«Ночные ведьмы» сгорали в самолетах живьем :: Наследие СССР
Советские женщины совершили невероятный подвиг на войне
Тема представительниц прекрасного пола на фронте всегда была особенной. Давно считается, и во многом справедливо, что воевать не женское дело. Однако то, что случилось в июне 1941 года было настолько страшным ударом, что на фронт ушли не только мужчины и вчерашние дети, но и студентки, крестьянки, словом, обыкновенные девчонки.
Они становились санитарками, летчицами, снайперами, зенитчицами. Про некоторых сняли фильмы, вроде «А зори здесь тихие» и «Небесный тихоход», но о большинстве рассказано очень мало.
По разным данным, в Великую Отечественную войну воевало от 800 тыс. до 1 млн женщин. По сравнению в общей цифрой это кажется немного, однако на самом деле, это не так.
Существовало три авиационных полка – 586-й, 587-й и 588-й. Их создали в самом начале войны, благодаря летчице, Герою Советского Союза Марине Расковой, которая обратилась лично к Сталину с просьбой об их создании. Соответствующий указ вышел 8 октября 1941 года. К этому моменту в СССР уже работали аэроклубы, в которые брали девушек. При советской власти всячески продвигалось осваивание женщинами, казалось бы, совершенно мужских профессий.
588-й женский полк уже во время войны переименовали в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский полк. Его летчиц немцы называли «ночными ведьмами». Дело в том, что ночью, в момент атаки, девушки выключали двигатели своих По-2, а шелест воздуха под крыльями действительно напоминал шуршание метлы.
Командовала полком бессменная Евдокия Бершанская, за что его еще называли в «дунькиным полком». К слову, она стала единственной женщиной удостоенной ордена Суворова.
До августа 1943 года летчицы не брали с собой парашюты, предпочитая вместо них положить до 20 кг бомб. Они подвешивались под плоскости самолета, прицел называли ППР – «проще пареной репы» – его просто не было. Пулеметы на По-2 стали ставить только в 1944 года, до это штурман и летчица могли отстреливаться только из пистолета ТТ. Сами самолеты были фанерными и загорались от попадания снарядом. Несчастные девушки нередко просто сгорали в машинах.
Летчиц, которые пилотировали истребители, было немного. Одной из самых известных была Лидия Литвяк. Девушка с 14 лет занималась в аэроклубе, и в 15 уже совершила свой первый полет. К началу войны она уже была опытным пилотом, и в 1942 году была зачислена в 586 истребительный авиаполк, приписав себе лишних 100 часов налета. Литвяк одержала 16 побед – 12 личных и 4 групповых. Достаточно сказать, что 13 сентября 1942 года она сбила в один день бомбардировщик Ю-88 и Ме-109. «Мессер» пилотировал ас – немецкий барон и кавалер Рыцарского креста, одержавший 30 побед.
Летчице хотели присвоить звание Героя Советского Союза, однако возникло опасение, что она попала в плен, так как останки не нашли. Сдавшимся в плен звезду Героя не давали. «Белую Лилию» нашли случайно в братской могиле в 1971 году, а захоронили с почестями только в 1988-м. Через два года президент СССР подписал указ о присвоении летчице звания Героя Советского Союза посмертно.
Сколько женщин погибло на войне неизвестно, так как статистика не велась. Как писал историк Григорий Кривошеев, их просто включали в число общих потерь.Кроме летчиц на фронт шли девушки-снайперы. Им не нужно было ходить в атаку и совершать изнуряющие марши, а стрелять метко они умели. В снайперы брали много сибирячек с хорошим зрением.
Их берегли, называли их «стеклышками». Портал «История-РФ» приводит историю снайпера Клавдии Калугиной, которую рассказала кандидат исторических наук Виктория Петракова. Калугина вышла на боевое задание вместе с напарницей Машей. Однако та шевельнулась, прицел сбликовал на солнце, и немецкий снайпер выстрелил. Пуля попала ей чуть ниже правого глаза и убила девушку наповал.
В Советском Союзе работали женская снайперская школа, единственная такая во всем мире. Она выпустила около 2 тыс. девушек-курсанток. Из них погибло примерно десять процентов. Они получали тяжелые ранения в голову, лежали по двое суток на снегу, поэтому после войны некоторые не могли иметь детей.
Но больше других ранения получали санитарки, которые вытаскивали раненых с пол боя. По ним необязательно били прицельно, они погибали под пулеметным и артиллерийским огнем. Быть санитаркой было ничуть не менее опасным, чем обыкновенным солдатом.
Их называли «ночные ведьмы». Великая Отечественная война и женщины герои.
- Помни своих
- Герои и их подвиги
- Герои России
- Герои Советского Союза — СССР
- Дети герои
- Женщины герои
- Лётчики герои
- Неизвестные герои
- Подвиги Афганской войны
- Подвиги в мирное время
- Подвиги в наши дни
- Подвиги Великой Отечественной
- Подвиги Чеченской войны
- Танкисты герои
- Трудовые подвиги
- Великие люди России
- Изобретатели
- Композиторы
- Космонавты СССР и России
- Писатели
- Поэты
Путешественники- Спортсмены
- Ученые
- Интересные факты
- Достижения
- Кинохроника
- Как это было
- Интересно
Поиск
Помни своих героев- Помни своих
- Герои и их подвиги
- ВсеГерои РоссииГерои Советского Союза — СССРДети героиЖенщины героиЛётчики героиНеизвестные героиПодвиги Афганской войныПодвиги в мирное времяПодвиги в наши дниПодвиги Великой ОтечественнойПодвиги Чеченской войныТанкисты героиТрудовые подвиги
Лиза Чайкина и её подвиг
Александр Иванович Покрышкин — первый трижды герой СССР. Лично сбил 59…
Герои и забытые подвиги Первой мировой войны
Алексей Маресьев и его подвиг. Лётчик, который летал и воевал без…
- ВсеГерои РоссииГерои Советского Союза — СССРДети героиЖенщины героиЛётчики героиНеизвестные героиПодвиги Афганской войныПодвиги в мирное времяПодвиги в наши дниПодвиги Великой ОтечественнойПодвиги Чеченской войныТанкисты героиТрудовые подвиги
- Великие люди России
«Ночные ведьмы»: смерть гитлеровцам!
Утром 16 сентября командование отдало приказ о бомбардировке немецкого штаба, размещавшегося в центре Новороссийска. Задача была очень рискованной. Ведь экипажам предстояло выполнять ее в светлое время суток, был очень большой риск потерь от огня немецкой противовоздушной обороны. Но приказ летчицы выполнили. Немецкий штаб был разбомблен, а через непродолжительное время освободили и Новороссийск. Ведь не зря немцы называли отважных летчиц «ночными ведьмами».Идея о создании особого женского авиационного полка родилась не сразу. Командование достаточно долго сомневалось, сможет ли полноценно воевать авиационная часть, состоящая из женщин. Но прославленной летчице Марине Расковой, стоявшей у истоков формирования «Ночных ведьм», удалось убедить высших руководителей Советского Союза и Народного комиссариата обороны.
Чтобы советское руководство дало добро на создание женских авиаполков Марине Расковой пришлось использовать все свои возможности, включая и личное знакомство с всесильным генсеком Иосифом Сталиным. У Марины Расковой авторитет в то время действительно был, причем немаленький. Вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко 24-25 сентября 1938 года Раскова в качестве штурмана участвовала в беспосадочном перелете по маршруту Москва — Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) протяжённостью 6450 км. Перелет длился 26 часов 29 минут, установив женский мировой рекорд дальности полета. Летчицы стали народными героинями. Уже 2 ноября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова получили звание Героя Советского Союза.
К сожалению, в 1939 году 31-летняя майор Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе, Валентина Гризодубова продолжала службу в авиации, а Марина Раскова сделала головокружительную карьеру и в том же 1938 году, в 26-летнем возрасте, возглавила Управление международных воздушных линий СССР. Имея прямой выход на высших руководителей советского государства, с самого начала Великой Отечественной войны она стала развивать идею создания женских авиационных полков. Раскову поддержали тысячи советских женщин, рвавшихся на фронт. И Раскова смогла добиться своей цели. 8 октября 1941 года был издан приказ Народного комиссариата обороны СССР «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии», который и дал старт знаменитым «Ночным ведьмам».
Первым был сформирован 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, командовать которым поручили 28-летней Евдокии Давыдовне Бершанской – летчице с десятилетним стажем, перед войной командовавшей авиазвеном в 218-м авиаотряде специального применения, дислоцировавшемся в станице Пашковской (Краснодарский край). Формирование полка началось в г. Энгельс, там же личный состав проходил подготовку. В отличие от двух других женских авиационных полков — 586-го истребительного (Як-1) и 587-го бомбардировочного (Пе-2), обладавших смешанным личным составом, в 588-м авиаполку служили исключительно женщины, причем на всех должностях – и летчиками, и штурманами, и механиками, и политработниками. В начале в полку насчитывалось 20 самолетов и 115 человек личного состава, из которых летный состав составлял 40 человек.
23 мая 1942 года полк вылетел на фронт и 27 мая оказался в зоне боевых действий. Первый боевой вылет экипажей полка произошел 12 июня 1942 года. До августа 1942 года полк сражался в Сальских степях, затем на Дону и на Миусе, где понес первые боевые потери. На протяжении целого года полк участвовал в боях на Кавказе. 8 февраля 1943 года 588-й полк был переименован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.
В ночь на 1 августа 1943 года полк потерял сразу четыре самолета, поскольку немецкое командование, чтобы пресечь постоянные ночные бомбардировки, направило против полка специальную группу ночных истребителей с подготовленными летчиками. Атака немецких истребителей стала полной неожиданностью для «Ночных ведьм». Немецкий ас Йозеф Коциок, кавалер Железного креста, умудрился сжечь в воздухе три бомбардировщика, а четвертый бомбардировщик был сбит зенитной артиллерией. В результате погибли 20-летняя гвардии младший лейтенант Анна Высоцкая и ее штурман 22-летняя младший лейтенант Галина Докутович, гвардии младший лейтенант 22-летняя Евгения Крутова и ее штурман Елена Саликова, Валентина Полунина и ее штурман 22-летняя Глафира Каширина, Софья Рогова со своим штурманом Евгенией Сухоруковой. Но потери полка лишь заставили «Ночных ведьм» воевать еще более ожесточенно. Немецкое командование, которое сначала воспринимало сведения о появлении в составе советской авиации целого женского авиационного полка как продукт советской пропаганды, стало бояться наших летчиц как огня. И это очень точное сравнение, поскольку в результате ударов с воздуха взрывались и дотла сгорали самые разные объекты немецкой военной инфраструктуры, от транспортов до штабов.
Одной из самых ярких страниц в истории полка стали бои за Керченский полуостров, в которых «Ночные ведьмы» приняли самое активное участие. В задачу полка входило обеспечение высадки советского десанта на Керченском полуострове. Поскольку немецкая артиллерия вела огонь по советским десантным катерам, советские бомбардировщики работали парами – один бил по прожектору, освещавшему море, другой – по артиллерийскому орудию. Кроме того, шум моторов делал для немцев неслышимыми подход советских катеров. В том числе и благодаря летчицам, советским десантникам удалось высадиться и закрепиться на очень узкой прибрежной полосе. Но они сразу оказались под немецким обстрелом. У десантников очень быстро закончились продовольствие, медикаменты, боеприпасы. Поэтому перед «Ночными ведьмами» была поставлена новая задача – советские бомбардировщики сбрасывали десантникам патроны, бинты и лекарства, провизию. Для советских солдат, оборонявшихся на прибрежной полосе, такие полеты «Ночных ведьм» стали настоящим спасением. Ночные полеты продолжались 26 дней, при этом бомбардировщики полка взлетали каждые 5-10 минут. Самолет только успевал заправиться, загрузиться бомбами или боеприпасами и продовольствием для советских десантников и вновь вылететь на Эльтиген.
Во время боевых действий на Керченском полуострове погибли летчик Прасковья Прокопьева, которой было всего 24 года, и летевшая с ней штурман полка гвардии старший лейтенант 23-летняя Евгения Руднева. Перед экипажем была поставлена задача разбомбить объект в поселке Булганак севернее Керчи. На задание Руднева и Прокопьева вылетели в ночь на 9 апреля 1944 года. Для Евгении Рудневой это был ее 645-й вылет. Несмотря на юный возраст, Евгения была опытнейшим штурманом, а до войны училась на астронома на мехмате МГУ. На фронт выпускница третьего курса университета пошла добровольно, решив, что продолжит образование после войны. Рудневу направили в школу штурманов, а затем – в полк «Ночных ведьм», где она служила штурманом экипажа, эскадрильи, а потом и полка.
Прасковья Прокопьева, несмотря на наличие летного образования, очень долго пыталась попасть на фронт. Ее отправили в Монголию – перевозить гражданские грузы, но девушка упорно добивалась своей цели. На фронт Прасковья попала лишь в 1943 году. Самолет Прокопьевой и Рудневой был сбит огнем немецкой зенитной артиллерии, однако сбросить бомбы на объект летчицам все же удалось. Лишь спустя двадцать лет удалось узнать, что в Керчи захоронены некие неизвестные летчицы. Это и были Руднева и Прокопьева.
Героически сражались летчицы и во время освобождения Севастополя, к которому отступали гитлеровские части, вытесненные с Керченского полуострова. Главной задачей полка в это время была бомбардировка немецких аэродромов в окрестностях города русской морской славы. Уже потом, после войны, ветераны полка вспоминали, насколько сложной была эта задача, как страшен был заградительный огонь немецких зениток. Но, тем не менее, полку не только удавалось отлично справляться с поставленными задачами, но и выйти из Севастопольской операции без потерь. Севастополь был освобожден 9 мая 1944 года. После освобождения Крыма «Ночные ведьмы» были переброшены в Белоруссию, где также шли ожесточенные бои с гитлеровскими оккупантами, а затем стали летать в Польшу. В январе 1945 года полк бомбил немецкие объекты в Восточной Пруссии, затем был переброшен на освобождение Гданьска, а с апреля 1945 года и до самой победы участвовал в прорыве обороны гитлеровцев на Одере.
За годы Великой Отечественной войны 23 военнослужащих полка были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. И их могло быть и больше. По сложившимся правилам, летавших на У-2 представляли к званию Героя Советского Союза при наличии 500 боевых вылетов. Но практически у каждой летчицы полка было столь внушительное количество боевых вылетов, что специально для «Ночных ведьм» планку подняли выше и стали представлять к званию Героя Советского Союза за 600 и более боевых вылетов. Если всего звания Героя Советского Союза были удостоены 59 пилотов, летавших на бомбардировщиках У-2, то более трети из них составляли летчицы одного лишь 46-го ночного бомбардировочного авиационного полка.
В 1995 году звания Героя Российской Федерации получили гвардии старший лейтенант Татьяна Николаевна Сумарокова, совершившая 725 боевых вылетов, и гвардии старший лейтенант Александра Федоровна Акимова, совершившая 680 боевых вылетов. Кроме того, в Казахстане звание Народный Герой получила гвардии старший лейтенант Хиуаз Каировна Доспанова, служившая штурманом-стрелком и совершившая 300 боевых вылетов. Хиуаз Доспановой удалось выжить во время авиакатастрофы, когда в темноте, возвращаясь на аэродром, один самолет сел на другой. Девушка получила тяжелейшие травмы, стала инвалидом 2-й группы, но вернулась в строй, чтобы продолжить службу.
Больше всех вылетов в полку за время войны совершила гвардии старший лейтенант Ирина Федоровна Себрова (1914-2000), командовавшая в полку авиационным звеном. На ее счету – 1004 боевых ночных вылета на бомбардировку войск противника. Конечно, Ирине Себровой было присвоено звание Героя Советского Союза. Общее же количество вылетов полка за три года участия в войне – 24 тысячи. Но при этом, хотя каждая из летчиц полка совершила огромное количество боевых вылетов, потери в личном составе были для авиационных полков минимальными. Так, за все время войны полк потерял 32 человека, причем это не только погибшие, но и умершие от ран и от болезней.
15 октября 1945 года Гвардейский Таманский Краснознаменный, ордена Суворова ночной бомбардировочный авиационный полк был расформирован. Поскольку в мирное время женщин в военные летчики было решено не брать, практически все героические летчицы полка были вынуждены уйти «на гражданку». Судьбы их сложились по-разному. Кому-то посчастливилось сделать серьезную карьеру на государственной службе или в партийных органах, кто-то прожил жизнь обычных тружениц. Так, Хиуаз Каировна Доспанова занимала пост секретаря Президиума Верховного Совета Казахской ССР, затем секретаря Алма-Атинского городского комитета партии, но была вынуждена уйти на пенсию в 40 лет – давали о себе знать последствия тяжелейших травм, полученных во время войны. Правда, на пенсии Хиуаз Каировна прожила почти полвека и скончалась только в 2008 году.
Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская вышла замуж за командира 889-го ночного легкобомбардировочного авиаполка Константина Бочарова и сменила фамилию, работала после войны в Комитете советских женщин, а скончалась в 1982 году в возрасте 69 лет от инфаркта. Раиса Ермолаевна Аронова после войны окончила окончила Военный институт иностранных языков, служила переводчиком в органах МВД СССР, КГБ СССР, в аппарате ЦК КПСС, вышла в запас в звании майора в 1961 году.
Разные люди – разные судьбы. Но все они были объединены единым страшным и героическим, но очень сближающим прошлым. Евдокия Яковлевна Рачкевич, служившая заместителем командира полка по политической части, после войны поставила своей целью объединять ветеранов полка, увековечивать память о погибших летчицах. Именно ей удалось обнаружить захоронение погибшей под Керчью Евгении Рудневой. Она изучила все места гибели пропавших без вести летчиц, проведя огромную работу. Именно благодаря этой замечательной женщине в 46-м ночном бомбардировочном авиаполку нет пропавших без вести, все захоронения героических летчиц установлены. Славный боевой путь «Ночных ведьм» от Сальских степей до Германии, бесстрашие советских летчиц – совсем молодых девушек – принесли полку вечную славу.
Истории «Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил». Отважные «ночные ведьмы» спустя годы стали забытыми. Но подвиги девушек-летчиц уникальны
Их называли «ночными ведьмами» и «легендами» — героических девушек, которые отчаянно боролись за победу нашей страны в годы Великой Отчественной войны. Отважные боевые девушки от 15 до 29 лет в составе 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка принимали участие в освобождении Новороссийска, боях на Кубани, Крыму, Беларуси, Польше, добрались до Берлина. По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.
Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР. Руководила формированием Марина Раскова, ей было всего 29 лет. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.
stihi.ruФормирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельсе. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Только женщины занимали здесь все должности: от механиков и техников до штурманов и пилотов.
Подвиги «ночных ведьм» уникальны — на счету бомбардировщиц тысячи вылетов и десятки тонн сброшенных на вражеские позиции бомб. И это на деревянных бипланах ПО-2, которые создавались никак не для военных целей и немецким силам противовоздушной обороны мало чем могли ответить!
oldstory.infoВоспоминания летчицы Натальи Кравцовой (Меклин):
— Наш учебный самолет создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для летчика и штурмана. До войны на этих машинах летчики проходили обучение. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскостью самолета. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.
Никакие трудности не пугали летчиц. А когда им хотелось почувствовать себя просто женщинами, они устраивали танцы на аэродроме прямо в комбинезонах и унтах, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого голубые трикотажные кальсоны.
Летчицы в воспоминаниях описывают свою мешковатую форму и огромные сапоги. Форму по размеру для них пошили не сразу. Потом появилось два вида формы — повседневная с брюками и парадная с юбкой.
На задания, конечно, вылетали в брюках, форма с юбкой была предназначена для торжественных встреч командования. Конечно, девушки мечтали о платьях и туфлях.
Каждую ночь летчицы успевали делать по 10−12 вылетов. Они не брали с собой парашюты, предпочитали вместо них схватить с собой дополнительную бомбу. Полет длился час, потом самолет возвращался на базу, чтобы заправиться и подвесить бомбы. Время на подготовку самолета между полетами занимало пять минут.
Воспоминания летчиц:
— Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем — ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку… И тогда мы ввели новую систему обслуживания — дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ. Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету.
Разные истории привели женщин на войну. Среди них есть и трагические. Евдокии Носаль пришла на фронт, чтобы меньше думать о смерти новорожденного сына. Сразу после того, как Евдокия родила, в Бресте началась бомбежка родильного дома. Евдокия выжила, а тело своего сына она потом нашла под обломками.
pokazuha.rucolors.lifeВоспоминания летчиц:
— Дуся чудом осталась жива. Но она не могла уйти с того места, где еще недавно стоял большой светлый дом. Там, под обломками, лежал ее сын… Она скребла ногтями землю, цепляясь за камни, ее оттаскивали силой… Дуся старалась забыть все это. Летала, летала и каждую ночь успевала сделать больше боевых вылетов, чем другие. Она всегда была первой. Она приехала к нам, летала блестяще, а на приборной доске ее самолета всегда был прикреплен портрет ее мужа, тоже летчика — Грицко, так с ним и летала. Дусю первой мы представили к званию Героя Советского Союза.
Из дневника летчицы Жени Рудневой:
«24 апреля.
Вчера утром прихожу к штурманам, собирающимся бомбить, поругала их за отсутствие ветрочетов и спрашиваю Нину Ульяненко: „Да, Нина, ты была на полетах, как там, все в порядке?“ Нина странно взглянула на меня и каким-то чересчур спокойным голосом спрашивает: „Что — все в порядке?“
— Ну, все благополучно?
— Дусю Носаль убили. Мессершмит. У Новороссийска…
Я только спросила, кто штурман. „Каширина. Привела самолет и посадила“. Да, у нас всякий раз что-то новенькое. И обычно всякие происшествия на старте бывают без меня. Дуся, Дуся… Рана в висок и затылок, лежит как живая… А ее Грицко в Чкалове…
А Иринка молодец — ведь Дуся навалилась на ручку в первой кабине, Ира привставала, оттягивала ее за воротник и с большим трудом вела самолет. Все еще надеялась, что она в обмороке…
Что бы я вчера ни делала, все время думала о Дусе. Но не так, как это было год назад. Теперь мне стало гораздо тяжелее, Дусю я знала близко, но сама я, как и все, стала другой: суше, черствее. Ни слезинки. Война. Только позавчера летала я на эту цель с Люсей Клопковой… Утром мы с ней со смехом выпили за то, что нас не подбили: мы слышали под плоскостями разрывы зениток, но они нас не достали…»
«…В гробу она лежала строгая, с перебинтованной головой. Трудно было сказать, что белее — ее лицо или бинт… Прозвучал салют из винтовок. Низко-низко пролетела пара истребителей. Они покачали крыльями, посылая прощальный привет.»
Летчица Наталья Кравцова попала на фронт тоже по своей воле. Она росла на Украине, в Киеве и Харькове. Там окончила школу и аэроклуб, а в 1941-м переехала в Москву и поступила в Московский авиационный институт.
tvc.ruНачалась война, и девушка вместе с другими студентами отправилась на строительство оборонительных укреплений под Брянском. Вернувшись в столицу, записалась, как и другие будущие «ночные ведьмы», в женскую авиационную часть Марины Расковой, окончила Энгельсскую военную школу пилотов, а в мае 42-го попала на фронт.
Была штурманом, а позднее переучилась на пилота. Первые вылеты в качестве летчика совершила в небе над Таманью. Ситуация на фронте была непростой, немецкие силы отчаянно сопротивлялись советскому наступлению, а противовоздушная оборона на занятых рубежах была насыщена до предела. В таких условиях Наталья стала настоящим асом: научилась уводить самолет от вражеских прожекторов и зениток, уходить невредимой от ночных истребителей немцев.
Вместе с полком командир звена гвардии лейтенант Наталья Меклин прошла путь длиной в три года, от Терека до Берлина, совершив 980 боевых вылетов. В феврале 45-го она стала Героем Советского Союза.
wikipedia.orgПосле войны Наталья Кравцова писала повести и рассказы о Великой Отечественной войне. Наиболее известная книга — «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков» — была написана совместно с ее фронтовой подругой Ириной Ракобольской.
Другая летчица, Ирина Себрова, была одной из первых, кто обратился к Марине Расковой с просьбой зачислить ее в формирующийся женский авиаполк. Она окончила московский аэроклуб, работала инструктором и до войны выпустила несколько групп курсантов.
lib.ruЛетчицы Ирина Ракобольская и Наталья Кравцова (Меклин):
— Ира Себрова сделала в полку больше всех вылетов — 1004, даже произнести страшно. Я думаю, что во всем мире не найти летчика с таким количеством боевых вылетов.
Над Донбассом, Новороссийском и Эльтигеном, в Белоруссии, Польше и Германии Себрова поднимала свой самолет против врага. За годы войны она дослужилась до звания гвардии старшего лейтенанта, прошла путь от простого пилота до командира звена. Была трижды награждена орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, множеством медалей, в числе которых «За оборону Кавказа».
Летчице Евгении Жигуленко был всего 21 год, когда в мае 1942-го она попала на фронт. Первые боевые вылеты в небе над Донбассом совершила в качестве штурмана, работая с Полиной Макогон. Уже в октябре 1942-го за 141 ночной вылет на самолете ПО-2 получила первую награду — орден Красного Знамени. В представлении говорилось: «Тов. Жигуленко — лучший стрелок-бомбардир полка».
mtdata.ruВскоре, набравшись опыта, Жигуленко сама пересела в кабину пилота и стала одной из самых результативных летчиц в полку. В ноябре 44-го гвардии лейтенанту Евгении Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза. В боевой характеристике летчицы отмечалось «высокое боевое мастерство, настойчивость и мужество», описано 10 эпизодов опасных, но всегда результативных вылетов.
Летчица Евгения Жигуленко:
— Когда же начались мои боевые вылеты в качестве летчицы, я стояла первой в строю как самая высокая по росту и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие летчицы. Так благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза.
Всего за три фронтовых года летчица совершила 968 вылетов, сбросив на нацистов около 200 тонн бомб!
После войны Евгения Жигуленко посвятила себя кино. В конце 70-х окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, снимала фильмы. Один из них — «В небе «ночные ведьмы» — посвящен боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.
К сожалению, в полном составе полк с войны не вернулся. Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где падали самолёты, и разыскала могилы всех погибших.
livejournal.comСамым трагичным эпизодом в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли, почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста, Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов. Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.
yaplakal.comОднако помимо боевых были и иные потери. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина, а 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. В итоге лётчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. В живых осталась только одна лётчица — Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы: у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей она стала инвалидом 2-й группы. Также погибали экипажи ещё и до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.
К сожалению, выживших «ночных ведьм» после войны многие забыли. В 2013 году в почтенном 91-летнем возрасте тихо ушла из жизни гвардии майор запаса Надежда Васильевна Попова, последняя из двадцати трех боевых летчиц — «ночных ведьм», награжденных в годы войны Золотой Звездой Героя Советского Союза. Тихо, потому что в день ее смерти, 6 июля, о случившемся коротко сообщили разве что несколько информагентств.
nadir.ruПогибшие подруги
Малахова Анна и Виноградова Маша Энгельс, 9 марта 1942 г.
Тормосина Лилия и Комогорцева Надя Энгельс, 9 марта 1942 г.
Ольховская Люба и Тарасова Вера Донбасс, сбиты в июне 1942 г.
Ефимова Тоня умерла от болезни, декабрь 1942 г.
Ступина Валя умерла от болезни весной 1943 г.
Макагон Полина и Свистунова Лида разбились при посадке 1 апреля 1943 г., Пашковская
Пашкова Юля умерла 4 апреля 1943 г. после аварии в Пашковской
Носаль Дуся убита в самолете 23 апреля 1943 г.
Высоцкая Аня и Докутович Галя сгорели над «Голубой линией» 1 августа 1943 г. [147]
Рогова Соня и Сухорукова Женя — —
Полунина Валя и Каширина Ира — —
Крутова Женя и Саликова Лена — —
Белкина Паша и Фролова Тамара сбиты в 1943 г., Кубань
Масленникова Люда погибла при бомбежке, 1943 г.
Володина Таисия и Бондарева Аня потеряли ориентировку, Тамань, март 1944 г.
Прокофьева Панна и Руднева Женя сгорели над Керчью 9 апреля 1944 г.
Варакина Люба погибла на аэродроме в другом полку в 1944 г.
Макарова Таня и Белик Вера сгорели в Польше 29 августа 1944 г.
Санфирова Леля подорвалась на мине после прыжка с горящего самолета 13 декабря 1944 г., Польша
Колокольникова Аня разбилась на мотоцикле, 1945 г., Германия
- В 1981 году в прокат вышел советский художественный фильм «В небе „Ночные ведьмы“» режиссёра Евгении Жигуленко. Прообразом части, где служат героини фильма, стал 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, сформированный по предложению Марины Расковой[. Режиссёр фильма Евгения Жигуленко воевала в составе этого авиаполка, была командиром звена и за проявленное в боях мужество стала Героем Советского Союза.
- В 2005 году появилась книга Олега и Ольги Грейг «Походно-полевые жёны», в которой лётчицы изображены сексуально распущенными. Авторы так же обвинили их в том, что награды вручались только через постель. Ветераны полка подали на авторов в суд за клевету. Было возбуждено уголовное дело, которое было прекращено в связи с гибелью О. Грейг.
«Ночные ведьмы» защитницы отечества: lenarudenko — LiveJournal
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- iOS & Android
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Ночные ведьмы. История в фотографиях.: mikle1 — LiveJournal
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- iOS & Android
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Кто они, «ночные ведьмы»? Как советские летчицы наводили ужас на Вермахт | ОБЩЕСТВО
«Ночными ведьмами» называли в ХХ веке не сказочных персонажей, которыми любят иной раз попугать непослушных деток. И боялись их вовсе не дети. Такое прозвище летчицам женского авиаполка дал фашистский Вермахт, чьи асы страшились их пуще всего.
Дунькин полк
Женский авиационный полк, находившийся в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны, был создан по инициативе легендарной летчицы, Героя Советского Союза Марины Расковой, погибшей в январе 1943 года. Есть сведения, что с предложением о его формировании она обращалась к Сталину лично. До 8 февраля 1943 г. он назывался 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, а затем — 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.
Его командир — Евдокия Бершанская, которой на тот момент было чуть меньше тридцати, имела богатый летный опыт и навсегда останется единственной женщиной в СССР, чьи заслуги отмечены высокой полководческой наградой — орденом Суворова третьей степени. Боевое подразделение Бершанской, на первых порах насчитывавшее 115 девушек 17-25 лет, на фронте шутливо называли «Дунькиным полком». Ведь 558-й был полностью дамским: все должности в нем — от механиков и техников до штурманов и пилотов — занимали женщины. Конечно, сослуживцы девушек обижать не хотели и обычно оправдывали прозвище именем их командира — Евдокии, то есть Дуни.Подразделение геройски прослужило три года (первый боевой вылет — 12 июня 1942-го, 15 октября 1945-го — расформирование полка. — прим.ред.), за которые «ведьмы» 23 672 раза вылетали бить врага, а 23 девушкам присвоено звание Героя Советского Союза.
При формировании подразделения полк оснастили 20 самолетами По-2. Это были знаменитые в годы войны У-2, получившие в 1944 году более привычное обозначение По-2 — в знак памяти о погибшем авиаконструкторе Николае Поликарпове. Затем их число увеличилось до 45, на конец же войны в рабочем состоянии оставались 36 машин. Биплан По-2 имел сдвоенное управление: им могли управлять и пилот, и штурман. Это спасало самолеты, так как нередко штурман приводила на базу и сажала их после гибели пилота. Кстати, девушки не особо заботились о своей безопасности — так, до августа 1943-го они предпочитали вместо парашютов брать с собой еще 20 кг бомб. При этом единственным вооружением для защиты от вражеских истребителей являлись пистолеты ТТ летчиков и штурманов — пулеметы на борту появились только за год до окончания войны.
Итальянское расследование
Знаменитое же на весь мир «Ночные ведьмы» было придумано немцами, и неспроста: свои полеты на стареньких, маневренных, легкокрылых самолетах девушки совершали исключительно в темное время суток, благодаря чему оставались часто невидимыми для гитлеровцев. Ночью, в момент атаки, они выключали двигатели своих машин. В тишине и темноте шелест воздуха под крыльями действительно напоминал шуршание метлы.
Почему «ведьмы»? Так пойди, догони их в родном небе, хитрых и бесстрашных! Считались неуловимыми.
О них до сих пор иногда вспоминают на Западе, хотя там сейчас уже другие герои. И другая, «исправленная история». Тем удивительнее, что рассказать, и таким образом напомнить европейцам о бесстрашных советских летчицах, взялась итальянка Ританна Армени, журналист, телеведущая, писатель, выпустившая на днях документальную книгу «В бой идут «ночные ведьмы».Ританна много времени провела в архивах, в том числе российских. Благо в последние годы они стали доступнее для исследователей. Там однажды и натолкнулась на информацию о 588-м легкобомбардировочном женском летном подразделении.
Информацию скупую, но столь интересную, что она загорелась желанием встретиться с кем-нибудь «из тех ведьм». Правда, к середине 2010-х, когда взялась за поиск летчиц, в живых оставалась лишь одна — Ирина Ракобольская.
«Первая попытка знакомства с ней закончилась вежливым и решительным «нет», — вспоминает автор. — Это «нет» исходило от представителя дирекции Музея Великой Отечественной войны в Москве. Она принадлежала, как бы это сказали раньше, к административной номенклатуре. Я поняла, что настаивать бессмысленно… 96-летняя «ведьма» нашла меня сама. Когда-то она была заместителем командира и начальником штаба 588-го полка.
Я вхожу в подъезд дома, где живет Ирина, — огромного и запущенного, с облупленными стенами, и чувствую, как меня охватывает волнение. Вот она, «ночная ведьма», — сидит в кресле, седые волосы под шерстяной шапочкой, на глазах очки с толстыми стеклами. Не тратя времени на церемонии, предлагает мне сесть».
Фронтовое бабье счастье
Беседы с Ириной Вячеславовной, продолжавшиеся не один месяц, легли в основу повествования. Говорили обо всем: боевых подругах, женских страхах и гордости. И совсем не случайном фронтовом бабьем счастье.
«Офицеры, инструкторы, пилоты, курсанты, снабженцы — все это мужчины. Их недоброжелательность сначала казалась показной, вызванной недоумением, что в таком чисто мужском месте оказались женщины. Но слишком бурно она порой проявлялась. В насмешках над девчатами, «щеголявшими» в мешковатой на их хрупких телах форме, в сапогах сорок третьего размера, которые никто не потрудился заменить. В том, как неловко забираются они в кабину своих неказистых самолетиков. Как слабо знают устав и военный этикет», — рассказывает Ирина Ракобольская в книге.
Какие внутренние мотивы заставили их, совсем молодых, 18-23-летних, вопреки воле близких, преодолевая сомнения работников военкомата и самого Сталина, не сразу давшему «добро» на создание чисто женского летного полка, отправиться на страшную войну, где раны и кровь, смерть и ужас, взяв на себя роль, которая и не каждому мужчине под силу? Горькие личные обстоятельства? Принуждение власти, потерявшей накануне Великой Отечественной и в первые ее месяцы чуть ли не половину своей армии?
Ответы на эти вопросы Ританна Армени ищет с первых страниц своей документальной повести. Находит вскоре после последней встречи с фронтовичкой, орденоносцем Ракобольской. В тот момент, когда, находясь дома, узнала из английской газеты Guardian о смерти Ирины.
«А в России, — с грустью констатирует она, — крупные издания не отреагировали статьями на эту печальную смерть».
«Я хотела рассказать историю «ночных ведьм» не для того, чтобы прославить их или отдать должное героическому прошлому, а чтобы утверждение, проверенное на полях сражений: «Женщины могут все», имело ценность и в сегодняшней жизни. Да, особенно в сегодняшней жизни… Я непременно отнесу свою книгу на могилу Ирины Ракобольской. Она ведьма, она сумеет ее прочесть».
Остерегайтесь ночных ведьм! — Смертельные женщины-летчицы России
Пилоты!
В рамках мероприятий Месяца признательности женщин и благотворительной кампании мы представляем эту историческую статью о великих русских летчицах, Ночных ведьмах. Наслаждайтесь!
Мы просто не могли понять, что советские летчики, которые доставили нам наибольшие неприятности, на самом деле были женщинами. Эти женщины ничего не боялись, они приезжали ночь за ночью на своих очень медленных бипланах, и в течение некоторых периодов они вообще не давали нам спать.” 1
— Капитан Люфтваффе Хауптман Йоханнес Штайнхофф
Летающие асы Лилия Литвяк, Катя Буданова и Мария Кузнецова 1 |
Немецкий блицкриг в России, известный как операция «Барбаросса», начался 22 июня 1941 года. Он опустошил российскую армию, оказавшуюся в неорганизованном и неготовом состоянии, и к ноябрю немецкая армия добилась огромных территориальных успехов, захватив миллионы заключенных и прорываясь через ожесточенное сопротивление к окраинам самой Москвы.
Во многих странах во время Второй мировой войны, включая Соединенные Штаты, Великобританию и Германию, женщин приветствовали в воздушных сообщениях в качестве транспортной и логистической поддержки. Это включало в себя работу радиолокационных станций, координацию перехвата бомбардировщиков истребителями и переправку самолетов с заводов на другие базы, но они не были приглашены в активные боевые действия.
Однако для России все было иначе. Ночные ведьмы были первыми из многих, кто взялся за оружие и летал так же успешно, как и их коллеги-мужчины.России отчаянно нужны были самолеты и пилоты, которые на них управляли, она была полна решимости остановить наступление Германии любыми необходимыми средствами.
В самый тяжелый для России час известная летчица Марина Раскова предложила решение. Раскова, известная как «Русская Амелия Эрхарт», была отважным пионером в области авиации. Учитывая ее достижения, Эрхарт было бы правильным назвать «американской Мариной Расковой».
В 1938 году Раскова и две другие женщины на самолете «Родина» ( Родина ) совершили 6000-километровый полет по просторам Советского Союза.Когда крылья покрылись льдом, а экипаж выбросил все, что мог, этого все равно было недостаточно. Раскова выпрыгнула из своего штурмана и спрыгнула с парашютом на землю, выжив 10 дней в суровых условиях, пока она искала свою команду.
Все трое выжили и завоевали первые медали Героя Советского Союза, врученные женщинам. Они не будут последними.
Теперь известная фигура в России, Марина Раскова использовала свои достижения и личные связи с советским руководством, чтобы сформировать три женских боевых подразделения: 586-й истребительный авиационный полк, 125-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк и, наконец, 46-й Таманский. Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.
Хотя эти женщины-пилоты не сразу были приняты их братьями по оружию, вскоре они оказались достойными уважения. Женщины из 46-го ночного бомбардировочного полка летали на биплане По-2, медленном, устаревшем и хрупком корабле, используемом для уборки урожая и тренировочных полетов. Он был сделан в основном из дерева и холста, очень уязвим для любого пожара и мог нести лишь небольшой груз бомб.
Андреас Кауэрт «По-2» 2 |
Женщины не испугались и использовали медленную скорость биплана в своих интересах.Максимальная скорость По-2 была на самом деле ниже, чем скорость сваливания у Ме-109, и они могли перехитрить противника, даже если его заметили более современные самолеты.
46-й дивизион действовал в основном в ночное время, с небольших аэродромов всего в 15 минутах от линии фронта. Пилоты совершали множество вылетов в ночное время и выдерживали неблагоприятные условия на самолетах с открытой кабиной. Они искали немецкие лагеря с малых высот, избрав опасную, но эффективную тактику: выключить двигатели на холостом ходу, когда они приблизились к точке взрыва бомбы, чтобы нанести удар из ниоткуда.
При этом, возможно, лучшее свидетельство их храбрости было дано им их врагами; без предупреждения, кроме звука ветра, проходящего через их крылья и вокруг их самолетов, испуганные немецкие солдаты сравнили его со звуком метлы, окрестив пилотов Nachthexen или «Ночными ведьмами».
Ночные ведьмы совершали вылеты каждую ночь, пока в их самолетах не кончалось топливо из-за многочисленных рейсов, при этом самолеты часто возвращались подбитыми и поврежденными, пилоты были ранены или убиты, а сама Раскова погибала при исполнении служебных обязанностей.Днем самолет ремонтировали и заправляли топливом на следующую ночь.
46-я полка летела постоянно, заставляя врага напугать, бессонницу и постоянно обороняясь, как на передовой, так и позади нее, подвергая себя огромному риску. Совершив более 30 000 вылетов и сбросив более 23 000 тонн бомб, они получили 24 награды «Герой Советского Союза». Эти женщины боролись за то, чтобы доказать свою ценность, как и мужские полки, и это им удалось.
Истребитель Як-1 3 |
март — Месяц признательности женщин.В течение всего месяца мы признаем достижения выдающихся женщин на протяжении всей истории. Мы проводим благотворительную акцию с Grace After Fire, замечательной женской организацией ветеранов . Мы не только будем поддерживать эту благотворительную организацию, направляя все пожертвования напрямую в нее, но также будем соотносить ваши пожертвования в соотношении доллар к доллару! | |
Нажмите здесь, чтобы пожертвовать |
Литературные источники
1 Сакаида, Генри. Героини Советского Союза 1941-45 . Оксфорд: Оспри, 2003. Печать. п. 18
Фото
1 «Ночные ведьмы» . 1940. Ночные ведьмы — советские летчицы . http://beautifulrus.com/night-witches-soviet-women-pilots/ 24 февраля 2014 г.
2 Андреас Кауэрт «По-2» Поликарпов / Поликарпов По-2 / У-2 http: // www .flugzeuginfo.net / acdata_php / acdata_po2_en.php 24 февраля 2014 г.
3 «Як-1» http: // world-war-2.wikia.com/wiki/Yakovlev_Yak-1 24 февраля 2014 г.
Удивительная история российских женщин-летчиц во Второй мировой войне, автор Брюс Майлз
В какой-то момент, где-то по ходу дела, я пришел к высокомерному предположению, что в современной истории мало что могло бы меня заинтересовать. В средней школе были разные прикосновения к истории Второй мировой войны, особенно в отношении Британии и подъема нацистской Германии, которые я с радостью исследовал, когда определенные области привлекли мое внимание … Затем мои документальные исторические чтения перескочили в далекое прошлое, как и я. полюбил археологию и верхний палеолит.Итак, читая научно-фантастический / фэнтезийный роман «Ночные ведьмы», я не мог поверить, что в послесловии говорилось о реальном вдохновении для книги. Я не встречал этих женщин, даже шепотом, хотя в свое время я делал немало внеклассных чтений, в не менее девичьей среде, и год изучал русский язык, чтобы ботинок … Да, я знал женщин-авиаторов в целом, имя Амелии Эрхарт стало нарицательным. Но Лили Литвак для меня ничего не значила, не говоря уже о других пилотах из трех эскадрилий советских летчиц-истребителей или даже о существовании их. Это то же самое, что зайти в любимый книжный магазин детства и обнаружить там только верхний этаж!
Небольшой поиск в Интернете дал мне короткий список из трех книг, но в конечном итоге я сузил его до этой… Брюс Майлз — журналист, его текст очень читабелен (проверьте), и это делает его отличной отправной точкой для погружения. ваши зубы в (проверьте). Он явно провел много исследований, в том числе интервью с некоторыми из выживших, чтобы учесть личные штрихи, которые действительно делают книгу такой, какая она есть.
Это горько-сладкий, временами забавный (например, неподходящая униформа, плохое гнездование мышей в неправильном ботинке и кратковременное усыновление несиротского волчонка), а иногда и исключительно душераздирающее. По сути, это чтение, которое дает странные возможности. Эти женщины были, по сути, девушками, когда они отправились воевать за свою страну, они рассказывают, что поначалу это казалось не совсем реальным, как они столкнулись со своими коллегами-мужчинами, которые поначалу не уважали их, с крайним холодом, страхом, потерей … Они взялись за все с впечатляющей силой характера.
В общем, это красивая книга, с которой можно свернуться клубочком. После того, как я нажал на фотографии, включенные в центр, осознавая, что закончу их в течение дня, мне пришлось ограничиться несколькими страницами за раз, чтобы продержаться. Честно говоря, мне жаль, что я не столкнулся с этим, когда был моложе, когда я был полон положительных уверенных и полностью человеческих образцов для подражания. Если в семье появятся еще какие-то девочки, они найдут копию в своих руках, и, возможно, они передадут ложных кумиров реалити-шоу (во всяком случае, я могу надеяться) … Но сначала у меня есть друг кому это понравится; в это Рождество он будет под ее елкой, и я знаю, что она меня поблагодарит.
Возвращение Ночных Ведьм? Русские женщины могут скоро служить летчиками-истребителями
РоссияПолучить короткий URL
На протяжении большей части 20-го века большинство военно-воздушных сил мира как правило, женщины лишались права становиться летчиками-истребителями, причем эти правила начали меняться только к концу холодной войны.
Российские женщины, желающие сделать карьеру в военной авиации, теперь имеют возможность служить в любом качестве, в том числе в качестве летчиков-истребителей, подтвердил заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами России.
«В процессе обучения мы увидим, кто на что способен, чтобы направить женщин в те виды авиации, которые соответствуют их талантам и способностям. Если женщина сможет управлять истребителем, такая возможность будет рассмотрена», Заместитель начальника Воздушно-космических сил лейтенант. Об этом заявил генерал Андрей Юдин, выступая в среду перед российскими СМИ.
Юдин пояснил, что все потенциальные пилоты во время тренировок проходят ряд специальных тестов, включая проверку своих психологических и когнитивных способностей.Строгое тестирование проводится на нескольких уровнях, в том числе во время вступительных экзаменов, и продолжается во время обучения. Эти тесты определяют пригодность пилота-стажера для конкретной области военно-воздушных сил.
До сих пор военным летчикам-женщинам разрешалось служить только в транспортной авиации.
Министр обороны Сергей Шойгу принял решение разрешить женщинам проходить подготовку в качестве военных летчиков в 2017 году, и в том же году первая партия женщин-стажеров поступила в Краснодарское высшее военное авиационное училище.Сообщается, что за два года, прошедшие с тех пор, 31 женщина поступила на учебу в летное училище, и в 2019 году будет зачислена новая партия призывников. сокращение в течение первого года.
В начале этого года военнослужащие из Воздушно-космических сил впервые выступили на Параде Победы на Красной площади в Москве.СССР был одной из первых стран в мире, где женщинам разрешили служить военными летчиками.Во время Второй мировой войны летчик и штурман Марина Раскова убедила советское командование разрешить создание трех добровольных женских авиаполков, включая 586-й истребительный авиационный полк, 587-й бомбардировочный авиаполк и 588-й ночной бомбардировочный полк. Последнее подразделение было названо войсками Вермахта «Ночными ведьмами» из-за привычки его членов проводить внезапные рейды на малой высоте в тыл врага глубокой ночью, с жутким звуком, напоминающим звук взмахивающей метлы, который был единственным шумом солдат. услышит, прежде чем попасть в него.
Во время войны женщины совершили более 30 000 боевых вылетов, почти три десятка из них были удостоены звания Героя Советского Союза — самой престижной награды страны. Многие получили звание посмертно.
Женщин продолжали вербовать в военно-воздушные силы, хотя и в гораздо более ограниченном масштабе, после войны, с Валентиной Терешковой, первой в мире женщиной-космонавтом, и Светланой Савицкой, первой женщиной, вышедшей в открытый космос, оба были зачислены в военно-воздушные силы. летчиков в отряд космонавтов.
Марина Попович, еще одна стажировка-космонавт, позже сделала себе имя как военный летчик-испытатель, установив более сотни авиационных рекордов, пролетев более трех десятков самолетов. В западной прессе она получила прозвище «Мадам МиГ» после того, как в 1964 году преодолела звуковой барьер на борту истребителя МиГ-21.
.