Заклятые враги спартанцев 4 буквы: спартанец, но не воин, 4 буквы, сканворд

Заклятый 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Человек, который находится в состоянии вражды с кем-нибудь, противник

Ответ: Враг

Вопрос: Военный противник, неприятель

Ответ: Враг

Вопрос: Принципиальный противник чего-нибудь

Ответ: Враг

Вопрос: Может означать:

Ответ: Враг

Вопрос: Всякий, кто стремиться убить тебя, неважно на чьей он стороне. Джозеф Хеллер

Ответ: Враг

Вопрос: Если амикус переводится с латинского как «друг», то как переводится слово «инимикус»

Ответ: Враг

Вопрос: Когда ___ потирает руки, твой час! Давай волю своим! С. Е. Лец

Ответ: Враг

Вопрос: Неприятель, противник

Ответ: Враг

Вопрос: Он, по мнению классика, менее опасен, чем услужливый дурак

Ответ: Враг

Вопрос: Язык мой-… мой- пропущенное слово

Ответ: Враг

Вопрос: Антоним друг

Ответ: Враг

Вопрос: Ему не сдаётся наш горд. «Варяг»

Ответ: Враг

Вопрос: Ему пословица предлагает отдать ужин

Ответ: Враг

Вопрос: «… будет разбит» (боевой лозунг)

Ответ: Враг

Вопрос: Друг с точностью до наоборот

Ответ: Враг

Вопрос: Противник, недруг, неприятель

Ответ: Враг

Вопрос: Недруг за линией фронта

Ответ: Враг

Вопрос: Если … не сдаётся, его уничтожаю

Ответ: Враг

Вопрос: Любой, кто против тебя

Ответ: Враг

Вопрос: Тот, кто по ту сторону фронта

Ответ: Враг

Вопрос: Недремлющий неприятель

Ответ: Враг

Вопрос: Один из сжигател. родной хаты (песен.)

Ответ: Враг

Вопрос: Военный противник

Ответ: Враг

Вопрос: Недруг

Ответ: Враг

Вопрос: По ту сторону баррикад

Ответ: Враг

Вопрос: Заклятый …

Ответ: Враг

Вопрос: Язык мой

Ответ: Враг

Вопрос: «Язык мой — … мой»

Ответ: Враг

Вопрос: Смертный …

Ответ: Враг

Вопрос: Антагонист

Ответ: Враг

Вопрос: Кому следует отдать ужин?

Ответ: Враг

Вопрос: Недремлющий противник

Ответ: Враг

Вопрос: Неприятель

Ответ: Враг

Вопрос: Супостат

Ответ: Враг

Вопрос: «Конкурент» на войне

Ответ: Враг

Вопрос: Военный неприятель

Ответ: Враг

Вопрос: Явно не друг

Ответ: Враг

Вопрос:

Бесправный спартанец 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: В Спарте представитель земледельческой части населения, собственность государства

Ответ: Илот

Вопрос: Земледелец в древней Спарте, находящийся на положении раба

Ответ: Илот

Вопрос: Земледелец, являвшийся собственностью государства (в Древней Спарте)

Ответ: Илот

Вопрос: Пахарь Спарты

Ответ: Илот

Вопрос: Бесправный спартанец

Ответ: Илот

Вопрос: Монах

Ответ: Илот

Вопрос: Крестьянин Спарты

Ответ: Илот

Вопрос: Древний спартанский смерд

Ответ: Илот

Вопрос: Древне-спартанский аграрий

Ответ: Илот

Вопрос: Древний крестьянин-спартанец

Ответ: Илот

Вопрос: Крестьянин древней Спарты

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанский крестьянин

Ответ: Илот

Вопрос: Гнул спину в Спарте

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанский оратай

Ответ: Илот

Вопрос: Земледелец в Спарте

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанский раб

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанский земледелец

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанец, но не воин

Ответ: Илот

Вопрос: Крестьянин в Спарте

Ответ: Илот

Вопрос: Раб в Спарте

Ответ: Илот

Вопрос: Агроном из Спарты

Ответ: Илот

Вопрос: Земледелец Спарты

Ответ: Илот

Вопрос: Кто страдал от криптий?

Ответ: Илот

Вопрос: Пахарь в Спарте

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанский ратай

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанский труженик

Ответ: Илот

Вопрос: Житель Спарты

Ответ: Илот

Вопрос: Невольник в Спарте

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанский пахарь

Ответ: Илот

Вопрос: Ишачил в Спарте

Ответ: Илот

Вопрос: Земледел Спарты.

Ответ: Илот

Вопрос: Древнеспартанский аграрий

Ответ: Илот

Спартанец, но не воин 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: В Спарте представитель земледельческой части населения, собственность государства

Ответ: Илот

Вопрос: Земледелец в древней Спарте, находящийся на положении раба

Ответ: Илот

Вопрос: Земледелец, являвшийся собственностью государства (в Древней Спарте)

Ответ: Илот

Вопрос: Пахарь Спарты

Ответ: Илот

Вопрос: Бесправный спартанец

Ответ: Илот

Вопрос: Монах

Ответ: Илот

Вопрос: Крестьянин Спарты

Ответ: Илот

Вопрос: Древний спартанский смерд

Ответ: Илот

Вопрос: Древне-спартанский аграрий

Ответ: Илот

Вопрос: Древний крестьянин-спартанец

Ответ: Илот

Вопрос: Крестьянин древней Спарты

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанский крестьянин

Ответ: Илот

Вопрос: Гнул спину в Спарте

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанский оратай

Ответ: Илот

Вопрос: Земледелец в Спарте

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанский раб

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанский земледелец

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанец, но не воин

Ответ: Илот

Вопрос: Крестьянин в Спарте

Ответ: Илот

Вопрос: Раб в Спарте

Ответ: Илот

Вопрос: Агроном из Спарты

Ответ: Илот

Вопрос: Земледелец Спарты

Ответ: Илот

Вопрос: Кто страдал от криптий?

Ответ: Илот

Вопрос: Пахарь в Спарте

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанский ратай

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанский труженик

Ответ: Илот

Вопрос: Житель Спарты

Ответ: Илот

Вопрос: Невольник в Спарте

Ответ: Илот

Вопрос: Спартанский пахарь

Ответ: Илот

Вопрос: Ишачил в Спарте

Ответ: Илот

Вопрос: Земледел Спарты.

Ответ: Илот

Вопрос: Древнеспартанский аграрий

Ответ: Илот

Священный отряд из Фив, состоявший из гомосексуальных пар, разбил спартанцев | История | ИноСМИ

Священный отряд из Фив представляет собой неожиданный и единственный в своем роде случай в военной истории. Эта отборная воинская часть состояла из гомосексуальных пар и стала одним из самых грозных воинских формирований древности, поскольку, как сказал Плутарх, «союз любовников повышал ее боеспособность». По сути дела, отряд не знал поражений вплоть до сражения при Херонее, когда македонский царь Филипп II и Александр Македонский нанесли ему сокрушительное поражение.

150 мужских пар

Впервые Священный отряд упоминается в связи с битвой при Тегирах, произошедшей в начале весны 375 года до Р.Х., хотя это воинская часть существовала и до этого. У истоков ее создания стоял фиванский аристократ Горгид. Отряд состоял из 150 гомосексуальных мужских пар. Горгид взял на себя создание и набор людей в Священный батальон. Его бойцами были молодые аристократы, получившие образование в гимназии, где однополые связи были привычным делом.

Следует отметить, что представление о гомосексуальности в Древней Греции отличалось от современного. Иногда путают гомосексуальные отношения между взрослыми, которые строго осуждались в греческом народе, с педерастией, то есть, отношениями между взрослым мужчиной и юношей. В некоторых городах подобные отношения являлись частью системы образования подростков из аристократических семей. Нечто подобное происходило и в Фивах, где мужские пары состояли из взрослого и юноши. Старший отвечал за подготовку и воспитание своего подопечного, прежде всего в вопросах нравственности, прививая ему такие ценности, как преданность, верность и умеренность.

После периода строгого воспитания между ними устанавливалась тесная личная и профессиональная связь. Древнегреческий историк Плутарх утверждал, гомосексуальные связи были сильной стороной отряда, поскольку «строй, сплочённый взаимной любовью, нерасторжим и несокрушим, поскольку любящие, стыдясь обнаружить свою трусость, в случае опасности неизменно остаются друг подле друга».

Замысел состоял в том, что отряд будет биться крайне самоотверженно, поскольку бойцы не захотят опозориться друг перед другом, а в случае гибели одного из любовников второй будет биться насмерть, чтобы отомстить за него и достойно предать тело земле. Авторы фиванского законодательства прекрасно знали все преимущества отряда и всячески поощряли гомосексуальные отношения, чтобы поддерживать на высоком уровне боеготовность своего войска.

Как укреплялась власть в Фивах

Боевой дух членов Священного отряда укрепляли многочисленные мифологические примеры, в которых они видели свое отражение. Фиванская аристократия приводила в качестве примера для подражания мифического героя Иолай, молодого атлета, заклинателя лошадей, неразлучного друга и возлюбленного Геракла. Дело доходило до того, что мужчины-любовники приносили друг другу клятву в верности перед могилой Иолая. Мало того, главным мифом города была история фиванского царя Лая, который похитил своего пасынка-подростка Хрисиппа и изнасиловал его. Именно начиная с этого эпизода, в Греции стала почитаться педерастия.

За 33 года Священный отряд стал самой победоносной пешей силой в Греции. Городские власти обеспечивали их продовольствием и денежным жалованием даже в мирное время, а ратное дело было их единственным занятием. В мирное время эта профессиональная армия постоянной готовности располагалась гарнизоном в городе Кадмее.

Священный отряд участвовал в качестве передовой силы фиванских войск в битвах при Левтрах и Мантинее, в ходе которых мощь спартанцев была основательно подорвана. До этих сражений Фивы находились под владычеством Спарты, и только благодаря военному таланту генерала Эпаминонда удалось повысить боеспособность фиванских войск. Его считают одним из величайших военных гениев древности, а римский оратор Цицерон называл его «главным человеком Греции».

Сражение войск Александра Македонского и Дария III

Die Welt
Благодаря гению Эпаминонда, политическая карта Греции претерпела коренные изменения. Во время битвы при Левтрах выстроились в традиционную фалангу, которая, как правило, продвигалась вперед с отклонением вправо и сосредотачивала на правом фланге свои основные силы. Зная об этом, Эпаминонд развернул на левом фланге всю свою конницу и колонну из 50 шеренг фиванских пехотинцев. Традиционное построение спартанцев из 12 шеренг не выдержало натиска фиванской колонны. Спартанцы пытались сдержать огромную массу фиванских воинов и Священный отряд, но были в буквальном смысле сметены колонной. Правое крыло спартанского войска было разгромлено, а потери составили порядка тысячи человек, среди которых был спартанский царь Клеомброт, принадлежавший к той же династии, что и Леонид.

Филипп II и Александр Македонский против Фив и Афин

Фиванцы одержали победу над спартанцами, которые считались непобедимыми воинами, но их владычество продлилось лишь до того момента, пока Македония не достигла зрелости. Македонский царь Филипп II в детстве провел в Фивах несколько дней в качестве заложника. Вернувшись домой, он задался цель осуществить реформу македонской армии, основываясь на традиционной греческой фаланге, но с добавлением некоторых тактических элементов для придания ей большей гибкости. Таким образом, он рассчитывал подчинить те греческие города, которые продолжали рассматривать Македонское царство в качестве страны варваров. Значительную часть этих тактических приемов он заимствовал непосредственно у фиванцев.

Подчинив се6е основные греческие города-государства и добившись от Афин благоприятного для Македонии союза, в середине IV века до Р.Х. Филипп II пошел на Спарту и направил ее предводителям послание, которое в иное время лишь раззадорило бы грозных спартанцев: «Настоящим предлагаю вам без промедления подчиниться моей воле, ибо в противном случае мое войско вторгнется в ваши земли, а я разрушу ваши усадьбы, уничтожу население, а сам город сотру с лица Земли». Но спартанские воины были уже не такими, как раньше, и предпочли уступить Филиппу II, чем вступать с ним в войну.

Так, в 340 году до Р.Х. Афины убедились в том, что единственным способом умерить безудержные аппетиты Филиппа II были прямые военные действия. Вместе со своим сыном-подростком Александром Филипп II вторгся в Центральную Грецию и в сражении при Херонее (338 год до Р.Х.) одержал победу на фиванцами и афинянами.

О том сражении сохранилось мало сведений, однако известно то, что молодой Александр, командовавший македонской конницей, вписал первые строки в свою блистательную военную биографию. Пока на левом фланге македонская пехота теснила войска афинян, Александр Македонский направил кавалерийскую дружину гетайров против отборного отряда фиванской пехоты, развернутой на крайнем правом фланге.

Когда поражение было уже неизбежным, Священный отряд стойко держался до последнего воина и был жестоко истреблен. Плутарх пишет, что в тот день погибли все 300 воинов. Но, согласно останкам, найденным в братской могиле в Херонее, в действительности погибли 254 человека, остальные же были ранены или взяты в плен.

Именно Плутарх утверждает, что, увидев гору тел, Филипп II с уважением сказал: «Пусть умрет тот, кто заподозрит, что они сделали что-то не так».
В ходе того сражения Фивы и Афины потеряли около 2.000 бойцов. Более 4.000 воинов были взяты в плен. Сражение при Херонее стало одной из самых решающих битв древности. После этого Александр Македонский установил свою власть над Грецией и создал Коринфский союз, в который входили все греческие государства, за исключением Спарты. Самое интересное заключается в том, что Македония частично воспользовалась тактическими приемами фиванцев, чтобы занять их трон.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

, выведенные для битвы — понимание военной машины древней Спарты

Эта история опубликована в выпуске журнала за ноябрь / декабрь 2016 г. Журнал National Geographic History .

Враги Спарты, столкнувшись с устрашающими спартанскими войсками, увидели бы стену щитов, ощетинившуюся копьями, неумолимо обрушивающуюся на них — не под барабанный бой, а, как объясняет греческий историк Фукидид, «под музыку многих юте». — игроки, постоянное учреждение в их армии, которое не имеет ничего общего с религией, но призвано заставить их продвигаться равномерно, шагая во времени, не нарушая их порядка.”

Небольшие остатки древнего города Спарта, столицы региона Лакония, расположенного на полуострове Пелопоннес в современной Греции, но влияние его уникальной культуры невозможно игнорировать. В отличие от Афин на севере, Спарта была известна своей строгостью — ее «спартанский» характер — был и остается пресловутым. Государство, управляемое жестким военным режимом, люди которого существовали почти исключительно для службы армии, спартанцы славились своим профессионализмом, огромной физической и психологической стойкостью и абсолютной преданностью защите своей земли.Никакие великие философы никогда не возникли бы из спартанской культуры так, как они возникли в Афинах.

Даже в самые могущественные времена спартанцы не доверяли величественным памятникам. Представленный здесь театр Спарты был построен римлянами в 30 г. до н. Э. Это место было построено недалеко от древнего святилища Афины Халкиоикос, покровительницы Спарты.

Афины и Спарта

Основан примерно в IX веке до нашей эры.К., короли Спарты руководили обществом, мало интересовавшимся интеллектуальными и художественными занятиями, помимо патриотической поэзии. Религия действительно играла центральную роль в этом обществе воинов. Эффективная военная машина почти во всех остальных отношениях, война была немыслима только во время торжеств, посвященных Аполлону Карнею. Они отмечались каждое лето, иногда в полный сезон кампании, и прерывать их считалось нечестивым.

Афинские взгляды на Спарту колебались между восхищением и страхом, в зависимости от того, были ли их воинственные соседи союзниками или врагами.Без участия спартанцев в войне против Персии в начале V века до н. Э. — особенно их героической позиции в решающей битве при Фермопилах в 480 году — персы вполне могли завоевать Грецию. Однако позже в том же столетии Афины оказались в состоянии войны со своим яростным бывшим союзником, и это предприятие сильно истощило их энергию и ресурсы. Даже когда Афины переживали золотой век, конфликт со Спартой в значительной степени привел к их политическому упадку.

Пелопоннесская война, в которой Афины сражались со Спартой, началась в 431 г. до н. Э.C. Вначале афинский государственный деятель Перикл приказал всем жителям региона Аттики укрыться в крепких стенах столицы. Несмотря на ворчание некоторых людей, что это равносильно трусости, многие афиняне понимали прагматизм Перикла. Афины были сильны на море, но спартанцы были непобедимы на суше. Перикл знал, что столкновение с врагом будет означать верное поражение. Полная преданность Спарты военному величию и дисциплине принесла им устрашающую репутацию и уважение врагов.

Какими бы благочестивыми они ни были, спартанцы усердно преподносили часть своей военной добычи в качестве приношения в Святилище Аполлона в Дельфах. На изображении изображен Толос в Святилище Афины в Дельфах.

От мальчиков к мужчинам

С самого рождения спартанские мальчики были подготовлены как физически, так и морально к их более поздней, неизбежной боевой службе.Большинство мальчиков жили со своими семьями до семи лет, после чего их доставляли в агоге — частично военную академию, частично в учебный лагерь — для обучения в качестве солдат. Семейные узы ослабли, и молодые призывники фактически стали принадлежать государству. Римский историк I века Плутарх подробно описывает режим, которому подвергались молодые спартанцы:

[T] обучение наследников было рассчитано на то, чтобы заставить их хорошо подчиняться командам, переносить лишения и побеждать в битвах … Когда им было 12 лет, у них больше не было туник для ношения, они получали один плащ в год, имели твердую плоть , и мало знал о банях.Они спали вместе … на ложах, которые собрали для себя, отламывая руками — без ножей — верхушки тростника, росшего вдоль реки Еврот.

Когда надвигалась война, Герусия, совет старейшин, решил, когда брать из этого бункера молодых бойцов. Их предложение затем должно было быть одобрено спартанским собранием. Затем вызывали спартанцев в возрасте от 20 до 60 лет, начиная с самых опытных. Каждый год эфоры, или магистраты, выбирали 300 лучших гоплитов в Спарте, чтобы стать hippeis — элитными солдатами, которые составляли частную гвардию короля.

Марш на войну

Причин для начала военной кампании было много. Например, Спарта могла столкнуться с реальной угрозой, что побудило ее принять участие в битве при Платеях в 479 г. до н.э., которая фактически положила конец всем попыткам персов вторгнуться на греческие земли. В других случаях Спарта вступала в споры со своими конкурирующими греческими городами-государствами, особенно с Афинами и Фивами. Восстания рабов нужно было подавить в зародыше — илоты, покоренные народы, порабощенные спартанцами, должны были регулярно подавляться.

Столкнувшись с чужеземным врагом, спартанский царь сначала приносил жертву Зевсу Агетору, чтобы узнать, одобряют ли боги эту кампанию. Если бы это было замечено, официальный носитель огня, пирфор , брал священный огонь с жертвенника и нес его с собой на протяжении всего марша, чтобы обеспечить божественную защиту. В качестве бонуса он также обеспечил экспедицию постоянным источником огня. Мясо козлов и овец, принесенных в жертву Зевсу, затем использовалось в пищу для солдат.

Подчиненные Спарте, но не порабощенные ею, горные жители Скиритаи изображены в VI веке до нашей эры. ваза как лучники. Они сражались бок о бок с гоплитами как элитные наемники. Государственные музеи Берлина

Фотография BPK / Scala, Флоренция

Во время марша скиритаи, горные наемники к северу от Спарты, и Голгофа были размещены впереди.Они несли легкое вооружение и сформировали устрашающие силы обороны и разведки перед колонной. Затем двое длинных шеренг гоплитов встали по бокам от грузовых мулов; илоты-носильщики-рабы; а также мирные жители — врачи, ремесленники, кузнецы, плотники и кожевники, несущие все предметы, которые могут понадобиться компании.

Каждый солдат будет носить с собой провизию на 20 дней. Он состоял из ржаного хлеба, сыра и соленого мяса, которое в духе спартанского эгалитаризма распространялось как среди солдат, так и среди офицеров.Большинство походов проводилось поздней весной, когда воды было мало, поэтому приходилось брать питьевую воду.

Каждый спартанский солдат носил свое собственное оружие, в то время как раб-илот отвечал за все свое имущество. Ночью у солдат были только накидки, чтобы защитить их от холода. Они не спали в палатках, а лежали на земле или в простых укрытиях.

Канун битвы

После того, как армия подошла к границе спартанского региона, царь принес новую жертву, на этот раз посвященную Зевсу и Афине.Достигнув поля битвы, спартанцы разбили лагерь в наиболее подходящем месте — по возможности рядом с источником воды. Сам лагерь был построен в форме квадрата с животными, припасами и рабами в центре. Элитные Скиритаи и кавалерия постоянно патрулировали возвышенности для наблюдения. Иногда охранника больше беспокоили рабы-илоты, пытающиеся бежать из лагеря, чем нападение вражеской армии.

.

Спартанцы в состоянии войны — миф против реальности

Последние несколько лет я был постоянным членом группы экспертов на AskHistorians, одной из крупнейших публичных исторических платформ в Интернете. Люди задают вопросы о моей сфере деятельности, и я отвечаю на них.

Некоторое время назад мне задали вопрос, который может возникнуть у многих людей после просмотра такого фильма, как 300 (2006), или игры, например, Total War: Rome 2 (2013) или Assassin’s Creed: Odyssey (2018): «Действительно ли наше поклонение спартанским воинам оправдано?»

Невозможно ответить в двух словах.Были ли спартанцы воинами лучше других греков? В некотором смысле да. Были ли они лучше по причинам, о которых, кажется, думают многие современные люди? Конечно нет.

За последние несколько десятилетий новаторская работа группы древних историков, возглавляемая и поддерживаемая Стивеном Ходкинсоном из Ноттингемского университета, полностью изменила наше видение классической Спарты. Ходкинсон называет стереотипный образ Спарты «версией тематического парка» и полностью развенчивает мифы, которые мы находим в старой науке и современной поп-культуре.

Работы «Ноттингемской школы» позволяют нам разрушить миф о спартанском военном превосходстве, слой за слоем — от реальной истории спартанского военного мастерства до отличительных черт их образа войны и того, как это был (неправильно) понят и использован в последнее время.

Военная репутация Спарты

В архаический период (примерно 800–500 гг. До н.э.) ничто не выделяло спартанцев как особенно искусных в войне. Несомненно, власть Спарты постепенно росла на протяжении всего периода, но, похоже, это произошло в основном из-за того, что спартанцев было всего многих человек: примерно с 8000 взрослых граждан мужского пола около 500 г. до н.э. Спарта была одним из крупнейших политических сообществ греческого мира.Неудивительно, что им удалось подчинить своих соседей, пока они не контролировали весь Пелопоннес.

Но ни один источник этого периода ничего не говорит о том, что спартанцы были особенно воинственными, обладали уникальными военными учреждениями или способностями или были грозным противником на войне. У нас даже есть некоторые предварительные доказательства обратного. Византийский лексикон хранит архаичную историю о том, что люди из Эгяй, очень маленького государства, только что одержавшего победу над своими соседями, высокомерно пошли спросить оракула в Дельфах, которые были лучшими из всех греков, ожидая, что им скажут, что это были они, эгианцы.Оракул ответил, кто действительно лучший ( Souda s.v. «вы, мегарцы»):

фессалийская лошадь, спартанка и мужчины, пьющие воду прекрасной Аретуссы [т.е. из Сиракуз]; но есть еще лучшие, чем они — те, кто живут между Тиринфом и Аркадией, богатые стадами: аргивы в льняных кирасах, шпоры войны. Но вы, Айгианцы, не являетесь ни третьим, ни четвертым, ни даже двенадцатым.

Это отличное опровержение, но также и красноречивый список. Это говорит о том, что не Спарта, а Аргос была известна своими воинами; В Спарте было известно лучших женщин .

Некоторые местные спартанские писатели сохранились с этого периода, и они подтверждают мнение о том, что Спарта не была особенной среди греческих государств. В военных песнях Тиртая говорится о жестоком конфликте с соседними мессенцами, но в них не упоминаются какие-либо военные институты, обычаи или звания, известные с более поздних времен. А хоровые песни Алкмана полны веселых стихов о симпатичных девушках, цветах и ​​пчелах.

Во время так называемой Битвы чемпионов около 550 г. до н.э. отборные силы из 300 спартанцев сражались с группой из 300 аргивян за контроль над участком пограничья.В результате, согласно Геродоту (1.82), в живых остались двое аргивян и только один спартанец. Хотя это может быть не более чем легендарный рассказ, он не предполагает, что спартанцы в каком-либо смысле превосходили в бою; очевидно, что аргивяне могли проявить себя так же хорошо, как и в массовом поединке, где им не на что было положиться, кроме собственного мастерства и силы.

Затем произошла битва при Фермопилах (480 г. до н.э.).

Наш главный источник об этой битве (историк Геродот) родился всего за несколько лет до того, как она произошла, и прожил свою взрослую жизнь в то время, когда история последнего сражения Леонида была широко известна.Это прискорбно, потому что это означает, что легенда, которую он породил, уже заражает наш самый ранний источник. Геродот уже хвастается тем, что спартанцы безразличны к смерти, никогда не отступят и не сдадутся, и в основном являются лучшими воинами в мире.

Однако Геродот не может показать в своем описании битвы, что это действительно так. За исключением некоторых своеобразных притворных отступлений, спартанцы, кажется, сражаются так же, как и все остальные, по очереди охраняя опорный пункт, который бесчисленные армии на протяжении всей истории успешно блокировали даже против подавляющего числа врагов.Их преимуществом была местность, и любой греческий отряд мог так же хорошо, как спартанцы, удержать перевал. Но решение спартанцев стоять на своем, даже после того, как перевал был повернут, превратило их в легенды.

Многое можно сказать о Фермопилах и бессмысленной жертве Леонида и его людей; Подкаст Reddit, который я сделал по этой теме, предоставляет обзор последних исследований в области битвы. Здесь главное отметить, что спартанцы, похоже, полностью взяли под свой контроль то, как запомнилась битва.Несмотря на то, что фиванцы и феспийцы также оставались и сражались до последнего человека, история всегда была такой, как спартанцы. Несмотря на то, что персы победили, а поражение греков принесло неисчислимые страдания фокейцам, бойотийцам и афинянам, всегда говорилось, что неповиновение спартанцев сделало битву моральной победой. Они пожертвовали собой ради Греции. Они жили по своим суровым законам и умерли на месте.

В Фермопилах Спарта зарекомендовала себя как общество воинов.Потом их боялись все; нам часто говорят о дрожащих коленях и стуке зубами тех, кто знает, что они выступают против спартанцев. Однако из источников классического периода становится ясно, что Спарту боятся и уважают в войне только из-за Фермопил. Никто не может назвать другого примера спартанцев, сражающихся насмерть вопреки непреодолимой силе. Когда спартанцы сдались в битве при Сфактерии (425 г. до н.э.), сразу же были проведены сравнения с людьми Леонида, чью репутацию воины Сфактерии не смогли оправдать.Очевидно, не было другого достойного примера спартанского мастерства.

Похоже, что успех их пропагандистского переворота побудил спартанцев взять на себя имя, которое они сделали для себя. После архаического периода больше нет местных спартанских писателей; иссякают искусство и предметы роскоши спартанской культуры праздного класса. Вместо этого то, что мы находим в других источниках, люди, говорящие о о Спарте, усиливает трепет перед их хорошо организованным обществом, их политической стабильностью и их военным мастерством.Это продолжается в классическом и эллинистическом периодах, и самые невероятные рассказы о спартанской безжалостности и целеустремленной одержимости войной на самом деле были написаны во времена Римской империи, спустя столетия после того, как Спарта была разбита городом в войне. состояние Фив и низведено до статуса второсортной державы.

Казалось бы, спартанцы классического периода удвоили свою репутацию как особую военную державу и постепенно начали создавать систему обычаев и институтов, которые убедили бы более поздних наблюдателей в том, что они всегда должны были быть силой для считаться с.Похоже, это произошло только в ответ на их репутации — но, оглядываясь назад, греческим и римским авторам, должно быть, было трудно определить причину и следствие.

Другими словами, репутация Spartan по военным навыкам и их реальный военный рекорд , по-видимому, в значительной степени не связаны. Когда они стали известными, никто не думал, что они выделяются. В период их медленного, но необратимого упадка, начиная с четвертого века до нашей эры, восхищение их методами неуклонно достигало апогея.Это важно; Очевидно, степень уважения, которым они пользовались в древние времена, не имела ничего общего с той властью, которой они на самом деле обладали. Так происходит и в наше время.

Заслужили ли спартанцы свою репутацию?

Была ли когда-нибудь хоть какая-нибудь известность спартанской военной машины, или они просто плыли во славу Леонида и 300-х? Вот тут и становится интересно. Как отмечалось выше, спартанцы действительно, похоже, разработали некоторые военные методы, которые превзошли методы других городов-государств, хотя бы после того, как их репутация была сделана в Фермопилах.Ни одна из типичных черт спартанской войны, которая вызывала восхищение более поздних авторов, не упоминается до времен Персидских войн. Но со временем спартанцы стали оправдывать свое имя и превратили себя в военную мощь, которая изумляла и пугала других.

Любое описание их военных методов должно сопровождаться парой оговорок. Во-первых, нам никогда не следует переоценивать степень «милитаристского» общества в Спарте. Не было. Вся их социальная иерархия и политическая система были структурой более или менее типичной греческой олигархии, предназначенной для того, чтобы держать власть в руках праздной элиты, посвятившей себя защите и управлению сообществом (помимо управления своими владениями, курс).Все учреждения Спарты — низший класс рабов, элитные обеденные группы, санкционированное государством образование для мальчиков-граждан — также засвидетельствованы в других местах. Они не были так приспособлены к войне, как обычно утверждают многие современные авторы. Если бы это было так, как бы у спартистов было время танцевать, петь, соблазнять мальчиков, охотиться на зайцев, слоняться по рынку, играть в игры с мячом и разводить лошадей, как утверждали источники?

Во-вторых, современные рассказы о спартанской жизни часто решительно говорят о том, как спартанцы с детства воспитывались лучшими солдатами в мире.Это не совсем так. Ежедневные спартанские тренировки, как мы знаем из нескольких сохранившихся подробных отчетов, сводились к не более чем спортивным упражнениям под наблюдением пожилых граждан. Мальчиков недокармливали и жестоко обращались, поощряли красться и воровать, их учили терпеть все невзгоды, строго подчиняясь своему начальству, — но их никогда не учили драться. Нет никаких доказательств того, что спартанские навыки владения оружием отсутствуют. Нет также никаких доказательств того, что мальчиков, которые еще не достигли совершеннолетия для прохождения военной службы, обучали формированию.

У нас есть свидетельства того, что мальчиков из горожан учили читать, писать, танцевать и декламировать стихи. Даже когда они вырастут, они не будут солдатами; В Спарте не было армии, и борьба была гражданским долгом, а не профессией. Спартанские граждане были землевладельцами, жившими за счет труда своего низшего сословия илотов и жившими богатой жизнью, к которой стремились все греки. Мальчиков учили всему, что им нужно было знать, чтобы жить, как настоящий греческий гражданин праздного класса.

В-третьих, результатом их широкого и разнообразного образования было то, что спартанцы не были особенно сильными или опытными бойцами. Ни один источник никогда не предполагает, что они индивидуально превосходили других греков. Когда Фивы находились под спартанской оккупацией, ок. 383–378 гг. До н.э., один из лидеров фиванцев, как говорят, поощрял молодых фиванцев сразиться со спартанским гарнизоном на ринге; если бы они могли победить их в рукопашном бою, они могли бы обрести уверенность, что смогут победить их и в бою.Один из поздних источников даже утверждает, что спартанцы активно запрещали боевые виды спорта (и, возможно, даже тренировки с оружием), утверждая, что битва была связана с групповыми действиями и смелостью, а не с силой или навыками.

Наконец, то особое умение, которое развили спартанцы, было в основном в рамках одной ветви греческой тактической системы: фаланги гоплитов. Этого редко было достаточно для победы в битвах и успешного завершения кампании. Спартанцы так и не создали эффективную легкую пехоту и неоднократно подвергались нападениям в засадах и боях со стороны легковооруженных врагов.Между тем, Ксенофонт сообщает нам, что на протяжении большей части классического периода спартанская конница была бесполезной ( Hellenika 6.4.10-11). Это улучшилось только после того, как спартанцы начали использовать наемных всадников ( кавалерийский командир 9.4).

Неспособность спартанцев создать более разветвленную армию была результатом того факта, что их военные методы выросли из их социальной организации, а не наоборот. В Спарте теоретически все горожане были равны. Поэтому сделать из некоторых из них конную элиту было идеологически невозможно.Единственной достаточно престижной формой борьбы, в которой могли участвовать все граждане, была фаланга гоплитов — и это подавляло тактическое развитие и делало спартанцев зависимыми от союзников-лошадей, чтобы восполнить недостаток.

Однако, несомненно, были способы, которыми спартанцы развили свои военные методы, на которые другие греки могли только смотреть со страхом и завистью. В какой-то момент через полвека после Фермопилов спартанцы приняли униформу для своих гоплитов (включая знаменитые лямбда-щиты), так что их армия появлялась на поле битвы как «единая масса бронзы и красного» (Xenophon, ). Agesilaos 2.7).

Также, в отличие от других греков, у них были специальные офицеры, которые заботились о поставках и продаже трофеев. Они выделили специальные войска для охраны лагеря и разведки перед марширующей колонной. Относительная физическая форма их молодых воинов означала, что они были единственными гоплитами в греческом мире, которые иногда могли догнать легкие ракетные войска в погоне. Строгое послушание спартиатов, воспитанное их образованием, делало их более надежными в бою, чем их неподготовленные коллеги из вражеских армий, и вселяло в их противников постоянный страх, что эти люди, как и их предки в Фермопилах, никогда не сдадутся и не будут сражаться. до самого конца.

Безусловно, наиболее важной особенностью спартанского способа ведения войны, однако, была базовая подготовка. Нам может показаться не очень примечательным, что спартанцы разделили свои армии на отряды размером со взвод, возглавляемые их собственными офицерами, и что людей учили маршировать в ногу под звуки флейты; конечно, это базовые вещи? Но никто из других греков этого не сделал. Нет никаких свидетельств того, что какое-либо греческое государство, кроме Спарты, имело офицеров ниже уровня, который мог бы командовать отрядом из нескольких сотен человек.Нет никаких свидетельств того, что какое-либо греческое государство готовило свои войска к маршу строем. В этом спартанцы были уникальны; они также были уникальны в том, что наносили его своим подчиненным союзникам, которым приходилось сражаться с ними на линии фронта.

Даже если они начали такие тренировки только тогда, когда армия уже была на марше (что кажется вероятным, учитывая, что в них должны были участвовать многие не-спартиаты, входившие в спартанскую фалангу), это было больше, чем любое другое Греческая армия могла похвастаться. Их очень простое тактическое упражнение — «следуй за человеком перед собой» (Ксенофонт, Конституция спартанцев 11.4-6) — давал им значительно превосходящую степень контроля над своими гоплитами на поле битвы и делал их фалангу вдвойне ужасным зрелищем для медленного продвижения . У других греков не было ни подготовки, ни нервов для этого; они бросились в бой, бегая и крича, чтобы преодолеть свой страх.

Благодаря их обучению только спартанцы освоили базовые маневры, такие как движение или контрмаршинг отряда гоплитов. Только спартанцы могли отдавать приказы по цепочке командования в пылу битвы, позволяя им выполнять маневры с большими участками линии, вместо того, чтобы полагаться на выкрикивание своих команд достаточно громко, чтобы хотя бы часть войск могла слышать их.Благодаря тактическому превосходству спартанцы выиграли несколько крупных сражений. Другие греки, столкнувшись со спартанской армией, которая сменила ориентацию или вступила в бой в хорошем порядке, редко стояли на своем.

В результате спартанцы оставались непобежденными в генеральной битве на протяжении более 150 лет, между их унижением Тегейцами в битве при Оковах в середине шестого века до нашей эры и неожиданным исходом битвы при Тегире в 375 году до нашей эры. . Возможно, они проиграли ряд нестандартных сражений, но в открытом бою спартанцы казались непобедимыми — и с каждым триумфом их репутация все больше раздувалась.Эта репутация, в свою очередь, вызвала страх у их врагов, что привело к дальнейшим победам. Имя, которое спартанцы сделали себе в Фермопилах, в конечном итоге стало самоисполняющимся пророчеством (Плутарх, Жизнь Пелопида 17.6):

Спартанцы обладали непреодолимой храбростью, и когда они подошли к близким отношениям, их репутации было достаточно. наводить ужас на своих противников, которые также, со своей стороны, считали себя не ровней спартанцам с такой же силой.

В этом смысле спартанцам на самом деле не нужно было даже , чтобы быть хорошими воинами, чтобы иметь репутацию хороших воинов.Пока они не проигрывали, их враги заполняли пробелы легендами о Фермопилах и другой спартанской пропагандой, и за этим последовали новые победы. Когда фиванцы прервали этот цикл своими победами в генеральном сражении при Тегире, Лейктре и Второй Мантинее, греческий мир в значительной степени перестал думать о спартанцах как о особенно грозных противниках — но к этому времени в исторических записях уже было достаточно, чтобы поддерживать более поздних авторов. которые боготворили спартанские обычаи и спартанское государство.

Поклонение Спарте как военная сила

Поклонение Спарте как военной державе имеет долгую и сложную историю, которая началась сразу после битвы при Фермопилах. Фактически, это всегда Фермопилы и горстка связанных анекдотов и поговорок («сражайся в тени», «вернись со своим щитом или на нем»). Современная одержимость Спартой не исключение; элементы американских правых восприняли ΜΟΛΩΝ Λ “(« приходи и возьми их ») как вызывающее кредо.

Эта фиксация на Фермопилах может немного озадачить, поскольку битва была полным поражением с ужасными последствиями для народов Центральной Греции. Причина, как отмечалось выше, заключается в том, что вся военная репутация Спарты составляла , всегда на основе Фермопил, и современные энтузиасты просто повторяют истории тысячелетней давности, которые составляют самый успешный пропагандистский переворот в истории.

В древние времена история уже приобрела бесчисленное количество украшений, и многие вещи, которые мы считаем само собой разумеющимися как «известные» о Спарте, на самом деле происходят из источников римского периода, чей собственный источник знаний утерян.Современные продукты поп-культуры, такие как фильм 300 (2006), представляют собой причудливую мешанину свидетельств 700-летней давности литературных источников и еще 1800-летней более поздней идеализации. Результатом является «версия тематического парка» Спарты — то, что один ученый почти сто лет назад назвал «спартанским миражом».

Это изображение Спарты, какой хотели ее видеть более поздние древние почитатели Спарты. Насколько мы можем судить, это не то, чем когда-либо была Спарта. Поразительно большая часть самородков «общеизвестных знаний», циркулирующих о Спарте, происходит от философа морали Плутарха, который написал большое количество своих работ о Спарте во втором веке нашей эры — временах римских императоров, а не спартанских гоплитов.Замечательная вещь, которую ученые делали в течение последних 30 лет или около того, не является более революционным, чем попытка отделить ранние традиции от поздних и получить представление о классической Спарте только из источников современных .

Тем, кто работает за пределами академических кругов или в других областях, помимо спартанских исследований, все еще трудно достать что-либо, кроме отрыгивания спартанского миража. Именно мираж вдохновляет как военных мыслителей, так и политических теоретиков и историков.И эти люди не всегда заинтересованы в исправлении военной части истории.

Однако полезно знать, что на протяжении большей части истории Спарта восхищалась не за военных достижений, а за политических достижений — она ​​представляла собой стабильную олигархию, которая шла без переворотов, гражданских войн или тиранов для столетий, в то время как у большинства греческих государств была дурная привычка регулярно рвать себя в клочья.

Европейские политические мыслители раннего Нового времени считали Спарту образцом ответственного правительства, а Афины — ужасным примером того, что может пойти не так, если народу будет предоставлено слишком много власти.Это архетипическое противостояние было первоначально выявлено Фукидидом в его описании войны между этими двумя государствами, и с тех пор оно является неотъемлемой частью теории международных отношений и политической философии.

Здешние спартанцы — не большие крепкие милитаристы, а неприхотливые, практичные, целеустремленные граждане, ведущие свое государство к его лучшему возможному будущему. Афинская демократия в действительности заменила ее как идеал современной политической теории только в конце девятнадцатого и двадцатого века (отчасти потому, что марксисты начали провозглашать Спарту прото-коммунистическим обществом).Излишне говорить, что в повествовании о политических идеалах раннего Нового времени зависимость Спарты от большого класса порабощенных рабочих обычно не учитывается. Основное внимание уделяется обществу очевидных «равных», высокий статус которых считался гарантией их здравого смысла.

В американской истории происходит аналогичный процесс пересмотра политических параллелей. Первоначально США были более склонны к земледельческой, сельскохозяйственной, консервативной и стабильной державе Спарты; злодейские британцы были больше похожи на мореплавателей, торговцев, экспансионистов и жадных афинян.Американцы начали называть свое государство демократией только через два поколения после его основания. Лишь во время холодной войны эта ассоциация полностью изменилась, поскольку глобальная военно-морская демократическая сверхдержава Америка внезапно оказалась в конфликте с опасно авторитарной наземной державой — СССР. Американским мыслителям сейчас часто нравится видеть в США наследника великого афинского демократического идеала, но это гораздо более новый образ мышления, чем они могут себе представить.

Заключительные мысли

История Фермопилов была лишь частью идеализации Спарты — того, как стабильную олигархию защищали ее преданные члены.Конечно, многим военным нравилось думать, что у них тоже было то, что заставило Леонидаса остаться на перевале; что они тоже отдадут жизнь за свою страну.

Те, кто боготворят спартанцев за их поражение при Фермопилах, находятся в компании прусских офицеров и нацистов, и это лишь некоторые из них. Некоторые из этого идолопоклонства носят общий характер; Можете ли вы назвать более известный дерзкий последний бой? Конечно, современные военные хотели бы отразить себя на самопожертвовании и храбрости спартанцев в Фермопилах, и, конечно же, учитывая, что у них есть немного больше, чем «версия тематического парка», они будут связывать это со всеми видами несвязанных и сомнительных подробностей о предполагаемых спартанских учреждениях и путях.

Но некоторые идолопоклонства носят глубоко и сомнительно политический характер. Как я только что сказал, Спарта с древних времен рассматривалась как превосходная альтернатива демократии и правлению мафии; это часто побуждало консервативные силы считать себя современными спартанцами. Наоборот, благодаря усилиям В.Д. Хансон и другие, считающие греков родоначальниками «западного пути войны», противостояние персам в Фермопилах также стало рассматриваться как пример «западного», якобы свободолюбивого и просвещенного, неповиновения « Восточная тирания и угнетение.

С этой точки зрения, опять же, зверское угнетение и эксплуатация спартанцами значительной части своего населения, как если бы они были не более чем животными, удобно игнорировать. Также не учитываются такие аспекты спартанской жизни, как повальная педерастия или неукоснительное соблюдение религиозных ритуалов и примет. Если современные американские вооруженные силы идентифицируют себя с символами и терминами, взятыми из легенды о спартанцах в Фермопилах, и всего, что связано с ней, это может быть потому, что они считают, что спартанцы действовали как защитники свободного и рационального Запада — неисторическая и опасная перспектива без критического размышления о том, кем были спартанцы на самом деле и были ли они чем-нибудь похожи на нас.

Видео от Invicta

Есть также видео о спартанском мифе, созданное Invicta. Исследование автора с иллюстрацией Милека Якубца. Вы можете посмотреть это ниже.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *