Способы переноски пострадавшего.
Тема: Способы переноски пострадавшего.
Цель: ознакомить учащихся со способами переноски пострадавшего.
Материалы для работы: учебник ОБЖ (авторы: Маслов А. Г., Кузнецов М. И., Марков В. В., Латчук В. Н.).
1. Работа по теме.
Способы переноски пострадавшего.
Запомните! При использовании любого способа переноски должна быть обеспечена безопасность пострадавшего.
Безносилочная переноска.
Транспортировка пострадавшего на руках. Такую транспортировку производят вдвоем, сложив руки в «замок» из трех рук или в «замок» из четырех рук (см. рис. 1).
Рис.1. Транспортировка на руках.
Переноска на шесте. Для переноски на шесте (см. рис. 2) требуются: шест длиной не менее 3 м, транспортировочный мешок, палка длиной 60—70 см.
Переноска на носилках. Для переноски на носилках (см. рис. 3) из шестов требуются два шеста длиной около 2,5 м, пять палок длиной около 60 см и шнур.
Рис. 3. Переноска на носилках
Носилки-волокуши. В лесной зоне можно соорудить носилки-волокуши из длинных жердей. Для этого потребуются три жерди 5—6-метровой длины, на тонких концах которых оставляют ветки, две-три поперечины и шнур.
Переноска в рюкзаке. Для переноски пострадавшего в рюкзаке (см. рис. 4) нужно распороть внизу его боковые швы примерно па 30 см от дна. Продев ноги пострадавшего в эти отверстия, надевают на него рюкзак наподобие брюк и завязывают на уровне груди. Переноску осуществляет один человек.
Рис. 4. Переноска пострадавшего в рюкзаке
Помните! При серьезных сочетанных травмах пострадавшего следует перемещать без изменения его положения.
При транспортировке необходимо постоянно следить за состоянием пострадавшего, помня о том, что оно в любой момент может ухудшиться.
Способ переноски пострадавшего зависит от его общего состояния и характера повреждения (рассмотрите таблицу 6).
Вывод: способ переноски пострадавшего зависит от его общего состояния и характера повреждения. Для переноски пострадавшего можно использовать подручные материалы.
2. Закрепление материала. Внимательно прочитайте § 29. Устно ответьте на вопросы 1,2,3 после параграфа .
3. Домашнее задание. Из учебника подробно опишите два любых способа транспортировки (письменно).
Задание выполнить с 24.04.2020 г по 30.04.2020 г.
Дата публикации — 23.04.2020
Способы переноски пострадавшего.
Тема: Способы переноски пострадавшего.
Материалы для работы: учебник ОБЖ (авторы: Маслов А. Г., Кузнецов М. И., Марков В. В., Латчук В. Н.).
1. Работа по теме.
Способы переноски пострадавшего.
Запомните! При использовании любого способа переноски должна быть обеспечена безопасность пострадавшего.
Безносилочная переноска.
Транспортировка пострадавшего на руках. Такую транспортировку производят вдвоем, сложив руки в «замок» из трех рук или в «замок» из четырех рук (см. рис. 1).
Рис.1. Транспортировка на руках.
Переноска на шесте. Для переноски на шесте (см. рис. 2) требуются: шест длиной не менее 3 м, транспортировочный мешок, палка длиной 60—70 см.
Рис. 2. Переноска пострадавшего на шесте
Переноска на носилках.
Для переноски на носилках (см. рис. 3) из шестов требуются два шеста длиной около 2,5 м, пять палок длиной около 60 см и шнур.Рис. 3. Переноска на носилках
Носилки-волокуши. В лесной зоне можно соорудить носилки-волокуши из длинных жердей. Для этого потребуются три жерди 5—6-метровой длины, на тонких концах которых оставляют ветки, две-три поперечины и шнур.
Переноска в рюкзаке. Для переноски пострадавшего в рюкзаке (см. рис. 4) нужно распороть внизу его боковые швы примерно па 30 см от дна. Продев ноги пострадавшего в эти отверстия, надевают на него рюкзак наподобие брюк и завязывают на уровне груди. Переноску осуществляет один человек.
Рис. 4. Переноска пострадавшего в рюкзаке.
Помните! При серьезных сочетанных травмах пострадавшего следует перемещать без изменения его положения.
При транспортировке необходимо постоянно следить за состоянием пострадавшего, помня о том, что оно в любой момент может ухудшиться.
Способ переноски пострадавшего зависит от его общего состояния и характера повреждения (рассмотрите таблицу 6).
Вывод: способ переноски пострадавшего зависит от его общего состояния и характера повреждения. Для переноски пострадавшего можно использовать подручные материалы.
2. Закрепление материала. Внимательно прочитайте § 29. Устно ответьте на вопросы 1,2,3 после параграфа .
3. Домашнее задание. Из учебника подробно опишите два любых способа транспортировки (письменно).
Задание выполнить с 21.04.2020 г по 27.04.2020 г.
Дата публикации — 20.04.2020
Транспортировка пострадавшего без носилок на сайте ПоискПути
Что делать, если один из участников похода получил травму и не может передвигаться самостоятельно ? На что обратить внимание при организации транспортировки пострадавшего и какие подручные средства можно использовать.
Вовремя оказанная первая помощь – залог успешной реабилитации и восстановления организма. Главное, во время оказания первой помощи, дождаться медиков и организовать правильную транспортировку пострадавшего. Бывают ситуации, когда перемещение человека требуется произвести без носилок.
Если помощь оказывается одним человеком, то применяются следующие виды переноски пострадавшего лица:
- Перетаскивание. Необходимо положить руки потерпевшего на его грудную клетку. Далее, присаживаемся за его спиной, просовываем руки ему подмышки и тянем. Если потерпевшее лицо в состоянии самостоятельно сесть, держать руки скрещенными на груди, то достаточно также обхватить его сзади, пропустив руки подмышками, тянуть на себя.
- Перенос на спине. Если потерпевшее лицо не в состоянии самостоятельно идти, то можно использовать следующий метод: присаживаемся к лицу потерпевшего спиной, чтобы он мог обхватить шею помогающего человека. Также в рамках данного способа допустимо сжать бедра пострадавшего и без резких движений, придерживая при этом спину, поднять его. Важно, чтобы пострадавший был в состоянии самостоятельно держаться за помогающего человека.
- «Живой костыль». В этом случае помогающий человек выступает в качестве опоры для пострадавшего, который может самостоятельно передвигаться с «подстраховкой». Для этого помогающему лицу необходимо встать с поврежденной стороны пострадавшего человека, положить его руку вокруг своей шеи, сжать руку и запястье. Второй разновидность этого способа выступает вариант, когда помогающий человек обнимает потерпевшего за талию. При этом важно крепко ухватить его за пояс или одежду, чтобы помочь в передвижении. Следует отметить, что передвижение должно осуществляться мелкими шагами, нога в ногу с пострадавшим. Не исключено использование трости.
- Метод «люльки». Данный способ предполагает перемещение пострадавшего лица путем волочения по земле. Для этого, пострадавшего кладут на простынь, плащ-палатку или иной материал.
Если в оказании первой помощи в передвижении пострадавшего принимает участие 2 человека, то возможно применение одного из следующих способов:
- Помогающим необходимо сесть на корточки лицом друг к другу так, чтобы пострадавшее лицо находилось между ними. Одну руку каждый из помогающих пропускает за спиной, ухватываясь за пояс. Свободные руки проходят под коленями и сжимают запястья друг друга. Необходимо создать такое положение рук, чтобы пострадавшему был удобно. Затем с ровной спиной и поясницей поднимаем потерпевшего и переносим.
- Способ «замок». Помогающие берут друг друга за руки. В образованный из рук «замок»-сиденье в дальнейшем сядет потерпевшее лицо.
- «Делим» пострадавшего. Если у человека не наблюдается внешних признаков перелома, он не жалуется на острую боль в позвоночнике и иной части тела, при этом не может самостоятельно передвигаться, то возможно перенести его «друг за другом», когда один человек берет его за ноги, а второй подмышки.
- Перенос потерпевшего на доске.
- Создать носилки с помощью двух ровных палок, продетых в застегнутое пальто или мешок с отверстиями.
Переносить пострадавшего необходимо осторожно, без резких движений. Следите за состоянием больного. Важно, чтобы не было рвоты, удушья, признаков потери сознания. Под голову допустимо положить небольшую подушку, сделанную из одежды.
Способы переноски и транспортировки, пострадавших в зависимости от поражения.
Вид травмы | Поза |
Сотрясение головного мозга | На спине |
Травмы передней части головы и лица | На спине |
Повреждение позвоночника | На спине |
Переломы костей таза и нижних конечностей | На спине |
Шоковое состояние | На спине |
Травмы органов брюшной полости | На спине |
Травмы груди | На спине |
Ампутация нижних конечностей | На спине с валиком под травмированной ногой |
Острые хирургические заболевания (аппендицит, прободная язва, ущемленная грыжа) | На спине |
Кровопотеря | На животе с валиком под грудью и головой |
Травмы спины | На животе или правом боку |
Травмы затылочной части головы | На животе |
Травмы шеи | Полусидячее положение со склоненной на грудь головой |
Ампутированная верхняя конечность | Сидя с поднятой вверх рукой |
Травмы глаз, груди, дыхательных путей | Сидя |
Травмы верхних конечностей | Сидя |
Ушибы, порезы, ссадины | Сидя |
Травмы спины, ягодиц, тыльной поверхности ног | На животе |
Травмы плечевого пояса | Сидя |
Неотъемлемой и очень важной составляющей всего комплекса ПСР при ликвидации последствий любой ЧС является транспортировка пострадавших, жизнь и здоровье которых во многом зависят от ее своевременного и профессионального выполнения.
Способы и средства транспортировки определяются с учетом конкретных условий и ситуаций, в том числе характера ЧС, местонахождения пострадавших, степени травмирования, наличия специальных, подручных средств и расстояния транспортировки. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавших, развитию болевого шока.
Транспортировка пострадавших может осуществляться вручную одним или несколькими спасателями, с использованием специальных приспособлений и подручных средств или без них, по горизонтальным, наклонным, вертикально расположенным поверхностям, в разных средах (воздух, вода, сыпучие материалы), при наличии опасных и вредных веществ. В ряде случаев транспортировку проводят с использованием автомобильного, авиационного, железнодорожного, водного, гужевого транспорта.
Основными операциями при транспортировке пострадавших являются следующие:
— определение способа транспортировки;
— подготовка пострадавших, специальных и подручных транспортных средств;
— выбор маршрута;
— разработка мероприятий по обеспечению безопасности пострадавших и спасателей при транспортировке;
— преодоление препятствий, контроль за состоянием пострадавших, организация
отдыха;
— погрузка пострадавших в транспортные средства.
Пострадавших транспортируют в положении лежа на спине, на животе, на боку, сидя. При этом голова может быть приподнята или опущена, ноги, руки выпрямлены или согнуты. Для этих целей используются мягкие валики.
Поза для транспортировки пострадавших определяется с учетом вида травмы и состояния пострадавшего. Носилки бывают штатными (медицинскими) или самодельными (импровизированными). Для изготовления последних необходимо взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0 м, закрепить между ними плотную ткань, пальто, шинель, веревку.
Нести пострадавшего на носилках могут два, три, четыре человека, при этом необходимо идти не в ногу, осторожно, не раскачивать носилки, постоянно следить за правильным (горизонтальным) положением носилок в местах подъема и спуска. Пострадавшего укладывают на носилки следующим образом. Один спасатель подводит руки под голову и спину, другой — под таз и ноги, одновременно поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего обычно ногами вперед.
Для преодоления препятствий (оконный проем, разрушенная стена, ограда) необходимо:
— поставить носилки на землю перед преградой;
— встать по обе стороны носилок и взяться за брусья руками;
— приподнять головной конец носилок и поставить его на преграду;
— одному спасателю преодолеть преграду;
— одновременно поднять и пронести носилки над преградой и опустить на нее ближние концы;
— преодолеть преграду другому спасателю;
— опустить носилки на землю, одновременно взять их и продолжить движение.
Таким же способом преодолеваются трещины, канавы, щели. В этом случае носилки ставятся на край препятствия. Для облегчения и удобства транспортировки используются специальные лямки.
В том случае, когда пострадавшего необходимо спустить на носилках с высоты, следует надежно закрепить его к носилкам. Спуск может осуществляться в вертикальном или горизонтальном положении.
Во время транспортировки спасатели должны постоянно следить за состоянием пострадавших (дыхание, пульс, поведение) и, если это необходимо, оказывать медицинскую помощь (искусственное дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание). При транспортировке на большие расстояния нужно отвести время для отдыха, принятия пищи и проведения гигиенических мероприятий.
В холодное время года следует принять меры для предупреждения охлаждения (укрыть пострадавшего плотной тканью, дать теплое питье, использовать грелку).
Важное значение для пострадавшего имеет уверенное поведение спасателей, его морально-психологическая поддержка.
При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередности транспортировки пострадавших. Основным критерием при этом являются тяжесть повреждений и состояние человека.
В первоочередном порядке транспортируются дети и пострадавшие в бессознательном и шоковом состоянии, с внутренними кровотечениями, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами, синдромом длительного сдавливания, послеоперационные больные.
Затем транспортируются пострадавшие с закрытыми переломами, наружными кровотечениями.
Последними транспортируются пострадавшие с небольшими кровотечениями, ушибами, вывихами.
Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется специальный медицинский или обычный транспорт.
Транспортировка пострадавших в грузовом транспорте осуществляется на носил ках или непосредственно в кузове на полу. В первую очередь грузят тяжелобольных, размещая их головой к кабине. На свободные места рассаживаются пострадавшие с незначительными травмами.
При транспортировке в кузове без носилок сначала необходимо насыпать в него балласт (землю, песок, солому). Поверх балласта укладывается мягкий настил (матрацы, ковры, стружка, поролон). Для защиты от дождя и снега кузов оборудуют тентом. 3десь же постоянно
должен находиться медработник или спасатель.
Погрузка пострадавших в железнодорожные вагоны проводится через тамбур или окна. Сначала людей размещают на верхних, а затем — на нижних полках. Все пострадавшие группируются по тяжести травмы, в зависимости от этого определяется очерёдность погрузки.
Транспортировка водным и воздушным транспортом осуществляется с соблюдением описанных выше требований.
Инфекционных больных транспортируют таким образом, чтобы исключить возможность
их контакта с окружающими.
Разгрузка пострадавших осуществляется несколькими спасателями.
Поза для транспортировки пострадавших определяется с учетом вида травмы и состояния пострадавшего.
Способы переноски и транспортировки пострадавших при ДТП — Студопедия
Способ перемещения и перекладывания выбирается в зависимости от характера и размещения травм, состояния пострадавшего, количества людей, способных оказать помощь и их физических возможностей, а также в зависимости от наличия подручных средств.
Правила переноски пострадавших на носилках :
1.Носилки устанавливают со стороны повреждения(со здоровой стороны берутся носильщики). Все действия по переноске и перекладыванию пострадавших осуществляются по командам («Берись!», «Поднимай!», «Опускай!», «Стой!», «Вперёд!»). В носилочном звене может быть 2,3,4 носильщика, один из них – старший (подаёт команды).
2.Носилки несут, идя не в ногу, коротким шагом. Для этого первый носильщик начинает движение с левой ноги, второй – с правой.
3. Вверх по лестнице или в горизонтальном направлениипострадавшего транспортируют головой вперед. Сзади идущий следит за состоянием пострадавшего и в случае потери сознания, судорог или приступа рвоты. При необходимости подает команду об экстренной остановке. Впереди идущие обязательно сообщают сзади идущему о всех препятствиях на своем пути (ступеньки, пороги, куски арматуры и пр).
4. Вниз по лестницепострадавшего транспортируют головой назад. Впереди идущие обязательно сообщают сзади идущему о всех препятствиях на своем пути (ступеньки, пороги, куски арматуры и пр). Сзади идущий следит за состоянием пострадавшего и в случае потери сознания, судорог или приступа рвоты.
5.В транспортные средства носилки подают головным концом. Обязательно в транспорте должен находиться принимающий носилки человек. Если носилки при погрузке приходится поднять повыше, их поднимают за боковые стороны, а не за ручки. Без сопровождающего, который должен находиться рядом с ранеными, транспорт отправлять не положено. Сопровождать раненого может любой здоровый человек, способный оказать первую помощь
Подручные средства для изготовления носилок:
— жерди длиной 2,25 м и натянутой на них матрацной наволочкой с прорезанными углами;
— переплетенные веревкой жерди;
— застегнутый бушлат (пиджак) натянутый на жерди;
— натянутые на жерди веревки;
— лестницы, двери, скамьи и т.п.
Для переноски на носилках используются 2, 4, 6 носильщиков, применяются носилки, лямки, которые можно изготовить из поясных ремней.
Положение пострадавшего должно быть максимально щадящим, которое не мешает дыханию и кровообращению.
Способы переноски пострадавшего на руках
Выбор метода переноски пострадавшего зависит от характера травмы, состояния пострадавшего, величины расстояния, числа носильщиков, наличия средств переноски, рельефа местности и других условий. При этом но допускается самостоятельное передвижение пострадавшего с повреждениями черепа, органов грудной и брюшной полости, а также с ранением нижних конечностей.
Чтобы придать пострадавшему сидячее или полусидячее положение, помогающий может приподнять его. Для этого он становится на колени у изголовья и подводит руки под его плечи или встает на колени сбоку и подводит руки под лопатки, голову и шею.
Пострадавший с отсутствием строгих противопоказаний (повреждения грудной или брюшной полости, переломы нижних конечностей и повреждения черепа) может передвигаться с помощью сопровождающего. В легких случаях он опирается на предложенную руку, в более тяжелых помогающий одной рукой берет его кисть с неповрежденной стороны, а второй поддерживает за подмышечную впадину с этой же стороны.
В другом варианте помогающий кладет руку пострадавшего себе на плечи и одной рукой берет за кисть этой руки, а второй обхватывает пострадавшего за талию. Двое помогающих берут пострадавшего таким образом с двух сторон.
Переноска пострадавшего одним носильщиком осуществляется на руках (а), на спине (б) или на плече (в).
< = Можно использовать самостоятельное передвижение пострадавшего с помощью сопровождающего (а) и транспортировка волоком на брезенте, плащ-палатке (б).
Два спасателя могут переносить пострадавших следующими способами:
а — способ «друг за другом»; б — «замок» из трех рук; в — «замок» из четырех рук.
Во время транспортировки пострадавший должен находится в транспортном положении, которое зависит от характера повреждения и тяжести состояния пострадавшего. Правильный выбор этого положения облегчает страдания и улучшает состояние человека, получившего травму.
Презентация по ОБЖ на тему «Переноска пострадавшего без носилок»» (6 класс)
Инфоурок › ОБЖ ›Презентации›Презентация по ОБЖ на тему «Переноска пострадавшего без носилок»» (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Переноска пострадавшего без носилок для 6 класса МКОУ «Лапшихинская СШ» Учитель ОБЖ С.А.Горн
2 слайд
Цель Дать представление о способах переноски пострадавшего
3 слайд
Задача Отработать различные способы переноски пострадавшего
4 слайд
Содержание 1. Если помощь оказывает один человек: Перетаскивание Перенос на спине «Живой костыль» Метод люльки 2. Если помощь оказывают два человека: При помощи сиденья из двух пар рук Способ «замок» Способ «друг за другом» Перенос раненого на доске Заменители носилок (1) Заменители носилок (2) 3. Контрольные вопросы
5 слайд
Перетаскивание Положи руки пострадавшего ему на грудь. Присядь за его спиной, просунь руки ему подмышки и тяни. Если пострадавший может сесть, скрести ему руки на груди, пропусти свои руки под его подмышками, сожми его запястья и тяни.
6 слайд
Перенос на спине Сядь на корточки впереди пострадавшего спиной к нему. Скажи, чтобы он обхватил твою шею. Сожми бёдра пострадавшего и медленно его подними, держа спину прямо.
7 слайд
Живой костыль Встань с повреждённой стороны пострадавшего. Положи его руку вокруг твоей шеи и сожми его руку или запястье. Обними другой рукой пострадавшего за талию. Делай маленькие шаги и иди в ногу с ним.
8 слайд
Метод люльки Раненого несут на руках Тянут раненого волоком на плащ-палатке, на простыне или на лыжах
9 слайд
При помощи сиденья из двух пар рук 1. Сядьте на корточки лицом к друг другу по обе стороны пострадавшего. Пропустите по одной руке за его спиной и ухватитесь за его пояс. 2. Пропустите ваши свободные руки под коленями пострадавшего и сожмите запястья рук друг друга (см. рис.) 3. Переместите ваши соединённые руки к середине бёдер пострадавшего так, чтобы ему удобно было сидеть. 4. Стараясь не сгибать поясницу, медленно поднимите его, двигаясь одновременно (см. рис.)
10 слайд
Вот так
11 слайд
Вот так
12 слайд
Способ «замок» Несущие берут друг друга за руки, образуя сиденье, на которое сажают пострадавшего.
13 слайд
Способ «друг за другом» Не применяйте этот способ, если у пострадавшего повреждены руки или плечи.
14 слайд
Перенос раненого на доске Раненого сажают на доску, которую оказывающие помощь держат за концы.
15 слайд
Заменители носилок (1) Заменить носилки могут две палки одинаковой длины, продетые в застёгнутое пальто или отверстия, сделанные в углах мешка.
16 слайд
Заменители носилок (2) Можно воспользоваться широкой доской. Идти следует не в ногу, чтобы носилки не раскачивались. Нести надо вперёд ногами. Лучше всего вчетвером: один спереди, один сзади, двое по бокам поддерживают.
17 слайд
Контрольные вопросы Перечисли способы переноски пострадавшего, если помощь оказывает один человек. Опиши способ переноски пострадавшего под названием «замок». При каких повреждениях пострадавшего нельзя переносить способом «друг за другом»? Какие приспособления могут заменять носилки?

Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация
Номер материала: ДБ-324149
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы: