Центральное разведывательное управление — Википедия
Центра́льное разве́дывательное управле́ние США, ЦРУ (англ. Central Intelligence Agency, CIA) — агентство Федерального правительства США, основной функцией которого является сбор и анализ информации о деятельности иностранных организаций и граждан. Основной орган внешней разведки и контрразведки США. Деятельность ЦРУ бывает сопряжена с возможностью её официального непризнания[2]. Штаб-квартира ЦРУ, также известная как Разведывательный центр имени Джорджа Буша-старшего, находится в Лэнгли, округ Фэрфакс, штат Виргиния, в 13 км от Вашингтона.
В отличие от Федерального бюро расследований, которое представляет собой службу внутренней безопасности, Центральное Разведывательное Управление не имеет функций правоохранительных органов и в основном сосредоточено на внешней разведке, но с некоторыми элементами внутренней разведки и контрразведки. Хотя это не единственное правительственное агентство США, специализирующееся на разведке за рубежом, существует также Агентство национальной безопасности, осуществляющее также и радиоэлектронную разведку. Кроме того, ЦРУ является единственным органом, уполномоченным законно осуществлять и контролировать тайные операции по указанию президента. ЦРУ оказывает внешнеполитическое влияние через свои тактические подразделения, такие как Отдел специальных мероприятий.
ЦРУ входит в Разведывательное сообщество США, которым руководит Директор Национальной разведки.
Центральное разведывательное управление было создано в 1947 году после принятия Закона о национальной безопасности, подписанного президентом США Гарри Трумэном[3] и вступившего в силу 18 сентября 1947 года. Ранее до создания ЦРУ, её обязанности принимало на себя Федеральное Бюро Расследований (англ. Federal Bureau of Investigation, FBI), но в настоящий момент юрисдикция ФБР ограничена лишь внутренней политикой, тогда как ЦРУ имеет право выполнять свои функции только за границей Соединенных Штатов.
ЦРУ было создано на основе Управления стратегических служб, действовавшего во время Второй мировой войны, и приняло на себя все функции своего предшественника [3]. В 1949 году был принят Закон о ЦРУ[4].
Руководителем ЦРУ до 2005 года являлся директор Центральной разведки. Должность была создана в январе 1946 года для общего руководства разведывательной деятельностью правительства США, однако по Закону 1947 года директору были дополнительно переданы функции руководителя ЦРУ, а также советника Президента США по вопросам разведки и члена Совета национальной безопасности. В 1981 году Директор также стал главой Разведывательного сообщества.
В 2005 году согласно Закону о реформировании разведки и предотвращении терроризма функции советника президента, члена СНБ и главы Разведывательного сообщества были выделены в отдельную должность — директор Национальной разведки, — а для руководителя ЦРУ была создана должность Директор Центрального разведывательного управления.
Первым главой ЦРУ был 3-й Директор центральной разведки контр-адмирал Роскоу Хилленкоттер.
17 мая 2018 года директором ЦРУ была назначена Джина Хаспел. Она стала первой женщиной, занявшей пост директора ЦРУ[5].
В обязанности директора ЦРУ входят[6]:
- Сбор разведывательной информации через агентурную сеть и другие соответствующие средства. При этом директор ЦРУ не обладает полицейскими, правоохранительными полномочиями и полномочиями вызывать в суд, а также не выполняет функций обеспечения внутренней безопасности;
- Сопоставление и оценка полученных разведданных, связанных с национальной безопасностью, и предоставление разведывательной информации соответствующим инстанциям;
- Общее руководство и координация сбора национальных разведданных за пределами Соединенных Штатов через агентурных источников Разведывательного Сообщества, уполномоченных собирать информацию, в координации с другими департаментами, ведомствами и органами правительства Соединенных Штатов. При этом необходимо обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов, а также принятие во внимание потенциальных угроз для США и всех лиц, вовлеченных в сбор разведданных;
- Выполнение иных подобных функций и обязанностей, относящихся к разведывательной деятельности, обеспечивающей национальную безопасность, по указанию Президента или директора Национальной Разведки.
В отличие от аналогичных структур во многих других странах, официально ЦРУ является гражданской организацией. В связи с чем агенты данной организации не имеют воинских званий, а сбор разведданных осуществляется сотрудниками, получившими тактическую подготовку[7].
Оперативно-тактически наиболее подготовленным является подразделение Отдел Специальных Мероприятий (Special Activities Division), состоящее преимущественно из опытных ветеранов таких спецподразделений вооруженных сил США, как Delta Force, Navy SEAL и т. п.[8]
- Директор ЦРУ. Назначается Президентом США при одобрении Сенатом. Подчиняется непосредственно Президенту. С 17 мая 2018 года пост директора ЦРУ занимает Джина Хаспел, которая работает в ЦРУ с 1985 года.
- Заместитель директора ЦРУ. Осуществляет функции директора, когда должность директора вакантна, либо когда директор отсутствует на рабочем месте.
- Помощник заместителя директора ЦРУ. Данная должность была создана 5 июля 2006 года. Помощник заместителя директора осуществляет все функции, которые раньше лежали на исполнительном директоре ЦРУ.
- Помощник директора ЦРУ по военной поддержке.
Директораты и офисыПравить
- Разведывательный директорат. Занимается обработкой и анализом полученной развединформации. Руководитель — директор по разведке.
- Национальная секретная служба (бывший оперативный директорат) решает задачи, связанные со сбором информации агентурной разведкой, организует и проводит тайные операции. В неё входит Отдел специальных операций ЦРУ. Руководитель — директор национальной секретной службы.
- Научно-технический директорат. Проводит исследования и разработку технических средств сбора информации.
- Директорат снабжения. Руководитель — директор по снабжению.
- Центр изучения разведки. Занимается хранением и изучением исторических материалов ЦРУ. Руководитель — директор центра изучения разведки.
- Офис главного юрисконсульта. Руководитель — главный юрисконсульт. Сотрудники данного отдела следят за соблюдением работниками Управления Конституции и законов, действующих правил и инструкций.
- Офис генерального инспектора. Руководитель — генеральный инспектор. Назначается Президентом США при одобрении Сенатом. Независим от других отделов и офисов, подчиняется напрямую директору ЦРУ. Осуществляет инспекции, расследования и аудит в штаб-квартире ЦРУ, на местах, и в зарубежных отделениях Управления. Каждые полгода готовит для директора ЦРУ отчёт, который тот предоставляет Комитету по разведке Конгресса США.
- Офис общественных связей. Руководитель — директор по связям с общественностью.
- Офис по военным делам. Оказывает поддержку в сфере разведки вооружённым силам США.
7 марта 2015 года тогдашний директор ЦРУ Джон Бреннан объявил о начале широкомасштабной реорганизации. В рамках проекта планируется создание директората цифровых инноваций, который будет заниматься современными технологиями и кибершпионажем и 10 новых специализированных офисов[10].
Подготовка агентовПравить
Для обучения и подготовки своих агентов ЦРУ имеет два тренировочных центра. Главный — The Farm (Ферма) — находится на армейской базе Кэмп-Пири, штат Виргиния. Второй центр — The Point (Точка) — находится в Харвей-Пойнт, штат Северная Каролина.
Критика и скандалыПравить
КоррупцияПравить
Согласно опубликованным в 2008 году результатам работы группы исследователей, во второй половине XX века сотрудники ЦРУ и их деловые партнеры использовали полученную ЦРУ секретную информацию с целью получения собственной выгоды [15].
Незаконное свержение правительств иностранных государствПравить
Некоторая деятельность ЦРУ была под прожекторами СМИ. ЦРУ не раз обвинялись в политических убийствах и государственных переворотах с целью уничтожения действующей власти или конституционного строя по скрытому приказу президентов США или каких-либо крупных компаний, имеющих связи с Белым домом. Выполняя поручения крупных компаний, для избавления от правителей вводящих налоги на их продукцию или крупных конкурентов, ЦРУ часто выступали в роли «вышибал», помогая американским предприятиям за границей. За подобные случаи, освещенными СМИ, руководителям ЦРУ неоднократно приходилось давать показания в конгрессе на тему политических убийств и государственных переворотов.
Применение пытокПравить
В декабре 2007 года ЦРУ признало, что уничтожило две кассеты с видеозаписью допросов подозреваемых. Как заявили в ЦРУ, процедура была «очень жёсткой». Майкл Хайден, бывший в то время директором ЦРУ, ссылаясь на мнение службы собственной безопасности самого ЦРУ, утверждал, что методы были легальными. ЦРУ уничтожило доказательства, которые компрометируют её сотрудников. Американский союз защиты гражданских свобод по этому поводу заявил: «уничтожение этих кассет стало частью масштабного и долгосрочного процесса использования исполнительной власти с целью избавить отдельных граждан от криминального преследования за пытки и злоупотребление служебным положением».
В феврале 2008 года Майкл Хейден признал, что его сотрудники применяли на допросах метод, заключающийся во временном погружении подозреваемого в воду с целью достижения эффекта «захлёбывания». ЦРУ не считает это пыткой и определяет, как «более жёсткий метод допроса». Всего использовалось около 18 подобных методов[17]. В конгрессе США было выдвинуто предложение о запрете для ЦРУ применять при допросах данный метод получения информации. Однако, тогдашний президент Джордж Буш заявил, что наложит вето на такой закон [18]. Следующий президент США, Барак Обама, 22 января 2009 года подписал указ о запрете допросов с применением пыток[19]. В руководстве Департамента юстиции США в 2009 году начались дискуссии о возможном привлечении к уголовной ответственности тех сотрудников ЦРУ, которые санкционировали применение таких методов допроса[20].
Секретные тюрьмыПравить
Сведения о засекреченных местах, где содержались лица, подозреваемые в терроризме (далее получившие название «секретные тюрьмы ЦРУ»), были опубликованы[когда?] правозащитными организациями и мировой печатью[источник не указан 2370 дней]. А начиная с 2 ноября 2005 года, данные сведения появились и в американской прессе («The Washington Post»).
В 2006 году президент США Джордж Буш-младший официально признал факт существования данных мест. В своей речи на данную тему он заявил о том что, данные заведения были необходимы по требованиям безопасности и что содержались там только особо опасные лица, подозреваемые в терроризме
23 января 2009 года президент США Барак Обама издал указ о закрытии всех секретных тюрем ЦРУ[22]. В апреле 2009 года директор ЦРУ Л. Панетта отчитался о закрытии всех тюрем, находившихся за рубежом[23].
- Операция REDSOX — организованная ЦРУ засылка не менее 85 шпионов в западные районы СССР с целью помощи антисоветскому подполью и сбора шпионской информации. Из засланных шпионов в США вернулись трое, причём одного из них американцы держали под подозрением как двойного агента. Остальные были перевербованы, раскрыты или погибли[24].
- Операция TP-AJAX — совместное с MI6 свержение демократически-избранного правительства Ирана во главе с Мохаммедом Мосаддыком после того, как в Иране была национализирована Англо-Иранская Нефтяная Компания и требования британского правительства к Ирану не были поддержаны международным арбитражем. Операцией руководил Кермит Рузвельт, внук Теодора Рузвельта. Проводниками идеи свержения Мосаддыка были Госсекретарь Джон Фостер Даллес и глава ЦРУ Аллан Даллес[25].
- Операция PBSUCCESS — организованное ЦРУ[26] военное вторжение в 1954 году с целью свержения президента Гватемалы Хакобо Арбенса. В ходе вторжения самолёты наёмников ЦРУ подвергли бомбардировкам города Гватемалы. 27 июня 1954 года президент Арбенс был вынужден уйти в отставку, его заменил проамерикански настроенный Кастильо Армас[27].
- Операция «Феникс» — проводившаяся совместно с полицией и спецслужбами Южного Вьетнама программа по ликвидации политической структуры Национального фронта освобождения Южного Вьетнама.
- Операция «Циклон» (англ. Operation Cyclone) — программа ЦРУ по вооружению афганских моджахедов во время Афганской войны (1979—1989)[28]. Является одной из самых длинных и самых дорогостоящих секретных операций ЦРУ[29]. Финансирование программы началось с $20-30 миллионов в год и к 1987 году достигло уровня $630 миллионов в год[30].
- Операция в заливе Свиней — военная операция с целью свержения правительства Фиделя Кастро на Кубе. Утром 15 апреля 1961 года самолёты с опознавательными знаками ВВС Кубы нанесли удары по кубинским аэродромам, однако кубинское военное командование заблаговременно заменило самолеты макетами. В ночь на 17 апреля в районе Залива Свиней началась высадка десанта. По плану операции, курируемой ЦРУ, президент Кеннеди должен был допустить авиацию США к совместному участию по свержению правительства Кубы с десантами, но в последний момент Кеннеди отклонил данную инициативу, что в результате повлекло за собой полный провал операции и привело руководство ЦРУ в ярость.
- Иран-контрас — операции по поддержке контрас против сандинистского правительства в Никарагуа в середине 1980-х годов, финансирование боевиков осуществлялось в том числе за счёт поставок оружия в Иран, с нарушением оружейного эмбарго, введённого тогда для Ирана.
- Операция «Аэродинамик» — одна из ряда секретных операций ЦРУ против СССР, проводимых в сотрудничестве со спецслужбами Великобритании, Италии и ФРГ. Для выполнения операции привлекались лица, ранее сотрудничавшие с нацистской Германией. Была начата в 1948 году под кодовым названием CARTEL, основным партнёром при проведении была выбрана ОУН(б), основным контактным лицом был первый руководитель СБ ОУН(б) Микола Лебедь.
Образ в массмедиаПравить
Деятельность ЦРУ и его отдельных сотрудников отражена в многочисленных романах, кинофильмах, телесериалах, видеоиграх. Зачастую ЦРУ в массовой культуре выглядит как организация, для которой нет невыполнимых задач.
О становлении ЦРУ повествует фильм Роберта Де Ниро «Ложное искушение» (англ. The Good Shepherd, 2006), который частично основан на реальных событиях. Методы финансирования тайных операций ЦРУ показаны в фильме «Война Чарли Уилсона» (2007).
Непосредственно работе ЦРУ посвящены такие фильмы как «Три дня Кондора» (1975), «Шпионские игры» (2001), «Рекрут» (2003), «Совокупность лжи» (2008) и многие другие. В 2011 году на экраны вышел телесериал «Родина» (англ. Homeland), рассказывающий о борьбе ЦРУ с международным терроризмом.
Одна из наиболее популярных видеоигр, главным героем которой является офицер ЦРУ — Call of Duty: Black Ops, вышедшая осенью 2010 года. Также в Grand Theft Auto V есть пародия на ЦРУ — ЦУР (Центральное Управление Разведкой).
Работа с индустрией развлеченийПравить
Официальный сайт ЦРУ призывает к сотрудничеству сценаристов, режиссёров, продюсеров и актёров:
Если вы являетесь представителем индустрии развлечений и работаете над проектом, освещающим ЦРУ, мы можем Вам помочь. Мы уполномочены предоставить истории и другие материалы. Это включает в себя ответы на вопросы, развенчание мифов или организация приезда в ЦРУ для общения с людьми, близкими к работе в разведке[31].
организация, успехи и провалы — Новости политики, Новости России — EADaily
Разведывательное сообщество США (United States Intelligence Community, IC) в настоящее время объединяет 17 отдельных правительственных учреждений США, занимающихся ведением зарубежной разведывательной деятельности в интересах США. Все эти организации в той или иной мере имеют партнерские отношения с иностранными спецслужбами союзных США государств и государств-партнеров.
Разведывательное сообщество США сотрудничает и с «негосударственными» разведывательными организациями, такими, например, как спецслужбы курдских национальных группировок. Кроме того, Разведывательное сообщество США периодически обменивается разведывательной информацией со спецслужбами официальных государств-противников по узкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес. Подобного рода отношения с «конкурентами» являются исключением из общих правил. В США действует закон, запрещающий обмен разведданными с Организацией Объединенных Наций, правда, с оговоркой, если только президент не откажется от этого положения в интересах национальной безопасности США.
В партнерской деятельности по линии спецслужб в сфере внимания американского Разведывательного сообщества среди приоритетных направлений остаются: национальная оборона, возникающие угрозы, борьба с терроризмом, нераспространение, соблюдение договоров, кибербезопасность, экономическая и финансовая безопасность, борьба с наркоторговлей и пиратством. Разведывательное сообщество США пользуется услугами союзных или партнерских разведслужб относительно тех районов мира, где оно испытывает очевидный дефицит собственных разведывательных активов.
Отношения разведывательных служб США с зарубежными партнерами имеют свои преимущества и свои риски. Среди последних — это проникновение шпионажа третьих сторон, манипуляции с целью влияния на политику США, невозможность полной проверки иностранных источников, чрезмерная зависимость американских спецслужб от разведывательных возможностей своих иностранных партнеров. Тем не менее развитие разведывательных отношений с зарубежными партнерами означает, что выгоды для Разведывательного сообщества США перевешивают все эти риски. Разведывательному сообществу США обычно приходится самостоятельно оценивать достоверность источников иностранной разведки, а также уязвимость телекоммуникационной инфраструктуры партнера от проникновений враждебных разведок.
Сотрудничество отдельных американских разведывательных служб со своими иностранными партнерами идет по нескольким направлениям:
— обмен информацией;
— передача прав на проведение в своей стране разведывательных операций или для размещения оборудования технической разведки;
— разделение работы при сборе информации и подготовке разведывательной отчетности по вопросам, представляющим взаимный интерес;
— совместные секретные действия по сбору или эксплуатации разведывательного оборудования;
— обучение сотрудников союзных и партнерских спецслужб.
Обычно отношения Разведывательного сообщества США с зарубежными партнерами оформляются меморандумом о взаимопонимании или другими оформленными документально соглашениями. На данный момент существуют сотни таких соглашений между Разведывательным сообществом США и иностранными спецслужбами. Но все они, с точки зрения американцев, не имеют обязательной юридической силы. В основном отношения строятся на двусторонней основе. Самые старые по времени из таковых — это отношения американцев с британскими спецслужбами. Но Разведывательное сообщество США также имеет действующую практику многосторонних отношений. Как пример здесь следует указать партнерство США по сообществу «Пять глаз» (Five Eyes) — Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Обмен готовой информацией, полученной из нескольких источников, обеспечивает меньший риск раскрытия источников информации и является типичным для многих двусторонних или многосторонних отношений разведок. Обмен необработанными данными или фрагментарными сведениями идет тогда, когда между партнерами существует достаточное доверие для обеспечения необходимой защиты источников и методов сбора разведывательной информации. На такой основе у США дела строятся лишь с партнерами по сообществу «Пять глаз», а также с Францией, Германией, Норвегией и Японией.
Обмен разведданными и информацией может включать безопасную конференц-связь, телефонные звонки или — среди ближайших партнеров — автоматический обмен данными. Партнеры из принимающей страны обеспечивают политическое разрешение, которое позволяет Соединенным Штатам создавать свои разведывательные объекты на территории их стран.
Директор Национальной разведки США обеспечивает политику партнерства и осуществляет надзор за всеми разведывательными отношениями с иностранными разведывательными службами. Он подтверждает ответственность ЦРУ за координацию реализации политики в отношении внешних связей Разведывательного сообщества США.
С 2005 года повседневное руководство гражданскими разведывательными службами и (частично) разведывательными службами Министерства обороны США осуществляет директор ЦРУ, который находится в прямом подчинении директору Национальной разведки. Собственно, именно директор ЦРУ отвечает за реализацию политики взаимодействия директора Национальной разведки с конкретными иностранными разведками и за координацию этих отношений с ЦРУ.
За рубежом посол США или глава дипломатической миссии отвечает за «руководство, координацию и надзор за всеми сотрудниками исполнительной власти правительства» в стране пребывания и должен быть «полностью и в настоящее время информирован о всех действиях и операциях правительства в этой стране». Таким образом, и посол США имеет полномочия по ведению разведывательной деятельности Соединенных Штатов в этой стране. Но фактическое управление разведывательными программами и разведывательной деятельностью, отношениями с партнерами в посольстве США возлагается на начальника станции ЦРУ, который и должен обеспечивать надлежащее информирование руководителя дипломатической миссии.
Как частности в партнерстве Агентство национальной безопасности (NSA) само обладает установленными законом полномочиями по ведению связей с иностранными криптологами. Агентство военной разведки (DIA) и другие разведывательные организации Пентагона наделены полномочиями поддерживать связь с представителями военных разведок союзных и партнерских стран.
Среди наиболее чувствительных аспектов отношений США с каким-либо конкретным партнером по внешней разведке являются случаи, когда любой такой партнер предоставляет Разведывательному сообществу США секретную информацию о гражданах США. В тех случаях, когда сами Соединенные Штаты запрашивают у иностранной разведывательной службы сведения о гражданах США, у американцев должны быть вероятные основания полагать, что лица США вовлечены в терроризм, шпионаж, другие незаконные действия или сами являются объектами интереса враждебных разведывательных служб. Согласно действующим правилам, эти случаи требуют особой обработки. Иностранный разведывательный партнер может предоставлять Разведывательному сообществу информацию о гражданах США, приобретенную с помощью специальных методов сбора информации, и без специального запроса со стороны США. Кроме того, более строгие законы о неприкосновенности частной жизни в странах европейских союзников США не позволяют им обрабатывать и передавать данные по прямым запросам американцев на авиапассажиров — граждан США. Однако после терактов в Париже и Брюсселе Совет Безопасности ООН и Европейский союз частично решили эту проблему, приняв меры по улучшению отслеживания данных в целях противодействия терроризму.
При установлении партнерских отношений с разведывательной службой иностранного государства американцы обязательно оценивают уязвимость его сетей от проникновения противника — прежде всего России и Китая. Последний случай: США грозят сократить обмен разведывательной информацией и пересмотреть вообще соглашение о сотрудничестве с теми своими партнерами, государства которых примут стандарт 5G от китайской Huawei Technologies.
Если говорить об истории, то собственно сами разведывательные службы США возникли при сотрудничестве со спецслужбами других союзных государств. В первые годы своего существования во время Первой мировой войны военная разведка США — MID — получала существенную помощь от союзных британских и французских наставников.
В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, Соединенные Штаты установили более тесные отношения по линии разведки со своими будущими союзниками — прежде всего британцами. Главный центр американской разведки во Второй мировой войне — Управление стратегических служб (УСС) США — был создан в 1942 году при поддержке и содействии британских спецслужб — прежде всего MI6.
Первая официальная договоренность о партнерстве — «соглашение Холдена», касающееся обмена разведывательной информацией между США и Великобританией, — было заключено в октябре 1942 года. Следующее британо-американское соглашение о радиоразведке в мае 1943 года создало «разделение труда» между британскими и американскими службами перехвата. Американцы работали по японцам — операция «Магия», а британцы — по немцам и итальянцам — операция «Ультра».
В годы холодной войны разведывательные отношения США с их союзниками еще более укрепились как одна из многих сфер сотрудничества в области безопасности.
В марте 1946 года было перезаключено соглашение разведок США и Британии о перехватах. Следующее британо-американское соглашение UKUSA добавило Госдепартамент, армию и Военно-морские силы США в сферу разведывательного сотрудничества с британцами. Включение в это соглашение Канады, Австралии и Новой Зеландии и создало разведывательное содружество «Пять глаз».
В 1949 году британская разведка провела операцию по подключению к кабелям связи советского командного центра в Потсдаме в советской оккупационной зоне в Германии. По линии союзных отношений к операции подключилось ЦРУ из-за его технических возможностей читать зашифрованные сообщения, которые перехватывали британцы. Т. е. в данном случае один партнер — Британия — предоставил доступ к источнику информации, а другой — США — свои технические возможности. Правда, примерно тогда же разведывательное партнерство британской разведки и американского ЦРУ было поставлено под сомнение из-за разоблачения работавшей на СССР в Британии «Кембриджской пятерки». Оказалось, что высокопоставленный сотрудник MI6 и по совместительству советский агент Ким Филби в Вашингтоне из британского посольства и осуществлял взаимодействие по линии разведок с ЦРУ, попутно докладывая о его деталях в Москву.
Провалы чередовались с успехами. В 1953 году британцы добились согласия администрации президента Дуайта Эйзенхауэра на проведение совместной секретной операции по свержению избранного правительства Ирана с премьером Мохаммедом Мосаддыком. Переворот был осуществлен как совместная операция американского ЦРУ и британской MI6.
В 1962 году завербованный британской секретной разведывательной службой MI6 полковник ГРУ Олег Пеньковский одновременно использовался и американским ЦРУ. Историки разведки в США и Британии утверждают, что Пеньковский представил американцам подробные советские планы и описания стартовых ракетных площадок на Кубе. Без этой информации американской авиаразведке было бы трудно определить, какие конкретно ракеты находятся на стартовых площадках на Кубе, и отследить их боеготовность. Утверждается, что информация, предоставленная Пеньковским во время кубинского ракетного кризиса, позволила президенту США Джону Кеннеди принимать верные политические решения.
Другой пример успешного британо-американского сотрудничества по линии разведок из недавнего времени — это операция «Оверт». В феврале 2006 года британская служба электронного шпионажа и перехвата GCHQ поделилась с США перехваченной информацией о телефонном разговоре между двумя боевиками «Аль-Каиды» (запрещена в России) — одного в Пакистане и другого в Великобритании. Британская ячейка «Аль-Каиды» планировала пронести на борт авиалайнеров пластиковые бутыли с жидкой взрывчаткой и потом взорвать семь авиалайнеров, направляющихся в Северную Америку с по меньшей мере 1500 людьми на борту. Далее ЦРУ по линии своего партнерства поделилось информацией о «трансатлантическом заговоре жидких бомб» с пакистанской разведкой ISI, что позволило арестовать ключевого планировщика этой операции в «Аль-Каиде» — Рашида Рауфа.
После преобразования в 1947 году УСС в ЦРУ американцы сами стали влиять на организацию и развитие разведывательных ведомств союзных государств, делая эти агентства своими тесными и доверительными двусторонними партнерами. Одним из таких примеров является создание разведывательной службы Западной Германии (BND), основанной в 1946 году как «служба Гелена». С того времени BND остается близким, хотя и независимым партнером Разведывательного сообщества США. Вот неоднозначный пример этого сотрудничества. Именно агент германской разведывательной службы BND Curvebal — Рафид Ахмед Алван аль-Джанаби — сфабриковал сведения о том, что Саддам Хусейн обладал оружием массового уничтожения в Ираке. Очевидно, что в данном случае германская разведка действовала посредством партнерских отношений с ЦРУ по заказу из высших кругов американского Разведывательного сообщества, создававшего для президента Буша-младшего желательный повод для военного вторжения в Ирак в 2003 году. Как итог — Разведывательное сообщество США было обвинено в том, что оно положилось на единственный и недостоверный источник, несмотря на четкие признаки его ненадежности.
Соединенные Штаты оказали содействие в создании израильской разведывательной службы «Моссад». Главный актив «Моссада» — еврейская диаспора — стал для американцев уникальным каналом доступа к СССР и его сателлитам и по шпионажу в странах Ближнего Востока. Сотрудничество Разведывательного сообщества США с «Моссадом» не обошлось без скандала. Проблема шпионажа со стороны самых доверенных союзников и партнеров коснулась американского Разведывательного сообщества, когда выяснилось, что его сотрудники Джонатан Поллард и Роберт Ким шпионили в США соответственно на «дружественные» разведки Израиля и Южной Кореи.
В 1950-е годы американское ЦРУ участвовало в создании в шахском Иране Службы информации и безопасности страны (САВАК), а потом тесно сотрудничало с ней. С начала 1970-х годов сотрудничество между спецслужбами США и Ирана было значительно расширено так, что агентам САВАК было разрешено проводить операции в самих США. Считается, что с САВАК связан крупнейший внешнеполитический провал ЦРУ на Ближнем Востоке. В 1970-х годах зависимость ЦРУ от этой иранской разведывательной организации способствовала ошибкам высшего руководства США в осмыслении событий в Иране, приведших к свержению шаха в 1979 году. Спустя буквально несколько месяцев после революционного переворота в Тегеране американское ЦРУ столкнулось в Иране уже как с противником со своими бывшими «учениками» из САВАК, переименованного захватившими его исламскими революционерами в САВАМ.
Другой пример ирано-американского успешного, но завершенного разведывательного сотрудничества. В Иране в обмен на значительные объемы военной помощи шахское правительство разрешило США создать два пункта электронного шпионажа за СССР, с которых проводилось наблюдение за советским космодромом Байконур — в определении американцев Tyuratam Missile and Space Complex. Утверждают, что эти иранские станции наблюдения за ракетной телеметрией предоставили около 85% разведданных США по советской программе межконтинентальных баллистических ракет. Исламская революция в Иране закрыла и эти весьма продуктивные американские разведывательные центры.
В настоящее время в поле враждебного соперничества спецслужб Ирана и США превратился Ирак. В Ираке США опираются на созданную ЦРУ в условиях американской оккупации Иракскую национальную разведывательную службу (INIS). INIS была запущена и финансировалась ЦРУ на сумму в 1 млрд долларов в год в период с 2004 по 2007 год. INIS стала одной из проамериканских карательных структур в стране, действовавшей против восстания суннитов 2004—2008 годов. Одновременно INIS оказалась прямо вовлечена в иракский внутренний шиито-суннитский конфликт и в борьбу за влияние в Ираке между США и Ираном. Против INIS в Ираке стала действовать неофициальная шиитская разведывательная служба, созданная в рамках бессильного Министерства национальной безопасности (MSNS) Ирака по прямому согласованию с тогдашним премьер-министром страны — Нури аль-Маликом. Шиитская спецслужба при поддержке разведки Ирана стала бороться с INIS. Сотрудники INIS буквально кровью стали платить за партнерство своей организации с ЦРУ. В период 2004—2009 годов погибли 209 сотрудников INIS. Были убитые в этой тайной войне и в рядах прошиитского и проиранского MSNS. В итоге иракские спецслужбы превратились в ключевое поле битвы за получение контроля над Иракским государством. Кроме того, в борьбе за Ирак, а потом и Сирию Разведывательное сообщество США стало сотрудничать с собственными «негосударственными» разведывательными организациями Демократической партии Курдистана (ДПК) и Патриотического союза Курдистана (ПСК).
Еще одним примером прерванного, а потом частично восстановленного партнерства стал Египет. Именно при прямом участии ЦРУ были заложены фундаментальные основы режима военного правления Египтом и политической институционализации армии в египетском обществе. Созданное ЦРУ «Движение свободных офицеров» свергло в 1952 году режим египетского короля Фарука. На следующий день после переворота Совет революционного командования Египта пригласил ЦРУ помочь в решении трудностей управления послереволюционным Египтом. При помощи ЦРУ для нужд Гамаль Абдель Насера была создана партнерская египетская спецслужба — Главное следственное управление (GID), приведшее к верховной власти Насера, разгромившее движение «Братьев-мусульман» (запрещена в России) и коммунистов. Благодаря деньгам, обмену разведданными и важным контактам ЦРУ в конечном итоге GID проникло на большинство уровней египетского правительства. На беду американцев, это расширение тайной власти оказалось чрезмерным, поскольку с конца 1950-х годов Насер начал не доверять ЦРУ. Тесные связи между ЦРУ и египетской GID стали проблемным активом для американцев после того, как президент Насер стал строить тесные отношения с Советским Союзом. Попутно египетский Суэцкий кризис 1956 года временно привел и к разрыву особых отношений между разведками США и Великобритании.
Другой пример неоднозначного разведывательного партнерства — это Пакистан. Пакистан на протяжении многих лет извлекал выгоду из особых отношений с разведкой США, которые были частью более широкого сотрудничества в области обороны, управления и развития. Во время холодной войны Пакистан разрешил Соединенным Штатам вести разведывательные операции ЦРУ со своей территории против СССР, включая разведывательные полеты U-2 с пакистанских аэродромов.
Советское вторжение в Афганистан в 1979 году способствовало установлению еще более тесных связей ЦРУ с пакистанской разведывательной службой ISI и дополнительно — с Главным разведывательным управлением Саудовской Аравии (GID). Обе организации стали посредниками для американцев в финансировании и вооружении афганских моджахедов. Отношения ЦРУ с ISI впоследствии были поставлены под сомнение из-за предполагаемой поддержки ею враждебных американцам исламистских групп. Несмотря на это, особые отношения американцев с Пакистаном по линии спецслужб сохранялись и далее, несмотря на прямые претензии в отношении поддержки Пакистаном афганских талибов, террористической «Сети Хаккани» и других группировок исламских боевиков.
По соглашению с Пакистаном и при тесном сотрудничестве с пакистанской разведкой ЦРУ с 2004 по 2011 год проводило беспрецедентные операции ударных беспилотников по отслеживанию и уничтожению террористов «Аль-Каиды» и «Талибана» (запрещена в России) в неконтролируемых правительством Пакистана «территориях племен». В президентство нобелевского лауреата мира Барака Обамы было произведено даже больше смертельных атак беспилотников ЦРУ, чем при президенте Джордже Буше — младшем. Одновременно представители американской разведки выступили против совместной эксплуатации беспилотников с Пакистаном и предоставления предварительного уведомления об операциях полетов беспилотников, полагая, что информация об этом уходит к боевикам. Сам президент Пакистана Асиф Али Зардари безуспешно добивался передачи беспилотников пакистанцам «для нападения на боевиков „Аль-Каиды“ и талибов в племенных районах страны вдоль границы с Афганистаном». В качестве компромисса американские военные в Афганистане в ответ предложили лишь увеличить объем секретной информации, передаваемой пакистанским военным. В финале операции беспилотников ЦРУ в Пакистане завершились только в декабре 2011 года после удара, в результате которого погибли 24 пакистанских военных. И только в январе 2018 года администрация президента Трампа объявила о важном политическом решении — приостановить помощь по линии безопасности Пакистану. В ответ Пакистан прекратил контртеррористическое сотрудничество с США по линии разведок.
А тем временем после теракта 11 сентября 2001 года Разведывательное сообщество США беспрецедентно расширило свои партнерские связи в качестве ключевого компонента контртеррористической стратегии. Уже 12 сентября 2001 года, т. е. на следующий день после нападения, высшее руководство британских спецслужб — MI5 и MI6 — посетило своих коллег в Вашингтоне, чтобы предложить им свою помощь. ЦРУ с опорой на союзников и партнеров создало сеть контртеррористических разведывательных центров по всему миру, чтобы облегчить обмен разведданными по терроризму. Убеждение руководителей иностранных государств и руководителей партнерских разведок начать или углублять отношения с ЦРУ и создавать эти центры часто требовало личного вмешательства президента Джорджа Буша, вице-президента Дика Чейни и госсекретаря Колина Пауэлла.
Здесь ключевую помощь ЦРУ получило от французских спецслужб. Сам президент Франции Жак Ширак поручил французским спецслужбам DGSE и DGSI делиться разведданными с США так, «как если бы они были вашей собственной службой». Еще до этого при содействии французов и зависящего от них правительства Джибути ЦРУ начало боевые и разведывательные операции своих беспилотников с базированием в этой стране в небе над Йеменом и Сомали. В многонациональном антитеррористическом центре в Париже под кодовым названием Alliance Base одновременно работали представители США, Великобритании, Франции, Германии, Канады и Австралии. Для разогрева амбиций французов рабочим языком в этом центре сделали французский.
В совместных оперативных центрах в более чем двух десятках стран американские разведчики стали работать бок о бок со своими иностранными коллегами. Для допуска к работе офицеры из принимающих стран проверялись сотрудниками ЦРУ обычными штатными проверками и особыми проверками на полиграфе.
После 11 сентября практически каждый захват или убийство подозреваемого террориста были результатом совместной работы ЦРУ с иностранными разведывательными службами. ЦРУ проводило задержания и допросы террористов или подозреваемых в участии в террористической сети в помещениях секретных станций за рубежом, где сотрудники ЦРУ использовали «усовершенствованные методы допроса». При изучении этой программы Сенатский комитет по разведке сообщил о десяти местах содержания под стражей за рубежом — секретных тюрьмах ЦРУ. СМИ указали еще девять таких мест. Программа в конечном итоге создала трудности ЦРУ во взаимодействии с его зарубежными партнерами по разведывательной деятельности.
В этой контртеррористической операции не обошлось и без громких провалов. Так, в декабре 2009 года завербованный разведкой Иордании ее агент Хумам Халил аль-Балави взорвал себя вместе с семью сотрудниками ЦРУ на объекте ЦРУ на передовой оперативной базе «Чэпмен» в Хосте, Афганистан. Оказалось, что двойной агент Аль-Балави работал на «Аль-Каиду». В доверие к ЦРУ он вошел, когда пообещал, что выведет его на руководство «Аль-Каиды». По итогу этого провала с жертвами в рядах тогдашний директор ЦРУ Леон Панетта определил, что ЦРУ необходимо «более тщательно управлять обменом информацией с другими спецслужбами». Прямо причастное к этому провалу Главное разведывательное управление Иордании (GID) остается главным партнером ЦРУ в т. н. операциях по разведке человеческих ресурсов, или HUMINT.
Антитеррористическая война имеет примеры и сотрудничества американского Разведывательного сообщества со спецслужбами официального противника. В декабре 2017 года по переданной из ЦРУ информации российской ФСБ удалось обезвредить террористическую ячейку, связанную с запрещенным в РФ ИГИЛ, планировавшую взрывы террористов-смертников в Казанском соборе и других местах в Санкт-Петербурге. Президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре специально поблагодарил президента США Дональда Трампа за эту помощь по линии спецслужб. Путин выразил благодарность и послал личное поздравление директору ЦРУ Майку Помпео и всему его ведомству. Российские официальные лица заявили, что две страны продолжают обмениваться разведданными, связанными с терроризмом.
Официально политика Разведывательного сообщества США заключается в том, чтобы воздерживаться от обмена разведданными с режимами, нарушающими права человека. Это препятствие и излишнее доверие к иностранным партнерам препятствовало проникновению ЦРУ в «Аль-Каиду» в период накануне теракта 11 сентября. Сама главный источник идеологии салафитов — Саудовская Аравия — не спешила признавать угрозу терроризма и не хотела сотрудничать с Соединенными Штатами по этой проблеме. После 1996 года правительство Саудовской Аравии вообще не делилось важной информацией с разведкой США. Только после террористических атак «Аль-Каиды» в самой Саудовской Аравии ее спецслужба стала сотрудничать с американцами в вопросах противодействия исламскому терроризму. В 2010 году Саудовская Аравия, ранее не желавшая делиться разведданными с США по «Аль-Каиде», получила сведения о планах этой организации взрывать транспортные самолеты, следующие в США. Саудовская разведка поделилась этой информацией со своими американскими, британскими, немецкими и эмиратскими коллегами, что позволило предотвратить эти теракты.
В заключение необходимо указать на особый случай партнерства Разведывательного сообщества США с союзной разведкой — это оказание услуг посредничества. Так, например, недавно выяснилось, что с 2009 года существует секретный канал для отправки или получения личных сообщений между президентом США и северокорейским лидером. Связь осуществляется посредством связи Корейского центра миссии ЦРУ с Национальной разведывательной службой Южной Кореи, а той — с Генеральным бюро разведки Северной Кореи. ЦРУ при помощи южнокорейских коллег подготовило профили северокорейского лидера Ким Чен Ына и его окружения, чтобы помочь президенту Трампу и его команде в разработке подходов к выстраиванию личных отношений на их первой встрече в Сингапуре 12 июня 2018 года. Особый канал связи между Кимом и Трампом продолжает действовать.
***
Таким образом, можно констатировать, что создание и поддержание партнерских отношений по линии разведок укрепляет национальную безопасность США и возможности его Разведывательного сообщества. Но для него существуют известные риски излишне полагаться на своих иностранных партнеров в тех областях, где у Соединенных Штатов нет ни времени, ни ресурсов или возможностей для разработки своих собственных разведывательных активов.
Преимущества же партнерских отношений для Соединенных Штатов соотносятся с их потенциальными опасностями, включая возможность полного или частного провала. Обмен информацией между Соединенными Штатами и партнерами по разведке стал повседневным явлением, но к которому в американском Разведывательном сообществе стали относиться с большой осторожностью. Однако следует заметить, что риски взаимные, поскольку и партнерские спецслужбы не могут излишне полагаться на разведку США или подвергать риску свои источники. Для авторитарных режимов Ближнего Востока вообще существует опасность, что они в нужный для США политический момент могут оказаться мишенью для американского Разведывательного сообщества, а их собственные спецслужбы окажутся «перевербованными» американцами.
Кроме того, и союзные США страны отчетливо выяснили после разоблачений Эдварда Сноудена, что сами они, несмотря на свои партнерские отношения с американской разведкой, являются объектами шпионских операций со стороны «дружественного» американского Разведывательного сообщества. Тень известного недоверия с обеих сторон сопровождает это партнерство.
Дмитрий Семушин, редактор Европейской редакции EADaily
Бывший агент ЦРУ: «Российские спецслужбы совершают огромные ошибки. Они считают, что могут творить что угодно» (Aktuálně, Чехия) | Политика | ИноСМИ
Мы хотели бы способствовать тому, чтобы фильмы получались более реалистичными и достоверными и больше соответствовали бы действительности. Вообще же, работа в спецслужбах, так скажем, несколько скучнее того, что мы видим в некоторых фильмах. Она, пожалуй, больше похожа на вашу журналистскую работу.
— Вы являетесь специалистом по России, гдеВы также жили. Сегодня многие говорят об этой стране, а также о ее спецслужбах с опасениями и страхом. Но я спрошу кое о чем другом. Совершают ли русские ошибки?
The GuardianLe Monde diplomatiqueThe Washington Post— Да. И огромные. Вот, например, Владимир Путин. Российской внешней политикой он раздражает почти все богатые страны мира. У Кремля нет влиятельных друзей, а его союзниками являются только такие страны, как Венесуэла и Сирия. Путин и его люди пытаются удержать власть в своих руках как можно дольше, но у них нет никакой долгосрочной и осмысленной концепции развития страны. Их спецслужбы допускают ошибки из-за излишней агрессивности. Они стараются казаться сильными, вездесущими и всемогущими.
А потом делают нечто вроде провальной и достойной дилетанта попытки отравить бывшего агента российской военной разведки Сергея Скрипаля в Великобритании. Эта операция была, разумеется, сигналом для собственных граждан: что с ними может случиться, если они будут работать на иностранные разведывательные службы.
— Вы говорите о провалившемся покушении на Скрипаля. Но сегодня, по-видимому, любой спецслужбе трудно провести операцию так, чтобы современные технологии ее не разоблачили. Я имеют в виду, к примеру, работу, которую ведет, исходя из спутниковых данных аналитическая группа «Беллингкэт» (Bellingcat). Именно она разоблачила агентов в данном случае.
— Конечно, сегодня работать сложнее. Когда я начинал, у меня был набор фальшивых паспортов и водительских удостоверений. Я без труда менял имена. Такие возможности по-прежнему остаются, и спецслужбы рано еще списывать со счетов, однако сегодня намного труднее избежать разоблачения, в том числе, из-за камер, социальных сетей и электронных данных. Можно где-то попасть в объектив видеокамеры, может, даже два года назад, а потом кто-то свяжет эти кадры с другими событиями. Работа агентов в этом смысле стала намного труднее, чем прежде.
— Современную Россию часто сравнивают с бывшим Советским Союзом. Есть ли в сфере разведывательных служб какая-то разница между коммунистическим государством и его современным преемником?
— Не очень большая. В нормальных странах спецслужбы работают для того, чтобы помогать политикам принимать решения. Советский Союз отличался тем, что там спецслужбы активно занимались созданием проблем другим государствам. Их расшатывали и ослабляли. За время холодной войны набралась масса таких примеров. Скажем, распространялась информация, что вооруженные силы США создали и распространили болезнь СПИД. Это была советская дезинформация. Сегодня благодаря социальным сетям и интернету информация распространяется еще быстрее.
Как известно, Владимир Путин — бывший агент КГБ. На внешнюю политику и политику вообще он смотрит исключительно с позиций спецслужб. Они в России по сути занимаются всем тем, что в других странах делают министерства иностранных дел, обороны и некоторые другие институты. Например, спецслужбы координировали допинг спортсменов, а значит, в этой стране спецслужбы руководят и хотят руководить буквально всем.
Асанж публиковал секретную информацию избирательно
— Мы беседуем с Вами всего через несколько часов после того, как британская полиция в Лондоне арестовала основателя сервера «Викиликс» Джулиана Асанжа. В посольстве Эквадора в Лондоне он прожил семь лет. Как Вы оцениваете критику в его адрес насчет того, что он публиковал данные избирательно и так, чтобы не навредить России? Являлся ли он в какой-то мере инструментом в российских руках?
— Думаю, что да. Об это говорила не только прошлая администрация Барака Обамы, но и нынешняя администрация Дональда Трампа. Об этом совершенно четко заявил Госсекретарь США, а прежде глава ЦРУ Майк Помпео, у которого был доступ к информации спецслужб. И я говорю это как человек, критически настроенный по отношению к правительству нынешнего президента США, который не очень жалует и Трампа, и Помпео.
— Вы рады его аресту?
— Несколько лет назад Джулиан Ассанж заявил, что будет публиковать информацию, которая должна была оставаться тайной. Но его публикации касались только демократических стран, где есть свобода слова. А остальных — нет. Признаюсь, что я рад его задержанию. Конечно, если суд сочтет его невиновным, к этому решению нужно будет отнестись с уважением.
Россия не может тягаться с Западом или Китаем
— Почему в России так укоренилась враждебность к Западу? Убеждение, что Запад — враг, опасность и что по-другому и быть не может?
— Причин несколько, исторических и культурных. Россия считает, что если ослабит западные страны, то сама она станет сильнее. За свою историю Россия не раз подвергалась вторжениям, отсюда и постоянное ощущение неопределенности и угрозы. Тягаться с Западом в экономике Россия не может, и российскому руководству это известно. Кроме того, Россия не сравнится и с Китаем, что тоже вызывает в Кремле опасения, хотя в какой-то мере Соединенные Штаты являются общим врагом для России и Китая.
— Возможно ли подлинное сотрудничество между спецслужбами России и США, скажем, в борьбе с терроризмом? Ведь в этой сфере интересы двух стран совпадают.
— Между США и Россией ведется ежедневный обмен информацией, касающейся терроризма. То есть определенное сотрудничество налажено. Другое дело — доверие. Трудно доверять тому, для кого-то ты враг.
— Как, по-Вашему, спецслужбы в будущем справятся с проблемой предотвращения террористических актов, организованных, например, небольшими джихадистскими группировками, которые никем не координируются и образуются из нескольких человек в разных европейских странах?
— Джихадистские группировки и организации закрыты, и проникнуть в них очень сложно. Можно остановить людей, которые планируют теракт и сами для себя готовят путь побега. На каком-то этапе контрразведка может напасть на след подобной группировки. Но самая серьезная проблема в другом: когда теракт планируют те, кто готов умереть, то есть террористы-смертники, разоблачить их деятельность и предотвратить теракт намного сложнее.
Терроризм — один из самых больших вызовов будущего. Мир еще долго будет бороться с этой проблемой. Джихадисты, которые атакуют Запад, в определенной мере являются продуктом противоречий внутри ислама, исламского мира, мусульманского сообщества. Между шиитами и суннитами. Между людьми, которые принимают современный мир, и теми, кто хочет законсервировать ислам в прошлом и средневековье. В этом смысле я настроен пессимистично: быстро эту проблему не решить.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Гений разведки и предатель. Как начальник ГРУ стал суперагентом ЦРУ
Высокопоставленный руководитель разведки 25 лет снабжал американцев сверхсекретной информацией.
Идейные предают один раз
Среди всех предателей, когда-либо выходивших на контакт с зарубежными разведками, сотрудник ГРУ Дмитрий Поляков стоит особняком. Военные психологи и специалисты «по работе с кадрами» отмечают, что такие, как Поляков, — костяк любой спецслужбы. Поляков не только успел повоевать на фронтах Великой Отечественной и был награждён несколькими орденами и медалями, но и получил отменное образование. После завершения боевых действий Поляков окончил военную академию им. Фрунзе, после которой был направлен на работу не в архив, как это часто бывало с выпускниками, а на передовую холодной войны — в Главное разведывательное управление.
В 1951 году молодой шпион получает первое направление и сразу в Нью-Йорк — логово вероятного противника в будущей войне. Под дипломатическим прикрытием офицер военной разведки действует пять лет, и результаты его работы впечатляют начальство. После трёхлетнего перерыва и перекрёстных проверок контрразведки в 1959 году Полякова возвращают на работу в США, но уже в звании полковника и заместителя резидента по нелегальной работе. Главная задача Полякова — координировать действия нелегалов, добывающих особо важные сведения о состоянии Вооружённых сил США во всех уголках мира. Карьера Полякова стремительно идёт вверх, и уже через год ему пророчат должность начальника резидентуры.
Однако поздно вечером 30 октября 1961 года Поляков звонит по телефону одному из офицеров Вооружённых сил США, полковнику Фейхи, и, зная, что последний активно работает с органами разведки и контрразведки, требует встречи с представителями военной разведки США, находящимися в ООН под прикрытием. При этом никакой конспирологии: Поляков представляется своим именем, называет звание и должность. Растерянный Фейхи тут же звонит руководителю советского отдела контрразведки ФБР Джеймсу Нолану. У последнего после бессонной ночи к утру 1 ноября 1961 года в голове рождается уникальный план использования офицера одной из самых закрытых военных структур в мире.
«У вас утечка»
Уже через неделю агенты ФБР устраивают Полякову личную встречу. Историк спецслужб, бывший сотрудник 8-го Главного управления КГБ СССР Николай Кондратьев отмечает, что всю известную информацию Поляков решил не вываливать на агентов сразу по нескольким причинам.
Первым делом он хотел доказать ФБР собственную ценность. Вторая причина — Поляков обладал таким объёмом данных, что решил не заниматься обрушением психики у американских агентов. По моей оценке, к 1961 году он мог назвать примерно 200 фамилий и должностей. За этими людьми могли прийти уже через пару часов, и Поляков хорошо это понял, решил не раскрываться
Николай Кондратьев
Историк спецслужб, бывший сотрудник 8-го главного управления КГБ СССР
Одной из тех, кого наряду с кадровыми сотрудниками ГРУ Поляков «засветил» в первую встречу с ФБР, стала его подопечная — Мария Доброва. Советская разведчица-нелегал работала в Нью-Йорке под вымышленным именем и полностью сфабрикованной легендой и владела косметическим салоном, куда ходили жёны дипломатов и высших чиновников из ООН. После того как в декабре 1961 года за ней пришли агенты ФБР, Доброва, мгновенно оценив ситуацию, решила не сдаваться и выбросилась из окна. Поляков в свою очередь отправил в центр дезинформацию о том, что Доброва завербована ФБР, а её смерть — постановка для отвлечения внимания.
«Пошло-поехало»
Первый год работы Полякова на органы контрразведки США получился результативным. Помимо Марии Добровой Поляков выдал ФБР трёх агентов-нелегалов с выдуманной биографией, которым удалось внедриться в Вооружённые силы США, и не куда-нибудь, а на военно-морские базы. Кроме того, в качестве бонуса Поляков поделился с ФБР данными на лучших советских шифровальщиков, работавших при посольствах. Несмотря на то что предоставленная Поляковым информация использовалась американцами крайне аккуратно, многочисленные провалы резидентур ГРУ заставили контрразведку заняться поиском утечки. Результатом активной работы стал расстрел главного (как тогда казалось) шпиона и предателя Олега Пеньковского, на раскрытие которого было брошено несколько отделов контрразведки.
Полякову повезло. Он оказался умнее своих коллег и никогда не попадал ни в одну оперативную разработку. Бывшие сотрудники спецслужб отмечают, что за свою работу Поляков установил весьма скромный гонорар — всего три тысячи долларов в год.
Объясняется это просто. Его расходы не должны были вызвать подозрения у проверяющих. Каждого офицера, который работал за границей, изучали под микроскопом. Особенно смотрели на всё, что касается денег. Поляков вместо денег потихоньку выпытывал у ЦРУ и ФБР данные на незначительных агентов, которых он может раскрыть в целях своего повышения по службе в Москве. Карьера была его единственной понятной целью, поэтому на деньги он обычно внимания не обращал
Николай Кондратьев
Историк спецслужб, бывший сотрудник 8-го главного управления КГБ СССР
Самый успешный в ЦРУ
В 1965 году Поляков получает право руководить резидентурой в Бирме и отправляется контролировать обстановку на месте лично. В его распоряжении оказываются не только методички и справочники, которые в ГРУ разрабатывают для агентов, но и вполне конкретные направления, по которым нужно работать: военно-техническое сотрудничество, политическая обстановка в рядах вооружённых сил и многое другое. Вся информация, оказавшаяся в распоряжении Полякова, тут же попадает в руки связника ЦРУ в Юго-Восточной Азии. Вместе с ценной служебной информацией Поляков «сливает» ЦРУ своих коллег — резидентов в странах Азии и почти весь список завербованных СССР агентов.
Большую часть этих агентов в течение следующих четырёх лет работы Бурбона (такой псевдоним агент Поляков получит в ЦРУ) ждут аресты и провалы, однако некоторые особенно ценные кадры советской контрразведки просто пропадали бесследно вместе с сотней секретных документов. Для того чтобы работа Полякова выглядела успешной, ему отдают «ненужных» американских агентов, тем не менее обладающих сверхсекретной информацией.
Армия. Главное по теме
ЕщеИх раскрытие и перевербовка делают Полякову хорошую репутацию уже в Москве, и по возвращении на родину агент ЦРУ получает новое назначение в КГБ — теперь Полякову доверяют руководство центром подготовки резидентов ГРУ для заброски в КНР. На этой должности Поляков добыл уникальные по своей ценности сведения: протоколы заседаний советского и китайского министерств иностранных дел, в которых отмечались трудности отношений между СССР и КНР, на основе которых госсекретарь США Киссинджер и президент Никсон развалят советско-китайские отношения и начнут активно дружить с председателем Мао.
Подозрения отсутствуют
Даже вышедшие в отставку относительно недавно контрразведчики называют Полякова «гением агентурной работы» и «уникальным мерзавцем». По словам бывших чекистов, Поляков не только смог выстроить работу нескольких резидентур советской военной разведки, но и успешно руководил своими кураторами в ЦРУ. Доходило до смешного: Поляков жёстко инструктировал работавших с ним в Москве агентов на тему того, где, как и когда лучше производить закладки, писал для американских сотрудников инструкции по выявлению слежки советскими разведчиками и сделал много полезного для успешной работы американской разведки в СССР.
Про собственные успехи Поляков тоже не забывает и за успешную многолетнюю работу в 1973 году получает назначение руководить резидентурой ГРУ в Индии. Через год работы в Индии Поляков получает звание генерал-майора, а в 1975 году благодаря его данным вскрывается факт крупной поставки оружия в Индию аккурат перед четвёртой войной с Пакистаном в 1971 году. Начинается крупный международный скандал, итогом которого становится охлаждение отношений СССР сразу с целым рядом государств. После возвращения из Индии Полякова не убирают с должности, а наоборот: в 1976 году его назначают руководить подразделением в «кузницу кадров для ГРУ» — Военно-дипломатическую академию Минобороны.
Именно здесь, как отмечают историки и бывшие сотрудники спецслужб, Поляков наносит свой главный удар по советской разведке.
Когда меня спрашивают, какой денежный ущерб Поляков нанёс стране, я всегда теряюсь. Вы поймите одну вещь: почти сотня агентов, завербованных за 25 лет, особенно из числа высшего руководства в Вооружённых силах США и НАТО, — это не миллиарды и не десятки миллиардов даже. Такой цифры не существует просто! Была списана практически подчистую работа ГРУ за три десятка лет! Я даже не уверен, что все эти пробелы на сегодняшний день заполнены
Николай Кондратьев
Историк спецслужб, бывший сотрудник 8-го главного управления КГБ СССР
Свой главный бриллиант Поляков подарил ЦРУ именно на службе в академии. В распоряжении генерал-майора и агента ЦРУ были не только списки всех слушателей и потенциальных военных разведчиков, но и данные с подробной характеристикой на самых успешных слушателей. По словам бывших сотрудников контрразведки, все эти данные, вплоть до момента раскрытия Полякова в 1986 году, «коробками передавались в ЦРУ».
Полный список того, что успел сделать Поляков за 25 лет работы, впечатляет своим масштабом.
- Передал ЦРУ список нелегалов, работавших в рядах армии США (в том числе и штабах) с 1963 по 1977 год.
- Помог раскрыть не менее 50 завербованных сотрудников посольств в странах НАТО и Юго-Восточной Азии.
- Помог сорвать крупный оружейный контракт между Индией и СССР в 1980 году.
- Раскрыл адреса явочных квартир в 25 городах США, в том числе рядом с такими объектами, как Ливерморская национальная лаборатория им. Э. Лоуренса (ядерный центр США).
- Передал ЦРУ данные на 45 самых перспективных кандидатов на должность заместителя резидента ГРУ под дипломатическим прикрытием.
- Передал ЦРУ данные на 14 коллег резидентов ГРУ, часть из которых занималась сбором информации о состоянии ядерного оружия в США.
- Раскрыл ЦРУ шифры, коды и структуры системы передачи информации от нелегала в резидентуру.
- Передал ЦРУ данные о программе вербовки агентов органами внешней разведки КГБ СССР.
Фото © Downing / Sygma / Sygma via Getty Images
Раскрыли Полякова, как и многих предателей, совершенно случайно. В 1980 году один из лучших нелегалов ГРУ и по совместительству самый результативный предатель в чине генерал-майора вышел в отставку. Его кураторы из ЦРУ несколько раз предлагали ему выехать за границу, однако Поляков настаивал, что не желает покидать страну и хочет спокойно жить в Москве. Масштабы предательства Полякова стали известны не сразу. Сведения на Полякова передал КГБ начальник контрразведки ЦРУ Олдрич Эймс, которого советские органы завербовали в 1985 году. В его распоряжении оказались материалы с именами и данными людей, с которыми контактировали агенты ФБР. Среди них оказался и Поляков. Этих данных советским безопасникам оказалось достаточно, чтобы раскопать всю подноготную на результативного генерал-майора всего за год.
В 1986 году ничего не подозревающего Полякова арестовали, а ещё через два года расстреляли за измену Родине по приговору суда. За его экстрадицию тогдашнего руководителя СССР Горбачёва просил лично президент США Рональд Рейган, однако Горбачёв ответил: «Сожалею, но это не представляется возможным».
О причинах, по которым Поляков четверть века работал на вероятного противника, говорили много и очень разное. По одной версии, своей работой талантливый разведчик мстил руководству за смерть сына, которому центр не помог со сложной операцией стоимостью всего в 300 долларов. По другой версии, после войны Поляков разочаровался в идеалах СССР и решил помочь с доставкой демократии в страну социализма. Какой бы ни была причина, ради успехов в разведке Поляков без всякого сожаления разрушал межгосударственные отношения и жертвовал коллегами, которых либо сажали в тюрьму, либо убивали в ходе задержания.