Ориентирование по местным признакам рисунок: Ориентирование по местным признакам — урок. География, 5 класс.

Содержание

Презентация к открытому уроку по теме «ориентирование по местным признакам»

Инфоурок

ОБЖ
›Презентации›Презентация к открытому уроку по теме «ориентирование по местным признакам»

 Тема: «Ориентирование по местным признакам»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Тема: «Ориентирование по местным признакам»

Описание слайда:

Тема: «Ориентирование по местным признакам»

2 слайд

Цель: 1. Развивать у учащихся навыки необходимые для определения сторон гориз

Описание слайда:

Цель: 1. Развивать у учащихся навыки необходимые для определения сторон горизонта, используя признаки местности. Задачи: 1. Отработать с учащимися способы определения сторон горизонта по местным приметам. 2. Воспитывать инициативу и находчивость. 3. Провести первичную проверку понимания учащимися изучаемого материала.

3 слайд

Цель: 1. Развивать у учащихся навыки необходимые для определения сторон гориз

Описание слайда:

4 слайд

Ориентирование по местным признакам по компасу по небесным светилам: Солнцу,

Описание слайда:

Ориентирование по местным признакам по компасу по небесным светилам: Солнцу, Луне и звездам

5 слайд

Ориентирование по местным признакам

Описание слайда:

Ориентирование по местным признакам

6 слайд

Ориентирование по местным признакам

Описание слайда:

7 слайд

От исходной точки отложите 1: 6 клеток на север, юг, запад, восток 2: 4 клетк

Описание слайда:

От исходной точки отложите 1: 6 клеток на север, юг, запад, восток 2: 4 клетки на С-З, Ю-З, Ю-В, С-В

8 слайд

Азимут - угол между направлением на север и направлением на ориентир

Описание слайда:

Азимут — угол между направлением на север и направлением на ориентир

9 слайд

Определи азимут 30 120 240  330  На дом; дерево (береза) колодец мельница

Описание слайда:

Определи азимут 30 120 240  330  На дом; дерево (береза) колодец мельница

10 слайд

Определите стороны горизонта по Солнцу в полдень

Описание слайда:

Определите стороны горизонта по Солнцу в полдень

11 слайд

Определите по тени дерева в полдень стороны горизонта

Описание слайда:

Определите по тени дерева в полдень стороны горизонта

12 слайд

Определите по тени дерева в полдень стороны горизонта

Описание слайда:

13 слайд

Ориентирование по Солнцу с помощью часов

Описание слайда:

Ориентирование по Солнцу с помощью часов

14 слайд

Время 12 часов ночи, где юг, если луна на небе:

Описание слайда:

Время 12 часов ночи, где юг, если луна на небе:

15 слайд

Определи стороны горизонта, если луна на небе: с з ю в

Описание слайда:

Определи стороны горизонта, если луна на небе: с з ю в

16 слайд

Где юг, если луна на небе: с з ю в

Описание слайда:

Где юг, если луна на небе: с з ю в

17 слайд

Где юг, если луна на небе: с з ю в

Описание слайда:

18 слайд

Где юг, если луна на небе: с з ю в

Описание слайда:

19 слайд

Растительному и животному миру свойственны некоторые особенности, которые мож

Описание слайда:

Растительному и животному миру свойственны некоторые особенности, которые можно использовать для определения сторон горизонта. Однако такое ориентирование менее надежно, чем простейшие астрономические приемы, поэтому пользоваться ими можно только в крайних случаях, например, в пасмурную погоду. Некоторые местные признаки могут служить простейшим, хотя и не очень точным «компасом» для путешественника.

20 слайд

Растительному и животному миру свойственны некоторые особенности, которые мож

Описание слайда:

21 слайд

По коре и лишайникам, растущим на стволах деревьев Лишайники всегда развиты п

Описание слайда:

По коре и лишайникам, растущим на стволах деревьев Лишайники всегда развиты преимущественно на северной стороне. Кора на стволах деревьев светлее и более сухая с южной стороны

22 слайд

По мхам 	мох чаще покрывает северную сторону как деревьев, камней так и крыши

Описание слайда:

По мхам мох чаще покрывает северную сторону как деревьев, камней так и крыши домов особенно покрытых шифером

23 слайд

По камням На камнях, так же как и на деревьях, лишайники и мох чаще покрывают

Описание слайда:

По камням На камнях, так же как и на деревьях, лишайники и мох чаще покрывают северную сторону. Но в некоторых случаях это тоже зависит от направления ветров

24 слайд

По камням На камнях, так же как и на деревьях, лишайники и мох чаще покрывают

Описание слайда:

25 слайд

По муравейникам 	почти всегда построены к югу от ближайших деревьев, пней, ку

Описание слайда:

По муравейникам почти всегда построены к югу от ближайших деревьев, пней, кустов. Южная сторона муравейника более отлогая, а северная — крутая.

26 слайд

Ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны

Описание слайда:

Ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны

27 слайд

Склоны гор и их растительность Южные склоны большей частью суше и теплее, и с

Описание слайда:

Склоны гор и их растительность Южные склоны большей частью суше и теплее, и соответственно на них развиты другие виды растительности

28 слайд

Снег облегчает ориентирование, особенно весной Снег тает в первую очередь на

Описание слайда:

Снег облегчает ориентирование, особенно весной Снег тает в первую очередь на южной стороне деревьев.

29 слайд

По ветру: 	Ветер может служить ориентиром в тех районах, где его направление

Описание слайда:

По ветру: Ветер может служить ориентиром в тех районах, где его направление постоянно летом и зимой.

30 слайд

Квартальный столб

Описание слайда:

Квартальный столб

31 слайд

Квартальный столб

Описание слайда:

Квартальный столб

32 слайд

Строения, правильно сориентированые по сторонам горизонта: церкви, мечети… С Ю

Описание слайда:

Строения, правильно сориентированые по сторонам горизонта: церкви, мечети… С Ю

33 слайд

Способы ориентирования по местным признакам ПО СНЕГУ ПО КАМНЯМ ПО КОРЕ, МХАМ,

Описание слайда:

Способы ориентирования по местным признакам ПО СНЕГУ ПО КАМНЯМ ПО КОРЕ, МХАМ, ЛИШАЙ НИКАМ ПО СКЛОНАМ ГОР ПО МУРАВЕЙ- НИКАМ ПО ГУСТОТЕ ТРАВЫ ПО ВЕТРУ ПО ФРУКТАМ И ЯГОДАМ ПО СТРОЕНИЯМ

34 слайд

Запишите в тетрадь: 		 		При ориентировании по местным признакам необходимо и

Описание слайда:

Запишите в тетрадь: При ориентировании по местным признакам необходимо использовать только несколько признаков одновременно.

35 слайд

ВОПРОСЫ на повторение. 1. Укажите на рисунке где находится ЮГ и СЕВЕР и объя

Описание слайда:

ВОПРОСЫ на повторение. 1. Укажите на рисунке где находится ЮГ и СЕВЕР и объясните почему?

36 слайд

 Определи северную сторону

Описание слайда:

Определи северную сторону

37 слайд

Рефлексия. - Возьмите лист с фигурой, лежащий у вас на парте. - Превратим его

Описание слайда:

Рефлексия. — Возьмите лист с фигурой, лежащий у вас на парте. — Превратим его в смайлик, нарисуйте глаза. — Если на уроке вам все было понятно, вы хорошо усвоили  материал, у вас все получилось, то нарисуйте вместо носа восклицательный знак. -Если остались какие-то сомнения  и вопросы, нарисуйте вопросительный знак. -Если на уроке у вас было хорошее настроение, нарисуйте улыбку. -Если вас что-то огорчило или возникли какие-то трудности, то нарисуйте грустный смайлик. -Если урок прошёл   нормально без особых эмоций, нарисуйте  спокойный прямой ротик.

38 слайд

Итог: 		- Где и когда нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

Описание слайда:

Итог: — Где и когда нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

39 слайд

Домашнее задание:  13 стр. 52-56.

Описание слайда:

Домашнее задание:  13 стр. 52-56.

Домашнее задание:  13 стр. 52-56.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности

Домашнее задание:  13 стр. 52-56.

Курс повышения квалификации

Домашнее задание:  13 стр. 52-56.

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

ДВ-339243

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Урок 6: Ориентирование — 100urokov.ru

План урока:

Способы ориентирования по местным признакам

Значение компаса при ориентировании

Определение направлений на плане местности и карте

Решение задач по определению азимута

 

Способы ориентирования по местным признакам

Выйдите на улицу и оглянитесь вокруг. Мы живем в пространстве, в котором на различных расстояниях размещены всевозможные объекты: дома, деревья, кустарники и т.д.

Все, что располагается вокруг нас, представляется нам огромным и бесконечным. Если нашему взгляду не препятствуют дома, горы или лес, то мы видим далеко. К примеру, человек среднего роста, который стоит на ровной местности, может увидеть объекты на расстоянии до 5 км.

В реальности, та территория, которую мы видим с вами, как бы ограничена линией. При взгляде вдаль нам кажется, что небо граничит с землей. Данная грань именуется линией горизонта. Данное слово считается греческим и в переводе на русский язык обозначает «ограничивающий».

1gfghfgh

Территорию, возможно, обозначить открытой, если нашему взгляду не препятствуют ни постройки, ни лес, ни горы. На открытом участке линия горизонта заметна хорошо. А в лесу данная граница почти не видна, по этой причине такую территорию именуют закрытой.

Вспомним стороны света по рисунку.

2nhj

Стороны света играют роль при установлении местонахождения, пути движения, то есть при ориентировании.

Внимательный человек, оказавшись на неизведанной местности способен ориентироваться и без компаса. Свое месторасположение он сможет установить с использованием местных признаков.

Сейчас у некоторых из вас промелькнет в голове мысль: «Зачем нам это знать, сейчас у каждого есть гаджеты со встроенным GPS. Либо можно просто позвонить по телефону спасательной службы». Однако, многие из вас попадали в ситуацию, при которой зарядка телефона заканчивалась и он отключался. Если угодить на территорию с плохой сотовой связью, то и гаджет будет бесполезным.

Поэтому познакомимся со способами ориентирования по местным признакам.

  1. Устанавливать стороны света можно по полуденной тени. Людьми было установлено местонахождение Солнца в полдень. Представим, что небесное светило располагается у нас со спины. Тогда перед нами север, а со спины – юг. Подобный метод ориентирования по местным признакам, то есть по Солнцу, нужно проводить в ясную погоду.

3bghj
Источник

Для ориентирования по небесному светилу допускается использовать прибор, который получил название гномон[1]. Используется с давних времен как солнечные часы.

4nhgj
Старинный гномон Источник

Его очень просто изготовить, даже если вы находитесь далеко от цивилизации. Для этого можно взять палку и вбить ее в землю, а вокруг провести полуокружность. На рисунке видно как можно определять направление по данному прибору.

5jhjk

  1. Мы с вами живем на территории России, поэтому каждую ночь можем наблюдать самую яркую звезду – Полярную. Она обладает примечательным качеством – при любой ситуации располагается на севере. Вот еще один прием ориентирования на местности, где местным признаком считаются звезды.

При выявлении этой звезды небо должно быть чистым. Установим местоположение созвездия Большой Медведицы, которая походит на ковш. Две крайние звезды соединим в мыслях линией и просчитаем расстояние больше этого в 5 раз. Тогда в конце этой прямой заметим Полярную звезду. Зная, где находится север, возможно, выявить и другие стороны света, ориентируясь на местности без карты и компаса.

6nhj
Источник

  1. Стороны света в ночное время суток возможно установить, наблюдая за Луной. Для ориентирования по Луне на местности необходимо сосредоточить внимание на ее фазы. В каждой своей фазе Луна располагается в определенной стороне света. Познакомимся подробно на следующем рисунке.

7vfdfg

Если полная луна появилась на небе в 19.00, значит, она указывает направление на восток, а в 1.00 – на юг. Убывающий месяц в 1.00 ночи указывает направление на восток, а утром в 7.00 – на юг.

  1. В лесу также возможно увидеть достаточное количество местных признаков, по которым можно ориентироваться. Многие из них основаны на неодинаковом количестве тепла, получаемого с разных сторон света. Установим 10 местных признаков ориентирования:
  • Присмотритесь внимательно к деревьям. Одна сторона с меньшим числом ветвей, менее пышная. Чаще всего этот край направлен на север.

8gdfg

  • Ведь не только деревья могут указывать стороны света, по их пням также можно установить это. На пне очень хорошо видны годовые кольца. Внимательно рассмотрев их можно увидеть закономерность: с севера они более узкие. Вот и еще один из способов ориентирования в лесу без компаса.

9jghj

  • Есть еще один прием выявления сторон света по деревьям. Обращали внимание на цвет коры у берез? Часто бывает, что с одного края она более светлая, а с другого темнее. Так вот светлая сторона располагается на юге.

10fsrt

  • Самым известным природным фактом считается место произрастания мха. Войдя в лес, обратите внимание на то, как он растет. Часто произрастает только с одной стороны объекта, например, дерева. Та сторона, на которой есть мох, указывает направление на север.

11bfg

  • С детства многие любят наблюдать за жизнью муравейника. А знаете ли вы, что и по этим лесным жителям можно определить стороны света? Это хорошо можно проследить по рисунку.

12utye

  • В зимний и весенний период стоит присмотреться к таянию снега. Присмотревшись внимательно, можно заметить, что с разных сторон тает неодинаково. Область, получающая больше света, тает быстрее. Соответственно она считается южной. И наоборот. Познакомимся с данным явлением на рисунке.

13vdfh

  • Попав после дождя в лес, опять же присмотритесь к деревьям. Их кора высыхает неравномерно. Одна часть быстрее, другая более медленно. Кора, долго остающаяся влажной, считается северной, так как получает меньше тепла.
  • Многие леса имеют просеки. Стоит их найти, если вы заблудились. По ним также можно выявить направление, в котором нужно идти.

14vdfg

  • В хвойном лесу также существуют различные признаки, по которым можно ориентироваться. На стволах хвойных деревьев есть смола, которой с одного края бывает больше, чем с другого. Там, где есть ее наплывы, ствол будет направлен на юг.

Учитывайте, что по 1 местному признаку и предмету осуществлять ориентирование нереально. В этих целях необходимо применять ряд местных и природных признаков, только лишь в этом случае, можно провести верное ориентирование и выбрать путь движения.

 

Значение компаса при ориентировании

Надежнее и удобнее при любых условиях ориентироваться по компасу.

15bfgh

Давайте установим строение этого прибора, и как ориентироваться с помощью компаса. Его основой считается стрелка, обладающая свойством магнита. Размещается она на острие, поэтому может вращаться. Окрашена стрелка неодинаково: красный указывает на юг, а синий на север. Сверху коробочка компаса прикрыта стеклом, под которым есть шкала и на ней обозначены стороны горизонта.

В целях ориентирования на местности по компасу требуется рассмотреть порядок действий:

  1. Положить компас горизонтально и освободить стрелку. Дать магнитной стрелке успокоиться.
  2. Медленно поворачивать коробочку, пока синий конец стрелки не остановиться напротив буквы «С».

16jyu

В этом случае компас станет ориентирован, и тогда можно определить с его помощью стороны горизонта. С этим прибором можно выявлять направление на предметы и объекты. К примеру, установить, где расположен колодец, родник, церковь и так далее.

Для определения направления на объект необходимо познакомиться с понятием «азимут».

Компас имеет форму круга, а всякая окружность содержит 3600. В случае ориентирования на местности, мы можем провести измерение угла с помощью компаса. Всякий угол образован двумя линиями, в данном случае одна направлена на какой-либо предмет, другая на север. Такой угол получил название «азимут».

17bbfgh

Посмотрим на циферблат компаса и увидим, что если объект, к которому мы движемся находиться на севере, то градусы азимута будут равны 0. Направление на восток будет составлять азимут 900. Тогда азимут южного объекта будет соответствовать 1800, а западного – 2700.

18bfgh

Тогда возникает вопрос: «Как с помощью компаса можно определить азимут?»

Рассмотрим алгоритм определения углов азимута и сторон горизонта по компасу.

19bfgh

Научившись определять азимут по компасу, мы сможем, устанавливать направление без карты и ориентироваться даже на незнакомой местности, например, в лесу.

Представим, что наступила осень, и мы как заядлые грибники идем в лес. Карты у нас нет, а вот компас взяли. Может быть, он даже есть встроенный в гаджет, который сейчас у каждого при себе. Прежде чем войти в лес, необходимо выбрать объект, на который мы будем осуществлять ориентирование по компасу, лучше, если он будет достаточно протяженным. Часто выбираются линейные объекты. К примеру, это будет тропинка, шоссе, речка и т.д. Для определения азимута нам нужно повернуться, вспомнив русские сказки – к лесу задом, к объекту передом. Ориентируем компас и определяем по нему стороны горизонта. Вычисляем угол азимута по циферблату и запоминаем его. На противоположной стороне компаса будет азимут направления для движения в лес.

Все, мы готовы идти за грибами, однако следует периодически проверять, не ушли ли вы далеко от объекта.

20bfgh

Таким образом, мы рассмотрели еще один способ ориентирования на местности, но уже по компасу.

 

Определение направлений на плане местности и карте

В предыдущих уроках мы познакомились с различными способами изображения поверхности. Так вот карту и план можно также использовать для ориентирования по компасу на местности.

Рассмотрим определение направлений сторон горизонтов по плану и топографической карте.

Вы уже знаете, что стороны горизонта на плане и карте изображены в виде стрелки. Верхняя часть плана указывает на север, а нижняя на юг.

Для определения азимута необходимо сориентировать карту, то есть расположить ее на местности так, чтобы верх был направлен на север. Ориентировать карту можно различными способами.

  1. По линейным объектам – к ним могут относиться шоссе, линии электропередач, речки, дороги и другие. Нужно встать рядом с этим объектом и поворачивать карту или план пока направление не совпадет с таковой на местности. В результате ориентирования определим по плану местности точку нашего нахождения.

21bgfh

  1. По направлению на объект, являющийся ориентиром. Данный способ применяют, если известно, в какой точке мы находимся, и в пределах видимости есть ориентир, нанесенный на карту. Тогда ее размещают так, чтобы изображение на карте совпало с направлением на местности.

22bfgh

  1. По компасу ориентирование карты проводят в лесу, где другим способом это сделать нельзя. С начала необходимо определить направление на стороны горизонта по компасу.

23bfgh

После ориентирования карты можно приступить к определению азимута. Существует несколько способов:

  1. Определять направление и азимут по плану местности можно транспортиром. Рассмотрим алгоритм действий определения градусов азимута, пользуясь транспортиром.

24nhj

  1. Определение сторон горизонта, направлений на объект и азимута можно также осуществлять с помощью компаса и карты.

25gbfgh

Изучив материал, многие могут сказать: «Зачем нам в современном мире, где большое количество гаджетов с различными функциями, нужен азимут?»

Во-первых, никто никогда не знает где и в каких лесных дебрях или пустынях он окажется. Возможно, вы станете геологом, а для ориентирования на местности в поисках горных пород вам точно пригодиться умение определять азимут по компасу. Да и любой путешественник, и турист, совершающий походы, должен уметь определять направление движения по азимуту с использованием компаса.

Немаловажное значение имеет азимут и в военном деле. Для определения направления движения судна по морским путям высчитывается азимут и называется это у моряков навигация[2]. Также это применимо и к летчикам, которым необходимо определять воздушные пути для самолетов. Широко используется понятие «азимут» в артиллерии, где необходимо знать угол на объект для наведения орудия на цель.

26bfdgh
Азимут в артиллерии Источник

 

Решение задач по определению азимута

Выяснив, для чего нужен азимут, и как его определять, потренируемся в решении задач.

27bfgh

В первой задаче нам предстоит помочь Маше. Ей нужно добраться до дерева, где ее ждет медведь. У Маши есть компас и план, по которому она должна двигаться. Для определения азимута необходимо сориентировать компас по сторонам света, как показано на рисунке. Мысленно проведем линии до объектов. На данном компасе каждые 100 проведены через два штриха. Тогда определяем азимут с помощью компаса и получаем результат.

28ghj

Теперь Маша может двигаться к известному объекту, переходя от одной точки к другой с учетом азимута. При этом, не забывая смотреть на компас и не отклоняться от заданного направления.

Потренироваться в ориентирование по азимуту с компасом можно даже в квартире. Посвятим этому следующую задачу.

29gj

Как при таких условиях определить азимут на предметы интерьера комнаты по компасу? Вспоминаем алгоритм действий. Сначала ориентируем компас по сторонам горизонта с целью выявления азимута. Определяем, как нужно встать, чтобы перед нами был север. Устанавливаем те предметы, которые присутствуют в пределах нашей видимости. Именно на них будем определять азимут с помощью компаса. В данном случае это будет телевизор, балконная дверь и кухонный стол. В уме прочерчиваем линии к этим предметам интерьера. Устанавливаем азимут, при этом учитывая, что одно деление соответствует 50.

30jgj

Рассмотрим еще один тип заданий, в которых будем определять азимут с помощью компаса и по карте

31bghj

Как в данном случае найти азимут от нашего местонахождения до школы по компасу? Нам необходимо выявить точку местонахождения и сориентировать на нее компас. Проводим линию от центра компаса до точки местонахождения и до школы. Получаем угол направления на строение. Учитываем через, сколько градусов проведены штрихи на шкале компаса – 50. Тогда получаем азимут соответствующий 500.

По карте, возможно, определять углы не только по компасу, для этого существует специальная линейка, которой вы пользуетесь на математике, транспортир. Посмотрим, как определять азимут, если есть только карта и транспортир.

32nhgj

На карте выявляем место нашего расположения и проводим прямую линию, верх которой будет показывать на север. Находим место, куда нам нужно прийти и соединяем эти две точки. В результате получаем угол. Прикладываем транспортир к прямой линии и определяем градусные меры углов. По данному заданию с помощью транспортира получаем азимут соответствующий 1140.

Итак, мы познакомились с различными способами ориентирования на местности, научились работать с компасом и выявлять азимут. Теперь нам не страшно оказаться в неизвестном месте. Всегда можно найти путь домой по азимуту.

 

Словарь

1. Гномон – это прибор, с помощью которого определяют направление и высоту Солнца над горизонтом.

2. Навигация – раздел науки, изучающий способы определения маршрута судна с помощью различных приборов.

 

Как ориентироваться по местным природным признакам. Ориентирование по местным признакам: способы и примеры

Ориентироваться на местности
— это значит уметь определять свое местоположение относительно сторон горизонта, окружающих объектов и форм рельефа, находить нужное направление движения и выдерживать это направление в пути.
Если нет компаса страны света можно определить по солнцу, звездам, местным ориентирам.

Ориентирование по солнцу.

В северном полушарии направление на север можно определить, став в местный полдень спиной к солнцу. Ваша тень укажет направление на север, слева будет запад, справа — восток. В южном полушарии тень будет показывать на юг. Местный полдень определяется с помощью вертикального шеста длиной 0.5 — 1 м. Незадолго до наступления предполагаемого полудня отметьте колышком положение конца тени и делайте отметки до тех пор, пока она снова не начнет удлиняться. Момент, когда тень была самой короткой, соответствует прохождению солнца через данный меридиан, т.е. местному полудню.

Определение сторон света с помощью часов.

Положите часы горизонтально и поворачивайте их так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце. Через центр циферблата мысленно проведите линию в направлении на цифру 1 (13 ч.) (с 1 октября по 1 апреля). Биссектриса угла, образовавшегося между этой линией и часовой стрелкой, показывает направление на юг, с 1 апреля по 1 октября биссектрису проводят между часовой стрелкой и направлением на цифру 2 (14 часов), причем до полудня надо делить угол на циферблате, который часовая стрелка должна пройти до 13 (14) часов, а после полудня тот угол, который она прошла после 13 (14) часов. Этот способ ориентирования дает сравнительно правильные результаты в северных и отчасти средних широтах, особенно зимой, менее точно весной и осенью, летом же ошибка в ориентировании может достигать 25 град.
В южных широтах пользоваться этим способом не рекомендуется.

Ориентирование по звездам.

В северном полушарии направление на север можно определить с помощью Полярной звезды, расположенной примерно над северным полюсом. Для этого найдите на небе созвездие Большой Медведицы с характерным расположением звезд в виде ковша с ручкой. Через крайние две звезды ковша проведите воображаемую прямую линию. Расстояние между этими звездами отложите на линии пять раз. На конце пятого отрезка будет находиться яркая Полярная звезда. Направление на нее будет соответствовать направлению на север с точностью до 1 град.

В южном полушарии стороны света определяются по созвездию Южный Крест четырем звездам, расположенным в форме креста, наклоненного в одну сторону. Воображаемая линия, проходящая по его длинной оси, направлена на юг.

Истинный южный крест не спутайте с ложным, который имеет пять звезд, менее ярких и более удаленных друг от друга, чем в истинном.

Ориентирование по Луне.

Может случиться, что из-за облачности Полярной звезды не видно, но видна Луна. Ею можно воспользоваться для ориентирования в сторонах горизонта.

Самая короткая тень при полной Луне соответствует полуночи, направление ее показывает на север.

При ориентировании по Луне и часам поступают следующим образом: Разделив на глаз радиус диска Луны на 6 равных частей, оценить, сколько частей содержится в видимой части Луны.

Если Луна прибывает (видна правая часть диска), то полученное число частей вычитают из часа наблюдения.

При ущербе Луны (видна левая часть диска), указанное число частей прибавляют к часу наблюдения.

Полученная сумма или разность укажет час, когда в том направлении, где будет Луна, будет находиться Солнце. Определив этот час и приняв Луну за Солнце, находят направление на юг, как это делается при ориентировании по Солнцу и часам. При этом на Луну надо направлять не часовую стрелку, а то деление на циферблате часов, которое соответствует вычисленному часу. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, т.е. когда Луна и солнце находятся в одном направлении, на Луну следует направлять часовую стрелку, т.е. ориентироваться так же как и по Солнцу.

Определение сторон горизонта по растениям и животным.

Растительному и животному миру свойственны некоторые особенности, которые можно использовать для определения сторон горизонта. Однако такое ориентирование менее надежно, чем простейшие астрономические приемы, поэтому пользоваться ими можно только в крайних случаях, например, в пасмурную погоду.

В тайге стороны света можно с примерной точностью определить по некоторым природным признакам. Так, например, с северной стороны деревья имеют более грубую кору, покрытую лишайниками и мхом у подножья, кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни или выступы скал гуще покрыты мхом и лишайником.

При оттепелях снег дольше сохраняется на северных склонах возвышенностей.

Грибы, обычно, растут с северной стороны деревьев.

На поверхности ствола хвойных деревьев, обращенной на юг, выделяется больше смоляных капель, чем на северной. Особенно отчетливо эти признаки видны на отдельно стоящих деревьях. На южных склонах трава растет быстрее.

Изучение повадок животных нередко дает интересный материал для ориентирования, хотя при этом требуется еще более осторожный подход, чем при ориентировании по растениям.

Вот некоторые сведения об особенностях поведения животных.

Муравьи устраивают свои жилища почти всегда к югу от ближайших деревьев, пней и кустов.

Южная сторона муравейника более пологая, чем северная.

Степные пчелы строят свои жилища из очень прочного материала. Их гнезда помещаются на камнях или на стенах, обращенных всегда к югу, и похожи на комки грязи, отброшенные колесами повозок.

Сирийский поползень устраивает гнездо на стене скалы, всегда обращенной на восток.

Трехпалые чайки, или моевки, гнездятся по скалам многочисленными стаями, причем их гнезда всегда расположены на западных и северо-западных берегах островов.

Определение сторон горизонта по постройкам.

Различные постройки в некоторых случаях тоже могут служить хорошим ориентиром. В основном это сооружения религиозного культа: церкви, мечети, синагоги и т.д., которые в соответствии с законами религии строились довольно строго ориентированными по сторонам горизонта.

Алтари и часовни православных церквей обращены на восток, а колокольни на запад.

Опущенный край нижней перекладины креста на куполе обращен к югу, приподнятый — к северу.

Алтари лютеранских церквей обращены только на восток, а колокольни — на запад.

Алтари католических церквей обращены на запад.

Кумирни, пагоды, буддийские монастыри фасадами обращены на юг.

Выходы из юрт тоже обращены на юг.

При ориентировании необходимо знать некоторые особенности:

когда солнце находится позади человека расстояние скрадывается, светит в глаза — кажется большим, чем на самом деле;

складки местности,

Человек и мир. Способы ориентирования на местности по Солнцу, компасу. Ориентирование по местным природным признакам

Тема урока: Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности по Солнцу, компасу. Ориентирование по местным природным признакам

Цели урока:

— формировать представление о различных способах ориентирования на местности, учить ориентироваться по Солнцу, компасу, природным признакам;

— содействовать осознанию учащимися того, что умение ориентироваться на местности имеет важное практическое значение;

— развивать познавательный интерес к изучению предмета;

— воспитывать уважение друг к другу в процессе совместной работы, продолжить развитие коммуникативных умений.

Оборудование: мультимедийная система; карточки с заданиями для самостоятельной работы; индивидуальные компасы; цветные полоски для игры «Палитра», презентация Ориентирование на местности (скачать презентацию)

Ход урока

I. Организационный момент

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

II. Информация об окружающем мире (слайд 1)

Рассказывает ученик.

Сегодня … . День недели — … . Температура воздуха … , осадки в виде… Дни становятся короче, а ночи — длиннее, солнце поднимается ниже над горизонтом.

Перелётные птицы собираются в стаи и улетают на зимовку. Стрижи и ласточки первыми улетели в тёплые края. Эти птицы охотятся на насекомых, а так как воздух становится холодным и насекомые прячутся в кору деревьев, пищи нет, и птицы улетают на юг. Практически последними улетают грачи, потому что они ищут корм в почве, а она промерзает к концу осени.

В лесу преобладают жёлтые, красные, коричневые краски. Это наступает золотая осень. К зиме в тёплые шубы переодеваются зимующие в наших краях звери: зайцы, лисы, горностаи, ласки. Накапливают жир и засыпают в своих норах медведь, ёж, барсук. Поглубже в ил на дне водоёма забираются лягушки и там засыпают.

Люди собирают выращенный урожай овощей и фруктов, подготавливают почву к зиме. Они убирают мусор с огородов, перекапывают почву, вносят удобрения, сеют озимую рожь.

Приметы:

Много жёлудей на дубе — к лютой зиме.

Если листопад пройдёт скоро — надо ожидать крутой зимы.

Если в сентябре лист с берёзы и дуба опадает нечисто — жди суровой зимы.

III. Проверка домашнего задания (слайд 2)

hello_html_47d1ac53.jpg

Восстановите схему, расположите объекты (у доски):

— облако — на юго-западе;

— солнце — востоке.

На местах учащиеся выполняют задания на карточках.

Задание 1.

На рисунке по указанным сторонам горизонта определите направление.

hello_html_m4e5ecd3a.jpg

Задание 2.

Определите направление, в котором будут возвращаться ученики с экскурсии в лес, если он расположен на северо-западе от школы.

Задание 3.

На экскурсию в лес школьники сначала шли на юго-восток, потом — на юг, далее — на запад. В каком направлении они будут возвращаться обратно, если пойдут тем же путём?

Задание 4.

Туристы пошли с севера два часа на восток, затем два часа на юг, затем два часа на запад, а потом два часа на север. Где они оказались к концу похода?

Задание 5.

Определите, в какой стороне горизонта находятся предметы. Ответ запишите.

hello_html_m6b554faf.jpg

В то время, пока ученики выполняют задания у доски и на карточках, остальные учащиеся класса отвечают на вопросы учителя. (слайды 3-5)

Фронтальный опрос

— Что называется горизонтом?

— Что такое линия горизонта?

— Когда человек видит горизонт в виде большого круга?

— Назовите основные стороны горизонта.

— Какие стороны, кроме основных, вы знаете?

Учитель проверяет карточки, оценивает ответы учащихся, а остальные дети решают выражения и расшифровывают слово. (слайд 6)

hello_html_490857da.jpg

— Какое слово у вас получилось? (ПУТЕШЕСТВЕННИКИ)

— Хорошо, отправляемся в путешествие.

Диктант

— Возьмите листочки. От цифры 3 пройдите 2 шага на запад, затем 3 шага на юг, затем 2 шага на восток, 2 шага на север и 2 шага на восток. В какую цифру вы пришли? (10.) Вы хорошо знаете стороны горизонта.

hello_html_m75443d89.jpg

IV. Изучение нового материала (слайд 7)

Беру я рюкзак,

Удачу, надежду,

Весёлых друзей

И знаний багаж.

Встаю я пораньше

И в путь отправляюсь.

— Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. А начнём его с древнегреческого мифа.

Миф — древнее народное сказание о происхождении явлений природы и общества.

Лабиринт — в Древнем Египте и Древней Греции: сооружение со сложно расположенными и запутанными ходами.

(слайд 8)

— Некогда на берегу синего моря, на острове Крит, жил царь Минос со своею дочерью, прекрасной и мудрой Ариадной. В его владениях построили большой белый дворец, в котором был устроен лабиринт. В центре лабиринта жило чудовище. МИНОТАВР.

Каждые девять лет семь юношей и семь девушек были вынуждены отправляться в лабиринт. Кто не мог найти дорогу обратно из лабиринта, того чудовище убивало. Такая же участь ждала и царевича Тесея.

Предположите, смог ли Тесей выбраться из лабиринта? Каким образом?

(слайд 9)

— Но полюбила Тесея прекрасная Ариадна. Дала она ему большой клубок ниток.

(слайд 10)

— Привязал Тесей конец нити у входа в лабиринт и нашёл по ней обратную дорогу.

(слайд 11)

— С тех пор путешественники называют ориентиры путеводной нитью Ариадны.

Формулировка темы урока (слайд 12)

— Что такое ориентиры?

— Что значит «ориентироваться»? (слайд 13)

— Тема нашего урока — ориентирование на местности. (слайд 14)

Обратимся к толковому словарю.

Ориентирование — определение своего местоположения относительно каких-либо предметов, а также сторон горизонта.

— Скажите, почему надо уметь ориентироваться?

Самостоятельная работа с учебником (с. 8) (слайд 15)

— Какие существуют способы ориентирования? (ориентирование по Солнцу, ориентирование по компасу, ориентирование по местным признакам)

Составление кластера.

hello_html_mb3cc0fc.jpg

Работа в группах

Класс делится на три группы, лидеры каждой группы получают задания.

Задание для группы № 1

Ориентирование по Солнцу

Прочитайте статью «Ориентирование по Солнцу» (с. 89).

Постарайтесь запомнить правило определения сторон горизонта по Солнцу.

Задание для группы № 2

Ориентирование по компасу

Прочитайте статью учебника «Ориентирование по компасу» (с. 9).

Рассмотрите, из каких частей состоит компас. Научитесь определять с помощью компаса стороны горизонта.

Задание для группы № 3

Ориентирование по местным природным признакам

Прочитайте статью «Ориентирование по местным природным признакам» (с. 10-11).

Расскажите, по каким местным природным признакам можно определять стороны горизонта.

Ответы групп. Проверка по слайду. (слайды 16-17)

1-я группа: ориентирование по Солнцу. Отвечает ученик.

Практическая работа (весь класс)

Определить стороны горизонта по Солнцу (условная тень).

Физкультминутка

Разгадывание кроссворда (слайд 18)

hello_html_m743f2943.jpg

1) Сторона восхода Солнца.
2) Вся местность, которую мы видим вокруг себя.
3) Это водное пространство с солёной водой больше озера, но меньше океана.
4) Противоположная сторона востоку.
5) Юг — это … горизонта.
6) Направление полуденной тени.

— Прочитайте получившееся слово. (КОМПАС)

Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.

Из истории возникновения компаса (рассказывает ученик) (слайды 19-26)

Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные. Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.

2-я группа: ориентирование по компасу.

Практическая работа (весь класс)

Из каких частей состоит компас?

Отвечают ученики. Основная часть компаса — это намагниченная стрелка, она поставлена на остриё и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный её конец повёрнут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке — корпусе. На дне её находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В.

— Что означают буквы С, Ю, З, В?

Ученица. (слайд 27)

Есть компас и можно за кладом идти.

Но нет, не спеши, погоди!

Без знаний дорога длинна и трудна.

Как компас работает, не знаю — беда.

Друзья, помогите, скорей подскажите,

Дорогу по компасу мне объясните.

Правила работы с компасом (слайд 28)

Ученик показывает, каждый ребёнок держит компас и повторяет за ним.

1) Положить компас на ладонь.
2) Освободить стрелку компаса от предохранителя.
3) Повернуть корпус компаса так, чтобы конец синей части стрелки совпал с указателем С — север.

Практическая работа (весь класс)

Определение местонахождения предметов с помощью компаса (доска, дверь, календарь природы, окно).

3-я группа: ориентирование по местным признакам. (слайд 29)

— Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользоваться компасом? (Надо уметь пользоваться природным «компасами».)

— По каким местным признакам можно определять стороны горизонта? (слайд 30)

— Можно ли по одному из этих природных признаков найти правильное направление в лесу? Нет. Если у вас нет компаса, нужно воспользоваться несколькими признаками. (слайд 31)

V. Закрепление (слайды 32-33)

Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего дома. В каком направлении они должны возвращаться домой?

В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?

Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако, помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север? 

Мох растёт с … стороны?

VI. Итог урока (слайд 34)

Работа по кластеру

— Какие виды ориентирования вы знаете?

— Какое ориентирование будет самым точным? Почему?

Загадки

Рассказывают дети, класс отвечает и доказывает, если не согласен.

Годовые кольца шире

С южной стороны берёз.

Это знают во всем мире —

Говорю я вам всерьёз.

(Верно.)

Удалой молодец на тропинке стоит,

Но куда же пойти, он никак не решит.

Посредине тропы серый камень лежит,

Ты его рассмотри, с юга мхом он покрыт.

(Неверно.)

Рядом с камнем дубы на поляне шумят,

И прохожим они свою речь говорят:

«Наши ветви, ребята, укажут вам путь,

Вы гуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть.

С юга много ветвей, и длинней, и пышней,

В ту сторонку иди, будь смелей и умней».

(Верно.)

Полдень летний, полдень жаркий,

Солнце светит за спиной.

Лето дарит нам подарки,

Справа — запад, юг — за мной.

(Неверно, слева — запад.)

Рефлексия (слайд 35)

«Я знаю. Я умею»

Игра «Палитра» (слайды 36-37)

Ученики выкладывают цветные полоски.

Вопросы:

1. Основные стороны горизонта.

2. Прибор для определения сторон горизонта.

3. Сторона горизонта, с которой мхи и лишайники покрывают деревья.

4. Сторона горизонта, противоположная той, где восходит Солнце.

5. Сторона дерева, с которой муравьи строят свой дом.

6. Умение определить стороны горизонта.

7. Видимое вокруг нас пространство.

Если ученики правильно ответили на все вопросы, у них получится радуга. Если эти полоски перевернуть  сложится слово МОЛОДЦЫ.

VII. Домашнее задание

Ориентирование по местным признакам

Ориентирование по местным
признакам

Ориентирование – это умение определить
стороны света, представить себе направление
дорог и расположение населенных пунктов
по отношению к тому месту, в котором вы
находитесь. Дорогу всегда можно найти,
зная расположение сторон света. Их всего
четыре: север (N), восток (E), юг (S) и запад
(W).

Ориентироваться можно: по карте, компасу,
солнцу, часам, звездам, природным признакам
и явлениям и разным подсказкам. Например:
если вы утром выглянете в окошко и увидите
людей с зонтиками, значит на улице дождик,
а если идет снег, то скорей всего это зима
и надо одеваться теплее (шутка).

 

Для определения сторон горизонта
по компасу (рис. 1), принцип

Рис. 1. Компас Адрианова

а — общий вид; б — крышка во
стойками для визирования (прорезь, мушка)
и указатель отсчетов; в — лимб, стрелка
и тормоз, 1 — мушка, 2 — магнитная, стрелка,
3 — тормоз, 4 — прорезь

Действия которого основан на
свойстве намагниченной стрелки располагаться
вдоль магнитного меридиана север — юг,
необходимо вначале совместить мушку
с нулевым делением лимба. Затем необходимо
ориентировать компас. Для этого надо
установить компас в горизонтальное положение
и растормозить стрелку. Поворачивая компас,
добиться, чтобы северный конец магнитной
стрелки оказался против нулевого деления
лимба. В ориентированном положении компаса
направление стрелки на нулевое деление
лимба будет направлением на север. После
этого визированием через прорезь и мушку
замечают местный предмет (ориентир), который
затем используется для указания на север.
Зная направление на север, легко определить
другие стороны горизонта.

 

 
    Ориентирование на местности
является одним из важных условий обеспечения
жизнедеятельности и успешного выполнения
поставленных задач. Ориентирование на
местности по карте и компасу большой
сложности не представляет. Но иногда
приходится действовать, не имея карты,
компаса. Поэтому при подготовке к походу
необходимо особое внимание уделять привитию
твердых навыков основных приемов, правил
и способов ориентирования на местности
без карты и компаса. Каждый член группы
должен уметь хорошо и быстро ориентироваться
на различной местности и в любых метеоусловиях.

Ориентирование по Солнцу.

Места восхода и захода Солнца
по временам года различны: зимой Солнце
восходит на юго-востоке, а заходит на
юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке,
а заходит на северо-западе; весной и осенью
Солнце восходит на востоке, а заходит
на западе. В полдень Солнце всегда находится
в направлении юга. Самая короткая тень
от местных предметов бывает в 13 часов,
и направление тени от вертикально расположенных
местных предметов в это время будет указывать
на север. Если солнце скрыто облаками,
поставьте нож на ноготь пальца — хотя бы
небольшая, но тень появится и станет ясно,
где солнце.

По Солнцу и часам.

Надо направить часовую стрелку
на Солнце, и угол, образуемый между направлением
часовой стрелки и цифрой 1 (13 часов) циферблата,
разделить воображаемой линией пополам.
Линия, разделяющая этот угол, укажет направление:
впереди — юг, сзади — север. При этом надо
помнить, что до 13 часов нужно делить левый
угол, а во вторую половину дня — правый
угол.

По Полярной звезде.

Полярная звезда всегда находится
на севере. Чтобы найти Полярную звезду,
надо сначала найти созвездие Большой
Медведицы, напоминающее ковш, составленный
из семи довольно ярких звезд, затем через
две крайние правые звезды Большой Медведицы
мысленно провести линию, на которой отложить
пять раз расстояние между этими крайними
звездами, и тогда в конце этой линии найдем
Полярную звезду, которая, в свою очередь,
находится в хвосте другого созвездия,
называемого Малой Медведицей. Став лицом
к Полярной звезде, мы получим направление
на север.

 

По Луне.

Для приблизительного ориентирования
нужно знать, что летом в первую четверть
Луна в 20 часов находится на юге, в 2 часа
ночи — на западе, в последнюю четверть
в 2 часа ночи — на востоке, в 8 часов утра
— на юге. При полнолунии ночью стороны
горизонта определяются так же, как по
Солнцу и часам, причем Луна принимается
за Солнце. Необходимо помнить, что полная
Луна противостоит Солнцу, т.е. находится
против него.

По таянию снега.

Известно, что южная сторона
предметов нагревается больше чем северная,
соответственно и таяние снега с этой
стороны происходит быстрее. Это хорошо
видно ранней весной и во время оттепелей
зимой на склонах оврагов, лунках у деревьев,
снегу, прилипшему к камням.

По тени.

В полдень направление тени
(она будет самая короткая) указывает на
север. Не дожидаясь самой короткой тени
можно ориентироваться следующим способом.
Воткните в землю палку около 1 метра длиной.
Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут
и повторите процедуру. Проведите линию
от первой позиции тени до второй и продлите
на шаг дальше второй отметки. Станьте
носком левой ноги напротив первой отметки,
а правой — в конце линии, которую вы начертили.
Сейчас вы стоите лицом на север.

По местным предметам.

  • кора большинства деревьев
    грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее
    (у березы — светлее) — на южной;
  • у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся)
    кора на северной стороне поднимается
    выше по стволу;
  • с северной стороны деревья,
    камни, деревянные, черепичные и шиферные
    кровли раньше и обильнее покрываются
    лишайниками, грибками;
  • на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;
  • муравейники располагаются
    с южной стороны деревьев, пней и кустов;
    кроме того, южный скат муравейников пологий,
    а северный — крутой;
  • весной травяной покров более
    развит на северных окраинах полян, прогреваемых
    солнечными лучами; в жаркий период лета
    — на южных, затененных;
  • ягоды и фрукты раньше приобретают
    окраску зрелости (краснеют, желтеют) с
    южной стороны;
  • летом почва около больших камней,
    строений, деревьев и кустов более сухая
    с южной стороны, что можно определить
    на ощупь;
  • снег быстрее подтаивает на
    южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины — «шипы», направленные на юг;
  • в горах дуб чаще произрастает
    на южных склонах. Прочие признаки:
  • просеки в больших лесных массивах,
    как правило, ориентируются в направлении
    север — юг и запад — восток; нумерация кварталов
    лесных массивов в СССР идет с запада на восток и далее на юг;

· на отдельно стоящем дереве
самые густые ветви, как правило, растут
с южной стороны, поскольку туда попадает
больше солнечных лучей;

· цветы подсолнечника всегда
поворачиваются за солнцем и никогда не
смотрят на север;

· перелетные птицы весной летят
на север, а осенью на юг;

· около отдельно стоящих деревьев
снег с северной стороны рыхлый, а с южной

покрывается корочкой, потому
что на него светит солнышко.

По постройкам.

К постройкам, которые довольно
строго ориентированы по сторонам горизонта,
относятся церкви, мечети, синагоги. Алтари
и часовни христианских и лютеранских
церквей обращены на восток, колокольни
на запад. Опущенный край нижней перекладины
креста на куполе православной церкви
обращен к югу, приподнятый — к северу.
Алтари католических костелов располагаются
на западной стороне. Двери синагог и мусульманских
мечетей обращены примерно на север, а
их противоположные стороны направлены:
мечетей — на Мекку в Аравии, лежащую на
меридиане Воронежа, а синагог — на Иерусалим
в Палестине, лежащий на меридиане Днепропетровска.
Кумирни, пагоды, буддийские монастыри
фасадами обращены на юг.

Выход из юрт обычно делают
на юг. В домах сельской местности больше
окон в жилых помещениях прорубается с
южной стороны, а краска на стенах строений
с южной стороны выцветает больше и имеет
жухлый цвет.

В больших массивах культурного
леса определить стороны горизонта можно
по просекам, которые, как правило, прорубаются
строго по линиям север-юг и восток-запад,
а также по надписям номеров кварталов
на столбах, установленных на пересечениях
просек. На каждом таком столбе в верхней
его части и на каждой из четырех граней
проставляются цифры — нумерация противолежащих
кварталов леса; ребро между двумя гранями
с наименьшими цифрами показывает направление
на север.

                                    
Движение по азимутам

Сущность движения по азимутам
заключается в умении найти и выдержать
с помощью компаса указанное или намеченное
направление и точно выйти в назначенный
пункт.

При определении направления
на местный предмет обычно пользуются
магнитным азимутом.

Им называется горизонтальный
угол, измеряемый на предмет. Он имеет
значения от 0 до 360°. Для определения магнитного
азимута на местный предмет с помощью
компаса надо стать лицом к этому предмету
и ориентировать компас. Затем, удерживая
компас в ориентированном положении, установить
визирное приспособление так, чтобывизирная
линия прорезь — мушка совпала с направлением
на местный предмет. В этом положении отсчет
на лимбе против указателя у мушки покажет
величину магнитного (прямого) азимута
(направления) на местный предмет (рис.
5).

Обратный азимут — это направление
от местного предмета на точку стояния.
От прямого азимута он отличается на 180°.
Для его определения нужно к прямому азимуту
прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть
180°, если он больше 180°.

Для определения направления
на местности по заданному магнитному
азимуту необходимо установить указатель
мушки на отсчет, равный значению заданного
магнитного азимута, и ориентировать компас.
Затем, удерживая компас в ориентированном
положении, заметить на местности по визирной
линии прорезь — мушка удаленный предмет
(ориентир).

Рис. 5. Магнитные азимуты: на
лиственное дерево — 56°; на фабричную
трубу — 137°; на ветряную мельницу — 244°,
на ель — 323°

Направление на этот предмет
(ориентир) и будет искомым.

Работая с компасом, держать
его необходимо на 10 см ниже уровня глаз
в левой руке, локоть которой для устойчивости
плотно прижать к боку.

Для движения по азимутам необходимо
знать магнитные азимуты с каждого пункта
на маршруте движения и расстояние между
пунктами движения в парах шагов (для человека
среднего роста пара шагов принимается
за 1,5 м)

        При
движении по азимутам последовательно
переходят от одного пункта к другому,
выдерживая направление на вспомогательные
или промежуточные ориентиры и ведя счет
пар шагов.

Рис. 6. Схема маршрута движения
по азимутам (п. ш. — пар шагов)

На исходном и всех последующих
поворотных пунктах (у ориентиров) по заданному
азимуту с помощью компаса находят направление
движения на местности. В этом направлении
применительно к конкретным условиям
выбирают и запоминают или более удаленный
ориентир (вспомогательный), или ориентир,
расположенный ближе к поворотному пункту
маршрута движения (промежуточный). Если
с промежуточного ориентира не виден поворотный
пункт, то определяют следующий ориентир.

На открытой местности, где трудно
найти ориентир, направление движения
выдерживается по створу. На исходной
точке по компасу определяют направление
движения на следующую точку. Двигаясь
в этом направлении, выставляют на некотором
расстоянии один от другого какие-нибудь
знаки. Периодически оглядываясь на них,
следят за тем, чтобы направление дальнейшего
движения совпадало с прямой линией, мысленно
проведенной через оставленные позади
знаки (на снежном поле это могут быть
следы собственного движения).

Для контроля периодически проверяют
направление движения по обратному азимуту
и по небесным светилам, постоянно сравнивают
заданные ориентиры с достигнутыми, а
при наличии карты (схемы) сличают с ней
местность и маршрут движения.

В тех случаях, когда необходимо
возвратиться обратно по тому же пути,
пользуются прежней схемой маршрута, но
предварительно переводят прямые азимуты
в обратные.

Ночью в качестве промежуточных
(вспомогательных) ориентиров используются
силуэты местных предметов, светящиеся
вдали точки и яркие звезды. Если такой
возможности нет, то направление выдерживается
по компасу, то есть компас со свободно
опущенной стрелкой все время держат перед
собой в ориентированном положении, а
за направление движения принимают прямую,
проходящую через прорезь и мушку.

Для обхода препятствия (при
наличии видимости) поступают таким образом:
замечают ориентир по направлению движения
на противоположной стороне препятствия,
определяют расстояние до него и прибавляют
эту величину к длине пройденного пути;
обходят препятствие и продолжают движение
от выбранного ориентира, определив предварительно
по компасу направление прерванного пути.

                               
Определение местного времени без часов.

При поломке или утере часов
местное время с относительной точностью
можно узнать по компасу, измерив азимут
по Солнцу. Определив азимут, его значение
необходимо разделить на 15 (величина поворота
Солнца за 1 час), полученное число будет
указывать местное время в момент отсчета.
Например, азимут по Солнцу составляет
180°, значит время будет составлять 12 часов.

Ориентирование в лесу.

В литературе имеются рекомендации
к определению сторон горизонта по кроне
деревьев. Но указание на то, что крона
деревьев с южной стороны роскошнее, а
годичные кольца прироста древесины на
пне срезанного дерева с юга шире, чем
с севера, не всегда подтверждается. Дело
в том, что в глухом лесу деревья своей
тенью закрывают соседние деревья, находящиеся
на севере от них. Поэтому более длинные
и густые ветки в середине леса могут быть
направлены не только на юг, но и на север,
восток, запад, т. е. туда, где больше свободного
места. В связи с этим и ежегодный прирост
очередного слоя древесины образуется
с той стороны, с которой дерево лучше
развивается. А значит, не обязательно
с южной стороны. И если еще учесть то,
что на развитие кроны деревьев, а также
на ширину прироста древесины постоянно
влияет направление ветров, влага, то вывод
ясен. Но он не может быть верным для всех
районов страны.

Исключением может быть Север,
где тепла и света от солнца значительно
меньше, чем влаги, и где деревья развиваются
лучше в сторону юга. В средних широтах
умеренного климата только по деревьям,
стоящим на открытом месте, можно определить
направление север — юг. Стороны горизонта
в лесу можно определить по коре деревьев.
Нужно помнить, что южная сторона деревьев,
получая больше тепла и света, чем северная,
имеет более сухую и светлую кору. Это
особенно заметно в хвойных лесах. Помимо
этого, на более освещенной стороне деревьев
имеются характерные наплывы и сгустки
смолы, долго сохраняющие светло-янтарный
цвет. Следует иметь в виду, что стволы
сосны покрываются вторичной коркой. С
северной стороны эта корка образуется
значительно реже, чем с южной. А после
дождя ствол сосны чернеет с севера. Это
объясняется тем, что вторичная корка,
образующаяся на теневой стороне ствола
и заходящая по ней выше, чем по южной,
во время дождя набухает и высыхает медленно.
Это и создает впечатление черного цвета
северной стороны ствола сосны. Стороны
горизонта также можно определить по лиственным
деревьям. Так, стволы осин, а особенно
тополя, с севера покрываются мхом и лишайниками.
И даже если лишайник разросся по всему
дереву, то с северной стороны его больше,
там он более влажный и плотный. Это особенно
хорошо заметно по нижней части ствола.
А кора белой березы с южной стороны всегда
белее по сравнению с северной стороной.
Трещины и неровности, наросты покрывают
березу с северной стороны. А учитывая,
что береза очень чувствительна к ветрам,
наклон ее ствола также поможет ориентироваться
в лесу. Для определения сторон горизонта
можно использовать крупные камни и валуны.
Их северная сторона покрыта лишайниками
и мхом, которые не любят тепла и света.
Да и почва возле такого камня поможет,
если отсутствуют лишайники и мох: почва
с северной стороны такого камня более
влажная, чем с южной. Помогут ориентироваться
в лесу и его обитатели. Так, белка устраивает
свое жилище только в дуплах, расположенных
с противоположной стороны господствующих
ветров. А муравейники располагаются с
южной стороны какого-либо дерева или
пня. Притом южная сторона его отлогая,
северная — круче. Весной снег быстрее
тает на склонах оврагов, лощин, выемок,
обращенных к югу. Трава весной выше и
гуще с южной стороны отдельных камней,
построек, опушек леса, а летом при длительной
жаре остается более зеленой с северной
стороны.

Ориентирование по местным предметам | Выживание в дикой природе

В случае принятия решения о выходе к населенному пункту необходимо определить, в каком направлении идти и как это направление постоянно выдерживать. При наличии компаса эти задачи решаются просто. Гораздо сложнее действовать в случае его отсутствия.

В такой ситуации надо искать какие-то постоянные, верные признаки направления на север (как направления, принятого за 0°). После того как будет определено направление на север, надо определить угол (направление), в котором предпринимается попытка выхода к населенному пункту, и выдерживать это направление во время движения.

Наиболее точно определить стороны горизонта можно по небесным светилам: Солнцу, Луне, звездам. Самый простой способ определения направления на север днем, в безоблачную погоду. Для этого в полдень надо встать к Солнцу спиной — тень укажет направление на север.

4.2. Ориентирование по местным предметам
При отсутствии часов, когда нет возможности определить время полдня, используется следующий способ.

Небольшой шест (около 1 м) втыкается в землю, камешком или колышком отмечается конец его тени. Через некоторое время вновь отмечается конец тени. Затем надо провести прямую линию от первой отметки через вторую и еще на 30 — 40 см. После этого встать так, чтобы носок левой ноги был у первой отметки, правой — у конца проведенной линии. В таком положении человек стоит лицом к северу (рис. 118).

Не дожидаясь полдня, можно произвести определение сторон горизонта при помощи Солнца и часов следующим образом: часы кладутся на ладонь в горизонтальной плоскости, потом их надо повернуть так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце (минутная и секундная стрелки во внимание не принимаются; электронные часы с цифровым индикатором не годятся). Биссектриса угла, образованного направленной на Солнце часовой стрелкой и направлением на цифру 1 (летом) или 2 (зимой), покажет направление север—юг. Причем до полудня юг будет справа от Солнца, а после полудня — слева (рис. 119).

Надо отметить, что этот способ дает сравнительно точное определение направления зимой; менее точное — осенью и весной, летом возможна ошибка до 20°.

При помощи Солнца и часов сравнительно точно можно оп

ределить и необходимый азимут движения, зная, что за один час Солнце перемещается по небосклону на 15°. Исходя из этого, при помощи Солнца и компаса в случае отсутствия часов можно определять приблизительно и время.

Ночью наиболее точно направление на север можно определить по Полярной звезде, которая хотя и движется относительно земных предметов, как и все звезды, но это отклонение в умеренных широтах составляет всего 1,5°, поэтому им можно пренебречь. Если встать лицом к Полярной звезде, то прямо перед вами будет находиться север.

Для того чтобы найти Полярную звезду в созвездии Малой Медведицы, надо сначала отыскать созвездие Большой Медведицы, которое представляет собой огромный, хорошо известный ковш из семи звезд.

Мысленно продолжим прямую, проходящую через две крайние звезды Большой Медведицы, и на расстоянии, примерно равном пятикратному расстоянию между ними, находится яркая Полярная звезда (рис. 120).

Можно определить стороны горизонта и по Луне, особенно когда из-за облачности не видно звезд. Полная Луна противостоит Солнцу, т.е. находится против него. Поэтому приближенное определение сторон горизонта по полной Луне и часам практически производится так же, как и по Солнцу и часам. Следует отметить, что в северных широтах в течение ночи северная сторона неба самая светлая, а южная — более темная.

При облачности, отсутствии часов можно определять стороны света, используя местные предметы. При этом следует использовать в первую очередь те признаки, которые напрямую определяются влиянием Солнца, его длительным воздействием на предметы.

Погрешность определения направления при этом будет больше, поэтому надо использовать не один, а несколько признаков. В случае совпадения результатов можно надеяться на правильное определение направления.

4.2. Ориентирование по местным предметам

Искать приметы следует на отдельно стоящих растениях и предметах, так как в чаще леса действие солнечных лучей выражено нечетко.

Мхи и лишайники на коре деревьев преимущественно растут на северной стороне, так как стремятся развиваться в тени, сырости. Они растут также на старых деревянных строениях, больших камнях, скалах. Сравнивая несколько деревьев, камней, можно по расположению мха довольно точно определить линию север— юг (рис. 121).

Кора деревьев с северной стороны обычно бывает грубее и темнее, чем с южной, что особенно хорошо заметно на березах, соснах, лиственницах, осинах.

Обычно после дождя стволы сосен чернеют с северной стороны. Это объясняется тем, что на сосновой коре развита тонкая вторичная корка, которая образуется раньше на теневой стороне ствола и заходит выше, чем на южной. Вот эта корка во время дождя темнеет и набухает.

В жаркую погоду на южной стороне ствола сосны и ели выделяется больше смолы, чем на северной.

4.2. Ориентирование по местным предметам

Весной травяной покров лучше развит на северных окраинах полян, которые дольше и лучше прогреваются солнцем. В оврагах, лощинах, ямах снег быстрее оттаивает с северной стороны, так как лучи солнца, падающие с юга, не попадают на южные края углублений. Такое же подтаивание снега наблюдается в следах, оставленных на снегу.

По этой же причине с юга от отдельных деревьев, пней, больших камней весной быстрее тает снег (рис. 122), раньше и гуще растет трава. Это объясняется тем, что в этих местах участки земли прогреваются лучше. Летом же с северной стороны от деревьев, камней, построек земля более влажная, чем с южной. Южные склоны холмов обычно бывают суше, меньше задернованы и более подвержены процессам размыва.

На северных склонах утром дольше сохраняется роса (однако при этом надо учитывать и направление ветра). Ягоды поспевают раньше опять-таки на северных склонах оврагов и южных склонах холмов.

Действие солнечных лучей сказывается и на степени созревания плодов — они краснеют или желтеют раньше на ветках, обращенных к югу.

Сказывается деятельность солнечных лучей и на жизни животных, насекомых. Муравьи почти всегда устраивают свои жилища к югу от ближайших камней, деревьев и кустов, южная сторона муравейника более пологая, чем северная, что позволяет ему получать больше тепла и света (см. рис. 121). Однако иногда расположение муравейников зависит от местного климата и рельефа местности.

Суслики чаще устраивают свои норы к югу от камней и деревьев. Весной стаи перелетных птиц летят на север, осенью — на юг.

Представление о том, что крона деревьев бывает более пышной с южной стороны, не всегда оправдывается. У отдельно стоящих деревьев конфигурация кроны зависит от господствующего направления ветра, а в лесу ветви деревьев развиваются в сторону свободного пространства, а не к югу. Нельзя ориентироваться по годовым кольцам на пнях спиленных деревьев. Ширина колец древесины зависит от целого ряда факторов (направления ветров и т.п.) и неравномерна не только по спилу, но и по вертикали ствола.

Из других приемов определения сторон горизонта по местным признакам наиболее точными являются те, которые опираются на следы деятельности человека. Так, алтари православных церквей обращены на восток, колокольни — на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый — к северу (рис. 123).

4.2. Ориентирование по местным предметам

Помочь в определении направления могут лесные просеки. В больших лесных массивах обычно просеки прорубают по направлениям север —юг и запад—восток. Лес разделяется просеками на кварталы, которые нумеруются обычно с запада на восток и с севера на юг, так что первый номер ставится в северо-западном углу, а последний — в юго-восточном. Номера кварталов обозначаются на квартальных столбах, которые ставятся на пересечении просек, причем верхняя часть столба обтесывается в виде граней, на каждой из которых надписывается номер противолежащего ей квартала (рис. 124). Таким образом, ребро между двумя соседними гранями с наименьшими цифрами указывает направление на север. Надо помнить, что иногда по каким-либо соображениям сеть просек может быть ориентирована и в каком-то другом направлении.

При ориентировании по одним только местным приметам нельзя делать вывод о направлении сторон света по одному-двум признакам. Наблюдения надо произвести по нескольким из них, проанализировать и делать выводы только после подтверждения и совпадения результатов наблюдений. Во время движения стоит постоянно внимательно наблюдать за состоянием местных признаков, убеждаясь в правильности сделанного вывода.

Ориентирование в лесу по приметам. Ориентирование по местным признакам: способы и примеры

Для обеспечения своей безопасности при нахождении в экстремальных условиях, необходимо, прежде всего, научиться ориентироваться на незнакомой местности. Уметь определять части света при помощи подручных средств и народных способов. Самое плохое в этой ситуации – это, когда человек остается один, ему не с кем посоветоваться, то начинается легкая паника. В этот момент лучше всего, проявить свою силу воли, постараться успокоится и перелистать в памяти народные приметы ориентирования в лесу без компаса.

Для определения сторон частей света в народном арсенале имеется много способов ориентирования в лесу без компаса. Варианта наличия компаса сейчас касаться не будем, поскольку после снятия с фиксации стрелки, прибор предоставляет вам информацию о фактических направлениях сторон света. Тогда, когда компаса нет, ориентирами для нас могут служить луна, звезды, часы, народные приметы, и наконец, самое яркое светило – это солнце. Поскольку, на каждый определенный час, оно, светило, занимает соответствующее положение относительно земли. В случае применения способа определения по самой яркой полярной звезде, входящей в созвездие Большая Медведица. Вам понадобится немного везения, чтобы ночь былая ясной, хорошая видимость небесных светил, ваше предварительное нахождение в северном полушарии. Если будете находиться в Южном полушарии, то для расчетов берутся другие созвездия и звезды.

Определение местоположения по звездам.

Почему берется за основу определения, именно, созвездие Большой Медведицы, наука и народная мудрость по этому поводу гласит о простом обосновании. Указанное созвездие одно из самых ярких, очень сложно ошибиться в определении местонахождения созвездия, которое имеет форму ковша, состоящую из семи звезд. Беря за эталон мерила отрезок длины между двумя последними звездами, откладываете пятикратную величину этого отрезка в направлении созвездия Малой Медведицы, которая представляет собой малый ковш. Окончание отложенного отрезка касается последней хвостовой звезды, которая и зовется Полярной звездой. Из нее на землю мысленно опускается перпендикуляр на поверхность земли. Точка в касании и будет указывать северное направление. Повернувшись лицом к северу, с правой руки у вас будет направление на восток, левая рука указывает направление на запад. Сзади вас будет южное направление.

Находясь в лесу без компаса, в южном полушарии, определять стороны света будете, при помощи созвездия южный Крест. Находясь на сороковых ревущих южных широтах, это созвездие, как и в северном полушарии, созвездие Большая медведица, будет находиться у вас над головой. Стоит только запрокинуть голову и поискать глазами мерцающее созвездие Южный Крест, состоящее из наличия четырех самых ярких звезд, формирующих по конфигурации, крест. Способ предусматривает для ориентирования в лесу мысленное прокладывание прямой через две звезды, которые располагаются слева от Созвездия Южный Крест. Пересекая эту линию прямой, которая откладывается от созвездия Южный Крест, и будет являться направлением в южную часть света.

Расчет местоположения по земным светилам и народным наблюдениям.

В период солнечного дня, при помощи обыкновенных часов и солнца можно тоже определить направления по частям света. Ручные часы разворачиваются, располагая их в положении, чтобы часовая стрелка показывала направление на солнце. Получившийся угол, от направления указателя часа и цифрами, обозначающие двенадцать часов, делится пополам. Направление разделительной линии и будет указывать направление на юг и север. При этом до наступления полудня, южное направление будет с правой стороны относительно солнца, а во второй половине дня южное направление будет определяться с левой стороны относительно солнца. Именно, такой способ пригоден для определения частей света в период времени с шести утра и до шести вечера.

В различных странах и областях, где в летний период вводится декретный час и время переводится на один час вперед, то угол находится между линией направления на солнце, совмещенной с часовой стрелкой и цифрой один. На территории России, в прошлом СССР, суммарное время декретного времени, относительно фактического часового пояса столицы нашей страны, равно двум часам. В этом случае, связи с отменой перехода на зимнее время, то такой расчет следует применять круглогодично, при наличии солнечной погоды. Угол будет замеряться между часовой стрелкой, совмещенной с направлением на солнце, и направлением на цифру два, поскольку астрономический полдень наступает в четырнадцать часов.

В ночной период времени, ясную погоду, нам поможет в определении частей света другое земное светило – это луна. Для этого нам также понадобятся наручные часы . Определение направлений частей света при помощи небесного светила луны производится аналогично тому, как проводилось это определение по солнцу. Предварительно, определяя время нахождения другого светила – это солнце, в том же положении, что и находится луна. Производите условное деление радиуса лунного диска на шесть равных частей, при этом, прикидывая, сколько таких частей может расположиться на видимой части лунного диска. В последующем, к абсолютной цифре часа наблюдения, либо суммируется количество частей, которые располагаются на видимой части лунного диска, либо количество этих частей отнимается. Зависит такое действие от того, как часть луны видна, если видна левая часть, то есть луна убывает, тогда прибавляется.

Для определения сторон частей света, применятся результаты природных явлений. Так лишайник и мох произрастает на камнях, пнях и деревьях с северной стороны. При высоких температурах воздуха, на деревьях сосна и ель, большее количество смоляных веществ выделяется с южной стороны.

Мы не можем найти эту страницу

(* {{l10n_strings.REQUIRED_FIELD}})

{{l10n_strings.CREATE_NEW_COLLECTION}} *

{{l10n_strings.ADD_COLLECTION_DESCRIPTION}}

{{}} L10n_strings.COLLECTION_DESCRIPTION
{{AddToCollection.description.length}} / 500

{{l10n_strings.TAGS}}
{{$ Пункт}}

{{}} l10n_strings.PRODUCTS

{{}} L10n_strings.DRAG_TEXT

{{l10n_strings.DRAG_TEXT_HELP}}

{{l10n_strings.ЯЗЫК}}
{{$ Select.selected.display}}

{{article.content_lang.display}}

{{}} L10n_strings.AUTHOR

{{l10n_strings.AUTHOR_TOOLTIP_TEXT}}

{{$ Select.selected.display}}

{{}} L10n_strings.CREATE_AND_ADD_TO_COLLECTION_MODAL_BUTTON
{{}} L10n_strings.CREATE_A_COLLECTION_ERROR

,

Мы не можем найти эту страницу

(* {{l10n_strings.REQUIRED_FIELD}})

{{l10n_strings.CREATE_NEW_COLLECTION}} *

{{l10n_strings.ADD_COLLECTION_DESCRIPTION}}

{{}} L10n_strings.COLLECTION_DESCRIPTION
{{AddToCollection.description.length}} / 500

{{l10n_strings.TAGS}}
{{$ Пункт}}

{{}} l10n_strings.PRODUCTS

{{}} L10n_strings.DRAG_TEXT

{{l10n_strings.DRAG_TEXT_HELP}}

{{l10n_strings.ЯЗЫК}}
{{$ Select.selected.display}}

{{article.content_lang.display}}

{{}} L10n_strings.AUTHOR

{{l10n_strings.AUTHOR_TOOLTIP_TEXT}}

{{$ Select.selected.display}}

{{}} L10n_strings.CREATE_AND_ADD_TO_COLLECTION_MODAL_BUTTON
{{}} L10n_strings.CREATE_A_COLLECTION_ERROR

,

Мы не можем найти эту страницу

(* {{l10n_strings.REQUIRED_FIELD}})

{{l10n_strings.CREATE_NEW_COLLECTION}} *

{{l10n_strings.ADD_COLLECTION_DESCRIPTION}}

{{}} L10n_strings.COLLECTION_DESCRIPTION
{{AddToCollection.description.length}} / 500

{{l10n_strings.TAGS}}
{{$ Пункт}}

{{}} l10n_strings.PRODUCTS

{{}} L10n_strings.DRAG_TEXT

{{l10n_strings.DRAG_TEXT_HELP}}

{{l10n_strings.ЯЗЫК}}
{{$ Select.selected.display}}

{{article.content_lang.display}}

{{}} L10n_strings.AUTHOR

{{l10n_strings.AUTHOR_TOOLTIP_TEXT}}

{{$ Select.selected.display}}

{{}} L10n_strings.CREATE_AND_ADD_TO_COLLECTION_MODAL_BUTTON
{{}} L10n_strings.CREATE_A_COLLECTION_ERROR

,

Мы не можем найти эту страницу

(* {{l10n_strings.REQUIRED_FIELD}})

{{l10n_strings.CREATE_NEW_COLLECTION}} *

{{l10n_strings.ADD_COLLECTION_DESCRIPTION}}

{{}} L10n_strings.COLLECTION_DESCRIPTION
{{AddToCollection.description.length}} / 500

{{l10n_strings.TAGS}}
{{$ Пункт}}

{{}} l10n_strings.PRODUCTS

{{}} L10n_strings.DRAG_TEXT

{{l10n_strings.DRAG_TEXT_HELP}}

{{l10n_strings.ЯЗЫК}}
{{$ Select.selected.display}}

{{article.content_lang.display}}

{{}} L10n_strings.AUTHOR

{{l10n_strings.AUTHOR_TOOLTIP_TEXT}}

{{$ Select.selected.display}}

{{}} L10n_strings.CREATE_AND_ADD_TO_COLLECTION_MODAL_BUTTON
{{}} L10n_strings.CREATE_A_COLLECTION_ERROR

,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о