Как Пересвету удалось победить лучшего воина Мамая Челубея
О поединке Пересвета и Челубея знают все, кто не пропустил школьные уроки о Куликовской битве. Найдутся и такие, кто вспомнит картинку, на которой в лихой схватке сошлись русский богатырь в шлеме и кольчуге и татарский воин в богатом шелковом одеянии.
Однако далеко не все знают, что на самом деле воина Пересвета звали Александром и у него был брат Андрей Ослябя, а легендарный поединок с Челубеем выглядел сильно иначе. Что нам известно о Пересвете и Ослябе?
Источники
Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена. Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» — главные источники о Куликовской битве — а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».
В монастыре
Пересвет и Ослябя были братьями, происходили из старинного боярского рода на Брянщине и славились своим воинским мастерством. Впрочем, возможно, родными братьями они и не были, а зафиксированное в тексте «Сказания о Мамаевом побоище» обращение их друг к другу «брате!» объясняется тем, что они оба были монахами.
Все источники повествуют о том, что, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Одни истолковывают это место так, что преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, а другие говорят о том, что оба они уже были к тому моменту схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на крест, чем на доспехи.
На поле Куликовом
Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.
Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!». «Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.
Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.
Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.
Ослябя, по одному из преданий, тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.
После битвы
Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти отмечается 7 (20) сентября.
Читайте также:
Поединок Пересвета с Челубеем — Интересные факты
Поединок перед Куликовской битвой
О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова. Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.
Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.
Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.
Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?
Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.
У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.
Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».
Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.
От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.
Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.
Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.
Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.
За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.
Ящик пандоры – Тайна поединка Пересвет-Челубей
Правда и ложь одного из самых ярких мгновений русской истории
Сцена битвы Пересвета с Челубеем известна всем нам по многочисленным иллюстрациям в учебниках истории. Однако в ней и вокруг неё содержится немало странностей, которые дают повод заподозрить позднейшие искажения подлинных событий. Например, сообщение о том, что схимник пошёл убивать людей, что невозможно в принципе, каким бы авторитетом ни был в то время игумен Сергий.
Или эпизод обнажения воина перед важнейшим поединком, от которого зависел боевой дух наших дружин. (Заметим – не перед смертной битвой, когда выиграть шансов нет, а перед показательной дуэлью, в которой требовалось одержать победу). Наверное, доспехи придумали не для ухудшения боеспособности воина, а для их усиления. Идея о том, что Пересвет якобы “разделся, чтобы копьё Челубея прошло сквозь мягкие ткани его тела” выглядит красиво, но не выдерживает даже самой поверхностной критики. Где гарантия, что копьё попадёт именно в мягкие ткани, а не в грудную клетку, например, ключицу или таз? Не так уж много у воина мягких тканей. А при прочих равных боец в доспехах и шлеме имеет всё-таки больше шансов победить, чем раздетый.
Есть вопросы и к самому Сергию Радонежскому. По официальным данным, игумен Сергий вместе с митрополитом Киприаном отлучили князя Дмитрия Донского от церкви. Чтобы современным людям было легче понять значение этого факта, скажем, что это гораздо хуже, чем сегодншнее лишение гражданства. Человек фактически объявлялся вне закона, становился изгоем… Мог ли такого человека “благословить” игумен Сергий?..
Тонкости этого вопроса разбирает историк Лев Прозоров.
БЫЛЬ ПРО “ИНОКА” ПЕРЕСВЕТА
Любят православные публицисты помянуть Куликово поле. И если в этот момент обличает такой публицист злодеев-”неоязычников”, то не преминет заметить – мол, вот она, Русь-то матушка православная, на бой святым Сергием Радонежским благословенная, с иноком Пересветом впереди. А где, мол, ваши язычники были, полканы да кукеры (кукеры православных публицистов особенно волнуют; не иначе как своими во всех смыслах выдающимися мужскими качествами, не зря ведь Кураев жалуется, что у православия – женское лицо)?!
Действительно, ежели про Куликово поле судить по школьным учебникам, да по, скажем, мультфильму “Лебеди Непрядвы” (мультфильм, не спорю, и впрямь хорош) – тогда да, все так и было – и Сергий князя благословлял, и Пересвет в одной рясе да скуфейке на бой с закованным в железо ордынцем скакал.
Знатные русские воины были снаряжены примерно так.
Только стоит обратиться к источникам. И красивая – хоть сейчас миниатюру под Палех лакируй! – картинка рассыплется. Слишком уж много загадок вокруг Пересвета. Летописи, современные Куликовской битве, про монашество Пересвета и его поединок вообще молчат. Молчит про него и про его брата Ослябю и житие Сергия Радонежского. А это уж просто поразительно – неужели благословение на бой с погаными ордынцами двух братьев из обители – настолько уж проходная, ничего не стоящая деталь?! Как Сергий копал огород – важно, а как послал на бой за Отечество и веру двух парней из монастыря – ерунда? Ведь, согласно более поздним, через сто лет после битвы записанным преданиям, Сергий возложил братьям – иногда их именуют послушниками – схимы…
Современному человеку трудно понять, что тут такого уж, из ряда вон выходящего. Однако необычное, мягко говоря, в этой ситуации есть. Церковь часто именуется воинством Христовым, и, как во всякой армии, есть в ней своя жесткая субординация. Схимник – иначе говоря, схимонах – одно из высших званий в этой армии. Сперва человек становится послушником – года так на три, потом его постригают, делают рясофором – еще не монахом! – потом идет просто монах, потом – иеромонах, а вот уж потом… Прочувствовали? Поверить, будто обычному монаху – не говоря про послушника – надели схиму, все равно, что поверить в то, что лейтенанта за какой-то подвиг произвели в генерал-лейтенанты. Такие превращения бывают разве что во снах кадета Биглера из “Бравого солдата Швейка”. Или вот еще – по законам православной церкви, ни священник, ни, тем более, монах не имеют права ни при каких обстоятельствах брать в руки оружие и принимать участие в боевых действиях. Бывали в истории России полковые батюшки, с крестом в руках шедшие рядом с солдатами на вражеские редуты – за что им, конечно, честь и хвала – но даже там, в гуще боя, никто из них не брался за оружие; не было у православных воинствующего монашества католиков, всех этих тамплиеров, госпитальеров, иоаннитов и прочих меченосцев. То есть православный монах, получающий схиму и участвующий в бою с оружием в руках – это такое диво, такая двойная невидальщина, что ему бы самое место на страницах летописей и житий, рядом с хвостатыми звездами, землетрясениями, говорящими конями и тому подобными редкостями. Однако – молчание!
Из современных Куликовской битве памятников Пересвета упоминает одна “Задонщина”, зато она совершенно молчит о Сергии и его благословении. Пересвет в ней “злаченым доспехом посвечивает”. Вот и все сказки про рясу или схиму! При всем нашем уважении к знаменитому художнику Васнецову, он был неправ, изображая Пересвета в схиме. Правы были советский художник Авилов и язычник Васильев, изобразившие Пересвета в доспехах русского богатыря.
В самых же ранних редакциях “Задонщины” Пересвета и чернецом-то вовсе не именуют. “Хоробрый Пересвет поскакивает на своем вещем сивце, свистом поля перегороди”. Хорош смиренный инок? Дальше – пуще: “а ркучи таково слово: “Лутчи бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели от поганых полоненным””. Картина маслом кисти Репина, “Приплыли” называется. Православный монах проповедует самоубийство с помощью собственного меча, как предпочтительное плену. Да ведь это – нормальная этика русского воина-язычника времен Игоря или Святослава! О русах, кидающихся на собственные клинки, лишь бы не попасть в плен к врагу, пишут грек Лев Диакон и араб ибн Мискавейх.
Да был ли он монахом-то – закрадывается нехорошее подозрение. Если и был – то определенно не Троицкого монастыря Сергия Радонежского, потому что в синодике – поминальном перечне – Троицкой обители имя Александра Пересвета отсутствует (как, впрочем, и его брата – Родиона Осляби). Захоронены оба героя в Старо-Симоновском монастыре на территории Москвы – вещь также совершенно невероятная, если бы они были монахами другой обители. Да как бы Троицкая обитель допустила бы, чтоб столь знаменитые и выдающиеся ее братья покоились в “чужой” земле?
Между прочим, оба брата были на момент битвы отнюдь не пухлогубыми безусыми богатырями из “Лебедей Непрядвы”, а людьми более чем взрослыми. У младшего, Осляби, был взрослый сын, погибший на поле Куликовом. Род старшего, Пересвета, так же не прервался – в XVI веке на Руси появляется его дальний потомок, литовский выходец Иван Пересветов.
Но стоп! Отчего же литовский выходец? Да оттого, что братья называются во всех источниках “боярами брянскими” или “любучанами” – выходцами из расположенного неподалеку от Брянска городка Любутска на Оке. А во времена Куликова поля это были земли Великого княжества Литовского и Русского. И на поле Куликовом брянские бояре могли оказаться лишь под знаменами своего сюзерена литвина Дмитрия Ольгердовича, Брянского князя, пращура рода Трубецких, пришедшего на службу князю Московскому зимой 1379-1380 годов.
Когда ж Пересвет с Ослябею успели в монахи-то постричься? Да еще в монастыре, расположенном на московских землях? Да еще успеть за полгода пройти послух – как мы помним, трехлетний – и “дослужиться” до схимников?
Вопросы, вопросы, вопросы… и ни на один нет ответа. Точнее есть – один на все разом. В год Куликовской битвы ни Пересвет, ни Ослябя монахами не были. Ни Троицкого монастыря, ни какого-нибудь другого – ибо монах от всех мирских обязанностей освобождается, и, прими братья постриг на литовской земле, им незачем было следовать за своим – уже бывшим – сюзереном в Московское княжество.
Между прочим, сам Дмитрий Ольгердович был крещен-то уже в зрелом возрасте. В душах его бояр, суда по “святотатственной” реплике Пересвета, христианство также не успело пустить корней. Как и в душе еще одного литовского выходца, воеводы Дмитрия Боброка, перед битвою ни много, ни мало – ворожащего своему тезке, великому князю Московскому, еще не прозванному Донским, о победе по волчьему вою, заре и “голосу земли”. По свидетельству Гальковского, еще в начале ХХ века русские крестьяне – кстати, из западно-русских, “литовских” во времена Пересвета Смоленских краев – вот так, на восходе Солнца, кланялись Земле, кланялись тайно и сняв предварительно крест. Тайну Дмитрий Иванович соблюл; любопытно, снимал ли он крест?
Ослябя, оставшийся в живых в Куликовской сече, позднее служил в боярах у еще одного литовского выходца – митрополита Киприана, под старость же и впрямь постригся в монахи. Так, надо думать, и появился в источниках “чернец Родион Ослябя”, ну а уж коли в “Задонщине” (первые списки которой ни словом не намекают на монашество брянских бояр) он называет Пересвета братом, то монахи-летописцы и сделали “логический” вывод, задним числом вписав в свои ряды обоих героев Куликова поля. И произошло это, судя по летописям и спискам “Задонщины” не ранее конца XV века, когда иго было уже окончательно свергнуто, и провалилась последняя попытка реставрировать его (хан Ахмат в 1480 году). Тогда же возникло и “Сказание о Мамаевом побоище”, перекроившее чуть не всю историю Куликовской Битвы “на злобу дня”, и упоминания о небывалом походе на Куликово поле Ягайлы (в “Сказании…” вообще почившего за несколько лет до сечи на Непрядве Ольгерда), невесть отчего повернувшего с полдороги. Позвольте посмеяться над распространенными объяснениями, что свирепый воин и полководец “испугался” остатков московского войска, только что перенесшего страшное сражение. Это-то объясняется хорошо – соперничество Москвы с Литвой в собирании Русских земель было в разгаре, Литва – точнее, уже Речь Посполитая – стала католической и начала, на свою, в конечном счете, голову, притеснять православных – короче, про Литву просто требовалось сказать какую-нибудь гадость. Хотя бы просто чтоб “замазать” активнейшее участие Андрея и Дмитрия Ольгердовичей с их подданными – Боброком, Пересветом, Ослябей – в великой победе над Ордой.
Но понятно и желание церкви прибрать к рукам имена героев Куликова поля. Церкви тоже хотелось кое-что “замазать” – только не чужие подвиги, а собственное… м-да, тут как-то никаких цензурных определений на язык не подворачивается… ну, скажем, собственное поведение во времена ига. Ярлыки, которыми награждали митрополитов ханы Менгу-Темир, Узбек, Джанибек и их потомки, говорят сами за себя. Под угрозой мучительной смерти запрещалось не только причинять какой-либо вред “церковным богомольцам” или посягать на их имущество – даже словесно оскорблять православную веру! Против кого направлены были эти указы – ясно: до XIII века на Руси действовали капища Древних Богов. Но лучше всего – мотивация этих суровых запретов в ханских ярлыках: “зане они за нас и за весь род наш бога молят и воинство наше укрепляют”.
Что тут сказать… не говорить хочется – кричать! Особенно хорошо читать это после того, как почитаешь душераздирающее “О разорении Рязанской земли Батыем”, да вдобавок – описания раскопок сожженных Ордой городов с детскими скелетиками в печах и распятыми останками изнасилованных и убитых женщин; после того, как ознакомишься с сухой археологической статистикой – 75% городов и сел северо-восточной Руси не пережили XIII века, были уничтожены полностью – это при том, что в уцелевших шла резня, выживали единицы… с описаниями рабских рынков на черноморском берегу того времени, набитыми золотоволосым, синеглазым живым товаром из Руси…
Это они за них молили своего бога! Это их воинство они укрепляли! И действительно укрепляли – когда тверичи восстали против ордынского ига и убили сборщика податей Чолхана (Щелкана Дудентьевича из былины, который “у кого коня нет – дитя возьмет, у кого дитя нет – жены возьмет, у кого жены нет – самого возьмет”… церковники, кстати, дани не платили вообще), когда московский князь Калита вместе с ордынцами разгромил и сжег Тверь, а тверской князь Александр сбежал в вольный Псков, до которого не дотягивались длинные лапы Орды, митрополит Феогност под угрозой отлучения заставил псковичей выдать защитника русских людей на казнь татарам.
Вы не поверите, читатели, но еще в XV веке церковники нисколько не скрывали этого союза с Ордой. Они им хвалились, писали посягнувшему на церковные земли Ивану III: “мнози и от неверных и нечестивых царей…зело по святых церквах побораху, не токмо в своих странах, но и в Руссийском вашем царствии, и ярлыки давали”. Не знаешь, на что пуще умиляться – на это дивное – “вашем Руссийском царствии” – прямо таки нынешняя “эта страна” – или на саму беспредельную наглость, защищающую нажитое при оккупации добро в едва освободившейся стране ссылками на законы оккупантов.
Однако вскоре Русь окончательно поставила Орду на место на Угре, и церковники – тут же, “и мужниных еще сапог не износивши” – кинулись примазываться к победе над Ордой. Так посмертно “постригли” в троицкие монахи полуязычников из дремучих брянских лесов, братьев-бояр Ослябю и Пересвета.
Исторический же Александр Пересвет никогда не был монахом, обитель Сергия разве что мимо проезжал. Я знаю, что эта статья мало что изменит – как были, так и останутся бесчисленные картинки с Пересветом, вопреки всякому здравому смыслу, скачущему на врага в долгополой сутане, как звучали, так и будут звучать экстатические завывания штильмарков и уткиных про “подвиг схимника Пересвета, благословленного на бой святым Сергием”. Что ж, вольному – воля, вольному – правда, а “спасенным” – их рай, их краденые герои и ворованные подвиги. Каждому свое. Я писал не для них…
ПОЧЕМУ ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ БИЛСЯ НЕ ПОД ЗНАМЕНЕМ?
Одной из загадок Куликовской битвы является более чем странная история с обменой доспехами и конями князя Дмитрия и боярина Михаила Бренка. Как мы помним, Дмитрий снял княжеские доспехи и, отдав их вкупе с конем Михаилу Бренку, оставил его под знаменем, сам уехал в передовой полк на чужом коне и в простых доспехах.
Что бы сие значило? Можно, конечно, допустить, что это очередное сочинительство безвестного автора «Сказания о Мамаевом побоище» [255] , благо с фантазией у него было все в порядке – и который год как мертвый Ольгерд литовское войско на Москву ведет, и татарин-мусульманин Мамай к Перуну и Хорсу (а за одним к «Реклею»-гераклу и «Бохмиту»-Магомету) взывает.
Однако, вообще говоря, в его выдумках обычно прослеживается некая логика или хотя бы следование шаблону. Мамай поганый, значит, язычник, значит, должен к идолам взывать. Вон, у французов в «Песни о Роланде» мавры из Кордовского эмирата Аполлона и Юпитера славят. С Литвой Москва враждует за русские земли, значит, изобразим, как подлые литвины хотели нашим в спину ударить (а когда умер Ольгерд, во времена написания «Сказания, более чем сто лет спустя после Куликовской победы, уже мало кто помнил). Почитаемого в только что подмятой Моской Рязани князя Олега Ивановича сделаем из ведущего свою политику государя предателем. Александр Пересвет, боярин брянский, уже однозначно превращается в монаха и становится участником эпического поединка с печенегом (!!!). И так далее.
Но какой смысл в истории с переодеванием, чего ради было ее выдумывать? Аналогов тоже не припоминаю. И простой небрежностью, вроде именования «князя» (темника) Мамая «царем» (ханом), чего современные битве русские источники себе не позволяли, тут тоже дело не решается.
Позднее изобрели дивное объяснение: оказывается, Дмитрий сделал это, чтоб войско не смущалось, если флаг упадет и сражающиеся под ним погибнут – мол, зато князь, может, и жив. У меня просто слов нет для определения гениальности такого объяснения. Нет слов и для описания того «воодушевляющего» эффекта, что окажет на войско факт бесследного растворения князя неизвестно где. Ну, или еще немногим лучше – факт нахождения его в первых рядах, среди, фактически, смертников.
На мой взгляд, многое объясняет малоосвещаемый официальной историографией факт: на момент битвы князь пребывал отлученным от церкви митрополитов Киприаном. Что самое интересное, мы знаем об этом из письма Киприана к Сергию – тому самом Сергию Радонежскому, что многими десятилетиями после сражения внезапно объявится на страницах его описаний «благословляющим» анафемствованного князя, (на случай, если кто станет твердить, что «Киприан не анафемствовал Дмитрия, а только отлучил» – вот мнение человека, в вопросе безусловно компетентного: «На богословском языке отлучение от Церкви есть анафема. И, соответственно, верно обратное определение: анафема есть не что иное как отлучение от Церкви» [256] ).
Итак, анафема Киприана [257] :
«Но раз меня и мое святительство подвергли такому бесчестию, – силою благодати, данной мне от пресвятой и живоначалыюй троицы, по правилам святых отцов и божественных апостолов, те, кто причастен моему задержанию, заточению, бесчестию и поруганию, и те, кто на то совет давали, да будут отлучены и неблагословенны мною, Киприаном, митрополитом всея Руси, и прокляты, по правилам святых отцов».
На самом деле, как мы знаем из третьего письма Киприана Сергию, Сергий его анафему поддержал, и, по всей видимости, распространил – а об этом можно судить по количеству списков, в котором дошло до нас содержащее отлучение письмо Киприана.
Летом 1380 года Киприан находился в Константинополе, куда поехал жаловаться на Дмитрия. Снять оттуда отлучение он не смог бы даже при желании – не было еще ни телеграфа, ни радио, ни сотовой связи. Покинув Москву летом 1378 года, он прибыл в Константинополь весною 1379-го – вряд ли обратно он мог добраться быстрей.
Хуже того, кандидат в митрополиты, выдвигавшийся самим Дмитрием, Михаил-Митяй, русский, а не грек или болгарин, выходец из белого духовенства, стоявший, в отличие от Киприана, епископа суздальского Дионисия и Сергия Радонежского, за независимость русской церкви от Константинополя, приплыв в Константинополь летом 1379 года, почти тут же умер. О смерти, ожидавшей Митяя в Константинополе, перед его отъездом откровенно говорил тот же Сергий.
Итак, посмотрим теперь на начало Куликовской битвы с этой позиции.
Великий князь отлучен от церкви, его ставленник умер – что многими могло восприниматься как доказательство неугодности Митяя – и его покровителя! – Христу. Сам Дмитрий Иоаннович не мог не чувствовать себя более чем неуютно.
Но Мамай и его орда не собирались считаться с этим. Орда шла на Русь. Орду надо было остановить – но как, если во главе войска стоит отлученный, неугодный богу князь-анафема?!
Сам князь Дмитрий, такой же средневековый христианин, как и большинство его подданых, не мог не думать об этом.
И вот, накануне битвы, великий князь решается на поразительный шаг. Он перелагает княжеские регалии на плечи друга, не задетого анафемой Киприана приближенного. Делается это в прямом смысле перед богом – перед ликом Спаса на черном московском знамени, ратной иконой Москвы. Теперь Христу не за что гневаться на московское войско – во главе его не отлученный, не анафема, а благоверный православный христианин. Сам же Дмитрий уходит простым воином в передний полк, отдавая себя на суд божий – не как князь, а как простой человек. Становится в один ряд с нехристями и двоеверцами с северного Белоозера и языческой Литвы.
После боя, очнувшийся, он наверняка испытал большую радость, чем мы это представляем себе сейчас. Не просто лично он уцелел, не просто войско выиграло битву – бог явил волю, вседержитель рассудил, и признал его, Дмитрия, правым. Отлучение снято – снято волею высшею, чем воля митрополита и самого патриарха. Не только жизнь, не только победа – примирение с богом.
Так – если он руководствовался предполагаемыми мною мотивами – должен был понимать происходящее князь Московский. Так это должны были воспринимать его православные подданные. Так, судя по всему, понял это и Киприан, в 1381 году вернувшийся в Москву и примирившийся с Дмитрием – ненадолго, правда, до своего бегства из оставленной на него Москвы перед наступающей ордой Тохтамыша.
Но те, кто сражались рядом с ним, подданные литовских и белозерских князей, может быть, обратили внимание на иное – израненного, упавшего князя прикрыла ветвями упавшая, срубленная в жестокой сече береза – одно из священных деревьев языческой Руси.
Источник: xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai
Почему Пересвет победил Челубея. Через шестьсот лет после Куликовской битвы открылись ее новые подробности!
От Редакции: Мы уже публиковали материал на эту важную и очень в своем роде поучительную тему http://monomah.org/archives/131 И как нам представляется, эта статья более полно раскрывает суть поединка между Пересветом и Челубеем. Однако и новая журналистская работа содержит в себе некоторые интересные аспекты. Кроме того, освежить данную тему можно и нужно еще и потому, что совсем недавно, 21 сентября праздновалась очередная годовщина Куликовской битвы, в самом начале которой и состоялся этот мистический поединок сил Света с силами Тьмы!
«Ох, уж это бабско-православное воспитание! Вы что, теперь и читателей-мужиков надумали тряпками сделать? Мою жену и дочь будут насиловать, сына угонять в рабство, а мне что — поститься, молиться и всех прощать — по совету достопочтенной Марии Городовой? Как там в Библии про прощение сказано — до семижды семидесяти раз? Итого 490 раз? То есть всегда? Ага, разогнался: Бог, конечно, создал всех разными, да вот только полковник Кольт всех уравнял. Вы что, не в курсе: есть люди, понимающие только силу…» Клинт-Иствуд-не-промахнется
В курсе, уважаемый поклонник американских вестернов и лично актера Клинта Иствуда, в курсе, да, такие люди есть. И их много. Можно сказать, тьма-тьмущая, «имя им легион». Но и среди святых есть воины. Вспомним Пересвета, 21 сентября 1380 г. вступившего в прямой бой с Челубеем на Куликовом поле. Вспомним, что его, как и другого монаха — Ослябю, наш великий святой Сергий Радонежский благословил идти в войско Дмитрия Донского. Причем, согласно преданию, и Пересвет, и Ослябя были не просто чернецами, то есть монахами, но и схимонахами — иноками, избравшими предельное отчуждение от мира и от мирских дел ради служения Богу. И вот этих схимников преподобный Сергий Радонежский благословляет на битву — тут не измена словам Христа «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Не отречение от принципа кротости — добродетели монашествующих. Тут ситуация, определяемая словами Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Зло в лице многотысячной золотоордынской армии Мамая было сильно, оно угрожало жизням не одного — тысяч, его нужно было остановить.
Этот поединок многое значил. Челубей был не просто могучим здоровяком, сильнейшим из тех, кого мог выдвинуть на передовую Мамай. Челубей был обученным воином. И здесь я имею в виду не только боевую подготовленность. Вот что рассказывает наш современник епископ Митрофан (Баданин). В Троице-Сергиевой лавре есть монах, во времена своей юности увлекавшийся восточными духовными традициями и боевыми искусствами. С началом перестройки он с друзьями решил поехать прямо в Тибет — поступить в какой-нибудь буддистский монастырь. А с 1984 года монастыри Тибета уже были открыты, правда, с ограничениями, но по специальным квотам в них уже можно было попасть, и туда устремилась лавина иностранцев. Как говорят очевидцы, к такому нашествию адептов восточных практик и просто любопытствующих в самих монастырях относились крайне неприязненно. Монастырь — это строгая жизнь со своим укладом, туристы и непосвященные тут только помеха. Поэтому нашего будущего монаха и его друзей ждало разочарование, еще бы! Они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам, молитвам, проделали такой долгий путь, приложили столько усилий, а к ним да и ко всем приезжим такое, мягко говоря, отнюдь не возвышенное отношение. Недружелюбие продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Вот тут все изменилось — в миг, чудесным образом. Услышав, что приезжие русские, монахи начали переговариваться между собой, оживились, и в разговоре зазвучало слово «Пересвет».
Оказалось, имя русского монаха, жившего шесть столетий назад, записано в особой святой книге, где тибетцы фиксируют важнейшие духовные события. Победа Пересвета над Челубеем была занесена туда как раз как такое выдающееся явление, выпадающее из привычного хода вещей.
Пересвет вступил в бой не просто с воином, но с силами демоническими
И тут, через шестьсот лет, «случайно» выяснилось, что противником нашего схимонаха Пересвета во время Куликовской битвы был не просто опытный воин и богатырь. Челубей был тибетским монахом, прошедшим подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоившим древнейшую практику боевой магии — Бон-по. Причем Челубей достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного».
«Словосочетание «Бон-по», — поясняет епископ Митрофан, — можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», проще говоря, превращается в единое существо с демоном, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом, чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских».
И еще один важный момент. Удивительный бой не раз вдохновлял художников. Самые известные, пожалуй, картины Васнецова и Авилова явно не точны. Дело в том, что на этих полотнах оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинную суть происходившего. Наш современник, гениальный художник, так рано покинувший мир, Павел Рыженко увидел сюжет точнее: Пересвет выходит на схватку без доспехов, в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Потому-то он и сам получил тяжелую рану от Челубея, но «бессмертного» убил. Как в схватке библейского Давида против исполина Голиафа, наш Пересвет вышел на бой не в доспехах и с совершенным оружием, а защищенный именем Бога и во имя Его: «Не мечом и копьем спасет Господь! С тобой сила, а со мной Господь!» Победа Пересвета над Челубеем стала не просто вдохновляющим примером для всего войска: монах-схимник, монах, отвергнувший заботы мира, принял вызов силы тьмы в прямом, буквальном смысле слова.
Предвижу вопрос от таких же, как автор сегодняшнего письма, поклонников полковника Кольта: «Но ведь Бог-то его и не защитил». Да, Пересвет отдал свою жизнь «за други своя», за Родину, во славу Господа. Но жизнь человеческая, и особенно жизнь святых, не ограничена рамками этого мира. Кстати, так же, как битвы добра со злом. Они ведутся не только здесь…
https://rg.ru/2017/09/20/cherez-600-let-posle-kulikovskoj-bitvy-otkrylis-novye-podrobnosti.html
главные тайны воинов-монахов — Рамблер/спорт
О поединке Пересвета и Челубея знают все, кто не пропустил школьные уроки о Куликовской битве. Найдутся и такие, кто вспомнит картинку, на которой в лихой схватке сошлись русский богатырь в шлеме и кольчуге и татарский воин в богатом шелковом одеянии.
Однако далеко не все знают, что на самом деле воина Пересвета звали Александром и у него был брат Андрей Ослябя, а легендарный поединок с Челубеем выглядел сильно иначе. Что нам известно о Пересвете и Ослябе?
Источники
Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена. Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» — главные источники о Куликовской битве — а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».
В монастыре
Пересвет и Ослябя были братьями, происходили из старинного боярского рода на Брянщине и славились своим воинским мастерством. Впрочем, возможно, родными братьями они и не были, а зафиксированное в тексте «Сказания о Мамаевом побоище» обращение их друг к другу «брате!» объясняется тем, что они оба были монахами.
Все источники повествуют о том, что, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов — Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Одни истолковывают это место так, что преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, а другие говорят о том, что оба они уже были к тому моменту схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на крест, чем на доспехи.На поле Куликовом
Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.
Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!». «Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.
Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.
Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.
Ослябя, по одному из преданий, тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.После битвы
Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти отмечается 7 (20) сентября.Секрет победы Пересвета над Челубеем : spetsialny — LiveJournal
Поединок Пересвета и Челубея перед Куликовской битвой
О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова. Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.
Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.
Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.
У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».
Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.
Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.
Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.
ИсточникРассказывая о битве на Куликовом поле, которая произошла между объединенными русскими войсками и войсками Золотой Орды в 1380 году, историки обязательно упоминают о воинах Пересвете и Челубее, с поединка которых эта битва началась. Кто такие Пересвет и Челубей, и почему им пришлось биться друг с другом перед началом Куликовского сражения?
О Челубее, участвовавшем в поединке воине Золотой орды, известно, что он отличался настоящей богатырской силой и высоким воинским мастерством. В ратном деле он «специализировался» именно на участии предшествующим сражениям поединкам, и, до встречи с Пересветом, не проиграл ни одного. Когда спрашивают, кто такие Пересвет и Челубей, обычно интересуются, для чего нужен был поединок между ними и кто в нем победил. Поединок был нужен для того, чтобы определить, чьи войска, русские или монголо-татар, должны идти в атаку первыми, так как силы сторон были примерно равны, а наступающие войска всегда несут большие потери, чем обороняющиеся. По традиции наступать должна была та сторона, чей богатырь в поединке оказывался побежденным. Пересвет и Челубей были вооружены копьями, причем копье Челубея было немного длиннее, чем копье русского воина. Таким копьем Челубей рассчитывал поразить противника раньше, чем получит от него удар. Однако, по преданию, Пересвет перед поединком не надел на себя доспехи, вышел на бой в одной рубахе, и, когда копье Челубее его пронзило, Пересвет удержался в седле и успел поразить противника. Челубей из седла вылетел, а конь Пересвета вынес его уже мертвого к русским войскам. Правда, существует версия советских времен, что Пересвет доспехов с себя перед боем не снимал, а просто после удара копья Челубея сумел удержаться в седле. Но, в любом случае, он стал победителем в поединке и войска Золотой Орды пошли в атаку первыми.
|
Недодержка против передержки в фотографии
Экспозиция — один из важнейших элементов фотографии. Но у многих новичков возникают проблемы с недоэкспонированием и переэкспонированием, и что с этим делать.
Знание того, как получить правильную экспозицию, — не единственная причина, по которой вам нужно знать разницу между передержанными и недодержанными фотографиями.
Творческое самовыражение может быть важнее технического совершенства. Выдувание светлых участков или отсутствие деталей в тенях — не всегда проблема.
В этой статье мы научим вас, что такое недодержка и передержка и как их использовать для более творческой фотографии.
Как узнать, недоэкспонировано или передержано изображение
Недоэкспонирование или передержка могут произойти, если ваша камера настроена неправильно. Чаще всего в любом автоматическом режиме современные камеры не создают изображений с очень плохой экспозицией.
В этой серии фотографий я намеренно использовал настройки, чтобы продемонстрировать:
- недодержка,
- правильная экспозиция,
- и передержка.
Я сфотографировал эту камеру на улице в пасмурный день. Диапазон тонов между самыми темными и самыми светлыми частями фотографии не является экстремальным. На средней фотографии только несколько светлых участков выглядят немного переэкспонированными.
Куда бы вы ни подошли к вопросу о правильной экспозиции, вы должны знать, как определить, недоэкспонированы или переэкспонированы фотография или ее части. Передержка возникает, когда сенсор камеры не фиксирует детали в самых ярких частях изображения.
Недодержка возникает, когда сенсор камеры не фиксирует детали в самых темных частях изображения. Ваша камера может отображать информацию о потере деталей. Или вы можете увидеть это в таких программах, как Lightroom и Photoshop.
Гистограмма — это простой способ просмотреть информацию об экспозиции или уровне экспозиции на мониторе камеры или компьютера. Гистограммы показывают графическое представление значений оттенков на фотографии.
Если на графике гистограммы наблюдается пик на левом или правом крае, это означает высокую контрастность.У вас есть недоэкспонированные и / или переэкспонированные пиксели. В очень темных и / или светлых частях изображения не будет видно деталей.
Ваша камера может также иметь опцию оповещения о выделении, когда вы просматриваете свои фотографии. Это также известно как «моргание». В этом режиме просмотра вы увидите области фотографии без мигающих деталей.
Некоторые камеры позволяют вам вручную установить предел мигания световых бликов, поэтому вы должны проверить, что он установлен правильно.
Эта информация поможет вам понять, приемлемо ли ваше воздействие на вас.Я не верю, что детализация всех светлых и / или темных участков необходима для каждой фотографии, которую я делаю.
Вот хороший пример. Я хотел, чтобы рыбаки на этой фотографии выглядели как силуэты. Я также знал, что на солнце не будет деталей.
Диапазон контрастности композиции слишком велик, чтобы сенсор моей камеры мог записывать детали как в самых темных, так и в самых ярких областях.
Вы можете увидеть всплеск гистограммы слева и справа, показывая отсутствие деталей в тенях и на солнце.Я до сих пор считаю эту фотографию хорошо экспонированной.
Какой диапазон тонов может записывать наши камеры
Наши глаза могут видеть более широкий диапазон тонов, чем может записывать большинство доступных в настоящее время камер. Человеческий глаз способен видеть около 30 стопов света. Это «диапазон статической контрастности».
В любой момент времени мы можем видеть только около десяти ступеней света. Это «динамический диапазон» наших глаз, который изменяется со временем. Наш мозг постоянно настраивается, поэтому то, что мы видим, «хорошо видно».’
Современные цифровые камеры (например, , Nikon, , Canon и т. Д.) Различаются по тому, сколько стопов света они могут уловить. Лучшие полнокадровые камеры в тестовых ситуациях делают только 13–14 ступеней. Некоторые утверждают, что в «реальном мире» или «реальной жизни» ситуация отличается.
Самый крайний диапазон ограничен самым низким значением ISO. При более высоких настройках ISO динамический диапазон уменьшается.
Эта фотография продавца в Мандалае, Мьянма, содержит детали на большей части изображения, потому что диапазон тонов не такой широкий.
Независимо от того, какую камеру вы используете, вам необходимо принять решение относительно правильной экспозиции. Снимая фотографии в условиях высокой контрастности, когда свет резкий и яркий, вам нужно делать более осторожный выбор.
Ваши глаза могут видеть детали в светлых и темных участках, но ваша камера может не записывать столько, сколько вы видите.
Как выбрать экспозицию
Чтобы выбрать способ экспонирования фотографий, необходимо контролировать камеру.
Я предпочитаю устанавливать экспозицию в ручном режиме, а не в программном. Это дает мне больше контроля и точности с настройками камеры и регулировкой экспозиции, чем при использовании любого из режимов автоматической экспозиции.
Когда камера находится в любом из автоматических или полуавтоматических режимов экспозиции, она запрограммирована на получение правильной экспозиции на основе среднего серого.
Если вы не отмените эти настройки, у вас не будет большого контроля над тем, как экспонируется ваша фотография. В условиях высокой контрастности камера в автоматическом режиме, вероятно, будет неудовлетворительно экспонировать фотографии.
Эта фотография рыбаков на озере Инле в Мьянме, возможно, привела к такой экспозиции с настройкой автоматической экспозиции.
Включение солнца и его отражения в мою композицию резко увеличивает диапазон тонов.
Цифровой датчик не может записывать детали в самых ярких и самых темных областях при одной и той же экспозиции, потому что диапазон тонов слишком широкий.
Я решил экспонировать эту фотографию так, чтобы в теневых областях были некоторые детали, а на солнце и его отражении не было никаких деталей.
Я использовал свой точечный измеритель, чтобы отсчитать свет от штанов рыбака, который был ближе всего ко мне. Моя выдержка была 1/2000 сек, f8 и ISO 400, что было немного меньше, чем мой экспонометр указал как правильный.
Я решил немного недоэкспонировать, чтобы двое мужчин выглядели как силуэты.
Особенно в высококонтрастных ситуациях вы должны тщательно выбирать способ считывания экспозиции. Это повлияет на то, будет ли ваша фотография хорошо экспонирована в наиболее важных частях композиции или нет.
На этой фотографии я хотел немного детализировать людей и воду. Я также хотел цвет в небе. Вот почему я снял показания экспозиции с его брюк. Это был довольно нейтральный тон.
Если бы я сделал точечный замер с его белой рубашки, чтобы увидеть его белым на моем фото, большая часть фотографии была бы переэкспонирована.
Несмотря на то, что его рубашка белая, потому что за ней скрывается солнце, все, что я могу видеть, находится в тени. Рубашка не будет ш
ведущих специалистов из США и России объясняют шансы заразиться Covid-19 и выжить — RT World News
Некоторые ученые считают, что коронавирус, который уже убил тысячи людей по всему миру, может стать пандемией. RT поговорил с американскими и российскими медиками о проблемах сдерживания вируса и шансах на выживание.
Новый коронавирус, возникший в Китае, давно распространился за его пределы, заразив тысячи людей в Южной Корее, Иране и Италии.Кажется, что иногда решительные меры, принимаемые правительствами Китая и других стран для сдерживания смертельной болезни, были лишь частично успешными.
Итак, с чем именно мы столкнулись? И стоит ли готовиться к худшему?
Что такое новый коронавирус?
На самом деле страшный вирус, беспокоящий миллионы людей по всему миру, не является ни новым, ни уникальным. Многие из большого семейства коронавирусов сосуществуют с людьми без каких-либо проблем.
Также на RT.ком «Наденьте маски, но не думайте, что вы в безопасности»: ведущий советский вирусолог и эксперт ВОЗ объясняет Covid-2019 и развенчивает популярные мифы«Нам известно по меньшей мере о 40 коронавирусах», — сказал Михаил Фаворов, всемирно известный эпидемиолог и эксперт Центра контроля и профилактики заболеваний США (CDC), журналисту Антону Красовскому для серии RTD «Эпидемия».
Десятки из них могут быть заражены людьми, и большинство из них «вызывают лишь минимальные симптомы и не представляют угрозы», потому что они адаптировались к человеческому организму и у людей выработался иммунитет, специалист, который также работал заместителем директора- — объяснил генеральный директор отдела трансляционных исследований Международного института вакцин, основанного ООН.Проблема с новым коронавирусом заключается в том, что он только недавно был представлен людям другого вида — скорее всего, летучей мыши.
Когда у летучих мышей, которые служат естественным резервуаром вируса, возникает собственная эпидемия, их вирусы развивают миллиарды форм, одна из которых может передаваться между видами, пояснил Фаворов. И именно это, скорее всего, произошло в Ухане, где впервые было обнаружено новое заболевание.
Также на rt.com КОРОНАВИРУС: лучший и худший сценарии для мировой экономикиТакой вирус не адаптирован к человеческому организму и вполне может «уничтожить» клетки хозяина, что приведет к более тяжелой форме заболевания и потенциально опасным для жизни последствиям, предупредил эксперт CDC.Тем не менее, вирус адаптируется, и у тех, кто заразится позже, могут развиться менее серьезные симптомы.
Кто подвергается наибольшему риску?
Хотя потенциально заразиться может любой человек, пожилые люди, как правило, больше страдают от его последствий. По словам аналитика, хотя подтвержденные случаи среди детей до сих пор были довольно редкими, они быстро растут среди людей старше 20 лет. Летальные исходы выше среди пациентов в возрасте от 50 и старше.
Фаворов объясняет, что вирус имитирует полезный белок, потребляемый клетками человека.Кажется, что клетки более старого организма нуждаются в этом «полезном» веществе в гораздо больших количествах и, таким образом, более активно сливаются с вирусом.
«Уровень воздействия важен», — сказал он . «В повседневной жизни мы обычно не подвержены такому значительному количеству вирусов», — добавил он , указывая на тот факт, что число подтвержденных случаев коронавируса особенно велико среди медицинских специалистов, которые регулярно контактируют с различными заболевания. «Медики попадают в отдельную группу риска».
Что может случиться с человеком, инфицированным Covid-19?
Что делает коронавирус опасным, так это то, что если у инфицированного человека развивается острая пневмония, ее может быть довольно сложно вылечить. «Болезнь имеет четыре стадии», — объясняет Александр Чучалин, ведущий пульмонолог России и член Российской академии наук.
«Первая стадия выглядит как относительно безобидная простуда и длится от семи до девяти дней», — сказал RT.Для многих людей коронавирусная инфекция вполне может быть ограничена этими легкими симптомами, но у других может развиться вирусная и бактериальная пневмония, если болезнь разрушает иммунные барьеры и попадает в ранее стерильную среду, такую как легкие.
Также на rt.com Италия «КАРАНТИРУЕТ» 16 МИЛЛИОНОВ человек в Ломбардии и 14 других провинциях в попытке остановить вспышку коронавируса Если медикам не удастся сдержать болезнь на этой второй стадии, у нее может развиться острый респираторный дистресс-синдром — опасное для жизни состояние, которое можно вылечить только с помощью аппарата искусственного дыхания.Даже если пациенты переживут эту стадию, их иммунная система может оказаться подавленной до такой степени, что другое заболевание легких может убить их.
«Половина смертельных случаев коронавируса связана с людьми, которые долгое время находились на искусственном дыхании, и их альвеолы в конечном итоге были инфицированы грибком», — сказал Чучалин. Пульмонолог также предупредил, что до сих пор нет эффективного лечения против самого коронавируса, а стандартное противомикробное лечение может быть неэффективным в случае пневмонии, вызванной этим вирусом.
«Скорее всего, потребуются иммуностимуляторы. Но пока неясно, какие именно нам нужно использовать », — сказал он.
Такая ситуация повышает потенциальные риски для людей с хроническими респираторными и легочными заболеваниями, такими как буллезная эмфизема, независимо от их возраста, а также для людей, страдающих диабетом или раком.
Также на rt.com «Закройте Тадж-Махал!» Мэр Агры призывает индийское правительство закрыть ВСЕ исторические памятники на фоне растущей вспышки коронавирусаЭто самый опасный из всех?
Вирус уже убил почти 3500 человек, заразив более 100000 человек в мире, что составляет 3.5-процентная смертность. Для сравнения, смертность от обычного гриппа составляет около 0,5 процента. Тем не менее, поскольку грипп гораздо более заразен, он убил гораздо больше людей, чем коронавирус, за тот же период времени, если посмотреть на абсолютные цифры. Например, по данным CDC, только в США в этом сезоне от гриппа погибло 18 000 человек.
Это также зависит от конкретного штамма вируса, которым заражается человек.
«Все зависит от того, откуда у вас вирус», — поясняет Фаворов.Медик указал на то, что показатели смертности от коронавируса в разных странах разные. «В Южной Корее это 0,5 процента, а в Италии — около трех процентов. Это означает, что местный «нулевой пациент» заразился вирусом из Китая, который еще не адаптировался для людей ».
Фактически, согласно данным Европейского центра по контролю и профилактике заболеваний, уровень смертности от коронавируса в Италии в настоящее время составляет около 3,9 процента, что даже немного выше, чем в самом Китае, где он составляет 3.8 процентов. Такие цифры вполне могут стать поводом для беспокойства в Европе.
Также на rt.com SXSW подчиняется опасениям коронавируса: Остин впервые в истории отменил крупнейший фестиваль технологий, кино и музыкиСледует ли нам спешить сдавать анализы до появления симптомов?
К сожалению, предварительное прохождение теста на коронавирус в значительной степени бессмысленно, говорит Фаворов, потому что существующие тесты, разработанные в разных странах, неэффективны, поскольку ученым просто не хватает биологического материала для разработки более точных алгоритмов.
«У нас будет достаточно материала только через шесть месяцев», — сказал он , предупредив, что текущие тесты могут не выявить вирус в организме человека и даже могут указывать на то, что человек инфицирован, хотя это не так.
Тестирование имеет смысл только для тех, у кого проявляются клинические симптомы.
Полная версия документального фильма доступна на русском языке здесь.
Подпишитесь на информационный бюллетень RT, чтобы получать новости, которые не будут рассказывать традиционные СМИ.
.ЭКСКЛЮЗИВНО: китайский вирусолог обвиняет Пекин в сокрытии коронавируса, бежит из Гонконга: «Я знаю, как они обращаются с информаторами»
ЭКСКЛЮЗИВНО: Гонконгский ученый доктор Ли-Мэн Янь вторгался на неизведанную территорию.
За несколько часов до того, как она села на рейс Cathay Pacific 28 апреля в Соединенные Штаты, уважаемый врач, специализирующийся на вирусологии и иммунологии в Гонконгской школе общественного здравоохранения, спланировал ее побег, упаковав чемодан и прокрадываясь мимо цензоров и видеокамер. в кампусе.
У нее были паспорт и сумочка, и она собиралась бросить всех своих близких. Если ее поймают, она знала, что ее могут бросить в тюрьму или, что еще хуже, превратить в одну из «пропавших без вести».
Ян сказала Fox News в эксклюзивном интервью, что, по ее мнению, правительство Китая знало о новом коронавирусе задолго до того, как заявило об этом. Она говорит, что ее руководители, известные как одни из ведущих специалистов в этой области, также проигнорировали исследования, которые она проводила в начале пандемии, которые, по ее мнению, могли спасти жизни.
АДМИНИСТРАЦИЯ ТРАМПА ПРЕДСТАВЛЯЕТ УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ВЫХОДЕ ИЗ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Она добавляет, что они, вероятно, были обязаны сообщить миру, учитывая их статус справочной лаборатории Всемирной организации здравоохранения, специализирующейся на вирусах гриппа и пандемиях, особенно на вирусах. начал распространяться в первые дни 2020 года.
Янь, которая сейчас скрывается, утверждает, что правительство страны, где она родилась, пытается подорвать ее репутацию, и обвиняет правительственных головорезов в организации кибератаки против нее в надежде удержать ее тихо.
Ян считает, что ее жизнь в опасности. Она боится, что никогда не сможет вернуться в свой дом, и живет с твердой правдой, что она, скорее всего, никогда больше не увидит там своих друзей или семью.
КИТАЙСКИЕ ВЛАСТИ ЗАДЕРЖИВАЮТ ВЫГОДНУЮ КРИТИКУ Си Цзиньпина
Тем не менее, по ее словам, риск того стоит.
«Причина, по которой я приехала в США, состоит в том, что я передаю правду о COVID», — сказала она Fox News из неизвестного места.
Она добавила, что если она попытается рассказать свою историю в Китае, она «исчезнет и будет убита.»
Фотография доктора Ли-Мэн Янь на ее свадьбе. (Ян)
История Яня сплетает экстраординарное заявление о сокрытии на высших уровнях правительства и, по-видимому, разоблачает навязчивое принуждение президента Си Цзиньпина и его Коммунистической партии контролировать нарратив о коронавирусе: что знал Китай, когда он это знал и что редактировало информацию его разошли по всему миру.
КИТАЙСКИЕ ЦЕРКВИ, ПРИКАЗАННЫЕ ПРОСЛАВИТЬ ОБРАЩЕНИЕ С КОРОНАВИРУСОМ Си Цзиньпин перед повторным открытием, СМОТРЕТЬ СОБАКА СКАЗЫВАЕТ
Ян, которая говорит, что она была одним из первых ученых в мире, изучавших новый коронавирус, якобы попросила ее научный руководитель из Университета / Справочная лаборатория ВОЗ, Dr.Лео Пун, в 2019 году рассмотрит странную группу случаев заболевания, подобных атипичной пневмонии, в материковом Китае в конце декабря 2019 года.
«Правительство Китая отказало зарубежным экспертам, в том числе из Гонконга, для проведения исследований в Китае. ,» она сказала. «Поэтому я обратился к своим друзьям за дополнительной информацией».
У Янь была обширная сеть профессиональных контактов в различных медицинских учреждениях материкового Китая, она выросла и закончила большую часть своего обучения там. Она говорит, что именно по этой причине ее попросили провести такого рода исследование, особенно в то время, когда, по ее словам, ее команда знала, что они не получают всей правды от правительства.
Один друг, ученый из Центра по контролю и профилактике заболеваний в Китае, не понаслышке знал об этих случаях и якобы рассказал Яну о передаче от человека к человеку 31 декабря задолго до того, как Китай или ВОЗ признали такое распространение. было возможно.
Она сообщила о некоторых из этих ранних результатов своему боссу, — сказал Ян.
«Он просто кивнул», — вспоминала она и велела продолжать работать.
Несколько дней спустя, 9 января 2020 года, ВОЗ сделала заявление: «По данным китайских властей, рассматриваемый вирус может вызывать тяжелые заболевания у некоторых пациентов и с трудом передается от человека к человеку… Имеется ограниченная информация для определения общего риска этого кластера, о котором сообщается ».
Доктор Ли-Мэн Ян в Гонконге (Ян)
Ян сказала, что она и ее коллеги по всему Китаю обсуждали специфический вирус, но вскоре заметили резкое изменение тона.
Врачи и исследователи, открыто обсуждавшие вирус, внезапно замолчали. Жители города Ухань, который позже стал центром вспышки, замолчали, а других предупредили, чтобы они не спрашивали подробностей.
Врачи зловеще сказали: «Мы не можем об этом говорить, но нам нужно носить маски», — сказал Ян.
«НОВЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА» ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕДАЧИ КОРОНАВИРУСА, УКАЗАННЫЕ ВОЗ
Затем, согласно ее источникам, количество случаев передачи от человека к человеку начало расти в геометрической прогрессии, и Ян начала искать ответы.
«Многие, многие пациенты не получают своевременное лечение и своевременную диагностику», — сказал Ян. «Врачи в больнице напуганы, но не могут говорить.Персонал CDC напуган ».
Она сказала, что снова сообщила о своих выводах своему руководителю 16 января, но именно тогда он якобы сказал ей« хранить молчание и быть осторожным ».
« Как он предупреждал меня раньше, «Дон» «Не касайтесь красной линии», — сказал Ян, имея в виду правительство. «У нас будут проблемы, и мы исчезнем».
Она также утверждает, что содиректор лаборатории, связанной с ВОЗ, профессор Малик Пейрис, знал, но ничего не сделал с этим
Пейрис также не ответил на запросы о комментариях.На веб-сайте ВОЗ Пейрис указан в качестве «советника» Комитета ВОЗ по чрезвычайной ситуации в связи с пневмонией, связанной с новым коронавирусом 2019-nCoV.
Ян был разочарован, но не удивлен.
«Я уже знаю, что это произойдет, потому что я знаю о коррупции среди таких международных организаций, как ВОЗ, в правительстве Китая и Коммунистической партии Китая», — сказала она. «В общем … Я принимаю это, но не хочу, чтобы эта вводящая в заблуждение информация распространилась по миру.
ВОЗ и Китай категорически отвергли заявления о сокрытии коронавируса.
ВОЗ также отрицала, что Ян, Пун или Пейрис когда-либо работали непосредственно на организацию.
«Профессор Малик Пейрис — эксперт по инфекционным заболеваниям, который был в миссиях и группах экспертов ВОЗ — как и многие выдающиеся люди в своих областях, — заявила в электронном письме пресс-секретарь ВОЗ Маргарет Энн Харрис. — Это не делает его сотрудником ВОЗ, и он не представляет ВОЗ ».
ДОМАШНЯЯ Республиканская партия ОБВИНЯЕТ КИТАЙ, КТО «НЕУДАЧИМ МОНУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОПОРЦИЙ» В РАСПРОСТРАНЕНИИ КОРОНАВИРУСА
Ян говорит, что, несмотря на все возражения, ее воодушевило чувство правильного и неправильного, и ей пришлось высказаться, несмотря на личные и профессиональные последствия ,
«Я знаю, как они обращаются с информаторами», — сказала она.
«Я знаю, как они обращаются с информаторами».
— Доктор Ли-Мэн Янь
Как и многие люди до нее, когда Ян решила выступить против Китая, она обнаружила, что ее жизнь, как и жизнь ее самых близких, находится в опасности.
Это был страх, переданный ей напрямую и, по-видимому, подтвержденный американским гонконгским блоггером Лу Дэ, по ее словам.
После того, как она поделилась с ним некоторыми из своих теорий и подозрений, он сказал ей, что ей нужно будет переехать, возможно, в Соединенные Штаты, где ей не придется постоянно оглядываться через плечо.«Только тогда она будет в безопасности и получит платформу для выступления», — сказал он.
Ян приняла решение уйти, но все осложнилось, когда ее шестилетний муж, который также работал в ее лаборатории, обнаружил телефонный разговор между своей женой и блоггером.
Ян сказала Fox News, что она умоляла своего мужа пойти с ней и говорит, что, хотя ее супруг, сам уважаемый ученый, изначально поддерживал ее исследования, он внезапно передумал.
«Он был совершенно зол, — сказала она.«Он обвинил меня, попытался подорвать мою уверенность … Он сказал, что они убьют всех нас».
«Он сказал:« Они убьют всех нас ».
— Доктор Ли-Мэн Янь
Потрясенный и обиженный, Ян принял решение уйти без него.
Она получила свой билет в США 27 апреля. На следующий день она вылетела.
Когда она приземлилась в международном аэропорту Лос-Анджелеса после 13-часовой поездки, ее остановили сотрудники таможни.
Страх охватил ее, и Ян не знал, попадет ли она в тюрьму или будет отправлена обратно в Китай.
«Я должна была сказать им правду», — сказала она. «Я поступаю правильно. Поэтому я говорю им:« Не позволяйте мне возвращаться в Китай. Я пришел сюда, чтобы сказать правду о COVID-19 … И, пожалуйста, защитите меня ». нет, правительство Китая убьет меня «.
Якобы было вызвано ФБР для расследования. Ян утверждает, что они допросили ее в течение нескольких часов, взяли ее мобильный телефон в качестве доказательства и позволили ей продолжить путь к месту назначения.
ФБР сообщило Fox News, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть утверждения Яна; однако Fox News показали квитанцию, подтверждающую взаимодействие.
Когда Ян пыталась найти свою опору в Америке, она говорит, что ее друзья и семья на родине подвергались давлению.
Ян утверждает, что правительство наводнило ее родной город Циндао, и что агенты разорвали ее крошечную квартирку и допросили ее родителей. Когда она связалась со своими матерью и отцом, они умоляли ее вернуться домой, сказали ей, что она не знает, о чем говорит, и умоляли ее отказаться от драки.
Университет Гонконга удалил ее страницу и, по всей видимости, отозвал доступ к ее онлайн-порталам и электронной почте, несмотря на то, что, по ее словам, у нее был утвержденный ежегодный отпуск.В заявлении для Fox News представитель школы сказал, что Ян в настоящее время не работает.
«Доктор Ли-Мэн Янь больше не является сотрудником университета», — говорится в заявлении. «Из уважения к нашим нынешним и бывшим сотрудникам мы не раскрываем личную информацию о ней. Мы ценим ваше понимание».
Посольство Китая в США заявило Fox News, что они не знают, кто такой Ян, и утверждают, что Китай героически справился с пандемией.
«Мы никогда не слышали об этом человеке», — говорится в заявлении, отправленном по электронной почте.«Правительство Китая быстро и эффективно отреагировало на COVID-19 с момента его вспышки. Все его усилия были четко задокументированы в официальном документе« Борьба с COVID-19: Китай в действии »с полной прозрачностью. Факты говорят обо всем».
ВОЗ также продолжала отрицать любые правонарушения в первые дни распространения вируса. Медицинское подразделение Организации Объединенных Наций недавно было поставлено перед задачей из-за того, что ученые поставили под сомнение его официальное представление о том, как распространяется вирус. ВОЗ также изменила хронологию распространения коронавируса на своем веб-сайте, заявив, что получила информацию о вирусе от ученых ВОЗ, а не от властей Пекина, как они утверждали более шести месяцев.
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ ДЛЯ ПРИЛОЖЕНИЯ FOX NEWS
Fox News также обратилась к Министерству иностранных дел Китая и ученым, которых Янь обвиняет в подавлении ее опасений, для получения комментариев.
Ян говорит, что она продолжит говорить, но знает, что за ее спиной есть цель.
.Присоединяйтесь к фотоконкурсу «Экспериментальная передержка» и выиграйте приз на свой выбор.
Спасибо всем фотографам, которые поделились своими лучшими снимками, демонстрирующими творческое использование передержки, в этом фотоконкурсе с возможностью выбрать приз! От Apple iPod до водонепроницаемых сумок для фотоаппаратов и многого другого. IPod Nano размером с кредитную карту, а его толщина составляет всего 5,4 мм. IPod nano — самый тонкий iPod из когда-либо созданных. 2,5-дюймовый дисплей Multi-Touch почти вдвое больше, чем дисплей на предыдущем iPod nano, поэтому вы можете видеть больше музыки, фотографий и видео, которые вам нравятся.Кнопки позволяют быстро воспроизводить, приостанавливать, изменять песни или регулировать громкость.
Особая благодарность другу и профессиональному фотографу Майклу Шайнблюму за его сотрудничество в качестве приглашенного судьи. Майкл Шейнблюм — 24-летний фотограф-пейзажист и режиссер из Сан-Франциско, Калифорния. Он работал с такими компаниями, как Nike, Disney, BMW и Jeep, а также был представлен в журналах National Geographic, Vice, The Weather Channel и Wired Magazine. Обладая страстью к фотографии и искусству в очень юном возрасте, Майкл стремится создавать уникальные образы, которые отражают не только то, что он видел в конкретный момент, но и то, что он чувствовал в этот момент.
,