Признаки ориентирования по местным признакам: Ориентирование по местным признакам — урок. География, 5 класс.

Ориентирование по местным признакам | Выживание в дикой природе

Survinat
  • Выживание
  • Правообладателям
  • Карта сайта
  • О проекте
  • От автора
  • Друзья сайта
  • Поддержка проекта
  • Реклама
  • Словарь
  • F.A.Q.
  • Wild Survive
  • Статьи
    • Ловушки
    • Костер
    • Укрытия
    • Узлы
    • Питание
    • Ориентирование
    • Вода
    • Гигиена
    • Живность
    • Медицина
    • Разное
    • Растения
    • Рецепты
    • Передвижение
    • Психология
    • Сделай сам
  • Снаряжение
    • Ножи »
      • Заточка ножей
      • Тесты ножей
      • Мультитулы
    • Одежда
    • Палатки
    • Рюкзаки
    • Обувь
    • Спальник
    • Посуда
    • Разное
  • Публикации
    • Были старого бродяги
    • По тайге
    • Полярный Робинзон
    • Разное
    • Соло на Арале
  • Видео
    • Рэй Мирс (Ray Mears)
    • Беар Гриллс (Bear Grylls)
    • Лес Строуд (Les Stroud)
    • Следопыт
    • Аляска
    • Я не должен был выжить
    • Эверест
    • Naked into the Wilderness
    • Выжить в экстремальных условиях
    • Разное
    • Woodsmaster
    • Один на один с природой
    • Двойное Выживание
    • Выдержи это (Survive This)
    • Хуже быть не могло
    • Мужчина, женщина, природа
  • Книги
    • Юный турист
    • Скачать
    • Журналы
    • Один на один
    • Правила спасения
    • Здравствуй, Мишка
    • Разные рассказы »
      • Антарктическая одиссея
      • В Уссурийских джунглях
      • Зверь из чукотских легенд
    • Личность в экстремальных условиях
    • Ловля рыбы руками
    • По следам Робинзона
    • Зимняя аварийная ситуация
    • Сложные туристские походы
    • Топография и ориентирование
    • Выживание в аварийных ситуациях
    • В мире ориентиров
    • Туристу о растениях
    • Как завязывать узлы
    • Карта и компас — мои друзья
    • Прогнозирование погоды
  • Профессионалы
    • Экстрим
  • Энциклопедия
    • Для альпиниста »
      • Безопасность в альпинизме
      • Опасности в горах. Рельеф и климат
      • Советский альпинизм
      • Техника альпинизма
      • Школа альпинизма
    • Для выживания »
      • Большая энциклопедия выживания
      • Личность в экстремальных условиях
      • Основы безопасности жизнедеятельности за 24 часа
      • Способы автономного выживания человека в природе
      • Человек и медведь
      • Что делать в экстремальных ситуациях?
      • Энциклопедия выживания на море
    • Для подводника »
      • Современная подводная охота
    • Для велотуриста »
      • Мили ниоткуда — кругосветное путешествие на велосипеде
    • Для водника »
      • Спортивные походы на плотах
    • Для туриста »
      • Туристу на заметку
      • 1000+1 совет туристу. Школа выживания
      • Азбука туризма
      • Книга начинающего туриста
      • Организация и проведение поисково-спасательных работ силами туристской группы
      • Путешествия на лыжах
      • Питание в туристическом походе
      • Организация и проведение туристских походов
    • География
    • Экология
    • Птицы
    • Рыбы
    • Растения »
      • Дикорастущие полезные растения России
      • Съедобные дикорастущие растения Пермского края и их использование
      • Опасные растения для человека
      • Таежные трофеи и промыслы
    • Животные »
      • Книга о буром медведе
      • Пушнина СССР
      • Бобр
      • Под пологом леса, лесные животные
      • Млекопитающие Казахстана
    • Насекомые »
      • Комары Казахстана
    • Грибы »
      • В лес за грибами
    • Деревья
    • Книги »
      • Дары русского леса
      • Я иду по лесу
      • Что такое лес
      • Сл

Ориентирование по местным и природным признакам

Квартальный столбЕсли из-за плотной облачности ориентироваться при помощи аст­рономических методов не удается, можно попытаться определить стороны горизонта по местным признакам.

Подчас человек, который хорошо знает в теории способы ориентиро­вания по местным признакам, пытаясь применить свои знания на прак­тике, бывает совершенно обескуражен — у него ничего не получается, несмотря на то что в его памяти свежи воспоминания о таких легендар­ных проводниках, как, например, Дерсу Узала, которые указывали путь экспедициям, основываясь нередко на едва заметных признаках.

Здесь надо заметить, что, во-первых, те способы ориентирования, что приводятся в специальной литературе, для наглядности даются в идеальном или несколько преувеличенном виде. В природе эти приметы подчас более размыты, нечетки, зачастую противоречивы, осложнены самыми разными факторами — характером рельефа, гос­подствующими ветрами, близостью грунтовых вод, состоянием пого­ды и т.д. Во-вторых, у людей, живущих на природе и сильно от нее зависящих, действительно порой развивается необыкновенная на­блюдательность, позволяющая им не сбиваться с пути. Но качество это — результат постоянной, каждодневной, подчас бессознательной тренировки. Подобная наблюдательность вырабатывается в течение многих лет, и потому такие люди ориентируются, так сказать, в авто­матическом режиме, не прилагая для этого специальных усилий, на ходу обращая внимание на необходимые приметы, сравнивая и со­поставляя увиденное при различных обстоятельствах, отбрасывая случайное и делая выводы о своем местоположении и верном на­правлении движения. Но даже самые хорошие проводники лучше ориентируются по Солнцу, Луне и звездам.

Поэтому тем, кому доведется ориентироваться по местным при­знакам, нужно, прежде всего, запастись терпением. Ни в коем случае нельзя торопиться с заключением о расположении сторон горизон­та, основанным на одном-двух наблюдениях.

Среди примет, которые имеют наибольшее практическое значение для таежников, нужно выделить те, что связаны с воздействием сол­нечного тепла на растительность и, в первую очередь, на деревья.

Кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной, что хорошо заметно на березе, лиственнице, осине.

С южной стороны ствола деревьев хвойных пород выделяется больше смолы, чем с северной.

После дождя и в сырую погоду стволы деревьев хвойных пород чернеют с северной стороны, что особенно заметно у сосны. Это объ­ясняется тем, что на сосновой коре развита тонкая вторичная корка, которая образуется раньше на теневой стороне ствола и заходит выше, чем на южной. Во время дождя эта корка темнеет и набухает, а поскольку солнечные лучи на нее почти не попадают, то и сохнет она дольше.

Мхи и лишайники — тенелюбивые и влаголюбивые растения -гуще растут с северной стороны деревьев и камней. Мох с северной стороны более влажный.

Муравьи, как правило, строят свои жилища к югу от дерева или пня. Если муравейник расположен не у дерева, то его южная сторона обычно более пологая.

Трава на северных окраинах полян, лесных прогалов, а также с южной стороны отдельно стоящих деревьев, пней, больших камней весной бывает гуще. Летом же северные стороны полян выгорают. Жарким и засушливым летом роса на траве, растущей у дерева или камня, дольше сохраняется с северной стороны, а сама трава выгля­дит более свежей. Более продолжительное время роса сохраняется и на северных склонах оврагов. Ягоды в период созревания приоб­ретают окраску с южной стороны раньше, чем с северной.

Однако бессмысленно искать все эти приметы в густолесье, буре­ломе, посреди лесной чащи, где они выражены очень слабо или не выражены вовсе, «затерты» сложившимся микроклиматом. Наиболь­ший интерес и ценность для определения сторон горизонта представ­ляют поляны, опушки, просеки с отдельно стоящими на них деревья­ми, растениями и предметами, на которых в значительно большей мере проявляется воздействие солнечного тепла. Информация, полу­ченная на основе таких примет, несколько раз перепроверенная разными способами, может дать довольно ясное представление о расположении сторон горизонта.

Некоторую помощь в ориенти­ровании может оказать даже ме­няющийся характер раститель­ности. Так, многие таежные ис­следователи неоднократно обра­щали внимание на разительные перемены при переходе с север­ных на южные склоны сопок, хол­мов, гор. Обращенные к югу скло­ны сопок — сосново-степные, как правило, легко проходимые; обращенные к северу — таежно-кустарниковые, густо поросшие лиственницей, почти лишены травы и пред­ставляют собой дремучую тайгу. Распространение некоторых видов деревьев тоже иногда может служить хорошим ориентиром. Напри­мер, известно, что на юге приморской тайги бархатное дерево встре­чается исключительно на северных склонах, а на южных — дуб.

Довольно известен способ определения сторон горизонта по лес­ным просекам. Просеки обычно прорубают по направлениям север-юг и восток-запад. Лес таким образом делится на кварталы, которые нумеруются, как правило, с запада на восток и с севера на юг — пер­вый номер ставится в северо-западном углу, последний — в юго-вос­точном. На пересечении просек устанавливают квартальные столбы, верхняя часть которых обтесывается в виде граней. На каждой грани подписывается номер противолежащего ей квартала. Понятно, что ребро между двумя наименьшими цифрами указывает направление на север (рис. 18). Нужно, однако, учесть, что иногда по хозяйствен­ным соображениям просеки прорубают, никак не соотносясь со сто­ронами горизонта.

определения сторон горизонта по лес­ным просекам

Рассказывая об определении стран света по местным признакам, нужно упомянуть и о некоторых заблуждениях, связанных с этими способами ориентирования. В первую очередь это довольно широко распространенное мнение о том, будто можно определять стороны горизонта по ширине годовых колец на спилах деревьев. Утвержде­ние, что кольца шире с юга, чем с севера, неверно, этим признаком нельзя руководствоваться при ориентировании на местности, и дока­зано это было еще в XIX веке. Тем не менее это заблуждение весьма распространено и нет-нет да и появится то в одной, то в другой книге (автор, к немалому своему удивлению, обнаружил подобную реко­мендацию даже на страницах одного из современных школьных учеб­ников). А началось все триста лет назад, когда английский биолог Джон Рей заметил, что южный радиус на спиле дерева больше, чем какой-либо другой. Это утверждение породило массу споров в науч­ном мире, которые с переменным успехом длились более семидесяти лет. В 1758 году Дюгамель де Монсо ниспроверг заключение Рея, до­казав, что далеко не всегда южный радиус больше других. Однако еще четверть века спустя правоту Рея горячо поддержал пользовав­шийся большим авторитетом директор Парижского ботанического сада Антуан Жюсье. Точку в этом бесконечном споре поставил акаде­мик А.Ф. Миддендорф, посвятивший многие годы своей жизни изуче­нию растений Сибири и, в частности, наблюдавший спилы деревьев, растущих на Енисее. Он обнаружил, что нет никакой строгой зависи­мости ширины годовых колец от сторон горизонта, о чем и написал в своей книге «Путешествие на север и восток Сибири»: «Ствольные пластинки мои, оказывается, вовсе не эксцентричны, и если А. Шренк (1854) нашел, что южная сторона древесных колец на северных дере­вьях несколько шире других сторон (как два к трем), то это, вероятно, относится только к южным окраинам лесов». Характер роста клеток дерева зависит от десятков разнообразных причин, поэтому и шири­на годовых колец может быть ориентирована в какую угодно сторону. Более того, если сделать спилы на одном и том же дереве, но на раз­ной высоте, то откроется удивительная картина — максимальная ши­рина годовых колец меняется по высоте в самых разных направлени­ях, порой указывая в диаметрально противоположные стороны.

Не менее частое заблуждение касается возможности ориентиро­вания по густоте кроны деревьев. Конечно, бывает, что ветви дерева растут гуще с южной стороны, но делать из этого частного обстоя­тельства аксиому нельзя. В лесу ветви деревьев развиваются в ос­новном в сторону свободного места; конфигурация кроны отдельно стоящих деревьев зависит главным образом от направления гос­подствующего ветра.

В тех случаях, когда путешественники потеряли ориентировку, как показала практика, быстрее, проще и надежнее всего вернуться назад по собственным следам туда, где можно абсолютно достовер­но определить свое местонахождение. Между тем нередко заблу­дившиеся люди стремятся продолжать движение. Обычно это проис­ходит в тех случаях, когда один человек ведет группу и, утеряв ори­ентировку, не спешит остановиться в надежде на то, что ситуация вот-вот прояснится. «Вот-вот» растягивается на десятки минут, а по­рой и на часы. Группа движется в неизвестном направлении, только усугубляя свое положение. Бывает и так, что, заблудившись, люди пытаются как можно быстрее выбраться из этой неприятной ситуа­ции и начинают «подгонять» местность под карту. Они замечают лишь те ориентиры, которые делают местность узнаваемой, а все не­совпадения считают случайными. Подобный самообман, а также стихийное неосмысленное движение еще больше запутывают путе­шественников.

Едва лишь появились сомнения в правильности выбранного на­правления движения, нужно тотчас остановиться и попытаться вос­становить ориентировку. Если сделать это не удается, нужно возвра­щаться по своим следам. При этом не надо срезать петли и углы — попытка таким образом сэкономить силы и время обычно ни к чему хорошему не приводит и чревата утратой последней возможности определить свое местоположение.

Иногда удается сориентироваться, осмотрев местность с какой-либо возвышенной точки — с вершины холма, сопки, в крайнем слу­чае, с высокого дерева. Сопоставление увиденных хорошо заметных ориентиров, их взаиморасположения и расстояния между ними с отображением местности на карте позволяет порой прояснить об­становку. Необходимо рассмотреть вероятность ухода группы на «параллельную ситуацию», то есть в схожий район (соседняя долина реки, ущелье и т.п.). Если в данной местности такой район есть, то эта возможность проверяется в первую очередь, поскольку это зна­чительно сокращает круг поисков и упрощает задачу определения своего положения на местности, которая в данном случае сводится к сличению

«Ориентирование по местным признакам» — Конспект

Цель: по окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками в определении сторон горизонта разными способами.

Оборудование: карточки с заданиями, часы, компасы, топографическая карта, плакат «Ориентирование по местным признакам», мел, доска.

Ход урока: 1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Карточка № 1 1).Что нужно делать, если в походе во время движения по маршруту вы отстали от группы? Разместите указанные действия в необходимой последовательности:

2). Какую задачу выполняет замыкающий группы?

Карточка № 2 1) Мальчик 12 лет, отдыхая в деревне у бабушки, пошёл в лес за ягодами из заблудился. Погода пасмурная, солнце не видно. Мальчик вышел на старую тропу. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия вы посоветуете предпринять мальчику?

б) Как отличить хоженую тропу от заброшенной?

в) Каким образом следует поступить мальчику, если на его пути встретится река или ручей?

3.Изучение нового материала.

Конспект урока.

Слово «ориентирование» происходит от латинского слова «oriens», что в переводе означает «восток». С древнейших времён восток считался почитаемой стороной: с востока появилось Солнце- источник жизни на Земле, поэтому на восток молились, обращали в его сторону алтари православных церквей.

Ориентироваться на местности – это, значит, определить своё местоположение и нужное направление движения или действия относительно сторон горизонта, окружающих местных предметов и элементов рельефа, а также относительно расположения своего лагеря.

Шаг за шагом люди познавали Землю. Уже в далёком прошлом они пускались в плавания через бурные моря и открывали неведомые земли. В этих путешествиях надёжными путеводителями людям служили солнце, луна и звёзды. По ним смелые моряки вели свои корабли в нужном направлении.

Сущность ориентирования составляют три основных элемента:

  1. опознавание местности, на которой находишься, по известным её признакам и ориентирам;

  2. определение местоположения;

  3. отыскивание и определение направлений на местности

Важней шей задачей ориентирование является нахождение и выдерживание нужного направления движения в любых условиях.

Ориентирование по Солнцу.

Давайте вспомним к в какой стороне света всходит Солнце, а в какой заходит?

Для наших средних широт можно использовать данные, указанные в таблице (предварительно таблицу оформить на доске.)

Положение Солнца

Февраль, март, апрель, август, сентябрь, октябрь

Май, июнь, июль

Ноябрь, декабрь, январь

На востоке

В 7 часов

В 8 часов

Не видно

На юге

В 13 часов

В 13 часов

В 13 часов

На западе

В 19 часов

В 18 часов

Не видно

Ориентирование сторон света при помощи часов.

Положи часы со стрелками на горизонтальную поверхность и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате (летнее местное время), раздели пополам биссектрисой. Линия биссектрисы укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой «12», а не «1».(Целесообразно использовать рисунок для наглядности или зарисовать на доске. Рисунок прилагается в приложении.) в южных широтах этот способ не рекомендуется применять из-за больших погрешностей.

Определение времени без часов.

Местный полдень узнаётся при помощи примитивного устройства, известного с глубокой древности, вертикального шеста – гномона. В ясный солнечный день в землю втыкают строго вертикально 1 -1,5 метровый шест(рисунок прилагается в приложении) По мере приближения Солнца к зениту тень, которую отбрасывает шест, укорачивается. Конец её постоянно отмечается колышками. Момент когда тень окажется совсем короткой, и будет местным полднем – 12 часов, то есть временем, когда Солнце прошло через местный меридиан. А если ты станешь в уже определённый тобой полдень спиной к Солнцу, то тень, отброшенная твоим телом, превратится в стрелку- указатель: в северном полушарии она укажет прямо на север. Юг, естественно, окажется за спиной, запад -справа, а восток -слева.


Ориентирование по звёздам.

Как можно определить направление ночью по звёздному небу? ( При помощи Полярной звезды. Она всегда в северном полушарии находится на севере. Если мы встанем к Полярной звезде лицом, то перед нами будет находиться север.

Как найти на небе Полярную звезду? (Она находится в созвездии Малой Медведицы)

Но сначала надо отыскать созвездие Большой Медведицы; оно представляется в виде огромного, хорошо заметного ковша из семи ярких широко расставленных звёзд; затем мысленно продолжить прямую, проходящую через две крайние звезды Большой Медведицы, расстояние равно примерно пятикратному расстоянию между ними. В конце этой прямой легко найти Полярную звезду, яркую.( Целесообразно использовать рисунок для наглядности или зарисовать на доске.)

Ориентирование по Луне.

Около полуночи по местному времени полная Луна находится на юге.

Растущая Луна

(острые концы направлены влево, как у буквы Р)

находятся на западе.

Убывающая Луна

(острые концы направлены вправо, как у буквы С) –

на востоке.

(Зарисовать на доске)

Ориентирование по местным признакам.

Давайте вспомним по каким местным признакам можно ориентироваться?

(Ветки деревьев тянутся к югу, смола выступает на хвойных деревьях с южной стороны. Годовые кольца на пнях расположены дальше друг от друга с южной стороны,

ягоды и фрукты краснеют и желтеют быстрее с южной стороны. На южных склонах быстрее растёт трава, раньше сходит снег и т.д.)

ЗАПОМНИТЕ: Местные предметы не всегда точно указывают расположение сторон света. Поэтому для наиболее точного определения сторон горизонта необходимо учитывать сразу несколько таких признаков

Ориентирование по карте.

Проще всего ориентироваться по топографическим картам.

Почему, как вы думаете?

(По ним можно узнать расстояние, определять местоположение;

отыскивать и определять направление на местности, воспользоваться для определения азимута, опознавание окружающих предметов.)

При помощи чего мы можем узнать расстояние? ( Масштаба)

Используя знания по географии расскажите как вы это будете делать?( определю масштаб, чему он соответствует на местности, оценю размеры основных объектов на карте, сравню их с реальными объектами)

Для закрепления можно разобрать настенную топографическую карту.

Ориентирование по компасу.

Магнитный компас изобрели около трёх тысяч лет назад китайцы. В Европе компас появился значительно позже – примерно 600 лет назад. И на сегодняшний день мы пользуемся этим уникальным прибором. Все вы его видели. Устройство и назначение его знаете.

Перед дорогой всегда надо проверить исправность компаса.

Для этого отпускают у компаса тормоз и ставят в горизонтальном положении на землю, стол, пень и т.п. Затем подносят к стрелке любой железный или стальной предмет, выводя её из равновесия. Убрав этот предмет, проследи, остановится ли стрелка компаса на прежнем месте. Если этого не произойдёт или если стрелка долго не успокаивается – использовать компас нельзя.

Пользоваться компасом можно не везде. Так, вблизи линий электропередачи и электрифицированных железных дорог, в районе магнитных аномалий, во время грозы показания компаса искажаются, и ориентироваться на месте приходится другими способами.

Определение азимута по компасу.

Вспомните из географии, что мы называем азимутом?

(Угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отчитываемый от направления на север по часовой стрелке.) Как определить азимут при помощи ученического компаса? (Ребята могут рассказать сами)

Если это простой ученический компас, при определении азимута сначала устанавливается компас так, чтобы тёмный конец его стрелки показывал на север. Затем на компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитывают от тёмного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

После урока «Ориентирование» целесообразно провести практическую работу по теме «Ориентирование» и отработать определение азимута при помощи карты и компаса, как ученического, так и компасом АК(Научить пользоваться компасом АК).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Как можно правильно ориентироваться по местности с помощью механических часов?

Как определить направление на север если у вас нет часов?

ИТОГ УРОКА:

Ребятам, которые активно работали на уроке выставляются оценки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Записи в тетради. Составьте вопросы для опроса своих товарищей по теме «Ориентирование»

Конспект урока и презентация по ОБЖ «Ориентирование по местным признакам» (5 класс)

Технологическая карта урока

Учебный предмет: ОБЖ.

Класс: 6 класс.

Автор УМК (программы учебного курса): А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» .

Тема урока: «Ориентирование по местным приметам».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: познакомить учащихся с различными способами определения сторон горизонта по местным признакам.

Задачи: 1. Научить учащихся определять стороны горизонта по местным приметам.

2.Сформировать у учащихся убеждение в том, что для обеспечения безопасного пребывания в природных условиях необходимо свободно ориентироваться на местности, используя для этого все доступные способы.

3. Развивать умение анализировать и систематизировать знания.

4. Способствовать воспитанию у детей чувства ответственности за свои действия в

автономном существовании.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

2

3

4

1

Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся, визуально проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2

Актуализация знаний. Подготовка обучающихся к учебно-познавательной деятельности

Учитель демонстрирует слайд 1. Вопросы для учащихся. На прошлом уроке вы узнали как можно определить стороны горизонта по компасу, по солнцу и часам, по полуденному солнцу. Расскажите об этом.

http://ribalych.ru/wp-content/uploads/2014/09/5023.jpghttp://player.myshared.ru/602019/data/images/img13.jpg

http://100-bal.ru/pars_docs/refs/88/87161/87161_html_m574356ab.png

Предлагаю в течение урока заполнить таблицу. (Приём «З-Х-У» )

Учащиеся выполняют задания.

1. Направление на север можно определить по солнцу и часам. Если часовую стрелку направить на солнце, то биссектриса угла между этой стрелкой и направлением на 12 часов (летом на 1 час) будет линией «север — юг». До полудня юг будет находиться справа от солнца, а после полудня — слева.

2. Чтобы определить по компасу стороны горизонта (приблизительно, без учета магнитного склонения), нужно отпустить тормоз магнитной стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против буквы С, которая обозначает север. При таком положении компаса буквы В, 3 и Ю укажут соответственно направления на восток, запад и юг. В любом из этих направлений можно выбрать на местности какой-либо ориентир, который в дальнейшем будет использован для ориентирования в движении.

3.  В солнечный полдень направление тени указывает на север

3

Формирование новых знаний.

Изучение нового материала.

Слайд 2. Как вы думаете, кроме перечисленных способов существуют другие способы ориентирования?

Сообщение учащимся темы урока. «Ориентирование по местным приметам».

Ориентирование по Солнцу.

Места восхода и захода Солнца по временам года различны: зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север. Если солнце скрыто облаками, поставьте нож на ноготь пальца — хотя бы небольшая, но тень появится и станет ясно, где солнце.

По Полярной звезде.

Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд, затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север.

По Луне.

Для приблизительного ориентирования нужно знать, что летом в первую четверть Луна в 20 часов находится на юге, в 2 часа ночи — на западе, в последнюю четверть в 2 часа ночи — на востоке, в 8 часов утра — на юге. При полнолунии ночью стороны горизонта определяются так же, как по Солнцу и часам, причем Луна принимается за Солнце. Необходимо помнить, что полная Луна противостоит Солнцу, т.е. находится против него.

Вопрос: Почему нельзя пользоваться компасом на луне?

По местным предметам.

Изучение повадок животных нередко дает интересный материал для ориентирования, хотя при этом требуется еще более осторожный подход, чем при ориентировании по растениям. Вот некоторые сведения об особенностях поведения животных.

  • Степные пчелы строят свои жилища из очень прочного материала. Их гнезда помещаются на камнях или на стенах, обращенных всегда к югу, и похожи на комки грязи, отброшенные колесами повозок или лошадиными копытами.

  • Трехпалые чайки, или моевки, гнездятся по скалам многочисленными стаями, причем их гнезда всегда расположены на западных и северо-западных берегах островов.

  • муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный — крутой

  • кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы — светлее) — на южной;

  • у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу;

  • с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;

  • на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;

  • весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета — на южных, затененных;

  • ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;

  • летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;

  • снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины — «шипы», направленные на юг;

  • в горах дуб чаще произрастает на южных склонах.

Прочие признаки:

· на отдельно стоящем дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей;

около отдельно стоящих деревьев снег с северной стороны рыхлый, а с южной

покрывается корочкой, потому что на него светит солнышко.

По постройкам.

К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги. Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый — к северу. Алтари католических костелов располагаются на западной стороне. Двери синагог и мусульманских мечетей обращены примерно на север, а их противоположные стороны направлены: мечетей — на Мекку в Аравии, лежащую на меридиане Воронежа, а синагог — на Иерусалим в Палестине, лежащий на меридиане Днепропетровска. Кумирни, пагоды, буддийские монастыри фасадами обращены на юг.

Выход из юрт обычно делают на юг. В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жухлый цвет.

В больших массивах культурного леса определить стороны горизонта можно по просекам, которые, как правило, прорубаются строго по линиям север-юг и восток-запад, а также по надписям номеров кварталов на столбах, установленных на пересечениях просек. На каждом таком столбе в верхней его части и на каждой из четырех граней проставляются цифры — нумерация противолежащих кварталов леса; ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север.

Чтобы правильно ориентироваться, не пользуйтесь одним-двумя способами. Соберите все доступные способы. Проверяйте себя постоянно. Направление, подтвержденное шестью-семью способами и опровергнутое не более двух раз, можно считать в принципе достаточно точным.

По Полярной звезде, по стволам деревьев.

Учащиеся записывают в тетрадях число, тему урока.

Учащиеся изучают правило по слайду.

По слайду читают определение и записывают его в свои тетради

http://5klass.net/datas/okruzhajuschij-mir/Orientirovanie/0007-007-S.jpg

http://urf.podelise.ru/tw_files2/urls_1/277/d-276140/img4.jpg

http://slidepedia.net/u/storage/ppt_3278/110dd-1388923503-07.jpghttp://5klass.net/datas/obg/Orientirovanie/0005-005-Orientirovanie-po-Lune.jpg

Ответ: Компас реагирует на магнитное поле земли, а на луне нет магнитного поля. Поэтому компас будет показывать на ближайший металлический предмет. То есть на скафандр космонавта или его космический корабль.

http://fullref.ru/files/71/2b20a3a582649059d224472970b1ae97.html_files/13.jpghttp://urf.podelise.ru/tw_files2/urls_1/277/d-276140/img8.jpg

http://urf.podelise.ru/tw_files2/urls_1/277/d-276140/img12.jpghttp://mypresentation.ru/documents/2a124fb51f5513f1b9bbc2aaa8957704/img6.jpg

http://s1.dropdoc.ru/store/data/000751663_1-3903f8cb856f8265db6eaa4b16f23865.pnghttp://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_601/6/d-5140/7z-docs/1_html_m5a3312e5.jpg

http://www.biodos.ru/biouserimages/34483/ad_100847_image.jpg

11

http://salonmirasov.ru/controllers/image/aHR0cDovL2t1aHRhLmNsYW4uc3UvX3BoLzI0LzIvNzA5NTMxNjk0LnBuZz8xNDEyNzg4ODIzhttp://fs1.ppt4web.ru/images/1487/74662/640/img7.jpg

hello_html_m4a2e41a9.png

4

Закрепление новых знаний.

Вопрос: Назовите способы определения сторон света на местности. Какие вы знаете способы определения сторон света по местным предметам? Приведите примеры определения направления на север по местным предметам и постарайтесь объяснить их. Почему снег больше подтаивает на южном склоне бугра и на северном склоне ямки? Почему трава гуще на северной стороне поляны и у отдельно стоящих деревьев, пней?

Решение интерактивного упражнения http://learningapps.org/display?v=p3anrgx0k01

Дают ответ на поставленный вопрос.

hello_html_7b821095.png

5

Итог урока, рефлексия.

Учитель демонстрирует слайд и затем на карточке просит зафиксировать своё ощущение от урока с помощью ответов на вопросы и нарисованного смайлика.

Сдают таблицу «З-Х-У»

Учащиеся отвечают на вопросы.

Рисуют на карточке соответствующий смайлик и сдают карточку

  1. Каковы мои результаты, что я понял?

  2. Какие задания вызвали трудности, как ты справлялся с ними?

  3. Готов ли ты к контрольной работе?

  4. Определи в % степень готовности к контрольной работе

  5. Трудно ли было определять траекторию своей деятельности?

  6. Если бы тебе сейчас предложили повторить урок, что бы ты изменил в плане своей деятельности?

  7. Самооценка за урок:         

6

Домашнее задание

Учитель демонстрирует слайд с домашним заданием и комментирует его.

Учащиеся записывают домашнее задание, прослушивают комментарий учителя, делая заметки по необходимости.

Ориентация

(компьютерное зрение) — Википедия переиздана // WIKI 2

В компьютерном зрении и обработке изображений распространено предположение, что достаточно маленькие области изображения могут быть охарактеризованы как локально одномерные, например, с точки зрения линий или краев. Для естественных изображений это предположение обычно верно, за исключением определенных точек, например, углов, стыков или пересечений линий, или областей высокочастотных текстур. Однако размер областей, которые должны быть одномерными, варьируется как между изображениями, так и внутри изображения.{\ displaystyle {\ tilde {\ mathbf {n}}} = — {\ hat {\ mathbf {n}}}} также является допустимым представлением локальной ориентации.

Чтобы избежать этой неоднозначности в представлении локальной ориентации, были предложены два представления.

  • Двойное угловое представление
  • Тензорное представление

Двойное угловое представление действительно только для 2D-изображений (d = 2), но тензорное представление может быть определено для произвольных размеров d данных изображения.

Энциклопедия YouTube

  • ✪ Фотограмметрия II — 02a — Относительная ориентация (2015/16)

  • ✪ UR5 Робот подбирает и размещает с компьютерным зрением.

  • ✪ Фотограмметрия II — 02b — Относительная ориентация (2015/16)

Содержание

Отношение к направлению

Линия между двумя точками p1 и p2 не имеет заданного направления, но имеет четко определенную ориентацию. Однако, если одна из точек Р1 используется в качестве эталона или происхождения, то другая точка р2 может быть описана в терминах вектор, который указывает направление к р2.Интуитивно ориентацию можно представить как направление без знака. Формально это относится к проективным пространствам, где ориентация вектора соответствует классу эквивалентности векторов, которые являются масштабированными версиями вектора.

Для края изображения мы можем говорить о его направлении, которое может быть определено в терминах градиента, указывающего в направлении максимального увеличения интенсивности изображения (от темного к светлому). Это означает, что два края могут иметь одинаковую ориентацию, но соответствующие градиенты изображения указывают в противоположных направлениях, если края идут в разных направлениях.{\ displaystyle {\ hat {\ mathbf {n}}}} — более подходящая отправная точка для определения локальной ориентации, чем градиент изображения.

Оценка локальной ориентации изображения

Был предложен ряд методов для вычисления или оценки представления ориентации на основе данных изображения. Это включает

  • Методы на основе квадратурных фильтров
  • Структурный тензор
  • Использование аппроксимации локальным полиномом
  • Тензор энергии [1]
  • Граничный тензор [2]

Первый подход может использоваться как для представления двойного угла (только 2D-изображения), так и для тензорного представления, а другие методы вычисляют тензорное представление локальной ориентации.

Применение локальной ориентации изображения

Учитывая, что представление ориентации локального изображения было вычислено для некоторых данных изображения, это формирование можно использовать для решения следующих задач:

Список литературы

{\displaystyle {\hat {\mathbf {n} }}} Эта страница последний раз была отредактирована 4 февраля 2020 в 00:57 .

Ориентация (компьютерное зрение)

В компьютерном зрении и обработке изображений распространено предположение, что достаточно маленькие области изображения могут быть охарактеризованы как локально одномерные, например, с точки зрения линий или краев. Для естественных изображений это предположение обычно верно, за исключением определенных точек, например, углов, стыков или пересечений линий, или областей высокочастотных текстур. Однако размер областей, которые должны быть одномерными, варьируется как между изображениями, так и внутри изображения.Кроме того, на практике локальная область никогда не бывает точно одномерной, но может быть таковой с достаточной степенью приближения.

Одномерные области изображения также называют простыми или собственно одномерными (i1D).

Для изображения размера d (d = 2 для обычных изображений) математическое представление локальной области изображения i1D составляет

, где f — функция интенсивности изображения, которая изменяется по локальной координате изображения (d-мерный вектор), g — функция с одной переменной и является единичным вектором.

Функция интенсивности f постоянна во всех направлениях, перпендикулярных к. Поэтому интуитивно ориентация i1D-области представлена ​​вектором. Однако для данного f не определяется однозначно. Если

, затем f можно записать как

, что подразумевает, что это также действительное представление локальной ориентации.

Чтобы избежать этой двусмысленности в представлении локальной ориентации, были предложены два представления.

  • Двойное угловое представление
  • Тензорное представление

Представление с двойным углом действительно только для 2D-изображений (d = 2), но тензорное представление может быть определено для произвольных размеров d данных изображения.

Отношение к направлению

Линия между двумя точками p1 и p2 не имеет заданного направления, но имеет четко определенную ориентацию. Однако, если одна из точек Р1 используется в качестве эталона или происхождения, то другая точка р2 может быть описана в терминах вектор, который указывает направление к р2. Интуитивно ориентацию можно представить как направление без знака. Формально это относится к проективным пространствам, где ориентация вектора соответствует классу эквивалентности векторов, которые являются масштабированными версиями вектора.

Для края изображения мы можем говорить о его направлении, которое может быть определено в терминах градиента, указывающего в направлении максимального увеличения интенсивности изображения (от темного к светлому). Это означает, что два края могут иметь одинаковую ориентацию, но соответствующие градиенты изображения указывают в противоположных направлениях, если края идут в разных направлениях.

Отношение к градиентам

При обработке изображений вычисление локального градиента изображения является обычной операцией, например.g., для обнаружения края. Если f выше — край, то его градиент параллелен. Как уже обсуждалось выше, градиент не является единственным представлением ориентации. Кроме того, в случае локальной области, центрированной на линии, градиент изображения приблизительно равен нулю. Однако в этом случае вектор все еще четко определен, за исключением его знака. Следовательно, это более подходящая отправная точка для определения локальной ориентации, чем градиент изображения.

Оценка локальной ориентации изображения

Был предложен ряд методов для вычисления или оценки представления ориентации на основе данных изображения.К ним относятся

  • Методы на основе квадратурного фильтра
  • Структурный тензор
  • Использование аппроксимации локальным полиномом
  • Тензор энергии
  • Граничный тензор

Первый подход может использоваться как для представления двойного угла (только 2D-изображения), так и для тензорного представления, а другие методы вычисляют тензорное представление локальной ориентации.

Применение локальной ориентации изображения

Учитывая, что представление ориентации локального изображения было вычислено для некоторых данных изображения, это формирование может использоваться для решения следующих задач:

  • Оценка согласованности линий или кромок
  • Оценка кривизны информации
  • Обнаружение угловых точек
  • Адаптивное или анизотропное шумоподавление
  • Оценка движения
.

ScreenOrientation.lock () — Веб-технология для разработчиков

Свойство lock () интерфейса ScreenOrientation фиксирует ориентацию содержащего документа по умолчанию.

Синтаксис

 ScreenOrientation.lock (ориентация) 

Параметры

ориентация
Тип блокировки ориентации. Одно из следующих:
  • "любой"
  • «натуральный»
  • «пейзаж»
  • "портрет"
  • "портретно-первичный"
  • "портрет-средний"
  • «ландшафтно-первичный»
  • «ландшафтно-вторичный»

Возвращаемое значение

A Обещание .

Технические характеристики

Совместимость с браузером

Обновление данных совместимости на GitHub
Desktop Mobile
Chrome Edge Firefox Internet Explorer Opera Safari Android webview Chrome для Android Firefox для Android Opera для Android Safari на iOS Samsung Internet
блокировка Chrome Полная поддержка 38 Кромка Полная поддержка 79 Firefox Полная поддержка 43 IE Нет поддержки Opera Полная поддержка 25 Safari Нет поддержки WebView Android Полная поддержка 38 Chrome Android Полная поддержка 38 Firefox Android Полная поддержка 43 Опера Android Полная поддержка 25 Safari iOS Нет поддержки Samsung Internet Android Полная поддержка 3.0

Легенда

Полная поддержка
Полная поддержка
Нет поддержки
Нет поддержки
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *