ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Слайд 1
иНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО учебной дисциплинЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ Автор проекта: Студенты гр.12п. Лансере Даниил Шарнин Климентий Руководитель проекта: преподаватель Баранов Валерий МихайловичСлайд 2
Что такое автономное существование и каким оно бывает Автономное существование — это нахождение человека в сложных природных и других условиях изолированности, когда полностью исключена помощь со стороны и отсутствуют достижения цивилизации.
Слайд 3
Типы автономного существования Существует 2 вида автономного существования: Добровольное Вынужденное Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование природных условиях. Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств, оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
Слайд 4
Решение поставленных задач вынужденной автономии Преодоление страха: страх — это эмоциональная реакция на опасность. Если человек знаком с методикой аутотренинга, то он сможет в считанные минуты расслабиться, успокоиться, беспристрастно проанализировать ситуацию. Если же нет, то мысли о чем-нибудь другом помогут человеку расслабиться и отвлечься.
Слайд 5
Спасение имущества: при спасении имущества и запасов продовольствия следует принять дополнительные меры безопасности, так как это может быть связано с определенным риском.
Слайд 6
Установление связи: Костер остается одним из самых эффективных средств аварийной сигнализации.
Слайд 7
Построение временного укрытия, организация ночевки: 1) Нахождение участка; 2)Расположение на открытом месте; 3)Наличие поблизости водоёма или ручья.
Слайд 8
Советы «бывалых» туристов Добыча пищи: Основными источниками пищи в условиях выживания вам могут послужить: • пищевой рацион аварийного запаса; • дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы; • пища животного происхождения.
Слайд 9
Голодание и его переносимость: 1 стадия голодания: от 2-4 — дней (сохранение работоспособности) 2 стадия голодания: от 30 до 40 — чувство голода притупляется, повышается утомляемость, но человек относительно трудоспособен 3 стадия голодания: 60-70 суток — нарушается в организме обмен веществ, резкое угнетение психики.
Слайд 10
Помощь при механической травме: механические травмы бывают открытыми (раны), которые происходят с нарушением кожных или слизистых покровов, и закрытые — без повреждения их. К закрытым повреждениям относятся ушибы, разрывы внутренних органов (селезенки, печени, почек, кишечника и т.д.) и повреждения скелета: переломы костей и вывихи. Признаки травм: боль, расходящиеся края раны и кровотечение.
Слайд 11
Оказывая себе первую помощь, обязательно соблюдай строгую очередность действий: 1. Сначала надо устранить причину; 2. Почувствовав боль, постарайтесь определить ее точное местонахождение — это поможет оценить степень поражения. 3. Выбравшись на безопасное место, немного успокоившись, обследуйте тело в поисках ран, мест сильных внешних и внутренних ушибов, переломов. 4. Установив степень и места травмированности , вспомните известные вам способы оказания самопомощи.
Слайд 12
Что необходимо сделать при оказании первой помощи своему : 1. Убедиться в наличии пульса. 2. Повернуть на живот и очистить рот (при необходимости). 3. Сделать искусственное дыхание. 4. При кровотечении наложить жгут. 5. Перевязать рану. 6. При переломах наложить шину.
Слайд 13
Укусы змей. Любую змею необходимо считать потенциально ядовитой! Не пытайтесь! без крайней необходимости ловить змей или играть с ними, даже если они малы размером и внешне вялы. Первая помощь должна быть в основном ограничена иммобилизацией.
Слайд 14
Укусы насекомых Комары, мошки, мокрец — их укусы, помимо зуда кожи, способны вызвать повышенную раздражительность, потерю аппетита, бессонницу, общее нервное утомление. Отравление растительными ягодами: Ядовитые свойства растений связаны с содержанием в них алкалоидов, глюкозидов, органических кислот, сапонинов. Цвет, запах, вкус незнакомого плода не всегда являются надежным признаком его съедобности. После всасывания ядов в кровь развиваются более специфичные симптомы.
Слайд 15
Кишечные заболевания: Все симптомы заболеваний кишечника можно разделить на несколько групп. Главные из них — это болевой синдром и нарушения стула (диарея, запоры или их комбинация). Также среди признаков патологий отмечают метеоризм, расстройства аппетита.
Слайд 16
Ориентирование без карты и компаса: в ясную солнечную погоду можно определить стороны горизонта по солнцу. Около 7 ч утра оно бывает на востоке, а в 13 ч — на юге, около 19 ч — на западе. Кора деревьев, скалы, стены деревянных строений обычно с северной стороны гуще покрыты мхом и лишайником. Кора деревьев с северной стороны бывает грубее и темнее, чем с южной.
Слайд 17
Ориентирование по местным предметам: Ориентируясь по местным признакам, нельзя окончательно судить о расположении сторон горизонта по одному-двум наблюдениям. Выводы можно делать только после неоднократной проверки первоначальных результатов.
Слайд 18
Установка оборудования: Для установки оборудования нужно учесть такие факты: • температуру воздуха; • наличие насекомых; • наличие материалов для строительства; • продолжительность предполагаемой стоянки; • количество и физическое состояние потерпевших бедствие.
Слайд 19
Костры и очаги: Место для костра нужно выбрать сухое, открытое, но защищенное от дождя и расположенное неподалеку от воды. Не разводите костер возле сухих деревьев: они могут загореться. Зимой не следует разжигать костер под большими деревьями: снег, скопившийся на их ветвях, может обрушиться вниз и погасить его. КОСТРЫ И ОЧАГИ
Слайд 20
Разжигание костра без спичек Существует еще много способов добывания огня без спичек, и один из них- при помощи двух камней твердой породы (огнива, кресала). Огонь высекают скользящими ударами одного камня о другой, держа их как можно ближе к труту .
Слайд 21
ШАЛАШ На растопку наклонно кладут все более толстые поленья и палки, причем со стороны ветра оставляют между ними отверстие. В результате получится что-то похожее на шалаш. Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле.
Слайд 22
КОЛОДЕЦ (поленья, сложенные срубом) — самый распространенный и простой вид костра. Дрова укладывают наподобие сруба избы. Два полена нужно положить параллельно друг другу на некотором расстоянии, поперек них еще два. Этот костер хорош в сухую погоду.
Слайд 23
Костры для приготовления пищи. Очаги Траншейный костер Выкопайте траншею размерами 30 х 90 см и глубиной 30 см с учетом того, что дно траншеи должно быть выложено камнями. Разведите костер на камнях. Даже если огонь потухнет, камни останутся достаточно горячими, чтобы на них можно было жарить пищу.
Слайд 24
Укрытия Укрытия летом. Иногда бывает необходимо остановиться на непредвиденный привал или ночлег, быстро разбить бивак–укрытие. Ночью на таком биваке (особенно в прохладную погоду) организуется сменное дежурство.
Слайд 25
Ночлег зимой. Зимой для защиты от холода и ветра на биваках устанавливаются заслоны. Их сооружение начинают с возведения каркаса из жердей и толстых ветвей. Затем каркас переплетают тонкими ветками. Для лучшего отражения тепла внутреннюю поверхность заслона покрывают простынями или вкладышами для спальных мешков, а само ложе делают наклонным к огню.
Слайд 26
Ночлеги без палатки зимой в безлесной зоне Удобным местом для их сооружения являются участки с плотным и наиболее толстым снеговым покровом: сугробы, надувы, склоны оврагов. Выкопав любыми подручными средствами яму и укрывшись в ней, надо по возможности плотнее закрыть входное отверстие штормовкой или одеялом, повешенным на лыжах.
Слайд 27
Сигналы зеркалом Для подачи сигнала зеркалом необходимо удерживать его одной рукой возле щеки, повернуться в нужную сторону, вытянуть другую руку в направлении объекта визирования и отраженный от зеркала блик поместить на кончик отведенного большого пальца. Сигналы бедствия
Слайд 28
Дымовой костер Сперва разводят обычный костер, дающий сильный поток восходящего воздуха и когда тот хорошо разгорится, начать класть в него сырые ветки, лучше хвойных пород, и траву. В результате получите столб былого дыма. Сигнальные костры Для сигнализации ночью используют костры, дающие много света, днем лучше виден дым, причем зимой черного цвета, а летом — белого.
Слайд 29
Изучив все виды костров, которые можно сделать находясь в автономном существовании, мы, студенты 1 курса 12 группы, решили попробовать сделать свой дымовой костер. И вот, что у нас вышло:
Слайд 30
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Правила поведения в условиях автономного существования
Существует несколько простейших правил, которые следует соблюдать, отправляясь в зимнее путешествие. Если вы до конца не уверены в своих силах, сомневаетесь в качестве снаряжения или в погоде на ближайшие дни, лучше отложите поход на более поздний срок.
Нельзя отправляться в рискованное путешествие, не научившись в самых неблагоприятных условиях разводить костер, собственноручно не соорудив несколько «учебных» снежных убежищ, не переночевав в них. Ну и, само собой, категорически недопустимо отправляться на «штурм полярных высот», не проверив себя в двух–трех более легких путешествиях.
В палатки, одежду, снаряжение, которые предстоит брать с собой, должен быть конструктивно заложен двукратный запас «на холод». Предполагая встретить на маршруте десятиградусные морозы, необходимо готовиться к двадцатиградусным. Здесь лучше ошибиться в большую сторону.
Палатки, топливо, продукты питания и другие жизненно важные предметы снаряжения следует равномерно распределить между членами всей группы. Крайне опасно переносить в одном рюкзаке две–три палатки или весь запас продовольствия. Случайная его утрата может поставить группу в критическое положение.
Теплое белье, спальные мешки относятся к личному имуществу, их надлежит переносить каждому в своем рюкзаке, не передавая друг другу.
Каждый участник группы должен иметь при себе небольшой аварийный набор, куда входят: спички усиленного горения («охотничьи», «ветрозащитные» и т. п.), обрезок свечи или другого горючего материала, небольшой кусок полиэтиленовой пленки, некоторое количество продуктов питания, в приполярных районах – облегченная пила–ножовка или длинный нож. Причем если крупногабаритные предметы допустимо переносить в рюкзаке, но в таком месте, откуда их при необходимости можно быстро извлечь, то спички и свечу надо всегда иметь при себе, например, вшить во внутренний карман штормовки.
Во время путешествия необходимо постоянно помнить и неукоснительно соблюдать правила прохождения трудных участков, организации бивака. Нельзя без крайней необходимости изменять свои первоначальные решения, категорически недопустимо надеяться на авось!
Также недопустимо разделение группы на две или несколько самостоятельных подгрупп. Примеры, когда разделение группы оправдывало себя, единичны. В подавляющем большинстве случаев это лишь усугубляло тяжесть положения.
Во время путешествия следите за изменениями в погоде, прослушивая метеорологические сводки или наблюдая окружающую природу. Узнайте у местного населения признаки приближения ненастья.
Не следует считать, что люди замерзают лишь «где–то там» – на далеком Севере или на горных пиках. Ничего подобного, немалое число жертв собирают именно пригородные леса и даже парки. Сама по себе близость дома не гарантирует безопасности. Холод везде одинаково беспощаден. Минус тридцать – везде минус тридцать! Поэтому нельзя пренебрегать лишней одеждой и отворачиваться от предложенных бутербродов или термоса с горячим чаем.
Нельзя прокладывать новые дороги, срезать углы, пытаясь сократить путь, надо помнить: прямая дорога не всегда самая короткая. Если люди проложили лыжню, значит, на то имеются свои основания.
Нельзя путешествовать по лесу в сумерках. Необходимо быть готовыми к тому, что погода ухудшится, а лыжню занесет. Поэтому надо «привязывать» свой маршрут к «вечным» ориентирам – скалам, одиночным деревьям, завалам, скоплениям камней и т. п.
Нельзя ходить в одиночку. То, что город находится в одном–двух километрах, не спасает человека, сломавшего ногу или потерявшего сознание в результате сердечного приступа. Необходимо возвращаться сразу же, как только человек почувствовал себя плохо или очень устал.
В холодную погоду, особенно при сильном ветре, необходимо постоянно контролировать свое состояние, не допуская общего или местного переохлаждения. Надо растирать открытые участки кожи, подверженные прямому воздействию низких температур и ветра, и согревать замерзшие конечности всеми доступными способами – растиранием, обогревом на теле, широкими махами и т. п.
Элективный курс «Автономное выживание». 9 класс.
Рабочая программа элективного курса по ОБЖ
«Автономное выживание»
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка..……………………..………………….…..3 стр.
1. Раздел 1 Актуальность курса «Автономное выживание»…… …..4 стр.
2. Раздел 2. Рабочая программа Элективного курса по «ОБЖ»
«Автономное выживание»……………………………………..……… 7 стр.
Литература……………………………………………………….……14 стр.
Приложение
Пояснительная записка
Возрастание масштабов техно-социальной среды, ухудшение экологической ситуации не могут не отразиться на здоровье и безопасности наших детей. Это подтверждает тревожная статистика и жестокие факты. Чаще всего беда обусловлена неопытностью, незнанием, неумением детей определять свое поведение в окружающем небезопасном мире. Не зря гласит пословица: «Кто предупрежден – тот вооружен». Поэтому особую актуальность в наше время приобретает обучение детей и подростков навыкам выживания.
К сожалению, многие взрослые и дети недооценивают важность подобной работы, так как находятся в комфортных условиях и до поры до времени не сталкиваются с угрожающими их здоровью и жизни ситуациями. Но как только человек становится участником этой ситуации, он осознает свою беспомощность. Чтобы предотвратить многие беды, надо знать не только причины их возникновения, но и уметь их преодолеть. Учиться никогда не поздно, но лучше это начать как можно раньше.
Программа элективного курса «Автономное выживание» (9 класс) поможет сформировать у обучающихся в условиях организованного обучения навыки безопасного поведения в ситуации автономного существования в природных условиях.
Раздел 1. Актуальность курса «Автономное выживание».
Способность человека успешно выживать в суровых (экстремальных) условиях природной среды – одно из древнейших его качеств. Он научился защищать себя от холода и зноя, строить себе жилище из снега и ветвей деревьев, добывать огонь трением, отыскивать съедобные плоды и коренья, охотиться на птиц и зверей и т.п. Но прошли столетия и человек, вкусив блага цивилизации, стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки, приобретенные предками за многие столетия. Являясь членом общества, он привык мыслить, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать на чью – то помощь. И действительно, в повседневной жизни человеку не приходится ломать себе голову как укрыться от жары или от холода, чем и где утолить жажду и голод. Заблудившись в незнакомом городе, он без труда получит необходимую информацию, заболев, обратится к врачу.
Однако и в наши дни нередки случаи, когда человек в результате сложившихся обстоятельств, попадает в экстремальные природные условия: в пустыню, тайгу, джунгли, на крайний север. Ведь люди стали более экзотично проводить отпуск, больше путешествовать и ездить по миру.
Жизненно важно быть готовым к любой ситуации, и подготовка по выживанию является лучшим страховым полисом, который может быть у человека. Простое применение базовых принципов и знание того, что делать в экстренных ситуациях, сделает мир более безопасным для нас.
Можно оказаться в одиночестве в любом месте земного шара – в арктических льдах и в пустыне, в тропических джунглях и открытом океане. Конкретная обстановка требует своих методов выживания. Горы, джунгли, открытые равнины и болота могут выглядеть для попавшего туда и пытающегося выжить человека опасными, но в каждой местности есть какие – то полезные вещи, и там можно искать пищу, топливо, воду, укрытие – если знать как. Весьма важны климатические условия. Надо знать, как перенести жгучий мороз и как выжить в палящем зное – они создают разные проблемы. Выживание зависит от применения базовых принципов и конкретных условий
Хотя первоначально могут потребоваться огромные физические усилия для того, чтобы выбраться из опасной ситуации, выживание – это, прежде всего, деятельность разума. После того, как пройдет первоначальное возбуждение и выброс адреналина, будет необходима решимость продолжать борьбу. Нас заставляет действовать врожденный инстинкт, который лучше всего характеризуется выражением «воля к жизни». Это то самое прочное основание, на котором мы строим всю нашу подготовку и стараемся всячески его укрепить. Легко понять , насколько мы сильны физически, но очень трудно узнать, насколько сильны мы духом.
Инстинкт выживания ослабевает по мере того, как мы становимся более цивилизованными, поэтому важно не дать забыться нашим навыкам и быть готовыми к любой ситуации.
Нельзя сказать, что вопросы обучения детей безопасному поведению не интересовали педагогов ранее. Содержание обучения детей в системе туристско-краеведческой деятельности предусматривает изучение вопросов обеспечения безопасности, охраны природы, подготовки к действиям в экстремальных условиях природного характера. Однако это происходило только в системе дополнительного образования детей. Только в 1991 г. с введением в программу общеобразовательных учреждений курса «Основы безопасности жизнедеятельности» появилась возможность массового обучения детей безопасному поведению на природе, в экстремальных ситуациях.
По программе ОБЖ на изучение темы «Автономное выживание в природных условиях» отводится в 8 классе 2 часа. В связи с этим особую актуальность приобретает введение элективного курса «Автономное выживание » в 9 классе, дающего возможность дополнить и качественно повысить возможности обучения школьников навыкам выживания в экстремальных условиях природной среды, формирование личностных качеств подростков.
Раздел 3. Рабочая программа элективного курса по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса «Автономное выживание»
Пояснительная записка
Курс «Автономное выживание» предназначен для формирования системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выживания в природной среде в случае экстремальной ситуации. Программа курса строится на основе формирования целостного представления об опасностях природной среды и предполагает привитие знаний и умений распознавать и оценивать опасные факторы, определять способы защиты от них, ликвидировать негативные последствия и оказывать само – и взаимопомощь. Кроме того, содержание курса направлено на формирование ряда физических качеств и психических черт личности, необходимых для решения вопросов выживания в различных аварийных ситуациях.
Цель курса: приобретение знаний и умений выживания в условиях вынужденной автономии.
Задачи:
привитие знаний и элементарных навыков безопасного поведения в природных условиях;
формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности;
выработка навыков аналитического поведения в жизнеопасных ситуациях;
систематизация знаний о факторах риска в природной среде;
формирование первичных навыков выживания в природной среде.
Планируемый результат:
приобретение учащимися навыков правильного анализа и адекватного поведения в жизнеопасных ситуациях, психической устойчивости в условиях повышенной опасности;
формирование умения выживать при автономном существовании в природной среде.
Учебно – тематический план
Тематическая линияКоличество часов
1
Понятие об автономном существовании в природных условиях
2
2
Выживание в условиях автономного существования
9
3
Организация водопотребления и питания в аварийной ситуации.
9
4
Защита от неблагоприятных климатических условий.
6
5
Первая медицинская помощь в условиях автономного существования
7
6.
Защита от опасных животных и насекомых.
1
Учебно – тематическое планирования
1.Понятие об автономном существовании в природных условиях2
2
2. Выживание в усл. автоном. существования.
2.1. Факторы риска
1
1
2.2. Особенности выживания в различных климатогеографических зонах.
2
2
2.3. Как правильно подать сигнал бедствия
1
1
2
2.4. Аварийное ориентирование. Как потерпевшим бедствие в кратчайшие сроки выйти к людям.
2
2
4
3. Организация водопотребления и питания в условиях автономного существования.
3.1. Обеззараживание воды, поиск и использование водоисточников.
2
2
3.2. Добыча продуктов питания.
6
1
7
4. Защита от неблагоприятных условий.
4.1. Аварийные убежища.
3
3
4.2. Оборудование кострового бивака.
2
1
3
5. Первая медицинская помощь в условиях автономного существования.
5.1. Первая доврачебная помощь.
4
2
6
5.2. Транспортировка пострадавших.
1
1
6. Защита от опасных животных и насекомых.
1
1
Примерное содержание
Понятие об автономном существовании в природных условиях.
Понятие об автономном существовании в природной среде. Краткая история развития науки выживания.
Выживание в условиях автономного существования.
Факторы риска.
Факторы риска в условиях автономного выживания: голод, жара, жажда, холод, страх, переутомление, одиночество.
Особенности выживания в различных климатогеографических зонах.
Выживание в арктической пустыне, тундре, тайге, смешанном лесу, в лесостепи, степи (полупустыне), в пустыне, в горах.
Факторы выживания.
Факторы выживания: готовность к действию в аварийной ситуации, воля к жизни, знание приемов самоспасения, общая физическая подготовка, закалка, правильная организация спасательных работ. Тактика выживания.
Как правильно подать сигнал бедствия.
Средства привлечения внимания спасательных команд: радиотехнические средства аварийной сигнализации, пиротехнические сигнальные средства, сигнальное зеркало, звуковая сигнализация, электрические средства сигнализации, азбука Морзе, воздушный змей, флаги – сигналы, сигнальный костер, свеча, жировая и керосиновая лампы, радарные отражатели, бутылочная почта, международная кодовая таблица.
Аварийное ориентирование. Как потерпевшим бедствие в кратчайшие сроки выйти к людям. 2ч
Определение сторон света по компасу, самодельный компас.Ориентирование по звездам, солнцу, тени; по солнцу и часам, по луне, по местным приметам, по культовым сооружениям. Особенности ориентирования в лесотундровой и тундровой зоне.
Поиск людей: наблюдение, прослушивание, следопытство, ориентирование с помощью приемника.
Организация водопотребления и питания в аварийной ситуации.
Обеззараживание воды, поиск и использование водоисточников.
Способы обеззараживания воды, простейшие фильтры. Приемы поиска водоисточников. Добыча воды в условиях жаркого климата.
Добыча продуктов питания.
Съедобные дикорастущие растения, плоды, ягоды, грибы. Ядовитые растения и грибы.
Рыбалка и рыболовные снасти.
Охота и охотничьи снасти.Приготовление и хранение продуктов животного происхождения.
Нетрадиционные продукты питания суши и моря.
Изготовление примитивной посуды.
Защита от неблагоприятных климатических условий.
Аварийные убежища.
Выбор места расположения бивака. Построение убежища в безлесье и малолесье, в тайге и густолесье, на болоте и сильно увлажненной почве.
Капитальные долговременные убежища.
Особенности строительства снежных убежищ.
Оборудование кострового бивака.
Способы добычи огня. Организация кострового бивака: выбор места, костровище, заготовка дров, растопки, разжигание и поддержание костра. Типы костров. Сушка одежды и обуви возле костра.
Первая медицинская помощь в условиях автономного существования.
Первая доврачебная помощь.
Первая помощь при переохлаждении и перегревании, при ожогах и обморожении.
Алгоритм оказания первой медицинской помощи при шоке, обмороке, кровотечениях, переломах, ранах, при острой боли в животе, в грудной клетке, асфиксии. Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Первая помощь при укусе змеи, ядовитых насекомых.
Использование лекарственных растений.
Транспортировка пострадавших.
Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление носилок из подручных средств.
Защита от опасных животных и насекомых.
Ядовитые змеи. Ядовитые насекомые пустыни и степи. Ядовитые рыбы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать
факторы риска и факторы выживания в природных условиях;
общую схему действий в первые минуты аварии;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь
правильно подавать сигналы бедствия;
добывать огонь, воду и пищу в условиях автономного пребывания;
распознавать съедобные и ядовитые грибы и ягоды;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях, отравлениях;
ориентироваться на местности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выживания в природных условиях
Литература
Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. 204 с.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. Мн.: Народная асвета, 1982. 239 с.
Ганери А. Книга исследователя. Полезные советы юным путешественникам. М.: РИПОЛ классик, 2010. 128 с.
Ермолин А.А. Навигатор третьего тысячелетия или Как стать разведчиком. М.: Народное образование, 2004. 432 с.
Крис Макнаб. Азбука выживания. Это должен знать каждый. М.: Белый город, 2008. 128 с.
Мазнев Н.И. Первая помощь подручными средствами. М.: Эксмо, 2008. 288 с.
ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. 2008. № 7 — 8
Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения. М.: ЗАО издательство «Русский журнал», 2001. 194 с.
Выживание в автономных условиях
29 ИюлУдаропрочные защитные кейсы — обязательный аксессуар охотника и путешественника. Поместив в такой контейнер ружье или фотокамеру, можно не переживать об их состоянии, даже если пойдет дождь или лодка перевернется.
03 ФевКаннибализм – страшное преступление для большинства современных людей. Кажется, что оно полностью исчезло. Но это лишь иллюзия. Людоеды – рядом…
05 СенПредсказать землетрясения почти невозможно, как и остановить бедствие. Но если знать основные правила выживания, то можно повысить свои шансы на спасение, какой бы разрушительной силы не были подземные толчки.
03 АпрКак выжить человеку, оказавшемуся один на один с пустыней? Необходимо обеспечить себя укрытием, водой и пищей. Огромные просторы таят в себе немало опасностей.
24 ИюнПоиск пропитания и способы добычи пищи в лесу. Богатство и широкий выбор еды в дикой природе в любое время года. Возможность организации полноценного питания в экстремальных условиях.
15 МайСтроительство бункера необходимо для обеспечения комфорта и безопасности всей семьи. Каждый сможет самостоятельно осуществить строительство с минимальными затратами.
08 МайМного опасностей подстерегает сноубордистов, альпинистов, горнолыжников. Но самая непредсказуемая из них – снежные лавины. Как спастись и обезопасить себя?
02 МайПосле некоторых атомных катастроф был разработан ряд различных превентивных мер для профилактики и защиты от радиации, ознакомиться с которыми нужно каждому.
22 АпрРастительные дары лесов и полей и сейчас широко распространены – ягоды, листья, злаки, – заслуженные источники здорового питания, спасающие от голодной смерти.
13 АпрРадиация всегда была невидимым и смертельным спутником человечества. Сегодня она нередко выходит из-под контроля и становится причиной различных катастроф.
Автономное существование в природе. Правила автономного существования
Земля — идеальная среда обитания человека. Он не может существовать без природы, так как сам является ее большой частью. Много веков назад люди были очень тесно связаны с окружающей средой и полностью от нее зависели. С тех пор прошло время, человек научился строить города, добывать энергию, летать в космос, и пусть связь с природой ощущается не так остро, но без растений и животных, воздуха и воды нам не выжить.Часто возникают ситуации, когда человеку приходится принимать условия автономного существования, то есть выжить в дикой природе без посторонней помощи. Это может произойти по воле искателя приключений или не по его воле.
Добровольное приключение
Иногда люди ставят перед собой цели, требующие особой выдержки, например, пересечь океан в одиночку. Они берут определенное количество ресурсов, которых должно хватить на время, и отправляются в дорогу. После того, как этот запас исчерпан, они вынуждены добывать себе пищу и воду, например, ловить рыбу и опреснять воду.При этом говорится, что это добровольное автономное существование человека. Его цели могут быть разными: связь с природой, проведение научных исследований или экспериментов, выяснение их возможностей. Примеры автономного существования часто встречаются на страницах книг и журналов. Один из них — пересечение Антарктиды Бьоргом Осландом. Он один в 1996–1997 годах катался на лыжах через Южный полюс. За 64 дня он преодолел 2 845 км льда и снега, проявив себя сильным как физически, так и морально.Но самый понятный пример этого вида деятельности для рядового гражданина — обычные пешие походы, которые не так уж и сложно помучить смельчаков, но все же уйти с природой один на один.
Принудительное автономное существование
Такая крайность совсем не в пользу многих, потому что это действительно очень сложно. Зачем мучить себя, если не видите в этом смысла? Но жизнь очень непредсказуема, и бывает, что волей-неволей человек сталкивается лицом к лицу с природой, вынужден выживать любыми способами.Такое автономное существование называется принудительным. Оно резко отличается от добровольного, потому что в первом случае человек готовится к такому приключению, он сознательно идет на него, ставя себе определенную цель. Если, например, человек заблудился в лесу или выжил на месте кораблекрушения, то его необходимо кардинально восстановить, чтобы выжить и вернуться домой. Это очень сложно и физически, и морально.
Фактор одиночества
Человек — существо, которое сильно зависит от общества, то есть от окружающих людей.Оказавшись в одиночестве в экстремальной ситуации, он может психологически сломаться. Ведь вынужденное автономное существование приводит к появлению большого страха, а если рядом нет никого, кто мог бы поддержать и успокоить, то этот страх усиливается в десять раз. Часто возникает очень негативная эмоциональная реакция, которая проявляется в чувстве безнадежности, приближении смерти, боли и страданий. Это связано с тем, что человек находится в незнакомой среде, которая потенциально может нести в его жизни множество опасностей.В такие моменты особенно остро стоит собственная слабость и хрупкость организма. Автономное существование может вызывать контролируемый или неконтролируемый страх. В первом случае он может не только быть безобидным, но и помогать, подталкивать к действиям, ведущим к наиболее эффективному решению проблем. Но если это неконтролируемый страх, то он подчиняет себе каждую мысль и действие человека. В панике нет ничего хорошего, это только усугубит ситуацию.
Сигнал бедствия
Автономное существование в природе может быть недолговечным при правильном поведении.Первое, чего не следует делать, — это покидать место происшествия. Лучшим вариантом, если человеку ничего не угрожает, станет лагерь. Ведь для спасателей довольно большая сложность найти жертв катастрофы в горах, лесу или в непогоду. Поэтому заранее необходимо придумать сигнал, который будет подавать, если к человеку приближается транспортное средство, например, вертолет. Лучшим в этом случае будет костер. Это самый быстрый и простой способ. Материал для него нужно подготовить заранее.Если это случилось в пустыне, то вместо хвороста можно банку с песком, пропитанную каким-нибудь горючим веществом. Огонь следует разводить только тогда, когда спасательное оборудование видно или слышно. Кроме того, если это открытая площадка, можно поставить табличку из камней или затоптать ею снег. Не будут лишними и флажки из яркой ткани.
Продовольствие
Автономное существование человека в природе осложняется недостатком пищи, что может привести к голодовке.Он может быть полным, когда совсем нет еды, но в организм поступает вода, и абсолютным, когда нет даже воды. Первый вариант более приемлем, так как силы можно черпать из внутренних запасов (жировых отложений и уменьшения размера и объема клеток). Человек без еды может прожить до 70 дней, но они уже взрослые. Для детей этот срок сокращается в разы. Но главное даже при отсутствии еды — это вода. Так как без него можно прожить всего пару дней. В пустыне найти его очень сложно, но если постараться, все возможно.Например, можно соорудить солнечный конденсатор, основу которого составляет водоотталкивающая пленка, а можно выжать из кактуса сок. На вкус горьковато, но в таких условиях сгодится все. Если рядом есть ручей или рядом река, то воду можно пить оттуда, но нужно ее кипятить, а если нет ничего, просто кладете раскаленный уголь из огня в любую посуду. Это поможет избежать заражения в будущем.
Обнаружение
Вынужденное автономное существование может быть уменьшено, если человек знает, как ориентироваться на местности.Первое, что вы можете сделать, это вернуться самостоятельно,
.Автономность в предложении (особенно хорошее предложение, например, цитата, пословица …)
1, Пять из шести провинций должны стать автономными регионами в рамках новой федеральной системы управления.
2, Они с гордостью объявили себя частью новой автономной провинции .
3, Учителя стремятся помочь детям стать автономными учениками.
4, Страна разделена на 17 автономных областей.
5, Галисия — это автономный регион Испании .
6, Высшее образование относительно автономных от государства.
7, Каждый штат США имеет автономное правительство .
8, Он относился к нам как к автономным людям, которые должны были научиться принимать собственные решения по важным вопросам.
9, Большинство шотландцев предпочитают автономную Шотландию, предполагающую передачу полномочий или полную независимость.
10, Традиционные теории автономного человека преувеличивают видовые различия.
11, Логично, что автономный дом не может использовать электрическую сеть.
12, Это автономный дом , а не автономный дом.
13, Все изменения являются автономными в том смысле, что они сами по себе не вызваны изменениями доходов или процентных ставок.
14, Андорра — это автономный регион , внешние сношения которого находятся в ведении Франции и Испании.
15, Горбачев, Янаев и президенты автономных республик также были членами Совета Федерации.
16, В результате [http://sentencedict.com/ autonomous .html] объем автономных коллективных переговоров был ограничен.
17, Все новые автономных сообщества создали парламенты и нормативно-правовую базу в течение четырех лет после обнародования новой конституции.
18, Вы также автономные , как вызов, уверены, гибки и наслаждайтесь новыми впечатлениями.
19, Температура в жилой комнате автономного дома первоначально измерялась зимой 1994-95 гг.
20, В автономном и ауратическом искусстве восприятие контраста индивидуализировано, и аудитория обычно погружается в саму работу.
21, Гостиницы компании работают как автономных единиц, и их деятельность координируется лишь в ограниченной степени.
22, хотя официально остров является зависимой территорией, фактически является автономным .
23, Его философия заключается в осознании себя как автономной личности .
24, Бонни Хикс показалась мне парадигматическим примером автономной , свободной личности, которая на раннем этапе решила построить образ жизни, соответствующий ее идиосинкразическому чувству самовыражения.
25, Таким образом, существует связь между личными фантазиями людей и их статусом автономных индивидов.
26, Эти полномочия ограничивают степень, в которой мужчины и женщины могут быть автономными и равными в занятиях любовью.
27. Оба народа составляют регионы с историческими границами, и оба имеют воспоминания или, по крайней мере, народные воспоминания о автономных учреждениях.
28, Совместное предприятие будет в равной степени принадлежать обоим партнерам и будет управляться автономной командой менеджеров .
29, Нет данных о расходе воды для стиральной машины в автономном доме .
30, Циклические колебания потребления, инвестиций и национального дохода после увеличения автономных инвестиций — взрывоопасный случай.
.ПРОГНОЗв автономном транспортном средстве — все, что вам нужно знать | Атул Сингх
Подумайте о ситуации: вы ехали на машине по двухполосной дороге, двигаясь вперед, вы хотите повернуть направо, но на 2-й полосе машина едет в противоположном направлении. Что вы теперь будете делать? ?
Прогнозирование в автономном транспортном средстве — это все о том, как наше автономное транспортное средство будет прогнозировать траекторию или путь другого транспортного средства и предпринимать действия, чтобы избежать столкновения.
Я участвую в третьем семестре программы Udacity Self Driving Car Nanodegree, и здесь я поделюсь своими знаниями по прогнозированию, важной части планирования траектории для автономного транспортного средства.
Входные данные для прогнозирования поступают из объединения датчиков и локализации. Слияние датчиков — это объединение данных (с использованием фильтра Калмана) от нескольких датчиков (таких как радар, лидар и т. Д.) Для нашего автомобиля, чтобы понять его среду, в то время как локализация используется автомобилем, чтобы точно знать, где он находится.
После получения входных данных прогнозирование траектории движения транспортного средства может быть выполнено следующими способами:
1. Подход на основе модели
2. Подход на основе данных
Эти подходы могут использоваться по отдельности или вместе два, чтобы сделать лучший прогноз.
Давайте рассмотрим эти подходы по очереди: —
1. Подход на основе модели:
Этот подход определяет типичное поведение транспортного средства (смена полосы движения, поворот налево, поворот направо, определение максимальной скорости поворота и т. Д. ).
В этом подходе мы создаем модель для каждой возможной траектории, по которой может двигаться транспортное средство, и отправляем ее в мультимодальный алгоритм оценки (предположим, что это черный ящик) вместе с поведением автомобиля.Этот алгоритм назначит вероятности траекторной модели, и, наконец, будет выбрана модель с наибольшей вероятностью.
Модальный подходПрежде чем мы углубимся в модельно-ориентированный подход, давайте взглянем на систему координат Frenet.
Система координат Frenet
В FCS мы используем обозначение ‘s’ и ‘d’ для определения положения объекта, где ‘s’ — это расстояние на дороге , а d определяет расстояние от центра полосы , в отличие от декартовой системы координат, в которой мы используем координаты x, y для обозначения положения на дороге.FCS — лучший способ представить положение объекта на дороге, потому что реализовать уравнение для извилистой дороги с использованием декартовых координат будет намного сложнее.
Шаги, используемые в модельно-ориентированном подходеШаги, используемые в модельно-ориентированном подходе:
Шаг 1: Определите общее поведение автомобилей
Шаг 2: Создайте модель процесса для каждого идентифицированного поведения
Шаг 3: Рассчитайте вероятности каждой модели процесса
Давайте разберемся с каждым шагом на простом примере:
Источник изображения: Udacity Nano Degree ProgramПредположим, что наш автономный автомобиль (зеленый автомобиль) должен выехать на шоссе.для этого он должен предсказать поведение синей машины.
Step1:
Поведение синего автомобиля может быть следующим:
- Он будет игнорировать нас
- Он будет замедлять скорость и будет вежливым водителем, чтобы позволить нашей машине ехать вперед
- Он ускорится и поедет впереди нашей машины
- Он сменит полосу движения и продолжит движение с той же скоростью
и т. д.
Мы должны представить каждое из этих поведений с помощью математического описания.Для этого мы перейдем к шагу 2.
Шаг 2:
Модель процесса предоставляет математическое описание идентифицированного поведения.
Эти модели могут различаться по сложности от очень простого до очень сложного математического описания.
- Обратите внимание, что количество моделей процесса зависит от количества идентифицированных поведений. Это может варьироваться в зависимости от количества поведения.
Общая форма модели процесса для прогнозируемого состояния x в момент времени k задается как:
вектор состоянияШаг 3:
На этом этапе мы собираемся определить, какое действие совершает водитель в автомобиле. собираемся выполнить, присвоив вероятность модели процесса, которую мы создали для каждого поведения.Это делается с помощью многомодальных алгоритмов оценки . Самый простой подход к этому алгоритму — это Автономный многомодальный алгоритм (AMM).
Автономный многомодальный алгоритм (AMM).
В AMM мы сначала наблюдаем состояние автомобиля в момент времени k-1 и в момент времени k.
Затем мы вычисляем нашу модель процесса во время k-1 и получаем ожидаемые состояния для времени k.
Затем просто сравнит вероятность ожидаемого состояния с наблюдаемым состоянием.И получите вероятность модели в момент времени k, используя следующую формулу:
Вероятность модели (i) в момент времени k
где:
M: Количество различных моделей процесса
U: Вероятность модели.
L: Вероятность наблюдения модели
k: отметка времени
Наконец, выбирается модель с наибольшей вероятностью.
2. Подход, основанный на данных
В подходе, основанном на данных, мы возьмем черный ящик и обучим его, используя множество обучающих данных.После обучения мы приспособимся к наблюдаемому поведению и получим прогноз.
Это полезно для определения конкретных моделей транспортного средства, которые иначе можно было бы упустить.
Подход на основе данных выполняется в два этапа:
- Автономное обучение (Обучение модели)
- Онлайн-прогнозирование (Прогнозирование траектории с использованием модели)
Автономное обучение
Шаги Используется в подходе на основе данных:
Шаг 1: Получить данные о множестве траекторий
Шаг 2: Очистить данные
Шаг 3: Выберите меру для определения сходства
Шаг 4: Выполнить Неконтролируемая кластеризация траекторий с использованием алгоритмов машинного обучения, таких как спектральная кластеризация или агломеративная кластеризация
Шаг 5 : Определите шаблон траектории для каждого кластера
Следуя этим шагам, мы получим шаблонов и кластер траекторий
Онлайн-прогнозирование
Шаг 1: Наблюдайте за частичной траекторией транспортного средства
Шаг 2: Сравните его с траекториями прототипа
Шаг 3: Предскажите траекторию
Повторяйте шаги онлайн-прогнозирования до тех пор, пока мы не найдем максимальную вероятность того, что одна из траекторий прототипа будет похожа на траектория движения автомобиля.
Итак, до сих пор вы должны хорошо разбираться в двух разных подходах к предсказанию траекторий.
Гибридный подход
Итак, теперь вопрос в том, какой подход использовать ..?
Ну почему бы не воспользоваться преимуществом обоих подходов. Здесь на сцену выходит гибридный подход. 🙂
Гибридный подходЧтобы реализовать гибридный подход, мы заменим оценку множественного движения подхода, основанного на движении, на машинное обучение.А для этого нам понадобится классификатор. Таким образом, одним из таких классификаторов является Наивный байесовский классификатор
Наивный байесовский классификатор:
Типичное допущение при работе с непрерывными данными состоит в том, что непрерывные значения, связанные с каждым классом, распределяются в соответствии с распределением Гаусса.
Например, предположим, что обучающие данные содержат непрерывный атрибут x. Сначала мы сегментируем эти данные по классам, а затем вычисляем среднее значение и стандартное отклонение для каждого класса.Предположим, у нас есть k_-й сегмент класса, то есть C_k для x и u_k — это среднее значение, а sigma_square_k — стандартное отклонение. Тогда распределение вероятностей v для данного класса C_k можно вычислить, подставив v в уравнение
.3 Автономная технология: возможности и потенциал | Автономные транспортные средства поддержки военно-морских операций
различных направлений каждой из групп, определяющих LOA. Применение концепций и технологий автономии к системе по своей сути является сложной проблемой с несколькими степенями свободы, которые необходимо решать. Таким образом, невозможно полностью охарактеризовать реализованную степень автономности одним числом.
Расширенный обзор уровня автономии
Основное ожидание от автономных транспортных средств ВМФ и Корпуса морской пехоты заключается в том, что они смогут выполнять задачи миссии надежно, эффективно и по доступной цене с надлежащим уровнем независимости от человеческого вмешательства.Однако на практике сложно присвоить какой-либо AV единый уровень автономии. Во многом это связано с тем, что AV и их системы управления предназначены для выполнения сложных задач, состоящих из множества действий, каждая из которых может быть реализована с различным уровнем автономии. Этот факт подразумевает, что понятие сложности также необходимо учитывать при назначении LOA AV.
В этом разделе предлагается новый взгляд на уровень автономии, который в дальнейшем именуется , уровень автономии миссии .Как описано ниже, автономность миссии состоит из двух степеней свободы: сложности миссии и степени автономности . «Сложность миссии» отражает количество функциональных возможностей миссии, присущих любой данной системе, или количество различных миссий, которые могут быть реализованы системой, независимо от того, выполняются ли они автономно или нет. «Степень автономности» отражает степень автономии, используемую для выполнения любой конкретной миссии или функциональных возможностей.
Сложность миссии, первая степень свободы, не следует путать со сложностью системы , которая увеличивается по мере увеличения количества и разнообразия элементов системы (например, транспортных средств, операторов, процессоров, каналов передачи данных, датчиков, баз данных, баз питания, и т. д.) становятся больше, а уровень предсказуемости системы снижается. Сложность системы частично является результатом выбора требований к автономности миссии.
Чтобы подробнее рассказать о сложности миссии, полезно рассмотреть ее в контексте миссии с автономным транспортным средством.Миссия — это иерархический набор действий миссии, которые упорядочены для достижения целей миссии. Действия высокого уровня (т. Е. Фазы миссии, такие как запуск, вход, операции, выход и восстановление) разбиты на второстепенные действия, которые, в свою очередь, далее раскладываются на примитивные действия. Каждая миссия может быть выполнена за счет различного сочетания взаимодействия человека и / или машины. Участие человека в миссии можно разделить на категории с точки зрения контроля и авторизации, координации и разведки, как это показано во вставке 3.2 предлагаю.
Количество уровней активности миссии (например, высокий, средний, низкий), количество действий миссии на каждом уровне и степень функциональности человеческого эквивалента (например, интеллекта), требуемая для каждого из них, являются конструктивными решениями, которые после принятия определить сложность самого АВ. Сложность миссии в таком случае характеризуется количеством функциональных возможностей миссии, которые может выполнять
. .