Расшифровка аббревиатуры сос: Как используется сигнал SOS — Российская газета

Содержание

Как используется сигнал SOS — Российская газета

3 ноября 1906 года Международная радиотелеграфная конференция в Берлине постановила использовать сигнал «…—…», известный как SOS, в качестве сигнала бедствия.

«РГ» собрала несколько фактов, опровергающих расхожие заблуждения об использовании этого сигнала.

Зашифрованные буквы

Вопреки распространенному мнению, «три точки — три тире — три точки» представляют собой не набор букв S, O и S. Сигнал «…—…» появился несколько раньше, чем его общеизвестное обозначение и является, по сути, отдельной «буквой», самостоятельным знаком в азбуке Морзе. При наборе собственно букв между группами точек и тире должны делаться паузы, сигнал SOS же набирается без пауз.

Такая последовательность была удобна для запоминания и распознавания, так как является самым длинным отдельным знаком «морзянки» и имеет симметричную структуру. Именно поэтому в 1906 году она была выбрана в качестве универсального сигнала бедствия. А его название SOS возникло лишь как инструмент для запоминания и обозначения. В азбуке Морзе «…—…» образуют сразу несколько сочетаний букв: VTB, SMB, IJS, VGI, SOS, IATNI, IAGI, EEETTTEEE. Очевидно, что SOS является самым простым и запоминающимся из них, поэтому именно ему было отдано предпочтение.

Первое использование

История затонувшего корабля «Титаник» обросла множеством красивых легенд, одной из которых было то, что именно с терпящего бедствие гиганта был впервые в истории подан сигнал SOS. Однако это не соответствует действительности. Между принятием сигнала в качестве международного стандарта и трагедией в Атлантическом океане прошло почти шесть лет, кроме того, еще до момента вступления в силу решения Международной радиотелеграфной конференции сигналом SOS пользовались некоторые немецкие корабли. Первое же использование сигнала на международном уровне, о котором известно достоверно, приходится на август 1909 года, когда задрейфовал американский пароход «Арапаоэ».

Универсальный сигнал о помощи

Сложилось мнение, что сигнал SOS является неким универсальным сигналом о необходимости помощи. Разумеется, за более чем вековую его историю это заблуждение стало не слишком далеким от истины: услышав крики «SOS!» или увидев такую надпись любой поймет, что у кого-то что-то неладно. Однако официально этот сигнал относится лишь к радиотелеграфной связи. По сути, сигналом о помощи является лишь соответствующее сочетание точек и тире. Даже с терпящих бедствие кораблей и самолетов по голосовой связи в качестве сигнала бедствия используется фраза «Mayday! Mayday!», что дословно означает «Майский день!». Эта фраза была выбрана как созвучная французскому m’aidez — «помогите мне».

Аббревиатура

Существует ошибочное мнение, что SOS — это некое сокращение осмысленного призыва к помощи, состоящего из трех слов. Например, эту «аббревиатуру» расшифровывают как Save Our Ship («спасите наш корабль»), Stop Other Signals («прекратите иные сигналы») Save Our Souls («спасите наши души»), Swim Or Sink («плыть или тонуть») и даже русскоязычное «спасите от смерти». В действительности, как было сказано выше, SOS — это произвольный, не имеющий смысла набор букв. Так же как и он, все его расшифровки были придуманы моряками как мнемонический инструмент.

Как расшифровывается SOS? — «Как и Почему»

Наверняка каждому известна аббревиатура SOS. Этот сигнал бедствия используется в радиотелеграфной связи на международном уровне. «Спасите наши души» – распространенная расшифровка данного сигнала, однако так ли это?

История возникновения и расшифровка

До ХХ века на судах использовался CQD – код бедствия того времени. И лишь в 1906 в радиотелеграфной связи был предложен международный сигнал SOS. В Берлине 7 февраля этого года подписали особую статью.

В соответствии с ней суда, которые терпят крушение, должны использовать радиотелеграф для подачи сигнала «…—…». При этом, сигнал должен повторяться через короткие промежутки.

Азбука Морзе, русский и английский алфавит
Азбука Морзе, русский и английский алфавит

До момента появления привычного сигнала почти в каждой стране были свои знаки оповещения. А до того, как было изобретено радио, моряки применяли аудиосигналы или же визуально привлекали внимание – использовали колокола, флаги, сигнальные огни и прочее. Затем производители радиостанций стали предлагать и использовать свои собственные сочетания кодов бедствия: SOE, CQD, NC.

На Международной радиотелеграфной конференции, проходящей в 1906 году в Германии, были собраны представители 29-ти стран. Они отдали голоса за сигнал бедствия SOS. Почему же нельзя было дальше использовать сигнал CQD?

Все просто – SOS короче и проще для слухового восприятия. Тем более, его нельзя было спутать с сигналом CQ, который имел самое разное предназначение (к примеру, приглашение к проведению сеанса связи).

Интересный факт: сигнал SOS просуществовал почти столетие и только в 1999 Международная морская организация заменила его на GMDSS, что является автоматической системой оповещения.

Вопреки распространенному мнению, SOS не расшифровывается, как «Спасите Наш Корабль» или «Спасите Наши Души». Сочетание букв – случайное, и выбрано оно для того, чтобы легко распознавать сигнал на слух. Также оно быстро запоминается.

Первые случаи использования SOS

Многие считают, что самый первый случай использования сигнала бедствия SOS – это «Титаник». На самом деле, это неправда и данный случай является приблизительно восьмым.

Также есть и другое утверждение – сигнал SOS дал пароход «Славония», который потерпел крушение в 1909 неподалеку от Азорских островов. Однако к тому времени еще использовался код CQD.

Наиболее вероятное первое применение SOS случилось в том же 1909, когда 11 августа пароход «Арапаоэ» сбился с курса. Судно потеряло ход и начало дрейфовать в направлении Джексонвилла. Сигнал своевременно приняли и корабль спасли.

Интересный факт

: SOS не используют в голосовой связи. Вместо него подается в качестве сигнала слово «Mayday».

В 1910 пароход «Кентукки», находясь возле мысов Вирджинии Кейпс, получил пробоину и течь. Сигнал бедствия был передан, и его приняло судно «Аламо», которое в дальнейшем и оказало помощь.

В 1911 в США в штате Вирджиния произошло столкновение двух судов. Прежде чем одно из них затонуло, был подан SOS, что и спасло людей утопающего парохода.

В 1911 крейсер «Ниобея», принадлежащий Канаде, из-за сильного тумана столкнулся с берегом и также дал сигнал бедствия.

3 декабря этого же года неподалеку от Вирджинии столкнулись два судна – пароход «Дороти» и военный угольщик «Стерлинг». Капитан угольщика передал сигнал, но все-таки смог спасти судно, посадив его на мель. SOS зафиксировало несколько кораблей.

Сигнал SOS поступил от судна «Онтарио», который в 1912 направлялся в Бостон из Балтимора. По пути произошло возгорание. На код откликнулись катера и буксиры.

Сигнал бедствия SOS, вопреки распространенному мнению, не имеет определенной расшифровки. Не смотря на то, что сигнал был заменен на GMDSS, он до сих пор применяется в критических ситуациях – о SOS все знают.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Эксперт и постоянный автор научно-популярного журнала: «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 – 76533. Издание «Как и почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ.

SOS — это… Что такое SOS?

SOS (СОС) — международный сигнал бедствия в радиотелеграфной (с использованием азбуки Морзе) связи. Сигнал представляет собой последовательность «три точки — три тире — три точки», передаваемую без пауз между буквами ( · · · — — — · · · ).

Таким образом, SOS — отдельный символ азбуки Морзе, представленный в виде последовательности букв лишь для удобства запоминания. Такие символы записывают с чертой поверх букв: SOS.

Вопреки распространённому убеждению, SOS не является аббревиатурой. Это просто произвольно выбранная последовательность, удобная для запоминания и легко распознаваемая на слух. Фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как Save Our Ship (спасите наш корабль), или Save Our Souls, Save Our Spirits (спасите наши души), или Swim Or Sink (плывите или утонем), или даже Stop Other Signals (прекратите другие сигналы) появились после принятия сигнала.

В голосовой связи сигнал «SOS» не применяется, сигналом бедствия служит «Mayday».

История

Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Радио (называвшееся тогда «беспроводным телеграфом») сначала использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций, но кооперация была затруднена национальными различиями и соперничеством между конкурирующими радиокомпаниями, такими как «Marconi International Marine Communication Company», «Telefunken» и «Сляби-Арко»

В 1903 в Берлине прошла Первая международная радиотелеграфная конференция. Процедурные вопросы были в то время вне обсуждения конференции, и хотя параграф IV протокола конференции, подписанного 13 августа 1903 года, и утверждал, что «станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море», стандартный сигнал не был утверждён.

Так как не было общих правил, отдельные организации разрабатывали собственные сигналы бедствия. Первым сигналом был CQD ( — · — ·    — — · —    — · · ), который был утверждён 7 января 1904 года «Циркуляром № 57» «Marconi International Marine Communication Company», и предназначался для судов, оборудованных её радиоаппаратами. Он представлял собой сигнал общего вызова всех станций

CQ ( — · — ·    — — · —), к которому добавили букву D ( — · ·). Эту букву выбрали потому, что с неё начинается английское слово «danger» (опасность). К сочетанию CQD моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger».

Но так как этот сигнал использовался только на судах, оборудованных радиоаппаратами «Marconi Co.», его нельзя было назвать единым международным сигналом бедствия. Довольно часто призыв о помощи передавался без всякого сигнала бедствия. Так, 10 декабря 1905 года после сильного продолжительного шторма американский плавучий маяк «Нантакет» дал сильную течь, что грозило гибелью судну. Тем не менее, на маяке имелась радиоустановка, и вскоре радиостанция в Ньюпорте приняла сообщение: «Помогите. Плавучий маяк Нантакет терпит бедствие. Вышлите помощь откуда угодно». Для спасения был выслан тендер «Азалеа», которому удалось снять с маяка экипаж. «Нантакет» же затонул во время буксировки к берегу.

В 1906 году в Берлине состоялась вторая Международная радиотелеграфная конференция. В её работе приняли участие представители двадцати девяти стран, в том числе, Англии, Германии, России, США, Франции, и Японии.

Основным вопросом повестки дня конференции было установление единого радиотелеграфного сигнала бедствия. Представитель «Marconi Co.» настаивал на утверждении в качестве единого международного сигнала CQD. Представители США резко возражали против этого, утверждая что при передачах и приёме такого сигнала его нередко путают с общим вызовом CQ. К тому же эти оба сигнала применялись и береговыми телеграфистами при авариях и несчастных случаях на железных дорогах. Конференция поддержала американских представителей, и было принято решение заменить CQD каким-нибудь другим, ясным и чётким сигналом.

Те же представители предложили принять сигнал Международного свода сигналов — двухфлажное сочетание NC, означающее «Терплю бедствие, нужна немедленная помощь». Но это предложение было отклонено.

Представитель немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» предложил сигнал SOE ( · · ·  — — —  · ). Во время обсуждения один из делегатов заметил, что предложенный сигнал имеет существенный недостаток: поскольку буква E передаётся одной точкой, сигнал при дальнем приёме или перегруженном эфире может быть искажён и даже не понят. Поэтому было решено заменить E на S. Получилось ритмичное сочетание SOS ( · · ·  — — —  · · · ). Предложение было принято почти единогласно.

По подписанной 3 ноября 1906 года в Берлине Международной Радиотелеграфной Конвенции единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был установлен сигнал SOS. Радиостанции стран, подписавших конвенцию, должны были принимать его с судов вне всякой очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм, например, сигнал немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» — SOE и сигнал бедствия, установленный «Marconi Co.», — CQD

С 1 февраля 1999 решением Международной морской организации сигнал SOS заменен автоматизированной системой оповещения о бедствии — GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

Первое использование

Существует распространенное заблуждение, что впервые в истории сигнал SOS был подан с терпящего бедствие «Титаника» в ночь на 15 апреля 1912 года, в 00:45. В действительности этот случай был по крайней мере восьмым по счету.[1]

Многие источники утверждают, что впервые сигналом SOS воспользовался пароход «Славония», налетевший на рифы у Азорских островов 10 июня 1909 г. Но тогдашние газеты сообщали, что со «Славонии» передавали CQD.[2]

Первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл[3]. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа (United Wireless Telegraph Company) (англ.)русск. на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании[4].

4 февраля 1910 г. пароход «Кентукки», следовавший из Нью-Йорка в Такому, получил сильную течь в районе Вирджиния Кейпс и передал SOS. Сигнал приняли на борту судна «Аламо», которое и поспешило на помощь.

13 мая 1911 года в тумане у мыса Чарлз (Вирджиния) столкнулись пароходы «Мерида» и «Адмирал Фаррагут». Прежде чем «Мерида» затонула, с нее успели передать SOS. На сигнал бедствия откликнулся пароход «Гамильтон» и подобрал людей с «Мериды».

30 июля 1911 г. подал SOS канадский крейсер «Ниобея», столкнувшийся с берегом в тумане у берегов Новой Шотландии.

28 августа 1911 г. пароход «Лексингтон» попал в ураган у берегов Каролины. Радиоустановка была повреждена ветром, 16-летний радист Джек Шитц (Jack Sheetz) забрался на мачту, восстановил связь и передал SOS. На помощь прибыл катер «Ямакро».

3 декабря 1911 г. у побережья Вирджинии столкнулись угольщик ВМФ США «Стерлинг» и пароход «Дороти». Капитан «Стерлинга» приказал передать SOS, но сумел безопасно посадить судно на мель у мыса Генри. Сигнал бедствия услышали на нескольких гражданских и военных судах.

9 апреля 1912 года SOS поступил с каботажного судна «Онтарио», шедшего из Балтимора в Бостон — на борту возник пожар. Реальной опасности для людей не было, но несколько буксиров и катеров приготовились снять с «Онтарио» пассажиров.

В искусстве

В 1930-е годы Юлиус Фучик и Богумила Силова написали сказку «Буквы из ящика радиста». Персонажи сказки — три буквы: Слава, Ольга и Сашенька, странствующие по свету в поисках помощи для терпящих кораблекрушение. По сказке в 1966 г. на Киевской студии научно-популярных фильмов снят мультфильм.[5][6]

Примечания

См. также

Ссылки

На самом деле SOS не значит Save Our Souls

Считается, что известный позывной SOS, означающий, что корабль терпит бедствие, является аббревиатурой английской фразы Save Our Souls, то есть «Спасите наши души». На самом деле это не что иное, как миф. На самом деле сигнал SOS (если по азбуке Морзе, то это «три точки — три тире — три точки») вообще не является аббревиатурой какой-то фразы.

Расшифровка SOS как Save Our Souls является самой распространенной, но, тем не менее, не единственной. Иногда данный сигнал считают аббревиатурой фраз Save Our Ship (то есть «спасите наш корабль»), или Swim Or Sink (то есть «плыть или тонуть»), или даже Stop Other Signals (на мой взгляд, самая экстравагантная расшифровка: «прекратите другие сигналы»). Однако ничего подобного SOS, тем не менее, не означает.

Если мы вспомним азбуку Морзе, то SOS — это ни что иное, как сочетание трех точек (S), трех тире (O) и опять трех точек (S). Это говорит о том, что данный сигнал, как и многие другие, появился еще в эпоху связи через беспроволочный телеграф — ведь именно тогда и началось использование морзянки. Тот, кто знаком с этой системой коммуникаций, сразу скажет, что подобное сочетание можно набрать очень быстро. Возможно, именно поэтому слово SOS так полюбилось корабельным радистам.

Читайте также: Драмы науки: первым хакером был фокусник

Впрочем, сигналом бедствия это сочетание букв стало далеко не сразу. Вообще, первый такой сигнал появился в 1903 году. Тогда, на Берлинской международной конференции радиотелеграфистов было подписано соглашение о том, что «станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море». И в качестве такового было предложено сочетание CQD — тире, точка, тире, точка, два тире, точка, два тире, две точки.

Следует заметить, что такое сочетание появилось неслучайно — оно представляло собой комбинацию сигнала общего вызова всех телеграфных станций CQ, к которому присоединили букву D, ибо с нее начинается английское слово danger (то есть «опасность»). В данном случае смысл сигнала был таким: «Всем телеграфным станциям сообщаю об опасности». Однако, как это несложно заметить, быстро набрать такой сигнал весьма затруднительно даже для опытного радиста. Тем более, если он находится на судне, терпящим бедствие.

Кстати, международным сигналом CQD так и не стал — его применяли лишь суда, использующие радиоаппараты фирмы Marconi Co. То есть корабли, оборудованные другими аппаратами, этот сигнал не транслировали. И, соответственно, не понимали, что он значит. Да и далеко не каждая береговая станция могла правильно его идентифицировать.

В итоге вопросы выработки международного сигнала бедствия стали предметом дискуссий на второй Международной радиотелеграфной конференции в Берлине в 1906 году. В ее работе приняли участие представители 29-ти стран, в том числе Англии, Германии, России, США, Франции и Японии. Сначала представители фирмы Marconi Co. настаивали на утверждении в качестве такового уже используемого ими CQD, но делегаты из США резко возразили против этого — по их данным, такой сигнал часто путали с с общим вызовом CQ. К тому же выяснилось, что эти оба сигнала применялись и береговыми телеграфистами при авариях и несчастных случаях на железных дорогах, что вносило еще большую неразбериху.

После делегаты из Германии предложили сочетание сигнал SOE (три точки, три тире, точка), однако и он многим не понравился — возникли опасения, что буква Е в конце может затеряться и не быть идентифицированной при дальнем приеме или перегруженном эфире. Отвергли также и предложение англичан сделать сигналом бедствие сочетание NC, означающее во флажковой международной сигнализации «Терплю бедствие, нужна немедленная помощь» — его было бы сложно быстро набрать.

В итоге немецкие телеграфисты решили заменить в сочетании SOE одну букву. Так и родился знаменитый сигнал SOS, который понравился всем, поскольку данное сочетание было просто набрать, да и к тому же оно ясно идентифицировалось и при самой максимальной загрузке эфира. В результате этот сигнал был принят в качестве позывного судна, терпящего бедствие, что произошло 3 ноября 1906 года.

Читайте также: Вместо «Титаника» погиб «Олимпик»?

И напоследок еще один миф с разоблачением — считается, что впервые SOS был послан в эфир радистом тонущего «Титаника». На самом деле это не так — впервые данный сигнал услышали все радиостанции мира 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и стал дрейфовать по течению. Это произошло по пути судна из Нью-Йорка в Джексонвилл. Позывные SOS были принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы владельцев судна. А случай с «Титаником» был уже восьмым…

Читайте все статьи из серии «Мельница мифов»

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

СОС — это… Что такое СОС?

СОС

совет общественной солидарности

организация

Источник: http://www.regnum.ru/expnews/255400.html

СОС

стратегические оборонительные силы

воен.

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

СОС

Совет общественного самоуправления

организация

СОС

Служба общественного спасения

организация

СОС

Совет организаций служащих

профсоюз

организация, Таиланд

СОС

собственные оборотные средства

фин.

СОС

сельский общественный совет

организация

Источник: Вечерний Бишкек. 19.02.2003

СОС

стрелково-охотничий спорт

спорт

Источник: http://sapsan.ua/index.php?cont=sport/history

СОС

свободная от ошибок секунда

связь

Источник: http://www.minsvyaz.ru/_new-portal/site.shtml?id=2003

СОС

сетевая операционная система

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

СОС

стойкое органическое соединение

СОС

«спасаюсь от сифилиса»;
«спасаюсь от сук»;
«спаси, отец, сына»;
«спасите от суда»;
«суки отняли свободу»

татуир.

СОС

сигнал о бедствии

англ.: SOS, save our souls

в азбуке Морзе: «… — …»

англ.

СОС

Системы ориентации и стабилизации

ЮУрГУ

СОС

совет общественного содействия

организация

СОС

система охранной сигнализации

СОС

среднесрочная отраслевая схема

СОС

Союз общей судьбы

в романа В. Аксёнова «Остров Крым»

Крым

СОС

Самараоргсинтез

г. Самара

Источник: http://www.expert.ru/articles/2007/05/04/renova/

СОС

система ограничительных сигналов

Источник: http://www.cybersecurity.ru/it/17157.html

СОС

среда открытой системы

Источник: http://www.opensys.mirea.ru/rukov.doc

СОС

спутниковое оперативное сопровождение

Источник: http://www.intk.ru/sos.htm

СОС

система оздоровительных станций

Источник: http://infomat.kiberso.com/page.php?act=org&s=15_85098&w=5

СОС

спутниковые охранные системы

Источник: http://www.autonews.ru/ag/article.shtml?r=73/987373&a=69/987369

СОС

секундомер однострелочный

в маркировке

Источник: http://www.measurement.ru/gk/vremya/05/01.htm

СОС

Союз объединения Сибири

СОС

семеноводческая опытная станция

Источник: http://www.arhniish.ru/?kotlas/index.php

Пример использования

Котласская СОС (Архангельская обл.)

СОС

список отозванных сертификатов

в криптографии

Источник: http://ns.gnivc.ru/about/173.htm

СОС

Союз одесских строителей

г. Одесса

Источник: http://www.paco.net/odessa/media/porto-fr/print.php?art_num=art030&year=2005&nnumb=18

СОС

специализированный оператор связи

ср. спецоператор

связь

Источник: http://www.r33.nalog.ru/cons.php?id=50827&topic=otv_vop33

Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.

sos Википедия

Thesos.jpg У этого термина существуют и другие значения, см. SOS (значения).

SOS (СОС) — международный сигнал бедствия в радиотелеграфной (с использованием азбуки Морзе) связи. Сигнал представляет собой последовательность «три точки — три тире — три точки», передаваемую без каких-либо межбуквенных интервалов (Звук · · · — — — · · · ).

Таким образом, эта девятизнаковая группа представляет собой отдельный символ азбуки Морзе. Такие символы, в случае изображения их в буквенном виде, записывают с чертой поверх букв: SOS. Буквенное сочетание «S-O-S», связанное с этим сигналом бедствия впоследствии, является произвольно выбранным из нескольких возможных буквенных или буквенно-числовых последовательностей, из которых может быть составлен этот девятизнаковый символ, поскольку данная последовательность удобна для запоминания. Фразы, за аббревиатуру которых сигнал ошибочно принимается, такие как Save Our Souls/Save Our Spirits (спасите наши души), Save Our Ship (спасите наш корабль), Swim Or Sink (плывите или утонем), Stop Other Signals (прекратите другие сигналы) (а также русское «Спасите От Смерти», «Сигнал Особой Срочности»), тоже появились уже после того, как сигнал стал использоваться в международной практике.

В голосовой связи сигнал «SOS» не применяется, сигналом бедствия служит слово «Mayday».

История[ | ]

Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Радио (называвшееся тогда «беспроводным телеграфом») сначала использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций, но кооперация была затруднена национальными различиями и соперничеством между конкурирующими радиокомпаниями, такими как «Marconi International Marine Communication Company», «Telefunken» и «Сляби-Арко».

В 1903 в Берлине прошла Первая международная радиотелеграфная конференция. Процедурные вопросы были в то время вне обс

Спасите наши души! Как изобрели международный сигнал бедствия SOS – Москва 24, 03.10.2019

3 октября 113 лет назад на Первой международной телеграфной конференции в Берлине было решено придумать универсальный способ оповещения о катастрофах. И, как ни странно, известный многим по экшен-фильмам сигнал бедствия SOS оказался не единственным и даже не первым вариантом. Почему закрепился именно он – читайте в колонке нашего обозревателя Николая Гринько.

Фото: depositphotos/Logray

Изобретателями радио считаются не меньше десятка человек. Едва ли не в каждой стране мира есть собственный претендент: Томас Эдисон, Никола Тесла, Генрих Герц, Эдуард Бранли, Ландель де Муру, Джагадиш Чандра Боше, Александр Попов. Спорить о том, кто из них был первым, можно до бесконечности, однако все эти без преувеличения великие ученые мужи считаются «открывателями» радиоволн – и все.

Никто из них не мог слушать по радио музыку – они просто открыли еще одно физическое явление. А вот найти этим волнам реальное применение первым смог итальянский физик Гульельмо Маркони – именно он понял, что с помощью радио можно обмениваться информацией. Правда, до хит-парадов и ток-шоу ему тоже было очень далеко.

Он сообразил, что шум и треск, который посылали в эфир первые передатчики, нужно структурировать, закодировав алфавит. Проще говоря, Морзе (по некоторым данным – не самостоятельно, а с помощью коллеги Альфреда Вейля) придумал код, который мы сегодня называем азбукой Морзе.

Изобретение по тем временам наделало много шума: это же просто невероятно – можно отправлять мгновенные сообщения даже на другой континент! Пожалуй, по масштабам это было сопоставимо с появлением интернета. Разумеется, «морзянку» тут же стали использовать моряки: им требовалось как можно быстрее обмениваться информацией, особенно в непредвиденных ситуациях.

Сигналы бедствия существовали и раньше, но передавали их с помощью семафорных флажков, огней или даже колокола. Понятно, что на большое расстояние отправить такое послание невозможно. Радиоволны же способны доставить сообщение со скоростью света на другой конец Земли.

Фото: depositphotos/Klanneke

Общих правил для подачи сигнала бедствия поначалу не было, и судовые радисты просили помощи открытым текстом (что-то вроде: «Помогите, мы терпим бедствие, высылайте помощь!»). Но такой способ требовал огромного количества времени, которого в момент катастрофы нет. 3 октября 1906 года на Первой международной телеграфной конференции в Берлине было решено придумать универсальный сигнал.

Разные организации предлагали собственные варианты. Например, буквенное сокращение CQD («Come Quick, Danger» – «Идите быстрее, опасность»). Но в качестве кода на языке азбуки Морзе такая конфигурация имела довольно сложный вид. В конце концов в споре поставили точку. Точнее, сразу несколько точек и тире.

В переводе с «морзянки» три точки – «S», три тире – «O» и снова три точки – «S». И только потом были придуманы различные расшифровки этого сочетания букв: «Stop Other Signals» («Прекратите другие сигналы»), «Save Our Souls» («Спасите наши души») и так далее.

Сигнал SOS без преувеличения спас сотни тысяч жизней. Есть версия, что первым в мире его подал радист тонущего «Титаника», но это совсем не так. На самом деле это произошло раньше, когда американский пароход «Арапаоэ» 11 августа 1909 потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании – и это первый официально задокументированный случай использования сигнала SOS.

Фото: depositphotos/Logray

Сегодня SOS практически вышел из употребления. И в этом нет ничего удивительного: «морзянкой» почти никто не пользуется. Корабли, самолеты, космические станции используют цифровые каналы спутниковой связи, по которым в случае бедствия можно передать гораздо больше информации за меньшее время. И все же сигнал «три точки, три тире, три точки» на всякий случай стоит знать каждому. Конечно, лучше бы он вообще никогда не пригодился, но мало ли. Сигнал SOS можно передать стуком, гудками, выстрелами, солнечным зайчиком или фонариком – и его обязательно поймут и придут на помощь.

Существует история об одном отдаленном отеле, который захватили преступники, отрезав все линии связи. Тогда сотрудники придумали интересный ход: на каждом этаже здания они вывесили на просушку несколько комплектов постельного белья в следующем порядке: три наволочки, три пододеяльника, три наволочки. Проезжавшие мимо полицейские заметили сигнал и отправили в отель вооруженный отряд.

Скорее всего, это всего лишь байка. Хотя…

Что означает SOS?

SOS

Сомалийский шиллинг

Региональные »Валюта

Оценить:
SOS

4

Оцените:
SOS

Silicon On Sapphire

Академия и наука »Электроника

Оцените:
SOS

Save Our Souls

9005

4

4 Правительство

Оцените: 9002 1
SOS

Спасите наш корабль

Правительственный »Военный — и многое другое…

Оцените:
SOS

System Of Systems

Правительство »Военное дело

SOS

Sosyoloji

Международный »Турецкий

Оцените это:
SOS

Sink Or Swim

Оцените:
SOS

Поддержка наших студентов

Сообщество »Образовательные

Оцените:
SOS

Поделиться Сообщество »Некоммерческие организации

Оцените:
SOS

Спасите наш штат

Правительственный »Государственный и местный

Светские организации за трезвость

Сообщество »Религия

Оцените:
SOS

Организации, оставшиеся в живых

Оцените:
SOS

Son Of Sam

Правительственный »Юридический и юридический

Спасем наши школы

Сообщество »Образовательные 9 0008

Оцените:
SOS

Спасите наших моряков

Правительство »Военное дело

Порождение сатаны

Сообщество »Религия

Оцените:
SOS

Оцените:
SOS

Son Of Spy

Governmental »Military

Оцените:
Soul

Sound Of Spy

Сообщество »Музыка

Оцените это:
SOS

Обслуживание за собой

Правительственные »Военные

Оцените:
Источник SOS

Сообщество »Религия

Оценить:
SOS

Сын Сатаны

Сообщество» Религия


SOS

Сохранить уличную скульптуру

Сообщество »Некоммерческие организации

Оценить: