Звериные стили Ушу – МИР БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Звериные стили представляют собой ряд направлений китайского Ушу, объединенных под общим названием «Сянсинцюань».
В переводе с китайского «Сянсинцюань» означает «Стили имитации формы» или «Стили образа и формы».
Главной особенностью звериных стилей является то, что они основаны на имитации движений и повадок животных.
Характерная для звериных стилей естественность, раскрепощенность и спонтанность достигается за счет полной самоидентификации с тем животным, движения которого имитируются. Мало того, высшим мастерством в Сянсинцюань считается не только внешняя, но и внутренняя идентификация с животным, образ которого воспроизводится.
Мастера, владеющие образом и формой звериных стилей, достигали естественной и природной мощи животного в его первозданном состоянии.
Происхождение звериных стилей уходит корнями в глубокую древность.
До наших дней сохранились сведения о древних тотемных танцах, имитирующих манеру боя животных.
Так еще со времен начала нашей эры при императорском дворе устраивались театрализованные постановки, основой которых были танцы, воспроизводящие поединки животных.
Первые документальные упоминания о звериных стилях относятся ко 2-му веку н.э.
Так трактат «Хуайнань Цзы», время создания которого историками отнесен именно в данному периоду, описывал упражнения, объединенные названием «Игры шести зверей» или «Люцинси».
Комплекс «Игры шести зверей» включает в себя следующие формы:
- Карабкающийся медведь;
- Вытянувшаяся в полете птица;
- Моющаяся дикая утка;
- Скачущая обезьяна;
- Смотрящая сова;
- Оглядывающийся тигр.
Игры пяти зверей
Позднее знаменитый даосский врачеватель Хуа То (141—208) создал комплекс «Игры пяти зверей» (Уцинси).
Хуа То утверждал, что выполняя комплекс, основу которого составляли движения: медведя, тигра, оленя, обезьяны и птицы, можно излечиться от любой болезни.
Важнейшим достоинством комплекса являлась психофизической регуляции, способствующая самовосстановлению и самооздоровлению организма.
Воспроизведение внешней формы и внутреннего состояния животного, способствует, по мнению специалистов традиционной китайской медицины, объединению духа и материи, внешнего и внутреннего в человеке.
Кроме того, важнейшим элементом боевых искусств всегда было дыхание. Воспроизведение способа дыхания животного направляло движение Энергии Ци особым образом, что позволяло бойцу, практикующему звериный стиль, обрасти силу и качества присущие такому животному, или хотя бы приблизиться к ним.
Энергии Ци, по мнению мастеров, меняет кинематику движений, а на высших уровнях практики — и манеру мышления.
Выполняя комплекс, человек не просто обретает единение с природой, но и приближается к пониманию самого себя. Обретает, через подражание естественных движений животного, безграничность собственных возможностей.
Отголоски звериных стилей можно наблюдать в самых разных направлениях Ушу, например:
- В стиле Шаолиньцюань одним из самых мощных технических действий является прием «яростный тигр вырывает сердце». Техника включает в себя резкий прыжок вперед и удар «лапой тигра» снизу вверх.
- В стиле Мицзунцюань («стиль тайного следования») существует большое количество движений, названия которых связаны с мифической птицей Феникс — «Феникс взлетает с красной горы» — одновременный удар коленом и кулаком, «Красный Феникс расправляет крылья» — одновременные блок одной рукой и удар другой.
Для освоение звериных стилей обязательным условием считается мысленное представление образа такого животного.
Также рекомендуется отрабатывать технику звериных стилей в месте, являющемся естественным для соответствующего животного. Например, тренировки «Стиля змеи» следует проводить в высокой траве или скалистом ущелье, тренировки «Стиля журавля» — на берегу озера.
Обстановка, существенно помогала ученикам освоить стиль.
Однако истинные мастера не зависели ни от окружения, ни от обстановки.
Движения и ощущения животного становились настолько естественными для мастера, что становились неотъемлемой частью его человеческой сущности.
Обучение звериным стилям
Как правило обучение Звериным стилям проходит в три основных этапа.
1-й этап – Овладеть формой (Сянсин)
На первом этапе ученик должен был лишь имитировать внешний облик Подражаемого объекта. Например, стиле Обезьяны», ученик, не изучая никаких боевых движений. Ученик должен был стараться двигаться как обезьяна, есть и пить как обезьяна, играть и радоваться как обезьяна…
В стиле «Когтей Орла» (инь-чжао) ученик бил крыльями как птица, падал на песок, словно птица, атакующая добычу.
В «стиле Змеи» (шэцюань), существовала практика «оборачиваться вокруг камня» словно змея, что способствовало развитию невероятной для человека, «змеиной» гибкости.
2-й этап – Отойти от формы (Лисин)
Данный этап первый взгляд являлся противоположным первому. Китайцы говорят:
«Отходя от формы мы достигаем схожести».
Данный этап – это процесс творчества.
Однако прежде чем отойти от формы, форму необходимо было обрести, то есть в полной мере освоить первый этап и его базовые упражнения.
Китайские мастера говорили:
Следует «не отходя от формы, оторваться от нее».
Суть данного высказывания можно осознать лишь в процессе практики.
Боец не должен «переигрывать», увлекаясь чисто внешней имитацией формы. Один из известных мастеров «Стиля обезьяны» (Хоуцюань) Ся Инпэй вспоминал, как он сначала подражал лишь повадкам и ужимкам обезьяны, затем стал замечать, что и его дух стал подобен внутреннему состоянию играющей и сражающейся обезьяны. Затем он потратил много времени на совмещение внешней формы и внутреннего образа, а потом «забыл о том и о другом».
Первые два этапа учат лишь отождествлять себя с каким-либо животным.
3-й этап – Утвердить мысли
Только на данном этапе имитационные движения превращались в настоящее боевое искусство.
Во многих Звериных стилях считалось, что:
Если имитируемая форма не согласуется с боевым содержанием Ушу, то следует пожертвовать формой ради сохранения прикладного содержания.
Таолу
Основой для отработки техники звериных стилей в Ушу является изучение комплексов формальных упражнений — Тао (или Таолу).
Тао упоминаются с 3 века н.э. Однако лишь с 14 — 15 веков комплексы формальных упражнений становятся базой для передачи как технического арсенала Ушу, так и духовной традиции.
Интересной особенностью Звериных стилей Ушу является то, что в большинстве техник используются принципы Золотого сечения.
Звериные стили Ушу изучались многими мастерами боевых искусств и были положены в основу некоторых современных единоборств.
Например, непобежденный чемпион мира по Кикбоксингу Бенни «The Jet» Уркидес является мастером Стиля журавля.
Элементы Стиля журавля были включены Уркидесом в Укидокан – боевое искусство, созданное им.
Северные и южные стили китайских боевых искусств.
В китайских боевых искусствах можно выделить северные и южные стили. Географически линия этого разделения проходит по реке Янцзы, или Чжанцзян, что значит “Длинная река”. Янцзы пересекает южный Китай с запада на восток.
Область к северу от Янцзы – это в основном обширные степи, нагорья и пустыни, поэтому здесь была распространена верховая езда. Северяне – более открытый народ по сравнению с южанами. Здесь выращивают пшеницу, ячмень, сою и сорго.
На юге больше лесов, гор и рек, климат там дождливый. Плотность населения на юге гораздо выше, чем на севере. В пищу обычно употребляют рис. Самое распространенное средство передвижения – лодка, поэтому и говорят: “На юге – лодки, на севере – лошади”.
Длительное проживание в столь разных условиях обусловило то, что китайцы-северяне имеют больший средний рост, чем южане. Считается, что это вызвано разницей в питании. Кроме того, северяне привыкли к более открытому пространству.
За тысячи лет развития боевых искусств у северян наметилась тенденция к совершенствованию техник боя на дальней дистанции, поэтому у них традиционно акцентирована работа ног. В южном Китае, где плотность населения выше и люди в среднем ниже ростом, все не так. В виду широкого распространения лодок, многие южные техники первоначально разрабатывались именно для боя на лодках. Так как это требовало устойчивости, общей чертой этих техник было прочное “укоренение” и упор на работу рук; высокие прыжки в южных стилях почти не встречаются.
Подведем итоги:
• Северные китайцы обычно выше ростом, поэтому предпочитаю вести бой на длинной или средней дистанции, тогда как южные китайцы ниже ростом и ведут бой в основном на средней и короткой дистанции.
Высокий удар ногой
• В северных стилях акцент сделан на ударах ногами в бою на длинной дистанции, в то время как в южных техниках основное внимание уделяется работе рук, а удары ногами ограничены. Поэтому последователи китайских боевых искусств говорят: “На юге – кулаки, на севере – ноги”.
• Южане в тренировке уделяют внимание прочному корню, а северяне – движению и прыжкам. Северяне исторически были хорошими наездниками, и даже сейчас в северных стилях боевых искусств много техник, которые явно происходят от боевых приемов конных воинов. Южане же всегда готовили воинов к бою на лодках и в пешем строю в условиях ограниченного пространства.
• Так как в южных стилях большее внимание уделяется работе рук, такие техники захвата, как циньна, здесь более развиты.
По берегам Желтой реки (Хуанхэ) было создано много стилей, объединяющих в себе северные и южные характерные черты. Шаолиньский монастырь, например, расположен в провинции Хэнань, недалеко к югу от Желтой реки. На протяжении большей части его истории в Шаолине обучали бойцов как южным, так и северным стилям.
Внутренние стили ушу: Багуа, Тайцзи, Синьи.
Приветствуем Вас в этом разделе. Это значит что вы интересуетесь внутренними стилями кунг фу. А возможно, вас, как и многих людей просто интересуют вопросы о кунг фу, в частности – что такое внутреннее направление кунг фу? Что означает управление энергией? И какая разница в занятиях так называемыми «внутренними техниками».
Первое что объединяет внутренние стили это огромная польза для здоровья. Люди, практикующие внутренние стили кунг фу намного более устойчивы к стрессам, к заболеваниям и обладают сильным характером, высокой духовной составляющей.
Медитирующая девушка
Все внутренние стили кунг фу являются стилями одной семьи. Это означает то, что конечная цель у них одинакова. В тренировочном процессе развитие необходимых качеств в теле и сознании достигается путем похожих тренировок и методов. Поиск и развитие внутренней силы является одним из самых важных элементов в тренировочном процессе внутреннего кунг фу.
Однако, несмотря на схожесть, существуют и серьезные различия в стилях. Прежде всего, эти различия видны в технике и стиле выполнения.
Тайцзицюань: «Кулак великого предела».
Тайцзицюань, парная работа
Тайцзицюань, что в переводе означает «Кулак великого предела», отличает необычайная мягкость и плавность движений. Усилие как будто перетекают из одной точки в другую. Движения в комплексах тайцзицюань медленные и округлые. Именно благодаря такому исполнению стиль Тайцзицюань приобрел огромную популярность. К примеру людям, не способным по каким либо причинам делать быстрые и сильные движения, медленное выполнение тайцзи дает возможность выполнять длинные комплексы и тренировать тело и дух. Поэтому сегодня Тайцзи во многом утратило составляющую боевого искусства и превратилось в оздоровительную гимнастику, которой могут пользоваться люди любого возраста.
Пожилой мужчина в стойке пу-бу
Но не дайте себя обмануть. Если Вы хотите практиковать Тайцзи, то приготовьтесь увидеть за внешней мягкостью и легкостью движений Мастера очень серьезную работу, требующую предельного сосредоточения тела и разума. Обманчиво мягкие формы Тайцзицюань наполнены мощной взрывной силой. В то же время, плавно текущая энергия Ци позволяет организму сохранять здоровье долгие годы.
Монах демонстрирует элемент из тайцзицюань
Синьицюань: «Кулак формы и воли»
Мастер Ди Гоюн
Совершенно противоположный по внешнему облику Тайцзицюаню является стиль Синьицюань. В переводе означает «Кулак формы и воли». Выполнение комплексов Синьи выглядит агрессивно и прямолинейно. Все движения мощные и быстрые, наполнены не скрываемой силой, способной сокрушить все на своем пути. Неспроста Синьицюань является одним из самых мощных стилей кунг фу, в котором внутренняя сила совмещается с внешней и сливаясь воедино, создают невероятную мощь. Стиль Синьицюань создавался как боевой стиль и до сих пор остается верным традициям воинских искусств. Однако вместе с тем он, как и любой внутренний стиль, обладает высокой оздоровительной составляющей.
Мастер Ди Гоюн
Упорные тренировки позволяют добиться накопления Ци и ее свободного движения в теле по каналам. Множественные техники Нэй гун позволяют укрепить тело внутри, что очень благоприятно сказывается на внутренних органах. Практикующие Синьицюань имеют крепкое здоровье и сильное тело. Их разум спокоен и рассудителен. (Это позволяет развить Способность принимать качественные важные решения в кратчайшие сроки рассмотрев и проанализировав всю имеющуюся информацию, экстраполировав ее на многие возможные варианты событий. Изучение стиля очень подходит для людей, заинтересованных в укреплении здоровья и склонных к бизнесу.)
Багуачжан: «Ладонь восьми триграмм»
Максим Артишевский, руководитель школы Wudeschool
Одним из самых уникальных стилей не только среди внутреннего кунг фу, но и среди всех остальных видов является стиль Багуачжан. В переводе означает «Ладонь восьми триграмм».
Его часто называют самым эзотерическим или философским стилем. Багуа или 8 триграмм — это целая наука о мироздании. И связь между движениями в стиле Багуачжан также отражает эти знания.
Применение боевых приемов из багуачжан
Стиль Багуачжан совмещает в себе мощь и напористость Синьицюаня, а также мягкость и уступчивость Тацйзи. Но имеет и уникальные особенности. Одна из особенностей это уникальная методика шага и то, что движения выполняются непрерывно. Многие движения выполняются по кругу, использую специальный шаг «Тани бу». Выполнение многих специальных техник НэйГун также выполняется по кругу. Тренировки в Багуа быстро укрепляют тело и здоровье. Специальные круговые нэйгуны лучше всех других техник укрепляют и восстанавливают ноги. Эти техники Багуачжан применяются для лечения заболеваний суставов ног.
Татьяна Ивашко, демонстрация боевой техники с оленьими рогами
Боевой арсенал Багуачжан очень разнообразен. Широко применяются уходы с линии атаки, обманные движения. Выполнение таолу выглядит очень красиво и грациозно. Мастера двигаются по кругу вокруг воображаемого противника, выполняют различные уходы, атаки. Под необычными углами начинают многие техники, тело использует часто силу скручивания мышц и суставов. Но пусть Вас не вводит в заблуждение эта легкость, с которой Мастера двигаются. Любое атакующее и защитное движение наполнено колоссальной мощью, способной сломить любое сопротивление. За грацией и красотой скрывается огромная сила, наполненная объединением движения Ци, дыхания, работы мышц и формы.
Парная работа в багуачжан, отработка элементов циньна
Специфический шаг Танибу является прекрасной оздоровительной методикой. Непосредственно укрепляя коленные, голеностопные и тазобедренные суставы, тренируя мышцы и связки ног, эта техника благоприятным образом влияет на все тело. Специфические движения и скручивания в пояснице, правильная постановка рук и корпуса, хороший шаг регулируют движение Ци в теле, а медитативное состояние позволяет добиться спокойного и рассудительного сознания. Круговые техники в Багуачжан часто называют медитацией в движении. Эта техника позволяет в кратчайшие сроки открыть малый круг движения энергии.
Татьяна Ивашко, демонстрирует шаг тани бу
Но нужно четко представлять, что за результатами скрывается усердная и кропотливая работа, концентрация сознания и постоянство.
Как уже говорилось, все Эти стили — Тайцзицюань, Синьи и Багуа – стили одной семьи. Изучая любую технику мы неизменно придем к укреплению здоровья и повышению навыков в боевых искусствах. Но выбрав внутренний стиль следует помнить о том, что знания Мастеров скрыты в традициях. И лишь те, кто следует им, способны достигнуть самых лучших результатов.
Проблема южных стилей кунфу. Уличное кунфу
Проблема южных стилей кунфу
На юге Китая широкое распространение получили стили кунфу, которые народная традиция связывает с южным Шаолиньским монастырем. С первого взгляда здесь все ясно: большинство северных стилей боевых искусств оформилось под влиянием мастеров северного Шаолиньсы, а в районах к югу от реки Янцзы широкое распространение получили стили и школы, берущие свое начало от монастыря в провинции Фуцзянь, их основателями являются несколько монахов – старших братьев, бежавших от преследования маньчжуров.
Такую версию можно повсеместно встретить как в западной, так и в советской литературе. Однако простота, с которой традиционное мифологическое сознание концентрировало все кунфу в два центра – северный и южный, хотя и подходит для устных рассказов в китайском духе, но не совсем корректно в плане научной истины. Прежде всего в глаза бросается явное несоответствие: стили на юге Китая были распространены еще в XVI в., а активная практика кунфу в южном Шаолиньском монастыре началась лишь в конце XVII – начале XVIII в.
В чем же конкретно состояло различие южных и северных стилей? Действительно ли только в разных центрах возникновения? Или, может быть, в сугубо технических особенностях? Не случайно в Китае распространена поговорка: «На севере – ноги, на юге – руки», говорящая о том, что на севере больше преобладают удары ногами, удары в прыжках, южане же предпочитают удары руками. Хотя подобные технические отличия, несомненно, существуют, но между самими северными или южными стилями зачастую встречаются различия не меньшие. Думается, что ответ здесь заключен в другом, прежде всего – в традиционном противопоставлении севера и юга в сознании китайцев.
Издавна в сознании китайцев Поднебесная империя делилась на два огромных региона, естественной границей между которыми служила река Хуанхэ. Многие известные китайские мыслители пытались либо найти сугубо внешние различия между южанами и северянами, либо объяснить разницу в их происхождении. Известный китайский политический деятель Лян Цичао считал, что культурное обособление юга и севера объясняется тем, что в Китае реки текут с северо-запада на восток, поэтому и духовное единство между населением этих районов недостижимо. Он же утверждал, что развитие китайской культуры шло с севера на юг, поэтому северяне более образованны и обладают быстрым умом. Существовали и прямо противоположные мнения. Естественно, что противопоставление севера и юга затронуло все стороны духовной жизни Китая, в том числе и кунфу.
Еще в XIV в. на юге существовала активная практика кунфу, использовались здесь и характерные виды оружия, например, дубина, на одном конце которой была булава, на другом – короткий меч. Однако процесс упорядочения стилей шел в этих местах крайне медленно. Не произошло и столь тесного слияния боевых искусств с основными философскими принципами даосизма или буддизма, так как количество этих философских школ было в этих районах значительно меньшим, чем на севере.
Приход на юг хакка – выходцев с севера со своими, зачастую уже четко структурованными стилями, школы которых обладали эффективными способами поддержания непрерывной и интенсивной традиции передачи учения кунфу, заставил южан задуматься над собственным боевым наследием. Естественно, что этот процесс происходил неосознанно, однако существование мощных школ кунфу северных направлений требовало объективно параллельных структур, не уступающих ни по духовному содержанию, ни по боевому мастерству, ни по письменной традиции (что весьма немаловажно для китайской школы кунфу).
У подавляющего большинства таких школ-учений организационным стержнем было преподавание боевых искусств. Разнясь по внешней форме, они говорили об одном – цельности внутренней природы человека, достигаемой через гармоничное сочетание духовного и физического в момент предельной реализации человеческого в человеке. Далеко не каждый постигал это, но интуитивное ощущение внепредельного и внепонятийного в кунфу присутствовало в рассуждениях даже малограмотных крестьян, повторяющих услышанное за мастером.
В основном преподавание кунфу было сосредоточено в рамках одной семьи. Поэтому многие северные стили, получившие распространение на юге, назывались по именам этих семей. Они стали известны под общим названием Хаккацюань – кулак пришлых. Постепенно хаккацюань стал представлять собой не компиляцию стилей различных семей, но единую школу, вобрав из этих стилей наиболее эффективные приемы и методики подготовки. Широко использовались падения, кувырки и атаки с земли, короткие, резкие удары ногами. Высокие исходные позиции и большое количество передвижений отличало хаккацюань от стилей кунфу, практикуемых местными жителями.
Слияние многих стилей в единый хаккацюань произошло сравнительно поздно, приблизительно в середине XIX в., однако и после этого долгое время продолжали сохраняться и аутентичные семейные стили, не потерявшие своих характерных особенностей. До сих пор в южных районах Китая, а также в Малайзии существует стиль чжуцзяцюань – учение семьи Чжу, или, на местном диалекте, чука. Он назывался также «стиль глаза феникса» – фэнъяньцюань. Такое название произошло от основного «оружия» в этой школе – кулака с выставленной вперед второй фалангой указательного пальца. Короткие, быстрые удары, наносимые по болевым точкам соперника, рукам и ногам, передвижения по сложной траектории должны были предрешить исход поединка.
В настоящее время все стили, распространенные на юге, объединены под общим названием «нань-цюань» – «южный кулак». Однако их единство скорее внутреннее, ибо по форме исполнения, по методам тренировки они существенно различаются. Сформировались стили в провинциях Гуандун, Фуцзянь и других – каждый со своими характерными чертами.
Наибольшую известность получили пять стилей из Гуандуна – хунцзя, лицзя, моцзя, цайцзя, люцзя. Их преподавание началось даже на Западе, которое ведется под их гуандунскими названиями (хунгар, лигар, могар, люгар, чойгар), правда, в подавляющем большинстве случаев преподаватели не очень хорошо представляют, как выглядит тот стиль, который они пытаются выдать за создание китайской духовной культуры.
Наиболее известный из всех стилей на юге – хунцзя. В отличие от северных шаолиньских стилей, где важнейшим способом обороны считался мягкий уход, в хунцзя удар соперника отражается мощным блоком руки или даже подстановкой наименее уязвимой части тела под удар, например, плеча.
Для такой тактики боя использовались два типа движений. Первые – длинные удары руками, удары предплечьями с полной выпрямленной в локте рукой, глубокие стойки предназначались для атаки. В обороне же использовались короткие удары руками, блоки предплечьями, рукой, согнутой в локте, отводящие блоки руками наружу, высокие позиции. Особо отрабатывались удары и блоки предплечьями, называемые мостами в наньцюань. Для этого ими наносились удары сначала по деревянным столбам, обмотанным соломой, затем солома снималась. Одновременно с этим во время занятий жестким цигун ци направляется в предплечья, создавая некую защиту от внешних воздействий. Один из принципов хунцзя гласит: «Используй ци, чтобы стимулировать движение физической силы». Нередко при атаках издается громкий крик, призванный способствовать выбросу силы.
Долгое время искусство крика держалось в секрете, ибо фактически это был не простой звук, но определенная циркуляция ци. В зависимости от особенностей движений изменялись и тональность крика, и его артикуляция. Например, при коротких движениях мостами – предплечьями – издавался низкий звук, при мощных, жестких, рубящих или давящих движениях – гневный крик. Растянутые широкоамплитудные движения сопровождались горестным криком. При движениях аиста издавался крик «ху», а при нанесении ударов «лапой тигра» – крик «ху-хуа».
Техника выполнения упражнений основывалась на подражании движениям различных животных: дракона, змеи, тигра, леопарда, аиста, льва, слона, лошади, обезьяны, барса. Каждое движение характеризовалось своим способом дыхания и концентрацией внимания на образе данного животного, а также зависело от манеры ведения боя. Например, в комплексах тигра большую роль играли захваты и удары «лапой тигра» – ладонью с широко расставленными и немного согнутыми пальцами. Аист наносил удары в основном «клювом» – кончиками пальцев, собранных в щепоть, и «шеей аиста» – запястьем кисти, согнутой в крюк.
Наибольшее количество легенд как в Китае, так и за его пределами распространилось про стиль цайцзя – стиль семьи Цай. Одна из версий утверждает, что он был создан монахом южного Шаолиньского монастыря Цай Бода и его последователем Цай Цзюъи. Их ученик, странствующий монах-воин Цай Фу, принес стиль цай-цзя в Гуандун и начал его преподавание в среде антицинских тайных обществ в уезде Чжуншань, Дачун и Саньсянь.
В основе цайцзя – короткие удары, которые используют преимущественно во время боя на близкой дистанции. Боец принимает очень низкую стойку всадника – мабу. Предплечьями бойцы защищали живот и грудь, а в атаке использовали в основном удары «глазом феникса» и многочисленные прямые удары ногами. В цайцзя практически отсутствуют круговые движения, главное – неожиданный и незаметный для противника удар кулаком. Даже отступая, мастера этого стиля наносили встречные удары. Резко изменяя направление движения, они уходили от атаки противника, что выражалось традиционной формулой цайцзя: «Не абсолютизируй форму, больше двигайся», любая атака – это град ударов с резкими наскоками на противника.
Полной неожиданностью для соперника была особая техника скрытых ударов – удары кулаками по ногам, удары из-под руки соперника, удары сверху кулаком в прыжке и многое другое. Однако до сих пор этот один из самых эффективных стилей южного кунфу не преподается широко даже в Китае, зато на Западе бесконечно создаются подделки под него, сопровождаемые самыми фантастическими историями.
Еще один из пяти больших южных стилей – лицзяцюань, или просто лицюань, был создан монахом южного Шаолиньского монастыря ли Янкаем. Ли Янкай однажды повстречал Ли Юшаня, который отличался такой крепостью тела, что получил прозвище Алмазный Ли. Ли Янкай после долгих испытаний решил, что Алмазный Ли будет достойным учеником, более того, лишь он один способен выдержать столь суровые тренировки, в том числе испытания духа, которые предлагал ему учитель. Коренное отличие лицзяцюань от других южных стилей заключается в боевых передвижениях в стойке мабу, а также в атаке противника, во время которой, повернув к нему тело боком, наносится короткий резкий удар с подскоком.
Известный чаньский учитель Чжишань (его имя дословно обозначает «Достигший добродетели»), который был инструктором боевых искусств в южном Шаолине, создал еще один южный стиль – моцзяцюань, или моцюань. Чжишань считал, что даже среди шаолиньских монахов нет достойного того, чтобы ему передать школу. Наконец, после долгих поисков он повстречал простого крестьянина из уезда Хайфэн Мо Чжэцзяо. Мо поразил монаха своей искренней мудростью и внутренней непритязательностью. Даже умудренный Чжишань заметил, что «у этого человека сердце достигло совершенства, а дух пребывает в состоянии пустоты, как у древних учителей».
Мо Чжэцзяо и стал первым учеником монаха, который предписал ему передавать школу лишь одному из последователей и никогда не брать к себе много учеников. Лишние ученики зачастую лишь уменьшали концентрацию духовной передачи, которая должна существовать в школе кунфу, а искусство как бы разбавлялось, низводилось до имитации формы, не достигая вершин передачи Учения от сердца к сердцу.
Долгое время наследие монаха передавалось непосредственно от отца к сыну или наиболее достойному родственнику. В процессе этой передачи сформировалось несколько таолу, одно из которых считалось тайным для всех посторонних и демонстрация его вне пределов школы была запрещена – это комплекс «Кулак истинного предка». Всего же в стиле изучается пять таолу. В этом стиле, так же как и в лицзяцюань, атака совершалась из боковой позиции, а особый упор в бою делался на обманные действия ногами; считалось, что на один настоящий удар ногой должно приходиться семь финтов. Все удары ногами наносились не выше уровня живота, например, «удар хвостом тигра» – боковой удар в пах или «удар пяткой петуха» – удар ногой сверху вниз.
Последний из пяти крупных стилей – люцзяцюань, или люцюань, был создан неким Лю Шэном по прозвищу Трехглазый Лю. Рассказывают, что к нему невозможно было подойти незамеченным ни со спины, ни когда он спал. Казалось, что он видит неким третьим глазом своих соперников, однако сам Лю считал, что это может сделать каждый, кто постигнет тайны его стиля и достигнет сверхчувствительности. Бойцы этого стиля специально отрабатывали не только чувствительность, но и способ одновременной атаки и защиты, производимой из высоких стоек. Удары должны сыпаться один за другим, причем сам боец постоянно вращается, быстро подскакивая к противнику и столь же стремительно уходя от его атаки.
В классическом виде эти пять южных стилей почти не практикуются, лишь в деревнях можно еще встретить настоящих мастеров, однако и их сейчас осталось крайне мало. Пять стилей были сведены в единый комплексный наньцюань, который сейчас преподается как оздоровительный стиль. Комплекс современного наньцюань состоит из четырех-пяти частей, каждая из которых соотносится с одним из традиционных стилей и определенным животным. Первая часть – стиль хунцзяцюань, имитирующий движения тигра, вторая – стили лицзяцюань и еще один южный стиль сяцзяцюань, соответствующие движениям журавля, третья – это обобщение стилей хаккацюань и формы дракона, четвертая – стиль Цайлифо и имитация движений змеи и леопарда. Заметим, что это сугубо спортивно-гимнастический аспект современного кунфу, в то время как традиционные формы отличались как по смыслу, так и по преподаванию.
Возвращаясь к традиционным стилям кунфу юга, упомянем еще о нескольких из них, получивших широкую известность. В XIX в. началась быстрая интеграция стилей, появились и мастера, владеющие в совершенстве двумя-тремя стилями и пытавшиеся их обобщать. Как показал опыт, последнее не всегда удавалось: иногда сам создатель был недостаточно подготовлен и переоценивал свои способности духовного учителя, в других случаях стиль создавался как набор приемов, но не как мощный сплав способов передачи традиции боевых искусств, и тогда он умирал во втором-третьем поколении.
Удачных новшеств было крайне мало, за исключением стиля цайлифо, который создал Чэнь Хэн (1815 г. – ?) из уезда Синьхуэй в Гуандуне. Его отец Чэнь Юаньху был известнейшим мастером по древнему стилю фоцзяцюань – «кулак буддийской школы». Фоцзяцюань был распространен в основном среди буддийских сект и включал много упражнений, развивающих циркуляцию ци, – нэйгун, и в равной степени сочетавший мягкие и жесткие движения.
Чэнь Хэн так увлекся изучением кунфу, что вскоре отец признался, что передал ему все свои знания. После этого Чэнь просит учителя Ли Юшаня взять его в ученики. Алмазный Ли согласился не сразу, и Чэню пришлось ждать несколько месяцев, пока Ли ввел его в свой двор и начал показывать лицзяцюань. Когда обучение подходило к концу, сам Ли посоветовал Чэнь Хэну обратиться к шаолиньскому монаху Цай Фусюэ, у которого талантливый ученик овладел основами цайцзяцюань.
После многолетнего обучения Чэнь Хэн постарался обобщить стили и в конце концов создал сорок девять базовых комплексов, многие из которых он перенял из других южных стилей. Основой его стиля стали многочисленные передвижения, преимущественное использование рук и мощных рубящих движений предплечьями.
Сейчас можно насчитать более ста стилей кунфу, распространенных на юге Китая. Одни из них имитируют движения животных, о чем уже рассказывалось, другие основываются на жестких мощных движениях: южный шаолиньский стиль, стиль архатов, 28 шагов Шаолиня. Третьи базируются на хитроумных уходах, побеждая силу податливостью и гибкостью, например, стиль обезьяны, или юнчунь, – стиль вечной весны. Есть ли в них техническое сходство? Можем ли мы обнаружить несколько общих принципов этих стилей.
Нередко считают, в том числе и в Китае, что характерными чертами для южных стилей являются низкие позиции и преимущественное использование рук. Однако, например, в стиле юнчунь две базовые позиции – это стойки на чуть согнутых ногах. Один из сложнейших стилей, созданный более ста лет назад, санши-лю лу сунцзянцюань – тридцать шесть связок Сун Цзяна – предусматривает удары ногами. Бойцы, использующие этот стиль, не кричат во время боя или исполнения таолу, так как считают, что «если откроешь рот, то и ци рассеется».
И на юге, и на севере Китая кунфу было одинаково сложным и одинаково многогранным. Нередко оно выступало как символ национальной гордости в борьбе с иностранцами, например, во время прихода манчжуров в XVII в. или восстания ихэтуаней (боксеров) в 1898–1901 гг. Кунфу способствовало сохранению духовных ценностей китайской культуры, служило своеобразным каналом их передачи от поколения к поколению. Это был своеобразный диалог предков и последователей, переплетение мифов и реальности боевых искусств.
Как-то шаолиньский наставник Игуань (XVIII в.), чье имя символично переводится как «Пронзающий Единым», заметил в своем сочинении:
Первоучителя почтительно передали нам искусство боя.
Использовали его, оберегая семью и защищая обитель.
Монашеское братство, изучая его, упражнялось, не зная покоя.
Через тысячу осеней, через мириады поколений – его вечный хранитель.
Но времена меняются, и поэтому в ответе, который через сотни лет написал на это стихотворение современный монах-боец Суфа, надежда смешивается с беспокойством:
Передались через тысячу осеней способы боевой техники.
Искусство и ремесло первоучителей сохранив,
Сегодня познают мастерство наши потомки.
О, если бы и последующим поколениям хватило бы упорства!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеНга-Ми — женский стиль кунг-фу
Женское Кунг-фу
Как это ни удивительно, но в истории Китая можно найти много женщин-воинов, отстаивавших свободу своей страны. Эти женщины великолепно владели боевыми искусствами и могли легко сражаться с многочисленными войсками, вооруженными в разные времена либо стрелами, либо огнестрельным оружием.
Не только в прошлых веках женщины Китая посвящали себя боевому искусству. Современных китаянок, занимающихся боевыми искусствами, ничуть не меньше. Они появляются на улицах, в парках на рассвете, выполняя движения, позы из тех систем боевых и философских искусств, которые они выбрали.
Выполнение Багуачжан с оружием Багуа Дао
По своей технике, искусству выполнения упражнений эти девушки ничуть не уступают мужчинам в этом деле. Это говорит о том, что женщина наравне с мужчинами доступны знания и умения воинского искусства, причем владеют они ими на высоте.
Сложные упражнения Нэйгун дают много пользы как мужчинам так и женщинам
Многие скажут, что на вид хрупкая девушка никогда не сможет победить мужчину. Ведь это доказанный факт, что средний мужчина намного сильнее средней женщины. И дело не только в массе, но и в том, что у мужчин больший процент мышц в теле. В американской армии проводили сравнительное тестирование физически развитых мужчин и женщин.
Согласно этому исследованию, у мужчин на 72% сильнее верхняя часть туловища, на 54% сильнее ноги, на 33% более плотные ткани и на 28% мощнее дыхание.
Кроме этого женщины отличаются составом крови, энергетическими потоками. Но все эти “недостатки” можно повернуть в преимущества.
Нга-Ми – “Красивая бровь”- это подмножество стиля «Хонг-Я», появившегося в 20 веке на территории Вьетнама. Это собирательный стиль, совместивший в себе многие китайские практики, поэтому назвать его чисто вьетнамским очень сложно. Нга -Ми — стиль, впитавший в себя некоторые техники Хонг Я, учитывающие отличия женского организма от мужского.
Также в этом стиле видны заимствования из наилучшего подходящего для женщин стиля — выдающегося Багуачжан. Отсюда взяты основные секреты, где фундаментом сокрушительной силы и скорости ударов становятся движения бедер (у женщин сила находится в бёдрах в отличие от мужчин, у которых сила – в плечах), к которым добавляется специальная техника дыхания и хлесткие круговые движения руками.
Если Багучжан, послуживший основой для создания техник Нга Ми, выглядит стремительным и грациозным, наполненным энергией и силой, то в же время сами техники Нга Ми кажутся пассивными и мягкими, однако с помощью этих техник девушка может победить любого мужчину.
Создатель стиля Хонг Гиа, мастер Ли Хон Тай говорит, что женщины, занимающиеся Нга-Ми на протяжении всего нескольких месяцев, побеждали мужчин, занимающихся несколько лет другими стилями. Но кроме таких слов у нас нет больше никаких доказательств реальной эффективности. На сегодняшний момент, последователи данного стиля — девушки, занимающиеся несколько лет, все также не обладают той эффективностью, которая обещается.
Однако здесь стоит сказать, что в стиле Багуачжан девушки однозначно могут повысить как свою физическую кондицию, так и боевые навыки.
Тренировки багуачжан сложны, но эффективны. Это наилучший стиль для женщин
По легенде считается, что мужчины также могут эффективно изучать и применять эту технику, но всё-таки самых высоких уровней мастерства в ней должны достигать женщины.
Этот стиль не имеет традиций, уходящих в века, поэтому очень сложно проследить реальные возможности или летописи о применении этих техник как в бою, так и в оздоровительной сфере. Но то, что многие основы стиля заимствованы из одной из самых сильных боевых и оздоровительных систем — Багуачжан, может говорить само за себя.
Известно, что благодаря занятиям Багуа, женщина не только становится способной защитить себя, но очень красивые формы стиля меняют фигуру в лучшую сторону, делая её подтянутой, стройной и женственной, женщина обретает здоровье и тренирует сознание, что позволяет достичь гармоничного состояния души.
Занятия Кунг Фу делаюет каждую женщину по-настоящему красивой, обаятельной, счастливой, несут в её жизнь доброту, любовь и гармонию.
Десять Кантонских Тигров | Kung fu Project. Школа Кунг-Фу в Москве
Многие из вас слышали о Десяти Кантонских Тиграх, о великих мастерах, которые жили в поздний период династии Цин на юге Китая в провинции Гуандун (Кантон). Они не жили в один период времени и не были одной группой, хотя некоторые из них все же встречались и были друзьями. Киноиндустрия, однако, порой показывала их всех вместе, но это кино – фикция. Информации о них сохранилось совсем немного, а то, что известно, можно подвергать сомнению, считая это народными легендами, которые передаются из поколения в поколение. Верить в это или нет, решать вам, но на ровном месте такие легенды не появляются, и кое-что все-таки является правдой.
Они были лучшими бойцами в то время во всем южном Китае. По одной из версий считается, что корни их мастерства уходят к мифическому Южному Шаолиню, что в провинции Фуцзянь. Этим можно объяснить то, что их стили имеют сходство с Шаолиньским кунг-фу. Сами они не были студентами монастыря, но учились у монахов, которые были оттуда выходцами. По другой версии, не все их стили имеют Шаолиньское происхождение. Размышлять об этом можно бесконечно долго и ни одна версия, скорее всего, не будет истинной – уж больно много времени прошло с тех пор. Давайте лучше узнаем о жизни самих мастеров, и хотя информации совсем немного, надеемся, она будет вам интересна.
Вонг Ян Лам
Вонг Ян Лам был сыном Вонг Пина — мастера Шаолиньского кунг-фу. Вонг Пин был своего рода местной легендой, известен он был как “бронзовая нога” и любил демонстрировать свои навыки в общественных местах. Однажды, его заметил Тибетский монах Синг Лун, который как раз спустился с гор. Он был очень впечатлен мастерством Вонг Пина и хотел сказать ему об этом, но, так как его китайский был не на высоте, между ними произошло недопонимание. Вонг Пин напал на Синг Луна мощным ударом ноги, но Синг Лун подпрыгнул, увернувшись от удара и приземлился прямо на ногу противника, сломав тем самым Вонг Пину колено.
Когда недоразумение было устранено, Синг Лун предложил лечить ногу специальными Тибетскими методиками, и так они стали друзьями. Вонг Пин был так впечатлен старым монахом, что попросил его учить своего сына. Вонг Ян Лам занимался много лет и добился значительного мастерства под руководством Тибетского монаха. Он изучал несколько стилей, но более всего был известен как мастер стиля Лама Пай. Монах также научил его Тибетской медицине.
После смерти учителя Вонг Ян Лам покинул Гуандун и много лет работал охранником и телохранителем в провинции Шаньси. В этот период ему встречалось много разных мастеров боевых искусств, с которыми он обменивался опытом. Его умения в боевом искусстве были на высоте, и он принял участие в революционном движении по свержению маньчжурского господства и восстановлению Династии Мин. За многочисленные добрые дела ему даже приписывают прозвище “Haap” (Рыцарь или герой).
Спустя много лет он начал скучать по дому и решил вернуться в Гуандун. Он также решил открыть школу, чтобы учить студентов стилю Лама Пай. Он установил большой деревянный помост в центре города и заявил, что принимает любой вызов, чтобы продемонстрировать свое мастерство. По разным данным, от 3 до 18 дней он принимал вызовы всех окрестных бойцов и победил около 150 человек. Он был довольно жестким человеком и расправлялся с противниками соответственно – либо калечил их, либо убивал, но никто не уходил от него без травм. Чаще всего поединок длился не дольше 10 секунд. Его репутация росла очень быстро, и в скором времени он открыл свою школу стиля Лама Пай. Благодаря такой беспрецедентной демонстрации, Вонг Ян Лам впоследствии занял первое место среди Десяти Тигров Кантона и считался лучшим бойцом в южном Китае.
Он был довольно жестким человеком и расправлялся с противниками соответственно – либо калечил их, либо убивал, но никто не уходил от него без травм. Чаще всего поединок длился не дольше 10 секунд.
Одним из его товарищей был Вонг Кей Ин, отец Вонг Фей Хуна (о них мы поговорим позже). И отец, и сын были мастерами стиля Хун Гар. Они обменивались опытом, делились техниками и согласно легенде, Вонг Фей Хун познакомился с “техникой длинных рук” Вонг Ян Лама в обмен на “технику пяти животных“ Хун Гара.
Вон Чин Хо
О жизни Вон Чин Хо информации совсем мало. Известно лишь, что он был знаменит своей ‘Железной Головой’. Он изучал кунг-фу в храме в Гуандуне у монаха, который принадлежал к Шаолиньским традициям.
Со Хак Фу
В начале 1800-х годов жил Шаолиньский монах Сю Дак, который был настоятелем Западного Дзенского Монастыря в Гуандуне. Каждые несколько лет он оставлял монастырь и уходил просить милостыню, что давало ему возможность побыть среди людей. Однажды во время своего путешествия он прибыл в округ Шундэ, где встретил местного жителя по имени Су. Он увидел, что Сю Дак был странствующим монахом и предложил ему погостить у него, а также предложил еду и финансовую помощь, когда монаху придется отбыть.
Каждое утро Сю Дак просыпался, смотрел в окно и видел хорошо сложенного парня, который практиковал боевые искусства. Монах заметил, что хотя сила удара у него была большой, в его технике были ошибки, и ей также не хватало изысканности. Через несколько дней, когда Сю Дак уже собирался уходить, он снова заметил парня. Он знал, что не имеет права что-либо говорить ему, но не удержался и прокомментировал его занятия. Когда его слова были проигнорированы, монах попросил парня напасть на него и проверить его мастерство. Тогда парень без раздумий напал на него и нанес удар в живот. Монах продемонстрировал свои навыки, вовремя уйдя от удара, и слегка подтолкнув парня в плечо. Тот потерял баланс и упал. Когда он продолжил атаковать, то каждый раз оказывался на земле. Сю Дак помог ему подняться и спросил как его зовут, парень назвал свое имя – Со Хак Фу – и сказал, что является племянником господина Су. Господин Су сказал монаху, что его семья достаточно успешная и утонченная, но Хак Фу совсем другой, ему нравиться только драться, поэтому они и назвали его ‘Черный Тигр’. Он также сказал, что парню не хватает учителя и тогда монах согласился учить его. Сю Дак взял парня не только, чтобы отплатить за доброту господину Су, но также, потому что увидел в нем потенциал, который можно было раскрыть под надлежащим руководством.
Монах взял своего нового ученика в Шаолинь, где он прошел тяжелое традиционное обучение. В течение шести лет он изучал разные кулачные стили, а также работу с оружием. Он полностью посвящал себя тренировкам и впитывал знания столько, сколько мог. Когда ему исполнилось 24 года, с разрешения монаха он отправился обратно в свою деревню. Когда он показывал свои новые навыки друзьям и семье, все говорили ему начать преподавание, так как все были впечатлены. Он занимался обучением три года, а потом он получил предложение открыть школу в Гуанчжоу. Семья убеждала его принять предложение, так как они считали, что его талант пропадает в их маленькой деревне. В итоге он принял предложение, переехал в Гунчжоу и открыл школу на улице Вонг Са. Со Хак Фу благодаря своим навыкам быстро обрел известность и хорошую репутацию. Однако с успехом приходят и завистники.
Однажды некий мастер по имени Лю Вин, который практиковал Уданские боевые искусства, привел с собой 30 своих учеников и бросил Хак Фу вызов. Хак Фу принял его, побил всех его учеников, а потом и самого Лю Вина, который был совсем не ровня его агрессивному стилю ‘Черного Тигра’. После этого случая и многих других поединков его известность возросла еще больше, и его стали называть одним из самых выдающихся мастеров. Так Со Хак Фу попал в десятку Кантонских Тигров. А благодаря своей репутации он познакомился с двумя другими ‘тиграми’ – Вонг Ян Ламом и Лай Ян Чжу. Все три мастера стали близкими друзьями и их даже стали называть ‘Тремя героями улицы Вонг Са’.
Свой стиль он сформировал из множества других, которые изучал на протяжении жизни. И отдавая дань уважения Шаолиньским корням своего кунг-фу, он назвал его ‘Шаолиньский Стиль Черного Тигра’. На протяжении все жизни Со Хак Фу не потерпел ни одного поражения.
Вонг Кей Ин
Вонг Кей Ин среди ‘тигров’, пожалуй, самый известный. Чаще всего его вспоминают, когда говорят о Вонг Фей Хуне, так как Вонг Кей Ин является его отцом. Но он знаменит не только этим фактом. Он был выдающимся мастером стиля ‘Хун Гар’, врачом и реабилитологом.
Точная дата его рождения неизвестна, но по предположениям, он родился где-то между 1810 и 1820 годами. Произошло это в деревне Сицяо, провинции Гуандун. Когда он был еще маленький, он зарабатывал на уличных показательных выступлениях. Во время одного из таких шоу, его заметил Шаолиньский мастер Люк А Чой и взял его к себе в ученики. Люк А Чой был учеником Джи Син Сим Си, а в школе учился в одном классе с Хун Хей Гуном. Если эти имена вам ни о чем не говорят, то…. В общем, пусть вам будет немного стыдно.
Другая история гласит, что Вонг Кей Ин сначала занимался под присмотром своего отца Вонг Тая, которого учил Люк А Чой, и уже только потом был отправлен на продолжение тренировок к Люку А Чою. На протяжении десяти лет он обучался у него кунг-фу и освоил множество разных техник, а когда обучение закончилось, он стал инструктором по боевым искусствам в армии. Его зарплата была настолько маленькой, что ему приходилось продавать лекарственные травы, чтобы прокормить семью. Кстати, Вон Кей Ин также изучал медицину, хорошо разбирался в лекарствах, знал, как заживлять раны, вправлять суставы и лечить переломы. Когда он открыл свою школу, при ней также была медицинская клиника.
Он много путешествовал по всему южному Китаю и всегда брал с собой своего сына Вонг Фей Хуна. Они зарабатывали себе на жизнь, демонстрируя свои навыки в боевом искусстве и продажей лекарственных трав. Вместе они повстречали множество известных мастеров, с которыми мерялись силой, делились опытом и навыками. Многих Вонг Кей Ин вызывал на поединок. Слава о его мастерстве мгновенно распространялась и даже опережала его. Вот так он стал одним из Кантонских Тигров, а также сделал очень много для распространения стиля ‘Хун Гар’.
Лай Ян Чу
Информации об этом мастере совсем мало. Из разных источников известно, что он практиковал “Шаолиньский Кулак Семи Звезд” и был в нем большим экспертом. Кстати, формы из этого стиля очень любят демонстрировать монахи Шаолиня.
Су Кан
Из всех Десяти Тигров о Нищем Су вам, возможно, известно больше всего. Хотя, может быть, вы этого и не знаете. Су Кан, или Нищий Су был мастером ‘пьяного кулака’ и стал очень популярен в мире кинематографа. Существует множество фильмов, где есть этот персонаж или герои, которые были так или иначе списаны с него. Касательно настоящей жизни мастера информации мало, а все что есть, либо взято из фильмов, либо не заслуживает доверия.
Су Кан был богат, но растратил все свои деньги. Хотя он и стал известен благодаря ‘пьяному стилю’, он также изучал Хун Гар и хорошо владел шестом.
Ленг Кван
Ленг Кван (также известен как Тит Кью Сам) родился между 1813 и 1915 годами. Он с детства занимался боевыми искусствами и тренировался у тибетского монаха Синг Луна. Однако большинство знаний он получил у Шаолиньского монаха Гок Яна, о котором совсем ничего неизвестно.
После того как его учитель умер, а согласно легендам, он дожил до 110 лет, Ленг Кван путешествовал по Южному Китаю и оттачивал свое мастерство. Он дрался со многими бойцами и был грозой Южных земель. Благодаря этим похождениям он попал в ряды Десяти Тигров Кантона и заработал прозвище ‘железный мост’, так как мог удерживать на вытянутых руках несколько человек и пройти с ними 100 шагов. Он практиковал комплексы по укреплению тела и создал одну из самых распространенных форм стиля Хун Гар. О твердости его руки и тела ходило множество легенд, и вскоре он стал довольно известным. Несмотря на то, что он был выдающимся мастером боевых искусств, Ленг Кван был заядлым курильщиком опиума. Уже в преклонном возрасте он встретил монаха Йи Синга и попросил его помочь ему в лечении. Сначала монах отказал ему, но потом помог и сказал практиковать комплекс столбового стояния. История гласит, что старый Ленг заболел от перетренированности и умер в 1886 или 1888 году, в возрасте 70-73 лет. Среди его множества учеников можно выделить Лам Фук-сина – будущего учителя Вонг Фей Хунга.
Китайские мастера боевых искусств (начало XX века)
Тит Джи Чан
Тит Джи Чан (значит железный палец Чана) был мастером ‘железного пальца’. Он мог стоять на одном пальце (не путайте с Хай Дэном) и наносить им сильные удары. Также известен под именем Чан Ченг Та.
Там Чай Квай
Изучал Хун Гар в районе Хуаду. Завоевал свое прозвище Сам Кук Там, что значит ‘трехногий Там’, благодаря трем ударам ногами, которые использовал в поединках. Один из них был удар ‘тигриным хвостом’, другой ‘плачущий пол’ и третий удар ‘ищущий орган’.
Чоу Тай
Чоу Тай был известен как ‘Чоу Железная голова. Свою славу снискал благодаря тому, что победил международного чемпиона по боксу из Франции. Изучал Хун Гар в Чжаньцзяне и великолепно владел посохом.
В статье использованы фотографии из Google Images
Северный Шаолинь (боевое искусство) — Northern Shaolin (martial art)
В самом широком смысле этого слова, Северный Шаолинь ( китайский : 北少林 ; пиньинь : Běishàolín ; кантонское Йельского : Bak-Сиу-Ламы ) относится к внешнему (в отличие от внутреннего ) боевых искусств из Северного Китая , ссылаясь на эти стили из Северного монастыря Шаолиня в провинции Хэнань .
В наиболее конкретно, Северный Шаолинь относится к стилю под названием Северный Шаолинь бокса школы ( китайский : 北少林拳門 ; кантонском Йельского : Bak-Сиу-Лам Кюн-мун ), распространяемой Гу Ю-Jeung (1894-1952, также известный как Ку Ю-Ченг или, в пиньинь, Гу Жучжан).
Северные стили
Маньчжурский баннер солдаты, каста профессиональных военных художников , работающих в китайском обществе , как в последнее время, как сто лет назадСеверные стили / BEI PAI (北 派) имеют глубоко расширенные позы, такие как лошадь, лук, капли, и дракон позиций соединенных быстрыми переходами жидкости, способные быстро менять направление, в котором принудительно выдается.
Группа Северного боевых искусств включает в себя множество прославленных стилей , таких как багуачжан , бацзицюань , чацюань , Chuojiao , Eagle Claw , танланцюань и тайцзицюань . Чанцюань часто идентифицируется в качестве представителя Северного стиля и образует отдельное подразделение в современном ушу учебный план.
Северные стили демонстрируют отчетливо различный аромат от боевых искусств практикуется на юге. В целом, учебные характеристики северных стилей уделять больше внимания беготни, ноги и акробатика. Влияние северных стилей можно найти в традиционных корейских боевых искусств и их акцент на пинки на высоком уровне.
Было высказано предположение , что наличие высоких ударов ног и летающие пинков найдены в южных стилях, в окинавском боевом искусстве , и , следовательно , в современных некитайских стилях , такие как каратэ и таэквондо (и расширение современного кикбоксингом ) обусловлено от влияния северных стилей в течение первой половины 20 — го века.
Характеристики
Стиль Северного Шаолиня кунг — фу является одним из самых известных традиционных северных стилей китайских боевых искусств . Северные стили кунг-фу обычно подчеркивают длинные методы дальности, быстрые наступления и отступления, широкие, позиции пиная и скача методы, кружась круговыми блоки, быстрота, ловкость, и агрессивных атаки.
Система учит методы пустых рук и оружие через заранее определенные комбинации, известные как формы, подпрограммы, или движение множеств. Студенты изучают основы практикуя процедуры, пока движения в подпрограммах не могут быть выполнены, естественно, на основе инстинкта. Тогда, два или несколько наборов людей практикуются для подготовки ответов и применения методов, извлеченных из множеств. Множества практика / процедуры не практичны только в приложениях, но также грациозно и художественный характер. Fluidness движений в сочетании с акробатическими методами являются торговыми марками множеств Северного Шаолиня.
Стиль Северный Шаолинь был сделан известным покойным Гу Ю-Jeung. Многие легенды рассказывают о подвигах Гу; по сказкам , связанных его ближайшими учениками, отец Гу был опытный выразителем Тан туи ( «вскакивая ногу») формы . Когда он был молод, Гу путешествовал по Северному Китаю , чтобы изучить все северные системы кунг — фу . Он был известен своим Iron Palm , методы и применение длинного копья . Он организовал все свои Усвоение в то , что сегодня Северный Шаолинь стиль.
история
Монастырь в провинции Хэнань оригинальный монастырь Шаолинь . Монахи начали практиковать боевое оружие когда — то вокруг династии Тан и стал известен за пособничество будущего императора Ли Шимин в борьбе против мятежных сил. Монахи были в основном известны своим копьем и штабных техники вплоть до Мин — Цин перехода , когда они начали специализироваться в рукопашном бое. Как репутацию Шаолинь боевые искусства росли в течение следующих столетий, его имя стало синонимом боевых искусств, независимо от того, прослеживается ли индивидуальное искусство его происхождение к монастыря Шаолинь в провинции Хэнань или нет. В результате, кличка «Шаолинь» была применена к другим буддийским храмам с сильными репутациями для боевых искусств. Характеристики боевых искусств , преподаваемых в каждом храме были настолько отличаются друг от друга , что они стали отождествлять с местом их происхождения.
Северный Шаолинь учебный план Гу Чжан Ru (Ku Ю. Cheung)
Северный Шаолинь (北少林обозначает Хэнань河南崇山少林寺храм) стиль связан с Гу Жучжан сначала учили планировки ученика, знаменитый мастер 18 — го века Gan Fengchi из провинции Цзянсу , на Shaolin монах по имени Чжао Юань, родился Чжу Фу, член Ming королевской семьи , который присоединился к Сангхе после Мин была свергнута Цин в 1644 году (Gan также запомнился основав боевое искусство хуацюань花拳, буквально «цветок кулак», о котором он написал книгу Введение в хуацюань .) Gan , в свою очередь учил Ван Bangcai, который научил Ян Degong, который обучил Ян Sansen, который обучил Ян Jiwen, который научил его племянник Гу Жучжан.
поколение 1-8
- 朝元 和尚 (Монах Zhao Yuan)
- 甘鳳池 (Gan Fengchi)
- 萬邦 才 (WAN Bāngcái)
- 嚴 徳 功 (Yan Dégōng)
- 嚴 三省 (Yan Sānxǐng)
- 嚴 機 (繼) 溫 (Yan Jiwen)
- 顧 汝 章 (GU Rǔzhāng)
- 馬 劍風 (Ма Цзяньфэн), 嚴尚武 (Ян Shangwu), 龍 子 祥 (Long Zixiang)
Yan Jiwen также преподавал GU навыки железного Тела и Железной ладони . В известном случае в 1931 году, Гу сказал продемонстрировали последний на лошади.
Среди военных художников , которые собрались в Центральном институте Национального боевых искусств в Нанкине в 1928 году, Gu расположен в верхней пятнадцати и был включен, наряду с Фу Зхенсонг, Ли Xianwu, Ван Laimin, Уон Лаишенга и Вонг Шао Chou (на других счетах, Ван Laiping) -в пять Southbound тигров (五虎下江南, пиньиньте Wǔhǔ Ся Цзяннань, буквально, «пяти тигров направляющихся к югу от великой реки »), пяти мастеров северных китайских боевых искусств , посланных в Гуанчжоу (Кантон) , чтобы организовать другой Национальный институт боевых искусств. В Гуанчжоу, название «Шаолинь»南少林寺福建省(см Южный Шаолинь храм в Fukian провинции, будучи к югу от храма из Северной один) был уже связан с Хунг Гар и других стилей, поэтому стиль Гу стал известен под названием Северный Шаолинь.
Северный Шаолинь учебный план Гу Чжан Ru (Ku Ю. Cheung)
Переведенный Имя | китайский язык | Мандарин пиньинь | кантонском Йельского | Комментарии |
---|---|---|---|---|
Открой дверь | 開門 | Kāimén | Hoi-мун | Эфирный вход / базовые навыки. |
Ведущий путь | 領路 | Lǐnglù | Ling-Lou | Свинец противника вокруг его поражения. |
Установить лошадь | 坐 馬 | Zuòmǎ | Джо-ма | Контратаки. |
Pierce Сердце | 穿心 | Chuānxīn | Chyun-сэм | Приступы до солнечного сплетения. |
Боевые умения | 武藝 | Wǔyì | Мо-Нгаи | методы борьбы с ними. |
Ближний бой | 短打 | Duǎndǎ | Дюн-да | Комбинации Крупной встречи. |
Plum Blossom | 梅花 | MEIHUA | Муи-фа | Ломать засаду. |
Выкорчевывание Шаг | 拔 歩 | чиновник-индус | Бат-бо | Открытое пространство комбинации боевых действий. |
Цепь колец | 連環 | Lianhuan | Lin-Waan | Цепные несколько ударов. |
Стандартная форма / Метод системы | 式 法 | Shìfǎ | Шик-faat | Суть стиля. |
Обратите внимание , что некоторые наследники традиции Гу учат эти процедуры в другом порядке, особенно под 陳國偉 .
Эти 10 формы в соответствии со стандартом Gu, содержащий ядро системы, иногда называемые как Десять классических форм. Они являются стандартными во всех Северной Шаолинь кунг — фу родословных Гу. Однако, как уже упоминалось выше, они иногда учат или узнали в отличаясь заказы. Как и во многих различных боевых искусствах, от линии к линии, можно найти небольшие различия в том , как выражается движение.
Студенты учатся этот стиль , как правило , не только освоить 10 основных форм , однако. Есть часто дополнительные учения , такие как вводный материал и форма, формы оружия, цигун и т.д.
В популярной культуре
Рекомендации
10 лучших стилей китайского кунг-фу
Кунг-фу (или ушу) — одна из самых известных традиционных китайских культур. Впервые он был представлен за границей китайско-американским мастером кунг-фу Брюсом Ли. Его фильмы о кунг-фу заставили китайское кунг-фу охватить весь мир. Кунг-фу имеет множество систем и стилей, таких как храм Шаолинь и Тайцзи. Ниже приведены 10 самых известных стилей китайского кунг-фу.
1. Шаолиньское кунг-фу 少林 功夫
Шаолиньское кунг-фу хорошо известно как дома, так и за рубежом.Он возник из храма Шаолинь на горе Суншань, округ Дэнфэн, провинция Хэнань.
Он объединяет мудрость дзен-буддизма в китайское кунг-фу и формирует различные виды подстилей. Его основные навыки в основном включают акробатику, прыжки, перекатывание и другие. В последние годы жители Запада все больше и больше интересуются этим.
2. Тайцзицюань 太极拳
Тайцзи существует всего несколько сотен лет, однако он широко практикуется населением во многих частях Китая.Когда вы посетите любой парк рано утром в любом месте в Китае, вы можете найти стариков, практикующих тайцзи.
Тайцзи вобрал в себя преимущества различных боевых искусств, объединяя теорию Инь и Ян, традиционную китайскую медицину и другие идеи, создавая набор боевых искусств. Практикующие двигаются медленно и осторожно, чтобы развивать внутреннюю силу.
3. Вин Чун Цюань 咏春拳
Вин Чун — один из самых сильных и прямых стилей кунг-фу.Вин Чун возник в начале 1700-х годов в храме Шаолинь, а затем был широко распространен учителем Вин Чун Брюса Ли Ип Маном.
Главный принцип Вин Чун — «простота». Чем менее сложны методы, тем эффективнее они станут.
4. Багуачжан 八卦 掌
Багуачжан — боевое искусство мягкого внутреннего стиля. Создание багуачжана, как формализованного боевого искусства, приписывают Дун Хайчуань в начале 19 века.
Багуачжан придает большое значение взаимодействию ума и внешних движений и часто характеризуется медленными и плавными движениями.
5. Син И Цюань 形意拳
Синъицюань — один из старейших стилей внутренних боевых искусств, два других — тайцзи и багуанчжан.
Синъицюань уделяет больше внимания внутренней силе, свободным движениям, но ясным намерением. Он отличается агрессивными движениями, взрывной силой и непредсказуемыми боевыми навыками.
6. Choy Lai Fut 蔡李佛
Чой Ли Фут — вид китайского боевого искусства, основанный Чен Хэн из провинции Гуандун в 1830-х годах.
Система компрометирует достоинства различных техник боевых искусств, формируя его собственный стиль кунг-фу. Чой Ли Фут делает упор на расслабленной внутренней силе, а не на мышечной силе.
7. Bajiquan 八极拳
Бацзицюань возникла из кунг-фу меньшинства хуэй округа Цанчжоу провинции Хэйбэй.
В отличие от тайцзи, бацзицюань — это мощный стиль кунг-фу, использующий взрывные силовые техники ближнего действия, и он тесно связан с военной системой. Многие телохранители, которые защищают политиков, практикуют бацзицюань.
8. Богомол 北 螳螂拳
Богомол был создан Ван Лангом в периоды позднего Мин и начала Цин. Он имитирует действия богомола с двумя руками, похожими на крючки. Он подчеркивает игру руками и ногами, а также скорость и ловкость.
9. Нан Цюань 南拳
Нан Цюань, также известный как Наньфан Цюань, представляет собой комбинацию бокса Южного Шаолиня и других техник южного бокса, таких как Хунг Гар, Мок Гар и Чой Ли Фут. Нан Цюань делает упор на простых действиях, смене рук и игре рук на короткие дистанции, а также на стабильной работе ног.
10. Чанг Цюань 长拳
Чанг Цюань — это семейство внешних стилей боевых искусств, которое объединяет многие стили китайских боевых искусств.Он подчеркивает полностью вытянутые удары ногами и ударные техники. Чанг Цюань был сформирован в последние годы и часто участвует в различных соревнованиях по боевым искусствам.
Выше представлены известные виды китайского кунг-фу. На самом деле, по всей стране существует много китайских боевых стилей, таких как тигровое кунг-фу. Знаете ли вы другие известные стили китайского кунг-фу? Пожалуйста, оставьте свой комментарий ниже.
,Кунг-фу — техники, удары ногами, формы (таолу) и т. Д.
Кунг-фу (также известное как гунг-фу) — это китайское боевое искусство, в котором основное внимание уделяется ударам руками и руками, а также технике ударов ногами. Однако сделать обобщения относительно характеристик кунг-фу сложно, потому что существует множество различных школ и стилей кунг-фу (таким образом, вы не сможете легко «перейти» из одной школы кунг-фу в другую, если вы переедете в другой город).
Во многих стилях кунг-фу также используется традиционное оружие боевых искусств, такое как меч, посох и копье.Кроме того, они часто практикуются с более уникальным оружием для боевых искусств, таким как Шэн Бяо (китайский веревочный дротик), Саньцзегун (трехсекционный посох) и Лю Син Чуй (Метеоритный молот). Это оружие часто используется в формах (таолу), демонстрациях, спаррингах и т. Д.
Wiki — Лучшие книги по китайским боевым искусствам
Основные элементы кунг-фу — В приведенных ниже разделах представлены инструкции и видео по растяжке кунг-фу, таолу (формам), упражнениям на кондиционирование и т. Д.
Разные элементы кунг-фу
История кунг-фу
Популярность кунг-фу на Западе резко возросла в 1970-е годы.Это было связано с подъемом Брюса Ли как главной кинозвезды. Молодые люди во всем мире хотели быть похожими на Брюса Ли и поэтому стремились обучиться кунг-фу.
Согласно Европейской федерации ушу, «Первые архаичные формы боя голыми руками в древнем Китае появились во времена династий Ся, Шан и Чжоу. Эти формы с изобретением бронзового оружия превратились в боевые навыки и использовались для военного обучения под названием Цзюньлянь (букв. Армейское обучение). В период враждующих государств (770 — 221 гг.в.) роль боевых искусств быстро росла из-за постоянных войн между графствами ».
Различные школы и стили кунг-фу
Существует множество различных школ кунг-фу (например, Орлиный коготь, Вин Чун, Шаолиньское кунг-фу и т. Д.). По данным Института Шаолинь Гун Фу, «известно или признано более 1000 стилей». Кунг-фу часто делится на северный и южный стили. Стили северного кунг-фу обычно делают упор на дальние атаки и большее использование ударов ногами.В стилях южного кунг-фу особое внимание уделяется рукопашному бою и большему использованию техники рук.
Известные стили кунг-фу
- Для более полного списка стилей кунг-фу посетите главный раздел китайских боевых искусств.
- Бацзицюань — Бацзицюань (или Баджи-цюань) известен своими ударами локтем.
- Чанг Цюань или длинный кулак
- Чой Ли Фут или Цай Ли Фо
- Кунг-фу с орлиным когтем — Кунг-фу с орлиным когтем — это китайское боевое искусство, известное своими приемами захвата, ударами, блокировками суставов, тейкдаунами и атаками по точкам давления.
- Huaquan
- Лама Пай — Лама Пай — боевое искусство из Западного Китая, основанное на движениях Обезьяны и Журавля.
- Леопардовое кунг-фу (Бао Цюань) — Леопардовое кунг-фу — боевое искусство, в котором основное внимание уделяется агрессивной скорости и ловкости для победы над противником.
- Hung Ga — Hung Ga (или Hung Gar) — это боевые искусства южного Китая, сочетающие в себе 5 стилей животных (журавль, дракон, леопард, змея и тигр).
- Обезьянье кунг-фу (Хоу Цюань) — Обезьянье кунг-фу — это неортодоксальный акробатический стиль, используемый для дезориентации и атаки противников с необычных углов и положений.
- Нан Цюань
- Молящийся богомол Кунг-фу — Молящийся богомол Кунг-фу известен своим перенаправлением, совместными манипуляциями, атаками по точкам давления и тактикой захвата.
- Шаолинь
- Кунг-фу с тигровым когтем (Fu Jow Pai) — Fu Jow Pai («Стиль тигрового когтя») — это китайское боевое искусство, известное своими атаками и ударами, напоминающими тигриный.
- Белый журавль
- Вин Чун
- Zui Quan (Пьяный кулак) — этот стиль пытается имитировать движения пьяницы (т.е. шатание и падение), чтобы сбить с толку противников и дать возможность нанести сокрушительные контратаки. Конечно, мастер боевых искусств не опьянен, практикуя этот стиль кунг-фу!
Техники кунг-фу
Как видно из китайских фильмов о боевых искусствах, в кунг-фу есть некоторые захватывающие техники ударов ногами, такие как «Удар бабочки». Кроме того, кунг-фу известно своим уникальным оборудованием и методами обучения, такими как Мэй Хуа Чжуан (или полюса цветения сливы кунг-фу), деревянный ударный манекен Вин Чун, Тренировка железной ладони и т. Д.Эти традиционные инструменты обучения часто можно увидеть в классических фильмах о кунг-фу.
Известные мастера кунг-фу
Среди известных учеников кунг-фу — Джеки Чан, Джет Ли и Дэвид Кэррадайн (из сериала «Кунг-фу»).
Документальный фильм о шаолиньском кунг-фу
Ссылки
- Международная федерация ушу, http://www.iwuf.org/index.asp
- Европейская федерация ушу, Краткая история ушу, http: // www.ewuf.org/home/t_wushu.html
- Институт Шаолинь Гунг Фу, Что такое кунг-фу ?, http://www.shaolin.com/StyleContent.aspx?Style=Styles