В Ростовской области возрождают древнее боевое искусство казаков — Российская газета
Спустя столетие после Великой Октябрьской революции на Дону вновь набирает популярность казачье боевое искусство. Потомки известных казачьих родов Ростовской области с огромным интересом постигают военную науку, благодаря которой их предки несколько веков подряд защищали южные рубежи страны от набегов басурман и наводили страх на всю Европу.
В этом году семь молодых казаков произвели настоящий фурор, выступив с представителями других единоборств в сирийских городах Дамаске и Латакии, а также на российской военной базе Хмеймим, причем в самый разгар боевых действий.
— В это время в Сочи как раз шли переговоры с так называемой сирийской оппозицией, в самой стране гремела война. Но ребята все равно очень хотели поехать, ведь до этого Сирия казачьих лампасов никогда не видела, — говорит президент донской войсковой федерации «ПерначЪ» Евгений Волколупов.
Ребята продемонстрировали элементы рукопашного боя и свое владение холодным оружием. Казаков везде встречали овациями, а сирийские школьники подарили им целую кучу памятных сувениров.
После выступления в Сирии стало ясно, что казачье боевое искусство вышло за пределы донского края. Сейчас инструкторы «Пернача» готовятся записать первое учебное видеопособие по классическому казачьему боевому искусству. Конечно, курс не сможет заменить живую работу с наставником, но в нем в замедленном темпе будет демонстрироваться основная техника с комментариями мастеров. Так что каждый желающий сможет приобщиться к этому увлекательному и одному из самых эффективных единоборств мира.
Боевое искусство казаков совершенствовалось в битвах веками и сочетало в себе элементы особого рукопашного боя, владение целым арсеналом холодного оружия (четырехметровой пикой, шашкой, изогнутой саблей, коротким ножом, арапником и нагайкой) и конное мастерство.
— Но главным оружием было единство. Казаки уходили на войну целыми станицами, все мужчины знали друг друга с детства и все были как братья. В сече один защищал другого, никто не жалел себя, не думал сбежать или спастись, — рассказывает инструктор Юрий Рыбченко. — Поэтому они наводили ужас на любого противника. Недаром во времена Первой мировой войны один из немецких генералов даже отдал письменный приказ, что если на одного казака в бою приходится меньше пяти солдат, то нужно немедленно отступать.
Знания о том, как без устали несколько часов рубить шашкой или биться с коня с превосходящим пешим противником, передавались от старейших казаков их детям и внукам, рассказывает член войскового правления Всевеликого войска Донского Владимир Ерашов: «Советская власть казаков не жаловала, и только благодаря чуду удалось спасти это искусство от забвения и передать его потомкам». И вот уже двадцать лет энтузиасты из федерации «ПерначЪ» по крупицам восстанавливают эти знания.
На обучение может прийти любой желающий. Возрастного ценза нет (самым младшим по девять лет). Здесь тренируются спортсмены из других боевых систем, много действующих и бывших военных, в том числе из войск специального назначения. Все учатся бесплатно, но есть одно правило — помимо тренировок они обязаны изучать историю Дона.
— Казачье боевое искусство лучше любых других единоборств помогает воспитывать патриотизм, потому что вся его философия основана на служении Отечеству, — объясняет Евгений Волколупов. — Молодые ребята, которые параллельно с серьезнейшими физическими нагрузками постоянно узнают что-то новое об истории своего края, о ратных подвигах предков, совершенно иначе относятся к своей стране. Они растут, сознавая весь груз ответственности перед Родиной.
«ПерначЪ» появился на Дону в 1990-е годы благодаря энтузиастам, которые хотели спасти своих соотечественников от падения нравственных устоев. Ребята, которые активно занимались спортом, нередко тогда попадали под влияние криминального флера и уходили «в бандиты». Спорт же отвлекал их горячие головы. А спустя несколько лет, когда федерацию возглавил Евгений Волколупов (к слову, отец четверых своих и одиннадцати приемных детей), занятия с молодежью стали обрастать и некой «культурно-просветительской аурой». А его супруга, известная в Волгограде предпринимательница, стала помогать. В том числе в организации выступлений за рубежом. И эти «командировки» пробудили интерес к казачьему боевому искусству во многих странах.
Самим молодым казачатам, помимо Сирии, очень запомнилась поездка в Японию в 2014 году. Что неудивительно — на встречу с ними приехал сам японский император, а местная пресса, увидев их уровень владения холодным оружием, назвала их современными самураями. А уж японцы знают толк в единоборствах!
Был случай
«Нагайка — чтобы бить жену?»
Накануне чемпионата мира по футболу в Ростов приехала группа журналистов из Швейцарии и Франции снимать документальный фильм о донском регионе. Они попросили непременно свозить их к казакам и оказались искренне удивлены «цивилизованностью южных русских».
Например, когда одному из швейцарских журналистов показали боевую нагайку, он на полном серьезе спросил: «Это чтобы бить непослушную жену?». Пришлось объяснять, что жена для казака — это его главная опора в жизни, мать его детей, которую не то что бить — словом нельзя было обидеть.
А еще пришлось развенчивать миф о том, что казаки много пили (до 1917 года на Дону о водке вообще никогда не слышали), или что здесь, на юге, массово селились беглые разбойники (на самом деле в станицах чужаки никогда не приживались).
Очень удивило иностранцев и то, что на Дону никогда не было брошенных детей-сирот (их всегда забирали в семьи), а своего главу, атамана, выбирали прямым всенародным голосованием.
Боевое искусство казаков: как дрались «донцы»
Сегодня на юге России потомки легендарных воинов возрождают казачьи традиции. На Дону энтузиасты по крупицам восстанавливают старинное боевое искусство, передававшееся в каждой семье из поколения в поколение. И речь идет не только о конном мастерстве или владении холодным оружием, но и об уникальном стиле рукопашного боя, который не раз помогал профессиональным воинам в битвах с многочисленными врагами.
Виды борьбы
Президент Донской федерации казачьих боевых искусств «Шермиции» Андрей Яровой в своей статье «О дисциплинах казачьих боевых искусств» написал, что все станичные мальчики с юных лет учились ратному делу. Игры с друзьями, советы старших товарищей, уход за лошадьми, физический труд – все это готовило будущих воинов, закаляло тело и характер.
Подростки демонстрировали свои умения на традиционных гульбищах и игрищах, которые устраивали в каждой станице после сбора урожая или на большие праздники. Эти рукопашные соревнования, по мнению А. Ярового, восходят своими корнями к родовым инициациям юных воинов, когда новое поколение доказывало свою молодецкую удаль и право встать плечом к плечу с отцами и старшими братьями в ратном строю.
Подобные казачьи игры назывались «шермициями». Они могли носить локальный характер или устраиваться с размахом, как смотры войсковой молодежи целого региона. Тогда победители в каждой дисциплине получали достойные призы – боевых скакунов или ценное оружие.
Если говорить о видах рукопашного боя, в которых соревновались казаки, то их можно разделить на 5 стилей:
борьба «на ломка»;
вольная борьба;
кулачное единоборство;
стенка на стенку;
палочно-кулачный бой.
Поскольку казаки использовали навыки рукопашного боя в реальных сражениях, когда вопрос стоит о выживании человека, то и во время тренировочных состязаний на Дону не были запрещены жесткие приемы, которые в других регионах России считались нечестными. Например, удар кулаком в кадык противника, позволяющий быстро сбить человека с ног, весьма эффективный в реальном бою, был запрещен в средней полосе нашей страны по причине его высокой травмоопасности. Но казаку было нужно владеть такими ударами, чтобы побеждать вражеских солдат.
Правила рукопашного боя
«На ломка» – это традиционная борьба на поясах, которая предполагает захваты противника и броски через себя. Здесь главное – сбить своего оппонента с ног, заставить его первым коснуться земли любой частью тела, кроме ступней. Даже если боец, совершивший бросок, сам не смог удержаться на ногах и повалился следом, его признавали победителем. При этом правила запрещали менять захват, разрывать его, а можно ли делать подсечки или подножки обговаривалось заранее, еще до начала поединка.
Польский писатель и ученый-археолог Ян Потоцкий в 1797 году проезжал через донские земли по пути в Астрахань, он оставил подробное описание казачьей борьбы: «…Искусство состоит в том, чтобы схватить противника за пояс, потом бросить изо всей силы задом наземь, так чтобы борец полетел через голову; подумаешь, что он переломает себе руки и ноги, но казак не так нежен: при мне они оба встали здоровы и невредимы, как будто просто упали».
В казачьей борьбе не было принято делить участников на весовые категории, ведь и в реальном бою никто не станет выбирать себе противника равного по габаритам. Если не на поясах, то сражались «в обхват», стараясь взять в стальные тиски молодецких рук туловище соперника, чтобы потом совершить эффектный бросок. Вольная борьба на Дону тоже сильно отличалась от классической. И в этом виде единоборства главной целью бойца было свалить своего спарринг-партнера с ног.
Во время кулачного боя удары могли наноситься чем угодно: ладонями, разными частями кистей рук, предплечьями и даже локтями. Можно было хватать противника за одежду, удерживать его руки, проводить болевые приемы. Не возбранялось у казаков во время состязания делать подсечки. Противника могли бросить и головой об землю, а лежащего порой забивали ногами. Удары наносились с размаху, били подошвой или носком сапога по колену, голени или животу, старались сбить дыхание оппонента, повалить его на землю.
По словам Андрея Ярового, во время состязаний казаки, несмотря на крутой нрав, все же старались придерживаться правила: «Сам бьешь – Бога помни, тебя бьют – молчи». Перед сражениями «стенка на стенку» часто обговаривались общие условия: нельзя царапаться и кусаться, добивать лежачего, колотить окровавленного соперника, пока он не утрется.
«Стенка на стенку» часто сходились представители двух соседних станиц, казаки также встречались в кулачном бою с чужаками: калмыками, русскими мастеровыми. В этом случае противоборствующие стороны должны были отогнать своих оппонентов за условную черту или на берег реки. Кому это удалось, тот и победил. И снова нам бросается в глаза явное сходство кулачных состязаний казаков с реальными боями, когда командиры приказывают воинам прогнать противника с занятых позиций.
Палочно-кулачный бой практиковался только в некоторых донских станицах. Например, в Вëшках или в Мечëтке, расположенных в Ростовской области. Такую травмоопасную смесь единоборства и фехтования использовали, чтобы подготовить молодежь к пешему сражению с холодным оружием против вражеских солдат.
Исконные традиции
Возрождением исконных для жителей юга России стилей рукопашного боя сейчас занимаются несколько общественных организаций. Например, энтузиасты из Донской войсковой федерации казачьих боевых искусств «ПерначЪ» (пернач – это традиционное холодное оружие казаков, разновидность булавы) более 20 лет работают с местными подростками и молодежью.
Президент федерации Евгений Волколупов часто рассказывает журналистам различных СМИ, что «ПерначЪ» был создан в 90-е годы ХХ века, чтобы уберечь юношей от участия в бандитских группировках, направить энергию молодых казаков в спортивное русло, заинтересовать ребят военно-исторической тематикой.
Поскольку исконное боевое искусство жителей Дона было создано и использовалось для защиты Отечества, его изучение помогает воспитывать в подрастающем поколении патриотизм, любовь к родине. Ребята проникаются гордостью за своих славных предков, узнавая об их легендарных победах.
В эпоху СССР руководство страны подвергло этих людей репрессиям, традиционный уклад жизни казаков не вписывался в рамки социалистического общества. Поэтому чуть не прервалась цепь, связывающая поколения, когда деды передают тонкости ратного дела своим внукам. Но воинское искусство на Дону не было утеряно, и его возрождают современные энтузиасты.
Читайте также:
В Ростове-на-Дону прошла конференция казачьей детско-молодёжной организации «Донцы»
В Ростове-на-Дону в школе № 16, носящей имя 339-й Ростовской стрелковой дивизии, прошла конференция казачьей детско-молодёжной организации «Донцы».
Школа № 16 давно и довольно активно сотрудничает с казачьей молодёжной организацией. Недавно школа приняла решение создать на своей базе отделение «Донцов». Торжественная церемония по этому случаю прошла в спортивном зале школы и началась, как всякое доброе дело и как того требует традиция, с молитвы, которую сотворил клирик храма Всех Святых, в земле Российской просиявших иерей Илья Кожокарь.
С приветствием к маленьким ростовчанам обратился первый заместитель (товарищ) атамана Всевеликого войска Донского казачий полковник М.А. Беспалов, который отметил, что школа № 16 избрала непростой, но в то же время очень благородный путь патриотического воспитания, и принадлежность к «Донцам» является важным ответственным шагом на этом пути.
Говоря об истории казачьей детско-молодёжной организации «Донцы» директор департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области А.Н. Палатный обратил внимание присутствующих, что организация существует уже более десяти лет, и за эти годы собрала вокруг себя многочисленных единомышленников. В тоже время, по словам Александра Николаевича, есть потенциал для роста, который должен выражаться, прежде всего, в качественных, а не в количественных показателях. Обращаясь к делегатам конференции, А.Н. Палатный поблагодарил их за ту работу, которая проведена в уходящем году. Анализ, проведённый накануне департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений, показал, что в 2017 году казачья молодёжь Дона провела более 600 мероприятий. Как подчеркнул А.Н. Палатный, очень важно, что «Донцы» за последний год сделали качественный рывок и перешли от участия в чьих-то мероприятиях к проведению своих, что говорит о зрелости казачьей молодёжной организации.
Иерей Илья Кожакарь призвал всех помнить о своей душе, о своём Отечестве, о своих близких и родных, хранить традиции, за которые сражались и умирали наши предки. По словам отца Ильи, сегодняшние молодые люди должны стать примером для новых поколений, исполняя завет Преподобного Серафима Саровского, говорившего о том, что, спасая свою душу, православный христианин спасает тысячу людей вокруг себя.
Директор школы № 16 Е.В. Шелуженко также поприветствовала участников конференции, подчеркнув, что коллективу и учащимся школы, которые проводят очень большую патриотическую работу, приятно принимать у себя участников конференции.
Приветственное слово также сказал руководитель штаба регионального отделения Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия», ветеран казачьего возрождения, войсковой старшина И.В. Карасёв. Он отметил, что в конце 80-х – начале 90-х годов у всех было осознание того факта, что без молодёжи в казачьих рядах никакое возрождение не состоится. Сегодня очевидно, что казаки Всевеликого войска Донского воспитали достойную смену. И это даёт надежду на сохранение традиций и культуры донского казачества.
В завершение торжественной церемонии школе было вручено знамя казачьей детско-молодёжной организации «Донцы». Вручил знамя руководитель организации подъесаул М.Г. Зинченко. Затем состоялось вручение грамот Войскового атамана молодым казакам, внёсшим большой вклад в работу по военно-патриотическому воспитанию, сохранению традиционной казачьей культуры.
Конференция казачьей детско-молодёжной организации «Донцы» прошла в актовом зале школы. В её работе приняли участие: первый заместитель (товарищ) Войскового атамана казачий полковник М.А. Беспалов, директор департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области А.Н. Палатный, заместитель Войскового атамана, и.о. директора ГКУ Ростовской области «Казаки Дона» казачий полковник И.А. Капустин и начальник военного управления Всевеликого войска Донского войсковой старшина В.А. Ерашов.
Открывая работу конференции, А.Н. Палатный отметил, что сегодня в каждой из территорий Ростовской области созданы и работают Координационные советы по делам казачества, призванные обеспечить коммуникации между казаками и властью. Этот механизм, по словам А.Н. Палатного, позволяет казакам, в том числе представителям казачьей молодёжи, эффективно решать свои проблемы на местном уровне.
А.Н. Палатный обратил внимание участников конференции, что в уходящем году казачья детско-молодёжная организация существенно продвинулась вперёд, доказательством чего служат проведённые в Ростовской области мероприятия. Так, фестивали ГТО, проводимые казачьей-детско-молодёжной организацией «Донцы», стали доброй традицией Ростовской области. В то же время в работе организации пока есть белые пятна. Это, прежде всего, касается вовлечённости в работу организации кадет и учащихся учебных заведений, подведомственных департаменту по делам казачества. Четыре казачьих кадетских корпуса и пять средних профессиональных учебных заведений, увы, остаются без внимания «Донцов». Надо понимать, что казачья детско-молодёжная организация служит двум задачам: сохранению нашей истории и традиций, а также обеспечению преемственности в казачьих обществах.
С критикой в адрес правления «Донцов» выступил М.А. Беспалов, отметивший, что в ряде юртов Всевеликого войска Донского работа с казачьей молодёжью ведётся формально. Это вдвойне печально, поскольку именно казачья молодёжь в ближайшие годы будет формировать политику Всевеликого войска Донского, очевидно, что яркие представители казачьей детско-молодёжной организации возглавят казачьи общества, будут работать с органами государственной власти и местного самоуправления. Сегодня на Дону делается много для воспитания лидеров, которые совместят в себе навыки эффективного управления и сохранения казачьих традиций. Это одна из первоочередных задач, которые стоят перед Всевеликим войском Донским и казачьей детско-молодёжной организацией.
В рамках повестки дня конференции был рассмотрен ряд вопросов, в том числе состоялись выборы руководителя казачьей детско-молодёжной организации в связи с досрочным сложением полномочий подъесаулом М.Г. Зинченко.
Однако, прежде чем приступить к процессу выборов, были заслушаны отчёт об итогах деятельности организации в 2017 году и отчёт ревизионной комиссии, которые представил М.Г. Зинченко. Подводя черту под десятилетней историей «Донцов», М.Г. Зинченко вспомнил, как начинала работу организация, как непросто было преодолеть внутренние противоречия, возникшие внутри «Донцов» на заре её становления. За десять лет организация существенно увеличила свою численность, однако сегодня перед ней стоят новые вызовы, которые будет решать уже новое поколение казачьей молодёжи.
В ходе обсуждения кандидатуры руководителя «Донцов» член правления казачьей детско-молодёжной организации младший урядник М.С. Тищенко доложил о том, что 3 октября на очередном заседании правления было принято решение поддержать кандидатуру подъесаула Л.П. Бабича в качестве нового лидера «Донцов». Данное решение нашло одобрение у всех делегатов конференции.
Говоря о планах на 2017 год, Л.П. Бабич подчеркнул важность выстраивания устойчивой системы управления казачьей детско-молодёжной организацией в юртах. Также речь шла об участии «Донцов» в войсковых, региональных и федеральных мероприятиях, активном сотрудничестве с отделами по работе с молодёжью, реализации собственных проектов, направленных на привлечение в ряды «Донцов» казачьей молодёжи.
Решением конференции утвержден новый состав правления, а также ревизор организации. В правление вошли М.Г. Зинченко, И.А. Прокопенко, М.С. Тищенко, Д.А. Суворов, Е.Я. Титов, А.С. Марков, А.Г. Шаповалов, Т.А. Рубашкина, Л.А. Абрамова. Прозвучало предложение дополнить состав правления активными молодыми казаками из округов. Как подчеркнул М.А. Беспалов, важно обеспечить представительство в составе правления казачьей детско-молодёжной организации всех округов Всевеликого войска Донского, расположенных на территории Ростовской области. Поэтому работа по формированию эффективного правления будет продолжена.
В завершении конференции каждый смог высказаться о тех злободневных проблемах, с которыми сталкиваются «Донцы». Это процесс получения казачьего статуса образовательными учреждениями, участие казаков в мероприятиях, проводимых «Росмолодёжью» и Комитетом по молодёжной политике Ростовской области, взаимодействие с Русской православной церковью, воцерковление казаков, в том числе молодёжи, сотрудничество с объединением выпускников Александра III казачьего кадетского корпуса, работа в информационном пространстве. Дискуссия по многим из этих вопросов будет продолжена в рамках работы правления организации.
http://www.don-kazak.ru/news/molodye-kazaki-izbral…
Сайт «Русский стиль». Раздел Донской Областной Федерацией Казачьих Боевых Искусств «ПЕРНАЧЪ»
- Подробности
Лицензия на осуществление негосударственной (частной ) охранной деятельности № 537 от 3 мая 2006 г.
Охранное агентство «Перначъ» было создано 30.01.2006 г., на основании Решения №1. Единственным учредителем ООО «Перначъ», являлось Казачье общество станица Александровская Ростовского округа Всевеликого Войска Донского. Создание и последующая деятельность ООО «Перначъ» регламентировалось Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998 г., другими правовыми актами, регламентирующими порядок образования и деятельности хозяйственных обществ, а также Уставом ООО «Перначъ» , утверждённым Решением №1 от 30.01.2006 г.
Подробнее: Охранное агентство ООО «Перначъ»
- Подробности
- Автор: Administrator
Представляем программу соревнований по традиционным казачьим видам спорта: «Ратные состязания «ПЛАСТУН».
2.1.Цели и задачи соревнований:
2.1.1. Возрождение традиционных ратных состязаний казачества, популяризация донских воинских традиций и формирование спортивного навыка обращения с казачьим традиционным оружием (муляжами).
2.1.2. Воспитание патриотизма у молодежи и приобщение её к процессу становления донского казачества.
2.1.3. Внедрение в современную спортивную жизнь казачьего спорта и доведение его до уровня спортивных нормативов, адекватно отвечающих общепринятым спортивным стандартам.
Подробнее: Соревнования по традиционным казачьим видам спорта: «Ратные состязания «ПЛАСТУН»
- Подробности
- Автор: Administrator
Сюжет ТРК «Дон-ТР»
февраль 2008
Во Всевеликом войске донском решили возрождать казачьи традиции искусства владения шашкой. Специализированный семинар для преподавателей кадетских корпусов прошел 13 февраля в Новочеркасске. Практические занятия станут отдельной дисциплиной в кадетских корпусах и казачьих школах Ростовской области.
Подробнее: Юным казакам будут преподавать искусство владения шашкой
- Подробности
- Автор: Administrator
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
1.1. Проведение комитетом по Физической Культуре, Спорту и Туризму Администрации широкой военно-патриотической акции среди спортивной молодёжи г. Ростова-на-Дону.
1.2. Наглядная демонстрация преемственности боевой казачьей традиции, носителями которой являются современные казаки готовящиеся к службе в рядах вооруженных сил РФ.
1.3. Сдача казаками-допризывниками экзамена на пластунский берет.
2. СИМВОЛИКА.
В качестве символа преемственности боевой традиции, Донской Областной Федерацией Казачьих Боевых Искусств «ПЕРНАЧЪ» в 2003 году учреждён знак высшей военно-патриотической и физической подготовки — казачий пластунский берет. Пластунский берет, представляет собой берет современного армейского образца национальных казачьих цветов — темно-синего (василькового) с красной окантовкой по краю и уставной казачьей кокардой.
Подробнее: Положение о проведении военно-патриотической игры «Атаманский Перначъ»
Адрес сайта | Принадлежность (относимость) | Усл. обозначения | ||
1 | http://belkazak.by/ | Белорусское казачество (Улахович) | к | |
2 | http://vbkv.ru/ | Великое Братство Казачьих Войск | к | |
3 | Официальный сайт Bounty Казино | Верхнекамский отдельный казачий округ Волжского ВКО | к | |
4 | http://www.kazak39.com/ | ОКО «Балтийский Отдельный Казачий Округ Балтийский Казачий Союз Калининградской области» | к | |
6 | http://клин-казак.рф/ | Клинская казачья община (МОКО СКР) | к | |
7 | http://www.aukazak.com.au | Посольский Австралийский Отдел Забайкальского ВКО | к | |
8 | http://www.ckwkazak-svao.ru/ | ХКО «Бабушкинский» СВАО г.Москвы | к | |
9 | http://skwrz.ru/ | Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья (рабочий) | к | |
10 | Главная страница | Черноморское казачье войско (ПМР) | к | |
11 | http://скврз42.рф/ | Отделение СКВРиЗ в Кемеровской области | к | |
12 | http://kazak-samara.ru/ | Самарское окружное казачье общество | к | |
13 | http://www.oko-crimea.ru/ | Официальный сайт Крымского ОКО | к | |
14 | http://камешковское-казачество.рф/ | Камешковское казачье общество | к | |
15 | http://kazaki.cz/ | Всеказачий Союз Чешских земель и Словакии | к | |
16 | http://ksovd.ru/ | Казачий Союз «Область Войска Донского» | к | |
17 | http://soko-ovko.ru/ | Среднеуральский отдел Оренбургского казачьего войска | к | |
18 | http://скврз.рф/ | Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья (новости) | к |
|
19 | http://казачье-боевое-искусство.рф/ | «Перначъ» (Донская войсковая федерация казачьих боевых искусств) | к | |
20 | http://vko-ckv.ru/ | ВКО «Центральное казачье войско» | к | |
21 | http://ввко.рф/ | ВКО «Волжское войсковое казачье общество» | к | |
22 | http://www.don-kazak.ru/ | ВКО «Всевеликое Войско Донское» | к | |
23 | http://www.slavakubani.ru | ВКО «Кубанское войсковое казачье общество» | к | |
24 | http://ataman-ovko.ru/ | ВКО «Оренбургское войсковое казачье общество» | к | |
25 | http://казакисибири.рф/ | ВКО «Сибирское войсковое казачье общество» | к | |
26 | Главная | ВКО «Терское войсковое казачье общество» | к | |
27 | https://звко.рф/ | ВКО «Забайкальское войсковое казачье общество» | к |
|
28 | http://ruskazaki.ru/ | Информационное агентство Российского Казачества | к | |
29 | http://kazak.by | Казачество Республики Беларусь | к | |
30 | http://казачье-единство.рф/ | «Казачье единство» Информационное агентство | к | |
31 | http://kaprf.ru/ | Казачья партия РФ | к | |
32 | http://www.kazaki-lefortovo.ru/ | Казаки «Лефортово» | к | |
33 | http://umokrug.ru/ | Усть–Медведицкий округ ВКО ВВД | к | |
34 | http://kazaki24.ru/ | Союз казаков Енисея | к |
|
35 | http://www.ckwrf.ru/ | МОО «Центральное казачье войско» | к | |
36 | http://okv-russia.ru/ | Межрегиональная общественная организация «Оренбургское казачье войско« | к | |
37 | http://kazaki-ufaley.ru/ | Станица Верхне-Уфалейская Оренбургского казачьего Войска | к | |
38 | http://mokoskr.ru/ | Московский областной казачий округ СКР | к |
|
39 | http://www.cosaque.fr/ru/ | Ассоциация казаков во Франции | к |
|
40 | Главная | Сибирское казачество | к |
|
41 | http://tkv.spb.ru/ | СКО «Станица Гребенская» | к | |
42 | https://www.светстаниц.рф | Просветительский проект «Свет станиц» | к | |
43 | http://kazaki-ab.ru/ | Казачество Абхазии | к | |
44 | https://nacsk.ru/ | Общество казаков (Национальный Совет Казаков) | к | |
45 | https://vk.com/club131193167 | Коллегия ветеранов казачьего движения СПб и ЛО | кр | |
46 | http://cossack-circle.livejournal.com/ | Казачий Кругъ (ЖЖ) | кр | |
47 | https://www.facebook.com/groups/kazakia/ | Казаки (Facebook) | кр |
|
48 | https://www.facebook.com/groups/1620124344929890/ | Казаки СКВРиЗ (Facebook) | кр | |
49 | Твит Атамана Громова В.П. | кр | ||
50 | http://kazaksbugra.ru/ | С казачьего бугра | кр |
|
51 | http://kdnk.volganet.ru/ | Комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области | д | |
52 | http://www.mccvu.ru/ | Московские суворовцы | д |
|
53 | http://klin-demianovo.ru/ | Церковь Успенья Богородицы в Клину | д |
|
54 | https://centerzarnica.ru/ | Центр патриотического воспитания и туризма «Зарница» | д | |
55 | http://antimaydan.info/ | Антимайдан | д | |
56 | http://www.novoross.info/kazaki | Новоросс.INFO | д | |
57 | http://rusvesna.su/ | Русская весна | д | |
58 | http://f-i-r.ru/ | Фонд содействия паломничеству имени святого праведного Иоанна Русского | д |
|
О дисциплинах казачьих боевых искусств (А.Яровой).
Зяблов Елисей на Шермициях с Старочеркасске 2009г.Известное мнение исследователей донской культуры о том, что донские казаки суть природные воины, ни у кого не вызывает сомнения. Вся культура донского казачества проникнуто воинским ремеслом, обычаями и обрядами связанными с войной и воинской службой. Для характеристики этого военно-культурного комплекса можно использовать словосочетание воинская культура, которая никогда не являлась закрытой системой, вбирала в себя все лучшее, что было у врагов казачества, а некоторые приемы ведения войны настолько тесно были связаны с образом жизни и бытом казачества, что от них оно никогда не отказывалось.
Что же составляло особенности воинского искусства донского казачества?
Во-первых, это были традиционные рукопашные состязания, восходящие своими корнями к всаднической культуре и родовым мужским инициациям. К ним можно отнести борьбу «на ломка», борьбу вольную, кулачный бой, происходящий или в коллективной форме или в форме единоборства. Инициативные элементы содержались в различных играх казачат, обычаях лагерей для казаков и проч.
Во-вторых, это были коллективные тактические умения и навыки, порожденные условиями степной войны («лава», «карусель», «завеса», «вентерь»), к ним вплотную примыкает умение вести индивидуальный бой верхом во время перепалок, джигитовать на коне, рубить и колоть противника с коня.
В-третьих, огромное влияние на формирование ратных умений казачества оказала регламентация вышеуказанных форм казачьими уставами, созданными на основе как казачьего, так и кавалерийского боя русскими и европейскими армиями. В практику казачьей подготовки были введены типовые элементы рубки и фехтования, которые облегчали обучение молодых казаков.
В-четвертых, важную роль при освоении и передачи военных навыков играли станичные «домашние» игры, на которых умения владения оружием и конем передавались стариками молодежи, а также не последнюю роль играли праздничные шермиции, когда освоенные умения и навыки демонстрировались казаками на станичных гуляниях и игрищах, в составе гулебных команд.
В-пятых, воинские умения и навыки были неотделимы от традиционного быта народа. Гульбище, как коллективная облавная охота или индивидуальная охота, сопровождаемая «засидами», стрельбой на скорость и меткость, установка ловушек для зверя, охота в плавнях, рыболовство на реке и море, пастьба животных, объезд коней вырабатывали у казака необходимые навыки умелого воина, способного действовать на море, реке, в лесу и степной местности.
В качестве еще одной особенности освоения воинской культуры, следует отметить роль завещательности в среде донского казачества. Навыки работы с оружием передавались от поколения к поколению, чаще от деда к внуку.
Вопросов всегда несколько… Было ли у казачества свое боевое искусство? Проводились ли у казаков соревнования по каким-либо видам спорта? Было ли у казаков фехтование на шашках? Фехтовали ли они на пиках и штыках?
Традиционная культура не знала специального тренинга. Постоянный физический труд, игры, праздничные обряды составляли основу для подготовки воина. Однако по мере того, как казачество превращалось в служилое сословие царской России, возникла необходимость в подготовке не просто природных воинов, но воинов знающих особенности армейской службы. Для реализации этого в станицах возникли «домашние игры», а на большие праздники проводились «примерные шермиции». Генетически эти явления восходили к инициативной практике, с ее «мужскими домами» и союзами воинов, с изоляцией посвящаемых в опыт племени в лагерях, с испытаниями их на воинское достоинство. Собственно «по обычаю раз в год устраивали смотр молодежи с гимнастическими упражнениями» (1838 г) Атаман М.Г. Власов для поощрения казаков к гимнастическим упражнениям в станицах приказывал устраивать различные упражнения (к его приезду) и учредить различные призы: как то, хорошее оружие, седла и другие воинские принадлежности, что было немаловажно для собирающегося самостоятельно на службу казаку. То есть, мы обнаруживаем два процесса институализации казачьего боевого искусства (будем называть это так) – один традиционный, восходящий к тому времени, когда «одна мысль занимала донца: оружие, слава и добыча», война была его стихией, его радостью. И второй путь, по мере того как служба государева становилась главным определяющим видом деятельности.
Имело ли место наравне с общественным воспитанием и родовое? Передавались ли какие-то особенности владения оружием, кулаком, конем в семье? Естественно. И у кого может возникнуть сомнение в том, что дед учил внука как себя вести в бою, с конем, с шашкой – об этом также писали много и Сухоруков и Номикосов. «В длинные зимние ночи, среди чистой и распещренной оружием комнаты, семья казака сидит за работою… Тут указывает он внукам заслуженные им знак Георгиевского ордена и медали, хранящиеся за божницею… Мысль о делах военных есть мысль любимая у казаков. Объясняет юношам как строятся и движутся полки казачьи в баталиях, как учреждаются посты, как делаются разъезды, как ходят партии для открытия неприятия. Самое воспитание здесь детей некоторым образом особое. Можно сказать, что вместе с материнским молоком и с воздухом родины всасывает он качества необходимые воину: крепость и проворство в теле, живость и смелость в духе… По обычаю казачки подвергают детей влияниям всех воздушных перемен, дают пищу без соблюдения меры, без различия во вкусе и питательности, оставляют одних дома и среди поля. С младенчества в забаву приучает отец сына к лошади…»
Традиционная культура не знала специального тренинга. Постоянный физический труд, игры, праздничные обряды составляли основу для подготовки воина. Однако по мере того, как казачество превращалось в служилое сословие царской России, возникла необходимость в подготовке не просто природных воинов, но воинов знающих особенности армейской службы. Для реализации этого в станицах возникли «домашние игры», а на большие праздники проводились «примерные шермиции». Генетически эти явления восходили к инициативной практике, с ее «мужскими домами» и союзами воинов, с изоляцией посвящаемых в опыт племени в лагерях, с испытаниями их на воинское достоинство. Собственно «по обычаю раз в год устраивали смотр молодежи с гимнастическими упражнениями» (1838 г) Атаман М.Г. Власов для поощрения казаков к гимнастическим упражнениям в станицах приказывал устраивать различные упражнения (к его приезду) и учредить различные призы: как то, хорошее оружие, седла и другие воинские принадлежности, что было немаловажно для собирающегося самостоятельно на службу казаку. То есть, мы обнаруживаем два процесса институализации казачьего боевого искусства – один традиционный, восходящий к тому времени, когда «одна мысль занимала донца: оружие, слава и добыча», война была его стихией, его радостью. И второй путь, по мере того как служба государева становилась главным определяющим видом деятельности. Ритуализированные формы войны отражаются в детских играх. «Домашние игры» с казачатами и молодежью проводились в каждой станице (рис. 1).
Процессы становления донского казачества связаны, прежде всего, с воспитанием подрастающего поколения, физически сильного и нравственно здорового, что ставит во главу угла проблему возрождения казачьих традиционных игр, как основы для формирования этнической идентичности, создания особого национального вида спорта, включающего в себя различные элементы воинской культуры казачества. Основные дисциплины казачьего боевого искусства могут быть использованы в качестве комплексной подготовки молодежи к несению службы в армии.
Казачье боевое искусство существовало в нескольких видах, которые зависели от способа ведения боевых действий казаками. В степи это был конный и пеший бой, при защите укреплений и взятии городов – пеший бой, на море – при абордажных боях также пеший бой. Есть мнение, что казаки гораздо раньше освоили флотоводческое искусство, чем конное. Захваты вражеских кораблей с куда более многочисленными командами, чем на казачьих судах, не могли осуществляться без очень умелого, жестокого абордажного боя, непрерывного руководства абордажем, использования орудий (фальконетов) и, естественно, без мастерского применения абордажного оружия. Один из современников свидетельствовал, что в использовании оружия казаки были «тако искусны, яко наилучший польский гусарин и немецкий рейтарин примерен к ним быть не может» (рис. 2).
Исходя из современных реалий существования казачества в урбанизированных условиях нами предлагаются четыре дисциплины составляющие казачье боевое искусство.
Традиционные народные танцы являлись своеобразными канонами, сохранявшими воинские технические навыки и тактические приемы предков. Объединяя движения, разнообразные по сложности, манере и скорости выполнения и организуя их на основе различных ритмов, танцы превосходили любые разрозненные упражнения. Они более экономны, в смысле траты времени и энергии, чем правильно организованный тренировочный процесс. Они успешно развивают те качества, которые нужны любому воину – ловкость, координацию движения, ориентацию в пространстве, выносливость, чувство ритма, чувство родства и единения воинской общины. По замечанию С. Лисициан «военные пляски плясали не только воины и войсковые части. Плясал их и народ, провожая своих воинов на войну, встречая их, празднуя победу, либо оплакивая поражение… Старшее поколение не могло не заметить оздоровляющего и укрепляющего действия военных плясок на здоровье молодежи, на развитие в них физической ловкости, гармоничности и легкости движений. Понятно, что при всей их исконной священности и культовости, военные пляски, состязания и игры стали выполнять немаловажную роль в деле физического воспитания молодежи». Танец с оружием является промежуточной стадией между танцем и фехтованием, что вызвало важность использования танцев при обучении фехтованию (рис. 3).
Рис. 3. Фехтование у донских казаковРубка лозы всегда являлось традиционным развлечением в среде казаков, при этом рубка в пешем строе предшествовала рубке на коне. Рубили не только лозу, но и различные предметы и материалы. При этом рубили детьми, мальцами, молодиками, стариками – от камыша, «кущерей», до дров и молодых деревьев.
Фехтование у казаков начала ХХ века было представлено обучением согласно европейским стандартам, хотя более адаптированное. Правда, у интересующихся обывателей возникает вопрос, а вообще-то фехтовали или нет казаки? Были ли фехтовальные поединки между казаками, как, например, у хевсур? Связаны ли были эти поединки с традиционной культурой, и как?
Такого фехтования, которое можно было бы назвать народным какое мы видим, например, у хевсуров, у казаков не было. Так как, в отличие от последних их военная служба регламентировалась Уставом, а Устав содержал в себе фехтовальные элементы (одиночное фехтование и вольный бой) основанные по подобию европейского фехтование. Любопытен факт вызова на дуэль тогда еще будущим атаманом А.К. Денисовым генерала Багратиона, где Денисов предлагал драться любым холодным оружием, кроме шпаги, которую он не разумел. То что казаки-офицеры умели фехтовать сомнений не вызывает. Использовали ли простые казаки фехтовальные поединки в повседневной практике? В «домашних играх» для обучения молодежи – да, судя по фотографиям могли поразмяться и служилые казаки. Не было спортивных поединков? Тогда не было, и быть, кажется, не могло. Понятия дуэлей рядового состава не касалось, для этого есть кулаки. Тогда почему мы так настойчиво проповедуем фехтование в качестве традиции? Рубите себе и ладно. На мой взгляд, и думаю не только на мой, владение шашкой только как рубящим предметом, созданным исключительно конной атакой, не полно, без фехтования. Особенности такого фехтования естественно имеются (а шашкой фехтовали): это отсутствие гарды. Но предметами без гарды фехтуют, от Франции до России и никто на это не жалуется (палочный бой и бой тростью). Это связано с навыком работы. Заверяю вас, что руки рубятся по тому, что плохо поставлена защита кисти, это же надо наработать и отработать.
Поэтому дисциплины связанные с шашкой мы включили в боевое искусство казаков: фехтование и рубка. Все они имели место быть в традиционной культуре казачества. Ведь фехтование в своем боевом виде отличается от спортивного боя, поединок скоротечен, а казаки имели огромный опыт абордажных боев, осад, которые навык владения клинком выработал.
Казаки фехтовали – тому подтверждение не только казачий устав, или фотодокументы, но и записи разного, в том числе этнографического характера. Исторические особенности развития казачества вначале как отдельный народ, затем в рамках сословия империи, оказали влияние и на его искусство, которое к началу 20 века было утилитарно и прагматично, особенно то что касалось холодного оружия. Подчинение быта вначале войне, а затем военной службе не позволили оторваться игре с оружием в спортивный досуг. Так как этот досуг был, в свою очередь, подчинен армейской службе, где у казаков (разного состава) была возможность поупражняться в фехтовании и поучаствовать в специально организованных для этого состязаниях, например, вольный бой по уставу (то есть эта область была довольно регламентирована). Однако известны случаи, когда отставники учили казачат и молодиков приемам фехтования, а среди детских игр мы обнаруживаем любопытные, например, игру «в шашки» (н-р, Цимлянского района), которая заключалась в сражениях казачат между собой легкими деревянными прутами, по форме напоминающие шашки, по специальным правилам. Опять же, по станицам служивые казаки могли позволить себе пофехтовать на шашках в явно игровой манере. Связь оружия с традиционной культурой Дона несомненна. От зачатия ребенка (шашку клали под кровать), инициации (шашку цепляли на казачонка), свадьба (под шашками проходили молодые), похороны (шашку клали на гроб, прибивали на крышку гроба, могли положить в гроб), пику втыкали в могилу и проч. Это только семейная обрядность. То же можно отметить и в общинной, где «домашние игры», шермиции по праздникам являлись неотъемлемой частью праздничной и воспитательной культуры казаков. Шермиции это упражнения с оружием и шашкой и пикой, с которым на примерных боях казаки бросались друг на друга, как в конном так и пешем виде.
В данной работе мы не касаемся конного дела, полагая что данный ракурс освещен достаточно хорошо в других работах.
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
Казачий спас – сплав боевой магии и ратного искусства арийцев-гиперборейцев, джанийцев, руанцев…: sogodak — LiveJournal
Воины-оборотни
Истории о волкодлаках можно отыскать в сказаниях и легендах практически всех индоевропейских народов.
Первые упоминания в русской письменности о волкодлаках относятся к началу ХIII века. Но традиция оборотничества уходит глубоко в древность. О ней писал даже Геродот (V век до нашей эры) в своей «Истории», в четвёртой книге «Мельпомена» о праславянском племени невров сказано: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние». Жили невры на территории нынешней Белоруссии. Может быть, наши пращуры обладали утраченной ныне способностью к ликантропии (так сие именуют учёные)?
Сложный вопрос: действительно ли волкодлаки умели принимать облик животного?..
Как большинство людей, я скептик, и если не видел лично сам, то поверить мне сложно. Правда, неожиданно сам для себя припомнил, что мне приходилось иметь дело с человеком, который оборачивался волком… Вернее, он говорил, что такое произошло с ним.
Говорил это не лично мне, а немалому залу на Международном фестивале фантастики в алтайском Бийске весной 1998 года. Никто публично неверия не выразил, задавали ему вопросы именно как оборотню, мужчина отвечал довольно достоверно, но у меня глубокий скепсис остался.
Увы, не помню ни его имени, ни фамилии. Он приехал откуда-то с Северного Кавказа. Роста заметно ниже среднего, лет 35–45, смуглый, темноволосый с чёрными круглыми глазами чуть навыкате. Осталось ощущение какой-то пришибленности, что ли, словно он был не от мира сего.
Тогда мужчина в лесу вонзил нож в пень, перевернулся через него и стал волком. Осталось в памяти, как он с щемящим чувством (это я почувствовал) говорил о своей любви к волчице и волчатах… Каюсь, не могу сейчас вспомнить, как он вернулся в человеческое обличие. Напоследок мужчина сказал, что очень хотел бы возвратиться в волчью стаю…
А вот как с волкодлаками, делали ли они подобное?..
Мне думается, что на самом деле оборотней не было, волкодлаки лишь наводили морок-внушение на других и казались им волками, дабы внушить страх. Другая вероятная версия: витязи лишь впадали в своеобразный транс – изменённое сознание – и ощущали себя волками, медведями или волкомедведями. Возможно, это позволяло использовать скрытые резервы организма и человек становился более сильным, ловким, стремительным, как зверь. Можно сказать, что они были властелинами времени: психологически ускоряли его течение для себя, и тогда действия врага ими виделись как бы сильно замедленными, что позволяло своевременно уклоняться от ударов и наносить удары самим. Их действия оказывались быстрее мысли.
(Иногда и у обычных людей в критических ситуациях открываются неиспользуемые резервы организма… Читал про лётчика, который в падающем самолёте за несколько секунд совершил много авральных действий, на которые обычно уходило не менее минуты, и спасся…
На зимовке в Арктике случилось и такое. Вышел полярник к самолёту, принялся снег отгребать. Кто-то тронул его плечо, он обернулся и оказался нос к носу с белым медведем… «Когда я пришёл я в себя, – рассказывал потом мужчина, – то оказалось, что я сижу на крыле самолёта, а снизу на меня удивлённо смотрит медведь…» Мужчина в комбинезоне, унтах с рыхлого снега без разбега одним махом запрыгнул на крыло самолёта, которое находилось выше уровня его головы?! Он потом следы на снегу осмотрел, убедился, что прыжок совершил именно с того места, где стоял, без всякого разбега. Можете себе такое представить? Да ни один чемпион мира по прыжкам хоть в высоту, хоть в длину подобного не повторит!..)
Известные своими частыми походами на Золотую орду (во время татаро-монгольского ига?!) северные ушкуйники звались так в «честь» ушкуя, полярного медведя.
Древнерусская книга «Чаровник», попавшая в число запретных при христианстве, указывает 12 видов превращений, в том числе – в волка и медведя. Но это так, между прочим.
Кулак Перуна, Буза, Скобарь и Казачий Спас
По мере распространения христианства, которое, мягко говоря, не приветствовало оборотней, традиции витязей-чародеев стали исчезать. Или уходить в «подполье». Наследники этого ратного искусства – преимущественно в среде казаков – стали именоваться иначе, умение превращаться в волка скрывалось или упоминалось лишь как незначительная составная часть.
Примерно в это время, хотя, возможно, и значительно раньше, сформировался Казачий спас – этакий сплав боевой магии и ратного искусства арийцев-гиперборейцев, джанийцев, руанцев, новгородцев и им подобных. Понятно, что в мирное время, в быту столь специфические познания были излишни, потому они сохранились среди тех, кто постоянно воевал – среди казаков. Легко разглядеть легендарных волкодлаков в галдовниках, химородниках и чаклунах (колдунах), заморочниках, спасовцах, характерниках, казаках-пластунах, обладавших древними военными чарами, которые современному «просвещённому» человеку кажутся сказкой и находятся за гранью его понимания.
Например, искусство проникать в мысли врага (телепатия) и наводить морок – «насылать сон», внушить то, чего на самом деле нет: скажем, создать фантомов-двойников, заставляя противника «биться с пустым местом». Сейчас подобное называют гипнозом. С помощью внутренней силы (здравы) воины-маги окружали себя невидимым силовым полем, который делал их неуязвимыми. Такие казаки-характерники были способны к ясновидению, умели «заглянуть в зерцало за тысячу вёрст», нанести энергетический удар, даже – смертельный, «на двенадцати языках сердито разговаривать» и оборачиваться в волка.
Просто удивительным было воинское искусство характерника: в бою он словно исчезал и появлялся из ниоткуда с быстротой молнии, будто управлял пространством и временем, осыпая градом ударом, которые противники просто не успевали парировать. А сила удара была такова, что порой враг казался внезапно оторопевшим, а затем распадался на две части. Легко представить, какое впечатление оказывало подобное зрелище на других!
Характерник мог подолгу обходиться без еды и питья, укрыться и стать невидимым в совершенно ровной степи или в кроне дерева, сливался с конём. Подолгу сидел под водой, а затем сухой из неё выходил. Владел заговорами, знал лечебные травы и умел излечить раны с поразительной быстротой.
Порой казаки не просто побеждали противников, а делали это намеренно издевательским образом. Например, могли заставить взять в плен вместо себя козла, а то и устроить междоусобную свару, в которой враги убивали друг друга. Характерник же стоял в стороне и с усмешкой наблюдал за всем этим.
Колдун Сирко и другие
Среди всех казаков-характерников особенно впечатляюще выглядит кошевой Иван Сирко, живший в XVII веке в эпоху наибольшего расцвета Запорожской Сечи. В легендах он предстаёт фигурой просто сказочной, о нём говорилось, что равного Сирко никогда не было и не будет. Именуют его «превеликим колдуном», а турки звали «шайтаном».
Начнём с того, что он появился на божий свет с зубами и, когда бабка-повитуха проносила его мимо стола, то ухватил с него пирог и тут же съел. Представляете, каким стал этот младенец, когда вырос?! Понятно, что Сирко мог оборачиваться волком, в таком обличии пробирался в расположении турецких войск, на постовых навевал глубокий сон, а затем учинял погром…
Рассказывали, что однажды Иван Сирко подстрелил купающегося у безымянного острова чёрта, тот млыкнул (булькнул) в воду. После этого остров стали именовать Чертомлыком.
Не брала казака ни стрела, ни пуля, ни сабля. Он ловил пулю на лету рукой. А то подставлял под удар свою руку, но от острой сабли оставался лишь едва заметный синий след.
Во время знаменитого похода казаков на Крым у Перекопа произошло сражение с ханским войском. Отряд Сирко проник во вражеский тыл. Крымчане ясно видели их приближение, даже мурзы в свои подзорные трубы, но приняли за своих (навёл чародей на них морок). Каким же потрясением для врагов явилось нападение этих мнимых своих! А потому оказать достойного сопротивления они не смогли и были разгромлены. Сам хан чудом спасся бегством…
После смерти своего кошевого запорожские казаки отрезали его правую руку и возили с собой на войну. В трудные моменты выставляли вперёд со словами: «Стойте, братья-казаки, душа и рука Сирко с нами!» Многие верили, что Сирко не умер, а живёт и ныне, воюет с врагами Христовой веры.
Всеми чертами казака-характерника обладал легендарный атаман Степан Разин. Ему приписывали знания чародейства, видели одновременно в разных местах (двойники?), он умел наводить морок.
Среди запорожских казаков-характерников был известен Фесько, который в бою «отращивал» себе сразу несколько голов, так что враги не могли понять, какая из них настоящая.
Самые сильные характерники могли наводит морок даже на большое количество людей.
Такое наглядно продемонстрировал казак Шевчик. Однажды, в Рождественскую ночь 1668 года, на территорию Запорожской Сечи проник отборный отряд турецких янычар численностью в 14 000 человек. Они «сняли» не особенно бдительных часовых, которые не ждали беды, и уже готовились приступить к массовой резне спящих казаков. Но врагов обнаружил Шевчик и применил своё умение характерника: около часа янычары пробыли в странном оцепенении. Как позже говорили немногие уцелевшие: им казалось, что они стоят на главной площади Стамбула на войсковом смотре перед самим султаном… За этот час казаков разбудили, они вооружились, приготовились и по сигналу бросились на врага… Огромный отряд турок был уничтожен почти полностью, спаслось менее сотни…
В одном из походов в начале XVII века кошевой атаман запорожских казаков Кисек попал в плен. Его заковали в цепи и посадили у весла на галере. Но уже при первом заходе в порт Гезлев (современная Евпатория) он внушил надсмотрщику, что является пашой и приказал освободить всех гребцов. После чего охрана была вырезана, а галера спокойно среди бела дня уплыла из гавани, никто ничего не заподозрил. Лишь ближе к вечеру наваждение спало и янычары заметили: то что казалось им разбитыми бочками, плававшими у мола, на самом деле является трупами турков…
Казак-чародей Иван Богун однажды провёл свой отряд через польский лагерь и при этом ни одна собака не залаяла…
Когда казаки не могли уйти от погони превосходящих сил, а укрыться в степи было негде, то они останавливались. Казак-маг втыкал по кругу копья, за них все вставали, завязывали морды лошадям, чтобы те ненароком не заржали, и он внушал преследователям, что они видят лишь заросли камыша или рощицу, на которые не нужно обращать внимание. Так и происходило…
Умели характерники изготовлять «крики». Взяв обычные стебли камыша, окунали их в воду и воск, затем кричали на них. Этот камыш раскидывали вокруг своего лагеря. Если вражеский конь в ночи наступал на такой камыш, то ржал и будил казаков…
Пластуны – спецназ Российской Империи
Сильнейшими в армии Российской империи были казаки. Вот как оценивал их Наполеон: «Казаки – это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».
Интересно сказал о казаках Анри Стендаль: «Они были чисты, как дети, и велики, как боги».
Казаки тогда произвели столь устрашающее воздействие на французов, что они по сей день словом «казак» пугают своих детей.
Среди казаков была элита, лучшие из лучших – «наследники» витязей-оборотней – пластуны. Прочие названия постепенно позабылись.
Пришло это слово из Запорожской Сечи. Там по давней традиции все курени именовались либо по имени атамана-основателя (Васюринский, Поповический, Брюховецкий…), либо по местности, откуда они вышли (Полтавский, Уманский, Каневский…), но лишь один из 38 куреней звался по роду деятельности – Пластунский. В него входили лучшие из лучших казаков.
В каком-то смысле, пластуны были всегда, только звались иначе. В «Истории Кубанского казачьего войска» Ф.Щербина пишет: «По роду их деятельности, в дозоре или в тылу противника, им приходилось нередко часами, не шелохнувшись, лежать пластом на земле, слившись с окружающей местностью, и вести наблюдения. Отсюда и пошло название «пластуны».
В 1842 году пластуны были признаны особым родом войск, так стали именоваться все пешие казачьи отряды.
Пластунами являлись люди преимущественно средних лет, утратившие порывистость молодости (нужна была трезвая голова), но сохранившие хорошие физические кондиции. Владели любым видом оружия. Экипировку имели предельно простую, но функциональную: всё необходимое носили с собой. Обладали безграничным терпением и выдержкой. Могли часами пребывать в укромном месте, идеально вписавшись в местность, высматривая врага. Бесшумно двигались, проникали в расположение вражеских войск, снимали часовых, а то и выкрадывали «языка», наносили «точечные» удары. Понятно, что они часто оказывались вынужденными принимать неравный бой и нужно было уметь постоять за себя. Будучи обнаруженными, пластуны никогда не сдавались: предпочитали погибнуть, но не попасть в плен. Так что подобное бывало редчайшим исключением.
Героя Кавказской войны потомственного казака, генерала Якова Петровича Бакланова (1809–1873 гг.) горцы прозвали «сатаной», так как были твёрдо уверены, что ему помогает нечистая сила. Ну, ещё бы так не считать, Яков Петрович страшенным по силе ударом шашки разрубал врага от плеч до самого седла, об этом потом пелось в казачьих песнях.
Однажды меткий стрелок Джанем пообещал убить его, когда тот выйдет на своё обычное место просеки на Качкалыковском хребте. Яков Петрович, зная это, всё же явился туда. Хладнокровно встал на видном месте, практически не шевелясь, и позволил сделать Джанему два выстрела (оба мимо!), а когда тот сильно удивлённый промахами немного высунулся из-за скалы, послал ему меткую пулю прямо в лоб…
Шамиль собрал 25-тысячное войско и расположился за рекой Мичик, чтобы отрезать подразделения Я.Бакланова от основных войск. Но последний сумел провести 5 рот пехоты, 6 сотен казаков с двумя орудиями сквозь линию неприятеля, не иначе как помогло искусство характерника наводить морок…
В годы Первой мировой войны Российская империя имела 24 батальона и 1-й отдельный дивизион кубанских пластунов, 6 донских и 2 терских дивизиона. К апрелю 1915 года были удостоены наград свыше 9 000 пластунов. В знаменитом Брусиловском прорыве (1916 г.) участвовало 22 батальона пластунов.
В народе ходит молва, что владел Казачьим Спасом В.Чапаев. В Первую мировую войну он лихо отплясывал «барыню» на бруствере окопа под германским пулемётным огнём и уклонялся от «своих» пуль. Василий Иванович имел странную восточного вида саблю, наведя клинок на солнце под определённым углом, мог увидеть то, что находилось за многие вёрсты, а то и десятки вёрст…
Сокровенными знаниями обладал барон Унгерн. В декабре 1917 он всего с семью казаками разоружил гарнизон станицы Маньчжурия численностью 1500 человек, а в январе 1918 со своим взводом проделал то же самое с Хайларским гарнизоном, который составляли 800 человек. В 1920 барон Унгерн в одиночку въехал днём в своём ярком монгольском халате с генеральскими погонами в занятую красными Ургу. Спешившись, приказал одному из часовых у ворот держать лошадь. Всё осмотрел, вернулся обратно и даже по пути отхлестал заснувшего часового. Когда тот поднял тревогу, барон уже находился далеко…
Во время Гражданской войны в 1920 году полковник Белой армии Васищев с 54 казаками захватил и разоружил целый корпус Красной армии, затем отпустил пленных на волю. Рассказывали, что после одного сражения на плацу в станице Наурской Васищев спрыгнул с коня, расстегнул ремень и из-под гимнастёрки горохом посыпались пули…
Новая, «советская», власть не жаловала «проклятое наследие прошлого», потому воины-маги если и не перевелись, то ушли в глубокое подполье.
(Кстати, мало кому известно, но именно русские эмигранты, офицеры-пластуны, заложили основу специальной подготовки морской пехоты США и спецчастей французской армии, в частности, Иностранного легиона.)
Лишь осенью 1943 года была сформирована дивизия пластунов под командованием генерал-майора Метельникова. Им разрешили носить старинную форму. Действия пластунов были столь успешны, что гитлеровцы их прозвали «сталинскими головорезами».
А может быть, возродить традицию и назвать несколько современных подразделений российской армии пластунскими?..
Супервоины 21-го века
Свято место пусто не бывает. Поэтому вместо Казачьего Спаса появилось самбо (САМоборона Без Оружия). По вымышленной легенде его создали чуть ли не как Франкенштейна из видов борьбы различных народов. Если вы соберёте болты, гайки, механизмы, колеса, то автомобиль из них смонтировать трудно: всё это должно подходить друг к другу, взаимодействовать. Так и тут. На самом деле базовыми стали именно те самые приёмы, которыми издревле прекрасно владели русские воины, унаследовавшие боевое искусство ариев. В частности, это доказывал Александр Суворов: «Пуля – дура, штык – молодец!» При нём часто решающей оказывалась штыковая атака с рукопашной, в которой наши предки обычно превосходили другие народы.
К созданию спортивного самбо причастны В.Ощепков, А.Харлампиев и позже Е.Чумаков. Есть ещё «боевое самбо», по которому проводятся соревнования, но оно немногим качественно отличается от выше сказанного. Но существует, скажем так, настоящая боевая самооборона без оружия, которую создал – а на деле воссоздал систему русского единоборства! – Виктор Афанасьевич Спиридонов. Он длительное время изучал боевое искусство разных народов и понял, что они имеют единый корень – боевое искусство ариев. На нём и сосредоточил свои усилия. В его уникальной системе атака фактически отсутствует: противник провоцируется на какое-то действие, после чего оказывается в положении беспомощной марионетки, которая используется по своему усмотрению мастером единоборства. Такая борьба не требует физической силы и больших затрат энергии.
Виктор Афанасьевич подготовил плеяду учеников, объездил всю страну, пропагандируя свою систему русского рукопашного боя. Выпустил три книги, которые стали настольными для поклонников единоборств: «Руководство самозащиты без оружия по системе джиу-джитсу» (1927 г.), «Самозащита без оружия. Тренировка и состязания» (1928 г.) и «Самозащита без оружия. Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения» (1933 г.). Пропагандируя свою систему, В.А. Спиридонов объездил всю страну. После нападения Германии обучал на специальной учебной базе в Мытищах под Москвой бойцов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. Умер Виктор Афанасьевич Спиридонов 7 сентября 1944 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.
Позже его систему развил, дополнил и довёл до высочайшего совершенства Алексей Алексеевич Кадочников. Теперь она широко известна как русский рукопашный стиль Кадочникова. У него тысячи последователей в разных уголках России. По его методике обучаются даже некоторые спецподразделения китайской армии под руководством российских инструкторов.
Ни одна современная армия не обходится без спецвойск. Есть таковые и в российской армии, но и в них имеется суперэлита, которую можно назвать наследницей легендарных волкодлаков, джанийцев, казаков-характерников, пластунов и других русских супервоинов. В СМИ таковой именуют группу «Альфа» спецназа ГРУ. Хотя, наверное, существуют и другие, куда более засекреченные…
Понятно, что их возможности держатся в строжайшей тайне. Сведения крайне скудны и обрывисты. Но кое-что просачивается. Например, об умении бесконтактного боя
О сабле и казачьем единоборстве. Профессор Вадим Задунайский
Изученные материалы позволяют предположить, что казачьи единоборства сформировались к XIX веку, когда стандартизация правил и тренировок была минимальной, что в принципе представляет собой казачье боевое искусство. Эти нормы закреплялись на уровне казачьего общества, а также в документах государственного уровня, освещались царскими властями в указах о фехтовании и применении боевого оружия. На других территориях, таких как Украина и Польша, этого не было, поскольку нигде не указано, что молодые люди обучались на основе боевой подготовки, не говоря уже об обучении обращению с холодным оружием.
Казачьи единоборства сформировались благодаря следующим факторам:
1) военный образ жизни казачьей общины;
2) приоритет военной службы и, соответственно, подготовка к ней в казачьей общине;
3) контроль подготовки к службе в органах казачьего самоуправления;
4) определение органами высшего царского управления соответствующих требований и представление прав казачества на занятие особым образом подготовки молодежи к военной службе, в том числе право ношения оружия.
Как уже было сказано, обучение казаков с малых лет начиналось с призыва, а в основе лежали колющие и рубящие удары. Деревянный прототип сабли использовался во избежание травм и по весу и длине соответствовал боевому оружию. Такой подход можно найти в обучении русских кавалеристов в уставе 1861 года, где было определено, что рядовой личный состав проводит занятия и тренировки с использованием деревянного оружия, чтобы не получить травм, которые могут помешать выступлению. воинских обязанностей.Кроме того, и с целью независимого расследования казачьего призыва Вадим Задунайский советует изучить исследования Бориса Фролова, опубликовавшего несколько книг, посвященных холодному оружию.
Тренировка началась с таких приемов, как прокрутка, разматывание запястья, локтя и плеча соответствующей руки в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также их используют для скручивания «восьмерки». Все эти упражнения были направлены на подготовку к обращению с холодным оружием. То же самое применимо и к другому военному оружию.Профессор подчеркнул, что обучение проводилось как пешком, так и верхом. Во время тренировок пешком, как правило, принималось положение сидения на лошади, одной рукой имитируя удержание поводья, а другой рукой держите оружие. Простейшие удары наносились стоя на земле. Следующим этапом было обучение на деревянной лошади. К началу ХХ века казачьи войска имели три рода службы: 4 года в полку, 4 года временной боевой подготовки и последние 4 года казак жил в деревне и был задействован, кроме выходных на боевая подготовка.В случае войны мобилизация была немедленной. Казаками второй и третьей ступеней службы были сержанты и младшие офицеры, готовившие молодых казаков.
После тренировки на деревянной лошади начинали тренировку на настоящей лошади, затем переходили к тренировке на лошади, которая шла шагом, затем рысью, затем галопом и полным шумом. Тренировки проводились на чучелах животных, лозах и глине пешком и верхом. На Кубани, например, для тренировок использовали нарезанные овощи, такие как «кавуны» и дыни.Отдельное место отводилось «кольцам», которые использовались для отработки колющих ударов.
«Классическая линия», которую держал казак, продемонстрировала качество обращения с холодным оружием и состояла из 3-6 лоз. Они располагались по обе стороны от всадника и создавали «коридор», где их приходилось рубить на всем скаку. В конце коридора находился «круг», по которому наносили колющий удар. Об этом говорится в инструкции 1911 г. по обучению казаков в лагерях.Проект был утвержден в 1912 году. В нем четко описано, как держать казачью саблю, как обращаться с ней и так далее.
Помимо атакующих приемов казаки изучали защитные. Это подтвержденный факт, который, по словам ученого, он встречал в архивах Краснодара и Ростова. Также Вадим Задунайский отметил, что казаков обучали в первую очередь атакующему, а не оборонительному режиму. В течение первого года обучения нужно было научить атаковать. Далее в документе дается пояснение (дословно): «Хорошая атака — это уже часть защиты».Лучшая тактика заключалась в том, чтобы навязать противнику свой характер боевого контакта.
Все эти факты вызвали много споров о том, что это за школа. К началу XX века итальянская школа владения мечом использовалась в обучении кавалеристов Российской Империи. Если говорить о правилах Российской империи 1860-1869 годов, то можно также увидеть связь с французской школой.
У казаков не было привязанности к императорской школе, и требовалось только одно: наносить удар, как они могут и как они практикуют.
Вадим Задунайский отмечает интересный факт, с которым ему довелось столкнуться, — французский устав, в котором было сказано, что отличительной чертой французской школы является приоритет уколов над ударами. Казаки, напротив, имели приоритет в нанесении ударов, но в то же время практиковали и уколы. Начальная фаза во французских документах включает три удара и один укол. Подготовка всех казаков к поступлению на службу, а именно казаков школьного возраста, включала три основных оборонительных приема и три удара, можно сказать, базовые.Все эти удары описаны в уставе Гладкова 1899 года и в инструкции 1912 года.
Первый удар наносился сверху вниз, как справа от головы лошади, так и слева; второй удар справа и замахом; третий удар — в зависимости от ситуации: с полной или частичной прокруткой по касательной; «укол» влево и вправо с «ударом» плечом и вытягиванием после удара. Эти удары знали все юноши, достигшие 13-летнего возраста.
Три защитных приема обеспечивали защиту от удара сверху вниз и от косого удара, при котором лезвие располагалось над головой и под таким углом, чтобы при сгибании локтевого сустава оружие противника не скользило. Из-за отсутствия охраны взять охрану на себя было невозможно. В целях защиты от правого удара противника движение производилось вправо от себя, в сторону вражеского клинка, клинок располагался по направлению к противнику и немного наискось.В третьем защитном элементе острие лезвия было направлено в сторону земли лезвием из самого себя. Соответственно есть три атакующих удара и один укол, из этих трех два удара аналогичны. В данном случае считается, что их три, а следовательно, есть три элемента защиты.
Искусство высочайшего уровня освоено мастерами, и оно включало еще пять атакующих и примерно три защитных приема.
При атакующем ударе (скручивании) клинок переместился в плоскость к себе.Еще один поворот был проведен в направлении снизу вверх; использовалась горизонтальная закрутка. Другой удар — выпад с отклонением в спину и в бок. Всего реконструированных профессором Вадимом техник в тренировке было 18. Этот арсенал считается своеобразным, поскольку в нем используются удары ногами, полусидение, плевки в лицо сопернику, удар ногой коленом и удар с опорой руки. В штыковой схватке казаков применялся удар с опорой на руку. Это менее систематизировано и более универсально по сравнению с сабельным боем.
Обращение казаков с клинками описано в уставе и инструкциях для кубанских и терских казаков, где обращению с кинжалом выделен отдельный подраздел. Это знаменитый казачий кинжал, созданный по образцу кавказцев. Описаны только два способа их освоения, которым казаки учились на первом уровне, и оба удара носили колющий характер — удар вперед и снизу. Более опытные бойцы могли использовать больше приемов, но это было менее распространено, поскольку конные бои всегда происходили на саблях.
Бой | Информация | |
---|---|---|
Микуца Дмитрий поражения Василий Лукьянов через KO / TKO, удары руками | 3:00 Раунд 1 из 2 Страница боя | |
Денис Выговский поражения Александр Гречучин через Подача, удушение руками-треугольником | 3:20 Раунд 2 из 2, 8:20 Тотал Страница боя | |
Вячеслав Богомол поражения Максим Сергеев через KO / TKO, Колени | 1:43 Раунд 1 из 2 Страница боя | |
Константин Линник поражения Олег Федосеев через Подача, Armbar | 2:24 Раунд 2 из 2, 7:24 Тотал Страница боя | |
Богдан Сергеев поражения Станислав Литовченко через Подача, Armbar | 2:58 Раунд 1 из 2 Страница боя | |
Виталий Бранчук поражения Нарек Бахтаворян через KO / TKO, удары руками | 2:28 Раунд 1 из 2 Страница боя | |
Евгений Липский поражения Константин Симоненко через Решение, единогласное | 2 раунда, 10:00 Тотал Страница боя | |
Роман Кобыльченко поражения Артур Левин через KO / TKO, удары руками | 0:52 Раунд 1 из 2 Страница боя | |
Любовь Тюпина поражения Инна Гуцал через Подача, Armbar | 0:52 Раунд 2 из 2, 5:52 Тотал Страница боя | |
Микуца Дмитрий поражения Олег Гапченко через Подача, удушение руками-треугольником | 2:49 Раунд 2 из 2, 7:49 Тотал Страница боя | |
Вячеслав Богомол поражения Джонибек Атадьянов через KO / TKO, удары руками | 0:51 Раунд 1 из 2 Страница боя | |
Максим Сергеев поражения Кирилл Сулимов через KO / TKO, удары руками | 2:56 Раунд 2 из 2, 7:56 Тотал Страница боя | |
Олег Федосеев поражения Станислав Шаболтас через KO / TKO, удары руками | 0:48 Раунд 1 из 2 Страница боя | |
Константин Линник поражения Роман Скрипник через KO / TKO, удары руками | 0:51 Раунд 1 из 2 Страница боя | |
Станислав Литовченко поражения Давид Захорян через Нокаут / технический нокаут, доктор остановка | 1:12 Раунд 1 из 2 Страница боя | |
Богдан Сергеев поражения Николай Юрченко через Подача, Armbar | 1:13 Раунд 1 из 2 Страница боя | |
Нарек Бахтаворян поражения Олег Акопов через Подача, Armbar | 3:50 Раунд 1 из 2 Страница боя | |
Виталий Бранчук поражения Андрей Горлов через KO / TKO, удары руками | 3:08 Раунд 1 из 2 Страница боя |