Толпа в социологии это: Толпа как объект социологии (стр. 1 из 2)

Содержание

Толпа как объект социологии (стр. 1 из 2)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

по предмету «Социология»

на тему: «Толпа как объект социологии»

Выполнил:

Студент 3-го курса

Сергеев Александр Александрович

Проверил: _______________

Челябинск

2010 г.

1. Понятие квазигруппы, ее основные признаки и виды.

Квазигруппа — появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонние. Отличается спонтанностью возникновения и неустойчивостью. Чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Квазигруппы имеют множество видов:

Аудитория — социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности).

Толпа — это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения:

1) Случайная толпа. Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей и т.п.)[[1]].

2) Обусловленная толпа — собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное[[2]].

3) Экспрессивная толпа — социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результатом. Например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т.д.

4) Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения. Одной из важных форм действующей толпы является сборище -эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех своих членов. Действия сборища направляются непосредственно на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается[[3]].

Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского «социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами».[[4]] Фролов С.С. считает, что социальные круги — это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами.[[5]]

Существуют несколько разновидностей социальных кругов: Контактные круги — это социальные общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Наличие общей заинтересованности в теме дискуссий позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам. Профессиональные круги, или круги коллег, — это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку. Они возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, симпозиумах, встречах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых, артистов. Наиболее известны политические круги, создаваемые профессиональными политиками для обмена информацией в области политической деятельности. Профессиональные круги являются более прочными образованиями, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые социальные группы. Дружеские круги — это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы. Статусные социальные круги — социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров. Во всех приведенных случаях круг формируется из личностей, занимающих одинаковые статусы[[6]].

Итак, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями.

2. Характеристика толпы Г. Ледонов, Г. Тардом, С. Сигеле.

Толпа — это универсальное средство «усреднения людей» — стоит большому (или не очень) количеству людей собраться в одном месте, как сразу же происходит процесс усреднения — люди с более высокой психологической организацией опускаются до уровня людей с низшей психологией. Формулировка термина «толпа» по Лебону, не носит оценочных характеристик — это название человеческого коллектива, имеющего особые черты, не сводящиеся к совокупности черт составляющих его индивидов, социальная система, если использовать современный термин.

В толпе исчезает личность, чувства и мысли индивидов толпы нивелируются, она обладает как бы единой душой (этот принцип выражается в»законе духовного единства толпы»).

Индивиды толпы не обязательно должны присутствовать в одном месте. Достаточно, чтобы они обладали единообразием мыслей и чувств. Например, толпу может составлять, целый народ. Образование толпы не зависит от количества составляющих элементов — толпу могут составить и несколько человек, а с другой стороны, если нет необходимых условий, и сто человек не превращаются в толпу. Жизнь толпы также весьма различна по продолжительности. Коллективная душа толпы бессознательна, это слово у Лебона достаточно неопределенно (в отличие, скажем, от Фрейда), однако ясно, что в бессознательном главную роль играют расовые наследственные компоненты. Именно благодаря им индивиды и могут объединяться в толпу, сознательное же их разъединяет.

Поскольку в толпе доминируют бессознательные составляющие, толпа заурядна, попросту говоря, глупа, хотя может состоять из умных и образованных людей. «В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. «Весь мир», как это часто принято говорить, никак не может быть умнее Вольтера, а наоборот, — Вольтер умнее, нежели «весь мир», если под этим словом надо понимать толпу». В толпе индивид, с одной стороны, вследствие численности массы, приобретает «сознание непреодолимой силы», а с другой — поскольку толпа анонимна — теряет чувство ответственности.

В толпе индивиды «заражают» друг друга своими чувствами, мыслями и действиями, механизмы этот в гипнозе и внушении. Восприимчивость к внушению в толпе приводит к тому, что у индивидов как бы исчезает, «засыпает» сознательная личность и они становятся автоматами, готовыми на любые действия, в том числе на самопожертвование. Индивиды в толпе напоминают первобытных людей — им свойственны буйство, свирепость, энтузиазм, героизм, хотя в изолированном состоянии каждый индивид и может быть вполне разумным.[1] Впрочем толпа способна не только на злые поступки, она способна и на героизм — все зависит от того, какое внушение ее было сделано.

Таковы общие характеристики толпы. Лебон сознает, что созданная им схема толпы — идеальна, это абстракция, и в абсолютной полноте данные свойства не проявляются.

Тард при характеристике и толпы, и публики особое внимание уделяет именно моменту подражания. Это вообще одна из основных идей его социологических теорий, которой он посвятил отдельную работу — “Законы подражания”. Он воспринимает общество как подражание, а само подражание выступает у него как род сомнамбулизма. Всякий прогресс, не исключая прогресса равенства — считает он — совершается путем подражания, повторения. И эта характеристика выявляется особенно отчетливо при исследовании поведения толпы, публики.

Подобно тому, как Лебон дает классификацию толпы, Тард дает определенную классификацию публики, считая, что это можно сделать по множеству признаков, но важнейшим является цель, объединяющая публику, ее вера. И в этом он усматривает сходство между толпой и публикой. И та, и другая — нетерпима, пристрастна, требует, чтобы все ей уступали. И толпе, и публике присущ дух стадности. И та, и другая напоминает по своему поведению пьяного. Толпы не только легковерны, но порой и безумны, нетерпимы, постоянно колеблются между возбуждением и крайним угнетением, они поддаются коллективным галлюцинациям. Хорошо известны преступные толпы. Но то же самое можно сказать и о публике. И он делает вывод: за преступной толпой стоит еще более преступная публика, а во главе публики — еще более преступные публицисты. Публицист у него выступает как лидер. Действия публики не столь прямолинейны как толпы, но и те и другие слишком склонны подчиняться побуждениям зависти и ненависти.

Тард считает, что было бы ошибочно приписывать прогресс человечества толпе или публике, так как его источником всегда является сильная и независимая, отделенная от толпы, публики мысль. Все новое порождается мыслью. Главное — сохранить самостоятельность мысли, тогда как демократия приводит к нивелировке ума.

Если Лебон говорил об однородной и разнородной толпе, то Тард — о существовании разнородных по степени ассоциаций: толпа как зародышевый и бесформенный агрегат является ее первой ступенью, но имеется и более развитая, более прочная и значительно более организованная ассоциация, которую он называет корпорацией, например полк, мастерская, монастырь, а в конечном счете государство, церковь. Во всех них существует потребность в иерархическом порядке. Парламентские собрания он рассматривает как сложные, противоречивые толпы, но не обладающие единомыслием.

Как работает толпа – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Тот, кто идет в толпе, уткнувшись в телефон, но избегая столкновений, следует определенным законам, которые сам же создает. Ходьбу одиночек как условие для движения масс изучил Андрей Корбут.

Наблюдая за повседневным

«Хождение в толпе — не менее искусная практика, чем те, которые привыкли анализировать социологи, например, жизнь в семье или профессиональная деятельность», — утверждается в исследовании.

Посмотреть на толпу его автор предлагает не привычно извне, как на монолитное и  надындивидуальное сообщество, а альтернативно — изнутри, с точки зрения повседневного опыта ее участников (анализ с позиций феноменологии и этнометодологии). Общий вывод: порядок движения обеспечивается ориентацией людей на действия друг друга, согласованностью действий в определенных ситуациях.

Предметом наблюдений были выбраны толпы в метро — наиболее рутинизированные, динамичные, с существенно меняющейся в течение дня плотностью. Со стороны они кажутся равномерным распределением участников на станциях, эскалаторах или в переходах. Изнутри толпы человек видит другое — «разнородную организацию тел, вещей, пустот и дистанций», указывающих на его собственные возможности и вероятное поведение других. То есть подсказывающих, что происходит и как себя вести.

Правило, которому он при этом следует, — правило минимизации пустот: использовать пространство, образуемое в результате ситуативных действий окружающих.

Толпа как воплощение социальных сил и символ общественных преобразований привлекла внимание социологов в конце XIX — начале XX веков. Однако постепенно интерес уходил. Во второй половине XX столетия исследования толпы оказались на периферии из-за двусмысленности самого понятия и появления новых терминов для описания организации общества. Интерес вернуло распространение цифровых технологий, заставившее переосмыслить явление. Наиболее показательной в этом отношении стала книга Говарда Рейнгольда «Умная толпа». Новые способы коммуникации позволяют устанавливать отношения, не сталкиваясь лицом к лицу, поэтому толпы стали рассматривать не столько как скопления народа, сколько как процесс, лишь на одной из фаз приводящий людей в физический контакт друг с другом.

Мораль скорости

Типичные методы организации ходьбы в толпе связаны с вливанием в нее, управлением скоростью и траекториями, остановками (торможением), следованием друг за другом.

Так, скорость рассматривается идущими не как индивидуальная характеристика, а как характеристика, которой человек должен управлять в соответствии с обстоятельствами. Предполагается, что он будет учитывать быстроту перемещения других и не создавать для них помех (например, один «тормозящий» — выстраивать за собой цепочку медленно движущихся и проч.).

Скорость позволяет изменить свое положение даже в самой плотной толпе: тот, кто торопится, опережает остальных, используя пустоты, маневрирует, оценивая движение соседей.

В некоторых случаях открывшимися «коридорами» воспользоваться не только желательно, но и обязательно. «Создаваемый в толпе порядок имеет моральный характер. Каждое действие воспринимается как действие с последствиями для окружающих, поэтому ожидается, что оно будет выстраиваться с учетом таких последствий», — объясняет Андрей Корбут.

©ISTOCK

Друг за другом

Для человека в толпе остальные ее участники являются ориентированными объектами: «каждый может “положиться” на другого в том, что касается направления и скорости движения, то есть начать идти “на поводу” у впереди идущего».

«Часто в метро наблюдаются такие кластеры, где люди следуют друг за другом, — рассказывает ученый. — Они могут достаточно легко смещаться в сторону, однако в любом случае наличие подобных ориентированных объектов позволяет двигаться, не уделяя постоянного внимания происходящему вокруг (некоторые на ходу читают книгу или газету, играют в компьютерные игры, набирают текст в мобильном телефоне)».

Избежать столкновения помогает перемещение «в шахматном порядке»: участник двигается немного позади и между двумя впереди идущими, что позволяет делать шаги в промежутке между ними.

©ISTOCK

На тормозах

Оказавшийся в толпе «имеет доступ лишь к феноменам, находящимся в пределах его видимости и слышимости». Он фиксирует только тех, кто движется с понятными ему скоростями и направлениями.

Не случайно, шагая быстрее прочих, можно внезапно уткнуться в чью-то спину. Это вынуждает замедлиться, провоцирует остановки и торможения.

Однако само явление остановок и торможений такая ситуация не характеризует. Они наблюдаются даже в очень плотных толпах и редко связаны с форс-мажором (споткнулся, наклонился поднять оброненную вещь и т.п.).

Одна из причин «стоп-сигналов» — желание пропустить вперед другого. В этом случае:
©ISTOCK

 ускоряющийся должен продемонстрировать тому, кто его пропускает, готовность воспользоваться создаваемым проходом;
©ISTOCK пропускающий замедляется и дает дорогу. Причем замедляется постепенно – чтобы не создать трудностей для идущих сзади: дать им время тоже притормозить либо поменять траекторию.

Встроиться в движение

Вливание в толпу — это тоже решение организационных задач. Чтобы стать ее частью, требуется использовать определенные методы.

Возможности для вливания могут быть систематическими. Например, так: «В разреженной толпе находящиеся с краю держатся на определенном расстоянии от стен или ограждений, тем самым создавая “прослойку” (слабо заполненное или пустое пространство) между толпой и стеной/ограждением, которой пользуются желающие пройти быстрее».

Оценив плотность стоящих в конце, в толпу встраиваются и случайным образом: смещаясь вдоль ее заднего края до места с минимальными пустотами между собой и другими идущими. Нужные ниши «вычисляются» сразу, при беглом взгляде. Таким образом присоединиться к движению удается почти в любой точке.

IQ

Автор исследования:

Андрей Корбут, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ
Подпишись на IQ.HSE

ТОЛПА — это… Что такое ТОЛПА?

  • Толпа — в Китае Толпа (др. греч …   Википедия

  • толпа — скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания. Основными механизмами формирования Т. и развития ее специфических качеств считаются… …   Большая психологическая энциклопедия

  • толпа — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? толпы, чему? толпе, (вижу) что? толпу, чем? толпой, о чём? о толпе; мн. что? толпы, (нет) чего? толп, чему? толпам, (вижу) что? толпы, чем? толпами, о чём? о толпах 1. Толпой называется большую …   Толковый словарь Дмитриева

  • ТОЛПА — Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой то другой. Фридрих Ницше Нравы народа в периоды смуты часто бывают дурны, но мораль толпы строга, даже когда толпа эта обладает всеми пороками. Талейран Лицо… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • толпа — Скопище, сборище, орда, сбор, орава, ватага, люд; народ, простонародье, чернь, масса, плебс, улица. Актер всецело зависит от той массы, которая в прозе называется , а в стихах и даже . Серая толпа. Улица тяжела на подъем в смысле умственном .… …   Словарь синонимов

  • толпа — толпиться, укр. товпитися, блр. толпа, др. русск. тълпа, ст. слав. тлъпа χορός (Супр.), болг. тълпа, чеш. tlupa толпа, группа , слвц. tlupa, сюда же чеш. tlum толпа , польск. tɫum – то же. Праслав. *tъlра или *tьlра родственно лит. talpà… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • ТОЛПА — ТОЛПА, толпы, мн. толпы (толпы устар.), толпам, жен. 1. Нестройное, неорганизованное скопление людей, сборище. «Германн насилу мог продраться сквозь толпу народа.» Пушкин. «За слоном толпы зевак ходили.» Крылов. Веселая толпа ребятишек. На… …   Толковый словарь Ушакова

  • Толпа — (иноск.) масса публика (собств. скопище людей). Ср. Разжалобить толпу прощальными словами И на короткій мигъ занять ее собой Я знаю, я бъ съумѣлъ, но жгучими слезами Дѣлиться не привыкъ я съ суетной толпой! Надсонъ. Послѣднее письмо. Ср. Не… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ТОЛПА — биржевые брокеры и другие участники биржевых торгов, собирающиеся в конкретном месте торгового зала для заключения сделок. Экономический словарь. 2010 …   Экономический словарь

  • ТОЛПА — ТОЛПА, ы, мн. толпы, толп, толпам, жен. 1. Скопление людей, сборище. Т. народа. Стоять толпой. Затеряться в толпе. 2. перен. Безликая масса людей в её противопоставлении выдающимся личностям (устар.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ТОЛПА — жен. скопище, сборище, сходбище, толкотня, множество сошедшихся вместе людей, а иногда и о скоте; орда, орава, ватага. Толпить народ, сгонять, теснить в кучу, в толпу. ся, собираться, сходиться, сбиваться в толпу, толкаться. Народ толпится на… …   Толковый словарь Даля

  • Социальные квазигруппы. Социальный феномен толпы. Особенности поведения людей в толпе

    Помимо указанных типов социальных групп в социологии выделяются группы, которые появляются непреднамеренно и носят случайный характер. Такие спонтанные неустойчивые группы называются квазигруппами. Квазигруппа – это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида.

    Одним из самых ярких примеров квазигруппы является толпа. Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве общностью интересов.
    Социальная структура толпы, как правило, проста – лидеры и все остальные участники.
    Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта.
    В зависимости от характера поведения и формирования толпы можно разделить на несколько видов.
    Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Например, собрание людей на улице возле произошедшего дорожно-транспортного происшествия. В этом виде толпы людей объединяют либо незначительные цели, либо вовсе бесцельное времяпровождение.
    Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако при определенном изменении условий такая толпа может быстро сплотиться и приобрести общую структурированность.
    Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Например, толпа, собравшаяся на стадионе для просмотра футбольного матча. В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм.
    Экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личного удовольствия ее членов при активности людей, которая уже сама по себе является целью и результатом. Например, собрание людей на проведении рок-фестиваля.
    Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Одной из важнейших форм действующей толпы является сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища, как правило, имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех членов.
    Действия сборища направлены на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается.
    Распространенным примером сборища является ликующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быстро распадается. Другая форма действующей толпы – восставшая толпа.
    Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво.
    Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наименьшей степени подвержен различным случайным явлениям извне, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.
    Несмотря на то, что толпы сильно различаются по характеру и поведению, можно выделить общие черты, характерные для поведения людей в любой толпе:

    • внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства;
    • анонимность. Индивид ощущает себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как целое, ее индивидуальные члены не воспринимаются и не выделяются как индивиды;
    • спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанному поведению, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своим поведением и их действия диктуются исключительно эмоциями, царящими в толпе;
    • неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля. Например, при осуществлении акта вандализма футбольными болельщиками каждый из участников действия снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как единое целое.

    В толпе теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в «обычных» условиях социальные нормы и табу. Толпа понуждает отдельных людей одинаково действовать и буйствовать, сминает всякую попытку сопротивления или сомнения.
    Тут понятны аналогии с бешеным потоком, селем и т. п. Но это лишь аналогии: поведение самой неистовой толпы имеет свою логику, причем это логика социального действия, участники которого действуют как существа социальные.
    В действующей толпе, особенно в сплоченной, всегда можно обнаружить более или менее определенную и устойчивую собственную структуру.
    В ее основе лежит некоторый традиционный поведенческий стереотип (ксенофобия религиозная или этническая, кровная месть, «закон Линча» и пр.) и ролевой механизм (например, подстрекатели, активисты, крикуны и т. д.). Нечто подобное существует и в ситуации разобщенной, панической толпы (стереотип «спасайся кто как может» и соответствующее распределение ролей).
    Ролевой этот набор в толпе беден, функции сводятся к триггерным и усилительным.

    Похожие статьи

    Социология толпы Г. Лебона и теория подражания Г. Тарда. — КиберПедия

    ЛЕБОН:

    Толпа опасна тем, что она руководствуется, не разумом, а чувством, эмоциями. Толпа легко возбудима, криклива, неуправляема и обладает огромной разрушительной силой. Обозначает подобное состояние термин – массовый психоз.

    Он установил, что под влиянием царящего в толпе настроения, индивид может легко впасть в состояние крайнего возбуждения и утратить способность критически мыслить. Лебон оценивал революцию исключительно как явление массового психоза.

    С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями). Масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита».

    Вождь (по Лебону) — это психически неуравновешенный, полупомешанный, находящийся на грани безумия индивид, который является фанатиком веры и заражает толпу своим фанатизмом с поразительной легкостью посредством того, что обладает необъяснимой силой, называемой обаянием.

    Люди в толпе претерпевают радикальную трансформацию, начинают подчиняться примитивному иррациональному «закону психического единства толпы» или «коллективному разуму».

    Это означает, что:

    1. В толпе происходит уравнивание всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений и поведения, поэтому возникает однородность людей в толпе. Лебон это объясняет идеей коллективного бессознательного.

    2. Толпа интеллектуально значительно ниже индивидов, ее составляющих; она склонна к быстрым переносам внимания, легко и некритично принимает самые фантастичные слухи; легко поддается воздействию призывов, лозунгов, речей лидеров толпы.

    3. Человек в толпе способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми.

    4. Толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью.

    Лебон выделяет три основных механизма, с помощью которых порождаются названные свойства толпы.

    1. Анонимность. (могущество и безадресность поступков)



    2. Заражение. Лебон, будучи медиком по образованию, перенес представления о заражении людей болезнями на заражение людей в толпе, понимая под ним распространение психического состояния одних людей на других.

    3. Внушаемость. (проявляется в том, что индивиды некритически воспринимают любые стимулы и призывы к действию и способны совершить такие акты, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером, привычками)

    Виды толпы:

    · Стихийная толпа. Формируется и проявляется, без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

    · Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

    · Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка).

    · Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по-иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

    · Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

    · Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, рок-концерты и т.п.).

    · Действующая толпа. Формируется — как и конвенциональная; осуществляет действия относительно конкретного объекта (Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту; Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности; Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них; Повстанческая.толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей).



    Ж.Г. ТАРД:

    Основу социологической теории Тарда составляет взгляд на общество как на продукт межиндивидуальных отношений.

    Под предметом социологии он понимает любые социальные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействий между несколькими, прежде всего двумя индивидами. Он разрабатывает теорию подражания, состоящую из трех законов.

    · Первый закон подражания (ПОВТОРЕНИЕ) — все люди так или иначе постоянно повторяют действия других людей — дети подражают взрослым, ученики –учителям, простолюдины — аристократам, слабые — сильным. Так возникают обычаи, устанавливается мода. Благодаря способности человека к повторению как подражанию через обычаи и моду создаются все социальные ценности и нормы.

    · Второй закон подражания (ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ) — внутренние противоречия в психике человека. Важный фактор социального прогресса составляют противопоставления и постоянно возникающие конфликты. Для их объяснения Тард обращался к лежащим в их основании процессам индивидуальной психики.

    · Третий закон подражания (ПРИСПОСАБЛЕНИЕ) – адаптация к изменениям.

    Среди этих основных процессов и законов ведущую роль Тард отводил закону подражания. Подражание разделяется на несколько видов:

    1) по степени рациональности -логическое и вне логическое:

    2) по последовательности и механизму движения — внутреннее и внешнее;

    3) по степени устойчивости — подражание-мода, подражание-обычай;

    4) по социальной природе — подражание внутри класса, подражание одного класса другому.

    Чертам, характерным для представителей толпы, ученый уделял особое внимание. Ими были: эгоизм, вера, страсть, наличие цели, «коллективное самолюбие», лишенная рациональности односторонняя подражательность.

    Тард особо выделяет четыре вида толпы, которые показывают различную степень ее пассивности или активности.

    Ø Толпы ожидающие (выжидающие) — собираются на основе коллективного любопытства (театр, казнь, встреча популярного человека и т. п.), и для них характерно взаимное заражение чувствами собравшихся индивидов

    Ø Толпы внимательные (внимающие) — тесно толпятся около кафедры проповедника или профессора, около трибуны, эстрады, сцены. В толпе, заинтересованной каким-нибудь зрелищем или речью, только небольшое количество зрителей или слушателей видит и слышит очень хорошо, многие видят и слышат только наполовину или же совершенно ничего не видят и не слышат.

    Ø Толпы манифестанские(заявляющие) —- проявляют свое убеждение, радость или печаль, любовь или ненависть с преувеличением. Можно отметить их двоякий характер: замечательно выразительный символизм в соединении с крайней бедностью воображения при изобретении этих символов. Но если в такой толпе мало идей, то люди держатся за них крепко и без устали кричат одно и то же

    Ø Толпы действующие (любящие и ненавидящие) — употребляют свои силы на создание (энтузиазм) или разрушение (ненависть). При этом нужно отметить разновидность действующей толпы — праздничную радостную, любящую себя самое:народные празднества, периодические увеселения города (деревни) и т. п.,

    Толпа, по его мнению, как социальная группа принадлежит прошлому, это нечто низшее. Под публикой он понимает «чисто духовное собирательное целое», в котором индивиды не собраны, как в толпе, воедино, но, будучи физически разделены друг от друга, связаны воедино духовной связью, а именно общностью убеждений и страстей. Толпа же захватывает человека целиком, она более эмоциональна, чем публика, поэтому и более нетерпима.

    В своем анализе публики Тард подчеркивает роль общественного мнения, под которым понимает не только совокупность суждений, но и желаний. Современное общественное мнение, считает он, сделалось всесильным, в том числе и в борьбе против разума. Оно руководствуется внушенными идеями и чем многочисленнее делается публика, тем сильнее власть общественного мнения.

     

    Характеристики толпы — Студопедия

    Толпа

    Толпа — это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов.

    Социальная структура толпы очень проста: (1)лидеры (2)все остальные. Иногда лидер выдвигается нестихийно, у него может быть (3) группа помощников, которые будут выполнять разнообразные функции, в частности провокативную функцию (т.е. провоцировать толпу на определенные действия, например, посредством распространения слухов).

    Толпа — это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к неявному, но богатому впечатлениями взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакта глаз, на лицевой мимике, жестах, позах и даже стилях одежды.

    1. Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Фрейд – объяснял тем, что в толпе человек регрессирует на психологический уровень маленького ребенка. Лебон усматривал момент гипноза. Как бы там ни было, но на практике участники толпы действительно с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства. Отсюда тактика прекращения массовых беспорядков – разрежение толпы, т.е. отсечения силами правопорядка от толпы небольших групп с последующим расчленением толпы на несколько невзаимодействующих секторов, большинство из которых сами прекращают активное действие.


    2. Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе. Толпа часто действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов.

    3. Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций. При этом эмоции часто не свои, а эмоции окружающих, которые, как инфекция передаются от человека к человеку. Поэтому в социальной психологии был даже введен термин «психологическое заражение».

    4. Неуязвимость и снятие ответственности. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно «добраться». Например, при осуществлении актов вандализма неистовствующими футбольными болельщиками (битье стекол, порча кресел в вагонах метро и другие подобные действия) каждый из участвующих в них снимает с себя за это ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое.


    Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведению. Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения. При этом толпа одного вида может быть быстро трансформирована в толпу другого вида.

    Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей и т.п.). В этом виде толпы людей объединяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение. Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако бывает, что при изменении условий она может структурироваться и проявлять большую сплоченность.

    Обусловленная толпа — собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее обусловленных социальных норм. Например, толпа, собравшаяся на представление, ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т.д. Все это — виды обусловленной толпы.

    Экспрессивная толпа — это социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результатом. Например, рок-фестивали, религиозные собрания, и т.д.

    Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения. Чаще всего при исследовании социальных процессов действующей толпе придается большее значение, чем всем другим видам толпы.

    1.Одной из важных форм действующей толпы является сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех своих членов. Действия сборища направляются непосредственно на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается. Распространенным примером сборища является линчующая толпа.

    2.Другая важная форма действующей толпы — восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурированно, менее целенаправленно и более неустойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наибольшей степени подвержен различным случайным воздействиям, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.

    Что такое толпа определение, публика в социологии

    Статья: Особенности поведения толпы. Толпа и политика

    ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    РЕФЕРАТ

    студента II курса гуманитарного факультета

    Предмет: «Социальная психология»

    Тема: «Особенности поведения толпы. Толпа и политика»

    Одесса 2008 г.

    Содержание

    Введение

    1. Понятие толпы

    2. Виды толпы и особенности

    3. Толпа и политика

    Заключение

    Литература

    Введение

    Предметом пристального и растущего внимания исследователей (социологов и социальных психологов) массовая психология становится во второй половине ХIX – начале ХХ века, что было вызвано целой волной социально-психологических конфликтов, движений и революций в Европе. Вначале отдельные, а затем и многие социологи именно в этот период вынуждены были отойти от прежнего толкования общественной жизни, они все более склонялись к сознанию необходимости изучать исторические события, учитывая психологию массовых движений.

    Изучение массового стихийного поведения привело к формированию двух основополагающих социально-психологических школ: немецкой психологии народов (М.

    Лазарус, Г. Штейнтель, В. Вундт) и франко-итальянской психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, Ш. Сигеле). В России массовидные явления изучались М.Г. Михайловским, В.М. Бехтеревым, А.Л. Чижевским.

    В СССР данная проблематика была сочтена неактуальной и практически изучение ее было прекращено, между тем как на Западе Европы и в Америке интерес ученых к проблематике стихийного поведения продолжался. В отечественной науке переход к системному познанию проблемы массового стихийного поведения начинается с середины 90-х годов ХХ столетия.

    Поскольку за время развития учения о массовом стихийном поведении, сложились разные подходы к пониманию толпы, то прежде чем приступить к характеристике поведения толпы, остановимся на подходах понятию толпы, ее видах.

    1. Понятие толпы

    Существуют различия между пониманием толпы с политической и психологической точек зрения. Политические институты власти имеют тенденцию рассматривать толпу, как любые массовые проявления протеста, которые не санкционированы властями. Как правило, ставятся в один ряд «массовые истерии», «коллективные беспорядки», «бунты», «восстания», «движение за реформы» и «революционные выступления» [5,4]. Единственное, что авторы выделяют в качестве общих признаков для названных явлений, — это пространственная близость людей, влияние этой близости на их поведение.

    Это очень широкое толкование и не позволяет выделить те особенности толпы, которые принципиально отличают ее от других человеческих агрегаций. Правда, и митинг, и даже театральная аудитория могут при определенных условиях превратиться в толпу, однако тем самым приобретут совершенно новые качества.

    Существует множество попыток определения того, что такое толпа. Приведем некоторые из них.

    Так, Я Щепанський, акцентируя социологические признаки, считал, что толпа представляет собой «временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным способом». Близкое определение дал С.К. Рощин – «с психологической точки зрения под толпой следует понимать изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения». Согласно определению Ю.А. Шерковина, толпа – это «контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно» [2,428].

    Приведенные определения дополняют друг друга. В целом, толпа рассматривается как множество людей, не связанных между собой общностью цели и единой позиционно-ролевой организацией, но объединенных общим центром внимания, сходством эмоционального состояния.

    2. Виды толпы и особенности поведения

    Базовыми механизмами стихийного поведения являются: взаимное заражение, внушение и массовое подражание индивидов друг другу. Совместное действие этих трех механизмов обеспечивает эмоциональное «взвинчивание», приводящее субъект в такое состояние, при котором он теряет способность к самоконтролю и оказывается во власти мощных иррациональных импульсов [2,423].

    В соответствии с законом «духовного единства толпы», сформулированным Г. Лебоном, индивид независимо от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе. В толпе индивид способен на такие акты жестокости и насилия, которые никогда не совершил бы будучи одним. Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние « коллективной души» толпы [3,278]. Так, история дикого Запада знаменита «судами линча», в которых разгневанная толпа вешала пойманного преступника. И часто это был не настоящий преступник, а невиновный человек. Но он попадался под «горячую руку» толпы, совершив неадекватные действия, направленные не на подражание толпе. Когда же тем, кто линчевал человека предлагали совершить аналогичные действия, но уже в одиночку, они упорно отказывались и не представляли, что могут сделать это [1,15].

    По этой же причине психологической особенности поведения человека, на расстрел приговоренного приводили по 6 и более человек с ружьями. Когда они стреляли, то каждый из них втайне надеялся, что попала не его пуля, а другого стрелявшего (то есть убил не я, а другой), что более спокойно воспринималось нервной системой и не откладывалось в ящик «угрызений совести».

    Происходит деиндивидуализация.

    Деиндивидуализация – это потеря самоосознания и страха оценки. Деиндивидуализация возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрирует внимание на отдельном индивиде.

    Когда высокий уровень социального возбуждения объединяется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и потерять чувство индивидуальности. Результатом могут быть действия, которые варьируют от легкого нарушения запретов (проклятия по адресу арбитра, выкрики во время рок-концерта) до импульсивного самовыражения (групповой вандализм, оргии, кражи) и даже до разрушающих социальных взрывов (полицейская жестокость, уличные бесчинства, линчевание).

    По степени активности толпу разделяют на пассивную, активную и агрессивную

    Пассивная толпа. Характерным признаком является отсутствие (сокрытие) эмоционального возбуждения. При таких условиях люди слабо связаны между собой информацией, а поэтому не могут совместно действовать. Они спокойно ожидают чего-либо и относительно независимо друг от друга передвигаются (толпа людей на вокзале).

    Приведем пример, определенной особенности поведения пассивной толпы.

    Молодой человек был убит ударом ножа в живот по дороге домой. После того, как нападающие покинули вагон, другие 11 пассажиров молча наблюдали за тем, как молодой человек умирает от потери крови.

    Женщина случайно упала в магазине и сломала ногу. Страдая, она просила о помощи. На протяжении 40 минут мимо нее проходили потоки покупателей, пока, наконец, один человек помог ей добраться до больницы. Шокирует, что ни один человек в указанных случаях не попробовал оказать помощь.

    Экспериментально выявлено, что присутствие других людей в значительной мере уменьшает возможность вмешательства. До 1980 г. было проведено около 50 экспериментов и было выявлено, что в 90 % свидетели были склонны к оказанию помощи, когда были одни. Феномен социального торможения в оказании помощи в чрезвычайных ситуациях проявляется в группе в форме трех социально-психологических процессов. 1) Препятствие публики. Человек стремиться избежать действий, которые могут ее поставить его в неудобное положение в присутствии других людей. 2) Информационное социальное влияние – наследование поведения других людей. В толпе нередко сразу становится понятным, что требуется помощь. Наблюдая за действиями других присутствующих, человек может решить, что вмешательство нежелательно. 3) диффузия ответственности. Если субъект наблюдает за событием один, то вся ответственность за пострадавшего лежит на нем. Присутствие же рядом других людей, ослабляет чувство ответственности.

    Активная толпа. Таковой является толпа, которая находится в состоянии эмоционального возбуждения, порождающего психологическую готовность людей действовать сообща. У них формируются подобные социальные установки на определенные формы поведения. В активной толпе крепнут связи между людьми, становится более интенсивным обмен информацией. В состоянии внутренней активности, толпа психологически готова к совместным действиям, но еще не действует.

    Агрессивная толпа. Данный вид толпы характеризует высокий уровень эмоционального возбуждения, внутренней и внешней активности. Со временем в этой толпе появляется новое состояние, связанное накоплением психического напряжения людей, чувства отчаянья, гнева и т.д. Главной особенностью агрессивной толпы является деструктивное, разрушительное поведение в отношении предметов или людей.

    Примером могут служить спортивные болельщики-фанаты.

    По характеру поведения разделяют случайную, конвенционную, действующую, экспрессивную разновидности толпы.

    Случайная толпа. Ее возникновение связано со случайным событием, с интересом к определенному событию, например, автомобильная авария.

    Конвенционнальная толпа. Основой формирования поведения такой толпыявляется признание некоторых определенных правил в своем поведении. Обычно такая толпа собирается по поводу какого-нибудь события, объявленного заранее. В данном случае людьми движет определенный конкретный интерес, и они готовы до поры следовать некоторым принятым в таких ситуациях нормам. Это могут быть зрители, например футбольного матча. Внешне у такой толпы существуют все признаки конвенции: билеты, отведенные места, соответствующие заграждения. Внутренне, однако, собравшиеся люди – это не посетители консерватории. Как отмечает Д.В. Ольшанский, — такая толпа остается «конвенциональной» до определенного момента, пока у конной милиции хватит сил ограничивать проход болельщиков к станции метро. Собственные, внутренние «правила» поведения болельщиков-фанатов таковы, что они могут смести милицию. Тогда от «конвенциональной толпы» не останется и следа – она превратится в следующий вид, в толпу действующую [2,432].

    Действующая толпа. Действующая толпа может быть агрессивной, панической, стяжательской (мародерство). Причиной ее действия часто являются ненависть к кому-либо, необходимость спастись от опасности, стремление овладеть какими-либо ценностями, либо состоянием экстаза во время религиозных ритуалов, концертов, карнавалов.

    Экспрессивная толпа. В такой толпе людей объединяют общие чувства (радость, гнев, протест, горе и т.д.). Это толпа людей что-то эмоционально выражающих. В приводимом уже нами случае случайной толпы по поводу дорожно-транспортного происшествия, толпа может превратиться в экспрессивную толпу, выражающую, например, недовольство совершенно безобразной организацией уличного движения и бездарной работой транспортной милиции. Обсудив детали происшествия и удовлетворив тем самым любопытство, такая толпа быстро создает объект, в отношении которого начинает выражать эмоции.

    Все виды толпы объединены высокой динамичностью, изменчивостью. Они могут легко переходить от одного состояния в другое, вследствие чего, ими довольно легко и в тоже время тяжело управлять.

    3. Толпа и политика

    Каждый человек обязательно выступает членом массовидных явлений, конечных «пунктов назначения» политических проектов – объединений людей, повинующихся политике. Изменения в законодательстве, социальные реформы, военные конфликты или смутные времена касаются каждого политического человека, даже если он себя таковым не считает.

    Население страны образуется из массы людей, повинующихся политике для удовлетворения потребности в сохранении жизни на территории совместного проживания лиц различных национальностей, профессий, социального положения. Население характеризует психология политических чувств.

    Толпа образуется из случайных лиц, участвующих в неповиновении власти в момент пика социально-экономической напряженности в обществе. Главной характеристикой для такой толпы является психология политических страстей. Толпа нагнетает и разряжает нервно-психическое напряжение людей, поставленных в безвыходное положение.

    В политической психологии различают понятия «собранная публика» и «несобранная публика». В любом случае, публику всегда объединяет общая цель, что делает ее более управляемой.

    По словам Г. Лебона, — собрание становится организованной толпой, или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющееся закону духовного единства толпы. В публике могут возникнуть такие же явления, как и в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрата рефлексивности, ощущение единства и солидарности. Поэтому некоторые виды публики могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу, а она в свою очередь в толпу повстанческую, если ею овладеют организованные группы, которые сумеют направить ее действия в желательном для себя направлении.

    В случае неразрешения общественной проблемы толпа начинает беспорядки – массовые народные волнения, являющиеся выражением протеста против власти. Беспорядки сопровождаются нарушением режима жизни, порядка движения транспорта, нарушением функционирования всех систем обеспечения, перерастают в вандализм. Толпа не останавливается перед кровью и покушением на жизнь всех, кто по каким-либо причинам показался ей для этого непригодным.

    «Несобранная публика», с внешней стороны – это всего лишь «поляризованная масса», то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении и которые ведут себя исходным образом. Это сходство может проявляться не только в бытовых, но и в более важных вопросах – в идеологии и политике. В несобранной публике внешне не проявляются явления, характерные для толпы или собранной публики.

    Психология поведения толпы

    Нет в таком объеме эмоционального заражения, не развивается в полном объеме процесс деиндивидуализации. Хотя заражение и идет (через средства массовой информации). Средства массовой информации активно стремятся к деиндивидуализации аудитории, однако в полной мере, как в толпе, это трудно достижимо.

    Всякие виды «популяризованных масс» и «несобранной публики» представляют базу для формирования сходных взглядов. В них заключена готовность к некритическому восприятию определенной информации, заложена основа для создания мнения по некоторым вопросам, а также выработки готовности к реагированию сходным образом на идентичные стимулы. Следовательно, они представляют собой фундамент для возникновения мнений и настроений – макроформ массового политического сознания, а за ним и соответствующего поведения [2,441].

    Особым примером такой эволюции несобранной публики являются процессы, происходящие в ходе избирательных кампаний и возникающее в результате электоральное поведение. Электоральное поведение в целом продолжает оставаться стихийным поведением и подчиняется общим закономерностям.

    В конечном счете, электорат делится на две неравные части. Первая, меньшая часть – это организованный электорат, действующий на основе группового сознания и подчиняющийся управляющим этим сознанием политическим институтам, партиям, организациям. Вторую, более значительную часть – составляет неорганизованный электорат.

    Выводы

    Основным субъектом стихийного поведения является толпа. Толпа – это контактная, внешне неорганизованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма, составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно.

    Психическое состояние индивида в толпе меняется. У него развиваются повышенная эмоциональность восприятия, усиливается внушаемость, снижается критическое отношение к себе и способность к рациональной переработке принимаемой информации, подавляется чувство ответственности за свое поведение, появляется чувство силы и ощущение анонимности.

    Среди основных видов толпы выделяются: случайная, экспрессивная, конвенциональная, действующая толпа. Действующая толпа имеет агрессивную, паническую, стяжательскую, мятежную или повстанческую разновидности. Толпа легко может переходить из одного вида в другой.

    Публика представляет собой разновидность толпы. Собранная публика – скопление людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же. Важной чертой такой публики является готовность к реагированию на происходящее некоторым исходным образом. Это сходство установок, ориентаций и готовности к действию.

    К несобранной публике относятся люди, читающие одни и те же газеты, смотрящие одни и те же передачи и т.д. Особым примером несобранной публики является электорат – общность людей, возникающая в ходе предвыборных кампаний. Психологическим механизмом политического поведения несобранной публики являются массовые настроения.

    Литература

    1. Мохов Е.В. Загадки массового сознания //Открытия и гипотезы. — 2003. — № 12. — С. 14-15.

    2. Ольшанский Д.В. Политическая психология. — СПб.: Питер, 2002.- 576 с.

    3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.

    4. Психология / Под ред. Крылова.

    5. Рощин С. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал.

    — Т.11. — 1990. — №5. — С. 3-9.

    6. Український Я. Психологія натовпу // Психолог. — 2004. — №5. — С. 9-17.

    7 мифов массовой психологии

    Crowd

    Толпы — это не многорукие разрушительные монстры популярного или даже фашистского воображения.

    Как вы представляете архетипическую толпу людей — скажем, на концерте, спортивном мероприятии или демонстрации?

    Если вы представляете себе иррациональную, спонтанную, внушаемую, эмоциональную и даже потенциально опасную группу, то вы находитесь в хорошей компании.

    Социологи Дэвид Швайнгрубер и Рональд Вольштейн обнаружили, что такой взгляд на толпу продвигается многими авторами вводных учебников по социологии.Действительно, идею о том, что толпа демонстрирует причудливое, почти патологическое поведение, отстаивал выдающийся французский социолог Гюстав ЛеБон.

    Несмотря на эти убеждения как в учебниках по социологии, так и среди широкой публики, фактические данные не подтверждают это. Толпы — это не многорукие разрушительные монстры популярного или даже фашистского воображения.

    Вот семь мифов о толпе, которые выделяют Швайнгрубер и Вольштейн, в порядке их появления во вводных учебниках социологии.

    1. Толпы спонтанны.

    Самый распространенный миф о толпах состоит в том, что они спонтанные, или, что еще хуже, что они являются рассадниками насилия, а полный хаос находится всего в нескольких необдуманных толчках.

    Исследования массового насилия этого не подтверждают. Одно исследование беспорядков показывает, что насилие обычно связано с присутствием двух противостоящих фракций. Смешанные толпы — что является нормой — на самом деле обычно миролюбивы и проявляют только стереотипное поведение толпы, например.грамм. свист и аплодисменты, раскрашивание лица, пение и крик в зависимости от случая.

    На самом деле большинство людей пойдет почти на все, чтобы избежать реального насилия, независимо от того, находятся они в толпе или нет.

    2. Толпа поддается внушению

    Идея о том, что люди в толпе обладают повышенной внушаемостью, также является относительно распространенным мифом. Говорят, что люди копируют друг друга, ищут лидера, открыты для предложений других о том, как им следует себя вести, возможно, из-за отсутствия социальной структуры.

    Schweingruber и Wohlstein просто не находят исследований, подтверждающих это утверждение. Если в идее, что люди в толпе поддаются внушению, есть доля правды, то никому не удалось продемонстрировать это эмпирически. Один ученый спросил, почему, если толпы так поддаются внушению, они не рассеиваются, когда об этом просит авторитетный деятель.

    3. Толпа иррациональна

    Одним из видов иррациональности, часто приписываемым толпе, является паника. Считается, что в чрезвычайных ситуациях люди внезапно начинают вести себя как эгоистичные животные, топча других в попытке спастись.

    Длинные исследования поведения людей в реальных чрезвычайных ситуациях не подтверждают эту идею. Двумя примерами являются исследования по эвакуации со станций метро и быстрый и упорядоченный способ эвакуации людей из Всемирного торгового центра после террористических атак 11 сентября. В тот день было спасено множество жизней, потому что люди сопротивлялись панике. Сопротивление побуждению к иррациональности или панике — это норма.

    4. Толпа увеличивает анонимность

    Менее распространенный, но все еще популярный миф — идея о том, что люди становятся более анонимными, когда они находятся в толпе.Утверждается, что эта анонимность способствует спонтанности и даже разрушительности, помогая сделать толпы насильственными, опасными местами, в которых нарушаются законы общества.

    В повседневной жизни люди обычно путешествуют группами, со своей семьей или друзьями, и поэтому вовсе не анонимны. Исследования подтверждают это, например, одно исследование 70-х годов показало, что большинство людей на футбольном матче были с одним или несколькими друзьями. Более поздние исследования подтвердили этот вывод.

    5.Толпа эмоциональна

    Этот миф менее распространен — ​​тем не менее, некоторые считают, что толпа особенно эмоциональна. Утверждается, что повышенная эмоциональность связана с иррациональностью и, возможно, насилием.

    Однако современные психологические исследования рассматривают эмоции не отдельно от принятия решений, а скорее как их неотъемлемую часть. Поэтому говорить об «эмоциональной толпе» в отличие от «рациональной толпы» не имеет смысла. Люди в толпе принимают решения, руководствуясь эмоциями, точно так же, как они это делают, когда они не в толпе.

    6. Толпа единодушна

    Мало кто из учебников по социологии поддерживает миф о единодушии, но идея о том, что, когда люди вместе, они склонны действовать согласованно, все же возникает. Исследования показывают, однако, что это бывает редко — люди упорно остаются индивидуальными.

    7. Толпа разрушительна

    Наименее распространенный миф в учебниках по социологии, но довольно сильный культурный стереотип толпы — это то, что толпа разрушительна. Это тесно связано с мифом о спонтанности и часто связано с насилием.

    Опять же, Швайнгрубер и Вольштейн обнаружили, что исследование (подобное этому) показывает, что насилие в толпе встречается крайне редко. А то, что действительно происходит, обычно совершает небольшое меньшинство — это люди, которые попадают в новости.

    Об авторе

    Crowd Психолог, Джереми Дин, доктор философии — основатель и автор PsyBlog. Он имеет докторскую степень по психологии Университетского колледжа Лондона и две другие ученые степени по психологии.

    Он пишет о научных исследованиях в PsyBlog с 2004 года.Он также является автором книги « Making Habits, Breaking Habits » ( Da Capo, 2003 ) и нескольких электронных книг:

    → биография доктора Дина, Twitter, Facebook и способы связи с ним.

    [Изображение предоставлено: twose]

    .

    условных обозначений толпы | Социологический словарь открытого образования

    Определение традиционной толпы

    ( существительное ) Люди, собирающиеся на запланированное мероприятие.

    Примеры обычной толпы

    • Аудитория на концерте
    • Зрители на спортивном мероприятии
    • Студенты, посещающие лекцию

    Обычное произношение в толпе

    Руководство по использованию произношения

    Формула: Созвездие · вся толпа

    Аудио произношение

    Фонетическое правописание

    • Американский английский — / kuhn-vEn-shuhn-l krOUd /
    • Британский английский — / kuhn-vEn-shuh-nuhl krOUd /

    Международный фонетический алфавит

  • Английский — / kənˈvɛnnəl kraʊd /
  • Британский английский — / kənˈvɛnʃənl kraʊd /
  • Замечания по использованию

    Дополнительная информация

    • Происхождение слов «общепринятый» и «толпа» — Интернет-словарь этимологии: etymonline.com
    • Borch, Christian. 2012. Политика толпы: альтернативная история социологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
    • Коллинз, Рэндалл. 2008. Насилие: микросоциологическая теория . Принстон: Издательство Принстонского университета.
    • Друри, Джон и Клиффорд Джон Т. Стотт, ред. 2013. Толпы в 21 веке: перспективы современных социальных наук . Лондон: Рутледж.
    • Исли, Дэвид и Джон Клейнберг.2010. Сети, толпы и рынки: рассуждения о высокосвязном мире . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
    • Хьюз, Хелен МакГилл. 1972. Толпа и массовое поведение . Бостон: Аллин и Бэкон.
    • Сандин, Ал. 2009. Укрощение американской толпы: от бунтов штампа до покупок . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор прессы.

    Связанные термины


    Консультации по работам

    Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Страйер, Сьюзан Коди-Ридзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайайн, Джефф Брай, Фэй Джонс.2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.

    Хьюз, Майкл и Кэролайн Дж. Крёлер. 2011. Социология: ядро ​​. 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Кендалл, Диана. 2011. Социология в наше время . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Мерриам-Вебстер. (Нет данных) Словарь Merriam-Webster . (Http://www.merriam-webster.com/).

    Oxford University Press. (Нет данных) Оксфордские словари . (Https: // WWW.oxforddictionaries.com/).

    Принстонский университет. 2010. WordNet . (Https://wordnet.princeton.edu/).

    Рэндом Хаус Словарь колледжа Вебстера . 1997. Нью-Йорк: Random House.

    Равелли, Брюс и Мишель Уэббер. 2016. Изучение социологии: канадская перспектива . 3-е изд. Торонто: Пирсон.

    Столли, Кэти С. 2005. Основы социологии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.

    Томпсон, Уильям Э., и Джозеф В. Хики. 2012. Общество в фокусе: введение в социологию . 7 изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

    Тишлер, Генри Л. 2011. Введение в социологию . 10-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    авторов Википедии. (N.d.) Викисловарь, Бесплатный словарь . Фонд Викимедиа. (Http://en.wiktionary.org).

    Приведите определение традиционной толпы

    ASA — Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

    Bell, Kenton, ed.2013. «Обычная толпа». В социологическом словаре открытого образования . Проверено 14 августа 2020 г. (https://sociologydictionary.org/conventional-crowd/).

    APA — Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

    обычных людей. (2013). В К. Белл (ред.), Словарь социологии открытого образования . Взято с https://sociologydictionary.org/conventional-crowd/

    Chicago / Turabian: Author-Date — Chicago Manual of Style (16-е издание)

    Bell, Kenton, ed.2013. «Обычная толпа». В социологическом словаре открытого образования . По состоянию на 14 августа 2020 г. https://sociologydictionary.org/conventional-crowd/.

    MLA — Ассоциация современного языка (7-е издание)

    «традиционная толпа». Социологический словарь открытого образования . Издание Кентон Белл. 2013. Интернет. 14 августа 2020 г. .

    .

    Исследование народного ума — Гюстав Ле Бон

    Получите БЕСПЛАТНОЕ членское видео ! Подписывайтесь на нашу новостную рассылку.

    Ниже приводится стенограмма этого видео.

    Природа толпы уже давно является предметом интереса философов. Однако 18 гг. И 19 гг. Были временем, когда повышенное внимание уделялось пониманию психологии толпы. Например, философ 18 века Жан Жак Руссо провозгласил, что «… у нас очень несовершенное знание человеческого сердца, если мы не исследуем его также в толпе.”

    Гюстав Ле Бон (1841-1931), французский социальный психолог, часто считается отцом изучения психологии толпы. Ле Бон считал, что понимание психологии толпы необходимо для правильного понимания истории и природы человека. Как он писал в своей классической и очень влиятельной работе Толпа: исследование народного ума :

    «Это толпы, а не отдельные люди, которые могут быть побуждены к риску смерти, чтобы обеспечить торжество веры или идеи, которые могут быть воспламенены энтузиазмом ради славы и чести … Такой героизм, без сомнения, отчасти бессознателен, но именно на таком героизме творится история.»(Толпа: исследование народного ума — Гюстав Ле Бон)

    В этом видео мы кратко рассмотрим классические работы Ле Бона. В частности, мы исследуем его взгляды на природу толпы, рассмотрим роль, которую идеи играют в влиянии на толпу, исследуем религиозные чувства толпы и обсудим психологические и эмоциональные преимущества, которые человек получает от присоединения к толпе.

    Что такое толпа? Ле Бон определил толпу как группу людей, объединенных общей идеей, верой или идеологией.

    Идея, объединяющая толпу, не выбирается путем ясного рассуждения и исследования доказательств. Вместо этого, как мы обсудим более подробно позже, толпы принимают убеждения и идеи поверхностно и используют их как топливо для революционных действий.

    Согласно Ле Бону, когда человек становится частью толпы, он претерпевает глубокую психологическую трансформацию. То есть он перестает действовать как физическое лицо:

    «Он больше не сам, но превратился в автомат, который перестал подчиняться своей воле.»(Толпа: исследование народного ума — Гюстав Ле Бон)

    С такой психологической трансформацией человек больше не живет для себя, а вместо этого становится пешкой, которая жертвует своими личными целями и задачами ради целей толпы:

    «В толпе каждое чувство и действие заразительны и заразительны до такой степени, что человек с готовностью жертвует своими личными интересами ради коллективных интересов». (Толпа: исследование народного ума — Гюстав Ле Бон)

    Как упоминалось ранее, Ле Бон утверждал, что толпа формируется, когда влиятельная идея объединяет множество людей и побуждает их действовать для достижения общей цели.Однако эти влиятельные идеи никогда не создаются членами толпы. Вместо этого они были внесены в мир умами великих людей.

    Поскольку те, кто составляет толпу, по самой своей природе посредственны, они неспособны понять эти идеи в их первоначальной форме. Следовательно, чтобы идея объединялась и влияла на толпу, ее нужно сначала полностью упростить:

    «Идеи, которые были доступны толпе только после того, как приняли очень простую форму, часто должны претерпевать самые радикальные преобразования, чтобы стать популярными.Особенно когда мы имеем дело с несколько возвышенными философскими или научными идеями, мы видим, насколько далеко идущими являются модификации, которые они требуют, чтобы понизить их до уровня интеллекта толпы … Какой бы великой или правдивой ни была идея, она лишена почти всего, что составляло ее возвышение и величие, потому что она попала в интеллектуальный круг толпы и оказывает на них влияние ». (Толпа: исследование народного ума — Гюстав Ле Бон)

    Например, великий философ мог бы превозносить природу свободы в 800-страничном шедевре.Однако толпа, неспособная постичь такие мысли, потребовала бы полного упрощения концепции свободы, чтобы стимулировать революционные действия. Ле Бон предположил, что именно здесь вступают лидеры. Потому что именно лидер толпы передает упрощенные идеи толпе и тем самым объединяет ее воедино и побуждает к действию.

    «Большинство людей, особенно в массах, не обладают ясными и аргументированными идеями по какому-либо предмету, выходящему за рамки их собственной специальности.Лидер служит им проводником ». (Толпа: исследование народного ума — Гюстав Ле Бон)

    В наши дни можно увидеть, насколько воодушевленными и обновленными становятся толпы, когда они слышат, как лидер объявляет, что дело ведется во имя свободы, мира или процветания. Как только эти слова провозглашаются, члены толпы кивают головами в слепом повиновении всему, что еще следует из уст вождя, совершенно не зная о коррумпированных целях, которые могут быть истинным руководством для действий лидера.

    «Как многочисленны толпы, героически столкнувшиеся со смертью из-за верований, идей и фраз, которые они едва понимали!» (Толпа: Исследование народного ума — Гюстав Ле Бон)

    Ссылаясь на идеи, которыми лидеры манипулируют, чтобы управлять толпой и контролировать ее, Ле Бон написал:

    «Многие считают их природными силами, сверхъестественными силами. Они вызывают в умах людей грандиозные и смутные образы, но та самая расплывчатость, окутывающая их безвестностью, увеличивает их таинственную силу.Это таинственные божества, скрытые за скинией, к которым набожные подходят только в страхе и трепете ». (Толпа: Изучение народного разума — Гюстав Ле Бон)

    Подходя к этим упрощенным и потому серьезно неправильно понятым идеям как к таинственным божествам, толпа всегда формирует религиозное отношение к идеям, которые побуждают их к действию. Это происходит даже тогда, когда идеи не имеют явно религиозного компонента: «Человек религиозен не только тогда, когда он поклоняется божеству, но когда он вкладывает все ресурсы своего разума, полное подчинение своей воли и искренность души. пыл фанатизма на службе дела или отдельного человека, который становится целью и руководителем его мыслей и действий.”

    Следуя этой линии рассуждений, Ле Бон продолжил:

    «Если бы можно было побудить массы принять атеизм, неверие проявило бы весь нетерпимый пыл религиозного чувства и в своих внешних формах вскоре превратилось бы в культ». (Толпа: исследование народного ума — Гюстав Ле Бон)

    В то время как толпы способны на поступки, которые достигают как добра, так и зла, Ле Бон считал, что толпы чаще всего совершают варварские и аморальные действия.Почему толпа так часто ведет себя аморально?

    Ле Бон выдвинул следующее объяснение: «… наши дикие, деструктивные инстинкты — это наследство, оставшееся бездействующим у всех нас от первобытных веков. В жизни изолированного индивида ему было бы опасно удовлетворять эти инстинкты, в то время как его поглощенность безответственной толпой, в результате чего он гарантирован безнаказанности, дает ему полную свободу следовать им ».

    Психолог 20 века Карл Юнг повторил эту идею:

    «… если люди собираются вместе и образуют толпу, тогда динамизм коллективного человека высвобождается — звери или демоны, которые дремлют в каждом человеке, пока он не станет частью толпы.Человек в массе бессознательно опускается на более низкий моральный и интеллектуальный уровень, на тот уровень, который всегда существует, ниже порога сознания, готовый вырваться наружу, как только он будет активирован образованием массы ». (Карл Юнг)

    (Посмотрите наш мини-сериал из 2 частей о Карле Юнге)

    Тем не менее, Ле Бон считал, что понимает, что побуждает людей присоединяться к толпе.

    Когда человек живет своей жизнью как личность, то есть когда он вынужден брать на себя ответственность за свою жизнь, он склонен ощущать сокрушительное бремя и чувство бессилия, которое, кажется, не может поколебать.

    Присоединяясь к толпе или массовому движению, человек временно освобождается от этой ответственности и чувства бессилия и начинает чувствовать, что он способен поколебать основы земли:

    «В толпе глупые, невежественные и завистливые люди освобождаются от чувства своей незначительности и бессилия и вместо этого одержимы понятием жестокой и временной, но безмерной силы». (Толпа: исследование народного ума — Гюстав Ле Бон)

    Ле Бон считал, что все мы в некотором смысле являемся частью толпы, поскольку все мы движимы идеями и идеологиями, которые социализированы в нас и через совместные действия объединяют нас с другими в нашей культуре.Другими словами, многие наши действия мотивированы идеями, убеждениями и идеологиями, которых мы не понимаем. Ле Бон считал, что невозможно полностью освободиться от всех этих скрытых идей. Тем не менее он утверждал, что частичной свободы и независимости можно достичь, обратив внимание на идеи, ценности и убеждения, которыми мы руководствуемся. Как мудро утверждал Ле Бон:

    «Тирания, бессознательно воздействующая на умы людей, — единственная настоящая тирания, потому что с ней невозможно бороться.»(Толпа: исследование народного ума — Гюстав Ле Бон)

    Не забудьте дополнить свои знания о толпе информацией о том, как власть имущие используют страх как средство социального контроля.

    Дополнительная литература

    Связанные

    .

    социология | Определение, история, примеры и факты

    Социология , социальная наука, изучающая человеческие общества, их взаимодействия и процессы, которые их сохраняют и изменяют. Это делается путем изучения динамики составных частей общества, таких как институты, сообщества, населения, а также гендерные, расовые или возрастные группы. Социология также изучает социальный статус или стратификацию, социальные движения и социальные изменения, а также социальные беспорядки в форме преступности, девиантности и революции.

    Социальная жизнь в значительной степени регулирует поведение людей, в основном потому, что у людей отсутствуют инстинкты, которые управляют поведением большинства животных. Таким образом, люди зависят от социальных институтов и организаций в принятии своих решений и действий. Учитывая важную роль, которую организации играют в влиянии на человеческие действия, задача социологии — выяснить, как организации влияют на поведение людей, как они создаются, как организации взаимодействуют друг с другом, как они распадаются и, в конечном итоге, как они исчезают.Среди самых основных организационных структур — экономические, религиозные, образовательные и политические институты, а также более специализированные институты, такие как семья, сообщество, вооруженные силы, группы сверстников, клубы и добровольные ассоциации.

    Социология как обобщающая социальная наука превосходит по своей широте только антропология — дисциплина, охватывающая археологию, физическую антропологию и лингвистику. Широкий характер социологического исследования заставляет его пересекаться с другими социальными науками, такими как экономика, политология, психология, география, образование и право.Отличительной чертой социологии является ее практика использования более широкого социального контекста для объяснения социальных явлений.

    Социологи также используют некоторые аспекты этих других областей. Психология и социология, например, разделяют интерес к подполе социальной психологии, хотя психологи традиционно сосредотачиваются на людях и их психических механизмах. Социология уделяет основное внимание коллективным аспектам человеческого поведения, поскольку социологи уделяют больше внимания способам влияния внешних групп на поведение людей.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

    Область социальной антропологии исторически была довольно близка к социологии. Примерно до первой четверти 20 века эти два предмета обычно объединялись в одном отделе (особенно в Великобритании), что различалось главным образом акцентом антропологии на социологии дописьменных народов. Однако в последнее время это различие исчезло, поскольку социальные антропологи направили свои интересы на изучение современной культуры.

    Две другие общественные науки, политология и экономика, в значительной степени развивались из практических интересов наций. Обе области все чаще признают полезность социологических концепций и методов. Сопоставимая синергия также сложилась в отношении права, образования и религии и даже в таких контрастных областях, как инженерия и архитектура. Все эти области могут извлечь выгоду из изучения институтов и социального взаимодействия.

    Историческое развитие социологии

    Хотя социология опирается на западную традицию рационального исследования, установленную древними греками, она является детищем философии 18-19 веков и рассматривается, наряду с экономикой и политологией, как реакция на спекулятивную философию и фольклор. ,Следовательно, социология отделилась от моральной философии и стала специализированной дисциплиной. Хотя ему не приписывают основание дисциплины социологии, французский философ Огюст Конт известен тем, что ввел термин социология .

    Основатели социологии потратили десятилетия на поиски правильного направления новой дисциплины. Они испробовали несколько сильно расходящихся путей, некоторые из которых основывались на методах и содержании, заимствованных из других наук, другие были изобретены самими учеными.Чтобы лучше понять различные повороты, которые приняла дисциплина, развитие социологии можно разделить на четыре периода: становление дисциплины с конца 19 века до Первой мировой войны, межвоенная консолидация, взрывной рост с 1945 по 1975 год и последующие период сегментации.

    Основание дисциплины

    Некоторые из первых социологов разработали подход, основанный на дарвиновской теории эволюции. В своих попытках создать научно обоснованную академическую дисциплину ряд творческих мыслителей, включая Герберта Спенсера, Бенджамина Кидда, Льюиса Х.Морган, Э. Тайлор и Л. Хобхаус провел аналогии между человеческим обществом и биологическим организмом. Они ввели в социологическую теорию такие биологические концепции, как вариативность, естественный отбор и наследование, утверждая, что эти эволюционные факторы привели к прогрессу обществ от стадий дикости и варварства к цивилизации в силу выживания наиболее приспособленных. Некоторые писатели считали, что эти этапы развития общества можно увидеть на этапах развития каждого человека.Странные обычаи объяснялись предположением, что они были возвратом к полезным практикам более раннего периода, таким как воображаемая борьба, иногда происходящая между женихом и родственниками невесты, отражающая более ранний обычай захвата невесты.

    В популярный период конца 19 — начала 20 веков социальный дарвинизм, наряду с доктринами Адама Смита и Томаса Мальтуса, пропагандировал неограниченную конкуренцию и невмешательство, чтобы «наиболее приспособленные» выживали, а цивилизация продолжала развиваться.Хотя популярность социального дарвинизма в XX веке пошла на убыль, идеи конкуренции и аналогий из биологической экологии были заимствованы Чикагской школой социологии (программа Чикагского университета, посвященная городским исследованиям, основанная Альбионом Смоллом в 1892 году), чтобы сформировать теория экологии человека, которая остается жизнеспособным исследовательским подходом.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *