их правилам оказания первой медицинской помощи.
Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик и запасные батарейки. Имейте дома запас питьевой воды и консервов в расчете на несколько дней. Уберите кровати от окон и наружных стен. Закрепите шкафы, полки и стеллажи в квартирах, а с верхних полок и антресолей снимите тяжелые предметы. Опасные вещества (ядохимикаты, легковоспламеняющиеся жидкости) храните в надежном, хорошо изолированном месте. Все жильцы должны знать, где находится рубильник, магистральные газовые и водопроводные краны, чтобы в случае необходимости отключить электричество, газ и воду.


Как действовать во время землетрясения

Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда Вы почувствовали первые толчки до опасных для здания колебаний у Вас есть 15-20 секунд).
Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение спускайтесь по лестнице, а не на лифте. Оказавшись на улице — оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. Сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить других!
Если Вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры. Если возможно, спрячьтесь под стол — он защитит вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели. Если с Вами дети — укройте их собой. Не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками — при утечке газа возможен пожар. Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов.
Если Вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте автомобиль, пока толчки не прекратятся. Будьте в готовности к оказанию помощи при спасении других людей.

Как действовать после землетрясения

Окажите первую медицинскую помощь нуждающимся. Освободите попавших в легкоустранимые завалы. Будьте осторожны! Обеспечьте безопасность детей, больных, стариков. Успокойте их. Без крайней нужды не занимайте телефон. Включите радиотрансляцию. Подчиняйтесь указаниях местных властей, штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия. Проверьте, нет ли повреждений электропроводки. Устраните неисправность или отключите электричество в квартире. Помните, что при сильном землетрясении электричество в городе отключается автоматически. Проверьте, нет ли повреждений газо- и водопроводных сетей. Устраните неисправность или отключите сети. Не пользуйтесь открытым огнем.
Спускаясь по лестнице, будьте осторожны, убедитесь в ее прочности. Не подходите к явно поврежденным зданиям, не входите в них. Будьте готовы к сильным повторным толчкам, так как наиболее опасны первые 2-3 часа после землетрясения. Не входите в здания без крайней нужды. Не выдумывайте и не передавайте никаких слухов о возможных повторных толчках. Пользуйтесь официальными сведениями.
Если Вы оказались в завале, спокойно оцените обстановку, по возможности окажите себе медицинскую помощь. Постарайтесь установить связь с людьми, находящимися вне завала (голосом, стуком). Помните, что зажигать огонь нельзя, воду из бачка унитаза можно пить, а трубы и батареи можно использовать для подачи сигнала. Экономьте силы. Человек может обходиться без пищи более полумесяца.

По материалам сайта kchs.tomsk.gov.ru

Доклад по БЖД на тему: «Землетресение»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный педагогический университет»

Кафедра

Медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности

СПЕЦИАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1 СТУДЕНТА

Ф.И.О. Группа Ф-т

Преподаватель_____________________________________________________

ТЕМА: Творческое задание. Моделирование ЧС природного характера в школе или в классе и алгоритм действия учителя в данной ситуации.

Барнаул — 2016

План:

  1. Землетрясения.

  2. Алгоритм действия при землетрясении.

  3. Действия учителя при землетрясении.

  4. Возможные травмы при землетрясении.

  1. Землетрясение.

Землетрясение — это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Точку в земной коре, из которой расходятся сейсмические волны, называют гипоцентром землетрясения. Место на земной поверхности над гипоцентром землетрясения по кратчайшему расстоянию называют эпицентром.

Интенсивность землетрясения оценивается по 12-ти бальной сейсмической шкале, для энергетической классификации землетрясений пользуются магнитудой. Условно землетрясения подразделяются на слабые (1 — 4 балла), сильные (5 — 7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов). При землетрясениях лопаются и вылетают стекла, с полок падают лежащие предметы, шатаются шкафы, качаются люстры, с потолка осыпается побелка, а в стенах и потолках появляются трещины. Все это сопровождается оглушительным шумом.

После 10 — 20 минут тряски подземные толчки усиливаются, в результате чего происходят разрушения зданий и сооружений. Всего десяток сильных сотрясений разрушает все здание. В среднем землетрясение длится 5 – 20 сек.

  1. Алгоритм действия при землетрясении.

Для обучающихся

1.  По сигналу тревоги сохраняйте спокойствие и не делайте ничего, что может дезорганизовать окружающих (не кричите, не паникуйте).

2.  Немедленно постройтесь для организованного выхода из класса (если находитесь в классе на уроке).

3.  В организованном порядке через запасные выходы покиньте здание.

4.  Если находитесь в здании школы на перемене, через ближайший запасный выход покиньте помещение.

5.  После выхода из здания постройтесь в отведённом безопасном месте, пройдите  перекличку.

6.  Если покинуть здание невозможно, займите положение вдоль капительной стены в классе или коридоре.

7.  Если вы оказались в завале, не поддавайтесь панике, постарайтесь определиться в пространстве и подавайте сигналы о себе (стучите железом о железо, камушками по плитам, трубам  и т. п.).

8.  Помните, что первые толчки самые сильные (от 5 до 40 секунд). После чего может наступить временное затишье, а потом новый толчок.

9.  При необходимости эвакуации из зоны бедствия и отсутствии телефонной связи не уходите домой и в другие места, пройдите перекличку и выполняйте дальнейшие указания руководителей школы, осуществляющих массовую эвакуацию обучающихся из школы.

10.  Помните, что ваши родители будут эвакуироваться из зоны бедствия на своих предприятиях и затем заберут вас.

Для учителей

1.  После получения сигнала тревоги немедленно организуйте эвакуацию обучающихся из здания школы. Необходимо взять классный журнал и через запасный выход покинуть здание школы.

2.  Постройте обучающихся в безопасном месте, сделайте перекличку и доложите о присутствующих и отсутствующих представителям администрации школы.

3.  Если здание покинуть невозможно (при сильных толчках), необходимо построить обучающихся вдоль капитальной стены, в углах, дверных проёмах.

4.  Эвакуируйтесь из здания только после разрешения администрации школы по обследованным безопасным выходам.

5.  Эвакуацию обучающихся из здания школы осуществляет учитель-предметник, ведущий урок.

6.  При необходимости эвакуации из зоны бедствия учителю-предметнику необходимо передать обучающихся классному руководителю, а при его отсутствии взять функции классного руководителя на себя.
7.  После регистрации обучающихся проведите с ними инструктаж во время передвижения и эвакуируйтесь вместе с обучающимися класса в безопасную зону.

8.  Прибыв на место эвакуации, проведите перерегистрацию обучающихся, доложите о прибывших.

9.  Организуйте проживание обучающихся, помня о том, что каждый учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся с ним в опасной и безопасной зоне.

  1. Действия учителя при землетрясении.

Вот и закончились каникулы мой 2 «Г» класс пришел на учебу с новыми силами. Начался урок русского языка. Внезапно я услышала сигнала тревоги. Я организовала эвакуацию обучающихся из здания школы. Взяла классный журнал и хотела выводить обучающихся из школы, но начались толчки, я поняла, что здание покинуть невозможно. Я построила обучающихся вдоль капитальной стены, в углах, дверных проёмах. Объясняла обучающимся, что бы они сохраняли спокойствие и не делали ничего, что может дезорганизовать окружающих. Закончились первые толчки мы через запасный выход покинули здание школы. Я вывела детей на улицу и повела их в безопасное место — стадион, сделала перекличку и доложила о присутствующих представителям администрации школы.
После регистрации обучающихся провела с ними инструктаж во время передвижения, мы эвакуировались вместе с обучающимися класса в безопасную зону. Я помню о том, что каждый учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся с ним в опасной и безопасной зоне.

  1. Возможные травмы при землетрясении.

Во время землетрясений многие люди получают различные травмы, и надо не растеряться, а грамотно оказать им помощь. Наиболее распространенная травма – ушиб, при котором под кожей происходит разрыв крупных и мелких кровеносных сосудов, и кровь, скапливаясь, образует гематомы. Вторая, более серьезная, травма раздавливание мышц, нервов и сосудов вследствие сдавливания тяжелыми предметами, такими как обломки зданий, плит, столбов и др. И тут ни в коем случае нельзя до наложения специальных повязок и приема пострадавшим большого количества воды освобождать сдавленные органы или пытаться их согреть.

Если бы обучающие получили ушибы и травмы при сдавливании я бы оказала им первую помощь:

– обложила пострадавшее место пакетами, наполненными льдом;

– дала пострадавшему несколько таблеток анальгетика, предложить выпить как можно больше теплой жидкости;

– наложила специальные жгуты на зажатые конечности;

– аккуратно убрала тяжести с пострадавшего;

– после этого немедленно наложила тугую повязку на ушибленные места;

– обездвижила при помощи шин конечности;

– снова приложила холод к месту повреждения;

– до прибытия медиков давала как можно больше пить.

Еще одна очень распространенная и опасная травма, получаемая в результате землетрясения – переломы, или нарушение целостности кости. При таком повреждении необходимо обеспечить неподвижность поврежденного участка, что значительно снизит боль и предупредит шок. Надо помнить, что больного с переломом нельзя оставлять одного, нельзя самостоятельно пытаться вправить кости и, как либо, двигать сломанные конечности.

Первая помощь, которую можно оказать обучающимся с переломом:

– зафиксировать при помощи шин поломанную конечность, обеспечив абсолютный покой;

– на открытый перелом сначала наложить повязку, а в случае необходимости – жгут.

– если пострадавший находится в позе «лягушки», то шины накладывать нельзя, можно только, подложив под колени мягкий валик, быстро доставить его в медицинское учреждение.

При землетрясениях также возможны другие травмы, полученные при падании с высоты, в результате удара, столкновения. Они могут быть как открытыми, так и внутренними. Это чаще всего повреждения головы, груди, позвоночного отдела, брюшной полости. За любым пострадавшим необходимо пронаблюдать не менее суток, так как в первое время могут не появиться симптомы, указывающие на серьёзность травмы. В таких случаях первая помощь заключается в предотвращении возможного кровотечения.

В случае любой травмы нельзя:

– поднимать голову пострадавшего, подкладывая под нее подушку, сумку или свернутые вещи;

– перемещать раненого без крайней необходимости;

– оставлять человека без сознания лежащим на спине.

Что надо предпринять в первую очередь:

– постараться выяснить, чем была нанесена травма, оценить ее последствия;

– постараться прощупать пульс на сонной артерии, если его нет, немедленно начать массаж сердца;

– если человек находиться без сознания, но пульс и дыхание присутствуют, срочно перевернуть его на живот и очистить рот платком или салфеткой;

– если у пострадавшего кровотечение, наложить повязки на рану и постараться остановить кровь.

Вызвать медиков.

4.1. Понятие землетрясения. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс

4.1. Понятие землетрясения

По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место по причиняемому ими экономическому ущербу и одно из первых мест по числу унесенных ими человеческих жизней.

Ежегодно в мире фиксируется около 500 тысяч землетрясений. Из них 400 тысяч настолько слабы, что человек их даже не замечает, а ощутимые разрушения приносят лишь около сотни землетрясений в год.

17 августа 1999 г. под руинами в результате мощного землетрясения оказалось несколько городов Турции, а спустя месяц, 21 сентября, трагическое землетрясение произошло на Тайване (см. с. 56—58).

1976 г. был годом усиления тектонической активности. В феврале произошло сильнейшее землетрясение в столице Гватемалы. Его сила составляла 7 баллов. Число погибших превысило 20 тысяч человек. Пострадали соседние страны: Гондурас и Сальвадор.

В этом же году в мае было сильнейшее землетрясение на севере Италии. Толчки этого землетрясения ощущались во Франции, Германии, Польше, Австрии, Чехословакии и Югославии.

В июне жертвой землетрясения стали районы Китая. В течение 3 дней было зарегистрировано более 100 подземных толчков силой около 4 баллов и 15 силой более 5 баллов. В Пекине пострадали здания, была нарушена телефонная и железнодорожная сеть.

Некоторые факты

7 декабря 1988 года в Армении, в то время одной из республик Советского Союза, в результате землетрясения погибло около 25 тыс. человек, практически полностью были разрушены второй по численности населения город Ленинакан, города Спитак, Кировакан и еще 60 населенных пунктов (см. фото на с. 58).

28 мая 1995 года мощный подземный удар сравнял с землей небольшой город Нефтегорск на острове Сахалин. Это землетрясение — одно из самых разрушительных в России в этом веке.

Силы глубинной энергии приводят к подвижкам больших участков земной коры, в результате могут подниматься и опускаться материки, наступать или отступать моря.

К числу наиболее грозных проявлений внутренней силы Земли относятся землетрясения и извержения вулканов. В настоящее время действует около 600 вулканов. Районы землетрясений и проявления вулканизма находятся в основном по обоим побережьям Тихого океана, а также в поясе от Средиземноморья до Гималаев. На Тихоокеанский пояс приходится 80—90% всех землетрясений.

Землетрясения — это подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные в основном тектоническими движениями в земной коре или верхней части мантии Земли и когда практически мгновенно происходит смещение больших участков литосферы относительно друг друга. Подземные толчки и колебания земной поверхности передаются на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Таблица 3.

Ежегодно сейсмографы фиксируют несколько сотен тысяч землетрясений. Люди ощущают лишь около 10 тыс. землетрясений, из них примерно 100 бывают разрушительными.

Существует часть земного шара, которую можно считать свободной от землетрясений, — это Антарктида. Можно сказать, что это своего рода сейсмическая загадка, так как в Антарктиде есть и молодые горы, и действующие вулканы.

По подсчётам учёных, все происшедшие только в нашем столетии землетрясения унесли более 1 млн жизней. А за всю историю человечества от землетрясения погибло порядка 75 млн человек.

В таблице 3 приведены данные о крупнейших (по количеству жертв) землетрясениях XX века.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Правила поведения при оповещении о возможности землетрясения

Правила поведения при оповещении о возможности землетрясения

1. Внимательно прослушайте сообщение и рекомендации о порядке действий в создавшейся обстановке.

2. Отключите электричество, газ и воду. Переместите наиболее тяжелые вещи на пол.

3. Подготовьтесь к эвакуации. Возьмите с собой необходимые вещи, продукты, документы, деньги, ценности и медикаменты.

4. Без паники направляйтесь на эвакуационный пункт.

5. Если вы не смогли эвакуироваться, то действуйте продуманно. Немедленно перейдите в безопасное место в квартире (доме), подальше от окон и тяжелой мебели — станьте в дверном проеме или у капитальной стены.

6. Пытаясь выйти из многоэтажного дома, не пользуйтесь лифтом. Если вы находитесь в малоэтажном здании, то лучше его покинуть. Выбежав из здания, немедленно отойдите от него на открытое место.

7. Возможны повторные толчки, способные вызвать дополнительные разрушения. Не спешите в оставленное здание, оно может внезапно рухнуть. Не посещайте зону разрушений: это опасно!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

4.4. Последствия землетрясений. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс

4.4. Последствия землетрясений

Последствия землетрясений чрезвычайно опасны. Если к первичным факторам поражения при землетрясениях практически можно отнести только резкие толчки и колебания земной поверхности, то вторичные факторы очень разнообразны. Условно их можно разделить на природные и связанные с человеческой деятельностью.

Типичные повреждения зданий в результате 7-8-балльного землетрясения

Художник Карл Брюллов

«Последний день Помпеи»

Уничтожающее землетрясение в Мехико (Мексика, 19 сентября 1985 г.), 7000 жертв

Землетрясение на Тайване (21 сентября 1999 г.). Дом на боку

Землетрясение на Тайване (21 сентября 1999 г.)

Землетрясение в Ленинакане (Армения, декабрь 1988 г.)

Железная дорога, разрушенная в результате землетрясения

Землетрясения вызывают опасные геологические явления — растяжение, течение и проседание грунта, широкие трещины в нем, обвалы, камнепады, большие оползни, снежные лавины, грязевые потоки, цунами и сели.

К последствиям, связанным с человеческой деятельностью, можно отнести повреждения и разрушения зданий, пожары, взрывы, выбросы вредных веществ, транспортные аварии, выход из строя систем жизнеобеспечения. В результате прорыва гидротехнических и водопроводных сооружений возможны наводнения, в том числе катастрофические.

Оценивая степень воздействия землетрясений на человека, необходимо прежде всего сказать, что сильные землетрясения влекут за собой массовую гибель людей. Так, в результате землетрясения в г. Нефтегорске из примерно 2700 жителей погибло более 1800 человек. Другими тяжелыми последствиями сильных землетрясений являются травмы (ушибы, переломы, порезы, сдавливания). Кроме того, под влиянием пережитых опасностей, потери близких, жилья и имущества многие из пострадавших испытывают сильные психические потрясения и расстройства, не могут правильно (адекватно) реагировать на происходящие события, теряют работоспособность.

Зачастую непосредственным следствием землетрясения является паника, во время которой люди в страхе совершают нелепые и опасные для них и окружающих поступки и не могут осмысленно принять меры к самоспасению и взаимопомощи. Паника особенно опасна в местах скопления людей: на предприятиях, в лечебных, учебных и детских заведениях, общежитиях, местах общего пользования.

Травмирование и гибель людей происходят в основном за счет поражения обломками разрушенных зданий, сооружений, конструкций и падающими предметами, а также в результате нахождения в завалах и из-за отсутствия своевременной помощи. Возможно также поражение при сопровождающих землетрясение опасных геологических явлениях и от вторичных факторов (цунами, пожаров, промышленных и транспортных аварий, поврежденных инженерных и энергетических сетей).

Повреждение зданий начинается при землетрясениях в 6—7 баллов. При 8 баллах мелкоблочные здания получают трещины в капитальных стенах, обвалы штукатурки; крупноблочные — широкие трещины по периметру блоков, трещины в блоках; панельные — трещины в стыках панелей, тонкие трещины в местах примыкания навесных панелей к каркасу, а также между этими панелями; во всех зданиях происходит повреждение перегородок.

Пожары возникают вследствие разрушения печей, повреждений электрических сетей, хранилищ и коммуникаций топлива и газа, повреждения технологического оборудования, на котором используются легковоспламеняющиеся вещества.

Выбросы радиоактивных, химически опасных и вредных веществ происходят из-за разрушения или повреждения их хранилищ, коммуникаций, технологического и исследовательского оборудования на объектах атомной энергетики, химической промышленности и других отраслей, в научных учреждениях и коммунальном хозяйстве.

Транспортные аварии и катастрофы происходят в результате непосредственного воздействия сейсмических волн на транспортные средства и разрушения элементов транспортных коммуникаций.

Нарушение функционирования систем жизнеобеспечения, разрушение или повреждение объектов и коммуникаций канализации, тепло-, энерго- и водоснабжения, объектов материального снабжения и торговой сети, систем связи приводит сразу после землетрясения к кризису в обеспечении населения и сохранившихся предприятий всем минимально необходимым для жизни и деятельности.

Напомним, что рекомендации по выживанию в условиях автономии, в том числе по строительству временных укрытий, очистке воды, питанию, даны в учебнике ОБЖ для 6 класса.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

FAQ: Что за наука стоит за землетрясением и цунами в Японии?

В пятницу днем ​​в Японии произошло стихийное бедствие, когда мощное землетрясение силой 8,9 балла вызвало водную стену, которая поднялась над восточным побережьем островного государства, унеся многих насмерть.

Вот что вам нужно знать о землетрясении и его последствиях:

Откуда произошло землетрясение?

Япония расположена вдоль пояса наиболее активных землетрясений в мире — Тихоокеанского огненного кольца, где твердые плиты земной коры сталкиваются по краю Тихого океана.Это землетрясение возникло в 231 милях (373 км) к северо-востоку от Токио и в 80 милях (130 км) к востоку от Сендая, Хонсю в Тихом океане. Землетрясение произошло на глубине около 15,2 миль (24,4 км).

В этой области Тихоокеанская плита, плита под Тихим океаном, движется почти строго на запад и толкается внутрь Земли вдоль желоба у восточного побережья Японии. В среднем Тихоокеанская плита движется со скоростью 3,5 дюйма (8,9 сантиметра) в год, но этот процесс не является непрерывным, по словам Кейта Свердрупа, профессора геофизики из Университета Висконсин-Мэдисон.[Наука, стоящая за смертельным землетрясением в Японии]

Движение может прекратиться, поскольку пластины слипаются в течение некоторого времени и накапливается энергия, поэтому, когда движение, наконец, произойдет, оно будет гораздо более драматичным, сказал Свердруп.

Процесс проталкивания одной плиты под другую называется субдукцией, и он происходит по всему Огненному кольцу, вызывая другие землетрясения, включая землетрясение силой 7,7 балла, которое произошло у побережья Индонезии в октябре.

Какое место занимает это землетрясение в мировых рекордах?

Хотя оценка магнитуды последнего землетрясения может быть позже пересмотрена, 8.Согласно данным Геологической службы США (USGS), 9-е сильнейшее землетрясение в Японии за всю историю наблюдалось и пятое по величине в мире с 1900 года.

Как землетрясение вызвало цунами?

В результате землетрясения морское дно в месте разлома внезапно сместилось по вертикали, и это движение, в свою очередь, сместило толщу воды над ним. Это движение вызвало серию массивных волн, известных как цунами. [Цунами обрушилось на Японию после сильного землетрясения силой 8,9 балла]

«Это похоже на падение камешка в пруд и наблюдение за движением волны», — сказал Свердруп LiveScience.ком. Волны одновременно распространились к восточному побережью Японии и к западу, по гораздо более длинному пути к западному побережью Северной Америки.

«Прошлой ночью цунами в Японии произошло в месте, где в прошлом были гигантские цунами, — сказал Гарри Йе, профессор Университета штата Орегон, родившийся в Японии. В 1896 и 1933 годах в этом же районе обрушились цунами.

Йе сказал, что с его семьей в Токио все в порядке. «Моему отцу 91 год, он и моя 92-летняя мать гуляли и, прогуливаясь, почувствовали некоторую сотрясение земли», — сказал он.«Он думал, что у него инсульт».

Йе — эксперт по динамике морских и прибрежных волн, включая цунами.

«Цунами — действительно интригующее явление, потому что оно случается редко», — сказал он. Сама волна уникальна, не похожа ни на штормовую, ни на длинную приливную волну, и она меняет как экологию, так и рельеф земли, которого она касается. Посмотрев запись по телевизору, он сказал, что был поражен тем, как скорость воды, набегающей на поля и дома, напоминала скорость разливаемой реки.

Считается, что самая высокая из волн достигла 30 футов (9,1 метра).

Насколько хорошо мы можем предсказывать подобные события?

«Предсказание землетрясений — это то, что мы еще не смогли освоить», — сказал Свердруп. «Что касается землетрясений, лучшее, что мы можем сказать, — это районы, где вероятны землетрясения, и это наша лучшая оценка статистической вероятности землетрясения определенного размера, происходящего в течение определенного периода времени.»

После того, как произошло землетрясение, подобное этому, можно оценить, вызовет ли оно цунами, определив, произошел ли вертикальный сдвиг в месте разлома, и посмотрев на измерения высоты воды, зарегистрированные вокруг бассейна Тихого океана Сеть предупреждения о цунами

Сеть предупреждения предупреждает людей, живущих в этом районе, которые могут пострадать от цунами. «К сожалению, чем ближе вы подходите к землетрясению, тем меньше у вас времени. Ясно, что в случае с Японией они вообще не получили бы особого предупреждения », — сказал Свердруп.

Поскольку волна движется на запад со скоростью около 500 миль в час (804,7 километра в час), примерно со скоростью коммерческого рейса, Гавайи и западное побережье Северной Америки были лучше.

В Японии предупреждение о цунами появилось примерно через пять минут после землетрясения и включало расчетную высоту волн, сказал Йе. Сообщения о времени между предупреждением и прибытием гигантских волн различались, и по состоянию на полдень пятницы (11 марта) число погибших все еще оставалось неопределенным, сотни людей пропали без вести.

Йе сказал, что островное государство было настолько хорошо подготовлено, насколько это могло быть, к катастрофе.

«Это реальная проблема для Японии, поэтому они всегда беспокоятся о цунами, у них есть учения по цунами и предупреждения о цунами», — сказал он.

Почему одни землетрясения вызывают цунами, а другие — нет?

В игру вступают несколько факторов: сила землетрясения, направление движения землетрясения и топография морского дна.

Во-первых, сила землетрясения, которая является мерой амплитуды самой большой сейсмической волны, зарегистрированной для землетрясения, должна превышать определенный порог.Землетрясение силой 8,9 балла в Японии было достаточно, чтобы вызвать цунами, но землетрясение магнитудой 7,7 балла, обрушившееся на Индонезию в октябре 2010 года, только превысило порог для возникновения цунами.

«Землетрясения ниже 7,5 или 7,0 баллов обычно не вызывают цунами», — сказал геофизик Дон Блейкман из Национального центра информации о землетрясениях Геологической службы США.

Землетрясения вызывают цунами, когда сейсмическая активность заставляет землю вдоль линий разломов перемещаться вверх или вниз. Когда части морского дна сдвигаются по вертикали, поднимаясь или опускаясь, смещаются целые водяные столбы.Это создает «волну» энергии, которая толкает воду, объяснил Блейкман.

Землетрясения, которые толкают землю в основном в горизонтальном направлении, с меньшей вероятностью вызовут разрушительные волны, по словам геофизика USGS Джона Беллини. По словам Беллини, когда энергия толкает плиты в горизонтальном направлении, земля не поднимает и не опускает воду над собой настолько, чтобы вызвать цунами.

Высота волны цунами зависит от вертикального движения земли, поэтому изменения в топографии морского дна могут либо усилить, либо ослабить волну по мере ее распространения.

Почему существует опасность утечки радиации на двух японских ядерных реакторах?

На двух объектах вышли из строя системы охлаждения в результате отключения электроэнергии в регионе. Несмотря на то, что реакторы были остановлены, небольшой, базовый уровень ядерного распада все еще происходит, а это означает, что небольшое количество остаточного тепла все еще отходит от ядерных топливных стержней. В нормальных условиях системы охлаждения используют воду, чтобы окружать стержни ядерного топлива и рассеивать это тепло, но потеря мощности означает, что установки не могут перекачивать воду вокруг стержней.Если топливные стержни обнажатся, они могут расплавиться, и в этом случае их контейнеры не смогут сдерживать испускаемое ими излучение. Могут возникнуть опасные утечки.

Почему после цунами в японской гавани образовался водоворот?

Когда цунами обрушивается на береговую линию, сила воды влияет на форму побережья и морского дна. В результате хаос может вызвать всевозможные подводные вихри, которые часто покрывают дно океана, согласно «Цунами: Недооцененная опасность» (Cambridge University Press, 2001) Эдварда Брайанта из Университета Вуллонгонга в Австралии.Водовороты не оставляют особых геологических свидетельств, но свидетельства очевидцев предполагают, что они относительно часто встречаются после крупных цунами.

Стефани Паппас, Реми Мелина и Натали Вулчовер внесли свой вклад в эту статью.

Вы можете следить за LiveScience писателем Винн Парри в Twitter @Wynne_Parry .

,

Как возникла Вселенная?

Как возникла Вселенная?

Возможно, это величайшая Великая Тайна и корень всех остальных. Величайшие вопросы человечества — Как началась жизнь? Что такое сознание? Что такое темная материя, темная энергия, гравитация? — проистекают из этого.

«Все остальные загадки лежат в основе этого вопроса», — сказала Энн Друян, автор и вдова астронома Карла Сагана. «Это важно для меня, потому что я человек и не люблю ничего не знать.»

Даже по мере того, как теории, пытающиеся разгадать эту загадку, становятся все более сложными, ученых преследует возможность того, что некоторые из наиболее важных звеньев в их цепочке рассуждений ошибочны.

Фундаментальные загадки

Согласно стандартной модели Большого взрыва Вселенная родилась в период инфляции, начавшейся около 13,8 миллиарда лет назад. Как быстро расширяющийся воздушный шар, она увеличилась с размера меньше электрона до почти своего нынешнего за крошечную долю секунды.

Первоначально Вселенная была пронизана только энергией. Часть этой энергии превратилась в частицы, которые собрались в легкие атомы, такие как водород и гелий. Эти атомы сначала сгруппировались в галактики, а затем в звезды, внутри которых были выкованы все остальные элементы.

Это общепризнанная картина происхождения нашей Вселенной, представленная учеными. Это мощная модель, которая объясняет многие вещи, которые ученые видят, когда смотрят в небо, например, удивительную гладкость пространства-времени в больших масштабах и равномерное распределение галактик на противоположных сторонах Вселенной.

Но в этой истории есть вещи, которые беспокоят некоторых ученых. Во-первых, идея о том, что Вселенная пережила период быстрой инфляции в начале своей истории, не может быть напрямую проверена, и она полагается на существование таинственной формы энергии в начале Вселенной, которая давно исчезла.

«Инфляция — чрезвычайно мощная теория, и все же мы до сих пор не знаем, что вызвало инфляцию, и правильна ли это теория, хотя она работает очень хорошо», — сказал Эрик Агол, астрофизик из Вашингтонского университета.

Для некоторых ученых инфляция — неуклюжее дополнение к модели Большого взрыва, необходимая сложность, необходимая для того, чтобы привести ее в соответствие с наблюдениями. Это не последнее дополнение.

«Мы также узнали, что во Вселенной должна быть темная материя, а теперь и темная энергия», — сказал Пол Стейнхардт, физик-теоретик из Принстонского университета. «Таким образом, модель работает сегодня так: вы говорите:« Хорошо, возьмите некоторый Большой взрыв, возьмите некоторую инфляцию, вы настроите ее на следующие свойства, затем вы добавите определенное количество темной материи и темной энергии ».«Эти вещи не связаны в единой теории».

Стейнхардт беспокоится, что космологи действуют больше как инженеры, чем как ученые. Если наблюдение не соответствует текущей модели, они присоединяют другой компонент или переделывают существующие, чтобы они соответствовали. компоненты не связаны, и нет причин добавлять их, кроме как для сопоставления наблюдений. Это все равно, что пытаться отремонтировать старую машину, добавляя новые детали из новых, но других моделей. Эти части могут работать в краткосрочной перспективе, но в конечном итоге вам понадобится новая машина.

Нестареющая вселенная

В последние годы Стейнхардт работал с Анной Иджас, физиком-теоретиком из Гарвардского университета, над радикальной альтернативой стандартной модели Большого взрыва.

Согласно их идее, называемой подпрыгивающей космологией, Вселенная родилась не один раз, а, возможно, несколько раз в бесконечных циклах сжатия и расширения. Теория заменяет «большой взрыв» на «большой отскок», который плавно связывает периоды сжатия и расширения Вселенной и решает многие проблемы, мешающие теории инфляции.

Пара утверждает, что их экпиротическая, или «циклическая», теория могла бы объяснить не только инфляцию, но и другие космические загадки, включая темную материю, темную энергию и то, почему Вселенная, кажется, расширяется с постоянно ускоряющейся скоростью. [18 величайших неразгаданных тайн физики]

Несмотря на противоречивость, космология поднимает вероятность того, что Вселенная не имеет возраста и самообновляется. Это перспектива, возможно, даже более внушающая страх, чем вселенная с определенным началом и концом, поскольку это означало бы, что звезды на небе, даже самые старые, подобны недолговечным светлячкам в великой схеме вещей.

«Я хотел бы надеяться, что усилия, которые общество вкладывает в научные исследования, приближают нас к фундаментальным истинам, а не только к способу создания полезных инструментов», — сказал астроном Калифорнийского технологического института Ричард Мэсси. «Но я так же напуган, узнав, что все, что я знаю, неправильно, и втайне надеюсь, что я этого не сделаю».

Дополнительные ресурсы:

Эта статья была обновлена ​​27 июня 2019 г. автором Live Science Тимом Чилдерсом.

,

4 Как учатся дети | Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа: расширенное издание

концептуальная разработка. Короче говоря, разум маленького ребенка ожил (Брунер, 1972, 1981a, b; Кэри и Гельман, 1991; Гарднер, 1991; Гельман и Браун, 1986; Веллман и Гельман, 1992).

Существенный отход от взгляда tabula rasa на разум младенца сделал швейцарский психолог Жан Пиаже. Начиная с 1920-х годов Пиаже утверждал, что молодой человеческий разум лучше всего можно описать в терминах сложных когнитивных структур.Из внимательных наблюдений за младенцами и тщательного опроса детей он пришел к выводу, что когнитивное развитие проходит через определенные стадии, каждая из которых включает в себя радикально разные когнитивные схемы.

В то время как Пиаже наблюдал, что младенцы на самом деле ищут стимуляции окружающей среды, которая способствует их интеллектуальному развитию, он полагал, что их первоначальные представления об объектах, пространстве, времени, причинно-следственных связях и самости строятся постепенно в течение первых двух лет. Он пришел к выводу, что мир младенцев представляет собой эгоцентрическое слияние внутреннего и внешнего миров и что развитие точного представления физической реальности зависит от постепенной координации схем взгляда, слушания и прикосновения.

После Пиаже другие исследовали, как новорожденные начинают интегрировать зрение и звук и исследовать свои миры восприятия. Для теоретиков перцептивного обучения обучение считалось быстрым из-за первоначальной доступности паттернов исследования, которые младенцы используют для получения информации об объектах и ​​событиях их перцептивных миров (Гибсон, 1969). По мере появления теорий обработки информации, метафора разума как компьютера, процессора информации и средства решения проблем стала широко использоваться (Newell et al., 1958) и быстро стал применяться для изучения когнитивного развития.

Хотя эти теории существенно различались, они разделяли акцент на рассмотрении детей как активных учеников, которые могут ставить цели, планировать и пересматривать. Дети рассматриваются как ученики, которые собирают и систематизируют материал. Таким образом, когнитивное развитие включает в себя приобретение организованных структур знаний, включая, например, биологические концепции, раннее чувство числа и раннее понимание основ физики.Кроме того, когнитивное развитие предполагает постепенное овладение стратегиями запоминания, понимания и решения проблем.

Активная роль учащихся была также подчеркнута Выготским (1978), указав на другие способы поддержки обучения. Выготский глубоко интересовался ролью социальной среды, включающей инструменты и культурные объекты, а также людей как агентов в развитии мышления. Возможно, самой мощной идеей Выготского, которая повлияла на психологию развития, была идея зоны ближайшего развития (Выготский, 1978), описанная во вставке 4.1. Это относится к диапазону компетенций (Brown and Reeve, 1987), в котором учащиеся могут ориентироваться с помощью поддерживающего контекста, включая помощь других. (О современных трактовках этой концепции см. Newman et al., 1989;

,

Откуда ученые знают, что Вселенная расширяется?

Мы думали, что спросим Гезу Гюк, директора астрономического отдела планетария Адлера и научного сотрудника Чикагского университета. Вот что он сказал:

Через несколько лет после того, как Альберт Эйнштейн разработал свою знаменитую (и к настоящему времени очень хорошо протестированную!) Теорию общей теории относительности (ОТО) в 1915 году, он применил ее ко всей Вселенной и нашел кое-что замечательное. Теория предсказывает, что вся Вселенная либо расширяется, либо сжимается.Другой альтернативы действительно нет. Оставить Вселенную неподвижной — это как карандаш, балансирующий на острие … возможно, но очень, очень маловероятно и не может просуществовать очень долго.

В 1929 году астроном Эдвин Хаббл измерил скорости большого количества галактик. Он ожидал, что к нам и от нас будет двигаться примерно одинаковое количество людей. В конце концов, Земля не является особенным местом во Вселенной.

Вместо этого он обнаружил, что почти все галактики удаляются от нас!

Со времен Хаббла мы наблюдали миллионы галактик с более совершенным оборудованием и проверили его результаты.За исключением небольшой горстки близких к нам галактик, каждая галактика удаляется от нас.

На самом деле, чем дальше галактика, тем быстрее она удаляется от нас. Это очень хорошо согласуется с предсказаниями Эйнштейна. Кажется, что галактики удаляются от нас, потому что вся Вселенная становится больше. Пространство между галактиками расширяется! И чем дальше галактика, тем больше остается пространства для растяжения, поэтому кажется, что галактика удаляется от нас быстрее.

За последние полвека астрономы наблюдали много других фактов о Вселенной, которые указывают на то, что Вселенная расширяется. Хотя очень изобретательный человек мог бы объяснить одно или максимум два из этих открытий, расширение Вселенной — единственная теория, которая может объяснить их все сразу. И с каждым годом доказательств накапливается все больше!

Следите за маленькими загадками жизни в Twitter @llmysteries.Мы также в Facebook и Google+.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *