Ниндзя
Деятельность шпионов, агентов, убийц, террористических и антитеррористических сил известна сейчас, наверное, всему цивилизованному миру. Эти пособники смерти и разрушений активно пользуются передовыми технологиями, что и придает многим их делам налет некой сверхъестественности.
Многие профессионалы этого бесчестного и бесчеловечного промысла позаимствовали некоторые методики, стратегию, тактику и оружие у неуловимых ниндзя, живших в средневековой Японии и практиковавших искусство ниндзюцу. Ниндзя были, пожалуй, самыми тренированными, искусными и беспощадными тайными агентами всех времен.
Корни ниндзюцу восходят к классическому китайскому военному трактату «Сунь-Цзы», написанному знаменитым стратегом Сунь У, жившим примерно в VI веке до Рождества Христова. Работа была переведена на японский в VI веке н. э. и тщательно изучена императорским двором, а также главами различных кланов, сражавшихся за власть.
Примерно в это же время в Японию попал и буддизм. В результате возник конфликт между теми, кто хотел видеть буддизм государственной религией, и сторонниками синтоизма, исконной религии японцев.
Предшественники японских ниндзя были так называемыми бунтовщиками, протестовавшими против распространения буддизма. Они спасались в горах близ Киото от религиозных притеснений и кровавой расправы со стороны императорского двора.
Эти группы инакомыслящих стали известны как ямабуси, или горные отшельники, стилем жизни которых стал практический мистицизм. Чтобы защитить себя, они совмещали практику боевых искусств и изучение военной тактики с развитием психической силы и оккультными науками.
Попытки одного из лидеров ямабуси примирить глав буддизма и синтоизма привели к тому, что император повелел своим воинам захватить земли повстанцев. Но попытка уничтожения ямабуси провалилась.
Кто такие ниндзя? — ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ — LiveJournal
Нин-дзюцу — искусство шпионажа, о котором могли бы только мечтать разведывательные службы XX в. Прошедшие сверхчеловеческую по трудности физическую и психическую подготовку, прекрасно владеющие всеми приемами кэмпо без оружия и с оружием ниндзя легко преодолевали крепостные стены и рвы, часами могли оставаться под водой, умели ходить по стенам и потолку, сбивать с толку погоню, сражаться с безумной отвагой, а если надо — молчать под пытками и умирать достойно.
Шпионы и диверсанты, продающие свой труд тому, кто больше заплатит, ниндзя подчинялись неписаному кодексу чести и нередко шли на смерть во имя идеи. Объявленные людьми низшего сорта (хи-нин), париями, стоящими вне закона, они внушали невольное уважение самураям. Многие предводители кланов оспаривали благосклонность опытных ниндзя, многие пытались привить своим дружинникам опыт нин-дзюцу. И все же военный шпионаж на протяжении веков оставался уделом избранных, родовым промыслом узкого круга незаменимых специалистов, клановым «ремеслом».
Нин-дзюцу, безусловно, связанное с эзотерической практикой ряда китайских школ у-шу, таит много загадок не только для историков, но и для врачей, биологов, химиков, физиков, инженеров. То, что нам известно, лишь верхушка айсберга, основание которого уходит в темные глубины мистики, в космические бездны парапсихологии.
По всей вероятности, процесс выделения ниндзя в обособленный социальный слой, в замкнутую касту шел параллельно со становлением самурайского сословия и почти тем же путем. Однако, если самурайские дружины поначалу формировались на северо-восточных границах из отходников и беглых простолюдинов, то некоторые беглецы предпочитали скрываться вблизи от родных мест. Возросшая мощь самурайства впоследствии позволила ему занять независимое положение в общественной жизни Японии и даже прийти к власти, между тем как разрозненные группы ниндзя никогда не представляли и не могли представлять сколь-нибудь значительной военной и политической силы.
Ряд японских историков определяют ниндзя как воинов-земледельцев (дзи-дзамураи). И в самом деле, на начальном этапе развития они имели много общего с самурайством. Но уже в эпоху Хэйан (VIII— XII вв.), знаменовавшуюся правлением дворцовой аристократии, гордые буси считали наемных лазутчиков опасным деклассированным элементом. Время от времени местные феодалы и правительственные войска устраивали настоящие облавы на ниндзя, разоряя их лагеря и селения, убивая стариков и детей.
Опорные базы ниндзя были разбросаны по всей стране, но естественным центром нин-дзюцу стали лесистые окрестности Киото, горные районы Ига и Кога. Начиная с эпохи Камакура (1192—1333) лагеря ниндзя часто пополнялись за счет ронинов, служилых самураев, потерявших своего сюзерена в кровавых междоусобных распрях. Со временем, однако, доступ в горные общины был почти прекращен, поскольку содружества вольных наемников постепенно перерастали, в секретные клановые организации, скрепленные узами кровного родства и присягой на верность.
Каждая из таких организаций становилась уникальной школой воинских искусств и культивировала оригинальную традицию нин-дзюцу, именуясь, как и самурайские школы бу-дзюцу, рю. К XVII в. насчитывалось около семидесяти кланов ниндзя. Из двадцати пяти наиболее влиятельных выделялись по масштабам Ига-рю и Кога-рю. В каждом клане из рода в род передавалась своя традиция воинских искусств.
Будучи исключены из государственной системы феодальных отношений, ниндзя выработали свою иерархическую классовую структуру, отвечавшую потребностям такого рода организаций. Во главе общины стояла военно-клерикальная элита (дзёнин). Иногда дзёнин контролировали деятельность двух или даже трех смежных рю. Руководство осуществлялось через среднее звено — тюнин, в обязанности которого входила передача приказов, подготовка и мобилизация рядовых исполнителей, нижнего звена (гэнин).
История сохранила имена некоторых дзёнин времен позднего средневековья: Хаттори Хандзо, Момоти Сандаю, Фудзибаяси Нагато. Положение высшего и среднего звена варьировалось в зависимости от общины. Так, в клане Кога реальная власть была сосредоточена в руках пятидесяти семейств тюнин, каждое из которых имело под началом от тридцати до сорока семейств гэнин. В клане Ига, наоборот, все бразды правления были сосредоточены в руках трех семейств дзёнин.
Залогом благополучия общины являлась, разумеется, секретность, поэтому рядовые лазутчики, исполнявшие самую трудную и неблагодарную работу, получали минимум информации о верхушке иерархической пирамиды. Зачастую они даже не знали имен своих дзёнин, что служило лучшей гарантией неразглашения тайны. В случае если ниндзя приходилось действовать несколькими группами, связь между ними осуществлялась через посредников, и никакие сведения о составе соседних групп не сообщались.
Работой по налаживанию явок, строительству укрытий, вербовке осведомителей, а также тактическим руководством всеми операциями ведали тюнин. Они же вступали в контакт с нанимателями — агентами крупных феодалов. Тем не менее, договор заключался между дзёнин и самим даймё. Полученное вознаграждение за услуги также передавалось главе клана, который распределял деньги по своему усмотрению.
Громкую славу искусству шпионажа снискали прежде всего гэнин, большей частью безвестные исполнители сложнейших поручений, преодолевавшие опасности и боль, на каждом шагу рисковавшие жизнью за мизерную плату или просто «из любви к искусству». В случае поимки тюнин еще мог надеяться на спасение, пообещав выкуп или продав за жизнь часть важных документов, но участь рядового ниндзя была решена — он испускал дух в страшных мучениях.
Самураи, верные законам рыцарской чести, не пытали военнопленных благородного происхождения. Редко унижались они и до истязаний простолюдина, на котором можно было разве что испробовать острогу клинка. Другое дело ниндзя, парии среди людей, хитрые и злобные бестии, всегда наносящие удар исподтишка, лесные оборотни, владеющие дьявольскими приемами рукопашного боя и колдовским искусством перевоплощений. Если один из этих «призраков» попадался в руки стражи живым, что случалось крайне редко, его допрашивали с пристрастием, проявляя садистскую изощренность.
Тренировка ниндзя начиналась с младенчества. У родителей не было выбора, ибо карьера ребенка диктовалась принадлежностью к касте отверженных и успех в жизни, то есть выдвижение в ряды тюнин, зависел исключительно от личных качеств бойца.
Физическая подготовка начиналась с колыбели. В доме плетеная люлька с малышом обычно подвешивалась в углу. Родители время от времени раскачивали люльку сильнее, чем было необходимо для укачивания, так что она ударялась бортами о стены. Ребенок на первых порах пугался сотрясения и плакал, но постепенно привыкал и инстинктивно сжимался в комочек при толчке. Через несколько месяцев упражнение усложнялось: ребенка вынимали из люльки и подвешивали в свободном состоянии «на вожжах». Теперь при ударе о стенку он должен был не только сконцентрироваться, но и оттолкнуться ручкой или ножкой.
Сходные игровые упражнения проделывались и в обратном порядке, когда на ребенка катили мягкий, но довольно тяжелый шар. Подчиняясь инстинкту самосохранения, малыш поднимал руки, чтобы защититься, «ставил блок». Со временем он начинал находить вкус в такой игре и уверенно расправлялся с «противником». Для развития вестибулярного аппарата и мышц младенца периодически раскручивали в разных плоскостях или, взяв за ноги и опустив головой вниз, заставляли с маху «выходить в стойку» на ладонях взрослого. В ряде рю юный ниндзя в полугодовалом возрасте начинал заниматься плаванием и осваивал технику плавания раньше, чем ходьбу. Это развивало легкие и давало прекрасную координацию движений. Привыкнув к воде, ребенок мог часами оставаться на поверхности, нырять на большую глубину, задерживать дыхание на две-три минуты и более.
Для детей от двух лет вводились игры на быстроту реакции: в «цап-царап» или «сороку-воровку» — требующие мгновенного отдергивания руки или ноги. Примерно с трех лет начинался специальный укрепляющий массаж и постановка дыхания. Последнему придавалось решающее значение во всем дальнейшем тренинге, напоминавшем китайскую систему ци-зун. Как и в китайских школах кэмпо, вся подготовка ниндзя осуществлялась в рамках триединства Небо-Человек—Земля и основывалась на принципе взаимодействия пяти стихий. Как только ребенок обретал устойчивость на земле в на воде, то есть мог хорошо ходить, бегать, прыгать и плавать, занятия переносились в «Небо».
Сперва бревно средней толщины укреплялось горизонтально над самой поверхностью земли. На нем ребенок разучивал несколько простых гимнастических упражнений. Постепенно бревно поднималось все выше над землей, одновременно уменьшаясь в диаметре, а комплекс упражнений значительно усложнялся: в него входили такие элементы, как «шпагат», прыжки, перевороты, сальто вперед и назад. Затем бревно заменялось тонкой жердью, а со временем — натянутой или провисшей веревкой. После таких тренировок ниндзя ничего но стоило перебраться через пропасть или замковый ров, перебросив веревку с крюком на противоположную сторону.
Отрабатывались также приемы лазанья на деревья с голым стволом (с веревочной петлей вокруг ствола и без нее), прыжки с ветки на ветку или с ветки на лиану. Особое внимание уделялось прыжкам с высоты и в высоту. При прыжках с высоты шло медленное, осторожное наращивание сложности с учетом возрастных особенностей организма. Существовали также различные способы амортизации удара при падении с помощью ног, рук и всего тела (в перевороте). Прыжки с высоты 8—12 м требовали специальных «смягчающих» сальто. Учитывались и особенности рельефа: так, на песок или торф можно было прыгнуть с большей высоты, на каменный грунт — с меньшей. Благоприятным фактором при «высотных» прыжках были деревья с густой кроной, которая могла спружинить и дать возможность ухватиться за ветку.
Отдельной дисциплиной были прыжки в воду. Прыжки ниндзя в высоту, о которых сложено немало легенд, строились главным образом на регулировке дыхания и умении мобилизовать ки. Однако в детстве осваивалась лишь техника движений. Существовало много способов прыжка в высоту, но предпочтение всегда отдавалось прыжку «перекатом», руками вперед, с сальто или без него, с разгона или с места. В подобных прыжках, которые служили для преодоления небольших препятствий — заборов, повозок, вьючных животных, а иногда и цепи преследователей, важно было, приземлившись, сразу выйти в боевую стойку.
Прыжки в высоту обычно отрабатывались на простейшем «тренажере» — вместо планки ребенок должен был перепрыгнуть через куст колючего кустарника, но на «экзаменах» использовалось и настоящее оружие, о которое, в случае неудачи, можно было серьезно пораниться. Столь же кропотливо отрабатывались прыжки с шестом, который позволял в мгновение ока перемахивать через стены высотой в несколько метров. Прыжки в длину через глубокие рвы и «волчьи ямы» должны были воспитать способность не бояться глубины и навык приземления не только на ноги, но и на руки с подтягиванием.
Особый раздел составляли «многоступенчатые» прыжки. В качестве подготовительного упражнения к ним следовало освоить бегание по вертикальной стене. С небольшого разгона человек пробегал по диагонали вверх несколько шагов, стараясь по возможности сохранять равновесие за счет большого угла к поверхности земли. При должном навыке ниндзя мог таким образом взбежать на трехметровую скалу и остановиться на гребне либо, резко толкнувшись от опоры, прыгнуть вниз и неожиданно атаковать противника. В китайском цюанъ-шу такой прием получил название «тигр, прыгающий на утес». Другим вариантом многоступенчатого прыжка было заскакивание на невысокий (до 2 м) предмет, который служил как бы трамплином для следующего, финального прыжка на общую высоту до 5 м. Такая техника в сочетании с использованием миниатюрных портативных пружинящих трамплинов нередко создавала иллюзию «полета по воздуху».
Развитие силы и выносливости служило основой всех тренировок ниндзя. Здесь одним из наиболее популярных упражнений для детей было «подвешивание» на ветке дерева. Цепляясь двумя руками (без помощи ног) за толстую ветку, ребенок должен был провисеть несколько минут на большой высоте, а затем самостоятельно вскарабкаться на ветку и спуститься по стволу вниз. Постепенно время «виса» доводилось до часа. Взрослый ниндзя мог таким образом висеть на внешней стене замка под самым носом у часовых, чтобы, улучив удобный момент, пробраться в помещение. Естественно, практиковались многочисленные отжимания, поднятие тяжестей, хождение на руках.
Одна из загадок нин-дзюцу — хождение по потолку. Сразу же оговоримся, что ни один ниндзя не умел ходить по обычному гладкому потолку. Секрет заключался в том, что потолки японских комнат украшены открытыми рельефными балками и стропилами, проходящими на небольшом расстоянии друг от друга. Упираясь руками и ногами в параллельные балки или же цепляясь при помощи «кошек» за одну балку, повиснув спиной к полу, ниндзя мог перебраться через всю комнату. Тем же манером, но уже прыжками, он мог взобраться вверх, упираясь в стены домов на узкой улочке или в коридоре замка. Одним из любопытных аспектов обучения ниндзя был бег на разные дистанции. Марафонский бег был нормой для любого ребенка в возрасте 10—12 лет: он покрывал за день несколько десятков километров почти без остановок. Такого рода навыки требовались не только для того, чтобы уйти от погони, но и для передачи важных сообщений.
На очень больших расстояниях применялся принцип эстафеты. В спринте индикатором «достаточной» скорости служила обычная соломенная шляпа. На старте следовало прижать шляпу к груди и, если она оставалась там прижатая потоком встречного воздуха до самого финиша, зачет считался сданным. Бег с препятствиями мог принимать самые разнообразные формы. На трассе ставили барьеры, капканы и ловушки, протягивали веревки в траве, вырывали «волчьи ямы». Юный ниндзя должен был, не прерывая движения, на ходу подметить следы присутствия человека и обогнуть препятствие или перескочить через него.
Для того чтобы передвигаться по территории противника, мало было уметь хорошо бегать — нужно было учиться ходьбе. В зависимости от обстоятельств ниндзя мог использовать один из следующих способов ходьбы; «крадущийся шаг» — мягкое, бесшумное перекатывание с пятки на носок; «скользящий шаг» — обычный способ перемещения в кэмпо дугообразными движениями стопы; «уплотненный шаг» — перемещение по прямой, носок вплотную прижат к пятке; «прыжковый шаг» — мощные толчки ногами, напоминающие технику «тройного прыжка»; «односторонний шаг» — прыжки на одной ноге; «большой шаг» — нормальный широкий шаг; «малый шаг» — передвижение по принципу «спортивной ходьбы»; «врезка лунок» — ходьба на носках или на пятках; «ходьба вразбивку» — зигзагообразные движения; «обычный шаг»; «ходьба боком» — перемещение «приставным шагом» или спиной, чтобы помешать погоне определить направление движения.
При групповых операциях на местностях, где хорошо были видны следы, ниндзя чаще всего передвигались гуськом, след в след, скрывая количество людей в отряде. Основными требованиями при ходьбе любым способом были быстрота, экономия сил и контроль дыхания. Важным дополнением к искусству ходьбы было передвижение на высоких, легких ходулях из бамбука — такуэума, которые в случае необходимости можно было изготовить за несколько минут.
Обитатели труднодоступных горных районов, ниндзя были прирожденными альпинистами. Ребенок сызмальства приучался карабкаться по скалам и каменистым осыпям, спускаться в расселины, переправляться через стремнины и бездонные пропасти. Все эти навыки впоследствии должны были помочь лазутчику взбираться на неприступные стены замков и проникать во внутренние покои монастырей.
Искусство скалолазания (сака-нобори, или тохэки-дзтоцу) было одним из самых сложных предметов в программе обучения ниндзя. Хотя для облегчения подъема существовали некоторые вспомогательные инструменты, считалось, что настоящий мастер должен взбираться по отвесной стене не прибегая ни к чему более, кроме собственных рук и ног. Секрет заключался в умении концентрировать силу и жизненную энергию ки в кончиках пальцев. Таким образом, малейший выступ или бугорок на поверхности стены становился надежной точкой опоры. Нащупав хотя бы два-три выступа, ниндзя мог уверенно продолжать путь наверх. Мысленно в это время он устремлялся «в глубь» стены, как бы прилипая телом к каменному массиву. Стены замков, сложенные из огромных обтесанных глыб, могли считаться неприступными благодаря своей высоте и крутизне, но для тренированного лазутчика преодолеть подобное препятствие со множеством щелей и щербин не составляло особого труда.
Приблиз
Ниндзюцу — это… Что такое Ниндзюцу?
Каллиграфическая надпись «ниндзя»Ниндзю́цу (яп. 忍術 Ниндзюцу?, «искусство скрытности») — японское боевое искусство.
Происхождение
Считается, что тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с возникновением самурайского сословия в IX—XII веках. Прообразом ниндзя считаются секты горных отшельников ямабуси VIII века, исповедовавших направление буддизма школы Сингон. Ямабуси поощряли тяжёлые и изнурительные тренировки своих адептов, а также тщательно сохраняли собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии. Ямабуси были приверженцами полного слияния с природой. Изначально тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными организациями ни по своей методике подготовки, ни по своей философии. Однако со временем произошли изменения.
Происхождение самого боевого искусства ниндзюцу связывают, как и большинство восточных искусств боя, с китайскими источниками. Однако термин «ниндзюцу» охватывает лишь немногие особенности искусства ниндзюцу, такие как утаивание, созидание и поддержание ауры таинственности. В функции ниндзя входило проникновение к врагу, совершение саботажа или убийства и возвращение после успешного завершения миссии.
Традиционно ниндзя выполняли роль наёмников, которые предлагали себя в качестве шпионов, наёмных убийц, диверсантов, политических провокаторов и террористов большим и маленьким правителям японской феодальной эпохи. Ниндзя предлагали свои услуги лишь тем, кто готов был за них платить. Семьи ниндзя представляли собой тесно сплочённые коллективы, интегрированные в более крупные группы — кланы. Посторонний человек практически не имел возможности присоединиться к такой группе и стать ниндзя, для этого нужно было родиться в семье профессионалов. Искусство и другие хитрости хранились под секретом и передавались только от отца к сыну. Раскрытие секрета означало смерть от руки ниндзя из того же клана.
Расцвет ниндзюцу пришёлся на период Сэнгоку Дзидай (1467—1568). На это время приходится пик феодальных войн, и тогда насчитывалось около 70 кланов ниндзя. Легенды о ниндзя тоже относятся именно к этому периоду. Документальные свидетельства подтверждают существование в эту эпоху школ Ига и Кога.
В японской культуре ниндзя часто противопоставляются самураям. Дело в том, что самураи превыше всего ставили идеалы воинского кодекса бусидо и в соответствии с ними стремились достойно сражаться и наилучшим образом подготовиться к смерти. Ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя — выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача — разведка, то для успешного её выполнения необходимо было выжить любой ценой. Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные и религиозно-этические ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства, и ниндзя успешно все их использовали.
Основы учения
Ниндзюцу учит, что нельзя достичь состояния абсолютной безопасности. Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию, тем самым вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс. Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чём нарушается гармония, и уметь минимизировать нежелательные последствия.
В основе учения всех школ ниндзюцу лежали три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывали гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.
- Первый блок навыков можно охарактеризовать как искусство использования окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытное передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром посредством покорения 5 основных «стихий» — в китайском варианте — Земли, Воды, Дерева, Огня и Металла; в японском варианте — Земли (CHI), Воды (SUI), Огня (KA), Воздуха (FU) и Пустоты (Первооснова всего, KI. Нарабатывается на «Третьем блоке»). Воин, достигший такого слияния, становился невидимым и недосягаемым для противника, а искусство носило собирательное название тон-дзюцу — исчезновение путём подражания.
- Второй блок — искусство борьбы с вооруженным и безоружным противником. В этот блок входят два основных раздела:
- Тай-дзюцу — искусство владения телом
- Бу-дзюцу — работа с оружием
- Третий блок умений посвящён мобилизации внутренних ресурсов организма на основе так называемых «изменённых состояний сознания», достигаемых за счёт специального психотренинга (Нимпо-миккё)
Рукопашный бой ниндзя
По мнению историка-япониста Горбылева, отдельной системы рукопашного боя ниндзя не существовало[1]. Кланы ниндзя использовали старую форму дзю-дзюцу. Вместе с тем, были отличия от самурайских стилей дзю-дзюцу.
- Больше ударов, чем в самурайском дзю-дзюцу.
- Упор на удушающие приемы, как более бесшумные по сравнению с бросками.
- Упор на ведения боя в малых помещениях.
- Предпочтение внезапным ударам (из засады, сзади и пр.)
- Упор на приемы ошеломления противника.
Ни одно из нынешних школ японских бу-дзюцу не может убедительно доказать, что ведет происхождение от средневековых ниндзя. Возможно, приемы ниндзя сохранились и изучаются в разведывательно-диверсионных подразделениях японской армии.
При бегстве применялись 2 приема рукопашного боя[2]. Ниндзя резко падал под ноги нагоняющего противника и заставлял его лететь кубарем через себя. Если противник приближался сбоку, ниндзя резко тормозил, пропускал его мимо себя и наносил удар мечом по спине.
По мнению историка-япониста Горбылева, ниндзя уделяли практике рукопашного боя намного меньше времени, чем об этом думают поклонники кинобоевиков [3]. Серьезные тренировки в рукопашном бое влекут за собой серьезные изменения во внешнем облике и демаскируют ниндзя. Поэтому ниндзя делали акцент на приемах внезапного нападения с близкой дистанции.
Маскировочный костюм ниндзя
По мнению историка-япониста Горбылева, ниндзя никогда не использовали чёрный обтягивающий костюм, популярный в фильмах и романах[1]. Днём ниндзя носили повседневную одежду, позволяющую слиться с толпой. Ночные костюмы ниндзя имели красновато-коричневые, пепельные, желтовато-коричневые или тёмно-серые оттенки. По мнению Горбылева именно эти оттенки позволяли полностью слиться с ночной мглой, тогда как абсолютно чёрный костюм резко выделяется в этих условиях.
Кланы ниндзя
Каллиграфическая надпись «ниндзюцу»- Ига — один из самых известных и влиятельных кланов. Подобное положение было достигнуто за счёт поддержки правительства Токугавы.
- Кога — вторая наряду со школой Ига наиболее влиятельная школа, также пользовавшаяся поддержкой Сёгуната.
- Кисю
- Фума — большой клан ниндзя часть которого служила Ходзэ Удзиано
- Сада
- Момоти
- Фудзибаяси
- Нэгоро
- Сайга
- Кудзикири (кудзи кири, ри кудзи рю) — школа девяти рук. Широко употребляли кобудэра — моментальный гипноз.
- Нэгиси
- Сирай
- Синто
- Хакуун
- Гэндзцу
- Рюмон
- Тэнтон Хаппо
- Готон Дзюппон
- Хатори
Снаряжение ниндзя
- Маскировочный костюм — синоби-сёдзоку, детали синоби-сёдзоку: уваги (куртка) и додзимэ (пояс), ига-бакама (штаны), дзукин (маска), тэкко (накладки на руки), кяхан или асимаки (ножные обмотки), таби (обувь-носки с отдельным большим пальцем), варадзи (сандалии)) и уваппари (верхняя куртка) и нагабукуро («рюкзак» ниндзя).
- Сменное одеяние (яп. 変わり御物 кавари-го-моно?)
- Амигаса (яп. 編み笠 плетёная соломенная шляпа в виде низкого конуса ?)
- Доспехи
- Кусари-катабира (кольчужный доспех)
- Татами-гусоку (типы кико и куратагину) — лёгкий доспех.
- Щиты
- Тэцу-но камэ
- Дзигу-итаса
Оружие ниндзя
- Стрелковое оружие
- Фитильные (хинава-тэппо)
- Кремнёвые (хиути исидзю)
- Духовые (кукидзю) — духовое ружьё, представляет собой трубку, в которую вставляют стрелки (иголки, шипы)
- Вакидзаси-тэппо (ружьё, замаскированное под меч вакидзаси)
- Ядатэ-тэппо (ружьё, замаскированное под футляр для кисти)
- Кисэру-тэппо (ружьё, замаскированное под курительную трубку)
- Пушка
- Мокухо («деревянная пушка»)
- Харинуки-дзуцу («трубка из папье-маше»)
- Зажигательные средства
- Огненные стрелы хия
- Бохия — огненная палка
- Утихия — метательная зажигательная стрела
- Хидакэ — огненный бамбук
- Хисякэн («огненный сякэн»)
- Отравляющие средства
- Моппан
- Фуё-но оги
- Нэмуриби
- Кусагамэ
- Запалы и фитили
- Хокути, хинава, хиноки-хинава, такэ-хинава, гудзин-хинава, амэ-синоги-хинава, амэ-хинава, мидзу-хинава
- Мечи, копья, секиры, ножи
- Ниндзято, синоби-гатана — меч ниндзя
- Танто — нож
- Конагината — короткая нагината
- Сибаки-яри — копьё
- Камаяри — копьё-серп
- Оно — секира
- Сикоми-дзуэ — скрытое оружие (мечи, ножи с прямым клинком, замаскированные под бытовые предметы)
- Когти
- Тэккокаги, Нэкотэ (кошачья лапа), сюко, асико (когти для ног)
- Кусари-кама — полусерпы с верёвкой и грузом или с цепью, Кама — серп
- Боевые шесты и дубинки
- Дзё, сякудзё, рокудзё, сюмонкудзуэ, бо, хамбо, косикирибо, мимикирибо и т. д.
- Оружие переменной длины
- Мусубинава — верёвка с грузиком
- Кусари — цепь, другие названия (зависят от длины и грузиков): кусари-фундо, тама-гусари, содэ-гусари, кусари-дзюттэ, рё-бундо и т. д.
- Метательные бомбы и гранаты
- Метательное оружие
- Ханкю (половинный лук) и юмия (стрелы)
- Фукия (Фукибари) — стрельба отравленными стрелами из духового «ружья»
- Сюрикэны (метательные «звёзды» и «стрелки» ниндзя)
- Сякэн («звездочка»), типы: санко, дзюдзи, роппо, хаппо, мандзи, нагарэ-мандзи, тэккан и т. д.
- Бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), типы: босугата, тантогата, кугигата, хэйтёгата, харигата, хасидзё, кусабигата и т. д.
- Утинэ (хотя это не совсем сюрикэн, а укороченная стрела с более тяжёлым наконечником, напоминает дротик для дартс, но большего размера)
- Цубутэ, арарэ, мэцубуси
- Приспособления для преодоления стен
- Синобикаги — посох с крюком на конце и петлями верёвками вдоль посоха для ног
- Лестница (тобибасиго) — верёвочная лестница с железным крюком на верхних концах
- Кагинава (кошка) — двойной, тройной и более железный крюк с верёвкой (иногда цепь)
Специалисты по истории ниндзюцу
- Нава Юмио
- Ямагути Масаюкэ
- Окусэ Хэйситиро
- Масааки Хацуми
- Тамакацу Тосицугу
См. также
Литература
- Гвоздев С. А., Кривоносов И. В. Ниндзя. Тайны демонов ночи. — Mинск, 1997. — ISBN 985-6388-13-9
- Горбылев А. Когти Невидимок (Серия «Боевые искусства»). — Mинск, 2001. — ISBN 985-433-326-4, ISBN 985-13-0612-6
- Горбылев А. Путь Невидимых (Серия «Боевые искусства»). — Mинск: Харвест, 2002. — ISBN 985-13-0621-5
- Ратти О., Уэстбрук А. Самураи: история, традиции, воинское искусство. — M.: Эксмо, 2005. — ISBN 5-699-04611-9
- Попенко В. Н. Школа ниндзя. — M., 2004. — ISBN 5-17-023841-X[неавторитетный источник?]
Примечания
- ↑ 1 2 Когти невидимок Горбылев А. М.
- ↑ журнал «Япония: Путь кисти и меча». №1/2004. А. Горбылев. «Секрет невидимости» стр. 42
- ↑ журнал «Япония: Путь кисти и меча». №2/2002. А. Горбылев. «Начальные хитрости ниндзюцу» стр. 32
Ссылки
Япония. Ниндзя — Факты об азии
Термин «ниндзя» записывается двумя иероглифами: «нин» (в другом прочтении «синобу») — 1) выносить, терпеть, сносить; 2) скрываться, прятаться, делать что-либо тайком; и «дзя» (в другом прочтении «моно») — человек. Существительное «синоби», образованное от глагола «синобу», означает: 1) тайное проникновение; 2) соглядатай, лазутчик, шпион; 3) кража.Слово «ниндзя» вошло в употребление лишь в XX веке. Раньше его эквивалентом было иное прочтение тех же иероглифов — «синоби-но моно» (буквально «скрывающийся человек», «проникающий тайно человек»). Так в Японии, начиная с XIV века, называли лазутчиков. Широко употреблялись производные от «синоби» слова: «синобиёру» — подкрадываться; «синобииру» — тайно проникать куда-либо; «синобисугата-дэ» — переодевшись, инкогнито, под чужим именем; «синоби-аруку» — ходить крадучись; «синобиаси-дэ» — на цыпочках, тихонько, и другие из того же ряда.
Иероглифы, означающие «Ниндзя»:Первые сведения о существовании специальных разведывательных органов в японских феодальных армиях относятся к периоду войны Гэмпэй (1180-1185). Только в XIV веке полководец Кусуноки Масасигэ впервые стал широко использовать шпионов, которых засылал в тыл врагу для постоянного сбора информации в масштабе целого региона.
К концу XVI века японские феодальные армии имели четко организованную систему войсковой разведки. Поскольку ее основным методом является наблюдение, этих разведчиков так и называли «наблюдателями» (мономи). По функциям различались «ближние наблюдатели» (тика-мономи), располагавшиеся на переднем крае своих войск; «дальние наблюдатели» (тоо-мономи), высылавшиеся поближе к переднему краю противника; «невидимые наблюдатели» (синоби-мономи), действовавшие во вражеском ближнем тылу. Кроме того, существовали «легконогие наблюдатели» (асигару-мономи), занимавшиеся разведкой местности впереди колонн своих войск и «выбрасываемые пригибающиеся» (сутэ-камари), назначение которых состояло в уничтожении из засады командного состава противника.
Однако для сбора информации и специальных операций в глубоком тылу противника военачальники и феодалы средневековой Японии предпочитали обращаться к людям «со стороны». Начало такой практике положил в XIV веке полководец Кусуноки Масасигэ. Первоначально в качестве разведчиков и шпионов использовались странствующие монахи, аскеты-ямабуси и разбойники, хорошо знакомые с местностью либо техникой воровского дела. Позже, когда руководители разведорганов, помимо сбора информации, стали заниматься также организацией диверсий и тайных убийств, осуществлять захват ключевых укреплений противника, компрометацию его лидеров и т.д., возникла потребность в профессиональных специалистах.
Главными их поставщиками для враждующих феодалов всей Японии стали несколько десятков кланов так называемых дзи-самураев (или госи) из провинций Ига и Кии и уезда Кога провинции Оми, широко использовавшие в междоусобных стычках методы тайной войны. В книге XVIII века «Букэ Мёмокусё» (Обозрение самурайских родов) сказано: «В Кога и Ига было много дзи-самураев. После периода Онин (1467-1477 гг.) эти дзи-самураи объединились в многочисленные группировки, и развили могучее военное искусство, не признававшее никаких законов и правил, кроме одного — использовать все возможности, чтобы победить«.
К середине XVI века в Ига и Кога сложились несколько крупных организаций ниндзя, включавших сотни профессионалов и располагавших осведомителями в различных районах страны. Наиболее мощными были 3 группы ниндзя из Ига во главе с Фудзибаяси Нагатоно Ками, Момоти Сандаю и Хаттори Хандзо Ясунага (кланы Фудзибаяси, Момоти и Хаттори).
В 1581 г. Ода Нобунага напал на провинцию Ига и разгромил коалицию местных дзи-самураев, после чего большинство ниндзя бежали в соседние провинции. Так на службе во многих княжествах появились группы ниндзя, обученных в традициях ниндзюцу Ига и Кога.
Однако с прекращением феодальных войн в начале XVII века потребность в сильной разведке отпала. Некоторые ниндзя поступили на службу в правительственный аппарат в качестве тайных агентов, но большинству пришлось искать новые источники пропитания либо заниматься разбоем. Число специалистов в области ниндзюцу стало быстро сокращаться.
К концу XVIII века большинство семей потомственных ниндзя оказалось в нищете и полностью утратило профессиональные навыки. Некоторые ниндзя зарабатывали на жизнь демонстрацией своих навыков на театральных сценах и банкетах знати. Высокий уровень подготовленности сохраняли только агенты секретной службы сёгуна. Тем не менее, отдельные семьи ниндзя смогли сохранить свои знания вплоть до XX века. Они использовались при подготовке японских разведчиков-диверсантов до периода Второй мировой войны.
Несмотря на то, что настоящие ниндзя постепенно исчезали, легенды об их подвигах и мастерстве продолжали жить. С конца XVII века ниндзя стали популярными персонажами книг жанра «ёмихон», в которых они изображались как злокозненные колдуны и разбойники. Развитие театральной техники позволило имитировать колдовство ниндзя, например, чудесное исчезновение в клубах дыма, на сцене. Появилось большое количество пьес театра Кабуки, пользовавшихся огромной популярностью, в которых фигурировали ниндзя-маги. В массовом сознании постепенно оформилось представление о ниндзя как разбойниках, общающихся с темными силами.
Новый всплеск интереса к ниндзя начался в начале XX века, когда издательство «Татикава бунко» выпустило целый ряд занимательных повестей о приключениях благородных ниндзя. С тех пор и до настоящего времени образы ниндзя остаются обязательным элементом исторических кинобоевиков, телесериалов, романов.
Кто ты ниндзя? — Ниндзюцу
Упорное не желание некоторых, самостоятельно искать материалы, сопостовлять факты, читать книги, изучать источники, анализировать и делать выводы основанные на логичном суждении, побудило меня создать отдельную тему, дабы внести некоторую ясность в сам термин ниндзя и прояснить наконец, кем же они были?В первую очередь, чтобы пролить свет на это понятие, следует углубиться в написание иероглифа 忍. Именно он наиболее полно характеризует такие понятия, как ниндзя, ниндзюцу, нинпо. Смысл слова ниндзя определяет содержание иероглифа «нин». Первый фрагмент — это иероглиф «синобу», который состоит из двух частей. Верхняя часть — «яйба» означающая отточенную часть лезвия [меча]. Нижняя – это «син» взначении сердце или дух. В совокупности иероглиф читается как «нин». Образуется следующая интерпретация на разобранное слово: «сердце ниндзя подобно мечу». Считается, что отсекая ложь и иллюзию, искореняя обман в своей душе, настоящий ниндзя видит через все преграды мира страстей. Ниндзя говорили: «Сердце непоколебимо даже под угрозой меча» — т.е. необходимо «не терять сердца (присутствия духа) при атаке». Следует заметить, что это можно понимать как в буквальном, так и в переносном смысле: «не сдаваться, сталкиваясь с проблемами и критикой». В зависимости от прилагаемой частицы, «нин»также может означать настойчивость и терпение. Часто это слово, в определённом варианте записывают как «синоби», что означает: тайное проникновение. Эти понятия также подчёркивают специфику удивительного и загадочного проявления японской истории. В сочетании с иероглифом «дзюцу»術, что переводится как искусство, возникает определение сегодня известное нам как ниндзюцу 忍術. Историки и последователи этой традиции, по-разному трактуют этот термин. Самые распространённые из них это: «искусство быть невидимым», «искусство терпения»,«искусство ниндзя». Интересно, что такие сочетания слов, встречаются уже давно, в энциклопедии Бансэнсюкай например. И в большинстве источников, говорится о том, что ниндзя, должен обладать определенными моральными качествами, которые даже в самые сложные времена и в любых обстоятельствах не покинут его, чтобы ему не приходилось делать, ниндзя должен сохранять чистоту помыслов и хранить справедливость в своём сердце. Из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что ниндзя (синоби-но моно) являлись далеко не теми людьми, которых нам зачастую рисует наше воображение… Во многом благодаря многочисленной продукции развлекательного характера, которая предлагает нам искажённое, представление об этих, когда- то влиявших на ход истории целой страны, уникальных воинах. В большинстве представленных широкой публике фильмах и книгах, показаны далёкие от истины фрагменты. Искажённая натура воинов-теней, лишённая правдоподобности и далёкая от действительности. Так в чём же истинная природа человека которого принято было называть ниндзя? Чтобы оградить это понятие от множества других, следует уявить для себя, что в Японии существовали различные воинственные группировки, классы, кланы и т.д. (Сейчас не суть в том как они себя называли), они в свою очередь развили множество систем боя. В истории встречаются упоминания о людях которые выполняли различные шпионские миссии, а также им могли поручить совершить диверсию или даже убийство. Также можно найти описание знаменитого «капюшона ниндзя» дзукин 頭巾, маски (фукумэн) 覆面, который на самом деле, не был исключительной принадлежностью костюма ниндзя – его носили все, кто хотел остаться неузнанным. Отсюда берёт начало ошибочное представление или другими словами складывание разных вещей в одну корзину. В сущности человек владеющих навыками ниндзюцу (искусство которое изучают ниндзя) не всегда является ниндзя по определению, дело в том, что внутренние качества этих воинов, в значительной степени имеют приоритет над техникой и умением. Поэтому никакой арсенал оружия средневековых бойцов или облачение в чёрную форму не сделает вас ниндзя. Только живя в согласии с законами природы, в гармонии со вселенной, обладая ментальной силой можно было стать ниндзя. Фудзибаяси Ясутакэ в своей энциклопедии о методах и тренировках ниндзя, очень большое значение придает этому разделению. Он говорит о том, что не стоит всякого вора (ято) принимать за ниндзя, а также, что часто мастера ниндзя нанимали кланы буки, чтобы подготовить таких же самураев для диверсионно-разведывательной деятельности и других задач на основе ниндзюцу. В истории есть много определений таким и другим воинам, которые походили своими действиями на ниндзя, но по определению не соответствующих этому классу воинов.
Отсюда ниндзя — это человек, Да, владеющий определенными навыками и способностями, но в первую очередь отвечающий внутренним качествам свойственным исключительно для синоби-но моно. Переписывать сюда, На страницы форума, целые книги и переводы старинных текстов никто не собирается, но стоит отметить и понять, что ниндзя это не просто диверсант, наемник или убийца. На войне убивали все, профессиональные воины буси в первую очередь. Ниндзя же стремились прежде всего следовать своим принципам, иметь фудосин (непоколебимое сердце) и сохранять ясность своего духа даже в самых тяжелых обстоятельствах. Поэтому они могли выполнять самые невероятные задачи, которые были не подсилу обычным разведчикам. Тут же стоит сразу заметить, что очень не правильно разделять два понятия ниндзя и самурай, ставя между ними черту. На самом деле, талантливые, проявившие себя ниндзя, часто получали статус самурая, их принимали в воинское сословие и назначали жалование, наряду с другими самураями. Впрочем о их тайной деятельности могли и не знать их сослуживцы, они могли иметь обычные должности для прикрытия, а подчинялись напрямую только даймё или начальнику охраны, секретной службы и т.п. Последние часто также были ниндзя. Это только небольшая сноска в историю, не раскрывая всей широты деятельности ниндзя. Те кто действительно заинтересуется этими сведениями, будут невероятно удивлены, насколько много событий в истории Японии, не обошлось без участия этих воинов и их влияния. Изменяя историю из вне, незаметно для окружающих, всё таки сохранилось множество свидетельств о их тайной деятельности. Сегодня можно найти достаточно много материала, в том, числе на русском языке, как исключительно исторического плана, Так и более расширенного взгляда специалистов глубоко изучающих ниндзюцу. Часто данные бывают даже противоречивые , но я снова призываю читателей, исследователей вникать глубже, анализировать и сопоставлять источники, находить и докапываться до правды. Это очень и очень сложно, но при этом безумно интересно! Удачи и успехов!
Каждая роза пахнет по-разному, и каждый человек по-своему чувствует запах.
Kanji Ninja — о том как не зная японского, мы разработали приложение для изучения иероглифов
Приложение создавалось силами трех наших сотрудников — Армана Сулейменова идейного вдохновителя и руководителя проекта, Нурыма Кудайбергена — разработчика первой версии и Даулета Кенжетаева — разработчика, который довел первую версию приложения до ума, опубликовал в AppStore и обновлял его на протяжении полугода. Даулету также принадлежит работа над китайской версией и версией pokemon kanji. Итак, поехали!
Вступление.Нурым Кудайберген, студент первого курса UCLA, Computer Science: Все началось с письма от Армана, он написал мне в пару строк поздравляя с окончанием школы, и предложил поучаствовать в летней школе посвященной обучению и созданию мобильных приложений. Также в письме он указал что есть интересная идея создания приложения для обучения японским иероглифам Kanji, в легкой игровой форме, как это происходит в игре Fruit Ninja. Я ответил ему коротко — интересная идея, и после начала школы присоединился к школе, начиная разрабатывать мобильное приложение.
Первая версия.При создании приложения я вдохновлялся Memrise. Потому что мы сперва учим и потом повторяем. По аналогии очень похожие процессы. Главной функцией приложения должно было быть обучение Kanji путем ежедневного повторения определенной группы иероглифов путем повторения и начертания их пальцем руки. Около двух недель я находился как будто в тумане. У меня была готова только рисовалка иероглифов. Но я понятия не имел как можно их проверять. Изначально я сам хотел написать библиотеку, которая бы проверяла правописание. Просто изначально нужно было понять рынок, есть ли вообще интерес к такому продукту, поэтому я решил изначально использовать готовую библиотеку по OCR (оптическое определение символов). Я нашел библиотеку Tesseract, созданную HP, и с 2006 года поддерживаемую компанией Google. Библиотека распознает различные начертания символов и возвращает их значение. Соответственно рисунок нарисованной в рисовалке передавался в Tesseract, распознавался там, сравнивался с оригиналом в базе, и выдавал ответ, либо вы нарисовали иероглиф правильно, либо нет.
Запоминание иероглифов.На протяжении всего июля я работал над продуктом, и знаете главным интересным моментом стало то как система должна была понимать что человек запомнил тот или иной иероглиф, и решать как часто показывать его снова. Мы использовали систему пяти коробок — Leitner System. Суть состоит в том что в первый день показывается иероглиф, если пользователь начертил его правильно то иероглиф отправляется во вторую виртуальную коробку. Позже из второй коробки иероглиф показывается через день, если правильно начертан идет в третью коробку. И так далее вплоть до пятой коробки. Таким образом переходя из коробки в коробку мы увеличиваем время, через которое стоит показывать данный иероглиф. Если же иероглиф пользователь начертил неправильно мы его возвращаем вновь в первую коробку и все эти процедуры опять идут по кругу пока пользователь не запомнит тот или иной иероглиф.
Классификация иероглифов.Следующей проблемой стала классификация всех иероглифов kanji и разбивка их на категории по трудности. Так как в нашей команде не было человека кто понимал японский в полной мере, пришлось использовать разные уловки чтобы найти их классификацию на сайте японского министерства образования. Где-то нашли сайта мы смогли разобраться более менее и сделали градацию иероглифов. Решили разбить на более мелкие уровни. Сейчас у нас около 17ти уровней, в каждом по 30 иероглифов. Также у нас есть игра на время, которую мы назвали Panikku (Паника). За 40 секунд необходимо начертать максимальное количество иероглифов.
Вторая версия и отправка в AppStore.Даулет Кенжетаев рассказывает как делал вторую версию и отправлял ее в AppStore:
К тому моменту еще не было стабильной версии, и надо было дорабатывать приложение и опубликовать его в AppStore. По началу, я потратил немало времени на вникание и понимание сути проекта. К тому моменту основная логика проекта была уже готова. Да и к тому же, многое было продумано и нужные библиотеки были подключены. По ходу дела выяснилось, что главные функции работают не совсем корректно и некоторые библиотеки устарели. Пришлось мигрировать на более новые версии и переписать логику распознавания иероглифов.
Со временем мы захотели дать пользователю учить японский на любом своем устройстве и дать возможность нескольким пользователям учить его на одном устройстве. В начале весь прогресс хранился локально и весь прогресс был привязан к одному устройству. Далее, мы вывели не только прогресс, но и всю базу на сервер. Решение было реализовано на базе Realm.
В то же время было принято решение о добавлении нового функционала — битвы против других игроков в реальном времени, так сказать quiz-up по японскому, который состоял из трех типов вопросов: перевод с японского на английский, с английского на японский и рисование самого иероглифа. По тяжести вопроса за каждый ответ присваивалось 4 и 12 баллов соответственно. Здесь у нас появился новый прогресс, рейтинг и процесс обучения через битву игроков.
Product Hunt.В марте мы отправили продукт в Product Hunt, популярный на западе сервис привлечения новых пользователей и объективной оценки от пользователей сайта. Старт был отличным по итогам дня мы получили 240 голосов и вошли в тройку лучших, в категории Технологии. Приложение стоило 3,99 долларов и это принесло нам 500 долларов. Мы получило массу хороших предложений для развития нашего мобильного приложения, часть из которых реализовали позже.Ценовая политика.
Изначально приложение было платным. Скачиваний было меньше чем нам хотелось и после трехмесячного раздумья, мы сделали приложение бесплатным, но с in-app purchases в которых можно было купить функции битвы друг против друга и глобальный рейтинг игроков. Чуть позже мы сделали весь функционал бесплатным, просто добавив регулярную подписку. Первый месяц приложением можно пользоваться абсолютно бесплатно, а далее оплачивать 1,99 долларов за месяц, 9,99 за год или 19,99 пожизненно. Мы все время экспериментируем с монетизацией наших приложений и в последний месяц решили убрать полностью покупки внутри приложений, и сделать приложение платным, как делали это вначале.
Китайский с Kung-Fu Master. Вдохновившись приложением мы решили использовать тот же код и логику для создания приложения для изучения китайских иероглифов и специальный выпуск Kanji с покемонами . Сказано — сделано. Идея приложения не поменялась, просто поработали над скинами, дизайном и логикой прогресса и рейтинга. На первую версию — Pokemon Kanji ушла неделя. На китайскую версию — Kung-Fu Master 2-3 дня. Здесь хочется добавить ремарку, что до начала работы над них мы потратили определенное количество времени на изучение методик китайского и их классификацию, добавление в базу и определение их нашей OCR системой — Tesseract. К сожалению Pokemon-Kanji не прошел в AppStore по причине копирайта, и мы решили оставить эту идею. Кстати, мы уже писали о положительном опыте работы с темой покемонов, советуем вам прочитать ту статью.
P.S. Кто заинтересован в данной игре вот версия для изучения японских kanji — Kanji Ninja, и для китайских — Kung Fu Master.
8 мифов о ниндзя, в которые вы верите совершенно зря
1. Ниндзя называли ниндзя
Изображение: Katsushika Hokusai / AMorozov / Wikimedia CommonsCамое распространённое заблуждение о ниндзя касается самого их наименования: японцы никогда не использовали такое слово. Они называли их синоби‑но‑моно, сокращённо — просто синоби. Последнее слово означает «прятаться, скрываться», а «моно» — «человек», то есть синоби‑но‑моно — это человек, который прячется.
Слово «ниндзя» можно получить, если по‑китайски прочитать «синоби» — такое чтение называется онъёми. В итоге это произношение прижилось на Западе, потому что европейцам и американцам легче сказать «ниндзя», чем «синоби». Но последний вариант более правильный.
Существует предположение , что слово «ниндзя» сделал популярным Ян Флеминг с его романом о Джеймсе Бонде «Живёшь только дважды».
Кроме того, синоби иногда называли мономи («тот, кто видит»), нокидзару («макака на крыше»), раппа («хулиган, пакостник»), куса («трава») или ига‑моно («тот, кто из Иги»). Последнее объясняется тем, что в провинции Ига обитало много кланов ниндзя.
2. Ниндзя были мастерами боевых искусств
В фильмах и играх ниндзя представлены как невероятные воины, скрывающиеся в тенях. Они действуют тайно, но если вооружённый конфликт необходим, то демонстрируют просто невероятный уровень владения боевыми искусствами и техникой фехтования.
Однако в реальности всё обстояло совсем не так. Синоби не были мастерами боевых искусств — они являлись шпионами, диверсантами, разведчиками и мастерами саботажа. Рукопашный бой, некоторые элементы которого перекочевали в современное дзю‑дзюцу, они тоже изучали, но основой ниндзюцу (искусства ниндзя) он никогда не был.
В сражении на мечах ниндзя вполне мог уступить самураю, в безоружной схватке — мастеру дзюдо. Поэтому синоби предусмотрительно не вступали в честные и открытые поединки.
В споре, кто сильнее — современный чемпион MMA или ниндзя эпохи Сэнгоку, не может быть сомнений. Ниндзя просто выхватит из‑за пояса пищаль и застрелит противника прежде, чем тот успеет атаковать.
Гораздо важнее, чем боевые искусства, для синоби были умения , связанные со скрытностью. Зачем сражаться врукопашную с врагом, если его гораздо проще исподтишка прирезать, отравить или запереть в доме и сжечь?
3. Ниндзя носили чёрное
Кадр из фильма «Ниндзя — 2»В современной культуре ниндзя — это такие психи в чёрных пижамах и балаклавах, размахивающие руками и кричащие «ки‑и‑и‑йа!». Но настоящие синоби так, естественно, не одевались.
Типичный ниндзя, отправляясь на миссию, скорее всего, выглядел как обычный крестьянин: облачался в поношенную японскую накидку гаппа, закрывал лицо тканевым капюшоном зукин. Такая личность не вызовет подозрения у городской стражи — мало ли оборванцев шатается вокруг?
Совершенно незачем надевать чёрный обтягивающий костюм и лезть по стенам, когда можно прикинуться очередным батраком и спокойно войти в ворота. Камер с идентификацией по лицу тогда ещё не придумали.
Фото: Kusakabe Kimbei / Museum of Photographic Arts Collections / Wikimedia CommonsЕщё ниндзя маскировались под жрецов, артистов, прорицателей, торговцев, ронинов, монахов, а особо наглые могли выдать себя за благородного самурая.
Более всего синоби любили облачение монахов комусо, ведь те носили на головах шляпы‑корзины, полностью скрывающие лицо. Кроме того, под их свободной одеждой легко было прятать оружие . Притворившись играющим на флейте комусо, побирающимся на площади, можно было часами сидеть у нужного здания и шпионить, не вызывая подозрений.
Фото: Tarourashima / Wikimedia CommonsИ даже если синоби захотел бы пробраться куда‑то, прячась в тени, он не оделся бы в чёрное, так как этот цвет слишком заметен. Он предпочёл бы что‑то серое или тёмно‑красное, лучше скрывающее в сумраке.
Чёрный костюм ниндзя, популярный сейчас, произошёл из японского театра бунраку, где его носили закулисные работники, чтобы их не замечали на тёмном фоне.
4. Ниндзя вооружались специальным мечом — ниндзято
Фото: Danny Choo / FlickrКогда мы говорим «самурай», то представляем себе усатого мужчину с выбритым лбом и изогнутой катаной. Когда слышим «ниндзя», рисуем в голове образ воина в чёрном, носящего короткий прямой меч. Люди, которые считают, что разбираются в японской культуре, назовут это оружие «ниндзято», или «синобигатана» — меч синоби. У этого меча недлинный прямой клинок и квадратная цуба.
Вот только нет никаких доказательств, что ниндзято действительно существовали во времена настоящих синоби. Это новодел , не упоминавшийся нигде вплоть до XX века.
Мечи ниндзя иногда использовали, но это были привычные изогнутые вакидзаси, которые дозволялось носить простолюдинам. Катану и прочие длинные модели холодного оружия синоби точно не любили, поскольку такие варианты нелегко было спрятать, чтобы незаметно пронести в охраняемые места.
Кроме того, меч длиннее вакидзаси могли носить только самураи, и к простолюдину с подобным клинком появилось бы много вопросов.
В основном ниндзя предпочитали менее заметное оружие ближнего боя. Например, всем известные Скорпион из серии файтингов Mortal Kombat и Рейдзё из фильма «Ниндзя‑убийца» носят нечто вроде ножа на длинной цепи или верёвке. И такое оружие имеет реальный прототип.
Фото: Mkill / AMorozov / Wikimedia CommonsНастоящие синоби использовали кусари‑кама — серп на цепи, который легко маскируется под сельскохозяйственное орудие, и кунай — острый широкий нож, который смахивает на мастерок. Ещё ниндзя таскали кусари‑фунду — это оружие представляет собой модифицированный цеп для риса, куда более опасный, чем привычные всем нунчаки. Как видите, большинство штуковин из арсенала синоби‑но‑моно можно легко выдать за инструменты крестьянина.
И даже если ниндзя понадобится взять меч (например, при успешном перевоплощении в самурая или ронина), он не будет биться по правилам Бусидо. Ножны заполняли смесью красного перца и железных опилок, чтобы можно было при случае ослепить противника, просто достав клинок.
5. Сюрикены — страшное оружие
Всем известно, что ниндзя обожают сюрикены — метательные снаряды, напоминающие звёзды. В фильмах синоби мечут их с такой силой, что прошибают стены, пронзают насквозь врагов в современных бронежилетах и даже ампутируют противникам конечности! Вот что значат тайные техники ниндзюцу.
На самом же деле метнуть сюрикен так, чтобы отрубить врагу ногу, не сможет даже чрезвычайно сильный человек.
Скриншот из игры Sekiro: Shadows Die TwiceЕсли, конечно, у него нет руки‑протеза со встроенным пружинным сюрикеномётом, как у главного героя игры Sekiro: Shadows Die Twice. Но вряд ли у настоящих синоби были такие технологии.
Сюрикены никогда не были главным оружием ниндзя, поскольку убить такой штукой человека весьма затруднительно. Чаще они использовались для дезориентации противника: вам в лицо прилетает парочка таких, вы инстинктивно отворачиваетесь, чтобы сберечь глаза, и получаете кусари‑камой по черепу.
Кроме того, сюрикены обладают весьма посредственной баллистикой, поэтому их бросали по принципу «да попади ты уже хоть куда‑нибудь». А ещё их смазывали ядом или покрывали звериными, а то и собственными фекалиями, чтобы увеличить шанс заражения крови у противника при ранении. Кстати, делать то же самое, например, с бамбуковыми копьями, тоже не возбранялось.
Зачастую сюрикены также закапывали в землю на некоторое время, чтобы их поверхность покрылась анаэробными бактериями Clostridium tetani, вызывающими столбняк. И тогда даже царапина от такого снаряда становилась опасной.
Сюрикены не были единственным оружием дальнего боя. Ещё ниндзя стреляли из луков, мушкетов и аркебуз. А также пользовались бомбами и закладывали мины.
Кроме того, сюрикены не обязательно были похожи на звёзды. Это могли быть и просто заточенные тонкие ножи, и круглые метательные снаряды, и нечто похожее на монеты или палочки для еды — такие штуки можно было запросто пронести мимо охраны.
Фото: Rustedshuriken / Wikimedia CommonsИ кстати, сюрикенами пользовались не только ниндзя, но и самураи — ничего позорного в том, чтобы забрасывать врага острыми штуками, намазанными всякой пакостью, они не видели.
6. Ниндзюцу — это вид рукопашного боя
Кадр из фильма «Ниндзя»В интернете можно найти немало объявлений в духе «Вступай в школу ниндзюцу и овладей древними техниками идеальных японских машин для убийства!». В итоге несведущие люди начинают думать, что ниндзюцу — это такой вид боевого искусства или стиль рукопашного боя, вроде дзюдо, каратэ, самбо и так далее.
Но, как мы уже упоминали, рукопашный бой был для ниндзя делом десятым. В ниндзюцу внимание ему уделялось, но при этом гораздо больше среди синоби ценились другие возможности . Например, связанные со шпионажем, актёрской игрой и переодеваниями, выживанием в дикой природе, запугиванием противников, верховой ездой, химией (чтобы изготавливать бомбы и яды) и врачеванием.
Ещё синоби обучались плавать, бегать, лазать по скалам и совершать длительные переходы. Да что уж там, настоящий ниндзя должен был разбираться даже в добыче полезных ископаемых.
Эти парни могли сделать бомбу из удобрений и убить человека сельхозинструментом, умели ориентироваться на местности и читать военные карты, а ещё выживали в дикой природе не хуже Беара Гриллза.
В случае же боя с превосходящими силами противника ниндзя предпочитали ослепить, ошеломить или отвлечь врага бомбами, огнём и другими фокусами, а затем убежать.
7. Ниндзя были только мужчины
Изображение: Utagawa Kuniyoshi / Wikimedia CommonsСчитается, что ниндзя становились исключительно мужчины, но это не так. Женщин среди них тоже хватало — их называли куноити. Согласно сборнику Bansenshukai Фудзибаяси Тасутакэ, обучались они куноичи‑но‑дзюцу — это женское искусство ниндзя.
Основной задачей куноити был шпионаж. Они притворялись гейшами, проститутками, служанками, артистками и музыкантшами, чтобы втираться в доверие к знатным самураям, а затем подслушивать и подглядывать за ними. При необходимости могли отравить или заколоть свою цель.
Поскольку женское обаяние — страшная сила и красивой девушке люди выбалтывают секреты охотнее, чем мужчинам, куноити без работы не сидели.
А в XVI веке даймё Такэда Сингэн даже создал целую сеть шпионок‑куноити во главе с Мотидзуки Чиёме — дворянкой, которая совмещала разведывательную деятельность с поэзией.
8. Самураи и ниндзя враждовали
Изображение: Kanō Tan’yū / Wikimedia CommonsСчитается, что самураи открыто сражались с ниндзя и питали отвращение к самому пути синоби. Разве стал бы последователь Бусидо изучать презренные трюки этих вероломных воинов?
Однако, как мы уже упоминали, представления о чести у самураев были весьма специфические и ничего позорного в методах ниндзя они не находили. Поэтому самураи регулярно нанимали синоби, чтобы напакостить конкурентам или вовсе их устранить. Более того, некоторые ниндзя были выходцами из небогатых самурайских кланов!
Самураи, естественно, убивали синоби‑но‑моно, если те нападали на них. Чтобы уберечься от ниндзя, которых могли подослать конкуренты, знатные воины устанавливали в своих домах скрипучие половицы и «соловьиные полы», строили здания так, чтобы усложнить поджог, и прятали оружие в туалете.
Весьма предусмотрительно, поскольку, по слухам, одного даймё по имени Тоётоми Хидэёси убил ниндзя , спрятавшийся у него в сортире. Злоумышленник затаился в выгребной яме и воткнул присевшему полюбоваться сакурой дворянину копьё в зад.
Однако, когда сёгун Токугава объединил Японию под своим правлением, синоби, к услугам которых он прибегал ранее, оказались не нужны. Поэтому в XVII веке ниндзя ушли в безвестность — некоторых устранил Токугава, а другие забросили своё ремесло.
Читайте также 🧐
Египетский иероглифический алфавит
Древнеегипетское иероглифическое письмо
Египетский иероглифический алфавит — напишите свое имя как египетский
В 391 году нашей эры византийский император Феодосий I закрыл все языческие храмы по всей империи. Это действие положило конец четырехтысячелетней традиции, и послание древнеегипетского языка было потеряно на 1500 лет. Только после открытия Розеттского камня и работ Жана-Франсуа Шампольона (1790-1832) древние египтяне пробудились от долгого сна.Сегодня, благодаря огромному количеству их литературы, мы знаем о египетском обществе больше, чем о большинстве других древних культур.
Письмо было разработано примерно за четыре тысячи лет до Рождества Христова, и была также десятичная система счисления до миллиона. В отличие от других культур, ранние формы изображений никогда не отбрасывались или не упрощались, вероятно, потому, что на них так приятно смотреть.
Иероглифы назывались египтянами «словами Бога» и использовались в основном священниками.
Эти тщательно нарисованные символы отлично подходили для украшения стен храмов, но для повседневной работы использовался другой шрифт, известный как иератический. Это был почерк, в котором графические знаки были сокращены до абстракции.
Иероглифы записываются рядами или столбцами, и их можно читать слева направо или справа налево. Вы можете различать направление, в котором следует читать текст, потому что фигуры людей или животных всегда обращены к началу строки.Также верхние символы читаются перед нижними.
Иероглифические знаки делятся на четыре категории:
- Буквенные знаки обозначают один звук. К сожалению, египтяне воспринимали большинство гласных как должное и не представляли их как «е» или «v». Так что мы, возможно, никогда не узнаем, как были сформированы слова.
- Слоговые знаки представляют собой сочетание двух или трех согласных.
- Словесные знаки — это изображения предметов, используемые в качестве слов для этих предметов.за ними следует вертикальная черта, чтобы указать, что слово завершено одним знаком.
- Определитель — это изображение объекта, которое помогает читателю. Например; если слово выражало абстрактную идею, включалась фотография связанного и запечатанного свитка папируса, чтобы показать, что значение слова может быть выражено письменно, но не графически.
Египетские иероглифы 2018
Это совершенно новая версия, которая теперь работает на Windows 10, MAC, iPad, Android и всех мобильных телефонах.
Имеется более 1100 иероглифических иллюстраций, включая 450 примеров египетских слов и более 650 иероглифов из списка Гардинера.
Египетские иероглифы включают подробную информацию об истории египетской письменности и математики, использовании различных типов символов, о том, как написать свое имя, как распознать имена царей, а также историю писца с видео, показывающим, как делается папирус.
Все содержимое можно распечатать, включая функции пишущей машинки и калькулятора.
Также есть функции навигации и поиска по тексту.
Включены иероглифическая пишущая машинка и математический калькулятор.
Иероглифическая пишущая машинка и математический калькулятор включены. Экранная клавиатура QWERTY включает символы алфавита и чисел, а также набор определяющих знаков. Клавиши содержат латинские символы вместе с их эквивалентами иероглифами и описаниями, что позволяет вам набирать сообщения естественным образом и сразу просматривать переводы.
Kids могут быстро написать имена и короткие секретные сообщения, а затем выбрать печать в меню.
.азия, каллиграфия, мультфильм, иероглиф, япония, японский, значок ниндзя
- Наборы иконок Популярные наборы иконок Новейшие наборы иконок Популярные наборы иконок Категории Стили Следующий
- Дизайнеров Лучшие продажи Большинство подписчиков Новейшие дизайнеры Большинство иконок Следующий
- API Кейсы и цены Документация
- Перейти на Pro
- Корзина
- Авторизоваться
- зарегистрироваться
Загрузка…
.египетских иероглифов — онлайн-клавиатура LEXILOGOS
египетских иероглифов — онлайн-клавиатура LEXILOGOSЕгипетские иероглифы выберите languageInternational фонетический AlphabetWestern LanguagesDiacriticsAlbanianAmharicArabicArabic (Latin) ArmenianArmenian (Western) AzeriBashkirBaybayinBengaliBerber (Latin) Berber (Тифинаг) BosnianBulgarianBurmeseByelorussianCatalanChechenCherokeeChineseChinese PinyinCopticCroatianCzechDanishEgyptian (Древний) HieroglyphsEgyptian (Древний) (Latin) English (Old) EsperantoEstonianFaroeseFinnishFrenchGaelic IrishGaelic ScottishGeorgianGermanGranthaGreek (Древний) Греческий (Современный) греческий (латынь ) GujaratiHausaHawaiianHebrewHebrew (Latin) HindiHungarianIcelandicIndo-EuropeanIngushItalianJapaneseJapanese HiraganaJapanese KatakanaJawiKannadaKashmiriKashubianKazakhKhmerKhowarKoreanKurdishKyrgyzLaoLatinLatvianLingalaLithuanianMacedonianMalayalamMalteseMaoriMongolianMontenegrinNorwegianPashtoPersianPersian (Старый) PolishPortugueseRomanianRunes FutharkRunes Elder FutharkRussianSanskrit DevanagariSanskrit Devanagari UttaraSanskrit VedicSanskrit (Latin) SerbianSerbian (Latin) SindhiSinhalaSlovakSlovenianSomal i OsmanyaСораниИспанскийШведскийСирийскийСирийский (Латинский) ТаджикскийТамильскийТатарский ТелугуТайскийТибетскийТигриньяTorwaliТурецкийТурецкий (Османский) ТуркменскийУкраинскийУрдуУйгурский УзбекскийВьетнамский Валлийский ВаллийскийВолофИдишЙоруба
Введите код | или выберите список ГардинераA — Мужчина B — Женщина C — БогиD — Части человеческого телаE — МлекопитающиеF — Части млекопитающихG — ПтицыH — Части птицI — Рептилии, амфибииK — РыбыL — Беспозвоночные, мелкие животныеM — Деревья, растенияN — Небо, ух , водаO — ЗданияP — КораблиQ — Предметы домашнего обихода и погребальная мебель R — Храмовая мебель, священные эмблемыS — Короны, одежда, посохиT — Война, охотаU — Сельское хозяйство, ремесла, профессии V — Веревка, волокна, корзины, сумкиW — СосудыX — Хлеб, пирожныеY — Письма, games, musicZ — Геометрические фигурыAA — несекретноНижнеегипетские номы Верхнеегипетские номы |
1) Введите код Гардинера (1 согласная + цифра), например: A1
или код из Manuel de codage des textes hiéroglyphiques , например: zzmt
2) Введите пробел (или введите)
3) Выберите египетский иероглиф (щелкните мышью).
Скопировать [Ctrl] + [C] и вставить [Ctrl] + [V]
Загрузить шрифт Aegyptus (Aegyptus R: обычные символы, Aegyptus B: жирные символы)
→ Египетская латинская клавиатура с транслитерацией
→ Египетский язык: словарь, грамматика, тексты
→ Коптский язык
→ Коптская клавиатура
→ Многоязычная клавиатура: индекс
.Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия
Иероглифы или иероглифы — это тип письма, в котором символы или изображения используются для обозначения звуков и слов. [1] Культуры египтян, лувийцев и майя относятся к числу тех, кто использовал иероглифы. Они также были обнаружены в Турции, Крите, США и Канаде.
Считается, что они возникли, когда изображения использовались для рассказа историй о горшках и других произведениях искусства. Со временем картинки превратились в буквы.
Слово иероглиф происходит от греческих слов ἱερός (hierós «священный») и γλύφειν (glúphein «вырезать» или «писать»), и впервые оно использовалось для обозначения египетских иероглифов. Прибывшие в Египет греки видели буквы, которые часто можно было найти на стенах домов, гробниц и памятников.
Древние египтяне использовали картинки для создания фонетического алфавита, как в ребусе, так что каждый звук можно было записать со словом-картинкой, фонограммой или пиктограммой . [2] Например, зигзаг для воды
стал означать букву «n», потому что египетское слово для воды начиналось с n . Этот же рисунок стал нашей буквой «М» в латинском алфавите, потому что семитское слово, обозначающее воду, начиналось с м, и семитские рабочие изменили символы, чтобы они соответствовали звукам своего собственного языка. Точно так же наша латинская буква «N» произошла от иероглифа «змея»
, поскольку слово «змея» началось с n в семитском языке.В египетском языке это изображение означало звук, похожий на английскую букву «J» из-за слова «змея». Некоторые изображения представляют идеи, и они известны как идеограммы . [2]
Египтяне использовали от 700 до 800 изображений или символов. Они писались справа налево и сверху вниз. Они не использовали пунктуацию. [2]
История [изменение | изменить источник]
Археологи считают, что египтяне начали использовать иероглифы около 3300 или 3200 года до нашей эры.Они использовались более 3500 лет. Иероглифами писали только дворяне, священники и правительственные чиновники. Их было трудно выучить, и на их написание уходило много времени. Люди перестали использовать иероглифы, когда христианство утвердилось в Египте. Запись иероглифами стала более редкой: последняя известная надпись была сделана в 394 году нашей эры. [2]
Иероглифы, такие как японские или китайские иероглифы, возникли как идеографические символы или письма, состоящие из картинок. В древнем письме нет гласных, и все звуки в нем согласные.
Взлом кода [изменить | изменить источник]
После окончания египетской цивилизации в 30 г. до н. Э. Люди больше не умели читать иероглифы. Когда французы захватили Египет в 1798 году, французские солдаты нашли большой камень. [3] Теперь он называется Розеттским камнем. На Розеттском камне было письмо на трех разных языках: иероглифах, древнегреческих и демотических (упрощенная форма иероглифов). [3] Жан-Франсуа Шампольон предположил, что надписи на камне на трех разных языках были одинаковыми.Используя древнегреческий язык, он смог вычислить имя правителя Птолемея V в иероглифах. [2] После многих лет изучения он смог понять, как читать другие слова.
Тип иероглифов также использовался на Крите и близлежащих островах во 2-м тысячелетии до нашей эры. Эта система письма превратилась в сценарий под названием Linear A. Некоторое время использовались обе системы письма. Из 137 известных символов несколько напоминают пиктограммы. 96 из 137 известных иероглифов встречаются в «словах», а 32 кажутся логограммами.
Есть четыре цифры, обозначающие 1, 10, 100 и 1000 соответственно, и символ, который выглядит как маленький крест: он, вероятно, показывает начало текста. Поскольку символов относительно мало, письмо, вероятно, слоговое, как в линейном письме А. Большинство известных текстов короткие: они встречаются на сигилах и глиняных черепках.
.