Как работает атомная подводная лодка
Атомные подлодки и прочие суда с ядерными энергоустановками используют радиоактивное топливо — главным образом уран — для превращения воды в пар. Полученный пар вращает турбогенераторы, а те производят электроэнергию для движения судна и питания различного бортового оборудования.
Радиоактивные материалы, подобные урану, выделяют тепловую энергию в процессе ядерного распада, когда неустойчивое ядро атома расщепляется на две части. При этом выделяется огромное количество энергии. На атомной подлодке такой процесс осуществляется в толстостенном реакторе, который непрерывно охлаждается проточной водой, чтобы избежать перегрева, а то и расплавления стенок. Ядерное топливо пользуется особой популярностью у военных на подлодках и авианосцах благодаря своей необычайной эффективности. На одном куске урана размером с мяч для гольфа подлодка может семь раз обогнуть земной шар. Однако ядерная энергия таит в себе опасность не только для экипажа, который может пострадать, если на борту произойдет радиоактивный выброс. В этой энергии заложена потенциальная угроза всей жизни в море, которая может быть отравлена радиоактивными отходами.
Принципиальная схема машинного отсека с ядерным реактором
В типичном двигателе с ядерным реактором (слева) охлажденная вода под давлением попадает внутрь корпуса реактора, содержащего ядерное топливо. Нагретая вода выходит из реактора и используется для превращения другой воды в пар, а затем, остывая, вновь возвращается в реактор. Пар вращает лопасти турбинного двигателя. Редуктор переводит быстрое вращение вала турбины в более медленное вращение вала электродвигателя. Вал электродвигателя при помощи механизма сцепления соединяется с гребным валом. Кроме того, что электродвигатель передает вращение гребному валу, он вырабатывает электроэнергию, которая запасасется в бортовых аккумуляторах.
Ядерная реакция
В полости реактора атомное ядро, состоящее из протонов и нейтронов, подвергается удару свободного нейтрона (рисунок ниже). От удара ядро расщепляется, и при этом, в частности, освобождаются нейтроны, которые бомбардируют другие атомы. Так возникает цепная реакция деления ядер. При этом освобождается огромное количество тепловой энергии, то есть тепла.
Атомная подлодка курсирует вдоль побережья в надводном положении. Таким кораблям надо пополнять топливо лишь один раз в два-три года.
Группа управления в боевой рубке наблюдает за прилегающей акваторией в перископ. Радиолокатор, гидролокатор, средства радиосвязи и фотокамеры со сканирующей системой также помогают вождению этого судна.
Как на самом деле устроена подводная лодка
Большая дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» проекта 641Б (шифр «Сом», по классификации НАТО — Tango) относится к лодкам 2−го поколения, спроектирована в ЦКБ-18, ныне ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор проекта — З.А.Дерибин, с 1974 года — Ю.Н.Кормилицын.
Подводная лодка была заложена в 1979 году в Нижнем Новгороде (в то время — г. Горький) на заводе «Красное Сормово».
С 1980 года по 1998 год подводная лодка несла боевую службу в составе эскадры Северного Флота, выполняла задачи в Атлантическом океане у западного побережья Африки, в Средиземном море, осуществляла боевое патрулирование по охране государственной границы в Баренцевом море.
В 1998 году подводная лодка Б-396 была списана и выведена из состава ВМФ России. 20 октября 2000 года из г. Полярный она была доставлена в г. Северодвинск на Северное машиностроительное предприятие, в апреле 2001 года поднята на слип и затем переведена в цех для переоборудование в музей.
4 июля 2003 года в торжественной обстановке состоялся спуск подводной лодки-музея на воду. В конце августа корабль отправился в свой последний переход по маршруту Северодвинск-Москва. Пройдя Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, Канал имени Москвы, подводная лодка прибыла в Москву.
Теперь местом её постоянной стоянки стал Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России, расположенный на Химкинском водохранилище в парке «Северное Тушино».
Вход в подводную лодку в музейном варианте осуществляется с правого борта через специально оборудованный тамбур.
До переоборудования вход экипажа осуществлялся через люк.
В первом отсеке расположены носовые торпедные аппараты калибра 533 мм. Справа виден винт торпеды, слева — торпеды до загрузки в торпедный аппарат.
В случае необходимости экипаж мог покинуть подводную лодку через торпедные аппараты, выполнявшие функцию шлюзовых камер. Для выполнения работ за бортом или аварийного всплытия на её борту имелись комплекты снаряжения подводника ССП-К1, состоящие из изолирующего дыхательного аппарата (ребризера) ИДА-59 и гидрокомбинезона СГП-К, дополнительно, для обеспечения всплытия с больших глубин (до 220 м) в комплект входил баллон ДГБ с гелием (в составе дыхательных смесей для глубоководных погружений воздух заменяется гелий-кислородной смесью, что даёт возможность избежать азотной интоксикации и снизить риск возникновения кессонной болезни).
В интерьере подводной лодки есть изменения, в частности, оборудованы проемы в герметичных переборках между отсеками лодки для беспрепятственного перемещения посетителей. В период несения боевой службы члены экипажа перемещались между отсеками через люки.
Офицерская каюта.
Каюта командира подводной лодки.
Каюта врача.
Изолятор.
Центральный пост.
Штурманская рубка.
Радиорубка.
Камбуз. Советским подводникам в море полагалось трёхразовое питание: завтрак (именуемый также утренним чаем), обед и ужин. Первый в сутки приём пищи был наиболее лёгким из всех. Обязательными элементами завтрака был чай с сахаром и белый хлеб со сливочным маслом. Самым обильным был второй в сутки приём пищи. Традиционным первым блюдом был флотский борщ со свежей капустой, готовились также супы — фасолевый, картофельный и рисовый. Вторые блюда представляли собой различные мясные консервы с гарниром из риса, гречневой каши, фасоли или картофельного пюре. Третьим блюдом был флотский компот, который иногда заменялся какао или киселём. В автономном плавании к обеду в обязательном порядке подавалось сухое красное вино, как правило, из сорта винограда «Каберне-совиньон» по 50 мл на каждого члена экипажа. На ужин, как правило, был отварной или жареный картофель, гречневая каша, фасоль с маринованной сельдью, рыбными или мясными консервами, какао с печеньем.
Гальюн.
Кубрик оборудован в кормовом отсеке. В свободное время матросы могли посмотреть кинофильм.
Подводная лодка установлена на подводное гидротехническое основание, корабль приподнят на 4 метра, что сделало открытым для обозрения винто-рулевой комплекс.
Подводная лодка несёт гюйс Военно-морского флота России.
Схема подводной локи проекта 641Б
1 — основная антенна ГАК «Рубикон», 2 — антенны ГАК «Рубикон», 3 — 533-мм ТА, 4 — носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами, 5 — носовой аварийный буй, 6 — баллоны системы ВВД, 7 — носовой отсек (торпедный), 8 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания, 9 — торпедопогрузочный и носовой люки, 10 — агрегатная выгородка ГАК «Рубикон», 11- второй (носовой жилой и аккумуляторный) отсек, 12 — жилые помещения, 13 — носовая (первая и вторая) группа АБ; 14 — выгородка батарейных автоматов, 15 — ходовой мостик, 16 — репитер гирокомпаса, 17 — перископ атаки, 18 — перископ ПЗНГ-8М, 19 — ПМУ устройства РДП, 20 — ПМУ антенны РЛК «Каскад», 21 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка», 22 — ПМУ антенны СОРС МРП-25, 23 — ПМУ антенны «Тополь», 24 — боевая рубка, 25 — третий (центрального поста) отсек, 26 — центральный пост, 27 — агрегатные выгородки РЭВ, 28 — выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры), 29 — четвертый (кормовой жилой и аккумуляторный) отсек, 30 — жилые помещения, 31 — кормовая (третья и четвертая) группа АБ, 32 — пятый (дизельный) отсек, 33 — вспомогательные механизмы, 34 — ДД, 35 — топливные и топливно-балластные цистерны, 36 — шестой (электромоторный) отсек, 37 — электрощиты, 38 — ГГЭД средней линии вала, 39 — кормовой якорный шпиль, 40 — седьмой (кормовой) отсек, 41 — кормовой люк, 42 — ГЭД экономического хода, 43 — средняя линия вала, 44 — кормовой аварийный буй, 45 — приводы кормовых рулей.
Тактико-технические данные подводной локи проекта 641Б
Как на самом деле устроена подводная лодка ⋆ Как это сделано
Большая дизель-электрическая подводная лодка Б-396 “Новосибирский комсомолец” проекта 641Б (шифр “Сом”, по классификации НАТО – Tango) относится к лодкам 2−го поколения, спроектирована в ЦКБ-18, ныне ЦКБ МТ “Рубин”, главный конструктор проекта – З.А.Дерибин, с 1974 года – Ю.Н.Кормилицын.
Подводная лодка была заложена в 1979 году в Нижнем Новгороде (в то время – г. Горький) на заводе “Красное Сормово”.
С 1980 года по 1998 год подводная лодка несла боевую службу в составе эскадры Северного Флота, выполняла задачи в Атлантическом океане у западного побережья Африки, в Средиземном море, осуществляла боевое патрулирование по охране государственной границы в Баренцевом море.
В 1998 году подводная лодка Б-396 была списана и выведена из состава ВМФ России. 20 октября 2000 года из г. Полярный она была доставлена в г. Северодвинск на Северное машиностроительное предприятие, в апреле 2001 года поднята на слип и затем переведена в цех для переоборудование в музей.
4 июля 2003 года в торжественной обстановке состоялся спуск подводной лодки-музея на воду. В конце августа корабль отправился в свой последний переход по маршруту Северодвинск-Москва. Пройдя Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, Канал имени Москвы, подводная лодка прибыла в Москву.
Теперь местом её постоянной стоянки стал Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России, расположенный на Химкинском водохранилище в парке “Северное Тушино”.
Вход в подводную лодку в музейном варианте осуществляется с правого борта через специально оборудованный тамбур.
До переоборудования вход экипажа осуществлялся через люк.
В первом отсеке расположены носовые торпедные аппараты калибра 533 мм. Справа виден винт торпеды, слева – торпеды до загрузки в торпедный аппарат.
В случае необходимости экипаж мог покинуть подводную лодку через торпедные аппараты, выполнявшие функцию шлюзовых камер. Для выполнения работ за бортом или аварийного всплытия на её борту имелись комплекты снаряжения подводника ССП-К1, состоящие из изолирующего дыхательного аппарата (ребризера) ИДА-59 и гидрокомбинезона СГП-К, дополнительно, для обеспечения всплытия с больших глубин (до 220 м) в комплект входил баллон ДГБ с гелием (в составе дыхательных смесей для глубоководных погружений воздух заменяется гелий-кислородной смесью, что даёт возможность избежать азотной интоксикации и снизить риск возникновения кессонной болезни).
В интерьере подводной лодки есть изменения, в частности, оборудованы проемы в герметичных переборках между отсеками лодки для беспрепятственного перемещения посетителей. В период несения боевой службы члены экипажа перемещались между отсеками через люки.
Офицерская каюта.
Каюта командира подводной лодки.
Каюта врача.
Изолятор.
Центральный пост.
Штурманская рубка.
Радиорубка.
Камбуз. Советским подводникам в море полагалось трёхразовое питание: завтрак (именуемый также утренним чаем), обед и ужин. Первый в сутки приём пищи был наиболее лёгким из всех. Обязательными элементами завтрака был чай с сахаром и белый хлеб со сливочным маслом. Самым обильным был второй в сутки приём пищи. Традиционным первым блюдом был флотский борщ со свежей капустой, готовились также супы – фасолевый, картофельный и рисовый. Вторые блюда представляли собой различные мясные консервы с гарниром из риса, гречневой каши, фасоли или картофельного пюре. Третьим блюдом был флотский компот, который иногда заменялся какао или киселём. В автономном плавании к обеду в обязательном порядке подавалось сухое красное вино, как правило, из сорта винограда “Каберне-совиньон” по 50 мл на каждого члена экипажа. На ужин, как правило, был отварной или жареный картофель, гречневая каша, фасоль с маринованной сельдью, рыбными или мясными консервами, какао с печеньем.
Гальюн.
Кубрик оборудован в кормовом отсеке. В свободное время матросы могли посмотреть кинофильм.
Подводная лодка установлена на подводное гидротехническое основание, корабль приподнят на 4 метра, что сделало открытым для обозрения винто-рулевой комплекс.
Подводная лодка несёт гюйс Военно-морского флота России.
Схема подводной локи проекта 641Б
1 – основная антенна ГАК “Рубикон”, 2 – антенны ГАК “Рубикон”, 3 – 533-мм ТА, 4 – носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами, 5 – носовой аварийный буй, 6 – баллоны системы ВВД, 7 – носовой отсек (торпедный), 8 – запасные торпеды с устройством быстрого заряжания, 9 – торпедопогрузочный и носовой люки, 10 – агрегатная выгородка ГАК “Рубикон”, 11- второй (носовой жилой и аккумуляторный) отсек, 12 – жилые помещения, 13 – носовая (первая и вторая) группа АБ; 14 – выгородка батарейных автоматов, 15 – ходовой мостик, 16 – репитер гирокомпаса, 17 – перископ атаки, 18 – перископ ПЗНГ-8М, 19 – ПМУ устройства РДП, 20 – ПМУ антенны РЛК “Каскад”, 21 – ПМУ антенны радиопеленгатора “Рамка”, 22 – ПМУ антенны СОРС МРП-25, 23 – ПМУ антенны “Тополь”, 24 – боевая рубка, 25 – третий (центрального поста) отсек, 26 – центральный пост, 27 – агрегатные выгородки РЭВ, 28 – выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры), 29 – четвертый (кормовой жилой и аккумуляторный) отсек, 30 – жилые помещения, 31 – кормовая (третья и четвертая) группа АБ, 32 – пятый (дизельный) отсек, 33 – вспомогательные механизмы, 34 – ДД, 35 – топливные и топливно-балластные цистерны, 36 – шестой (электромоторный) отсек, 37 – электрощиты, 38 – ГГЭД средней линии вала, 39 – кормовой якорный шпиль, 40 – седьмой (кормовой) отсек, 41 – кормовой люк, 42 – ГЭД экономического хода, 43 – средняя линия вала, 44 – кормовой аварийный буй, 45 – приводы кормовых рулей.
Тактико-технические данные подводной локи проекта 641Б
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано
Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке – Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!
Из чего на самом деле сделана и как работает подводная лодка / Научный хит
Большая дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» проекта 641Б (шифр «Сом», по классификации НАТО – Tango) относится к лодкам 2−го поколения, спроектирована в ЦКБ-18, ныне ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор проекта – З.А. Дерибин, с 1974 года – Ю.Н. Кормилицын.Подводная лодка была заложена в 1979 году в Нижнем Новгороде (в то время – г. Горький) на заводе «Красное Сормово».
С 1980 года по 1998 год подводная лодка несла боевую службу в составе эскадры Северного Флота, выполняла задачи в Атлантическом океане у западного побережья Африки, в Средиземном море, осуществляла боевое патрулирование по охране государственной границы в Баренцевом море.
В 1998 году подводная лодка Б-396 была списана и выведена из состава ВМФ России. 20 октября 2000 года из г. Полярный она была доставлена в г. Северодвинск на Северное машиностроительное предприятие, в апреле 2001 года поднята на слип и затем переведена в цех для переоборудование в музей.
4 июля 2003 года в торжественной обстановке состоялся спуск подводной лодки-музея на воду. В конце августа корабль отправился в свой последний переход по маршруту Северодвинск-Москва. Пройдя Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, Канал имени Москвы, подводная лодка прибыла в Москву.
Теперь местом её постоянной стоянки стал Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России, расположенный на Химкинском водохранилище в парке «Северное Тушино».
Вход в подводную лодку в музейном варианте осуществляется с правого борта через специально оборудованный тамбур.
До переоборудования вход экипажа осуществлялся через люк.
В первом отсеке расположены носовые торпедные аппараты калибра 533 мм. Справа виден винт торпеды, слева – торпеды до загрузки в торпедный аппарат.
В случае необходимости экипаж мог покинуть подводную лодку через торпедные аппараты, выполнявшие функцию шлюзовых камер. Для выполнения работ за бортом или аварийного всплытия на её борту имелись комплекты снаряжения подводника ССП-К1, состоящие из изолирующего дыхательного аппарата (ребризера) ИДА-59 и гидрокомбинезона СГП-К, дополнительно, для обеспечения всплытия с больших глубин (до 220 м) в комплект входил баллон ДГБ с гелием (в составе дыхательных смесей для глубоководных погружений воздух заменяется гелий-кислородной смесью, что даёт возможность избежать азотной интоксикации и снизить риск возникновения кессонной болезни).
В интерьере подводной лодки есть изменения, в частности, оборудованы проемы в герметичных переборках между отсеками лодки для беспрепятственного перемещения посетителей. В период несения боевой службы члены экипажа перемещались между отсеками через люки.
Офицерская каюта.
Каюта командира подводной лодки.
Каюта врача.
Изолятор.
Центральный пост.
Штурманская рубка.
Радиорубка.
Камбуз. Советским подводникам в море полагалось трёхразовое питание: завтрак (именуемый также утренним чаем), обед и ужин. Первый в сутки приём пищи был наиболее лёгким из всех. Обязательными элементами завтрака был чай с сахаром и белый хлеб со сливочным маслом. Самым обильным был второй в сутки приём пищи. Традиционным первым блюдом был флотский борщ со свежей капустой, готовились также супы – фасолевый, картофельный и рисовый. Вторые блюда представляли собой различные мясные консервы с гарниром из риса, гречневой каши, фасоли или картофельного пюре. Третьим блюдом был флотский компот, который иногда заменялся какао или киселём. В автономном плавании к обеду в обязательном порядке подавалось сухое красное вино, как правило, из сорта винограда «Каберне-совиньон» по 50 мл на каждого члена экипажа. На ужин, как правило, был отварной или жареный картофель, гречневая каша, фасоль с маринованной сельдью, рыбными или мясными консервами, какао с печеньем.
Гальюн.
Кубрик оборудован в кормовом отсеке. В свободное время матросы могли посмотреть кинофильм.
Подводная лодка установлена на подводное гидротехническое основание, корабль приподнят на 4 метра, что сделало открытым для обозрения винто-рулевой комплекс.
Подводная лодка несёт гюйс Военно-морского флота России.
Схема подводной локи проекта 641Б
1 – основная антенна ГАК «Рубикон»,
2 – антенны ГАК «Рубикон»,
3 – 533-мм ТА,
4 – носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами,
5 – носовой аварийный буй,
6 – баллоны системы ВВД,
7 – носовой отсек (торпедный),
8 – запасные торпеды с устройством быстрого заряжания,
9 – торпедопогрузочный и носовой люки,
10 – агрегатная выгородка ГАК «Рубикон»,
11- второй (носовой жилой и аккумуляторный) отсек,
12 – жилые помещения,
13 – носовая (первая и вторая) группа АБ;
14 – выгородка батарейных автоматов,
15 – ходовой мостик,
16 – репитер гирокомпаса,
17 – перископ атаки,
18 – перископ ПЗНГ-8М,
19 – ПМУ устройства РДП,
20 – ПМУ антенны РЛК «Каскад»,
21 – ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка»,
22 – ПМУ антенны СОРС МРП-25,
23 – ПМУ антенны «Тополь»,
24 – боевая рубка,
25 – третий (центрального поста) отсек,
26 – центральный пост,
27 – агрегатные выгородки РЭВ,
28 – выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры),
29 – четвертый (кормовой жилой и аккумуляторный) отсек,
30 – жилые помещения,
31 – кормовая (третья и четвертая) группа АБ,
32 – пятый (дизельный) отсек,
33 – вспомогательные механизмы,
34 – ДД,
35 – топливные и топливно-балластные цистерны,
36 – шестой (электромоторный) отсек,
37 – электрощиты,
38 – ГГЭД средней линии вала,
39 – кормовой якорный шпиль,
40 – седьмой (кормовой) отсек,
41 – кормовой люк,
42 – ГЭД экономического хода,
43 – средняя линия вала,
44 – кормовой аварийный буй,
45 – приводы кормовых рулей.
Тактико-технические данные подводной локи проекта 641Б
Как устроена служба на подводной лодке
Матрос подводной лодки анонимно рассказал о том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет.
Подлодка
Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая — штурманская, вторая — ракетная, третья — мино-торпедная, четвёртая — радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая — электромеханическая, самая большая.
С первой по четвёртую части — это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 — это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке — её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет — только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.
Первое погружение
Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.
Служба
Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты — то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90.
В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам.
Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.
Быт
Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке — турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.
Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.
Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят — восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи — в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то — гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. — Прим. ред.). Причём самое обидное — закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет — драишь его до конца.
Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами — то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.
Еда
За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.
Иерархия
Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев.
Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста — подгодок — матрос, который отслужил два года, а самые крутые — годки — у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина — это их, а вторая — всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.
Устав — это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной — не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл..!!! Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».
Командиры
Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему — получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, — капитан первого ранга Гапоненко. Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА — Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте.
Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)».
На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су…, я тебя, бл…, за жопу подвешу!..»
Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой — это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», — ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.
Текст
Фото — http://aslan.livejournal.com/301653.html
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Жми на иконку и подписывайся!
Дайвинг и всплытие — Как работают подводные лодки
Подводная лодка или корабль могут плавать, потому что вес вытесняемой ими воды равен весу корабля. Это смещение воды создает восходящую силу, называемую выталкивающей силой , и действует противоположно силе тяжести, которая тянет корабль вниз. В отличие от корабля, подводная лодка может управлять своей плавучестью, позволяя ей тонуть и всплывать по желанию.
Для контроля плавучести подводная лодка имеет балластных цистерн и вспомогательные, или танков дифферента , которые можно попеременно заполнять водой или воздухом (см. Анимацию ниже).Когда подводная лодка находится на поверхности, балластные цистерны заполнены воздухом, и общая плотность подводной лодки меньше плотности окружающей воды. Когда подводная лодка погружается, балластные цистерны заполняются водой, и воздух в балластных цистернах выпускается из подводной лодки до тех пор, пока его общая плотность не станет больше, чем окружающая вода, и подводная лодка не начнет тонуть ( отрицательная плавучесть ). Подача сжатого воздуха на борт подводной лодки осуществляется в баллонах с воздухом для жизнеобеспечения и использования балластных цистерн.Кроме того, подводная лодка имеет подвижные комплекты коротких «крыльев» , гидросамолеты на корме (спине), которые помогают контролировать угол пикирования. Гидросамолеты расположены под таким углом, что вода движется по корме, заставляя корму подниматься вверх; поэтому подводная лодка наклонена вниз.
Объявление
Этот контент несовместим с этим устройством.
Плавучесть подводной лодки.Нажмите на Surface and Submerge
Плавучесть подводной лодки. Щелкните по поверхности и погрузитесь в воду
кнопки для наблюдения за плавучестью в действии.
Для поддержания уровня подводной лодки на любой заданной глубине подводная лодка поддерживает баланс воздуха и воды в баках дифферента, так что ее общая плотность равна плотности окружающей воды (нейтральная плавучесть ). Когда подводная лодка достигает крейсерской глубины, гидросамолеты выравниваются так, чтобы подводная лодка двигалась по воде ровно.Вода также нагнетается между носовой и кормовой цистернами, чтобы поддерживать уровень ниже. Подводная лодка может управлять в воде, используя хвостовой руль для поворота по правому борту (справа) или по левому борту (слева), а также гидросамолеты для управления продольным углом подводной лодки. Кроме того, некоторые подводные лодки оснащены выдвижным вспомогательным двигателем , который может поворачиваться на 360 градусов.
Когда подводная лодка всплывает, сжатый воздух течет из баллонов с воздухом в балластные цистерны, и вода вытесняется из подводной лодки до тех пор, пока ее общая плотность не станет меньше, чем окружающая вода ( положительная плавучесть ), и подводная лодка поднимется.Гидросамолеты расположены под таким углом, что вода движется вверх по корме, заставляя корму опускаться; поэтому подводная лодка наклонена вверх. В аварийной ситуации балластные цистерны можно быстро заполнить воздухом под высоким давлением, чтобы очень быстро вывести подводную лодку на поверхность.
.Как работает подводная лодка? (с иллюстрациями)
Подводная лодка — это тип гидроцикла, который предназначен для плавания на поверхности и плавания под поверхностью океана. Они варьируются по размеру от очень маленьких подводных аппаратов, предназначенных для морских исследований, до огромных атомных подводных лодок, входящих в состав военного флота. Однако все они работают по одним и тем же основным принципам, используя свойство плавучести подниматься и опускаться в воде. Самая ранняя модель была построена в 1600-х годах, хотя она была крайне грубой и мало походила на свои современные аналоги.
У британского класса Astute, несущего баллистические ракеты, есть водолазные самолеты, расположенные на носу, что помогает облегчить всплытие под арктическими льдами.Двухкорпусная конструкция подводной лодки включает большие пространства для балластных цистерн.Когда резервуары наполнены воздухом, корабль намного легче воды, которую он вытесняет при движении по воде, позволяя ему плавать на поверхности. Однако, когда воздух выходит наружу и вливается вода, подводная лодка становится тяжелее и начинает тонуть. Его точную глубину можно контролировать, добавляя больше воды или нагнетая сжатый воздух в балластные цистерны.
На большинстве военных подводных лодок, включая подводные лодки с баллистическими ракетами класса Ohio, в носовой части имеется гидролокатор, который используется для навигации и ситуационной осведомленности.Энергетическая установка подводной лодки спроектирована так, чтобы быть высокоэффективной, так что корабль может плавать месяцами. Дизельные вариации используют дизельное топливо, подключенное к аккумуляторным системам, для собственного питания. Атомная подводная лодка имеет небольшую атомную электростанцию. Используя ядерную энергию, корабль может оставаться под водой в течение значительного количества времени.
Подводные лодки работают по многим из тех же принципов, что и лодки, за исключением их подводных возможностей.Внутри подводной лодки обычно бывает очень тесно.Будь то научный или военный, он упакован оборудованием, имеющим отношение к его использованию, и каждая доступная поверхность используется с максимальной нагрузкой. Персонал может исчисляться сотнями на более крупных подводных лодках, которые также требуют обширных вспомогательных услуг, таких как лазарет, столовая и жилые помещения. Электростанция также должна использоваться для выработки кислорода и поддержания чистоты воздуха в подводной лодке, чтобы внутри была здоровая среда обитания.
Для погружения подводная лодка наполняет балластные цистерны водой, что придает ей отрицательную плавучесть.Многие люди знакомы с перископом, устройством, используемым для просмотра над водой, когда подводная лодка находится под водой. Перископ состоит из набора зеркал, установленных внутри длинной трубы. Когда он расширен, моряк смотрит на зрителя и может видеть, что происходит над водой. Этот инструмент можно использовать для поиска угроз, проверки погодных условий или других быстрых общих оценок. Некоторые подводные лодки также имеют систему трубок для забора свежего кислорода.
Некоторые подводные лодки используют дизельное топливо на поверхности и электрическую энергию от аккумуляторных батарей, когда они погружены, в то время как другие подводные лодки используют только ядерную энергию для движения. .Системы жизнеобеспечения — Как работают подводные лодки
Существуют три основные проблемы жизнеобеспечения в замкнутой среде подводной лодки:
- Поддержание качества воздуха
- Поддержание пресной воды
- Поддержание температуры
Поддержание качества воздуха
Воздух, которым мы дышим, состоит из значительных количеств четырех газов:
Объявление
- Азот (78 процентов)
- Кислород (21 процент)
- Аргон (0.94 процента)
- Двуокись углерода (0,04 процента)
Когда мы вдыхаем воздух, наши тела потребляют его кислород и превращают его в углекислый газ. Выдыхаемый воздух содержит около 4,5% углекислого газа. Наши тела ничего не делают с азотом или аргоном. Подводная лодка — это герметичный контейнер, в котором находятся люди и ограниченный запас воздуха. Чтобы воздух в подводной лодке оставался пригодным для дыхания, необходимо выполнить три вещи:
- Кислород необходимо восполнять по мере его потребления.Если процентное содержание кислорода в воздухе падает слишком низко, человек задыхается.
- Углекислый газ необходимо удалить из воздуха. Когда концентрация углекислого газа повышается, он становится токсином.
- Влага, которую мы выдыхаем при дыхании, должна быть удалена.
Кислород подается либо из резервуаров под давлением, кислородного генератора (который может образовывать кислород при электролизе воды) или из некоего «кислородного баллона», который выделяет кислород в результате очень горячей химической реакции.(Вы можете помнить эти канистры из-за их проблем на космической станции МИР — подробности см. На этой странице). Кислород либо выпускается непрерывно компьютеризированной системой, которая определяет процентное содержание кислорода в воздухе, либо выпускается партиями периодически в течение дня.
Двуокись углерода можно удалить из воздуха химическим способом с помощью натронной извести (гидроксид натрия и гидроксид кальция) в устройствах, называемых скрубберами . Углекислый газ улавливается натронной известью в результате химической реакции и удаляется из воздуха.Другие подобные реакции могут достичь той же цели.
Влага может быть удалена осушителем или химическими веществами. Это предотвращает его конденсацию на стенках и оборудовании внутри корабля.
Кроме того, другие газы, такие как окись углерода или водород, выделяемые оборудованием и сигаретным дымом, могут удаляться горелками. Наконец, фильтры используются для удаления из воздуха твердых частиц, грязи и пыли.
Обеспечение снабжения пресной водой
Большинство подводных лодок имеют перегонные аппараты, которые могут забирать морскую воду и производить пресную.Дистилляционная установка нагревает морскую воду до водяного пара, который удаляет соли, а затем охлаждает водяной пар в сборный резервуар с пресной водой. Дистилляционная установка на некоторых подводных лодках может производить от 10 000 до 40 000 галлонов (38 000 — 150 000 литров) пресной воды в день. Эта вода используется в основном для охлаждения электронного оборудования (такого как компьютеры и навигационное оборудование) и для поддержки экипажа (например, для питья, приготовления пищи и личной гигиены).
Поддержание температуры
Температура океана, окружающего подводную лодку, обычно составляет 39 градусов по Фаренгейту (4 градуса по Цельсию).Металл подводной лодки проводит внутреннее тепло в окружающую воду. Итак, подводные лодки должны иметь электрический обогрев, чтобы поддерживать комфортную температуру для экипажа. Электроэнергия для нагревателей поступает от ядерного реактора, дизельного двигателя или аккумуляторных батарей (аварийный).
.