Пересвет и ослябя картинки: Святые Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Содержание

«Пересвет» и «Ослябя» — Хмурый полдень XXI век — LiveJournal

Святые воины Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя (Радонежские)

В честь героев Куликовской битвы в Российском Императорском флоте были названы броненосцы «Пересвет» и «Ослябя». Это были однотипные корабли, построенные на рубеже XIX—XX веков на Балтике и предназначенные прежде всего для крейсерских действий в океане. Оба корабля приняли участие в неудачной для России русско-японской войне 1904-1905 гг.

Судьба этих кораблей сложилась трагически.

Эскадренный броненосец «Пересвет» на Средиземном море, конец 1901 года

Броненосец «Пересвет» входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры и был флагманским кораблём младшего флагмана контр-адмирала князя П. П. Ухтомского в Порт-Артуре. В результате решительных действий японского флота и бездействия русского командования, после гибели адмирала С.О.Макарова, русская эскадра оказалась фактически заперта в Порт-Артуре, и не предпринимала активных действий.

Эскадренный броненосец «Пересвет» на внутреннем рейде Порт-Артура, 13 апреля 1904 года, в день гибели адмирала Макарова

10 августа 1904 года 1-я Тихоокеанская эскадра вступила в сражение с японским Объединённым флотом в Жёлтом море, пытаясь вырваться из Порт-Артура и уйти во Владивосток. Сражение окончилось неудачно для русских. Основная часть эскадры, в том числе «Пересвет», вернулась назад в Порт-Артур. Корабль был повреждён в бою, получив около 40 попаданий японских снарядов. От вражеского огня в бою погибли командир носовой башни лейтенант А. В. Салтанов и 12 матросов, ещё 69 человек команды было ранено. Получил осколочные ранения  и командир корабля капитан 1 ранга В. А. Бойсман, вернувшийся после перевязки в рубку и продолжавший командовать кораблём до возвращения в порт (впоследствии от полученных ран он умер в японском плену).

Эскадренный броненосец «Пересвет» в Порт-Артуре после боя 10 августа 1904 года

В Порт-Артуре броненосец «Пересвет», как и большинство оставшихся русских кораблей, был потоплен огнём японской осадной артиллерии в начале декабря 1904 года.

Эскадренный броненосец «Пересвет», затопленный в Западном бассейне Порт-Артура, декабрь 1904 года

После капитуляции крепости, 29 июня 1905 года «Пересвет» был поднят японцами, переименован в «Сагами» и торжественно включён в состав японского флота.

Японский броненосец «Сагами» в Йокосуке, 10 октября 1908 года

Во время Первой мировой войны, в связи с потребностью в кораблях для создаваемой флотилии Северного Ледовитого океана, а также для участия, хотя бы символического, в операциях союзников на Средиземном море, Россия в 1916 году обратилась к Японии с просьбой продать ей бывшие русские корабли, доставшиеся японцам как военные трофеи.

Броненосец «Сагами» перед передачей России, весна 1916 года

В числе выкупленных кораблей были броненосцы «Танго» (бывший «Полтава»), «Сагами» (бывший «Пересвет») и крейсер «Сойя» (бывший «Варяг»), прибывшие во Владивосток в начале апреля 1916 года. После проведённого ремонта, в октябре 1916 года перекласиифицированный в броненосный крейсер «Пересвет» отправился с Дальнего Востока в отечественные воды. В декабре 1916 года корабль прибыл в Порт-Саид на Средиземном море.

Броненосный крейсер «Пересвет» уходит из Владивостока, октябрь 1916

4 января 1917 года «Пересвет» подорвался на двух минах, выставленных немецкой подлодкой U-73, и затонул в 10 милях от Порт-Саида на глубине около 45 м. Английский эсминец и подошедшие французские траулеры в течение четырёх часов подняли из воды 557 человек из состава русского экипажа, однако девять из них скончались от ран и переохлаждения. С кораблём погибли 252 человека.

В 1955 году в Порт-Саиде на могиле моряков с «Пересвета» на средства министерства обороны СССР был установлен памятник.

Памятник на могиле моряков с «Пересвета» на христианском кладбище Порт-Саида

Мемориальная плита с именами моряков с «Пересвета», установленная на могиле на кладбище в Порт-Саиде

Эскадренный броненосец «Ослябя» в Кронштадте, июль 1903 года

Броненосец «Ослябя» летом 1903 года отправился с Балтики на Дальний Восток, однако задержался на Средиземном море до начала боевых действий, и вернулся назад на Балтику.

Эскадренный броненосец «Ослябя» покидает Бизерту, 27 декабря 1903 года

В апреле 1904 года, после ремонта, корабль был включен во 2-ю Тихоокеанскую эскадру в качестве флагмана 2-го броненосного отряда под командованием контр-адмирала Д. Г. Фелькерзама. Основные силы эскадры вышли из Либавы 15 октября 1904 года. Испытывая в походе большие затруднения, обогнув Африку, эскадра прибыла на Мадагаскар 19 декабря 1904 года.

«Ослябя» в составе 2-й Тихокеанской эскадры, 1904 год

После стоянки у берегов Мадагаскара эскадра пересекла Индийский океан и некоторое время находилась у берегов французского Индо-Китая, где соединилась с отправленной вдогонку 3-ей Тихоокеанской эскадрой контр-адмирала Н. И. Небогатова. Во время этой стоянки Д. Г. Фелькерзам тяжело заболел и 23 мая, уже на подходе к Японии, умер, однако этот факт был скрыт от личного состава эскадры (сообщение о смерти было передано с «Осляби» заранее установленным сигналом «На корабле сломалась шлюпбалка»). Над броненосцем продолжал развеваться контр-адмиральский флаг, хотя 2-м броненосным отрядом фактически командовал командир «Осляби» капитан 1 ранга В. И. Бэр.

Эскадренный броненосец «Ослябя» в походе

В разгоревшемся 27 мая 1905 года Цусимском сражении «Ослябя», наряду с флагманским «Суворовым», открывшим огонь в 13.49, стал главной мишенью для японских артиллеристов. Положение усугублялось тем, что русская эскадра выполняла перестроение из двух колонн в одну и, чтобы не налететь на впереди идущие корабли, «Ослябя» вынужден был почти остановиться, что сделало его удобной мишенью. К моменту, когда корабль снова дал ход, в него уже попало несколько снарядов. Носовая башня успела сделать всего три залпа: в неё один за другим попало три снаряда, причём третий влетел в амбразуру и перебил всю прислугу.

Броненосец «Ослябя». Вид с носового мостика на спардек

Через четверть часа после начала боя «Ослябя» потерял грот-стеньгу, а в носовой части было не менее 15 пробоин. Корабль постепенно оседал носом и кренился на левый борт. По врагу продолжали стрелять кормовая башня и два 152-мм орудия кормового каземата, остальные орудия были выведены из строя. Около 14.30 «Ослябя» с креном до 12° на левый борт, зарывшись носом по самые клюзы, выкатился из строя вправо; на рострах бушевал пожар. Вода с левого борта дошла до нижних орудийных портов и стала через них потоками вливаться внутрь.

Руководивший борьбой за живучесть лейтенант М. П. Саблин, убедившись в невозможности остановить распространение воды, поднялся на мостик и доложил о неизбежности гибели броненосца. Командир капитан 1 ранга В. И. Бэр, получивший ранение в начале боя, приказал команде выходить наверх и спасаться. Сам он покинуть корабль отказался. Около 14.40 «Ослябя» лёг на борт и спустя несколько минут затонул.

Гибель броненосца «Ослябя» 27 мая 1905 года в Цусимском сражении

С броненосцем погибло 23 офицера, 9 кондукторов и 472 нижних чина. Подошедшие к месту гибели корабля миноносцы «Бравый», «Буйный», «Быстрый» и буксирный пароход «Свирь» подняли из воды 376 человек, однако 27 из них в продолжавшемся сражении впоследствии погибли. Цусимское сражение стало самым крупным поражением российского флота за всю его историю.

Памятник героям Цусимского сражения в Кронштадте

«Вечная память русским и японским воинам, отдавшим свои жизни в Цусимском сражении 27 мая 1905 года»

Ф.Тамура. Памятник в префектуре Фукуока, Япония

Офицеры и матросы всех русских кораблей, героически сражавшиеся в русско-японскую войну, и отдавшие свои жизни за Отечество — все они в Бессмертном полку тысячелетней русской истории.

Группа «Солдатский храм»

Павел Рыженко. Куликовская битва — У Господа нет на Земле других рук, кроме наших — LiveJournal

Благословение Сергия

Благословение Сергия — 2

Великокняжеский меч

Великокняжеский меч — 2

Молитва Пересвета

Ослябя

Ослябя — 2

Челубей

Победа Пересвета

Победа Пересвета (эпизод)

Поле Куликово

Поле Куликово (эпизод)

Поле Куликово (эпизод)

Стояние на костях

Стояние на костях (эпизод)

Пересвет и Ослябя: тайна героев Куликовской битвы

О поединке Пересвета и Челубея знают все, кто не пропустил школьные уроки о Куликовской битве. Найдутся и такие, кто вспомнит картинку, на которой в лихой схватке сошлись русский богатырь в шлеме и кольчуге и татарский воин в богатом шелковом одеянии.

Однако далеко не все знают, что на самом деле воина Пересвета звали Александром и у него был брат Андрей Ослябя, а легендарный поединок с Челубеем выглядел сильно иначе. Что нам известно о Пересвете и Ослябе?

Источники

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена. Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» — главные источники о Куликовской битве — а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

В монастыре

Пересвет и Ослябя были братьями, происходили из старинного боярского рода на Брянщине и славились своим воинским мастерством. Впрочем, возможно, родными братьями они и не были, а зафиксированное в тексте «Сказания о Мамаевом побоище» обращение их друг к другу «брате!» объясняется тем, что они оба были монахами.

Все источники повествуют о том, что, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Одни истолковывают это место так, что преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, а другие говорят о том, что оба они уже были к тому моменту схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на крест, чем на доспехи.

На поле Куликовом

Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.

Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!». «Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.

Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.

Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Ослябя по одному из преданий тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.

После битвы

Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти отмечается 7 (20) сентября.

Читайте также:

Как жили Пересвет и Ослябя до Куликовской битвы

1peresvet_i_oslablya

Все, кто знаком с историей Куликовской битвы, помнят, что наряду с именем Дмитрия Донского в памяти русского народа навеки запечатлен и образ богатыря Пересвета, начавшего легендарное сражение поединком с Челубеем. У Пересвета был брат Ослябя, имя которого известно благодаря церковной и летописной традициям. Кем же были воины Пересвет и Ослябя?

Происхождение
О Пересвете в «Задонщине» говорится, что он — «брянский боярин». Об Ослябе в «Сказании о Мамаевом побоище» есть строка, что он – любутский боярин. Город Любутск входил в Брянское княжество. То есть оба воина – земляки, родом с Брянщины. Есть свидетельства, что они были двоюродными братьями. В каком возрасте и по какой причине они приняли монашеский постриг, неизвестно, но летописные повести, а также «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», которые являются нашими главными источниками сведений о Куликовской битве, повествуют о том, что оба брянских боярина были монахами Троицкого монастыря, где подвизался святой Сергий Радонежский.

Церковная традиция гласит, что оба они к моменту Куликовской битвы были уже не очень молоды. Это были искусные воины, закаленные в боях, и при этом,великие молитвенники. Не случайно к моменту Куликовской битвы оба были схимниками. Схима – высшая степень монашеского служения. Надо признать, сведения об этих воинах-монахах очень отрывочны и подчас противоречивы. Даже с их именами возникает некая путаница. Пересвета на самом деле согласно церковному житию звали Александром, а Ослябю – то ли Андреем, то ли Родионом.

Накануне Куликовской битвы
Все источники повествуют о том, что перед тем как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известного подвижника преподобного Сергия Радонежского, игумена Троицкого монастыря. Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отправил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно призвал обоих и повелел им ехать с князем. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Один из вариантов прочтения этого места таков: преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, но гораздо правдоподобнее версия, что оба они уже были схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на Бога, чем на доспехи.

Поединок с Челубеем
Поединок Пересвета с Челубеем – один из ключевых моментов Куликовской битвы. Средневековые сражения часто начинались схватками соперников, которых выставляли обе стороны. Это был своего рода воинский ритуал, ведь победа одного и поражение другого истолковывалась обеими армиями как предзнаменование.

Из рядов войска Мамая на поле выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению. Правда, в «Сказании о Мамаевом побоище» имя татарского поединщика Темир-мурза. Имя Челубей впервые появляется в XVII веке в компилятивном изложении русской истории «для широкой публики» под названием «Синопсис». Оттуда это имя перекочевало в многочисленные лубочные издания, а затем и в учебную, и в художественную литературу.

Темир-мурза-Челубей был, как повествует «Сказание о Мамаевом побоище», человеком огромной силы и отменной воинской выучки. Вот как он описан в этом источнике: «Перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».

Есть версия, что Темир-мурза был не просто искусным воином, а последователем древней тибетской секты бон(г)-по. Он достиг в этом культе вершин посвящения и имел статус «бессмертного». Перевести выражение «бон(г)-по» можно как «школа боевой магической речи». Это такое воинское искусство, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих демонов. Впрочем, это не более чем версия, не имеющая ни одного серьезного подтверждения.

Как бы там ни было, а Пересвет принял вызов Челубея (Темир-мурзы). «Сказание…» говорит об этом так: «Выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!»

Автор «Сказания…» сообщает, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба скончались.
Церковное предание повествует об этом поединке несколько иначе. Пересвет видел, что у Челубея копье длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не успев воспользоваться своим оружием. Пересвет бестрепетно вышел против своего соперника без воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на расстоянии удара. Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел нанести такой удар, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, смог доскакать до рядов русского воинства и испустил дух на руках у товарищей. Погибли оба, но выглядело так, что Челубей был повержен, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Нельзя не упомянуть о том, что в «Задонщине» нет ни слова о поединке с Челубеем. Но Пересвет в тексте «Задонщины» есть. В разгар битвы он еще жив и «злаченым доспехом посвечивает».

Судьба Осляби
Ослябя по одному из преданий тоже погиб в сражении. Однако это не единственная версия. Говорят, что инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Он храбро бился. Именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону, под березу, где и нашли князя после окончания битвы. Наконец, летописные источники сообщают, что после сражения на Куликовом поле Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году. В Царьград из Москвы поехали с милостыней, «оскудения их ради», так как незадолго перед этим Константинополь подвергся осаде и опустошению от турецкого султана Баязета. Император и Патриарх Константинопольский приняли Ослябю с великим почетом «и прислаша к великому князю икону чудну». В истории про посольство Ослябю, правда, называют Родионом. Но согласно церковной традиции тут нет никакого противоречия. Родион – это светское имя Осляби, а Андреем его нарекли при монашеском постриге.

Канонизация
Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти отмечается 7 (20) сентября.

via

Как жили Пересвет и Ослябя до Куликовской битвы

Все, кто знаком с историей Куликовской битвы, помнят, что наряду с именем Дмитрия Донского в памяти русского народа навеки запечатлен и образ богатыря Пересвета, начавшего легендарное сражение поединком с Челубеем. У Пересвета был брат Ослябя, имя которого известно благодаря церковной и летописной традициям. Кем же были воины Пересвет и Ослябя?

Происхождение

О Пересвете в «Задонщине» говорится, что он — «брянский боярин». Об Ослябе в «Сказании о Мамаевом побоище» есть строка, что он – любутский боярин. Город Любутск входил в Брянское княжество. То есть оба воина – земляки, родом с Брянщины. Есть свидетельства, что они были двоюродными братьями. В каком возрасте и по какой причине они приняли монашеский постриг, неизвестно, но летописные повести, а также «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», которые являются нашими главными источниками сведений о Куликовской битве, повествуют о том, что оба брянских боярина были монахами Троицкого монастыря, где подвизался святой Сергий Радонежский.

Церковная традиция гласит, что оба они к моменту Куликовской битвы были уже не очень молоды. Это были искусные воины, закаленные в боях, и при этом,великие молитвенники. Не случайно к моменту Куликовской битвы оба были схимниками. Схима – высшая степень монашеского служения. Надо признать, сведения об этих воинах-монахах очень отрывочны и подчас противоречивы. Даже с их именами возникает некая путаница. Пересвета на самом деле согласно церковному житию звали Александром, а Ослябю – то ли Андреем, то ли Родионом.

Накануне Куликовской битвы

Все источники повествуют о том, что перед тем как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известного подвижника преподобного Сергия Радонежского, игумена Троицкого монастыря. Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отправил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно призвал обоих и повелел им ехать с князем. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Один из вариантов прочтения этого места таков: преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, но гораздо правдоподобнее версия, что оба они уже были схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на Бога, чем на доспехи.

Поединок с Челубеем

Поединок Пересвета с Челубеем – один из ключевых моментов Куликовской битвы. Средневековые сражения часто начинались схватками соперников, которых выставляли обе стороны. Это был своего рода воинский ритуал, ведь победа одного и поражение другого истолковывалась обеими армиями как предзнаменование.

Из рядов войска Мамая на поле выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению. Правда, в «Сказании о Мамаевом побоище» имя татарского поединщика Темир-мурза. Имя Челубей впервые появляется в XVII веке в компилятивном изложении русской истории «для широкой публики» под названием «Синопсис». Оттуда это имя перекочевало в многочисленные лубочные издания, а затем и в учебную, и в художественную литературу.

Темир-мурза-Челубей был, как повествует «Сказание о Мамаевом побоище», человеком огромной силы и отменной воинской выучки. Вот как он описан в этом источнике: «Перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».

Есть версия, что Темир-мурза был не просто искусным воином, а последователем древней тибетской секты бон(г)-по. Он достиг в этом культе вершин посвящения и имел статус «бессмертного». Перевести выражение «бон(г)-по» можно как «школа боевой магической речи». Это такое воинское искусство, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих демонов. Впрочем, это не более чем версия, не имеющая ни одного серьезного подтверждения.

Как бы там ни было, а Пересвет принял вызов Челубея (Темир-мурзы). «Сказание…» говорит об этом так: «Выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!»

Автор «Сказания…» сообщает, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба скончались.

Церковное предание повествует об этом поединке несколько иначе. Пересвет видел, что у Челубея копье длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не успев воспользоваться своим оружием. Пересвет бестрепетно вышел против своего соперника без воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на расстоянии удара. Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел нанести такой удар, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, смог доскакать до рядов русского воинства и испустил дух на руках у товарищей. Погибли оба, но выглядело так, что Челубей был повержен, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Нельзя не упомянуть о том, что в «Задонщине» нет ни слова о поединке с Челубеем. Но Пересвет в тексте «Задонщины» есть. В разгар битвы он еще жив и «злаченым доспехом посвечивает».

Судьба Осляби

Ослябя по одному из преданий тоже погиб в сражении. Однако это не единственная версия. Говорят, что инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Он храбро бился. Именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону, под березу, где и нашли князя после окончания битвы. Наконец, летописные источники сообщают, что после сражения на Куликовом поле Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году. В Царьград из Москвы поехали с милостыней, «оскудения их ради», так как незадолго перед этим Константинополь подвергся осаде и опустошению от турецкого султана Баязета. Император и Патриарх Константинопольский приняли Ослябю с великим почетом «и прислаша к великому князю икону чудну». В истории про посольство Ослябю, правда, называют Родионом. Но согласно церковной традиции тут нет никакого противоречия. Родион – это светское имя Осляби, а Андреем его нарекли при монашеском постриге.

Канонизация

Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти отмечается 7 (20) сентября.

ПЕРЕСВЕТ И ОСЛЯБЯ — Исторический дискуссионный клуб

 

Весьма вероятная недостоверность свидетельства «Сказания о Мамаевом побоище» о свидании Дмитрия Донского и Сергия Радонежского перед Куликовской битвой, а тем более его «подробностях», бросает тень и на предание об участии в сражении двух монахов Троице-Сергиева монастыря: Пересвета и Осляби, а тем самым и на знаменитый поединок Пересвета с Челубеем. Подробный рассказ об этом поединке дошёл до нас только в Сказании — источнике позднем и изобилующим недостоверными и непроверяемыми сведениями. Как уже указывалось, поединок описывается различно разными списками Сказания. Противник Пересвета называется то просто «печенегом», то «Темир-мурзой» (Киприановская редакция), то Таврулом, то, наконец, Челубеем (Челебей, Телебей) в редакциях «Синопсиса» и лубочных изданий (XVII-XIX века). Всё это не прибавляет доверия к источнику. Косвенным аргументом в пользу недостоверности эпизода может служить и то, что ни ордынская, ни русская военные истории не знают традиции поединков перед битвой. Поединки, как и прочие проявления «личного мужества», прямо запрещались «Ясой» Чингисхана, превыше всего ставившей дисциплину в монгольских войсках. Как свод «традиционного» монгольского права «Яса», разумеется, утратила значение после исламизации Орды, но как воинский устав сохраняла свою авторитетность.

Об этом согласно говорят авторы восточных хроник и европейские путешественники, оставившие записки о «татарах». На войско противника обрушивался стремительный удар конной лавы, а если натиск был остановлен, лава откатывалась, перестраивалась и повторяла атаку. Особенно строго ордынские военачальники следили за тем, чтобы никто не разрывал строй. Виновных ожидала смертная казнь. Русские летописи во всей своей совокупности также не содержат сведений ни об одном поединке, за исключением легендарных поединков Никиты Кожемяки с печенегом и Мстислава с Редедёй в Повести временных лет. Поединки на Руси существовали исключительно в сфере судопроизводства («поле»). Краткая и Пространная летописная повести говорят о стремительном начале битвы, которой не предшествовала никакая «разминка». Алексанр Пересвет в них упоминается в числе убитых и назван бывшим брянским боярином. Наконец, имён Пересвета и Осляби нет в Троицком синодике, а они должны были бы быть включены в него, если бы действительно являлись монахами Троице-Сергиева монастыря [Никитин, 19].

Помимо Сказания, Пересвет и Ослябя фигурируют также в Задонщине, называющей их «чернецами». Но ни о каком поединке Задонщина не сообщает. Пересвет и Ослябя представлены в ней воинами, участвовавшими в сражении в течении достаточно долгого времени. При этом фрагменты, посвящённые Пересвету, рисуют его скорее в облике «былинного богатыря», нежели монаха: «Хоробрыи Пересвет поскакиваеть на своемь вещем сивце, свистомь поля перегороди, а ркучи таково слово: «Лучши бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели намъ от поганыхъ положеным пасти». И реч[е] Ослебя брату своему Пересвету: «Уже, брате, вижю раны на с[е]рдци твоемь тяжки. Уже твоеи главе пасти на сырую землю на белую ковылу моему чаду Иякову…»» [К-Б], «Пересвет поскакивает на борзе кони, а злаченым доспехомъ посвечиваше. […] И молвяше брат его Ослабе черънецъ: «Брате Пересвет, вижу на тели твоем раны, уже голове твоеи летети на траву ковыл[ь], а чаду моему Якову на ковыли земли не лежати на поли Куликове…»» [И-1], «Тако бо Пересвет поскакивает на своем добре коне, а злаченым доспехом посвельчивает. […] И молвяше Ослябя чернец своему брату Пересвету старцу: «Брате Пересвете, вижу на теле твоем раны великия, уже, брате, летети гл[а]ве твоеи на траву ковыль, а чаду твоему Иякову лежати на зелене ковыле траве на поле Куликове на речьке Напряде…» [У]. Никакой схимы с нашитыми крестами, упоминаемой в Сказании! Видно также, что в наиболее раннем списке Задонщины [К-Б] даже не упоминается о «чернечестве» братьев, и что под пером редакторов и переписчиков сын Осляби Яков постепенно превращается в сына Пересвета, фигурирующего впоследствии в Сказании…

Итак, из всего вышеизложенного видно, как неизвестная ранним источникам и Житию Сергия Радонежского (первая половина XV века) легенда впервые фиксируется в 60-80 гг. XV века в «Задонщине», ещё ничего не знающей о поединке, но уже называющей Пересвета и Ослябю «чернецами», и наконец расцветает пышным цветом в самом начале XVI в. в «Сказании о Мамаевом побоище», впоследствии, на протяжении XVII-XIX веков, расцвечиваясь всё новыми и новыми подробностями. Следует ли, однако, на этом основании усомниться в историчности самих имён Пересвета и Осляби? Что нам вообще о них известно?

Александр Пересвет упомянут в списке убитых уже в Краткой летописной повести. В Пространной летописной повести он назван бывшим брянским боярином (очевидно, перешедшим на службу к великому князю Московскому вместе со своим сюзереном — князем Дмитрием Брянским). В Распространённой редакции Сказания он назван «чернецом любочанином». Если его гибель на поле боя фиксируется всеми источниками, то о судьбе его брата Осляби ничего не известно. Он выступает, фактически, в качестве статиста. С.К. Шамбинаго, разбирая в своё время акты местнических споров между монахом Геннадием Бутурлиным и М.Б. Плещеевым в 1390-93 годах, обнаружил, что Андрей Ослябя был в это время ещё жив и служил боярином при дворе митрополита Киприана, т.е. не был монахом, ибо монашеский сан несовместим с боярством [Шамбинаго, 1. Стр. 177]. Монашество он принял позднее, о чём свидетельствует статья 1398 г. Московского летописного свода конца XV века [ПСРЛ т. 25], где сказано, что великий князь Василий Дмитриевич послал в осаждавшийся турками Царьград «много серебра и милостыню с черньцомъ Родионом Ослебятемъ, иже прежде былъ боярин Любутьскы». Т.о. Пересвет и Ослябя происходили из Любутска в Брянском княжестве и в 1380 г. монахами не были. В Куликовской битве они и сын Осляби Яков, судя по «Задонщине», погибший в сражении, участвовали в составе дружины князя Дмитрия Ольгердовича, сидевшего в пожалованном ему Переяславле Залесском. Спустя годы после сражения Андрей Ослябя принял монашество под именем Иродион и нет никаких данных, что это произошло именно в Троице-Сергиевой лавре.

В.А. Кучкин в статье «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы» [Церковь, общество и государство в феодальной России. М. 1990] выдвинул против этого возражения, считая имя Андрей монашеским именем Осляби на основании того, что в подтвердительной грамоте 1483 г. о совершении обмена между великим князем Василием Дмитриевичем и митрополитом Киприаном г. Алексина на слободку Караш, что имело место между 6 марта 1390 года и 13 февраля 1392 года [В.А. Кучкин. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М. 1984. Стр. 273-274], в числе митрополичьих бояр, совершавших сделку, фигурирует «чернец Андрей Ослебятя» [АФЗХ, 14. Стр. 24]. Однако, как уже было сказано, монашество несовместимо с боярством. Т.о. Андрей — мирское имя Осляби. Превращение же его в «чернеца Андрея Ослебятю» объясняется тем, что грамота 1483 г. дошла до нас в составе Копийной книги актов на земельные владения московского Митрополичьего Дома, сама при этом являясь копией первоначальной грамоты. Очевидно, после пострига Андрея Осляби на полях против его имени была сделана помета «чернец», попавшая при последующих копированиях в основной текст. Такого рода интерполяция глосс обычное явление для древнерусской письменности [Никитин, 19].

Между прочим, в Воскресенской летописи [ПСРЛ т. 8] под 1425 г. в числе митрополичьих бояр упоминается ещё и Акинф Ослебятев, очевидно, второй сын Андрея Осляби. Он же фигурирует в 1391 г. в Уставной грамоте Владимирскому Царевоконстантиновскому монастырю [АФЗХ, 14. Стр. 179-180].

На не слишком достоверных данных базируется и предание о захоронении братьев в Старом Симонове, восходящее к одному рукописному месяцеслову XVII века, где сказано, что оба инока похоронены «у церкви деревянныя Рождества», заменённой в 1509 г. каменной. Карамзин в «Истории государства Российского» [т. 5, прим. 82] пишет: «В приходской церкви Рождества Богоматери, разбирая колокольню сей церкви, называемой Старым Симоновым […], в царствование Екатерины II нашли древнюю гробницу под камнем, на коем были вырезаны имена Осляби и Пересвета: ныне она стоит в трапезе, а камень закладен в стене». С другой стороны Н.М. Снегирёв [Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. Тетрадь пятая. М. 1848. Стр. 35] сообщает, что «в царствование Анны Иоанновны, при разобрании старой колокольни и при копании рвов для новой каменной трапезы, открыт был кирпичный склеп, покрытый надгробными камнями без надписей, длиной 1 аршин 14 вершков. Когда сняты были сии камни, тогда увидели через отверстие гробы духовных витязей». Трудно решить, кому следует больше доверять. Мне представляется более соответствующим действительности сообщение Снегирёва. По его словам надгробные плиты не имели надписей, к тому же кирпич по археологическим данным начал широко применяться в московском строительстве только со второй половины XV века [В.Л. Егоров. Пересвет и Ослябя. Вопросы истории, 1985, № 9]. Как бы то ни было, в связи с тем, что Андрей Ослябя не погиб в Куликовской битве, это захоронение в лучшем случае могло принадлежать Пересвету и его племяннику Якову Ослебятину, которых позднейшая традиция сделала монахами, или, скорее, двум безымянным инокам, которых позднейшая традиция почему-то отождествила с Пересветом и Ослябей…

Остаётся выяснить, каким образом имена Пересвета и Осляби оказались связаны с Троице-Сергиевой лаврой. Здесь можно воспользоваться гипотезой А.Л. Никитина [19], обратившего внимание на то, что в располагавшемся неподалёку от г. Скопина Рязанской области (в 40 км. от Куликова поля) Дмитриевском Ряжском монастыре в качестве местночтимой реликвии хранился костыль из яблоневого дерева, с которым, согласно монастырскому преданию, на это место к Дмитрию Донскому пришёл Александр Пересвет с «грамоткой» и просфорой от Сергия Радонежского. Отсюда вместе с войском он отправился на Куликово поле, оставив ненужный более костыль у некоего отшельника, жившего на горе Дмитриевке (название позднейшее). Позднее в память о полученном здесь благословении Преподобного великий князь Дмитрий основал на этом месте монастырь с двумя храмами — во имя великомученика Дмитрия Солунского (своего небесного покровителя) и преподобного Сергия Радонежского [И. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упразднённых, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями. Рязань. 1885, том 2, стр. 242]. Ныне этот костыль хранится в Особой кладовой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника под № 3888. Разумеется, это не дорожный посох, который не был нужен историческому Пересвету, ехавшему верхом, а костыль для раненого, возможно, и в Куликовской битве. Однако, само существование такого предания позволяет поставить вопрос о пути войск Дмитрия Донского на Куликово поле (об этом подробнее в следующем разделе) и отождествить упоминаемого Сказанием и Пространной летописной повестью посланца Сергия Радонежского, пришедшего к великому князю Дмитрию незадолго до битвы, с Александром Пересветом, ехавшим на соединение с действующей армией из Переяславля Залесского как раз мимо Троице-Сергиевого монастыря (московско-переяславская дорога уже в 1350-60 гг. проходила под стенами Троицкой обители [С.З. Чернов. Исторический ландшафт древнего Радонежа. Происхождение и семантика. В книге: Памятники культуры. Новые открытия 1988 г. М. 1989]), который мог посетить по дороге, и где преподобный Сергий мог поручить ему передать своё послание великому князю. Это тем более вероятно, что именно к 5-6 сентября 1380 г. Пространная летописная повесть и Сказание приурочивают остановку русских войск, во время которой к ним присоединяются отряды братьев Ольгердовичей, в составе одного из которых (а именно в отряде Дмитрия Брянского) и должны были находиться Пересвет и Ослябя.

Вполне вероятно, что Пересвет и Ослябя, изображённые в «Задонщине» богатырями, чем-то отличились в сражении, что могло запомниться современникам и сохраниться в памяти потомков. Параллельное существование предания о том, что именно Пересвет принёс Дмитрию Ивановичу «благословенную грамоту» Сергия Радонежского, привело к тому, что его, а заодно и его брата Ослябю, стали считать троицкими монахами, что вполне логично: кого же ещё мог послать игумен с таким поручением? Этот этап сложения легенды зафиксирован «Задонщиной». А уже на рубеже XV-XVI веков, если не прямо под пером автора «Сказания о Мамаевом побоище», эпический герой обрёл и эпического противника. В этом можно убедиться, обратившись к именам «печенега» в позднейших редакциях Сказания: Темир-мурза — двойник Темир-Аксака (Тамерлана), Таврул — двойник захваченного под стенами Киева татарина из войска Батыя [Ипатьевская летопись под 1240 г.], Челубей — двойник Челяби-эмира (сына султана Мурада I), взявшего в 1393 г. Тырново — столицу Второго Болгарского царства. Все три имени противника «инока Пересвета» принадлежат «врагам рода христианского», против которых в его лице выступают Московский великий князь и русская православная Церковь!

 

источник

«Пересвет и Ослябя»: значение и смыслы Куликовской битвы

«Букашка… и та жить хочет», – так начинается мультфильм о славных героях, положивших головы за землю Русскую, Пересвете и Осляби.

Автор вложил эту фразу в уста Пересвета, который еще не думал, что в скором времени придется сделать самый непростой выбор в своей жизни: выбор между жизнью и смертью. 

Советское понимание Куликовской битвы

В недалеком прошлом был снят мультфильм: «Лебеди Непрядвы» (1980 г., режисер Роман Давыдов, снят к 600-летию Куликовской битвы, состоявшейся 8 сентября 1380 года). Мультфильм богат образами и символами, даже название относит нас к «Задонщине» (образ лебедей использовался именно там) – шедевру Русской словесности, посвещенной Куликовской битве и князю Дмитрию Ивановичу Донскому.

Но тема духовно-нравственного выбора  и мировоззрение русских людей того времени, а следовательно, и корень (источник)  победы в мультфильме в силу, скорее всего, атеистической политики советского периода, не раскрыта. История победы Русского народа показана как подвиг народа, не только на поле брани, но и как трудовой подвиг. Весьма полезно, но без раскрытия корней урок будет не усвоен.

Во многом наверное поэтому, родился замысел съемки нового мультфильма, как попытки раскрыть духовно-нравстенные  мотивы, которые побудили наших предков на подвиг. Даже название относит нас к двум «воинам Христовым», а значит борцам духа, что задает тон всей картине. В мультфильме Романа Давыдова выбрано, скорее, поэтическо – образное название, как символ душ убитых войнов. Хотя в той же «Задонщине» лебеди представлены как сравнительный образ войск Мамая…

Духовно – нравственные вопросы Пересвета

О непротивлении злу насилием

Мультфильм Станислава Подивилова «Пересвет и Ослябя» (2010 г.) начинается со спасения, а значит с надежды. Александр Пересвет, размышляя над прожитой жизнью, спасает муравья, который, казалось бы, вот–вот погибнет.  Этот эпизод взаимосвязан со следующим, в котором проясняются мотивы Пересвета уйти в монастырь – «спастись», оказывается он был сильным воином знатного рода (боярином), но будучи человеком глубокой веры, он решил дилемму о применении или не применении насилия полностью отказавшись от оружия, став иноком. То есть можно сказать, что он стал сторонником идеи о непротивлении злу силою. Но есть ли ситуации когда можно применять насилие? Где грань между между необходимым насилием и черезмерным? На эти вопросы, которыми был борим Пересвет отвечает его духовный наставник Сергий Радонежский, что во многом предопределяет дальнейший выбор Пересвета.

Иван Ильин о непротивлении злу насилием

Стоить сказать, что по теме непротивлении злу силою русский философ ХХ века Иван Ильин написал целую книгу («О сопротивлении злу силою» 1925 г). В частности, Ильин отвечая «толстовцам», писал:

физическое пресечение и понуждение могут быть прямою религиозною и патриотическою обязанностью человека, и тогда он не в праве от них уклониться. Исполнение этой обязанности введет его в качестве участника в великий исторический бой между слугами Божиими и силами ада, и в этом бою ему придется не только обнажить меч, но и взять на себя бремя человеко-убийства.

… Но разве убивающий ближнего соблюдает свое «нравственное совершенство»? Разве такой исход может быть нравственно верным, безгрешным, праведным? … Разве совесть человека может, при каких бы то ни было условиях, признать убийство человека безгрешно-праведным делом? А если не может, то как же удовлетвориться таким ответом?

… все исследование имеет смысл только при полной и безусловной честности с самим собою, только при отсутствии упрощений и замалчивании, пристрастия и малодушия. Здесь непозволительно и не следует скрывать от себя что бы то ни было; напротив, надо открыть себе глаза на все, и все правдиво договорить перед лицом предмета. И потом уже принять окончательное решение, в уверенности, что оно недвусмысленно и верно.

В самом деле, в борьбе со злом, особенно при внешнем понуждении и пресечении, -не терпит ли умаления или искажения личное и нравственное совершенство борющегося?

Готовность Пересвета

«В ноже ли зло? Зло исходит из сердца и оскверняет душу человека», – наставляет Святой Сергий Пересвета и помогает сделать выбор иноку. Кроме правильного понимания морально-нравственного выбора, как своего долга, Пересвет еще выполняет и другую христианскую заповедь – послушание.

Авторами, очень тонко, сначала показана готовность Пересвета к битве (рассказ о Пересвете как о воине, разговор Пересвета с отцом Сергием), а лишь потом сюжетно происходит просьба Князя о том, чтобы Пересвет и Ослябя сражались в качестве воинов. Смею предположить, что в такой ракурсе, духовная готовность Персвета олицетворяет собою готовность Русского народа к битве с Ордой, а просьба Князя – это понимание исторического (и политического) момента, который можно выразить одним словом: «пора».

Образ христианского воина

Тема смелости, как необходимого качества воина, раскрывается в эпизоде с мальчишкой – гонцом. Будучи еще воином, Александр Пересвет наставлял мальчишку: «Страх в глазах – твой приговор на смерть». Выступая здесь как наставник, Пересвет предстает как человек познавший эту истину, а следовательно обладающим этим качеством.

В итоге, перед нами возникает образ духовно созревшего человека: боримого, но каящегося, смелого, но кроткого. Не такой ли образ идеального христианина? Не это ли есть сильный человек?

Уже упомянутый Иван Ильин писал о сильном человеке:

…сильный человек утверждает свою силу именно тем, что не бежит от конфликта в мнимо-добродетельную пассивность …; сильный человек видит трагичность своего положения и идет ей навстречу, чтобы войти в нее и изжить ее. Он берет на себя неправедность, но не для себя, а во имя Божьего дела. И то что он делает в этой борьбе, является его собственным поступком, его собственною деятельностью, которую он и не думает приписывать Богу. Это есть его человеческий исход, который он сам осознает как духовный компромисс и который есть в то же время его подвиг: ибо это есть великое, предметное напряжение его ведущей борьбу за благо воли.

…Напряжение духа нужно здесь не только для того, чтобы убить злодея, но и для того, чтобы вынести свой поступок и пронести через жизнь совершенное дело, не роняя своего поступка малодушным отречением от его необходимости, но и не идеализируя его нравственного содержания.

Раскрытие мотивов через образ монголов

Как раскрывается образ врага? Кем по сути являются ордынцы? В образе ханского баскака, можно сказать, противоположно отражены христианские добродетели, о которых мы упоминали, говоря о Пересвете.

Кто для мурзы русские? Рабы. «Собак много – воинов мало», – надменно бросает фразу баскак. Обвиняя русских в сервилизме, он не оставляет им шанса в самоидентичности. Что для ордынца главное? Украшения, деньги, богатство. Не зря он восхищается богатством Москвы, предвкушая богатую добычу.

Описав представленный в мультфильме образ ордынца, мы получаем портрет духовно нищего, поросшего пороками и страстями человека.Не это ли враги настоящего христианина? Получается, что Русский народ выступает не только как сторона в очередной битве, а как войско Христово. Предвещает эпизод с  выходом Русского воинства фраза Сергия Радонежского: «С Богом!». Особой торжественной музыкой подчеркивается уверенность дружины в победе.

Все как один готовы головы свои положить за землю за Русскую и за веру христианскую («Задонщина»)

Дмитрий Донской как образ правильного правителя

Все победоносные войны Руси начинались с молитвы и благословения. Авторы мультфильма этот момент не только продемонстрировали, что уже не мало важно, но и раскрыли образ князя Дмитрия Донского как правителя именно Христианского. Хотели ли Русские пролития крови? Нет. Трижды Князь пытался откупиться щедрыми дарами, тем самым не допустив пролития крови. Но враг, жаждал крови, отмщения и войны, по сути не оставив русичам выбора. Должны ли русские отдать Землю на поругание врагу? Нет.

«С нами Бог!», – с таким словами отправляются в битву Русские полки, как на битву праведную.

Несмотря на столетнее пребываниев под игом, русские смогли противостоять ордынцам, хотя сменилось не одно поколение. Уже не помнит земля людей, которые жили не при монголах. Но именно преемственность является залогом победы как сохранение памяти отцов, и, прежде всего, через Веру. Что олицетворяют собой мальчишки в мультфильме, бегущие за войском? Именно преемственность – это будущие воины будущих побед.

Получается, что именно иго позволило русскому народу стать народом православным во всей полноте этого слова. Вспомните отношение древнерусских авторов к монгольскому игу. Например, в «Сказании о Мамаевом побоище» есть такая фраза:

Попущением божьим, за грехи наши, по наваждению дьявола поднялся князь восточной страны, по имени Мамай, язычник верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан…

То есть, через покаяние, русский народ воспринимает монгольское иго. Через покаяние идет формирование русского народа. Поэтому в свое время Ф.М. Достоевский писал: «Русский — значит православный».

Вспомним лозунг наших войск: «за землю за Русскую и за веру христианскую». Эту фразу привыкли воспринимать как мифологему, хотя на самом деле, в ней передано все мировосприятие древнерусского человека.

Сон Дмитрия Ивановича

Ночь перед битвой. Что делает Дмитрий Иванович как предводитель воинства? Молится за себя и за войнов своих. Слова ночной молитвы, которые произносит Дмитрий Иванович обычно произносят перед сном: «В руце твои Господи, передаю дух мой..». В контексте предстоящей битвы, вторым смыслом этих слов является отображение настроя Дмитрия на битву – упование на Бога.

Во сне князь Дмитрий видит битву между ангелами и бесами, в котором воины Христовы побеждают, что олицетворяется высвобождением очень яркого света.

Дмитрию этот сон придает уверенности, т.к. войско русское стоит за правду:

«Раз правда – и сила Божья»

Битва Пересвета с Челубеем

Если русское войско показано в белом тумане (белый свет – символ чистоты, царства Небесного), то при показе Челубея фон темнеет, сгущаются тучи – олицетворение «темных» сил. Сам Челубей изображен как лютый язычник, что подчеркивается огромным амулетом–доспехом на груди, а конь увешен скалющимися черепами. Усиливает образ Челубея самоуверенный смех и горцавание перед русскими полками.

Во что верит Челубей? В свою непобедимость, в свои силы. Тем самым, он ограничиает свои силы человеческими возможностями.

В глазах Пересвета смирение и спокойствие. Он понимает, что для Бога возможно все. Поэтому первую победу Александр Пересвет совершил еще до битвы, уповая не на свои силы, а на силы Бога. Вспомним, что перед битвой Пересвет и Ослябя приняли от Сергия Радонежского куколи Великой схимы (пострижены в схимонахи), что стало их судьбой, оружием и доспехами.

Пересвет прощается с дружиной, просит прощения, кается – он готов предстать перед Господом. И молится, – не за себя а за братьев!

Гибель Пересвета олицетворена полетом ласточки, поднимающейся на небеса. Ласточка всегда воспринималась древнерусскими авторами как птица «горняя» (небесная). А как гибнет Челубей? На тело убитого язычника садится черный ворон – как символ неупокоенной души, образ неверной, языческой смерти.

Помните слова Пересвета о страхе в глазах как приговоре на смерть?  Именно страх после гибели Челубея мы видим в глазах генуэзских наемников Мамая. Проигрыш Челубея  – это символ духовного сломления, предвестник проигрыша.

Битва совершается не только на поле сражения, а успех битвы зависит не только в крепости меча. За войско русское молится Сергий Радонежский, совершая свой духовный подвиг.

Гибель Осляби

Ослябя сражался как непобедимый воин, которого смогли победить только стрелы. Ослябя гибнет, спасая князя Дмитрия Ивановича. «Положил жизнь свою за други своя». Умирая, Ослябя все еще в бою, все еще с князем, – он вешает Дмитрию Ивановичу на спину щит, который через несколько мгновений примет удар монгольского кистеня на себя, спасая Князя.

Вставляя в битву эпизод с мальчишками, показано как человеческие мечты, если они благи по своему содержанию, могут вылиться в настоящий подвиг. Не такие ли мечты были у русского народа чахнувшего под игом и посмевшего восстать против Мамая? Не такие ли мечты должны закладываться у подростающего поколения?

Трусость Мамая

Темник Мамай изображен как трус. Посмотрите как он показан сначала: сидит уверенно, рядом золотой кубок, который усиливает образ правителя который держит все под контролем. И тот же кубок олицетворяет трусость Мамая, когда в кадре присутствует только, собственно, кубок, а Мамай поспешно уплетывает в кибитке.

Русские воины – праведники

Души умерших русов забирают ангелы. Забирают как праведников «сложившим головы за други своя». Таким образом, победа в битве изображена как духовно – нравственная победа не сколько над внешними врагами, сколько над врагами внутренними, что красной нитью проходит через весь сюжет мультфильма. Пересвет правильно осознает истинное служение Богу, понимает свое предназначение. Дмитрий Иванович верит, что Бог поможет победить, потому что правда за нами. Ослябя не боится смерти, тем самым иллюстрируя фразу Василия Великого: «Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся».

Таким образом, мультфильм Станислава Подивилова «Пересвет и Ослябя» затрагивает весьма важные духовно–нравственные проблемы человека времен ордынского нашествия, восстанавливает те смыслы, которые помогают осознать значение победы дружины Дмитрия Донского.

Немаловажно, чтобы родители не только фильтровали мультфильмы, которые показывают детям, но и смогли объяснить что несет в себе картина, какой смысл заложен в сценарии, что полезного можно вынести после просмотра.

Во многом для этого и задуман наш сайт – помочь родителям глубже понимать мультпроизведения.

Мультфильм Станислава Подивилова «Пересвет и Ослябя»

В статье использован кадр из м/ф «Пересвет и Ослябя»

FREE saggy tits Pictures — XNXX.COM

Объединить saggy tits с: + Объединить saggy tits с:

музыкой (13)
мягкие игрушки (7)
взбивания (44)
девственница (2)
шлепание (8)
курить (34)
грубый секс (5)
любовница (45)
мастер (57)
наручники (54)
футджоб (25)
футов (1785)
рабыня (156)
клизмы (12)
пьян (84)
кетфайт (23)
связывание (84)
Повязка (19)
Фетиш (168)
лица (1202)
cumswap (10)
Сперма (1822)
Камминг (1)
глотание спермы (2)
Кончить на сиськи (912)
Кончить на киску (152)
Кончить на волосы (88)
кончить на ноги (7)
кончить на глаз (50)
кончить на одежду (18)
Кончить на задницу (110)
кончить в рот (153)
диплом стакан (4)
полоскание спермой (4)
Creampie (112)
Bukkake (28)
растительное (121)
игрушки (1223)
Страпон (79)
Отражатель (95)
накачанная игрушка (46)
по телефону (530)
зеркало (1055)
молоко (13)
машина (67)
целоваться (854)
Вставки (80)
огромные игрушки (31)
резинка (4)
продукты питания (213)
фистинг (20)
аппликатуры (1144)
воздушные шары (41)
маленький петух (6)
дрочка (7)
Презерватив (186)
большой член (223)
лизать яйца (231)
тройка (747)
соло (7547)
Оргия (3)
старая молодая мать (311)
старые молодые лесбиянки (73)
старый молодой отец (12)
старые молодые втроем (22)
MMMF (27)
ММФ (450)
группа (87)
групповуха (103)
четверка (41)
FFMM (16)
FFM (251)
FFFM (7)
мокрая киска (38)
Брызги (10)
выбриты (3674)
киска к киске (28)
из киски в рот (308)
лизать пизду (1170)
открытая киска (623)
мастурбации (24)
хардкор (2064)
волосатые (1795)
двойная киска (4)
крупным планом киска (1157)
Камелтый (47)
большие губы (349)
большие клиторы (8)
зевать (12)
дп (60)
двойной анал (2)
крупным планом на заднице (1517)
большая задница (195)
asslicking (188)
из жопы в киску (11)
из жопы в рот (17)
осла (71)
анальные (359)
все дырки (11)
titjob (727)
лизать сиськи (1556)
smalltits (19)
обвисшие сиськи (15510)
пухлые соски (336)
большие сиськи (9182)
большие натуральные сиськи (9398)
равномерное (255)
свингеры (37)
десорбер (73)
секретарь (99)
Школьница (104)
ПИН вверх (9)
медсестра (140)
ботаничка (54)
массаж (65)
Горничные (33)
домохозяйка (581)
тренажерный зал (50)
готические (5)
чирлидером (15)
порнозвезда (2482)
модели (640)
девушка (70)
знаменитости (12)
Горло-порево (70)
спальные (7)
несколько минетов (12)
мастурбирует (24)
gloryhole (42)
сосунки (68)
минета (467)
лесбиянки (812)
транспортные средства (225)
туалет (78)
бассейн (378)
лестницы (168)
душевая кабина (796)
сауна (19)
аттракционы (11)
бассейн (23)
на открытом воздухе (801)
кухня (465)
джакузи (12)
эксгибиционизм (108)
автомойка (22)
клетка (14)
лодка (22)
пляж (410)
мокрая футболка (96)
телок (272)
галстук (74)
ремешок (1460)
чулки (2042)
спандекса (40)
носки (327)
колготки (294)
дегустация трусиков (80)
трусики (1264)
мини-юбка (1235)
маски (42)
нижнее белье (1995)
латекс (96)
джинсы (951)
высокие каблуки (3041)
шляпа (281)
перчатки (198)
очки (715)
ажурные (302)
ошейник для собак (69)
корсета (379)
секс в одежде (13)
CFNM (12)
ботинки (369)
бикини (461)
влажный (994)
татуировки (424)
дубления (298)
тощий (664)
сексуальная (12)
беременных (112)
пирсинг (289)
бледный (20)
смазывать (322)
мышцы (7)
грязный (104)
гибкие (61)
жира (487)
пухлые (999)
скобы (6)
Вуайерист (142)
автопортрет (515)
ретро (192)
POV (197)
кончать (1)
домашний (1117)
высокое разрешение (437)
гонзо (288)
эротики (533)
литье (11)
любитель (2363)
белый на черном (272)
России (119)
латина (180)
Межрасовый (270)
индийский (110)
черный (493)
азиатская (404)
Араб (4)
сверху (170)
лицом сидит (249)
собачьи (2)
69 (52)
короткие волосы (1177)
рыжий (1044)
хвостик (627)
косички (210)
длинные волосы (1664)
ужасные замки (12)
вьющиеся волосы (1801)
каштановые волосы (2978)
косички (165)
блондинка (3209)
черные волосы (4362)
лысый (2)
подростков (1088)
мамаша (4324)
зрелые жирные (121)
зрелые (1146)
бабка (183)
,

Хирург-косметолог развенчивает семь мифов об обвисшей груди

В то время как многие люди стареют изящно, некоторые люди беспокоятся, когда меняются форма и пропорции груди, а некоторые беспокоятся о том, чтобы они не потеряли свой молодой вид.

Д-р Фуед Хамза, косметический хирург, практикующий в Медицинском центре на улице Королевы Анны рядом с Харли-стрит, Лондон, сказал: «Понятно, что женщины часто хотят уменьшить эффект обвисания и обращаются за советом, чтобы справиться с обвисшей грудью».

Тем не менее, хирург попытался развеять слухи, которые, по мнению многих, могут остановить потерю формы груди.Он также посоветовал возможные варианты эффективного решения проблемы обвисания груди.

1. Брызги воды на грудь сохранят ее упругость.

Существует распространенное заблуждение, что брызги холодной воды на груди могут вызвать усадку тканей, в результате чего грудь приподнимется, придав ей более упругую форму. Доктор Хамза сказал, что это средство только повысит эластичность кожи, но не поможет укрепить эту часть тела.

2. Упражнения на грудь и отжимания могут повысить упругость и подвижность.

Регулярно выполняя отжимания, вы прорабатываете грудные мышцы, что со временем может привести к увеличению груди.

Однако никакие упражнения не могут напрямую решить проблему обвисания груди, так как она состоит исключительно из жировой ткани. Твердость груди зависит от качества кожи и размера молочной железы.

Женщины будут испытывать ухудшение этих двух физических характеристик с возрастом, потому что кожа станет менее эластичной и размер железы уменьшится.

3. Ношение бюстгальтера в постели предотвращает обвисание и сохраняет грудь свежей

Доктор Хамза сказал: «Это ложное заблуждение.Ношение бюстгальтера может помочь сразу достичь желаемой формы и внешнего вида, но после его снятия грудь вернется в свое естественное положение ».

Ношение бюстгальтера может даже усугубить эффект обвисания, поскольку его проволочная опора работает против силы тяжести, ослабляя естественную способность груди к самоподъему.

4. Ношение большого бюстгальтера заставит ваши сиськи выглядеть больше, но может вызвать обвисание.

Доктор Хамза сказал: «Выбор большого бюстгальтера может помочь создать более полный размер чашки, и нет никаких научных доказательств, чтобы предложить что носить слишком большой бюстгальтер приведет к обвисанию груди, но я бы посоветовал женщинам носить нижнее белье, соответствующее их естественной форме, чтобы обеспечить им комфорт.”

5. Бег может предотвратить обвисание груди

Упражнения всегда рекомендуются, поскольку они способствуют более здоровому образу жизни.

Однако во время тренировок женщины должны носить поддерживающие эластичные бюстгальтеры, чтобы предотвратить эффект провисания.

6. Упражнения для груди уменьшат размер груди

Нет никаких научных доказательств того, что упражнения на грудь могут уменьшить размер груди.

Тренировки могут помочь с потерей веса и, как следствие, могут уменьшить избыток жировой ткани в этой области, но количество зависит от метаболизма и генетики каждой женщины.

7. Вы ничего не можете сделать, чтобы предотвратить обвисание груди

Это неправда. Если женщины здоровы, хорошо питаются, тренируются и избегают чрезмерного воздействия ультрафиолетовых лучей и курения, это будет играть важную роль в поддержании качества вашей кожи.

Доктор Хамза сказал: «Йойо-диета также может иметь пагубное влияние на область груди, потому что она вызывает ослабление кожи и приводит к образованию растяжек, которые трудно удалить.

«Также полезно применять кремы и лосьоны, которые могут улучшить цвет лица кожи и предотвратить ее старение.”

Для тех, кто хочет эффективных решений для обвисшей груди, доктор Хамза сказал, что существуют определенные специальные косметические процедуры, которые позволят женщинам чувствовать себя более уверенно в своем теле.

Это происходит после того, как было обнаружено, что анализ крови может определить распространение рака груди.

.

справочных изображений — лучшие справочные изображения и фотографии для художников

перейти к содержанию

Reference Pictures

Меню

  • Рекомендуемые
  • Бесплатно
  • Фигуры
  • Пейзажи
  • FAQ

Reference Pictures

Меню

  • Рекомендуемые
  • Бесплатно
  • Фигуры
  • Пейзажи
  • FAQ

Reference Pictures

… Подробнее

,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о