Философия кунг-фу
Древние китайские учения
Учение Инь и Ян
Фундамент всей системы кунг-фу – философские воззрения мыслителей древнего Китая.
Еще давным- давно китайцы подметили, что мир не хаотичное нагромождение предметов и явлений, а сочетание пар противоположных предметов и явлений; день и ночь, небо и земля, полное и пустое, движение и покой, мужчина и женщина, жизнь и смерть. Таких пар, бесчисленное количество, составить их полый перечень так же невозможно, как нарисовать картину всей природы. Но в своей основе все пары имеют единый алгоритм. Древнекитайские философы разгадали его, и дали составляющим пары противоположных элементов условные названия инь и ян.Под термином инь понимают все темное, пассивное, мягкое, тяжелое, холодное, низкое, изменчивое и т.д, а так же женское начало. С понятием ян отождествляют все светлое, активное, твердое, легкое, теплое, высокое, постоянное и прочее. Сюда же отнесено мужское начало. Инь стали изображать черным цветом, а ян белым. Такого рода дуализм встречается в кунг-фу на каждом шагу. Например: смена быстрых и медленных движений, высокие и низкие стойки, атака и защита. Внутринее и внешнее – это не что иное, как инь и ян. Даже традиционное приветствие в кунг-фу – левая ладонь, покрывающая правый кулак – символизирует два начала мироздания.
В китайской культуре человек, мир, природа понимается как единая система подчиняющаяся единым законам развития, подобно живому организму, где всё взаимосвязано и взаимообусловлено. В мире нет ничего абсолютного, всё относительно. Слияние инь и ян рождает новое качество. Не они, сами по себе, а их взаимодействие обладает вечной животворящей силой. Другими словами, инь и ян присутствуют друг в друге. Итак, инь и ян не могут столкнуться, один элемент не в силах уничтожить другой. Они обречены на вечное существование и бесконечную вереницу превращений друг в друга.
Учение Конфуция
Конфуций – это философ живший в 6-5 в.в. до н.э. Он создал учение, целью которого было создание идеальных семейных и общественных отношений и совершенного государства.
Конфуций и его последователи большое значение придавали воспитанию нравственности и развитию морали. Согласно Конфуцию в основе общества лежат пять отношений: между правителем и министром, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим, и друзьями. Конфуцианская мораль проповедует пять добродетелей: человечность, справедливость, благородство, самоусовершенствование и верность.
Конфуцианские правила применительно к кунг-фу означают высшую степень уважения учеников к учителю, строгую дисциплину и уважение к традициям школы.
Учение Лао-Цзы, Даосизм
Даосизм появился в Китае на рубеже 6-5 в.в. до н.э. Его основателем считается Лао-Цзы.
В центре философии даосизма лежит идея универсального пути Дао. Одним из основополагающих понятий даосского учения стала концепция внутренней энергии человека ци.
Даосские монахи создали и активно используют оздоровительную систему Ци-гун. Даосские концепции послужили началом восточной медицине, в которой тело человека рассматривается, как уменьшенная модель космоса, все болезни объясняют нарушение передачи энергии ци, проходящей по особым каналом называемым меридианами.
Ключевое понятие даосизма У-вэй (не деяние) означающее не бездействие, а жизнь, не нарушающую гармонию окружающего мира. Использование даосских методик в кунг-фу, привело к тесному переплетению оздоровительного аспекта с боевым, стали обязательными дыхательно-медитативные упражнения.
Учение Чань-Будизма
Чань как направление буддизма появился в Китае, но особенно распространился в Японии.
Чань – это учение о развитии человеком своего духа и своих возможностей. Конечная цель практики Чань определяется постижением самого себя и слиянием с природой. Осознав свое место в мире, постигнув единство всего сущего, относительность добра и зла, человек обретает душевное равновесие и покой. Предпосылкой к верному пониманию и ощущению мира служит очищение духа-разума от жизненного опыта, плодов работы интеллекта и построений формальной логики. На передний план здесь выступает интуитивное познание. Психотехника Чань содержит множество методик, главные из них это концентрация, медитация, практика тао-лу, дыхание. Все они направлены на пробуждение высшего разума, прозрения (сатори ).
Итак сделаем выводы:
Учение инь и ян учит нас пониманию единой системы всего мироздания, единым законам развития, где человек, природа, мир взаимосвязаны и взаимо-обусловленны, подобно одному живому организму.
Учение Конфуция учит нас нравственности и морали, соблюдать пять добродетелей; человечность, справедливость, благородство, верность, самоусовершенствование, созданию идеальных общественных и семейных отношений.
Учение Даосизма учит нас как правильно использовать энергию Ци, дыхательным оздоровительным упражнениям, гармонии человека с природой.
Учение Чань-Буддизма учит нас вывести сознание на естественный и спонтанный уровень восприятия мира и реагирования на него, а так же чтобы мобилизовать скрытые возможности человека, заложенные в его природе, но способные раскрываться только в определенных состояниях.
Кунгфу – как философия жизни (2012)
Пожалуй, в мире не найдется человека ничего не знающего о Брюсе Ли и об удивительном искусстве, которое он демонстрировал. С уже относительно далеких 70 –х годов 20-го века мир буквально захлестнула волна информации о китайских боевых искусствах. Масса фильмов о монастыре Шаолинь, передачи по телевидению, нескончаемый поток книг, школы кунг-фу, растущие как грибы и конечно же миллионы и миллионы последователей во всем мире, ищущих свое место в этой жизни через практику боевых искусств. Но за всей этой популярностью – что же такое это загадочное кунг-фу? Чем можно объяснить уникальную жизнестойкость этого искусства уже на протяжении многих тысяч лет. И почему, несмотря на огромный поток информации, настоящих мастеров, по-прежнему, очень мало. Вопросов много и как дополнение к ним возникает ещё один — кто может на них ответить?
Для современного человека последний вопрос наверно является самым важным. Мы привыкли опираться на авторитетное мнение знающих людей, забывая прописную истину – сколько людей, столько и мнений. Но может быть пришло время разобраться самостоятельно? Ведь ещё древние говорили, что истинные знания хранятся внутри самого человека, нужно только внимательно посмотреть. Давайте попробуем. Понятие «кунг-фу» в вольном переводе обозначает «мастерство» или «работа по достижению мастерства». Его можно использовать для любого дела. Но почему же все таки этот термин начал отражать боевые искусства. Дело здесь наверное в традиционной философии китайского народа.
Помимо культа еды и трудолюбия у китайцев есть ещё один очень важный культ – это культ самосовершенствования. С древних времен повелось в поднебесной, что человек обретает достоинство только следуя пути самосовершенствования. А это означает культивирование тела, духа и разума непрерывно. Подчиняя собственной воле жизненные обстоятельства достойный человек ведет постоянную борьбу с собственными слабостями, в итоге приводя к гармонии с миром собственную жизнь. Мудрецы заметили, что сохранить это равновесие наилучшим образом помогает владение боевыми искусствами. И действительно, победив страх и подчинив себя строгой дисциплине, человек получает огромные силы, порой совсем необъяснимые, которые дают возможность контроля над обстоятельствами.
Не вдаваясь в абстрактные рассуждения, давайте посмотрим на подготовку мастеров кунг-фу. В традиционных китайских боевых искусствах объединение трех основных начал — силы (т.е. физической силы тела человека), техники и духа, является первостепенной задачей. Мудрость гласит – сила ничто, техника ничто, главное дух. Поэтому с уверенностью можно сказать, что боевые искусства в Китае – это прежде всего система психофизического тренинга, в которой тренировка духа (шень) является самой важной.
И конечно же это не просто физкультура или спорт, как думают многие. По настоящему освободив свой дух от сковывающего его обыденного сознания, человек в буквальном смысле может взлететь над обстоятельствами, тщательно изучая тонкости техники и методично развивая тело, мастер кунг-фу становится абсолютным хозяином собственной жизни. И проблемы, возникающие из-за условностей жизни в обществе, уже сильно его не беспокоят. Дождь не может идти вечно, он закончится и выйдет солнце. А переживать из-за мокрой одежды не стоит, она высохнет.
Овладение боевыми искусствами – дорога длинная и на этом пути человек, совершенствуясь, улучшает мир вокруг себя. Согласитесь, ведь чем больше достойных людей, тем добродетельнее жизнь, а следовательно, она более счастливая. И вот мы уже вплотную подошли о жизнестойкости китайского кунг-фу.
Несмотря на бесприцедентное развитие цивилизации, человеческая природа, как и тысячи лет назад, остается неизменной. Мы живем и не всегда учась на ошибках других совершаем собственные. Сожалея о содеянном, пытаемся изменить жизнь к лучшему. Мы любим и ненавидим, мечтаем, строим грандиозные планы и, если хватает смелости, стараемся реализовать задуманное. Но получается, конечно, не всегда. И мы вновь и вновь ищем возможность, а если правильнее сказать, ищем в себе силы, начать все сначала. Короче говоря, жизнь идет своим обычным чередом и современный человек, как и его далекий предок постоянно ищет себя, себя действительно настоящего, способного совершить все то, что задумал. Это возможно и дает вечную жизнь китайским боевым искусствам, так как они направлены в большей степени внутрь себя, делая возможным раскрытия потенциала человека.
Видимо раскрытие потенциала является основным смыслом жизни. Просвещенные люди прошлого говорили – Цель жизни – это самосовершенствование. Конечно современные люди не столь лаконичны в своих изречениях и для большинства современников наука является последней инстанцией перед истиной. Но не смотря на это, вот что на эту тему сказал выдающийся ученый современности, доктор Чарльз Стэйнментц. На вопрос журналиста – какую область науки по вашему мнению ожидает наибольший прогресс в будущем, он ответил – реализация духовных сил человека. Когда человек сможет сознательно применять все те огромные силы которые в нем заложены и начнет их использовать в науке, в бизнесе, в повседневной жизни, тогда его прогресс в будущем не будет иметь аналогии. Попробуйте поспорить с этим.
И вот кажется предельно понятно. Кунг-фу – это способ самосовершенствования, необходимый для достижения мастерства в жизни. Но почему же, несмотря на раскрытие всех секретных, и не очень, методов тренировки среди многих миллионов практикующих боевые искусства, действительных мастеров жизни мало. Конечно, хотелось бы думать, что не все секреты раскрыты и есть ещё «тайное знание», которое ведет к просветлению. Но…
И как всегда это отрезвляющее «но». Дорогу осилит идущий. Упорные тренировки, саморазвитие и самовоспитание – вот настоящий ключ к успеху. Великие мастера оставили исключительные наставления – не обращая внимание на зимний пронизывающий холод, на летнюю испепеляющую жару, не оправдывая себя плохим самочувствием и тяжелой болезнью, трудностями обстановки, постоянно и усердно занимайся упражнениями, упорно практикуй, не поддаваясь лени, пусть годы пролетают как один день и если ты не умер, то жизнь непременно откроет перед тобой все свои секреты. Задумываясь над этими словами, становится понятно, что нет другой помощи, кроме самопомощи. Человек, являясь хозяином собственной жизни, должен максимально полно и качественно использовать время, отпущенное ему.
В противном случае его жизнь как пустое слово, не имеет смысла.
Кунг-фу: психофизическое совершенство
Кунг-фу или гунн-фу – китайский термин. В Китае этот термин означает навык, компетенцию, мастерство, отточенное годами в любом роде занятий (ремесла, искусства, спорт и т.д.) Боевые искусства обозначались в китайских текстах как «у-ий» и изредка «у-шу».
В дословном переводе с китайского языка «гун» 功 дает смысл «сила», «власть», а также «достижения» и «результаты» деятельности. «Фу» 夫 дает значение «человек». Иероглифы объединяются для описания любого приобретенного мастерства, достижений, полученных в процессе упорной работы за длительный промежуток времени, в том числе и в искусстве владения своим телом, разумом и энергией с целью получения превосходства в рукопашном бою.
Считается, что термин «кунг-фу» не применялся в Китае, в смысле «китайское боевое искусство» до 20-ого века, в этом значении термин не встречается в древних текстах. В современном значении термин впервые начал применяться на западе после того, как о нем сообщил французский иезуитский миссионер (историк и астроном) Жан Жозеф Мари Амио, в 18 веке. Термин редко использовался вплоть до конца 1960-х, когда приобрел всемирную известность и популярность благодаря фильмам с участием Брюса Ли. В настоящее время, термин широко применяется в смысле «Китайское боевое искусство» в Китае и мире, являясь символом достижений китайской нации в области боевых искусств.
Этимология
1. В традиционном китайском языке кунг-фу — 功夫
2. Пиньин – gong fu. «Пиньин» — это система романизации для китайского языка, т.е. передача нелатинской письменности средствами расширенного латинского алфавита.
3. Палл – гунфу. «Палладия» — общепринятая система транскрипции китайского языка на русский.
Кунг-фу, в отличие от многих психофизических практик, является делом бескомпромиссным. Многие практики не дают возможности проверить истинность полученных знаний и умений.
Например, такое воинское искусство, как айкидо. В айкидо не проходит соревнований и реальных спаррингов. Поэтому, реальность отработанной техники остается неизвестной. Тем самым школы айкидо дают возможность почувствовать себя воином только в комфортных условиях зала или в кино (как, например, Стивен Сигал). Школы айкидо замкнуты на себе. Они не изучают технику других направлений, не развивая потенциальных возможностей стиля, как это делают китайские мастера. Для Японии, еще с средних веков, характерна замкнутость, нежелание изучать чтобы — то ни было извне, дабы не потерять свою самобытность. Но только изучение других стилей боевых искусств дает возможность развивать школу, стиль, направление. Например, самбо. Это направление, созданное из разных систем боя, как борцовской, так и ударной техники (боевое самбо), пройдя путь формирования и развития, на сегодняшний день зарекомендовало себя как наиболее функциональную систему спортивного боя (бои без правил). В кунг-фу же существует такой раздел как «саньда», целью которого является проверка боевых навыков.
Часто можно услышать о том, что кунг-фу не обладает достаточной духовностью и философией. Могу сказать, что кунг-фу является сбалансированной системой. Помимо практической стороны (саньда) в кунг-фу существуют разделы: цигун (управление внутренней энергией), туна (дыхательные комплексы) и разнообразнейшие и обширнейшие технические комплексы тао лу, а так же прикладная отработка техники на подручных снарядах, большое количество комплексов на развитие физической силы и растяжки. Все выше перечисленное дает человеку такие физиологические качества, как сила, гибкость, выносливость, совокупность которых можно назвать здоровьем. А путь, которым можно этого достичь – это неизбежно путь духовного совершенства. На протяжении многих веков мастера кунг-фу накапливали бесценный опыт философских познаний, понимание и правильное использование которых является неотъемлемой частью кунг-фу. Но изучение одной лишь философии кунг-фу никогда не сделает Вас настоящим мастером. Кунг-фу – это практическое, земное искусство. Философия поможет Вам взглянуть по-новому на окружающий мир, но достичь совершенства в своем собственном стиле возможно только после долгих лет упорных тренировок.
Главной целью физических занятий в кунг-фу всегда считалось духовное развитие. И не имеет значения религиозная принадлежность человека или полное отсутствие в нем веры. Даже если Вы не ставите перед собой никаких духовных целей, прикоснувшись к этому древнему знанию, Вы научитесь правильному пониманию окружающего мира. Например, отработка стойки «мабу» требует целеустремленности, сосредоточенности. Разбор и выполнение сложных приемов невозможно без настойчивости. Регулярные тренировки в любую погоду вырабатывают дисциплинированность. Уважение к учителю и достойное отношение к товарищам поможет Вам быть исполнительным и преданным любимому делу. Учебные бои требуют постоянной внутренней уравновешенности, для правильной оценки действий противника. Все эти черты помогут Вам и в обычной жизни. Занятия кунг-фу также помогут Вам обрести душевный покой, равновесие и состояние абсолютной гармонии с самим собой, что сделает жизнь любого человека счастливее.
Очень важно помнить, что кунг-фу — прежде всего самозащита и уже после способ укрепить здоровье, справиться с недугом. Боевой дух – это сердце кунг-фу, без которого оно будет просто заурядной физкультурой. Это отражено в самом названии «Боевые искусства». Конечно, можно заниматься кунг-фу для того, чтобы только укрепить здоровье, а не для того, чтобы овладеть боевыми навыками, такой подход возможен, когда на то есть разумные причины, но никогда нельзя забывать о том, что кунг-фу, прежде всего, боевое искусство! И только помня об этом можно достичь всех тех результатов, того уровня физического совершенства, которое и отличает опытного мастера от любителя, который воспринимает занятия кунг-фу как занятия обычным видом спорта.
Практикуя кунг-фу, часто можно столкнуться с вопросом: “Почему одни люди, занимаясь годами, не достигают никакого результата, в то время как другие, напротив, добиваются оного и за более короткий промежуток времени?”. Ответ заключается в том, что первые не имеют четкой цели, в то время как другие, которые добиваются результатов, с самого начала знают чего они хотят достичь в конце каждого этапа своих занятий, даже в конце каждой конкретной тренировки. Для достижения результата очень важно ставить перед собой личные конкретные цели, которые необходимо сформулировать и выработать самому и далее стремиться к ним в процессе тренировок.
Кунг-фу, ставшее частью жизни человека, меняет его характер, делает это плавно, начиная с простейших вещей, таких как закрепление в сознании естественных ценностей: стремление к справедливости, храбрость, терпимость, целеустремленность, уравновешенность, дисциплинированность, умение ставить приоритеты и т.д. Далее, на более глубоком уровне занятий, по прошествии лет тренировок происходит постепенное изменение подсознания человека, происходит создание новой личности. Занятия кунг-фу – это долгий мощный процесс выковывания человеческого характера. И важно то, что этот процесс совершенствования бесконечен, Вам всегда будет к чему стремиться.
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ КУНГ ФУ – Все боевые искусства и единоборства
Накануне ушедшего от нас ХХ века величайшие умы Запада обратились к культурному и философскому наследию Востока. Неожиданно под пестрой мишурой восточной экзотики (искусство, быт, костюм, ритуалы, поэзия и проч.) мыслителям России, Германии и других европейских стран показались иное мировоззрение, иная оценка философских категорий, иное понимание человека во Вселенной и Вселенной в человеке. Лев Толстой, К.Г. Юнг, Е. Блаватская, Рерихи, Р. Штейнер и многие другие стали серьезно изучать философское наследие Индии, Китая, Японии. Тогда результатом этого мозгового штурма стало появление новых философских, естественнонаучных и мистических учений. Миновал бурный ХХ век… Можем ли мы сказать, что приблизились к пониманию загадочных, как парадоксы чань-буддизма, и ясных, как солнечный свет, истин восточной мудрости?Безусловным достижением западной мысли за прошедшее столетие стало осознание иного соотношения Учения и Практики в восточной культурной традиции. Философские постулаты Востока не проверяются практикой, а философия и есть сама практика. Мудрость понимается не как способность к анализу объективной реальности, а как интуитивно-целостное, сознательно-телесное постижение жизни в данный момент времени. Так, нельзя постичь культурную и философскую традицию Китая, только читая научные трактаты, без собственной практики в области ушу, живописи, каллиграфии или поэзии. Для такого практического постижения философии не достаточно книг, нужна живая передача информации и оценка достигнутых результатов.
Культурная и философская традиция Китая основана на трех религиях: конфуцианстве, даосизме и чань-буддизме. Все они были задуманы своими основателями не как религии, а как комплекс философских представлений о человеке и о мире, а также свод поведенческих норм. Несмотря даже на более поздние ритуально-обрядовые наслоения со стороны последователей этих учений (а все три “религии” возникли около V века до н.э.), мы не можем в строгом западном смысле отнести их к верованиям. Скорее, это комплекс незыблемых представлений о мире и человеке, пронизывающий все сферы жизни Китая на протяжении уже очень многих поколений.
Для человека, рожденного вне китайской культурной традиции, нужна специальная каждодневная практика для постижения основ философии и культуры Китая, очевидных для любого жителя этой страны. Наиболее доступной для всех интересующихся считается практика кунг фу (ушу) – реального воплощения даосизма, чань-буддизма и конфуцианства. Самой большой проблемой словесного описания китайских культурных традиций является отсутствие в европейских языках соответствующих понятий, невозможность прямого перевода. Впрочем, эта неопределенность терминологии свидетельствует о том, что мы имеем дело с целостной по своей природе, но неизвестной современной цивилизации практикой, где единое духовное и телесное совершенствование не раскладывается на известные нам категории.
Дао и Дэ, ключевые понятия даосизма и ключевые понятия боевых искусств, не имеют прямого перевода на русский. Условно их определяют, как “путь” и “добродетель (совершенство)”. Практика кунг фу – ежечасное осознавание своего пути, следование этому пути и культивация добродетели. В этом определении раскрывается коренное отличие кунг фу от аналогичной западной традиции, где основное содержание воинского искусства заключается в стремлении к победе над противником любой ценой. Для мастера кунг фу (термин, близкий к понятию ушу, буквально означает “мастерство, духовное совершенствование, подвижничество, высшие достижения”) поединок не является самоцелью. Истинный мастер побеждает, не действуя, а вступает в бой только для восстановления в мире гармонии, когда нарушено равновесие. Значение имеют не застывшие сущности, а превращения сущностей, события. Владение своим собственным внутренним состоянием, глубокое осознавание реальной непрерывно меняющейся сиюминутной ситуации и умение при необходимости влиять на эту ситуацию – вот истинное мастерство кунг фу, вот истинная мудрость философа.
Практика ушу имеет разные направления. Любой человек от шести лет до глубокой старости может практиковать одиночные формальные упражнения “внутренних” стилей ушу: Синьи цюань, Тайцзи цюань, Багуачжан. При ежедневных занятиях динамической медитацией ученик постигает всем своим телом и сознанием глубокие истины, записанные в великой “Книге перемен” (“И Цзин”) и других древних китайских трактатах. Каждое из формальных движений помимо философского смысла имеет эффективное боевое применение. А есть стили, предлагающие своим ученикам парную работу, поединок, как основное средство самосовершенствования, постижения самого себя и следования своему пути. К таким стилям относится Вин Чун, Шаолиньские стили и др. Большим преимуществом боевых воинских искусств является реальность и объективность оценки достижений учеников. В бою с соперником выявляется правильность следования учеником своему Дао и Дэ.
Практикующий боевые искусства ни в коем случае не должен воспринимать реальный бой, где нет места понятиям о гуманизме и жалости, как модель всей жизни. Это глубокое непонимание сути ушу (кунг фу). Бой, как необходимость вернуть равновесие в мир, является отражением экстремальной жизненной ситуации. Умеющий сохранить хладнокровие в бою всегда сумеет со спокойным сознанием принять и правильно оценить любую жизненную ситуацию и адекватно на нее отреагировать.
Традиции Китая передаются от учителя к ученику. Не понимая глубоких конфуцианских корней ученичества, нельзя до конца постичь китайскую философию. Сыновний долг, как основное содержание жизни и великая радость, сыновний долг, распространенный на все сферы общественной жизни страны – вот стержневое понятие учения Конфуция. Люди не равны по природе, но они должны переживать это без сожаления. Это мало вяжется с привычными нам концепциями о правах человека, это просто другая модель мира.
Как же связаны философские постулаты с непосредственной практикой боевого искусства?
В процессе изучения кунг фу можно условно выделить четыре составляющие. На первом этапе ученик погружается в строительство своего тела, овладевает умением им пользоваться. Вторая составляющая включает в себя изучение комплексов формальных упражнений. Третья часть процесса обучения заключается в выработке умения взаимодействовать с партнером, чувствовать его движения и намерения, а также использовать движения противника в своих целях. Четвертая составляющая заключается в овладении искусством боя.
Первая часть, первый этап, без которого невозможно никакое дальнейшее продвижение в кунг фу – это строительство собствнного тела. Зачем это нужно человеку, вставшему на путь Дао и Дэ? Вот как говорит об этом великий Чжуан Цзы: “Собственным телом не владеешь, как же можешь владеть Дао? (…Твое тело – одна из форм Вселенной. Твоя жизнь – соединение Неба и Земли…)”.
Изучение комплексов формальных упражнений – это вторая часть процесса овладения искусством кунг фу.
Как подойти к постижению бесформенного Дао? Кунг фу предлагает нам свой подход, являясь “формой бесформенного”. За конкретными и регламентированными движениями стоит единое целое, в котором содержится Всё и которое и есть Пустота. Каждый стиль ушу представляет собой Дао. Только постигая суть, лежащую за внешней формой, добиваясь при выполнении формальных упражнений “вибрации” в одном ритме с Мастером-основателем, можно постичь истинную природу формы и перейти к бесформенному и беспредельному Дао.
Познав свое тело и овладев формальными упражнениями, можно перейти к постижению своего партнера. Как говорил Лао Цзы: “Познай себя, познаешь других”. Как постичь и сохранить гармонию мира, взаимодействую с другими людьми? Как известно, “Два противоположных начала и множество элементов образуют гармонию”. Именно осваивая третью составляющую кунг фу ученик может проверить, следует ли он своему Дао, умеет ли владеть собой и контролировать ситуацию во взаимодействии с партнером. На этом этапе вырабатывается умение проявлять как Слабость, так и Силу, быть Пустым и Наполненным, сконцентрироваться в импульсе Действия и стать воплощением Податливости и Мягкости. У Лао Цзы сказано: “Вода – самое мягкое и слабое, что есть в мире. Но в одолении твердого и крепкого непобедима, и нет ей равных. Слабые побеждают сильных. Мягкое одолевает твердое. Все знают это, только жить так не решаются”.
Принципы, наработанные в парных упражнениях, реализуются на высшей ступени изучения кунг фу – в поединке. Ученики постигают искусство сохранять спокойное сознание в экстремальных условиях, видеть слабости противника и направлять его силу в пустоту. Предельно важным становится внутреннее состояние бойца.
“Говорят, кто сумел овладеть жизнью,
Идет по земле, не страшась тигра и носорога.
Вступая в битву, не страшась вооруженного врага.
Носорог не найдет, куда вонзить рог,
Тигр не найдет, куда наложить лапу.
Враг не найдет, куда поразить мечом.
Почему?
Для такого не существует смерти.”
(“Дао дэ цзин”)
Победить можно одним ударом, если этот удар совершенен, если он есть выражение Всеобщности, Великого Предела, если он полон искренности. Удар, доведенный до совершенства, есть выражение Дао.
Истинный путь боевого искусства лежит не в копировании Учителя, истинный путь лежит в вашей душе и он открыт только для вас. Наставник может только показать начало этого Пути, а идти по нему каждый должен сам.
В заключение несколько афоризмов чань-буддистской мудрости:
“Мы не существуем ради какой-то цели впереди. Мы существуем ради самого бытия.”
“Жизнь и смерть – одно и то же. Если осознать это глубоко, то смерть более не страшит, а жизнь не кажется такой уж трудной.”
“Правильное поддержание позы и правильное построение движения – вот цель практики ушу. При этом сознание уже находится в правильном состоянии, не надо достигать какого-то особого состояния сознания.”
Никакие книги не стоят личного сосредоточенного опыта.
На сколько вам понравилась статья:
(Пока оценок нет)
Философия и практика кун-фу | Блог Мастера Дао
Буддизм как философия, никогда не рассматривал какие-либо движения тела как агрессивные, оскорбительные или оборонительные. «Загрязненными» или аффективными, с точки зрения буддизма, бывают лишь состояния ума (следствием чему являются движения тела!).
Надо заметить, что буддизм в процессе своего развития занимается исследованием всех видов человеческой деятельности.
Традиция кун-фу монастыря Шаолинь не имеет ничего общего с общепринятым понятием «боевых искусств» или боя, в том виде, что применяется в армии или используется обычными людьми для победы над своими противниками.
Согласно историческим хроникам кун-фу (как и Чань-буддизм) было основано в монастыре Шаолинь знаменитым индийским монахом Бодхидхармой. Школа Чань с самого начала выступала под названием «метод непосредственного постижения» или «школа прямого пути». Буддизм, конечно, уважает жизнь и учит ненасилию, а развитие личности видит в устранении аффективных мыслей и штампов сознания, благодаря которым и обеспечивается приток страданий. И Чань отказывается верить в какой-либо «мир вне нас». Т.е. вся работа сводится к очищению собственного внутреннего пространства, поэтому практика Чань, по существу, является психотехникой.
Для устранения штампов Чань любит использовать пограничные состояния сознания и зачастую выбирает экзотические методы тренировки, поскольку всякая экстремальная ситуация возвращает нас к реальности.
В экстремальной ситуации всегда существует угроза для жизни, поэтому, чтобы выжить необходимы полное сосредоточение и полная свобода от всех штампов. Практика кун-фу именно такова.
Можно заниматься медитацией в прекрасном храме под красивую музыку…, но зачастую, это остается лишь красивой игрой, сном, который всегда кончается… Медитировать и оставаться «духовным» на грани жизни и смерти способен лишь полностью свободный человек!
Но откуда же возникает эта «война»? Зачем приносить в этот и без того несчастный мир дополнительные страдания?
Это связано с двойственностью человеческой природы и двойственностью этого «мира сансары». Чань учит, что борьба эта идет внутри всех существ. Эту борьбу с собой мы склонны периодически переносить вовне. Человек, таким образом, склонен производить насилие над другими или над собой из-за изначально присутствующего страха и незнания истинной природы мира.
Мгновения счастья — это легкий отдых перед дальнейшей дорогой, и мы часто склонны успокаивать себя красивыми сказками вроде «духовности» или «чудес цивилизации», выступающими этакими наркотиками, уводящими от реальности.
Самым большим мужеством в этой ситуации адепты Чань считают, идти навстречу проблеме, навстречу опасности, навстречу своим «демонам» и своим несовершенствам, поэтому это и называется «путем воина». Быть лицом к лицу со своей «темной стороной» — поистине героический путь. И вся неприятность в том, что эта «темная сторона» зачастую проявляется для нас через наших противников.
Смысл буддийской практики сводится к устранению понятий «я и мир», «я и другие». Бодхидхарма сказал: «Wu zi wu ta», что значит «нет меня, нет других».
В ситуации боя монах не различает себя и противника, он сливается с ним в единое целое, и в этом проявляется буддийское сострадание. Боец становится противником, становится своей противоположностью — как день следует за ночью, как Инь следует за Ян…
В реальности мы вообще неотделимы от наших противников всегда, мы изначально едины… и только безначальное неведение создает у нас иллюзию нашей оторванности от мира…
Тогда откуда же удары и боль?! Это лишь выражение нашего внутреннего страдания и наше обучение, то, что помогает увидеть наши ошибки.
Но, традиционно все чаньские методы, будь то кунань (коан) или практика кун-фу, всегда были внутренним делом Шаолиня, и не предназначались для использования вне стен монастыря. И хотя многие «мирские» бойцы, по тем или иным причинам осваивали внутренние техники, но к истинной духовной традиции Чань это не имеет никакого отношения.
P.S. Постижение духовной традиции Чань дело сложное и не всем доступное. Для начала можно воспользоваться видеокурсами:
«Эффективные психотехники-1»
«Эффективные психотехники-2»
Обратная связь: Если захотите дать мне знать о том, что сказанное оказалось ВАЖНЫМ для вас, — реквизиты для обратной связи здесь.
Про философию, кунг-фу и деньги
Говорят, один шаолиньский монах обратился к своему учителю с вопросом: “Учитель, для чего нужно кунг-фу?». В ответ учитель, не говоря ни слова, дал монаху сушеную рыбу и запер его в келье. В первый день монах не понял ничего. На второй он внимательно изучил рыбу и увидел, что она хитро сделана и состоит из разных интересных частей – чешуи, жабр, плавников. На третий день он уже имел в голове десяток вопросов – почему на рыбе чешуя, а не кожа, как рыба всплывает и как тонет и т.д.? На четвертый он задумался, а для чего рыбе вообще дышать, плавать и питаться, и почему рыба – скажем, рыба, а не птица. На пятый он задумался, кто и для чего придумал рыбу. На шестой день он задумался, кто же этот кто. На седьмой день он понял, для чего нужно кунг-фу. А на восьмой день, учитель открыл запертую келью и, увидев рыбу, сказал: «Дурак, я запер тебя и дал рыбу, чтобы ты ее просто съел и не задавал глупых вопросов».
Так вот, про философию трейдинга.
Для чего ты на бирже? Зачем тебе трейдинг? Унести с биржи деньги? Это не Цель. Скажу махровую банальщину, но деньги это всего лишь инструмент, не более того. Цель она другая. Допустим, покупка автомобиля. Или, например, покупка квартиры. Или обеспечение пассивного дохода.
Но, давайте копнем глубже и задумаемся над этими целями – реально ли это Цели с большой буквы? Зачем, вот, тебе автомобиль? Нет, мы все понимаем, что тебе надо ездить в магазин, на работу, экономить время, подвозить девок, близких и картошку с дачи, и вообще ты хочешь привнести в свою жизнь немного комфорта. Все так, да не так. На самом деле у тебя где-то в глубине души сидит сцена, в которой ты на ярко красном Феррари лихо подъезжаешь к стеклянным дверям небоскреба, из дверей которого выходит небесной красоты девушка, садится к тебе в машину, и вы с визгом шин уноситесь вдаль, провождаемые завистливыми взглядами окружающих. Ведь для этого ты мечтаешь сорвать биржевой куш, разогнав жалкие $1000 до заветного миллиона? Поздравляю, ты витаешь в иллюзиях! Финансово выгоднее купить не Феррари, а Ладу.
Или, может быть, ты думаешь, что твоя истинная Цель 100 квадратных метров? Замечательная цель! Только почему, купив 100 квадратов, ты уже не радуешься и думаешь о 150-ти?
А благородная Цель обеспечить себя достойной старостью? Что это значит на самом деле? Из-за маленькой пенсии? А ты не задумывался, почему именно она маленькая? И не задумывался ли, почему конкретно ты ничего в жизни не сделал, чтобы пенсия была большая? Сделал, говоришь? Отобрал деньги у таких же, как ты, ты называешь «сделал»? Какую ценность ты привнес в этот мир? Поздравляю, ты витаешь в иллюзиях! Весь твой путь — мартышкин труд.
Ладно, давайте проще. Потребности у нас всех разные, но определяются твоим уровнем на пирамиде Маслоу. На примитивно-житейском уровне это выглядит так: в 20 лет тебе нужен БМВ и путешествия, в 30 лет тебя волнует хороший район и карьерная позиция, в 40 ты задумываешься на какой из своих соток построить баньку, а в 50 тебя волнует, как там сыграл ЦСКА. Это не хорошо и не плохо. Это базис, на котором основывается подход к трейдингу. Отсюда, кстати, все эти «держи в портфеле облигации в доле твоего возраста». Твоя мотивация (цель) напрямую влияет на результат.
В нашей жизни очень много информационного мусора. Неофит трейдинга знает все про страйки, стреддлы и ишимоку, читает аналитику, ньюс-ленту и смарт-лаб, посещает семинары и публикует свои прогнозы по курсу доллара. Все это замечательно, «но есть один нюанс». Как правило, неофит не зарабатывает, а сотрясает воздух. Ключевое: не зарабатывает. Профи же зарабатывает всего на двух скользящих средних на дневном таймфрейме.
Ну и пара слов про эмоции. Все мы живем эмоциями. 80% покупок в мире совершается не логикой и разумом, а эмоциями. Вам нужен автомобиль для передвижения из А в Б? Разум говорит, возьми такси, но вы покупаете Лэндкрузер. Вам нужно тепло одеваться зимой? Зачем вы покупаете непрактичную шубу, а не практичный пуховик? Нужен телефон? Купите ноунейм за 3k руб, а не яблоко за 40k. В трейдинге также. Эмоция – главный враг трейдера.
Все мы восхищаемся примером Булла, сколотившем лям зелени за месяц. Мы хотим так же. Это заставляет нас бессмысленно рисковать и терять. Мы анализируем сделки Булла и пытаемся сделать так же. И снова теряем. Где-то в душе закрадывается мысль об инсайде. И это снова информационный мусор и эмоция, которая не дает сделать правильный вывод.
А правильный вывод сделайте сами.
Мастер кунг-фу из Шаолиня о 5 состояниях разума, которые становятся преградой в жизни, и как им противостоять
Пять ключевых состояний разума, которые не дают нам видеть мир таким, каков он есть, принимать разумные решения и жить более счастливой и гармоничной жизнью.
Автор Клубер На чтение 6 мин. Просмотров 768 Опубликовано
Наш путь к полному осознанию смысла нашей жизни и нашего предназначения — или достижения полного «познания себя» начинается в ту же секунду, когда мы рождаемся. Но для того, чтобы достичь требуемого для этого терпения, дисциплины и осознанности, нужна немалая целеустремленность.
На моем пути к становлению мастером Шаолиня я провел почти 30 лет за изучением того, как разум взаимодействует с телом. Это важнейшая часть культуры боевых искусств и философии Шаолиньського монастыря, история которого насчитывает вот уже более 1500 лет.
Одной из самых важных частей учения Шаолиня являются «пять помех познанию себя». «Пять помех» — это пять ключевых состояний разума, которые не дают нам видеть мир таким, каков он есть, принимать разумные решения и жить более счастливой и гармоничной жизнью.
1. Чувственные желания
Чувственные желания являются стремлением к удовольствию вопреки всему, и оно возникает тогда, когда мы испытываем сильную тягу к чему-то, что стимулирует одно или больше из наших пяти чувств (зрение, слух, запах, прикосновение или вкус).
Представьте, что всю последнюю неделю вы готовились к участию в марафоне, отдавая этому все свои силы и внимание. Но в начале второй недели вы отвлекаетесь на уведомление на смартфоне, требующее вашего внимания.
И вместо того, чтобы продолжить тренировку, чтобы быть максимально готовыми в моральном и физическом плане к участию, вы сдаетесь, опускаете руки, и несколько часов кряду листаете ленту социальных сетей. В результате время, которое вы выделили на тренировку, оказывается растрачено зря, ритм тренировки нарушен, и вы упускаете свой шанс на победу.
Чувственные желания — это далеко не всегда что-то плохое. Но вы должны помнить о том, что любое желание (здоровое или нездоровое) может с легкостью превратиться в одержимость или пристрастие, способное отвлечь нас от наших настоящих жизненных целей.
Практикуйте преодоление таких желаний. Единственный способ противостоять отвлекающим вас чувственным желаниям — тщательно и глубоко обдумать, что будет, если вы им поддадитесь. Так что в следующий раз, когда вас будет одолевать чувственное желание, спросите у себя следующее: Поможет мне это или повредит в долгосрочной перспективе? Как именно?
2. Злонамеренная воля
Злонамеренная воля является полной противоположностью чувственного желания. Это состояние разума, когда вы не хотите чего-то из-за испытываемого к этому чему-то сильного чувства неприязни или отторжения. Вы можете испытывать эти чувства в отношении какого-то рода деятельности, ситуации или человека.
Представьте, к примеру, что все, что вам нужно для того, чтобы вернуть в норму отношения с вашим лучшим другом — это сесть с ним за чашкой чаю, и поговорить по душам о ваших общих проблемах. Но так как вы ненавидите потенциально конфликтные ситуации, даже лишенные насилия и доброжелательные, вы избегаете этого разговора вообще. И, скорее всего, вы поступаете таким же образом и с другими ситуациями подобного рода.
Негативные эмоции, такие как гнев, страх и раздражение, являются естественной частью нашей жизни. Но если мы будем зацикливаться на них, это встанет непреодолимой преградой на вашем жизненном пути, так как мы очень надолго «застрянем» в этом эмоциональном состоянии.
Практикуйте преодоление злонамеренной воли: Вместо того, чтобы игнорировать вашу неприязнь или отторжение, постарайтесь докопаться до корня этого чувства. Если вы не любите конфликтные ситуации, спросите себя, почему. Не могло ли это быть вызвано тем, что вам не удалось найти устраивающее вас решение предыдущих конфликтных ситуаций? Вернитесь в своих мыслях в прошлые ситуации подобного рода, и задайте : Что тогда пошло не так? Что вы могли бы изменить, чтобы повлиять на исход?
Постарайтесь воспринять новую ситуацию в качестве возможности отказаться от своих прошлых шаблонов поведения и попробовать что-то новое.
3. Лень и пассивность
Состояние недеяния ведет к лени и пассивности. Недеяние является результатом низкого уровня энергии и недостатка мотивации. Как лень, так и пассивность могут проявляться в форме ощущения побежденности, мыслей о бессмысленности любых поступков, нежелания двигаться вперед, или даже депрессии.
Возможно, лень и пассивность стали для вас помехой в карьерном росте, так как вы не чувствуете себя мотивированными выполняемой вами работой, или не считаете, что вы достаточно хороши.
В буддийских традициях это чаще всего описывается как пленение разума. Чем чаще вы позволяете ему контролировать ваш разум и тело, тем быстрее вокруг вас вырастут стены темницы.
Практикуйте преодоление лени и пассивности. Как и со всеми прочими помехами, вам нужно определить, что именно привело вас к этому состоянию разума. А после напомните себе о своих целях, и почему именно вы начали к ним стремиться. Начните предпринимать шаги, нужные для того, чтобы пробиться через окружившие вас стены лени и пассивности. Начните с чего-то легкого и незначительного, скажем, с легкой медитации, или постарайтесь найти себе наставника, который мог бы помочь вам в этом.
4. Беспокойство
Беспокойство является следствием разума, ввергнутого в хаос. Это часто случается с людьми, испытывающими постоянное беспокойство или тревогу в отношении будущего, или осуждающих других людей (а то и себя самих) за их поступки.
В буддизме состояние беспокойства разума чаще всего называется «разумом обезьяны». Ваш разум становится подобен обезьяне, постоянно перепрыгивающей с одной ветки на другую, и неспособной долго удерживать свое внимание на чем-то одном.
Когда наш разум переполняет беспокойство, мы становимся весьма восприимчивы к собственным внезапным прихотям, и можем совершать поступки, о которых после сильно жалеем, подливая масла в костер самобичевания.
Практикуйте преодоление беспокойства: Замечайте, когда ваш разум становится беспокойным. Ваш разум может внезапно наполниться раздражением из-за чего-то, что вы сделали еще неделю назад, и о чем с тех пор пожалели. Признайте это чувство, поймите его, а после отпустите.
Одним из наиболее эффективных способов преодоления беспокойства является медитация. Смысл ее в том, чтобы очистить ваш разум от ненужного мусора, чтобы вы могли обрести мир и спокойствие в настоящем.
5. Скептическое сомнение
Скептическое сомнение ведет к неконтролируемым сожалениям и сомнениям. Эту помеху можно сравнить с бочкой воды, смешанной с грязью, а после еще и помещенной в темную комнату. При слабом свете вы вряд ли сможете разглядеть что-то на дне бочки с мутной водой.
Вы можете сомневаться в своих способностях («Действительно ли я могу это сделать?» «А что, если у меня ничего не получится?»), в совете наставника («Он недостаточно опытен», «Да я сам разбираюсь в этом лучше, чем он»), или в собственных решениях («А правильно ли я поступаю?», «Что, если это не закончится ничем хорошим?»).
Практикуйте преодоление скептического сомнения: На самом деле сомнение может быть вашим другом, а не врагом. Оно может быть признаком того, что вам нужно сделать шаг назад, чтобы вновь все обдумать, или указывать на то, что какое-то ваше решение или порученное вам задание идет вразрез с вашими глубинными ценностями.
Присмотритесь получше к вашим сомнениям. Спросите у себя, резонной ли вам кажется логика, стоящая за этим сомнением, и есть ли она там вообще? А может быть, это сомнение всего лишь стоит на вашем пути к цели?
Новое видео:
Философия кунг-фу и Дао в Golden Lion
Философия кунг-фу учит важным ценностям и кодексу поведения как для тренировок, так и для жизни, она помогает нам справляться со стрессом, тревогой и давлением в наши дни.
Кунг-фу основано на философии даосизма (произносится как «даосизм»). Даосизм, предшествующий даже буддизму, сыгравшему значительную роль в кунг-фу, впервые практиковали китайские монахи, которые позже основали храм Шаолинь.
Даосизм, основанный Лао-цзы (604-531 гг. До н.э.) и записанный в «Дао Дэ Цзин», представляет собой собрание учений для жизни в гармонии с природой, другими людьми и внутри себя. Дао (просто переводится как «Путь» или «путь») считается трансцендентной силой и источником всего творения.
Жизненные цели или три драгоценности для даоса — это сострадание, смирение и умеренность. Даосизм — это жизнь в рамках законов природы и в гармонии с круговоротом природы. Речь идет о признании того, что все взаимосвязано, что все, что вы делаете, влияет на все остальное вокруг вас.Даосы стремятся жить в гармонии с Дао. Кунг-фу стремится поддерживать гармонию и баланс.
Лао-цзы разработал концепцию Инь и Ян, чтобы объяснить, что все вещи имеют два аспекта. И то, и другое необходимо, и гармония может быть достигнута только путем поиска баланса энергий Инь и Ян. Примеры Инь и Ян — горячее и холодное, яркое и темное, мужское и женское. Это важное понятие в кунг-фу, потому что оно связано с развитием и применением физической силы в наших техниках.
Это понятие отражено в даосском символе, состоящем из внешнего круга, представляющего вселенную. Круг разделен на деление Инь (черный) и деление Ян (белый) с изогнутой линией, разделяющей деления, указывающими состояние потока (Ци) с меньшим кругом Инь в делении Ян и Ян в делении Инь.
Силы Инь и Ян хорошо проявляются в природе воды — мягкой и вместе с тем огромной силы. Природа воды также используется для объяснения еще одной центральной концепции даосизма, которая заключается в стремлении к бездействию или, как это ни парадоксально, «wei wu wei», что означает «действие без действия».
В даосизме Ци (произносится «чи») означает воздух или дыхание; Ци считается основой жизни. Проще говоря, ци — это разновидность жизненной энергии или силы, которая является текучей и постоянно меняет форму. Ци — важная энергия, которую можно использовать для достижения равновесия.
В человеческом теле ци (вместе с кровью и жидкостью) движется по каналам, известным как меридианы, которые ведут к органам. Поток ци можно регулировать с помощью точек вдоль этих меридианов для улучшения здоровья и благополучия.
Китайская медицина — это практика, основанная на меридианах и направленная на улучшение здоровья с помощью таких вещей, как иглоукалывание, прижигание, массаж, купирование и лечебные травы.
Кунг-фу и связанные с ним занятия, такие как тай-чи (веб-сайт открывается в новом окне) и традиционные дыхательные упражнения, также направлены на усиление потока ци через тело. Это положительно влияет на общее физическое и психическое здоровье и является отличной формой профилактического ухода за здоровьем. Кроме того, в кунг-фу и тайцзи используются ци, меридианы и точки давления как средства самозащиты и укрепления здоровья.
Философия кунг-фу на практике
В Академии Золотого Льва ученикам преподают Восемь мудростей кунг-фу , которые преподают важные ценности и кодекс поведения как для тренировок, так и для жизни в китайских боевых искусствах. Во времена трудностей, таких как эмоциональный, семейный или финансовый кризис, эти знания помогают нам справляться с нашей современной быстро меняющейся жизнью, которая ведет к стрессу и тревоге.
студентов Золотого льва также обучаются Шаолиньской боевой морали в кунг-фу , который учит нравственности действий и нравственности разума.
Некоторые основные примеры даосской философии, относящиеся к занятиям кунг-фу, включают:
- Контроль дыхания и эффективное использование ци для максимизации внутренней силы, физической силы и укрепления психического здоровья
- Расположение ключевых точек давления как средство быстрой и стратегической защиты
- Эффективность как «жестких» (инь), так и «мягких» (янь) техник, а также ценность использования «мягких» техник даже против самого сильного противника.
Нет ничего на свете мягче и слабее воды;
Но, для сильных и сильных атак,
нет ничего подобного!
Ибо ничто не может занять его место.
То, что слабое побеждает сильное, а мягкое преодолевает жесткое,
Это то, что известно всем, но
Никто не практикует.
(Дао Дэ Цзин, глава 78).
Можно было бы посвятить всю жизнь изучению даосизма, и это только базовое введение. Для получения дополнительной информации обратитесь к классическим текстам, таким как «Дао Дэ Цзин», «Сишен Цзин», «И Цзин», «Даоцзан» (даосский канон) и «Просеять текст».Также рекомендуется прочитать «Чжуанцзы», сборник рассказов, написанных философом для дальнейшего развития и иллюстрации некоторых идей Лао-цзы.
Больше статей можно найти в нашем блоге.
Алтарь кунг-фу у Золотого льва — Небеса и Земля
Алтарь Золотого льва построен, чтобы напомнить нам об особых ценностях, почтить традиционных божеств и отдать дань уважения духам наших предков.
Подробнее о алтаре можно прочитать в этой статье в нашем блоге.
,Кунг-фу панда: размышления о китайской культуре и философии
«Кунг-фу панда» — это анимационный фильм, выпущенный в 2008 году. В нем снимались голоса Джека Блэка, Дастина Хоффмана, Анджелины Джоли, Яна МакШейна, Джеки Чана, Сета Рогена, Люси Лю , Рэндалл Дук Джим и Дэвид Кросс. Режиссерами фильма выступили Марк Осборн и Джон Уэйн Стивенсон, а продюсером — Мелисса Кобб для DreamWorks Animation и Paramount Pictures.
Сюжетный сюжет
Действие фильма разворачивается вокруг По, панды, мечтавшей стать воином кунг-фу.Однако быть одним из них оставалось мечтой, в конце концов, он был просто простолюдином — они были людьми, готовившими лапшу. В один прекрасный день мастер Угвей предсказал пророчество о том, что Тай Лунг, бывший ученик и протеже Мастера Шифу, ставший злым, вернется. Чтобы защитить долину, мастер Шифу организовал турнир для Oogway, чтобы иметь возможность решить, кто будет мастером драконов.
Услышав о турнире, По был взволнован, увидев зрелище, но его снова сдержал отец, который потребовал, чтобы он продавал лапшу.Когда По наконец добрался до ворот храма в горе, двери были закрыты. Но ему так не терпелось увидеть «Неистовую пятерку», что он зажигает кресло, нагруженное петардами. Когда мастер Угвей собирался выбрать воина-дракона, По упал перед ним и, к большому удивлению всех и разочарованию Шифу, был выбран воином-драконом.
По, ранее не обучавшийся кунг-фу, перенес тренировку с таким позитивом и рвением, что даже принял Шифу, пытающегося избавиться от него, как урок, чтобы тренироваться усерднее.Неистовая пятерка также была разочарована, но По побеждает их, за исключением Тигрицы, с его хорошим юмором, дружелюбным характером, комическим чутьем и кулинарными навыками. Мастер Угвей также почувствовал деморализованный дух По, но дал ему слова поддержки, которые поддержали его решимость.
Обнаружив мудрость за пустым свитком дракона, с помощью своего отца По смог сразиться и победить Тай Лунга. Вся долина, включая его отца, Неистовую пятерку и мастера Шифу, была впечатлена и очень гордилась По.
Древняя китайская культура
Анимация, в отличие от других, предшествующих ей, в значительной степени опирается только на комический гений сюжета. Тем не менее, Кунг-фу Панда обладает глубиной в том, что он заботится о том, чтобы кунг-фу изображалось с учетом искусства, и в то же время принимая во внимание древнюю китайскую культуру и философию, скрытую за некоторыми сценами и событиями.
Для семьи
Один из культурных аспектов, подчеркнутых в фильме, — это то, как китайцы ценят семью.По всегда мечтал стать кем-то большим, чем хочет его отец, — лапшой, но он держал свои мечты при себе, потому что не хотел разрушать ожидания своего отца или разочаровывать его. Его любовь к отцу долгое время делала его несчастным, но он не хотел ни оскорблять свои чувства, ни разочаровывать его. Другая китайская культура здесь — это возможность продолжить семейное наследие, унаследовав семейное предприятие.
Деревня
В древнем Китае воины боевых искусств были элитной защитой деревни.Они эквивалентны рыцарям Европы, но вместо того, чтобы полагаться на оружие, их боевые стили и методы больше основаны на использовании тела и разума в боевых искусствах — кунг-фу. Также храмы расположены на вершинах гор из соображений безопасности. С горы лучше видно любую угрозу для деревни, расположенной в долине. Таким образом, у деревни будет достаточно времени для подготовки на случай вторжения. Хотя есть некоторые современные концепции, которые вводятся — i.е. сувениры и фигурки, само физическое местонахождение с представлением архитектуры — это интерпретация традиционных китайских домов — из бумаги, дерева и кирпича с высокими воротами и толстыми кирпичными стенами.
Иглоукалывание
Иглоукалывание было подчеркнуто одним из представлений китайской материальной культуры. Иглоукалывание — это лечебная практика использования игл для укола нервных точек человека, чтобы облегчить определенные проблемы со здоровьем. В случае с Тай Лунгом в его тело были вставлены тяжелые иглы для акупунктуры, чтобы удерживать его в неподвижности, в то время как для По акупунктура использовалась для облегчения телесного дискомфорта, вызванного его «обширными» тренировками.
Иглоукалывание до сих пор широко используется в современном Китае и даже во всем мире. Хотя до сих пор нет конкретного научного исследования относительно эффективности иглоукалывания, оно уже укоренилось в западном мире, поскольку люди начинают искать альтернативную медицину и более целостный подход к благополучию, который предлагает китайская медицина не только в терминах акупунктуры, но также с использованием лекарственных растений и трав.
Философия
Другая китайская традиция, которая была подчеркнута, — это аспект китайской философии, который можно увидеть в различных пресловутых выражениях, которыми обменивались Мастер Угвей и Мастер Шифу, а также от отца По.Эта концепция общей мудрости от мастера к ученику и родителей к детям показывает, как китайцы придают значение пословице как фактической основе вещей, которые подразумевают понимание выше общности жизни.
Концепция магистра и ученика
В Китае уважение имеет жизненно важное значение, особенно в отношениях между мастером и учеником не только в аспекте кунг-фу, но и во всем статусе ученичества. В отличие от типичной западной системы, когда ученик может открыто оспаривать или задавать вопросы учителю, китайская философия больше подчиняется.Чтобы по-настоящему учиться, ученик должен всегда уважать мастера. Уважение предполагает беспрекословное слушание и выполнение приказов. Студенты не критикуют открыто волю учителя и не следуют каждому приказу, даже если они все еще не понимают или сбиты с толку смыслом.
Такое уважение было подчеркнуто между Шифу и Угвеем. Шифу был учеником, и хотя его любовь к Тай Лангу превосходит любовь ученика, его повиновение Угвею как своему учителю стоит выше любых личных предубеждений.Он не подвергал сомнению и не оспаривал решение Угвея не делать Тай Ланга воином-драконом. Это разительно отличается от поведения Тай Ланга. Когда он ослушался своего хозяина, он наполнил свое сердце ненавистью и гневом. Он не понимал достоинства принятия своей судьбы, потому что он уже неверно истолковал ожидание того, что он должен быть воином-драконом.
Пророчества
Еще одним аспектом культурной философии Китая была вера в пророчества. Пророчества принимаются во внимание не только как реальность, но и как предупреждение.Это не то, чего следует бояться или принимать, а то, к чему следует быть готовым. Это служит предупреждением для людей, чтобы помочь им лучше подготовиться к тому, что должно произойти.
Заключение
Хотя «Кунг-фу Панда» была упакована в комичную анимацию для детей и юных в душе, она смогла дать представление о китайской культуре в увлекательной манере.
,