Поединок Пересвета – МИР БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Поединок Александра Пересвета с непобедимым татаро-монгольским воином Челубеем является одной из загадок истории.
Поединок Пересвета с Челубеем часто называют битвой Сил Света и Сил Тьмы…
Почему этому поединку придается такая значимость? И кто были на самом деле Пересвет и Челубей?
Известно, что поединок предшествовал битве на Куликовом поле 1380 года.
Куликовская битва или Мамаево побоище является крупнейшим в истории сражением русского войска во главе с великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека и темника Золотой Орды Мамая.
Битва состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон (юго-восток Тульской области).
Куликовская битва стала решающим сражением русских войск с войском Золотой Орды, господствующей над русскими землями более сотни лет.
Перед боем на Куликовом поле великий князь Дмитрий Иванович направился за благословлением к преподобному Сергию Радонежскому.
Игумен земли русской, как называли преподобного Сергия, не только благословил князя на битву, но и предрек победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – Дмитрия Донского.
Также Сергий Радонежский отправил в поход с князем своих иноков-воинов – Александра Пересвета и Андрея Осляби.
Их присутствие должно было укрепить веру князя и вдохновить русское войско.
Пересвет
Александр Пересвет происходил из боярского рода. Он был одним из лучших воинов своего времени.
Незадолго до поединка на Куликовом поле Пересвет был пострижен в монахи (Великую схиму) преподобным Сергием Радонежским.
Великая схима – является высшей ступенью монашеского посвящения.
Принятие Великой схимы Пересветом, означало его отказ от мира.
Принявший Великую схиму монах, как бы умирает для мира и принимает на себя великий Ангельский образ, становясь схимонахом, или схимником.
Также от Сергия Радонежского оба инока, Пересвет и Осляби получили благословение на битву и монашеское облачение (схимы расшитые крестами).
На Куликово поле Пересвет и Осляби вышли вместе…
На бой с Челубеем пошел Пересвет.
Челубей
Челубей (в некоторых источниках Чалабай или Темир-Мирза) был не просто богатырем и опытным воином из войска темника Мамая, не знавшим поражений и победившим более чем в 300 боях.
Челубей был тибетским монахом, практиковавшим древнее тибетское боевое искусство Маг-Цзал.
Мало того, Челубей достиг высшего уровня в воинской практике Маг-Цзал — статуса «Бессмертного», а также владел боевой магией — «Бон-По».
Тибетцы называли таких воинов ДАБДОБ и считали, что они избраны духами.
Боевая магия «Бон-По», которой владел Челубей, позволяла многократно увеличить эффективность боевых приемов путем магических заклинаний силы духов потустороннего мира.
В результате такой воин-маг впускал в себя «Звериную силу», превращаясь в единое с духом существо, чем-то среднем между человеком и демоном.
«Звериная сила» давала невероятные для человека возможности, силу и неуязвимость в бою.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим.
Воины-маги, такого уровня, которого достиг Челубей, были большой редкостью и особым явлением в магической практике Тибета.
Челубей должен был духовно сломить русских еще до поединка. Поэтому именно он был выставлен на бой против русского воина.
Поединок
Пред началом битвы два самых сильных воина от каждой стороны должны были сразиться между собой.
Это был ритуальный поединок, результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предсказывающее исход битвы.
На поле боя вышли два воина, два монаха…
Схимник Александр Пересвет и «бессметный» воин-маг Челубей…
Поединок предполагал бой на копьях верхом на лошадях.
Оба воина были одеты в доспехи и готовились к сражению.
Однако, вопреки логики, перед началом поединка Александр Пересвет откладывает в сторону щит, снимает с себя доспехи и остается лишь в монашеском облачении (схиме расшитой крестами), подаренной ему преподобным Сергием Радонежским.
Пересвет берет в руки копье, садится на коня и едет навстречу Челубею…
Секрет Челубея
Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.
В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.
Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.
Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.
Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…
А когда ударились копьями, как сказано в летописи «едва земля не преломилась под ними».
Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.
Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.
Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.
Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.
Гибель «бессмертного» и непобедимого воина-мага на глазах войска Золотой Орды, вызвало замешательство.
В воздухе витал вопрос:
Кто это русский, сумевший противостоять сильнейшему из всех воинов.
Был нарушен привычный ход вещей.
У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.
Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.
И первым среди них был Андрей Ослябя.
Победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению ига Золотой Орды.
Александр Пересвет и Андрей Ослябя были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7 (20) сентября.
С большим уважением к памяти Пересвета относятся в Китае и на Тибете.
Так в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в особой священной книге, где фиксируются важнейшие духовные события.
Поединок Пересвета и его победа над бессмертным ДАБДОБОМ занесена туда как событие, вышедшее за рамки обычного хода вещей.
Воин Света и Воин Тьмы
И Пересвет, и Челубей были великими воинами.
Один из них был Воином Света, принявшим Великую Схиму и Ангельский образ.
Второй был Воином Тьмы, «Бессмертным» мастером боевой магии.
Поединок Пересвета и Челубея был поединком Духа и поединком Веры.
Магия оказалась бессильной против Воина Света, снявшего доспехи и принявшего вызов Сил Тьмы.
Поединок Пересвета еще раз доказывает, что, никакая мудрость восточных практик, никакой опыт и воинское мастерство не способны устоять против силы Духа и Веры русских воинов.
«Ох, уж это бабско-православное воспитание! Вы что, теперь и читателей-мужиков надумали тряпками сделать? Мою жену и дочь будут насиловать, сына угонять в рабство, а мне что — поститься, молиться и всех прощать — по совету достопочтенной Марии Городовой? Как там в Библии про прощение сказано — до семижды семидесяти раз? Итого 490 раз? То есть всегда? Ага, разогнался: Бог, конечно, создал всех разными, да вот только полковник Кольт всех уравнял. Вы что, не в курсе: есть люди, понимающие только силу…» Клинт-Иствуд-не-промахнется
В курсе, уважаемый поклонник американских вестернов и лично актера Клинта Иствуда, в курсе, да, такие люди есть. И их много. Можно сказать, тьма-тьмущая, «имя им легион». Но и среди святых есть воины. Вспомним Пересвета, 21 сентября 1380 г. вступившего в прямой бой с Челубеем на Куликовом поле. Вспомним, что его, как и другого монаха — Ослябю, наш великий святой Сергий Радонежский благословил идти в войско Дмитрия Донского. Причем, согласно преданию, и Пересвет, и Ослябя были не просто чернецами, то есть монахами, но и схимонахами — иноками, избравшими предельное отчуждение от мира и от мирских дел ради служения Богу. И вот этих схимников преподобный Сергий Радонежский благословляет на битву — тут не измена словам Христа «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Не отречение от принципа кротости — добродетели монашествующих. Тут ситуация, определяемая словами Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Зло в лице многотысячной золотоордынской армии Мамая было сильно, оно угрожало жизням не одного — тысяч, его нужно было остановить.
Этот поединок многое значил. Челубей был не просто могучим здоровяком, сильнейшим из тех, кого мог выдвинуть на передовую Мамай. Челубей был обученным воином. И здесь я имею в виду не только боевую подготовленность. Вот что рассказывает наш современник епископ Митрофан (Баданин). В Троице-Сергиевой лавре есть монах, во времена своей юности увлекавшийся восточными духовными традициями и боевыми искусствами. С началом перестройки он с друзьями решил поехать прямо в Тибет — поступить в какой-нибудь буддистский монастырь. А с 1984 года монастыри Тибета уже были открыты, правда, с ограничениями, но по специальным квотам в них уже можно было попасть, и туда устремилась лавина иностранцев. Как говорят очевидцы, к такому нашествию адептов восточных практик и просто любопытствующих в самих монастырях относились крайне неприязненно. Монастырь — это строгая жизнь со своим укладом, туристы и непосвященные тут только помеха. Поэтому нашего будущего монаха и его друзей ждало разочарование, еще бы! Они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам, молитвам, проделали такой долгий путь, приложили столько усилий, а к ним да и ко всем приезжим такое, мягко говоря, отнюдь не возвышенное отношение. Недружелюбие продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Вот тут все изменилось — в миг, чудесным образом. Услышав, что приезжие русские, монахи начали переговариваться между собой, оживились, и в разговоре зазвучало слово «Пересвет».
Оказалось, имя русского монаха, жившего шесть столетий назад, записано в особой святой книге, где тибетцы фиксируют важнейшие духовные события. Победа Пересвета над Челубеем была занесена туда как раз как такое выдающееся явление, выпадающее из привычного хода вещей.
Пересвет вступил в бой не просто с воином, но с силами демоническими
И тут, через шестьсот лет, «случайно» выяснилось, что противником нашего схимонаха Пересвета во время Куликовской битвы был не просто опытный воин и богатырь. Челубей был тибетским монахом, прошедшим подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоившим древнейшую практику боевой магии — Бон-по. Причем Челубей достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного».
«Словосочетание «Бон-по», — поясняет епископ Митрофан, — можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», проще говоря, превращается в единое существо с демоном, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом, чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских».
И еще один важный момент. Удивительный бой не раз вдохновлял художников. Самые известные, пожалуй, картины Васнецова и Авилова явно не точны. Дело в том, что на этих полотнах оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинную суть происходившего. Наш современник, гениальный художник, так рано покинувший мир, Павел Рыженко увидел сюжет точнее: Пересвет выходит на схватку без доспехов, в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Потому-то он и сам получил тяжелую рану от Челубея, но «бессмертного» убил. Как в схватке библейского Давида против исполина Голиафа, наш Пересвет вышел на бой не в доспехах и с совершенным оружием, а защищенный именем Бога и во имя Его: «Не мечом и копьем спасет Господь! С тобой сила, а со мной Господь!» Победа Пересвета над Челубеем стала не просто вдохновляющим примером для всего войска: монах-схимник, монах, отвергнувший заботы мира, принял вызов силы тьмы в прямом, буквальном смысле слова.
Предвижу вопрос от таких же, как автор сегодняшнего письма, поклонников полковника Кольта: «Но ведь Бог-то его и не защитил». Да, Пересвет отдал свою жизнь «за други своя», за Родину, во славу Господа. Но жизнь человеческая, и особенно жизнь святых, не ограничена рамками этого мира. Кстати, так же, как битвы добра со злом. Они ведутся не только здесь…
Продолжение следует.
А.Пересвет сразил не просто воина Челубея, а великого и ужасного Воина, непобедимого Челубея, который за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, и до сих пор почитаемый на Тибете.
Рассказ архиерея Североморской епархии, епископа Митрофана (Баданина) — в прошлом морского офицера, с 2000 года — священник, настоятель Успенского прихода в селе Варзуга, что на берегу Белого моря.
«Когда мы стояли перед этой картиной(картина Павла Рыженко «Победа Пересвета»), один из игуменов (он тоже уже рукоположен во епископы) рассказал нам такую историю. Я перескажу ее так, как услышал.
В Троице-Сергиевой лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями, боевыми искусствами. И когда началась перестройка, он решил с друзьями поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное. Все-таки, это их национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам…
Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет».
Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей не просто был опытный воин и богатырь, но он был тибетский монах, прошедший воспитание по системе «маг-цзал» и достигнувший статуса «бессмертного». Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев (их звали «дабдоб») всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то он и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
Несколько лет назад китайцы приезжали в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, спрашивали, есть ли летописи о поединке Пересвета с Челубеем. На вопрос, зачем это им, ответили, что на Востоке Челубей считается великим воином, победившим в трёхстах боях. А бои в те времена победой по очкам не кончались. Если бой, значит насмерть. Поэтому китайцы поражались, как мог Пересвет сразить непобедимого великого воина.»
Официальная версия
Копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме,сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам.
Пересвет был из боярского рода, крепок силою, и в прошлом искусный воин. Произнеся молитву и простившись с товарищами, он выехал навстречу Челубею на вороном коне. На нем была схима с красными крестами, полученная им от игумена Сергия вместе с благословением на битву. Все его снаряжение было справлено на монастырскую казну. Наконечник его копья ковал местный кузнец. Древко копья изготовлено из близлежащих лесов. Легендарное копье Пересвета до этого момента было неизвестно никому. Всадники разъехались и, разогнав коней, стали сближаться.
Богатыри сшиблись с такой страшной силой, что копья переломились.
Сильный и опытный воин Челубей точно поразил не имеющего щита Пересвета под левую пазуху. Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея. Но столько силы и решительности было в этом ударе, что копье Пересвета пробило щит насквозь и сам Челубей, получив смертельную рану, упал головой к ордынским войскам. Что было плохим для них предзнаменованием.
Соперники, по словам Сказания, «ударились крепко копьями, едва земля не преломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». По другой версии Пересвет, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.
Александр Пересвет погиб, но многие русские воины избежали смерти от руки Темир-мурзы, убитого в поединке. Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк.
Дальнейший натиск татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас, вышедший из дубравы, Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича, ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.
Вражеское войско дрогнуло и обратилось в бегство. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50километров (до реки Красивая Мечь) преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Там же была захвачена Ставка ордынцев. Ягайло, узнав о его поражении, также спешно повернул обратно. Предполагают, что мамаева рать была разгромлена за четыре часа (сражение продолжалась с одиннадцати до двух часов дня).
Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тысяч человек убитыми и ранеными). Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина (60% командного состава русского войска.). Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой в составе Большого полка, был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».
Брат Пересвета Андрей Ослябя героически сражался на Куликовом поле, был ранен, но выжил.
Описание поединка в Сказании побудило некоторых историков усомниться в самом существовании этого эпизода. Однако известно, что павших в Куликовской битве хоронили на поле боя, тело же Пересвета привезли в Москву и погребли в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре. Рядом с ним позднее похоронили и его брата Андрея Осляблю, который закончил свой жизненный путь в монастыре. При перестройке храма их могилы сохранялись в течение многих веков.
По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из насельников Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю.
В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев.
И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские.
Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии Бон-по.
В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым.
Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил.
Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира. И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.
Епископ Митрофан (Баданин)
Картина Михаила Авилова, которой в школьных учебниках иллюстрируют Куликовскую битву 1380 года, на самом деле не только о далеком прошлом, но и о современной художнику войне против иноземного агрессора.
Михаилу Авилову понадобились особые обстоятельства, чтобы вернуться к теме Куликовской битвы, в ходе которой была одержана самая знаменитая победа русских войск над татаро-монголами. Картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом» он выставлял еще в 1917 году, однако считал полотно неудавшимся и позже уничтожил. Почти четверть века спустя началась Великая Отечественная война. Ветеран Первой мировой, Авилов хотел пойти добровольцем на фронт, но ему отказали из-за возраста: живописцу было под 60. В декабре 1941 года художника эвакуировали из блокадного Ленинграда в Узбекистан. Осенью 1942-го баталист перебрался в Москву. Там ему выделили мастерскую, и Авилов уже совершенно с другим настроем начал писать огромное полотно о сражении русских войск с ордынцами. Работа над картиной, по его словам, шла необыкновенно легко.
О единоборстве татаро-монгольского богатыря с русским монахом, которое предшествовало Куликовской битве и закончилось гибелью обоих, известно из довольно позднего источника, «Сказания о Мамаевом побоище» (обычно датируемого второй половиной XV — началом XVI века). В более ранних рассказах о событиях 1380 года о поединке не упомянуто, и многие современные историки сомневаются в достоверности сведений из «Сказания…». В годы войны отношение к этому источнику было менее критичным, а потребность в сюжетах из отечественной истории об успешной борьбе против захватчиков — велика. Авилов работал над картиной в переломный период, когда шли тяжелые бои за Сталинград, которые ценой невероятных усилий закончились победой советских войск. Ситуация на полотне резонировала с действительностью. Еще неизвестно, кто одержит верх в противостоянии, но то, что благословленный святым старцем монах-воин повергает грозного противника, пусть даже ценой жизни, дает надежду всему русскому войску.
1. Место битвы. Как считается, Куликово поле располагалось возле слияния рек Дона и Непрядвы; в наши дни на этом месте, в Тульской области, находится соответствующий музей-заповедник. Однако историк и филолог, профессор Сергей Азбелев оспаривал это утверждение, указывая на путаницу в терминах, поскольку в XIV веке «летописцы… под словом „устье“ разумели исток Непрядвы из озера Волова — на расстоянии приблизительно 40 километров от места слияния ее с Доном».
2. Александр Пересвет. В источниках его называют то монахом, то боярином, то бывшим боярином. В «Сказании…» впервые раскрыта предыстория появления этого человека на поле боя: Сергий Радонежский по просьбе князя Дмитрия Донского, приехавшего за благословением, отправил с ним двух монахов, в прошлом прославленных воинов, Пересвета и Ослябю. Правда, исследователи сомневаются, что встреча князя со святым старцем перед Куликовской битвой состоялась в реальности. Историк Игорь Данилевский, например, отмечает, что для Дмитрия Донского, спешившего к месту сбора русских войск в Коломну, было слишком опасно увеличивать путь вдвое, чтобы заехать к Сергию, тем более в то время князь и старец, скорее всего, конфликтовали.
3. Челубей. В разных редакциях «Сказания…» имя этого грозного воина либо не упомянуто, либо его зовут Темир-мурза или Таврул. Челубеем вражеского поединщика впервые именуют в источнике 1680 года. В «Сказании…» о нем написано так: «Выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».
4. Вооружение Пересвета. Авилов, стремившийся к точности в деталях, сделал для картины множество эскизов русских доспехов и оружия из Государственного исторического музея.
5. Шлем. По тексту «Сказания…», в бою Пересвет смиренно носит «шелом архангельскаго образа», то есть куколь, головной убор чернеца-схимника. Но советский художник старался не подчеркивать монашеский статус героя, поэтому на картине о миссии Пересвета как защитника христианского мира напоминает разве что крест-мощевик поверх кольчуги. Голову воина защищает сфероконический шлем, причем позднего образца, с подвижным наносником. В XIV веке такие еще не были распространены на Руси.
6. Наряд Челубея. Авилов использовал наброски азиатских орнаментов и предметов одежды, сделанные в эвакуации в Узбекистане.
7. Щит. Копье Пересвета протыкает изображение змея на щите его противника, словно русский воин — это святой Георгий. Змей в русском фольклоре — традиционный символ диких и опасных степных народов, а древние змееборческие сюжеты часто ассоциировались в том числе с борьбой против них.
8. Русское войско. В отличие от охваченных волнением врагов, ряды русичей спокойны и статичны. Это подчеркивается «лесом» вертикалей: копья и знамена, среди которых — хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. Воины Дмитрия Донского уверены, что их дело правое.
Поединок Пересвета с Челубеем: как это было
В последнее время появилась мода на дискредитацию многих исторических событий, которыми мы гордимся. Касается это не только 28 панфиловцев. Предпринимаются попытки переписать и многие другие героические страницы нашего прошлого. Например, опровергается сам факт поединка Пересвета с Челубеем во время Куликовской битвы.
Александр Пересвет
Когда говорят о Куликовской Битве 1380 года, вспоминают документы, которых можно смело назвать первоисточниками. Это — Летописная повесть, «Житие Сергия Радонежского», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Из них самой древней является Летописная повесть, представленная в двух версиях — Краткой и Пространной. По мнению большинства историков, именно Краткая редакция Летописной повести появилась практически сразу после Куликовской Битвы — во всяком случае, до 1409 года. Состояла она из небольших главок: сказание о битве на «Рождество святыя Богородица», перечень погибших князей и бояр, новость о победе «стояше на костех», сообщение о возвращения войска в Москву, рассказ о рязанском князе Олеге и Мамае. Так вот, в перечне погибших во время сражений бояр и князей упоминается Пересвет. В то же время в государственном синодике середины XV в. его имя не встречается.
Вместо кольчуги — схима с крестом
Рассказывается о Пересвете и в «Задонщине», которая, являясь памятником русской литературы, сохранилась в шести списках. В частности, в самом раннем списке Кирилло-Белозерского монастыря упоминается «Хоробрый Пересвет». В то же время в этом документе нет рассказа о его поединке. Заметим, однако, что Кирилло-Белозерский список «Задонщины», по мнению ряда историков, вполне мог быть составлен в сокращенном виде с более раннего утерянного источника. В другом списке — Ундольского, также рассказывается о Пересвете, который «злаченым доспехом посвельчивает».
Подробнее о событиях сентября 1380 года повествуется в «Сказании о Мамаевом побоище». Имеется восемь редакций этого произведения и примерно 150 списков. Российский историк Р. Г. Скрынников, изучив документ, делает предположение, что книжник опирался на воспоминание «верного самовидца, иже бе от пълку Владимера Андреевича». В то же время «Сказание…» изобилует ошибками, поэтому профессионалы считает его скорее литературным памятником, нежели историческим источником.
В этом документе сказано, что по велению Сергия Радонежского, в поход с князем Дмитрием Ивановичем отправились двое иноков — Пересвет и Ослебя. Им было приказано «вместо золоченых шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.
Поединок
В «Сказание о Мамаевом побоище. Основная редакция» (в переводе В.В.Колесова) так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!.. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».
Однако в более ранней «Задонщине» Пересвет все-таки вернулся к своим. Согласно этой версии, он был тяжело ранен.
Реконструкция
Судя по всему, Пересвет выехал на схватку с обычной узкой гранёной пикой с квадратным в сечении остриём. Если же у него был щит, то — деревянный, покрытый кожей: круглый или треугольный. Челубей, вероятно, был конным копейщиком, вооруженный луком, длинным копьём с листовидным наконечником, палашом и кинжалом. Такие сведения можно найти в книге «Куликовская битва» А. Щербакова. В любом случае, копье Челубея было длиннее пики Пересвета.
Челобей — он же Чалабай, он же Челибей, он же Темир-Мирза либо Таврул. Сведения о нем крайне скудны, что может свидетельствовать о незнатном происхождении. Уже позднее появилась версия, что он был любимцем Мамая и непобедимым воином-поединщиком.
Кони противников должны были быть специально обучены для таких поединков. В последний момент перед самым столкновением, от воинов требовалось привстать на стременах и поддаться вперед, грамотно и точно действуя щитами и копьями. Английский исследователь старинных конных поединков Эварт Окшатт писал, что длинное копье обеспечивало преимущество в атаке, а более короткая пика — в контратаке. В первом случае копейщик наносил ранение на более дальней дистанции, а во втором — победа доставалась тому, кто смог отклонить оружие противника щитом, нанеся встречный удар более короткой пикой. В любом случае, ранение в грудь было смертельным, более того, копье или пика, как правило, застревали в теле. Очевидно, что с копьем в груди, древко которого, по данным Эварта Окшатта, могло иметь 4−5 метров, вряд ли бы Пересвет доехал до русских полков.
Однако, в «Задонщине» Пересвет вернулся, имея раны (не одну) на груди, о чем сказал Ослебя — «брате, вижю раны на сердци твоемь тяжки». Здесь важно отметить, что до монашества Пересвет был очень опытным воином, о котором знал сам князь Дмитрий. О том, как дрались наши предки, можно прочесть в книгах А. Белова «Русский кулак», Б. Горбунова «Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX — начала XX» и С. Герберштейна «Записки о Московии». Русских бойцов отличало от западных рыцарей и восточных конников искусство «маневрировать в бою, уклоняться от ударов, подныривать под удар». Вполне возможно, Пересвет увернулся от копья Челубея, убив его своей пикой, и тут же был ранен лучниками Мамая. Напомним, что кольчуги на нем не было.
Косвенно об этом говорит костыль из яблоневого дерева, который вплоть до двадцатого века являлся местночтимой реликвией в мужском Дмитриевском Ряжском монастыре, расположенном в 40 километрах от Куликова поля на левом берегу реки Верды. Теперь это — исторический экспонат, который хранится в кладовой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Речь идет именно о костыле для раненого человека, а не о дорожном посохе ходока. Если это действительно так, то Пересвет и на самом деле мог не погибнуть в поединке, а был смертельно ранен и некоторое время опирался на яблоневую палку. Хоть такое предположение маловероятно, оно остается одной из неразгаданных исторических загадок. Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве.
военная история в шедевре русской живописи
Полотно Михаила Авилова, написанное в нелегкое для России время (1943 год), стало знаменитым. Сегодня картина экспонируется в залах Государственного Русского музея. Художник запечатлел знаковое событие — начальный эпизод Куликовской битвы (8 сентября 1380). Инок Пересвет вступил в поединок с татарским богатырем Челубеем (Темир-мурзой).
Несмотря на простоту композиции, автор картины разрабатывал ее с 1917 года. Но прежние варианты не устраивали мастера. Все наброски были уничтожены. Только война, которую вел советский народ, заставила Авилова вновь взяться за кисть, чтобы сообщить народу о его победной истории.
Готовясь к созданию полотна Авилов делал множество набросков. Так были созданы подготовительные полотна, рассказывающие о роли святого Сергия Радонежского в Куликовской битве. Авилов стремился убедить зрителя: отец Сергий был духовным вдохновителем русского воинства, победившего темника Мамая. Четыре эскиза в хронологической последовательности раскрывают тему Куликовской битвы: „Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», „Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», „Куликовская битва» и „Бегство Мамая».
Сергий Радонежский благословляет на подвиг иноков
Монахи Троице-Сергиевской лавры Пересвет и Ослябя были прославлены в последующих веках, причислены к лику святых. Им были посвящены жития, написанные книжниками еще в годы возраставшего могущества Московского княжества. О подвиге чернецов упоминают шедевры русской средневековой литературы «Краткая летописная повесть», «Пространная летописная повесть», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».
Чернецы до поступления в обитель Сергия готовились к ратному труду. Их боярский род на Брянщине славился боевой славой, мужеством, отвагой. На полу Куликово чернецы прибыли по велению старца Сергия Радонежского, который представил их князю Дмитрию Донскому и просил включить богатырей в состав рати. На прощание Сергий вручил воинам-монахам не оружие, а православный крест. Вера должна была защитить воинов, отправляющихся на подвиг. Возможно, как говорит одна из версий, именно поэтому богатырь Пересвет перед решающим боем не облачился в доспехи, вступил в схватку в обычной монашеской рясе.
Русские предания рисуют татарского удальца настоящим великаном. Якобы он был пяти сажен высотой и трех шириной. Тут чувствуется мотив библейский, так представлялся подвиг Давида, вышедшего биться с Голиафом. Богатыри ударили один одного копьями и погибли в одночасье. такова была воля Божья.
Существует предание, будто бы татарский богатырь до поединка на поел Куликовом никогда не испытывал поражений. Сила его была огромна, к тому же Челубей владел методами древней тибетской борьбы «Бонч-бо». Копье татарина было очень тяжелое и длинное. Владел этим оружием он мастерски, всегда первым нанося смертельный удар.
Челубею удалось пробить панцирь Пересвета, находившийся под рясой (по другим свидетельствам, монах вообще не имел защитного вооружения). Копье татарина пробило тело чернеца насквозь, но русский силач удержался в седле и сумел поразить неприятеля.
Начало Куликовской битвы
Поэтическое «Сказание о Мамаевом побоище. Основная редакция» (в литературном переводе В.В.Колесова) рассказывает о поединке Пересвета и Челубея: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!.. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».
Другую трактовку событий дает литературный памятник Руси «Задонщина». По этой версии Пересвет, хоть и был смертельно ранен, но вернулся в ряды русского воинства, где смог причаститься перед кончиной.
Победа богатыря-инока Пересвета
По одной из версий, Ослябя следил за исходом боя из рядом русского войска. Когда брат погиб, он ринулся на татарские полчища и стал рубить врагов направо и налево. Ослябя выжил в самой гуще боя, положив несметно супостатов. Именно он нашел израненного в сече князя Дмитрия Донского и омыл его раны у одинокой березы. Есть предположение, будто бы Андрей Ослябя после Куликовской битвы пользовался расположением епископа Киприана и даже выполнял ответственную мисси. при дворе византийского императора в 1398 году.
Русской Православная Церковь отмечает День памяти монахов-воинов Пересвета и Осляби 7 (22 сентября по юлианскому летоисчислению) сентября. Похоронены богатыри были в Москве у храма Рождества Пресвятой Богородицы.
В русской истории много славных страниц! Вы можете говорить о них бесконечно. Одним из них является рассказ о битве двух солдат, проходившей перед знаменитой и трагической Куликовской битвой.
Дуэль на Куликовом поле — это особая битва. Эта битва была посвящена литературным, музыкальным и художественным произведениям.
Рассмотрим сегодня одну из художественных картин, принадлежащих кисти выдающегося художника-реалиста М.И. Авилова.
История создания произведения
Полное название картины художника звучит так: «Дуэль Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Картина была написана автором в трудный 1943 год, когда решалась судьба нашей страны под Сталинградом. Именно в этой битве победили русские, что и определило исход самой страшной войны 20-го века.
На рисунке мы видим похожую ситуацию: в смертельной битве два всадника собрались вместе, их копья вонзились друг в друга, их лошади стояли на задних лапах, оба воина полны ярости, но пока неизвестно, кто из них будет победителем.
Русская летопись, подробно рассказывающая о заговоре, наконец-то говорит о победе Пересвета, потому что он — смертельно раненый — вернул на коня, Челубей, русские войска погибли, выпал из седла, выбил могучий удар своего противника.
Сюжет произведения
Дуэль на Куликовом поле изображена художником как драматическое столкновение двух сил: русских и татар.
Состав работы предельно понятен. В центре холста — две фигуры солдат, сидящих на лошадях.Лица солдат стоят лицом друг к другу, а лицо Челубея скрыто густой бородой, и зрители этого не видят. Лицо Александра Пересвета, напротив, видно по картинке.
Понятно, что русский герой испытывает сильные физические и психические нагрузки, все его силы сосредоточены на победе над врагом.
Герои одеты по-разному. Голуби одеты в богатые одежды. Даже лошадь лошади сделана из красного материала с золотой вышивкой.На голове татарского воина — меховой шалм в меховой шапке. Его щит расписан дорогой надписью.
Русский воин одет в простую цепную броню, его железный шлем на голове, его обычная упряжь на лошади. Видно, что русский герой не привык хвастаться своей внешностью.
Авилов: дуэль на Куликовом поле как отражение смысла российской истории
Дуэль на Куликовом поле — это самое важное событие в истории нашей страны.Ведь это было одно из первых крупных сражений, когда русские после многовекового ига Золотой Орды решили отстоять свою независимость в страшной битве с врагом. И это было началом процесса объединения русских земель вокруг Московского княжества, что помогло укрепить российское государство.
Обращаясь к событиям далекой истории, художники как бы вдохновляют своих соотечественников надеяться, что в 1945 году наша страна не ждет поражения, а будущей победы над страшным злом 20-го века — фашизмом.Русские солдаты всегда будут защищать свою родину, они никогда не согнутся перед лицом врага. Этот пример показывает нам русского героя — Александра Пересвета и тех солдат, которые стоят за ним.
Кстати, русские войска на картине изображены с помощью скромных серых красок, лица солдат обращены в сторону сражающегося Пересвета и его соперника. Русские сосредоточены, они не боятся смерти, но верят в свою победу. Татарские войска разнообразны и небезопасны, они не воют за свою родину, а за свою будущую добычу, которую они могут получить, вновь разграбив русские земли.
Символическое значение произведения
Дуэль на Куликовом поле и последующая победа русских войск над татарами ознаменовали поворот русской истории от эпохи феодального раскола к сбору земель. То же самое, по словам художника, произойдет, когда российские войска войдут в Берлин и покажут всему миру, что означает победа России.
Художник предвкушает будущие события, вселяет в своих зрителей надежду, что наша страна не может быть сломлена никакими военными силами, потому что сила России в ее людях, ее защитниках, готовых пожертвовать собой, а не клеветать на своих родных земля.
Поэтому картина «Дуэль Пересвет с Челубеем на Куликовом поле» пользуется такой любовью зрителей многих поколений. Ведь сама история нашей страны нашла в нем свое воплощение.
Таким образом, картина Авилова, хранящаяся сегодня в Русском музее, представляет собой как талантливую иллюстрацию русской истории, так и пророческое предвидение исхода великой освободительной войны, которую вела наша страна.
,БЕСПЛАТНОЙ доставки на следующий день!
«,» tooltipDuration «:» 5 «,» tempUnavailableMessage «:» Скоро возвращаемся! «,» TempUnavailableTooltipText «:»Мы прилагаем все усилия, чтобы восстановить и запустить.
- Временно в ожидании из-за высокого спроса.
- Пожалуйста, продолжайте проверять наличие.
Скажите нам, что вам нужно
«, «tooltipDuration»: 5000, «nudgeTimePeriod»: 10000}}}, «uiConfig»: {» webappPrefix «:» » «артефакт»: «колонтитул-приложение», «ApplicationVersion»:» 20.0,26″ , «applicationSha»: «17ebb73d7c865c83106a9dc51a9155d82f2381f9», «ApplicationName»: «колонтитул», «узел»: «867606465», «облако»: «Prod-аз-westus-14», «oneOpsEnv»: «продукты, приме- а», «профиль»: «ПРОД», «BasePath»: «/ GlobalNav», «происхождение»: «https://www.walmart.com», «apiPath»: «/ колонтитул / электрод / апите» , «loggerUrl»: «/ колонтитула / электрод / API / регистратор», «storeFinderApi»: { «storeFinderUrl»: «/ магазин / Ajax / предпочтительным-выпадающей»}, «searchTypeAheadApi»: { «searchTypeAheadUrl»: «/ поиск / автополная / v1 / » «enableUpdate» ложь «typeaheadApiUrl»: «/ машинописные / v2 / полные», «skipSearchProxy» ложь}, «emailSignupApi»: { «emailSignupUrl»:» / счет / электрод / счета / API / подписаться «},» feedbackApi «: {» fixedFeedbackSubmitUrl «:» / клиент-опрос / отправить «},» каротаж «: {» logInterval «: 1000,» isLoggingAPIEnabled «: правда,» isQuimbyLoggingFetchEnabled «: правда,» isLoggingFetchEnabled «: правда,» isLoggingCacheStatsEnabled «: истинно},» окр «:» производства «},» envInfo «: {» APP_SHA «:» 5a5b2c822049f25935fcf8446e079275223f2fbd » «APP_VERSION»:» 20.0.26-20200709_175258.17ebb73d7 «},» expoCookies «: {}}Введите местоположение
Введите почтовый индекс или город, штат.Ошибка: Пожалуйста, введите действительный почтовый индекс или город и штатОбновите местоположение