Первая помощь при кровотечениях методический план: Первая помощь при кровотечениях. Виды кровотечений.

Содержание

План конспект «Первая помощь при кровотечениях»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ростова-на-Дону

«Дворец творчества детей и молодёжи»

Центр патриотического воспитания и подготовки юнармейцев

План – конспект занятий.

Возраст детей:

11 – 16 лет

Дополнительная общеобразовательная программа:

«ПАТРИОТЫ РОССИИ»

Раздел № 7.3 Первая помощь при кровотечениях.

Разработчики:

педагог дополнительного образования

Рубан А. В.

г. Ростов-на-Дону

2020 г.

Дата и время проведения: 29 и 35 недели

Тема: Первая помощь при кровотечениях.

Форма проведения занятия: внеаудиторная

Цель занятия: изучить с учащимися действия при оказании первой помощи при кровотечениях.

Задачи занятия:

обучающие:

  • формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;

  • подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала;

  • восполнить пробелы в знаниях;

  • обеспечить в ходе урока закрепление знаний по действиям мотострелкового отделения в современном общевойсковом бою.

воспитательные:

  • содействовать развитию интереса  к изучению военного дела;

  • содействовать формированию патриотических чувств;

  • содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

развивающие:

  • развивать эмоции, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации;

  • развивать умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;

  • развивать познавательный интерес учеников.

Материально-техническое обеспечение занятия:

Структура занятия:

1.Организационный этап

Знакомство с технологией проведения занятия.

2.Основной этап.

При травмировании крупных артерий и вен может возникнуть опасная для жизни кровопотеря. Поэтому необходимо в максимально короткий срок остановить кровь и незамедлительно вызвать неотложную помощь. При небольшом повреждении сосудов также очень важно своевременно остановить кровь. Даже при несильной, но продолжающейся кровопотере человек способен потерять сознание.

Неправильно оказанной первой помощью можно причинить вред пострадавшему, а именно: большую кровопотерю, инфицирование и воспаление раны.

Если кровотечение не очень сильное, после оказания помощи также надо срочно обратиться к хирургу, поскольку окончательно остановить потерю крови можно только после того, как будет обработана и ушита рана или проведена операция. В зависимости от источника кровотечения может потребоваться также консультация узких специалистов таких, как: гастроэнтеролог, онколог, пульмонолог, гинеколог.

Кратко об оказании первой помощи:

Если кровотечение сильное, пострадавшего надо уложить и приподнять ему ноги.

Временно остановить кровь можно путем пережатия поврежденного сосуда или сильного сгибания конечности или накладывания жгута.

Немедленно вызвать неотложную помощь.

К ране нельзя прикасаться, нельзя промывать, удалять из нее инородные тела.

Если раневая поверхность загрязнена, то ее края надо очистить в направлении от раны; вокруг повреждения нанести антисептик такой, как йод, хлоргексидин, перекись водорода; йод не должен попасть внутрь раны.

Четыре основных вида кровотечений

В зависимости от источника различают следующие основные виды кровотечений:

Кровотечение из артерий представляет большую опасность, потому что быстро происходит потеря значительной массы крови. При этом кровь алая и бьет в виде пульсирующего фонтана.

Кровотечение из вен также опасно, если пострадавшему своевременно не оказать помощь. О нем свидетельствует появление темной крови, медленно вытекающей из травмированного сосуда.

Кhello_html_m740fdc9e.jpgапиллярная кровопотеря, чаще не представляет серьезной опасности. Наблюдается чаще при небольших поверхностных повреждениях кожи.

Внутреннее (паренхиматозное) – при нем кровь вытекает в полости тела человека. Является очень опасным при несвоевременном распознавании. Чаще наблюдается при повреждениях внутренних органов, в том числе и паренхиматозных.

Поскольку кровь наружу не вытекает, то его можно установить, в основном, по таким признакам, как частое дыхание, обморок, побледнение.

Первая помощь при артериальном кровотечении

Поврежденную артерию надо немедленно прижать к проходящей рядом с ним кости, чтобы временно остановить кровь.

Способы прижатия артерий:

Сонная артерия – прижать ладонь к задней части шеи пострадавшего и нажать пальцами другой руки на артерию.

Плечевая артерия является легко доступной, ее надо прижать к плечевой кости.

Остановить кровь из подключичной артерии достаточно трудно. Для этого надо отвести руку пострадавшего назад и прижать артерию, находящуюся за ключицей, к первому ребру.

На подмышечную артерию надо сильно надавливать пальцами, чтобы пережать, потому что она расположена довольно глубоко.

Бедренная артерия является очень крупной, ее необходимо прижать к бедренной кости кулаком. Если этого не сделать, через 2–3 минуты пострадавший может погибнуть.

Подколенную артерию надо прижать в поколенной ямке, для чего не требуется особых усилий.

Первая медицинская помощь при кровотечениях из артерий конечностей производится путем их пережатия, сильного сгибания конечности и накладывания жгута. Если не удается сдавить сосуд конечности пальцами, надо максимально согнуть конечность, предварительно положив на сустав изнутри плотный валик из марли.

Если кровь продолжает течь, надо наложить жгут. Ее надо оказывать быстро, поскольку кровь вытекает очень интенсивно.

Жгут можно держать до получаса в зимнее время и до часа в летнее. Если в течение указанного промежутка времени врач не прибыл, надо медленно снять жгут и подождать, пока восстановится циркуляция крови. После этого заново его применить. При этом пульс на поврежденной конечности не должен прощупываться. Тогда кровь остановится.

Надо помнить, что жгут при неправильном применении представляет большую опасность, чем само кровотечение.

Если отсутствует специальный жгут, его можно заменить такими материалами, как полотенце, ремень, бинт. Их закручивают с помощью палки, и фиксируют ее, чтобы избежать раскручивания. Шнурки, тонкую веревку и подобные материалы использовать нельзя.

hello_html_68c8a89a.jpg

Оказание помощи при кровотечении из вены

Такая кровопотеря бывает при глубоких повреждениях. Оказание первой медицинской помощи при венозных кровотечениях проводится немедленно. Травмированные вены могут засасывать воздух, потому что давление в них ниже атмосферного. При этом пузырьки воздуха могут закупорить сосуды в различных органах, что может повлечь смерть пострадавшего.

При оказании помощи рану не следует промывать, очищать от загрязнений и тромбов. Необходимо сделать следующее:

влажной тканью надо очистить кожу в направлении от раны;

глубокое повреждение закрыть стерильным тампоном;

затем прикрыть раневую поверхность несколькими слоями стерильного бинта;

положить на него неразвернутый бинт для обеспечения давления;

этот бинт надо прибинтовать очень туго;

при просачивании крови через повязку надо положить сверху салфетки и туго прибинтовать их;

приподнять конечность и оставить ее в таком положении.

Для того чтобы правильно наложить повязку, надо:

При бинтовании руки ее необходимо согнуть.

Если бинтуют ногу, ее также надо согнуть в колене.

При наложении бинта наполовину прикрывать его предыдущий виток.

Положение забинтованной конечности необходимо оставить тем же, каким оно было до бинтования.

Пhello_html_m55e093d9.jpgовязка при венозном кровотечении

3. Первая помощь при капиллярном кровотечении

Оно нередко останавливается самостоятельно. Характерным является медленное просачивание крови из всей раневой поверхности. Однако бывают и серьезные ранения, сопровождающиеся значительной кровопотерей. Наибольшую опасность представляют внутренние капиллярные кровотечения.

Основные причины кровотечения из капилляров:

Болезни крови, сопровождающиеся нарушением ее свертываемости.

Различные травматические повреждения.

Заболевания сосудов (опухоли, гнойные воспаления кожных покровов, затрагивающие капилляры).

Общие заболевания, поражающие стенки сосудов таких, как новообразования, атеросклероз, ревматоидный артрит.

Гормональные нарушения.

Чаще капиллярное кровотечение не вызывает большой потери крови, его опасность кроется в инфицировании патогенными микробами.

При оказании медицинской помощи при кровотечениях из капилляров конечностей надо произвести следующие действия:

Приподнять поврежденную конечность выше области сердца, что способствует снижению потери крови.

При небольших повреждениях надо обработать кожные покровы вокруг раны антисептиками. Сверху закрыть бактерицидным пластырем.

Если кровь идет сильно, надо наложить давящую повязку.

При очень сильном истечении крови необходимо максимально согнуть конечность над раной. Если это не помогает – наложить жгут.

Приложить холод к ране, что будет способствовать остановке кровопотери и уменьшению боли.

При кровотечении из многочисленных капилляров носа, которое довольно часто встречается, тоже надо уметь оказывать помощь. Причиной этого может быть ослабление стенки сосудов при простудных заболеваниях. Ему могут способствовать также гипертонический криз, травматические повреждения носа и другие негативные факторы. Сначала надо успокоить больного, потому что когда человек волнуется, его сердце бьется чаще, что способствует усилению кровотечения.

Этапы оказания помощи при носовом кровотечении:

Надо прижать крылья носа пальцами, это способствует сдавливанию кровоточащих сосудов и остановке крови. Голова больного должна быть немного наклонена вперед, а не запрокинута, поскольку при этом нельзя будет контролировать интенсивность кровопотери.

Приложить лед или холодный предмет к переносице, чтобы под действием холода сосуды сузились. Это будет способствовать уменьшению кровотечения.

Если истечение крови продолжается, в носовые ходы надо ввести сложенные трубочкой кусочки бинта, предварительно смоченные в 3-процентной перекиси водорода. Кончики этих тампонов оставить снаружи и фиксировать повязкой.

Через шесть часов после остановки крови очень осторожно извлечь тампоны, предварительно смочив их кончики, стараясь не оторвать образовавшийся тромб.

Чтобы быстрее остановить кровь, больному надо дать лекарство, которое укрепляет стенки сосудов – препараты кальция, Аскорутин, Рутин.

Если кровопотеря продолжается, больному необходимо дать кровоостанавливающее лекарство (Дицинон, Викасол), и срочно обратиться к отоларингологу или вызвать неотложную помощь.

hello_html_591bd7fc.jpg

Первая помощь при внутреннем кровотечении

Такое кровотечение могут вызвать заболевания или травмы внутренних органов. Оно очень коварно, поскольку потерю крови невозможно проконтролировать. Также при нем отсутствует болевой синдром, сигнализирующий об опасности, поэтому внутреннее кровотечение длительное время может оставаться незамеченным. И только когда состояние больного резко ухудшается, на это обращают внимание.

Самым опасным из кровотечений является истечение крови из паренхиматозных органов, которые обычно не имеют полости, и в которых хорошо развита артериально-венозная сеть. К ним относятся такие органы, как легкие, поджелудочная железа, печень.

Повреждение этих органов может вызвать сильное кровотечение. Самостоятельно оно остановиться практически не может, поскольку сосуды этих органов фиксированы в тканях, и могут спадаться. Поэтому оказание первой помощи при кровотечениях из паренхиматозных органов проводится немедленно. Причинами возникновения этого вида кровопотери являются травмы, инфекционные заболевания такие, как туберкулез; распад или разрыв опухолей.

Кровотечение из внутренних органов может сопровождаться постепенным появлением общих субъективных симптомов и объективных признаков, а именно:

слабость;

плохое самочувствие;

головокружение;

обморок;

отсутствие интереса ко всему;

сонливость;

падение давления;

побледнение;

частый пульс.

Главной задачей первой помощи при кровотечении из внутренних органов является срочная госпитализация больного. До приезда скорой помощи надо:

Уложить больного, обеспечить покоем.

Приложить холод к животу или к груди, в зависимости от нахождения источника предполагаемого кровотечения.

Можно ввести кровоостанавливающие препараты (Аминокапроновая кислота, Викасол).

В случае паренхиматозного кровотечения при резком снижении давления необходимо приподнять ноги больного выше области сердца примерно на тридцать – сорок сантиметров. Все время контролировать дыхание и сердцебиение. В случае необходимости проводить реанимацию. Больному нельзя давать ни обезболивающие, ни какие-либо другие лекарственные препараты. Пищу и воду не давать, допустимо полоскание рта водой.

При быстром и правильном оказании первой помощи при разных видах кровотечений прогноз благоприятный, быстрая первая помощь будет способствовать и более быстрому выздоровлению пострадавшего.

3.Итоговый этап.

Первая медицинская помощь при кровотечениях из артерий?

Первая помощь при внутреннем кровотечении?

Первая помощь при кровотечении из капилляров носа?

Педагог дополнительного образования
А. Рубан

Конспект по теме: «ПМП при кровотечениях»

Карталинский муниципальный район

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1

Учитель биологии Рахимова З.С.

Конспект урока

Тема: Первая медицинская помощь при кровотечениях

Цель урока: Изучить виды кровотечений, и научиться оказывать первую медицинскую помощь.

Задачи урока:

Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.

Развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

Воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

Оборудование: презентация, опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: практикум

Формы работы: групповая, работа в парах.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний: устный опрос

Вопросы:

К какому виду тканей относится кровь?

Какие компоненты крови участвуют в свертываемости крови?

Какой объем крови в среднем у человека?

В каком отделе сердца начинается малый круг кровообращения?

В каком отделе сердца заканчивается малый круг кровообращения?

В каком отделе сердца начинается большой круг кровообращения?

В каком отделе сердца заканчивается большой круг кровообращения

3. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы о видах кровотечения и способах оказания первой помощи

Виды кровотечений

Каппилярное

Венозное

Артериальное

Виды кровотечений и первая помощь.

Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является угрожающей жизни, особенно в случаях быстрого ее вытекания. Причины кровотечения обусловлены либо повреждением сосудов в результате травмы, либо разрушением стенки сосуда при болезнях (например, опухолью, воспалительным процессом). Кровотечение, наконец, может возникать в результате увеличения проницаемости стенки сосуда и нарушения свертываемости крови при ряде заболеваний.

Стремительное вытекание крови сопровождается снижением кровяного давления, недостаточным снабжением кислородом головного мозга, мышцы сердца и таких органов, как печень и почки. При несвоевременном или неграмотном оказании помощи может наступить смерть. Рассмотрим основные виды кровотечений и способы их остановки. Известны три вида кровотечений: капиллярные, венозные и артериальные. Особенность капиллярного кровотечения состоит в том, что кровоточит вся раневая поверхность, как губка. Обычно такое кровотечение не сопровождается значительной потерей крови и легко останавливается.

При венозном кровотечении кровь вытекает равномерной, непрерывной и непульсирующей струей. Цвет струи темный из-за высокого содержания гемоглобина, связанного с углекислым газом. Повреждение крупных вен опасно для жизни из-за большой потери крови и возможного попадания воздуха в кровеносные сосуды. Воздух может закупоривать легочные сосуды, что приводит к нарушению функции легких.

При артериальном кровотечении кровь вытекает фонтанирующей струей. Она алого цвета из-за большого содержания в ней гемоглобина, связанного с кислородом. При повреждении крупных артерий человек быстро погибает.

Кровотечения бывают наружные, легко обнаруживаемые, и внутренние, распознать которые можно только с помощью специальных методов исследования. Внутренние кровотечения останавливают в условиях больницы.

Способы остановки кровотечений. Чтобы не допустить гибели человека, необходимо возможно быстрее остановить кровотечение. Необходимо также знать, что при некоторых видах кровотечений (капиллярных и большей части венозных) возможна самостоятельная остановка кровотечения. Первая помощь при капиллярных и венозных кровотечениях состоит в обработке кожи вокруг раны настойкой йода, закрытии ее чистой марлевой салфеткой и наложении давящей повязки. Сдавливая стенки сосудов, повязка помогает быстрому образованию сгустка крови и остановке кровотечения. Полезно в этих случаях приподнять раненую конечность. Этот прием уменьшает приток крови и также способствует остановке кровотечения. Если после оказания первой помощи кровотечение не останавливается, пострадавшего необходимо быстро доставить в больницу для оказания специальной помощи.

Артериальное кровотечение остановить значительно труднее. Для этого существует несколько приемов. Помимо давящей повязки, которая сама по себе крайне редко может остановить такое кровотечение, используется максимальное сгибание конечности (например, в локтевом или коленном суставе) с последующей фиксацией ее повязкой. Конечность должна быть приподнята. При ранении крупных артерий вначале можно прибегнуть к сдавлению артерий пальцами выше места повреждения.

hello_html_m34cd6849.jpg

hello_html_m27e1e3da.jpg

Стенки артерий придавливаются обязательно к кости в строго определенных точках, где можно прощупать пульс. Как только кровотечение уменьшилось, надо наложить стандартный (резиновая трубка) или самодельный матерчатый жгут. Важно знать, что неправильное наложение жгута может лишь усилить кровотечение и принести вред пострадавшему. Чтобы этого избежать, необходимо придерживаться следующих правил.

Жгут надо накладывать выше места ранения и затягивать с такой силой, чтобы сдавить мягкие ткани и стенки сосуда. После наложения жгута кровотечение прекращается. Если давление недостаточно, кровотечение усиливается. При правильно наложенном жгуте конечность ниже жгута становится бледной, пульс в ней не прощупывается.

Под жгут следует подкладывать мягкую ткань, чтобы не повредить нервы. Надо помнить, что жгут накладывается не более чем на 2 ч, так как возможно омертвение тканей. Поэтому при направлении пострадавшего в больницу к жгуту прикрепляют записку с указанием точного времени наложения жгута.

Окончательная остановка кровотечения осуществляется хирургами путем перевязки сосудов или сшивания поврежденных артерий и вен. Применяют также введение веществ, повышающих свертываемость крови и ее вязкость, а также суживающих просвет сосуда. Людям, потерявшим много крови, переливают кровь подходящей группы или заменители крови.

Основные термины и понятия:

Капиллярное кровотечение. Венозное кровотечение. Артериальное кровотечение. Давящая повязка. Жгут и правила его наложения.

4. Закрепление изученного материала

Групповая работа по карточкам.

5. Домашнее задание : составить тест по теме. Не менее 5 вопросов

Карточки.

Группа № 1

Задание: Кровь вытекает фонтанирующей струей. Она алого цвета из-за большого содержания в ней гемоглобина, связанного с кислородом. При повреждении сосудов человек быстро погибает.

Вопросы:

  1. Определить тип кровотечения?

  2. При помощи представленных, а также подручных средств продемонстрировать оказание первой медицинской помощи на скелете верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть )

Группа № 2

Задание: кровоточит вся раневая поверхность, как губка. Обычно такое кровотечение не сопровождается значительной потерей крови и легко останавливается.

Вопросы:

  1. Определить тип кровотечения?

  1. При помощи представленных, а также подручных средств продемонстрировать оказание первой медицинской помощи на скелете верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть )

Группа № 3

Задание: кровь вытекает равномерной, непрерывной и непульсирующей струей. Цвет струи темный из-за высокого содержания гемоглобина, связанного с углекислым газом. Повреждение крупных вен опасно для жизни из-за большой потери крови и возможного попадания воздуха в кровеносные сосуды. Воздух может закупоривать легочные сосуды, что приводит к нарушению функции легких.

Вопросы:

1. Определить тип кровотечения?

  1. 2.При помощи представленных, а также подручных средств продемонстрировать оказание первой медицинской помощи, на скелете верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть )

Урок 26. Первая помощь при кровотечениях

Тема: Первая помощь при кровотечениях

Цель: познакомить с типами кровотечений и способами их остановки, уменьшения болевых ощущений и предохранения раны от возможной инфекции; знать правила наложения жгута и простых повязок, уметь их выполнять; понимать разницу между доврачебной и профессиональной помощью, знать правила ухода за раной в процессе ее заживления.

Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд 1 – Тема нашего урока «Первая помощь при кровотечениях», но сначала давайте вспомним о вопросах, изученных на предыдущем уроке.

  1. Проверка знаний

Слайд 2 – Ответьте на вопросы (индивидуальный опрос):

1. Почему каждый человек должен тренировать свое сердце?

2. В чем различие между строением и работой сердца тренированного и нетренированного человека? (Оно усиливает работу за счет ударного «объема, а уж потом за счет частоты сердечных сокращений.)

3. Как нужно тренировать свое сердце?

4. Почему в возрасте 14-16 лет особенно опасно перегружать сердце?

5. Какое действие оказывают на сердечно-сосудистую систему курение и употребление спиртных напитков?

6. Необходимо ли человеку знать о факторах, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему?

Слайды 3-4 — Какие последствия вызывают негативные факторы, среды на сердечно-сосудистую систему?

Слайды 5-6 – Чему способствуют условия нормальной работы сердца?

Улучшают …, развивают … и увеличивают …

Ответ: Улучшают снабжение сердца кислородом и питательными веществами, развивают сердечную мышцу и увеличивают объем кровотока.

— Молодцы! Вы справились с заданиями. А теперь поговорим о кровотечения. Что такое кровотечение?

  1. Изучение нового материала

Слайд 7 — Кровотечение – истечение крови из повреждённого кровеносного сосуда из-за нарушения целостности

Наружное — излияние крови на поверхность тела, внутреннее — излияние крови во внутренние органы, полости и ткани.

Слайд 8 – Подготовьте таблицу «Виды кровотечения» для заполнения:

Слайд 9 — Артериальное возникает при повреждении артерий и является наиболее опасным. Венозное возникает при повреждении стенок вен. Капиллярное кровотечение является следствием повреждения мельчайших кровеносных сосудов (капилляров)

Слайды 10-11Капиллярное кровотечение. Кровь сочится по всей поверхности раны, как из «губки», при ее сжимании. Сдавливание стенки сосудов помогает быстрому образованию сгустка крови и остановке кровотечения.

Первая помощь:

Промойте рану чистой проточной водой.

Обязательно обработайте ее раствором любого антисептика.

На рану наложите чистую марлевую повязку.

Для того, чтобы не было заражения, в ближайшее время обратитесь к участковому врачу.

Слайды 12-14 – Венозное кровотечение. При поверхностном ранении: кровь темно-красного цвета. Изливается медленной струей.

Для остановки кровотечения необходима давящая повязка. Наложить поверх раны несколько слоев марли, плотный комок ваты и плотно забинтовать. Это приводит к тому, что под повязкой в сосудах кровь превращается в тромбы, которые надежно останавливают кровотечение.

Особую опасность представляют кровотечения из крупных вен шеи и грудной клетки, в которых в норме отрицательное давление. И при их повреждении в них может попасть воздух, который впоследствии способен вызвать закупорку жизненно важных сосудов лёгких, сердца, мозга и привести к смертельному исходу. Поэтому в случае кровотечения из крупных венозных сосудов следует наложить плотную герметичную повязку.

Первая помощь:

  1. Обработать рану перекисью водорода или марганцовкой (2-3 крупинки растворить в стакане воды, желательно кипяченой)

  2. Прикрыть рану стерильной салфеткой или небольшим кусочком бинта

  3. Наложить повязку, транспортировать в больницу.

Слайд 15 – Это важно!

  • не трогаем рану руками!

  • из раны ничего не достаем!

  • не снимаем уже пропитавшуюся повязку!

Время наложения жгута или закрутки:

  • Зима – ребенок 10-12 минут, взрослый – не более 1 часа;

  • Лето – ребенок и пенсионеры 25-30 минут, взрослые – до 1,5 часов. Обязательно записать точное время наложения!!!

Слайды 16-18 – Наиболее опасно артериальное кровотечение. При глубоком ранении: кровь ярко-красного цвета, изливается пульсирующей струей — «бьет фонтанчиком»

Первая помощь:

  1. Максимальное сгибание конечности (например, в локтевом или коленном суставе) с последующей фиксацией ее повязкой. Конечность должна быть приподнята.

  2. Сдавливание артерий пальцами выше места повреждения к кости в строго определенных точках, где можно прощупать пульс.

  3. Наложить стандартный или самодельный матерчатый жгут.

Слайды 19-20 – То есть в первую очередь необходимо остановить кровотечение для предотвращения большой кровопотери. Для этого нужно пережатие кровоточащего сосуда выше места кровотечения. Чтобы быстро остановить кровотечение необходимо прижать артерию к кости пальцами (бедренная артерия пережимается кулаком!). /При рассмотрении точек прижатия обучающиеся определяют их у себя/

КАК ПРИЖИМАТЬ АРТЕРИЮ:

При кровотечении в височной области височную артерию пережимают в области мочки уха вперед к скуловой кости.

При кровотечении из ран лица, головы, рта – сдавливают сонную артерию путем прижатия ее к позвоночнику.

При кровотечении из сосудов верхних конечностей – в подмышечную впадину вводят кулак и прижимают к туловищу поврежденную руку.

При кровотечении бедренной артерии — кулаком надавливают на верхнюю часть бедра в паху.

При кровотечении нижних конечностей – пережимают кулаком подколенную область и ногу максимально сгибают в коленном суставе.

Слайд 21 – Выделяют пять основных точек прижатия на теле человека.

Слайды 22-23 – Следующий этап – наложение жгута

КАК НАКЛАДЫВАТЬ ЖГУТ:

Участок поврежденной конечности необходимо обернуть марлей (тканью) до места кровотечения.

Поврежденная конечность приподнимается.

Жгут слегка растягивается и оборачивается вокруг конечности 2-3 раза.

Жгут должен быть наложен туго, однако не стоит допускать излишнего передавливания конечностей.

Концы жгута закрепляются или завязываются.

При артериальном кровотечении верхних конечностей жгут располагается на верхней трети плеча.

При кровотечении нижних конечностей – на средней трети бедра.

При лицевом ранении или повреждении сонной артерии под жгут подкладывают мягкую повязку или размотанный бинт, чтобы не допустить удушья.

При пережиме бедренной артерии необходимо наложение второго жгута чуть повыше первого.

Слайды 24-25 – Итак, основные правила наложения жгута:

1. Накладывать выше места ранения. Под жгут следует подкладывать мягкую ткань.

2. Сдавить стенки сосуда.

3. Прикрепить записку с указанием точного времени наложения жгута.

Жгут накладывают не более чем на 2 часа. Если за это время пострадавшему не оказана хирургическая помощь, необходимо поврежденную артерию прижать пальцами и медленно, под контролем пульса, ослабить жгут на 5-10 мин. Потом снова наложить его немного выше предыдущего места.

Слайды 26-27 – Симптомы внутреннего кровотечения зависят от его локализации и степени кровопотери. Чаще они имеют общий характер: головокружение, слабость, сонливость, потеря сознания и т. п. Из-за отсутствия характерных признаков внутренние кровотечения гораздо труднее диагностируются.

Необходимо максимально быстро обеспечить доставку пациента в отделение специализированной помощи.

Пациенту нужно обеспечить покой.

При подозрении на легочное кровотечение больному придают полусидячее положение, при кровопотере в других областях укладывают на ровную поверхность.

На область предполагаемого источника кровотечения следует положить холод (например, пузырь со льдом).

!!! Категорически запрещается греть больную область!

Слайды 28-29 – Часто мы сталкиваемся с кровотечением из полости носа.

Первая помощь при носовом кровотечении

Усадить пострадавшего, наклонив туловище вперед

Поднести к подбородку любую емкость.

Приложить холод к переносице.

Прижать крылья носа к носовой перегородке.

После остановки кровотечения предложить выпить стакан холодной воды.

Если кровотечение продолжается более 30-40 минут, вызвать «Скорую помощь»

Слайд 30Термические методы остановки кровотечения основаны на применении холода или тепла. Низкие температуры вызывают кратковременное сужение сосудов (1–2 ч), а высокие обладают свойством свертывать кровь и тканевые белки (коагуляция).

Холод в виде обливаний, примочек и орошений холодной водой, наложения резинового пузыря со льдом, холодной глины, охлаждающих компрессов применяют при кровотечениях в толщу тканей, полости.

— Скажите, а как можно наложить жгут, если рана на шее? /Ответы обучающихся/

Слайд 31 –Конечно важно, чтобы дыхание не прерывалось. Голову следует максимально повернуть в здоровую сторону. Руку, обхватывающую голову, необходимо больше сместить вперед, чтоб лента жгута не сдавила дыхательное горло.

Информация для пояснения учителем:

Для остановки кровотечения жгут можно накладывать и при ранении сосудистого пучка на шее. Чтобы предотвратить сдавление петлей жгута жизненно важных органов, необходимо противоположную от повреждения сторону защитить палкой, доской, лестничной шиной. Шина моделируется по боковой поверхности плеча, надплечья, шеи и головы, располагается со здоровой стороны шеи и упирается в голову и плечевой сустав. Она служит каркасом и надежно защищает от сдавления трахею и сосуды на противоположной стороне шеи. Жгут затягивают вокруг шеи и шины, при этом он должен сдавливать лишь сосуды на стороне повреждения. На область раны необходимо наложить ватно-марлевый валик, скатку бинта. При отсутствии шин и подручных средств для защиты можно использовать руку пострадавшего.

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 32 – Проверим заполнение таблицы:

Полусидячее положение, покой, лёд к месту кровотечения.

Слайды 33-36 – Практическая работа в малых группах.

Цель: приобретение умений и навыков правильного наложения закрутки, объяснения действий при артериальном и венозном кровотечении; оказания первой помощи при носовом кровотечении.

Оборудование: косынка, палка, бинты, холодная вода.

Ход работы «Наложение закрутки»:

Определите вид кровотечения. Оцените состояние пострадавшего. На кровоточащую поверхность наложите стерильную марлевую повязку.

Наложите жгут-закрутку (турникет) из подручного материала (ткани, косынки, веревки) вокруг конечности выше раны поверх одежды или, подложив ткань на кожу, и завяжите концы его узлом так, чтобы образовалась петля. Вставьте в петлю палку (или другой подобный предмет) так, чтобы она находилась под узлом.

Не забудьте! При артериальном кровотечении выше раны, а при венозном ниже раны.

Вращая палку, затяните жгут-закрутку (турникет) до прекращения кровотечения.

Закрепите палку бинтом во избежание ее раскручивания. Каждые 15 минут ослабляйте жгут во избежание омертвения тканей конечности. Если кровотечение не возобновляется, оставьте жгут распущенным, но не снимайте его на случай возникновения повторного кровотечения.

/Демонстрация и оценка результатов/

Слайд 37 — Как вы будете действовать при смешанном кровотечении? /Ответы обучающихся/

Слайд 38 – Задание по схеме: Окажите первую помощь при носовом кровотечении

/Пара демонстрирует процесс/

  1. Подведение итога урока

Слайды 39-40 – Молодцы! Вы справились с заданиями и, думаю, что осознали важность правильного оказания первой помощи при кровотечении! Применив при необходимости свои знания, вы спасете чью-то жизнь!

Слайд 41 – Домашнее задание: Изучить § 25. Повторить материал раздела.

План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему: урок-практикум Первая помощь при кровотечениях

Урок по теме «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи:

  Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать  знания по теме  «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.

  Развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

  Воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

 Оборудование: презентация, опорные таблицы,  жгут резиновый, закрутка, бинты.

 Тип урока: изучение нового материала.

 Вид урока: практикум

 Формы работы:  групповая, работа в парах.

План урока.

I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.

1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения ( по таблицам).
2. Тестирование по теме «Строение сердца, органов кровообращения,  виды кровеносных сосудов, круги кровообращения»

  III. Изучение нового материала.

1. Виды кровотечений  

2. Особенности кровотечений

3.Первая помощь при кровотечениях.

4. Практикум

IV. Итог.
V. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

 1. Проводится компьютерное тестирование .      
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия

2). Сердце человека:
а) трехкамерное , находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное , находится в грудной клетке.

3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.

4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.

5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.

6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.

 7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;  
б) в левом желудочке;  
в) в правом желудочке;

   Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а. 

 III. Изучение нового материала:

  Учитель: Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
 Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания. 
Кровотечения  являются наиболее опасным осложнением  ран,  непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение  может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов — мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь человека. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.

  В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные  кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по — разному.
Сообщения учащихся о видах кровотечения и как оказать первую помощь.
  1-й ученик: «- Капиллярное кровотечение: повреждаются  мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани. 
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы — пузырь со льдом». 
2 –й ученик: «-Венозное  кровотечение: характерен темно — красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку».
3 –й ученик: «-Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута — 2 часа для взрослых и 40 — 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять.  Делают это вдвоем — один производит пальцевое прижатие  артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся  в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».  
4- й ученик: «-Внутреннее кровотечение: в полость организма ( брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».

  Работа учащихся в группах: По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки кровотечений,  временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.

Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах). 

IV.Подведение итогов урока:

Учитель комментирует оценки учащихся. 

V. Домашнее задание.  Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения».

План-конспект урока по биологии (9 класс) на тему: Первая помощь при кровотечениях

 

ТЕМА: «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи урока: 

1) научить учащихся распознавать   капиллярное, венозное и артериальное, носовое кровотечения;

2) формировать умения оказывать первую медицинскую помощь;

3) углубить знания по теме «Кровь», «Кровообращение»;

4) совершенствовать умения  учащихся делать  логические  выводы, 

обобщения.

  Цель работы: научиться распознавать и  оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений. 

                                            Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Повторение.

Работа в парах.

 Учитель:

 1.  Рассмотрите иллюстрации, которые лежат у вас на столе.

Задание: выберите систему, которая осуществляет движение крови по сосудам человека. Подпиши название данной системы.

 Система, осуществляющая движение крови по сосудам – кровеносная система.

2. Самостоятельная работа.

Прочитайте слова и выберите органы, которые составляют систему кровообращения.

  1. Сердце
  2. Мышцы.
  3. Печень
  4. Кровь
  5. Легкие
  6. Артерии
  7.  Кишечник
  8. Желудок
  9. Вены
  10. Нервы
  11. Капилляры

Ответы.

1.Сердце

2. Вены

3. Капилляры

4. Артерии

5. Кровь

Введение в новую тему.

 — Что такое кровь?

Задание.

На столе лежат цифры, поднимите цифру № сосуда, где правильный ответ.

Какое количество крови находится в организме взрослого человека?

Учащимся предлагается выполнить коррекционное упражнение “Выбери сосуд, на котором указано правильно количество крови в организме человека.

Правильный ответ вы видите на слайде, это 5-6 литров.

— Назовите функции крови?

— Каким главным  свойством обладает кровь? (обладает текучестью)

— Когда у человека появляется рана, что открывается (кровотечение), чтобы остановить кровотечение, что нужно сделать? (Оказать первую помощь)

И так из того, что вы сказали, выделим главные слова, это:  кровотечение и первая помощь. Подумайте и скажите, какова тема сегодняшнего урока «Первая помощь при кровотечениях»

Какова цель нашей работы? (научиться оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений). 

Учитель: в знаменитой врачебной «клятве» Гиппократ провозгласил — всё обращать к выгоде больных, «воздерживаясь — от причинения всякого вреда и несправедливости».  Для  каждого  врача эти  слова должны  быть  законом, необходимо  использовать все  средства для  спасения  больного.  

 Сегодня на уроке работает медицинская бригада, в состав которой входит врач Вера Анатольевна, медсестры и санитары.

Начнём свой  рабочий урок с планерки:

1. Как называются красные кровяные клетки? (эритроциты)

2. Почему кровь имеет красный цвет? (гемоглобин)

3. Самые мелкие кровеносные сосуды (капилляры)

4. Самый крупный кровеносный сосуд (аорта)

5. Какие ещё есть сосуды в организме человека? (вены)

Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов.

Существуют следующие   виды кровотечений:

Если повреждены сосуды капилляры…это капиллярное кровотечение.

Если повреждены вены…венозное.

Аорта ….артериальное .

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость.

Носовое

 

 ФИЗМИНУТКА 

— Вы проделали большую работу и наверное устали

 Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Учитель: Чтобы отправиться на выезд и оказать первую помощь при остановке кровотечения, медицинская бригада скорой помощи должна знать признаки кровотечений и как оказать первую помощь.

Вы должны выделить признаки каждого кровотечения и как оказать первую помощь пострадавшему

 Найти в учебнике на странице 104 признаки артериального кровотечения. Учащиеся зачитывают материал с учебника.

Найти в учебнике на странице 103 признаки венозного кровотечения. Учащиеся зачитывают материал с учебника.

 — Как вы думаете, опасно ли кровотечение для человека?         

Потеря крови очень опасна для человека, поэтому при любом повреждении необходимо оказать первую доврачебную помощь.

Просмотр видеоролика «Оказание первой помощи при кровотечениях»

Решение биологических задач.

А) Почему ватку с йодом нельзя прибинтовывать к ране?

Б) Определите тип кровотечениях, если кровь

-выделяется по капле

-вытекает сильной струей, ярко- алого цвета

-темная, вытекает равномерной струей

В) В каком из случаев в задании Б, вы бы наложили жгут, в каком давящую повязку, а в каком зажали бы ранку ваткой?

Г) Жгут, наложенный при венозном кровотечении выше раны, не способствует остановке кровотечения, и может на некоторое время усилить его. С чем это связано?

 ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Учитель: В организме человека около 5л крови, потеря 1/3 угрожает жизни. От ваших правильных действий зависит здоровье человека

К вам доставили пациента с определенными симптомам кровотечения. Какую первую помощь вы будете оказывать?

Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.

Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.

Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия.

 На   столе   разложены   предметы. Наложите жгут с помощью подручных средств носового платка и карандаша, воспользуйтесь рисунком учебника.

 

 Учитель: спасибо за вашу активную работу. Я как Врач бригады скорой медицинской помощи ставлю оценки за работу своим помощникам.

 Ребята! Пожалуйста, на листочках, отметьте символами своё отношение к уроку:

— если вам было интересно и всё понятно, поставьте !!;

— если интересно, но не всё понятно, поставьте !?;

— а, если вам было не интересно и не понятно, поставьте 00

Домашнее задание:  параграф 28.

Урок окончен. Спасибо всем.

План-конспект урока по ОБЖ (10 класс): Практическое занятие №9 «Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях»

Практическое занятие №9 «Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях»

Цель занятия: овладеть основными приемами оказания первой помощи при

кровотечениях.

 

Задание 1.

Продолжите фразу.

Кровотечение — это

Временная остановка наружного кровотечения часто является

Травма — это

Кровотечение называют наружным, если

Кровотечение называют внутренним, если

Потеря 20—25% общего объема крови

Потеря 30% и более от общего объема крови

При артериальном кровотечении

При венозном кровотечении

Смешанное кровотечение — это

Задание 2.

 Пронумеруйте в правильном порядке действия при наложении жгута при

артериальном кровотечении:

— концы жгута фиксируются при помощи крючка;

— место наложения жгута защищают одеждой, мягкой подкладкой, несколькими

слоями бинта;

-к одежде пострадавшего прикрепляется записка с точным указанием даты, часа и минут наложения жгута;

— конечность приподнимают;

— жгут накладывают на конечность в растянутом состоянии выше места

кровотечения и максимально близко к месту повреждения, чтобы ограничить

обескровливание конечности как можно меньшим ее участком;

— делают два-три витка, непосредственно прилегающих один к другому;

— жгут растягивают.

Задание 3.Решите ситуационную задачу.

1.

Во время бытовой травмы у пострадавшего из рапы на руке вытекает кровь

равномерной струей, которая имеет темно вишневую окраску. Определите вид кровотечения и меры оказания первой помощи.

2.У пострадавшего в результате неудачного падения появилась кровавая пена на губах во время кашля. Определите вид кровотечения и меры оказания первой помощи.

Сделать вывод о проделанной работе

 

Практическую работу оформить на двойном листе.

План-конспект урока по ОБЖ (8 класс): Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении.

             

 Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской                                    

                                               помощи при носовом  кровотечении.

Класс: 8 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель: Дать учащимся понятие о способах остановки кровотечений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • дать представление об оказании первой помощи при венозном, артериальном , капилярном и носовом кровотечении.

Развивающие:

  • способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия; учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.

Воспитательные:

  • гуманное отношение к обществу, сострадание, желание прийти на помощь.

Оборудование: 

  • карточки с кластером (приложение № 1) 
  • карточки с заданиями для индивидуальной работы (приложение № 2)
  • учебная электронная презентация (приложение № 3)
  • система для переливания раствора (капельница)
  • аптечка (лед, перекись водорода, вата, носовой платок, бинт, жгут, индивидуальный перевязочный пакет)
  • видеоролик

Используемые педагогические технологии:

  • Интерактивное обучение с использованием технологии КСО
  • Здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ технологии
  • Технология критического мышления
  • Технология проблемного обучения

       Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.  Организационный момент – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует .

— Все готовы к уроку?  У нас сегодня гости, мы будем проводить открытый урок, поэтому давайте работаем активно, отвечаем смелее.

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД

Формирование умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2. Актуализация знаний (10 мин)

— Давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке ?

— От чего у человека может возникнуть    

                кровотечение?

— Как видите причин возникновения кровотечения много. Для того, чтобы правильно оказать помощь пострадавшему, необходимо знать о классификации кровотечений. Давайте вспомним о существующих видах кровотечений путём решения ситуационных задач. (Вывести на экран)

СЛАЙД 1.

СЛАЙД 2.

СЛАЙД 3.

Молодцы, отлично!! А кто из вас вспомнит ещё один вид кровотечений, который чаще всего возникает при несчастных случаях, авариях, катастрофах, когда у пострадавшего множественные повреждения и поверхностные и глубокие раны?

Ответы учащихся: о видах кровотечений.

Ответы учащихся:

Повреждение острым предметом, резкий тупой удар, заболевания крови.

Задачи:

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение венозное. 

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение артериальное.

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Капиллярное кровотечение.

Отвечают:

Смешанное кровотечение

Познавательные УУД

Формирование действия классификации

3.   Целеполагания и мотивация учебной деятельности – 2 минуты.

 

— Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Например, (Друг поранил руку, что делать?)

— Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо обладать определенными знаниями.

— Как вы думаете, какая тема  нашего сегодняшнего урока?

СЛАЙД 4. — «Первая помощь при кровотечении»

-Все открываем тетради, записываем сегодняшнюю тему.

 

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь тему урока

Регулятивные УУД

Формирование действия прогнозирования

Коммуникативные УУД.

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме

4.  Изучение нового материала – 20минут.

 Нахождение способов остановки кровотечения.

Для определения способов остановки кровотечения я предлагаю вам провести небольшой опыт. Мне нужно 2 добровольца (желающие выходят к доске). Представьте, что это поврежденный сосуд , например артерия (демонстрируется заполненная капельница). Ваша задача – выяснить, каким способом можно остановить «кровотечение», вы можете делать с трубочкой, что угодно, рядом лежат материалы, которые могут вам помочь.

К остальным просьба следить за проведением опыта и помогать: вы можете придумать свой способ остановки кровотечения. Итак, что мы сейчас будем делать?

Проводится опыт: ученики могут пережимать трубочку капельницы пальцами, перетягивать бинтом, перегибать, поднимать вверх, накладывать салфетку и туго забинтовывать. После нахождения каждого способа «остановки кровотечения» учитель озвучивает его название и вывешивает карточку с названием (Приложение №2) на доске.

 Итак, что мы сейчас с вами сделали? Давайте прочитаем

Запишем их в тетрадь.

Искать способы остановки кровотечения.

Отвечают ученики:

Нашли способы остановки кровотечения.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

Формирование умения отвечать на вопросы

5.  Работа с учебником

Давайте прочитаем, что об этих способах у нас написано в учебнике?

Прижатие пальцами артерии (стр.130)

Наложение давящей повязки (стр.132)

Максимальное сгибание конечности (стр.133)

Придание возвышенного положения конечности (стр.134)

Наложение жгута (Посмотрим видео о правильности применения жгута для остановки кровотечения)      

 СЛАЙД 5.

Остановка кровотечения из носа (стр.135)

(этот способ дополнительно записать в тетрадь)

Работа учащихся с учебником.

Учитель показывает способы остановки кровотечения на Гоше и на себе.

Просмотр видео.

Познавательные УУД 

Общеучебные

Формирование умения ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Поиск и выделение необходимой информации через применение методов информационного поиска

СЛАЙД 6.          ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.  Закрепление новых знаний

Мы с вами познакомились со способами остановки различных видов кровотечений.

Приглашаю 3 желающих к доске. (Раздаются карточки с заданием для выполнения на тренажёре). Выбирайте карточки с заданиями.

(Приложение 3)

Выполняют задание по карточкам.

(На тренажере показывают способы остановки кровотечения)

Коммуникативные УУД

 Планирование учебного сотрудничества

Совместное обсуждение проблемы и выполнение задания в паре

Познавательные УУД

Логические универсальные действия

Формирование действия анализа объектов с целью выделение признаков

7.Закрепление

—Сейчас я раздам всем задании, постарайтесь соотносить правильно.

-А теперь давайте проверим, у кого сколько правильных ответов.  

СЛАЙД 7.

Зачитывают свои варианты ответов, учитель выводит на экран правильные варианты.

8.  Подведение итогов.

— Как вы думаете, какой способ остановки кровотечения является самым действенным?

Жгут — то необходимое средство для первой помощи, которое необходимо и врачу, и спасателю, и обычному человеку.

— Где же взять жгут, если беда с человеком произошла на улице?    СЛАЙД 8.

Составляем характеристику со словом ЖГУТ.

Жгут.

Резиновый, тянущийся.

Перетягивает. Останавливает. Помогает.

Способствует быстрой остановке кровотечения.

Помощь.

-Вот и подошел к концу наш урок, что вам понравилось? Что нового вы узнали?

— Где мы можем применить наши знания?

Учитель выставляет оценки.

-Давайте оцениваем нашу работу, кто сегодня хорошо работал?

— … я тебе ставлю 5, потому что очень активно отвечал..

Отвечают:

Наложение жгута.

Отвечают:

Регулятивные УУД

Оценка Рефлексия

 Формировать умения выделять и осознавать учащимися того, что уже освоено и что еще нужно освоить.

9. Рефлексия – 2 минуты

8.   Домашнее задание – 1 минута.

Ваше домашнее задание. Первая медицинская помощь при различных видах кровотечений. п.29

Записывают задание в дневник

Приложение № 1 (в презентации)

Первое задача

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение ___________________.

Вторая задача

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение ____________________.

Третья  задача

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Кровотечение __________________.

Приложение № 2 (карточки)

Прижатие артерии пальцами

Наложение жгута

Наложение давящей повязки

Максимальное сгибание конечности

Придание конечности возвышенного положения

Приложение № 3 (карточки)

1. Рана пострадавшего на ноге. Остановите кровотечение при помощи наложения жгута.

2. Рана пострадавшего на руке. Остановите кровотечение при помощи давящей повязки. 

3.Выбрать правильные действия при оказании первой помощи другу (подруге) при кровотечении из носа.

  • Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
  • Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  • Измерить температуру и дать обезболивающее.
  • Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.
  • Положить на спинку носа холод.
  • Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.

(Правильный ответ: 

 -Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.

 -Положить на спинку носа холод.

 -Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.

 -Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.

Прижатие артерии пальцами

Наложение жгута

Наложение давящей повязки

Максимальное сгибание конечности

Придание конечности возвышенного положения

1. Рана пострадавшего на ноге. Остановите кровотечение при помощи наложения жгута.

2. Рана пострадавшего на руке. Остановите кровотечение при помощи давящей повязки. 

3.Выбрать правильные действия при оказании первой помощи другу (подруге) при кровотечении из носа.

  • Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
  • Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  • Измерить температуру и дать обезболивающее.
  • Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.
  • Положить на спинку носа холод.
  • Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.

Сильное кровотечение: первая помощь — клиника Мэйо

При сильном кровотечении примите следующие меры первой помощи и успокойте раненого.

  1. Снимите с раны всю одежду и мусор. Не удаляйте большие или глубоко врезанные предметы. Не прощупывайте рану и не пытайтесь ее очистить. Ваша первая задача — остановить кровотечение. При наличии используйте одноразовые защитные перчатки.
  2. Остановите кровотечение. Наложите на рану стерильную повязку или чистую ткань.Плотно прижмите повязку ладонью, чтобы остановить кровотечение. Применяйте постоянное давление, пока кровотечение не остановится. Поддерживайте давление, перевязав рану толстой повязкой или куском чистой ткани. Не оказывайте прямого давления на травму глаза или врезанный предмет.

    Закрепите повязку липкой лентой или продолжайте надавливать руками. Если возможно, поднимите травмированную конечность выше уровня сердца.

  3. Помогите пострадавшему лечь. Если возможно, положите человека на коврик или одеяло, чтобы предотвратить потерю тепла.Спокойно успокойте пострадавшего.
  4. Не снимайте марлю или повязку. Если кровотечение просачивается через марлю или другую ткань на ране, наложите на нее еще одну повязку. И продолжайте крепко надавливать на эту область.
  5. Жгуты: Жгут эффективно останавливает опасное для жизни кровотечение из конечности. Наложите жгут, если вы уже умеете это делать. Когда прибудет скорая помощь, объясните, как долго жгут был наложен.
  6. Максимально зафиксируйте травмированную часть тела. Не снимайте повязки и как можно скорее доставьте пострадавшего в отделение неотложной помощи.

При сильном кровотечении, которое вы не можете контролировать, позвоните в службу 911 или скорую медицинскую помощь.

19 октября 2017 г. Показать ссылки
  1. Leikin JB, et al., Eds. Кровотечение. В: Справочник Американской медицинской ассоциации по оказанию первой и неотложной помощи (электронная книга). Ред. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рэндом Хаус; 2013.
  2. Quinn RH и др. Практическое руководство Wilderness Medical Society по базовому лечению ран в суровых условиях. Дикая природа и экологическая медицина. 2014; 25: 295. По состоянию на 12 сентября 2017 г.
  3. Джевон П. и др. Часть 5 — Первая помощь при сильном кровотечении. Время ухода. 2008; 104: 26.

.

.

Первая помощь при кровотечении.

Первая помощь при кровотечениях — это действия, направленные на их остановку. Знать о них и уметь их производить должен каждый: может случиться ситуация, которая потребует необходимых мер, чтобы помочь пострадавшему выжить до получения квалифицированной помощи. А иногда у вас есть действовать быстро и точно.

Признак кровотечения: первая помощь

Они различаются по типу поврежденного сосуда. Мы должны уметь идентифицировать все типы кровотечений.Первая помощь зависит от того, что он поврежден в организме. Различают три типа кровотечений:

  1. капиллярное. Нарушение целостности малого сосуда (и более).
  2. Кровь Разорванная артерия, ведущая от сердца. Кровотечение очень сильное и угрожает жертве смертью от кровопотери, если не принять срочные меры.
  3. Венозный. Кровоток не такой интенсивный, как в крови, но тоже значительный.

Добавление явного, внешнего и внутреннего кровотечения.Им нужно уметь распознать: своевременное оказание первой помощи при кровотечении во внутренней полости значительно увеличивает шансы пострадавшего (или пациента) на выживание.

Капиллярное кровотечение

Начнем с самых простых, можно сказать, повседневных ситуаций. Повреждение капилляров — обычное дело, особенно у детей даже с несовершенным вестибулярным аппаратом. Сломанные колени и отрывы локтей — как обычная травма, которую родители к ним спокойно относятся. Первая помощь при кровотечении, вызванном нарушением целостности капилляров, достаточно небрежно: дезинфекция и перевязка ран для предотвращения инфицирования.В случае более глубокого повреждения при кровотоке в значительной степени требуется наложение давящей повязки. Обратиться к врачу в этом случае только тогда, когда у пострадавшего плохая свертываемость крови.

Носовые кровотечения

Еще одна довольно распространенная бытовая версия кровопотери. Она может быть вызвана неудачным падением, когда человек не успевает приложить руки, пощечиной или разрывом сосуда (например, при высокое давление у гипертоников). Заставить пострадавшего подняться — это первая реакция большинства людей на носовое кровотечение.Однако первая помощь при нем оказывает обратный эффект: человеку нужно сесть с небольшим наклоном вперед, чтобы кровь не попала в горло и носовые ходы — это может вызвать рвоту и кашель. Если нос не сломан, его вкладывают в плотный тампон из ноздри, смоченный перекисью водорода, и нажимают пальцем. На переносицу кладут насморк — это не только ускорит остановку кровотечения, но и предотвратит появление отека, если человек ударил Через двадцать минут кровь останавливается.Для проверки необходимо предложить пострадавшему сплюнуть — если слюна не содержит крови, человек может спокойно жить. Визит к врачу требуется только при повороте носа или неконтролируемом кровотечении.

Артериальное кровотечение

наиболее опасное из внешних (и внутренних) видов. При неграмотном или позднем оказании первичной неотложной медицинской помощи кровотечение из артерий человек умрет очень быстро. Признаки повреждения артерий:

  • очень ярко-красный цвет крови;
  • хлыст из раны;
  • брызги крови в ритме сердцебиения.

Если ранена артерия средних размеров, конечность выше раны перетягивается, пострадавший быстро доставляется в поликлинику (на скорую помощь или его). При повреждении большого сосуда конечность поднимается выше раневой артерии передавливается пальцем ( кулак при бедренной артерии) — необходимо остановить «Фонтан». Затем наложен жгут. Обычно лечебной руки не бывает, так что ее функции выполняют веревка, полоска ткани, полотенце, пояс, поводок. — что ближе всего.Доставка в больницу обязательна, и максимальная скорость.

венозное кровотечение

Характеризуется интенсивным, но не излитым, плавным током крови темного, пурпурного цвета. Первая помощь при кровотечении из вены — наложение давящей достаточно широкой повязки. Если оно окажется неэффективным, он накладывает жгут, но он должен наложить более низкую рану. руку или ногу, как в случае с артериями, необходимо немного увеличить приток крови к ослабленным конечностям. как

наложить жгут

сильное кровотечение необходимо .Однако, помимо места, где он должен быть закреплен, необходимо знать, как это делать.

  1. участок конечности, обернутый чистой тканью поверх раны (в случае венозного кровотечения — ниже).
  2. стопа (рука) поднимается и ставится на любую опору.
  3. привязь немного растянута, конечно, если у вас есть под рукой медицинская резина. Два-три раза обернув ее вокруг конечности, в нужном положении прикрепить цепочку и крючок. Если привязь сделана из легкодоступных материалов, концы просто завязаны.
  4. Под повязку кладут записку, на которой установлен жгут на указанное время (одна минута). Без бумаги — данные пишутся непосредственно на коже вдали от раны (хотя бы на лбу). Летом держите ее дольше. Полтора часа начала зимы чреваты некротическими явлениями. Если за это время добраться до больницы не удалось, сжечь в течение десяти минут удаленную артерию или вену на это время зажимают рукой, а после «отдыха» прикладывают очередной раз.
  5. Рана стерильная перевязанная.
  6. пострадавшего немедленно доставлены в больницу.

Если появляется отечность и становится синюшность кожи, значит, жгут наложен неправильно. Его сразу сняли и наложили более удачно.

Запрещенные действия

при оказании первой помощи при кровотечении включают и соблюдают главную медицинскую заповедь: «не навреди». Мы перечисляем то, что вы не можете делать, если у вас нет медицинской подготовки.

  1. рану не трогать: возможность инфицирования, а в некоторых случаях — болезненный шок.
  2. Строго запрещено очищать рану. Это должен делать только хирург в операционной. Если в рану торчит инородный предмет, он осторожно фиксируется, чтобы носитель повреждения не расширялся. При этом накладывается повязка. вокруг него.
  3. нельзя менять повязки, даже если они пропитаны кровью.

А главное — еще в больнице. Если нет «скорой помощи» — принесите пострадавшего сами.

Внутреннее кровотечение

Не менее опасно, чем кровь.Особую опасность представляет то, что любитель может сразу его идентифицировать. Учитывая, что часто больной не чувствует боли, приходится полагаться на вторичные признаки:

  • слабость, сопровождающаяся бледностью;
  • дрожь от холодного пота;
  • головокружение, возможны обмороки;
  • респираторные заболевания: спазматические, поверхностные, слабые;
  • живот затвердевает и вздувается, человек пытается свернуться клубочком.

Действия должны быть быстрыми и решительными: вызов службы экстренной помощи, ледяная бутылка с водой на животе, транспортировка сидя.Ни в коем случае нельзя давать еду, питье или анальгетики.

Травматическая ампутация

В случае дорожно-транспортных происшествий или производственных травм возможно разделение конечностей тела. Первая помощь при кровотечении, вызванном ампутацией, должна быть дополнена дополнительными средствами и спасением конечности, если рука отрублена ниже локоть, а ступня — ниже колена. Конечность помещается в два мешка, по возможности обкладывается льдом и отправляется вместе с пострадавшим. Если транспортировка займет не более шести часов, то, скорее всего, конечность пришита на законное место.В Москве, например, это возможно в больницах №№ 1, 6, 7, 71, при Научном центре хирургии РАН, и в клинической больнице. При вызове скорой необходимо указать, что пострадавший — это больной. травматическая ампутация.

.

Первая помощь при носовых кровотечениях

Перейти к основному содержанию
  • Проверьте свои симптомы
  • Найти доктора
  • Найти стоматолога
  • Подключиться к Care
  • Найдите самые низкие цены на лекарства
  • Здравоохранение
    А-Я Здоровье от А до Я Общие условия
    • ADD / ADHD
    • Аллергии
    • Артрит
    • Рак
    • Коронавирус (COVID-19)
    • Депрессия
    • Сахарный диабет
    • Здоровье глаз
    • Сердечное заболевание
    • Заболевание легких
    • Ортопедия
    • Управление болью
    • Сексуальные условия
    • Проблемы с кожей
    • Нарушения сна
    • Посмотреть все
    Ресурсы
    • Проверка симптомов
    • WebMD блоги
    • Подкасты
    • Информационные бюллетени
    • Вопросы и Ответы
    • Страхование
    • Найти доктора
    • Условия для детей от А до Я
    • Операции и процедуры от А до Я
      Избранные темы
    • Проверка симптомов COVID-19: проверьте свои симптомы сейчас
    • Слайд-шоу Получите помощь при мигрени
  • Лекарства и добавки
    Лекарства и добавки Найти и просмотреть
    • Наркотики
    • Добавки
    инструменты
.

Первая помощь при приступах астмы

Астма — неизлечимое хроническое заболевание, при котором слизистая оболочка бронхов воспаляется и опухает, вызывая затруднение дыхания. Это чрезвычайно распространенное заболевание, особенно среди детей. Приблизительно 25 миллионов человек в США страдают астмой и 235 миллионов во всем мире. Вот несколько вещей, которые вам следует знать об астме и о том, как ее лечить.

Что вызывает астму? Причины астмы до конца не изучены.Это не заразно, но астма или чувствительность к вещам, вызывающим астму, может быть генетически обусловлена. У большинства больных астмой первые приступы возникают в молодом возрасте; в некоторых случаях болезнь не продолжается после шести лет или около того. Те, кто часто болеет респираторными инфекциями, рискуют заболеть астмой в зрелом возрасте.

Приступы астмы могут быть вызваны или усугублены самыми разными причинами. Одной из наиболее частых причин являются аллергены и загрязняющие вещества в окружающей среде. Такие вещи, как пылевые клещи, пыльца, плесень, табачный дым, загрязнение воздуха и химические раздражители, могут вызвать приступ астмы.Так же как и холодный воздух или даже эмоциональный стресс. Некоторые лекарства, такие как аспирин, нестероидные противовоспалительные средства и бета-блокаторы, также могут увеличить риск приступа астмы.

Насколько серьезна астма? Примерно 50% людей, страдающих астмой, получают по крайней мере один серьезный приступ каждый год. Около 1,7 миллиона человек ежегодно обращаются в отделения неотложной помощи из-за приступов астмы, и более 450 000 человек ежегодно госпитализируются.

При этом в США от приступов астмы умирает только около 3000 человек в год.Уровень смертности низкий, и большинство смертей, вызванных этим заболеванием, можно предотвратить. Те, кто подвержен наибольшему риску смерти от астмы, живут в развивающихся странах или экономически неблагополучных общинах с ограниченным доступом к лекарствам от астмы.

Каковы симптомы приступа астмы? Приступы астмы могут быть вызваны двумя причинами: воспалением дыхательных путей, которое включает отек слизистой оболочки бронхов и скопление избыточной слизи; и сокращение мышц, окружающих дыхательные пути.Могут возникнуть одышка, хрипы и кашель. В тяжелых случаях ногти и губы могут посинеть, и пострадавшему будет трудно ходить или говорить.

Как мне контролировать свои симптомы? Лекарства могут во многом помочь больным астмой улучшить качество их жизни. Это могут быть краткосрочные и долгосрочные ингаляционные стероиды. Помимо этого, лучше всего стараться избегать триггеров астмы — они могут включать загрязняющие вещества в окружающей среде, лекарства, вызывающие приступы астмы, и даже эмоциональные триггеры.Однако триггеры у всех разные, и вам нужно будет поговорить со своим врачом, чтобы разработать план, соответствующий вашим потребностям.

Что я могу сделать, чтобы помочь близкому мне человеку, страдающему приступом астмы? Приступ астмы может вызывать ужас, особенно если жертва не принимает лекарства и не может лечиться самостоятельно. Если кто-то находится рядом с вами и у него приступ астмы, вы можете выполнить следующие шаги, чтобы помочь ему.

1. Обратитесь к их плану лечения астмы, если он у них есть.

Не у всех больных астмой есть индивидуальный план действий от врача, но у многих он есть. Если у человека есть план, сначала следуйте ему. Он должен включать в себя инструкции по применению лекарства от астмы, обращение за медицинской помощью и триггеры, которых следует избегать или удалять из окружающей среды.

2. Оказать первую помощь.

Основная первая помощь при приступе астмы: следующие шаги:

  • Помогите человеку сесть в вертикальном положении.
  • Если человек носит тесную одежду, особенно на шее, ослабьте ее.
  • Помогите человеку использовать собственный ингалятор или дать лекарство, если оно у него есть.
  • Если нет, дайте ребенку ингалятор из аптечки.

3. Как помочь больному астмой пользоваться ингалятором.

Ингаляторы просты в использовании и могут применяться людьми без медицинского образования.Шаги следующие:

  • Снимите колпачок и встряхните ингалятор.
  • Большинство ингаляторов поставляются со спейсером или камерой для хранения лекарства. Прикрепите прокладку к ингалятору в соответствии с инструкциями.
  • Попросите пострадавшего выдохнуть, а затем плотно сомкните губами прокладку.
  • Нажмите на ингалятор один раз, чтобы выдать струю лекарства, а не прокладку.
  • Попросите пострадавшего медленно вдохнуть через рот, затем задержите дыхание на десять секунд.
  • Сделайте еще три затяжки с интервалом около минуты между каждой.

Не в каждом ингаляторе есть спейсер. Те, которые этого не делают, называются дозированными ингаляторами (ДИ). Если у вас есть доступ только к одному из них, попросите пострадавшего подержать ингалятор в дюйме или двух ото рта и медленно вдохнуть, пока вы нажимаете на ингалятор один раз. Пострадавший должен задержать дыхание и сосчитать до десяти. Это позволяет лекарству глубже проникать в легкие.

4. Помогите стабилизировать пострадавшего.

Если у пострадавшего возникают проблемы с дыханием после четырех затяжек, сделайте еще один подход из четырех и повторяйте каждые четыре минуты или около того, пока не приедет скорая помощь. При очень тяжелых приступах человек должен получить до шести или восьми затяжек за пятиминутный период.

Следите за человеком, пока прибудет помощь. Сонливость может возникнуть даже при ухудшении астмы, поэтому не думайте, что человек чувствует себя лучше, если он устает.Кроме того, если вы больше не слышите хрипы, это может означать, что астма ухудшается.

Как только пациент попадает в больницу, врач должен назначить лекарства и лечение в зависимости от тяжести приступа. Если у человека нет плана лечения астмы, возможно, сейчас самое время спросить о нем или назначить встречу со специалистом для его разработки. Пострадавший может быть выписан или госпитализирован, в зависимости от серьезности приступа.

Астма редко заканчивается смертельным исходом, но может быть хронической и очень серьезной, мешающей жизни, сну, работе и общему хорошему здоровью. Больным астмой следует посетить своего врача, чтобы помочь им определить свои индивидуальные триггеры — они у всех разные — и разработать индивидуальный план управления астмой и лечения приступов. Больные астмой, которые знают свои триггеры, имеют доступ к правильным лекарствам и разработали план лечения, могут хорошо управлять своей астмой — и часто большую часть времени могут вести нормальный образ жизни.


Источники


.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *